| |||||||
Адрес склада: МО, г. Балашиха, Западная промзона, д. 2 Телефон: (495) 782-87-38Телефон/Факс: (495) 772-07-39 |
| ||||||
Copyright © ООО «НПО ТИТАН», 2007—2018 [email protected] |
npotitan.ru
Производство титана в России – Газета Коммерсантъ № 142 (860) от 08.08.1995
 Производство титана в России
Титану приказано выжить за счет западных инвестиций
Титановая промышленность России, которая после распада Союза и реализации конверсионных программ осталась и без сырья, и без потребителей, пытается решить свои проблемы. Иногда самостоятельно, иногда с помощью правительства. Недавно Виктор Черномырдин подписал распоряжение #892-р о комплексе неотложных мер по сохранению и развитию титанового производства в России в рамках целевой федеральной программы (1993-2002 годы). В этом документе акцент делается на привлечение иностранных инвестиций под государственные гарантии правительства России. Ъ анализирует ситуацию в титановой промышленности России.
История развития отрасли
В 1960-1990 годах в СССР была создана крупнейшая в мире титановая индустрия. К началу 90-х годов объем производства титана и его сплавов в Союзе превышал общий уровень производства США, Японии, Англии, Германии, Франции и Китая. Титановая промышленность бывшего СССР проектировалась в масштабах всего союзного народно-хозяйственного комплекса. Добыча и обогащение титансодержащих руд сосредоточены на Украине, производство лигатур осуществляется на Украине и в Таджикистане. 40% производства титановой губки приходится на Россию (Березняковский титано-магниевый комбинат, ныне АО «АВИСМА»), 40% — на Казахстан (Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат) и 20% — на Украину (Запорожский комбинат). Титановые слитки и полуфабрикаты производились в основном в России на Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении (ВСМПО), Белокалитвинском, Ступинском и других предприятиях. На базовом предприятии отрасли — ВСМПО — в 1989 году было произведено 105 тыс. тонн продукции. Основным потребителем металла в СССР была оборонная промышленность — авиа- и ракетостроение, космическое машиностроение и судостроение. Еще в начале 90-х годов до 75-78% продукции ВСМПО приходилось на нужды оборонного и авиакосмического комплекса.
После распада СССР Россия — основной потребитель титана и его сплавов (на ее долю приходилось 72,5% потребления СССР) — осталась практически без собственных источников титанового сырья. Сегодня титановая промышленность России представлена двумя основными предприятиями — АО «АВИСМА» (производство титановой губки) и ВСМПО (слитки, сплавы и полуфабрикаты). Сложная ситуация усугубилась тем, что в странах СНГ (на Украине и в Таджикистане) приступили к разработке собственных программ по развитию титановой промышленности. Поэтому поставки титансодержащего сырья, концентратов и титановой губки в Россию неуклонно сокращались. Единственный же производитель титановой губки в России Березняковский комбинат, который получает сырье с Украины, в состоянии «закрыть» лишь около 40% перспективных потребностей. В 1994 году выпуск титановой губки в России составил немногим более 30% от уровня 1989 года.
В последние год-два около 40% своей продукции АО «АВИСМА» поставляет на экспорт. ВСМПО приходится использовать другие возможности получения сырья, например нереализован
www.kommersant.ru
Титановый прокат – Китай или Россия? Плюсы и минусы
Промышленное производство титана в России – одно из старейших. Самое технологически совершенное, исторически в нашей стране сильная научная школа по металлургии титана.
Однако, на сегодня в России есть только один завод полного цикла по производству титанового проката и изделий из титана (начиная от добычи руды и заканчивая производством сложных штампованных заготовок, применяемых для строительства самолетов) — ВСМПО-Ависма.
Кроме того, есть несколько предприятий узкой специализации, например, АО «ВИЛС», выпускающих титановые штамповки и титановую проволоку.
Небольшое количество титановых производств связано со сложностью производства титана, большими энергозатратами и небольшим количеством потребителей по сравнению с «черным» прокатом и «нержавейкой».
На данный момент в России всего одно активное месторождение титановой руды в г. Березники, добыча которой осуществляется полностью в интересах предприятия «ВСМПО-Ависма», собственником которого оно и является.
Стоимость титанового проката у российских предприятий выше китайского на 15-50% (по состоянию на 2018 год), минимальная партия заказа обычно 300-500 кг на размер в зависимости от вида проката и марки.
