Крупные монополии в России | Статья в журнале «Молодой ученый»
Автор: Емельянова Вера Алексеевна
Научный руководитель: Макаров Олег Анатольевич
Рубрика: Экономика и управление
Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.
Дата публикации: 11.06.2021 2021-06-11
Статья просмотрена: 1696 раз
Скачать Часть 4 (pdf)
Библиографическое описание:Емельянова, В. А. Крупные монополии в России / В. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82278/ (дата обращения: 18.10.2022).
Ключевые слова: Россия, естественная монополия, экономика России, антимонопольная политика, газовая промышленность.
Каждый день мы сталкиваемся с различными сферами экономики. Это сфера услуг, транспорт, связь, образование, добыча полезных ископаемых, отрасли промышленности, переработка сырья и добыча сырья с эксплуатацией природы. Отрасли объединяются в группы по секторам, рынкам и сегментам, существуя между собой. А именно, конкурируя. Конкуренция бывает разных видов: монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция, монополия и олигополия. Внимание хочу обратить на монополию. Термин «монополия» можно выразить как: существование одного игрока на рынке, не имеющего аналогов.
Монополия имеет виды: искусственная монополия, государственная монополия, чистая монополия, открытая монополия, двусторонние монополии.Деятельность монополий в экономике России регулируется Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». На основании ст. 4 Закона к субъектам естественной монополии относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством товаров в условиях естественной монополии, то есть транспортировка природных ресурсов, людей и любых других грузов.
Естественная монополия играет важнейшую роль в экономике России. На сегодняшний день идет большая работа над изменением некоторых областей монополии. Из-за трудностей в разгосударствлении некоторых частей и улучшения производства сырья, повышается значимость монополии в России. Отрасли, такие как электроэнергетика, газовая промышленность, транспорт, считаются монополистами высокого уровня производства и сбыта. Они ограничивают свободу выбора поставщиков потребителю различных товаров и услуг.
Естественная монополия существует за счет высоких технологических особенностей производства, отодвигая на второй план экстенсивный рост производства. Благодаря большому объему производства в монополии легче организовать предприятие. Так как монополисты редко инвестируют и тратят большие суммы на увеличение объемов производства.
Возникает вопрос: «Как монополисты остаются на рынке, если они не прикладывают большие усилия для своего развития?». Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что это благодаря субаддитивным издержкам. Такими издержками считаются те, при которых они меньше выпускаемых совестно нескольких товаров, чем при их отдельном производстве. Но также существуют другие особенностей. А именно, наличие трудностей при входе на рынок; отсутствие для потребителя альтернативы продукта, что заставляет покупать продукт по диктующей цене; низкая эластичность спроса, высокие постоянные издержки и невозможность создания запасов.
С развитием экономики, многие правила конкуренции стали не актуальны. Из-за быстрых скачков технологического прогресса и дерзкой конкуренции ни одна монополия не продержится долгое время. Монополия может нанести вред не только потребителю, но и экономике в целом. Так как на рынке информационных товаров фирма подвержена давлению на увеличения масштаба, со стороны спроса и со стороны предложения. Она прогибается за счет увеличивая производство и снижая цены. Таким образом, если антимонопольная политика будет направлена на ограничение доли рынка высокотехнологичных компаний, цены могут вырасти. Чтобы устранить данную проблему, возможно стоит уменьшить давление на существование монополии, позволив им мирно существовать на рынке за счет эффекта масштаба. Когда это станет малоэффективным, их уничтожит конкуренция.Деятельность естественных монополий очень важна для экономики России. Они эффективно существуют в данной отрасли, тем самым создают благосостояние населения (потребителя).
Лучше всего влияет на экономику страны- стратегические сегменты, их деятельность и государственной политики, в целом, позволяя России успешно функционировать.
В пример всего сказанного хочу рассмотреть деятельность крупных монополий России. Одним из ведущих лидеров монополистов является электроэнергетика. В России существуют различные ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, объединенные в акционерное общество РАО «ЕЭС Россия». На сегодняшний день РАО «ЕЭС Россия» владеет всей сетью линий электропередач в стране. Также, Россия славится газовой промышленностью, которую тоже не обошла естественная монополия. В России существуют восемь объединений по добыче газа, а также тринадцать транспортных региональных предприятий по его транспортировке, объединенных в ПАО «Газпром». На долю этой компании приходится четвертая часть всех поступлений в государственный бюджет. Но помимо своего государства, ПАО «Газпром» осуществляет поставки экспортом в другие страны. Тем самым с гордостью можно заявить о мировом лидере и монополисте.
Естественным монополистом в России является железнодорожная отрасль. Доля путевого хозяйства ОАО РЖД, а также грузооборота составляет 80 % всех перевозок по стране. Немалая часть занимает пассажирские перевозки. Существуют и другие естественные монополии в России. Примеры тому — ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «Ростелеком». Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Таким образом, экономика России нуждается в глобальном решении ликвидации монополии в некоторых секторах.Литература:
- Монополии: примеры в России https://fb.ru/article/194243/monopolii-primeryi-v-mire-i-v-rossii
- Вечканова, Г. Р. Микроэкономика: 8-е изд. / Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов — СПб.: Питер, 2010. — 208 с.
- Халяндра, О. И. Уровень монополизации современной экономики России / О. И. Халяндра. — Текст: непосредственный // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 169–172.
- Бутыркин А. Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. М.: Новый век, 2013. — С.433.
- Волконский В. А., Корягин Г. И. О роли монополии в современной экономике. /В. А. Волконский, Г. И. Корягин. — Банк. дело. — М., 2014. — 174с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, естественная монополия, экономика России, антимонопольная политика, газовая промышленность, монополия, рынок.
Ключевые слова
Россия, естественная монополия, экономика России, антимонопольная политика, газовая промышленностьРоссия, естественная монополия, экономика России, антимонопольная политика, газовая промышленность
Похожие статьи
Роль
естественных монополий в экономике РоссииЕстественные монополии выполняют важнейшие функции в Российской экономике. От их состояния зависит место России на мировом рынке
Естественные монополии — рынки, обусловившие возникновение монополий своим естественным развитием, при котором…
Естественная монополия в России: проблемы государственного…Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара…
Уровень монополизации современной
экономики РоссииАнализ уровня монополизации современной экономики России. Разрушение рынков монополистами не сулит экономике
Основной из всех проблем советской экономики был маленький рынок сбыта ее продукции и небольшие объемы производства.
Антимонопольная политика современной России В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной…
Основные характеристики
антимонопольной политики в России Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики
Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции.
