Причин для спада в 2019 году становится все больше / Экономика / Независимая газета
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин ожидает усиления оттока капитала из РФ. Фото РИА Новости
Угроза нового экономического спада становится для РФ все более реальной. Торговые войны тормозят глобальную экономику и явно ухудшают условия для российского экспорта. Внутри страны ожидается сокращение спроса, рост налогов, тарифов и цен. А факторов для роста экономики РФ становится все меньше – к ним можно отнести ослабление ограничений на добычу нефти и госфинансирование инфраструктурных проектов. В связи с этим часть экспертов оценивают вероятность начала новой рецессии на уровне от 25 до 40%, а другие называют ее «очень высокой». Минэкономразвития обещает представить новый официальный прогноз в конце августа – начале сентября.
Торговые противоречия США и Китая, вероятно, усилятся в текущем году и ослабят рост мировой экономики в 2019 году, говорится в ежеквартальном прогнозе по мировой экономике рейтингового агентства Moody’s Investors Service.
Замедление мировой экономики и экономики Китая – это негативный фактор для российского нефтяного экспорта в КНР. Правда, есть и некоторые позитивные надежды на будущее нефтяных продаж. Жесткие ограничения на объемы добычи нефти для РФ в рамках соглашения ОПЕК+ значительно ослабевают (см.
«НГ» от 02.07.18). После ослабления условий пакта Минэнерго РФ повысило прогноз производства сырья в 2018 году на 3,5 млн т до 551 млн т по сравнению с 547 млн т, добытыми в 2017-м. Предварительный план на 2019 год – 555 млн т с оговоркой, что все будет зависеть от динамики рынка, напоминает Reuters.Но перевесит ли этот потенциальный фактор ускорения многочисленный список причин для торможения экономики? Опрошенные НГ эксперты оценивают вероятность падения ВВП в 2019 году как весьма существенную. Так, главный экономист «БКС Глобал Маркетс» Владимир Тихомиров называет цифру 25–30%. А главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов оценивает вероятность спада ВВП в 2019 году в 40%. Начальник аналитического отдела компании «Русс-инвест» Дмитрий Беденков считает, что вероятность спада в следующем году меньше 30%. Но есть и те, кто оценивает перспективы более пессимистично. «Перспективы роста экономики в 2019 году значительно уступают перспективам торможения. Я бы оценил их как 70 на 30», – считает аналитик компании «ФинИст» Альберт Кятов.
«Вероятность спада ВВП в 2019 году мне кажется достаточно высокой», – говорит доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. Определяющим фактором, по его словам, будет цена на нефть и жесткость санкций. «Если санкции останутся примерно на нынешнем уровне, то даже при небольшом росте нефтяных цен мы увидим пусть умеренный, но рост. Но если санкции заметно усилятся, а нефть останется на нынешнем уровне или даже подешевеет, то российская экономика отреагирует адекватно», – прогнозирует эксперт.
К основным факторам торможения эксперты относят сокращение спроса, усиление санкций, рост инфляции, удорожание кредита и сокращение частных инвестиций, а также возможное усиление оттока капитала. При этом отток капитала уже усиливается. В четверг глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, «что в ближайшие 12 месяцев отток капитала будет сильнее». По предварительным данным ЦБ, чистый отток капитала из РФ в январе–июле 2018 года вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 21,5 млрд долл.
«Из факторов торможения экономики можно назвать прежде всего повышение НДС. Рост фискальной нагрузки всегда ведет к торможению экономики», – отмечает Хестанов. «Опасность представляют внешние риски и ошибки во внутренней экономической политике. Глобальная экономика от синхронного роста может перейти к синхронному спаду. Первые кризисные элементы мы уже наблюдаем – это девальвация валют стран с развивающейся экономикой. Если этот тренд перерастет в финансовый кризис, то глобальная экономическая ситуация изменится радикально. Начнется спад, что неизбежно повлияет на сырьевые цены, а следовательно, и на российскую экономику», – предупреждает Олег Богданов. Среди факторов торможения Дмитрий Беденков называет и «ухудшение финансовой устойчивости банковской системы».
