Разное

Экспорт вооружения: Экспорт российского вооружения — ТАСС

27.07.1980

Содержание

SIPRI подвел итоги мировой торговли вооружениями в 2016-2020 годах

США и Россия — крупнейшие экспортеры оружия в мире, при этом основными импортерами вооружений и военной техники в 2016-2020 годах стали страны Ближнего и Среднего Востока, свидетельствуют данные доклада Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI). «Газета.Ru» разбиралась в подробностях опубликованного документа.

В докладе о состоянии мировой торговли вооружениями в 2016-2020 годах, опубликованном SIPRI, указано, что впервые с 2001 года ее объем не увеличился по сравнению с предшествовавшим пятилетним периодом, а основными экспортерами оставались США и Россия, хотя объем продаж вооружений РФ снизился на 22%.

«Пока что рано делать выводы, что 20-летний период быстрого наращивания поставок оружия завершился, — говорит эксперт SIPRI Питер Веземан. — Экономические последствия пандемии коронавируса еще могут заставить ряд государств в ближайшие годы пересмотреть свои объемы импорта вооружения. В то же время даже в разгар пандемии в 2020 году некоторые страны подписали крупные контракты на поставку основных видов вооружений».

Объем международных поставок основных вооружений в 2016-2020 годах был на 0,5% ниже, чем в 2011-2015 годах, и на 12% выше, чем в 2006-2010 годах.

Основные экспортеры

В пятерку крупнейших среди 65 экспортеров оружия в последние пять лет входили США, Россия, Франция, Германия и Китай. В совокупности на них приходилось 76% всего экспорта основных вооружений. Фактическая величина объема торговли оружием остается близкой к максимальной за все время после окончания «холодной войны».

Мировая доля в экспорте основных вооружений 10 крупнейших экспортеров в 2016-20 годах выглядит следующим образом: США — 37%, Россия — 20%, Франция — 8,2%, Германия — 5,5%, Китай — 5,2%, Великобритания — 3,3%, Испания — 3,2%, Израиль — 3,0%, Южная Корея — 2,7%, Италия — 2,2%, другие страны — 9,6%.

Соединенные Штаты продолжают оставаться крупнейшим в мире экспортером оружия, доля американского экспорта в мировой торговле оружием за указанный срок возросла с 32%. За прошедшие пять лет США продали вооружения и военную технику 96 странам, что намного превышает показатели других поставщиков оружия.

За период с 2011 по 2020 год американский экспорт вооружений вырос на 15%, что еще больше увеличило разрыв между США и Россией.

Почти половина поставок вооружений из США в 2016–2020 годах (47%) приходится на Ближний и Средний Восток. Рост составил 28% в сравнении с предыдущим пятилетним периодом.

Особенно значительное увеличение поставок из США отмечается в три страны региона — Израиль (335%), Катар (208%) и Саудовскую Аравию (175%). Основным покупателем (24%) является Саудовская Аравия.

Россия, на долю которой пришлось 20% мирового объема, снизила свои продажи на 22%, что примерно соответствует уровню 2006-2010 годов. Основная причина падения — 53%-е сокращение поставок в Индию. Увеличение объемов экспорта в Китай (на 49%), Алжир (на 49%) и Египет (на 430%) не смогло компенсировать индийские потери.

Между тем Нью-Дели продолжал оставаться основным получателем российского оружия, «поглотив» 23% общего объема российского экспорта. На следующие за ним Китай и Алжир в 2016-2020 годах пришлось 18% и 15% соответственно.

«В 2016-2020 годах Россия экспортировала оружие в 45 стран, в то время как в 2011-2015 годах российское оружие получили 53 страны. На региональном уровне экспорт российского оружия в страны Азии и Океании снизился на 36% по сравнению с 2011-2015 годами. Экспорт российского оружия в страны Ближнего Востока увеличился на 64%, в страны Африки — на 23%. В 2016-2020 годах Россия экспортировала оружие в 10 стран Ближнего Востока, в то время как в 2011-2015 годах Россия поставила оружие в 7 стран региона», — цитирует ТАСС научного сотрудника SIPRI Александру Куимову.

Третьим в мире экспортером оружия является Франция, в 2016-2020 годах нарастившая объем продаж основных видов вооружений на 44% и обеспечив 8,2% мирового рынка оружия.

На Ближний Восток приходится 48% французского экспорта вооружений, на Азию и Океанию — 36%. Из 69 государств, в которые Франция поставила основные виды вооружений в 2016-2020 годах, три — Индия, Египет и Катар — вместе получили 59% французского экспорта оружия. Поставки самолетов составили 45% французского экспорта вооружений в 2016–2020 годах, при этом поставки кораблей достигли 17%.

Германия по-прежнему остается на четвертом месте среди крупнейших мировых поставщиков оружия. За последние 10 лет страна увеличила экспорт вооружений на 21%, на ее долю приходится 5,5% мировой торговли оружием. Среди основных клиентов Германии — Южная Корея, Алжир и Египет.

Несмотря на то что Германия ввела более жесткие ограничения на продажу оружия Саудовской Аравии в 2016–2020 годах, Ближний Восток получил 23% немецкого экспорта вооружений в этот период, что делает его вторым крупнейшим получателем немецкого оружия на региональном уровне (38% германского экспорта пришлось на Азию и Океанию). Этот показатель, в основном, достигнут за счет поставки трех подводных лодок в Египет. Поставка кораблей, в том числе 11 подводных лодок, составила 46% от общего немецкого экспорта вооружений в 2016-2020 годах, а на поставки бронетехники приходилось 15%.

Замыкает пятерку крупнейших в мире экспортеров оружия Китай. Объем его продаж за последние пять лет сократился на 7,8% и составил 5,2% мировой торговли военной техникой. Основными покупателями китайского оружия были Пакистан, Бангладеш и Алжир.

Основные импортеры

Доля 10 крупнейших импортеров оружия в мировом импорте вооружений в 2016-2020 годах выглядит так: Саудовская Аравия — 11%, Индия — 9,5%, Египет — 5,8%, Австралия — 5,1%, Китай — 4,7%, Алжир — 4,3%, Южная Корея — 4,3%, Катар — 3,8%, ОАЭ — 3%, Пакистан — 2,7%, другие страны — 45%.

Больше всего оружия экспортируется на Ближний Восток. Доля импорта основных видов вооружений в этом регионе за последние пять лет выросла на 25% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Это стало отражением региональной стратегической конкуренции между несколькими государствами региона Персидского залива.

Крупнейший мировой импортер оружия — Саудовская Аравия — увеличил закупки вооружений на 61%. Основными поставщиками оружия в королевство являются Соединенные Штаты (79%), Великобритания (9,3%) и Франция (4%).

Катар увеличил импорт вооружений и военной техники на 361%. Основными поставщиками оружия в эту монархию Персидского залива являются США (47%), Франция (38%) и Германия (7,5%).

Импорт оружия Объединенными Арабскими Эмиратами сократился на 37%, но несколько контрактов на поставки крупных вооружений, в том числе договор о покупке 50 американских истребителей 5-го поколения F-35, подписанный в 2020 году, позволяют предположить, что страна будет наращивать импорт вооружений в существенно больших объемах.

Египет увеличил закупку вооружений за прошедшие 10 лет на 136%. Страна, соперничающая с Турцией в освоении углеводородных ресурсов в восточном Средиземноморье, инвестировала значительные средства в укрепление военно-морского флота. Главными поставщиками оружия Каиру являются Россия (41%), Франция (28%) и Соединенные Штаты (8,7%).

Импорт оружия Алжиром был на 64% выше в 2016–2020 годах, чем в 2011–15 годах, что сделало его шестым по величине импортером оружия в мире. Россия оставалась крупнейшим партнером Алжира. Российские поставки вооружения включали 16 боевых самолетов, 42 боевых вертолета и две подводные лодки. Другие заметные поставки в Алжир включали два фрегата из Германии и два фрегата из Китая. Главными поставщиками оружия Алжиру являются Россия (69%), Германия (12%) и Китай (9,9%).

Турецкий импорт оружия между 2011 и 2020 годами сократился на 59%. Во многом на это повлиял отказ США в 2019 году продавать Анкаре истребители 5-го поколения F-35 после того, как Турция закупила у России зенитную ракетную систему С-400 «Триумф».

Чтобы уменьшить зависимость от импорта, Турция также наращивает внутреннее производство основных видов вооружений. Главными поставщиками оружия в Турцию являются Соединенные Штаты (29%), Италия (27%) и Испания (21%).

Однако снижение объема поставок оружия из США в Турцию на 81% означает, что Анкара перестала быть третьим крупнейшим партнером американского ОПК.

Импорт вооружений Азербайджаном и Арменией составил только 0,7% и 0,3% от мировых поставок в 2016–2020 годах. Тем не менее, многие образцы из поставленного оружия сыграли ключевую роль в ожесточенных боях между двумя странами в 2020 году.

В 2016-2020 годах в общей сложности импорт 94% вооружений для ВС Армении пришел из России. К ним относятся системы ПВО, боевые самолеты, баллистические ракеты и артиллерия. Импорт оружия Азербайджаном в 2016-2020 годах был более чем в 2,5 раза выше, чем в Армении. Объем ВВТ, поставленных Азербайджану Израилем, составил 69%, Россией — 17%. Израильские поставки включали беспилотные летательные аппараты, баллистические ракеты и барражирующие боеприпасы, в то время как Россия поставляла Баку в основном бронетехнику и артиллерию.

SIPRI назвал крупнейших в мире экспортеров вооружения :: Политика :: РБК

Video

Военные закупки продолжают наращивать страны Ближнего Востока. В 2014–2018 годах импорт оружия ближневосточными странами увеличился на 87%. На Ближний Восток приходится 35% мирового импорта вооружений. Крупнейшими в мире импортерами оружия стали Саудовская Аравия, Индия, Египет, Австралия и Алжир. При этом 56% оружейного импорта в Индии обеспечивается поставками из России.

