Функции центрального банка, подробно с примерами
Онлайн калькуляторы
На нашем сайте собрано более 100 бесплатных онлайн калькуляторов по математике, геометрии и физике.
Справочник
Основные формулы, таблицы и теоремы для учащихся. Все что нужно, чтобы сделать домашнее задание!
Заказать решение
Не можете решить контрольную?!
Мы поможем! Более 20 000 авторов выполнят вашу работу от 100 руб!
Главная Справочник Экономика Функции центрального банка
Сущность и функции Центрального банка
Центральный Банк Российской Федерации является главным банком государства, который наделен особенными полномочиями, включая эмиссию национальных денег и регулирование коммерческих банковских организаций.
Центральный банк в любой стране является государственным учреждением, которое наделяется монопольным правом выпуска банкнот. Основные функции Центрального банка заключается в эмиссии денег, осуществлении национальной денежно-кредитной политики. Этот банк является банкиром правительства и банком банков.
Основные функции заключаются в хранении валютного и золотого запаса государства. Этот банк не работает с физическими лицами и предприятиями, звеном между ним и экономикой выступают коммерческие банки и специальные кредитные финансовые институты. Центральный банк руководит и контролирует всей кредитно-финансовой системой, устанавливая обязательные нормы резервов для коммерческих банков и выступая для них кредитором в последней инстанции.
Функция ЦБ — эмиссионный центр
Центральный банк является эмиссионным центром, то есть занимается выпуском денег. Центральный банк вправе выпускать банкноты. Банк регулирует объем эмиссии наличных денег, при учете общих затрат на денежную политику.
Осуществление выпуска наличных денег проводится через продажу банкнот и монет коммерческим банкам, обменивая их резервы в Центральном банке. В настоящее время значение функции эмиссии немного снижено, поскольку банкноты стали составлять малую часть денежной массы у промышленно развитых государств. При этом банкнотная эмиссия по настоящее время используется для платежей в розничной сфере. Чем выше доля обращения в государстве, тем больше значение банковской эмиссии.
Банк банков
В кредитной сфере роль Центрального банка заключается в функции «банка банков». Основными клиентами ЦБ являются не торговые и промышленные предприятия и граждане, а кредитные банки, в основном коммерческого характера.
Коммерческие банки могут выступать в качестве посредника между экономикой и Центральным банком. Коммерческие банки обслуживаются Центральным банком по пассивным операциям. Банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в качестве кассового резерва.
Большинство государств налагает на коммерческие банки обязанность хранить долю своих кассовых резервов в Центральном банке. Эти резервы именуются обязательными банковскими резервами. Центробанк можно представить в виде кредитора последней инстанции для коммерческих банков. Он проводит кредитование в виде переучета векселей, ценных бумаг коммерческих банков.
Банк правительства
Центральный банк, вне зависимости от принадлежности капитала, имеет тесную связь с государством. Он выступает основным банкиром государства и советников правительства в сфере финансовых и монетарных проблем. Свободные средства казначейство хранит именно на текущих счетах Центрального банка, используя их из своих расходов.
Казначейство может расплачиваться с поставщиками чеками в Центральном банке. Центральный банк при этом пользуется беспроцентно и свободно денежными средствами казначейства, выполняя бесплатно операции по пополнению бюджета. По поручению казначейства Центральный банк может принять налоговые платежи на его текущий счет.
Когда происходит дефицит государственного бюджета, может усилиться функция кредитования государства и управления государственным долгом, которые осуществляются с помощью операций Центрального банка.
Другие функции Центрального банка
Банк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, является основным проводником денежного регулирования экономики. Основные цели этой политики заключаются в достижении стабильного роста экономики, уменьшении инфляции и безработицы, выравнивании платежного баланса.
Центральный банк играет в функцию валютного центра, регулируя резервы зарубежной валюты и золота. Традиционно Центральный Банк является хранителем золотовалютных резервов. Также банк выполняет функцию выпуска государственных ценных бумаг. Операции с ценными бумагами государства дают возможность обеспечивать рыночное финансирование бюджетного дефицита, составляя фундамент развития элементов рынка капитала, способствуя проведению эффективной денежной политики.
Примеры решения задач
Понравился сайт? Расскажи друзьям! | |||
Чегринец Е.
А. «Конституционно-правовой статус Центральных банков Европейского Союза»КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
(НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н.
Москва – 2001
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. С принятием на всенародном референдуме Конституции Российской Федерации 1993 г. в российском праве получила закрепление абсолютно новая для него концепция — концепция независимого центрального банка. Впервые в российской истории п. 2 ст. 75 Конституции России закрепил, что Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в своей деятельности по защите и поддержанию стабильности рубля «независим от других органов государственной власти».
Однако, в российской науке до сих пор не сформировалась более или менее общепринятая точка зрения на место Центрального Банка в государственном механизме Российской Федерации и на содержание концепции независимого центрального банка.
Представляется, что при формировании конституционной концепции роли и места Центрального Банка среди других органов государственной власти России, важнейшим аспектом которой является его конституционно закрепленная независимость, необходимо учитывать мировой опыт, который поможет определить содержание и основные элементы этой концепции.
Договор о Европейском Союзе, принятый в 1992 г., содержит в себе положения, направленные на создание Экономического и Валютного Союза (ЭВС) в рамках Европейского Союза. ЭВС предполагает не только высокую степень экономической интеграции, но и создание единой европейской валюты и Европейской Системы Центральных Банков. Она состоит из Европейского Центрального Банка и национальных центральных банков государств-членов ЕС. Ст. 108 и ст. 109 Договора об учреждении Европейского Сообщества, являющегося составной частью Договора о Европейском Союзе, предусматривают, что и Европейский Центральный Банк, и центральные банки государств-членов ЕС должны быть независимыми.
Дополнительный интерес Европейской Системе Центральных Банков придает и тот факт, что это образование будет определять и осуществлять единую кредитно-денежную политику на территории государств-членов ЕС, перешедших на единую валюту, а также управлять единой валютой. Таким образом, впервые в истории эти традиционные полномочия суверенных государств переданы от национальных иным органам.
Степень изученности поставленных в диссертационном исследовании вопросов в российской науке конституционного права в настоящее время представляется явно недостаточной, что связано как с новизной тенденции конституционализации центральных банков, так и с высоким динамизмом и сложностью интеграционных процессов в ЕС.
<…>
В соответствии с итогами проведенного исследования и выводами из него на защиту выносятся следующие положения:
1. В настоящее время в конституционном праве проявилась тенденция правовой институционализации центральных банков в основных законах и закрепления непосредственно в конституциях основ правового статуса центральных банков.
Конституционные основы правового статуса центральных банков носят системный характер и включают следующие элементы: цели создания центрального банка; основные задачи и функции центрального банка; порядок формирования руководящих органов центрального банка; срок полномочий руководящих органов центрального банка; отдельные, имеющие основополагающее значение для государства и общества предметы ведения и полномочия центрального банка; взаимоотношения центрального банка с парламентами и другими органами государственной власти.
2. Наряду с тенденцией закрепления основ правового статуса центральных банков, отчетливое выражение в конституциях последнего поколения получает тенденция конституционного провозглашения независимости центральных банков. Это приводит к усложнению и детализации конституционно-правовых средств обеспечения независимости центральных банков, что обуславливает конституционное закрепление основных компонентов независимости центральных банков, а их подотчетности, как формы демократического контроля.
3. Европейская Система Центральных Банков по своей сущности представляет собой иерархическую комплексную систему отношений, складывающихся между Европейским Центральным Банком и центральными банками государств-членов ЕС по поводу достижения целей и задач, поставленных перед Европейской Системой Центральных Банков. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит Европейскому Центральному Банку.
4. Европейский Центральный Банк является органом, обладающим всеми признаками независимого центрального банка. Он определяет и осуществляет единую денежную политику во всех государствах-членах ЕС, перешедших на третий этап Экономического и Валютного Союза, и осуществляет денежную эмиссию.
Европейский Центральный Банк является центральным банком с чрезвычайно высокой степенью независимости, элементы которой закреплены в нормативных актах, носящих конституционно-правовой характер. Важнейшими конституционно-правовыми средствами обеспечения независимости этого центрального банка являются следующие пять принципов: целевая автономия; функциональная автономия; институционально-финансовая автономия; личная автономия; юридическая автономия.
5. Центральные банки государств-членов ЕС, которые перешли на третий этап Экономического и Валютного Союза, в настоящее время юридически находятся в подчиненном положении по отношению к Европейскому Центральному Банку. Это выражается в возложении на Европейский Центральный Банк ряда функций, принадлежавших ранее центральным банкам государств-членов ЕС, а также в том, что такие центральные банки государств-членов ЕС должны осуществлять свою деятельность под руководством и в соответствии с указаниями руководящих органов Европейского Центрального Банка.
