Разное

Корпорация россия – 200 крупнейших компаний России | Forbes.ru

05.01.2018

Содержание

понятие, экономическая природа и основные виды. Корпорации в России

Основу экономик большинства стран мира составляют корпорации. При этом данный термин может соответствовать экономическим субъектам с самыми разными характеристиками — с точки зрения масштабов, структуры, приоритетов в развитии. Каковы современные подходы к понятию термина «корпорация»? Каким образом данные структуры могут функционировать в разных странах мира?

Что такое корпорация?

Под термином «корпорация» может пониматься:

— объединение нескольких фирм в целях совместного решения сложных задач бизнеса;

— крупная фирма или, в ряде случаев, холдинг, включающий несколько дочерних структур;

— политический субъект с унифицированной системой хозяйствования и принятия решений — на уровне города или даже государства.

Но чаще всего под корпорацией понимается именно холдинг либо объединение бизнесов, иногда — монополистических (например, в виде картелей). Корпоративные отношения между учредителями соответствующего хозяйствующего субъекта, а также их партнерами, обычно устанавливаются на уровне гражданско-правовых и трудовых соглашений. Чем более эффективным будет юридическое обеспечение деятельности корпорации, тем более успешной она будет в бизнесе, во взаимодействии с конкурентами.

Соотношение интересов в корпорации

Рассмотрим такой аспект деятельности объединений, о которых идет речь, как соотношение интересов. Таковые могут иметь учредители корпорации, менеджеры, рядовые сотрудники. Интересы участников корпораций могут разниться, однако их объединяет то, что они делегируются конкретным человеком на вышестоящий уровень.

Так, рядовой сотрудник доверяет отстаивать свои интересы руководителю отдела. Который, в свою очередь, делегирует свои, с учетом принятых от подчиненного, начальнику, условно говоря, департамента. После интересы передаются на уровень топ-менеджеров фирмы и рассматриваются ими с учетом их приоритетов. Если человека устраивает подобная схема делегирования интересов, он, как правило, успешно встраивается в деятельность корпорации.

Данная особенность взаимодействия участников соответствующих объединений в бизнесе предопределяет необходимость в разработке норм, регламентирующих их коммуникации между собой.

Корпоративные нормы

Важнейшее условие эффективного развития корпорации — наличие правил, которых рекомендуется придерживаться ее сотрудникам при реализации своих интересов. Характеризуются они обычно высокой степенью централизованности. Можно отметить, что особенности финансов различных видов корпораций имеют, в принципе, то же свойство. Они управляются вышестоящими структурами фирмы, ключевые решения по их распределению принимаются топ-менеджерами компании.

Нормы в корпорации, как правило, устанавливаются на уровне локальных нормативных актов. Но это не всегда так. Вполне возможно, что они будут носить неформальный характер, передаваться от одного участника корпорации к другому устно, но соблюдаться строго. Можно отметить, что в одних корпоративных структурах будут более значимыми официальные нормы, в других — те, что правильнее отнести к неформальным. Это зависит от национальных традиций в государстве, в котором зарегистрирована компания, от политики владельцев, топ-менеджеров фирмы, от специфики сегмента, в котором организация развивается.

Отметим, что для эффективного выстраивания отношений в бизнесе имеют значение, как правило, не столько те или иные форматы корпоративных норм, сколько механизмы, обеспечивающие их соблюдение.

Рассмотрим то, какие основные виды корпораций выделяют исследователи.

Классификация корпораций по экономической природе

Современные эксперты классифицируют рассматриваемые объединения на 3 основных типа корпораций исходя из критерия их экономической природы:

— классические;

— этатистские;

— креативные.

Изучим их специфику подробнее.

Классические корпорации — это фирмы, которые учреждаются с прицелом на достижение максимальной эффективности бизнеса в виде рентабельного производства товаров или услуг, а также предполагающей уверенный рост оборотов с последующим увеличением доли компании на рынке. Классическая корпорация характеризуется выраженным разграничением между институтами собственности и управления. Есть владельцы фирмы, инвестирующие в нее, а есть менеджеры, отвечающие за ее развитие. Первые, как правило, не вмешиваются в деятельность вторых. Однако наемные менеджеры в классической корпорации обычно подотчетны владельцам компании.

В объединениях, о которых идет речь, обычно устанавливается устойчивая культура взаимодействия сотрудников между собой. В зависимости от степени влияния компании она может распространяться на другие фирмы и утверждаться там. Под влиянием различных факторов компоненты корпоративной структуры, однажды сформировавшиеся, могут быть изменены. Это возможно, к примеру, по причине влияния сфере научно-технических разработок, социальных технологий, политического развития.

Эволюция классических корпораций

Так, исследователи выделяют в новейшей истории 3 этапа, в рамках которых развивались и менялись корпорации. Виды соответствующих объединений, таким образом, появлялись новые, в значительной степени несхожие с предыдущими.

Так, в середине 20 века корпорации начали специализироваться на освоении новых технологий как одного из ключевых конкурентных преимуществ в бизнесе. Большие объемы производств стали делегироваться в страны, где для развертывания соответствующих мощностей имелись более подходящие с точки зрения рентабельности условия. В государствах, в которых были зарегистрированы корпорации, оставались головные офисы и технологические центры.

В 70-80 годах мировые бизнесы стали развиваться с акцентом на территориальную экспансию, на занятие как можно большей доли на международном рынке. Это повлияло на начинающиеся процессы глобализации, на унификацию стандартов, обмен корпоративным опытом с участием предпринимателей из разных стран.

В 90-е годы в структуре мировых корпораций начали происходить изменения социального характера, отражающие пересмотр сотрудниками компаний собственной роли в бизнесе. Так, работники многих фирм перестали рассматривать себя как наемных специалистов, они начали чувствовать себя партнерами своего работодателя. Разумеется, отмеченные тренды прослеживаются в разных государствах с несхожей интенсивностью. Те или иные виды международных корпораций и их отличительные черты могут предполагать совершенно уникальные характеристики бизнесов, не вписывающиеся в какие-либо глобальные концепции.

