Бизнес

Бизнес план на обществознание 11 класс – Презентация к уроку по обществознанию (10, 11 класс) на тему: Бизнес-планы

31.10.2017

Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: Бизнес и предпринимательство (11 класс)

                               "Бизнес и предпринимательство".

                             Урок по обществознанию  в  11  классе

1. Введение в тему (работа с понятийным аппаратом).

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Бизнес и предпринимательство”. Эти слова нам очень хорошо знакомы, мало того мы совершенно справедливо считаем их синонимами, и может показаться странным дублирование в теме слов одного понятийного аппарата. Но я намеренно соединила их вместе, чтобы они не только помогли нам проникнуть в суть самого распространенного социально-экономического явления, но и увидеть отличительные оттенки и нюансы.

Первым появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно т.к. Англия является классическим примером капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги.

А здесь перед нами формула из слов (рисунок 1). Как вы думаете каков её смысл?

Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.

2. Актуализация темы (разработка плана урока).

Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами за 6,7 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.

Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, чтобы быть успешными в будущем?

Какие проблемы разобрать, чтобы в будущем успешно вести дела?

Что необходимо знать, чтобы стать предпринимателем?

Учащиеся: Предлагают интересующие их вопросы, которые фиксируются на доске. Из наиболее значимых формируется план урока.

План урока.

1. Качества личности предпринимателя (какими характерными чертами должен обладать предприниматель, чтобы быть успешным).

2. Правовая база предпринимательства.

3. Виды предприятий.

4. Регистрация предприятий.

3. Знакомство с предпринимателями Владимирского края (выступления учащихся).

Учитель: Первый вопрос, каким должен быть предприниматель, т.е. какие черты характера, личности должен сформировать в себе человек, чтобы быть успешным предпринимателем. Для решения этой задачи мы обратимся к опыту тех людей, которые были успешны в данной сфере

Учащиеся: Прослушивают сообщения одноклассников.

4. Создание морально нравственного кодекса предпринимателя.

Учитель: Мы с вами имели возможность познакомиться с хозяйственной деятельностью предпринимателей разных сословий. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который становится не только делом их жизни, но и ещё должен создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за качества?

Учащиеся: Называют характерные черты.

Стремление к успеху, упорство.

Инициативность.

Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.

Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.

Самостоятельность.

Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).

Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.

Быть упорным в труде.

Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.

Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.

Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность.

Учитель: А что значат эти слова (меценат, спонсор, благотворительность), какой смысл заложен в каждом из них?

Учащиеся: Работают со словарем, постигают сущность слов, определяют сходство и отличия.

Меценатство – покровительство деятелям науки, культуры и искусства. Понятие меценатство происходит от имени богатого человека, государственного деятеля Древнего Рима Мецената, который был известен тем, что оказывал материальную поддержку поэтам, художникам, актерам, музыкантам.

Благотворительность – бескорыстная помощь нуждающемуся.

Спонсорство – это материальная поддержка кого-либо или чего-либо с целью создать или сохранить положительную репутацию, получить известность, стремление к выгоде, рекламе. На эти блага спонсоры обменивают свою финансовую поддержку (сноска).

Вывод: И в том и в другом случае выделяются средства, но в первом случае средства идут на науку, искусство… во втором случае помощь бескорыстная, а в третьем – обмен финансовых средств на рекламу, известность…

Учитель: Какой вариант помощи сейчас наиболее распространен? Почему?

5. Знакомство с азами правовой базы предпринимательства (работа в группах с нормативными документами).

Учитель: Вопросы, которые мы с вами затронули, в какой-то степени риторические. Каждый вправе сам решать, каким ему быть, к чему стремиться. Мы с вами возвращаемся к вопросам и проблемам связанных с бизнесом. Нам необходимо познакомиться с правовой базой предпринимательства. Предпринимательская деятельность регулируется довольно большим списком законов и подзаконных актов (рисунок 2).

Просмотрев статьи конституции, мы видим, что в ней отражены самые общие положения экономической деятельности. Непосредственно сам процесс осуществления предпринимательской деятельности, действия участников, правовой режим имущества, договорные отношения закреплены нормами гражданского кодекса.

Предположим, что у вас возникла идея открыть собственное дело, и вы уже решили, чем будете заниматься. Теперь необходимо подумать, возьмётесь вы за дело в одиночку или вам необходимы единомышленники, с применением наемного труда или без, т.е. вам нужно выбрать форму осуществления предпринимательской деятельности.

Формы предпринимательской деятельности:

1. Индивидуальная трудовая деятельность (предприниматель без образования юридического лица).

2. Предприятие (юридическое лицо).

Главное отличие этих двух форм в ответственности. Если вы решили стать предпринимателем без образования юридического лица, то имущество вашего бизнеса и семейное имущество – неразрывное целое, и если не дай Бог, вы стали банкротом, то с молотка для уплаты долгов пойдёт то и другое.

Если вы создали предприятие, то ваше личное имущество и семейный бюджет это одно, а имущество вашего бизнеса это другое. При неудачном исходе дела вы расплачиваетесь по долгам только имуществом предприятия, а семейные деньги остаются в целости и сохранности.

Предприятие может находиться в частной, муниципальной и федеральной собственности и иметь разную организационно-правовую форму:

Хозяйственное товарищество.

Акционерное общество.

Производственный кооператив.

Учащиеся: Работа в группах с нормативно-правовыми документами (Приложение № 3). Заполнение таблицы “Организационно-правовые формы предприятий”.