Но шансы избежать спада сохраняются, поскольку у РФ остаются и факторы ускорения экономики. Среди них эксперты называют новые национальные проекты Кремля (прежде всего инфраструктурные), а также сохранение комфортных цен на нефть. «Единственным фактором ускорения российской экономики будет рост цены на нефть», – считает Сергей Хестанов. Если начнется госфинансирование инфраструктурных проектов, то рост экономики может удержаться в районе 1,5–2%, говорит Олег Богданов.
«Наиболее значимые факторы роста – это государственные инфраструктурные проекты и проекты международной кооперации в рамках стран БРИКС и ЕврАзЭС», – отмечает руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. «Ослабление курса рубля повышает конкурентоспособность отечественных товаров», – добавляет Дмитрий Беденков. «Ускорению экономического роста способствует искусственное ослабление курса рубля, которое происходит и будет, очевидно, происходить дальше в 2019 году благодаря скупке валюты с рынка Минфином РФ», – соглашается вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский.
Минэкономразвития работает над проектом прогноза на период до 2024 года, данные будут представлены в правительство РФ в конце августа – начале сентября, сообщили в ведомстве Максима Орешкина.
Экономическое Образование Школьников: Причины Кризиса
Author
Listed:
- Михеева С. А.
- Журкина О. А.
Registered:
Abstract
Михеева Светлана Александровна — кандидат экономических наук, доцент департамента государственного администрирования Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]Журкина Ольга Андреевна — ассистент кафедры экономической теории и экономического образования Института экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). E-mail: ozhurkina@herzen. spb.ruАдрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Промышленная, 17.ФГОС среднего общего образования регламентирует изучение экономики в школе в трех форматах: базовый уровень, углубленный уровень и в курсе обществознания, однако на практике экономика как предмет на базовом уровне в учебных планах российских школ практически отсутствует. На основании анализа учебных планов 615 общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, представленных на официальных сайтах школ, а также интернет-анкетирования родителей школьников, учащихся, учителей и руководителей школ авторы доказывают наличие запроса на предмет «экономика» со стороны учащихся. Причинами того, что в школах Санкт-Петербурга представлены только два формата изучения экономики, являются сложности в кадровом обеспечении преподавания экономики и отсутствие ЕГЭ по экономике. Авторы предлагают ряд мер, направленных на изменение сложившейся ситуации.
Suggested Citation
Handle: RePEc:scn:voprob:2019:i:4:p:231-253
as
HTMLHTML with abstractplain textplain text with abstractBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Download full text from publisher
File URL: https://vo. hse.ru/data/2019/12/12/1524288602/11%20Mikheeva.pdfDownload Restriction: no
—>
References listed on IDEAS
as
HTMLHTML with abstractplain textplain text with abstractBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
- William B. Walstad & Ken Rebeck, 2000. « The Status of Economics in the High School Curriculum,» The Journal of Economic Education, Taylor & Francis Journals, vol. 31(1), pages 95-101, December.
- Svetlana Mikheeva, 2010. «Development of economic education in Russian high schools,» Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, National Research University Higher School of Economics, issue 2, pages 136-151.
- Anatoly Kasprzhak, 2013. «Institutional Deadlocks of the Russian Teacher Training System,» Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, National Research University Higher School of Economics, issue 4, pages 261-282.
Full references (including those not matched with items on IDEAS)
Most related items
These are the items that most often cite the same works as this one and are cited by the same works as this one.
- Svetlana Mikheeva & Olga Zhurkina, 2019. «Economic Education of School Students: Causes of the Crisis,» Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, National Research University Higher School of Economics, issue 4, pages 231-253.
- Ann L. Owen, 2011. «Student Characteristics, Behavior, and Performance in Economics Classes,» Chapters, in: Gail M. Hoyt & KimMarie McGoldrick (ed.), International Handbook on Teaching and Learning Economics, chapter 32, Edward Elgar Publishing.
- Kimberly Burnett & Sumner La Croix, 2010. «The Dog ATE my Economics Homework! Estimates of the Average Effect of Treating Hawaii’s Public High School Students with Economics,» Working Papers 2010-01, University of Hawaii Economic Research Organization, University of Hawaii at Manoa.