6. Последнее пятилетие привело к гармонизации такого элемента конституционно-правового положения центральных банков государств-членов ЕС, как целевая автономия. Такая гармонизация была вызвана необходимостью привести правовое положение таких центральных банков в соответствие с положениями статей 108 и 109 Договора.
В то же время можно отметить тенденцию существенного усиления функциональной автономии центральных банков тех государств-членов ЕС, которые перешли на третий этап Экономического и Валютного Союза, от органов власти таких государств. Одновременно сэтим, у таких центральных банков отсутствует функциональная автономия по отношению к Европейскому Центральному Банку.
<…>
П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура работы обусловлена поставленными перед ней целями. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель и предмет исследования, его теоретическая, нормативно-правовая и информационная основа, указывается научная новизна и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые диссертантом на защиту.
Первая глава «Конституционно-правовой статус центральных банков современных государств (сравнительно-правовой анализ)» посвящена анализу конституционно-правового регулирования правового положения центральных банков зарубежных стран. В данной главе обстоятельно исследуется вопрос о характере, формах и содержании процесса конституционализации центральных банков. Особое внимание в этой главе уделено изучению причин возникновения, структуре и методам конституционно-правового регулирования такого элемента правового статуса многих центральных банков в зарубежных странах, как их независимость.
Глава начинается рассмотрением первом параграфе первой главы вопроса проблемы правовой дефиниции центральных банков и их функций.
После анализа целого ряда определений понятия «центральный банк», предложенных российскими и зарубежными исследователями, автор выделил несколько характерных черт, свойственных подавляющему большинству центральных банков. Во-первых, центральный банк является особым органом государственной власти для которого свойственно сочетание публично-правовых и частноправовых аспектов. Другой характерной чертой центральных банков являются присущие центральным банкам специфические властные функции.
Объем этих функций определяется различными учеными по-разному. Автор выделяет следующие функции, наличествующие у всех центральных банков:
1) проведение кредитно-денежной политики государства;
2) функция обеспечения стабильности национальной банковской системы;
3) функция контроля за деятельностью кредитно-банковских учреждений;
4) эмиссионная функция;
5) функция банка правительства;
6) функция организации и контроля за обеспечением функционирования системы платежей.
Выделив основные черты и функции, характерные для центральных банков, во втором параграфе первой главы автор подробно рассмотрел тенденцию конституционализации правового положения центральных банков. Утверждая, что законодательное закрепление правового положения, целей, функций и структуры центрального банка характерно для всех государств, в которых существуют центральные банки, диссертант отмечает, что для некоторых из них свойственно и конституционно-правовое регулирование тех или иных элементов правового положения центральных банков. Проведенное автором исследование показывает, что на март 2000 г. по меньшей мере 54 конституции содержали положения, регулирующие те или иные элементы правового статуса центральных банков, включая основные законы таких государств, как Россия, Украина, Швеция, Финляндия, Великобритания, ФРГ, Португалия, Кипр, Босния и Герцеговина, ЮАР, Намибия, Нигерия, Аргентина, Филиппины, Парагвай, Бразилия, Эквадор, Хорватия, Эфиопия, Эритрея, Мексика и Польша. Таким образом, те или иные элементы правового положения более, чем четверти центральных банков мира закреплены в конституциях соответствующих государств.
Тот факт, что не менее 36 из них были приняты в период с 1990 по 2000 год, и не менее, чем в 10, соответствующие положения конституций были в той или иной степени изменены в тот же период, а еще не менее 5 были приняты между 1980 и 1989 годами, показывает, что, несмотря на то, что впервые попытки конституционно-правового регулирования центральных банков имели место в первой половине и в середине двадцатого века, именно тенденции развития конституционного права последних двух десятилетий позволяют нам говорить о тенденции конституционализации центральных банков.
Это явление было отмечено целым рядом видных отечественных и зарубежных ученых-конституционалистов. Появление такого нового объекта конституционно-правового регулирования, как правовое положение центральных банков не является чем-то необъяснимым. По мере развития центральных банков усиливается та роль, которую играют эти институты в жизни общества и государства и, в частности, в сфере экономики. А изменение экономического базиса называется некоторыми учеными одной из причин усложнения конституционного регулирования.
Объем правового регулирования центральных банков, закрепленный в конституциях различных государств, является разным. Целый ряд конституций просто называет в том или ином контексте сам факт существования центрального банка. Такой минимальный подход в целом не типичен для конституционно-правового регулирования правового положения центральных банков. Большинство конституций, регламентирующих вопросы, связанные с центральными банками, не только предусматривают нормы, либо закрепляющие факт существования центрального банка, либо требующие его образования, но и предусматривают форму нормативного акта, в котором должно закрепляться правовое положение центрального банка.
Важнейшим аспектом правового положения центральных банков, который достаточно часто подлежит конституционно-правовому регулированию, является определение цели деятельности центрального банка. Цель деятельности может определяться как прямо, так и путем указания на то, что за осуществление определенной деятельности центральный банк несет ответственность. Большинство конституций считают такой целью борьбу с инфляцией.
Кроме того, конституции уделяют большое внимание полномочиям и функциям центральных банков. К таким функциям, закрепленным на конституционно-правовом уровне относятся: эмиссионная функция, функция по осуществлению, а иногда и определению, денежной политики государства; а также надзорная функция центральных банков.
Другим аспектом конституционно-правового положения центральных банков, который достаточно часто регулируется конституциями, является система руководящих органов центральных банков. При этом конституции могут просто перечислять такие высшие органы, но могут и более подробно останавливаться на их полномочиях, требованиях к квалификации, сроку полномочий и порядке назначения их членов.
В этом ряду одним из самых распространенных аспектов конституционно-правового положения центральных банков, который подробно регулируется значительным числом конституций, является вопрос о назначении высших должностных лиц центральных банков. Существует несколько вариантов формирования руководящих органов центральных банков, определенных в различных конституциях.
Прежде всего, в ряде государств руководящие органы центральных банков назначаются парламентами соответствующих государств.
Другим вариантом является их назначение главами государств или главами исполнительной власти соответствующих государств.
Третьим вариантом является принятие совместного решения, как органом законодательной власти, так и главой государства. Обычно в этом случае кандидатуры на замещение постов в руководящих органах центральных банков одобряются парламентом, а вслед за этим утверждаются главой государства.
Еще один существенный аспект правового положения центральных банков, все чаще закрепляется конституционным правом. Это -независимость центральных банков. Естественно, что не все центральные банки являются независимыми, однако в силу целого ряда экономических и правовых причин в настоящее время многие государства учредили независимые центральные банки. Цели появления независимых центральных банков, структура и конституционно-правовые гарантии независимости центральных банков исследованы в третьем параграфе первой главы диссертационного исследования.
Рассмотрев основные экономические и правовые причины появления независимых центральных банков автор приходит к выводу, что ограничение полномочий правительства путем создания независимого от него центрального банка вполне вписывается в теорию ограниченной власти, являющуюся, как известно, основой теории разделения властей.
Однако, являясь элементом системы разделения властей центральный банк не может быть абсолютно независимым. Его взаимосвязь с другими органами государственной власти заключается в его подотчетности таким органам. Такая подотчетность в любых формах не должна становиться контролем за принятием решений конкретным центральным банком, что и отличает зависимые центральные банки от независимых. Подотчетность должна обеспечивать участие демократически избранных органов в назначении лиц, возглавляющих такие центральные банки, а также гарантировать информированность общества о политике, осуществляемой независимыми центральными банками, и ее причинах.
Рассмотрев причины образования независимых центральных банков, автор рассматривает вопрос о том, какие структурные компоненты составляют независимость центральных банков, и как эти компоненты закрепляются современным конституционным правом.
Существует довольно много точек зрения на то, какие компоненты образуют и обеспечивают независимость центрального банка. При этом, значительная часть ученых объединяют компоненты независимости центральных банков с критериями независимости центральных банков.
На наш взгляд, было бы целесообразно предложить следующие пять критериев независимости центральных банков. Это такие критерии, как целевая автономия, функциональная автономия, институционально-финансовая автономия, личная автономия, и юридическая автономия.
Под целевой автономией мы понимаем наличие у центрального банка законодательно или конституционно закрепленной цели, на которую направлена его деятельность. Под функциональной автономией мы понимаем степень возможности, существующей у центрального банка, осуществлять свои цели и задачи самостоятельно и без вмешательства других органов.
Функциональная автономия включает в себя одновременно два элемента. Первым элементом является обладание центральным банком различными финансовыми и юридическими инструментами, механизмами и иными средствами, предназначенными для осуществления им своих задач. Вторым элементом функциональной автономии центрального банка является степень возможности влияния государственных органов на решения, принимаемые центральным банком.
