О системе
Система взимания платы «Платон» (далее – «Система») создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
Основные данные
Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.
2,54 ₽/км*
с 1 февраля 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 № 843
50 774 км
Федеральных
дорог в Системе
15/11/2015
Дата запуска
Системы
*Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 марта 2017 года №330
Объекты и элементы системы
Центры
Информационной
поддержки
пользователей
Система
мобильного
контроля
Бортовые
устройства
Интернет
-сайт
Центр управления
и мониторинга,
включая центр
обработки данных
Геоинформационная система
и автоматическая
система расчетов
Система
стационарного
контроля
Колл-центр
круглосуточно
Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в порядке постоплаты.
Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:
Маршрутная карта
Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей
Бортовое устройство
Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме
Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.
Способы оплаты маршрутных карт:
- С расчетной записи Владельца транспортного средства, открытой в Системе взимания платы «Платон»
- Банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы «Платон»
- Через Интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», а также посредством электронных кошельков (QIWI Кошелек, Элекснет онлайн)
- Наличными в агентских терминалах партнеров: QIWI, Элекснет, в терминалах и отделениях Сбербанка
- Со счета мобильного телефона с использованием платежного сервиса МОБИ. Деньги
Способы пополнения расчётной записи:
- Безналичный банковский перевод по реквизитам Оператора Системы взимания платы «Платон»
- Банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы «Платон»
- Через Интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», а также посредством электронных кошельков (QIWI Кошелек, Элекснет онлайн)
- Наличными в агентских терминалах партнеров: QIWI, Элекснет, в терминалах и отделениях Сбербанка
- Со счета мобильного телефона с использованием платежного сервиса МОБИ.Деньги
Для получения Бортового устройства Владельцу транспортного средства необходимо заключить с Оператором Системы взимания платы договор безвозмездного пользования, предоставив необходимый пакет документов.
Владелец транспортного средства устанавливает и активирует Бортовое устройство самостоятельно.
После установки Бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в Центр обработки данных.
В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с расчётной записи Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим».
В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, Система не включает данные участки пути в расчет платы.
481
рамка системы
контроля
100
автомобилей
мобильного
контроля
2 000 000
бортовых устройств
Контроль за внесением платы в счет возмещения вреда осуществляется системой стационарного и
мобильного контроля. Системы контроля обеспечивают проверку регистрации в Реестре Системы и внесение платы в счет возмещения вреда.
Региональные офисы
обслуживания
Офисы на погран.
переходах
Терминалы
самообслуживания
Мобильное
приложение
Интернет-сайт
Колл-центр
Информационная поддержка Владельцев транспортных средств осуществляется:
- Колл-центром, работающим круглосуточно;
- Центрами информационной поддержки пользователей в каждом субъекте РФ.
Транспортный налог и система Платон (нюансы)
Транспортный налог и система Платон, через которую собираются платежи по большегрузным авто, в период 2016–2018 годов не приводил к увеличению налоговой нагрузки на плательщика. А с января 2019 года ситуация кардинально изменилась. О том, как в этом плане увязаны сборы по транспортному налогу и системе Платон, а также о том, как обстоит дело с этими платежами на 2019-2021 годы, читайте в статье.
Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»
С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.
Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:
- транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;
ВНИМАНИЕ! С 2021 года порядок уплаты транспортного налога изменился.
Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2021 г., узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
- платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.
Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.
О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон — какие машины под нее попадают?».
В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».
ВАЖНО! Данный порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.
Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».
Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершил. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале «Вычет на «Платон» отменяется».
В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза имел право уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.
Если сумма платы в «Платон» превышала исчисленный транспортный налог, последний не платился вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежала только разница.
Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представлял в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны были содержать данные:
- о владельце транспортного средства;
- большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
- уплате платежей.
ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).
О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система «Платон» — личный кабинет пользователя (нюансы)».
Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.
См. также «Применение вычета по платежу в «Платон» не зависит от статуса «физика» — владельца большегруза».
Транспортный налог за 2019 — 2021 годы
С 1 января 2019 года, как было отмечено выше, вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения, отменен. То есть на сумму платежей в «Платон» больше нельзя уменьшить сумму налога.
В связи с этим упразднено и ограничение на учет расходов по налогу на прибыль — теперь всю сумму платы в систему «Платон» можно учитывать в составе прочих расходов (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 249-ФЗ).
Какими документами подтвердить платежи в Платон, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
До 2018 года налогоплательщики не могли уменьшить налоговую базу по этому налогу на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами, зарегистрированными в системе «Платон» (п. 48.21 ст. 270, п. 2 ст. 362 НК РФ).
Итоги
Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка больше никто не озвучивал. В 2019 — 2021 годах нагрузка на владельцев большегрузов увеличена. Они теперь платят и в систему «Платон» и транспортный налог в полном объеме. Но есть и плюсы: сумму платы в «Платон» можно учесть в расходах при подсчете налогооблагаемой прибыли.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- Федеральный закон от 03. 07.2016 № 249-ФЗ
- Письмо ФНС России от 09.01.2017 № БС-4-21/65@
Интерфакс-Недвижимость / Сборы от «Платона» должны идти на развитие дорог
8 февраля 2016, 14:20
Москва. 8 февраля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Участники дорожного движения в РФ признают улучшение состояния федеральных и региональных трасс; по мнению респондентов, именно на развитие дорог должны идти средства системы «Платон», сообщает ВЦИОМ.
Социологи провели исследование по заказу Минтранса РФ 9-18 января среди 2400 человек в различных целевых группах: 300 руководителей/заместителей руководителей компаний-грузоперевозчиков в 10 городах РФ; 500 владельцев ТС грузоподъемностью свыше 12 тонн в 10 городах РФ; 1600 владельцев легковых ТС в 130 населенных пунктах в 46 регионах РФ.
Как показал опрос, большинство владельцев личного автотранспорта считают справедливой систему взимания платы с большегрузного транспорта по принципу «кто больше портит дорогу, тот и платит», а также по принципу «кто использует дорогу в коммерческих целях, тот платит» (62% и 59% соответственно).
Однако большинство дальнобойщиков (65% и 69%) и представители компаний-перевозчиков (60% и 64%) придерживаются противоположного мнения.
