Разное

Как работают стеклодувы: Чудеса из стекла: как работают современные стеклодувы

14.02.2001

Содержание

Работа на выдохе, или Зачем стеклодувы «Росатому»

Авторизация Регистрация

Сброс пароля

Подпишитесь на «СР-КУРЬЕР» Быстрая и маленькая, как атом, газета — доставляем свежие новости из «Росатома», России и мира прямиком в ваш почтовый ящик

Больше не показывать

Вы знаете больше и готовы рассказать?

У вас есть интересная история или вы знаете больше о теме, по которой мы уже выпустили материал. Поделитесь с СР любой идеей. Ждем ваших сообщений!

Прикрепить файл

Отправить

Стеклодув — редкая, но очень нужная для атомной отрасли профессия. Без стеклодувов у научных институтов не было бы лабораторной посуды, специальных приборов и даже стеклянных лабораторных холодильников. Все это изготавливают из расплавленного стекла с помощью умелых рук и сильных легких.

Стеклодув ВНИИНМ Вячеслав Худяков работает в институте 30 лет. Пришел сюда сразу после службы в армии, случайно узнал о вакансии. Опыта работы со стеклом не имел, но не боги горшки обжигают, да и наставники попались хорошие.

«Когда я начинал работать, в нашем цехе было 15 человек. Все старше меня. Я учился у каждого мастера понемногу. Так постепенно погружался в профессию, получал разряды. Сейчас у меня самый высокий разряд, седьмой», — рассказывает Вячеслав.

Творческая работа всегда помогает переключаться после сложных заказов

После реорганизации ВНИИНМ в 2006 году он остался в цехе один. Говорит, сейчас заказов от научных подразделений стало меньше — можно справиться и в одиночку.

Рабочий день начинается в 8:30, заканчивается в 16:30. Каждый день новые задачи, и работа не успевает надоедать. Иногда нужно изготовить стандартные пробирки, а иногда — сложные вакуумные краны из жаропрочного стекла. На один такой кран уходит до трех дней. Сначала нужно выдуть его на горелке с огнем, затем сделать пробку, притереть для более плотного прилегания и сохранения герметичности.

Потом отжечь — придать окончательную форму и твердость, для этого необходимо строго соблюдать температурный режим.

«Порой даже не знаешь, что будешь делать завтра. Научные работники сами прикидывают, каким должно быть нужное им для работы изделие. Раньше все придумывали из головы, теперь находят информацию в интернете, заимствуют опыт у зарубежных коллег. Приходят ко мне, спрашивают, смогу ли я такое сделать», — рассказывает Вячеслав Худяков.

Мастер показывает емкости, которые он выдувал: и типовые колбы, и какие-то замысловатые сосуды, и даже стеклянную перьевую ручку, в которую можно заливать чернила, — тоже заказ для ученых.

Бывает, просят сделать сувениры для института. Например, однажды пресс-служба НИИ заказала подарок для коллег — яйцо с цифрой девять внутри (ВНИИНМ в научной среде называют «Девяткой»).

«Я люблю творческую работу. Мозг должен отдыхать — не все же одни краны делать. Мы с коллегами раньше выдували цветы к 8 Марта. Однажды изготовили 12 символов года. Когда дочка была маленькая, выдувал и для нее разные безделушки. Сейчас она в седьмом классе, и ей это уже не очень интересно, — улыбается Вячеслав. — Я стекло люблю. Оно, как пластилин, может принимать самые разные формы. Вообще в природе существует около 1 тыс. видов стекол. Но нашему институту нужны только два: молибденовое и кварцевое».

За пять минут он выдувает из расплавленного стекла тюльпан. От газовой горелки так и пышет жаром — даже страшно подойти. Но для Вячеслава работа с огнем — обычное дело.

Мастер работает и с жаропрочным стеклом, которое выдерживает температуру до 5 тыс. °C

«Тяжелее всего постоянно работать легкими, — признается он. — Работа считается вредной, с 50 лет стеклодувы уходят на пенсию. К счастью, от родителей я унаследовал хорошее здоровье. Я уже пенсионер, но продолжаю работать».

В цехе у мастера три рабочих места. Первое — стол, за которым с помощью газовой горелки он изготавливает небольшие простые емкости, вроде пробирок. Второе — станок с горелкой, он предназначен для больших изделий — тех, что не удержать в руках. Третье — для работы с изделиями из жаропрочного стекла, которое выдерживает температуру до 5 тыс. °C.

Воздух в цехе нагревается от горелок, и летом здесь работать сложнее. «Отпуск я обычно и планирую на лето, — говорит Вячеслав. — Я дачник, люблю отдыхать на природе. Но и летом работаю. Это не самая большая проблема — вытяжки здесь отличные. Систему вентиляции рабочие из ВНИИНМ делали сами, еще в советское время. Ни у кого ничего не заказывали. Здесь все продумано хорошо, на века».

Есть интересная история?

Напишите нам

Читайте также:

10 октября 2022

Хирург из Заречного — о проблемах врачей и пациентов в атомградах

Федеральный номер «Страна Росатом» N°38 (550)

Скачать

Федеральный номер «Страна Росатом» N°38 (550)

«Перекрестились»: X5 переводит свои супермаркеты на платформу «Гринатома» — стр. 5

Интервью с гендиректором РИР Ксенией Сухотиной — стр. 6

За что дали Нобелевки по естественным наукам —  разбираемся вместе — стр. 8

Скачать

как работают витражисты и стеклодувы

Стеклодув — это мастер по изготовлению разнообразных предметов быта и декора путем выдувания их из стекла с помощью специальной полой трубки. Представители этой профессии — сильные люди, обладающие незаурядными творческими способностями и огромным терпением. Ведь стеклодув — художник, который работает с раскаленным материалом в очень сложных условиях и создает уникальные произведения искусства.

Стеклодув — это волшебник, в руках которого горячая аморфная масса превращается в прекрасный шедевр: елочную игрушку, оригинальную фигурку, изысканный кувшин, красивый бокал или даже целый набор посуды. А за созданные мастером шедевры многие покупатели готовы заплатить огромные деньги.

Особенности профессии стеклодува

Стеклодув обычно работает в оборудованной мастерской, где помимо набора необходимого инструмента имеется специальная печь с тремя камерами для разных технологических операций:

  • Для расплавления стекла.
  • Для периодического разогрева заготовки в процессе работы с ней.
  • Для медленного охлаждения готового предмета.