Организационно-правовые формы предприятий

Вопросы для сравнения        

Хозяйственное товарищество        

Акционерное общество        

Производственный кооператив

Полное        

Коммандитное        

ОАО        

ЗАО

Уставной капитал        

За счёт вкладов учредителей        

За счёт акций        

За счёт имущественных паевых взносов

Управление        

Участвуют все участники        

Осуществляется только полными товарищами, коммандитисты не участвуют        

Общее собрание акционеров, совет директоров        

Общее собрание его членов

Ответственность        

солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом        

в пределах сумм внесенных ими вкладов        

В пределах стоимости принадлежащих им акций        

Субсидиарная ответственность согласно устава

Учитель: Корректирует ответы учащихся и делает вывод по таблице.

Вывод по таблице: Рассмотрев характерные черты основных организационно-правовых форм предприятий, мы видим отличия. В-первых двух случаях идёт объединение капиталов. Если для осуществления хозяйственной деятельности необходимы большие капиталовложения, то лучше создать АО.. Если же нет необходимости в больших капиталах, то можно создать товарищество. Такая форма больше всего характерна для магазина, автомастерской, юридического агентства. Если же цель объединиться для осуществления совместного труда, то лучше производственный кооператив. Такая форма подойдёт для пекарни, парикмахерской, фермерского хозяйства.

6. Алгоритм государственной регистрации предпринимательской деятельности (объяснение учителя).

Учитель: Мы с вами приступаем к рассмотрению последнего вопроса, регистрация предприятия. Чтобы предприятие имело право на хозяйственную деятельность, оно должно быть правильно зарегистрировано, строго в соответствии с законом. Процесс этот многоступенчатый и мы его сейчас рассмотрим.

1 этап: Подготовка документов для государственной регистрации

а) Устав - это основной учредительный документ, в котором указаны (рисунок 3).

Данные учредительного договора;

Основные виды деятельности предприятия;

Взаимоотношения учредителей и органов управления предприятия.

б) Учредительный договор, в котором указываются).

Реквизиты учредителей;

Название предприятия и его местоположение;

Формирование уставного капитала и распределение долей.

в) Нотариально заверенное заявление, в котором указываются основные положения устава (рисунок 4).

2 этап: Подача документов в налоговую инспекцию

В течение пяти дней происходит регистрация документов, по истечении которых выдаются зарегистрированные документы, плюс дополнительно налоговая инспекция выдает

1. Свидетельство о присвоении единого государственного номера в реестре юридических лиц (это основной документ юридического лица, подтверждающий его государственную регистрацию и внесение в единый реестр юридических лиц в Российской Федерации) (рисунок 5).

2. Свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию (рисунок 6).

3. Выписка из налоговой инспекции об основных положениях юридического лица.

3 этап: Подача документов в государственный комитет статистики

Подаются следующие документы:

а) копия устава

в) копия выписки из налоговой инспекции

Комитет государственной статистики выдаёт информационное письмо о постановке на учёт в Единый государственный регистр предприятий и организаций, в котором прописываются виды разрешённой деятельности предприятия, место образования предприятия и его организационно-правовая форма. Кодируется информация о предприятии в соответствии с общими унифицированными формами статистики в Российской Федерации (рисунок 7).

4 этап: Изготовление печати

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия необходима печать, которую можно изготовить на частных предприятиях, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

5 этап: Уведомление внебюджетных фондов о создании предприятия

Уведомление о создании предприятия во внебюджетных фондах, к которым относятся: Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, необходимо, так как каждое предприятие обязано перечислять часть своих средств в эти фонды.

6 этап: открытие расчётного счёта в банке

После этого государственная регистрация юридического лица закончена и предприятие может осуществлять хозяйственную деятельность.

В процессе объяснения учитель использует презентацию “Бизнес и предпринимательство”.

Учащиеся:

В ходе объяснения учителя учащиеся заполняют схему “Алгоритм регистрации юридического лица”.

По завершению работы схема “Алгоритм регистрации юридического лица” должна выглядеть следующим образом (рисунок 8).

7. Практическая работа по созданию предприятия.

Учащиеся:

Класс делится на группы, каждая из которых создаёт проект предприятия по алгоритму, предоставленному учителем (приложение 4). По окончанию работы группа презентует своё предприятие.

nsportal.ru

План-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему: Конспект урока по обществознанию 11 класс тема: "Предприниматель и бизнес"

Урок 33-34  дата                            класс11

Тема урока:    Предприниматель и бизнес

Цели: ознакомить со структурой производства, показать принципиальное различие между предприятием и фирмой как хозяйственными субъектами; показать сущность предпринимательства как особой формы экономической активности; развивать умения анализировать экономические ситуации и рассчитывать экономическую эффективность принимаемых решений.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель называет тему и цели урока, подчеркивает, что главные понятия урока - три категории экономики: предприятие, фирма,отрасль.)

Мы рассмотрим следующие вопросы. План :

-Структура производства.

-Фирма и предприятие.

-Основы предпринимательства.

-Субъекты предпринимательской деятельности.

-Формы организации бизнеса.

II. Проверка домашнего задания

- Выполним тестирование.

Тест

  1. Что является главной движущей силой в развитии системы

свободного предпринимательства?

а) правительство;        б) конкуренция; в) налоги;        г) товарооборот.

2. Сила, которая заставляет предпринимателей вести свои дела таким образом, чтобы улучшать свой товар, уменьшать его стоимость и обогнать конкурентов, называется...

а)        мотив прибыли;           б)        система ценообразования;

в)        цена замены;               г)        ситуация выбора.

3. Чем определяется качество продукта и его цена в рыночной

экономике?

а)        правительственным регулированием;

б)        системой конкуренции;

в)        ценовой стабильностью;

г)        необходимостью в экспорте товара.

4. Что необходимо для капитализма как экономической системы?

а)        общественная собственность;

б)        частная собственность на средства производства;

в)        правительственное управление производством;

г)        корпоративный контроль за конкуренцией.

5. Что из предложенного является примером экономического
стимула?

а) патриотизм;        б) лояльность;     в) амбиции;             г) заработная плата.