Состояние федеральных автомобильных трасс в России 52% дальнобойщиков и представителей компаний-перевозчиков считают его удовлетворительным, 18-19% соответственно — плохим. Среди владельцев легковых автомобилей этого мнения придерживаются 39% и 13% соответственно.
О том, что состояние федеральных дорог хорошее, говорят 19% представителей компаний-перевозчиков, 26% дальнобойщиков и 39% владельцев легковых автомобилей.
Состояние региональных автомобильных трасс в России респонденты оценивают хуже: 33% дальнобойщиков и 37% представителей компаний-перевозчиков считают его удовлетворительным, 36% и 31% соответственно — плохим. Среди владельцев легковых автомобилей этого мнения придерживаются 38% и 26% соответственно. Положительно о региональных дорогах отзываются 10% представителей компаний-перевозчиков, 11% дальнобойщиков и 18% владельцев легковых автомобилей.
При этом динамику состояния федеральных трасс большинство опрошенных во всех целевых группах характеризуют как положительную, тогда как относительно региональных дорог такого единодушия не наблюдается: респонденты чаще говорят об отсутствии изменений, сообщают социологи.
Финансовые сборы, поступившие в систему «Платон», по мнению большинства опрошенных во всех целевых группах, должны идти в первую очередь на реконструкцию существующих федеральных (45% представителей компаний, 37% дальнобойщиков, 25% владельцев легковых автомобилей), а также региональных трасс (33%, 37% и 55% соответственно).
На этом фоне пользу от введения системы «Платон» для улучшения состояния дорог признает каждый второй владелец легковых автомобилей (51%), каждый четвертый руководитель транспортных компаний (25%) и каждый седьмой водитель фур (16%).
Повышение прозрачности рынка грузоперевозок к плюсам введения системы «Платон» относят 45% владельцев легковых автомобилей, 31% представителей компаний-перевозчиков и 15% дальнобойщиков (присутствие теневых грузоперевозок сегодня признает большинство во всех группах).
В случае отмены транспортного налога компенсировать падение доходов региональных дорожных фондов чаще всего опрошенные предлагают за счет средств системы «Платон».
В целом за внедрение данной системы выступают 40% водителей «легковушек», однако среди владельцев компаний-грузоперевозчиков эта доля ниже (18%), а среди самих дальнобойщиков она составляет только 3%.
При этом протестную активность против системы «Платон» участники движения рассматривают скорее как возможность привлечь внимание руководства страны (71% дальнобойщиков, 58% представителей компаний, 61% водителей «легковушек»), чем как действенную меру, которая повлечет отмену уже введенной системы (64%, 60% и 68% соответственно). Кроме того протесты воспринимаются как потенциальный источник неудобств для жителей регионов, где проводятся акции (64%, 60% и 68% соответственно).
Мнения респондентов о том, какова роль государства в регулировании рынка автомобильных грузоперевозок, разделились: 41-41% дальнобойщиков и руководителей компаний-перевозчиков считают, что власти должны этим заниматься, 51-53% соответственно полагают, что рынок должен регулироваться сам.
Система взимания платы в счет возмещения вреда федеральным автодорогам общего пользования с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн заработала 15 ноября 2015 года. Запуск системы сопровождался сбоями в ее работе, а также протестами дальнобойщиков.
В ответ на претензии правительство РФ решило снизить тариф на первый период работы системы: до 29 февраля 2016 года он установлен на уровне 1,53 рубля за километр пути. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года он составит 3,06 рубля.
Планируется также разрешить постоплатный способ внесения средств, по факту осуществленного рейса. Президент РФ Владимир Путин также призвал отменить транспортный налог для большегрузов — участников системы.
Пожертвование своего времени для развития компании, финансируемой венчурным капиталом: почему я прекратил наставничество в Plato
tl;dr Некоммерческие/бесплатные организации, которые я предлагаю для предложения наставничества/искания наставничества: Mentoring Club (опытные наставники, фокус ЕС), Coding Coach (для инженеров-программистов), Mentors in Tech (наставничество для студентов местных колледжей в США, желающих заняться технологиями), Meet a Mentor (ориентировано на Великобританию) и некоторые другие способы наставничества.
Позвольте мне предложить вам бизнес-модель: Cameo, но для технических специалистов клиенты платят высокую ежемесячную плату, а «поставщики» работают совершенно бесплатно. Я знаю, я знаю, ты говоришь, что я сумасшедший. Но просто держись со мной.
Наставничество — это то, что принесет большую пользу большинству технических специалистов. Итак, как насчет того, чтобы мы позволили им быть наставниками лучших: технических директоров, вице-президентов по инженерным вопросам, старших менеджеров и менеджеров, все из известных компаний. Люди заплатили бы лота , чтобы получить доступ к этим наставникам!
Вы спрашиваете, как мы будем зарабатывать деньги? Вот лучшая часть. Cameo платит «провайдерам» 75% выручки, а они нигде не приносят прибыли. Мы можем сделать лучше. Мы не будем платить этим опытным людям что-нибудь . Мы просто будем использовать FOMO, заманчиво отдавая должное сообществу, и выставлять напоказ перед людьми. Да, и клиенты будут считать, что они платят за время этих востребованных, иначе недоступных людей, поэтому они не будут жаловаться на наши высокие цены. Вот и все.
Добро пожаловать в бизнес-модель Plato: услуга, при которой вы платите 300 долларов США в месяц, чтобы общаться с людьми, которые бесплатно тратят свое время . Платон, вероятно, самая известная служба наставничества в Силиконовой долине и компания, финансируемая венчурным капиталом. Я был ментором в Платоне более 6 месяцев. Это было до тех пор, пока я не попросил Платона пожертвовать мою ставку на благотворительность, и они сказали мне, что нет ни «рейта тейка», ни какой-либо благотворительной составляющей.
Получить отличных наставников за $299+ в месяц — это воровство (Team & Enterprise стоит дороже). Это особенно отличная бизнес-модель, когда эти наставники являются добровольцами.Их бизнес-модель гениальна: торговая площадка со 100-процентной посещаемостью. Это одна из очень немногих двусторонних торговых площадок, которым удалось добиться успеха: все деньги идут посреднику, а не поставщикам, создающим ценность торговой площадки. Другой примечательный пример — Elsevier или Springer в сфере академических публикаций, которые взимают высокую плату за доступ к статьям, авторам и рецензентам которых они ничего не платят. Для сравнения, у Uber процент откликов составляет 15-25%; Cameo занимает 25%, а YouTube — 45%.
