Разное

Публичные акционерные общества – 97. /

16.03.2018

Содержание

Публичное акционерное общество (понятие)

В связи с вступлением в силу 1 сентября 2014 года ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изменилась классификация акционерных обществ.

Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение).

Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и отвечающие указанным выше признакам, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 97 ГК РФ публичное акционерное общество обязано, а акционерное общество, не являющееся публичным, — вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

По смыслу п. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.2014 N 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», касающиеся открытых акционерных обществ, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 97 ГК РФ акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерные общества, созданные до вступления в силу Закона N 99-ФЗ и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, имеют право публично размещать акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в силу признания их публичными акционерными обществами на основании п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ.

Принятие общим собранием участников акционерного общества решения и состав участников акционерного общества, присутствовавших при его принятии, в отношении публичного акционерного общества подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии (п. 4 ст. 97 ГК РФ), а в отношении непубличного акционерного общества — путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии (пп. 1 и 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ).

С учетом изложенного принятие решений и состав акционеров, принявших участие в общем собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров акционерного общества, путем выполнения им обязанностей счетной комиссии, установленных п. 4 ст. 56 Закона N 208-ФЗ.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц (п. 6 ст. 98 ГК РФ).

В акционерном обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения главы VII Закона N 208-ФЗ, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров (п. 3 ст. 47 Закона N 208-ФЗ).

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до вступления в силу Закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц (п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

При применении указанной нормы следует учитывать, что изменения и (или) дополнения в устав акционерного общества могут вноситься как на основании решения общего собрания акционеров, так и без принятия такого решения (ст. 12 Закона N 208-ФЗ).

Принимая во внимание, что приведение устава акционерного общества в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ предполагает, что внесение соответствующих изменений и (или) дополнений в устав (утверждение новой редакции устава) акционерного общества должно осуществляться на основании соответствующего решения общего собрания акционеров, то при внесении в устав акционерного общества изменений после вступления в силу Закона N 99-ФЗ в случаях, когда такие изменения вносятся не на основании решения общего собрания акционеров, одновременное приведение устава акционерного общества в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) не требуется.

Как создать акционерное общество несколькими лицами: Видео

legalquest.ru

Публичное акционерное общество — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Публичное акционерное общество в России — форма организации акционерного общества, при котором его акционеры пользуются правом отчуждать свои акции. Организация и деятельность публичных акционерных обществ регулируется федеральным законом Российской Федерации[1]. Поскольку открытое акционерное общество рассматривается законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с непубличным акционерным обществом. Данная норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.

До 01.09.2014 ГК РФ применял классификацию на ОАО и ЗАО, однако с изменением законодательства[2] в России применяется классификация на публичные и непубличные акционерные общества[3].

История[ | ]

Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 N 445-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» — первоначально существовала классификация «Акционерное общество открытого типа» (АООТ), далее «Открытое акционерное общество» (ОАО).

Особенности ПАО[ | ]

  • неограниченное число акционеров;
  • свободное обращение акций на рынке;
  • отсутствие необходимости внесения денежных средств в уставный капитал предприятия до его регистрации и открытия накопительного счёта.

Организация[ | ]

Высшим органом управления публичного акционерного общества является общее собрание акционеров. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом[4] . Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесённым к его компетенции Законом. Число акционеров общества не ограничено, акции могут свободно продаваться на рынке.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества — директором, генеральным директором, или коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчётны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.[5]

Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества. Совет директоров публичного акционерного общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания акционеров.[6]

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества[7]. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года[4]. На годовом общем собрании акционеров должны решаться такие вопросы, как избрание совета директоров, утверждение ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора, утверждение годовых отчётов, годовой бухгалтерской отчётности, распределение прибыли, вопросы выплаты дивидендов.

Структура ПАО

Ответственность ПАО[ | ]

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия

encyclopaedia.bid

Публичное акционерное общество — Википедия

Публичное акционерное общество в России — форма организации публичной компании; акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Организация и деятельность открытых акционерных обществ регулируется федеральным законом Российской Федерации[1]. Поскольку открытое акционерное общество рассматривается законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с непубличным акционерным обществом. Данная норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.

До 01.09.2014 ГК РФ применял классификацию на открытые и закрытые АО, однако с изменением законодательства[2] в России применяется классификация на публичные и непубличные акционерные общества[3]

Особенности ПАО[править]

  • неограниченное число акционеров;
  • свободное обращение акций на рынке;
  • отсутствие необходимости внесения денежных средств в уставный капитал предприятия до его регистрации и открытия накопительного счёта.

