Разное

Л к платон: Личный кабинет пользователя

03.10.2000

Содержание

Личный кабинет пользователя

Резидентство Владельца ТС:Российская ФедерацияРеспублика БеларусьРеспублика КазахстанРеспублика ПольшаУкраинаЛуганская Народная РеспубликаДонецкая Народная РеспубликаАвстралияАвстрийская РеспубликаАлжирская Народная Демократическая РеспубликаАмериканское СамоаАнгильяАнтарктидаАнтигуа И БарбудаАрабская Республика ЕгипетАргентинская РеспубликаАрубаБарбадосБейливик ДжерсиБелизБермудыБоливарианская Республика ВенесуэлаБонэйр, Синт-Эстатиус И СабаБосния И ГерцеговинаБританская Территория В Индийском ОкеанеБританские Виргинские островаБруней-ДаруссаламБуркина-ФасоВеликое Герцогство ЛюксембургВенгрияВиргинские острова Соединенных ШтатовВнешние малые островаВосточная Республика УругвайГабонская РеспубликаГваделупаГвинейская РеспубликаГернсиГибралтарГосударство ИзраильГосударство КатарГосударство КувейтГосударство ПалестинаГосударство ЭритреяГренадаГренландияГреческая РеспубликаГрузияГуамДемократическая Республика КонгоДемократическая Республика Сан-Томе и ПринсипиДемократическая Республика Тимор-ЛестеДемократическая Социалистическая Республика Шри-ЛанкаДжерсиДоминиканская РеспубликаЗападная СахараИорданское Хашимитское КоролевствоИрландияИсламская Республика ИранИсламская Республика МавританияИсламская Республика ПакистанИтальянская РеспубликаЙеменская РеспубликаКанадаКиргизская РеспубликаКитайская Народная РеспубликаКняжество АндорраКняжество ЛихтенштейнКняжество МонакоКокосовые (Килинг) ОстроваКорейская Народно-Демократическая РеспубликаКоролевство БахрейнКоролевство БельгииКоролевство БутанКоролевство ДанияКоролевство ИспанияКоролевство КамбоджаКоролевство ЛесотоКоролевство МароккоКоролевство НидерландовКоролевство НорвегияКоролевство Саудовская АравияКоролевство СвазилендКоролевство ТаиландКоролевство ТонгаКоролевство ШвецияКюрасаоЛаосская Народно-Демократическая РеспубликаЛатвийская РеспубликаЛиванская РеспубликаЛивияЛитовская РеспубликаМайоттаМалайзияМалые Тихоокеанские Отдаленные Острова Соединенных ШтатовМальдивская РеспубликаМартиникаМексиканские Соединенные ШтатыМногонациональное Государство БоливияМонголияМонтсерратНародная Республика БангладешНезависимое Государство Папуа Новая ГвинеяНезависимое Государство СамоаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияОбъединенная Республика ТанзанияОбъединенные Арабские ЭмиратыОстров БувеОстров МэнОстров НорфолкОстров РождестваОстров Херд И Острова МакдональдОстрова КайманОстрова КукаОстрова Теркс И КайкосПапский Престол (Государство — Город Ватикан)Переходное Исламское Государство АфганистанПиткернПортугальская РеспубликаПуэрто-РикоРеспублика АбхазияРеспублика АзербайджанРеспублика АлбанияРеспублика АнголаРеспублика АрменияРеспублика БенинРеспублика