Регулирование монопольной деятельности посредством мер…
Роль естественных монополий в экономике России. регулирование, естественная монополия, монополия, заморозка тарифов, власть.
Основные характеристики антимонопольной политики в России. Ключевые слова: антимонопольная политика…
Роль
антимонопольной политики в России | Статья в журнале…Россия, антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, антимонопольная политика, возникновение монополий, деятельность, орган, российское антимонопольное законодательство, США, ФАС России.
Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на
рынке…Исходя из теории рынков — конкуренция и монополия являются разными институтами, где
В России же нужно внедрить вышеописанные правила на правовом уровне с учетом
Антимонопольная политика — комплекс государственных мер, обеспечение условия для…
Статьи по ключевому слову «
монополия» — Молодой учёныйРоль естественных монополий в экономике России.
Основные характеристики антимонопольной политики в России. Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г. — Рассказова А. К.
Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на рынке конкуренции и монополии.
Похожие статьи
Роль
естественных монополий в экономике РоссииЕстественные монополии выполняют важнейшие функции в Российской экономике. От их состояния зависит место России на мировом рынке
Естественные монополии — рынки, обусловившие возникновение монополий своим естественным развитием, при котором…
Естественная монополия в России: проблемы государственного…Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара…
Уровень монополизации современной
экономики РоссииАнализ уровня монополизации современной экономики России. Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего.
Основной из всех проблем советской экономики был маленький рынок сбыта ее продукции и небольшие объемы производства.
Антимонопольная политика современной России В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной…
Основные характеристики
антимонопольной политики в России Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики
Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции.
Регулирование монопольной деятельности посредством мер…
Роль естественных монополий в экономике России. регулирование, естественная монополия, монополия, заморозка тарифов, власть.
Основные характеристики антимонопольной политики в России. Ключевые слова: антимонопольная политика…
Роль
антимонопольной политики в России | Статья в журнале…Россия, антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, антимонопольная политика, возникновение монополий, деятельность, орган, российское антимонопольное законодательство, США, ФАС России.
Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на
рынке…Исходя из теории рынков — конкуренция и монополия являются разными институтами, где
В России же нужно внедрить вышеописанные правила на правовом уровне с учетом
Антимонопольная политика — комплекс государственных мер, обеспечение условия для…
Статьи по ключевому слову «
монополия» — Молодой учёныйРоль естественных монополий в экономике России.
Основные характеристики антимонопольной политики в России. Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г. — Рассказова А. К.
Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на рынке конкуренции и монополии.
Искусственная монополия | Мнения | Известия
Искусственная монополия
Экс-премьер России Евгений Максимович Примаков в минувший понедельник выступил в «Меркурий-клубе» с жесткой речью против российских неолибералов. Все собравшиеся в зале, а среди них был и автор этих строк, понимали, что Примаков целит в правительство, поскольку само правительство готовит какие-то неолиберальные меры по выходу отечественной экономики из состояния стагнации.
А спустя два дня эти самые правительственные неолибералы съехались в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ на Гайдаровский форум для того, чтобы объявить, что положение и в самом деле плохое, а причина этого в том, что жить мы стали слишком хорошо, зарплаты выросли, а производительность труда топчется на месте. И нужно сделать так, чтобы люди так хорошо уже не жили — не надеялись на законную пенсию, например — и тогда они снова начнут, как говорил основоположник неолиберализма в России, «крутиться» и тогда темпы развития восстановятся, и всем снова будет хорошо.
Но Евгений Максимович нас уже предупредил, не верьте неолибералам, под овечьей шкурой они скрывают волчий лик. Да и не либералы они вовсе — в том смысле, что не хотят они честного суда и свободных выборов, а хотят только того, чтобы государство ушло из экономики и перестало регулировать тарифы естественных монополий. А неолибералы на это даже не отреагировали, а продолжили только сокрушаться о стагнации, в которой якобы виновата наша слишком хорошая жизнь и государственное регулирование.
Есть что-то еще в этой дискуссии, что я упустил и не зафиксировал? Какой-то подводный камень, какой-то скрытый аспект, какая-то любопытная подробность?
Ведь все слова, которые говорятся сейчас, говорились в этой стране постоянно, еще со времен гайдаровской либерализации цен. Неолибералы никогда не признавались в своем неолиберализме, предпочитая ссылаться на объективное положение вещей, которое не оставляет им никакой другой альтернативы. А социал-государственники говорили, что положение вещей не играет на самом деле никакой роли, а всему виной — ложные идеологические мотивы оппонентов. В итоге ведется какой-то странный спор, который не имеет никакого развития, — нео-либералы про объективные обстоятельства, социал-государственники — про идеологические ошибки.
Поскольку сами неолиберальные министры в споры с оппонентами не вступают — они имеют дело только с самой действительностью, не оставляющей им выбора, за них это делают опытные журналисты, в частности, постоянный автор «Известий» Леонид Злотин. Отвечая Евгению Примакову, он говорит, что политический либерализм не отделим в России от экономического, а государственные компании в нашей стране не доказали своей эффективности.
Ход правильный, но, с другой стороны, эффективности не доказали и либеральные министры. За вычетом девяти героических месяцев примаковского кабинета у нас всегда экономический блок правительства контролировался наследниками гайдаровского кабинета, а экспертное обеспечение кабинета находилось в ведении соответствующих мозговых центров типа Института переходной экономики.
Это не мешало либеральной экспертократии критиковать государство за то, что оно слишком разрастается вширь и вглубь, но тем не менее сама эта экспертократия по- прежнему сохраняла свою монополию на вынесение компетентных рекомендаций.
Либералы говорят о том, что монополии наносят вред экономике, но они наносят еще больший вред политике, когда оказывается, что экономический курс по существу определяют люди примерно одних и тех же взглядов, а те, кто готов взять на себя ответственность за что-то альтернативное, строго говоря, не принимаются всерьез. Увы, эта искусственная монополия на экономическую ортодоксию отрицательно сказывается и на дискурсе тех, кто пользуется этой монополией, и на тех, кто заведомо безуспешно ей противостоит.
И те и другие существуют как будто вне пространства диалога, по крайней мере публичного. Понятно, что нужны крупные инфраструктурные проекты — весь вопрос в том, кто возьмет личную политическую ответственность хотя бы за один из них. Нынешний премьер, в бытность президентом, помнится, выделил пять направлений модернизации, кто об этом сейчас помнит и кто интересуется достигнутыми прорывными успехами. Как покупали иностранные лекарства, так и покупаем.