Читайте на РБК Pro

В госкорпорации «Ростех», в структуру которой входит Рособоронэкспорт, информацию о снижении российского экспорта назвали «не соответствующей действительности». «К методике этих расчетов возникают большие вопросы», — сообщили в пресс-службе корпорации, добавив, что рост российского экспорта фиксируется в течение последних десяти лет, а в 2018 году объем поставок достиг рекордных $13,7 млрд.

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов согласен с тем, что методология SIPRI «вызывает вопросы». «Главный вопрос в последнем их отчете — это то, что они оперируют относительными, а не абсолютными цифрами. Здесь, конечно же, появляется очень большое поле для каких-то ошибок. Не зная точно объемы рынка вооружений и объем поставок вооружений, ранжировать страны с такими точными допущениями, на мой взгляд, довольно непросто.

Если по ряду стран мы имеет довольно точные сведения — в первую очередь по объему поставок и контрактов, — то по некоторым (например, таким, как Китай) у нас точные сведения отсутствуют».

По словам эксперта, не вызывает вопросов факт лидерства США на мировом рынке вооружений, которое, «очевидно, не будет поколеблено в ближайшие годы, если не десятилетия», а также сохранение Россией второго места.

В декабре 2018 года заместитель председателя правительства Юрий Борисов, курирующий российский оборонно-промышленный комплекс, в интервью РБК утверждал, что Россия занимает второе место в мире по экспорту вооружений с долей в 22% мирового рынка. Он уточнил, что на экспорт идет 21,4% продукции российского ОПК. По словам Борисова, Россия сотрудничает практически со 100 странами мира, а портфель заказов по линии военно-технического сотрудничества на протяжении последних лет держался на уровне не ниже $45 млрд, а к концу 2018 года составил $55 млрд.

«Однако рынок военно-технического сотрудничества тоже подвержен определенного рода колебаниям. В условиях санкций, беспрецедентного давления на иностранных покупателей нашей техники какого-то прорыва ждать не стоит. Дай бог удержать сегодняшние позиции, а они неплохие», — говорил Борисов.

По его словам, при условии, что в России в ближайшие годы ожидается сокращение гособоронзаказа, для сохранения финансовой стабильности российского ОПК предприятиям отрасли необходимо наращивать объем выпуска гражданской продукции.

Объем международных поставок оружия стабилизировался впервые после холодной войны

Опубликовано:

Объем международных поставок вооружений стабилизировался после многих лет роста, говорится в докладе Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), опубликованном в понедельник, 15 марта. Снижение экспорта во многом объясняется развитием производства вооружений в странах-импортерах, утверждается в докладе. Главными импортерами при этом остаются государства Ближнего Востока.

В 2016 – 2020 годах  (в докладе SIPRI сравниваются данные по пятилеткам) объем международных поставок основных видов обычных вооружений остался на том же уровне, что и в 2011 – 2015. Подобная стабилизация отмечается впервые со времен окончания холодной войны.

В то время как поставки из США, Франции и Германии продолжали расти, резко снизился экспорт оружия из России и Китая. Согласно опубликованным данным, основное количество оружия поступает на Ближний Восток, где импорт вырос на 25%. Крупнейшим покупателем является Саудовская Аравия (+61%), за ней следуют Египет (+136%) и Катар. Несмотря на стабилизацию объема международных поставок оружия, он остается близким к самому высокому уровню с момента окончания холодной войны.

В прошедшую пятилетку США оставались крупнейшим экспортером вооружений в мире. Их доля в мировом объеме оружейного экспорта возросла и достигла 37%. Почти половина (47%) поставок приходилась на страны Ближнего Востока, в том числе 24% — на Саудовскую Аравию.

Россия остается вторым по величине экспортером оружия, ее доля в мировом экспорте составила 20%. Однако российский экспорт снизился на 22%, в первую очередь за счет уменьшения импорта со стороны Индии (на 33%). При этом Россия существенно увеличила поставки оружия в Китай, Алжир и Египет, но это не компенсировало потери от снижения продаж в Индию. В 2016–2020 годах  Россия поставила 30% вооружений странам Африки к югу от Сахары (20% было поставлено Китаем, 9,5% Францией и 5,4% США).

Исследователь Программы вооружений и военных расходов SIPRI Александра Куимова отмечает, что Россия недавно заключила новые крупные контракты на поставки вооружений с рядом стран и что российский экспорт, вероятно, снова будет постепенно увеличиваться в ближайшие годы.

Третье, четверое и пятое места по объему экспорта заняли соответственно Франция, Германия и Китай. Экспорт из Франции увеличился на 44% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а доля Франции в мировом объеме экспорта вооружений составила 8,2%. 59% французского экспорта вооружений пришлось на Индию, Египет и Катар. Германия является экспортером 5,5% мирового объема вооружений, ее доля тоже выросла. Доля Китая составила 5,2% и снизилась.

Эксперты SIPRI утверждают, что снижение долей России и Китая, а также общая стабилизация экспорта основных вооружений объясняется развитием производства вооружения в странах-импортерах. Так, импорт оружия в Турцию упал на 59% вследствие прекращения поставок американских боевых самолетов F-35 в 2019 году после того, как Турция импортировала российские системы ПВО С-400.  Однако Турция одновременно увеличила собственное производство вооружений, чтобы уменьшить свою зависимость от импорта. Быстрыми темпами развивается производство и в Индии, от чего и пострадал российский экспорт.

Израильский экспорт вооружений за последние пять лет был на 59% выше, чем в 2011 – 2015 годах. На Израиль приходилось 3% общемирового экспорта. Украина за последние десять лет снизила экспорт на 68%. Основными импортерами украинского оружия в последние пять лет были Китай, Россия и Таиланд. Беларусь также остается экспортером оружия, однако ее продажи упали на 34%. Из Беларуси оружие уходит во Вьетнам, Сербию и Судан. При этом 99% вооружений за последнюю пятилетку Беларусь сама получила из России.

Армения и Азербайджан наращивали свой военный потенциал за счет импорта. На Россию пришлось 94% армянского импорта вооружений, а на Израиль — 64% азербайджанского.

в США предложили обсудить новые меры против российского экспорта вооружений — РТ на русском

В Исследовательской службе конгресса США предложили парламентариям обсудить, какими способами, помимо уже действующих санкций, можно снизить привлекательность российского вооружения на мировом рынке. Об этом говорится в докладе об экспорте военной техники России, с которым ознакомился RT. В документе отмечается, что Москва якобы использует продажу «для продвижения внешнеполитических интересов» и может таким образом «подорвать влияние» США. Как считают опрошенные RT эксперты, Вашингтон опасается конкуренции с Россией, которая занимает второе место по объёмам экспорта и воспринимается на рынке как надёжный поставщик.

Исследовательская служба конгресса США подготовила доклад об экспорте российского вооружения. По мнению автора документа, конгрессменам стоит обсудить, какие шаги может предпринять Вашингтон, чтобы снизить интерес к оружию России на мировом рынке.

«Каких стратегий могут придерживаться США, чтобы сделать российское оружие менее привлекательным? В какой мере США должны предлагать экспорт собственных вооружений странам, рассматривающим возможность приобретения российского оружия?» — так звучат вопросы, предложенные в документе, с которым ознакомился RT.

В Исследовательской службе конгресса также призвали выяснить, какие способы, кроме санкций, помогут усилить давление на российскую оборонную промышленность и будут способствовать её изоляции.

Как отмечается в докладе, Россия является вторым по величине экспортёром оружия после Соединённых Штатов. С 2016 года на долю РФ приходится около 20% мировых продаж, российское вооружение закупают более 45 стран.

При этом аналитики утверждают, что Москва использует поставки для «продвижения внешнеполитических интересов», а торговые отношения якобы помогают «склонить другие страны к привлечению России к переговорам» и могут быть задействованы «для подрыва влияния США».

Также по теме

«Наша продукция не уступает западной»: глава «Ростеха» об экспорте оружия, российских БПЛА и санкциях США

В 2020 году «Ростеху» удалось выполнить все обязательства перед российской армией и зарубежными партнёрами по линии…

«Россия использует продажу оружия для продвижения своих внешнеполитических интересов, включая развитие оборонных отношений и усиление своего регионального и глобального влияния», — уверяют в организации.

Некоторые члены конгресса выразили обеспокоенность тем, что продажи российского вооружения поддерживают «агрессивную и злонамеренную деятельность России», способствуют конфликтам, региональной нестабильности и конкурируют с продажами оружия США, сообщается в докладе.

В Исследовательской службе конгресса отметили, что Вашингтон уже ввёл ряд санкций, ограничивающих возможности российских продаж, однако их нельзя однозначно считать эффективными. Так, ссылаясь на позицию официальных лиц РФ, автор документа утверждает, что санкции создают трудности для экспорта России и её потенциальных клиентов.

В то же время санкционное давление может подорвать политические цели самих же США, потому что вызовет негативную реакцию со стороны стран-импортёров, говорится в документе.

Ограничения могут непреднамеренно подтолкнуть государства к сближению с Россией, пишет автор. Многие страны в значительной степени полагаются на российское оружие, и немедленный отказ от него будет для них проблематичным.

Напомним, после событий на Украине в 2014 году Вашингтон ввёл санкции против нескольких предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, в США действует закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который позволяет «наказывать» третьи страны, заключившие с Россией контракты на закупку военной техники.

