Разное

Как проводить аттестацию рабочих мест – порядок проведения, требования, сроки действия

16.04.2017

Содержание

Кто проводит аттестацию рабочих мест?

Актуально на: 28 апреля 2018 г.

О цели проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, или специальной оценки условий труда, ее периодичности и ответственности за непроведение спецоценки мы рассказывали в нашей консультации. А как проводится аттестация рабочих мест? О порядке аттестации рабочих мест по условиям труда расскажем в этом материале.

Этап 1: подготовительный

Правила и порядок аттестации рабочих мест (а точнее – спецоценки) установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Так, подготовительный этап в порядке проведения аттестации рабочих мест на предприятии включает в себя следующие шаги (ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • работодатель образует комиссию по проведению спецоценки, которая должна состоять из нечетного числа членов, утверждает свои приказом состав и порядок деятельности такой комиссии, а также график проведения спецоценки;
  • комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;
  • работодатель заключает договор на проведение специальной оценки условий труда со специализированной организацией.

Специализированные организации, проводящие аттестацию рабочих мест, должны соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. В частности, в уставе такой организации в качестве одного из видов деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда.

Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приведен в справочно-информационной системе по охране труда Минтруда в специальном разделе.

А проводится ли спецоценка на вакантных рабочих местах? В связи с тем, что при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются, специальная оценка условий труда на вакантных рабочих местах не производится (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).

Этап 2: непосредственное проведение спецоценки

Этап непосредственного проведения специальной оценки включает в себя следующие действия (ст.ст. 10, 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • специализированная организация идентифицирует на рабочих местах работодателя потенциально вредные или опасные производственные факторы и составляет протокол по результатам такой идентификации;
  • комиссия работодателя утверждает протокол.

Если вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах работодателя не установлены, условия труда на них признаются комиссией допустимыми. Соответственно, исследования и измерения производственных факторов не производятся.

В противном случае комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов. Результаты таких исследований и измерений также оформляются в виде протокола и являются основанием для отнесения условий труда на рабочих местах по степени вредности или опасности к классам (подклассам) условий труда.

Этап 3: оформление результатов спецоценки

По результатам спецоценки условий труда специализированная организация, проводившая оценку, составляет отчет о ее проведении (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Этот отчет должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии. Если какой-то член комиссии не согласен с результатами спецоценки, он может изложить в письменной форме свое мотивированное особое мнение и приложить к такому отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, проводившую спецоценку, и направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении спецоценки заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (ч. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). А именно – с картами специальной оценки, содержащими сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (Письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

В этот же срок работодатель должен разместить на своем официальном сайте в Интернете (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения спецоценки, т. е. указать установленные работодателю классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, а также перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Результаты проведенной специальной оценки условий труда работодатель должен отражать в таблице 5 формы 4-ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, Приказ ФСС от 26.09.2016 № 381).

Если на рабочих местах не были выявлены вредные или опасные производственные факторы или условия труда на них по результатам исследований и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ), работодатель должен оформить Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Декларация подается в государственную инспекцию труда. Форма Декларации и порядок ее подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Также читайте:

glavkniga.ru

Аттестация рабочих мест в 2019: сроки проведения, стоимость, штрафы

Задать вопрос эксперту ClubTK