Разумеется, в этой ситуации возникает естественное предположение, что государственные проекты — это бессмысленная трата денег. А следовательно, лучше потратить эти деньги на страхование от неизбежных рисков. А если рост замедлится, можно выйти из трудного положения, повысив пенсионный возраст или замедлив индексацию зарплат. То есть сбросив издержки на якобы зажравшееся население. В ответ на эти «неизбежные меры» возмущенные оппоненты назовут нас неолибералами и повесят на нас всех собак, и на это мы скажем, что, если бы не наш монетаризм, все деньги из казны разошлись бы по частным карманам.
И хуже всего для этого судьбоносного спора, что все стороны по-своему правы, только дело от этого не двигается. Как сказал справедливо Виталий Третьяков, экономических форумов в стране всё больше, экономических успехов всё меньше. Нужен какой-то хотя бы риторический поворот в этом двадцатилетнем споре, чтобы колесо дискуссии не проворачивалось вхолостую.
Монополия в экономике — понятие, виды, признаки, примеры
В процессе развития рыночных отношений хозяйственная деятельность может принимать различные формы. Что такое монополия? Это в экономике одно из понятий, изучение которого позволит лучше понять устройство рынка.
Содержание
- Монополия (монополизация) — понятие, признаки и причины возникновения
- История возникновения и развития монополии в России
- Примеры монополистов в России и мире
- Характеристика монополий
- Государственные и капиталистические монополии
- Виды монополий
- Естественная
- Экономическая
- Административная
- Абсолютная
- Чистая
- Легальная
- Искусственная
- Открытая
- Закрытая
- Понятие природной монополии
- Плюсы и минусы монополии
- Антимонопольное законодательство
- Заключение
Монополия (монополизация) — понятие, признаки и причины возникновения
Основные её черты:
В этой ситуации на рынке имеется либо только один продавец, либо очень крупный по сравнению с другими.
Выпускаемая продукция не имеет аналогов, способных её заменить.
Наличие высокого и труднодостижимого порога для тех фирм, которые хотят попасть на рассматриваемый монополистический рынок.
Практически полный контроль над ценообразованием.
Высокий уровень затрат для производства товаров и услуг.
Возможность применить дискриминацию цен для различных групп покупателей.
Сущность монополии состоит в том, что это один из видов рыночных структур, при котором одна фирма производит и сбывает большую часть продукции определённого вида. При этом она защищена от вхождения на рынок конкурентов.
У этого термина также могут быть и другие определения:
Так называется компания, которая поставляет услуги и товары при полном отсутствии конкуренции.
Монополией может называться право, данное государством определённому лицу или организации производить и продавать товары или услуги.
Можно указать следующие причины возникновения:
Стремление предпринимателя получить сверхприбыль из-за того, что у покупателя нет возможности выбирать, и он не может отказаться от покупки вследствие завышенной цены.
При такой структуре рынка имеется высокая доля постоянных вложений, которые не будут окупаться при появлении конкурентов.
Появление монополистов может быть связано с разрешительной политикой государства.
Иногда государство создаёт монополизацию своей экономики за счёт создания и ужесточения торговых и законодательных барьеров для участия иностранных фирм в экономической жизни страны.
История возникновения и развития монополии в России
Самые первые компании, которые можно отнести к рассматриваемой категории, возникли в России в восьмидесятых годах девятнадцатого столетия. Тогда же монопольные формы бизнеса стали применяться и в других отраслях экономики (например, картель сахарозаводчиков).
В следующее десятилетие в стране был экономический подъём. В это время в чёрной и цветной металлургии образовались предприятия, которые доминировали в отрасли. До начала Первой мировой войны процесс образования монополий продолжался.
После образования СССР они были отменены, хотя советское государство фактически стало монополистом в экономике в течение всего времени своего существования. После распада Советского Союза в России в процессе дальнейшего развития стали возникать монополии, существующие в настоящее время.
Примеры монополистов в России и мире
Один из примеров — ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС». В 1992 г. в состав объединения вошли 50 новейших электростанций. Сейчас в него входит более 700 тепловых и гидроэлектростанций. Все линии электропередач в Российской Федерации принадлежат этой компании.
Другим примером является ПАО «Газпром». В него входят восемь объединений, которые занимаются добычей газа и тринадцать крупнейших газотранспортных предприятий страны. На долю ПАО «Газпром» в Восточной Европе приходится 56% поставок газа, а в Западной Европе его доля составляет 21%.
В качестве одного из мировых монополистов можно вспомнить компанию Microsoft (Microsoft Corporation, «Майкрософт»), которая создала операционную систему Windows.
Характеристика монополий
Хотя иногда они возникают в результате вытеснения с рынка конкурентов, в некоторых случаях их можно создать искусственно.
При этом новые фирмы не могут проникнуть на монополизированный рынок в силу следующих причин:
монополисты используют эффект масштаба, который связан с большим объёмом производимой продукции;
наличие особых прав, закреплённых на законодательном уровне;
наличие важных для бизнеса патентов и необходимых лицензий;
часто монополисту принадлежит право собственности на источники используемого сырья.
Государственные и капиталистические монополии
Государственные монополии обычно охватывают наиболее важные сферы экономики, в которых необходим тщательный контроль.
Капиталистические могут возникать и функционировать различными способами. Однако наибольшей силы они достигают в тех случаях, когда государство оказывает им поддержку.
Виды монополий
В зависимости от конкретной экономической ситуации монополизм может принимать различные формы, которые более подробно рассмотрены далее.
Естественная
Обычно она возникает вследствие того, что бизнес будет окупаться только тогда, когда в этой сфере будет работать только одна фирма. Такой вид существует в сфере железнодорожных перевозок.
Здесь требуются существенные инвестиции для того, чтобы наладить работу и небольшие фирмы не смогут обеспечить подходящий график финансирования.
Обычно данная разновидность складывается на основании объективных причин, относящихся к технологии производства или к организации обслуживания покупателей.
Наличие данного типа рыночных отношений характеризуется следующими свойствами:
правила установлены нормативными актами;
производится законодательное разграничение законодательства, относящегося к конкуренции, и юридических актов, регулирующих деятельность монополистов;
проводится разграничение деятельности монопольных фирм по видам деятельности и отраслям хозяйствования;
выполняется детальное правовое регулирование деятельности монополиста. Предусмотрены санкции за соответствующие нарушения.