В конце прошлого века советские специалисты приняли участие в строительстве завода по производству титана в Китае. С этого периода начинается расцвет титановой промышленности в Китае.
Сегодня в Китае насчитываются десятки производственных предприятий, которые производят титановые листы, титановые прутки, титановую проволоку, титановые трубы, штамповки, фланцы, отводы и другую продукцию из титана.
Столь бурное развитие титанового производства в Китае связано в первую очередь с большими запасами титановой руды, по количеству которой Китай является мировым лидером.
Казалось бы, наличие хорошей сырьевой базы и недорогой рабочей силы может привести к вытеснению производителей титанового проката в других странах, но не все так гладко. Титановая руда, месторождения которой располагаются на территории Китая, отличается достаточно сильной загрязненностью элементами, ухудшающими прочностные свойства конечных изделий, а отсутствие контроля за экологией и культурой производства дополняют общую картину наличия большого количества предприятий с низким качеством титанового проката и изделий из титана.
Именно поэтому очень важно контролировать качество титанового проката, получаемого из Китая.
Известна масса случаев, когда получаемый из Китая титановый прокат по свойствам и химическому составу не соответствует заявленным ранее характеристикам.
Для предотвращения поставки некачественного титана, компания «Вариант», например, использует свою систему качества. Абсолютно все партии металла мы проверяем в независимой швейцарской лаборатории на соответствие механических свойств, химического состава, специальных требований по размерам, твердости и т.д. Для достоверности получаемых данных в 2010 году открыто собственное представительство в г. Шанхай, специалисты которого лично выезжают на завод для отбора образцов и контроля отгрузки.
Многоступенчатая система контроля позволила резко снизить риск поставки некачественного титана. За 2013-2017 год мы получили всего одну рекламацию по качеству.
При заказе ответственных марок титана, таких как ВТ1-00св, ВТ6, ВТ20, где важно соблюдение низкого содержания газов в конечном изделии, мы проверяем также и слиток, из которого прокатывают проволоку, лист или пруток.
Большое значение имеет и выбор производителя.
По нашим наблюдениям, только 2% китайских производителей могут предложить стабильное качество титанового проката. При этом стоимость проката у данных предприятий существенно выше (обычно выше на 20-50%) по сравнению с их конкурентами, не заботящимися о качестве исходного сырья и культуре производства.
Подводя итог, хочется сказать, что плюсами российского титанового проката безусловно является стабильность качества. Кроме того, покупка титана российского производства, оказывает положительное воздействие на развитие экономики нашей страны.
Минусы российского титана: высокая цена, длительные сроки и большая минимальная партия.
Китай – это перспективный производитель титанового проката, плюсами которого являются низкая цена и оперативность производства.
К сожалению, из минусов — нестабильное качество и нестабильная цена из-за скачков курса доллара к рублю.
Однако при должном подходе, можно получить отличный титан за сравнительно невысокую цену.
super-splav.ru
Корпорация сегодня
ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» — крупнейший в мире производитель титана, имеющий полный технологический цикл: от переработки сырья до выпуска готовых изделий с высокой степенью механической обработки. Корпорация поставляет продукцию на рынки 50 стран, глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является для многих компаний стратегическим поставщиком. Численность сотрудников – 20 тыс. человек.
Корпорация ВСМПО-АВИСМА приняла участие в работе международного авиакосмического салона «Paris AirShow 2015», в рамках которого проведено более 25 результативных деловых встреч и переговоров с иностранными потребителями российского титана.
Корпорация ВСМПО-АВИСМА приняла участие в работе 21-ой Международной промышленной выставки «Металл-Экспо-2015», где презентовала свою продукцию и технологии.
На выставке «Russia Arms Expo 2015» Корпорация представила новый экономнолегированный титановый сплав VST2, созданный для применения в качестве брони и конструкционных материалов.
В рамках международного авиационного салона МАКС-2015 компании Airbus и ВСМПО-АВИСМА презентовали первую мехобработанную деталь, которая будет использоваться для производства шасси самолёта А350-900.
Компания Boeing и корпорация ВСМПО-АВИСМА в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС объявили о достижении соглашения на поставку титановых штамповок для нового композитного крыла 777X.
В июле 2015 года компания Boeing, Корпорация ВСМПО-АВИСМА и Уральский федеральный университет объявили о подписании соглашения о стратегическом партнёрстве.