6. Что из предложенного является лучшим примером того, как
правительство оберегает рыночную экономику?

а)        ограничение загрязнения окружающей среды;

б)        ограничение скорости на скоростных автомагистралях;

в)        строительство дорог и мостов;

г)        введение антимонопольного законодательства.

7. Закон спроса гласит, что...

а) продавцы будут предлагать больше товаров по высоким ценам, чем по низким ценам;

б) покупатели будут покупать больше товаров по низким ценам, чем по высоким ценам;

в) изменение цен мало изменит величину спроса на продукт;

г) покупатели будут покупать товары по высоким ценам, если товар будет высокого качества.

8 Каковы условия свободного или совершенного рынка?

а) огромные корпорации не могут контролировать цены потому, что они вне конкуренции;

б) продавцов больше, чем покупателей;

в) покупателей больше, чем продавцов;

г) нет силы, которая могла бы контролировать цены, потому что много покупателей и продавцов.

9 Точка пересечения кривых спроса и предложения называется...
а) цена;        б) стоимость;   в) равновесная цена;        г) насыщаемость.

10 Чем определяются цены в системе свободного предпринимательства?

а)        взаимодействием спроса и предложения;

б)        правительством;

в)        влиянием спроса на равновесную цену;

г)        взаимодействием сил, уменьшающих границы насыщаемости и цены.

11 Почему 100% увеличение цен на молоко имеет меньший эффект, чем такое же увеличение цен на прохладительные напитки?

а)        прохладительные напитки относительно дороже;

б)        производство молока поддерживается правительством;

в)        молоко не имеет заменителей.

12 Какова наиболее вероятная причина падения цен на рынке?

а) увеличение предложения при неизменном спросе;

б) увеличение спроса при неизменном предложении;

в) увеличение спроса и предложения;

г) уменьшение спроса и предложения.

13 За год производство товара удвоилось. Что будет результатом

этого?

А) спрос на него упадет; б) цена на него вырастет;
в) цена на него упадет;        г) предложение не изменится.

14 Что произойдет со спросом на продукт, если цены вырастут?

а)        спрос не будет изменяться;

б)        спрос будет увеличиваться;

в)        спрос станет больше, чем предложение;

г)        спрос будет уменьшаться.

14 В экономике под определением спроса подразумевают число

товаров и услуг, которые...

а)        производители представляют по данной цене;

б)        потребители хотели бы иметь;

в)        покупатели хотят и могут купить по данной цене;

г)        правительство купило выше рыночной цены.

Ответы: 1 б, 2 а, 3 б, 4 б, 5 г, 6 г, 7 б, 8 г, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а,

13 в, 14 г, 15 в.

III. Изучение нового материала

Структура производства

Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 91-93. Объясните  термины и их определения; составьте логические схемы.

Фирма и предприятие

Прочитайте текст учебника на с. 93-94. Найдите определения
понятий «фирма», «предприятие», выясните их место в отрасли производства.

Основы предпринимательства

1Что вы понимаете под предпринимательством?

2Бизнес и предпринимательство - одинаковые понятия или  разные?

   Общепринятого определения предпринимательства нет. Например, американский ученый Роберт Хизрич считает, что предпринимательство есть «процесс создания чего-то нового, что обладает
стоимостью». Прочитайте определение предпринимательства, данное в учебнике на с. 100.

3 - Какие условия необходимы для начала предпринимательства,
т. е. каковы основы предпринимательства? (Частная собственность, конкуренция, ценообразование. Частная собственность позволяет свободно принимать решения, конкуренция мотивирует производство, система ценообразования определяет прибыль.)

4. Субъекты предпринимательской деятельности

(Проводится фронтальная беседа, в ходе которой повторяется
сущность понятия «субъект» и учащиеся могут сами назвать и объяснить, почему государство, предприниматель, партнер, потребитель и наемный работник являются субъектами.)

Итак, основной субъект - предприниматель. Он действует
не только в соответствии с интересами потребителя, но и сам может
формировать спрос потребителя. В этом проявляются две стратегии
предпринимательской активности: на основе выявленного интереса
или на основе навязывания ему нового товара.

Основные средства воздействия предпринимателя на потребителя:

  • новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
  • качество;
  • цена, доступность товара;
  • степень универсальности товара;
  • внешний вид и упаковка;
  • отличие товара от подобного товара других производителей
    и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
  • соответствие государственным или общепринятым стандартам;
  • дополнительные или сопутствующие услуги;
  • организация и качество рекламной кампании.

  Эти средства предприниматель использует для достижения своей главной цели - создать свой круг потребителей, чтобы гарантировать стабильную прибыль.

Государство в зависимости от ситуации может быть:

катализатором предпринимательского процесса;

тормозом в развитии предпринимательства;

занимать нейтральную позицию.

    Значительную роль государство играет в поддержке малого бизнеса.

- Прочитайте текст учебника на с. 102-103.
~ Что такое малый бизнес? Каковы его отличительные черты?
Для аргументации своего ответа необходимо использовать материалы СМИ, прежде всего своего региона.

5. Формы организации бизнеса

(Комментирование учителем текста учебника, чтобы учащиеся смогли записать положительные стороны и недостатки каждой

формы бизнеса.

Более подробно учитель рассказывает о некоторых ценных бумагах.)

Ценная бумага - это документ, который выражает имущественное право и приносит доход в форме процента или дивиденда.

Наиболее распространенные виды ценных бумаг – облигации и акции.

Облигации - долговое обязательство, которое дает право ее владельцу на выплату номинальной суммы в оговоренный срок и ежегодно оговоренных процентов.

Акция - ценная бумага, которая выпускается акционерным об-
ществом и удостоверяет право собственности на долю в капитале
общества.

Дивиденд - часть прибыли акционерного общества, распределяется среди акционеров пропорционально числу акций.

