Сальдо доходов бюджета
Сальдо доходов бюджета — это макроэкономический показатель, который отражает дефицит или профицит государственного бюджета и рассчитывается как разница между доходами и расходами бюджета. Соответственно, если расходы бюджета превышают его доходы, то говорят о его дефиците. Если доходы бюджета, наоборот, превышают его расходы, то это говорит о бюджетном профиците.
Основными причинами бюджетного дефицита являются рост бюджетных расходов, снижение уровня госдоходов по причине экономического спада, неэффективная налоговая политика. Профицит бюджета, в свою очередь, возникает по причине жесткой экономической политики, проводимой государством, и приводит к недостаточности свободных средств в экономике страны.
Сальдо доходов бюджета является абсолютным показателем, данные по которому публикуются национальными статистическими органами, центральными банками, министерствами финансов, казначействами ежемесячно (например, в США, Австрии, Китае, России, Польше), ежеквартально (в Нидерландах, Норвегии, Японии, Литве, Гонконге) и с ежегодной периодичностью (например, в Швейцарии, Саудовской Аравии, Индонезии, Эсватини, Катаре).
Для того чтобы оценить и проанализировать дефицит/профицит бюджета государства и сравнить его с другими странами, используется такой показатель, как сальдо государственного бюджета к ВВП. Данный индикатор рассчитывается как процентное соотношение величины дефицита/профицита бюджета к величине валового внутреннего продукта. В большинстве стран сальдо госбюджета к ВВП считается и публикуется на ежегодной основе.
По состоянию на конец 2019 года наибольшие значения профицита бюджета к ВВП наблюдались в Норвегии, на Фарерских островах, на Каймановых островах, в Боснии и Герцеговине, Чаде). На графике ниже приведена динамика значений сальдо госбюджета к ВВП в данных странах начиная с 2015 года.
В качестве примеров сильных дефицитов бюджета к ВВП, по данным на конец 2020 года, можно привести Ливию, Мальдивы, Сейшельские острова, Ирак, Ливан. На графике ниже приведена динамика значений данного показателя в этих странах.
В представленных странах заметно увеличение дефицита в 2020 году, что вызвано мировым экономическим кризисом, на который большинство государств ответило увеличением расходов, в том время как снижение экономической активности привело к падению ВВП и доходов бюджета.
В ряде стран мира установлены максимально допустимые значения сальдо госбюджета к ВВП. Так, в Евросоюзе согласно Маастрихтскому договору, подписанному в 1992 году, дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП.
При планировании бюджета государство может устанавливать плановые значения дефицита бюджета к ВВП. Например, в России в 2021 году дефицит бюджета планируется на уровне 2,4% ВВП, в 2022 году — на уровне 1% ВВП, в 2023-м — 1,1% к ВВП.
Бюджет Украины [2022] ᐈ Государственный бюджет Украины
последнее обновление: 30.09.2022
Государственный бюджет — основной общегосударственный фонд централизованных средств. С помощью бюджета государство концентрирует определенную часть валового внутреннего продукта и централизовано распределяет ее на развитие национальной экономики, для социальной защиты населения, содержания органов государственной власти и управления, обороны страны. Государственный бюджет на каждый финансовый год рассматривается Верховной Радой Украины и утверждается как закон.
2022 | Доходы | Расходы | Кредитование | Сальдо (дефицит бюджета) |
---|---|---|---|---|
январь | 89303,0 | 70648,1 | 2767,2 | 15887,8 |
февраль | 208359,3 | 182993,8 | 1628,6 | 23736,9 |
март | 328956,7 | 383100,6 | 1981,8 | -56125,7 |
апрель | 412559,6 | 558752,4 | 1239,3 | -147432,1 |
май | 520014,8 | 784213,9 | -196,7 | -264002,5 |
июнь | 628193,3 | 1036725,5 | -111,7 | -408420,5 |
июль | 806980,3 | 1218507,3 | -21,6 | |
август | 1031459,5 | 1450245,7 | -227,5 | -418558,7 |
сентябрь | ||||
октябрь | ||||
ноябрь | ||||
декабрь |
- См. также: https://www.treasury.gov.ua
Если доходы бюджета превышают расходы, то это называется бюджетный профицит; если же расходы бюджета превышают его доходы, то это называется бюджетный дефицит
. Бюджетный дефицит, вызываемый сокращением поступлений в бюджет и ростом расходов из бюджета, является одной из основных причин инфляции. Доходы госбюджета в Украине формируются в основном за счет различных налогов и сборов, а также некоторых других источников, в частности, от приватизации госимущества.Дефицит бюджета — явление почти постоянное в экономике каждого государства. В частности, в Украине это явление хроническое. Для населения наличие дефицита имеет опосредствованное значение, но оно участвует в возвращении привлеченных для покрытия дефицита средств путем уплаты налогов. Оценивается дефицит бюджета обычно в процентах от ВВП.