К примеру, он был применён в отношении Турции за то, что Анкара приобрела российские зенитные ракетные системы С-400 «Триумф». Угрозы санкций со стороны США также неоднократно поступали в адрес Индии, которая подписала договор на поставки С-400. Первые комплекты планируется отправить в Индию до конца этого года.

  • ЗРК С-400 «Триумф»
  • РИА Новости
  • © Владислав Сергиенко

Борьба с конкурентом

По мнению заведующего Центром глобальных исследований и международных отношений ИАМП Дипломатической академии МИД Вадима Козюлина, США опасаются конкуренции с Россией на мировом оружейном рынке и ищут новые поводы препятствовать её поставкам.

«Продажа оружия — это не просто прибыль, но и установление партнёрских отношений. Военно-техническое сотрудничество подразумевает и политическую привязку двух государств, определённые связи в сфере безопасности. Формируется цементирующая связка, ведь вслед за оружием нужны будут запчасти, обучение, инфраструктура. Россия сегодня сталкивается с серьёзными сложностями, которые приходится обходить. Но и это уже у нас налажено», — рассказал он в интервью RT.

Козюлин заметил, что Госдепартамент США практически ежегодно рассылает по посольствам разных стран циркуляр с требованием или рекомендациями, который можно рассматривать как призыв не покупать российское оружие. Тем не менее многие государства считают Россию надёжным поставщиком, выполняющим свои обязательства.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, в свою очередь, добавил, что интерес к российскому вооружению обусловлен его техническими характеристиками.

«Помимо высоких тактико-технических характеристик, есть сегменты вооружения, где мы опережаем всех, включая американцев. В частности, это комплексы противовоздушной обороны, например, «Тор-М2» и «Бук-М3». На Западе у них нет аналогов. У ЗРК С-400 есть американский аналог Patriot, но характеристики С-400 превышают новейшие версии системы США», — подчеркнул эксперт.

Тот факт, что Турция — член НАТО — покупает С-400, является лучшим показателем конкурентоспособности и привлекательности российского оружия, считает Коротченко. Он также обратил внимание на недобросовестные методы борьбы Вашингтона на рынке вооружений.

«Ведутся информационные кампании по дискредитации нашего оружия, вводятся санкции против производителей, затрудняется система расчётов, использование долларов при сделках почти исключено. Тем не менее второе место в мире по объёмам экспорта по-прежнему Россия выдерживает. Россия никогда не навязывает покупателям какие-то условия. Понятно, что закупка российского оружия — это продвижение интересов, однако этот процесс происходит сам по себе, не в качестве осознанной цели», — заключил собеседник RT.

Надёжный поставщик

В Исследовательской службе конгресса отмечают, что Россия позиционирует своё вооружение как надёжное и долговечное по цене ниже, чем альтернативы Запада. Такой подход привлекает страны, которые не могут позволить себе «дорогие и более сложные западные системы».

Кроме того, в отличие от России некоторые поставщики зачастую выставляют условия, связанные с правами человека и внутренней политикой. Также считается, что сделки с Москвой заключаются быстрее, пишут сотрудники службы.

Также по теме

«Прагматичный курс»: как Турция планирует развивать военно-техническое сотрудничество с Россией

Анкара подтвердила готовность заключить сделку на покупку ещё одного полка зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 «Триумф», заявил…

Ключевые покупатели военной техники России — Алжир, Китай, Египет, Индия и Вьетнам. РФ экспортирует за рубеж самолёты, системы противовоздушной обороны, военные корабли и подводные лодки, радары, ракеты, танки, бронетехнику, стрелковое оружие и другие виды вооружения.

Как заявил в июне глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, в прошлом году Россия продала вооружение на сумму более $15 млрд. По его словам, РФ придерживается установленного плана, несмотря на беспрецедентное давление на партнёров России со стороны конкурентов и последствия пандемии, оказавшей влияние на отрасль.

В Исследовательской службе конгресса США также обратили внимание на оборонную промышленность России в целом. В докладе говорится, что она обеспечивает страну модернизированной и современной военной техникой для собственных вооружённых сил, но при этом якобы сталкивается с рядом проблем. В их числе — неэффективность, низкие производственные мощности, отсутствие современного оборудования и другие.

Между тем президент РФ Владимир Путин, выступая на открытии военно-технического форума «Армия-2021», заявил о надёжной работе предприятий российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). 

«Они (предприятия ОПК. — RT) не только надёжно обеспечивают поставки вооружений и техники для нашей армии и флота, но и готовы к международному сотрудничеству, к самой широкой кооперации в разработке и выпуске современных вооружений», — сказал глава государства.

  • Президент России Владимир Путин
  • РИА Новости
  • © Евгений Паулин

Комментируя тезисы доклада, Игорь Коротченко назвал «чёрным пиаром» высказывания о «неэффективности» российского ОПК.

«У нас есть компании мирового масштаба, которые входят в топ ведущих военно-промышленных фирм — концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Объединённая авиастроительная корпорация. Это бренды мирового масштаба, они производят востребованные и конкурентоспособные системы оружия», — подчеркнул он.

Стоит учесть, что при высоких показателях эффективности российские военные расходы в прошлом году составили $61,7 млрд. В то время как США — мировой лидер по тратам на оборону — выделили на эти цели $778 млрд.

«Россия скромна в этом вопросе. Экспорт вооружения является лишь небольшим подспорьем для оборонной промышленности», — заметил Вадим Козюлин.

Эксперт также рассказал, что, несмотря на большие вложения в военную сферу, оборонная промышленность США имеет свои недостатки. К примеру, Штаты отстают в разработках гиперзвуковых технологий и ядерной модернизации.

В сентябре в Пентагоне заявили, что США крайне медленно модернизируют свои боевые возможности. Так, к примеру, чтобы усовершенствовать существующие 400 шахт межконтинентальных баллистических ракет, потребуется 10—15 лет, признали в ведомстве.

С опозданием также проходят испытания компонентов гиперзвуковых ракет. В мае этого года Военно-морские силы США провели тест двигателя,  который будет использоваться в ракетах. Отметим, что Россия поставила на боевое дежурство гиперзвуковую технику ещё в 2019 году.

Программа модернизации ядерного арсенала Соединённых Штатов также требует времени. В феврале замглавы Объединённого комитета начальников штабов ВС США генерал Джон Хайтен выразил мнение, что, пока российская сторона завершает процесс совершенствования, Вашингтон только начинает его. Это отставание представляет проблему для Штатов, убеждён военный.

главные поставщики и покупатели увеличили активность

Спрос на оружие в мире не снижается, как и конкуренция между основными поставщиками вооружений.

В 2015–2019 годах объем международных поставок основных видов обычных вооружений вырос на 5,5% по сравнению с предыдущим 5-летним периодом сравнения (с 2010 по 2014 годы) согласно новым данным о поставках оружия, опубликованным сегодня Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI).

Крупнейшими экспортерами оружия остаются США, Россия, Франция, Германия и Китай. Основной спрос на оружие обеспечивает Дальневосточный регион, а Саудовская Аравия стала крупнейшим импортером оружия в мире.

США и Франции резко увеличили поставки оружия, стремясь потеснить Россию на рынке. В 2015–2019 годах экспорт вооружений из США вырос на 23% по сравнению с 2010–2014 годами, а доля США в общем объеме мировых поставок вооружений возросла до 36%.

США, введя санкции против России, осложнили ее положение на различных рынках, включая рынок вооружений. В итоге экспортные поставки основных видов вооружений из США был на 76% выше, чем из России.

США поставили оружие в 96 стран, но половину всех американских поставок оружия получили страны Ближнего Востока, а остальные 50% пришлось на Саудовскую Аравию, отмечается в исследовании SIPRI.

Вырос спрос на американские военные самолеты в Европе, Австралии, Японии и на Тайване. В 2015–2019 годах Франция увеличила экспорт вооружения в 1,7 раза — до самого высокого уровня с 1990 года. Доля Франции в мировом объеме экспорта вооружений достигла 7,9%. Военная промышленность Франции поставляет вооружение в Египет, Катар и Индию.

Россия по-прежнему занимает второе место по поставкам оружия в мире. Но санкции сократили российский экспорт вооружений на 18% за сравниваемый период. Россия поставляет вооружение в Индию (основной покупатель российского оружия), Египет и Ирак и в другие страны. «Снижение объема поставок российского оружия в Индию привело к резкому снижению объема российского экспорта вооружений, – отмечает Александра Куимова, исследователь программы вооружений и военных расходов SIPRI. – Рост экспорта российского оружия в Египет и Ирак не смог компенсировать снижение общего объема продаж в 2015–2019 годах».

В 2015–2019 годах импорт вооружений в страны Ближнего Востока вырос на 61% за сравниваемый период и составил 35% мирового объема импорта вооружений.

Саудовская Аравия остается крупнейшим покупателем вооружений. Королевство резко увеличило закупки вооружений. В 2015– 2019 годах Саудовская Аравия увеличила покупку вооружения на 130% по сравнению с предыдущим пятилетним периодом. Доля Саудовской Аравии в мировом объеме импорта вооружений составила 12%. В целом 73% от всего импорта вооружений Саудовской Аравией поставлялось из США и 13% из Великобритании.

Индия стала вторым крупнейшим покупателем оружия в мире, а противостоящий ей Пакистан занял 11-е место. Как и в предыдущие годы, в 2019 году Индия и Пакистан ведут локальные военные конфликты в приграничных регионах. При этом они остаются государствами, обладающими ядерным оружием. Индия и Пакистан в 2019 году атаковали друг друга, используя импортное вооружение, уточняет Симон Веземан, исследователь Программы вооружений и военных расходов SIPRI.

«Многие страны, крупнейшие экспортеры оружия, поставляли военную технику в Индию и Пакистан в течение десятилетий, часто экспортируя оружие одновременно в обе страны», – отмечает эксперт.