Под финансово-институциональной автономией мы понимаем обладание центральным банком характеристиками юридического лица, а также обособленным имуществом, капиталами и средствами. Под личной автономией понимается такой компонент независимости центрального банка, как личная независимость членов органов, управляющих соответствующим центральным банком. Наконец, юридическую автономию мы можем определить как способ юридического закрепления положения и полномочий центрального банка, а также возможность изменения соответствующих норм.
Вторая глава «Конституционно-правовой статус Европейского Центрального Банка и его независимость» посвящена комплексному анализу конституционно-правового положения Европейской Системы Центральных Банков (ЕСЦБ) и такого ее важнейшего структурного элемента, как Европейский Центральный Банк (ЕЦБ). При рассмотрении ЕСЦБ основным объектом исследования избран именно ЕЦБ, как основной компонент, конституционно-правовой статус которого во многом определяет конституционно-правовое положение других элементов ЕСЦБ -центральных банков государств-членов ЕС.
Выбор ЕСЦБ и ЕЦБ в качестве основных объектов исследования диссертации был сделан не случайно. ЕЦБ создан в 1998 г. и является одним из самых независимых центральных банков в мире. ЕЦБ — один из редких центральных банков, чье правовое положение очень подробно закреплено в документе, носящем конституционно-правовой характер, поскольку правовые нормы, определяющие его правовое положение, содержатся в Договоре об учреждении Европейского Сообщества (далее Договор) и неотъемлемых приложениях к нему.
Правовое положение ЕЦБ представляет также огромный интерес, поскольку Экономический и Валютный Союз, основным институтом которого и является ЕЦБ, признается многими исследователями «самой высокой ступенью экономической интеграции». На этой ступени интеграции государства-члены ЕС передают ЕЦБ свою компетенцию в одних из самых значимых для любого государства вопросах — в вопросах осуществления и регулирования денежной эмиссии и осуществления денежной политики, что отвечает отмечающейся многими российскими и зарубежными исследователями характерной для ЕС тенденции развития «в сторону большей централизации и управляемости».
В первом параграфе второй главы диссертации исследуется вопрос о конституционно-правовом характере учредительных договоров Европейских Сообществ и Европейского Союза. Поскольку именно эти акты выступают источниками норм, устанавливающих основы устройства и деятельности «надгосударственной» организации политической власти в Западной Европе и в качестве формы права обладают высшей юридической силой в правовой системе Европейского Союза, в настоящее время официальной _дрктр1иной, принятой как институтами и органами ЕС, так и государствами-членами ЕС, является признание их в качестве конституирующих актов, или даже своеобразной «конституции Европейского Союза».
Рассмотрев основные позиции исследователей по этому вопросу автор приходит к заключению, что учредительные договоры Европейского Союза и Европейского Сообщества и, в частности, Договор об учреждении Европейского Сообщества, не являясь конституциями в принятом в науке конституционного права значении этого термина, тем не менее, носят конституционно-правовой характер и именно в качестве таковых будут анализироваться нами в настоящем исследовании
Во втором параграфе второй главы исследуется вопрос о конституционно-правовом регулировании Экономического и Валютного Союза (ЭВС) в рамках Европейского Союза и его основных компонентов, поскольку и ЕСЦБ и ЕЦБ существуют и действуют именно в этом правовом контексте. Так, в частности, автор подробно рассматривает такие вопросы, как содержание и конституционно-правовое регулирование принципов и компонентов ЭВС, координация экономических политик государств-членов, меры по борьбе с бюджетным дефицитом, а также правовое положение единой валюты — евро.
Третий параграф этой главы посвящен изучению конституционно-правового положения ЕСЦБ. Она представляет собой основную институционную структуру, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и Валютного Союза, и которая определяет и осуществляет единую денежную политику ЕС.
Отсутствие у ЕСЦБ юридического статуса, собственных независимых органов управления и возможности самостоятельного осуществления полномочий позволило выдвинуть множество точек зрения на правовую природу ЕСЦБ.
При этом большинство как российских, так и западноевропейских ученых-правоведов не признают за ЕСЦБ какой-либо самостоятельной и только ей одной присущей сущности или функции. Исследование ЕСЦБ позволило автору прийти к выводу о том, что ЕСЦБ по своей сущности представляет собой иерархическую комплексную систему отношений, складывающихся между ЕЦБ и центральными банками государств-членов ЕС по поводу достижения целей и задач, поставленных в Договоре перед ЕСЦБ. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит именно ЕЦБ.
Вышесказанное позволяет, говоря о конституционно-правовом положении ЕСЦБ, понимать под ним конституционно-правовое положение элементов ЕСЦБ, то есть ЕЦБ и национальных центральных банков. А поскольку главенствующая роль в ЕСТ {Б принадлежит ЕЦБ, при изучении конституционно-правового положения ЕСЦБ необходимо уделить основное внимание именно конституционно-правовому положению ЕЦБ.
Этот вопрос рассмотрен в четвертом параграфе второй главы диссертационного исследования. В нем автором изучаются полномочия и структура ЕЦБ. Большое внимание уделено таким вопросам, как порядок принятия и юридическая сила нормативных актов ЕЦБ и порядок назначения его высших должностных лиц.
Подробно описано правовое положение, структура, компетенция и порядок формирования высших органов ЕЦБ — Управляющего совета. Исполнительного комитета и Общего совета.
Особое внимание уделено правовому закреплению в нормативных актах ЕС, носящих конституционно-правовой характер, статуса ЕЦБ как независимого центрального банка. Такое внимание этому аспекту конституционно-правового положения ЕЦБ объясняется его крайней важностью. Не случайно некоторые западноевропейские исследователи отмечали, что независимость является «фундаментальной чертой» ЕЦБ.
В связи с этим, автор подробно рассматривает основные точки зрения российских и западноевропейских ученых на сущность и конституционно-правовое закрепление элементов независимости ЕЦБ. Анализ конституционно-правового положения ЕЦБ, проведенный с использованием пяти элементов независимости центральных банков, предложенных автором в первой главе диссертации, позволил придти к выводу о том, что ЕЦБ является центральным банком с чрезвычайно высокой степенью независимости, элементы которой закреплены в нормативных актах, носящих конституционно-правовой характер.
Третья глава «Эволюция конституционно-правового статуса центральных банков государств-членов после образования Европейского Союза» посвящена изучению конституционно-правового статуса центральных банков государств-членов ЕС. При этом, основное внимание автор уделяет изучению эволюции конституционно-правового статуса центральных банков государств-членов после образования Европейского Союза.
Такая эволюция вызвана тем, что целый ряд положений Договора, посвященных ЭВС, направлен на определенную гармонизацию правового положения центральных банков государств-членов, перешедших на единую валюту. При этом, основным направлением этой гармонизации является изменение такого компонента конституционно-правового статуса центральных банков, как их независимость. Гармонизация затрагивает прежде всего такие компоненты независимости как их целевая автономия и функциональная автономия центральных банков, что не может не привести к определенной эволюционной трансформации конституционно-правового статуса центральных банков государств-членов.
Наиболее существенное влияние введение евро и создание ЕСЦБ оказало на конституционно-правовое положение центральных банков государств-членов ЕС, перешедших на евро с 1 января 2000 г. (Австрия, Бельгия, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ). Все эти государства либо внесли соответствующие изменения в свое законодательство, определяющее правовой статус центральных банков, либо приняли новые законы, посвященные центральным банкам.
Рассмотрев изменения конституционно-правового статуса центральных банков таких государств, автор пришел к выводу, что изменение функциональной автономии центральных банков характерно для всех без исключения государств-членов ЕС, перешедших на третий этап ЭВС. При значительном усилении функциональной автономии в их взаимоотношениях с национальными органами власти, центральные банки государств-членов являются абсолютно подчиненными органами власти в их взаимоотношениях с ЕЦБ и обязаны действовать в соответствии с нормативными актами этого органа ЕС.
Несмотря на то, что переход на третий этап ЭВС привел к наиболее существенным изменениям в конституционно-правовом положении центральных банков тех государств-членов, которые перешли на этот этап, он оказал заметное влияние и на конституционно-правовое положение центральных банков тех государств-членов, которые по-прежнему остаются на втором этапе ЭВС (Великобритания, Дания, Греция, Швеция), и, в частности, на их целевую и функциональную автономии.
Автор делит государства-члены, которые по-прежнему остаются на втором этапе ЭВС, на две группы. К первой группе относятся такие государства-члены как Греция и Швеция. Это государства-члены, которые обязаны перейти на третий этап ЭВС, как только они будут соответствовать критериям перехода на этот этап, содержащимся в ст. 121 Договора. Греция рассматривается диссертантом как государство, находящееся на втором этапе ЭВС, поскольку диссертация была представлена до 1 января 2001 г., когда Греция успешно перешла на третий этап ЭВС.