Далее в статье мы рассмотрим примеры некоторых национальных корпоративных культур, свидетельствующие о том, что тренды, которые формируются даже в крупнейших экономиках, не всегда могут значительно влиять на процессы, происходящие в других государствах.

Этатистские корпорации

Классификация и виды корпораций, формируемые современными исследователями, предполагают выделение в отдельную категорию этатистские объединения. В чем их специфика?

Этатистские корпорации возникли как ответ на капиталистические тренды, активно развивавшиеся и распространявшие свое влияние в мире. Их учредителем и главным идеологом является государство. Предполагается, что оно определяет основные нормы корпоративной культуры данных объединений, формирует экономические и социальные приоритеты в развитии соответствующих структур.

В отличие от капиталистических классических корпораций, этатистские объединения учреждаются в целях решения, главным образом, актуальных социальных и политических задач. Например, обеспечение занятости граждан. Там, где классический капиталист не решится развернуть производство в силу высоких издержек на строительство инфраструктуры, государственный субъект, учреждающий этатистскую корпорацию, вполне может инициировать возведение новой фабрики с тем, чтобы трудоустроить граждан, проживающих на соответствующей территории.

В объединениях, о которых идет речь, исключительно важны официальные нормы, регламентирующие корпоративное поведение сотрудников. Такие компании развивались в основном в СССР и других социалистических странах. При этом в соответствующих государствах сущность термина «корпорация», понятие, экономическая природа и основные виды хозяйственных объединений часто не рассматривались в контексте реальной социальной политики, поскольку считались относящимися к капиталистическому строю.

Таким образом, объединения, о которых идет речь, могут обладать не только экономической, но также и социально-политической институциональной основой. В этом смысле их значимость может быть значительно выше с точки зрения развития государства, чем в случае с классическими структурами.

Креативные корпорации

Еще одна крупнейшая категория корпораций — креативные объединения. Они относятся к самым молодым структурам. Появились креативные корпорации в конце 20 века. Их возникновение и распространение связано, главным образом, с развитием инфраструктуры связи — прежде всего, интернета. У людей появилась потребность в общении, в обмене информацией, цифровыми продуктами, способными формировать эмоции.

Следовательно, появился спрос на бизнесы, готовые такие продукты — игры, сайты, программы, мультимедийный контент, поставлять. Создание подобных решений требует креативного подхода — когда требуется разработка продукта, не похожего на уже существующие, которым обладают конкуренты, или характеризующегося существенными преимуществами перед уже выведенными на рынок решениями.

Есть самые разные креативные корпорации. Виды соответствующих структур представлены в «офлайновых», «онлайновых» разновидностях. Есть крупные, а есть небольшие креативные фирмы. С учетом большого объема онлайнового рынка конкуренция между ними может быть весьма мягкой. Что не слишком характерно для классических корпораций.

Рассмотренные нами выше объединения в бизнесе — результаты эволюции экономики, социума, технологий. Но ни одну из них нельзя считать устаревшей, в большинстве развитых стран можно найти любые представленные в указанных категориях корпорации. Виды соответствующих объединений могут классифицироваться и по многим другим критериям. Их специфика зависит от конкретного подхода, применяемого исследователем или сформировавшегося в национальной школе экономики.

Сущность, виды корпораций могут изучаться при задействовании широкого спектра методов. В числе таковых — выявление юридических признаков корпорации. То есть, тех, что основаны на положениях законодательства той или иной страны. Полезно будет, таким образом, рассмотреть официальный, прослеживаемый на уровне законов государства, подход к классификации рассматриваемых объединений.

Классификация корпораций в российском законодательстве

Так, основные виды корпораций в РФ по законодательству — это хозяйственные общества, НКО, ассоциации, кооперативы, партнерства. Если речь идет о холдинге, то в РФ соответствующая структура чаще всего именуется группой компаний. Есть в РФ и государственные корпорации, в некотором смысле, являющиеся подвидом этатистских, но на идеологическом уровне, скорее, соответствующие капиталистическим концепциям определения приоритетов в хозяйственном развитии.

Российская экономика в значительной степени интегрирована с мировой. Поэтому принятые в РФ определения термина «корпорация», понятие, экономическая природа и основные виды соответствующих объединений, на практике могут интерпретироваться с учетом действующих международных определений.

Так, например, в РФ и за рубежом распространен термин «концерн». В зависимости от контекста он может пониматься в среде российских менеджеров по-разному. Что может представлять собой в РФ концерн как вид корпорации? Специфика финансовой деятельности западноевропейских фирм — в частности, немецких, предопределяет частое использование рассматриваемого термина в целях обозначения крупнейших мультинациональных объединений Европы. В свою очередь, американские фирмы, пусть и имеющие большой масштаб, чаще всего именуются корпорациями, или же финансовыми группами.

Таким образом, термин «корпорация», понятие и виды ее могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от традиций, принятых в той или иной культурной среде менеджмента. Полезно будет ознакомиться с опытом выстраивания корпоративных бизнесов за рубежом. Изучим его на примере некоторых крупнейших экономик.

Национальные типы современных корпораций

Виды корпорации могут быть классифицированы исходя из национальных традиций выстраивания взаимоотношений между участниками соответствующего объединения. Так, полезно рассмотреть опыт Японии. Дело в том, что в этом государстве корпоративные нормы играют исключительно значимую роль. При этом к самым строгим часто относятся как раз таки те, что носят неофициальный характер.

Одна из ключевых характеристик японской корпорации — приоритет коллективных интересов над индивидуальными. Человек приходит на работу в ту или иную фирму, как правило, не рассматривая в ближайшей перспективе переход в другую. Это позволяет ему последовательно реализовать свои качества и, возможно, обеспечить карьерный рост. Другая причина, по которой перспектива перехода в другую фирму может показаться для японского сотрудника не слишком привлекательной — тот факт, что структура, виды корпораций, что конкурируют с текущим работодателем, скорее всего, не будут принципиально отличаться от тех, которые характеризуют фирму, в которой человек работает. Вероятнее всего, сотрудник будет выполнять те же функции и получать ту же зарплату.