В экономике сложилось так, что монополисты такого типа обычно относятся к следующим сферам хозяйственной деятельности:
проведение транспортировки газа или нефти посредством трубопроводов;
передача электроэнергии;
услуги, которые относятся к железнодорожным перевозкам;
обеспечение почтового сообщения;
работы и услуги, которые предоставляют аэропорты, морские или речные порты, транспортные терминалы.
Экономическая
Такая разновидность возникает тогда, когда количество продавцов на рынке становится настолько небольшим, что они становятся способны эффективно влиять на цену предоставляемых товаров и услуг.
Если её формирование происходит на основании проявления экономических сил, то речь идёт о концентрации производительных сил и получении подавляющего перевеса над другими участниками рынка.
Существуют два основных варианта для того, чтобы монополизировать рынок таким способом:
Если предприниматель достигает высоких показателей в развитии своей фирмы, вытеснив в конечном счёте своих конкурентов с рынка.
При условии концентрации капитала, вложенного в бизнес. Если используемые ресурсы существенно превышают возможности конкурентов, им придётся рано или поздно уйти с рынка.
Примерами могут быть, например, монополисты в сфере металлургии.
Административная
В этом случае монополист возникает не вследствие экономических причин, а на основе изменений в законодательстве и административного регулирования.
Это выражается в том, что конкретным фирмам даётся исключительное право осуществлять деятельность в определённой сфере. Такие монопольные формы были распространены в экономике Советского Союза.
Абсолютная
Такая рыночная структура имеет место в том случае, когда компания имеет уникальный продукт, для которого нельзя подобрать аналогичные товары для замены.
Примером может быть добыча уникальных полезных ископаемых (например, российская горно-металлургическая компания «Норникель»).
Чистая
Здесь рассматривается случай, когда в данной сфере имеется только одна фирма, которая поставляет товары или услуги. Например, предоставляющая услуги проезда в метро.
Легальная
Представляет собой особый случай чистой монополии. Особенность состоит в том, что монопольное положение фирмы закреплено государственным нормативным актом.
В качестве примера можно привести торговлю оружием.
Искусственная
Такая разновидность возникает тогда, когда продавцы на рынке объединяются с целью проведения единой стратегии продаж.
Это может быть сделано в таких формах:
Несколько производителей объединяются таким образом, чтобы они все вместе стали монополистом на определённом рынке. При этом они подписывают соглашение о том, кому полагается какая часть совокупной прибыли. Такой вид носит название картель. Все участники сохраняют право собственности на средства производства.
Если несколько фирм организуются в синдикат, то они отдают произведённые товары для сбыта одной организации. Они сохраняют право собственности на свой бизнес, но сбыт самостоятельно осуществлять не имеют права.
Если фирмы объединены в трест, то и средства производства и каналы сбыта становятся общими. В данном смысле объединены также финансы и управление деятельностью.
Применяются также более сложные способы совместной организации деятельности для получения монопольных преимуществ:
Многоотраслевой концерн включает в себя предприятия, работающие на различных рынках. Иногда он содержит несколько десятков или сотен предприятий в своём составе под единым управлением.
Конгломерат включает в себя фирмы, действующие в различных сферах. Его отличие от многоотраслевого концерна тем, что его участники действуют в отраслях, которые не связаны друг с другом. Фирмы, входящие в это образование, имеют высокую степень самостоятельности.
Для консорциума характерно временное объединение промышленных или торговых предприятий с банками в рамках совместных проектов. После того, как сотрудничество заканчивается, консорциум распадается.
В современных рыночных отношениях встречаются смешанные формы образования.
Если несколько металлургических заводов заключат соглашение о разделе рынка, то это может быть примером искусственного монопольного образования.
Открытая
Этот вид может иметь временный характер. Он часто связан с инновационными решениями, на основе которых предприниматель может получать прибыль некоторое время, не боясь конкурентов. Это может происходить до тех пор, пока новая технология не получит распространения в экономике.
Такая разновидность представляет собой краткосрочную монополию. При этом для производителя нет гарантии, что конкуренты не придут на этот рынок. Такая ситуация была, например, у фирм, производящих вычислительные машины в первые годы их существования.
Закрытая
В рассматриваемом случае монополию создаёт государство. Для этого принимаются меры по установлению законодательных барьеров для появления конкурентов.
Данная сфера деятельности, как правило, жёстко контролируется государством и представляет собой сферу монопольной власти. Примером является постройка космических кораблей.
Понятие природной монополии
Такой вид монополии возникает тогда, когда государству более выгодно доверить конкретную сферу экономики монополии одному производителю. В большинстве стран снабжение электроэнергией или газом представляет собой такую монополию.
Плюсы и минусы монополии
У рассматриваемого типа рынка имеются свои преимущества:
В связи с наличием больших рынков сбыта для увеличения выручки может быть достаточно увеличить объём производства. Это становится благоприятной средой для внедрения технологических новшеств.
Поскольку конкуренция в данном случае отсутствует, есть возможность применять единообразные стандарты при производстве.
Наличие средств для проведения научных исследований и выполнения передовых технологических разработок.
Однако у монополии имеются серьёзные недостатки:
Товары обычно продаются по завышенной стоимости.
Отсутствие конкуренции приводит к тому, что продаются товары низкого качества.
График спроса определяется объёмом производства, но не его качеством или технологическим уровнем.
Слабый ассортимент. Компании невыгодно работать над расширением списка продаваемых товаров и услуг.
Нет побудительных причин для дальнейшего развития бизнеса.
Наличие серьёзных проблем для тех фирм, которые попытаются себя проявить на данном рынке.
Отрицательное влияние на уровень развития экономики всей страны.
Антимонопольное законодательство
Образование монополий обычно тормозит развитие экономики. Для того, чтобы не допустить этого, государство контролирует этот процесс. Делается это с помощью применения антимонопольного законодательства.
Государственные органы следят за развитием рынка и в тех случаях, когда масштабы деятельности отдельных фирм существенно увеличиваются и могут образовываться монополии.
Такое законодательство обеспечивает выполнение следующих задач:
Заключение
Образование монополий в некоторых случаях является необходимым (например, при возникновении естественных монополий). Однако часто при этом происходит подавление конкуренции, снижение темпов экономического развития. Государство контролирует эту сферу, основываясь на положениях антимонопольного законодательства.