- Paul W. Grimes, 2011. «Economic Education in American Elementary and Secondary Schools ,» Chapters, in: Gail M. Hoyt & KimMarie McGoldrick (ed. ), International Handbook on Teaching and Learning Economics, chapter 25, Edward Elgar Publishing.
- William B. Walstad & Ken Rebeck, 2001. «Assessing the Economic Understanding of U.S. High School Students,» American Economic Review, American Economic Association, vol. 91(2), pages 452-457, May.
More about this item
Keywords
школа; экономика; экономическое образование; обществознание; единый государственный экзамен (ЕГЭ); учебный план;All these keywords.
Statistics
Access and download statisticsCorrections
All material on this site has been provided by the respective publishers and authors. You can help correct errors and omissions. When requesting a correction, please mention this item’s handle: RePEc:scn:voprob:2019:i:4:p:231-253. See general information about how to correct material in RePEc.
For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: . General contact details of provider: http://vo.hse.ru/ .
If you have authored this item and are not yet registered with RePEc, we encourage you to do it here. This allows to link your profile to this item. It also allows you to accept potential citations to this item that we are uncertain about.
If CitEc recognized a bibliographic reference but did not link an item in RePEc to it, you can help with this form .
If you know of missing items citing this one, you can help us creating those links by adding the relevant references in the same way as above, for each refering item. If you are a registered author of this item, you may also want to check the «citations» tab in your RePEc Author Service profile, as there may be some citations waiting for confirmation.
For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: Marta Morozova (email available below). General contact details of provider: http://vo.hse.ru/ .
Please note that corrections may take a couple of weeks to filter through the various RePEc services.
Кризис 2019 г. в Чили: необходимы фундаментальные изменения, а не только технические исправления в системе здравоохранения
1. Barton JR, Murray WE. Конец перехода? Чили 1990–2000 гг. Бык Latin Am Res. 2002;21(3):329–338. [Google Scholar]
2. Huber E, Pribble J, Stephens JD. Чилиец остался у власти. В: Вейланд К., Мадрид Р., Хантер В., редакторы. Левые правительства в Латинской Америке: успехи и недостатки. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета; 2010. С. 77–97. [Академия Google]
3. Ремер М.И. Национальные системы здравоохранения мира: Том 1 Страны. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1993. [Google Scholar]
4. Фрей Э. Политические реалии здравоохранения в развивающихся странах. Бюлл. Н.Ю. акад. мед. 1975; 51 (5): 580–590. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Тедески С.К., Браун Т.М., Фи Э. Сальвадор Альенде: врач, социалист, популист и президент. Am J Общественное здравоохранение. 2003;93(12):2014–2015. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Виверос-Лонг А. Изменения в финансировании здравоохранения: чилийский опыт. соц. мед. 1986;22(3):379–385. [PubMed] [Google Scholar]
7. Клейн Н. Доктрина шока. Нью-Йорк: Генри Холт и компания; 2008. [Google Scholar]
8. Борзуцкий С. От Чикаго до Сантьяго: неолиберализм и приватизация социального обеспечения в Чили. Управление. 2005;18(4):655–674. [Google Scholar]
9. Buchholz GJ, Coustasse A, Silva P, Hilsenrath P. Пенсионная система Чили в 25 лет: эволюция революции. J Экономические вопросы. 2008;42(3):633–647. [Академия Google]
10. Хайд М., Борзуцки С. Пенсионная система «неолиберализма» в Чили? Концентрация, конкуренция и экономическое хищничество в «частных» пенсиях. Общественная политика бедности. 2015;7(2):123–157. [Google Scholar]
11. Борзуцки С., Хайд М. Частная пенсионная система Чили в 35 лет: влияние и уроки. J Int Comp Soc Политика. 2016;32(1):57–73. [Google Scholar]
12. Hsieh C-T, Urquiola M. Влияние общего выбора школы на успеваемость и стратификацию: данные программы ваучеров в Чили. J Государственная экономика. 2006;90 (8–9): 1477–1503. [Google Scholar]
13. Ротароу Э.С., Сакеллариу Д. Неолиберальные реформы в системах здравоохранения и создание долговременного неравенства в здравоохранении: тематическое исследование из Чили. Политика здравоохранения. 2017;121(5):495–503. [PubMed] [Google Scholar]
14. Борзуцкий С. Что-то выигрываешь, что-то теряешь: пенсионная реформа в первой и второй администрациях Бачелет. J Polit Lat Am. 2019;11(2):204–230. [Google Scholar]
15. Кабалин С. Неолиберальное образование и студенческие движения в Чили: неравенство и недомогание. Политика Futures Educ. 2012;10(2):219–228. [Google Scholar]
16. Боссерт Т.Дж., Лейзевиц Т. Инновации и изменения в чилийской системе здравоохранения. N Engl J Med. 2016;374(1):1–5. [PubMed] [Google Scholar]
17. Bustamante AV, Mendez CA. Приватизация здравоохранения в Латинской Америке: сравнение различных подходов к приватизации в Чили, Колумбии и Мексике. J Закон о политике в области здравоохранения. 2014;39(4):841–886. [PubMed] [Google Scholar]
18. Barrera CR, Negron CP, Barria RM, Mendez CA. Реализация политики в области прав и обязанностей в Чили: мнение медицинских работников. Ожидание здоровья. 2016;19(5): 1062–1070. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Соджо А. Гарантии медицинских пособий в Латинской Америке: справедливость и квазирыночная реструктуризация в начале тысячелетия Мексика: CEPAL. 2006.