Дата | Поступления (млн. грн.) |
---|---|
89 114,2 | |
на 23.02.2022 | 147 450,1 |
Доходы | Расходы | Кредитование | Сальдо | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
% ВВП | % ВВП | % ВВП | (дефицит бюджета) | % ВВП | ||||
2008 | 231686,3 | 24. 44 | 241454,5 | 25.47 | 2732,5 | 0.29 | -12500,7 | -1.32% |
2009 | 209700,3 | 22.96 | 242437,2 | 26.54 | 2780,3 | 0.30 | -35517,2 | -3.89% |
2010 | 240615,2 | 22.23 | 303588,7 | 28.04 | 1292,0 | 0.12 | -64265,5 | -5.94% |
2011 | 314616,9 | 333459,5 | 25. 33 | 4715,0 | 0.36 | -23557,6 | -1.79% | |
2012 | 346054,0 | 24.56 | 395681,5 | 28.08 | 3817,7 | 0.27 | -53445,2 | -3.79% |
2013 | 339180,3 | 23.31 | 403403,2 | 27.73 | 484,7 | 0.03 | -64707,6 | -4.45% |
2014 | 357084,2 | 22.79 | 430217,8 | 27.46 | 4919,3 | 0. 31 | -78052,8 | -4.98% |
2015 | 534694,8 | 27.01 | 576911,4 | 29.14 | 2950,9 | 0.15 | -45167,5 | -2.28% |
2016 | 616274,8 | 25.86 | 684743,4 | 28.73 | 1661,6 | 0.07 | -70130,2 | -2.94% |
2017 | 793265,0 | 26.59 | 839243,7 | 28.13 | 1870,9 | 0.06 | -47849,6 | -1. 60% |
2018 | 928108,3 | 26.08 | 985842,0 | 27.70 | 1514,3 | 0.04 | -59247,9 | -1.66% |
2019 | 998278,9 | 25.12 | 1072891,5 | 26.99 | 3437,0 | 0.09 | -78049,5 | -1.96% |
2020 | 1076016,7 | 25.66 | 1288016,7 | 30.71 | 5096,1 | 0.12 | -217096,1 | -5.18% |
2021 | 1296852,9 | 23. 75 | 1490258,9 | 27.30 | 4531,4 | 0.08 | -197937,4 | -3.63% |
Популярные страницы
Ставки на микрокредиты |
Кредит на карту |
Микрозайм |
Кредит без отказа |
Быстрый кредит |
Депозиты |
Курс валют |
Межбанк |
Банки Украины |
- См. также:
- Государственный бюджет Украины
- Доходы госбюджета Украины
- Расходы госбюджета Украины
- Поступления в госбюджет от приватизации
- Сводный бюджет Украины
- Доходы сводного бюджета Украины
- Расходы сводного бюджета Украины
- Валовой внутренний продукт Украины
- Государственный бюджет Украины
Определение дефицита бюджета (4 причины и 4 следствия)
Что такое дефицит бюджета
Последствия дефицита бюджета
Причины дефицита бюджета
Как правительство сокращает дефицит
0 BOYCE 2PA 90 BOYCE 201BY 90 Обновлено 26 апреля 2022 г.
Дефицит бюджета возникает, когда правительство тратит больше, чем получает за счет налогообложения. Например, если он получает 2 трлн долларов налоговых поступлений, но тратит 2,5 трлн долларов на общественные услуги, дефицит бюджета составляет 500 млрд долларов. Другими словами, сумма, которую он тратит сверх своего дохода, называется бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит оплачивается за счет кредита или существующих фондов и сбережений. Правительства могут иметь возможность использовать средства из ранее созданных излишков или им придется занимать деньги у населения. Если правительство хочет финансировать новую программу общественных работ, ему придется либо увеличить налоги, либо сократить расходы в другом месте. Несмотря ни на что, пока правительства тратят больше, чем получают, они работают в условиях дефицита бюджета.
- Дефицит бюджета – это отрицательная разница между доходами и расходами.
- Бюджетный дефицит обычно связан с правительством, но у людей также бывает дефицит бюджета, если они тратят больше, чем получают.
- Долгосрочный бюджетный дефицит требует постоянного роста, чтобы финансировать все возрастающую сумму долга.