Как я заставил себя стать и продвигать такую бизнес-модель и тратить свое время на развитие коммерческой компании? FOMO и маркетинг Платона сыграли свою роль.
Элитный клуб
Платон проделал фантастическую работу по использованию статуса и FOMO для привлечения будущих наставников. Я читал о том, что кто-то является наставником Платона в LinkedIn, и искал, что это влечет за собой.
Вы не можете просто стать наставником Платона: вам нужно подать заявку, чтобы стать им. Прежде чем сделать это, вам нужно прочитать модель Платона, где они ясно дают понять, что это элитный клуб. В эту сеть входят руководители Google, Slack, Lyft, Box, Netflix и других:
Необходимо внести поправку на целевую страницу: «Платон — это сеть наставников, ЖЕРТВУЮЩИХ свое время бесплатно». Клиенты предполагают, что они платят за время этих людей, когда это не так.«Вау» — подумал я про себя — «какой элитный клуб! Соучредитель Box также является его частью, как и вице-президент Lyft по инженерным вопросам.»
Став наставником, Платон говорит вам, что вы будете:
Отдавать обществу, учиться, создавать личный бренд и общаться с другими. Причины Платона для наставников присоединиться к их сообществу.Чего они вам не говорят, так это того, как, став наставником, вы внесете свой вклад в прибыль ровно одной организации: коммерческой компании Plato.
Тем не менее, привлекательность Платона в том, что они просят у вас всего 30 минут вашего времени, хотя и делают это каждую неделю. Это кажется разумным обязательством для большинства людей, и я не был исключением.
Итак, я зарегистрировался, провел обязательную ознакомительную встречу с менеджером по работе с клиентами и отправился на сеансы наставничества.
Сначала развлечение, потом рутина
Первые несколько месяцев на Платоне были довольно хорошими. Я звонил многим людям: старшим инженерам, которые хотели попасть в штат, менеджерам, ставшим менеджерами менеджеров, и нескольким инженерным директорам, которые обменивались идеями. Мне казалось, что мое время было потрачено не зря.
Несколько раздражало то, что вы не можете контролировать, кто будет «бронировать» вас на платформе: кто-то просто появляется. У меня были люди, которые не появлялись несколько раз, что раздражало, поскольку я ожидал, что этого не произойдет, учитывая, что подопечные платили за услугу. Тем не менее, у вас есть доступ к поддержке, и работа прошла гладко.
Однако через несколько месяцев сеанс наставника каждую неделю стал казаться рутиной. У меня были люди, обращающиеся по другим каналам с просьбой о наставничестве, и я сказал им, что у меня нет пропускной способности, поскольку я не делаю много таких звонков.
Статистика My Plato за 6 месяцев на платформе: звонок в неделю. Через какое-то время это стало больше похоже на рутину. Кому выгодны эти призывы? Я имею в виду, кто на самом деле получает пользу от моего времени?Через некоторое время я должен был спросить себя. Почему я занимаюсь этим делом? Кому моя работа приносит непосредственную пользу?
И ответ был бы очевиден, если бы вы посмотрели глубже: это в основном приносит пользу Платону. Подопечные также получают пользу от этих сессий, но они покупают услуги, которых ожидают. Я получал выгоду, особенно в начале, но эта выгода становилась все более и более незначительной.
Дойдя до этого момента, я начал спрашивать подопечных, знают ли они бизнес-модель Платона.
Все подопечные предполагают, что они платят за время наставников
При следующих нескольких звонках я спросил подопечных, как, по их мнению, работает Платон. Большинство ответило, что они — или их компания — платят Платону, Платон берет долю, а наставникам больше всего платят за работу за их время.
Когда я сказал им, что наставники добровольно жертвуют свое время, все они были удивлены. «Ты работаешь бесплатно, а я плачу за услугу?» — спросили бы? «Ага, — говорил я им, — , вы не знали об этом?»
Один ученик, который поделился тем, как он подписался, увидев, что я связан с Платоном, сказал: «Я подписался на Платона на шесть месяцев, потому что смотрел ваши видео. Мои наставники очень полезны, и Я не могу представить, что огромное сумма, которую я заплатил за услугу, не идет ни им, ни на благотворительность. »
Платон намеренно скрывает тот факт, что они представляют собой сеть неоплачиваемых добровольцев. Клиенты не могут узнать, что взимаемые деньги попадают в Платон, и поддержать эксплуатационные расходы — и прибыль — этого некоммерческая организация.
Страница Plato’s How it Works. На ней удобно не упоминается, как все наставники добровольно тратят свое время — все доходы и прибыль идут ПлатонуПлатон также не предлагает скидок для людей, платящих из своего кармана. Другой человек написал мне, поделилась тем, как ее компания перестала платить за Платона, но она хотела продолжать работать со своими наставниками. У нее был ограниченный бюджет, и она спросила, есть ли способ получить скидку. Платон сказал нет: и этот человек в итоге заплатил кармана, предполагая, что это был единственный способ поддерживать связь с наставниками, думая, что ее деньги идут к ним.Она была в ужасе, узнав, что Платон взял все гонорары, и она могла просто связаться напрямую с наставниками-добровольцами.
Когда я добровольно отдаю свое время, я хочу поддержать доброе дело
В этот момент мне стало не по себе из-за Платона. Что я делал как наставник на этой платформе?
Я придавал легитимность сервису, который даже не разделяет его бизнес-модель и то, как ядро его добавленной стоимости — наставники — приходят через волонтерскую работу.
Я не против добровольной работы и делал это бесчисленное количество раз, но я хочу поддерживать хорошее дело, когда я это делаю. Так что я обратился к Платону и сказал им, что перестану быть наставником, если они не согласятся пожертвовать мою ставку — сумму денег, которую они заложили бы в бюджет на мое время — на благое дело, например, на благотворительность.
