Разное

Центральным банком российской федерации: Центральный банк Российской Федерации | Банк России

07.03.1982

Содержание

Статья 51 / КонсультантПлюс

Статья 51. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России вправе обратиться в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены ими от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения ими надзорных функций, включая проведение проверок их деятельности. В отношении информации и (или) документов, которые получены от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательством иностранного государства.

Информация и (или) документы, полученные Банком России от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, могут быть предоставлены третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, только с согласия предоставивших такую информацию центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или суду на основании судебного решения, вынесенного при производстве по уголовному делу.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

Банк России вправе предоставить центральному банку и (или) иному органу надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, необходимые им для осуществления банковского надзора информацию и (или) документы, в том числе содержащие сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения им надзорных функций, включая проведение проверок их деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

(часть третья введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

Банк России вправе предоставить центральному банку и (или) иному органу иностранного государства, в функции которого входит урегулирование несостоятельности организаций, являющихся головными организациями банковской группы (банковского холдинга) и иных объединений с участием кредитных организаций, сведения, содержащиеся в представленных в Банк России планах восстановления финансовой устойчивости кредитных организаций — участников таких банковских групп (банковских холдингов) и иных объединений с участием кредитных организаций, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

Указанные в настоящей статье информация (сведения) и (или) документы предоставляются Банком России центральному банку, и (или) иному органу надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, и (или) иному органу иностранного государства, в функции которого входит урегулирование несостоятельности организаций, при условии, что законодательством иностранного государства предусмотрен уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемых Банком России информации (сведений) и (или) документов не меньший, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации (сведений) и (или) документов, предусмотренный законодательством Российской Федерации, а в случае, если отношения по обмену информацией (сведениями) и (или) документами регулируются международными договорами, — в соответствии с условиями таких договоров и при условии их непредоставления третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного письменного согласия Банка России, за исключением случаев предоставления такой информации суду по уголовному делу.

(часть пятая введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

Открыть полный текст документа

2. Ключевая ставка, установленная Банком России / КонсультантПлюс

Срок, с которого установлена ставка

Размер ключевой ставки (%, годовых)

Документ, в котором сообщена ставка

с 22 июня 2020 г.

4,50

Информационное сообщение Банка России от 19.06.2020

с 27 апреля 2020 г.

5,50

Информационное сообщение Банка России от 24.04.2020

с 10 февраля 2020 г.

6,00

Информационное сообщение Банка России от 07.02.2020

с 16 декабря 2019 г.

6,25

Информационное сообщение Банка России от 13.12.2019

с 28 октября 2019 г.

6,50

Информационное сообщение Банка России от 25.10.2019

с 9 сентября 2019 г.

7,00

Информационное сообщение Банка России от 06.09.2019

с 29 июля 2019 г.

7,25

Информационное сообщение Банка России от 26.07.2019

с 17 июня 2019 г.

7,50

Информация Банка России от 14.06.2019

с 17 декабря 2018 г.

7,75

Информация Банка России от 14.12.2018

с 17 сентября 2018 г.

7,50

Информация Банка России от 14.09.2018

с 26 марта 2018 г.

7,25

Информация Банка России от 23.03.2018

с 12 февраля 2018 г.

7,50

Информация Банка России от 09.02.2018

с 18 декабря 2017 г.

7,75

Информация Банка России от 15.12.2017

с 30 октября 2017 г.

8,25

Информация Банка России от 27.10.2017

с 18 сентября 2017 г.

8,50

Информация Банка России от 15.09.2017

с 19 июня 2017 г.

9,00

Информация Банка России от 16.06.2017

со 2 мая 2017 г.

9,25

Информация Банка России от 28.04.2017

с 27 марта 2017 г.

9,75

Информация Банка России от 24.03.2017

с 19 сентября 2016 г.

10,00

Информация Банка России от 16.09.2016

с 14 июня 2016 г.

10,50

Информация Банка России от 10.06.2016

с 3 августа 2015 г.

11,00

Информация Банка России от 31.07.2015

с 16 июня 2015 г.

11,50

Информация Банка России от 15.06.2015

с 5 мая 2015 г.

12,50

Информация Банка России от 30.04.2015

с 16 марта 2015 г.

14,00

Информация Банка России от 13.03.2015

со 2 февраля 2015 г.

15,00

Информация Банка России от 30.01.2015

с 16 декабря 2014 г.

17,00

Информация Банка России от 16.12.2014

с 12 декабря 2014 г.

10,50

Информация Банка России от 11.12.2014

с 5 ноября 2014 г.

9,50

Информация Банка России

с 28 июля 2014 г.

8,00

Информация Банка России от 25.07.2014

с 28 апреля 2014 г.

7,50

Информация Банка России от 25.04.2014

с 3 марта 2014 г.

7,00

Информация Банка России от 03.03.2014

с 13 сентября 2013 г.

5,50

Информация Банка России от 13.09.2013

Центробанк России рекордно повысил ключевую ставку | Новости из Германии о России | DW

Центральный банк Российской Федерации повышает ключевую ставку по кредитному договору с 5,5 процента до 6,5 процента. Об этом финансовый регулятор сообщил в пятницу, 23 июля, в Москве.

Подняв ключевую ставку с 5,5 до 6,5 процента годовых, Центробанк пошел на максимальный шаг  повышения ключевой ставки  за период с конца 2014 года. По оценкам Банка России, во втором квартале 2021 года российская экономика достигла допандемического уровня. Вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов возрос в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска.

На фоне высокой инфляции

По прогнозам экспертов банка, в 2021 году  уровень инфляции  составит от 5,7 до 6,2 процента, а в 2022 году — от 4,0 до 4,5 процента. «Мы не должны мириться с высокими инфляционными ожиданиями, чтобы они не заякорились на этом высоком уровне и нам не пришлось потом сильнее повышать ключевую ставку», — так обосновала шаг Центробанка его глава Эльвира Набиуллина.

Как подчеркнули в Центробанке, принятое решение по ключевой ставке направлено на возвращение инфляции к 4 процентам. Однако сейчас инфляция растет выше прогноза ЦБ. Годовая инфляция увеличилась до 6,5 процента после 6,0 процента в мае и, по оценке на 19 июля, сохранилась на том же уровне. При этом потребительские цены несколько снизились, но все равно остаются высокими.

Из-за высокой инфляции уровень жизни многих россиян понижается. Однако, по прогнозам ЦБ, ситуация изменится, понижающее воздействие на инфляцию может оказать хороший урожай. При этом ЦБ отмечает происходящее в настоящее время снижение  цен  на продукты, входящие в так называемый «борщевой набор», и выражает уверенность, что такая тенденция продолжится.

Смотрите также:

  • Инфографика: Как Россия накапливала и расходовала свой Резервный фонд

    Вот как объем фонда менялся в рублях…

    Инициатива создания фонда, в котором на «черный день» накапливались бы нефтегазовые сверхдоходы, принадлежит бывшему министру финансов РФ Алексею Кудрину. С 2004 года в России действовал Стабилизационный фонд, средства которого к 1 февраля 2008 года были распределены между Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.