Кусок расплавленной стеклянной массы, температура которой достигает +1090 °C, мастер кончиком трубки достает из печи и начинает процесс обработки. Для этого он выполняет разнообразные операции с заготовкой:

  • перекатывает ее по плоской поверхности;
  • выдувает из нее стекло через трубку;
  • помещает ее в особые тиски;
  • формирует отдельные детали пинцетом или клещами.

Существуют также стеклодувы, которые работают по иному принципу. Их еще называют лампворкерами (от английских слов lamp — «лампа, горелка» и work — «работа»). Эти мастера изготавливают небольшие предметы путем нагрева стеклянной массы над пламенем горелки, подключенной к баллону с природным газом. Лампворкеры используют миниатюрные инструменты, многие из них работают в присутствии зрителей в общественных местах.

Стекольщик
ЕТКС, Единый тарифно-квалификационный справочник

2-й разряд
Характеристика работ. Приготовление стекольных замазок. Заготовка резиновых прокладок. Выемка стекол с расчисткой фальцев. Временное закрытие оконных переплетов полиэтиленовой пленкой.

Должен знать: основные виды стекол, применяемых для остекления; способы упаковки и распаковки тары со стеклом; способы складирования и хранения стекла; составы стекольных замазок и способы их приготовления; способы временного закрытия оконных переплетов полиэтиленовой пленкой.

3-й разряд

Характеристика работ. Резка и вставка тонких оконных стекол. Забивка шпилек пистолетом. Смена тонких разбитых стекол. Обмазка стекол и фальцев замазкой или герметиками вручную. Установка штапиков. Снятие и установка (навеска) глухих и створчатых переплетов. Остекление блоков со спаренными переплетами с разъединением и соединением створок и полотен. Изготовление резиновых прокладок.

Должен знать: основные виды и свойства материалов, применяемых при стекольных работах; способы резки и вставки тонких оконных стекол; устройство пистолета для забивки шпилек; виды и свойства герметиков и резиновых прокладок; устройство и способы пользования столом-шаблоном для раскроя стекла; способы снятия и навески глухих и створчатых переплетов.

4-й разряд

Характеристика работ. Резка и вставка толстых оконных стекол и стекол специальных марок (увиолевых, теплопоглощающих, матовых, «Мороз», армированных) в деревянные, металлические, железобетонные и пластмассовые переплеты прямоугольного очертания с укреплением клиновыми зажимами, кляммерами, штапиками на винтах, шпильками или замазками. Остекление металлических переплетов стеклопакетами. Крепление стеклопакетов к металлическим переплетам. Остекление дверей. Промазка фальцев замазкой или герметиком с помощью шприца. Сверление отверстий в стеклах.

Должен знать: способы резки и вставки толстых стекол и стекол специальных марок; способы транспортировки толстого стекла с помощью вакуум-присосов; устройство и правила применения механизированного инструмента.

5-й разряд

Характеристика работ. Резка и вставка витринных и зеркальных стекол и стекол специальных марок (узорчатого, закаленного, электронагреваемого, волнистого) в переплеты всех типов. Резка и вставка всех видов стекол в круглые, овальные, полуциркульные и другие переплеты с криволинейным очертанием. Вставка и смена призм и линз. Остекление ограждений лифтовых шахт, лестниц и балконов с укреплением натяжными винтами. Обточка стекол. Смена стекол в витринах.

Должен знать: способы и приемы выполнения стекольных работ; способы криволинейной резки стекол; способы вставки стекол в переплеты с криволинейным очертанием.

6-й разряд

Характеристика работ. Устройство художественно-декоративных витражей. Обточка и замена стекол и зеркал в витражах. Облицовка фасадов и внутренних поверхностей помещений стемалитом, триплексом различных цветов.

Должен знать: способы разметки и разбивки поверхности под художественно-декоративное остекление витражей; способы устройства витражей по рисункам и эскизам; раскрепление стекол и зеркал в витражах; способы и приемы фасадной облицовки и внутренних поверхностей стемалитом, триплексом различных цветов.

Требуется среднее профессиональное образование.

История стеклодувного ремесла

История профессии стеклодува насчитывает около 2000 лет, хотя человечество открыло для себя стекло гораздо раньше. Еще в Древнем Египте в VI тысячелетии до нашей эры люди научились создавать стеклянные сосуды, украшения и пластины путем переплавки кремнезема в печах. Уже тогда мастера заметили, что цвет стекла можно менять путем добавления в него различных минералов. Чаще всего стекло использовали в производстве мозаики, а технологии держали в строжайшей тайне.

Только в I веке нашей эры на территории современной Сирии была изобретена первая стеклодувная трубка, которая претерпела минимальные изменения в течение последующих 20 веков. Новшество быстро распространилось по всей Римской империи, появились стеклодувные мастерские в разных ее уголках.

Но с падением Рима в V веке стеклодувное ремесло быстро пришло в упадок, а знания древних мастеров были утрачены. Его второе рождение состоялось спустя пять столетий благодаря усилиям небольшой группы художников, поселившихся на нескольких островах Венецианской лагуны. Здесь началось производство знаменитого муранского стекла, а местные стеклодувы быстро заслужили славу лучших мастеров Европы.

Чуть позже, в XIII веке начал формироваться другой всемирно известный центр художественного стекла, который и поныне находится в Богемии (на территории современной Чехии). С XVII века богемское стекло приобрело огромную популярность и стало основной причиной упадка производства в Венеции.

Бурный рост промышленности в конце XIX века оказал огромное влияние на производство стекла. Тогда же начали появляться первые промышленные линии по изготовлению бытовой стеклянной посуды (бутылок, стаканов, графинов). Но спрос на истинные произведения искусства из стекла всегда оставался высоким. Поэтому во многих странах Европы в течение последних 200 лет были созданы стекольные мануфактуры, успешно работающие и в наши дни.

Журналист меняет профессию: из журналиста в стеклодувы

Всем привет. Это наша рубрика «Журналист меняет профессию». Меня зовут Нина Бережная и сегодня я буду дуть… Так, стоп. Не подумайте ничего плохого. Дуть, а точнее, выдувать я буду елочные игрушки.

Давайте перенесемся в детство. Все помнят момент, когда мама доставала с антресолей огромную коробку разноцветных стекляшек и всей семьей вы наряжали ими елку? Это был мой самый любимый день в преддверии Нового года. Каждый раз я рассматривала елочные игрушки, как в первый. А сегодня, подумать только, сама смогу сделать елочное украшение.

