Мадагаскар — жизнь совсем не как в мультфильме
Как Мадагаскар распорядился наследием колониализма? Личные наблюдения Марии-Луизы Тирмастэ.
Франция объявила этот остров колонией 121 год назад и тут же, в октябре 1896-го, заполучила восстание. Можно сказать, что оно продолжается до сих пор: уже больше полувека, как Мадагаскар не французский, но во всех бедах, от чумы до неурожая, винят колонизаторов — похоже, это больше привычка, чем идеология. Аналитик присмотрелся к жизни на острове, которая мало напоминает беззаботный мультфильм.
Первые же впечатления от города Антананариву — столицы 25-миллионного государства, в котором 90 процентов живут ниже уровня бедности, — дают представление о том, в какую сторону жизнь изменилась с уходом «колониальных захватчиков». Знакомый фотограф из Германии привез квадрокоптер для съемок уникальной тропической природы острова, из-за чего нам пришлось провести в аэропорту более двух часов: только заплаченные ответственным работникам 150 евро «за хлопоты» помогли положительно решить вопрос с провозом предмета, провозить который ничто официально не запрещало…
О положении дел на острове представление складывается быстро. Рядом с выстроенным французами в центре столицы готическим храмом вышагивают петухи, на рынке — бесконечные ряды вторсырья.
Продают и покупают не столько товары, сколько то, что может сгодиться в хозяйстве. То есть все, включая любую тару, которую у нас выбрасывают, и этот торг столь масштабен, что даже запомнившийся из 1990-х рекламный слоган «Мама мыла “Раму”» не воспринимается как аллегория. Интересно, могла ли последняя королева малагасийцев Ранавалуна III, которая после мятежа 1896−1897 годов была выслана и умерла в ссылке в Алжире в 1917-м, подумать, что за полвека после победы над захватчиками ее остров настолько приблизится к полупервобытному состоянию, из которого эти колонизаторы его чуть было не извлекли?
Точка отсчета
Колонизаторы запретили на острове рабство, но обязали местное население 50 дней в году работать на «государство». Многие до сих пор не могут им это простить, забывая, что благодаря внедренной угнетателями системе на Мадагаскаре и появилась вся инфраструктура — 25 тысяч км дорог, порты, мосты через многочисленные реки, железнодорожная сеть. Ныне все это пришло в упадок. Проехав страну с востока на запад и частично с севера на юг, мы вместе с квадрокоптером всюду видели результаты постколониального праздника непослушания.
Навигатор отказывался прокладывать желаемые маршруты: прежде доступные участки недостижимы из-за разрушенных мостов и дорог.
Так, в городе Раномафана мы добирались в термальный комплекс по «обезьяньему» (подвесному) мосту — над ним возвышаются остатки построенного при французах моста капитального, который разрушило наводнение. Похожим образом перебирались на машине и через реки: водитель на глаз оценивал крепость перекинутых деревянных настилов… Механизм разрушения прост: постколониальные реформы были нацелены на выдавливание французов с острова, но обернулись в итоге тем, что малагасийцы не в состоянии восполнить недостаток квалифицированных кадров.
На западе острова с дорогами еще хуже. К знаменитым игольчатым скалам Цинги можно проехать только в сухой сезон. И то нам пришлось сменить джип на еще более мощный, переправляться вместе с ним на самодельных паромах (две лодки, соединенные деревянным настилом), преодолевать бездорожье… Некоторые участки (это видно) начинали отстраивать, но бросили.
Закончились деньги международных фондов. Вернее сказать, их разворовали.
Парани
Местный житель
Обретя независимость от Франции, жители Мадагаскара получили постоянно сменяющуюся власть: она нестабильна и держится на денежных вливаниях со стороны — таково краткое объяснение происходящего. Забастовки и конфликты, которые парализуют жизнь напрочь, — обычное явление. Так, пока мы были на острове, бастовали летчики единственного авиаперевозчика — государственной Air Madagascar, самолеты не летали вообще.
Белый человек для малагасийцев в обиходе по-прежнему — ваза, то есть господин. То, с каким почтением, уважением и доброжелательностью относятся на острове к белым, резко контрастирует с материковой Африкой.