Акции бывают простые (обыкновенные) и привилегированные.

Привилегированные акции гарантируют получение фиксированного дивиденда, но не дают права участвовать в управлении
компанией.

Как вы думаете, почему таков статус привилегированных акций. (Поскольку величина дивиденда по привилегированным
акциям не зависит от прибыли, их владельцы могут вовлечь
компанию в рискованные операции, а от этого пострадают
владельцы простых акций.)

Номинальная стоимость акции - это та сумма денег, которая указана на акции, и при учреждении акционерного общества продается именно по этой цене. Курс акций устанавливается при перепродаже акции.

IV. Закрепление изученного материала

Составить синквейн    фирма

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

  1. предложение
  1. слово аналогичное

 V Домашнее задание

Выучите § 13 (учебник Кравченко), выполните задания 4 и 7.

nsportal.ru

Методическая разработка «Школьный бизнес-план на уроках экономики в 11 классе»

Проектная технология

«Школьный бизнес-план на уроках экономики в 11 классе»

Пояснительная записка

В нашей школе курс экономики является частью обществознания в соответствии с учебным планом.

Одной из важнейших тем курса, вызывающей интерес у ребят, формирующей финансовую грамотность учащихся, является тема

« Слагаемые успеха в бизнесе. Основы предпринимательской деятельности» в 11 классе. И это не случайно.

Понятие бизнеса (или предпринимательства) уже прочно вошло в нашу жизнь.

Предпринимательство - это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. Развитие рыночных отношений в России подтолкнуло к проявлению экономической самостоятельности значительное количество людей. Это во многом связано с желанием занявшихся предпринимательской деятельностью не потеряться в непростых условиях изменившейся жизни, иметь свободу в успешной реализации творческих сил, найти своё место в новой структуре социально-экономических отношений. Данный аспект определяет большую заинтересованность и у выпускников школы.

Непростое решение создать собственное дело потребует от предпринимателя серьёзных усилий, чтобы добиться реализации своих идей. Основополагающим этапом создания собственного дела является обоснование предпринимательских идей, поскольку на данном этапе выявляется экономический интерес и мотивы будущей предпринимательской деятельности. При этом желание заработать должно базироваться на простом рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить её.

Вы решили, чем будете заниматься. Что делать дальше? Для тех, кто решил создать коммерческую организацию, необходимо составить бизнес-план.

Теоретическое объяснение темы « Слагаемые успеха в бизнесе. Основы предпринимательской деятельности» в школьных учебниках базируется на сухом изложении необходимых понятий, терминов, зависимостей, цифр и фактов. Однако правильное и осознанное восприятие и понимание проблемы возможно только в результате личностного проживания, практического подтверждения. Добиться такого результата позволяет такой метод преподавания, как проектная деятельность учащихся. В рамках проектной технологии в 11 классе предусмотрено составление школьного бизнес-плана и его защита. На мой взгляд, школьный бизнес-план должен составляться не отдельными учащимися в рамках подготовки, например к научно-практическим конференциям, а всеми учащимися как одна из обязательных форм работы, что позволяет добиться ожидаемого результата.

Данные уроки проводятся после изучения тем «Производство» и «Предпринимательство», когда учащиеся получают представление об организационно-правовых формах предприятий, об источниках финансирования, о страховании и риске, о выручке, прибыли и затратах и т.д.

Конечно, все мы понимаем, что школьный бизнес-план отличается от реального, он упрощен. И поэтому его правильнее было бы называть проектом, в рамках такого метода преподавания, как проектная деятельность учащихся.

Многие современные школьники обладают креативным мышлением, направление которого может быть не связано непосредственно с каким либо школьным предметом, следовательно, до конца обучения их способности так и остаются не раскрытыми. Более того, бизнес-проект позволяет учащимся рассказать аудитории о том, чего, по их мнению, не хватает в окружающей их действительности. Данная деятельность раскрывает их со стороны их увлечения, пристрастий, наклонностей, иногда даже позволяет утвердиться в глазах одноклассников.

Этапы проектной деятельности « Мой бизнес-план»

1. В начале изучения данной темы учащимся предлагается познакомиться со структурой бизнес-плана.

2. Кроме того, существует немало пособий, руководств по составлению бизнес-планов, которые предлагаются учащимся для самостоятельного изучения.

3. Предварительно обсуждается вопрос о цели составления данного документа и то, какие структуры могут им заинтересоваться.

4. Далее идет изучение непосредственно структуры плана по алгоритму.

5. Ознакомившись со структурой, учащиеся приступают к самостоятельной работе. Работа очень трудоёмкая, особенно учитывая загруженность выпускников в 11 классе. Поэтому учитель должен создать мотивационную для разработки бизнес-плана атмосферу, помогать в выборе идеи, предлагать шаблоны для последующих действий.

Подготовка самого бизнес-плана является домашним заданием, а защита происходит на уроке, затем проводится голосование, и каждый проект получает соответствующую оценку.

Варианты оценивания могут быть разными:

-тайное голосование учащихся (недостаток – выбор по принципу «мой друг»)

- оценивание учителем (недостаток - традиционность и отсутствие ощущения, что тебя выделил твой коллектив)

- оценивание приглашенными экспертами (учителя школы, классный руководитель, администрация школы, предприниматели, представители Центра занятости) – очень значимо для учащихся, но требует предварительной договоренности.

В основном, я не требую сложного и подробного оформления (ввиду экономии времени), главное защитить проект, убедить остальных, что он будет работать.

Как правило, все проекты разные, но тем они и интересны. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Один интересен рекламой, второй - собственным дизайнерским подходом, третий -мечтой, четвертый «убеждает цифрами». Конечно, они не идеальны, но в этом и состоят учебная и воспитательная задачи:

-формирование финансовой грамотности учащихся

-увидеть недостатки в сравнении с конкурентами и удалить их, получить опыт публичных выступлений Ведь, когда не с кем себя сравнить, ты и не узнаешь какой ты

- в проектах звучат идеи улучшить родной город, республику, страну, сделать жизнь более удобной и привлекательной.