Предыдущая
ЭкономикаОборачиваемость запасов — формула, показатели и продолжительность одного оборота
Следующая
ЭкономикаЭкономический цикл — понятие, виды, стадии и продолжительность
Facebook и Google слишком велики для демократии
Незаконное, неспровоцированное нападение Владимира Путина на Украину сочетает в себе как древние, так и новые методы ведения войны. 40-мильная колонна войск и танков, грохочущая по суше, чтобы окружить и разрушить города, выглядит как кадры разрушительных конфликтов 20-го века. Менее заметно то, что Россия использует технологии в качестве оружия, в первую очередь путем распространения дезинформации, чтобы разжечь ненависть к Украине внутри страны и подорвать оппозицию за рубежом.
Пропаганда военного времени не нова, но масштаб, скорость и охват социальных сетей и быстрое внедрение искусственного интеллекта заслуживают внимания. В конце 2021 — начале 2022 года ложные заявления, продвигаемые российскими государственными СМИ и распространяемые на основных технологических платформах, содержали предупреждения о предполагаемых планах Украины по расправе над этническими русскими и использовании их в качестве доверенных лиц для американской химической атаки. Теперь, когда началась война, дезинформационные усилия России делают упор на «украинскую агрессию» и пытаются узаконить вторжение.
Технические платформы, такие как Facebook и YouTube, изо всех сил пытались отреагировать, но эта информационная война, происходящая наряду с физической, иллюстрирует большую истину: определение роли, которую технические платформы должны играть в нашем обществе, является в такой же степени демократическим и даже международным вопросом безопасности, как и экономический. Неконтролируемая власть платформы представляет собой фундаментальную угрозу демократии как во всем мире, так и в Соединенных Штатах. Пока Вашингтон обсуждает, как лучше всего реформировать технологическую политику, правительства должны учитывать не только экономические, но и демократические издержки этой консолидации. В конечном счете, быстрое продвижение конкуренции и борьба с монопольной властью открывает значительные возможности для удовлетворения этих двух императивов.
Мы знаем из опыта, что власть без подотчетности несовместима с демократией. Тем не менее, рыночная власть платформенных компаний сделала их безответственными, функционируя скорее как квази-правительства, которые принимают решения о содержании и правилах, затрагивающих миллиарды, без значимого надзора.
Основатель Facebook Марк Цукерберг однажды заявил: «Фейсбук во многих отношениях больше похож на правительство, чем на традиционную компанию». Он был прав — и другие крупные платформы теперь занимают аналогичную роль. Однако в отсутствие эффективного регулирования их управление напоминает автократию — иногда доброжелательную, иногда пренебрежительную, — а не демократию. Структуры с двойным классом акций означают, что основатели Meta и Snapchat изолированы даже от давления со стороны акционеров с целью изменений. Facebook и другим компаниям удалось избавиться от разрушающейся репутации, штрафов в миллиарды долларов, давления со стороны потребителей и даже увольнений сотрудников из-за огромных прибылей и укоренившейся власти. Как утверждал осведомитель Фрэнсис Хауген, «пока не изменятся стимулы, Facebook не изменится».
Последствия неконтролируемой мощности платформы не являются абстрактными или гипотетическими. Ущерб, который мы наблюдаем в результате нападения России на Украину, — далеко не единственные примеры, когда мы видели, как платформы могут усугублять угрозы демократическим и свободным обществам. В Мьянме, хотя Facebook действовал медленно, платформа использовалась для подстрекательства к насилию и обеспечения геноцида в отношении рохинджа; на Филиппинах это спровоцировало жестокую войну с наркотиками и преследование журналистов-расследователей. Amazon работала с китайским правительством, чтобы подавить инакомыслие на своей платформе и продвигать пропаганду по всему миру. И Соединенные Штаты вряд ли защищены, как мы видели во время выборов 2016 года, в преддверии восстания 6 января и во множестве других случаев.
При сегодняшнем масштабе крупных платформ решения, которые они принимают, имеют далеко идущие последствия. К их чести, платформы переходят к маркировке контента российских пропагандистских СМИ, отказывают им в доходах от рекламы и даже ограничивают их охват. Facebook сопротивлялся требованиям российской цензуры, и эта платформа стала ключевым местом для организации антивоенных протестов в России и других странах. Хотя они и не завершены, это важные позитивные шаги.
Первые признаки нападения Путина на Украину говорят о том, что российские усилия по дезинформации оказались менее эффективными, чем мы могли опасаться. Глобальные усилия по разоблачению попыток «ложного флага», дипфейков и вводящих в заблуждение нарративов наряду с решительными ответами платформ обеспечили острую борьбу на информационном поле битвы. И украинские лидеры, и российские активисты одинаково хорошо умеют использовать социальные сети, чтобы рассказывать свои истории, организовывать и вдохновлять сопротивление.
Но празднование этих успехов упускает из виду более важный момент: мы должны оставаться глубоко недовольными тем, что должны полагаться на то, что всего несколько неподотчетных компаний решат использовать свою огромную власть таким образом, чтобы служить общественному благу. Вместо этого мы должны стремиться к тому, чтобы общественная сфера была устойчивой и ориентированной на гражданство по своему замыслу и структуре.
Для создания более здоровой информационной экосистемы потребуется множество стратегий, и ключевую роль должна сыграть реформа в поддержку конкуренции. «Зона поражения» Facebook-Google создает практически непреодолимый барьер для роста альтернативных коммуникационных платформ, которые не монетизируют возмущение и участие агрессивно. Большее количество небольших платформ снизит ставки отдельных решений по модерации контента. Это уменьшит возможности основных платформ по извлечению платы за привратника из начинаний качественной журналистики. А менее концентрированный рынок также будет способствовать эффективному регулированию. Технологические компании «большой четверки» (Alphabet, Amazon, Apple и Meta) потратили более 55 миллионов долларов на лоббирование в прошлом году, захватив огромное влияние в нашей политике и разработке политики, а также подорвав усилия, направленные на обеспечение общественных интересов.
Конгресс США имеет прекрасную возможность действовать. Многообещающее законодательство было выдвинуто комитетами как в Сенате, так и в Палате представителей при значительной двухпартийной поддержке. Конгресс должен принять меры по принятию антимонопольного законодательства в области технологий в этом году и отправить его на подпись президенту Байдену, где он может дополнить решительные назначения, которые администрация сделала в FTC, FCC, Министерстве юстиции и других агентствах. Эта работа может найти сильных союзников в Европе, которая продвигает далеко идущие законы о цифровых рынках и услугах, которые изменят конкурентную среду.