Когда расходы меньше получаемых доходов, это называется профицитом бюджета, что было редкостью среди правительств в последние десятилетия. Крайне важно не только для правительств, но и для домохозяйств поддерживать период профицита бюджета. Это связано с тем, что будут времена, когда будет возникать дефицит бюджета, например, периоды экономического спада, времена войны или разрушающаяся общественная инфраструктура. В таких случаях важно сэкономить за счет профицита бюджета, чтобы можно было позволить себе такое вмешательство.
Отчет об этом AD
Некоторые из основных эффектов дефицита бюджета включают в себя:
- . дефицит обычно сопровождается высоким уровнем долга, поскольку правительства изо всех сил пытаются привлечь достаточно денег для покрытия расходов. Это привлекает инвестиции в государственные облигации и другие формы деноминированного долга. Однако это уводит инвестиции и кредиты от частных учреждений к правительству. Это, в свою очередь, затрудняет для малых и средних компаний доступ к тому же уровню кредита, который они могли бы получить в противном случае.
Одним из последствий дефицита бюджета является увеличение государственного долга. Когда правительство тратит больше, чем получает, оно должно оплачивать такие расходы. Если он не накопил средства из профицита предыдущего года, он должен финансироваться за счет долга.
Правительства занимают деньги, выпуская облигации для частных инвесторов. В Великобритании они известны как ценные бумаги, а в США — как казначейские облигации. Выпуская их, правительство занимает деньги у частного сектора, страховых/пенсионных фондов, банков, домашних хозяйств и зарубежных инвесторов.
При дефиците бюджета правительство должно все больше и больше банкам и пенсионным фондам. В свою очередь, он должен занимать больше денег, чтобы продолжать финансировать дефицит бюджета. Однако чем больше государство занимает, тем меньше предложений для частных учреждений. Другими словами, у банков и других учреждений меньше средств, чтобы ссудить правительству, поскольку они уже ссудили ему миллиарды. В результате правительства должны предлагать более высокие процентные ставки, что может еще больше увеличить долг.
Источник: Административно-бюджетное управление США, Федеральный профицит или дефицит [-] [FYFSD], получено из FRED, Федеральный резервный банк Сент-Луиса; https://fred.stlouisfed.org/series/FYFSD
Чем больше государство занимает, тем больше денег оно забирает у частного сектора. Например, при ставке 1 процент только 100 человек могут захотеть одолжить деньги правительству. Если правительство хочет собрать больше денег, оно должно привлечь больше людей, желающих давать кредиты. Это достигается за счет увеличения процентов, которые они готовы платить. Например, при увеличении ставки до 2% людей, желающих кредитовать правительство, может стать вдвое больше.
Следствием этого является то, что чем больше у правительства дефицит, тем больше оно должно занимать. Чем больше он берет взаймы, тем выше проценты, которые ему придется платить. Чем выше проценты, которые он должен платить, тем больше становится долговая куча. В результате постоянный бюджетный дефицит может, в конечном итоге, привести к увеличению уровня долга.
Когда у правительства дефицит бюджета, оно должно занимать деньги. Он также должен платить проценты по этим долгам. Точно так же, как мы платим проценты по нашим ипотечным кредитам, правительство платит проценты по своим долгам.
Это увеличивает существующую кучу долгов, поскольку США теперь тратят более 389 миллиардов долларов только на выплату процентов. Поскольку бюджетный дефицит продолжается, процентные платежи растут в порочном круге, который еще больше увеличивает дефицит.
Источник: Министерство финансов США. Фискальная служба, Федеральный долг: общий государственный долг [GFDEBTN], получено из FRED, Федерального резервного банка Сент-Луиса; https://fred. stlouisfed.org/series/GFDEBTN
Когда у правительства дефицит бюджета, это может стимулировать «совокупный спрос». Они могут сделать это во время рецессии, чтобы стимулировать экономику. Например, когда наступает рецессия, спрос снижается, поскольку люди теряют работу и имеют меньше денег, чтобы тратить. Правительства могут попытаться вмешаться и создать искусственный спрос, чтобы предотвратить глубокий экономический спад.
Правительства стремятся смягчить этот удар, увеличив расходы. Эти расходы идут в карманы домохозяйств, а правительства надеются, что они тратят и увеличивают совокупный спрос, тем самым смягчая негативные последствия рецессия.
Когда правительство тратит больше, оно забирает деньги у частного сектора. Затем он использует это для найма людей и создания нового спроса. Наем людей дает им деньги, которые затем тратятся в экономике. В краткосрочной перспективе это может стимулировать экономическую активность. Однако в долгосрочной перспективе это может оказаться тормозом роста. Это связано с тем, что сегодняшние расходы должны быть оплачены налогоплательщиком завтрашнего дня.