Любой опыт требует последующего применения. Что же можно сделать, получив навыки составления бизнес-проекта?

1. Его можно развить до уровня выступления на научно-практических конференциях.

2. Использовать как основу для составления предвыборной программы во время проведения школьных выборов для дня самоуправления.

3. Использовать в урочной и внеклассной работе по профориентации

4.Уже обучаясь в ВУЗе учащиеся смелее берутся за выполнение поставленных перед ними творческих заданий и тверже отстаивают свое мнение при их защите, так как имеют подобный опыт.

Проектную технологию «Школьный бизнес-план» я успешно практикую уже несколько лет.

infourok.ru

Урок обществознания в 11 классе "Бизнес в экономике"

Дата 5.11

Обществознание 11 класс

Тема: Бизнес в экономике.Первым появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно т.к. Англия является классическим примером капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги.

Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.

2. Актуализация темы (разработка плана урока).

Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами за 6,7 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.

  1. Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, чтобы быть успешными в будущем?

  2. Какие проблемы разобрать, чтобы в будущем успешно вести дела?

  3. Что необходимо знать, чтобы стать предпринимателем?

Учащиеся: Предлагают интересующие их вопросы, которые фиксируются на доске. Из наиболее значимых формируется план урока.

План урока.

1. Качества личности предпринимателя (какими характерными чертами должен обладать предприниматель, чтобы быть успешным).

2. Правовая база предпринимательства.

3. Виды предприятий.

4. Регистрация предприятий.

3. Создание морально нравственного кодекса предпринимателя.

Учитель: Мы с вами имели возможность познакомиться с хозяйственной деятельностью предпринимателей разных сословий. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который становится не только делом их жизни, но и ещё должен создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за качества?

Учащиеся: Называют характерные черты.

  1. Стремление к успеху, упорство.

  2. Инициативность.

  3. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.

  4. Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.

  5. Самостоятельность.

  6. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).

  7. Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.

  8. Быть упорным в труде.

  9. Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.

  10. Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.

  11. Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность.

Учитель: А что значат эти слова (меценат, спонсор, благотворительность), какой смысл заложен в каждом из них?

Учащиеся: Работают со словарем, постигают сущность слов, определяют сходство и отличия.

Меценатство – покровительство деятелям науки, культуры и искусства. Понятие меценатство происходит от имени богатого человека, государственного деятеля Древнего Рима Мецената, который был известен тем, что оказывал материальную поддержку поэтам, художникам, актерам, музыкантам.

Благотворительность – бескорыстная помощь нуждающемуся.

Спонсорство – это материальная поддержка кого-либо или чего-либо с целью создать или сохранить положительную репутацию, получить известность, стремление к выгоде, рекламе. На эти блага спонсоры обменивают свою финансовую поддержку (сноска).

Вывод: И в том и в другом случае выделяются средства, но в первом случае средства идут на науку, искусство… во втором случае помощь бескорыстная, а в третьем – обмен финансовых средств на рекламу, известность…

Учитель: Какой вариант помощи сейчас наиболее распространен? Почему?

5. Знакомство с азами правовой базы предпринимательства (работа в группах с нормативными документами).

Учитель: Вопросы, которые мы с вами затронули, в какой-то степени риторические. Каждый вправе сам решать, каким ему быть, к чему стремиться. Мы с вами возвращаемся к вопросам и проблемам связанных с бизнесом. Нам необходимо познакомиться с правовой базой предпринимательства. Предпринимательская деятельность регулируется довольно большим списком законов и подзаконных актов

Просмотрев статьи конституции, мы видим, что в ней отражены самые общие положения экономической деятельности. Непосредственно сам процесс осуществления предпринимательской деятельности, действия участников, правовой режим имущества, договорные отношения закреплены нормами гражданского кодекса.

Предположим, что у вас возникла идея открыть собственное дело, и вы уже решили, чем будете заниматься. Теперь необходимо подумать, возьмётесь вы за дело в одиночку или вам необходимы единомышленники, с применением наемного труда или без, т.е. вам нужно выбрать форму осуществления предпринимательской деятельности.

Формы предпринимательской деятельности:

1. Индивидуальная трудовая деятельность (предприниматель без образования юридического лица).

2. Предприятие (юридическое лицо).

Главное отличие этих двух форм в ответственности. Если вы решили стать предпринимателем без образования юридического лица, то имущество вашего бизнеса и семейное имущество – неразрывное целое, и если не дай Бог, вы стали банкротом, то с молотка для уплаты долгов пойдёт то и другое.

Если вы создали предприятие, то ваше личное имущество и семейный бюджет это одно, а имущество вашего бизнеса это другое. При неудачном исходе дела вы расплачиваетесь по долгам только имуществом предприятия, а семейные деньги остаются в целости и сохранности.

Предприятие может находиться в частной, муниципальной и федеральной собственности и иметь разную организационно-правовую форму:

    1. Хозяйственное товарищество.

    2. Акционерное общество.

    3. Производственный кооператив.

Учащиеся: Работа в группах с нормативно-правовыми документами (Приложение № 3). Заполнение таблицы “Организационно-правовые формы предприятий”.