Даже если самые смелые варианты этих реформ станут законом, ложь — и те, кто воспользуется ею во зло, — всегда будут с нами. Но лучшая политика в области конкуренции может смягчить их влияние и обеспечить их существование в демократической, подотчетной системе, в которой приоритет отдается общему благу. По сути, мы находимся в моменте, когда мы должны подумать о глобальной цифровой общественной сфере, которую мы хотим, и о том, как мы обеспечим, чтобы она воплощала демократические ценности. Решение о том, как следует использовать данные, какие обязанности должны нести технологические компании и как управляются эти платформы, — это вопросы, к которым мы должны подходить как граждане с правом голоса в нашем общем обществе, а не как потребители, подчиняющиеся прихотям нескольких гигантских компаний.
Основные события Законодательство и политика в области конкуренции в 2021 году – Россия
Диссонансные антимонопольные тенденции в 2021 году
В 2021 году в России заметно обозначились тенденции в антимонопольной сфере. С одной стороны, были долгожданные события, такие как Пленум Верховного суда. Трудно оценить значение этого документа, поскольку он был крайне необходим для регулирования антимонопольных отношений в России. Помимо прочего, Пленум распределил бремя доказывания между участниками рынка и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, запретил преследование предпринимателей по формальным признакам, усложнил наказание картелям.
Напротив, можно увидеть и менее оптимистичные тенденции, продемонстрированные различными решениями ФАС. В 2021 году мы стали свидетелями того, как ФАС оказывала давление на ИТ-отрасль, особенно на иностранные ИТ-компании.
Рекордный штраф почти в миллиард рублей, который ФАС наложила на Apple в России, является признаком глобального заката монополии западных ИТ-гигантов, а также сигналом намерения регулятора отстаивать интересы российских IT-компании решительнее на внутреннем рынке. Это заявление было гордо заявлено на официальном сайте ФАС в мае 2021 года со ссылкой на статью, условное название которой гласило: «Закат ИТ-монополизма».
Вроде бы ФАС позиционирует себя главным ярым в войне с международными ИТ-компаниями, но ее действия кажутся неоправданными и устрашающими для международного бизнеса. Отношение ФАС к участникам ИТ-рынка условно можно разделить на две области: судебная практика и законодательные стимулы. Начнем с первого.
Судебная практика
В 2021 году ФАС рассмотрела множество дел, касающихся глобальных цифровых платформ. Как указали в госоргане, основной целью таких дел является необходимость защиты потребителей от злоупотреблений со стороны цифровых монополий. Рассмотрим несколько наиболее знаковых кейсов, которые повлияют на регулирование ИТ-рынка.
ФАС против Booking.com
Booking.com запретил отелям устанавливать цены на других сайтах и указывать более высокие цены, чем установил агрегатор. Агрегатор получает комиссию от отелей за каждое бронирование, поэтому он не получит прибыль, если турист просто посмотрит цены на платформе, а затем сделает бронирование на сайте отеля. ФАС пришла к выводу, что такое поведение нарушает антиконкурентное законодательство, и указала, что российский гостиничный бизнес попал в зависимость от агрегатора. Он потребовал исключить из договоров с гостиницами условия о паритете цен как в части цен на гостиничные услуги, так и в части условий предоставления этих услуг.
24 ноября Арбитражный суд города Москвы оставил в силе штраф в размере 1,3 млрд рублей, наложенный ФАС на Booking.com за злоупотребление доминирующим положением на российском рынке, а чуть ранее Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил, что Booking.com .com нарушил положения Федерального закона «О защите конкуренции».
Этого решения вполне можно было ожидать, поскольку подобные дела против Booking.com уже рассматривались в Европе относительно давно. Подробный анализ этого дела можно увидеть здесь, но споров по поводу того, почему и арбитражный суд, и ФАС не учли доводы Booking.com, по-прежнему много.
ИТ-компания указала, что введение пункта о паритете не может рассматриваться как злоупотребление доминирующим положением, поскольку оно выгодно средствам размещения. Booking.com попытался сослаться на позицию Верховного суда, в которой указывалось, что при оценке наличия злоупотреблений в поведении доминирующего лица суд должен обращать внимание на законные интересы этого лица. Ключевым моментом является то, что такое поведение может быть признано приемлемым, если оно экономически выгодно для контрагентов.
Ни суд, ни ФАС не согласились с обоснованием Booking.com преимуществ использования паритета цен для отелей, и теперь на платформу возложена обязанность выплатить штраф в размере 1,3 млрд рублей в государственную казну.
ФАС против Apple
Как было сказано выше, ФАС вынесла Apple предупреждение и потребовала устранить нарушение, связанное с невозможностью оплаты пользователями товаров в приложениях из каталога App Store по внешним ссылкам. Пункт 3.1 Руководства по обзору App Store запрещает разработчикам iOS-приложений информировать клиентов внутри приложения о возможности оплаты покупок вне App Store. Apple требует от разработчиков убрать ссылки на их интернет-ресурсы и изменить функционал приложения, чтобы форма регистрации не вела на внешние сайты. В противном случае компания не допустит приложения в App Store. ФАС пришла к выводу, что таким образом Apple злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке распространения iOS-приложений.
Позже ФАС сообщила, что возбудила дело против Apple в связи с невыполнением американской компанией требования ФАС о прекращении злоупотребления доминирующим положением в сфере распространения iOS-приложений.
Apple тогда подала иск в ФАС и намерена оспорить предписание государственного органа об обязанности информировать клиентов App Store об альтернативных способах оплаты. На самом деле Apple сталкивалась с этим вопросом в разных странах мира, и позицию ФАС нельзя было расценивать как неожиданный удар.
Ранее Окружной суд Соединенных Штатов (Северный округ Калифорнии) обязал Apple прекратить запрещать разработчикам призывать к альтернативному приему платежей в деле Epic Games . В результате компания обновила правила использования маркетплейса в США и ряде других стран, но не в России. В других юрисдикциях, таких как Южная Корея, был принят специальный законодательный акт для защиты разработчиков, которые теперь могут не платить комиссию Apple и направлять своих пользователей на оплату через различные платформы.
В 2021 году ФАС уже не в первый раз берет под свой контроль американского ИТ-гиганта. Стоит отметить, что чуть более полугода назад ФАС наложила на Apple оборотный штраф в размере 906 299 392,16 рубля за нарушение антимонопольного законодательства по запросу российской организации «Лаборатория Касперского». Было установлено, что компания Apple злоупотребляла своим доминирующим положением в распространении мобильных приложений на операционной системе iOS посредством ряда последовательных действий, приводящих к конкурентному преимуществу собственных продуктов. Одновременно имели место негативные последствия из-за ухудшения условий распространения продуктов конкурентов (таких как приложение родительского контроля, которое называется Kaspersky Safe Kids).