Другое дело — американская корпоративная традиция. Она характеризуется, в свою очередь, приоритетом индивидуального над коллективным. Человек, безусловно, делегирует часть своих интересов на вышестоящий уровень, но их объем, как правило, существенно ниже, чем если бы он работал в Японии. Этим обусловлено то, что корпоративная культура в США может существенно различаться в разных компаниях. И это может стимулировать активную миграцию специалистов разного уровня от одной фирмы в другой.

Несмотря на то что американская и японская корпоративная культура имеют ряд очевидных различий, это не мешает специалистам фирм из США успешно сотрудничать с предпринимателями из Японии. В целом понимание сущности термина «корпорация», определение, виды соответствующих объединений, изучаемые американской и японской школой менеджмента, могут базироваться на одних и тех же принципах. Таким образом, корпоративные модели США и Японии в ряде контекстов будут отличаться содержанием, но по форме быть весьма близкими. И этого может оказаться достаточно для выстраивания эффективного сотрудничества.

Отмеченные виды международных корпораций и их отличительные черты свидетельствуют о том, что, в принципе, в любом государстве могут сформироваться уникальные условия, определяющие развитие соответствующих объединений в бизнесе. Особенно — если речь идет о государствах с относительно небольшим опытом в выстраивании капиталистических отношений. Например, в России. Полезно будет изучить наиболее примечательные характеристики корпоративной культуры в РФ.

Российская корпоративная культура

Какие виды корпораций в России сложились за период выстраивания капитализма в стране? Как считают многие эксперты, в РФ довольно сильны советские традиции, особенно если речь идет о крупных системообразующих предприятиях с государственным участием. Таковые имеют определенную схожесть с японскими концепциями выстраивания корпоративной культуры — когда человеку предписывается рассматривать себя как носителя преимущественно корпоративных интересов в период нахождения на работе.

Граждане РФ, трудоустраиваясь в ту или иную фирму, как и японцы, во многих случаях готовы работать в ней неопределенно долго, не рассматривая перспектив перехода в другую компанию. Но есть виды корпораций в России, которые, в свою очередь, по своей структуре гораздо ближе к американским концепциям выстраивания отношений в бизнесе. Обычно таковыми являются малые и средние предприятия, часто — семейные бизнесы. Национальная российская корпоративная традиция еще только формируется. То, как она будет выглядеть в обозримом будущем, зависит от многих факторов — социальных, внешнеэкономических, внешнеполитических.

Резюме

Итак, мы изучили сущность термина «корпорация», понятие и виды соответствующих объединений с точки зрения концепций, распространенных в среде современных исследователей. Рассматриваемый тип структур представлен самым широким спектром их разновидностей. Понятие, признаки корпорации, виды корпораций в разные исторические периоды исследовались с учетом политических, социально-экономических факторов, процессов в научно-технической сфере.

В национальных традициях менеджмента подходы к пониманию специфики корпораций также могут отличаться. Но это не всегда так, все же глобальные тренды во многих сферах бизнеса весьма заметны, по крайней мере, если говорить о формах корпоративных объединений. Критериев классификации рассматриваемых структур довольно много. Одной из наиболее распространенных принято считать концепцию, по которой корпорации делятся на классические, этатистские и креативные. Отличаются данные виды корпораций по количеству институтов в составе, по структуре, по приоритетам в развитии.

В современных развитых экономиках можно найти фирмы, соответствующие любой из рассмотренных нами категорий. Но стоит отметить, что в одних национальных хозяйствах более заметна доля классических и креативных корпораций, в других — этатистских. Характеристики экономики страны зависят от того, какие этапы в хозяйственном развитии уже прошло государство, какие социальные и политические задачи оно перед собой ставит.

fb.ru

описание, история возникновения, список :: BusinessMan.ru

Важную роль в экономике России играют государственные корпорации. Они являются крупнейшими работодателями, обеспечивают развитие целых отраслей, в некоторых случаях и вовсе имеют положение, близкое к монопольному. И потому их можно рассматривать как фактически незаменимые с точки зрения функционирования экономики государства. В чем заключаются наиболее примечательные характеристики госпредприятий РФ? В чем их схожесть и различия с зарубежными организациями, имеющими аналогичный или похожий статус?

Что такое государственная корпорация?

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственные корпорации и государственные компании — это 2 разновидности некоммерческих структур. Они в определенной степени отличаются, хотя и очень похожи. Прежде всего, следует отметить, что их деятельность регулируется одним и тем же источником права — Законом «О некоммерческих организациях».

Согласно его положениям, госкомпания — это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация — это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие — не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами — открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами — такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам — исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий — «Роснефть», РЖД, «Ростелеком». Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий — «Почта России», Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций — в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

  • они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
  • они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
  • госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство «АРКО», занимающееся реструктуризацией банковских организаций — оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

  • «Внешэкономбанк»;
  • «Ростехнологии»;
  • «Роснано»;
  • АСВ;
  • «Росатом».

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

В числе самых известных американских госкорпораций — Amtrak. Данная фирма занимается оказанием услуг в сфере пассажирских перевозок на железных дорогах США. Учреждена она в 1971 году. Примечательно, что российские и американские госкорпорации в некоторой степени схожи в таком аспекте, как создание, — государственные корпорации в обеих странах формируются на основе принятых нормативно-правовых актов. Так, фирма Amtrak была учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одна крупная американская госкорпорация — OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, — в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, — в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие — не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

businessman.ru

Корпорация «Россия». | Back in the USSR

Образ российской экономики как конгломерата государственных корпораций сегодня весьма популярен. Популярен в России: на корпорации — как институт инноваций и развития — делает ставку власть. Популярен на Западе: влиятельные британские СМИ, например, называют не Кремль, а «Газпром» «главной угрозой для Европы».

Как любит спросить Владимир Путин — полон стакан или пуст? Что для России корпорации? Что такое корпорация «Россия»? И кому она принадлежит?

Несистемная оппозиция убеждает нас в том, что контрольный пакет ЗАО «Россия» принадлежит «государственным олигархам»: владельцам нескольких крупных частных корпораций, топ-менеджерам корпораций государственных и крупным чиновникам, включая лично президента. Между тем народные IPO «Роснефти», Сбербанка и Внешторгбанка, в которых приняло участие более 200 тысяч частных российских и иностранных инвесторов, заставляют вспомнить о том, что у «государственно-олигархических спрутов» — огромное количество мелких владельцев. Подчеркнем: именно вспомнить, не открыть.