Три дня мы провели, передвигаясь по реке (другого пути просто не было) на двух традиционных деревянных лодках — в одной плыли мы, в другой — наши пожитки и питание, включая кур в живом виде. А утром в палатке нас разбудили дикий скрежет и чад: по реке плыла колымага, переполненная местными жителями, — старый, казалось, ему не меньше века, французский бот. В деревнях мы видели привязанных на поводок лемуров — это не экзотика, а… еда.
К этим животным-эндемикам (они не сохранились более нигде в мире) местное население пиетета не испытывает. И хотя гиды в нацпарках (их туристы обязаны брать, даже если путешествуют со своим) по совместительству исполняют функции экозащитников, малагасийцы не гнушаются использовать в пищу самый известный символ Родины.
С железными дорогами еще более интересная история. Колонизаторы построили их практически сразу после прихода на остров. Одна из достопримечательностей Антананариву — красивый железнодорожный вокзал.
Однако уехать с него вы не сможете: поезда давно никуда не ходят. Сам вокзал используется как ресторан, где можно отведать французские яства, а под туалет приспособлен старый вагон, разумеется, тоже французский.
Возможна и другая специализация: на одной из бывших конечных станций — в деревне на берегу Индийского океана — население приспособило вокзал под жилье. Что же касается насыпей, то на них малагасийцы сушат постиранное белье. Рассказывают, правда, будто два железнодорожных маршрута все еще действуют, однако за три недели на острове мы ни одного поезда не увидели.
Главные транспортные артерии, а заодно и центр жизни острова сегодня — реки. По ним передвигаются, в них моются (водопровода нет), стирают, отмывают посуду и повозки-рикши, а во многих местах из них также пьют. Отношение к воде и гигиене в жарком климате — лакмусовая бумажка цивилизации: не случайно с приходом французов случился прорыв — смертность уменьшилась, численность населения удвоилась, а к 1958 году каждый второй ребенок учился в школе. С тех пор, впрочем, все вернулось на круги своя: в отдаленных поселениях иностранные миссии проводят вакцинацию от опасных заболеваний, но и они не успевают повсюду.
Сейчас на острове бушует новая вспышка чумы — она давно стала экзотическим заболеванием в мире, но здесь возбудители сохраняются в природных резервуарах.
И тут выручает только международная помощь, в начале октября на Мадагаскар было доставлено 1,2 млн ампул с вакциной.
Прошлое как будущее
Французский предприниматель Жан Ламбер получил разрешение на разработку полезных ископаемых острова первым — еще от королевы Мадагаскара. В ХХ веке интерес к природным богатствам острова резко вырос: добыча драгоценных металлов и камней, а также графита и берилла, которых требовало развитие энергетики, позволила разбогатеть предприимчивым французам (см. «Прямую речь»). Их последователей из числа местного населения нам довелось наблюдать воочию: с помощью нехитрых приспособлений местные жители в массовом порядке намывают песок в надежде отсеять золото.
Несмотря на то что французы числятся «захватчиками», французский язык — официальный, наряду с малагасийским. Зажиточные из местных стремятся отправить своих детей учиться во Францию.
Что не мешает малагасийцам относиться к колониальному прошлому как к темной странице истории: «Быть независимыми гораздо лучше», — подчеркивают малагасийцы. В городе Андасибе, когда мы осматривали термальный комплекс французской постройки, наш гид не забыл подчеркнуть, что при колонизаторах на острове была сегрегация, «черных в баню не пускали», а теперь ходи куда хочешь, лишь бы деньги были. Но ходить особо некуда, да и с деньгами у подавляющего большинства — проблема.
А белый человек для малагасийцев в обиходе по-прежнему — ваза (ударение на последний слог), то есть господин.
И это один из парадоксов Мадагаскара: то, с каким почтением, уважением и доброжелательностью относятся на острове к белым, резко контрастирует с материковой Африкой, где, например, в вас могут кинуть камнем за то, что вы кого-то сфотографировали. На Мадагаскаре, напротив, местные сами просят себя запечатлеть и потом рассматривают, что получилось.