ФАС против Яндекса
Следует отметить, что ФАС работает не только с иностранными ИТ-компаниями, но и со своими российскими коллегами. Несмотря на критику дел против иностранных компаний, есть случаи, когда ФАС стоит на страже общественных интересов.
Безусловно, первым спором, привлекающим особое внимание, является дело Яндекс. В августе 2020 года ИТ-коалиция из восьми онлайн-сервисов подала в ФАС жалобу на появление на странице результатов поиска интерактивных виджетов Яндекса — так называемых колдунов. В последние годы Яндекс активно продвигает свои компании в поисковой системе, делая их более заметными. По сравнению с органической выдачей они визуально выделяются, направляя пользователей исключительно на онлайн-сервисы Яндекса.
Своими действиями Яндекс создал угрозу добросовестной конкуренции на рынке товаров и услуг. Продвигая свои услуги за счет монопольного положения в поисковой выдаче, Яндекс переводит трафик на эти сервисы, лишая этого другие компании, в результате чего страдают новые сервисы. По словам членов ИТ-коалиции, Яндекс отнимает значительную часть трафика конкурентов через свои методы продвижения. Таким образом, пользователям нравятся не самостоятельные сервисы, а развиваются сервисы, входящие в экосистему Яндекса. При этом колдуны не маркируются как реклама, что вводит пользователей в заблуждение, и с этим согласилась Федеральная антимонопольная служба.
ФАС вынесла предупреждение Яндексу за создание дискриминационных условий в поисковой системе. В течение месяца компания должна была устранить это нарушение. Однако Яндекс не выполнил требование. Судебный процесс начался, и первое судебное заседание по этому делу состоялось в сентябре, после чего стало известно, что ФАС и Яндекс ведут переговоры о мировом соглашении. В результате процесс был отложен, чтобы дать сторонам возможность урегулировать спор во внесудебном порядке. Следующее судебное заседание состоится 20 декабря.
Похоже, что для заключения мирового соглашения с ФАС Яндекс был просто вынужден пойти навстречу конкурентам. Российский ИТ-гигант начал интегрировать в колдунов продукты, услуги и контент конкурентов. Но, к сожалению для Яндекса, даже если удастся заключить мировое соглашение с ФАС, на этом дело не закончится.
Департамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) завершил расследование практики дискриминации бизнеса со стороны цифровых экосистем. Регулятор пришел к выводу, что Яндекс занимает доминирующее положение на рынке рекламных услуг в поисковой выдаче в России. Более того, эксперты ЕЭК выявили признаки нарушения компанией правил соревнований в части использования колдунов.
ЕЭК не смогла возбудить дело против Яндекса, так как выявила нарушения только на территории России. Комиссия передала все материалы в ФАС. Если будет установлен факт ограничения конкуренции со стороны Яндекса, компании грозит оборотный штраф.
Законодательные стимулы
Законодательные стимулы ФАС также направлены в максимально возможной степени на установление контроля над международными ИТ-компаниями.
Закон «О зачислении»
История началась с Федерального закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории России» (закон «Об зачислении» ). Он обязывает иностранные онлайн-площадки с посещаемостью от 500 000 пользователей из России открывать официальные филиалы или представительства в России с 1 января 2022 года. Очевидно, что этот закон распространяется на все крупные международные ИТ-компании.
Иностранная ИТ-компания должна зарегистрировать личный кабинет на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Роскомнадзор — федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входит надзор в сфере связи, информационных технологий и средств массовой информации, а также надзор за защитой персональных данных.
Для размещения электронной формы обратной связи с гражданами или организациями РФ будет создан личный кабинет. Для тех, кто отказывается выполнять требования закона, предусмотрен ряд санкций – в том числе запрет на рекламу собственных ресурсов и размещение рекламы, направленной на граждан РФ, а также запрет на денежные переводы и полный или частичная блокировка ресурсов-нарушителей.
В последующем ФАС подготовила проект постановления о правилах рассмотрения ею дел, связанных с нарушениями Федерального закона «О рекламе». Проект уточняет порядок запрета на размещение рекламы иностранных ИТ-компаний, нарушающих требования закона «Об установлении».
ФАС предлагает в оперативном порядке рассмотреть заявления Роскомнадзора о запрете на размещение рекламы иностранными ИТ-компаниями, проигнорировавшими закон «Об установлении». Документ разработан и опубликован ФАС. Проект уточняет порядок запрета на размещение рекламы иностранных ИТ-компаний, нарушающих требования закона «Об установлении».
Роскомнадзор направит заявление в ФАС о принятии решения о запрете распространения рекламы той или иной компании. ФАС должна рассмотреть заявление в течение семи рабочих дней. При этом ФАС сможет принимать решения без участия лица, в действиях которого содержатся признаки правонарушения, и без вынесения определения о возбуждении дела.
Данная процедура носит формальный характер и не предполагает какой-либо оценки решения Роскомнадзора. Постановления ФАС могут быть обжалованы в суде в течение трех месяцев, но их обжалование не приостанавливает их действия. Представляется, что такое нормативное предписание — нечто иное, чем ограничение прав иностранных ИТ-компаний.
Обратите внимание, что на момент написания этой статьи проекту был присвоен статус «Отказ от продолжения разработки».
Пятый антимонопольный пакет
Остается добавить, что в 2022 году ФАС планирует принять Пятый антимонопольный пакет, который, в том числе, защитит потребителей от злоупотреблений со стороны цифровых монополий.
Проект Пятого антимонопольного пакета был представлен в начале 2018 года. Его появление заключалось в невозможности эффективного применения стандартных категорий антимонопольного регулирования на цифровых рынках. ФАС предложила ввести дополнительные критерии, которые позволили бы относить владельцев крупных инфраструктурных площадок и интернет-площадок к доминирующим субъектам.
В целом у этого законопроекта очень хорошая цель — внести правовую определенность в антимонопольные споры с участием цифровых платформ и участников ИТ-рынка. На данный момент фактически нет четких критериев, как определить, имеют ли цифровые платформы доминирующее положение. Возникают вопросы, как правильно оценивать случаи доминирования со сделками крупных ИТ-компаний и с цифровыми активами. Перед ФАС также стоит необходимость оценки добросовестности действий различных социальных сетей, маркетплейсов и агрегаторов в борьбе за количество пользователей, определяющих рыночную власть и доходы без каких-либо установленных критериев. Такая ситуация может привести к неоднородности судебной практики и негативным последствиям для всего ИТ-рынка.