Ко второй группе относятся такие государства-члены как Дания и Соединенное Королевство. Основное отличие государств-членов второй группы от государств-членов первой группы заключается в том, что Дания и Великобритания при подписании Договора о Европейском союзе 1992 г. оговорили для себя особые условия, при которых они не переходят автоматически на третий этап ЭВС при соблюдении критериев, содержащихся в Договоре, как все остальные государства-члены. Для перехода на третий этап ЭВС эти государства должны не только соответствовать критериям такого перехода, но и предварительно выразить свое желание осуществить такой переход.
Рассмотрев изменения, произошедшие за последнее время в конституционно-правовом статусе центральных банков государств-членов ЕС, не перешедших на третий этап ЭВС, автор отмечает, что в целом эти изменения направлены на усиление независимости таких центральных банков. При этом, можно выделить тенденцию усиления и гармонизации целевой автономии, а также тенденцию усиления функциональной автономии таких центральных банков от их национальных органов государственной власти. В отличие от центральных банков государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС, такое усиление функциональной независимости центральных банков государств-членов, не перешедших на третий этап ЭВС, не сопровождается появлением функциональной зависимости этих центральных банков от ЕЦБ.
Функциональная независимость центральных банков государств-членов, не перешедших на третий этап ЭВС, обычно не соответствует той степени функциональной независимости, которая определена в ст. 108 и ст. 109 Договора, как необходимое условие для перехода на третий этап ЭВС. В связи с этим, можно ожидать, что в случае принятия решения о переходе этих государств-членов на третий этап ЭВС, им придется изменить конституционно-правовое положение своих центральных банков и, в частности, усилить функциональную независимость центральных банков от национальных органов государственной власти, одновременно с этим предоставив им возможность передачи ЕЦБ и ЕСЦБ целого ряда таких важнейших полномочий, как эмиссионные полномочия и полномочия по определению кредитно-денежной политики.
В заключении содержатся выводы научного исследования конституционно-правого статуса Европейской Системы Центральных Банков и ее структурных компонентов. Обобщаются также высказанные в основной части работы практические предложения об использовании опыта Европейского Союза для совершенствования конституционно-правового регулирования и функционирования государственного механизма Российской Федерации.
сколько традиционных, что является целью деятельности, примеры
Содержание:
- Центральный банк в экономике страны — какую роль играет
-
Чем занимается Центральный банк, основные функции
- Контроль деятельности коммерческих банков
- Установление ключевой ставки
- Регулирование валютного курса
- Эмиссия банкнот
- Полномочия Центробанка в сфере финансовой деятельности
- Основные направления деятельности Центрального банка
- Центральный банк в экономике страны — какую роль играет
-
Чем занимается Центральный банк, основные функции
- Контроль деятельности коммерческих банков
- Установление ключевой ставки
- Регулирование валютного курса
- Эмиссия банкнот
- Полномочия Центробанка в сфере финансовой деятельности
- Основные направления деятельности Центрального банка
Центральный банк в экономике страны — какую роль играет
Определение
Центральный банк — это государственное кредитное учреждение, главный банк государства.
Его также называют Центрбанк, Центробанк, ЦБ.
Центробанк тесно связан с государством. Он служит независимым самостоятельным экономическим субъектом, который обладает исключительным правом выпускать наличные деньги в обращение и регулировать всю кредитно-банковскую систему.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
ЦБ — это «многоликий» институт, сочетающий экономические, организационные и материально-технические операции.
Выделяют несколько характерных особенностей ЦБ страны.
- Центробанк — это экономический институт. Он относится к сфере экономических отношений и использует экономические методы регулирования: деньги, кредит, процент, валютный курс.
- ЦБ — это институт обмена. Это значит, что он обслуживает переход материальных благ между субъектами.
- Центробанк — это торговый институт. ЦБ перераспределяют аккумулированные денежные средства коммерческих банков, выдает кредиты.
- ЦБ является общенациональным учреждением, то есть обслуживает общие потребности народного хозяйства.
- Отличительное свойство ЦБ, по сравнению с коммерческими банками:
- Центробанк в каждой стране только один.
Чем занимается Центральный банк, основные функции
Согласно Статье 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», перед Банком России стоит 5 основных целей.
- Защита и обеспечение устойчивости рубля.
- Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации.
- Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.
- Развитие финансового рынка Российской Федерации.
- Обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Таким образом, Центробанк работает на макроуровне, в отличие от коммерческих. Его клиентами являются не граждане, а коммерческие банки, правительственные и военные органы. В рамках этого направления ЦБ выполняет следующие функции:
- эмиссия платежных средств;
- управление золотовалютными резервами страны;
- анализ и прогнозирование состояния национальной экономики;
- надзор и контроль в области экономики.
Помимо этого, ЦБ выполняет функции, свойственные всем банкам:
- проводит операции по кредитованию клиентов;
- организовывает счета в наличной и безналичной формах;
- хранит денежные средства клиентов.
Контроль деятельности коммерческих банков
ЦБ выступает основным проводником кредитного регулирования экономики и занимается обслуживанием коммерческих банков. Через Центробанк государство воздействует на операции:
- изменяет процентную ставку по операциям ЦБ;
- изменяет нормы обязательных резервов коммерческих банков;
- производит операции купли-продажи на открытом рынке векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
- регламентирует экономические и бухгалтерские нормы для банков.
Также ЦБ является заемщиком последней инстанции. Если кредитно-банковская организация испытывает финансовые трудности, она может обратиться в ЦБ государства для получения займа.
Установление ключевой ставки
Определение
Ключевая ставка — процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора.
Ключевая ставка является основным индикатором денежно-кредитной политики. Была введена в 2013 году, чтобы сохранить уровень годовой инфляции приблизительно на уровне 4% в год.
Исключительное право устанавливать ключевую ставку закреплено за Советом директоров Банка России. Назначение уровня ставки происходит восемь раз в год по определенному графику.
Регулирование валютного курса
В разных государствах ЦБ имеет разную степень полномочий в проведении валютной политики. В Италии Центральный банк разрабатывает и реализует ее совместно с особым ведомством — Итальянским валютным бюро. В России Центробанк делит полномочия с Правительством РФ.
Определение
Валютная политика — комплекс мероприятий, направленных на уравновешение платежного баланса и устойчивости курса национальной валюты с целью улучшения внешнеэкономических позиций государства.
Валютная политика включает в себя ряд элементов.
- Регулирование и контроль курса валют. К инструментам относят механизмы установления и поддержки его уровня.
- Управление официальными золотовалютными резервами государства.
- Международное валютное сотрудничество (в том числе в рамках международных валютно-финансовых организаций).
В большинстве развитых странах понятия валютной и денежно-кредитной политики являются синонимичными.
Эмиссия банкнот
На протяжении истории эмиссия денежных средств долгое время зависела от драгоценных металлов. К примеру, в большинстве европейских стран была распространена система золотого стандарта, в которой количество денег в обращении зависит от определенного стандартизированного количества золота. Однако в процессе эволюции экономических систем многие страны отказались от золотого стандарта.
В современных развитых странах выпуск банкнот полностью фидуциарен, то есть, не обеспечен золотом и другими драгоценными металлами. В основе эмиссии лежат активы самого Центробанка: кредиты коммерческих банков и государства, размеры золотовалютных резервов.
Полномочия Центробанка в сфере финансовой деятельности
Примечание
Статус, цели, функции, обязанности и полномочия деятельности Центробанка закреплены в Конституции РФ, а также в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Центробанк является финансовым агентом правительства. В связи с этим он выполняет несколько задач:
- осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга;
- контролирует кассовое исполнение бюджета;
- ведет текущие счета правительства;
- контролирует хранение, эмиссию и изъятие ценных бумаг, монет и денежных банкнот;
- переводит валютные средства при расчете с правительствами других стран.
Центробанк получает доход за выполнение этих операций. Однако получение прибыли не является главной целью ЦБ, так что большая часть денег становится активами банка или отчисляется в государственный бюджет. В традиционном понимании Центробанк самоокупаем.
Центробанк также играет роль кредитора государства. При необходимости восполнить государственный бюджет в условиях дефицита или покрыть государственные затраты ЦБ выдает правительству один из трех вариантов кредита: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) или долгосрочный (более 5 лет).
Основные направления деятельности Центрального банка
Выделяют 3 направления задач Центробанка. Вид задачи зависит от того, по отношению к чему совершает свои действия ЦБ.
- По отношению к экономике. Главная задача ЦБ — обеспечить экономику достаточным количеством наличных денег и продуктов труда, необходимым для движения денежных масс и успешной работы экономической системы государства.
- По отношению к правительству. Главная задача — предоставить правительству помощь, необходимую для реализации экономической программы. ЦБ служит «банком правительства».
- По отношению к банковской системе. Главная задача — кредитовать коммерческие банки, тем самым поддерживая их ликвидность. Помимо этого, ЦБ осуществляет надзор и контроль за эффективностью их деятельности. Таким образом он служит «банком банков».