Приватизация начала 90-х была несправедливой для граждан, неэффективной для развития самих приватизируемых компаний и невыгодной для государства. Но после нее помимо дюжины долларовых миллиардеров все же появились миллионы мелких собственников — как работников предприятий, так и «внешних» держателей акций. Несколько сот тысяч из них стали вполне состоятельными людьми. Они владеют «Газпромом» и «ЛУКОЙЛом», Сбербанком и «Сургутнефтегазом», «АвтоВАЗом» и торговым домом «ГУМ». Это и есть тот самый «новый класс», который заинтересован не только в политической стабильности, но и в развитии крупных компаний — как государственных, так и частных. Теперь в него влились «пионеры народных IPO». «Новый класс» не тождественен среднему классу, который сильно вырос при Путине и уже охватывает, по разным оценкам, от 15 до 22% населения страны, но составляет его наиболее динамичную часть.

Однако корпорация «Россия» — это отнюдь не сумма интересов «нового класса» или среднего класса. Тем более — не собственность «олигархов» или менеджмента корпораций с госучастием, как было в 90-е. Путину удалось создать закрытое акционерное общество, участником которого является каждый гражданин России. Это уникальный феномен, дающий надежду «здесь» и вызывающий ужас «там».

Почему ЗАО, а не ОАО? Обратимся к гражданскому законодательству: доля в закрытом акционерном обществе может быть переуступлена только его участникам (и поступит в открытую продажу лишь после их отказа от покупки), акции открытого могут быть проданы кому угодно. Кому угодно продавать акции «России» невозможно — и отнюдь не из-за стремления российских властей к закрытости. Напротив, приток иностранного капитала — один из главных факторов, стимулирующих экономический рост. Просто в глобализующейся экономике сильными являются только крупные игроки с высокой капитализацией. Как «Транснефть». Как «Газпром». Или как сама «Россия». Слабый или маленький проигрывает на огромном конкурентном рынке. Поэтому действительный суверенитет — действительно политический синоним глобальной экономической конкурентоспособности.

Приходишь — владей. Но на российских условиях, по национальным законам и местным обычаям. Неплохо бы вспомнить традиции эпохи империи. Тот же Siemens мог работать в стране на самых благоприятных условиях, но как «Торговый дом Сименсъ», а не как Siemens AG; лидером кондитерского рынка могло быть «Товарищество Эйнемъ», а не Einem GmbH. При этом есть отрасли (добыча и транспортировка нефти и газа, например), владеет которыми исключительно вся «Россия».

Новое большинство Владимира Путина, большинство населения страны — это и есть большинство на собрании акционеров корпорации «Россия». Причем это собрание, корректирующее экономическую политику власти, проходит в режиме on-line, что, собственно, и обеспечивает президенту высокий рейтинг доверия.

Все, кто участвовал в «народных IPO», заинтересованы в росте капитализации корпораций с государственным участием. Все, кто владеет акциями крупнейших частных компаний, заинтересованы в росте курса их акций. Оба этих интереса — это интересы миллионов. И все мы заинтересованы в том, чтобы корпорация «Россия» и глобальный бренд «Россия» с каждым днем стоили все больше. Ведь от этого зависит не только вес русского голоса в «совете директоров» корпорации «Мировая экономика», не только благосостояние, но и самостояние каждого из нас.

maxpark.com

Ведущие российские компании

Закончен цикл статей посвященных крупнейшим российским компаниям. Основной причиной для написания этого цикла являлось желание проанализировать и описать крупнейших представителей российской экономики и бизнеса, а так же постараться оценить структуру и перспективы развития каждой крупной отечественной компании в отдельности. Надеюсь, что написанные мной статьи смогут помочь посетителям сайта при анализе и оценке представителей российского бизнеса. В данной публикации для упрощения поиска интересующей компании они будут рассортированы по отраслевой структуре.

 

Компании занимающиеся добычей и транспортировкой нефти и газа

 

Акции нефтяных компаний всегда представляли интерес для инвесторов. Нефть является главной статьёй российского экспорта, составляя, около трети всего экспорта в денежном выражении, а вместе с нефтепродуктами эта доля составляет почти 50%. Кроме того, от уровня цен на нефть и нефтепродукты существенно зависят цены на третий основной компонент экспорта. Крупнейшими представителями нефтегазовой отрасли России являются такие компании как:

 

— Роснефть. Является крупнейшей в мире публичной компанией по объёму производства нефти. Компания является безоговорочным лидером отрасли среди российских компаний. Полное наименование — Открытое акционерное общество (АО) «Нефтяная компания „Роснефть“»

 

— Лукойл. Российская нефтяная компания, название которой происходит от первых букв названий городов нефтяников (Лангепас, Урай, Когалым) и слова «ойл» (oil — нефть). Основные виды деятельности компании — операции по разведке, добыче и нефтепереработке иприродного газа, реализации нефти и нефтепродуктов.

 

— Газпром. Крупнейшая компания в России, а так же крупнейшая газовая компания мира, которая занимается геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа, газоконденсата и нефти

 

— Сургутнефтегаз. Одна из крупнейших российских нефтяных и газодобывающих компаний. На долю компании приходится около 13% объемов добычи нефти в стране и 25% газа, добываемого нефтяными компаниями России. Уже много лет «Сургутнефтегаз» является лидером отрасли по разведочному, эксплуатационному бурению и вводу в эксплуатацию новых добывающих скважин.

 

— Татнефть. Российская нефтяная компания, которая производит добычу более 80% нефти в Татарстане и около 8% в России. Полное наименование — Открытое акционерное общество (АО) «Тат нефть» имени В. Д. Шашина.

 

— Новатэк. Газовая компания, занимающая второе место по объему добываемого природного газа в России. Полное наименование — Открытое акционерное общество (АО) «Новатэк».