Заключение
Признав ключевую роль ФАС в России в регулировании антимонопольной сферы и ее попытки гармонизировать правовое регулирование в этой сфере, мы получили некоторые тревожные сигналы, которые мы получили в 2021 году. ФАС со всей очевидностью продемонстрировала, что это государственное учреждение с энтузиазмом ухватилось за подножку нынешней государственной тенденции осуществлять особый контроль за иностранными компаниями. Мягко говоря, такая предвзятость выглядит совершенно необоснованной и, прямо скажем, пугающей. Иностранные ИТ-компании демонизируются, и эта тенденция не приведет ни к чему, кроме оттока иностранного капитала.
Необходимо ли это в текущей экономической ситуации? Вопрос риторический. Остается надеяться, что ФАС изменит вектор своей деятельности в отношении зарубежных ИТ-компаний и сможет создать условия, при которых любой участник рынка, как местный, так и иностранный, будет в равной степени заинтересован и сможет получать прибыль, быть частью российской экономики.
Антимонопольное законодательство СССР — CSMonitor.com
Перейти к основному содержанию Перейти в главное меню Перейти к поиску
историй в этом месяце > Получайте неограниченное количество историй
Ваша подписка делает нашу работу возможной.
Мы хотим преодолеть разногласия, чтобы охватить всех.
Подписаться
Промышленные монополии тормозят рост в республиках
- Тим Снайдер Тим Снайдер пишет о советской монополии для проекта распада СССР Института международной экономики в Вашингтоне.
МОНОПОЛИЯ, говорил Ленин, есть последняя стадия капитализма. Сегодня основанная им коммунистическая система завещала своим реформаторам самую монополистическую индустриальную экономику в мире. Это означает, что люди, которые сейчас пытаются построить нации вместо старого союза, попали в ловушку своего прошлого. Их республики индустриализировались на службе СССР, а не для себя. Поскольку советские планировщики отдавали предпочтение очень крупным предприятиям, каждая республика зависит от важнейших товаров, производимых монополиями в других республиках. Это сочетание монополии и взаимозависимости работало, пока Советский Союз был единым и его авторитет не подвергался сомнению. Сейчас механизмы межреспубликанской торговли рухнули. Централизованное планирование и рубль дискредитированы, и заводы вынуждены обмениваться, когда они вообще торгуют. Экономическая система сверхдержавы свелась к использованию доисторических методов обмена. Возникновение этнического национализма из пепла коммунистической системы еще больше усложнило торговлю. Азербайджан заблокировал торговлю из Армении. Армения, Казахстан, Узбекистан, Украина и другие республики запретили экспорт. Рабочие монополий нефтяного оборудования Азербайджана и украинских заводов угледобывающего оборудования знают о важности своего положения и пригрозили забастовкой. Последствия могут быть незначительными, как, например, когда в прошлом году москвичи устроили бунт из-за отсутствия сигарет (наконечники с фильтром которых производятся только в раздираемой войной Армении). Однако этот пример менее забавен, чем кажется. Спор между Арменией и Азербайджаном также помешал азербайджанским монополистам по производству нефтяного оборудования отправить необходимое оборудование на сибирские нефтяные месторождения. Если монопольный производитель будет удален из торговли между республиками, последствия отразятся на всей экономике. Возможности для таких сбоев ошеломляют, потому что количество производителей-монополистов очень велико. Целая треть советского производства базировалась на монополистах; тысячи продуктов производятся только на одном сайте. Несколько показательных примеров: Завод в Армении – единственный источник детали, необходимой для каждой электростанции во всех республиках. Крупнейший в мире завод полиэстера в Белоруссии производит 90 процентов советского производства. Завод в Молдавии производит 99 процентов машин для литья под давлением. Отдельные заводы в России производят большую часть автомобилей (58 процентов), тележек (97 процентов), полипропилена (71 процент), швейных машин (100 процентов), типографских красок (90 процентов), комбайнов (71 процент), буровых установок ( два завода производят 100 процентов), и все большинство марок котлов и турбин, необходимых для электростанций. Заводы в Украине производят подавляющее большинство угольных подъемников (82%), коксового оборудования (78%), кукурузоуборочных комбайнов (100%), вилочных погрузчиков (86%) и тепловозов (9%).6 процентов). Завод в Узбекистане производит 75 процентов ацетата целлюлозы, важного искусственного волокна, используемого в вискозе, пленке и автомобилях. Советский Союз оставил противоречивое наследие. Его экономическая инфраструктура, разбросанная по республикам, требует объединения; его подавление национализма и прав личности подпитывает стремление к независимости. Решение должно быть сочетанием политической независимости и экономического союза. Свободная торговля и рынки в рамках экономического союза как можно большего числа суверенных республик — лучшая альтернатива, но реальность монополий угрожает даже этому решению. Монополии могут взимать необоснованно высокие цены, удерживая жизненно важные товары подальше от других предприятий или потребителей, которые в них нуждаются. По мере приватизации монополий некоторые свернутся, некоторые начнут производить другие товары, а некоторые будут продавать свою продукцию за границу. НЕКОТОРЫЕ советские экономисты утверждают, что эти риски делают невозможным свободный рынок в их стране. Это отговорка, но необходимы некоторые меры предосторожности. В дополнение к соглашению о свободной торговле республикам следует подписать соглашение о размещении и контроле линий поставок на основе монополий, а также о готовности кредитовать основные товары, которые могут внезапно исчезнуть с межреспубликанского рынка. В долгосрочной перспективе свободный рынок приведет к появлению новых фирм, которые будут конкурировать с бывшими государственными предприятиями. Тем не менее, до развитой рыночной экономики в бывшем Советском Союзе остаются десятилетия. Пока он не существует, республикам придется проглотить трудный урок, которому могут противоречить суверенитет и процветание. Еще долго они будут обязаны своим положением как промышленные нации монополиям и друг другу.
Вы читали бесплатные статьи. Подпишитесь, чтобы продолжить.
Фонд помощи Мониторинг журналистики за 11 долларов в месяц
Уже подписаны? Логин
Марк Саппенфилд
Редактор
Мониторинг Журналистика меняет жизни, потому что мы открываем ту слишком маленькую коробку, в которой, по мнению большинства людей, они живут. .
Наша работа невозможна без вашей поддержки.
Подписаться
Неограниченный цифровой доступ 11 долларов США в месяц.
Уже подписаны? Логин
Цифровая подписка включает:- Неограниченный доступ к CSMonitor.