БолгарияРеспублика БотсванаРеспублика БурундиРеспублика ВануатуРеспублика ГаитиРеспублика ГайанаРеспублика ГамбияРеспублика ГанаРеспублика ГватемалаРеспублика Гвинея-БисауРеспублика ГондурасРеспублика ДжибутиРеспублика ЗамбияРеспублика ЗимбабвеРеспублика ИндияРеспублика ИндонезияРеспублика ИракРеспублика ИсландияРеспублика Кабо-ВердеРеспублика КамерунРеспублика КенияРеспублика КипрРеспублика КирибатиРеспублика КолумбияРеспублика КонгоРеспублика КореяРеспублика КосовоРеспублика Коста-РикаРеспублика Кот д’ИвуарРеспублика КубаРеспублика ЛиберияРеспублика МаврикийРеспублика МадагаскарРеспублика МакедонияРеспублика МалавиРеспублика МалиРеспублика МальтаРеспублика Маршалловы ОстроваРеспублика МозамбикРеспублика МолдоваРеспублика НамибияРеспублика НауруРеспублика НигерРеспублика НикарагуаРеспублика ПалауРеспублика ПанамаРеспублика ПарагвайРеспублика ПеруРеспублика Сан-МариноРеспублика СейшелыРеспублика СенегалРеспублика СербияРеспублика СингапурРеспублика СловенияРеспублика Союз МьянмаРеспублика Союза МьянмаРеспублика СуданРеспублика СуринамРеспублика Сьерра-ЛеонеРеспублика ТаджикистанРеспублика Тринидад и ТобагоРеспублика УгандаРеспублика УзбекистанРеспублика ФиджиРеспублика ФилиппиныРеспублика ХорватияРеспублика ЧадРеспублика ЧилиРеспублика ЭквадорРеспублика Экваториальная ГвинеяРеспублика Эль-СальвадорРеспублика Южная ОсетияРеспублика Южный СуданРеюньонРуандийская РеспубликаРумынияСвятая Елена, Остров Вознесения, Тристан-Да-КуньяСен-БартелемиСен-Мартен (Нидерландская Часть)Сен-Пьер И МикелонСент-Винсент И ГренадиныСент-Китс И НевисСент-ЛюсияСирийская Арабская РеспубликаСловацкая РеспубликаСодружество БагамыСодружество ДоминикиСодружество Северных Марианских острововСоединенное Королевство Великобритании и Северной ИрландииСоединенные Штаты АмерикиСоломоновы ОстроваСоциалистическая Республика ВьетнамСоюз КоморыСпециальный административный регион Китая ГонконгСпециальный административный регион Китая МакаоСултанат ОманТайвань (Китай)Тоголезская РеспубликаТокелауТранзитное транспортное средствоТувалуТунисская РеспубликаТурецкая РеспубликаТуркменистанУоллис И ФутунаФарерские ОстроваФедеративная Демократическая Республика НепалФедеративная Демократическая Республика ЭфиопияФедеративная Республика БразилияФедеративная Республика ГерманияФедеративная Республика НигерияФедеративная Республика СомалиФедеративные штаты МикронезииФинляндская РеспубликаФолклендские Острова (Мальвинские)Французская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузская РеспубликаФранцузские Южные ТерриторииЦентрально-Африканская РеспубликаЧерногорияЧешская РеспубликаШвейцарская КонфедерацияШпицберген И Ян МайенШпицберген и Ян-МайенЭландские ОстроваЭстонская РеспубликаЮжная Джорджия И Южные Сандвичевы ОстроваЮжно-Африканская РеспубликаЯмайкаЯпония

Тип Владельца ТС:Индивидуальный предпринимательФизическое лицоЮридическое лицо

Платон

IGDA/G. Dagli Orti
ПЛАТОН

Платон (ок. 427–347 годы до н.э.), греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 году до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии.

+ + +

Платон (427—347 до н.э.) — античный греческий философ-идеалист. Разработал систему идеального государства, в котором выделял три сословия: философов, которые должны управлять государством; воинов, которые должны охранять правопорядок; земледельцев и ремесленников, занятых производительным трудом.

Выделение этих трех сословий, по Платону, должно происходить в процессе воспитания, осуществляемого государством. Платона считают одним из первых основателей теории дошкольного воспитания. Соединяя черты афинского и спартанского воспитания, он предлагал начинать общественное воспитание детей с трех лет. Считая, что внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции, предлагал все преподавать «играючи», а не насильно.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 113-114.

Другие биографические материалы

Фролов И.Т. Древнегреческий философ-идеалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.,

1991).

Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Идеолог рабовладельческого государства (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Создатель первого развитого учения античного идеализма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Можейко М.А. Классик философской традиции (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Адкинс Л., Адкинс Р. Афинян аристократического происхождения (Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008).

Бородай Т.Ю. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, полностью (

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Абрамов А. И. Платон в России (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А. П. Поляков. – М., 2014).

Кондаков И.М. Предложил технологию достижения истины в диалоге (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007).

Баландин Р.К. Сознание восходит, преодолевая четыре ступени, от низшего к высшему (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Сергеев В.С. Платон идеализирует строй древне-спартанской общины (Сергеев В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ,

1948)

Шичалин Ю.А. Рассматривал даже самые отвлечённые умозрительные проблемы с точки зрения их непосредственной жизненной значимости (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Казаманова Л.Н. Пытался найти выход из сложных аграрных противоречий греческого полиса (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ — РЕНУВЕН. 1968).

Акмалова А. и др. «Люди от природы не равны» (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011).

Ученик и последователь Сократа (Всемирная история. Том II. М.,

1956).

Занимался педагогической деятельностью (Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981).

Платон: жизнь и труды (Энциклопедия «Мир вокруг нас»).

Далее читайте (Сочинения Платона, список литературы, справочные материалы).

Неоплатонизм (определение понятия). 

 

 

В. Л. ДОРОШЕНКО. Федр Платона: gladkeeh — LiveJournal

1. О чем писал Платон в «Федре»?

В этом тексте мы рассмотрим, о чем писал Платон в одном из двух своих вершинных, по мнению многих, произведений, а именно в диалоге «Федр». О чем писал Платон, а не что писал Платон, так как внимательно читая русский перевод «Федра» А. Н. Егунова в доступных академических изданиях, на вопрос, что именно писал Платон в «Федре», ответить нельзя. И хотя перевод А. Н. Егунова неплох, давно назрела необходимость в научном критическом издании Платона с параллельными текстами на греческом и на русском языках и с самыми широкими и надежными комментариями от Аристотеля до наших дней. Потому как вершинное-то оно вершинное, однако с комментариями «Федру» не очень-то повезло. Основательно прокомментированы еще с античности мифо-теологические и философско-методические построения в «Федре», но, как правило, опускается сам сюжет «Федра», то есть то, к чему и зачем эти построения понадобились и были применены.

В доступных читателям, прежде всего студентам, изданиях Платона комментарий А. Ф. Лосева невозможно признать достаточным, да Лосев и сам пишет в нем: «мы в значительной мере обедняем содержание диалога». Таким образом, русский читатель до сих пор лишен возможности вдумчивого чтения Платона, не имея ни научного текста, ни комментариев к нему.

О чем же писал Платон в «Федре»? О взаимоотношениях философа-учителя и юноши-ученика в обучении философии, то есть о центральной проблеме сократовско-платоновской философской пайдейи.

Пайдейя – трудный для послеантичного времени термин. Это древнегреческое слово переводят и как воспитание, и как образование, просвещение. В. Йегер, посвятивший пайдейе труд своей жизни, так и не привел точного перевода этого слова. Не решился на это и М. Хайдеггер, привлекший внимание к платоновскому термину противоположности пайдейи, к апайдевсии.

Почему же не годятся, недостаточны такие переводы, как воспитание, образование, просвещение? Воспитание по своему точному смыслу означает питание грудного младенца, а основная сфера применения этого слова гораздо шире. И это расширительное словоупотребление есть эвфемизм, давно уже не замечаемый, и выражает он, как и прочие подобные случаи, закомплексованность в европейской и русской культуре в теме «воспитания». И эта закомплексованность в свою очередь тоже незаметна. Она вскрывается при необходимости перевода, но, как и всякая закомплексованность подобного рода, она носит сексуальный характер, и этот характер ее точно определяет.