Еще один крупный покупатель оружия — Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Это восьмой по величине импортер смертоносной продукции в мире, он увеличил покупку вооружений, поскольку участвовал в военных действиях в Ливии и в Йемене. ОАЭ покупают две трети своего оружия из США.

Вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном увеличили спрос на оружие в этих странах. Армения и Азербайджан, конфликтующие за приграничные территории, увеличили покупку оружия, включая ракеты. Армения покупает оружие в России, а Азербайджан покупает 60% в Израиле и 31% — в России.

На этом фоне заметно снизился спрос на оружие в Турции в 2015–2019 годах — на 48%, но война в Сирии должна увеличить турецкий спрос.

База данных SIPRI по поставкам оружия постоянно обновляется и содержит информацию о поставках вооружений в мире. Объем поставок может значительно колебаться из года в год, поэтому итоги подводятся за пятилетний период.

АО Рособоронэкспорт

Экспорт/импорт

На долю АО «Рособоронэкспорт» приходится более 85% экспорта российской продукции военного назначения. Компания предлагает иностранным заказчикам вооружение и военную технику для сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, средства ПВО, имущество специального назначения, а также запасные части, материалы, инструменты, вспомогательное и учебное оборудование.

На основе всестороннего анализа интересов и реальных потребностей зарубежных партнеров компания формирует целевые программы продвижения российской продукции военного назначения на международный рынок и реализует их во взаимодействии с предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса России.

Кроме того, Рособоронэкспорт обеспечивает удовлетворение обращений российских заказчиков об импорте образцов зарубежной продукции военного и двойного назначения, продукции производственно-технического назначения, а также работ и услуг.

Производство вооружения и военной техники

Организация лицензионного производства вооружения и военной техники за рубежом

В последнее время все более отчетливым становится стремление ряда стран перейти от закупок готовых изделий к созданию или модернизации национальных предприятий оборонной промышленности. В этой связи страны-партнеры проявляют растущую заинтересованность в приобретении в России лицензий на производство финальных образцов продукции военного назначения и различных современных технологий.

В нескольких регионах мира по линии Рособоронэкспорта уже успешно созданы предприятия по сборке и лицензионному производству российских самолетов, вертолетов, средств ПВО, бронетанковой техники, стрелкового вооружения и боеприпасов различного назначения. Лицензионное производство и передача технологий – один из важнейших инструментов для расширения военно-технического сотрудничества России с зарубежными партнерами. 


модернизация и обслуживание

Российскими разработчиками и производителями вооружения и военной техники созданы комплексные программы модернизации ранее поставленных образцов, которые позволяют повысить их боевую эффективность и эксплуатационную надежность.

Предлагаемые Рособоронэкспортом программы охватывают все основные системы наземного, воздушного и морского базирования.

Несмотря на имеющиеся на международном рынке предложения нероссийских компаний, продвигающих собственные варианты модернизации некоторых российских образцов вооружения и военной техники, наиболее качественное проведение подобных работ, как показывает опыт, возможно только с участием именно российских разработчиков и производителей конкретных образцов продукции военного назначения.

подготовка специалистов

Подготовка иностранных специалистов – стандартная и хорошо отлаженная практика ВТС. При содействии Рособоронэкспорта заказчики получают подготовленные лучшими российскими инструкторами экипажи и боевые расчеты для всего спектра высокотехнологичной техники, экспортируемой по линии компании. Например, в сегменте вертолетной техники летный и технический состав проходит обучение в городе Торжке, где находится один из лучших подобных центров в мире.

 

Новые рекорды России на мировом оружейном рынке

Россия уверенно занимает второе место в мире по производству и экспорту вооружений. Несмотря на санкции, портфель заказов России по линии военно-технического сотрудничества достиг 55 млрд долларов, что является максимумом за последние десять лет. В достижении этих рекордных для нашей страны показателей есть значительный вклад более 700 предприятий, входящих в холдинги Ростеха. 

Стабильный рост: Россия сохранила второе место

Как следует из нового доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), США, Россия и Франция удерживают лидерство по экспорту вооружений в мире. По данным SIPRI, за последние пять лет Россия сохранила второе место среди крупнейших продавцов оружия.

В процентном соотношении показатели SIPRI несколько расходятся с российскими данными. По мнению экспертов, методология SIPRI вызывает вопросы, главный из которых заключается в использовании относительных, а не абсолютных цифр. Без точных данных по объемам поставок вооружений ранжировать страны не вполне корректно.

Но то, что не вызывает вопросов ни у кого – Россия уверенно занимает второе место в мире на рынке экспорта вооружений, и единственным серьезным конкурентом нашей страны являются пока только Соединенные Штаты. По данным SIPRI, в 2014–2018 годах доля США на мировом рынке экспорта вооружений составляла 36%, России – 21%. На третьем месте с большим отрывом находится Франция, чей результат приближается к 7%.

Напомним, что в декабре 2018 года вице-премьер Юрий Борисов, курирующий российский оборонно-промышленный комплекс, в интервью РБК утверждал, что Россия на втором месте по экспорту вооружений с долей в 22% мирового рынка. По словам Борисова, Россия сотрудничает практически со 100 странами мира, а портфель заказов по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) на протяжении последних лет держался на уровне не ниже 45 млрд долларов, а к концу 2018 года составил 55 млрд долларов.

Продажи российского оружия демонстрируют стабильный рост. По данным «Рособоронэкпорта» в 2015 году было поставлено вооружений и военной техники (ВВТ) на сумму 12,7 млрд долларов, в 2016 году объем экспорта составил порядка 13 млрд долларов, в 2017 году – 13,4 млрд долларов, а в 2018 году объем поставок достиг рекордных 13,7 млрд долларов. Тут также необходимо учитывать, что международный рынок ВТС крайне консервативен и растет примерно на 1-2% в год.  


Несмотря на санкции, «Рособоронэкспорт», на долю которого приходится порядка 85% экспорта продукции военного назначения российского производства, за 2018 год заключил свыше 1100 контрактов на общую сумму более 20 млрд долларов. Отметим, что данная сумма превышает аналогичный показатель 2017 года почти на четверть.

Напомним, что «Рособоронэкспорт» – с 2007 года единственный в России государственный посредник по экспорту/импорту всего спектра продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения – входит в состав Госкорпорации Ростех. Сегодня оборонным предприятиям, причем лишь некоторым из них, разрешено экспортировать только комплектующие и запчасти для поставленных через «Рособоронэкспорт» вооружений. В этой связи российский экспорт ВВТ разделяют на общий экспорт, экспорт по линии «Рособоронэкспорта» и экспорт независимых поставщиков запчастей.

В более чем в 50 странах мира – Китае, Индии, Таиланде, Вьетнаме, Иране, Египте, Аргентине и других – работают представительства Госкорпорации Ростех, обеспечивая интересы «Рособоронэкспорта».  

Структура экспорта: российский «Триумф» на мировом рынке

Наиболее перспективными проектами в сфере экспорта ВВТ являются поставки авиатехники, средств ПВО, ракетных и артиллерийских комплексов. В частности, достичь рекордных показателей в 2018 году «Рособоронэкспорту» удалось благодаря сделке с Индией на поставку зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Данный контракт стал крупнейшим за всю историю военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

На поставку С-400 заключены самые крупные контракты за последние пять лет. В 2015 году Россия подписала договор с Китаем, а в 2017 году С-400 приобрела Турция. Сегодня на «Триумф» существует «реальная очередь».


Во многом росту спроса на российскую ПВН способствовало ее применение в реальных боевых условиях. По линии ВВС внимание иностранных заказчиков также привлекают учебно-боевые самолеты Як-130, боевые вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52, военно-транспортные вертолеты Ми-171Ш и Ми-17В-5. Кроме того, иностранные заказчики начали проявлять повышенный интерес к оперативно-тактическому ракетному комплексу «Искандер-Э», переносному зенитному ракетному комплексу «Верба» и ряду других образцов вооружения и военной техники.

«Рособоронэкспорт» всего за один год расширил каталог продукции военного назначения и активно продвигает на мировом оружейном рынке ряд новых образцов, среди которых зенитно-ракетные комплексы «Викинг» и «Тор-Э2», легкий плавающий танк «Спрут-СДМ1». Также в 2018 году Госкорпорация Ростех объявила о выводе реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г» на международный рынок. Система, на которую прогнозируется высокий спрос за рубежом, призвана заменить знаменитые «Грады», стоящие на вооружении более 60 стран мира.

Отметим, что многие российские разработки не имеют аналогов в мире: такие как ЗРС С-300 и С-400, а также ЗРК «Викинг» и самоходная артустановка «Спрут-СДМ1». Интерес иностранных заказчиков вызывают и такой бестселлер противовоздушной обороны, как ЗРПК «Панцирь-С1».

Карта покупателей: основные экспортные направления

Интерес к отечественному оружию всегда был высоким, но после Сирии он еще более вырос. Ситуация в САР безусловно дала возможность потенциальным заказчикам посмотреть на боевое применение ряда образцов.

Введение американских санкций, конечно, сказалось на взаимодействии с иностранными партнерами. При отсутствии выхода на рынки Северной Америки, Австралии и Евросоюза, Россия укрепила свои позиции в Южной и Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, странах BRICS. Как следует из нового доклада SIPRI, крупнейшие рынки сбыта для нашей страны – Индия (27%), Китай (14%), на постсоветском пространстве – Азербайджан, Белоруссия, Казахстан.

Таким образом, благодаря демонстрации отличных характеристик в реальных боевых условиях, а также активной маркетинговой работе «Рособоронэкспорта», российское оружие показывает стабильный рост спроса на мировом рынке. Напомним, что всего портфель экспортных заказов России на поставку продукции военного назначения на сегодняшний день превышает 55 млрд долларов, и его существенного снижения, несмотря на санкции, не ожидается.

