У вас, возможно, есть целый список вещей, которые вы сделаете скорее, чем пойдете к врачу. Вас легко понять: прием у доктора может быть очень стрессовым. Вот только сильно переживать совсем не стоит.
Чтобы ваш ежегодный плановый осмотр или экстренный визит прошел гладко, нужно уметь правильно задавать вопросы и высказывать опасения. Что же считать неправильным? Вот мнение нескольких авторитетных врачей, к каким фразам они относятся с раздражением — и что они хотят слышать взамен.
Не говорите: «Я уверена, что это…»
Все мы любим доктора Google. Но большинство врачей сморщиваются при фразе: «Я посмотрела свои симптомы в интернете, и я уверена, что это…», говорит врач-гинеколог Элизабет Листер из Калифорнии. Вы не только можете вызвать у себя панический приступ, вчитываясь в ужасающие болезни и пытаясь поставить себе самостоятельный диагноз, но и существенно усложнить работу своего врача, добавляет кардиолог Сюзанн Штейнбаум из Нью-Йорка.
«Что бы вы ни нашли в интернете — держите это про себя», говорит Штейнбаум. У врачей есть определенный протокол, которому они следуют, проводя диагностику — они принимают ко вниманию ваши симптомы, семейную историю болезни и используемые вами медикаменты — ваш «самопровозглашенный» диагноз может запутать и вас, и врача.
Не говорите: «Это, наверняка, просто нервы»
Конечно, стресс может привести к болезни, но если вы отмахнетесь от своих симптомов, врач вслед за вами перестанет воспринимать их всерьез. Избегайте фраз типа «Может, я себе это придумала», советует Штейнбаум. «Когда вы говорите: «У меня болит голова, но я, должно быть, просто перенервничала» или «это от стресса», врач услышит, что ваши головные боли начались из-за стресса», добавляет она.
Не говорите: «Простите, что отняла ваше время»
Работа вашего врача — заботиться о вашем здоровье, поэтому нет ничего постыдного уйти с планового посещения или экстренного приема с чистым больничным листом. Если что-то вас смущает — идите на проверку. И лучше обратиться в реанимацию с болями в груди, чем принимать препараты от изжоги дома и получить инфаркт, говорит Штейнбаум.
Не говорите: «Вы же наверняка слышали про…»
Вполне нормально прийти на прием, вооружившись вопросами про новый препарат против артрита, о котором вы узнали из рекламы по телевизору, или про новое исследование, о котором прочитали в журнале. Но не думайте, что врач читает и смотрит с вами одно и то же. «К сожалению, врачи не всегда располагают самыми последними сведениями, поскольку у них может попросту не быть на это времени», говорит Листер.
Если вы хотите обсудить прочитанную на интернете статью — потрудитесь ее распечатать и принести с собой на прием. Услышали по телевизору о новом лекарстве? Найдите и распечатайте информацию о нем в интернете. «Предоставьте информацию, которую хотели бы обсудить, а не ожидайте, что врач будет в курсе всего происходящего в мире».
Не говорите: «А разве вы не знаете…?»
Важная новость: доктора тоже люди. Да, они закончили медицинские вузы и лечат людей каждый день, но не ждите от них всемогущества и всезнания. «Есть тонкая грань между уважением к врачу и наделением его сверхъестественными способностями», говорит Листер. И хотя мы хотим быть уверенными, что каждый врач является эталоном компетентности, нам нужно принимать активную роль в собственном здоровье.
Если врач предлагает вам режим, которому вы никак не можете следовать, или лекарство, на которое у вас есть аллергия — не молчите. Врачи заслуживают уважения, но и они должны уважать вас и ваше мнение. «Если вам кажется, что вы не можете открыто и свободно говорить со своим врачом, найдите другого врача», советует Штейнбаум.