Недостаточен и перевод «образование» – то есть создание образов, задавание образцов. Это лишь один из методов, опять-таки расширительно распространяемый на весь процесс. Тоже эвфемизм. Просвещение, может быть, наиболее подходящий перевод: напомним притчу Платона о пещере из VII книги «Полиса» («Государства»), где суть пайдейи как раз выражена выведением на свет. Но в истории европейской и русской культуры термин «просвещение» связан как с христианством, духовным господством церкви, так и с антирелигиозной эпохой XVIII века, получившей название Просвещения. Поэтому применение данного слова в платоновском контексте требует спецификации. По крайней мере, В. Йегер предпочел слово «формирование» (formung), называя второй том своей «Пайдейи» «Формирование древнего грека» (у нас его перевели как «Воспитание античного грека»).

Вот и основная проблема «Федра»: произведение публикуется, пожалуйста, но оказывается, что фактически оно табуировано. Даже адекватных слов нет для выражения того, о чем писал Платон в «Федре». И дело не только в слове «пайдейя», в «Федре» много говорится о любви: какая любовь имеется в виду в каждом случае? Древние греки были знатоками любви, и для выражения оной у них было семь слов: агапе – любовь бескорыстная, жертвенная, растворение в любимом человеке; людус – любовь-игра, имеющая целью достижение наслаждения, не отличающаяся глубиной чувств, не слишком связывающая партнеров; мания – любовь-одержимость, смешение эроса и людуса, которая характеризуется неуверенностью и зависимостью от объекта любви; прагма – любовь по расчету, смешение людуса и строге, легко контролируемая сознанием; строге – любовь-нежность, например, семейная любовь родителей к детям; филия – любовь-дружба, обусловленная личной симпатией, социальными связями; эрос – страстная, стихийная любовь, влюбленность, направленная на телесное обладание.

Или еще пример: для обозначения мальчика у греков было не только слово «паис» и – в одном месте «Федра» говорится: «Жил себе мальчик, вернее, подросток…» (237, b), а в другом месте (261, а) этого мальчика, подростка именуют как «отца прекрасных детей».

Итак, проблема. Для древнегреческих читателей и слушателей Платона с их адекватным словоупотреблением этой проблемы не было. Нам же, чтобы добраться до того, о чем писал Платон, требуется преодолеть двухтысячелетний смысловой, а шире – культурно-исторический и психологический разрыв.

Что же означает это неудобопереводимое слово «ПАЙДЕЙЯ»? Первая часть слова от «паис» – мальчик. Вторая часть слова – «дейя» – от широко распространенного индоевропейского слова делать, действовать: пайдейя – делание мальчиков. Казалось бы, что же здесь затруднительного, на что не решаются многие ученые, даже такие как В. Йегер и М. Хайдеггер. В науке давно прописаны гораздо более серьезные вещи, но эти вещи прописаны в психологии и сексологии как факты. У Платона же заданы образцы – философская, выражаясь современным языком, педагогика (невразумительное для древних греков слово, ибо педагог – вовсе не учитель, а слуга, раб, сопровождающий при мальчике). Однако христианизированная европейская культура давно отказалась от древнегреческих образцов, да так, что возвратить их не смогла и эпоха Возрождения. Читать, переводить, комментировать Платона остается делом глубоко сомнительным. Самоцензура переводчика оборачивается цензурой Платона.

Пайдейя – древнегреческий способ социализации («воспитания») подрастающего поколения. Способ, которым древним грекам удалось создать «Греческое чудо» – совокупность высочайших достижений культуры в искусстве и философии. Для этого требовалось создать не только творцов этих произведений культуры, но – и это главное – среду, в которой эти творцы были востребованы и смогли осуществиться, то есть десятки и сотни тысяч людей. И не только создать, но и воспроизводить их на протяжении нескольких столетий и десятков поколений. Учитывая, что древних греков на каждый данный момент проживало 300-350 тысяч (до 500 тыс. со всеми колониями), причем на исторический уровень культурного бессмертия выводились десятки тысяч людей, то есть приблизительно 10 % населения, пайдейя остается непревзойденным в европейской культуре и истории способом создания человека.