Финансовая стоимость мировой торговли оружием

База данных SIPRI по передаче оружия не была разработана для оценки финансовой стоимости международной торговли оружием. Скорее, данные индикатора тенденции (TIV), полученные в базе данных, предназначены для использования в качестве индикатора объема переданной военной техники в мире.

Единственный способ оценить финансовую ценность торговли оружием — это полагаться на официальные данные, предоставленные правительствами и отраслевыми органами.Таким образом, существуют значительные ограничения на использование официальных национальных данных. Не существует согласованного на международном уровне определения того, что представляет собой «оружие», и правительства используют разные списки при сборе и представлении данных о финансовой стоимости своего экспорта оружия. Кроме того, не существует стандартизированной методологии, касающейся того, как собирать и сообщать такие данные, при этом некоторые государства сообщают о выданных или использованных экспортных лицензиях, а другие государства используют данные, полученные от таможенных органов.

Стоимость экспорта вооружений государств

Рабочая тетрадь по приведенной ниже ссылке содержит официальные данные о финансовой стоимости государственного экспорта вооружений.

Государственные и отраслевые данные о финансовой стоимости национального экспорта вооружений, 1994-2019 гг.

Данные взяты из отчетов, прямых цитат или прямого общения с правительствами или официальными отраслевыми органами. Термины, использованные в столбце «объяснение данных», отражают термины, использованные в первоначальном источнике. Национальная практика в этой области различается, но термин «экспорт оружия» обычно относится к финансовой стоимости фактически поставленного оружия; «Лицензии на экспорт оружия» обычно относятся к финансовой стоимости лицензий на экспорт оружия, выданных национальным органом по лицензированию экспорта; а «соглашения об экспорте оружия» или «экспортные заказы на оружие» относятся к контрактам или другим соглашениям, подписанным в отношении экспорта оружия.В книгу включены источники за последние пять лет, данные по которым доступны в каждой строке.

На первой вкладке рабочего журнала представлены все доступные национальные данные об экспорте вооружений за период с 1994 по 2019 годы. Данные представлены в соответствующей национальной валюте в текущих ценах.

На двух других вкладках в рабочей тетради представлены данные о финансовой стоимости экспорта оружия странами с 2001 по 2019 год в пересчете на доллары США. Вторая вкладка в рабочей тетради дает цифры в миллионах долларов США в текущих ценах.Конвертация в доллары США производится по рыночным обменным курсам отчетного года. На третьей вкладке приведены цифры в миллионах долларов США в постоянных ценах (2019 г.). Перевод в постоянные (2019 г.) доллары США производится с использованием рыночных обменных курсов отчетного года и индекса потребительских цен (ИПЦ) США.

В таблицу включены государства, которые предоставляют данные о финансовой стоимости «экспорта оружия», «лицензий на экспорт оружия» или «соглашений об экспорте оружия» за любой из рассматриваемых лет.

Стоимость мировой торговли оружием

Согласно базе данных SIPRI Arms Transfers Database, государства, предоставляющие официальные данные о финансовой стоимости своего экспорта оружия, составляют более 90 процентов от общего объема поставок основных вооружений. Таким образом, можно получить приблизительную оценку финансовой стоимости всей мировой торговли оружием, используя данные в журнале.

Однако существуют значительные ограничения в использовании этих данных для такой оценки.Во-первых, как отмечалось выше, используемые наборы данных основаны на разных определениях и методологиях и поэтому не могут быть напрямую сопоставимы. Во-вторых, некоторые государства (например, Великобритания и США) не публикуют данные об экспорте вооружений, а только о соглашениях и лицензиях на экспорт оружия, в то время как другие государства (например, Китай) не публикуют никаких финансовых данных об общем экспорте оружия, экспортных лицензиях и т. Д. соглашения или заказы.

Тем не менее, сложив данные, предоставленные государствами о финансовой стоимости своего экспорта вооружений, а также оценки тех, которые предоставляют данные только о лицензиях, соглашениях или заказах на экспорт оружия, можно оценить приблизительную общую стоимость мировой торговли оружием.Например, оценка финансовой стоимости мировой торговли оружием на 2019 год составила не менее $ 118 млрд . Однако реальная цифра, вероятно, будет выше.

Расчет общей стоимости мировой торговли оружием

Для расчета общей стоимости мировой торговли оружием в 2019 году использовались данные об экспортных поставках оружия там, где они имеются.

Если данные об экспортных поставках вооружений в 2019 году отсутствуют, но есть данные за 2018 год, использовались данные по экспортным поставкам вооружений в 2018 году.

Там, где данные об экспортных поставках оружия за 2019 или 2018 год отсутствуют, использовалась полная цифра по соглашениям или заказам на экспорт оружия за 2018 год, если таковые имеются. Использование полной цифры основано на анализе прошлых случаев, когда государства публиковали данные как об экспортных поставках оружия, так и о соглашениях или заказах на экспорт оружия.

В тех случаях, когда данные об экспортных поставках оружия за 2019 или 2018 год отсутствуют, а данные по соглашениям или заказам на экспорт оружия за 2018 год отсутствуют, использовалась половина показателя «экспортных лицензий на оружие» за 2019 год, если таковой имеется.Использование половины цифры (а не полной цифры) основано на анализе прошлых случаев, когда другие государства публиковали данные как об экспортных поставках оружия, так и о лицензиях на экспорт оружия.

В случае Канады, показатель экспортных поставок оружия в 2019 году был удвоен, поскольку имеющиеся данные об экспорте оружия для Канады не включают экспорт в США, который, по утверждениям канадских властей, составляет более половины канадского экспорта военной техники.

Вышеупомянутая оценка на основе экспортной лицензии использовалась для Германии, даже несмотря на то, что она дает данные по экспортным поставкам оружия.Данные Германии по экспортным поставкам оружия включают только экспорт «боевого оружия», которое представляет собой гораздо более ограниченную категорию товаров и услуг, чем обычно охватывается лицензиями на экспорт оружия. Таким образом, имеющиеся данные об экспортных поставках оружия в Германию недооценивают общую стоимость ее экспорта оружия.

За дополнительной информацией обращайтесь в Программу передачи оружия SIPRI.

тенденций в международных поставках оружия, 2020 г. — в мире

Международные поставки оружия стабилизируются после многих лет резкого роста; По данным SIPRI

, больше всего растет импорт оружия на Ближний Восток.

(Стокгольм, 15 марта 2021 г.) Международные поставки основных вооружений оставались на том же уровне в период с 2011–15 по 2016–2020 годы.Существенное увеличение поставок трех из пяти крупнейших экспортеров оружия — США, Франции и Германии — было в значительной степени компенсировано сокращением экспорта оружия из России и Китая. Согласно новым опубликованным данным о мировых поставках оружия, ближневосточный импорт оружия вырос на 25 процентов за этот период, главным образом за счет Саудовской Аравии (+61 процент), Египта (+136 процентов) и Катара (+361 процент). сегодня Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI).

Впервые с 2001–2005 годов объем поставок основных вооружений между странами не увеличился в период с 2011–15 по 2016–2020 годы.Однако международные поставки оружия остаются близкими к самому высокому уровню с момента окончания «холодной войны».

«Еще рано говорить о том, закончился ли период быстрого роста поставок оружия последних двух десятилетий», — сказал Питер Д. Веземан, старший научный сотрудник программы SIPRI по вооружениям и военным расходам. «Например, экономические последствия пандемии Covid-19 могут привести к тому, что некоторые страны пересмотрят свой импорт оружия в ближайшие годы. Однако в то же время, даже в разгар пандемии в 2020 году, несколько стран подписали крупные контракты на основные виды вооружений.’

Экспорт США, Франции и Германии растет, экспорт России и Китая падает

Соединенные Штаты Америки остается крупнейшим экспортером оружия, увеличив свою долю в мировом экспорте вооружений с 32 до 37 процентов в период с 2011–15 по 2016–2020 годы. В 2016–2020 годах США поставили основные вооружения в 96 государств, что намного больше, чем любой другой поставщик. Почти половина (47 процентов) поставок оружия США приходилась на Ближний Восток. На одну только Саудовскую Аравию приходилось 24 процента от общего экспорта вооружений США.15-процентное увеличение экспорта вооружений США в период с 2011–15 по 2016–20 годы еще больше увеличило разрыв между США и вторым по величине экспортером оружия Россия .

Третий и четвертый по величине экспортеры также испытали существенный рост в период с 2011–15 по 2016–2020 годы. Франция увеличила экспорт основных вооружений на 44 процента и в 2016–2020 годах составила 8,2 процента мирового экспорта вооружений. На Индию, Египет и Катар вместе приходилось 59 процентов французского экспорта вооружений.

Германия увеличила свой экспорт основных вооружений на 21 процент в период с 2011–15 по 2016–2020 годы, и на его долю приходилось 5,5 процента от общемирового объема. Основными рынками для экспорта немецкого оружия были Южная Корея, Алжир и Египет.

Россия и Китай столкнулись с падением экспорта вооружений. Экспорт оружия на Россия , на который приходилось 20% всего экспорта основных вооружений в 2016–2020 годах, упал на 22 процента (примерно до уровня 2006–2010 годов).Основная часть — около 90 процентов — этого сокращения была обусловлена ​​падением экспорта вооружений в Индию на 53 процента.