20. Инсунза Дж., Ассаэль Дж., Корнехо Р., Редондо Дж. Государственное образование и студенческие движения: чилийское восстание в условиях неолиберального эксперимента. Br J Социальное образование. 2019;40(4):490–506. [Google Scholar]
21. Навиа П. Беспорядки в Чили: разочарование у ворот земли обетованной Americas Quarterly. 2019.
22. Гарнем, Япония. Почему массовые протесты в Чили начались с метро. городская лаборатория; 2019 г. https://www.citylab.com/transportation/2019/10/chile-protest-santiago-metro-public-transit-fare-inequality/600874/. По состоянию на 16 января 2019 г.
23. Reuters. В Чили смертоносные выходные поджогов, беспорядков и вооруженных сил по мере роста недовольства. Новости Эн-Би-Си. 2019.
24. Laing A, Donoso, G. Армия Чили объявляет комендантский час, президент отменяет повышение платы за проезд после беспорядков. Рейтер. 2019.
25. Франклин Дж. Сотни застреленных и избитых, когда Чили выходит на улицы. Хранитель. 2019.
26. Фрейзер Б. Насильственные протесты в Чили, связанные с несправедливостью в сфере здравоохранения. Ланцет. 2019;394(10210):1697–1698. [PubMed] [Google Scholar]
27. Бартлетт Дж. «Конституция диктатуры умерла»: Чили соглашается на сделку по голосованию за реформу The Guardian. 2019.
28. International A. Чили: преднамеренная политика нанесения травм протестующим указывает на ответственность тех, кто командует 2019.
29. Хьюман Райтс Вотч. Чили: реформы полиции необходимы после протестов. 2019.
30. Межамериканская комиссия по правам человека. МКПЧ осуждает чрезмерное применение силы во время социальных протестов в Чили, выражает серьезную обеспокоенность большим количеством сообщений о нарушениях прав человека и отвергает все формы насилия. 2019.
31. ООН по правам человека. В отчете Управления ООН по правам человека о кризисе в Чили описываются многочисленные нарушения со стороны полиции и содержится призыв к реформам: Организация Объединенных Наций. 2019.
