На Чукотку прибыла уникальная плавучая АЭС «Академик Ломоносов»
Наша страна первой в мире реализует новый подход в использовании энергии мирного атома. Мобильные АЭС вместо капитального строительства — решение прорывное для отдаленных регионов, имеющих выход к морю.
Сегодня у берегов Чукотки пришвартовалась плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». Позади несколько тысяч километров по Северному морскому пути из Мурманска в Певек. А начался поход в Петербурге, в апреле 2018-го, где и был создан этот уникальный комплекс. Сначала по Неве и Финскому заливу, затем вдоль берегов Эстонии, Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии. Конечно, без ядерного топлива. Его загрузили как раз в Мурманске. И вот теперь якорь брошен на Чукотке.
Даже чайки самого северного порта России на мгновение притихли и внимательно следили за швартовкой. Еще бы, ничего подобного в Певеке не случалось, да и вообще нигде в мире. Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» — единственная на планете. Стоит ли удивляться тому, что на набережной было многолюдно. По меркам трехтысячного города это просто столпотворение, причем с серьезными ожиданиями.
Обслуживающий персонал станции — 375 человек, то есть население города увеличится сразу на 12 с лишним процентов. Но куда внушительнее выглядят другие цифры. На борту «Академика Ломоносова» два энергоблока по 35 мегаватт. Они способны снабжать электричеством и теплом город с населением 100 тысяч человек. Не только для Певека, а для всего региона хватит с большим запасом. Эта махина водоизмещением без малого 22 тысячи тонн не только экологически чистый источник энергии, но и огромный вклад в развитие промышленности.
«Атомная станция будет обеспечивать действующие проекты, обеспечит энергией города Певек и Билибино, новые проекты — крупное золоторудное месторождение, медное месторождение. Таким образом, экономика становится более устойчивой, не зависящей только от одного вида деятельности, более диверсифицированной, и это тоже хорошо для развития», — отмечает губернатор Чукотки Роман Копин.
Путь длиной в 11 лет. В 2008-м плавучую станцию заложили на заводе в Петербурге. Весной 2018-го «Академик Ломоносов» еще в бурой грунтовке провожали в Мурманск на достройку и загрузку ядерного топлива в реакторы. И вот три недели назад снова проводы. У причала ни дать ни взять круизный лайнер. Но он, конечно, лишь во-первых просто красивый.
«Слово «уникальный» можно повторять в каждом предложении. Уникальная разработка, уникальное решение, уникальное размещение генерирующей мощности — это все о плавучей станции», — говорит генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
Станция не самоходная. Через четыре северных моря ее тянули на буксире в сопровождении ледокола. Время выбрано не случайно — погода в конце августа и в начале сентября в этих коварных широтах спокойнее, хоть, конечно, и склонна к переменчивости, поэтому метеосводка — главный ориентир для капитана. На ледовую разведку периодически вылетает вертолет. На картах заранее отмечены бухты, чтобы в случае чего укрыться от бури. Но вот, наконец, чайки — предвестники берега.
Для «Академика Ломоносова» в Певеке построен специальный причал и защитный мол, осталось подключить коммуникации. В мире пока не придумали другого способа обеспечить атомной энергией отдаленные регионы, где строительство классических станций не имеет смысла или просто невозможно.
«Там, где есть локальные сети, где сложно подвести общие сети от станций большой мощности. Достаточно много таких регионов, например, Чаун-Билибинский регион, где плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов» в первую очередь должен заместить уже выработавшую свой ресурс Билибинскую атомную электростанцию», — поясняет заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» — директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша.
Запуск планируется под новый год и тогда это будет самая северная атомная станция в мире. Испытание суровыми условиями — еще и повод поразмыслить для потенциальных покупателей, особенно на островах. Не важно, на севере или на юге, главное — надежность.
www.1tv.ru
Развитие и инновации
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 — это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения.
Строительство плавучего энергоблока (ПЭБ) велось с 2008 года на ООО «Балтийский завод — Судостроение» (Санкт-Петербург) по заказу эксплуатирующего все АЭС России АО «Концерн Росэнергоатом».
Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей, создается на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность 80 мегаватт и включает две реакторные установки КЛТ-40С.
Проект предназначен для надежного круглогодичного тепло- и электроснабжения удаленных районов Арктики и Дальнего Востока. ПАТЭС решает две задачи: первая — это замещение выбывающих мощностей Билибинской АЭС, действующей с 1974 года, и Чаунской ТЭЦ, которой уже более 70 лет. Сроки остановки 1-го блока БлбАЭС в 2019 г. будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке; вторая — это обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле: это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны.
Это уникальный проект, не имеющий аналогов в мире, и Россия выступает пионером в его реализации. Поэтому к объекту сейчас приковано особое внимание. Сегодня к ПАТЭС проявляют интерес множество стран, в их числе: страны Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд) и Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар).
Напомним, спуск ПЭБ на воду состоялся 30 июня 2010 года. В 2011 г. была полностью завершена поставка на завод-строитель энергетического оборудования ПЭБ. 7 декабря 2012 г. АО «Концерн Росэнергоатом» и ООО «Балтийский завод – Судостроение» подписали договор на достройку головного атомного плавучего энергоблока «Академик Ломоносов». А 28 апреля 2018 г. ПЭБ успешно покинул территорию Балтийского завода, а далее успешно пришвартовался в Мурманске, на площадке ФГУП «Атомфлот».
Основные предприятия — участники создания ПЭБ «Академик Ломоносов»:
Приложение № 5 Информация о поданных заявках на техприсоединение за теку… pdf, 0.2 Мб
Приложение № 4 Информация об осуществлении техприсоединения по договора…
Предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2020-2022 годы по цене на электроэнергию (мощность) Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС pdf, 0.27 Мб
Буклет АО «ОКБМ Африкантов» о КЛТ-40С pdf, 10.19 Мб
www.rosenergoatom.ru
Первая плавучая АЭС в мире вышла в море
Когда я начинал с вами обсуждать пять лет назад перспективы плавучей АЭС я не особенно то верил, что такой амбициозный и необычный проект получится довести до изделия в металле. Еще в 1950-х годах появились проекты передвижных атомных станций на колесах, на гусеницах и на плаву. С того времени в реальные образцы ничего не перешло.
И вот атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» 28 апреля покинул территорию «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге, где с 2009 года велось его сооружение, и направился к месту своего базирования — на Чукотку.
Буксировку ПЭБ в Певек (Чукотка) планируется осуществить в два этапа: из Санкт-Петербурга — в Мурманск, без ядерного топлива на борту, а затем из Мурманска — в Певек — ориентировочно летом 2019 года с уже загруженным ядерным топливом.
Весь комплекс буксировочных и маневровых услуг, связанных с перегоном плавучего энергоблока (ПЭБ) по маршруту Санкт-Петербург — Мурманск — Певек окажет ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота».
В самом Певеке, где расположится плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), продолжаются строительные работы, включая сооружение мола-причала, гидротехнических сооружений (ГТС) и береговой площадки, призванных обеспечить безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста.
Осенью текущего года в Мурманске состоится загрузка ядерного топлива в реактор и его физический пуск, а готовый к работе ПЭБ доставят по Северному морскому пути в Певек и подключат к береговой инфраструктуре. «После ввода в эксплуатацию, который запланирован на 2019 год, ПАТЭС заменит Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ, которые уже технологически устарели, и станет самой северной атомной станцией в мире», — отмечается в сообщении.
«Установка ПАТЭС в труднодоступных районах России — очень перспективное направление развития российской инженерной мысли», — говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Он напоминает, что о важности освоения Крайнего Севера неоднократно говорил президент страны. Кроме того, заявил Андриевский Центру энергетической экспертизы, «проект отвечает всем требованиям МАГАТЭ, это снимает всевозможные претензии к нему на международном уровне. Учитывая растущий интерес к Арктике со стороны ряда стран, и тот факт, что удовлетворение энергопотребностей в этом регионе связано с рядом понятных трудностей, которые эти страны пока в полной мере не решили, появление ПАТЭС наверняка вызовет научный и деловой интерес у ряда партнеров России […]».