  • Инфографика: Как Россия накапливала и расходовала свой Резервный фонд

    … а вот динамика в долларах США

    Активное использование средств фонда в 2009-2010 годах позволило успешно сгладить последствия всемирного экономического кризиса. Затем резервы в долларах частично восстановились, а в рублях — благодаря девальвации 2014 года — даже превысили первоначальный уровень. В последние полтора года резервы вновь быстро расходуются: их объем сократился за это время на 55 процентов.

    Автор: Андрей Гурков


Банк России — Центральный Банк РФ: его цели и функции

Банк России или Центральный банк Российской Федерации — это главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт РФ, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством РФ единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности всех остальных (коммерческих) банков.

Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления всей страны.

Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Содержание:
1 Цели Банка России
2 Функции ЦБ РФ
3 См. также
4 Книги
5 Комментарии

Cтатья 71 Конституции РФ определяет, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а cтатья 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России, и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, соблюдая основной принцип независимости центрального банка.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Центральный банк Российской Федерации — это правопреемник Государственного банка СССР. Основными целями его деятельности являются защита и обеспечение устойчивости российского рубля, развитие и укрепление банковского сектора, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Цели Банка России (ЦБ РФ)

Основными целями деятельности Банка России являются:

1) Защита и обеспечение устойчивости рубля (его покупательной способности).
2) Развитие и укрепление банковской системы России.
3) Обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы.
4) Развитие и обеспечение стабильности финансового рынка России.

Специально оговорено, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Функции Банка России

Основными функциями Банка России (ЦБ РФ) являются следующие почти три десятка пунктов:

1) Во взаимодействии с Правительством России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка России.

2) Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, утверждает графическое обозначение рубля в виде знака.

3) Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

4) Устанавливает правила осуществления расчетов в России.
5) Осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе.
6) Устанавливает правила проведения банковских операций.

7) Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагается исполнение бюджетов.

8) Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, которым выдает лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их.

9) Принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов.

10) Осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

11) Осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

12) Осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, а также регистрацию отчетов об итогах этих выпусков.

13) Осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах.

14) Осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах.

15) Осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

16) Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России.

17) Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России.

18) Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ.

19) Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

20) Является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения МВФ и договорами с МВФ.

21) Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

22) Утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций.

23) Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление.

24) Принимает участие в разработке методологии составления финансового счета РФ в системе национальных счетов и организует его составление.

25) Осуществляет официальный статистический учёт прямых инвестиций в Россию и за рубеж.

26) Самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Россию и за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения.

27) Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики России, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

28) Осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов (ССВ) физических лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

29) Осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.

Московский Экономический Форум (МЭФ) 2014-12-9, ЦБ для России — друг или враг?:

www.cbr.ru

См. также

Книги про Банк России

1) Банки и банковское дело. Учебник. Под ред. Виктории Боровковой. — Юрайт-Издат, 2014. — 626с. — ISBN: 978-5-9916-2636-1.

2) Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Раздел V — Глава 12: Функции и полномочия Банка России.

Банк России перестанет рассматривать жалобы граждан на банки

Центробанк одобрил предложение Национальной финансовой ассоциации (НФА) об изменении порядка работы с претензиями граждан к деятельности банков. Теперь при поступлении в ЦБ жалобы на какой-либо банк регулятор не станет ее проверять, как это происходило раньше, а направит претензию непосредственно в банк. Тот, соответственно, сам рассмотрит жалобу на себя и подготовит ответ клиенту, передав копию в Банк России. Новая схема предполагает реализацию принципа «нет жалоб – реже проверки»: чем меньше претензий поступит в адрес кредитной организации, тем мягче будет становиться надзор со стороны регулятора.

По словам президента НФА Василия Заблоцкого, председатель Банка России Эльвира Набиуллина «пообещала рассмотреть вариант проведения пилотного проекта по реализации нового механизма работы с обращениями граждан». Также он заявил, что предлагаемый подход «поможет значительно уменьшить количество негативных кейсов по обращениям граждан».

В пресс-службе ЦБ «Ведомостям» пояснили, что сегодня потребитель вправе обратиться с жалобой как в финансовую организацию, так и сразу в Банк России. Однако закон не обязывает финансовые организации рассматривать жалобы, отвечать на них в определенные сроки и нести ответственность за отказ от рассмотрения. Банк России хочет исправить ситуацию – ведь такая обязанность возложена на банки в подавляющем большинстве стран мира – и поддерживает введение законодательной нормы, согласно которой банк или иная финансовая организация, получив обращение потребителя, будет обязана в течение ограниченного времени рассмотреть его по существу и содержательно ответить. При этом у регулятора появится дополнительное право контролировать работу финансовых организаций – проверять качество ответов потребителям и оценивать, урегулированы ли проблемы.

Экспертное сообщество позитивно оценивает новый порядок рассмотрения жалоб. По мнению генерального директора Национального рейтингового агентства (НРА) Алины Розенцвет, он «поможет формированию качественной практики взаимоотношения клиента и банка».

«Всегда есть масса тонкостей во взаимоотношениях банка и клиента, о которых регулятор может не знать и так или иначе для ответа должен их выяснить у банка, – говорит она. – В то время как если бы банк общался непосредственно с клиентом, то могло бы быть принято оперативное решение с учетом интересов каждой из сторон. Таким образом, установление прямого контакта, пусть даже с подачи регулятора, может ускорить решение проблемы».

Как отмечает глава НРА, важен не только и не столько контроль за поведением кредитных организаций, сколько обеспечение качественного и оперативного решения проблем и вопросов, возникающих у их клиентов. «Поэтому новый порядок будет только способствовать развитию поведенческого надзора и достижению главной цели – удовлетворенности граждан услугами, получаемыми на финансовом рынке», – отмечает Розенцвет.

Екатерина Щурихина, младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА», тоже позитивно оценивает инициативу НФА. На ее взгляд, введение нового порядка работы с жалобами клиентов приведет к повышению качества претензионной работы, но лишь при условии ограничения сроков их рассмотрения банками. «При прочих равных условиях у самого банка больше возможностей быстро понять суть проблемы и предложить способ ее решения, чем у регулятора, который является третьей стороной в этом взаимодействии, – считает Щурихина. – Однако для успешной реализации инициативы необходимо установить разумные сроки рассмотрения жалоб потребителей и четкий формат отчетности банков перед ЦБ о результатах рассмотрения жалобы».

Вместе с тем, отмечает эксперт, новый порядок нельзя считать ослаблением контроля со стороны Банка России, поскольку регулятор будет отслеживать рассмотрение претензий кредитными организациями. «Предлагаемую новацию можно скорее расценивать как перераспределение части нагрузки по рассмотрению спорных ситуаций на ее непосредственных участников – банки, – предполагает аналитик «Эксперт РА». – И это, в свою очередь, позволит регулятору дополнительно оценивать качество их претензионной работы».