Поможет мне в этом Елена Кочеткова. Стеклодувным ремеслом она занимается уже больше 10 лет. Сделать десяток-два стеклянных шариков за день для нее задача более, чем несложная.

Я же сажусь на свое рабочее место с опаской. И не только потому, что мне предстоит очень ответственная работа.

Нина Бережная, корреспондент:

«Никогда в жизни я бы не подумала, что буду так тесно контактировать с огнем, потому что это самый мой большой страх».

Пока Елена давала мне рекомендации, моя голова явно была занята другим: я не отрываясь смотрела на пламя из горелки и думала, как бы его не задеть.

Ну вот, я так и знала. Было бы слишком просто, если бы сделать игрушку у меня получилось с первого раза.

Эх, ладно, берем еще одну «пульку». Так называется стеклянная заготовка, из которой я настойчиво пытаюсь сделать нечто похожее на елочный шарик. Так, этот, кажется, выходит лучше предыдущего. Ну вот вам и игрушка, а вы говорили – сложно-сложно.

«– Он получился большой. Вон, видите? – Он очень тонкий. – Очень тонкий с этой стороны. У вас, видите, центр съехал сюда. Здесь много, даже видно по стеклу, а здесь оно тоненькое совсем».

Что, снова все насмарку? Оказывается, главная задача в изготовлении елочного шарика — не выдуть форму, а сделать это правильно. Когда дуешь, нужно непрерывно смотреть на центр будущего украшения и вращать его без остановки. Так воздух распределится равномерно, и игрушка получится идеальной формы. Я не сдаюсь. Решено: либо я уйду отсюда со своим авторским шаром, либо не уйду вовсе.

Нина Бережная:

«Так, уже можно дуть? Давайте подуем. Ну вот, что-то такое у нас получается. Елена мастер с многолетним стажем сказала, что получилось «что-то такое». Новогодней игрушкой это назвать сложно, но что-то такое тоже неплохой результат».

Однако выбрасывать даже такую на первый взгляд неудавшуюся форму не стоит. Елена говорит, что из нее я смогу сделать… быка. Это что, шутка? Разве из этого можно что-то сделать? Впрочем, мое дело – довериться профессионалам. Тем более, что полностью я сделаю не только быка, но и классический шарик. Игрушку правильной формы мне дали из приготовленных чуть раньше. Теперь нужно подождать, пока стекло окончательно остынет.

Кстати, на фабрике елочной игрушки много всего интересного. Это своего рода музей. Например, здесь хранятся инструменты, которыми пользовались годах эдак в пятидесятых.

Нина Бережная:

«Вот эти штуки могут напомнить вам или вызвать у вас ассоциацию с комнатой пыток. Но на самом деле это не так. Это формы для будущих новогодних елочных украшений. Вот сюда вставлялась игрушка, шарик и сжималось вот таким образом. Но не бойтесь, сжималось не руками, как я изначально подумала. Вот это приспособление устанавливалось на пол и вот так вот сжималось ногой. Сложновато, конечно, но получалось здорово».

Ну а пока я глазела по сторонам и рассматривала все, что есть вокруг, подоспели мои формы. Они полностью остыли и теперь готовы превращаться в настоящие елочные игрушки.

Нина Бережная:

«Следующий этап изготовления елочной игрушки проходит вот в этом помещении. Здесь мы будем нашу игрушку красить. Потому как прозрачная вряд ли будет видная на елке, а белая гораздо контрастнее. Начнем. Вот такой вот распылитель. Краска, по словам сотрудников фабрики, абсолютно безвредная и даже не пахнет. Практически как детская гуашь. Итак, пробуем».

Чувствую себя художником стрит-арт.

Нина Бережная:

«Старалась прокрасить его без проплешин. Вот теперь без проплешин»

А теперь самое приятное – иду разрисовывать свои шарики.

Нина Бережная:

«Мастера рассказали мне, как это делать. Нужно взять клей и тонким слоем писать или вырисовывать все то, что ты хочешь изобразить на своем шарике».

Вы слышали этот звук? Сегодня явно не мой день.

Но мастера говорят, что все поправимо. Тем более, что полеты творчества в их студии не ограничены. Сейчас что-нибудь придумаем.

Нина Бережная:

«Мне всегда казалось, что я гораздо более аккуратно делаю подобные вещи. Но чтобы разрушить свои представления, нужно было просто прийти на завод по изготовлению елочных игрушек».

Все знают выражение «я художник, я так вижу»? Вот сейчас оно мне как нельзя кстати.

Нина Бережная:

«Я думаю, что люди, которые здесь работают так не делают. Они вряд ли подтирают что-то пальцем, но первый блин комом, первая игрушка – тем же. Так, давай выберем: красным или золотым. – Золотым».

Ну вот, теперь шарик походит на новогодний. А буквы, которые казались мне кривоватыми, с блестками стали очень даже симпатичными. Но это еще не все, у меня же еще бык.

Нина Бережная:

«А бык у меня будет без зрачков. Просто черные глаза. Не спрашивайте, почему. Просто я мастер».

Но его еще можно привести в чувства. Для этого есть специальные детали. Деревянные, крошечные, их сажают на горячий клей. У других мастеров получается здорово.

Нина Бережная:

«Я хочу, чтобы мой бык был очень модным поэтому я рискну и наклею ему еще кольцо в нос. Надеюсь, у меня получится».

Нина Бережная:

«Для самых смелых есть еще вариант. Можно украсить ушки и кольцо в носу. Мне терять уже нечего, я испортила все, что могла, поэтому испорчу еще и уши быку».

Несмотря на отличия от своих братьев, мой бык тоже получился милым и вполне может претендовать на достойное место на домашней елке. Хотя стремиться еще точно есть куда. Но это не главное. Главное, что я попробовала и сделала елочную игрушку самостоятельно. По-настоящему прикоснулась к празднику.

Впрочем, так может каждый желающий. Особенно рады на фабрике маленьким гостям. Для них здесь организовали квесты, мастер-классы и полное погружение в историю создания стеклянной елочной игрушки.

Сергей Григорьев, директор технопарка «Студия союз»:

«Основное наше производство находится в Селижарово. Там выпускаются они в массовом порядке. Фабрика, где работают стеклодувы, где находится металлизация, где находятся упаковочные цеха. Это основное наше производство, где выпускается основной объем продукции».

За сезон фабрика выпускает более 16 000 елочных игрушек. Все они отправляются на полки магазинов по всей России и даже заграницу. Наша отечественная елочная игрушка пользуется популярностью во всем мире.