В свою очередь, советник президента ГК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков напомнил, что к проекту еще на стадии строительства проявляли интерес многие государства и «особенно активен в этом направлении Китай». По мнению эксперта, «с выходом на эксплуатацию первой ПАТЭС в случае ее успешной работы можно ожидать, что проект захотят реализовать страны, которые раньше и мечтать не могли о развитии у себя атомной энергетики».
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20 870 — это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс мобильных энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые спос
masterok.livejournal.com
Плавучая АЭС вдохнет новую жизнь в развитие Чукотки — Экономика и бизнес
ПЕВЕК /Чукотский АО/, 14 сентября. /ТАСС/. Новая плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), которая появилась в субботу в самом северном городе России Певеке, станет надежным источником тепло- и электроснабжения жителей города и близлежащих регионов, а также поможет Чукотке интенсифицировать свое развитие. В регионе уверены, что новый энергообъект поможет не только решить бытовые вопросы горожан, но и оставит положительный след на экономической и социальной жизни всего региона.
«Новая жизнь, новая эра для Чукотки и новая эра для развития региона. Энергоблок пришел к месту своей постоянной приписки — город Певек, — и в декабре мы рассчитываем получить первые киловатты электроэнергии, — сказал губернатор региона Роман Копин на торжественной церемонии, посвященной завершению швартовки плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» в порту Певека, на которой также присутствовал корреспондент ТАСС. — Это значит, что будет развиваться промышленность, будут рабочие места, люди смогут работать, растить детей, у Чукотки есть будущее».
«Академик Ломоносов»
Первый в мире плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», прошедший около 5 тыс. км по Северному морскому пути из Мурманска в Певек, в субботу прибыл на место своего постоянного базирования. В Певеке из ПЭБ после подключения блока к наземной инфраструктуре, позволяющей выдавать на большую землю электроэнергию и тепло, будет создана атомная электростанция. В результате Чукотка станет самым «атомным» регионом, в котором до вывода из эксплуатации Билибинской АЭС будет работать две атомные станции.
«Основные этапы, которые нам предстоят, это интеграция энергоблока в энергосети береговой площадки, постановка под напряжение подстанции «Береговая», подключение к энергосистеме Чукотки и подключение к энергосетям города Певека. Это основная задача, которая нам предстоит», — сообщил журналистам директор филиала «Концерн Энергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» Виталий Трутнев, говоря о планах на ближайшее время.
Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) станет одиннадцатой в России и самой северной в мире. Энергообъект электрической мощностью 70 МВт и тепловой — 50 Гкал/ч может обеспечить светом и теплом до 100 тыс. человек. Сейчас в Певеке живет 5 тыс. человек, «излишки» вырабатываемой электроэнергии будут способствовать развитию промышленности региона.
«Чукотка в настоящее время добывает около 10% драгоценного металла (золота) в стране. Атомная станция будет обеспечивать действующие проекты, например, Майское месторождение, которое недалеко от Певека, и новые проекты, такие как Кекура — это крупное золоторудное месторождение, и месторождения Баимской рудной зоны — прежде всего, это медное месторождение, но там есть и другие металлы. Таким образом, регион становится полиметаллическим регионом, и его экономика становится более устойчивой, не зависящей только от одного вида деятельности, более диверсифицированной», — сказал Копин.
До конца этого года плавучая АЭС начнет выдавать первые киловатты электроэнергии в сеть Певека, а уже весной, после прохождения зимы, станция будет подавать тепловую энергию в дома жителей города. После завершения строительства линии электропередачи (ЛЭП) Билибино — Певек, которую ведет генерирующая компания «Русгидро», электроэнергия с плавучей АЭС пойдет дальше портового города.
Социальное значение
Немаловажно, что наличие в регионе новой атомной электростанции поможет, по мнению главы городского округа Певека Николая Леванова, удержать молодежь в регионе.
«Естественно, мы ожидаем приток молодежи. Во всяком случае, смену тренда на то, что те, кто уезжает и получает высшее образование, не возвращается. Наверное, наступит момент, когда будут возвращаться», — отметил он.