Bank of Russia (Центральный_банк_Российской_Федерации) — wikipe.wiki

The Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia) is a special public-law institution in Russia, the main bank of the first tier. The main emission and monetary regulator of the country, which develops and implements, in cooperation with the Government of the Russian Federation, a unified state monetary policy and is endowed with special powers, in particular, the right to issue banknotes and regulate the activities of banks. The Bank of Russia, acting as the main coordinating and regulating body of the entire credit system of the country, acts as an economic management body. The Bank of Russia controls the activities of credit institutions, issues and revokes their licenses to carry out banking operations, and already credit institutions work with other legal entities and individuals. Article 71 of the Constitution of the Russian Federation determines that the Russian Federation has the right to issue money, and Article 75 specifies that the money issue is carried out exclusively by the Central Bank of the Russian Federation, and its main function is stipulated — protecting and ensuring the stability of the ruble, which it carries out independently of other state bodies. authorities. The status, goals of activity, functions and powers of the Central Bank of the Russian Federation are determined by the Federal Law «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» and other federal laws. The Bank of Russia considers itself the legal successor of the State Bank of the USSR, its main objectives are to protect and ensure the stability of the Russian ruble, develop and strengthen the banking sector, and ensure the efficient and uninterrupted functioning of the payment system. The Bank of Russia has been officially the central bank of the Russian Federation only since 2002. As a legal entity, the Bank of Russia was registered on December 2, 1990 (TIN 7702235133) and has an assigned main state registration number (OGRN) No. 1037700013020 dated January 10, 2003. On July 13, 1990, the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia) was established as a result of the transformation of the Russian Republican Bank of the State Bank of the USSR, which existed from about

Банковская система России

Банковская система. Финансовые институты.

Посмотрите первую часть лекции Деньги.

Финансовые институты 

Это учреждения, работающие с деньгами. Наиболее распространены из них БАНКИ. Что это? Кредитные учреждения, торгующие деньгами.

  • Государственный бюджет – финансовый годовой план государственных доходов и расходов страны. Бюджет определяет основные направления развития экономики страны.
  • Валютные биржи
  • Кассы взаимопомощи
  • Пенсионные фонды
  • Страховые кампании.

БАНКИ в свою очередь:

  • аккумулируют средства населения,
  • осуществляют денежные переводы,
  • занимаются кредитованием предприятий и частных лиц,
  • хранят денежных средств, ценности населения,
  • осуществляют денежную ЭМИССИЮ

Что такое ЭМИССИЯ – выпуск денежных средств.

Согласно той же 75 статье Конституции РФ официальная денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (Банк России).

Банковская система Российской Федерации состоит из ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, государственных банков и коммерческих банков. Особенно часто в тестовых заданиях ЕГЭ проверяют знание специфических функций, исполняемых ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ:

  • ЭМИССИЯ
  • Кредитование правительства (распоряжение средствами БЮДЖЕТА)
  • Лицензирование деятельности коммерческих банков
  • Контроль и выработка рекомендаций банкам страны
  • Установление УЧЕТНОЙ СТАВКИ по кредиту – процента, под который происходит кредитование банков Центральным Банком. Это мощное средство воздействия Правительства и ЦБ на экономику страны, понижение УЧЕТНОЙ СТАВКИ позволяет, в свою очередь, банкам активизировать кредитование экономики страны.
  • Установление нормы обязательного РЕЗЕРВИРОВАНИЯ коммерческими банками средств и хранение резервируемых средств. Это страховка от разорения банка для вкладчиков, которые смогут получить средства в случае краха банка.

И государственные, и коммерческие банки могут выполнять следующие не специфические (не присущие Центральному банку) функции: кредитование населения и промышленности, осуществление банковских переводов, хранение денежных средств населения (в виде депозитного счета) и иных ценностей, осуществление операций с валютами и драгоценными металлами, выпуск собственных ценных бумаг (акций, например).

Теперь закрепляем изученный материал, выполняем задание 27 из закрытого сегмента ФИПИ ЕГЭ.

27. В целях повышения доходности бюджета одна из фракций законодательного органа власти субъекта РФ предложила ввести на территории субъекта РФ свою денежную единицу. Имеет ли право субъект РФ на подобные действия? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Итак, применяем полученные знания! Мы помним, что единственным эмиссионным банком на территории РФ Конституция признает Центральный банк. Далее, согласно Конституции, единственной денежной единицей, подлежащей эмиссии в РФ, является российский рубль. И, третьим аргументом, который подстрахует нас от возможных неправильных формулировок и не даст потерять баллы, может быть то, что финансовая политика – компетенция федерального центра, согласно Конституции, а не региональных властей.

Таким образом, наш ответ:

— Нет, субъект не имеет право на подобные действия, так как:

  1. Единственной денежной единицей на территории РФ является российский рубль;
  2. Единственным эмиссионным банком в РФ согласно Конституции является Центральный банк;
  3. Финансовая политика в РФ согласно Конституции находится в компетенции федеральных органов власти.

Итак, мы сегодня разобрали очередную тему кодификатора ЕГЭ «Финансовые институты. Банковская система».