Самые известные мануфактуры стеклодувного производства

Среди огромного многообразия изделий из художественного стекла сегодня особо выделяется продукция таких самых известных стеклодувных центров и мануфактур:

  • Moser — наиболее авторитетный и востребованный в мире бренд богемского стекла. Головной офис компании находится в городе Карловы Вары, а ее история насчитывает более 150 лет.
  • Galle — ныне несуществующая компания, созданная французским художником Эмилем Галле (Emil Gallé). Шедевры, созданные под этим брендом в стиле ар-нуво, сегодня можно купить только за огромные деньги.
  • Daum — французское предприятие из города Нанси, успешное пережившее конкурентов из Galle. Компания до сих пор использует воссозданный в 1906 году уникальный древнеегипетский метод литья стекла для изготовления уникальных предметов искусства.
  • Baccarat — французская торговая марка, получившая широкое признание в мире еще в середине XIX столетия за прекрасные изделия из хрусталя, инкрустированные драгоценными металлами.
  • Lalique — знаменитый французский бренд, созданный гениальным ювелиром и художником Рене Лаликом. Рецепт уникального стекла для производства ваз и скульптур Lalique уже почти 100 лет хранится в строжайшей тайне.

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести антикварные предметы из стекла или работы современных художников.

Профессия стеклодув — Кто кем работает

Всё лежит на своих местах, безропотно наблюдая, как сильные рабочие руки мастера держат узкую стеклянную трубочку, нагревая ее под мощным давлением пестрого пламени огня. Несколько секунд, и прямо на глазах начинает происходить маленькое чудо: трубочка меняет форму, становится будто бы пластилином. Стекло растягивают, и оно становится словно тонкая веревочка; вдувают в него воздух, и оно приобретает форму прозрачного мыльного шара, беспрекословно слушаясь своего мастера. Но проходят секунды, и волшебство замирает, оставаясь в заданной форме. Чудо!

О том, какие чудеса можно сделать из стекла и насколько актуальна профессия стеклодува в настоящее время, мы поговорили с мастером своего дела Арчилом Джоджуа.

Содержание

  • 1 В Иваново попал случайно
  • 2 «Агудзера» — проводник в мир стекла
  • 3 Искусство и производство
  • 4 Смотрите также:

В Иваново попал случайно


— «АиФ в Иванове»: Арчил Илларионович, расскажите, как вы стали стеклодувом?

— Арчил Джоджуа: Если бы мне в молодости сказали, что я буду стеклодувом, ни за что бы не поверил. После окончания школы я мечтал поступить в строительный институт, на заочное отделение. Обучаться на стеклодува меня записал мой старший брат. Очутившись первый раз в мастерской, я был поражен. Кругом стоял сильный шум, в помещении было душно. Нехотя я приступил к занятиям. Но очень скоро меня уже нельзя было оторвать от стола. А через три года я работал наравне с опытными мастерами. Шло время, я занимался любимым делом, но понимал, что мне не хватает образования. Однажды, совершенно случайно, в городском киоске мне на глаза попалась брошюра об Ивановском химико-технологическом институте. И совсем скоро я устроился работать в стеклодувную мастерскую ИХТИ, а в дальнейшем поступил на силикатный факультет. В стеклодувной мастерской было много старых приборов, работать на которых было практически невозможно. Первое время меня выручала горелка, которую я привез с собой. Научно-исследовательская работа в Ивановском химико-технологическом институте в то время просто кипела. Стеклодувная мастерская работала день и ночь.

Бывало, что я не спал по нескольку дней. Однажды, не выдержав такого напряжения, я не заметил, как на мне загорелся халат.

Как-то ректор ИХТИ Г.А.Крестов попросил меня выполнить художественное изделие своему знакомому. Я долго думал, размышлял и решил посадить на кристалл три хрустальные розы. Получилось здорово.

В Гусь-Хрустальном открылась выставка Адольфа Курилова >>>

— «АиФ в Иванове»: Но вы ведь уезжали из Иванова?

— Арчил Джоджуа:

В дальнейшем мне пришлось вернуться на родину, я не мог оставить маму одну. Через несколько лет судьба снова подарила мне встречу с удивительным человеком, ректором ИХТИ, Г.А.Крестовым. Он уговорил меня вернуться в Иваново и помочь ему в организации стеклодувной мастерской в формировавшемся тогда ИХР РАН. Так институт химии растворов им. Г.А.Крестова стал мне вторым домом. Всё в мастерской сделано моими руками: рабочие столы, розетки, стены и даже плиточный пол. Часть инструментов, оборудование для стеклодувной мастерской были привезены мной из командировок. Многие из них до сих пор верно мне служат.

«Агудзера» — проводник в мир стекла


— «АиФ в Иванове»: А каким было ваше первое изделие, вы помните?

— Арчил Джоджуа: В молодости с друзьями мы часто гуляли по берегу моря, и вот однажды какие-то девушки попросили у нас ацетона, им надо было стереть лак с ногтей. Я решил выручить их и на следующий день принес стеклянную бутылочку с ацетоном, на которой стеклом выгравировал надпись, название места отдыха «Агудзера». Они были очень довольны.

— «АиФ в Иванове»: Работа стеклодува вредна для здоровья?

— Арчил Джоджуа: Да, работа стеклодува относится к разряду вредных. На пенсию нам положено уходить в 50 лет. В мастерской обычно всегда шумно из-за работающей вытяжки и жарко, так как идёт постоянная работа с огнём, раскаленным стеклом, в работе с которым используется газовая горелка и печи, где температура доходит до 900 градусов Цельсия. От ежедневной работы с огнем портится зрение, а сам процесс выдувания связан с напряжением лёгких. Да и само стекло имеет свойство испаряться. Несмотря ни на что, свою работу я люблю и уважаю. Когда создаешь прибор или художественное изделие, думаешь только о нем, а ко всему остальному с годами приобретается иммунитет.

— «АиФ в Иванове»: А что вас вдохновляет на создание художественных изделий?

— Арчил Джоджуа: Я очень люблю природу как растительного, так и животного мира. Каждая травинка, цветочек, деревце, каждый зверек и птичка красивы по-своему. При создании того или иного изделия я обращаюсь за помощью именно к природе. Благодаря ей в моей коллекции появились цветы, веточки с лепесточками, вазы, похожие на ствол дерева с корнями, коллекции слоников и многие другие вещи. Цветное стекло для художественных изделий и приборов я закупаю в Гусь-Хрустальном, а обычные стеклянные трубки в Чехии.