В апреле 2015 года посол США в России Джон Теффт посетил с ознакомительным визитом производственную площадку корпорации ВСМПО-АВИСМА в г. Верхняя Салда Свердловской области.
8 июля 2015 года Корпорация ВСМПО-АВИСМА подписала три долгосрочных соглашения с компанией Rolls-Royce на период с 2016 по 2025 гг, в рамках которых партнёрам будет поставляться титановый прокат и полуфабрикаты.
Работники ВСМПО – Андрей Рогожников и Геннадий Зайцев – в мае 2015 года удостоились медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Корпорация ВСМПО-АВИСМА поздравила более 700 своих ветеранов, из них 49 фронтовиков.
Корпорация ВСМПО-АВИСМА продолжает свой большой проект – конкурс «Давай раскрасим вместе мир!» состоялся уже восьмой раз и объединил более 2000 детей из Березников, Усолья, Верхней и Нижней Салды.
www.vsmpo.ru
Перспективы освоения титанового сырья в России
Титан относится к широко используемым в промышленном производстве элементам. Важнейшими видами титановой продукции являются пигментный диоксид титана (мировое производство около 3 млн.т TiO2 в год) и металлический титан (60-70 тыс.т Ti в год). Почти 90% диоксида титана используется в качестве наполнителя резины, бумаги, пластмасс, при матировании искусственного волокна, как усилитель силиконового каучука, в полупроводниковой керамике и т.д. Металлический титан и его сплавы, обладающие высокой коррозионной стойкостью и хорошим сочетанием механических и технологических свойств, применяются в самых различных отраслях промышленности: авиационной, космической, химической, металлургической, в машиностроении, судостроении.
Главными производителями пигментного диоксида титана являются США, Германия, Япония, Англия, Франция (около 70% мирового производства). Металлический титан производится в США, Японии, Великобритании, Казахстане, Украине и Китае.
В странах СНГ ведущее место по разведанным запасам титановых руд занимает РФ (58.5%) и Украина (40.2%). Однако в России в основном находятся неосвоенные месторождения, титановый концентрат из которых не производится. Главным же производителем титанового сырья (ильменита, рутила) в СНГ является Украина. В целом в СНГ известно большое число месторождений титана, которые относятся к различным промышленно-генетическим типам (табл. 1) По условиям образования они делятся на магматические, коры выветривания (остаточные), россыпи и метаморфизованные месторождения. В СНГ ведущую роль в получении титановых концентратов играют древние прибрежно-морские (ильменит, рутил, циркон и др.), а также аллювиальные и аллювиально-делювиальные россыпи ильменита и остаточные его месторождения, сосредоточенные в основном на Украине. Из большого числа титаносодержащих минералов главное промышленное значение имеют ильменит, рутил, лейкоксен, анатаз. Перспективны – перовскит, сфен и титаномагнетит.
В промышленных рудах содержится 0.5-35% TiO2, во вкрапленных рудах магматических месторождений обычно 7-10% TiO2. Россыпи часто характеризуются более низкими содержаниями титана. Однако относительно простое получение титановых концентратов из россыпей делают рентабельной их эксплуатацию. Добытый материал перерабатывается на обогатительных фабриках, где получают самостоятельные концентраты: ильменитовый, рутиловый, цирконовый, ставролитовый и др. Большинство из получаемых титановых концентратов содержат целую группу элементов-примесей (Sc, V, Ta, Nb, TR, Ga и др.), представляющих промышленную ценность. Особую ценность среди них представляет дорогостоящий скандий, который постоянно содержится в ильмените (до 0.02%) и рутиле (до 0.01%). В 1995 г. в США 1 г Sc2O3 (99.9%) стоил 63.2 долл., а 1 г металлического скандия (99.99%) – 125 долл. (по данным коммерческого каталога).
В настоящее время на территории СНГ титановые концентраты из руд коренных месторождений не получают. За рубежом главными производителями ильменитового концентрата из руд коренных месторождений являются Канада и Норвегия. Суммарно они дают около 30% ежегодной мировой титановой продукции.