Организационно-правовые формы предприятий

Вопросы для сравнения

Хозяйственное товарищество

Акционерное общество

Производственный кооператив

Полное

Коммандитное

ОАО

ЗАО

Уставной капитал

За счёт вкладов учредителей

За счёт акций

За счёт имущественных паевых взносов

Управление

Участвуют все участники

Осуществляется только полными товарищами, коммандитисты не участвуют

Общее собрание акционеров, совет директоров

Общее собрание его членов

Ответственность

солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом

в пределах сумм внесенных ими вкладов

В пределах стоимости принадлежащих им акций

Субсидиарная ответственность согласно устава

Домашнее задание параграф 5-6, вариант 2 «Решу ЕГЭ»

Вывод по таблице: Рассмотрев характерные черты основных организационно-правовых форм предприятий, мы видим отличия. В-первых двух случаях идёт объединение капиталов. Если для осуществления хозяйственной деятельности необходимы большие капиталовложения, то лучше создать АО. У нас в области такими считаются ГТК в Суздале, Электроприбор, Точмаш, Полимер Синтез. Если же нет необходимости в больших капиталах, то можно создать товарищество. Такая форма больше всего характерна для магазина, автомастерской, юридического агентства. Если же цель объединиться для осуществления совместного труда, то лучше производственный кооператив. Такая форма подойдёт для пекарни, парикмахерской, фермерского хозяйства.

6. Алгоритм государственной регистрации предпринимательской деятельности (объяснение учителя).

Учитель: Мы с вами приступаем к рассмотрению последнего вопроса, регистрация предприятия. Чтобы предприятие имело право на хозяйственную деятельность, оно должно быть правильно зарегистрировано, строго в соответствии с законом. Процесс этот многоступенчатый и мы его сейчас рассмотрим.

1 этап: Подготовка документов для государственной регистрации

а) Устав - это основной учредительный документ, в котором указаны (рисунок 3).

  • Данные учредительного договора;

  • Основные виды деятельности предприятия;

  • Взаимоотношения учредителей и органов управления предприятия.

б) Учредительный договор, в котором указываются).

  • Реквизиты учредителей;

  • Название предприятия и его местоположение;

  • Формирование уставного капитала и распределение долей.

в) Нотариально заверенное заявление, в котором указываются основные положения устава (рисунок 4).

2 этап: Подача документов в налоговую инспекцию

В течение пяти дней происходит регистрация документов, по истечении которых выдаются зарегистрированные документы, плюс дополнительно налоговая инспекция выдает

1. Свидетельство о присвоении единого государственного номера в реестре юридических лиц (это основной документ юридического лица, подтверждающий его государственную регистрацию и внесение в единый реестр юридических лиц в Российской Федерации) (рисунок 5).

2. Свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию (рисунок 6).

3. Выписка из налоговой инспекции об основных положениях юридического лица.

3 этап: Подача документов в государственный комитет статистики

Подаются следующие документы:

а) копия устава

в) копия выписки из налоговой инспекции

Комитет государственной статистики выдаёт информационное письмо о постановке на учёт в Единый государственный регистр предприятий и организаций, в котором прописываются виды разрешённой деятельности предприятия, место образования предприятия и его организационно-правовая форма. Кодируется информация о предприятии в соответствии с общими унифицированными формами статистики в Российской Федерации (рисунок 7).

4 этап: Изготовление печати

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия необходима печать, которую можно изготовить на частных предприятиях, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

5 этап: Уведомление внебюджетных фондов о создании предприятия

Уведомление о создании предприятия во внебюджетных фондах, к которым относятся: Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, необходимо, так как каждое предприятие обязано перечислять часть своих средств в эти фонды.

6 этап: открытие расчётного счёта в банке

После этого государственная регистрация юридического лица закончена и предприятие может осуществлять хозяйственную деятельность.

В процессе объяснения учитель использует презентацию “Бизнес и предпринимательство”.

Учащиеся:

В ходе объяснения учителя учащиеся заполняют схему “Алгоритм регистрации юридического лица”.

По завершению работы схема “Алгоритм регистрации юридического лица” должна выглядеть следующим образом (рисунок 8).

7. Практическая работа по созданию предприятия.

Учащиеся:

Класс делится на группы, каждая из которых создаёт проект предприятия по алгоритму, предоставленному учителем (приложение 4). По окончанию работы группа презентует своё предприятие.

При недостатке времени на уроке, данная работа может быть задана на дом.

videouroki.net

Урок экономики в 11 классе на тему "Управление предприятием. Бизнес-план"

Тема: УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ. БИЗНЕС-ПЛАН.

Цели урока:

- ознакомить учащихся с особенностями управления предприятием;

- определить сущность понятия бизнес-плана, его структуру и  содержание главных разделов;

- формирование у учащихся   практических навыков разработки бизнес-плана.

- развивать навыки научно-исследовательской работы;

- активизировать учебно–познавательскую деятельность, интерес к предмету;

- развивать логику и умение формулировать и высказывать свои мысли,

- способность работать в команде;

- толерантное отношение к точке зрения своих одноклассников.

Оборудование и материалы: методическая литература, раздаточный материал, ноутбук, презентация

Тип урока: комбинированный с элементами деловой игры.

Формы работы учащихся: индивидуальная и работа в группе.

Ход урока

  1. I. Организационный момент                                                      5 мин

- проверка присутствующих

- проверка домашнего задания

Преимущества и недостатки основных форм бизнеса:

- индивидуальная

- партнёрство (общества)

- корпорация

  1. II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.          3 мин

(2) Задание:

Представьте себе, что вы решили создать собственное дело. Расставьте в логической последовательности задания, которые вы должны для этого выполнить:

  • провести исследование рынка. - 1

  • выбрать технологию производства. - 6

  • выбрать продукцию, которую будет производить предприятие. - 3

  • определить цели и стратегию предприятия. - 4

  • выбрать поставщиков сырья. - 7

  • выбрать целевой рынок. - 5

  • выбрать организационно-правовую форму бизнеса. - 2

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.                1мин

(3) Эпиграф:

«Бизнес-это игра, величайшая игра в мире - если вы знаете, как в неё играть. Томас Дж. Уотсон»

На сегодняшний день самой простой формой организации и управления бизнеса есть создание частного предприятия. Предпринимателей привлекает то, что они являются единственными получателями дохода. Но следует помнить, что вместе с доходами на их плечи ложатся управленческая деятельность, значительные риски и большая ответственность. Кроме этого, имущественные и интеллектуальные возможности одной личности могут быть ограниченными и недостаточными для эффективного управления бизнеса.