— «АиФ в Иванове»: А какое изделие было самым запоминающимся для вас?

— Арчил Джоджуа: В 90-е годы, как и многим, мне приходилось тяжело. Надо было как-то выживать. Тогда я подумал о том, чтобы начать создавать различные художественные изделия на продажу. В то время я многому научился, так как начал осваивать технику создания элементов бижутерии, стеклянных пуговиц, подвесок, ложек и даже люстр. Однажды на заказ я попробовал сделать люстру. Результат превзошел все мои ожидания. Люстра оказалась готова через месяц, она состояла из 150 стеклянных элементов и была необычайно красива.

Искусство и производство


— «АиФ в Иванове»: С какими проблемами в своей работе вы сталкиваетесь?

— Арчил Джоджуа: К сожалению, профессия стеклодува очень редкая. На данный момент у меня всего один ученик. Людей, желающих заниматься стеклом, не так много. Профессия требует кропотливости, усидчивости, быстроты реакции, внимания и умения чувствовать и «понимать» стекло. Порой сидишь часами и крутишь прибор то так, то этак, стараешься создать наиболее удобную «посуду» для проведения опыта. Изделие должно быть прежде всего надежным, удобным, красивым, функциональным. Многим такая работа не по душе, им бы что побыстрее и поденежнее. Если честно, я до сих пор ощущаю себя учеником и каждый день самосовершенствуюсь, ставя перед собой всё новые и новые задачи. Стараюсь ежегодно посещать экспоцентр в г. Москве «Стеклянное оборудование». Там я нахожу для себя что-то новое.

Считаю, что каждый человек талантлив по-своему, но многое зависит от характера человека. Если человек целеустремленный и всегда во всём идет до конца, то у него рано или поздно всё обязательно получится. Кстати, не всегда стеклодувы мужчины, среди них есть и талантливые мастера — женщины.

Жаль, что в Иванове и Ивановской области представителей этой профессии можно пересчитать по пальцам. Ведь редкий труд стеклодува-художника никогда не заменит бездушная машина. Хочется верить, что профессия стеклодува найдет своих последователей и не канет в Лету.

Мне бы очень хотелось выразить благодарность преподавателям и сотрудникам Ивановского государственного химико-технологичес­кого университета и института химии растворов им. Г.А.Крестова Российской академии наук за поддержку, которую оказали мне в трудную минуту жизни и за то, что всегда верили в меня.

Смотрите также:


Процесс выдувания стекла

Процесс выдувания стекла


Оборудование


Мастерская художественного стекла наполнена горячими штучками. Есть печь, в которой плавят прозрачное стекло. Стекло удерживается внутри тигля, изображенного справа. Есть; Glory Hole, где стеклодув создает свою работу; печь, в которой трубы и трусики остаются горячими; и печь для отжига для медленного охлаждения готовой работы.

Процесс начинается, когда стеклодув проникает внутрь печи и в тигель, наполненный прозрачным расплавленным стеклом, и собирает слой расплавленного стекла на конце стальной трубы для выдувания. Затем художник катает расплавленное стекло на стальном столе, называемом марвером, чтобы придать ему цилиндрическую форму. Затем стекло нагревается в глорихоле — все это время художник крутит выдувную трубу и держит ее в постоянном движении.

Будет много поездок туда и обратно к Glory Hole, потому что температура стекла должна быть выше 1000⁰ F.

Добавление цвета к художественному стеклу   


Теперь пришло время добавить цвет к изделию. Различные формы цветного стекла, такие как порошки, фритты и бруски, используются для создания разнообразных узоров и рисунков на изделии. Художник берет нагретое стекло на выдувную трубу и прокатывает его по цвету, подбирая кусочки с каждым прокатом. Затем он возвращается в Glory Hole, где цветное стекло нагревается, чтобы превратиться в прозрачное. Опять же, стеклодув продолжает вращать трубу, чтобы сохранить форму на конце шеста.

Постоянное движение


Стеклодув садится, кладет трубу на стальные кронштейны скамейки и поворачивает ее одной рукой. С другой стороны художник использует такие инструменты, как блоки из вишневого дерева, мокрые газеты, деревянные лопатки и инструменты из нержавеющей стали. Этот процесс требует идеальной координации между правой и левой рукой. Художник может лепить круглый предмет, овал или намереваться сделать широко открытую тарелку или миску. Сидя на скамейке, она определяет форму.

Художник может решить добавить больше прозрачного стекла или цвета. Процесс разогрева и обточки в Glory Hole и формовки на станке будет повторяться много раз.

Дуть в трубу

Начинается настоящая продувка. Он начинается с затяжки на конце выдувной трубы, чтобы создать пузырь. Затем он возвращается в Glory Hole для дальнейшего нагрева и поворота. И снова к скамейке для большей формы. Этот цикл повторяется много раз, в зависимости от размера и формы, желаемых художником.

После того, как форма будет удовлетворительной, деталь должна быть перенесена в плоскодонку — еще одну стальную трубу, которая нагревалась над пламенем. Перемещение изделия из трубки для выдувания в плоскодонку позволит художнику создать отверстие вазы или чаши. Площадка будет прикреплена к тому, что станет нижней частью изделия.

Хитрый перевод на Punty


Художник или его помощник берет из печи небольшой набор прозрачного стекла. Когда стеклодув, сидящий за скамейкой, ненадолго перестает вращать изделие, к другому концу прикрепляется поддон с расплавленным стеклом. В нужный момент художник заворачивает трубку для выдувания, и она отрывается, оставляя кусок прикрепленным к Панти. Это сложный шаг в процессе, и перенос иногда приводит к потере части. Поскольку стекло трудно спасти, обычно приходится начинать все сначала!

Вскрытие предмета


Деталь на трусиках снова нагревается в Glory Hole. Затем воздуходувка возвращается к скамейке и использует различные инструменты, чтобы сделать горловину вазы или открыть сосуд. Он или она будет использовать тепло в Glory Hole, чтобы изменить форму предмета с помощью других инструментов на верстаке. Когда стеклодув удовлетворен, пришло время удалить предмет из плоскодонки. Затем воздуходувка берет плоскодонку и сильно ударяет по ней, так что деталь падает в коробку, заполненную толстыми слоями противопожарного покрытия. Затем воздуходувка берет поддон и сильно ударяет по нему, так что кусок падает в коробку, заполненную толстыми слоями противопожарного покрытия    

В печь для отжига для охлаждения


Используя кевларовые перчатки, художник берет раскаленное изделие и быстро переносит его в печь для отжига. Эта печь поддерживается при температуре 960⁰F, а затем охлаждается в течение 14 часов до комнатной температуры. Это медлен края, которые остались, когда кусок был сбит с плоскодонки.