«Россия существенно увеличила поставки оружия Китаю, Алжиру и Египту в период с 2011–15 по 2016–2020 годы, но это не компенсировало значительного падения ее экспорта вооружений в Индию», — сказала Александра Куимова, научный сотрудник SIPRI Arms and Military. Программа расходов. «Хотя Россия недавно подписала новые крупные оружейные сделки с несколькими государствами, и ее экспорт, вероятно, снова будет постепенно увеличиваться в ближайшие годы, она сталкивается с сильной конкуренцией со стороны США в большинстве регионов.’

Экспорт на Китай , пятый по величине экспортер оружия в мире в 2016–2020 годах, сократился на 7,8% в период с 2011–15 по 2016–2020 годы. Китайский экспорт вооружений составил 5,2% от общего экспорта вооружений в 2016–2020 годах. Пакистан, Бангладеш и Алжир были крупнейшими получателями китайского оружия.

Растущий спрос на Ближнем Востоке

Наибольший рост импорта оружия наблюдался в странах Ближнего Востока . В 2016–2020 годах страны Ближнего Востока импортировали на 25 процентов больше оружия, чем в 2011–2015 годах.Это отражало региональную стратегическую конкуренцию между несколькими государствами региона Персидского залива. Саудовская Аравия — крупнейший в мире импортер оружия — увеличила импорт оружия на 61 процент, а Катар — на 361 процент. Импорт оружия Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) упал на 37 процентов, но несколько запланированных поставок основных вооружений, в том числе 50 боевых самолетов F-35 из США, согласованных в 2020 году, позволяют предположить, что ОАЭ продолжат импорт крупных вооружений. объемы вооружения.

Импорт оружия Египта увеличился на 136 процентов в период с 2011–15 по 2016–2020 годы.Египет, который вовлечен в споры с Турцией по поводу углеводородных ресурсов в восточном Средиземноморье, вложил значительные средства в свои военно-морские силы.

В период с 2011–15 по 2016–2020 годы импорт Турции оружия упал на 59 процентов. Одним из основных факторов стало прекращение США поставок в страну боевых самолетов F-35 в 2019 году после того, как Турция импортировала российские системы ПВО. Турция также увеличивает внутреннее производство основных вооружений, чтобы уменьшить свою зависимость от импорта.

Импорт странами Азии и Океании остается высоким

Азия и Океания был крупнейшим регионом-импортером основных вооружений, на который в 2016–2020 годах приходилось 42 процента мировых поставок оружия.Индия, Австралия, Китай, Южная Корея и Пакистан были крупнейшими импортерами в регионе.

В период с 2011–15 по 2016–2020 годы импорт Японии оружия увеличился на 124 процента. Хотя Импорт оружия Тайванем в 2016–2020 годах был ниже, чем в 2011–2015 годах, в 2019 году он разместил несколько крупных заказов на закупку оружия в США, в том числе на боевые самолеты.

«Для многих государств Азии и Океании растущее восприятие Китая как угрозы является основным двигателем импорта оружия», — сказал Симон Т.Веземан, старший научный сотрудник СИПРИ. «Планируется более крупный импорт, и несколько государств региона также стремятся производить свои собственные основные виды вооружений».

Импорт оружия на Индия снизился на 33 процента в период с 2011–15 по 2016–2020 годы. Больше всего пострадала Россия, хотя импорт американского оружия Индией также упал на 46 процентов. Падение индийского импорта оружия, по всей видимости, произошло главным образом из-за сложных процессов закупок в сочетании с попыткой снизить зависимость от российского оружия.Индия планирует в ближайшие годы крупномасштабный импорт оружия от нескольких поставщиков.

Другие важные события:

  • Экспорт оружия Соединенным Королевством упал на 27% в период с 2011–15 по 2016–2020 годы. В 2016–2020 годах на Великобританию приходилось 3,3% от общего экспорта вооружений.
  • Израильский экспорт оружия составил 3,0 процента от общемирового объема в 2016–2020 годах и был на 59 процентов выше, чем в 2011–2015 годах.
  • Экспорт оружия на Южная Корея был на 210% выше в 2016-2020 годах, чем в 2011-15 годах, что дает ему 2 балла.7 процентов мирового экспорта вооружений.
  • В период с 2011–15 по 2016–20 годы наблюдалось общее сокращение импорта оружия государствами в странах Африки (–13 процентов), Америк (–43 процента) и Азии и Океании (–8,3 процента). ).
  • Алжир увеличил импорт оружия на 64 процента по сравнению с 2011–2015 годами, в то время как импорт оружия на Марокко был на 60 процентов ниже.
  • В 2016–2020 гг. Россия поставляла 30% импорта вооружений странам стран Африки к югу от Сахары , Китаю 20%, Франции 9.5% и США 5,4%.
  • Китай был крупнейшим импортером оружия в Восточной Азии, на его долю приходилось 4,7 процента мирового импорта оружия в 2016–2020 годах.
  • И , Армения, , и , Азербайджан, , в последние годы наращивали свой военный потенциал за счет крупного импорта оружия. В 2016–2020 годах на Россию приходилось 94% импорта вооружений Армении, а на Израиль приходилось 69% импорта вооружений Азербайджана.

Для редакции

База данных SIPRI Arms Transfers Database — единственный общедоступный ресурс, который предоставляет согласованную информацию, часто приблизительную, обо всех международных поставках основных вооружений (включая продажи, подарки и производство по лицензии) государствам, международным организациям и негосударственным группам с 1950 года.Он доступен на странице базы данных о передаче оружия на веб-сайте СИПРИ.

Данные

SIPRI отражают объем поставок оружия, а не финансовую стоимость сделок. Поскольку объем поставок может значительно колебаться из года в год, SIPRI представляет данные за пятилетние периоды, давая более стабильную оценку тенденций.

Это второй из трех крупных выпусков данных в преддверии выхода в середине 2021 года флагманского издания SIPRI — ежегодного ежегодника SIPRI. Третий запуск данных предоставит исчерпывающую информацию о глобальных, региональных и национальных тенденциях в области военных расходов.

Контакты для СМИ

Для получения информации и запросов на интервью обращайтесь: Александра Манолаше , специалист по коммуникациям SIPRI ([email protected], +46 766 286 133) или Стефани Бленкнер , директор по коммуникациям SIPRI ([email protected], +46 8 655 97 47).

Политика Японии по контролю за экспортом оружия

  1. Правительство Японии тщательно занимается экспортом «оружия» в соответствии с Тремя принципами экспорта оружия (далее именуемыми «Три принципа») и связанной с ними политикой во избежание любого возможного обострения международных конфликтов.
  2. Согласно Трем принципам, экспорт «оружия» в следующие страны или регионы не разрешается:

    (1) страны коммунистического блока,
    (2) стран, подпадающих под эмбарго на экспорт «оружия» в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, и
    (3) стран, вовлеченных в международные конфликты или которые могут быть вовлечены в них.

    Три принципа были основной политикой в ​​отношении японского «оружейного» экспорта с тех пор, как они были провозглашены на сессии парламента в 1967 году.
  3. Впоследствии, в феврале 1976 года, правительство Японии объявило на заседании парламента о дополнительном политическом руководстве, согласно которому экспорт «оружия» в другие районы, не включенные в «Три принципа», также будет ограничен в соответствии с позицией Японии как миролюбивой страны. .Другими словами, в дополнительном политическом руководстве провозглашалось, что правительство Японии не будет продвигать экспорт «вооружений», независимо от места назначения.
  4. Министерство экономики, торговли и промышленности (METI) контролирует экспорт «вооружений» Японии на основании Закона об иностранной валюте и внешней торговле. Для экспорта «оружия» и оборудования для производства вооружений, перечисленных в Приказе о контроле за экспортной торговлей (см. Приложение), требуются экспортные лицензии во все пункты назначения, поскольку эти операции могут препятствовать поддержанию международного мира и безопасности.Кроме того, для торговли оружием, осуществляемой при посредничестве японского агента между зарубежными странами, требуется разрешение МЕТТ.
  5. Термин «оружие», используемый в Трех принципах, определяется как «товары, перечисленные в пункте 1 Приложения 1 к Приказу Японии о контроле за экспортной торговлей» (см. Приложение) и которые должны использоваться вооруженными силами. и непосредственно используется в бою ». Такие «руки» включают в себя специально разработанные детали и аксессуары, а также готовую продукцию. Вопрос о том, подпадает ли каждый предмет под такое «оружие» или нет, будет оцениваться объективно на основе его формы, характеристик и других технических аспектов и независимо от его конечного использования.С другой стороны, предметы так называемого двойного назначения не подпадают под такое «оружие».
  6. На основании других соответствующих законов правительство Японии также строго регулирует:

    (1) прямые зарубежные инвестиции с целью производства «оружия» за рубежом и
    (2) участие в зарубежных проектах строительства военных объектов.

  7. Экспорт технологий, которые связаны исключительно с разработкой, производством и использованием «оружия», как он определен в пункте 5 выше (далее именуемых «военные технологии»), рассматривается так же, как экспорт «оружия».Однако для обеспечения эффективного действия соглашений о безопасности между Японией и Соединенными Штатами правительство Японии подготовило почву для передачи военных технологий Соединенным Штатам в качестве исключения из Трех принципов. Такая передача военных технологий к Соединенным Штатам будет осуществляться в соответствии с Соглашением о взаимной оборонной помощи (Соглашение MDA) и обменом нотами относительно передачи военных технологий, заключенным в 1983 году в соответствии с Соглашением MDA (Обмен нотами 1983 года).

Вернуться к оглавлению

Новый законопроект направлен на устранение недостатков в Законе о контроле за экспортом оружия

Спустя годы после Вьетнама Конгресс, который стал опасаться бесхозяйственности президента во внешней политике, принял несколько законодательных актов, в том числе Закон о контроле за экспортом оружия, или AECA, и Резолюцию о военных полномочиях, которые дали им право осуществлять больше полномочий во внешней политике. . Однако, несмотря на эти законы, Белому дому все чаще удавалось ограничивать участие Конгресса во внешнеполитическом процессе.