Государственные расходы невероятно липкие. Когда он увеличивается, очень трудно снова уменьшиться. Поэтому, когда правительства тратят больше, обычно так и остается. Это потому, что это невероятно трудно с политической точки зрения сократить рабочие места или социальное обеспечение.
Что приводит к конфискации средств из частного сектора. Таким образом, хотя государственные расходы в размере 10 миллиардов долларов могут создать рабочие места для 1000 человек, это происходит за счет лишения частного сектора инвестиций. Эти же средства могли быть использованы частным сектором для инвестиций в новое и более эффективное оборудование, а также для увеличения занятости в долгосрочной перспективе.
Причины дефицита бюджета включают:
- Политику
- Кейнсианский бюджетный дефицит
- Циклические причины
- Процентные платежи
Политика является одной из основных причин бюджетного дефицита. Когда правительство тратит больше, чем оно получает, она должна принимать трудные политические решения. Он должен увеличить налоги, сократить расходы или просто продолжайте брать взаймы — еще больше увеличивая долг.
Любой из них окажется непопулярным среди избирателей. Однако сохранение дефицита — лучшее краткосрочное решение. По мере накопления долга он станет проблемой для следующего правительства. Напротив, повышение налогов или сокращение государственных расходов нанесет ущерб нынешнему правительству в краткосрочной перспективе.
«Когда правительство тратит больше, чем получает, оно должно принимать сложные политические решения — повышать налоги, сокращать расходы или просто продолжать занимать».
Правительства также часто используют дефицит бюджета в преддверии выборов. Увеличение расходов может стимулировать экономику и улучшить общественный имидж правительства. Однако из-за политических факторов правительство должно продолжать тратить деньги после выборов, и цикл повторяется. И пока некоторые правительства пытаются сопротивляться – им еще нужно завоевать голоса.
Политика — серьезная причина бюджетного дефицита. Однако идея о том, что государственные расходы могут стимулировать рост также играет свою роль. Идея, зародившаяся у Джона Мейнарда Кейнса, была примерно еще до Второй мировой войны.
Идея состоит в том, что если правительство тратит деньги, оно создает спрос, тем самым стимулирование экономики. Это может работать в краткосрочной перспективе. На самом деле, он был первоначально разработан только для осуществляться в периоды экономического спада. Однако сейчас он используется как способ ускорить экономический рост. Проблема в том, что это лишает более эффективных частных инвесторов голода.
Чем больше правительства занимают и тратят, тем меньше средств доступно частным предприятиям для инвестирования в экономику в целом. Затем мы подходим к вопросу о том, кто более разумно тратит деньги: правительственные чиновники или частные предприятия.
В периоды экономического спада государственные доходы могут быстро уменьшаться, как это наблюдалось во время финансового кризиса 2008 года.
В то время как доходы падают из-за того, что люди теряют работу, расходы также растут из-за увеличения пособий по безработице и поддержки доходов. Таким образом, доходы падают, а расходы растут одновременно. Это обеспечивает мощную силу, вызывающую дефицит бюджета.
Если в стране сохраняется дефицит бюджета, ее долги могут накапливаться. И по мере его накопления сумма, которую ему приходится платить в виде процентов, неизменно увеличивается, что, в свою очередь, может вызвать дефицит бюджета.
Например, только в 2019 году США выплатили 389 миллиардов долларов в виде процентов. Это составляет около 33 процентов от общего дефицита бюджета. Это работает в порочном круге, который продолжает создавать дефицит бюджета в будущем.
Чтобы закрыть дефицит бюджета, правительствам необходимо сократить разрыв между доходами и расходами. Если она сохранит свои расходы на прежнем уровне, ей придется поднять налоги. Он может сделать это прямым или косвенным образом.
Он может напрямую увеличить налоги, просто установив более высокую ставку. Подоходный налог может увеличиться на 1 процент, чтобы сократить дефицит. Однако существует ряд других альтернатив, которые могли бы использовать правительства, каждая из которых имеет различный эффект. Например, это может увеличить налоги на имущество или землепользование, налоги на наследство, налоги на заработную плату или налоги на потребление, среди прочего.
Правительства могут косвенно повышать налоги, используя инфляцию для снижения уровня доходов. Например, существующая налоговая категория может иметь ставку 20 процентов на доходы до 40 000 долларов США. После нескольких лет инфляции миллионы могут быть переведены в следующую более высокую категорию. Если скобки не будут увеличиваться в соответствии с инфляцией, все больше и больше людей будут сталкиваться с более высокими налоговыми ставками.