Выдувание стекла требует огромного терпения, упорства и ловкости. Тем не менее, люди всех возрастов и многих физических способностей научились выдувать стекло и наслаждаться его волшебством.

Некоторые детали настолько велики и сложны, что требуют командной работы. Рене поворачивает и формирует изделие, в то время как один ассистент дует в трубку, а другой держит лопатку из вишневого дерева, чтобы отводить жар от горячего стекла. защищая свою правую руку.

Рене достает из тигля расплавленное стекло. С этого движения начинается весь процесс.

Помощник открывает дверцу печи, пока Рене нагревает стекло на плоскодонке.

После извлечения стекла из печи его прокатывают по поверхности холодной стали для придания общей формы.

Рене формирует фигуру на скамейке, постоянно поворачиваясь, пока его помощник дует в трубу.

Рене формирует фигуру на скамейке, постоянно поворачиваясь, пока его помощник дует в трубу.

Пока помощник держит основную работу, Рене прикрепляет еще один кусок стекла

Рене нагревает пятно на расплавленном стекле, чтобы позже прикрепить к нему ручку.

Рене проверяет форму куска непосредственно перед тем, как отломить его от плоскодонки.

Как стать стеклодувом 2022 (что нужно знать)

Выдувание стекла — это древняя техника формирования стекла, которая включает в себя надувание стекла в пузырь, который затем превращается в различные предметы, такие как произведения искусства, посуда для питья и стеклянная тара. Выдувание стекла по-прежнему остается важной формой искусства и имеет жизненно важное значение для изготовления стеклянной посуды, используемой в различных отраслях промышленности, например, в лабораторных исследованиях.

Профессия стеклодува может быть весьма интересной для творческих людей, которые не боятся работать с горячими и потенциально опасными материалами и превращать их в красивые и функциональные изделия.


Чем занимаются профессиональные стеклодувы? (Сводка)

Выдувание стекла — это кропотливый процесс, на освоение которого уходят многие годы. Стеклодувы выполняют множество задач в своей повседневной работе и используют уникальное оборудование для безопасного и эффективного выполнения своей работы.

Обязанности профессионального стеклодува

 

В повседневной жизни стеклодувы выполняют различные задачи, например:

  • Проектирование и создание эскизов
  • Нагрев и формовка стекла
  • Использование цветов и декоративных приемов
  • Административные и маркетинговые задачи для самозанятых, такие как ответы на электронные письма, телефонные звонки, создание и обслуживание веб-сайтов, а также работа в социальных сетях
  • Прохождение курсов повышения квалификации для оттачивания навыков
  • Преподавание и проведение демонстраций, если вы увлечены образованием 

Стеклодувное оборудование, необходимое для работы

Стеклодувы используют множество инструментов и крупногабаритного оборудования, например:

  • Печи
  • Паяльная трубка – превращает стекло в пузырь
  • Скамья — место, где стеклодув может сидеть, придавая форму стеклу, и место для установки инструментов
  • Штырь — стержень, используемый для придания формы и перемещения куска паяльной трубки
  • Блоки, домкраты и лопасти, используемые для придания формы
  • Прямые ножницы для линейного разреза стекла
  • Алмазные ножницы – отрезают большие куски стекла

Набор для изготовления боросиликатных бусин

Какие изделия производят стеклодувы?

Стеклодувы производят предметы декоративно-прикладного искусства, архитектурное стекло, стеклянную посуду для научных исследований и стеклянную посуду, используемую в быту.


Пути обучения стеклодувному делу – с чего начать?

В отличие от других профессий, связанных с искусством, стеклодувам обычно требуется определенный уровень традиционной подготовки для безопасного выполнения своей работы и получения опыта, необходимого для создания красивых, качественно сделанных изделий. Самообучение может быть опасным из-за высокой температуры, связанной с процессом выдувания стекла.

Чтобы стать мастером выдувания стекла, также требуется много времени, поэтому очень полезно иметь профессиональное руководство и команду, которая поможет вам в обучении. Ниже приведены три пути образования, которые обычно выбирают начинающие стеклодувы.

1) Уроки выдувания стекла

Большинство стеклодувов знакомятся со своим ремеслом на занятиях, проводимых местными стекольными мастерскими. Занятия предлагают практические инструкции по безопасному обращению со стеклом и различным методам. Мастера-стеклодувы обычно проводят занятия в своих собственных студиях, гарантируя, что студенты учатся у лучших из лучших в отрасли.

Занятия различаются по продолжительности и стоимости, поэтому обязательно узнайте, какие занятия лучше всего подходят для вашего расписания и бюджета. Уроки выдувания стекла предлагаются в крупных и небольших городах США и стран мира, но особенно популярны они в Великобритании.

London Glassblowing, студия, принадлежащая художнику Питеру Лейтону, предлагает «Дни опыта», когда студенты проводят целый день, изучая, как выдувать стекло, и сами делают три изделия. Это мероприятие стоит 500 фунтов стерлингов и быстро распродается, но это беспрецедентная возможность учиться в одной из самых уважаемых мастерских по выдуванию стекла в Великобритании.

Другая британская студия под названием Salt Glass Studios предлагает различные курсы для студентов-стеклодувов всех уровней. Начинающим стеклодувам будет полезен их Вводный курс по выдуванию стекла, так как он включает в себя приемы сбора, придания формы и нанесения цвета на стекло. Стоимость курсов Salt варьируется от 20 до 240 фунтов стерлингов, поэтому они являются более доступным вариантом для начинающих стеклодувов, которым нужен более короткий и доступный вариант занятий.


2) Курсы стеклодувного колледжа

Некоторые общественные колледжи и другие двухгодичные учебные заведения, хотя и редко, предлагают программы и степени в области стеклодувного дела. Эти программы обеспечивают всестороннее обучение различным методам выдувания стекла, а также истории ремесла и подготовки к карьере. Студенты также получают доступ к различным выставочным возможностям, чтобы продемонстрировать свою работу и пообщаться с другими мастерами в области выдувания стекла.

Две школы в США, предлагающие программы по выдуванию стекла, — это Kirkwood Community College в Айове и Salem Community College в Нью-Джерси. Посетите их веб-сайты, чтобы узнать больше о том, что предлагает программа выдувания стекла, и найдите школы в вашем районе, чтобы узнать, есть ли программа рядом с вами.