К сожалению, Платон подтвердил, что этот подход в настоящее время невозможен. Я не могу с чистой совестью продолжать поддерживать сомнительную бизнес-модель, в которой основным субъектом, извлекающим выгоду из моего времени, является коммерческая компания. Так что я оставил Платона в качестве наставника.
Я несколько месяцев был наставником @PlatoHQ. Хотя опыт хороший, я приостанавливаю наставничество до тех пор, пока Платон не изменит свою бизнес-модель, чтобы позволить наставникам жертвовать свою долю на благотворительность.
Сегодня подопечные платят 300 долларов в месяц, наставники работают бесплатно, а Платон получает всю выручку.
— Gergely Orosz (@GergelyOrosz) 6 апреля 2021 г.
Гениальная бизнес-модель — но будет ли она масштабироваться?
Лично я не одобряю бизнес-модели, основанные на эксплуатации людей или сокрытии ключевой информации. В случае Платона: они не сообщают своим платным клиентам, что подопечные работают бесплатно, и все доходы остаются у них. Тем не менее, кажется, что модель работает, и Платон, кажется, процветает.
Однако у Plato есть проблема: они финансируются венчурным капиталом и должны расти как по количеству пользователей, так и по доходам. Компания является базовым продуктом YC-компании, которая привлекла начальное финансирование в размере 2 миллионов долларов. Это означает, что Платону нужно нацелиться на путь быстрого роста и прибыльности в миллионы или десятки миллионов. Это означает, что им нужно постоянно убеждать наставников добровольно тратить свое время, чтобы Платон мог расти и, в конечном итоге, получать прибыль.
Однако я подозреваю, что у Платона возникнут проблемы с удержанием наставников. С тех пор, как я поделился причинами своего ухода из Платона, я получил несколько сообщений от бывших наставников. Вот некоторые из них:
» Платону серьезно не хватает разнообразия. Теперь я знаю, почему: недопредставленные люди уже заняты и уже выполняют много неоплачиваемого труда.» — бывший подопечный Платона
«Увидел ваш пост о Платоне и согласен. Я думал о том же, если честно, но я думал, что я, честно говоря, сошел с ума, и, возможно, так сейчас в SF . Я также предполагалось, что, возможно, потенциально некоторые наставники получали деньги (люди, пользующиеся спросом), поэтому у Платона была некоторая бизнес-модель, в которой они не брали на себя 100% роль фасилитатора». — еще один наставник Платона
» Честно говоря, если вы руководитель инженерного отдела, вам лучше выбрать недопредставленного человека и встречаться с ним еженедельно или раз в две недели, если вы хотите стать наставником.» — бывший ментор Платона
Покинуть Платон было достаточно просто: поскольку я менторствовал бесплатно, я продолжаю свои постоянные менторские сессии с Платона. Для меня ничего не меняется: Платон может получить немного меньше доходов, и теперь я ясно даю понять, что не поддерживаю подобную теневую бизнес-модель.
Если вы ищете наставника или предлагаете наставника: Я не могу рекомендовать Plato, пока они не сделают свою бизнес-модель прозрачной, вместо того, чтобы работать в серой зоне, где клиенты продолжают предполагать, что часть того, что они платят, идет прямо или косвенно наставникам. .
Однако я рекомендую несколько других организаций с прозрачными бизнес-моделями. Менторский клуб похож на Платона, но бесплатный и управляется волонтерами. Есть несколько других организаций и торговых площадок, управляемых добровольцами, которые подбирают вам наставников, которым вы платите напрямую (и торговая площадка берет небольшую долю).
Избранные вакансии инженера-прагматика
- Инженер-основатель завершен. $160-205K + собственный капитал. Сан-Франциско.
- Старший бэкэнд-инженер платформы в Jock MKT. $140-200K + собственный капитал. Бостон или удаленный.
- Инженер-программист в Harver. €55-90K . Нидерланды.
- Инженер-основатель Zählerfreunde. €70-90K + собственный капитал. Мюнхен или удаленный (ЕС).
- Старший инженер-программист внешнего интерфейса в Bound. £70-100K + собственный капитал. Удаленный (ЕС).
- Инженер-программист в Bound. £40-65K + собственный капитал. Удаленный (ЕС).
- Инженер DevOps в Teller. Лондон.
- Инженер-менеджер в Element. £90-125K + собственный капитал. Лондон.
- Инженер-технолог в Wise. £95-130K + собственный капитал. Лондон.
- Старший инженер Full Stack в компании Calliper. £60-90K + собственный капитал. Удаленный (ЕС).
- Инженер-программист в Keeper Tax. $140-185K + собственный капитал. Сан-Франциско
- Старший инженер по продукту в Causal. $150-250K + собственный капитал. Удаленный (глобальный).
Вышеупомянутые вакансии набрали не менее 10/12 баллов на тесте инженера-прагматика. Просмотрите больше вакансий старшего инженера и инженера-руководителя с высокой инженерной культурой или добавьте свою собственную на доску вакансий инженера-прагматика и подайте заявку на вступление в коллектив талантов инженера-прагматика.
Хотите получить интересные предложения от проверенных технологических компаний? Зарегистрируйтесь в The Pragmatic Engineer Talent Collective и получите отличные возможности, подобные приведенным ниже, без каких-либо обязательств. Вы можете быть публичным или анонимным, и я буду курировать список компаний и людей.
Вы нанимаете старших+ инженеров или технических менеджеров? Подайте заявку на вступление в The Pragmatic Engineer Talent Collective, чтобы связаться со старшими и выше инженерами мирового уровня и инженерными менеджерами/директорами. Дважды в месяц получайте проверенные выпуски от инженеров-программистов — full-stack, backend, mobile, frontend, data, ML — и менеджеров, которые в настоящее время работают в Big Tech, быстрорастущих стартапах и местах с сильной инженерной культурой. Подать заявку здесь.
Фонд конституционных прав
Около 20 лет Платон стал учеником философа Сократа. Сократ учил, задавая своим ученикам важные вопросы, например: «Что такое честность?» Когда студенты отвечали, он продолжал задавать им вопросы, используя разум для проверки всех возможных ответов. С помощью своего сократовского метода или диалога он заставлял студентов подвергать сомнению свои собственные убеждения и предположения и использовать разум для поиска истины.