После рецессии 2008 года Европа проводила политику ужесточения налогово-бюджетной политики. Поскольку рабочие места были потеряны и предприятия разорились, налоговые поступления упали, что привело к огромному дефициту бюджета. Правительствам пришлось выбирать между продолжением наращивания долга или сокращением ненужных расходов. В случае с Европой было решено выбрать второе.
Во время финансового кризиса в таких странах, как Греция, Италия и Испания, дефицит бюджета превышал 10 процентов. Эти страны годами перерасходовали средства, и кризис усугублялся их неспособность управлять профицитом бюджета, который свел бы на нет такие спады.
Сокращение государственных расходов было фактически навязано им ЕС, особенно Грецией. Фактически, исследование МВФ обнаружило доказательства того, что этот путь является лучшим методом восстановления экономики. Он пришел к выводу, что сокращение расходов менее вредно для роста, чем повышение налогов. С МВФ ссужая Греции миллиарды евро, это стало одним из критериев получения дешевого кредита. В результате таких решительных мер Греция сейчас имеет профицит бюджета, но вынуждена значительно сократить государственные расходы.
В редких случаях правительства не закрывают бюджетный дефицит; позволяя ему накапливать массы сумма долга. Если они не напечатают больше денег и, следовательно, не раздуют свой выход, они должны по умолчанию. В современном мире нечасто случается полный дефолт. Скорее платежи откладываются дальше, или долг уменьшается.
Когда истекает срок действия государственных облигаций, они просто продлеваются, а не выплачиваются. Ни одна из сторон не заинтересована в официальном дефолте. То, что происходит в результате, обычно называется «стрижкой». Кредиторы хотят вернуть как можно больше денег, но знают, что суровые условия повлияют на платежеспособность страны. В то же время страна хочет платить как можно меньше, так как борется с другими своими обязательствами.
Например, в Греции в 2015 году правительство не выплатило кредит МВФ в размере 1,55 миллиарда евро. Это было после того, как ему уже удалось договориться о 50-процентной стрижке своего частного долга. Стрижка была по сути дефолтной, но только на процент от долга. Ему больше не нужно было платить 50 перфектов причитающегося долга.
Выполнив дефолт по части долга, Греция смогла, во-первых, уменьшить сумму, которую она должна платить каждый год, а также проценты. В свою очередь, это также помогло сократить огромный дефицит бюджета, который существовал на протяжении десятилетий.
Что понимается под дефицитом бюджета?
Бюджетный дефицит – это когда правительство тратит больше денег, чем получает за счет налогов.
В чем причина бюджетного дефицита?
Двумя основными причинами бюджетного дефицита являются чрезмерные государственные расходы и низкий уровень налогообложения, который не покрывает расходы. Снижение налогов может привести к сокращению доходов, может привести к дефициту бюджета, или массивные фискальные стимулы могут увеличить государственные расходы сверх получаемого дохода.
Как дефицит бюджета влияет на экономику?
Дефицит бюджета будет иметь тенденцию к увеличению общего государственного долга. В свою очередь, по мере роста государственного долга растут и процентные ставки. Поскольку правительство занимает больше, оно должно предлагать более высокие ставки, чтобы привлечь инвесторов. Это связано с тем, что более высокий долг увеличивает вероятность потенциального дефолта. Следовательно, это также может привести к перегрузке государственных услуг, которые, возможно, придется сократить.
Дополнительная литература
Причины дефицита бюджета
29.2 Причины бюджетного дефицита
Цели обучения
После прочтения этого раздела вы сможете ответить на следующие вопросы:
- Как налогово-бюджетная политика влияет на бюджетный дефицит?
- Как состояние экономики влияет на дефицит бюджета?
- Как определить, является ли дефицит бюджета результатом фискальной политики или состояния экономики?
Теперь, когда мы определили дефицит бюджета, профицит бюджета и государственный долг, пришло время изучить, что определяет эти экономические переменные. Бюджетный дефицит отражает две силы: позицию налогово-бюджетной политики и состояние экономики.
Фискальная политикаИзменения в налогообложении и уровне государственных закупок, как правило, под контролем законодателей страны. относится к выбору правительством (1) уровней расходов на товары и услуги, (2) трансфертов домашним хозяйствам и (3) налоговых ставок, которые оно устанавливает для домашних хозяйств и фирм. В большинстве стран существуют разные уровни управления, поэтому некоторые решения о налогах и расходах принимаются для всей страны, тогда как другие принимаются на местном уровне. В принципе, мы можем включить в нашу дискуссию все уровни власти. Это означает, что в Соединенных Штатах «правительство» может относиться ко всей совокупности органов местного самоуправления, правительства штата и федерального правительства. Однако на практике именно решения федерального правительства оказывают основное влияние на общую фискальную политику страны. То же самое верно и в других странах — решения местных органов власти обычно не очень важны для общего направления налогово-бюджетной политики.