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 2)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Функции центральных банков: введение и важность
Возможно, вы никогда в жизни не взаимодействовали напрямую с центральным банком. Однако центральный банк косвенно играет решающую роль в вашей повседневной жизни. Снижая процентные ставки для стимулирования экономики, центральный банк может привести к более высокому уровню инфляции и заставить вас платить больше за товары и услуги, которые вы потребляете. Хотите узнать больше о важности центрального банка? Читать дальше!
Роль центрального банка
Вы можете найти центральный банк почти в каждой стране. Европейский центральный банк, Федеральная резервная система, Банк Японии и Банк Англии являются наиболее известными центральными банками в мире. В любых обстоятельствах цель, которая движет деятельностью учреждения, является ключевым отличием между частным банком и центральным банком.
Частные банки являются коммерческими предприятиями, которые предоставляют финансовые услуги корпорациям и частным лицам.
Деятельность центральных банков направлена на то, чтобы влиять на поведение других финансовых учреждений, таких как банки и посредники. Хотя центральные банки получают прибыль, прибыль не является движущей силой их операций.
Несколько центральных банков изначально были коммерческими предприятиями, которые начали функционировать для поддержания стабильности финансового рынка; например, Банк Англии, основанный в 1694 г. , стал публичным в 1946 г. Кроме того, в Соединенных Штатах Америки в 1913 г. было создано название центрального банка Федеральной резервной системы. Их коммерческая направленность изменилась и стала включать неофициальную роль в то, что сейчас известно как денежно-кредитная политика. Центральные банковские учреждения были основаны в странах, где их раньше не было, поскольку правительства стали более активно заниматься денежно-кредитной политикой.
Центральные банки являются государственными организациями, которым поручено формулировать денежно-кредитную политику, действовать в качестве банков для правительства и других банкиров, выступать в качестве кредитора последней инстанции и контролировать внутреннюю банковскую систему с финансовым предложением и процентной ставкой.
Пять функций центрального банка: поддержание макроэкономической стабильности, кредитор последней инстанции для финансовой стабильности, роль банка для правительства, осуществление денежно-кредитной политики и регулирование финансового сектора.
Местонахождение Европейского центрального банка во Франкфурте, Pixabay
Функция центрального банка в макроэкономике: m
поддержание макроэкономической стабильностиС точки зрения макроэкономической стабильности мандат Банка Англии заключается в поддержании стабильности цен при поддержка экономических целей правительства, таких как рост и занятость. Цель правительства по инфляции, которая в настоящее время составляет 2% от индекса потребительских цен, используется для установления мандата на стабильность цен, а не нулевой инфляции (ИПЦ). В мандате подчеркивается важность ценовой стабильности для обеспечения макроэкономической стабильности и создания оптимальных условий для долгосрочного роста производства и занятости.
Необходимо учитывать понятие макроэкономической стабильности и связанное с ним понятие макроэкономических показателей. Стабильный рост, занятость, разумный уровень цен и устойчивость текущего платежного баланса — все это примеры макроэкономической стабильности . Степень достижения этих желательных целей может оценить макроэкономические показатели.
Чтобы узнать больше о различных показателях макроэкономических показателей, ознакомьтесь с нашей статьей об экономических показателях.
Функции центральных банков: кредитор последней инстанции (для финансовой стабильности)Финансовая стабильность может быть достигнута, если центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции для банковской системы, а также если центральный банк осуществляет надзор и регулирование финансовая система. Функция кредитора последней инстанции является общей чертой центральных банков во всем мире.
Обычно характеризуется готовностью центрального банка предоставлять кредиты платежеспособным банкам с краткосрочными проблемами ликвидности. Цель центрального банка в предоставлении этих денег, хотя и за определенную плату, состоит в том, чтобы защитить вкладчиков и, в худшем случае, избежать системного финансового краха.
Федеральная резервная система выдала несколько краткосрочных экстренных кредитов, чтобы поддерживать работу финансовой системы во время паники, вызванной биржевым крахом 1987 года, когда цены на акции в США значительно упали в определенный день. Готовность ФРС предоставлять краткосрочные кредиты по мере необходимости в период, когда банковская и финансовая системы находились в состоянии стресса, является примером роли центрального банка, выступающего в качестве кредитора последней инстанции для обеспечения финансовой стабильности.
Дополнительные функцииРегулирование выпуска банкнот, функционирование в качестве банка банкиров, функционирование даже в качестве государственного банка, продажа и покупка валюты для воздействия на обменный курс, а также взаимодействие с иностранными центральными банками и международными организациями являются второстепенными функциями центральных банков.
Банк правительствуБанки, как и физические лица, имеют счета в центральном банке. Центральный банк выполняет функции банка правительства. Правительство страны, такой как Англия, имеет открытый банковский счет в Банке Англии.
Позиция банка как банкира правительства, с другой стороны, сильно ослабла. Управление долга (DMO) выпускает долговые обязательства от имени казначейства с 1998 года. В 2000 году оно взяло на себя ответственность за выдачу казначейских векселей и удовлетворение потребностей правительства в краткосрочной ликвидности.
Банк Англии, Pixabay
Осуществление денежно-кредитной политикиОсновной задачей центральных банков является формулирование денежно-кредитной политики, которая влечет за собой принятие мер (таких как контроль процентных ставок и условий кредита) для воздействия на объем денежной массы в экономике. Эта политика обеспечивает стабильность цен, защищает стоимость национальной валюты, максимально увеличивает занятость и создает условия для долгосрочного роста.
To implement monetary policy in the economy, a central bank has three basic methods:
Altering reserve requirements
Adjusting the bank rate
Open market operations
Центральный банк может использовать резервные требования для увеличения или уменьшения денежной массы. Резервное требование представляет собой соотношение депозитов банка, которое по закону должно храниться в наличных деньгах или на депозите в центральном банке. У банков будет меньше денег для кредитования, если они будут вынуждены сохранять больше резервов. Если банкам будет разрешено хранить меньше наличных вдобавок, у них будет больше денег для раздачи.
Федеральная резервная система приказала банкам сохранить резервы, эквивалентные нулю процентов от первых 14,5 миллионов долларов депозитов: после этого — три процента депозитов до 103,6 миллионов долларов. Наконец, десять частей любой суммы свыше 103,6 млн долларов США, начиная с начала 2015 года.
Корректировка банковской ставкиБанковская ставка — это ставка Центрального банка по отношению к коммерческим банкам, когда они приобретают резервы у центрального банка.
Различные центральные банки используют банковскую ставку по-разному. Использование колебаний курса в качестве сигнала об изменении денежно-кредитной политики имеет давнюю историю. Снижение банковской ставки указывает на то, что центральный банк намерен расширить свою экономическую базу. Резкий скачок банковской ставки говорит о том, что денежно-кредитные условия становятся ужесточенными.
Заимствование у других банков с непредвиденными дополнительными резервами является одним из подходов отдельного банка к компенсации дефицита резервов. Банк, которому не хватает счетов, берет деньги у центрального банка, когда ни один банк в системе не имеет избыточных резервов для кредитования. Это создает рынок денежной базы. Процентная ставка, взимаемая центральным банком, выше межкоммерческой кредитной ставки, чтобы побудить банки брать и предлагать резервы на рынке.
Операции на открытом рынкеЦентральный банк покупает или продает государственные активы на открытом финансовом рынке, что известно как операции на открытом рынке. Они являются основным инструментом, который центральные банки используют для контроля размера денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке для обеспечения финансовой основы, необходимой для поддержания спроса на деньги и роста продаж по мере расширения экономики. Они обеспечивают необходимую денежную базу для удовлетворения спроса на деньги по заранее установленной процентной ставке центрального банка. Продажа на открытом рынке постоянно увеличивает капитал центрального банка и предложение валюты.
Регулирование финансового сектораРоль центрального банка заключается в том, чтобы гарантировать, что финансовые учреждения выполняют свои операции этично. Для этого центральный банк должен выполнять определенные регулятивные задачи.
Центральные банки гарантируют депозиты финансовых учреждений до определенного предела. Поскольку центральный банк обеспечивает ставки, он следит за тем, как выручка ограничивает их ответственность.
Центральные банки обязаны следить за рисками. Поэтому регулярно проводите проверки. Коммерческие банки должны гарантировать, что их уровень риска остается в пределах ограничений, установленных центральными банками.
Центральные банки также применяют антидискриминационные правила, чтобы гарантировать, что общественные или расистские мотивы не препятствуют доступу к банковскому кредиту.
Например, в Соединенных Штатах звучали обвинения в том, что банки ограничивали определенные районы, потому что латиноамериканцы и чернокожие составляли основную часть населения в этих районах.
Центральный банк контролирует деятельность финансовых учреждений и выявляет любые конфликты интересов. Если высшие руководители консультативных советов коммерческих банков выпускают облигации для себя и других предприятий, которыми они управляют, центральный банк может и должен вмешаться, чтобы предотвратить кражу.