Ранее директор дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша в интервью официальному журналу ВЭФ, прошедшему на первой неделе сентября 2019 года, сообщил, что в целом развитие Северного морского пути, над которым сейчас работает Росатом, откроет новые возможности рынка труда, причем не только на Чукотке, где появилась новая атомная электростанция, а во всех регионах Арктики.
Он отметил, что это рабочие места с хорошей оплатой труда «для крепких, здоровых мужчин, которыми могут интересоваться девушки любой страны мира».
Большое будущее
«Академик Ломоносов» как первый в своем поколении плавучих атомных электростанций может стать «достойным образцом» для будущих ПАТЭС, которые востребованы как в российской Арктике, так и за рубежом.
«Я думаю, что такие энергоблоки в ближайшее время будут достаточно востребованы, даже видно по тому, как много стран ведут подобные работы. Все, что требовалось в мире в части большой энергетики, строится или будет строиться в ближайшее время, а вот этот размер малой энергетики от 10 МВт до 400-500 МВт действительно может быть хорошо востребован», — сказал Рукша.
Кроме Арктики, плавучие АЭС малой мощности могут быть интересны островным государствам, странам Африки и другим. Причем не только для выработки электроэнергии, но и опреснения воды. Но пока новых заказов на плавучие атомные блоки Росатом не получал.
Подробности маршрута
«Академик Ломоносов» преодолел путь от Мурманска до Певека и пересек четыре моря, впадающих в Северный Ледовитый океан, за срок не многим более двух недель при прогнозных 35-40 сутках.
«Предварительно считалось, что потребуется суть ли 35-40 суток, на деле практически в два раза быстрее. И надо отдать должное, что в этом году Северный Ледовитый океан достаточно открыт был в сентябре, поэтому транспортировка из Мурманска в Певек прошла достаточно успешно», — сказал Рукша.
Однако одним из наиболее напряженных моментов оказалась швартовка плавучего энергоблока к мол-причалу, которая заняла порядка пяти часов.
Задача изначально не представлялась легкой — впервые в жизни капитану плавучего энергоблока надо было пришвартовать довольно громоздкого «Академика Ломоносова» в созданной для него гавани. Однако сам капитан энергоблока Василий Головастов принял такой вызов легко.
«Переход прошел успешно и быстро, нам повезло с погодой и с судами, которые нас вели», — сказал он, отвечая на вопрос о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться по пути из Мурманска в Певек.
В Певеке «Академик Ломоносов» останется минимум на 12 лет, через этот срок энергоблоку понадобится перезагрузка топлива и профилактический ремонт, для чего ПЭБ будет временно отбуксирован в Мурманск. На время его отсутствия электроэнергию и мощность будет вырабатывать новая газовая теплоэлектростанция, которую планируется построить вместо уже выработавшей свой срок угольной Чаунской ТЭЦ. В настоящее время решается вопрос о финансировании строительства новой станции.
tass.ru
Мирный и плавучий: зачем Россия отправляет атомную станцию на Чукотку | Статьи
Российская плавучая атомная электростанция скоро морем отправится на Чукотку. Что о ней пишут зарубежные СМИ, чем она так пугает «зеленых» и как всё это связано с северной гонкой вооружений
В конце июня Ростехнадзор выдал лицензию на эксплуатацию ядерной установки плавучего энергетического блока «Академик Ломоносов». Это судно длиной 144,4 м, шириной 30 м, осадкой 6 м и водоизмещением 21,5 тыс. т, на котором стоят два ядерных реактора. В конце августа оно отправится из Мурманска в чукотский порт Певек. А в конце декабря начнет поставлять столько электричества, что всё население полуострова не сможет его потратить, даже если вообще перестанет выключать свет.
Буксировка плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» в порту Мурманска
Фото: РИА Новости/Павел Львов
«Академик Ломоносов» — АЭС нового типа, основанная на платформе российских боевых атомоходов. Производство мирного атома не только даст жителям Крайнего Севера тепло, свет и чистую вода (АЭС — еще и завод по опреснению воды). Она обеспечит российское превосходство в районе арктического шельфа и Северного морского пути на много лет вперед.