Инструменты налогово-бюджетной политики
Существуют два аспекта налогово-бюджетной политики: государственные расходы и налоговая/трансфертная политика. Эти варианты фискальной политики определяют дефицит. В других главах мы исследуем влияние государственных расходов на экономику в целом. Например, в главе 22 «Великая депрессия» объяснялось, как изменения в государственных расходах иногда можно использовать для стимулирования экономики в целом.
Государственные расходы
В течение длительных периодов времени государственные расходы увеличиваются по мере того, как экономика становится богаче. Однако в течение более коротких периодов времени уровень государственных расходов не сильно зависит от общего уровня экономической активности. По этой причине мы обычно предполагаем, что государственные расходы являются экзогенной переменной — переменной, определяемой вне модели и не объясняемой в анализе. то, что определяется «вне» наших рамок анализа. Мы иллюстрируем это на рисунке 29. .4 «Государственные расходы».
Рисунок 29.4 Государственные расходы
Мы предполагаем, что государственные расходы не зависят от уровня валового внутреннего продукта (ВВП), а это означает, что они отображаются горизонтальной линией.
Налогообложение
Здесь нас больше интересуют дефициты и долги, чем детали налогообложения, поэтому мы используем очень простой подход к налогообложению. Мы предполагаем, что существует постоянная налоговая ставка, применимая ко всем уровням дохода, и абстрагируемся от всех других сложностей налоговой шкалы. Этот взгляд на систему налогов и трансфертов резюмируется следующим уравнением:
чистые налоги = налоговая ставка × доход.
Мы иллюстрируем эту взаимосвязь на рис. 29.5 «Налоговая функция». Наклон линии – это ставка налога. Другими словами, на каждый доллар увеличения дохода чистые налоговые поступления увеличиваются на сумму налоговой ставки.
Рисунок 29. 5 Налоговая функция
Чистые налоговые поступления зависят от состояния экономики. Когда доход выше, правительство собирает больше налогов и меньше выплачивает трансферты.
Налоги положительно зависят от дохода из-за того, как написан налоговый кодекс. И наоборот, трансферты (такие как страхование по безработице или выплаты Medicare), как правило, отрицательно зависят от дохода: чем богаче люди, тем меньше вероятность того, что они будут нуждаться в трансфертах от государства. Ставка налога на рисунке отражает общий эффект: более высокий доход увеличивает чистые налоговые поступления как потому, что люди платят больше налогов, так и потому, что они получают меньше трансфертов.
В таблице 29.7 «Налоговые поступления и доходы» приведен пример налоговых поступлений при различных уровнях дохода, когда ставка налога составляет 10 процентов. На уровне отдельного домохозяйства налоги увеличиваются, а трансферты уменьшаются по мере увеличения дохода домохозяйства. На уровне всей экономики ровно то же самое. По мере роста реального ВВП налоговые поступления увеличиваются, а трансферты уменьшаются. Увеличение дохода при фиксированной ставке налога приводит к увеличению налоговых поступлений. В то же время повышение налоговой ставки приводит к увеличению налоговых поступлений на каждом уровне дохода. Таким образом, налоговые поступления в экономику определяются двумя факторами: налоговой ставкой и общим уровнем экономической активности.
Таблица 29.7 Налоговые поступления и доходы
Доходы Налоговая ставка Налоговые квитанции 0 0,1 0 100 0,1 10 500 0,1 50 1000 0,1 100 2000 0,1 200 5000 0,1 500 Бюджетный дефицит и состояние экономики
По мере роста уровня экономической активности — реального ВВП — увеличиваются и налоговые поступления в бюджет. Для определения дефицита нам необходимо знать как текущую фискальную политику (резюмируемую уровнем государственных закупок и налоговой ставкой), так и уровень экономической активности. Опираясь на пример из таблицы 29.7 «Налоговые поступления и доходы», предположим, что государственные закупки составляют 200, а ставка налога составляет 10 процентов. Связь между уровнем экономической активности (ВВП) и дефицитом представлена в таблице 29..8 «Дефицит и доход». В этом примере уровень ВВП должен достичь 2000, прежде чем бюджет станет сбалансированным (Рисунок 29.6 «Государственные расходы и налоговые поступления»).
Таблица 29.8 Дефицит и доход
ВВП Государственные закупки Налоговые квитанции Дефицит 0 200 0 200 100 200 10 190 500 200 50 150 1000 200 100 100 2000 200 200 0 5000 200 500 −300 Рисунок 29. 6 Государственные расходы и налоговые поступления
Налоговые поступления увеличиваются по мере увеличения доходов, тогда как государственные расходы не зависят от уровня ВВП.