По мере того как популярность стекла в качестве материала для художников продолжает расти, некоторые четырехгодичные колледжи и университеты в Соединенных Штатах начали предлагать программы бакалавриата и магистратуры по выдуванию стекла. Колледж творческих исследований в Детройте, штат Мичиган, — единственный колледж в штате, предлагающий такую ​​уникальную возможность.

Четырехлетние программы обычно учат гораздо большему, чем просто выдувание стекла. Студенты изучают многие формы искусства и экспериментируют с различными средствами, чтобы улучшить свои дизайнерские навыки.


3) Обучение стеклодувам

После получения опыта в рамках традиционной программы колледжа или серии курсов вы можете рассмотреть возможность подачи заявки на обучение у профессионального стеклодува. Ученичество позволяет вам изучить торговлю в реальной среде с опытным профессионалом. Современное ученичество в области выдувания стекла встречается относительно редко, но оно бесценно для серьезных студентов-стеклодувов, которые хотят работать в студии или вести собственный бизнес.

Прекрасная возможность стажировки в США — у Райана Стауба, стеклодува из Сиэтла. Он предлагает обучение на неполный и полный рабочий день для тех, у кого есть несколько лет опыта. Подобные программы обучения у профессиональных стеклодувов доступны по всей территории США, которые вы можете найти в Интернете, а для тех, кто находится в Великобритании, посетите сайт gov.uk, чтобы узнать об открытых программах обучения в вашем регионе.


Дополнительные Навыки и требования стеклодувов

Из-за характера своей работы стеклодувы должны чувствовать себя комфортно в жарких и потенциально опасных рабочих условиях. Стеклодувы обращают пристальное внимание на безопасность и всегда руководствуются здравым смыслом при работе с горячим стеклом. Кроме того, они обычно работают независимо или в небольшой команде, так что вам должно быть удобно работать в одиночку или в небольшой группе.

Стеклодувы обладают большим терпением и вниманием к деталям, чтобы работать со стеклом и создавать уникальные, сложные произведения искусства и функциональную посуду. Поскольку выдувание стекла представляет собой трехмерную форму искусства, стеклодувы должны обладать хорошими навыками визуализации и дизайна, а также хорошо разбираться в форме и цвете.

Разносторонний художественный опыт и склонность к ручной работе — качества, которые помогут вам преуспеть в этом ремесле. Для тех, кто заинтересован в ведении собственного бизнеса, административные навыки и знание социальных сетей и маркетинга жизненно важны для успеха.


Где бы вы работали стеклодувом?

Стеклодувы работают в мастерских, небольших фабриках, музеях и университетах. Те, кто работает не по найму или работает в малом бизнесе, работают в студиях индивидуально или в небольших группах. В стеклодувных компаниях работает большее количество мастеров на небольших фабриках, где стеклодувы работают в командах.

Многие художественные музеи нанимают стекольщиков для проведения демонстраций в течение дня для посетителей. Другие стеклодувы находят работу в научных компаниях или в университетах, производящих лабораторную посуду.


Какая зарплата у стеклодувов?

Хотя Бюро трудовой статистики США не располагает точным диапазоном заработной платы стеклодувов, в целом производители стекла зарабатывают от 30 000 до 39 000 долларов в год, если работают в компании или студии. Самозанятые стекольщики в США могут зарабатывать больше или меньше этого среднего диапазона.

В Великобритании стеклодувы зарабатывают от 16 000 до 25 000 фунтов стерлингов, если работают в небольшой студии, и более 35 000 фунтов стерлингов, если работают в более крупной компании. Как и американские стеклодувы, ремесленники в Великобритании могут получать более разнообразную годовую зарплату, если они работают не по найму или работают в качестве фрилансеров.

Многие стеклодувы пополняют свой доход преподаванием или работой над другими художественными проектами в свободное время. Стеклодувы могут работать полный или неполный рабочий день в зависимости от их работодателя. Самозанятые стеклодувы могут работать больше, чтобы поддерживать свой бизнес, или иметь более разнообразный график, наполненный работой, обучением и административными задачами.


Каковы карьерные перспективы стеклодува?

Несмотря на то, что количество стеклодувов, вступающих в ряды рабочей силы, по прогнозам, сократится в течение следующего десятилетия, форма искусства по-прежнему является отличным выбором карьеры для творческих людей, которые не хотят традиционной офисной работы и хотят большей самостоятельности в своей работе. рабочее место.

В частности, в Великобритании выдувание стекла остается чрезвычайно популярным, и только в Лондоне есть множество студий и музеев. Выдувание стекла требует много труда и самомотивации, но если вы полны решимости добиться успеха в этой отрасли, вы обязательно сможете это сделать.

Один из способов повысить ваши шансы на успех в качестве независимого стеклодува — это проводить уроки, семинары и демонстрации для публики. Поскольку выдувание стекла является увлекательным видом искусства для многих людей, вы обязательно привлечете заинтересованных людей, которые хотят узнать больше об этом ремесле.

Если вы действительно хотите предлагать образовательные программы в своей студии, вам следует учесть многое. Вам нужно будет инвестировать в хорошую страховку, дополнительные инструменты для студентов и другие учебные материалы по мере необходимости. Придумать курсовую работу и идеи проектов, подходящие для начинающих, будет еще одной проблемой.

Несмотря на стоимость и предварительное планирование, занятия и демонстрации — отличный способ наладить контакт с другими и привлечь больше людей в свою студию. Это отличная маркетинговая стратегия, потому что люди, которые посещают занятия, обязательно расскажут друзьям и семье, и новости о вашем бизнесе будут распространяться из уст в уста.

Многие стеклодувы выставляют свои работы в галереях, которые студенты могут просмотреть после занятий. Скорее всего, они захотят купить что-то, сделанное их учителем!


Подготовка к карьере стеклодува (Вещи, которые вы можете сделать прямо сейчас!)

Если вы заинтересованы в том, чтобы заниматься стеклодувом в качестве будущей карьеры, есть несколько практических шагов, которые вы можете предпринять для достижения своей цели, прыгнув и узнать как можно больше о торговле заранее. Некоторые идеи о том, как начать работу, приведены ниже:

1) Книги, видео и выставки

и наблюдайте за процессом выдувания стекла. Найдите книги в библиотеке, на amazon.com или в местном книжном магазине и узнайте как можно больше. Отличная стартовая книга для начинающих — Начало выдувания стекла Эдварда Т. Шмида.