Цивилизация на острове, как понимаешь со временем, понятие условное. Скажем, наш гид (по местным меркам — мультимиллионер) перечисляет, что из техники есть у него в доме. Оказалось, нет стиральной машины.
«А зачем? — удивился он вопросу.— Каждую неделю приходит стирать женщина, и ее труд стоит копейки».
Или другой пример. Что до вторжения на остров французов, что после него, главным праздником на острове остается Фамадихана — церемония почитания мертвых, что в переводе с малагасийского означает «переворачивание костей». Во время него открывают семейные склепы, чтобы достать останки умерших предков и обернуть их в новый саван. Пока родственники проливают слезы над останками близких, гости, а это, как правило, вся деревня, танцуют, поют — все сопровождается пиром и обильными возлияниями рома. Больше того, чтобы устроить достойное торжество, семьи залезают в долги и долго потом расплачиваются. Так выражают уважение предкам, и вековое господство просвещенных французов этой традиции не изменило.
взято тут
analitic.livejournal.com
Мировая статистика цен на топливо 2019: в поисках дешевого бензина
Цена бензина зависит от многих факторов, среди которых цены на нефть на международных рынках, налоги или расположение бензоколонки. Стоимость 1 литра топлива в пунктах розничной продажи может отличаться изо дня в день, а в некоторых странах даже из часа в час.
Принимая во внимание нестабильность на рынке топлива, команда аналитиков Picodi решила проанализировать, сколько литров бензина можно купить при средней зарплате в России и в других европейских странах. Для этого мы собрали данные о ценах на топливо в первом полугодии 2019 и, в среднем, мы объединили эти данные с последними показатели средней заработной платы в отдельных странах. Как показывает наше исследование, наличие больших ресурсов сырья не всегда делает бензин более доступным для среднего потребителя.
В поисках дешевого бензина
(нажимая на стрелки, вы увидите данные из оставшихся 41 страны)
В нашем списке самый дешевый бензин можно найти в богатой сырьем России – там, в среднем, за один литр бензина, мы заплатим, 63 рубля. Самый дорогой бензин в Норвегии, где средняя цена за литр составляет 1,70 €.
Более благоприятное соотношение между ценой за литр бензина и средней зарплатой мы найдем в Швейцарии и Люксембурге, в странах, где не добывается нефть. Средняя зарплата позволит вам купить 3388 и 2827 литров жидкого золота соответственно . Третье место среди 42 проанализированных нами стран, является Норвегия (1989 литров).
России (32 место) это страна, где средняя зарплата позволит приобрести 559 литров топлива. Кипр находится на 14-м месте с 1484 литров. Турки при средней зарплате могут получить 386 литров бензина, в то время как Итальянцы 1219.
В нижней части исследований включены такие страны, как Молдова, Украина и Албания, где средние зарплаты не превышают 300 литров бензина или одной десятой европейской позиции.
Мировые магнаты топлива
(Наведите курсор на страну, чтобы посмотреть основные сведения о ней)
В поисках более высокого коэффициента, который отражает количество закупленного бензина, мы проанализировали цены и зарплаты в более чем 100 странах на 6 континентах.
Лидером этого рейтинга является Венесуэла, где литр бензина стоит 0.000000002 €, а средняя зарплата составляет около 26 €,а значит можно купить … более 14 миллиардов литров.
Реальный перечень цен нашего исследования в странах Персидского Залива: в Катаре, Кувейте и Оаэ цена за литр колеблется около 0,4-0,6 €, в то время как в среднем можно купить от 4900 до 6500 литров бензина в месяц.
Высокое положение стран, как США или Канада может быть объяснено не только высокие зарплаты, но и от количества нефти, которая добывается. У Швейцарии и Люксембурге выделяются только для высоких доходов.
Наименьше количество литров со средней зарплатой можно купить в Мадагаскаре (42 литра), в Таджикистане (131 л) и Замбии (137 литров).