Высшим органом управления публичного акционерного общества является общее собрание акционеров. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом[4] . Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам не отнесенным к его компетенции Законом. Число акционеров общества не ограничено, акции могут свободно продаваться на рынке.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества — директором, генеральным директором, или коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчётны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.[5]

Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества. Совет директоров открытого акционерного общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания акционеров.[6]

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества[7]. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года[4]. На годовом общем собрании акционеров должны решаться такие вопросы, как избрание совета директоров, утверждение ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора, утверждение годовых отчётов, годовой бухгалтерской отчётности, распределение прибыли, вопросы выплаты дивидендов.

Структура ПАО

Ответственность ПАО[править]

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам[8].

Права и обязанности акционеров ПАО[править]

Права акционеров — владельцев обыкновенных акций[9]:

  • участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции в порядке, установленном Законом;
  • право на получение дивидендов;
  • в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества.

Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру её владельцу одинаковый объем прав.

Права акционеров — владельцев привилегированных акций[10]:

  • право на получение дивидендов;
  • если предусмотрено уставом общества — право на получение части имущества общества в случае его ликвидации;
  • если предусмотрено уставом общества право требовать конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов;
  • право участия в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.

Акционеры имеют право на доступ к документам общества, к таким как договор о создании, устав, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, внутренние документы общества, годовые отчеты и другие[11]. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право акционеры (акционер) имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Акционеры вправе продать свои акции, однако другие акционеры пользуются преимущественным правом приобретения этих акций. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право приобретения акций самим обществом.

www.wikiznanie.ru

Публичное акционерное общество — Википедия РУ

Публичное акционерное общество в России — форма организации акционерного общества, при котором его акционеры пользуются правом отчуждать свои акции. Организация и деятельность публичных акционерных обществ регулируется федеральным законом Российской Федерации[1]. Поскольку открытое акционерное общество рассматривается законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с непубличным акционерным обществом. Данная норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.

До 01.09.2014 ГК РФ применял классификацию на ОАО и ЗАО, однако с изменением законодательства[2] в России применяется классификация на публичные и непубличные акционерные общества[3].

Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 N 445-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» — первоначально существовала классификация «Акционерное общество открытого типа» (АООТ), далее «Открытое акционерное общество» (ОАО).

Высшим органом управления публичного акционерного общества является общее собрание акционеров. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом[4] . Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесённым к его компетенции Законом. Число акционеров общества не ограничено, акции могут свободно продаваться на рынке.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества — директором, генеральным директором, или коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчётны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.[5]

Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества. Совет директоров публичного акционерного общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания акционеров.[6]

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества[7]. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года[4]. На годовом общем собрании акционеров должны решаться такие вопросы, как избрание совета директоров, утверждение ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора, утверждение годовых отчётов, годовой бухгалтерской отчётности, распределение прибыли, вопросы выплаты дивидендов.

  Структура ПАО

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам[8].

Права акционеров — владельцев обыкновенных акций[9]:

  • участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции в порядке, установленном Законом;
  • право на получение дивидендов;
  • в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества.

Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру её владельцу одинаковый объем прав.

Права акционеров — владельцев привилегированных акций[10]:

  • право на получение дивидендов;
  • если предусмотрено уставом общества — право на получение части имущества общества в случае его ликвидации;
  • если предусмотрено уставом общества право требовать конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов;
  • право участия в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.

Акционеры имеют право на доступ к документам общества, к таким как договор о создании, устав, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, внутренние документы общества, годовые отчеты и другие[11]. К документам бухгалтерского учёта и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа право доступа имеют акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Акционеры вправе продать свои акции, однако другие акционеры пользуются преимущественным правом приобретения этих акций. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право приобретения акций самим обществом.

www.http-wikipediya.ru

Публичные и непубличные общества | Сам себе адвокат

Федеральным законом 05.05.2014 N 99-ФЗ внесены существенные изменения в корпоративное законодательство .Часть изменений затронула общие положения о юридических лицах, в частности изменились организационно-правовые формы юридических лиц и их классификация.

Коммерческие организации — преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности подразделяются на:

— Хозяйственные общества
— Публичные общества.
— Непубличные общества

Упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы):
— общества с дополнительной ответственностью;
— типы акционерных обществ — открытое и закрытое.
Хозяйственные товарищества
— полное товарищество
— товарищество на вере (коммандитное товарищество)

— КФХ

— хозяйственные партнерства

— производственные кооперативы

Названным законом вводятся понятия публичных и непубличных обществ. Цель этого деления – установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).

Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ то есть ООО, АО и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).

Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК Р).

Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Непубличными обществами являются.
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество:
— устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
— чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки) или публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
3. Общество с дополнительной ответственностью.

С 01.09.2014 г. общества с дополнительной ответственностью упраздняются. К таким обществам, созданным до указанной даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ в новой редакции об обществах с ограниченной ответственностью. Соответственно, такие общества также должны приравниваться к непубличным обществам.

Таким образом, с 01.09.2014 г. упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. АО таких типов теперь. не могут быть созданы.

С учетом новых требований фирменные наименования хозяйственных обществ должны будут иметь следующий вид:
— публичного акционерного общества — «Публичное акционерное общество «Армаис» ;
— непубличного акционерного общества — «Акционерное общество «Армаис» ;
— общества с ограниченной ответственностью — «Общество с ограниченной ответственностью «Армаис» .

При этом у обществ остается право иметь также и сокращенное фирменное наименование.

В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».

С 1 сентября 2014 года:
— положения Закона об АО, регулирующие ОАО, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК в новой редакции ;
— к ЗАО применяются нормы главы 4 ГК РФ (в новой редакции) об АО. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

До 01.09.2014 г. основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее — для закрытых и более 50 — для открытых).

Таким образом, главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.

Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Остается действовать требование о том, что акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом.

Для ООО требование о максимальном количестве участников (не более 50) остается, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела . Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 г. исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Также для ООО остаются в силе требования о минимум одном участнике и о невозможности иметь в качестве единственного участника ООО другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать публично свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к ЗАО, а публичные общества близки в этом к ОАО.

Вместе с тем это не означает, что ОАО обязательно будет приравниваться к публичному АО. Публичными будут признаваться лишь те АО, которые отвечают признакам публичных АО. Например, если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество будет непубличным, однако иное может быть установлено его уставом.
Непубличное АО (в том числе созданное до 1 сентября 2014 года как ЗАО) вне зависимости от числа его акционеров может приобрести статус публичного АО путем указания в своем фирменном наименовании, что общество является публичным и внесения ЕГРЮЛ сведений о таком фирменном наименовании .

В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше испозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах . Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ

Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.

Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации.

К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны.

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).

Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.

Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.

С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.

Дальнейшая судьба ЗАО

В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.

Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.

Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.

Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в ¾ голосов участников собрания

pershickow.ru

Публичное акционерное общество — это… Что такое Публичное акционерное общество?



Публичное акционерное общество
Публичное акционерное общество
Публичное акционерное общество — открытое акционерное общество, в котором могут принять участие любые представители населения. Обычно такие общества организуются для решения муниципальных хозяйственных проблем.

По-английски: Public joint-stock company

См. также:  Открытые акционерные общества  

Финансовый словарь Финам.

.

  • Публичная оферта
  • Публичное ограниченное партнерство

Смотреть что такое «Публичное акционерное общество» в других словарях:

  • Публичное акционерное общество «Северсталь» — Публичное акционерное общество (ПАО) Северсталь одна из крупнейших в мире вертикально интегрированных сталелитейных и горнодобывающих компаний c активами в России, Латвии, на Украине, в Польше, Италии и Либерии. Входит в двадцатку мировых лидеров …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Донецкгормаш — Публичное акционерное общество Донецкгормаш Тип публичное акционерное общество Год основания 1889 Прежние названия Машиностроительный и чугунолитейный завод инженеров Э.Т. Боссе и Р.Г. Геннефельда , Сталинский машиностроительный завод имени 15… …   Википедия

  • Северный ГОК — Публичное акционерное общество «Северный горно обогатительный комбинат» СевГОК (Украина) (ПФТС: SGOK). Входит в состав Метинвест Холдинга.  Крупнейшее в Европе горнодобывающее предприятие с законченным циклом подготовки доменного сырья  …   Википедия

  • Родовид Банк — Публичное акционерное общество РОДОВИД БАНК Год основания 1990 Прежние названия Акционерный коммерческий банк Персональный компьютер Расположение …   Википедия

  • Банки Украины — По состоянию на 1 августа 2012 года на Украине, по данным Национального банка Украины, насчитывается 176 действующих коммерческих банков, общие активы которых составляют 1106 млрд гривен[1]. По состоянию на август 2012 года, в Верховной Раде… …   Википедия

  • Черноморнефтегаз — У этого термина существуют и другие значения, см. Черноморнефтегаз (значения). Черноморнефтегаз (укр. Чорноморнафтогаз ) Тип Публичное акционерное общество Год основания 20 октября 1978 …   Википедия