Зависимость дефицита от реального ВВП и направления налогово-бюджетной политики представлены на Рисунке 29.7 «Дефицит/Профицит и ВВП», где представлены цифры из Таблицы 29.8 «Дефицит и доход». Дефицит/профицит измеряется по вертикальной оси, а реальный ВВП измеряется по горизонтальной оси. Линия дефицита/излишка проводится для заданной налоговой ставки. По мере роста реального ВВП дефицит уменьшается. Таким образом, линия на рис. 29.7 «Дефицит/Профицит и ВВП» имеет отрицательный наклон.
Рисунок 29.7 Дефицит/профицит и ВВП
Дефицит равен государственным закупкам за вычетом чистых налоговых поступлений. Дефицит положителен, когда ВВП низкий, но бюджет становится профицитным, когда ВВП достаточно высок.
Дефицит/профицит представляет собой разницу между уровнем государственных закупок и уровнем поступлений. Существует определенный уровень экономической активности, при котором бюджет находится в точном равновесии. В нашем примере этот уровень ВВП равен 2000. Дефицит равен нулю, когда доход равен 2000, потому что это точка, в которой правительство покупает равные налоговые поступления. При уровне доходов, превышающем этот уровень ВВП, государственный бюджет находится в профиците. На рисунке 29.7 «Дефицит/Профицит и ВВП», мы видим, что линия бюджетного дефицита/профицита пересекает горизонтальную ось, когда ВВП равен 2000.
Увеличение государственных закупок или снижение налоговой ставки являются примерами экспансионистской фискальной политики. Увеличение государственных закупок или снижение налоговой ставки.. Уменьшение государственных закупок или повышение налоговой ставки называется сдерживающей фискальной политикой ставок.. Экспансионистская налогово-бюджетная политика увеличивает дефицит при заданном уровне реального ВВП. Увеличение государственных расходов сдвигает линию дефицита вверх, как показано на рисунке 29. .8 «Экспансионистская фискальная политика». Напротив, при уменьшении налоговой ставки точка пересечения остается прежней, но линия поворачивается вверх. Эффект по-прежнему заключается в увеличении дефицита при всех положительных уровнях дохода.
Рисунок 29.8 Экспансионистская фискальная политика
Экспансионистская фискальная политика приводит к увеличению дефицита при всех уровнях дохода, поэтому линия дефицита смещается вверх. Эта картина иллюстрирует случай увеличения государственных закупок.
Циклически скорректированный бюджетный дефицит
Учитывая, что дефицит зависит как от уровня реального ВВП, так и от направления налогово-бюджетной политики, полезно иметь способ различать эти два влияния. Иными словами, полезно знать, является ли дефицит большим из-за уровня экономической активности или из-за выбора государственных расходов и налогов. Это различие выдвинулось на первый план на президентских выборах 2004 года в Соединенных Штатах. Один из вопросов, поднятых в дебатах между президентом Джорджем Бушем-младшим и сенатором Керри, заключался в том, как прогнозируемый профицит 2000 года превратился в огромный дефицит 2004 года. Был ли дефицит вызван состоянием экономики или политическими решениями, принятыми президентом Джорджем? У. Буш? Чтобы ответить на такие вопросы, нам нужно разложить изменения дефицита на изменения, связанные с фискальной политикой, и изменения, связанные с уровнем экономической активности.
Бюджетное управление Конгресса (CBO; http://www.cbo.gov) определяет меру бюджетного дефицита, называемую циклически скорректированным бюджетным дефицитомРазница между расходами и доходами, рассчитанная в предположении, что экономика работает с потенциальным ВВП ., для этой цели. CBO сначала рассчитывает показатель потенциального объема производства. Сумма реального ВВП, которую экономика производит, когда рынок труда находится в равновесии, а капитальные товары не простаивают, — уровень ВВП, когда экономика находится в условиях полной занятости. Затем он рассчитывает расходы и доходы федерального правительства в предположении, что экономика работает при потенциальном ВВП . Дефицит рассчитывается путем вычитания доходов из расходов. По понятным причинам дефицит бюджета с поправкой на цикличность также иногда называют дефицитом при полной занятости. ftpdocs/90xx/doc9074/StandBudgetTOC.2.1.htm.