Интересным примером является Нигерия. Несмотря на то, что страна экспортирует большие объемы нефти и может похвастаться одним из самых низких цен за 1 литр бензина (€ 0,36), очень низкая зарплата € 179, не позволяет ее жителям делать большие запасы топлива (501 литр).
Методология
В исследовании были использованы самые последние данные о средних зарплатах, которые были опубликованы на правительственных сайтах, в соответствующих кабинетах или министерствах. Средние цены на бензин за первое полугодие 2019, в более чем 100 странах мира, поступили от globalpetrolprices.com и других местных источников.
источник: Picodi.com
1gr.tv
Средняя зарплаты в мире таблица по странам за 2019 год
По данным Международной организации труда (МОТ) растущая тенденция заработной платы в мире существенно замедлилась под влиянием экономического кризиса. Рейтинги материального благосостояния граждан разных стран регулярно составляются по принципу среднестатистического месячного дохода на душу населения.
Для более качественного сравнения экономических показателей по миру доход пересчитывается в единой валюте, в большинстве случаев такой валютой выступает — американский доллар. К сожалению, при таком подходе не представляется возможным в полной мере учесть диспропорцию величины заработных плат в отдельно взятой стране, а также различие покупательной способности, в связи с этим предпочитается пересчёт на паритет покупательной способности.
Статистике подлежат более 100 стран мира, отличающиеся стабильной или благоприятно развивающейся экономикой. В 2017 году Россия заняла 69 место по размеру средней заработной платы в рейтинге МОТ с показателем — $ 615 (нетто). Возглавила рейтинг одна из самых развитых и богатых стран мира — Швейцария, показатель которой составил — $ 3855 (нетто) на душу населения. Аутсайдером списка оказалась страна африканского континента — республика Зимбабве, её показатель равняется — $ 21 (нетто) на человека.
Место в рейтинге | Наименование страны | Размер средней зарплаты в $ | Размер средней зарплаты в рублях |
1 | Швейцария | 5426,27 | 341209,54 |
2 | Бермудские острова | 4840,73 | 304389,86 |
3 | Катар | 3372,63 | 212074,14 |
4 | Австралия | 3306,13 | 207892,82 |
5 | Объединенные Арабские Эмираты | 3182,48 | 200117,31 |
6 | Норвегия | 3176,34 | 199731,73 |
7 | Сингапур | 3148,24 | 197964,31 |
8 | Дания | 3068,11 | 192926,04 |
9 | Соединенные Штаты | 2835,07 | 178271,88 |
10 | Гонконг | 2750,64 | 172962,85 |
11 | Ирландия | 2609,14 | 164065,17 |
12 | Япония | 2495,92 | 156946,05 |
13 | Нидерланды | 2473,05 | 155507,81 |
14 | Финляндия | 2451,07 | 154125,9 |
15 | Германия | 2420,63 | 152211,43 |
16 | Новая Зеландия | 2406,44 | 151319,65 |
17 | Швеция | 2360,21 | 148412,24 |
18 | Кувейт | 2358,91 | 148330,66 |
19 | Исландия | 2307,46 | 145095,64 |
20 | Великобритания | 2270,29 | 142757,93 |
21 | Канада | 2253,74 | 141717,11 |
22 | Южная Корея | 2167,48 | 136293,42 |
23 | Франция | 2121,82 | 133422,16 |
24 | Израиль | 2079,5 | 130761,17 |
25 | Бельгия | 2048,73 | 128826,11 |