«Зеленые» против
Активисты из «Гринпис» уже назвали «Академика Ломоносова» бомбой замедленного действия и плавучим Чернобылем. Как пишет норвежское издание NRK, больше всего «зеленых» беспокоит, что произойдет со станцией при цунами. Опасения их сложно назвать безосновательными после аварии на японской АЭС «Фукусима-1». В 2011 году после сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего за ним цунами вышли из строя системы охлаждения станции. Из-за этого на энергоблоках прогремели взрывы, а в Японии появилась своя зона отчуждения.
При проектировании «Академика Ломоносова» предусмотрели такую опасность, объяснил профессор Московского инженерно-физического института (МИФИ) Георгий Тихомиров. В случае цунами или землетрясения АЭС на судне поднимут над уровнем моря. «АЭС будет поднята над уровнем моря при помощи прочных опор, на которых она установлена <…>. Реакторные блоки компактные и автономные. Это не такие реакторы, как были установлены на Чернобыльской АЭС, разумеется. Вариант развития событий по фукусимскому сценарию также исключен», — уверен Тихомиров.
Сотрудники в центральном пункте управления (ЦПУ) плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов»
Фото: РИА Новости/Павел Львов
Он добавил, что в Арктике в целом возникновение цунами и подземных толчков маловероятно. Хотя и там есть зоны с высокой сейсмической активностью. Поэтому вариант установки станции на вулканическом полуострове Камчатка в Тихом океане был исключен для спущенной на воду в 2010 году станции.
Еще одна претензия «зеленых» в том, что плавучая станция, на которой накапливается большое количество урана, может стать бомбой в руках террористов. Как пишет испанское издание EFE, это значит, что для охраны «Академика Ломоносова» потребуется целый военный флот. Профессор Тихомиров возможность захвата станции вообще исключает.
Георгий Тихомиров, профессор Московского инженерно-физического института:
До сих пор не было ни одной попытки захватить атомные станции. Кроме того, Чукотка в силу своей удаленности является вполне безопасным местом.
Ученый напомнил, что на всех современных АЭС введены чрезвычайные меры безопасности, в том числе для того, чтобы предотвратить доступ к радиоактивному топливу.
Свет, тепло, вода
Напротив, по мнению главы Дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций «Росэнергоатома» Виталия Трутнева, ввод в эксплуатацию плавучей АЭС улучшит экологическую обстановку на Крайнем Севере. «В России и во всем мире впервые появляется возможность транспортировать источник безопасной экологической энергии, — сказал Трутнев британской The Times. — Это особенно актуально у нас в районе Крайнего Севера, где нет возможности подвести традиционные источники топлива и не загрязнять уникальную экологическую среду».
Кроме получения электроэнергии, «Академик Ломоносов» станет мощным поставщиком тепла и может использоваться как завод по опреснению воды. В перспективе плавучий энергоблок с двумя реакторами КЛТ-40 сможет выдавать до 70 МВт электричества. Это позволит полностью отключить наземные Билибинскую АЭС (36 МВт) и Чаунскую ТЭЦ (30 МВт) на Чукотке.
Помещение перегрузки ядерного топлива плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов»
Фото: РИА Новости/Павел Львов
Атомный лизинг
Мощностей «Академика Ломоносова» хватило бы на снабжение города с населением 200 тыс. человек. В Певеке, где планируется пришвартовать станцию, живет 5 тыс. человек. На всем Чукотском полуострове — около 50 тыс. Поэтому совершенно очевидно, что плавучая АЭС — инфраструктура не только для местных жителей, но и для Северного морского пути. Отступающие льды освободили акваторию этого торгового маршрута, сделав его коммерчески привлекательным: он значительно короче и рентабельнее других маршрутов между Азией и Европой.
При этом, как писало французское издание Le Huffington Post, электричеством, которое будет вырабатывать «Академик Ломоносов», могли бы пользоваться не только Россия, но и другие арктические государства: Канада, Дания, США и Норвегия. Теоретически атомная электростанция может сдаваться в лизинг, считают французские журналисты. Для этого есть юридические препоны, например, соглашение о нераспространении ядерных технологий, однако их можно обойти.