Чтобы узнать больше о различных мерах финансового регулирования со стороны Центрального банка, ознакомьтесь с нашей статьей о регулировании финансовой системы.
Государственный контроль над центральным банкомПравительство владеет и контролирует каждый центральный банк. Центральный банк осуществляет надзор за всеми банковскими операциями правительства. Он имеет исключительное право выполнять все банковские обязанности от имени правительства. В результате центральный банк выступает в роли банкира, советника и агента правительства. Однако, в то время как некоторые центральные банки полностью контролируются государством, другие обладают независимостью в некоторых аспектах своей роли.
Независимые центральные банкиНесколько стран решили сделать центральные банки автономными. Экономический аргумент в пользу независимости центрального банка заключается в том, что результат не будет отражать цели политиков после того, как правительства передают денежно-кредитную политику на аутсорсинг независимому центральному банку, а не национальным лидерам. Что касается функций центрального банка, существуют определенные области независимости от правительства:
Юридическая
Financial
Personal
Goal
Institutional
Operational
The central bank should be the regulator and authority in the banking and monetary systems для поддержания валютной стабильности. Сегодня существуют государственные и контролируемые государством центральные банки, и они ничем не отличаются от министерства или департамента финансов своей страны. Однако экономическое обоснование контролируемый государством центральный банк заключается в том, что национальные лидеры, а не независимый центральный банк, контролируют денежно-кредитную политику.
Сравнение независимых и контролируемых государством центральных банковСравнение независимых и контролируемых государством центральных банков лучше всего проводить на основе шести аспектов независимости.
АСПЕКТЫ | Независимые центральные банки | Центральные банки, контролируемые государством |
Юридические | Центральные банки получают отдельные права, позволяющие им присоединяться к международным соглашениям без разрешения правительства. | Правительство должно одобрить юридические вопросы. |
Финансовый | Центральные банки полностью независимы от бюджета, а некоторым даже запрещено кредитовать правительства. | Правительство может занять деньги в любое время. |
Личный | Управляющие центральными банками могут находиться в должности с продленным сроком, по крайней мере, в течение политического цикла. | Руководители центральных банков меняются в зависимости от политического цикла. |
Цель | Центральный банк имеет право определять цель своей политики. | Государство ставит цели. |
Институциональный | Закон гарантирует независимость центрального банка, защищая его от политического вмешательства. | Нет необходимости в законах против политического вмешательства. |
Операционный | Центральный банк имеет право выбирать оптимальный метод достижения целей своей политики, например, используемые инструменты и время их использования. | Государство выбирает оптимальный метод в своих интересах. |
Функции центральных банков – основные выводы
Определение центрального банка (цели и функции)
Что такое центральный банк
НАПИСАЛ ПОЛ БОЙС | Обновлено 19 апреля 2022 г.
Центральный банк контролирует предложение денег, а также то, как они достигают потребителя. Он может не только печатать и вливать деньги в экономику, но и регулировать их распределение коммерческими банками.
Центральный банк контролирует денежно-кредитную политику, которая включает власть над инфляцией, обменными курсами и денежной массой. Он имеет ряд инструментов, с помощью которых он использует для контроля таких. Например, он может устанавливать процентные ставки для сдерживания инфляции, покупать иностранную валюту для ослабления национальной валюты и участвовать в операциях на открытом рынке, покупая активы у финансовых учреждений.
В свою очередь, центральный банк использует монетарные инструменты для достижения своих целей. Они варьируются от страны к стране, но обычно включают цели по инфляции, безработице, экономическому росту и финансовой стабильности.
- Центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику.
- Основные функции центрального банка заключаются в установлении базовой ставки, контроле денежной массы посредством операций на открытом рынке, установлении резервных требований частных банков и контроле национальных валютных резервов.
- Основными задачами центрального банка является поддержание ценовой и экономической стабильности.
сообщите об этом объявлении
В 1668 году в Швеции был основан первый в истории центральный банк под названием Sveriges Riksbank. Его основание связано с крахом первого шведского банка, Stockholms Banco, в 1656 году. Вскоре после своего создания Stockholms Banco стал первым банком, который официально представил банкноты в Европе в 1661 году.
Банкнота изначально была очень популярна, так как заменяла монеты, которые были тяжелыми и неудобными в обращении. Однако в последующие годы Stockholms Banco выпустил больше банкнот, чем мог покрыть свои депозиты. В результате потребители стали опасаться увеличения количества банкнот в обращении и поэтому стали требовать свои оригинальные монеты.
То, что произошло в 1660-х годах, мы называем «набегом на банк». У него не было достаточно монет для выполнения своих обязательств, и поэтому он обанкротился. В результате потребители остались с банкнотами, которые ничего не стоили. Впоследствии это привело к тому, что шведская знать взяла на себя управление банком и создала Sveriges Riksbank.
Sveriges Riksbank взял на себя ответственность за денежно-кредитную политику, взяв на себя официальный контроль над чеканкой монет и денежной массой. Он также запретил использование всех банкнот из-за серьезного кризиса, вызванного его первоначальной адаптацией. Однако два века спустя, в 1874 году, банкноты вновь появились на рынке.
Цели центральных банков сильно изменились за прошедшие годы из-за катастрофических экономических событий. Например, еще в 1970-х основной целью центральных банков было обеспечение полной занятости. Однако сосредоточенность на занятости затмила внимание центральных банков к инфляции. Вместо того чтобы поддерживать стабильность цен, центральные банки вкачивали деньги в экономику, чтобы обеспечить занятость людей. Однако это произошло за счет инфляции.
Например, в 1973 году произошел масштабный нефтяной кризис, который должен был быть назван «кризисом ОПЕК». Это привело к резкому росту уровня безработицы в развитых странах. В ответ центральные банки открыли краны и снабдили экономику деньгами в надежде на увеличение инвестиций и рабочих мест.
Несмотря на то, что план сработал, он увеличил занятость в краткосрочной перспективе, но дал долгосрочные результаты. Инфляция, выражающаяся двузначным числом, имела место в 1980-е годы, и занятость пострадала в равной степени. В результате центральные банки поняли, что необходим более сбалансированный подход, который фокусируется на нескольких целях, а не на одной.
Примеры целей центральных банков включают:
- Стабильность цен
- Полная занятость
- Финансовая стабильность
- Экономический рост
- Стабильность обменного курса
Стабильность цен, вероятно, является одной из главных целей центральных банков. После высоких уровней инфляции 1970-х и 1980-х годов и катастрофы, которой стала Великая депрессия 1929 года, контроль над ценами стал ключевым элементом политики центральных банков.
Сейчас в большинстве развитых стран целевой уровень инфляции составляет 2 процента. Причина этого в том, что он достаточно высок, чтобы стимулировать потребление, но не слишком высок, чтобы вызвать панические покупки, тем самым создавая цикл большей инфляции. Тем не менее, он не слишком низкий, чтобы вызвать чрезмерную сумму сбережений.
Возвращаясь к истории, полная занятость была одной из основных целей центрального банка. Однако по мере расширения государства всеобщего благосостояния и углубления понимания денежно-кредитной политики оно сделало шаг назад.
Тем не менее, полная занятость по-прежнему является относительно важной задачей. Большинство центральных банков примут меры, если безработица начнет расти. Обычно это делается путем снижения процентных ставок, чтобы стимулировать более дешевые кредиты для бизнеса. В свою очередь, предприятия будут использовать дешевый кредит для инвестиций и расширения своей деятельности, тем самым стимулируя создание рабочих мест.
Центральный банк часто выступает в качестве кредитора последней инстанции для поддержания финансовой стабильности. Например, большинству коммерческих банков нужны краткосрочные кредиты, чтобы иметь возможность привести в соответствие свои активы и пассивы.
Иногда коммерческий банк должен выплатить кредит другому финансовому учреждению, но его активы связаны с долгосрочными кредитами и другими неликвидными активами. В результате им нужна краткосрочная ликвидность для выполнения своих обязательств, и здесь в игру вступает центральный банк.
Это очень важно для частного сектора, так как некоторые краткосрочные неуплаты могут привести к серьезным последствиям. Один небольшой краткосрочный дефолт может привести к тому, что другие учреждения перестанут вести с ними дела, и клиенты могут начать уходить в другие места. Это может разрушить репутацию фирмы и, следовательно, доверие к ней как к организации. Таким образом, центральный банк играет важную роль в обеспечении сохранения доверия и стабильности банков.
Экономический рост важен для центральных банков, поскольку он обычно означает увеличение количества рабочих мест и улучшение условий жизни. Когда есть экономический рост, он часто связан с увеличением инвестиций в бизнес, улучшением занятости и увеличением спроса.
Теперь экономический рост является целью центральных банков, но не обязательно основной. Им часто приходится взвешивать все «за» и «против», поскольку контроль над инфляцией и ценами может оказаться более выгодным, чем стимулирование экономики. Тем не менее, центральные банки часто стремятся поддержать экономику, если они могут это сделать, сохраняя при этом ценовую стабильность.