IV. Изучение нового материала. 15 мин

Давайте вспомним факторы производства:

- труд

- земля

- капитал

- предпринимат. способности

- информация

А что главное в работе предприятия? УПРАВЛЕНИЕ – МЕНЕДЖМЕНТ

(4) МЕНЕДЖМЕНТ - Деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений

- Наука об управлении организацией

- система стратегий, принципов, методов, функций и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли

(5) Какие же функции выполняет менеджмент?

- планирование - В

- организация - А

- контроль - Г

- мотивация – Б

СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ:

А – создание структуры фирмы, обеспечение взаимодействия и координации её подразделений

Б – Создание внутренней мотивации работника к действию

В – Определение целей деятельности и способов их достижения

Г - Система наблюдения за деятельностью фирмы

(6) Требования к личности руководителя предприятия:

- должен обладать – знаниями в отрасли теории управления и экономики, технологии и организации производства в отрасли, к которой относится его предприятие, интеллект, способность быть лидером

- должен уметь – ставить перед собой четкие цели, предвидеть события, быстро и эффективно разрешать сложные проблемы, влиять на окружающих, содействовать реализации творческого и интеллектуального потенциала подопечных

- должен быть – инициативным, самостоятельным, целеустремлённым, находчивым, уверенным в себе, реалистом.

Современное предприятие — это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления — использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы. Поэтому с целью эффективного управления и планирования предпринимательской деятельности, поиску будущих партнеров и инвесторов, получения банковского кредита на предприятии составляется бизнес-план.

(7) Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. (Записать в тетрадь)

Как написать бизнес-план?

(8) Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:

это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет, прежде всего, узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

  • Название, адрес, данные о владельце.

  • Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.

  • Структура управления и кадровый состав.

  • Направления деятельности, продукция.

  • Партнерские связи и социальная активность.

  • определение и описание продукции или услуг

  • описание основных характеристик вашей продукции (преимущества)

  • качество товара

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами.

Вам необходимо продумать:

  • ценообразование,

  • схему распространения товаров,

  • рекламу,

  • методы стимулирования продаж,

  • организацию послепродажного сопровождения,

  • формирования имиджа.

  • процес производства

  • помещения, их расположение,

  • оборудование, предметы труда

  • персонал.

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных.

  • прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции,

  • смета расходов на реализацию проекта,

  • потребность и источники финансирования,

  • рассчитывается таблица расходов и доходов.

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся. 7 мин

Игра “Незаконченное предложение”.

Управлять это значит ...

(продолжить предложение предлагаемыми вариантами: руководить, вести за собой, быть лидером)

Давайте посмотрим, обладаете ли вы этим качеством. Узнаем кто из вас ведущий, а кто ведомый. Тест “Кто вы ведущий или ведомый?” 

Тест «Кто вы: ведущий или ведомый».

На вопросы отвечать «Да» или «Нет».

  1. Как по вашему, подошла бы вам профессия актера или политика?

  2. Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?

  3. Можете ли вы разговаривать с другим человеком о ваших интимных проблемах?

  4. Сразу ли вы реагируете на малейшие проявления неверного трактования ваших слов и поступков?

  5. Чувствуете ли вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где вы сами хотели бы его добиться ?

  6. Любите ли вы заниматься каким–нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что вы способны на это?

  7. Могли бы вы посвятить всего себя достижению чего-нибудь выдающегося?

  8. Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?

  9. Предпочитаете ли вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

  10. Любите ли вы менять мебель в квартире?

  11. Нравится ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

  12. Любите ли вы «осаживать» того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?

  13. Нравится ли вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

(9) Таблица подсчета баллов:

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Да

5

0

5

5

5

5

5

0

0

5

5

5

5

Нет

0

5

0

0

0

0

0

5

5

0

0

0

0

От 65 до 35 баллов: Вы человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, соответствовать им, управлять ими.

От 30 до 0 баллов: Увы, вы бываете малоубедительным даже тогда, когда абсолютно правы.

VI. Итог урока (10) 2мин

– Какие открытия сегодня вы сделали?

– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

VII. Домашнее задание: (11) 1мин

Приготовить презентацию бизнес-плана

  • Названия фирмы.

  • Вид деятельности.

  • Краткая реклама (слоган).

Общая структура бизнес-плана:

это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет, прежде всего, узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

  • Название, адрес, данные о владельце.

  • Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.

  • Структура управления и кадровый состав.

  • Направления деятельности, продукция.

  • Партнерские связи и социальная активность.

  • определение и описание продукции или услуг

  • описание основных характеристик вашей продукции (преимущества)

  • качество товара

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами.

Вам необходимо продумать:

  • ценообразование,

  • схему распространения товаров,

  • рекламу,

  • методы стимулирования продаж,

  • организацию послепродажного сопровождения,

  • формирования имиджа.

  • процес производства

  • помещения, их расположение,

  • оборудование, предметы труда

  • персонал.

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных.

  • прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции,

  • смета расходов на реализацию проекта,

  • потребность и источники финансирования,

  • рассчитывается таблица расходов и доходов.

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

Общая структура бизнес-плана:

это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет, прежде всего, узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

  • Название, адрес, данные о владельце.

  • Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.

  • Структура управления и кадровый состав.

  • Направления деятельности, продукция.

  • Партнерские связи и социальная активность.