 

— Транснефть. Оператор магистральных нефтепроводов Российской Федерации. Полное наименование — Открытое акционерное общество (АО) «акционерная компания по транспорту нефти «ОАО «»Транснефть»». Основная деятельность компании заключается в транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводной системе на территории России и за её пределами, а так же диагностические, профилактические и аварийно-восстановительные работы.

 

— Башнефть. Российская вертикально-интегрированная нефтяная компания. Полное наименование ОАО «Акционерная нефтяная компания „Башнефть“». Главный офис расположен в городе Уфе, Республика Башкортостан. Компания ведёт добычу нефти на территории Башкортостана, Татарстана и Оренбургской области. Компании принадлежит три нефтеперерабатывающих завода мощностью 24,07 млн. тонн в год.

 

Кредитные и финансовые компании

 

К кредитным и финансовым компаниям относятся финансовые учреждения и компании, которые осуществляют краткосрочное и долгосрочное кредитование и заимствование или занимается управлением активов состоящих из пакетов ценных бумаг и акций предприятий, которые функционируют в самых разных секторах экономики. Наиболее значимыми и весомыми представителями финансовой отрасли:

 

— ВТБ. Является коммерческим банком с государственным участием. ВТБ является лидером страны по размеру уставного капитала. Основным направлением деятельности является работа с корпоративными клиентами.

 

— Сбербанк. Российский коммерческий банк, который является безусловным лидером банковского сектора страны. Сбербанк является универсальным банком, который предоставляет широкий спектр услуг, из-за чего ему принадлежит около 50% рынка частных вкладов, а его кредитный портфель составлял третью часть всех выданных займов в России.

 

— АФК Система. Является российской финансово-промышленной группой. Полное официальное наименование — открытое акционерное общество (АО) «Акционерная финансовая корпорация „Система“». Она входит в состав топ-10 российских компаний по выручке и является одним из крупнейших публичных холдингов в мире. Инвестиционный портфель АФК «Система» состоит преимущественно из российских компаний в различных секторах экономики, включая телекоммуникации, нефтегазовую отрасль, энергетику, потребительский сектор, высокие технологии и прочие.

 

Компании работающие в металлургической и горнодобывающей отрасли

 

Горно-металлургическая промышленность вносит существенный вклад в экспорт Российской Федерации. Большая часть экспортной составляющей являются черные и цветные металлы, на их долю приходится соответственно 35-45 и 30-40% всей экспортируемой продукции горно-металлургического комплекса. Самыми крупными представителями данной отрасли являются:

 

— Магнитогорский металлургический комбинат. Российский металлургический комбинат в городе Магнитогорске Челябинской области. Это крупнейший металлургический комбинат в Российской Федерации. Полное фирменное наименование юридического лица — оператора предприятия: Открытое акционерное общество (АО) «Магнитогорский металлургический комбинат».

 

— Норильский никель. Является российской горно-металлургической компанией. В настоящее время «Норильский никель» объединяет группу предприятий, возглавляемую Открытым акционерным обществом «Горно-металлургическая компания „Норильский никель“». Ранее основная часть современного «Норильского никеля» была известна как «Норильский горно-металлургический комбинат им. А. П. Завенягина» (НГМК).

 

— Алроса. Группа алмазодобывающих компаний, занимающая лидирующую позицию в мире по объёму добычи алмазов. Корпорация занимается разведкой месторождений, добычей, обработкой и продажей алмазного сырья. Основная деятельность сосредоточена в Якутии, а также в Архангельской области и Африке.

 

— Распадская. Российская угольная компания. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Распадская». Штаб-квартира — в Междуреченске. Компания объединяет три добывающих предприятия, шахту и обогатительную фабрику, а также предприятия транспортной и производственной инфраструктуры.

 

— Селигдар. Золотодобывающий Холдинг «Селигдар» создан в 2008 г. на базе активов Артели старателей «Селигдар» и других золотодобывающих предприятий. Холдинг включает в себя следующие компании: » ОАО «Селигдар» » ОАО «Золото Селигдара» » ООО «Рябиновое» » ЗАО «Лунное» » ООО «А/С «Поиск» » ООО «А/С «Сининда-1″ » ООО «Оренбургская Горная Компания» » ООО «Евроарт».

 

— ТМК. Является одним из ведущих глобальных поставщиков трубной продукции для нефтегазового сектора. ТМК объединяет 28 предприятий, расположенных в России, США, Румынии и Казахстане и два научно-исследовательских центра в России и США.

 

— Мечел. Одна из ведущих мировых компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях. В компанию входят производственные предприятия в 11 регионах России, а также в США, Литве и Украине.

 

— Че

utmagazine.ru

Государственная корпорация — это… Что такое Государственная корпорация?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.
Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности и невозможность банкротства.

Особенности правового статуса

  • ГК создается на основании федерального закона.
  • Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.
  • ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
  • ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
  • ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы [2] без согласия ГК не могут:
  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

Список госкорпораций России

Название Федеральные законы,
определяющие правовой статус
Руководитель Судьба
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор — Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Председатель — Дмитриев Владимир Александрович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 771)
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Генеральные директора:

  • Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400)
  • Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО».
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Генеральный директор — Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) Фонд действует до 1 января 2013 года
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Президенты:

  • Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р)
  • Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р)
  • Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 97-р)
  • Гапликов Сергей Анатольевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 98-р)
Организация прекратит свою деятельность после решения уставных задач
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» Генеральный директор — Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» Генеральный директор — Кириенко Сергей Владиленович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 1663) В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс. ««Стратегическая цель Росатома – глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли»» (Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев).

История

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:

«Рассматривая саму сущность понятия „государственная корпорация“, необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как „размывание“ системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права».[3]

По его мнению:

«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».[3]

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[4].

7 августа 2009 года Президент России Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку финансовой деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы[5].

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная[источник не указан 1113 дней] государственной корпорации (Автодор).