ЦБ РФ: Активы: Прочие: вл. Основные средства | Экономические показатели

ЦБ РФ: Активы: Прочие: вл. Основные средства (млн руб.) 80 069 000 Декабрь 2017 г. ежемесячно Декабрь 1998 — декабрь 2017
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Малакка (%) 4.100 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Негери Сембилан (%) 4.000 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Паханг (%) 3.500 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Перак (%) 6,600 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Perlis (%) 0.300 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Пулау Пинанг (%) 11,300 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Сабах (%) 7.200 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Саравак (%) 6,800 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Селангор (%) 25.800 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Производство: Теренггану (%) 2.000 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Джохор (%) 9.900 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Кедах (%) 1,700 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Келантан (%) 1.600 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Куала-Лумпур (%) 0,400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Лабуан (%) 2.400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Малакка (%) 2,500 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Негери Сембилан (%) 1.700 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Паханг (%) 5,800 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Перак (%) 5.600 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Перлис (%) 0.200 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Пулау-Пинанг (%) 0.500 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Сабах (%) 17.900 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Саравак (%) 11.400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Селангор (%) 24,600 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Горнодобывающая промышленность: Теренгану (%) 13.700 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Джохор (%) 11,800 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: K Лумпур (%) 7.600 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Кедах (%) 4,900 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Келантан (%) 4.900 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Лабуан (%) 0,100 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Малакка (%) 3.800 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: N Sembilan (%) 2.200 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Пинанг (%) 7.600 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Паханг (%) 4,400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Перак (%) 7.400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Перлис (%) 0,500 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Сабах (%) 10.900 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Саравак (%) 8,900 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Селангор (%) 21.000 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Другие: Тгану (%) 3.900 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Завод, Оператор и Сборщик (PM): Джохор (%) 15.300 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Kedah (%) 6,600 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Келантан (%) 2.600 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Куала-Лумпур (%) 3.900 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Лабуан (%) 0.200 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Малакка (%) 3.000 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Негери Сембилан (%) 3.900 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Паханг (%) 4.800 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Перак (%) 6.500 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Perlis (%) 0,500 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Пулау Пинанг (%) 7.000 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: ВП: Сабах (%) 10.900 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Саравак (%) 8.100 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Селангор (%) 24 900 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: PM: Теренггану (%) 1.700 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Джохор (%) 8,300 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: K-Лумпур (%) 19.300 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Кедах (%) 3.000 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Келантан (%) 1.800 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Лабуан (%) 0.200 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Малакка (%) 2.400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужской: Профессиональный, Научный и технический: Негери Сембилан (%) 3,100 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Паханг (%) 1.300 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Перак (%) 4,100 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Perlis (%) 0.300 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Пулау Пинанг (%) 5,300 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Сабах (%) 4.000 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Саравак (%) 4,700 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Селангор (%) 39.300 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Профессиональные, Научные и технические: Теренггану (%) 2,400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Джохор (%) 8.400 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Кедах (%) 3,400 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Келантан (%) 3.300 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Куала-Лумпур (%) 10 400 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Лабуан (%) 0.200 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Малакка (%) 2,500 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Негери Сембилан (%) 3.600 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Паханг (%) 3.500 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Перак (%) 5.200 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Перлис (%) 0,800 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Пулау Пинанг (%) 6.800 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Сабах (%) 6,900 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Саравак (%) 6.600 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Селангор (%) 35,100 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Специалисты: Теренггану (%) 2.500 2017 г. ежегодно 2003 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственное управление и защита: Джохор (%) 7,600 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственное управление и защита: K-Лумпур (%) 6.400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственная администрация и защита: Кедах (%) 5,400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственная администрация и защита: Келантан (%) 5.800 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственная администрация и защита: Лабуан (%) 0,600 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственное управление и защита: Малакка (%) 3.400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственное управление и защита: Н. Сембилан (%) 4.200 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственная администрация и защита: Пинанг (%) 4.700 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственная администрация и защита: Паханг (%) 6,400 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственная администрация и защита: Перак (%) 9.100 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственная администрация и защита: Перлис (%) 1,300 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственное управление и защита: Сабах (%) 10.700 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственное управление и защита: Саравак (%) 11,600 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственное управление и защита: Селангор (%) 17.000 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.
Малайзия% Занятость: Мужчины: Государственная администрация и защита: Тгану (%) 3.900 2017 г. ежегодно 2010 — 2017 гг.

Денежно-кредитная политика России Сентябрь 2020 г.

На заседании 18 сентября Совет директоров Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) сохранил ключевую процентную ставку на рекордно низком уровне 4.25%. Это решение ознаменовало паузу в цикле смягчения денежно-кредитной политики Банка, последнее сокращение на 25 базисных пунктов было проведено в июле, и было в основном вызвано усилением инфляционного давления, падением рубля и более быстрым, чем ожидалось, восстановлением экономической активности.

Ценовое давление превзошло ожидания в последние месяцы, что, в свою очередь, привело к решению Банка остаться в силе в сентябре. Инфляция выросла до 3,6% в августе (июль: 3,4%), чему способствовало улучшение внутреннего спроса после ослабления ограничений, а также ослабление рубля на фоне повышенной волатильности на мировых рынках и более высоких геополитических рисков.Между тем более мягкое, чем ожидалось, сокращение ВВП во втором квартале и более быстрое, чем прогнозировалось, восстановление высокочастотной экономической активности в третьем квартале на фоне оптимистичного потребительского спроса также поддержали действия Банка. Наконец, улучшение денежно-кредитных условий — ставки по кредитам и депозитам в значительной степени снизились, в то время как расширение кредитования продолжалось, — еще больше укрепило это решение.

В своем коммюнике ЦБ РФ сохранил свой голубиный тон и подтвердил свою готовность при необходимости еще больше снизить ставки до конца этого года, отметив, что «хотя влияние краткосрочных проинфляционных факторов усилилось, дефляционные риски по-прежнему преобладают. в среднесрочной перспективе ».В настоящее время Банк ожидает, что к концу года инфляция составит 3,7–4,2%. В 2021 году инфляция будет колебаться в диапазоне от 3,5% до 4,0%, а затем стабилизируется примерно на уровне 4,0% в 2022 году. Что касается ВВП, то ЦБ РФ ожидает, что «рост экономической активности [будет] продолжаться более постепенным образом [… ] после того, как закончился первый этап восстановления экономики ». Таким образом, Банк не вносил изменений в свой прогноз ВВП: в 2020 году прогнозируется сокращение экономики на 4,5–5,5%.

Комментируя перспективы денежно-кредитной политики, экономист JPMorgan Анатолий А Шал отметил:

« Совет директоров сохраняет «голубиный» уклон, и как только геополитический шум утихнет и темпы инфляции уменьшатся (как мы ожидаем), оно будет готово еще немного снизить учетную ставку.Мы считаем, что наш прогноз еще на 50 б.п. сокращений остается разумным, особенно с учетом того, что в следующем году инфляция значительно превысит ожидания ЦБ (3,1% против 3,5-4,0%). Тем не менее, сроки сокращений могут быть более неудачными по сравнению с нашими текущими ожиданиями — совет директоров может пожелать устранить неопределенность в отношении выборов в США, прежде чем действовать. Мы пока сохраняем наш призыв к октябрьскому сокращению, но признаем, что это подбрасывание, и следующее сокращение может быть легко отложено до декабря ».

Следующее заседание Банка России по пересмотру ключевой ставки состоится 23 октября 2020 года.

Эксперты FocusEconomics в настоящее время видят, что ключевая процентная ставка заканчивается в этом году на уровне 3,98%. В 2021 году наши участники дискуссии прогнозируют, что ставка на конец года составит 4,15%.

Описание

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» разработана программа практического обучения по вопросам кибербезопасности, основанная на опыте ведущих компаний цифровой экономики.
Программа включает модули лекций по следующим темам:
методология защиты информации;
основные тенденции информационной безопасности в цифровой экономике;
взаимодействие государства, бизнеса и граждан по вопросам информационной безопасности
в условиях цифровой экономики.
Программа сочетает в себе новейшие теоретические проблемы информационной безопасности и международный и российский опыт лучших специалистов в данной области, включая лекции, дискуссии, тематические исследования и анализ лучших практик с привлечением международных экспертов.
1400 сотрудников Банка России и 920 представителей правоохранительных органов, таких как ФСБ России, МВД России, Федеральная служба войск национальной гвардии, Следственный комитет Российской Федерации и Генеральная прокуратура. тренировка. Тренинг проводится в онлайн-формате, проведено более 100 обучающих мероприятий. Программа особенно актуальна, учитывая рост масштабов мошеннических операций в кредитно-финансовом секторе и развитие новых информационных технологий.Реализация программы вносит значительный вклад в борьбу с мошенничеством, повышение кибербезопасности, что определенно окажет благотворное влияние на развитие финансовой системы и общества, а также повышение и укрепление цифрового иммунитета, что приведет к более быстрому реагированию на инциденты информационной безопасности

Банк России продолжит реализацию Программы. В 1 квартале 2021 года обучение будет проводиться для организаций кредитно-финансовой системы; во втором квартале планируется обучение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в области информационной безопасности; Планируется обучение ведущих компаний цифровой экономики.