32. Всемирная организация здравоохранения. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Финансирование систем здравоохранения: путь к всеобщему охвату услугами здравоохранения. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2010. с. 2010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Битран Р., Эскобар Л., Гассибе П. После реформы здравоохранения в Чили: увеличение охвата и доступа, снижение уровня госпитализации и смертности. Дело о здоровье. 2010;29(12):2161–2170. [PubMed] [Google Scholar]
34. Nazzal C, Frenz P, Alonso FT, Lanas F. Эффективное всеобщее медицинское страхование и улучшение годовой выживаемости после острого инфаркта миокарда: чилийский опыт. План политики здравоохранения. 2016;31(6):700–705. [PubMed] [Google Scholar]
35. Charvel S, Cobo F, Larrea S, Baglietto J. Проблемы установления приоритетов с юридической точки зрения в Бразилии, Коста-Рике, Чили и Мексике. Здоровье человека человека. 2018;20(1):173–184. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. GBD Healthcare Access and Quality Collaborators Измерение эффективности индекса доступности и качества здравоохранения для 195 стран и территорий и отдельных субнациональных регионов: систематический анализ из исследования Global Burden of Disease Study 2016. Lancet (Лондон, Англия) 2018;391 (10136): 2236–2271. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Paraje G, Vásquez F. Справедливость в отношении здоровья в стране с неравенством: использование медицинских услуг в Чили. Int J Equity Health. 2012;11:81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Васкес Ф., Парахе Г., Эстей М. Неравенство в отношении доходов в отношении здоровья и использования медицинских услуг в Чили, 2000–2009 гг. Преподобный Панам Салуд Публ. 2013;33(2):98–U187. [PubMed] [Google Scholar]
39. Borzutzky S. Здравоохранение в Чили: делает ли правительство все возможное для достижения социальной справедливости? Медицинское право. 2008;27(3):645–659. [PubMed] [Google Scholar]
40. Нуньес А., Чи К. Справедливость в использовании медицинских услуг в Чили. Int J Equity Health. 2013;12(1):58. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Nunez A, Manzano CA, Chi C. Результаты, использование и справедливость в отношении здоровья в Чили: эволюция с 1990 по 2015 год и последствия последней реформы здравоохранения. Здравоохранение. 2020;178:38–48. [PubMed] [Google Scholar]
42. Вера А.С., Лавин Ф.В., Парахе Г. Неравенство и несправедливость в использовании медицинских услуг в Чили по возрастным группам, 2000–2011 гг. Преподобный Панам Салуд Публ. 2014;36(3):171–178. [PubMed] [Google Scholar]
43. Dintrans PV. Различия в наличных расходах на здравоохранение в Чили: эффективность страхования или выбор? Политика здравоохранения. 2018;122(2):184–191. [PubMed] [Google Scholar]
44. Koch KJ, Pedraza CC, Schmid A. Наличные расходы и финансовая защита в чилийской системе здравоохранения: систематический обзор. Политика здравоохранения. 2017;121(5):481–494. [PubMed] [Google Scholar]
45. Организация экономического сотрудничества и развития. Краткий обзор здоровья, 2019 г.: показатели ОЭСР. 2019.
46. Расходы и финансирование здравоохранения [база данных в Интернете]. https://stats.oecd.org/Index.aspx?ThemeTreeId=9#. По состоянию на 17 июля 2020 г.
47. Ким М.К., Блендон Р.Дж., Бенсон Дж.М. Что вызывает недовольство людей своим здоровьем в 17 странах Латинской Америки? Ожидание здоровья. 2013;16(2):155–163. [ЧВК бесплатная статья] [PubMed] [Google Scholar]
48. Левицкий С. Демократическое выживание и слабость. J демократ. 2018;29(4):102–113. [Google Scholar]
49. Frenz P, Delgado I, Kaufman JS, Harper S. Достижение эффективного всеобщего охвата услугами здравоохранения на основе справедливости: данные из Чили. План политики здравоохранения. 2014;29(6): 717–731. [PubMed] [Google Scholar]
50. Paraje G, Vasquez F. Справедливость в отношении здоровья в стране неравенства: использование медицинских услуг в Чили. Int J Equity Health. 2012;18:11. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
51. Ротару Э.С., Сакеллариу Д. Неравенство в доступе к медицинскому обслуживанию для людей с ограниченными возможностями в Чили: пределы всеобщего охвата услугами здравоохранения. Критика общественного здравоохранения. 2017;27(5):604–616. [Google Scholar]