  • определение и описание продукции или услуг

  • описание основных характеристик вашей продукции (преимущества)

  • качество товара

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами.

Вам необходимо продумать:

  • ценообразование,

  • схему распространения товаров,

  • рекламу,

  • методы стимулирования продаж,

  • организацию послепродажного сопровождения,

  • формирования имиджа.

  • процес производства

  • помещения, их расположение,

  • оборудование, предметы труда

  • персонал.

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных.

  • прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции,

  • смета расходов на реализацию проекта,

  • потребность и источники финансирования,

  • рассчитывается таблица расходов и доходов.

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

infourok.ru

Урок № 11-12. Бизнес в экономике.

Обществознание, 11

Урок № 11-12

Бизнес в экономике (правовые основы предпринимательской деятельности)

Д.З.: § 5, ?? (с.66), задания (с.66-67)

Ред. А.И. Колмаков

Цели урока

  • Дать представление о правовым сопровождении предпринимательской деятельности. .
  • Обогатить правовые знания учащихся по основам предпринимательской деятельности;
  • Содействовать формированию предпринимательской инициативе, грамотному поведению на рынке.

Универсальные учебные действия

  • Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей, владеет основными видами публичных выступлений.

Понятия, термины

  • предпринимательство;
  • предпринимательские правоотношения;
  • субъекты предпринимательского права;
  • индивидуальный предприниматель;
  • товарищество;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • акционерное общество;
  • лицензия

Изучение нового материала

  • Правовые основы предпринимательства .
  • Организационно-правовые формы предпринимательства .
  • Как открыть своё дело .

Вспомните. Зачем человеку открывать своё дело? Чем рискует предприниматель? Может ли быть прибыль без риска? А риск без прибыли? Каждый ли может быть предпринимателем?

Согласно статье 34 Конституции РФ за каждым гражданином закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Бизнес

Предпринимательство

Экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды.

Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.

Инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Предпринимательство это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Условия успешного развития предпринимательской деятельности в государственном масштабе

  • Экономическая свобода
  • Поддержание конкурентной среды в экономике
  • Создание правового поля для развития предпринимательства

Предпринимательские

правоотношения -

общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также связанные с ними некоммерческие отношения и отношения по государственному регулированию рыночной экономики

Источники предпринимательского права

  • Конституция РФ
  • Гражданский кодекс
  • Налоговый кодекс
  • Бюджетный кодекс
  • Кодекс об административных правонарушениях
  • Уголовный кодекс

Федеральные законы:

  • «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  • «Об акционерных обществах»
  • «О производственных кооперативах»
  • «О финансово-промышленных группах» и т.д.

Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»

Принципы правового регулирования предпринимательства

  • Свобода экономической ( в т.ч. предпринимательской) деятельности.
  • Инициативная и самостоятельная деятельность.
  • Получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности.
  • Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности.
  • Законность в предпринимательской деятельности.
  • Поддержка добросовестной конкуренции и недопустимость предпринимательской деятельности, направленной на монополизацию рынка .
  • Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • Многообразие форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты

Государственное регулирование

предпринимательской деятельности

Прямое

Косвенное

Предоставление льготных

кредитов, льгот по налого-

обложению.

Необходимость государственной

регистрации предпринимателей,

получение лицензии как условие

осуществления лицензируемого

вида деятельности, получение

сертификата в случае обязатель-

ной сертификации продукции,

товаров и услуг.

Функции предпринимательства

Ресурсная

Творческая

Организационная

Соединение

естественных,

инвестиционных,

трудовых ресурсов

в единое целое

Использование

предпринимателями

своих способностей

для получения

высокого дохода

Использование

новаторства в

деятельности

Участников предпринимательского правоотношения называют субъектами предпринимательского права .

Предпринимательство

Субъекты

Объекты

  • частные лица
  • различные ассоциации

(акционерные общества,

кооперативы)

  • любые виды хозяйственной

деятельности

  • коммерческое посредничество
  • торгово-закупочная,
  • инновационная,
  • консультационная деятельность,
  • операции с ценными бумагами

Предприниматели

Юридические лица

Организация, учреждение, фирма,

выступающие в качестве единого,

самостоятельного носителя прав и

обязанностей.

Физические лица

Человек, участвующий в эко-

номической деятельности в

качестве ее полноценного

субъекта. Он действует от

собственного имени, может

заниматься предпринима-

тельством с момента госу-

дерственной регистрации в

качестве индивидуального

предпринимателя.

Некоммерческие

юридические лица

Коммерческие

юридические лица

Юридическим лицом признается организация, которая:

  • Имеет обособленное имущество (в собственности, хозяйственном. ведении, оперативном управлении)
  • Отвечает этим имуществом по своим обязательствам.
  • Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
  • Может быть истцом и ответчиком в суде.
  • Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Формы юридических лиц

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

  • преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
  • должны иметь фирменное наименование
  • не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями)
  • могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям

Виды коммерческих организаций

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Хозяйственные товарищества

Производственные кооперативы (артели)

Хозяйственные общества

Товарищества на вере

Полные товарищества

Общества с до-полнительной ответственнос-тью

Общества с ограниченной ответственностью

Акционерные общества

Открытые акционерные общества

Закрытые акционерные общества

Виды предпринимательства

Вид

Сущность

Производственное

предпринимательство

Осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей

Коммерческое предпринимательство

Состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции

Финансовое предпринимательство

Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство

Проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны.

Страховое предпринимательство

Особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, которые возвращается только при наступлении страхового случая.

Формы предпринимательства

Тип фирм

Сущность

Индивидуальное или частное предпринимательство

Бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.

Товарищество или партнерство

Бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела.

Кооператив

Похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.

Корпорация

Совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом.

multiurok.ru

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/oratorprofi.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/oratorprofi.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о