Рисунок 29.9 «Циклически скорректированный бюджетный дефицит» иллюстрирует эту идею. Сначала мы рассчитываем уровень потенциального выпуска, а затем используем линию дефицита, чтобы сообщить нам циклически скорректированный бюджетный дефицит или профицит для экономики. На рисунке показаны две возможности. В первом случае существует дефицит государственного бюджета, когда фактический выпуск равен потенциальному выпуску. Во втором случае государственный излишек возникает, когда выпуск равен потенциальному выпуску. Конечно, практические расчеты несколько сложнее, чем можно предположить на этой картинке, но идея проста.
Рисунок 29.9 Дефицит бюджета с поправкой на цикличность
Чтобы определить дефицит или профицит с поправкой на цикличность в экономике, рассчитайте уровень потенциального выпуска, а затем используйте линию дефицита/профицита, чтобы определить, каким будет дефицит или профицит при этом уровне выход. На панели (а) экономика имеет циклически скорректированный дефицит, тогда как на панели (б) она имеет циклически скорректированный профицит.
Рисунок 29.10 «Циклический дефицит» и Рисунок 29.11 «Структурный дефицит» показывают, что существуют две различные причины, по которым правительство может перейти от профицита к дефициту — как это произошло, например, в 2002 году. Предположим, что в прошлом году экономика находилась на уровне потенциального объема производства и циклически скорректированный излишек (точка А). А теперь представьте, что в этом году бюджетный дефицит. Одна из возможностей заключается в том, что экономика вошла в рецессию, как показано на рис. 29.10 «Циклический дефицит», точка B. Это называется циклическим дефицитом. Дефицит возникает, когда государственный бюджет испытывает дефицит из-за низкого уровня реального ВВП. потому что это связано с состоянием делового цикла. Во-вторых, изменилась позиция налогово-бюджетной политики, например, из-за увеличения государственных расходов, как показано на рис. 29..11 «Структурный дефицит», пункт C. CBO называет это стандартизированным дефицитом (или структурным дефицитом). потенциального ВВП не зависит от налогов и государственных расходов. В главе 27 «Подоходный налог» объясняется, почему налоговый кодекс может повлиять на сам потенциальный объем производства.
Рисунок 29.10 Циклический дефицит
Экономика перешла от профицита (A) к дефициту (B) из-за рецессии. Реальный ВВП снижается, налоговые поступления уменьшаются, а бюджет становится дефицитным. Экономика движется по линии дефицита/профицита.
Рисунок 29.11 Структурный дефицит
Экономика перешла от профицита (A) к дефициту (C) из-за изменений в фискальной политике. Реальный ВВП не меняется: в обоих случаях он равен потенциальному выпуску. Линия дефицита/профицита смещается вверх.
Циклические дефициты и требование сбалансированности бюджета
Мы выявили два фактора, определяющих размер дефицита: курс налогово-бюджетной политики и состояние экономики. Мы можем использовать эту информацию, чтобы узнать больше о влиянии поправки о сбалансированном бюджете на экономику.
Предположим, что экономика имеет потенциальный объем производства. Требование сбалансированного бюджета говорит о том, что в этот момент в экономике не должно быть ни профицита, ни дефицита. Другими словами, требование сбалансированного бюджета описывает общую направленность налогово-бюджетной политики. Линия дефицита/излишка должна быть смещена, чтобы гарантировать, что она проходит через горизонтальную ось при потенциальном выпуске, как показано на рисунке 29.12 «Требования к сбалансированному бюджету».
Рисунок 29.12 Требование сбалансированного бюджета
Требование сбалансированного бюджета подразумевает, что дефицит/профицит при полной занятости должен быть равен нулю. Линия дефицита/профицита должна проходить через ноль, когда реальный ВВП равен потенциальному выпуску.
Теперь предположим, что по какой-то причине экономика впадает в рецессию. На рис. 29.13 «Рецессия с поправкой к сбалансированному бюджету» это означает, что выпуск переходит от потенциального выпуска к некоторому более низкому уровню. Мы знаем, что это приводит к дефициту, который проявляется как смещение из точки А в точку Б. В соответствии с правилом сбалансированного бюджета правительству не разрешается допускать, чтобы эта ситуация сохранялась. Вместо этого правительство должно отреагировать повышением налогов или сокращением расходов, перемещая экономику из точки B в точку C. Точно так же, если экономика войдет в бум, это, как правило, приведет к профициту. Правительство будет вынуждено сократить налоги или увеличить расходы, чтобы восстановить баланс бюджета. Поправка к сбалансированному бюджету заставит правительство провести проциклическая налогово-бюджетная политика. Фактически, последствия поправки о сбалансированном бюджете были бы еще хуже. Контрциклическая фискальная политика приведет к еще большему сокращению ВВП, что потребует еще большего сокращения расходов или увеличения налогов.