ЦБ РФ 17 ноября установил курсы иностранных валют к рублю

. AK&M 16 ноября 2021 14:08

Банк России установил 17 ноября курсы иностранных валют к рублю Российской Федерации для учета и таможенных платежей. Об этом сообщает Управление операций на финансовых рынках Банка России.

1

Австралийский доллар

53,2774

1

Азербайджанский манат

42,7047

100

Армянский драм

15.2491

1

Белорусский рубль

29,4282

1

Болгарский лев

42,1907

1

Бразильский реал

13.2939

100

Венгерские форинты

22,6170

1000

Вона Республики Корея

61,5173

10

Гонконгские доллары

93.1677

1

Датская крона

11,0968

1

Доллар США

72,5553

1

Евро

82.5244

100

Индийские рупии

97,5665

100

Казахстанский тенге

16,8283

1

Канадский доллар

57.9561

100

Кыргызский сом

85,5422

1

Китайский юань

11,3768

10

Молдавский лей

41.2469

1

Новый туркменский манат

20,7597

10

Норвежские короны

83,4410

1

Польский злотый

17.7405

1

Румынский лей

16,6748

1

SDR (специальные права заимствования)

101,9351

1

Сингапурский доллар

53.5899

10

Таджикский сомони

64,2936

10

Турецкая лира

71,4429

10000

Узбекские сумы

67.6744

10

Украинские гривны

27,5078

1

Фунт стерлингов Соединенного Королевства

97.6304

10

Чешские кроны

32,7172

10

Шведские короны

82,6060

1

Швейцарский франк

78.4127

10

Южноафриканские рэнды

47,7077

100

Японская иена

63,5141

Европейский Союз и Российская Федерация: проблемы построения рынка

Речь Томмазо Падоа-Скиоппа, члена Управляющего совета и Исполнительного совета Европейского центрального банка, на конференции «Россия в глобальной политике», Москва, 28 сентября 2004 г.

Мне очень приятно быть с вами сегодня.Прежде всего позвольте мне выразить сердечную благодарность Федору Лукьянову за то, что он пригласил меня выступить сегодня в этом престижном зале, собрав столь уважаемую аудиторию.

Почти год назад Евросистема, то есть Европейский центральный банк и национальные центральные банки еврозоны, и Банк России начали масштабное сотрудничество в области банковского надзора. Финансируемый Европейским союзом в рамках программы TACIS, ЕЦБ, девять центральных банков еврозоны и три надзорных органа ЕС в настоящее время делятся с Банком России своим опытом в продвижении и поддержании стабильной финансовой системы.Обе стороны этого сотрудничества хорошо понимают, что конечной целью их проекта является улучшение функционирования рыночной экономики.

На этом фоне я хотел бы вместе с вами исследовать проблемы построения рынка в более общем контексте. Создание рынка действительно находится в центре экономических дебатов не только в России, но и в ЕС. ЕС начал свои усилия по построению рынка почти пятьдесят лет назад и сейчас находится в процессе завершения создания единого рынка, охватывающего 25 национальных экономик.Россия начала строить рынок гораздо позже, и ее усилия в основном относятся к внутренним условиям, а финансовые рынки являются лишь одним, хотя и важным примером. Хотя и ЕС, и Россия находятся на разных стадиях развития, они являются странами с переходной экономикой. И перед обоими стоит еще одна задача, помимо создания единого рынка в пределах своих границ. Это задача связать смежные рынки России и ЕС посредством соответствующего набора соглашений о сотрудничестве в соответствии с установленными международными стандартами.

Обсуждая опыт построения рынка, иногда можно встретить жалобы на то, что прогресс был слишком медленным. Например, высказываются опасения по поводу того, что воспринимается как отход России от пути реформ в пользу слишком сильного влияния государства на экономическое развитие. В то же время, позвольте мне процитировать недавнюю статью в «Global Affairs», ЕС иногда изображают как «чрезмерно забюрократизированную организацию, утратившую свой динамизм».Наконец, некоторые наблюдатели выразили разочарование по поводу достижений в экономических отношениях между ЕС и Россией после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Эти утверждения не могут быть полностью ошибочными. Однако они каким-то образом отражают неявное предположение о том, что построение рынка — простая задача. Я считаю, что это предположение неверно. Рынок — это не технология, которую можно легко приобрести или передать, и это не просто закон. Это социальный заказ, отражающий культуру общества не меньше, чем состояние законодательства и организации производства и распределения.Вот почему построение рынка сложно и по своей сути требует времени. Действительно, более чем тридцатилетний опыт построения рынка в Европе свидетельствует о том, что это действительно так. И все же, несмотря на проблемы, с которыми он в настоящее время сталкивается, европейский опыт также показывает, что — вопреки всему — могут быть достигнуты цели, которые на более ранней стадии процесса считались иллюзорными. Таким образом, я глубоко убежден, что трудности или даже неудачи не должны побуждать меня к обходному пути, поскольку этот обходной путь почти неизбежно ведет в тупик.

Создание внутренних рынков — принципы

Около пятнадцати лет назад Россия и ЕС реализовали беспрецедентные рыночные строительные проекты. ЕС решил создать единый внутренний рынок. Россия начала преобразовывать экономику, которая более семидесяти лет работала на принципах централизованного планирования, в экономику, которая следует правилам рынка. Похоже, что широко разделяемая оценка обоих проектов сводится к следующему: многое было достигнуто, многое еще предстоит сделать.Почему на создание рынка уходит так много времени и почему это так сложно? Конечно, политические ограничения играют важную роль, поскольку — по определению — любые изменения в обществе неизбежно связаны с политическим процессом. Несомненно, создание рынков представляет собой такое фундаментальное изменение, что политические препятствия затрудняют реализацию проекта почти на каждом этапе процесса, поскольку всегда есть группы и коалиции, заинтересованные в сохранении статус-кво. Чтобы противостоять этому, необходимо сильное гражданское общество, в котором различные и противоположные интересы участвуют в открытом публичном дискурсе по экономическим вопросам в соответствующих формах СМИ.С политической точки зрения это означает смелость предпринимать шаги, которые могут быть непопулярными в краткосрочной перспективе, но служат долгосрочной цели, но также и делегировать реализацию надежным учреждениям, свободным от коррупции. С экономической точки зрения это наиболее актуально с точки зрения интересов потребителей, которыми обычно пренебрегают в пользу укоренившихся интересов производителей в сохранении своей традиционной ренты.