По той или иной причине страна может столкнуться с валютным шоком, из-за которого спрос на ее валюту быстро падает. Это может быть связано с внутриполитическим выходом или финансовым кризисом. В свою очередь, это создает нестабильность на рынках, чего стараются избегать центральные банки.
Нестабильность обменного курса может привести к снижению уровня деловой уверенности, поскольку они не могут адекватно планировать свои инвестиции или бизнес-стратегию. Это еще более важный фактор в современных взаимосвязанных экономиках, которые в значительной степени зависят от международных цепочек поставок.
Когда обменный курс сильно падает, центральный банк может попытаться купить национальную валюту на биржевом рынке, чтобы увеличить спрос на нее и ее стоимость. Это может помочь создать стабильность на рынке, что может существенно повлиять как на импортеров, так и на цепочку поставок и экспортеров.
Центральный банк выполняет четыре основные функции. К ним относятся установление базовой ставки, контроль над денежной массой посредством операций на открытом рынке, обеспечение банковских резервов и контроль национальных резервов иностранной валюты.
- Базовая ставка
- Операции на открытом рынке
- Резервные требования
- Резервы в иностранной валюте
Одной из ведущих функций центральных банков является установление процентной ставки. Также известная как базовая ставка, она устанавливает ставку, которую коммерческие банки могут занимать у центрального банка. В свою очередь, коммерческие банки реагируют на повышение процентных ставок для населения, поскольку они платят более высокую ставку центральному банку.
Базовая ставка — полезная функция, так как она действует как касание. При повышении ставки заимствование в центральном банке становится более дорогим для коммерческих организаций. В свою очередь, кредиты предприятиям и потребителям дорожают, что приводит к сокращению денежного обращения.
Напротив, снижение базовой ставки используется для стимулирования спроса. По мере того, как долг становится дешевле финансировать, предприятия и потребители требуют больше его, тем самым увеличивая денежный оборот.
Операции на открытом рынке просто включают центральные банки, создающие деньги и покупающие на них финансовые активы. В последнее время он получил название «количественное смягчение». Целью этого является либо изъятие «токсичных» активов, как мы видели при количественном смягчении, либо скупка активов и высвобождение денег для инвестирования в другое место.
Когда центральный банк участвует в операциях на открытом рынке, он сначала создает наличные деньги. Затем он покупает финансовые активы, такие как государственные облигации и ценные бумаги, а также другие инструменты. Затем наличные переходят в финансовое учреждение, у которого они были приобретены. Затем это действует как новые деньги в экономику.
В то же время некоторые центральные банки, такие как Федеральная резервная система США, переводят всю полученную прибыль обратно в казну. Таким образом, центральные банки покупают государственный долг, и когда государственные платежи включают проценты, эта прибыль в любом случае возвращается правительству.
Центральные банки часто используют резервные требования для увеличения и уменьшения денежной массы. Он делает это, требуя от каждого банка удерживать определенный процент от каждого депозита, который они принимают. Например, большинство коммерческих банков будут удерживать только 5 центов на каждый вложенный доллар, а остальные 95 центов выдают взаймы.
Таким образом, если центральный банк повысит обязательные резервы до 10 процентов, то коммерческим банкам придется удерживать 10 центов на каждый доллар и выдавать взаймы только 90 центов. В свою очередь, это означает, что выдается мало кредитов, что ограничивает обращение денег.
Центральные банки обычно хранят значительную сумму в международной валюте в любой момент. Например, в начале 2020 года Федеральная резервная система хранила 41 миллиард долларов в иностранной валюте.
Цель которой — помочь стабилизировать колебания на валютном рынке. Если доллар США значительно обесценится, Федеральная резервная система может попытаться купить доллары США за иностранную валюту, чтобы увеличить его стоимость.
По мере того, как Федеральная резервная система покупает все больше и больше долларов США, она посылает сигнал рынку о том, что они пользуются высоким спросом, тем самым укрепляя их стоимость и стабилизируя рынок.
- Дефляция
- Ставка дисконтирования
- Обменные курсы
- Фискальная политика
- Фиксированные затраты
- Инфляция
- КОРОКТИВАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
919.
Главный аргумент в пользу центрального банка заключается в том, чтобы централизованная организация контролировала предложение денег. Первоначально это было связано с проблемами, возникшими в Швеции, когда в обращение была выпущена первая европейская банкнота. Stockholms Banco был первым европейским банком, сделавшим это, однако он производил намного больше, чем мог выдержать рынок, что привело к инфляции и бегству из банка.
Откуда ЦБ берет деньги?
Центральный банк зарабатывает деньги на процентах от кредитов коммерческих банков. Он также создает деньги и использует их посредством операций на открытом рынке. По сути, они создаются с помощью электронной системы, которая переводит деньги из центрального банка в другие финансовые учреждения.
Любая полученная прибыль обычно перечисляется в государственную казну.
Что такое Центральный банк и его функции?
Центральный банк выполняет четыре основные функции. Вот они:
1. Контролируйте базовую ставку и инфляцию.
2. Контролируйте денежную массу посредством операций на открытом рынке.
3. Поддерживать резервные требования в частных банках.
4. Обеспечьте наличие достаточных валютных резервов.
Дополнительная литература
Банковские операции для клиентоориентированного мира
Сегодня в головных офисах и региональных отделениях банков люди выполняют работу, которую ни один клиент никогда не увидит, но без которой банк не смог бы не функционируют. Тысячи людей занимаются закрытием и погашением кредитов, обработкой платежей и разрешением споров с клиентами. Они выясняют, когда можно сделать исключения для одобрения клиентов, и помогают банку соблюдать правила по отмыванию денег, и это лишь некоторые из них.
Через десять лет операции бэк-офиса будут совершенно другими. Для начала потребуется гораздо меньше людей. По оценкам McKinsey, от 75 до 80 процентов транзакционных операций (например, общие бухгалтерские операции, обработка платежей) и до 40 процентов более стратегических операций (например, финансовый контроль и отчетность, финансовое планирование и анализ, казначейство) могут быть автоматизированы. У оперативного персонала будет совершенно другой набор задач, и поэтому ему потребуются другие навыки. Вместо обработки транзакций или сбора данных они будут использовать технологии для консультирования клиентов по лучшим финансовым вариантам и продуктам, творческого решения проблем и разработки новых продуктов и услуг для повышения качества обслуживания клиентов. Банки, другими словами, будут выглядеть и ощущаться как технологические компании.
Особенности преобразованных банковских операций
Финансовым учреждениям необходимо составить общую картину, на уровне совета директоров подумать о том, как подготовиться к революционному влиянию цифровых технологий на банковские операции. Поскольку на операции уходит от 15 до 20 процентов годового бюджета банка (пример), преобразование этих функций приведет к значительному повышению прибыльности и возврату акционерам большего капитала. Это также может увеличить доходы, позволив банкам предоставлять более качественные продукты и услуги клиентам.
Экспонат
Сегодня многие банковские процессы привязаны к тому, как банки всегда вели бизнес, и часто служат потребностям банка больше, чем клиенту. Банки должны обратить эту динамику вспять и сделать опыт клиентов отправной точкой для разработки процессов. Для этого им необходимо понять, чего хотят клиенты, как и когда они этого хотят. Вместо основного центра затрат операции будущего станут двигателем инноваций и качества обслуживания клиентов.
Основываясь на нашей работе с крупными финансовыми учреждениями по всему миру и исследованиях Глобального института McKinsey по автоматизации и будущему работы, мы выделяем шесть определяющих характеристик будущих банковских операций.
Индивидуальные, персонализированные продукты и услуги
Сегодня банки предлагают стандартизированные продукты, жестко запрограммированные с конкретными преимуществами, параметрами и правилами: ипотечные кредиты на 30 лет, кредитные карты с вознаграждением за поездку, сберегательные счета с минимальным остатком. Различные рабочие роли отвечают за поддержку этих продуктов и управление правилами, регулирующими их использование. В будущем эти действия будут автоматизированы, а роли сотрудников сместятся в сторону разработки продукта. Вместо того чтобы оценивать кредитные риски и принимать решения об утверждении ипотечных кредитов, операционный персонал будет работать с автоматизированными системами, которые позволят банку предлагать своим клиентам гибкие и индивидуальные ипотечные кредиты.
Представьте себе, например, банк, выпускающий новую кредитную карту, в которой владелец карты может определить, сколько бонусных баллов он может получить: например, 30 процентов вознаграждения пойдет в авиакомпанию, 30 процентов будет возвращено наличными, а 40 процентов будет конкретный продавец. Или, может быть, банк решает предложить кредиты, которые позволяют клиентам указать свой план погашения и сроки погашения. Сегодня такие сценарии стали бы кошмаром для банков — для каждой карты или кредита почти потребовалась бы собственная операционная команда. Но вскоре операции будут использовать свои знания о банковских процессах и системах, чтобы сначала разрабатывать индивидуальные продукты, а затем использовать технологии для управления ими и их доставки.