  • Харьковский подшипниковый завод ХАРП — Харьковский подшипниковый завод ХАРП …   Википедия

  • Ощадбанк — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Запорожский абразивный комбинат — ПАО Запорожский абразивный комбинат Тип Публичное акционерное общество Год основания март 1939 года Расположение …   Википедия

  • Фиолент (завод) — Координаты: 44°57′11.47″ с. ш. 34°07′06.49″ в. д. / 44.953186° с. ш. 34.118469° в. д.  …   Википедия

dic.academic.ru

Что такое публичные компании: новый статус акционерных обществ

Оглавление:

  1. Что такое публичная компания?
  2. Условия отнесения общества к публичным компаниям
  3. Последствия приобретения публичного статуса


С 1 сентября 2014 года в Гражданском Кодексе РФ произошли изменения, утверждённые 5 мая 2014 года федеральным законом №99-ФЗ. Согласно данному документу, в гл.4 ГК РФ вносятся правки, касающиеся организационно-правового статуса акционерных обществ. А именно, из гражданского законодательства исключаются такие формы организаций, как ОАО и ЗАО. В качестве нововведения в нём появляются публичные и непубличные компании. В течение переходного периода акционерные организации открытого типа должны получить публичный статус, а закрытые АО – преобразоваться в неакционерную форму.

Что такое публичная компания?


Публичные компании – это акционерные общества, ценные бумаги которых имеют свободное обращение на фондовом рынке. К таким организациям предъявляются требования обязательного раскрытия информации о собственниках и аффилированных лицах, а также о существенных фактах, способных повлиять на деятельность эмитента. Это необходимо в интересах потенциальных акционеров для повышения прозрачности процесса инвестирования в ценные бумаги фирмы.


Публичные общества характеризуются следующими признаками:

  • акции компании могут приобретаться и свободно продаваться неограниченным кругом лиц;
  • информация о структуре собственности и результатах хозяйственной деятельности акционерного общества находится в открытых источниках;
  • ценные бумаги публичной компании размещаются на фондовой бирже или реализуются по открытой подписке, в том числе, с использованием рекламы;
  • данные о совершённых сделках с акциями фирмы (их количестве и цене) доступны всем участникам рынка и могут быть использованы для анализа динамики стоимости бумаг.

Условия отнесения общества к публичным компаниям


По новым нормам (ст. 66.3. № 99-ФЗ) акционерное общество признается публичным в 2 случаях:

  1. Компания выпускает свои акции в свободное обращение путём открытой подписки или размещения на бирже, в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг».
  2. В наименовании и уставе указывается, что организация является публичной.


Если уже действующая фирма имеет признаки открытого АО, она получает публичный статус, независимо от того, упоминается ли это в названии компании. ЗАО и другие организации, не имеющие указанных признаков, признаются непубличными.


С момента присвоения статуса деятельность публичных компаний России регулируется законами об акционерных обществах (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 г.) и о ценных бумагах (№39-ФЗ от 22.04.1996 г.).

Последствия приобретения публичного статуса


Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.

  1. Согласно п.7 ст.3 закона №99-ФЗ наименование и учредительные документы юридических лиц должны быть приведены в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса. Это означает, что открытые акционерные общества, действующие на 1 сентября 2014 года, должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы , если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.
  2. С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг.
  3. Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.
  4. Ведение реестра акционеров публичного АО передаётся в независимую лицензированную компанию.
  5. Организация не вправе вмешиваться в свободное хождение своих акций: накладывать ограничения по величине и стоимости пакета в руках одного инвестора, наделять отдельных лиц преимущественным правом на покупку ценных бумаг, препятствовать каким-либо образом отчуждению акций по желанию акционера.
  6. Эмитент обязан в открытом доступе размещать информацию о своей деятельности:
  • годовой отчёт;
  • годовую бухгалтерскую отчётность;
  • список аффилированных лиц;
  • устав АО;
  • решение об эмиссии акций;
  • сообщение о проведении собрания акционеров;
  • другие данные, предусмотренные законодательством.


По сути, изменения в законодательстве не затрагивают существенным образом те акционерные фирмы, которые являлись открытыми по юридической форме и по сути. До сентября 2014 большая часть ЗАО и ОАО, не размещавшие свои ценные бумаги на фондовом рынке, а размещавшие их среди круга ограниченных лиц, существовали как акционерные общества только «на бумаге». Фактически же они представляли собой общества с ограниченной ответственностью, где вместо долей в уставном капитале участники приобретали акции. Теперь такое положение непубличных организаций закрепляется де-юре.

dezhur.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о