Однако в то же время мы должны признать, что построение рынка сложно по своей сути, и не только из-за его оппонентов.Как история развитых рыночных экономик, так и экономическая теория указывают на то, что знаменитая «невидимая рука» Адама Смита производит чудо увеличения «богатства наций» только тогда, когда спонтанные действия людей, преследующих свои интересы, направляются и оформляются Правилом. закона. Более того, рынки не всегда идеальны. Финансовые рынки являются ярким примером, поскольку они подвержены нестабильности и кризисам, которые потенциально влияют на благосостояние многих граждан. Несовершенства и сбои рынка, хотя часто и связаны с вмешательством государства, в первую очередь вызваны внешними факторами и неполной информацией, что приводит к ситуациям, когда действия отдельных лиц, максимизирующие свои собственные выгоды, могут быть в ущерб другим.Экономисты называют это поведением «морального риска». Например, у недостаточно капитализированных банков есть стимул к рискованным инвестициям, поскольку вкладчики, а не владельцы, понесут большую часть убытков в случае банкротства. Банковский надзор направлен на противодействие этому моральному риску за счет минимальных требований к капиталу и предоставления банкам стимулов для разумного инвестирования средств.

То, что рынки могут не работать или могут работать не так эффективно, как предполагает метафора «невидимая рука», подразумевает, что рыночная экономика нуждается в правовой и институциональной основе и других формах действий правительства.Конечно, в рыночной экономике существует множество различных рынков. Местный продуктовый рынок гораздо менее уязвим для риска несовершенства, связанного с производительностью и потерями благосостояния, чем национальные или международные финансовые рынки. Таким образом, любая нормативно-правовая база и любое государственное вмешательство должны признавать это многообразие и разнообразие и адаптироваться к специфике секторов, товаров и услуг. В общем, они всегда должны иметь в виду две цели. Во-первых, они должны учитывать риски, связанные с несовершенствами и неудачами рынка.Во-вторых, они должны допускать как можно больше спонтанных действий лиц, создающих, поддерживающих и организующих экономическую деятельность. Это означает, что нормативно-правовая база должна учитывать, что у рыночной экономики есть политика и рыночная сторона, и что они должны находиться в гармоничных отношениях.

Правовая и институциональная база является важной частью процесса построения рынка. С экономической точки зрения институциональная структура — это средство снижения транзакционных издержек и облегчения обмена, предоставляя участникам рынка уверенность в надежном обеспечении исполнения контрактов третьей стороной.Когда рынки организованы без такой структуры, не только эффективность намного ниже, как показывает опыт неформальных секторов во многих странах, но и жадность и преследование собственных интересов часто перерастают в экономический беспорядок, недоверие и уклончивость. Бесспорно, что рыночная экономика нуждается в верховенстве закона или, в более общем смысле, в прочном наборе государственных механизмов для эффективного функционирования.

При нормальных обстоятельствах, и под этим я подразумеваю, когда рыночная экономика находится на упорядоченном курсе, политические и рыночные стороны движутся вместе и сбалансированно.Особенность перехода не только в России, но и в нашем опыте ЕС в том, что для достижения этого упорядоченного курса потребовалась очень сложная смена режима. Что касается правил и положений, не существовало универсально приемлемой и хорошо проверенной схемы такого перехода, поскольку разработка правил и положений эффективна только в том случае, если она отражает особенности экономической и социальной структуры соответствующих стран. Вот почему создание единого рынка в Европе было такой огромной задачей.Пришлось переписать почти все национальное законодательство по экономическим вопросам. Это, в свою очередь, стало возможным только за счет ограничения суверенитета государств-членов в управлении экономикой. Действительно, создание единого европейского рынка стало возможным только в результате перехода от единогласия к принятию решений большинством голосов в экономических вопросах, введенного так называемым Единым европейским законом 1986 года.

Хотя принятие новых законов является проблемой само по себе, еще труднее создать надлежащие учреждения , отвечающие за внедрение и обеспечение соблюдения этих правил, мониторинг их соблюдения и наказание за нарушения.Это потому, что требуемая передача мощности больше. Действительно, по определению учреждения созданы для того, чтобы действовать по своему усмотрению при выполнении своих задач. В большинстве случаев законы и постановления нуждаются в толковании. Кто-то должен решить действовать в случае несоблюдения правил.

Доверие является ключевым условием для правильного функционирования учреждений. Для центрального банка это почти само собой разумеющееся, поскольку в современной экономике стоимость денег составляет номинально, на основе доверия.Однако любой другой институт, работающий в рыночной экономике, также нуждается в авторитете для эффективной работы, включая местные администрации, отвечающие за регистрацию и лицензирование новых предприятий.

Создание и поддержание доверия к государственному учреждению — сложная задача, имеющая несколько аспектов. Один из них — это сама правовая база, поскольку она должна обеспечивать учреждение необходимыми и подходящими средствами для достижения целей, для которых оно было создано. Другой аспект связан с прозрачностью и подотчетностью учреждения, его коммуникациями, функциями и структурами.В конечном итоге степень доверия зависит от времени, поскольку именно послужной список влияет на рейтинг данного учреждения участниками рынка и обществом в целом. Бюрократия, непрозрачность и коррупция — основные причины, по которым институты, необходимые для построения эффективных рынков, иногда препятствуют самому процессу, для поддержки которого они были созданы.

В заключение, построение рынка — это не по своей сути простая, но по своей сути трудная задача. Это сложно, потому что это не вопрос политики и экономики, государства и рынков, государственного и частного.Участники рынка действительно приветствуют «правила игры», поскольку они делают обмен товарами и услугами более эффективным, безопасным и надежным. Качество государственного сектора, его законы, правила и положения, а также политика институтов, реализующих и обеспечивающих их соблюдение, являются жизненно важным компонентом хорошо функционирующей рыночной экономики. Научные исследования факторов, определяющих рост и развитие, подтверждают решающее значение качества правовой и институциональной базы.

Сложность построения рынка, конечно же, присутствует и на глобальном уровне.Фактически, на этом уровне установление гармоничных отношений между рынком и политической стороной экономики является наиболее сложной задачей. В то же время необходимость в согласованном наборе глобальных стандартов и правил даже больше, чем в случае внутренних рынков, поскольку можно предположить, что информация среди участников рынка даже более неполная, чем среди агентов на внутреннем рынке. Таким образом, различия в деловой культуре и привычках, а также различные внутренние правовые и институциональные рамки создают дополнительные препятствия для обмена товарами и услугами.Даже после того, как все формальные препятствия, например, таможенные пошлины, отменены, в экономической деятельности все еще можно наблюдать «домашний уклон», поскольку информационная асимметрия имеет тенденцию к росту с географической удаленностью.