Широкое использование автоматизации и новых технологий, которые расширяют возможности клиентов
Автоматизация и искусственный интеллект, уже являющиеся важной частью потребительского банкинга, в ближайшие годы будут проникать в операции гораздо глубже, обеспечивая преимущества не только для структуры затрат банка, но и для своих клиентов. Например, оцифровка процесса закрытия и исполнения кредита ускорит процесс и предоставит клиентам гибкость и свободу просмотра и подписания документов онлайн или с помощью мобильного приложения. Как правило, американским потребителям приходится ждать не менее месяца, чтобы получить одобрение на ипотеку — оцифровка этого процесса и автоматизация одобрений и обработки сократят время ожидания с нескольких дней до минут.
То же для колл-центров. Вместо того, чтобы ждать в очереди или переключаться между разными представителями, клиенты могут получить мгновенное и эффективное автоматизированное обслуживание клиентов на основе передового искусственного интеллекта.
ИИ и расширенная аналитика также могут улучшить разрешение споров. Клиенты могут связаться со своим банком в любое время через Интернет, мобильную связь или электронную почту и получать быстрые решения в режиме реального времени. С другой стороны, системы будут выполнять почти мгновенную оценку данных о споре, анализируя историю отношений клиента с банком и используя исторические шаблоны споров для решения проблемы.
Бесперебойные процессы и постоянное качество
Сегодня многие операционные сотрудники выполняют десятки или даже сотни однотипных задач каждый день — рассматривают споры клиентов по кредитным или дебетовым картам, обрабатывают или утверждают кредиты, следят за тем, чтобы платежи обрабатывались должным образом, и так далее. Неудивительно, что ошибки случаются. В некоторых банках США мы видели от пяти до десяти процентов всех споров по дебетовым картам, обработанных с ошибками.
Автоматизация этих и других процессов уменьшит влияние человеческого фактора при принятии решений и снизит количество ошибок практически до нуля. Это даст операционным сотрудникам время, чтобы помочь клиентам со сложными, крупными или деликатными проблемами, которые не могут быть решены с помощью автоматизации. И эти сотрудники будут обладать полномочиями по принятию решений и навыками быстрого решения вопросов клиентов.
Упреждающее управление на основе аналитики
Использование прогнозной аналитики может значительно улучшить управление операциями несколькими способами. Во-первых, это позволяет операционным руководителям быть более точными и точными в своих прогнозах. Вместо использования простой арифметики, основанной на ограниченном количестве переменных для прогнозирования спроса, прогнозы спроса на конкретные продукты и услуги могут быть сделаны на основе детальных профилей сегментов клиентов и поведения клиентов с использованием десятков или сотен переменных. Банки могут создавать подробные профили из множества наборов данных, включая онлайн-взаимодействия, географическую информацию об использовании мобильных телефонов и агрегированное платежное поведение, а затем применять аналитику для прогнозирования потребностей и желаний своих клиентов — вплоть до уровня одного индивидуальные в некоторых случаях.
Комплексные наборы данных также позволят менеджерам устанавливать больше KPI. Например, вместо того, чтобы отслеживать только среднее время обработки и удовлетворенность клиентов в колл-центре, банки могут детализировать, чтобы увидеть, сколько времени миллениалы или жители определенного штата тратят на телефонные звонки с представителями. Если они тратят больше, чем в среднем, банки могут определить причину и, при необходимости, изменить способ общения с этими клиентами или скорректировать продукты или услуги, чтобы лучше их обслуживать.
Наконец, применение аналитики к большим объемам клиентских данных может трансформировать решение проблем, сделав его более детальным и проактивным, а не реактивным. Вместо того, чтобы банк устранял ошибку или проблему клиента только тогда, когда она достигает определенного масштаба или частоты, программное обеспечение может обнаруживать ошибки, которые случаются даже с одним клиентом, например неправильно рассчитанная комиссия или двойной платеж по кредитной карте. Затем клиент может быть предупрежден об ошибке и проинформирован о том, что она уже исправлена; такой упреждающий охват может значительно повысить удовлетворенность клиентов. Банки также могли бы активно связываться с клиентами, которые, согласно прогнозному моделированию, могут позвонить с вопросами или проблемами. Например, если банк замечает, что его пожилые клиенты имеют тенденцию звонить в течение первой недели после открытия счета или получения новой кредитной карты, представитель отдела обслуживания клиентов AI может связаться с вами, чтобы проверить.
Устранение разрозненности для упрощения организации
Банки всегда функционировали с организационной троицей: фронт-офисы (филиалы), мидл-офисы (колл-центры) и бэк-офисы (операции). В ближайшие десять лет эта троица резко изменится. Как мы уже отмечали, бэк-офисы будут сокращаться. Колл-центры практически исчезнут из-за ботов с искусственным интеллектом и автоматизации, а количество отделений сократится, а функции преобразятся. По мере того как все больше транзакций клиентов переходит в цифровые каналы, сотрудники филиалов, работающие с клиентами, будут выступать в качестве квалифицированных личных консультантов, помогая клиентам получить ответы на сложные вопросы, которые невозможно решить в цифровом формате, давая советы по банковским продуктам и функциям и, как правило, выступая в качестве -stop-shop для клиентов, нуждающихся в поездках. Это новая парадигма, в которой клиенты будут получать персонализированные советы, полагаясь на более простую организацию.
Талант как отличительная черта: выход за рамки служебного долга
Нынешние оперативные сотрудники вряд ли узнают своих будущих коллег. Роли, которые раньше работали в безвестности и без взаимодействия с клиентами, теперь будут интенсивно сосредоточены на потребностях клиентов, выполняя критически важную работу. У них также будет опыт работы с технологиями, данными и пользовательским опытом, и в их число войдут цифровые дизайнеры, специалисты по обслуживанию клиентов и опыту, инженеры и специалисты по данным. Эти высокооплачиваемые сотрудники сосредоточатся на инновациях и разработке технологических подходов к улучшению качества обслуживания клиентов. Они также будут иметь глубокие знания банковских систем и обладать эмпатическими и коммуникативными навыками, необходимыми для управления исключениями и предоставления услуг «белых перчаток» клиентам со сложными проблемами.
Начало трансформации
Чтобы преуспеть в мире, где некогда разрозненные функции, такие как закрытие и исполнение кредита, соблюдение нормативных требований и управление рисками, становятся неотъемлемой частью разработки продуктов, управления продуктами и обслуживания клиентов, банкам необходимо сделать серьезные организационные изменения. Им нужно будет переосмыслить то, как будут работать люди, управляющие банком. Это требует трех основных усилий:
Разработать план перехода на организацию, основанную на поездках : Сегодня такие функции, как колл-центры, обработка платежей и страхование рисков, организованы по продуктам или сегментам. Поскольку банки все больше внимания уделяют персонализированному взаимодействию, потребуется операционная модель, основанная на путешествии. С помощью модели, основанной на маршруте, банки будут обеспечивать, чтобы операционные ресурсы контролировали запрос или проблему клиента до тех пор, пока она не будет решена. Модель, основанная на путешествиях, объединит ресурсы с различными способностями и знаниями и позволит преодолеть существующие в настоящее время разрозненные структуры. Для этого банкам необходимо будет переосмыслить то, как они укомплектовывают персонал, измеряют и отслеживают производительность и, в конечном итоге, предоставляют услуги клиентам.
Разработайте и внедрите новую модель талантов: Операционные сотрудники в 2030 году должны будут знать, как кодировать, разрабатывать продукты и понимать данные, но им также потребуется личное тепло и понимание, чтобы управлять исключениями и решать сложные проблемы клиентов. . Чтобы привлечь такого рода таланты, банкам необходимо будет расширить свое географическое присутствие и определить кадровые резервы с требуемыми навыками и качествами. Им потребуется новый подход к найму для оценки и найма талантов для операций с навыками, отличными от тех, которые требуются сегодня. Наконец, банкам потребуются подходы к обучению, чтобы развивать не только технические навыки, но и эмпатию и способность производить впечатление на клиентов при каждом взаимодействии.
Разработайте дорожную карту для ускорения цифровизации: Банки должны действовать сейчас, чтобы разработать агрессивную тактическую дорожную карту, в которой изложен план цифровизации и автоматизации. Банки, у которых нет четкого долгосрочного плана автоматизации, который через десять лет приведет к полностью цифровым операциям, будут бороться за то, чтобы оправдать ожидания клиентов.
В 2030 году будущее для банков и их клиентов будет выглядеть совершенно по-другому. У банков есть уникальная возможность уже сейчас заложить основу для предоставления персонализированных, отличительных и ориентированных на рекомендации услуг для клиентов.