В прошлом месяце сенаторы Крис Мерфи, Майк Ли и Берни Сандерс предложили закон, направленный на обуздание этого «имперского президентства». Закон об их полномочиях в области национальной безопасности направлен на ограничение возможности президента объявлять войну и в одностороннем порядке продавать оружие за границу.

Нигде нынешний дисбаланс сил не является более очевидным, чем в продаже оружия. За последние 20 лет Белый дом продал оружия на сумму более 888 миллиардов долларов 167 странам, включая страны, погрязшие в конфликте, страны, правительства которых регулярно направляют оружие против собственного народа, и страны, в которых из-за коррупции невозможно узнать, где американцы оружие будет использовано или кем.В течение этого периода Конгресс неоднократно пытался оказать свое влияние, чтобы остановить продажу оружия, но мало что мог сказать об этом. Закон о полномочиях в области национальной безопасности исправит два основных недостатка AECA и тем самым предоставит Конгрессу больше полномочий для ограничения продажи оружия.

Первый недостаток состоит в том, что Конгресс требует слишком быстрых действий. AECA дает Конгрессу возможность приостановить продажу оружия, но только в том случае, если он сможет принять решение о неодобрении в течение тридцати дней после уведомления о продаже от исполнительной власти.Любой, кто в последнее время следил за Конгрессом, может представить, что это практически невозможный подвиг независимо от проблемы. Фактически, за более чем 40 лет с тех пор, как AECA вступил в силу, Конгрессу так и не удалось остановить продажу оружия с помощью этого механизма.

Во-вторых, AECA требует, чтобы Конгресс был слишком сплоченным, чтобы оказывать какое-либо влияние. За последние два года члены Конгресса пытались помешать продажам в Израиль, Филиппины, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию, но безуспешно. В первых трех случаях резолюции не получили достаточной поддержки в основном потому, что члены Конгресса знали, что у них нет шансов принять.В случае с Саудовской Аравией решения о прекращении продаж фактически были приняты обеими палатами, но президент Трамп наложил вето на них. Короче говоря, планка влияния настолько высока, что Конгресс редко пытается блокировать продажу оружия, а когда и предпринимает, то всегда терпит неудачу.

Закон о полномочиях национальной безопасности изменит сценарий продажи оружия, потребовав от Конгресса одобрять каждую продажу, прежде чем она сможет продвигаться вперед. Этот шаг устранит две основные слабости AECA и даст Конгрессу более весомый голос в процессе продажи оружия.Эта система будет способствовать как минимум двум важным положительным результатам.

Во-первых, это заставит президента и оборонных лоббистов публично обосновать эти продажи. Сегодня президент может избежать дебатов о непопулярных продажах, увязав их с популярными или закопав продажи в других законодательных актах. А поскольку сегодня Конгрессу так сложно предотвратить продажу оружия, у Конгресса гораздо меньше стимулов для выражения озабоченности, чем при новой системе. Требование одобрения продажи оружия в Конгрессе даст членам возможность оказать давление на президента, чтобы он объяснил публике, почему должны иметь место спорные продажи.У президентов будет меньше шансов заниматься рискованной продажей оружия, а американская общественность будет лучше информирована.

Второй положительный результат заключается в том, что он дает Конгрессу возможность гарантировать, что продажи не будут способствовать нарушениям прав человека. Всего за последние два года Соединенные Штаты продали оружие Филиппинам, Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам. Последние две страны были вовлечены в войну в Йемене, и все они совершали насилие над своими гражданами.Однако при действующем AECA Конгресс не мог оказывать большого влияния на продажи в такие страны. Например, законы Лихи запрещают предоставление оружия конкретным воинским частям, которые были причастны к нарушениям прав человека, но ничего не делают для предотвращения передачи американского оружия правительству этих вооруженных сил или даже другим подразделениям в самих вооруженных силах. Обладая способностью препятствовать тому, чтобы президент принуждал к передаче оружия через Конгресс, и увеличивая значимость дебатов о передаче оружия, Закон о полномочиях национальной безопасности может работать, чтобы дополнить такие вещи, как нынешние возможности законов Лихи.

Закон о полномочиях национальной безопасности столкнется с сопротивлением. Однако независимо от того, удастся ли Конгрессу заменить Резолюцию о военной силе, предлагаемые поправки к AECA должны продвигаться вперед. Новый закон поможет предотвратить продажу оружия Соединенными Штатами странам, вовлеченным в жестокий конфликт, странам, где коррупция подпитывает черный рынок оружия, а также странам, в которых зафиксированы случаи нанесения вреда своим гражданам.

Если Конгресс все же примет закон, он должен встретить теплый прием в Белом доме.В сентябре 1986 года тогдашний сенатор Джо Байден заявил в защиту переворота сценария продажи оружия: «Основной внешнеполитический бизнес Соединенных Штатов должен вестись на основе гораздо более сильной поддержки со стороны Конгресса. Если президентские инструменты лидерства и убеждения не могут преобладать, есть веская причина для пересмотра политики ».

А. Тревор Тралл — адъюнкт-профессор Школы политики и государственного управления им. Шарля Университета Джорджа Мейсона и старший научный сотрудник Института Катона.

Джордан Б. Коэн — доктор философии. кандидат Школы политики и государственного управления им. Шарля Университета Джорджа Мейсона.

Национальный экспортный контроль — Федеральное министерство иностранных дел

Решения об экспорте оружия принимаются после тщательного рассмотрения внешних аспектов, аспектов безопасности и прав человека.

Политика экспортного контроля федерального правительства


Что касается экспорта оружия, правительство Германии проводит ответственную и ограничительную политику лицензирования.В отличие от практики ряда других стран, Германия не рассматривает экспорт оружия как инструмент внешней политики. Решения об экспорте оружия принимаются после тщательного рассмотрения внешних аспектов, аспектов безопасности и прав человека.

Правительство Германии контролирует экспорт товаров двойного назначения с точки зрения их потенциального применения в обычной военной сфере или для оружия массового уничтожения. Здесь основное внимание уделяется достижению подходящего баланса между свободой внешней торговли и применением неизбежных ограничений.

Политические принципы федерального правительства, регулирующие экспорт оружия

Политические принципы правительства Германии, регулирующие экспорт боевого оружия и другой военной техники, действующие с 19 января 2000 года, придают особое значение критерию прав человека.

Критерий прав человека подробно описан, а его требования впервые четко определены в Политических принципах. Экспорт оружия, то есть экспорт боевого оружия и другого вооружения, а также товаров двойного назначения (т.е. товары, которые могут использоваться как в военных, так и в гражданских целях), предназначенные для использования в военных целях, не будут лицензированы, если есть «достаточные основания» подозревать, что соответствующее оборудование (оружие, боеприпасы, специально сконструированные автомобили, а также программное обеспечение) будет используется для внутренних репрессий или любых других нарушений прав человека. Общая ситуация с правами человека в стране назначения играет важную роль в этой оценке.

Другие критерии также играют важную роль — например, внутренняя ситуация в стране конечного назначения в результате напряженности или вооруженных конфликтов, сохранение мира, безопасности и стабильности в регионе, позиция страны-покупателя по отношению к международному сообществу, особенно позиция в отношении терроризма и его соответствия международным обязательствам по нераспространению, или риск того, что оборудование будет перенаправлено однажды в стране-покупателе (например, террористическим организациям) или реэкспортировано в кризисные регионы.

Другими важными аспектами Политических принципов, регулирующих экспорт оружия, являются следующие:

  • Правительство Германии поддерживает ограничительную политику в отношении экспорта вооружений в «третьи страны», то есть страны, которые не являются членами ЕС или НАТО или НАТО -эквивалентных стран (Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Япония). В соответствии с Законом о контроле над военным оружием экспорт боевого оружия требует лицензии, и такие лицензии обычно не выдаются в отношении третьих стран, за исключением особых случаев, когда существуют особые интересы Германии во внешней политике или политике безопасности, которые, учитывая интересы Североатлантического союза, предполагаем, что лицензия должна быть предоставлена ​​в исключительном случае.
  • Не только для экспорта боевого оружия, но и для экспорта другого вооружения требуется лицензия в соответствии с Законом о внешней торговле и платежах.
  • Принимающее государство должно поддерживать эффективный экспортный контроль, чтобы гарантировать, что товары остаются в стране конечного назначения.

EU Общая позиция, определяющая общие правила, регулирующие контроль за экспортом военной техники и оборудования

Общая позиция Совета от 8 декабря 2008 г., определяющая общие правила управления экспортом или военными технологиями и оборудованием, обновила и заменила Кодекс поведения ЕС в отношении экспорта оружия (который просто возлагал на государства-члены политическое обязательство), делая правила имеет обязательную юридическую силу для всех стран-членов ЕС, .Федеральное правительство включило общую позицию ЕС в свои политические принципы, регулирующие экспорт вооружений, что сделало их неотъемлемой частью политики Германии в области контроля над экспортом оружия. Общая позиция более подробно изложена в разделе «Международный экспортный контроль».

Международный экспортный контроль

Контроль за экспортом стрелкового оружия и боеприпасов к нему

На фоне проблемы стрелкового оружия в странах третьего мира, существования серых и черных рынков оружия и возросшей потребности в контртеррористических мерах политика правительства Германии по контролю над вооружениями помогает обеспечить обращение со стрелковым оружием и боеприпасами к нему. ответственно.