В афинской демократии все граждане мужского пола принимали непосредственное участие в принятии законов и принятии решений в судах присяжных. Граждане также выбирались по жребию на государственные должности, обычно на один год. Ко времени Платона даже бедняки могли отрываться от работы, чтобы присутствовать и выступать на законодательных собраниях и судах присяжных, потому что гражданам платили за их услуги.
Сократ часто критиковал афинскую демократию. Он особенно критиковал его за эгоистичных людей, которые получили власть и богатство, используя речевые уловки и лесть, чтобы заручиться поддержкой граждан.
Большая часть его критики приходится на период 27-летней Пелопоннесской войны между Афинами и их великим соперником Спартой. Город-государство Спарта был посвящен воинской чести, патриотизму и войне. В Спарте богатые землевладельцы избирали пожизненно около 100 человек. Эти люди обладали большей частью политической власти. Спарта была олигархией, или «правлением немногих». Государство забирало мальчиков и девочек у родителей в раннем возрасте, чтобы научить их быть физически крепкими и послушными. Каждый молодой человек получил образование, чтобы развить навыки служения государству.
В 404 г. до н.э. война закончилась, когда Спарта окончательно победила Афины. Спарта навязала Афинам олигархию, назначив правителями 30 богатых афинян. Лидером олигархии был Критий, бывший ученик Сократа. Но олигархат правил жестоко и просуществовал недолго. Вспыхнуло восстание, и Афины восстановили свою демократию.
После возвращения демократии Сократ возобновил обучение своих учеников самостоятельному мышлению. Это часто приводило к диалогам с критикой афинской демократии и ее политиков. Он безжалостно подвергал сомнению честность афинских политиков, которых называл «претендентами на мудрость». Все большее число афинян рассматривали Сократа как угрозу своему городу-государству.
Суд над Сократом
В 399 г. до н.э. Афины предали суду 70-летнего Сократа. Трое обвинителей обвинили его в неприятии афинских богов и в развращении молодежи. Прокуратура предложила смертную казнь.
Единственные записи о суде исходят от сторонников Сократа (таких как Платон), поэтому трудно оценить, что на самом деле произошло. Религиозное обвинение против Сократа казалось сфабрикованным. Другие известные афиняне высмеивали богов без предъявления обвинений. Сократ был скорее сторонником разума, чем противником религии. Однако его враги, должно быть, опасались, что Сократ, вероятно, вызовет недовольство молодежи хрупкой афинской демократией.
Суд над Сократом длился один день и был заслушан 501 присяжными. Он выступил в свою защиту и даже допросил одного из прокуроров. Сократ заявил, что «нет ничего реального, в чем меня можно было бы обвинить». Но присяжные признали его виновным. Второе голосование приговорило его к смертной казни с помощью яда.
Друзья предложили Сократу шанс сбежать из Афин, но он отказался. Он утверждал, что долг каждого гражданина — подчиняться государству, которое его воспитало и поддержало. Он считал, что лучше потерпеть несправедливость, чем совершить ее. Затем он выпил ядовитый болиголов.
После смерти Сократа Платон пришел к выводу, что демократия была коррумпированной и несправедливой формой правления. Он покинул Афины и путешествовал несколько лет, прежде чем вернуться в 387 г. до н.э. основать философскую школу.
Республика
Известная как Академия, школа Платона была нацелена на то, чтобы научить будущих греческих лидеров использовать разум и мудрость в управлении. Вскоре после основания Академии Платон написал свой самый важный труд « Республика ». В этой работе Платон попытался создать идеальное общество и правительство, свободное от несправедливости и конфликтов.
Платон написал свое произведение как диалог между персонажами. Главным героем был Сократ, озвучивший идеи Платона. (Настоящий Сократ никогда не записывал свои идеи.) С помощью диалога Платон пытался воспроизвести способ, которым Сократ преподавал философию, вовлекая своих учеников в важный вопрос.
Действие Республика происходит в частном доме, где собралась небольшая группа афинян для философской беседы с Сократом.
Диалог сосредоточен на двух вопросах: что такое справедливость и почему человек должен поступать справедливо? Фрасимах, персонаж, обучающий политиков, заявляет, что справедливость — это то, что отвечает интересам сильных мира сего, правящих государством. Другими словами, он утверждает, что правым является право. Сократ не согласен и утверждает, что справедливость требует, чтобы правители действовали в интересах своих подданных, как врач и его пациенты. Справедливость приносит в общество гармонию, а не конфликт, заключает Сократ.
Другой персонаж, Главкон, вступает в разговор. Он утверждает, что люди действуют справедливо только из страха. Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, он рассказывает историю Гигеса, пастуха, который обнаруживает кольцо, делающее его невидимым. Получив эту новую силу, Гигес пробирается во дворец, соблазняет королеву и убивает короля. Гигес продолжает свою жизнь как справедливый человек, когда его видят, но также извлекает выгоду из своих несправедливых действий, когда невидим. Главкон заключает, что если бы у него была такая возможность, то большинство мужчин поступило бы именно так. Он говорит, что они будут пожинать плоды несправедливости и того, что их будут считать справедливыми людьми.
Сократ отвечает, что такой человек не будет в мире с самим собой. Он потерял бы самое ценное, что у него есть, — свою честность. Словом, навредил бы своей душе, а это самое худшее, что может случиться с человеком.
Сократ говорит, что при размышлениях о справедливости может быть полезно выйти за рамки отдельных личностей и взглянуть на более широкую картину того, что составляет «справедливое государство». Сократ начинает объяснять свое идеальное состояние. Сократ утверждал, что справедливое общество будет состоять из трех классов. Во-первых, это правители, самые мудрые и лучшие. Далее идут вспомогательные подразделения, полиция и военные, которые вместе с правителями составляют Стражи государства. Наконец, фермеры, торговцы и другие производители контролируют экономику и обеспечивают продовольствием, одеждой и другими предметами первой необходимости.
Платон основал эту социальную структуру на основе истории под названием «Миф о металлах». В этом мифе бог Земли добавлял золото тем мудрым, которым суждено было править, серебро — вспомогательным, а бронзу — производителям. Эти металлы обозначали их природу и предназначение в жизни.