На протяжении многих лет глобализированный обмен товарами и услугами рос очень быстро, несмотря на все еще неадекватную политику. Выраженная как доля в мировом ВВП, международная торговля выросла с примерно 30 процентов в 1990 году до более чем 42 процентов в 2003 году. Аналогичные тенденции можно наблюдать в отношении международных рынков капитала и движения факторов, таких как прямые иностранные инвестиции и миграция.Хотя правовая и институциональная основа для международных операций гораздо менее развита, чем в любой национальной системе, и все еще не отвечает потребностям прочно основанной мировой рыночной экономики, с годами она развивалась в положительной манере. В области торговли Всемирная торговая организация устанавливает правовые основы международной торговли. В области финансов сотрудничество осуществляется на более неформальной основе с отраслевыми комитетами, такими как Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) или Комитет по платежным и расчетным системам (CPSS), устанавливающие стандарты, принятые во всем мире. и контролируется Международным валютным фондом.ОЭСР устанавливает принципы корпоративного управления, а принципы бухгалтерского учета устанавливаются Советом по международным стандартам бухгалтерского учета. Форум финансовой стабильности курирует и координирует работу в области финансовой стабильности. Независимо от формы, стандарты, правила и положения, принятые на этих форумах, оказывают значительное влияние на международный профиль страны, поскольку членство и фактическое соблюдение требований являются ключевыми элементами для получения полномасштабного доступа к глобализированной экономике в соответствующих областях построения международного рынка. .Я искренне верю, что России будет полезно полностью соответствовать этим международным стандартам.

При этом мы также должны осознавать, что процесс установления международных стандартов занимает больше времени и менее амбициозен, чем построение рынка во внутренней экономике или между тесно интегрированными экономиками, такими как Содружество Независимых Государств или Европейский Союз. Поскольку в мире около 180 независимых стран, это почти очевидно. Именно поэтому региональные подходы к интеграции и сотрудничеству являются многообещающим вариантом для получения некоторых выгод от международной торговли, финансов и инвестиций, не дожидаясь полного прогресса в создании международных институтов в более отдаленном будущем.Действительно, географическая близость часто идет рука об руку с близкими взаимными интересами и общим политическим и культурным наследием, что находит отражение в более схожих институтах и ​​нормах, способствуя необходимому процессу сближения нормативных требований. Более того, доля выгод, которые можно получить от сотрудничества, сравнительно велика. На примере торговли мы видим, что наиболее успешная модель для объяснения интеграции строится на двух переменных: экономическом размере, измеряемом валовым внутренним продуктом, и географической близости торговых партнеров.Аналогичные наблюдения можно сделать в отношении интернационализации производства и финансов. Таким образом, договоренности о сотрудничестве между соседними странами, которые не только соответствуют, но даже способствуют интеграции в мировую экономику, вероятно, будут иметь большее влияние на производительность и благосостояние региона, чем аналогичные договоренности со странами, расположенными на географической удаленности.

Россия на протяжении многих лет является стратегически важным партнером ЕС. Это пятый по величине торговый партнер ЕС, на долю которого приходится примерно 5 процентов от общего объема торговли ЕС.И наоборот, более 50 процентов его общей торговли приходится на расширенный ЕС. Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик. Россия — крупный поставщик энергоносителей. Около 70% всего российского экспорта в ЕС связано с энергетикой. Напротив, на ЕС приходится около 50% всего экспорта энергоносителей из России. Напротив, экспорт ЕС в Россию более диверсифицирован. Машинное оборудование, самая важная товарная категория, составляет немногим более 20% экспорта ЕС в Россию, за которым следует электронное оборудование с 12%.Любая другая категория продуктов имеет однозначный уровень.

Финансовые связи также хорошо налажены, поскольку на ЕС приходится большая часть всех накопленных иностранных инвестиций в России. Ссуды, являющиеся основным источником притока иностранного капитала в Российскую Федерацию, в основном предоставляются европейскими банками. Банки, представляющие отчеты BIS, владеют почти 90% непогашенной банковской задолженности Федерации. Напротив, прямые иностранные инвестиции компаний ЕС все еще остаются низкими, но растут, в основном в розничной торговле, банковской сфере и автомобильной промышленности.Это указывает на то, что европейские компании все больше воспринимают Россию как крупный рынок товаров и услуг ЕС, который становится все более привлекательным благодаря сильному росту последних пяти лет.

Европа и Россия — два экономических пространства, связанных историей и географией. Много связей существует в сфере образования и культуры. Сегодня отношения между ЕС и Россией основаны на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, которое, среди прочего, относится к цели укрепления торговых и экономических связей, предусматривая в конечном итоге создание зоны свободной торговли между ЕС и Россией.Обе стороны согласны с тем, что между Россией и ЕС должны быть установлены связи, выходящие за рамки международно согласованных стандартов и форм сотрудничества. С момента подписания соглашения прошло более десяти лет, и я сожалею, что прогресс был меньше, чем предполагалось изначально.

На этом фоне позвольте мне обрисовать некоторые принципы, которые, на мой взгляд, необходимы для достижения прогресса, а именно дальновидность, устойчивость, а также реализм.

Видение необходимо, чтобы определять направление и гарантировать, что отношения между партнерами не будут подорваны случайными «микроконфликтными ситуациями», как недавно их назвал президент Путин.Цель создания Общего европейского экономического пространства между Россией и ЕС, охватывающего почти 600 миллионов человек, представляет собой такое видение. Достижение этой цели потребует регулятивного сближения между ЕС и Россией, в некоторых аспектах аналогичного конвергенции, которая была необходима для создания единого рынка ЕС, создания условий для стимулирования торговли и инвестиций между нашими экономическими сферами.

Когда это возможно, необходима устойчивость, чтобы предпринимать промежуточные шаги в направлении общей цели.Соглашение между ЕС и Россией о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию стало таким промежуточным шагом как в отношении вступления России в ВТО, так и в отношении проекта «Общее пространство». Это связано с тем, что в конечном итоге вступление в ВТО закрепит Россию в мировой торговой системе, обеспечивая прозрачность и предсказуемость, снижение тарифов и усиление глобальной интеграции.

Реализм необходим для принятия компромиссов в областях сотрудничества и интеграции, где — на текущем этапе интеграционного процесса — интересы слишком разнообразны, чтобы любое соглашение было возможным.Опять же, переговоры ЕС и России в рамках ВТО, где вопросы, связанные с рыночной реформой и ценообразованием в российском энергетическом секторе, представляют собой серьезное препятствие, служат полезным примером для этого. В конце концов, было найдено компромиссное решение: цены на электроэнергию в России для промышленных потребителей были увеличены вдвое в период до 2010 года.

Я убежден, что, когда эти принципы применяются к цели Расширенной Европы без разделительных линий, общее европейское экономическое пространство может быть создано на благо всех вовлеченных сторон.

Позвольте мне наконец обратиться к денежному аспекту построения рынка. Деньги являются неотъемлемой частью любой рыночной экономики, поскольку это инструмент, который люди соглашаются использовать для облегчения обмена товарами. Деньги позволяют совершать сделки на основе того, что экономисты называют «простым совпадением желаний». Действительно, разногласия по поводу надлежащего средства обмена приводят к серьезным потерям эффективности в транзакциях, сокращению выпуска и занятости. Периоды высокой инфляции, а также финансовые кризисы и кризисы валютного курса являются убедительным доказательством этого.