Кроме того, мощности плавучей АЭС будут использоваться для разработки шельфа Северного Ледовитого океана, писало американское издание The Christian Science Monitor. Там были найдены перспективные залежи полезных ископаемых, в том числе нефти и газа.
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин
Станция может снабжать энергией буровые установки, которые становятся более рентабельными из-за таяния льдов. Пока же бурение и добыча нефти и газа в Арктике крайне затратны. Свободно перемещающийся мощный источник энергии мог бы удешевить и упростить этот процесс.
О том, что мощности плавучей АЭС будут питать разработку нефти, говорил и профессор Тихомиров из МИФИ: «Если на арктическом шельфе будет найдена нефть, <…> наиболее логичным будет установить там плавучую АЭС».
Руководство «Росатома» неоднократно говорило, что подобные «Академику Ломоносову» АЭС могут продаваться другим странам. Среди заинтересованных покупателей назывались Финляндия и Бангладеш.
Стоимость «Академика Ломоносова», по данным шведского Ny Teknik, составляет порядка $331 млн. Но новые плавучие АЭС обойдутся дешевле и будут мощнее. Вместо КЛТ-40 мощностью по 35 МВт, которые используются на борту атомных ледоколов, на проектах второго поколения будут стоять уже реакторы РИТМ-200М мощностью в 50 МВт каждый. Но до выдвижения реального коммерческого предложения зарубежным партнерам пока далеко. «Изначально мы планировали построить семь таких плавучих атомных электростанций. Но сейчас сосредоточились на «Академике Ломоносове», чтобы набраться опыта», — сказал недавно руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации «Академика Ломоносова» Дмитрий Алексеенко.
Так что в ближайшие годы Россия останется абсолютным лидером по выработке энергии в районе арктического шельфа и Северного морского пути. И единственным владельцем плавучей АЭС. Аналогичный проект под названием Surgis, запущенный США в 1968 году в Панамском канале, был выведен из эксплуатации меньше чем через 10 лет из-за слишком высоких затрат на содержание.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
Росатом Госкорпорация «Росатом» ядерные технологии атомная энергетика АЭС ядерная медицина
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 — это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. ПЭБ предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. Кроме того, такие энергоблоки могут работать в островных государствах, на их базе может быть создана мощная опреснительная установка.
Плавучий энергоблок (ПЭБ) сооружается промышленным способом на судостроительном заводе и доставляется к месту размещения морским путем в полностью готовом виде. На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Строительство первого плавучего энергоблока началось в 2007 году на ОАО «ПО «Севмаш», в 2008 году проект был передан ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. 30 июня 2010 года состоялся спуск на воду плавучего энергоблока. После завершения швартовных испытаний в апреле-мае 2018 года ПЭБ «Академик Ломоносов» была транспортирована с завода в г. Мурманск, на площадку ФГУП «Атомфлот». 3 октября 2018 года на ПАТЭС завершена загрузка ядерного топлива в реакторные установки. 6 декабря 2018 года на плавучем энергоблоке состоялся энергетический пуск первого реактора. В сентябре 2019 года ПЭБ был отбуксирован по Северному морскому пути в порт г. Певека (Чукотский автономный округ) с последующим подключением к береговой инфраструктуре. Строительство береговых сооружений было начато осенью 2016 года, оно осуществляется ООО «Трест Запсибгидрострой», которое уже имеет опыт строительства аналогичных объектов в арктических условиях.
ПАТЭС предназначена для замещения выбывающих мощностей Билибинской АЭС, которая расположена в Чукотском автономном округе и на сегодняшний день вырабатывает 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Первый энергоблок Билибинской АЭС планируется окончательно остановить в 2019 году. Вся станция, как ожидается, будет остановлена в 2021 году.
Росатом уже работает над вторым поколением ПАТЭС — оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа RITM-200M мощностью 50 МВт каждый.
www.rosatom.ru
Плавучие атомные электростанции. Россия – первая, кто следующий?
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.Понятно.
Adblockdetector
kosmogid.ru