Сократ полагает, что люди будут самыми счастливыми, если они будут использовать свои природные таланты и способности (обозначенные их металлом). Такое общество, заключает Сократ, было бы гармоничным и мирным.
Далее Платон, продолжая говорить как Сократ, говорит, что Хранителей необходимо тщательно обучать, чтобы они были «философскими, энергичными, быстрыми и сильными». Заимствуя у спартанцев, он настаивает на том, чтобы и мужчины, и женщины, у которых есть способности, вместе тренировались в легкой атлетике и боях, чтобы стать Хранителями идеального государства.
Платон утверждает, что в детстве Стражи должны знакомиться только с историями и мифами, демонстрирующими доброту, отвагу, умеренность и послушание. Истории и мифы, которые этого не делают, должны быть подвергнуты цензуре. Позже в «Республике » Платон заявляет, что большей части поэзии, музыки и драмы нет места в идеальном состоянии. Все это притворство и иллюзия, развращающие общество.
После того, как молодые Стражи завершат свою элементарную физическую и моральную подготовку, объясняет Платон, они будут проверены и разделены на два подкласса. Во-первых, будущие правители, называемые царями-философами, выбираются за их превосходные способности к рассуждениям. Остальные Стражи становятся воинами, помогающими правителям. Платон ясно дал понять, что женщины могут стать либо правителями, либо воинами, в зависимости от их природных способностей.
Все те в обществе, которые не принадлежат к двум классам Стражей, подавляющее большинство людей, владеют всей землей и контролируют все богатства. Но они не играют никакой роли в управлении.
Королям-философам и воинам не разрешается владеть имуществом, копить деньги и даже иметь семью. Платон не хотел, чтобы они отвлекались от управления и защиты государства. Стражи живут в бараках, едят вместе и делят имущество.
Правящие короли-философы тайно отбирают брачных партнеров Хранителей с целью рождения лучших детей. После зачатия родители расходятся. После рождения детей забирают у матерей и помещают в общие ясли до тех пор, пока они не будут готовы к начальному государственному обучению. Деформированным или слабым младенцам позволено умереть в пустыне. Конечным результатом, согласно Платону, является общество, в котором каждый счастливо знает свое место в городе-государстве, свободном от конфликтов. Платон называет это справедливым городом-государством.
Царь-философ
Далее Платон объясняет, почему из философов получаются лучшие правители. Он рассказывает историю о корабле дураков, которые думают, что знают, как управлять кораблем. В диалоге Сократ говорит: «Иногда одна сторона терпит неудачу, но другая преуспевает лучше; тогда одна сторона убивает другую или бросает их за борт, а доброго, честного капитана связывают по рукам и ногам…» Глупцы не понимают, что капитан должен знать все о положении звезд, ветрах, течениях и других морских делах, чтобы безопасно вести корабль в порт. Так и мудрый правитель должен знать все о философии, чтобы создать гармоничное и справедливое государство.
Избранные в будущие правители проходят углубленную подготовку по математике и философским рассуждениям. В возрасте 35 лет они становятся обученными философами, которых Платон описывает как любителей истины, мудрости и всякого знания. Они ясно видят, что такое справедливость и добро, а другие видят только тени и иллюзии.
Платон иллюстрирует роль царя-философа, рассказывая свою самую известную историю «Миф о пещере». В этом мифе люди прикованы цепями в пещере и могут смотреть только на стену перед собой. Они могут говорить, но не видят друг друга. Позади них горит костер, и несколько других людей проходят между ним и пленниками, отбрасывая тени на стену пещеры. Заключенные верят, что эти тени — реальность.
Один заключенный освобожден и выходит из пещеры. Поначалу сбитый с толку, он, наконец, видит дневной свет и реальный мир, который Платон отождествляет с добром, истиной и справедливостью. Когда просветленный узник возвращается к тем, кто находится в пещере, чтобы сказать им, что тени, которые они видят, не являются реальностью, они смеются над ним и даже угрожают ему.
Таким образом, Платон видит цель царя-философа в том, чтобы нести просвещение невежественным, чтобы увеличить их счастье. Это часто будет неблагодарной работой, отмечает Платон, потому что невежды иногда отвергают мудрость и даже нападают на мудрых людей, как в случае с настоящим Сократом.
В 50 лет философы готовы править идеальным государством. Король-философ правит неохотно, но с чувством долга делать то, что лучше всего для общего блага. Он или она правит с абсолютной властью на всю жизнь. В законах нет необходимости, утверждает Платон, поскольку они только помешали бы царю-философу проявить свою мудрость. Люди будут знать свое место в обществе и жить в гармонии в этой аристократии , или правлении элиты.
К концу Республика , Платон описывает и ранжирует четыре «несправедливых государства». Платон говорит, что лучшая из них есть тимократия . Созданное по образцу Спарты, это государство воинов основано на воинских почестях и амбициях. Однако постепенно воины накапливают богатство, которое становится важнее благосостояния горожан. Алчность берет верх и государство превращается в олигархию .
В олигархии правят только богатые. Большинство становятся бедными и не имеют никакой роли в правительстве. Богатые и бедные замышляют друг против друга. Наконец, бедняки свергают богатых, конфискуют их имущество и устанавливают демократия .
Платон находит много недостатков в демократии. Любой гражданин мужского пола может голосовать и занимать должность, даже если он невежествен или некомпетентен. Свобода превыше всего, но законы не соблюдаются, и возникает хаос. Лидеры потворствуют нуждам народа, которого Платон называет «зверем». Несколько человек пользуются этим и накапливают большое состояние.
Чтобы восстановить порядок и усмирить богатых, граждане в условиях демократии голосуют за тирана (диктатора). Но тиран захватывает власть для себя и уничтожает всех, кто противостоит ему. Страх правит городом как тирания крадет свободу людей.