Еще один замечательный ресурс в вашем распоряжении — YouTube. Существуют тысячи видеороликов, демонстрирующих приемы, общий процесс и историю ремесла, которые вдохновят вас и заставят начать учиться на практике.

Наконец, посетите музеи стекла, художественные выставки и выставки в вашем районе. В большинстве городов проводится по крайней мере несколько таких мероприятий каждый год, и это может быть отличным способом увидеть, какие предметы создают художники, и пообщаться с профессионалами в этой области.

Начальное стеклодувное дело

  • Подержанная книга в хорошем состоянии
  • Книга в твердом переплете
  • Шмид, Эдвард Т. (автор)

2) Местные курсы
  • вы, но вы не уверены, стоит ли сразу вкладывать слишком много в свое образование, посещение индивидуальных занятий в свободное время — отличный способ узнать о выдувании стекла, не погружаясь сразу в ремесло.

    Поскольку формальное образование в колледже является редкостью для стеклодувов, посещение как можно большего количества курсов — один из лучших способов подготовиться к будущей работе, а самомотивация — отличная характеристика, которую следует продемонстрировать при поиске работа или ученичество в дутье стекла.


    Готовы ли вы стать стеклодувом?

    Выдувание стекла — отличный выбор профессии для художников, заинтересованных в сложной и сложной работе. Хотя стеклодувы пользуются меньшими гарантиями занятости, чем работники других областей, они могут быть творческими и активными в работе и продолжать традиции художников до них.

    Стеклодув | Проект «Карьера в искусстве»

    By TACP Staff on 9 июля 2021 г.

    Выдувание стекла — это древний вид искусства, с помощью которого изготавливаются изящные экспонаты, а также функциональные изделия из стекла. Профессионалы в этой области овладели искусством работы с тростью, выдувания расплавленного стекла, скульптуры из твердого стекла и работы с порошками и фриттами. Стеклодувы хорошо разбираются в элементах и ​​процессах, используемых при создании их дизайнов, таких как химия цвета, миксология, цветовой стержень и наложение.

    Что такое стеклодувное дело?

    Выдувание стекла — это многовековой вид искусства, который включает в себя формирование и формование капель расплавленного стекла в сосуды и другие формы. Это достигается путем сбора расплавленного стекла на конце длинной металлической трубы и вдувания воздуха в один конец, в результате чего в центре капли расплавленного стекла образуется воздушный пузырь, в конечном итоге образующий сосуд.

    Как известно, расплавленное стекло создается путем нагревания кварцевого песка до чрезвычайно высоких температур. Однако другие ингредиенты также должны быть добавлены. Карбонат натрия, более известный как сода, также добавляется вместе с известью. Другие ингредиенты также обычно добавляются для изготовления цветного стекла. Оксид кобальта, например, добавляют в расплавленное стекло для получения «кобальтово-синего» стекла.

    Открытие стекла и стеклодувного дела часто является предметом споров для некоторых историков. Одна легенда гласит, что древние моряки обнаружили стекло, когда разводили костер на песчаном пляже. Однако некоторые историки пытались развенчать этот миф, утверждая, что доисторический человек использовал вулканическое стекло для изготовления оружия и украшений. Как только люди обнаружили, что они могут создавать стекло, они начали создавать прекрасные произведения искусства, в том числе стеклянные бусины и сосуды.

    Ранние стеклянные сосуды создавались путем формования расплавленного стекла вокруг формы, охлаждения и удаления формы. Только примерно в 50 г. до н.э. человек открыл процесс выдувания стекла в том виде, в каком его знает современный человек. Благодаря этому процессу изготовление стеклянных сосудов стало намного проще и быстрее, а стеклянная тара стала доступной.

    Типичная рабочая среда

    День в жизни профессионального стеклодува обычно начинается с смешивания ингредиентов для стекла в котле из тяжелого металла. Затем эти ингредиенты нагревают до чрезвычайно высоких температур в печи или печи.

    Основным инструментом стеклодува является длинная металлическая трубка, которую уместно называть паяльной трубкой. После того, как ингредиенты стекла расплавятся, стеклодув затем погружает паяльную трубку в смесь и вращает ее, чтобы капля расплавленного стекла собралась на конце трубы. Затем стеклодув удаляет трубу вместе с каплей расплавленного стекла и дует в ее конец короткими струями воздуха.

    В зависимости от желаемого внешнего вида готового изделия для придания формы стеклу также можно использовать другие инструменты и оборудование. Плоские графитовые лопасти и штангенциркули можно использовать, например, для прессования, вытягивания, сжатия и скручивания расплавленного стекла. У многих стеклодувов есть помощники или ученики, которые помогают в этом процессе. Формы также можно использовать во время процесса выдувания стекла.>/p>

    После того, как стеклодув придал расплавленному стеклу желаемую форму, изделие необходимо должным образом охладить, чтобы стекло не раскололось. Обычно это делается путем многократного охлаждения и повторного нагрева стекла.

    Требования к обучению и обучению стеклодувов

    Начало карьеры стеклодува может быть несколько сложным, в зависимости от нескольких факторов. Эта карьера требует очень специальных знаний, и только несколько университетов и профессиональных школ предлагают степени или сертификаты в области стеклодува.

    Большинство профессиональных стеклодувов обычно обучаются своему ремеслу на рабочем месте или на собственном опыте. Для того, чтобы получить такой опыт, часто необходимо ученичество стеклодува. Ученик обычно помогает мастеру-стеклодуву с основными обязанностями и изучает новые методы, пока он совершенствует свои навыки.

    Связанные статьи

    Зарплата и перспективы работы стеклодува

    Заработная плата

    Бюро трудовой статистики не располагает информацией конкретно о стеклодувах, но эти специалисты являются частью стекольной промышленности. В 2010 году средняя годовая зарплата специалистов, работающих в сфере производства стекла, составляла примерно 39 660 долларов. С другой стороны, внештатные художники по стеклу могут иметь совершенно иной доход, чем наемные работники. В то время как некоторые стеклодувы могут зарабатывать намного меньше, у очень талантливых людей может быть очень прибыльная карьера стеклодува.

    Перспективы работы

    Одним из наиболее распространенных мест работы стеклодува является стекольный завод или музей. В некоторых случаях эти профессионалы проведут живые демонстрации для туристов или других заинтересованных гостей. Например, в Музее стекла Корнинга профессиональные стеклодувы ежедневно устраивают живые демонстрации.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *