Станции и проекты
Место расположения: г. Певек, Чукотский автономный округ
Тип реактора: КЛТ-40С
Количество энергоблоков: 2
Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» (ПЭБ «Академик Ломоносов») — это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения.
ПЭБ «Академик Ломоносов», предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей, создается на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.
ПЭБ «Академик Ломоносов» оснащен двумя реакторными установками КЛТ-40С. Вместе они способны обеспечивать в номинальном режиме выдачу в береговые сети 70 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. Электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть без потребления берегом тепловой энергии, составляет около 76 МВт. В режиме выдачи максимальной тепловой мощности около 146 Гкал/ч электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть, составляет порядка 44 МВт. ПЭБ сможет обеспечивать электроэнергией населенный пункт с численностью населения около 100 000 человек.
Проект предназначен для надежного круглогодичного тепло- и электроснабжения удаленных районов Арктики и Дальнего Востока.
ПАТЭС решает две задачи. Во-первых, это замещение выбывающих мощностей Билибинской АЭС, действующей с 1974 года, и Чаунской ТЭЦ, которой уже более 70 лет.
Во-вторых, это обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле – большого рудно-металлического кластера, в том числе золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны.
К данному проекту, не имеющему аналогов в мире, приковано особое внимание. Сегодня к ПАТЭС проявляют интерес множество стран по всему миру включая: Юго-Восточную Азию и Ближний Восток.
ХРОНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА:
Строительство ПЭБ «Академик Ломоносов» велось с 2006 года на ФГУП «ПО «Севмаш» в г. Северодвинске по заказу АО «Концерн Росэнергоатом», эксплуатирующего все АЭС России.
С 2009 года строительство продолжилось на ООО «Балтийский завод – Судостроение» в Санкт-Петербурге.
30 июня 2010 года состоялся спуск ПЭБ «Академик Ломоносов» на воду, а в 2011 году была полностью завершена поставка на завод-строитель энергетического оборудования.
7 декабря 2012 г. АО «Концерн Росэнергоатом» и ООО «Балтийский завод – Судостроение» подписали договор на выполнение работ по завершению строительства головного ПЭБ «Академик Ломоносов» для ПАТЭС, размещаемой в г. Певеке Чукотского автономного округа.
28 апреля 2018 года ПЭБ «Академик Ломоносов» успешно покинул территорию Балтийского завода и далее успешно пришвартовался в Мурманске, на площадке ФГУП «Атомфлот» для загрузки ядерного топлива и проведения испытаний.
В октябре 2018 года на площадке ФГУП «Атомфлот» в Мурманске на ПЭБ была успешно осуществлена загрузка ядерного топлива в оба реактора.
23 августа 2019 года началась транспортировка ПЭБ «Академик Ломоносов» из Мурманска в г. Певек Чукотского АО, а 9 сентября он подошёл к городу Певеку.
19 декабря 2019 г. ПАТЭС выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского АО.
22 мая 2020 года ПАТЭС была сдана в эксплуатацию.
30 июня 2020 года было подано первое тепло от ПАТЭС в 5-й мкр г. Певек.
Технические характеристики:
НОМЕР ЭНЕРГОБЛОКА | ТИП РЕАКТОРА | НОМИНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ | МАКСИМАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ | НОМИНАЛЬНАЯ ТЕПЛОВАЯ МОЩНОСТЬ | МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕПЛОВАЯ МОЩНОСТЬ |
---|---|---|---|---|---|
1 | КЛТ-40С (водо-водяной с водой под давлением) | 35 МВт | 38 МВт | 25 Гкал/ч | 73 Гкал/ч |
2 | КЛТ-40С (водо-водяной с водой под давлением) | 35 МВт | 38 МВт | 25 Гкал/ч | 73 Гкал/ч |
Этапы сооружения:
НОМЕР ЭНЕРГОБЛОКА | ТИП РЕАКТОРА | НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА | ФИЗИЧЕСКИЙ ПУСКА | ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СЕТИ | ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ |
---|---|---|---|---|---|
КЛТ-40С (водо-водяной с водой под давлением) | 15.04.2007 | 02.11.2018 | 16.12.2019 | 22.05.2020 | |
2 | КЛТ-40С (водо-водяной с водой под давлением) | 15.04.2007 | 02.11.2018 | 16.12.2019 | 22.05.2020 |
Балтийский завод построит целую серию плавучих АЭС
Балтийский завод в Петербурге будет строить малые плавучие АЭС для Чукотки. Об этом журналистам сообщил гендиректор госкорпорации “Росатом” Алексей Лихачев.
“Данный проект будет реализован в четырех плавучих энергостанциях для Баимской зоны. Мы практически начали проектную работу. Как только юридически значимые соглашения будут заключены на изготовление, на потребление энергии, то мы перейдем на размещение заказов”, – сказал Лихачев.
Росатом предлагает электрифицировать Баимскую рудную зону с помощью четырех модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ) с реакторной установкой РИТМ-200 и резервного МПЭБ для обеспечения циклической замены на время перегрузки и ремонта. Резервная малая плавучая атомная электростанция в будущем может быть использована для энергоснабжения потребителей плавучей АЭС “Академик Ломоносов”.
Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) “Академик Ломоносов” была введена в эксплуатацию в прошлом году. Первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского энергоузла Чукотки ПАТЭС выдала 19 декабря 2019 года. Международный журнал Power признал это событие одним из шести ключевых событий года в мировой атомной энергетике.
Сейчас плавучая АЭС обеспечивает 20% потребности в электроэнергии Чаун-Билибинского энергоузла. А после вывода Билибинской АЭС из эксплуатации, ПАТЭС будет основным источником энергоснабжения Чукотки. Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция состоит из береговой инфраструктуры и плавучего энергоблока (ПЭБ) “Академик Ломоносов”, оснащенного двумя реакторами типа КЛТ-40С электрической мощностью 35 МВт каждый. Электрическая мощность ПАТЭС – 70 МВт, тепловая – 50 ГКал*ч.
Плавучий энергетический блок “Академик Ломоносов” – головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. ПЭБ предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Строительство станции на базе плавучего энергоблока с двумя реакторными установками было осуществлено в рамках договора, заключенного “Росэнергоатомом” и Балтийским заводом в 2012 году.
Данной ПАТЭС достаточно для обеспечения энергопотребления города с населением около 100 тыс человек. Кроме того, она поможет решить вопрос с опреснением воды. “Плавучая АЭС может с легкостью получать пресную воду из соленой океанской, для мира это новый ресурс”, – рассказал спецпредставитель президента РФ по вопросам транспорта и экологии Сергей Иванов.
Плавучая атомная теплоэлектростанция выдала первую электроэнергию в сеть Чукотки
19 декабря 2019 г. в 11:00 по московскому времени в г. Певеке (Чукотский автономный округ) плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) выдала первую электроэнергию в сеть. Для жителей города этот день стал символичным: в преддверии Нового года с энергетическим пуском ПАТЭС в городе зажглась новогодняя ёлка.
ПАТЭС состоит из плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» и береговой инфраструктуры. Вырабатываемое электричество поступает в Чаун-Билибинский узел Чукотского автономного округа. Ранее комиссия Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдала разрешение на эксплуатацию электроустановки, также было получено разрешение на его подключение к северным электросетям АО «Чукотэнерго».
Комментируя это значимое событие, генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Петров отметил: «Сегодня произошло историческое событие – осуществлено первое включение генераторов ПЭБ «Академик Ломоносов» в сеть. Таким образом, сделан важнейший шаг на пути к развитию Певека как новой энергетической столицы региона, опорного пункта освоения западной Чукотки и ключевого звена Северного морского пути. Основная задача текущего года успешно выполнена, а задача на следующий 2020 год — выполнить сдачу ПАТЭС в промышленную эксплуатацию».
Включение генераторов ПЭБ в сеть было осуществлено после синхронизации с параметрами береговой сети. Этому предшествовало завершение сооружения береговых объектов, обеспечивающих передачу электрической энергии плавучего ПЭБ в высоковольтные сети Чукотского автономного округа. Также был выполнен большой объем работ по сооружению инженерных сетей теплоснабжения. Подключение к тепловым сетям Певека будет произведено в 2020 году.
Директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» Виталий Трутнев отметил: «Специалисты провели большой комплекс испытаний и проверок на различных этапах освоения мощности. Все мероприятия, необходимые для подтверждения надежности и безопасности работы ПАТЭС выполнены в соответствии с графиком». Он также подчеркнул, что главным приоритетом при сооружении ПАТЭС всегда оставались вопросы безопасности, поэтому набор мощности реакторной установки происходил поэтапно, с проведением необходимых испытаний оборудования ПАТЭС для ее дальнейшей безопасной эксплуатации. После ввода ПАТЭС в эксплуатацию количество действующих атомных станций России вырастет с 10 до 11. Кроме того, впервые в истории отечественной атомной энергетики сразу две действующих АЭС (ПАТЭС и Билибинская АЭС) будут находиться на территории одного субъекта Федерации.
Справка:
Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) в составе плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» и береговых гидротехнических сооружений предназначена для энергоснабжения Чукотского автономного округа и снабжения теплом г. Певека. В перспективе ПАТЭС заменит мощности технологически устаревшей Билибинской АЭС и угольной Чаунской ТЭЦ. После ввода в эксплуатацию ПАТЭС станет самой северной атомной станцией в мире, забрав этот титул у Билибинской АЭС. Размещение станции в Певеке создаст условия для ускоренного социально-экономического развития Чаунского муниципального района и Чукотки в целом. Кроме того, она станет одним из ключевых элементов инфраструктуры в рамках программы развития Северного морского пути.
ПАТЭС разработана с большим запасом прочности для противодействия внешним угрозам. Станция оснащена двумя реакторными установками ледокольного типа КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии, что достаточно для обеспечения энергопотребления города с населением около 100 тыс. человек. В настоящее время Госкорпорация «Росатом» уже работает над вторым поколением ПАТЭС – оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше и мощнее своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа РИТМ-200M общей мощностью 100 МВт.
Первая в мире плавучая АЭС введена в промышленную эксплуатацию
22 мая в Певеке введена в промышленную эксплуатацию плавучая атомная теплоэлектростанция. ПАТЭС способна вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии – этого достаточно, чтобы обеспечить город с населением около ста тысяч человек. В перспективе ПАТЭС заменит мощности Чаунской ТЭЦ и Билибинской АЭС и позволит обеспечить электроэнергией жителей Чукотского автономного округа.
Первая в мире ПАТЭС включает в себя береговую инфраструктуру и плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». Станция разработана с большим запасом прочности для противодействия внешним угрозам. В составе энергоблока — две реакторных установки КЛТ-40С, которые используются на атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач».
Строительство энергоблока началось в 2008 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спустя два года он был спущен на воду. В 2016 году на нем начались испытания, в 2018 году запущена первая реакторная установка. В сентябре 2019 года «Академик Ломоносов» ошвартовался у берегов Чукотки, проделав несколько тысяч километров по морскому пути – сначала по Неве и Финскому заливу, вдоль берегов Скандинавских стран, затем из Мурманска, где был загружен ядерным топливом, энергоблок прибыл в Певек. Через четыре северных моря станцию тянули на буксире в сопровождении ледокола. Для «Академика Ломоносова» в Певеке был построен специальный причал и защитный мол.
В декабре 2019 года ПАТЭС выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского автономного округа. С вводом в эксплуатацию ПАТЭС станет самой северной атомной станцией в мире.
Напомним, ранее эксперты Главгосэкспертизы России одобрили проект и смету строительства плавучей атомной электростанции, а также проект создания инфраструктуры для ПАТЭС в Певеке.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
На Чукотке заработала первая в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов» :: Общество :: РБК
В городе Певеке на Чукотке начала работу первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), сообщает пресс-служба концерна «Росэнергоатом».
«Сегодня произошло историческое событие — осуществлено первое включение генераторов ПЭБ «Академик Ломоносов» в сеть», — отметил генеральный директор «Концерна Росэнергоатом» Андрей Петров. Он пояснил, что был сделан важнейший шаг на пути к развитию Певека как «новой энергетической столицы» региона, а также опорного пункта освоения западной Чукотки и ключевого звена Северного морского пути. По его словам, в планах на следующий год — сдать ПАТЭС в промышленную эксплуатацию.
После ввода ПАТЭС в эксплуатацию количество действующих АЭС в России вырастет с 10 до 11. Также впервые в истории российской атомной энергетики сразу две действующие АЭС будут находиться на территории одного субъекта Федерации. Речь идет о ПАТЭС и Билибинской АЭС, отмечается в сообщении.
ПАТЭС в составе плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» предназначена для энергоснабжения Чукотского автономного округа и снабжения теплом Певека. Она стала самой северной атомной станцией в мире, забрав этот титул у Билибинской АЭС.
Ожидается, что плавучая электростанция заменит мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. Ее начали строить в 2000-х годах на территории ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. Головной энергоблок спустили на воду в 2010 году.
Единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция введена в промышленную эксплуатацию
22 мая 2020 г. введена в промышленную эксплуатацию уникальная и не имеющая аналогов в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС, проект АО «Концерн Росэнергоатом», входящего в состав Госкорпорации «Росатом»). Соответствующий приказ подписал Генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Петров.
«С сегодняшнего дня проект по сооружению плавучей атомной теплоэлектростанции в городе Певеке Чукотского АО можно считать успешно завершенным. Теперь она полноправно стала 11-й промышленно эксплуатируемой атомной электростанцией в России и самой северной в мире», – отметил Андрей Петров.
Основанием для подписания приказа стало выданное накануне по результатам проверки комиссией Дальневосточного управления Ростехнадзора АО «Концерн Росэнергоатом» заключения о соответствии (ЗОС) – документа, подтвердившего, что плавучая атомная теплоэлектростанция построена в соответствии с требованиями проектной документации. Кроме того, было получено положительное заключение Росприроднадзора. Эти документы свидетельствуют, что ПАТЭС полностью отвечает действующим нормам и правилам, в том числе — санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным требованиям и государственным стандартам.
Напомним, что ПАТЭС выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского энергоузла Чукотки 19 декабря 2019 г. Авторитетный журнал «Power» признал это событие одним из шести ключевых событий года в мировой атомной энергетике.
С момента включения в сеть ПАТЭС уже выработала свыше 47,3 млн кВт·ч электроэнергии. В настоящее время она обеспечивает 20% потребности Чаун-Билибинского энергоузла. В дальнейшем, по мере окончательного останова энергоблоков Билибинской АЭС, ПАТЭС предстоит стать основным источником энергоснабжения Чукотки.
Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция состоит из береговой инфраструктуры и плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов», оснащенного двумя реакторами типа КЛТ-40С электрической мощностью 35 МВт каждый. Электрическая мощность ПАТЭС – 70 МВт, тепловая – 50 Гкал/ч. Длина ПЭБ «Академик Ломоносов» достигает 140,0 м, а ширина – 30,0 метров, водоизмещение составляет 21 500 тонн. Срок службы – 40 лет.
Департамент коммуникаций АО «Концерн Росэнергоатом»
Первая в России плавучая АЭС прибыла на Чукотку | Новости из Германии о России | DW
Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» в субботу, 14 сентября, прибыла на Чукотку. АТЭС успешно пришвартовалась в месте своего основного базирования, городе Певеке Чукотского автономного округа, сообщает пресс-служба концерна «Росэнергоатом».
В торжественной церемонии встречи судна приняли участие глава Чукотки Роман Копин, глава городского округа Певек Николай Леванов, а также сотрудники руководства госкорпорации «Росатом», «Росэнергоатома» и другие официальные лица. В своем выступлении Копин напомнил, что в начале следующего десятилетия ожидается окончательная остановка энергоблоков на Билибинской АЭС, после чего функция главного генератора энергии для Чукотки перейдет плавучей АТЭС.
Единственная в мире плавучая АЭС
Строительство атомного плавучего энергоблока, который «Росэнергоатом» называет единственным в мире, началось более 10 лет назад. Станция оснащена двумя реакторными установками, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии в номинальном рабочем режиме.
«Академик ломоносов» был спущен на воду летом 2010 года, а в апреле 2018 года направлен в Мурманск для загрузки ядерным топливом. 23 августа плавучая АТЭС отправилась на Чукотку в сопровождении ледокола и буксиров. Всего по дороге из Санкт-Петербурга в Мурманск, а оттуда — в Певек судно прошло около 9 тысячи километров.
Greenpeace назвал плавучую АТЭС «ядерным Титаником»
Между тем экологи сомневаются в необходимости и безопасности плавучего энергоблока. Его появление вызвано «отнюдь не реальными потребностями Чукотки», считает глава проекта энергетической программы «Гринписа России» Рашид Алимов. Он не исключил, что плавучая АТЭС может служить «демонстрационным экспонатом для потенциальных зарубежных заказчиков».
«Испытывать ядерный реактор в таком густонаселенном районе, как центр Петербурга по меньшей мере безответственно, — отметил ядерный эксперт отделения Greenpeace в Центральной и Восточной Европы Ян Хаверкамп. — Тем не менее перенос испытаний этого «ядерного Титаника» подальше от глаз общественности не делает его менее опасным».
_____________
Подписывайтесь на новости DW в | Twitter | Youtube | или установите приложение DW для | iOS | Android
Смотрите также:
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Магазин в селе Залесье
После прохождения паспортного контроля на КПП «Дитятки» первая остановка по маршруту в 30-километровой зоне отчуждения — село Залесье. Садовые деревья разрослись в настоящий лес. Заросли даже центральные улицы. До аварии на ЧАЭС 26 апреля 1986 года здесь проживало около 3 тыс. жителей. Их эвакуировали в Бородянский район Киевской области. Со временем в село самовольно вернулись несколько человек.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Дом культуры в Залесье
Расположенное в 15 минутах от Чернобыля Залесье было довольно крупным селом: со средней школой, библиотекой, роддомом и построенным еще в 1959 году Домом культуры. Его помещение, кстати, неплохо сохранилось — зал до сих пор украшает транспарант времен СССР, в хорошем состоянии и лепнина, обрамляющая сцену. Но пол почти полностью прогнил, так что передвигаться нужно с осторожностью.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Техника ликвидаторов в Чернобыле
Следующая остановка — Чернобыль. Возле пожарной части прямо под открытым небом расположен музей техники, задействованной в ликвидации последствий аварии. В первые дни ликвидаторы надеялись с ее помощью расчистить особенно опасные завалы. Но даже техника не выдержала высокий уровень радиации.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Аллея памяти мемориального комплекса «Звезда Полынь»
Аллея памяти мемориального комплекса «Звезда Полынь» в Чернобыле — символическое кладбище с названиями 162 населенных пунктов, которые сравняли с землей после Чернобыльской катастрофы. Как вспоминает ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС Валерий Стародумов, «метод захоронения назывался «под себя». Инженерная машина разграждения (ИМР) выкапывала траншею, заталкивала в нее дом и засыпала землей».
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Микрозиверт? Бер? Микрорентген? Кюри?
Следующая остановка — село Копачи, расположенное в 10-километровой зоне. Его территория подверглась сильнейшему загрязнению радионуклеидами. Туристы измеряют уровень радиации с помощью дозиметров, которые можно получить за дополнительную плату (5-10 евро). Сопровождающие должны помочь сориентироваться в единицах измерения. Кое-где «фонит» и «зашкаливает», устройство громко пищит.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Детский сад в селе Копачи
Село Копачи находится всего в 4 километрах от ЧАЭС. Из-за сильного загрязнения его ликвидировали и засыпали землей. Одно из немногих строений, оставшееся стоять на поверхности, — это детский сад. По сей день в нем сохранились нетронутыми игрушки, детская мебель, пособия по дошкольному образованию, родительский уголок. Вот только детей нет.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Площадка перед 4-м энергоблоком ЧАЭС
Памятник ликвидаторам аварии установили на площадке перед 4-м энергоблоком ЧАЭС. Сегодня этот энергоблок покрыт новым защитным конфайнментом (аркой безопасности) и выглядит вполне мирно. А в апреле 1986 года, после аварии, показатели радиации здесь превышали норму в тысячи раз. В ликвидации последствий одной из крупнейших техногенных катастроф участвовали около 600 000 человек.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Радиологический контроль на ЧАЭС
Перед входом на ЧАЭС обязательно нужно пройти контроль радиологического загрязнения одежды. Показатели приборов, как правило, довольно точные. Если они превышают норму, одежду пытаются очистить. Если это не удается, ее придется оставить. По словам организаторов туров, за день пребывания в Чернобыльской зоне уровень радиационного облучения не превышает дозу, полученную за час полета на самолете.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Обед на ЧАЭС
После прохождения радиологического контроля, в столовой ЧАЭС предлагают полноценный обед: борщ или суп, мясо с гарниром и салат, компот, сок и хлеб. Здесь могут поесть и вегетарианцы: вместо мяса можно взять, например, арбуз и персик. Все продукты привезены в зону отчуждения с «большой земли». Цена обеда — 100 гривен (чуть больше трех евро). Кофе можно взять отдельно в автомате.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
«Белый дом» в Припяти
Город Припять — гордость социалистического градостроительства. Год основания — 1970. До аварии в Припяти, расположенной в двух километрах от ЧАЭС, проживало около 50 000 жителей. На фото — «белый дом», где жила городская элита и директор ЧАЭС Виктор Брюханов, осужденный впоследствии на 10 лет заключения. На первом этаже — магазин «Радуга», после аварии служил мебельным складом.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Автоматы с газировкой
Эти автоматы, установленные возле кафе «Припять», в советские времена были неотъемлемой частью городского ландшафта. Они стояли и на улицах, и в парках отдыха. Эту модель АТ-101СК выпускало производственное объединение «Киевторгмаш». Газировка с сиропом стоила три копейки, без сиропа — одну копейку. В автомате справа (на фото) так и остался стоять граненый стакан.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Уникальный витраж в кафе «Припять»
Кафе «Припять» в 70-80-е годы было излюбленным место отдыха молодежи. Оно располагалось у речного вокзала, куда приходили теплоходы «Ракета» из Киева. Особенность интерьера — витраж, скорее всего, авторства команды знаменитого художника-монументалиста Ивана Литовченко. Выполнен по трудоемкой и затратной технологии: рисунок собран из фрагментов цветного стекла.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Остатки универмага в Припяти
Припять считалась образцово-элитным городом. Уровень обеспечения энергетиков сравнивали с московским, привычный для СССР дефицит здесь был редкостью. В Припяти было 25 магазинов, в том числе универмаг, открывшийся в начале 1986 года. На первом этаже был продуктовый отдел, на втором — мебельный. Здесь еще сохранились холодильные витрины, хотя мародеры давно сдали всю «начинку» на металлолом.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Добыча мародеров
Больше всего следы мародеров заметны в брошенных домах припятчан. Некоторые вещи, незагрязненные радиацией, жители города смогли впоследствии забрать и вывезти, частично имущество утилизировали. Остальное стало добычей мародеров. Снимали даже батареи. Сейчас большинство квартир полностью пустые, но кое-где еще можно найти старую мебель и остатки кухонной утвари.
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Секретный объект — радиолокационная станция «Дуга»
…она же — «Чернобыль-2», она же — «русский дятел», она же «выноситель мозгов». Последняя остановка маршрута — секретный объект, построенный неподалеку от ЧАЭС. Он был частью системы противовоздушной обороны СССР для обнаружения запуска межконтинентальных баллистических ракет. С 1976 года «Дуга» портила нервы радиолюбителям постоянными шумами в эфире, за что ее и окрестили «дятлом».
Один день в Чернобыльской зоне отчуждения
Знакомьтесь: лис Семен
В окрестностях Припяти часто можно встретить лиса по кличке Семен. Он стал своеобразной местной знаменитостью. Туристов Семен любит, ведь они его нередко подкармливают. Но гладить его не рекомендуется. И не только потому, что на его шерстке теоретически могут быть радиоактивные частицы. Этот красавец — дикое животное, и несмотря на частые встречи с людьми, кусаться он не разучился.
Автор: Юрий Шейко, Дмитрий Каневский, Марина Барановская
Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов», Камчатка
Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» мощностью 70 МВт расположена в городе Вилючинск Камчатской области на Дальнем Востоке России.
Баржа носит имя известного академика Михаила Ломоносова.
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» владеет атомной электростанцией.
Основы проекта были заложены 15 апреля 2007 года.Строительство баржи изначально велось на подводном заводе Севмаш в Северодвинске. В августе 2008 года строительную площадку перенесли с Севмаша на Балтийский завод в Санкт-Петербурге.
Академик Ломоносов был спущен на воду 30 июня 2010 года. Это первая в России плавучая атомная электростанция. Два ядерных реактора были установлены на барже в октябре 2013 года.
Плавучая электростанция прибыла в Мурманск, Россия, для получения ядерного топлива впервые в мае 2018 года, а заправка топливом двух реакторов была завершена к октябрю.
В декабре того же года реакторный блок №1 был запущен на 10% своей мощности.
В июне 2019 года Росэнергоатом, дочерняя компания Росатома, получила лицензию от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на эксплуатацию плавучей атомной станции сроком на десять лет, до 2029 года.
Академик Ломоносов прибыл на постоянное место жительства в порт Певек на Чукотке в сентябре 2019 года. Он начал вырабатывать электроэнергию и был подключен к изолированной электросети Чаун-Билибино в декабре 2019 года.Плавучая электростанция была полностью сдана в эксплуатацию в мае 2020 года. Ожидается, что она будет вырабатывать достаточно энергии, чтобы обслуживать около 200 000 человек, и прослужит 40 лет.
Особенности российской плавучей электростанции
Академик Ломоносов — автономный энергетический объект, выполненный в виде несамоходного судна. Это 140 метров в длину, 30 метров в ширину и 10 метров в высоту. Осадка — 5,56 м. Водоизмещение 21 500 т, экипаж 70 человек.
Плавучее судно оборудовано энергоблоком с двумя ядерными реакторами KLT-40C мощностью 35 МВт, которые могут производить 70 МВт электроэнергии или 300 МВт тепла, а также двумя паротурбинными установками.Его также можно переоборудовать в опреснительную установку с производительностью 240 000 м3 пресной воды в день.
Проект включает морские и береговые сооружения для передачи энергии и мощности, вырабатываемой заводом.
Энергия и тепло, вырабатываемые морскими установками, передаются на берег, в то время как береговые сооружения дополнительно передают тепло и электроэнергию в сеть. Предполагается, что проект позволит сэкономить 200 000 т угля и 100 000 т мазута в год.
Морское судно вмещает реакторы, паротурбинные установки и хранилища, в которых хранятся свежие и ядерные топливные сборки, а также твердые и жидкие радиоактивные отходы.
Завод будет проходить техобслуживание и ремонт на Балтийской верфи каждые 12 лет. Его будут заправлять каждые три года.
Детали реактора АЭС «Академик Ломоносов»
КЛТ-40С — это модульный водяной реактор, работающий как парогенерирующая станция. Реактор состоит из собственно реактора, парогенераторов, насосов теплоносителя реактора, теплообменников, компенсаторов давления, клапанов и трубопроводов, используемых для различных целей.
Реакторы поставлены в 2009 году, первый — в мае, второй — в августе.Каждый реактор заключен в стальную герметичную защитную оболочку, чтобы выдерживать давление.
Ядерные отходы утилизируются осторожно, чтобы избежать радиации во время производства и выработки энергии.
Подрядчики для судна «Академик Ломоносов»
Компания «Энергетическое оборудование» ОКБМ Африкантов отвечало за проектирование реакторов, изготовление и поставку насосов, оборудования для перекачки топлива и вспомогательного оборудования. Нижегородский научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт произвел монтаж реакторов на электростанции.
Корпуса реакторов поставлены российской машиностроительной компанией «Ижорские заводы».
Калужский турбинный завод поставил заводские турбогенераторы, а завод по производству ядерного топлива ТВЭЛ поставил ядерное топливо для завода.
В общей сложности 136 компаний были задействованы в качестве основных и субподрядных организаций на этапах проектирования и производства завода.
Местное воздействие на окружающую среду
Размещение баржи вызвало много вопросов о связанных с этим экологических рисках.Основная проблема заключается в том, что судно может производить большое количество радиоактивного пара, что может оказать неблагоприятное воздействие на близлежащие населенные пункты.
Сейсмическая активность часто наблюдается в Камчатском регионе, где дислоцируется Академик Ломоносов. Цунами, вызванное землетрясением, может разрушить береговую плавучую атомную электростанцию и привести к выбросу радиоактивных материалов и топлива из ядерных отходов.
По данным экологических групп, плавучие атомные электростанции более подвержены авариям, чем береговые электростанции, а также представляют угрозу для морской среды обитания.
Однако Россия имеет 50-летний опыт охраны атомных ледоколов, которые построены специально для Северного Ледовитого океана.
Академик Ломоносов | Услуги | НТИ
Российская Федерация позиционирует себя как ведущий международный поставщик ядерного топлива, ядерных технологий и связанных с ними услуг. Россия адаптирует технологии своего существующего флота атомных ледоколов для строительства плавучих атомных электростанций (ПАТЭС) для обеспечения теплом и энергией отдаленных регионов и оказания помощи в добыче природных ресурсов.Кроме того, Россия надеется сдать станции в аренду другим странам, где они будут использоваться для выработки электроэнергии и опреснения воды. [1] Строительство головного судна этого класса «Академик Ломоносов» началось в 2007 году на верфи Севмаша в Северодвиснке, на крайнем севере России. В августе 2008 года корпус строящегося «Академика Ломоносова» был передан на Балтийский завод в Санкт-Петербурге. [2] Балтийский судостроительный завод — это место, где были построены корабли российского атомного ледокольного флота, и это единственный в мире судостроитель, имеющий недавний опыт строительства гражданских военно-морских реакторов.Строительство было завершено в 2019 году, и 23 августа «Академик Ломоносов» отправился в конечный пункт назначения — Певек. Ожидается, что там ПАТЭС станет центральной частью энергоснабжения восточного региона, заменив Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ. [3]
«Ломоносов» — баржа с плоским корпусом, оснащенная двумя атомными энергоблоками. В Певеке он будет подключен к береговой инфраструктуре для предоставления услуг по передаче электроэнергии и поддержки. Два атомных энергоблока работают на двух модификациях низкообогащенного урана (НОУ) реакторов КЛТ-40, разновидности реакторов с высокообогащенным ураном (ВОУ), используемых на некоторых российских ледоколах.[4] Ожидается, что после ввода в эксплуатацию «Ломоносов» будет обеспечивать энергией город с населением 200 000 человек, обеспечивать теплом и электроэнергией для добычи и опреснения природных ресурсов, а также обеспечивать электроэнергией в чрезвычайных ситуациях. Чтобы свести к минимуму необходимость в специальных транспортных средствах или специальных судах для технического обслуживания, конструкция судна включает хранилище как для свежего, так и для отработавшего ядерного топлива, а также для специальных хранилищ для жидких и твердых ядерных отходов. Судно состоит из трех палуб, разделенных на 10 отсеков, имеет размеры 144 метра в длину, 30 метров в ширину и 10 метров в высоту, и водоизмещает около 21 500 тонн воды.На судне также есть помещения для экипажа из примерно 70 человек, которые отвечают за эксплуатацию реакторов и техническое обслуживание судна между капитальными ремонтами. [5]
«Ломоносов» рассчитан на работу в трех, двенадцатилетнем циклах. В конце каждого периода судно будет отбуксировано обратно на верфь Росатомфлота в Мурманске для ремонта, выгрузки топлива, дозаправки и вывоза радиоактивных отходов. [6] Чтобы обеспечить постоянную подачу электроэнергии, ПАТЭС могут эксплуатироваться в составе автопарков, при этом новая ПАТЭС приходит раньше, чем старая.Росатом в настоящее время также разрабатывает плавучие энергоблоки (ПЭС) второго поколения, которые они надеются экспортировать в качестве источников энергии для отдаленных регионов с протяженными берегами и дефицитом энергоснабжения. [7] По мере того, как Россия продолжает разрабатывать планы «флотов» ПАТЭС, многие аналитики выражают озабоченность по поводу рисков безопасности и распространения, связанных с этим проектом. Поскольку эта концепция операций является совершенно новой для гражданской энергетической инфраструктуры, России придется ответить на вопросы о последствиях этой новой технологии для безопасности, защищенности и гарантий МАГАТЭ, прежде чем пытаться расширить свои инвестиции в ПАТЭС или сдать их в аренду на международном рынке.[8]
См. Дальнейший анализ этих вопросов.
Источники:
[1] «Реакторы готовы к плавучей установке», World Nuclear News, 7 августа 2009 г., www.world-nuclear-news.org.
[2] «ОАО« Балтийский завод »(Санкт-Петербург) приступило к монтажу основной плавучей АЭС», Росатом, 19 мая 2009 г., www.rosatom.ru.
[3] Международная сеть Русатом, «Первый в своем роде плавучий атомный энергоблок« Академик Ломоносов »уезжает из Мурманска в Певек», пресс-релиз, 23 августа 2019 г., www.rosatom.ru.
[4] «Реакторная установка КЛТ-40С для плавучей ПНП ЧАЭС», ОАО «ОКБМ Африкантов», без даты, www.okbm.nnov.ru.
[5] Александр Никитин и Леонид Андреев, «Плавучие атомные электростанции», Bellona Report, 2011.
[6] Марк Даудалл и Уильям Дж. Ф. Стандринг, «Плавучие атомные электростанции и связанные с ними технологии в северных регионах», Statens Stralavern, 2008.
[7] Международная сеть Русатом, «Первый в своем роде плавучий атомный энергоблок Академик Ломоносов уезжает из Мурманска в Певек», пресс-релиз, 23 августа 2019 г., www.rosatom.ru.
[8] Мартин Матишак, «Плавучие ядерные реакторы могут стать жертвой террористов, говорят эксперты», Global Security Newswire, , 6 августа 2010 г., http://gsn.nti.org; «Безопасность и экологическая совместимость плавучей АЭС», Росэнергоатом, www.rosenergoatom.ru.
Первая плавучая атомная электростанция в России заработала, и ей предстоит заменить уголь
Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» отбуксирована 28 апреля 2018 года с … [+] Санкт-Петербург.Судостроительный завод в Санкт-Петербурге, где он был построен, перед загрузкой ядерного топлива в Мурманске и буксировкой на его нынешнюю позицию на Дальнем Востоке.
AP Photo / Дмитрий ЛовецкийНа первой плавучей атомной электростанции в России в четверг впервые было переключено питание, и электроэнергия доставлялась с лодки у берегов Дальнего Востока России.
Баржа, известная как Академик Ломоносов , была построена за 10 лет и обошлась в 232 миллиона долларов. Эта установка мощностью около 70 мегаватт может обеспечить электричеством город с населением 100 000 человек.Баржа находится у холодной каменистой тундры Чукоты в северной части Тихого океана, российского государства с населением около 50 000 человек. Предки эскимосов, алеутов и чукчей населяли этот регион, где сейчас обитает больше белых медведей, северных оленей и пингвинов-тупиков, чем людей.
Теперь это дом для того, что, по мнению России, может стать тенденцией в области использования ископаемого топлива — небольшие плавучие атомные электростанции. (Примечание: лоббисты ветра и солнечной энергии ненавидят это.)
Новая электростанция заменит технологически устаревшую Билибинскую атомную электростанцию в регионе, построенную в 1974 году, с мощностью выработки 48 мегаватт.Также будет остановлена угольная электростанция. Билибино закроется до конца этого года.
В следующем году баржа будет подключена к главному городу Певеку для обеспечения теплом. Средняя высокая температура здесь -11 по Фаренгейту в январе и феврале. Там проживает менее 5000 человек.
Россия надеется, что электростанция, а также все сооружения и обслуживание окружающей ее инфраструктуры создадут условия для ускоренного социально-экономического развития Чукотки и станут одним из ключевых элементов инфраструктуры в целях развития России на ее северном морском пути.
«Задача на следующий год — завершить ввод объекта для заправки топливом в промышленную эксплуатацию», — сообщил в пресс-релизе генеральный директор компании Андрей Петров.
Строительство баржи Академик Ломоносов началось в 2008 году на Балтийском заводе в России, где она была построена дочерним предприятием Росатома ОКБМ Африкантов, ядерной инженерной фирмой. Он состоит из двух корабельных ядерных реакторов деления КЛТ-40С, используемых на российских атомных ледоколах.
Первая реакторная установка была завершена в декабре прошлого года.
Поскольку электроэнергия Чукотки субсидируется, стоимость энергии для потребителей не изменится.
Воспитанники школы катания на собачьих упряжках в Чукотском автономном округе, российском государстве на Дальнем Востоке Сибири. … [+] Чертовски холодно.
Артем Геодакян / ТАССРоссия любит называть Академика Ломоносова первой в мире плавучей атомной электростанцией. Это так для той части мира.Но в конце 1960-х у правительства США был свой MH-1A Sturgis — также плавучий атомный энергетический корабль, — который использовался для выработки электроэнергии, необходимой для улучшения Панамского канала.
Помимо того, что сегодня это единственная плавучая атомная электростанция в мире, российская атомная электростанция Академика Ломоносова также станет самой северной атомной электростанцией после отключения Билибино.
Росатом заявил, что хочет построить не менее семи плавучих атомных электростанций. Государственная атомная энергетическая компания в настоящее время работает над своим вторым поколением плавучих атомных судов, делая их более компактными и мощными.
Аналитики по атомной энергетике, цитируемые в нишевых российских публикациях на эту тему, говорят, что новыми реакторами будут реакторы с водой под давлением РИТМ-200М, спроектированные Африкантовым, со сроком службы 400 лет и общей мощностью 100 мегаватт. Росатом хочет экспортировать технологию в Латинскую Америку, Африку и Азию, сообщает Financial Times .
Росатому поручено использовать ядерное ноу-хау России для создания альтернатив ископаемому топливу не только у себя дома, но и во всем мире.
Участники саммита и экономического форума Россия-Африка 2019. Росатом хочет экспортировать модель плавучей ядерной бомбы в развивающиеся страны Африки, Латинской Америки и Азии, чтобы отказаться от ископаемого топлива.
Владимир Смирнов / ТАССВ этом сегменте у него мало конкурентов. Китай строит большие ядерные реакторы. И в настоящее время США работают над небольшими атомными электростанциями, несмотря на противодействие со стороны экологических групп, которые хотят придерживаться ветровой и солнечной энергии.Плавучие атомные электростанции — это то, что Россия добавляет в комплекс новых ядерных технологий.
«Росатом» попал в заголовки газет в августе после того, как на военном полигоне во время испытаний реактивного двигателя произошел взрыв. Пятеро сотрудников Росатома погибли, трое получили ранения.
Авария привела к обычному призыву к приостановке ядерных разработок, при этом дискуссии были сосредоточены на безопасности и ядерных отходах.
Владимир Чупров, глава энергетической программы Гринпис России, сказал, что вынос баржи у нетронутого побережья Чукотки — это ожидаемая авария.Чупров сказал, что риски радиационных аварий слишком высоки.
В регионе уже используется атомная энергия. И уголь, который Гринпис винит в «климатическом кризисе». Он выступает за прекращение добычи угля во всем мире.
Росэнергоатом, государственный оператор российских атомных электростанций, заявил, что плавучая электростанция безопасна.
Реакторная установка была создана поэтапно, чтобы проводить испытания оборудования станции поэтапно, сообщили в компании.
Гринпис недоволен. «Проблема ядерных отходов остается», — говорит Чупров в отчете, опубликованном в деловой ежедневной газете « Ведемости » в четверг. «Эта мощная станция означает, что в этой области будет невозможно развивать ветровую и солнечную генерацию».
Атомная электростанция будущего может плавать недалеко от России
МУРМАНСК, Россия — На берегу Кольского залива на крайнем северо-западе России находятся базы для атомных подводных лодок и ледоколов.Низкие каменистые холмы спускаются к промышленной набережной с доками, подъемными кранами и железнодорожными путями. В заливе подводные лодки десятилетиями рыскали по лазурным водам, путешествуя между своим портом и океанскими глубинами.
Здесь Россия проводит эксперимент с ядерной энергетикой, который сторонники называют передовым достижением инженерной мысли, но критики называют его безрассудным.
В стране открывают плавучую атомную электростанцию.
Привязанный к причалу в Мурманске, Академик Ломоносов мягко покачивается на волнах.Плавучая установка, состоящая из двух миниатюрных реакторов, ранее использовавшихся на подводных лодках, пока что единственная в своем роде.
Москва, хотя и является лидером в этой тенденции, далеко не единственная, кто видит потенциал плавучих атомных станций. Две государственные компании в Китае строят такие объекты, и американские ученые разработали собственные планы. Сторонники говорят, что они дешевле, экологичнее и, что, возможно, парадоксально, безопаснее. Они видят будущее, когда атомные электростанции появятся у берегов крупных городов по всему миру.
«Они на световые годы впереди нас», — сказал Якопо Буонджорно, профессор ядерной инженерии Массачусетского технологического института, о российской программе плавучих электростанций.
Росатом, российская государственная атомная компания, в течение многих лет экспортирует ядерные технологии, продавая установки в Китае, Индии и многих развивающихся странах. Но реакторы меньшего размера, эффективно размещенные на поплавках, можно собирать быстрее, размещать в более широком диапазоне мест и более гибко реагировать на колебания энергоснабжения в энергосистемах, которые все больше полагаются на энергию ветра и солнца.
Российская разработка предполагает использование реакторов подводного типа, загружаемых на суда, с люком на носу для подключения их к местным электросетям. Реакторы будут вырабатывать в общей сложности 70 мегаватт электроэнергии, что достаточно для питания около 70 000 типичных американских домов. Росатом планирует серийно производить такие плавучие атомные электростанции и изучает различные бизнес-планы, включая сохранение права собственности на реакторы при продаже вырабатываемой ими электроэнергии.
Громоздкая прямоугольная структура напоминает большой ящик, только с ядерной эмблемой атома на боку.Внутри плавучий реактор представляет собой лабиринт тесных коридоров, крутых лестниц, труб, проводов и предупреждающих знаков кириллицей.
Должностные лица планируют отбуксировать судно в прибрежные города, нуждающиеся в электроэнергии, либо для краткосрочного повышения, либо для долгосрочного добавления к электроснабжению. Он может нести достаточно обогащенного урана для питания двух реакторов в течение 12 лет, прежде чем его нужно будет отбуксировать вместе с отработавшим топливом обратно в Россию, где будут обрабатываться радиоактивные отходы.
На заводе будет работать сменная бригада из примерно 300 россиян, включая частных охранников.Росатом рассматривает график работы, при котором они будут оставаться на борту в течение четырех месяцев, прежде чем сделать четырехмесячный перерыв. В следующем году «Академик Ломоносов» начнет обслуживать Певек, удаленный порт в Сибири, расположенный примерно в 500 милях от Аляски.
Находясь на судне, гражданский экипаж будет иметь доступ ко множеству удобств, что делает его нечто среднее между декорациями для «Охоты за Красным Октябрем» и круизным лайнером. Те, кто на борту, могут поплавать в бассейне, украшенном изображениями тропического пляжа, поиграть в сквош или, как ни странно, учитывая кажущуюся важность трезвости на таком судне, выпить в баре.
«Такой локальный источник электроэнергии, который можно легко транспортировать в труднодоступные места, экономически эффективен», — сказал в интервью в капитанской каюте директор программы плавучих реакторов Росатома Виталий Трутнев. , люкс, украшенный оранжевыми мягкими стульями и деревянными столами из ламината.
Использование ядерных реакторов для морских силовых установок или плавучих электростанций не новость. Соединенные Штаты использовали реактор на барже для выработки электроэнергии для зоны Панамского канала с 1968 по 1976 год, а американский производитель реакторов Westinghouse планировал, но так и не построил, две плавучие электростанции у побережья Нью-Джерси примерно в то же время.
Идея плавучей ядерной энергетики неожиданно получила поддержку после цунами в Японии в 2011 году. Эта катастрофа нанесла ущерб прибрежной электростанции Фукусима, затопив резервные дизельные генераторы, предназначенные для охлаждения станции в случае аварийного останова.
Плавучий реактор, по словам сторонников, выдержит волну цунами в море. И если бы потребовалось аварийное отключение, он сохранил бы доступ к охлаждению, что легче сделать, если оно уже находится в воде, чем полагаться на насосы.В заявлении Росатома утверждается, что его завод «неуязвим для цунами».
Профессор Буонджорно из Массачусетского технологического института. сам предлагал разместить небольшие или полномасштабные атомные электростанции на платформах, подобных тем, которые используются в нефтегазовой отрасли. По его словам, это улучшит экономику и безопасность проекта, поскольку атомная промышленность стремится конкурировать с дешевой ветровой, солнечной и природным газом.
Размещение ядерных реакторов на судах также может помочь снизить затраты на строительство.Перерасход средств, а также политическая оппозиция практически остановили строительство АЭС в Соединенных Штатах. Эффективность сборочного конвейера на верфях поможет снизить затраты.
И еще есть потенциальная выгода от изменения климата. Атомные электростанции вырабатывают электроэнергию без парниковых газов, вызывающих потепление планеты, и, в отличие от других чистых источников энергии, таких как ветряные турбины и солнечные фермы, работают круглосуточно.
Росатом пока не раскрывает стоимость строительства баржи и какие страны заинтересованы в покупке электроэнергии.По оценкам компании, на строительство каждой плавучей станции потребуется четыре года по сравнению с десятилетием или около того для многих атомных станций. Судан Трибьюн процитировал министра водных ресурсов и электричества этой страны, что правительство в Хартуме заключило сделку, чтобы стать первым иностранным заказчиком. Представитель правительства Судана Муджахид Мохаммед Сатти отказался комментировать сообщение.
Другие также изучают технологию. Китай хочет построить 20 плавучих атомных станций, первая из которых будет запущена в течение двух лет.Французская компания разработала реактор под названием Flexblue, который не будет плавать, а будет погружен на дно океана.
Но некоторые экологические группы — даже те, которые открыты для роли ядерной энергетики в качестве замены традиционных электростанций — настроены скептически.
Во-первых, их не убеждают заверения Росатома в безопасности. Критики опасаются, что во время цунами стальная конструкция весом 21000 тонн может не выдержать волны. По их словам, в худшем случае его вместо этого сорвут с якоря и отправят вглубь суши, бороздя здания, пока он не приземлится, дымится и вмятины, с двумя активными реакторами на борту, вдали от источника теплоносителя.
В таком случае, по словам Росатома, резервный источник питания и охлаждающая жидкость на борту предотвратят расплавление реакторов, по крайней мере, в течение первых 24 часов. «За это время мы подумаем, что делать», — сказал Дмитрий Алексеенко, заместитель директора по программе плавучих реакторов Росатома. Регулирующие органы в США, однако, требуют, чтобы наземные реакторы работали в течение 72 часов при аварийном останове без внешнего водоснабжения.
И тот факт, что технология хорошо протестирована на российских кораблях, мало утешает критиков, учитывая долгую историю разливов и аварий с атомными подводными лодками и ледоколами, эксплуатируемыми советским и российским военно-морскими силами.
В 1960-х и 1970-х годах Советский Союз сбросил реакторы в Карском море, в Северном Ледовитом океане к северу от Кольского залива. Российские атомные подводные лодки затонули в 1989 и 2000 годах, в то время как один российский атомный ледокол загорелся в 2011 году, а в реакторе другого в том же году произошла утечка радиации, сообщает норвежская экологическая группа Bellona.
«Вопрос в том, будет ли комфортно клиентам из России, если что-то подобное будет припарковано прямо у пирса в крупном городе?» Об этом в телефонном интервью заявил Мэтью Маккинзи, директор ядерной программы Совета по защите природных ресурсов в Вашингтоне.
Парусник Гринпис следил за «Академиком Ломоносовым» во время его первого рейса с верфи в Санкт-Петербурге в Мурманск, где он будет заправляться топливом, с надписью на английском языке: «Плавучий ядерный реактор? Сурово?
«Как и все дизайны, — признал г-н Буонджорно, — нет ничего идеального».
7 фактов о первом в мире плавучем ядерном реакторе
Первый в мире плавучий ядерный реактор Академик Ломоносов недавно завершил свое грандиозное арктическое плавание протяженностью 5 000 км за 22 дня, несмотря на предупреждения экологов о серьезных рисках для региона.Заряженный ядерным топливом, он отправился из Мурманска и пришвартовался на своем постоянном месте в Певеке на Дальнем Востоке России. Взглянем на парящее чудо поближе:1. Академик Ломоносов назван в честь русского ученого XVIII века Михаила Ломоносова.
2. Платформа весом 21 тонну, 144 метра (470 футов) в длину и 30 метров в ширину, которая предназначена для удовлетворения энергетических потребностей удаленных населенных пунктов, была отбуксирована в Певек группой судов.
3. Разработанный ядерным агентством «Росатом», проект «Академик Ломоносов» планируется ввести в эксплуатацию к концу этого года после подключения к местной электросети.После ввода в эксплуатацию она станет самой северной ядерной установкой в мире.
4. В Певеке он будет работать в составе плавучей атомной электростанции. На станции установлены два реактора мощностью 35 мегаватт, что больше соответствует мощности атомных ледоколов мощностью около 1000 МВт.
5. После ввода в эксплуатацию она также станет первой действующей атомной электростанцией, основанной на технологии малых модульных реакторов (ММР); и «рабочий прототип» надежного источника низкоуглеродной энергии в отдаленных районах.
6. Ядерное агентство «Росатом» надеется разработать индивидуальные плавучие ядерные реакторы, доступные для экспорта, используя «Академик Ломоносов» в качестве коммерческого предложения.
7. Ожидается, что «Академик Ломоносов» будет обеспечивать энергией около 100 000 человек и обеспечивать работу нефтяных платформ, поскольку Россия развивает добычу природных ресурсов в богатой полезными ископаемыми территории, восточная оконечность которой находится в нескольких километрах от Аляски.
«Чандраяан-2» — не первая космическая задержка; Прогресс 69, Япония — Кунотори 7…
Растет
Ожидается, что запуск «Чандраяна-2» состоится сегодня. Его перенос на прошлой неделе напоминает другие времена, когда достижение последней границы откладывалось.
На рисунке: вид на «Чандраяан-2» на борту GSLVMkIII-M1 в космическом центре Сатиш Дхаван в районе Неллор.
Под солнцем
В августе 2018 года грандиозный запуск космического зонда Parker Solar Probe стоимостью 1,5 миллиарда долларов США был отложен на 24 часа.Волнение было недолгим после того, как ученые обнаружили аномалию давления гелия, и запуск пришлось отменить. Рекламируемый как самый быстрый космический корабль в истории, он наконец взлетел на следующий день, 12 августа. В рамках своей семилетней миссии солнечный зонд Parker пролетит прямо через внешнюю атмосферу Солнца, пытаясь раскрыть некоторые из величайших секретов Солнечной системы. .
(Изображение: www.nasa.gov)
In The Wind
Ракета Falcon Heavy от SpaceX
SpaceX Илона Маска имела свою долю задержек.Первое испытание было отложено более чем на пять лет: от запланированного в 2013 году до окончательного проведения в 2018 году с макетом полезной нагрузки.
В апреле этого года SpaceX пришлось отложить первый коммерческий запуск ракеты Falcon Heavy из-за сильного ветра в верхних слоях атмосферы.
Спустя два дня запуск был перенесен. В прошлом месяце третий полет Falcon Heavy был отложен на два дня, поскольку команде требовалось немного дополнительного времени, чтобы завершить окончательную интеграцию и подготовительные работы.25 июня мегаракета успешно вывела на орбиту два десятка спутников.
(Изображение: www.spacex.com)
Проблемы с заправкой топлива
GSLV-D5 от ISRO
В августе 2013 г. Национальное космическое агентство отменило запуск ракеты-носителя с геосинхронным спутником под названием Sriharikota за 74 минуты до последнего запуска после обнаружения утечки топлива. Транспортное средство было снято с площадки и окончательно спущено на воду 5 января 2014 года.
(Изображение: www.isro.gov.in)
Под погодой
Японский Kounotori 7
10 сентября 2018 года непилотируемый Kounotori 7 должен был взлететь на международный турнир. Космическая станция с экипажем 6000 кг. Но прогноз тайфуна вынудил Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) отложить запуск этого грузового корабля и перенести старт на 22 сентября.
(Изображение: global.jaxa.jp)
Россия запускает плавучую атомную электростанцию »Академик Ломоносов» | Nuclear Energy News
Огромное судно, единственная в мире плавучая атомная электростанция, покинуло свой док в российском порту Мурманск и направляется в арктический город Певек, несмотря на противодействие со стороны экологических групп.
Судно длиной 144 метра и шириной 30 метров, названное «Академик Ломоносов» в честь русского ученого XVIII века, вмещает два ядерных реактора.После выхода из порта в пятницу его отбуксируют на 6000 километров в отдаленный сибирский регион Чукотка, примерно в 86 километрах от американского штата Аляска.
После пристыковки баржа водоизмещением 21 000 тонн заменит угольную электростанцию и стареющую наземную атомную станцию и обеспечит электроэнергией 50 000 человек в этом районе, по данным российской государственной атомной корпорации «Росатом».
Плавучее судно станет самой северной атомной станцией в мире, а также будет обеспечивать добычу природных ресурсов в регионе, когда оно начнет работу в следующем году.
Российская государственная корпорация охарактеризовала судно как «пилотный проект» с планами по широкой разработке и использованию аналогичных конструкций.
Россия, США и ряд других стран уже давно используют ядерные реакторы для питания морских судов, в том числе ледоколов и подводных лодок, но российское судно станет единственной плавучей атомной электростанцией такого типа, когда оно начнет работать в следующем году.
Ученые из Китая и исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) в США также работают над атомными электростанциями морского базирования, и Франция изучает такую возможность.
В мае плавучую АЭС отбуксировали из Санкт-Петербурга в Мурманск, где залили ядерным топливом [Файл: Антон Ваганов / Reuters]Экологическая группа Greenpeace назвала этот план «Чернобыль на льду», имея в виду аварию на атомной электростанции в 1986 году, в результате которой в атмосферу были выброшены высокие уровни радиации, что вынудило тысячи людей покинуть свои дома и вызвало долгосрочные опасения в отношении здоровья и окружающей среды. последствия.
Взрыв 8 августа в Архангельске еще больше усилил озабоченность по поводу халатности России в отношении ядерной энергетики: правительство сначала отрицало, а затем признало, что во взрыве были причастны радиоактивные материалы, в результате которых погибли пять ученых и резко повысился уровень радиации в соседнем городе. .
Запуск является частью более широких амбиций президента России Владимира Путина по освоению Северного Арктического региона. Это желание стало более реалистичным в последние годы, когда глобальное потепление и таяние ледяных шапок сделали некоторые районы более доступными.
Что такое Академик Ломоносов?
Росатом заявил, что «Академик Ломоносов» является частью более крупного плана по обеспечению энергией удаленных регионов России и всего мира.
В нем говорится, что плавучие ядерные блоки могут быть особенно полезны для островных государств и могут использоваться для питания опреснительных установок в странах с нехваткой пресной воды.
Компания также заявила, что, поскольку многие отдаленные районы полагаются на угольные электростанции, портативные атомные станции помогут сократить выбросы углекислого газа, парникового газа, который способствует изменению климата.
На борту «Академика Ломоносова» две реакторные установки КЛТ-40С, каждая мощностью 35 МВт. По данным Росатома, его общий «жизненный цикл» составляет 40 лет, который может быть увеличен до 50 лет.
Генеральный директор корпорации Алексей Лихачев в мае охарактеризовал судно как «непревзойденное инженерное сооружение».
Ростом в настоящее время работает над более мощной версией плавучей установки меньшего размера, которую планирует выпустить в рамках второго поколения инициативы.
Опасения по поводу катастрофы
Гринпис постоянно критиковал проект, рассчитанный на десятилетие, обвиняя российскую корпорацию в непрозрачности и заявляя, что любую проблему с реактором в отдаленном регионе будет трудно решить должным образом, пока она не превратилась в катастрофу.
Росатом заявил, что риски будут сведены к минимуму, отработавшее топливо будет отправляться в специальные хранилища на материковой части России.
В 2017 году Гринпис протестовал на Балтийской верфи в Санкт-Петербурге, где строился «Академик Ломоносов» и где должны были проходить испытания. В мае эти испытания были перенесены в меньший город Мурманск, где плавучая установка была загружена ядерным топливом перед ее окончательным отбытием.