В конце Республика Платон возвращается к ответу, почему лучше действовать справедливо, чем несправедливо. Коротко говоря, несправедливые поступки вредят душе, а справедливые питают ее. Платон рассказывает последнюю историю о справедливых и несправедливых людях. Эр, солдат, погибший в бою, отправляется в место между небом и землей, где судьи решают судьбу праведных и неправедных душ. Эр видит, как справедливые награждаются за свою хорошую жизнь, а несправедливые наказываются за свои злые. После своих наград и наказаний все души получают еще один шанс на смертную жизнь. Каждая душа должна выбрать справедливую или несправедливую новую жизнь. В то время как одни выбирают мудро, другие предпочитают стать тираном или каким-либо другим несправедливым персонажем, обрекая себя на страдания после смерти. Зачем кому-то это делать? Платон отвечает, что глупые люди действуют по неведению. Мудрые люди тщательно оценивают то, что они делают. По словам настоящего Сократа, «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить».
Для обсуждения и письма
- Перикл, вероятно, величайший демократический лидер Афин, однажды сказал в речи перед Собранием, что считает «человека, который совсем не участвует в [общественных] делах, не человеком кто занимается своим делом, но бесполезен». Согласен или не согласен Платон с Периклом? Почему? Ты согласен или несогласен? Почему?
- Чем афинская демократия отличалась от сегодняшней американской демократии? Как вы думаете, понравилась бы Платону американская демократия? Объяснять.
- Как вы думаете, каковы положительные элементы идеального государства Платона? Отрицательные элементы?
- Как вы думаете, что является самым сильным аргументом в пользу идеального государства Платона? Какой самый сильный аргумент против?
Для получения дополнительной информации
История Древней Греции
Древняя Греция Подробная история Древней Греции. Для начала нажмите «Содержание». От Ричарда Хукера.
Древняя Греция Разнообразная информация о Древней Греции, включая историю, людей, искусство и войны. От Universal Artists Inc.
Лекции из Путеводителя по истории:
Афинские истоки прямой демократии
Классическая Греция, 500-323 гг. до н.э.
Греческая мысль: Сократ, Платон и Аристотель
Греки: Горнило цивилизации От PBS.
Греция Первоисточники из Интернет-справочника по древней истории.
Древняя Греция Большая коллекция ссылок на замечательные сайты. С лучших исторических сайтов.
Пелопоннесская война
Пелопоннесская война Детализирует причины и события Пелопоннесской войны, в которой Афины сражались с Пелопоннесской Конфедерацией. От лаконских профессионалов.
Пелопоннесская война Краткое изложение Пелопоннесской войны между Спартой и Афинами. Он также включает ссылки на сайты других университетов и ссылки на сайты, посвященные греческой драме. Из Университета Индианы в Блумингтоне.
Афины против Спарты Таблица для печати, которая сравнивает общество и правительство в Афинах и Спарте. Из школы Дискавери.
Сравнение Афин и Спарты Урок по сравнению городов-государств. Из школы Дискавери.
Афины против Спарты История конфликта между Афинами и Спартой. Хендрик ван Лун.
Афины против Спарты Очерк о правительствах Афин и Спарты. Из Studyworld.
Сократ
Самоубийство Сократа, 399 г. до н.э. Платон описывает казнь Сократа.
Знаменитые испытания: Суд над Сократом, Дуглас Линдер.
Последние дни Сократа
Сократ История жизни и философии Сократа. От Ричарда Хукера.
Сократ Биография жизни Сократа. От LoveToKnow Corp.
Socrates Из католической энциклопедии.
Сократ Ссылки из проекта Open Directory.
Философские ресурсы в Интернете: Сократ Ссылки на множество ресурсов по Платону. Из EpistemeLinks.com.
Платон
Интернет-энциклопедия философии:
Платон — общий обзор Рассказывает о своей жизни и основных учениях.
Политическая философия Платона
Стэнфордская энциклопедия философии
Платон
Этика и политика в Республике
Платон Обсуждение жизни и творчества Платона. От Гарта Кемерлинга
Платон Обсуждение жизни, творчества и взглядов Платона на природу. От профессора Фреда Уилсона.
Платон Философия и труды Платона. От Ричарда Хукера.
Другие биографии Платона:
Платон Дж. Дж. О’Коннор и Э. Ф. Робертсон.
Платон, Гарт Кемерлинг.
Платон Ричард Хукер.
Платон из Microsoft Encarta.
Платон Также от Microsoft Encarta.
Платон и платонизм Из Католической энциклопедии.
Платон Из Блупета.
Платон из Колумбийской энциклопедии.
Платон из великих книг Маласпины.
Платон Из Википедии.
Платон Из бесплатного философского онлайн-словаря.
Платон, Тэд Бекман.
Кто такой Платон? Из проекта София.
О Платоне из классических заметок.
Plato Links из проекта Open Directory.
Республика Полная работа.
Республика Перевод Бенджамина Джоветта.
Республика —Отрывок Короткий раздел о короле-философе.
«Кольцо Гигеса» Из Республика .
Платон Республика —Текст и руководство для чтения С. Мэйо и М. Руссо.
ClassicNote: Республика
Платоновская Республика Келли Л. Росс, доктор философии.
Республика Платона Джеймс Адам
Философские ресурсы в Интернете: Платон Ссылки на множество ресурсов по Платону. Из EpistemeLinks.com.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Демократия
Британский премьер-министр Уинстон Черчилль (1874-1965) однажды сказал: «Демократия — наихудшая форма правления, за исключением всех тех форм, которые были опробованы…». В « Республике » Платон много критикует демократию.
Сформируйте небольшие группы для изучения его критических замечаний. Каждая группа должна:
- Найти в статье не менее трех критических замечаний Платона по поводу демократии.
- Проверьте, справедлива ли каждая критика американской демократии сегодня.
- Подумайте, что могла бы сделать американская демократия, чтобы защитить себя от этой проблемы.
- Приготовьтесь к отчету перед классом.
Проведите обсуждение в классе по каждой критике, о которой сообщают группы.
Платон о рассказывании историй — Рассказчики
Из всех философов западной традиции Платон является одним из самых знаменитых. Один академик двадцатого века охарактеризовал остальную часть западной философии как «серию сносок к Платону».
Бывшему ученику Сократа также приписывают изобретение университета, а его самая известная работа «Республика» является, среди прочего, пособием для педагогов. Для Платона образование Стражей государства — его воинского сословия — имело фундаментальное значение. При разработке своего идеального государства в Республике образование является первым вопросом, который он рассматривает.
И какой первый предмет Платон рассматривает в учебной программе Хранителей?