12 ноября 2009 года президент России Д. А. Медведев в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной, что обосновано, поскольку менеджмент госкорпорации объективно склонен к оппортунистическому поведению. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».[6]

См. также

Примечания

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  2. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этот список не входит собственно Правительство Российской Федерации, но входят органы исполнительной власти, ряд из них возглавляют министры — члены Правительства. Источник (здесь и далее) — ст.7.1 Федерального закона от N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральные законы от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ и одобренный Госдумой законопроект о ГК «Ростехнологии».
  3. 1 2 Комитет Совета Федерации по промышленной политике раскритиковал создание госкорпораций
  4. Советники Медведева предлагают ему упразднить все госкорпорации NEWSru 19 марта 2009.
  5. Медведев усомнился в необходимости госкорпораций NEWSru 7 августа 2009.
  6. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт Президента Российской Федерации, 12 ноября 2009

dic.academic.ru

Корпорации в России — реферат

РЕФЕРАТ

на тему:

«Корпорации в России»

ДГТУ ИЭиМ

 Кафедра: Экономика и менеджмент

                                      
в машиностроении 

 Выполнил:

 Принял: Доцент Курдюков В.Н.

 Ростов-на-Дону

         
2012г.

Содержание

 

1.Введение – стр. 3

2. Состояние и проблемы развития корпораций
в России – стр. 4

3. ТНК в России – стр. 6

4. Государственные корпорации в России
– стр. 7

5. Крупнейшие корпорации России – стр.
11

6. Правоспособность российских корпоративных
организаций – стр. 12

7. Заключение – стр. 13

8. Источники – стр. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Корпорация (от лат. corporatio — объединение)
– совокупность лиц, объединившихся для
достижения общих целей, осуществления
совместной деятельности и образующих
самостоятельный субъект права — юридическое
лицо. Чаще всего корпорации организуются
в форме акционерного общества. В частной
корпорации большинство акций принадлежит
одному владельцу, семье или узкой группе
акционеров.

 

В свою очередь, под корпорацией принято
понимать союз лиц, объединенных на основе
профессиональных или сословных интересов.
Поэтому в широком смысле под корпорацией
понимают практически любые сообщества
и структуры, начиная от общества и государства
и заканчивая коллективом студентов одной
группы или участников какого-либо кружка.

 

Понятие корпорации в зависимости от
представления ее в существующих правовых
системах (континентальном и англосаксонском
праве) приобретает различный смысл.

 

Понятие корпорации в России трактуется
весьма неоднозначно. Так, среди юристов
существует ряд точек зрения, согласно
одной из которых к корпорациям относят
все коммерческие организации, основанные
на членстве; согласно другой — лишь хозяйственные
общества и товарищества; согласно третьей
— только акционерные общества; согласно
четвертой — хозяйствующие субъекты, образованные
несколькими юридическими лицами, правда,
не исключая участия физических лиц.

 

С позиции российского 
законодательства, имеющего континентальные 
корни, корпорация — это организация,
построенная на началах членства (участия),
участники которой имеют определенные
права в отношении ее имущества.

 

Гражданский кодекс (п. 2
ст. 48) к корпорациям относит юридические 
лица, в отношении которых их участники 
имеют обязательственные, но не вещные
права. При этом широкое понимание корпораций
предлагает включать в них не только коммерческие
(хозяйственные товарищества и общества),
но и некоммерческие организации, основанные
на членстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние и проблемы развития
корпораций в России

 
В группе развивающихся стран Россия,
как всегда, оказалась в положении совершенно
особенном. На пороге реформ наша страна,
ее научно-технический потенциал и экономика
были выше других развивающихся стран.
По своим историческим корням, вкладу
в мировую цивилизацию, промышленному
и интеллектуальному потенциалу Россия
должна была занять место в группе развитых
стран. Однако в результате недостаточно
эффективной реструктуризации экономики
она по большинству показателей была отброшена
в середину списка развивающихся стран.
Вместе с отжившими формами забюрократизированной
директивной экономики пошли на слом вполне
жизнеспособные мощные отраслевые промышленные
группы. 
 
В современных ТНК в России уже благодаря
новым компьютарным технологиям превалирует
сетевая организация с базами транснационального
капитала и узлами управления в крупных
городах различных стран. Раззвитие мировых
коммуникационных сетей и глобальных
ТНК с сетевой структурой управления проходило
параллельно, и эти процессы, безусловно,
взаимодополняли и стимулировали друг
друга. 
 
Единые для всего мира финансовые инструменты,
стандарты передачи и обработки информации,
единообразные финансовые и информационые
институты создают идеальную среду для
транснационализации бизнеса и свободного
движения его капитала.Технологическое
совмещение магистральных информационных
и финансовых коммуникаций и сетей способствовало
созданию нового информационно-финансового
института и привело к сближениюи постепенному
слиянию информационной и финансовой
сфер деяельности. Транснациональный
капитал, в технологическом плане базирующийсяна
глобальных информационно-финансовых
сетях и добивающийсямирового господства
через информационные и финансовые рынки,
породил новую транснациональную информационно-финансовую
олигархию. 
 
При превалирующей сейчас сетевой системе
организации терминальные звенья современных
ТНК представляют собой, говоря языком
компьютерных сетевых технологий, своеобразные
“порты”, открытые для подсоединения
к корпоративной сети взаимосвязей новых
элементов через механизмы транснациональных
стратегичесих альянсов, благодаря которым
границы компаний и промышленных групп
размываются или приобретают форму “созвездий”,
включающих связанные между собой, но
до известной степени независимые, компании
различных размеров и отраслей. 
 
В последние годы наряду с традиционым
вывозом капитала в форме прямых инвестиций
ТНК все более практикуют эксопрт организационных
технологий, ноу-хау и целых фрагментов
развившихся в других странах пребывания
корпорации или зародившихся в недрах
амой ТНК неформальных институтов в сфере
организации и управления. Постепенно
руководители передовых ТНК начали понимать,
что инновации являются лишь видимой вершиной
айсберга социокультурных институтов,
и для обеспечения их непрерывного и успешного
производства необходимо научиться переносить
крупные институциональные методы в “принимающие”
страны. 
 
После распада СССР мы, как всегда, чрезмерно
резко отвернулись от идеологической
поддержки экономических преобразований.  
 
