В далеких китайских провинциях, недалеко от озера Лугуху, которое местные называют просто Озеро-мать, живут представители немногочисленного племени мосо, в котором настоящей главой семьи считается женщина. Рассказываем, как выглядит их жизненный уклад и как складываются отношения женщин-мосо с мужчинами.
Племя мосо насчитывает всего около 40 000 человек. Большая часть его живет в Юньнани, предгорьях Гималаев, недалеко от озера Лугуху. Сами мосо называют себя просто «на».
Жизнь в деревне мосо может быть суровым испытанием для тех, кто привык к комфорту больших городов. Электричество появилось в деревнях сравнительно недавно, да и то не повсеместно. Водопровод тоже явление нечастое. С другой стороны, в некоторых домах мосо в наши дни все же можно встретить и стиральную машинку, и телевизор.
Зато повсюду висят вывески: «Добро пожаловать в Королевство Дочерей».
Имущество наследуется по женской линии, право матери на детей неоспоримо, женщина считается главой семьи и на ней лежат важные экономические решения, для женщин открыты любые «профессии», никто не выдает их насильно замуж…
Мосо живут преимущественно земледелием, фермеры работают семь дней в неделю. Прожиточный минимум в деревнях мосо очень низкий, около 150−200 долларов в год. Это очень мало даже для отсталых уголков Китая. Всеми работами заведуют женщины: они трудятся в огородах, ухаживают за скотиной, воспитывают детей, ведут домашнее хозяйство, ловят рыбу, торгуют…
История матриархата
Матриархальный уклад жизни племени восходит еще феодальному строю. По одной из теорий, подобный образ жизни был навязан небольшой горсткой местной знати, чтобы нейтрализовать угрозу крестьянского бунта. Эта знать, кстати, сама жила по патриархальному типу — они практиковали обычный брак вместо так называемого «гостевого», а главой семьи был мужчина.
Кроме этого, большая часть из мужчин-мосо были торговцами, которые отправлялись на дальние расстояния, надолго оставляя женщин одних. Волей-неволей научишься и вести хозяйство, и охотиться, и воевать…
Семья мосо: хозяйка дома и ключи от склада
Семьи у мосо большие — вместе живут и женщины, и мужчины: дяди, сестры, матери, прабабки… Главой семьи считается ами (хозяйка дома), у которой в руках сконцентрирована абсолютная власть. Именно она принимает все самые важные экономические решения: на что потратить деньги, какую работу будет выполнять тот или иной член семьи. Когда ами становится совсем старой и желает передать власть следующему поколению, она выбирает наследницу и отдает ей ключи от домашнего склада. Передача ключей символически изображает передачу прав собственности и ответственности за семью.
Дома мосо изнутри обычно разделены на 4 сектора, встроенных в квадрат. Под одной крышей иногда ютятся не только все члены семьи, но также и животные, которым отведен первый этаж. Взрослые женщины живут в отдельных комнатах, остальные члены семьи — мужчины и дети, не достигшие определенного возраста, — спят все вместе в общих «четвертях».
В языке мосо нет слова «отец», потому что института отцовства как такового нет. Детей воспитывают, в основном, дядья — братья матерей, это входит в их прямые обязанности, и детская привязанность к ним глубже, чем к родным отцам. Тем не менее мужчины иногда дают своим отпрыскам карманные деньги, хотя это и необязательно. Дети также навещают своих отцов — в праздники или если родитель болен, отдавая дань уважения ему и его семье.
Как девочки становятся женщинами
До определенного возраста мальчиков и девочек одевают одинаково — в некое подобие короткого халата. По достижению тринадцати лет подростки проходят церемонию совершеннолетия, после которой девочки начинают носить юбки, а мальчики — брюки. Во время этой церемонии девочке предстоит стоять на заранее заготовленной свинине — так называемой zhubiao — и ссыпать в мешок зерно, что символизирует ее способность воспитывать детей.
После церемонии девушка получает свои покои в доме, их называют «цветущая комната». По достижению половой зрелости она вольна приглашать в дом кавалеров, которые приходят под покровом ночи — тайно, а после наступления рассвета покидают дом. Никаких экономических отношений между партнерами нет.