Правительство Германии имеет особо строгие национальные стандарты в отношении лицензирования экспорта стрелкового оружия и выступает на международном уровне как за ответственную гармонизацию политических руководящих принципов в отношении экспорта стрелкового оружия, так и за большую прозрачность в передаче стрелкового оружия посредством более строгих требований к государственной отчетности. Чтобы повысить внутреннюю и внешнюю прозрачность своей собственной практики, правительство Германии составляет список по странам с подробным указанием стоимости поставленного стрелкового оружия и боеприпасов, а также фактического количества единиц, экспортируемых по каждой отдельной лицензии в эту страну. позвонил в третьи страны за пределами ЕС / НАТО .Таким образом, федеральное правительство взяло на себя роль первопроходца в Европейском союзе в обеспечении транспарентности экспорта стрелкового оружия.

В целях обеспечения того, чтобы стрелковое оружие предназначалось для ответственного конечного использования, лицензии, выдаваемые на поставки государственным конечным пользователям для экспорта из Германии или транзита через нее, заключаются только в разовой транзакции. Принимающее государство должно предоставить для этого заявление о конечном пользователе. Кроме того, в соответствии с Политическими принципами федерального правительства, регулирующими экспорт вооружений (19 января 2000 г.) и Общей позицией ЕС , определяющей общие правила, регулирующие экспорт военной техники и оборудования (8 декабря 2008 г.), соблюдение прав человека в страна назначения является решающим фактором при принятии любого решения об экспорте.

Как и прежде, новые производственные линии для стрелкового оружия в третьих странах за пределами НАТО и ЕС не будут разрешены, и принцип экспорта « новое вместо старого » будет применяться везде, где это возможно. Согласно этому принципу, контракты на поставку должны предусматривать, что старое оружие должно быть уничтожено при поставке нового оружия, что предотвращает его перепродажу.

Отчет федерального правительства об экспорте военной техники

В соответствии со своими политическими принципами, регулирующими экспорт вооружений, федеральное правительство представляет годовой отчет об экспорте военной техники, в котором показано, как принципы Германии в этой области были реализованы в предыдущем календарном году, а также приводится подробная информация о лицензиях, выданных федеральным правительством для экспорт боевого оружия и другого вооружения в соответствии с положениями закона.

Согласно отчету за 2013 год, правительство Германии выдало единовременные экспортные лицензии на вооружения на общую сумму около 5,8 миллиарда евро. Из этого числа 38% были предназначены для стран-членов ЕС, , стран НАТО и стран НАТО, эквивалентных . Экспорт боевого оружия почти не изменился по сравнению с 2012 годом (–1,4%). Как и в прошлом году, экспорт боевого оружия составил всего 0,09% от общего экспорта Германии.

Лицензии были выданы только после тщательного изучения отдельных случаев, направленных, в частности, на обеспечение того, чтобы немецкая военная техника не использовалась для нарушения прав человека или обострения кризисов.

Решения, касающиеся выдачи лицензий, основывались на Общей позиции ЕС , определяющей общие правила, регулирующие контроль за экспортом военной техники и оборудования, и Политических принципах федерального правительства, регулирующих экспорт вооружений, начиная с 2000 года (см. Выше).

США продолжают лидировать в мировом экспорте оружия

Wade Boese

Соединенные Штаты оставались ведущим продавцом на мировом рынке вооружений в прошлом году, согласно данным ежегодного отчета об экспорте оружия, опубликованного 16 августа Исследовательской службой Конгресса. (CRS).В 2000 году на Соединенные Штаты приходилось более половины стоимости всех подписанных новых соглашений о вооружениях и почти половину стоимости оружия, поставленного по всему миру.

Мировые соглашения о продаже оружия росли в 2000 году третий год подряд с 1997 года, когда они упали до самого низкого уровня за восьмилетний период, охватываемый отчетом CRS «Передача обычных вооружений развивающимся странам, 1993–2000 годы». Стоимость соглашений в 2000 году составила почти 36,9 миллиарда долларов, что означает рост почти на 3 миллиарда долларов по сравнению с 1999 годом и второй по величине общий объем за период после пика 1993 года в 41 миллиард долларов.(Все цифры, если не указано иное, приведены в постоянных ценах на 2000 долларов США.)

После продажи 80 истребителей F-16C / D за 6,4 млрд долларов США Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ) общий объем продаж составил 18,5 млрд долларов США, что намного больше. чем у других поставщиков. Россия заняла второе место с 7,7 миллиардами долларов в соглашениях, что почти вдвое больше, чем в 1999 году, когда она составляла 4 миллиарда долларов. Основные продажи основным клиентам, Индии и Китаю, составили большую часть от общего объема продаж Москвы. Франция заняла третье место по объему продаж, подписав соглашения на сумму 4,1 миллиарда долларов.

В то время как новые глобальные соглашения о продаже оружия росли, фактические поставки оружия продолжали сокращаться. После достижения пика в 45 миллиардов долларов в 1997 году экспорт оружия снижался каждый последующий год, упав до 29 миллиардов долларов в 2000 году. Как правило, существует временной лаг между подписанием соглашения и его выполнением, что помогает объяснить, почему был достигнут самый высокий уровень поставок оружия. лет после пика количества соглашений, и почему самый низкий уровень поставок пришелся на три года после заключения наименьшего количества соглашений.

В 2000 году поставки в США упали на 4,5 миллиарда долларов по сравнению с предыдущим годом до 14 миллиардов долларов. Соединенное Королевство, которое второй год подряд занимает второе место после США, поставило 5,1 миллиарда долларов. Следом идет Россия с поставками оружия на 3,5 миллиарда долларов, Франция — на 1,5 миллиарда долларов.

Развивающиеся страны продолжали лидировать по закупкам и импорту оружия, на их долю приходилось примерно две трети сделок и поставок оружия. Ричард Гриммет, автор отчета CRS, классифицировал все страны как развивающиеся, за исключением США, России, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии и европейских государств.

Из-за покупки истребителей F-16 ОАЭ. в 2000 году превысила долю всех покупателей из развивающихся стран, заключив новые сделки на 7,4 миллиарда долларов, в то время как ее сосед, Саудовская Аравия, получила оружие на 7,3 миллиарда долларов, что сделало ее крупнейшим получателем в прошлом году. За весь восьмилетний период Саудовская Аравия импортировала оружия на сумму почти 66 миллиардов долларов (текущие доллары), что более чем в три раза превышает второй по величине получатель — Тайвань.

Хотя покупательная способность стран Ближнего Востока и Азии, двух регионов, на которые приходится примерно 90 процентов рынка вооружений в развивающихся странах, начала восстанавливаться с ростом цен на нефть и восстановлением после азиатского финансового кризиса 1997 года, предсказал Гримметт. что рынок «в обозримом будущем останется в целом статичным.«Но если спрос будет расти, — рискнул Гримметт, — Соединенные Штаты, похоже, лучше всех подготовят для заключения новых соглашений о вооружениях».


США увеличивают доминирующее положение в мировом экспорте оружия

ВАШИНГТОН — Соединенные Штаты увеличили свою долю на мировом рынке вооружений, в то время как Ближний Восток демонстрирует устойчивый рост в качестве покупателя, согласно новой информации, опубликованной 15 марта Stockholm International Институт исследования мира.

С 2015 по 2019 год на США приходилось около 35 процентов мировых продаж оружия.Новые данные SIPRI за 2016-2020 годы показывают, что доля США в общем рынке вооружений составляет около 37 процентов. По данным аналитического центра, в этот период в число заказчиков американского оружия входили 96 различных штатов, при этом 47 процентов этих продаж приходилось на Ближний Восток.

На Саудовскую Аравию, которая была излюбленным клиентом администрации Трампа, приходилось 24 процента от общего экспорта вооружений США, говорится в отчете.

Однако есть намеки на то, что общие мировые продажи оружия могут выйти на плато.Впервые за 15 лет SIPRI обнаружил, что объем поставок основных вооружений между странами не увеличился между пятилетними блоками 2011-2015 и 2016-2020 гг.

«Еще рано говорить о том, закончился ли период быстрого роста поставок оружия последних двух десятилетий», — говорится в заявлении Питера Веземана, старшего научного сотрудника программы SIPRI по вооружениям и военным расходам. «Например, экономические последствия пандемии Covid-19 могут привести к тому, что некоторые страны пересмотрят свой импорт оружия в ближайшие годы.Однако в то же время, даже в разгар пандемии в 2020 году, несколько стран подписали крупные контракты на основные виды вооружений ».

По сравнению с периодом 2011–2015 годов, продажи оружия в России снизились на 22 процента, продажи во Франции увеличились на 44 процента, продажи в Германии увеличились на 21 процент, а продажи в Китае снизились на 7,8 процента.

Хотя Китай рассматривается в США как потенциальная угроза американскому военному экспорту, он не производит все своими силами. Фактически, Пекин был крупнейшим импортером оружия в Восточной Азии, привезя 4 единицы.Аналитический центр установил, что в 2016-2020 годах будет импортировано 7% всего мирового вооружения.

Основную часть импорта Китая составляют системы противовоздушной обороны, боевые самолеты и двигатели для боевых самолетов из России — последние из которых, как отмечает SIPRI, вероятно, уменьшатся по мере появления внутренних мощностей.

Среди других примечательных пунктов:

  • Экспорт оружия Южная Корея увеличился на 210 процентов в 2016–2020 годах с 2011–2015 годов. Однако даже после этого роста Сеул по-прежнему набирает только 2 балла.7 процентов мирового экспорта вооружений.
  • Израильский экспорт увеличился на 59 процентов в 2016-2020 годах по сравнению с 2011-2015 годами и теперь составляет 3 процента от общемирового объема. Израильские фирмы теперь стремятся выйти на ранее закрытый ближневосточный рынок.
  • Экспорт оружия из Соединенного Королевства упал на 27 процентов в 2016–2020 годах с 2011–2015 годов, что дает стране 3,3 процента текущего рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.