В мае Ян Хаверкамп, ядерный эксперт Гринпис Центральной и Восточной Европы, заявил в своем заявлении, что установка плавучей электростанции в «суровых условиях российской Арктики будет представлять постоянную угрозу для жителей Севера и девственной Арктики. природа».
В том же месяце Гринпис вместе с двумя российскими экологическими организациями направил в Росатом и другие органы письмо с призывом провести независимую экспертизу судна ядерными регулирующими органами других арктических стран, а также оценку воздействия на окружающую среду в Арктике (ОВОС). .
В июне российский регулирующий орган Ростехнадзор выдал 10-летнюю лицензию на «Академика Ломоносова».
Критики опасаются, что катастрофу в удаленном районе Чукотки, где будет пристыкована плавучая атомная электростанция, будет сложно сдержать [Максим Шеметов / Reuters]Критики указали на прошлые инциденты с участием морских атомных судов, включая затопление гигантской подводной лодки «Курск» в 2000 году и утечку радиации российским ледоколом у берегов Сибири в 2011 году.
Несколько пожаров на борту атомных судов в последние годы, в том числе один в июле, в результате которого погибли 14 членов экипажа глубоководного судна «Лошарик», также вызывают обеспокоенность.
«Изученная инцидентами история российских атомных ледоколов и подводных лодок показывает необходимость строгого, независимого надзора с международной экспертной оценкой. Это должно начаться сейчас, до того, как реакторы будут загружены, и охватывать всю рискованную операцию завода, включая транспортировку, вывод из эксплуатации и обращение с отходами », — сказал Хаверкамп.
Росатом назвал опасения Гринпис «необоснованными».
Будущее атомной энергетики
Майкл Голей, профессор кафедры ядерных наук и инженерии Массачусетского технологического института (MIT), сказал «Аль-Джазире», что атомные электростанции, использующие воду, обладают огромным потенциалом для инноваций.
В некоторых случаях правильная конструкция могла бы сделать эти электростанции более безопасными, чем наземные, сказал он, отметив, что недавние ядерные катастрофы были вызваны не цепной ядерной реакцией, а отказами в последующем охлаждении ядерного реактора.
«Мы увидели, что можем довольно надежно контролировать цепную реакцию», — сказал Голей. «Но проблема охлаждения реактора была важной во время аварии на Фукусиме и аварии на Три-Майл-Айленд».
Инновационная конструкция, использующая гравитацию и океанскую воду, может сделать это охлаждение более надежным, добавил он.
Голай сказал, что «Академик Ломоносов», похоже, использует технологию, более похожую на ту, что используется на наземных атомных станциях или морских судах с атомными двигателями.
Это означает, что его безопасность будет больше зависеть от оборудования, культуры, обучения и выполнения экипажем.
Станция также очень мала по сравнению с коммерческими наземными атомными станциями. Ее необходимо будет увеличить, чтобы серьезно повлиять на то, как ядерная энергия распространяется по всему миру.
«[Академик Ломоносов] — это первый шаг в долгом путешествии», — сказал Голай. «Но если все пойдет успешно, это может открыть путь к другим возможностям».
Российская «Плавучая Чернобыльская атомная станция» начинает рейс на север
МУРМАНСК, Россия — российские танцоры скакали, а военно-морской оркестр играл роль плавучей атомной электростанции, названной ее критиками «Чернобыль на льду», выброшенной из одного из самых северных портов мира в пятницу .
Станции «крайне необходимы не только в России, но и за ее пределами», — сказал Сергей Иванов, специальный представитель президента России по вопросам охраны окружающей среды, экологии и транспорта, сказал собравшимся высокопоставленным лицам и журналистам, как Академик Ломоносов — окрашенный в красный, белый и синий цвета для России. национальные цвета — отправляемся в арктический портовый город Певек.
Для сторонников запуск знаменует новую эру освоения негостеприимной российской Арктики. Если все пойдет по плану, Ломоносов станет первым из нескольких плавучих ядерных реакторов, питающих удаленные заставы на северном побережье.
Но, несмотря на обещания столь необходимой арктическим сообществам чистой энергии, экологические группы забили тревогу.
Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» в пятницу отправляется в путешествие протяженностью 4000 миль по Северному морскому пути до Чукотки в Мурманске, Россия. Максим Шеметов / Reuters«Нет ничего непобедимого», — предупреждает Гринпис Интернэшнл. «Он может затопить, затонуть или сесть на мель. Все эти сценарии потенциально могут привести к утечке радиоактивных веществ в окружающую среду.«
Гринпис России возглавил протесты против своего развития с момента его объявления в 2017 году, назвав его опасным. Российский профсоюз, представляющий жертв, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы 1986 года, которая привела к тысячам случаев заболевания раком у детей, также выразила жесткую оппозицию завод опасается, что это может поставить под угрозу миллионы жизней.
Гринпис назвал проект «Чернобыль на льду» и «плавучий Чернобыль».
Но российская государственная ядерная корпорация «Росатом» заявила, что плавучая станция безопасна.
«Гринпис в течение ряда лет предъявлял претензии к Академику Ломоносова, и важно признать, что он никогда не был в состоянии подтвердить эти претензии экспертной наукой или рецензируемыми источниками», — говорится в заявлении Росатома. передано NBC.
«Атомные ледоколы были отличительной чертой Арктики на протяжении многих лет, и высокий уровень безопасности« Академика Ломоносова »- одна из особенностей, которые делают его настолько подходящим для этих условий», — говорится в заявлении.
Не совсем корабль но определенно более обширная, чем средняя баржа, «Ломоносов» имеет длину около 1548 футов, ширину 98 футов и водоизмещение 21 500 тонн.Имеет вертолетную площадку и командную площадку. Внутри он пахнет, ощущается и выглядит как корабль с узкими коридорами и извилистыми лабиринтами труб, покрытых тускло-желтым цветом, который предпочитают русские моряки.
Он оборудован двумя реакторами с водой под давлением — разновидностью морских реакторов, используемых на российских атомных ледоколах, сообщил NBC News заместитель начальника управления строительства и эксплуатации плавучей атомной электростанции Дмитрий Алексеенко.
Но конструкция морских реакторов была изменена, сказал он, чтобы реактор мог работать на суше.
В отличие от корабля, «Ломоносов» не может никуда двигаться самостоятельно из-за отсутствия двигательной установки, а вместо этого требует буксиров, чтобы вести его.
Основные коммунальные услуги, такие как электрические сети, отсутствуют в отдаленных регионах, а то немногое, что есть, постепенно приходит в упадок. Певек был выбран в качестве пункта назначения Ломоносова, чтобы компенсировать закрытие его традиционной северной атомной электростанции в Билибино.
Инфраструктура отчаянно необходима России для увеличения трафика через Северный морской путь — морской путь, который исторически требует, чтобы ледокол проходил большую часть года.Но в 2017 году, когда сезонный ледяной покров отступил на фоне повышения глобальной температуры, танкер впервые преодолел путь без ледокола.
Эта концепция и ее возможное принятие в других юрисдикциях вызвали проблемы с безопасностью.
«В России высокие стандарты ядерной безопасности, но у некоторых из этих потенциальных клиентов нет», — сказала Анна Киреева, пресс-секретарь экологической организации Bellona Foundation. Она также выразила обеспокоенность по поводу того, что на объекте должно храниться ядерное топливо и отходы в море до тех пор, пока его не отбуксируют на берег.
Однако Росатом заявил, что разработанная им для станции система дозаправки и обращения с отходами, требующая буксировки на берег каждые 10–12 лет, «полностью исключает риск любой утечки радиоактивных веществ».
Высокие стандарты практики не являются гарантией предотвращения несчастных случаев.
К тому же причалу, откуда спустился «Ломоносов» с пятницы, был привязан единственный в России авианосец «Адмирал Кузнецов», который выглядел обветшалым после инцидента в прошлом году, когда корабль чуть не затонул вместе с доком, к которому он стоял на якоре во время ремонта.
В прошлом месяце опасения по поводу аварии на море чернобыльского типа усилились, когда на атомной подводной лодке, действующей в Североморске, произошел пожар, в результате которого погибли 14 моряков. Обеспокоенность вновь усилилась две недели назад, когда загадочный взрыв в соседнем Архангельске выбросил в воздух радиоактивные частицы.