Рассказывание историй.
Нет, правда.
Республика написана как серия диалогов между Сократом и различными другими людьми, единственная реальная задача которых состоит в том, чтобы согласиться с Сократом или дать ответ, к которому он безжалостно их подталкивал. Вот как начинается часть образования:
‘Какое же образование мы им дадим? Нам будет трудно улучшить освященное веками различие между физической подготовкой, которую мы даем телу, и воспитанием, которое мы даем уму и характеру.
Верно.
И мы начнем с воспитания ума и характера, не так ли?
Конечно.
В это образование вы бы включили рассказы, не так ли?
Да».
Разве это не прекрасно? Первое, что великий философ включает в идеальную программу: рассказы. Но не любые истории. Платон в этом месте немного мрачнеет:
«Тогда кажется, что наша первая задача — контролировать производство историй и выбирать только те, которые мы считаем подходящими, и отбрасывать остальные. Мы будем убеждать матерей и нянек рассказывать выбранные нами истории своим детям и с их помощью формировать их разум и характер, которые важнее их тела. Большую часть распространенных сегодня историй нам придется отвергнуть».
Боже. Разговор о состоянии няни. Какие нежелательные истории он имеет в виду? В основном легенды о богах и героях, например, в «Илиаде» Гомера. Например:
«Мы также не можем согласиться считать Ахиллеса настолько жадным, что он взял подарки Агамемнона или отказался отдать тело Гектора, если ему не заплатили выкуп […] На самом деле мы не можем заставить наших граждан поверить, что Ахиллес […] был в таком состоянии внутреннего смятения, что соединил в себе две противоположные болезни невеликодушной подлости в деньгах и чрезмерной гордыни к богам и людям».
Но его беспокоили не только мифы:
«Поэты и сказители ошибаются в вопросах величайшей человеческой важности. Они говорили, что несправедливые люди часто бывают счастливы, а справедливые — несчастны, что проступки окупаются, если вы можете избежать разоблачения, и что справедливость — это то, что хорошо для кого-то другого, но вредно для вас. Мы должны запретить им говорить подобные вещи и потребовать от их стихов и рассказов совершенно противоположной морали».
Некоторые читатели относятся ко всему этому весьма смутно. Платона обвиняют в фашистской цензуре и ревизионизме. Но как рассказчики, я думаю, мы можем извлечь более позитивный посыл из глубокого интереса Платона к нашему ремеслу: он хотел контролировать рассказывание историй, потому что понимал, насколько мощным оно может быть в формировании культуры, характера и поведения.
Вот что он говорит о тех выдуманных историях, которые не всегда выставляют своих полубожественных героев в лучшем свете:
«К тому же такая ложь положительно вредна. Ибо слушающие их будут снисходительны к своим недостаткам, если поверят, что подобные вещи совершались и всегда совершались родственниками богов. Если мы хотим, чтобы наши будущие Стражи поверили, что сварливость — одно из худших зол, мы, конечно же, не должны позволять им рассказывать историю о Битве великанов или вышивать ее на мантиях. Мы не можем допустить в нашем государстве никаких историй о Гере, связанной своим сыном, или о Гефесте, сброшенном с небес своим отцом за попытку помочь своей матери, когда ее били».
Последнее звучит очень современно, не так ли? «Что эти жестокие видеоигры делают с умами наших детей?» мы слышим сегодня. Что означает, что Grand Theft Auto прославляет насилие и изнасилование? Есть ли связь между насилием с применением огнестрельного оружия на экране и в реальной жизни?
Но не только порок беспокоил Платона; он хотел, чтобы истории подавали правильный пример его городским стражам. И поскольку хорошие люди должны были быть самодостаточными и не зависеть от имущества или близких, их определенно нельзя было видеть скорбящими о своей утрате:
‘Тогда мы должны быть совершенно правы, если вырежем из нашей поэзии причитания известных людей. Мы можем дать их менее благопристойным женским персонажам или плохим мужчинам, чтобы тем, кого мы говорим, что воспитываем как Хранителей нашего государства, было стыдно им подражать».
Настоящие мужчины не плачут. Ваша история должна сказать так много, если вы хотите работу в идеальном состоянии.
До сих пор Платон запретил множество сюжетных ракурсов. Что бы он хотел видеть на их месте? В The Republic не так много подсказок, но вот одна:
«Когда поэт рассказывает или драматург рассказывает истории о выносливости знаменитых людей, несмотря ни на что, мы должны дать ему аудиенцию».
Платона интересует не только поведение. Он также признает важность позитивного видения или назначения в историях. И снова он излагает свою мысль довольно негативно:
«И будет ли тот, кто верит в ужасы загробной жизни, не бояться смерти и предпочитает смерть в бою поражению в рабстве?
№
Получается, что и на эту тему нам придется контролировать рассказчиков. Мы должны попросить поэтов прекратить их нынешние мрачные рассказы о загробной жизни […] и заставить их говорить о ней более благосклонно.
Мы должны также избавиться от всех этих ужасающих и пугающих имен в преисподней — Реки Плача и Мрака, и призраки, и трупы, и все другие подобные вещи, одних имен которых достаточно, чтобы заставить каждого, кто их слышит, содрогаться. Они могут быть достаточно хороши для других целей; но мы боимся, что трепет ужаса, который они вызывают, сделает наших Стражей более нервными и менее жесткими, чем они должны быть».
Мы, конечно, не знаем, какой на самом деле представлялась Платону загробная жизнь, но, кажется, он был готов преувеличить правду, как он ее видел, в интересах государства:
‘Правителям нашего города надлежит, если кто-либо, использовать ложь в обращении с гражданином или врагом на благо Государства; никто другой не должен этого делать».
В наши дни мы могли бы поощрять генерального директора быть оптимистичным, а не лживым, завершая свой рассказ действительно позитивным видением будущего.
Платон понимал, что чем убедительнее история, тем сильнее ее воздействие. Для тех историй, которые передавали неправильное моральное послание, чем убедительнее они были, тем быстрее они должны были быть запрещены:
‘Дело не в том, что они плохие стихи или не популярны; на самом деле, чем лучше они в качестве поэзии, тем более непригодны они для ушей детей или мужчин».