52. Martinez DA, Zhang HX, Bastias M, Feijoo F, Hinson J, Martinez R, et al. Длительное время ожидания связано с повышенной смертностью среди чилийских ожидающих пациентов с неприоритетными состояниями. Общественное здравоохранение BMC. 2019;19:233. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
53. Хартманн Д., Гевара М.Р., Хара-Фигероа С., Аристаран М., Идальго К.А. Связь экономической сложности, институтов и неравенства доходов. Мир Дев. 2017;93:75–93. [Google Scholar]
54. Шив К., Стасавидж Д. Богатство Неравенство и демократия. Annu Rev Polit Sci. 2017;20:451–468. [Google Scholar]
55. Flores I, Sanhueza C, Atria J, Mayer R. Самые высокие доходы в Чили: исторический взгляд на неравенство доходов, 1964–2017. Rev Доход Богатство. 2019 г.: 10.1111/roiw.12441. [CrossRef] [Google Scholar]
56. Martinez-Gutierrez MS, Cuadrado C. Политика в области здравоохранения в эпоху согласия (1990–2010 гг.): реформы по-чилийски. соц. мед. 1982; 2017 (182): 117–126. [PubMed] [Google Scholar]
57. Сильва Э.Б. Государство и капитал в Чили: бизнес-элиты, технократы и рыночная экономика. Лондон: Рутледж; 2019. [Google Scholar]
58. Пакульский Дж., Куллберг Дж. С., Хигли Дж. Стойкость посткоммунистических элит. J демократ. 1996;7(2):133–147. [Google Scholar]
59. Агер П., Бустан Л.П., Эрикссон К. Последствия большого потрясения для разных поколений: белые южане после гражданской войны. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное бюро экономических исследований; 2019. [Google Scholar]
60. Аджемоглу Д., Робинсон Дж. А. Постоянство власти, элит и институтов. Am Econ Rev. 2008; 98 (1): 267–293. [Google Scholar]
61. Лампедуза Г. Леопард. Лондон: Пантеон; 1958. [Google Scholar]
62. Криспи Ф., Черла А., Вивальди Э.А., Моссиалос Э. Восстановление нарушенного медицинского контракта в Чили. Ланцет (Лондон, Англия) 2020;395(10233):1342. [PubMed] [Google Scholar]
Объяснение: Финансовый кризис в Ливане и как он произошел
- Резюме
- Неограниченные расходы после того, как война поставила страну на колени
- Государства Персидского залива отказались от поддержки, поскольку влияние Ирана усилилось
- 3 Политический паралич
- 3 распри препятствуют восстановлению
- Беспорядки на Ближнем Востоке, взрыв в Бейруте усугубил давление
23 янв (Рейтер) — Ливан борется с глубоким экономическим кризисом после того, как сменявшие друг друга правительства накопили долги после 19 январяГражданская война 75-1990 гг. , и мало что можно показать из-за их разгула расходов.
Банки, занимающие центральное место в сервисно-ориентированной экономике, парализованы. Сберегателям заблокировали долларовые счета или сказали, что средства, к которым они могут получить доступ, теперь стоят лишь часть их первоначальной стоимости. Валюта рухнула, ввергнув часть населения в нищету. читать дальше
ГДЕ НЕ ТАК?
Финансовый крах Ливана с 2019 года — это история о том, как видение восстановления страны, когда-то известной как ближневосточная Швейцария, было сорвано из-за бесхозяйственности сектантской элиты, заимствованной с небольшими ограничениями.
Центр Бейрута, разрушенный гражданской войной, возвышается над небоскребами, построенными международными архитекторами, и шикарными торговыми центрами, заполненными дизайнерскими бутиками, которые принимают оплату в долларах или ливанских фунтах.
Но Ливану было нечего показать из-за горного долга, эквивалентного в то время 150% национального производства, что было одним из самых высоких бремен в мире. Его электростанции не могут круглосуточно поставлять электроэнергию, а единственным надежным экспортным товаром Ливана является его человеческий капитал.
КАК ЭТО ТАК МНОГО ЗАНЯЛО?
Некоторые экономисты описывают финансовую систему Ливана как регулируемую на национальном уровне схему Понци, где новые деньги берутся взаймы для выплаты существующим кредиторам. Работает до тех пор, пока не закончатся свежие деньги. Но как туда попала нация численностью около 6,5 миллионов человек?
После гражданской войны Ливан балансировал в своих бухгалтерских книгах за счет доходов от туризма, иностранной помощи, доходов от своей финансовой индустрии и щедрости арабских государств Персидского залива, которые финансировали государство, поддерживая резервы центрального банка.
Одним из самых надежных источников долларов были денежные переводы от миллионов ливанцев, уехавших за границу в поисках работы. Даже во время глобального финансового краха 2008 года они отправляли деньги домой.