В известной классификационной системе
А.Тойнби из 28 когда-либо существовавших
на Земле цивилизаций и 7 доживших до наших
дней выделена славяно-православная как
обладающая уникальным своеобразием.
Действительно, еще в византийском Земледельческом
кодексе сказано, что “входящие в чужой
виноградник, чтобы насытиться, пусть
будут безнаказанны”. Как это непохоже
на западноевропейское “мой дом – моя
крепость”. Да, наша цивилизация весьма
отличается от тех, на базе которых были
построены экономики Запада, но вряд ли
стоит пестовать эту уникальность. Исторический
опыт показывает, что не только технологические,
но и идеологические и культурологические
заимствования, проводимые в некоторые
периоды истории в грандиозных масштабах,
в конечном счете благотворно повлияли
на развитые страны. 
 
Именно единообразие механизмов обеспечения
успешности, а также глобализация и интернационализация
мировой экономики обусловили потребность
в формировании цивилизационной идентичности.
Поэтому те госудорства, которые сумеют
с использованием идеологических средств
сформировать наиболее продукттивные
неформальные институты как на базе своего,
так и мирового опыта, получают значительные
конкурентные преимущества и войдут в
круг стран, формирующих “правила игры”
постсовременной цивилизации. В наступающем
веке ведущую роль будут играть те страны,
которые смогут найти механизмы быстрого
и экономически эффективного встраивания
заимствованных з других стран и адаптируемых
в рамках собственной идеологической
системы крупных отдельных институциональных
моделей, а также внедрение их в практикуэкономической
жизни. 
 
В тех случаях, когда интересы транснационального
капитала объективно совпадают с интересами
определенных национальных государств,
он может обеспечить им значительные и
даже решающие преимущества в межстрановой
экономичекой конкуренции. В передовых
странах это двоевластие приняло характер
симбиоза. Развитые государства активно
поддерживают собственные ТНК, которые
в свою очередь обеспечивают сюрезенам
поступление налоговых средств от международной
деятельности и, что возможно, более важно,
распространение их экономического, а
в дальнейшем и политического влияния. 
 
Транснациональный капитал чутко откликается
на на поддержку “своих” государств,
обеспечивая их экономическую мощь и экономическую
экспансию. Наверное, нужно только приветствовать,
что борьба за рынки перешла из военно-политической
в жестокую, но, по крайней мере, бескровную
экономическую сферу. 
 
Сложнее складываются отношения ТНК с
менее развитыми странами, в число которых
входит и Россия. Здесь интересы крупных
международных корпораций зачастую входят
в противоречие с национальным капиталом
и через него с государством. 
 
3. ТНК в России

 

В современных ТНК 
в России уже благодаря новым 
компьютерным технологиям превалирует 
сетевая организация с базами
транснационального капитала и узлами управления в крупных городах
различных стран. Развитие мировых коммуникационных
сетей и глобальных ТНК с сетевой структурой
управления проходило параллельно, и эти
процессы, безусловно, взаимодополняли
и стимулировали друг друга.

Единые для всего мира финансовые инструменты, стандарты
передачи и обработки информации, единообразные
финансовые и информационные институты
создают идеальную среду для транснационализации
бизнеса и свободного движения его капитала.
Технологическое совмещение магистральных
информационных и финансовых коммуникаций
и сетей способствовало созданию нового
информационно-финансового института
и привело к сближении постепенному слиянию
информационной и финансовой сфер деятельности.
Транснациональный капитал, в технологическом
плане базирующийся на глобальных информационно-финансовых
сетях и добивающийся мирового господства
через информационные и финансовые рынки,
породил новую транснациональную информационно-финансовую
олигархию.

При превалирующей сейчас
сетевой системе организации терминальные звенья современных ТНК
представляют собой, говоря языком компьютерных
сетевых технологий, своеобразные «порты»,
открытые для подсоединения к корпоративной
сети взаимосвязей новых элементов через
механизмы транснациональных стратегических
альянсов, благодаря которым границы компаний
и промышленных групп размываются или
приобретают форму «созвездий», включающих
связанные между собой, но до известной
степени независимые, компании различных
размеров и отраслей.

В последние годы наряду
с традиционным вывозом капитала в форме прямых
инвестиций ТНК все более практикуют экспорт
организационных технологий, ноу-хау и
целых фрагментов развившихся в других
странах пребывания корпорации или зародившихся
в недрах самой ТНК неформальных институтов
в сфере организации и управления. Постепенно
руководители передовых ТНК начали понимать,
что инновации являются лишь видимой вершиной
айсберга социо-культурных институтов,
и для обеспечения их непрерывного и успешного
производства необходимо научиться переносить
крупные институциональные методы в «принимающие»
страны.

 

Сейчас особенно важно 
найти верный подход во взаимоотношениях
российского государства со «своими»
и «чужими» ТНК. Основной упор должен
быть сделан на отечественные финансово-промышленные
группы. У нас должен привиться прагматичный подход
к отечественным промышленным группам.
Хороши они или плохи, но это и есть современная
российская индустрия, и только взлелеяв
их, мы сможем пробиться в клуб передовых
стран. Россия, по примеру передовых стран,
обязана войти в тесный стратегический
альянс с отечественными финансовыми
группами.

Нужно ясно осознать, что 
именно сейчас, на рубеже веков, формируется 
облик нового мира, в котором придется
жить нашим потомкам. Нам необходимо
во что бы то ни стало принять 
действенное участие в формировании новых институтов,
правил экономической жизни и международных
организаций. Но для этого мы должны быть
экономически сильны, поскольку сильные
считаются только с силой. И только тогда,
когда торговые марки наших ТНК уверенно
зашагают по миру, Россия реально, не на
словах, а на деле вернет себе статус великой
державы.

 

4. Государственные корпорации
в России

 

Государственная корпорация
— не имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная Российской
Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления
социальных, управленческих или иных общественно
полезных функций. Создается на основании
федерального закона. Имущество, переданное
ей Российской Федерацией, является собственностью
госкорпорации.

 

Госкорпорация не отвечает по обязательствам
Российской Федерации, а Российская Федерация
не отвечает по обязательствам госкорпорации,
если законом о ее создании не предусмотрено
иное. Может осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь постольку, поскольку
это служит достижению целей, ради которых
она создана, и соответствует этим целям.