26 | Австрия | 1982,06 | 124633,68 |
27 | Оман | 1891,73 | 118953,93 |
28 | Саудовская Аравия | 1868,24 | 117476,72 |
29 | Италия | 1841,34 | 115785 |
30 | Тайвань | 1626,59 | 102281,67 |
31 | Бахрейн | 1573,56 | 98947,11 |
32 | Пуэрто-Рико | 1481,28 | 93144,21 |
33 | Испания | 1412,39 | 88812,67 |
34 | Мальта | 1200,53 | 75490,51 |
35 | Кипр | 1188,79 | 74752,56 |
36 | Южная Африка | 1163,46 | 73159,65 |
37 | Словения | 1118,92 | 70358,59 |
38 | Бруней | 1100,15 | 69178,3 |
39 | Ливан | 1056,87 | 66457,19 |
40 | Эстония | 909,38 | 57182,66 |
41 | Чешская Республика | 908,43 | 57122,91 |
42 | Малайзия | 892,22 | 56103,78 |
43 | Китай | 888,29 | 55856,39 |
44 | Португалия | 883,61 | 55562,3 |
45 | Чили | 872,62 | 54871,39 |
46 | Греция | 862,39 | 54227,82 |
47 | Коста-Рика | 846,34 | 53218,94 |
48 | Аргентина | 845,53 | 53168,07 |
49 | Словакия | 817,38 | 51397,86 |
50 | Польша | 766,58 | 48203,4 |
51 | Хорватия | 751,08 | 47228,88 |
52 | Ирак | 748,53 | 47068,17 |
53 | Турция | 689,34 | 43346,31 |
54 | Панама | 683,51 | 42980,04 |
55 | Латвия | 668,86 | 42058,79 |
56 | Литва | 668,39 | 42029,13 |
57 | Палестинская территория | 662,38 | 41651,39 |
58 | Иордания | 619,35 | 38945,26 |
59 | Уругвай | 613,12 | 38553,61 |
60 | Намибия | 601,08 | 37796,29 |
61 | Бразилия | 586,63 | 36888,14 |
62 | Гватемала | 577,11 | 36289,39 |
63 | Ливия | 575,12 | 36164,23 |
64 | Мексика | 551,98 | 34708,79 |
65 | Венгрия | 544,18 | 34218,3 |
66 | Россия | 527 | 33138,21 |
67 | Перу | 502,92 | 31623,89 |
68 | Румыния | 502,29 | 31584,51 |
69 | Индия | 501,72 | 31548,96 |
70 | Болгария | 492,89 | 30993,44 |
71 | Черногория | 485,46 | 30526,29 |
72 | Иран | 485,44 | |
73 | Боливия | 482,38 | 30332,46 |
74 | Эквадор | 462,96 | 29111,28 |
75 | Босния и Герцеговина | 453,65 | 28525,8 |
76 | Таиланд | 414,8 | 26082,76 |
77 | Марокко | 389,45 | 24489,13 |
78 | Доминиканская Республика | 378,13 | 23777,06 |
79 | Сербия | 369,52 | 23235,61 |
80 | Казахстан | 360,75 | 22684,31 |
81 | Сальвадор | 350,47 | 22037,73 |
82 | Беларусь | 347,89 | 21875,78 |
83 | Колумбия | 343,01 | 21568,67 |
84 | Бангладеш | 331,59 | 20850,88 |
85 | Нигерия | 325,46 | 20464,97 |
86 | Филиппины | 323,89 | 20366,3 |
87 | Индонезия | 322,05 | 20250,69 |
88 | Гана | 321,22 | 20198,57 |
89 | Македония | 320,17 | 20132,86 |
90 | Кения | 314 | 19744,72 |
91 | Алжир | 308,04 | 19369,98 |
92 | Тунис | 293,21 | 18437,24 |
93 | Египет | 288,35 | 18131,96 |
94 | Азербайджан | 282,9 | 17789,15 |
95 | Армения | 265,71 | 16708,33 |
96 | Грузия | 264,9 | 16657,32 |
97 | Пакистан | 259,55 | 16320,77 |
98 | Вьетнам | 254,13 | 15980,16 |
99 | Узбекистан | 249,32 | 15677,38 |
100 | Эфиопия | 240,18 | 15102,6 |
101 | Шри Ланка | 238,7 | 15009,66 |
102 | Молдавия | 199,41 | 12539,41 |
103 | Украина | 194,88 | 12254,45 |
104 | Камбоджа | 187,06 | 11762,45 |
105 | Непал | 169,56 | 10661,79 |
106 | Уганда | 165,16 | 10385,26 |
107 | Сирия | 129,39 | 8136,38 |
108 | Венесуэла | 24,6 | 1547 |
Топ стран с самыми высокими зарплатами
bcb.su