Но денежные переводы начали замедляться с 2011 года, когда межконфессиональные распри в Ливане привели к еще большему политическому склерозу, а большая часть Ближнего Востока, включая соседнюю Сирию, погрузилась в хаос.
Суннитские мусульманские государства Персидского залива, когда-то надежные сторонники, начали отворачиваться из-за растущего влияния Ирана в Ливане через Хизбаллу, хорошо вооруженную ливанскую шиитскую группировку, чья политическая власть выросла.
Дефицит бюджета взлетел до небес, а платежный баланс еще больше упал в минус, так как трансферты не соответствовали импорту всего, от основных продуктов питания до роскошных автомобилей.
Так было до 2016 года, когда банки начали предлагать замечательные процентные ставки по новым вкладам в долларах — официально принятой валюте в долларизованной экономике — и еще более необычные процентные ставки по вкладам в ливанских фунтах.
В других странах вкладчики заработали крошечную прибыль.
Учитывая, что ливанский фунт был привязан к доллару на уровне 1500 на протяжении более двух десятилетий и его можно было свободно обменять в банке или в кассе супермаркета, что было терять?
Доллары снова потекли, и банки могли продолжать финансировать расходы.
КАК БАНКИ МОГЛИ ПРЕДЛОЖИТЬ ТАКУЮ ВЫСОКУЮ ДОХОДНОСТЬ?
Ливан по-прежнему оставался политически неблагополучным, и из-за соперничества он оставался без президента на протяжении большей части 2016 года. механизмов, которые сводились к предложению банкам щедрой прибыли за новые доллары. Эта тактика, по словам банкиров, могла бы быть уместной, если бы за ней быстро последовали реформы, но не в том случае, если, как в данном случае, произошло недостаточно.
Улучшение притока долларов отразилось на росте валютных резервов. Что было менее очевидным — и теперь является предметом разногласий — так это рост обязательств. По некоторым данным, активы центрального банка более чем уничтожены его долгами, поэтому он может нести большие убытки.
Тем временем расходы на обслуживание долга Ливана выросли примерно до трети или более расходов бюджета.
ЧТО Спровоцировало крах?
Когда государству нужно было обуздать расходы, политики перед выборами 2018 года разорились на повышении заработной платы в государственном секторе. А неспособность правительства провести реформы означала, что иностранные доноры сдержали миллиарды долларов обещанной ими помощи.
Последняя искра беспорядков возникла в октябре 2019 года, когда был план облагать налогом звонки в WhatsApp. С большой диаспорой и низким налоговым режимом Ливана, перекошенным в пользу богатых, введение платы за то, как многие ливанцы поддерживали связь, было катастрофическим.
Массовые протесты, инициированные разочарованной молодежью, требующей массовых перемен, вспыхнули против политической элиты, в том числе стареющих лидеров ополчения, которые процветали, в то время как другие боролись.
Приток иностранной валюты иссяк, и доллары ушли из Ливана. У банков больше не было достаточно долларов, чтобы платить вкладчикам, стоящим в очереди снаружи, поэтому они закрылись. Правительство также объявило дефолт по своему внешнему долгу.
Валюта рухнула, упав с 1500 долларов за доллар до кризиса до уличного курса около 23 000 в конце января 2022 года после достижения 34 000 в начале месяца.
Усугубляя проблемы, взрыв в августе 2020 года в порту Бейрута унес жизни 215 человек и причинил ущерб на миллиарды долларов.
После быстрого экономического спада государственный долг, по некоторым оценкам, составил 495% валового внутреннего продукта в 2021 году — намного больше, чем уровни, которые парализовали некоторые европейские государства десять лет назад.
ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ?
Франция возглавляет международные усилия, направленные на то, чтобы подтолкнуть Ливан к борьбе с коррупцией и проведению реформ, которых требуют доноры. В конце 2021 года было сформировано новое правительство, пообещавшее возобновить переговоры с Международным валютным фондом. Ему еще предстоит провести какую-либо значимую политику реформ.
Крайне важно, чтобы политики и банкиры договорились о масштабах огромных потерь и о том, что пошло не так, чтобы Ливан мог изменить направление и перестать жить не по средствам.