 

Корпорация – распространенная
форма юридического лица в ряде зарубежных
стран, но в России «корпорацией» 
может называться только отдельная 
специфическая группа юридических 
лиц. Сегодня мы рассмотрим некоторые
аспекты данного понятия.

Мировой опыт свидетельствует о 
том, что государственные корпорации
со значительным государственным финансированием 
появляются при наличии серьезных 
системных проблем в экономике.
Они являются управленческим ответом
на эти проблемы. Государственные корпорации
не российское изобретение. В том или ином
виде они существуют в США, Великобритании,
Канаде, Италии, Финляндии, Норвегии, Китае,
Индии, Южной Корее. Очень часто государственные
корпорации неприбыльны, т.к. создаются
для реализации определенных целей государственной
политики там, где рыночные институты
не работают, где надо дать толчок инновационному
развитию. Ведь инновационный бизнес –
всегда занятие рисковое.

 

Создание государством крупных 
корпораций имеет своей целью поддержку
и развитие тех областей, где бизнес в
краткосрочной и среднесрочной перспективе
не видит привлекательности для инвестирования
своих средств и где рейтинг страны постепенно
снижается. Функциональное назначение
госкорпораций весьма разнообразно: от
реализации отдельных проектов и программ,
содействия отдельным видам деятельности
до управления конкретными отраслями
и группами компаний .

В настоящее время в России существуют
несколько государственных корпораций:

— Государственная корпорация 
по строительству олимпийских 
объектов и развитию города 
Сочи как горноклиматического 
курорта”. (“ГК Олимпстрой”)

 

— Государственная корпорация 
“Банк развития и внешнеэкономической 
деятельности (Внешэкономбанк)”. (Внешэкономбанк)

 

— Фонд содействия реформированию 
жилищно-коммунального хозяйства

— Государственная корпорация 
“Российская корпорация нанотехнологий”.
(ГК “Роснанотех”)

 

— Объединённая авиастроительная 
корпорация (ОАК)

 

— Государственная корпорация 
по атомной энергии “Росатом”

 

— Государственная корпорация 
по содействию разработке, производству 
и экспорту высокотехнологичной 
промышленной продукции “Ростехнологии” 
(Государственная корпорация “Ростехнологии”)

 

Также в 2004 году на основе
федерального закона была ликвидирована государственная корпорация “Агентство
по реструктуризации кредитных организаций”.

Законодательно закреплены
следующие признаки указанной формы 
некоммерческой организации:

Государственной корпорацией 
признается не имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная Российской Федерацией
на основе имущественного взноса и созданная
для осуществления социальных, управленческих
или иных общественно полезных функций.

Государственная корпорация
создается на основании федерального
закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской
Федерацией, является собственностью
государственной корпорации. В качестве
взноса при создании государственной
корпорации может передаваться любое
имущество, принадлежащее Российской
Федерации на праве собственности, кроме
изъятого из гражданского оборота. Поскольку
имущество, передаваемое Российской Федерацией
создаваемой государственной корпорации,
становится собственностью этой корпорации,
а Российская Федерация утрачивает вещные
права на переданное имущество, то не подлежит
передаче имущество, изъятое из гражданского
оборота, т.к. собственником такого имущества
является исключительно Российская Федерация.
Имущество, ограниченное в гражданском
обороте, может быть передано вновь созданной
государственной корпорации, если цели
ее создания предполагают возможность
получения всех надлежащих разрешений
для ведения той деятельности, которая
связана с использованием ограниченного
в обороте имущества .

Государственная корпорация
не отвечает по обязательствам Российской
Федерации, а Российская Федерация не отвечает
по обязательствам государственной корпорации,
если законом, предусматривающим создание
государственной корпорации, не предусмотрено
иное.

student.zoomru.ru

«Корпорация» Россия

В последнее время мне не дает покоя один вопрос: «Как сделать нашу компанию интеллектуальной?». Не в смысле того, что нам не хватает интеллекта, а в том смысле, что все хорошие идеи, которые у нас появляются, медленно воплощаются в жизнь.

Как выяснилось в пятницу, именно эта проблема волнует больше всего и нашего президента. Как сделать «корпорацию» Россия более конкурентоспособной, как создать в стране, как сказал Путин, «мотивацию к инновационному поведению граждан»?

В качестве участника расширенного заседания Госсовета я наблюдал за реакцией на эти слова топ-менеджеров этой самой корпорации. Президент уходящий, подводя итоги двух сроков, формировал повестку дня для президента будущего. И менеджеры, как положено, рукоплескали. И тому, что сделано: наведен конституционный порядок в стране, удалось восстановить вертикаль управления, рассчитались по внешним долгам, вернули достоинство армии, сохранили суверенитет и целостность великой державы, смогли войти в семерку крупнейших экономик мира. Не менее бурно аплодировали и тому, что предстоит сделать: создать самую привлекательную для жизни страну, построить общество реальных и равных возможностей, настоящую многопартийную систему.

При этом мало кто обратил внимание на то, что новый этап, как следовало это из президентского доклада, — «плана Путина», существенно отличался от текущего однопартийного момента. Из слов президента получалось, что опираться России придется не на чиновников, а на народ, «который всегда привык побеждать», на общество свободных и независимых граждан. И мне почему-то показалось, что такой расклад должен был понравиться не всем рукоплескавшим, в чьих руках пока еще были сосредоточены неограниченные ресурсы и рычаги. Если только под «гражданами» он не имел в виду исключительно тех, кто собрались здесь, в Георгиевском зале.

Провозглашая новые приоритеты, президент был, действительно, прав. По-иному без ответственных, инициативных и самостоятельных сотрудников ни одна корпорация эффективно работать не будет. Без конкуренции идей, без социальных лифтов, без экономической и политической свободы инновационной экономики не построить. Ни великая Россия, ни Алтайский край, стратегия которого предлагает новаторские подходы к развитию региона, без здорового гражданского общества расцвести и стать привлекательной для жизни землей обетованной не смогут. Как впрочем, и «Алтапресс» — независимый издательский дом, который мы вместе с товарищами уже семнадцать лет строим.

altapress.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о