Почему же о пайдейе решено было забыть, даже не переводить этого слово? Потому что пайдейя была основана на любви-дружбе-филии к мальчикам, подросткам, юношам (педофилии/пайдофилии и пайдерастии/педерастии). С любовью древние греки передавали навыки и просвещали подрастающее поколение. Со времен отцов христианской церкви – этих хулителей и гонителей античной культуры – пайдейя табуируется да так и остается неудобопереводимой до наших дней. В следующую эпоху, в Средневековье, школьное обучение строилось на вражде к учащемуся, на нелюбви, даже ненависти, хотя изгнать сексуальную эксплуатацию подрастающего поколения так и не удалось. Несмотря на все потуги педагогики Нового и Новейшего времени создать «объективные и эффективные» методы обучения и проекты «Нового человека», вражда между учителями и учениками до сих пор пропитывает современные школы. Учитель, по меткому замечанию психолога, по сей день находится «между Эросом и Танатосом», то есть между богом любви и богом смерти. Положения же ученика не определил даже психолог.

Пайдейя была получена древнегреческим обществом как наследие родового строя, когда все мужчины рода являлись дядьями и старшими братьями всем мальчикам и юношам и участвовали в их социализации, подготовке к взрослой жизни. Это участие было добровольным на основе взаимной симпатии, и отношения между старшим и младшим выражались как филия-любовь-дружба (причем, фила – род, то есть родственная любовь-дружба). Отношения, подобные пайдейе, известны и у других народов Африки, Азии, Океании. Таким образом, древнегреческая пайдейя не уникальна, хотя и не повсеместна.

Древнейшая пайдейя носила, прежде всего, воинский характер: старший обучал младшего своим секретам военного мастерства, сражался рядом, проявляя мужество. Воинская доблесть пайдейи-филии – один из мотивов древнегреческой литературы, начиная с поэм Гомера, основы древнегреческой этнической культуры. Сократ и Платон пересоздали древнейшую пайдейю, применив ее к интеллектуальному развитию молодого поколения. В той ситуации почти 2500 лет назад взаимоотношения между философом-учителем и юношей-учеником оказались актуальной проблемой. В «Федре» Платон и предлагает ее решение.

Вместе с тем, исторически «Федр» и «Пир» оказались лебединой песней пайдейи. На следующий год после смерти Платона Греция попадает в зависимость от Македонии, а еще через 150 лет в зависимость от Рима. В условиях зависимости и воинские, и гражданские, и интеллектуальные функции пайдейи – всё атрофируется. Рим не знал пайдейи, хотя секс с подростками и юношами в Риме был широко распространен, но он носил социально детерминированный характер. Сексуально использовались зависимые молодые люди, в том числе рабы. В римской армии процветала дедовщина. В таких социокультурных условиях даже при возрождении платонизма – неоплатонизме – о пайдейе говорить не приходится.

Интересный пример приводит Порфирий в своей «Жизни Плотина» (сочинение относится примерно к 300 г. н. э., а сюжет к 263-268 гг., то есть примерно через 645 после написания «Федра» и «Пира»): «А когда ритор Диофан стал читать апологию Алкивиада на Платоновом пиру, рассуждая, будто для научения добродетели следует отдаваться наставнику, ищущему любовного соития, то Плотин несколько раз вставал с места, словно собираясь выйти вон, но сдерживая себя, и, лишь когда собрание разошлось, он поручил мне, Порфирию, написать опровержение. Дать мне свое сочинение Диофан не пожелал, так что я написал опровержение, перебирая его доводы по памяти, и прочитал написанное перед теми же слушателями; и Плотин был так доволен, что при всех несколько раз приговаривал:

Так порази его, так, если подлинно светоч ты людям!»

Так, отнюдь не по-платоновски разрешилась ситуация, аналогичная ситуации в «Федре». И это произошло еще в античной культуре, правда, в римскую эпоху через 600 с лишним лет после Платона. Однако это был Плотин, считавший себя реинкарнацией Платона.

Продолжение: 2. Загадка Федра из «Федра»

вычислений Платона | Разговор о домашнем пивоваре

  • Оформить заказ
    Кулер Corny Keg 5G Giveway

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.