Ключевым вкладом любого центрального банка в построение рынка является обеспечение стабильных платежных средств, стабильной валюты. Конечно, не только денежно-кредитная политика центрального банка влияет на денежно-кредитную стабильность. Прочные государственные финансы и прочный финансовый сектор также имеют решающее значение. Вот почему так много внимания уделялось политике стабилизации, когда страны с централизованно планируемой экономикой начали процесс построения рынка. Приватизация, либерализация цен и улучшение управления имели решающее значение, но их положительный эффект можно было ощутить только в условиях денежно-кредитной стабильности.Та же логика применялась в Западной Европе, где интенсивные дебаты о структуре валютного союза четко фокусировались на мандате ЕЦБ, поддержании стабильности цен и независимости, предоставленной ЕЦБ.

За последние пятнадцать лет как в России, так и в ЕС наблюдается значительный прогресс в области денежно-кредитной стабильности. В России инфляция упала примерно со 100% до почти однозначного уровня, обменный курс оставался в основном стабильным, процентные ставки упали до самого низкого уровня с начала переходного периода, а государственный бюджет имел профицит.В Европейском союзе денежно-кредитная напряженность, высокая инфляция в некоторых странах, валютные кризисы и макроэкономические дисбалансы были скорректированы в ходе перехода к евро и не воспроизводились с момента его появления. Действительно, зона евро стала зоной стабильности с низкими темпами инфляции и низкими уровнями долгосрочных процентных ставок. Стабильность цен является ключом к обеспечению того, чтобы деньги повышали эффективность внутренних рынков.

Когда дело доходит до построения рынка между разными странами, обменный курс представляет собой ключевой денежный элемент.Здесь мы сталкиваемся с хорошо известной компромиссной ситуацией. С одной стороны, стабильность обменного курса положительно влияет на торговые отношения между валютными зонами, предполагая, что следует избегать колебаний обменного курса. С другой стороны, фиксированный обменный курс может несовместиться с достижением стабильности внутренних цен. В самом деле, это был опыт поздней Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов, который в конечном итоге привел к ее краху в 1973 году и введению плавающих обменных курсов в основных странах с рыночной экономикой того времени.

Евро — это плавающая валюта. Это хорошо обосновано, учитывая, что еврозона — довольно закрытая экономика. Кроме того, торговля в зоне евро является диверсифицированной: на Соединенные Штаты, наиболее важный торговый партнер зоны евро, приходится менее 15 процентов от общего объема торговли товарами. Наконец, отсутствуют условия, указывающие на необходимость проведения денежно-кредитной политики, ориентированной на обменный курс. Внешний долг резидентов еврозоны в основном номинирован в евро, и резиденты еврозоны практически не хранят наличную иностранную валюту или депозиты в иностранной валюте в банках еврозоны.

В случае России анализ приводит к другому результату. Действительно, на протяжении большей части постсоветского периода Россия проводила политику обменного курса, в которой якорной валютой был доллар ЕС. Для этого были веские причины. Самым важным, конечно же, является тот факт, что природные ресурсы, которыми торгуют на мировых рынках, где указаны цены и платежи выставляются в счетах в долларах США, являются основной статьей экспорта России. Более того, финансовые связи России с мировой экономикой в ​​основном основаны на долларах США.Большая часть международного долга России номинирована в долларах США, иностранные банкноты и депозиты в иностранной валюте в основном хранятся в долларах США.

Однако между торговыми и финансовыми связями России существует явное несоответствие валют. Поскольку географическая структура торговли имеет европейский уклон, то есть евро, конкурентоспособность российской экономики в определенной степени зависит от колебаний обменного курса евро к доллару США. Если предположить, что связи между ЕС и Россией будут укрепляться в ближайшей и среднесрочной перспективе, это валютное несоответствие может еще больше усилиться.

С учетом этого Банк России скорректировал свою курсовую политику за последние два года. Сейчас он уделяет больше внимания реальному эффективному обменному курсу рубля, который также отражает изменения обменного курса евро к доллару США. Более того, в валютных резервах России происходило постепенное увеличение активов, выраженных в евро.

Как вы знаете, неоднократно звучали призывы к дальнейшей диверсификации валют для выставления счетов и расчетов в торговле между ЕС и Россией в пользу евро.Это включает в себя торговлю энергоносителями, поскольку она представляет собой основной экспортный товар России в ЕС. На этом фоне неудивительно, что возможность выставления счетов на экспорт энергоресурсов из России в Европу в евро занимает видное место в дебатах по валютно-финансовым аспектам отношений между ЕС и Россией.

Я прекрасно понимаю, что выставление счетов за энергию в евро вызовет сложные вопросы. Функционирование стандартизированных глобальных рынков, таких как рынок энергии, в решающей степени связано с выбором валюты.Действительно, экономический анализ показывает, что из-за сетевых внешних факторов, связанных с использованием только одной валюты, частичное переключение может сделать рынки менее прозрачными, менее ликвидными и менее эффективными. С другой стороны, поскольку более 50% общей торговли России осуществляется с ЕС, может оказаться все более неоптимальным подвергать относительную конкурентоспособность России по сравнению с ее основным торговым партнером колебаниями обменного курса евро к доллару США. Это тем более актуально, учитывая доминирующую роль природных ресурсов в структуре экспорта России и стремление властей диверсифицировать структуры экспорта и производства.В любом случае выбор валюты для выставления счетов и расчетов — это вопрос, который решается в частных контрактах. Власть может и не должна в это вмешиваться.

Денежно-кредитные аспекты отношений между ЕС и Россией будут зависеть от прогресса в других областях этого долгосрочного процесса. В этой связи хочу подчеркнуть, что Банк России и Евросистема вступили в диалог по всему комплексу вопросов центрального банка. В конце мая этого года мы встретились на первом совместном семинаре высокого уровня Евросистемы и Банка России в Хельсинки, на котором мы обсудили денежно-кредитную и курсовую политику, торговые и финансовые связи между нашими рынками и изменения в наших национальных банковских секторах.Наряду с нашим сотрудничеством в области банковского надзора в рамках ТАСИС этот диалог на высоком уровне отражает нашу убежденность в том, что, учитывая решающую роль центральных банков, эффективное сотрудничество между нашими учреждениями необходимо для решения денежно-кредитных проблем развивающихся региональных и глобальных рынков. .

В то же время следует иметь в виду, что денежные аспекты представляют собой важный, но не единственный аспект процесса построения рынка. Прогресс необходим в создании множества различных рынков, от энергетических до финансовых, от трудовых до международной торговли.Только путем проведения реформ и соответствующих рыночных структур можно уменьшить опасения по поводу утраченного импульса реформ, недостаточной диверсификации или отсутствия динамизма.

Строительство рынка сложно и, следовательно, требует времени. Но, учитывая огромный потенциал в повышении уровня жизни и создании благосостояния наших граждан, ЕС и Россия могут многое выиграть, если потратить это время с пользой. Это относится к нашим усилиям внутри страны, на региональном и международном уровнях.

Большое спасибо.

КОНТАКТ

Европейский центральный банк

Управление общих коммуникаций

Воспроизведение разрешено при условии указания источника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.