На территории России все наиболее важные месторождения титана находятся в девяти металлогенических провинциях. Основными титанорудными провинциями России, в которых сосредоточено 81.6% ее запасов и 52.4% ресурсов титана являются: Тиманская (Ягерское и др. месторождения), Оклемо-Становая (Кручининское, Большой Сейим и др.), Уральская (Медведевское, Копанское и др.) (рис.1). Среди указанных провинций особняком стоит Тиманская, характеризующаяся уникальным генетическим типом титановых месторождений, представленных нефтеносными лейкоксеновыми песчаниками. Запасы руд значительные, превышающие на отдельных объектах десятки миллионов тонн. Содержание лейкоксена в них от десятков до нескольких сотен кг/м3 (Ярегское и др.). Содержание TiO2 в песчаниках в среднем 10.5%. Содержание лейкоксена в тяжелой фракции до 80-90%. В качестве важных примесей редких металлов присутствуют ниобий, тантал, цирконий. Получаемый после обогащения концентрат, содержащий 45-55% TiO2, 34-40% SiO2 и 5-35% нефти, после отделения нефти пригоден для производства пигментного диоксида титана.
Другим перспективным для России типом титановых месторождений является магматический (месторождения Коларского, Джугджурского, Баладекского анортозитовых массивов). Интерес может представить месторождение Большой Сейим (Амурская обл.), титаномагнетит-ильменитовые руды которого содержат 5-15% TiO2. Из них получен кондиционный ильменитовый концентрат (46% TiO2), магнетитовый (63% Feобщ., 0.7% V2O5), апатитовый (40% P2O5). Запасы TiO2 на месторождении 23 млн.т. Заслуживают внимания апатит-титаномагнетитовые руды Джугджурского анортозитового массива, где выделяются три главных рудных поля: Богидесское, Гаюмское и Маймаканское. Эти руды содержат: 10-90% апатита, 50-70% титаномагнетита, до 10% ильменита. Концентрация TiO2 в титаномагнетите составляет 5.4-15.5%. Выполнен комплекс технологических работ по получению ильменитового концентрата из руд Медведевского, Копанского и Маткальского месторождений (Урал), из которого принципиально возможно получение титанового шлака, пригодного для производства пигментного TiO2. Эти же месторождения обладают существенными запасами ванадия, получение которого также возможно.
Перспективны в РФ на титан древние морские россыпи, которые расположены на Русской плите (Лукояновское, Центральное), а также некоторые россыпи Сибири (Туганское, Тулунское месторождения). В целом по России возможно заметное расширение минерально-сырьевой базы титана за счет значительных прогнозных его ресурсов, которые превосходят запасы по категориям А+В+С1+С2 примерно в два раза (рис.1).
В качестве существенного потенциального сырья для титана выделяются довольно многочисленные месторождения титаномагнетита (табл. 2). Они приурочены к целому ряду магматических мафит-ультрамафитовых формаций. Встречаются указанные месторождения в европейской части РФ, на Урале, в Сибири. Среднее содержание TiO2 в титаномагнетитовом концентрате некоторых месторождений может достигать 15-20% (Пудожгорское и др.) Кроме того, титаномагнетитовые руды отдельных месторождений уже сейчас являются главным источником получения ванадия в России (Гусевогорское, Первоуральское месторождения). В перспективе из них возможно получение титана, скандия, марганца, галлия. Запасы титаномагнетитовых руд некоторых месторождений могут достигать нескольких миллиардов тонн. Их доля в запасах железа СНГ на 1990 г. составляла 7.7%, а добыча 8.3%. При плавке содержащейся в титаномагнетите титан переходит в шлак, откуда его извлечение возможно. Повышение комплексности использования титаномагнетита для РФ существенно, и содержащийся в нем титан может играть далеко не последнюю роль. Даже относительно невысокие по титанистости титаномагнетиты Гусевогорского месторождения (в среднем 3.3% TiO2) дают доменные шлаки, которые содержат 9.4% TiO2.
Конверторный шлак, остающийся после передела ванадистого чугуна также характеризуется повышенной титанистостью. Возможно, что в будущем окажется целесообразным получение из конверторного шлака не только V2O5, но и диоксида титана, глинозема и марганца.
Перспективно производство титана, а также Al, TR, Nb из шлаков, которые образуются в результате плавки концентратов, полученных из перовскит-титаномагнетитовых руд (месторождение Африканда и др. Кольского п-ва). В этих шлаках содержится, % масс: 39.9-42.2 TiO2; 5.8-6.6 Al2O3; 1.6-2.1 TR2O3; 0.4 Nb2O5. Значительные масштабы перовскит-титаномагнетитовых руд позволяют рассчитывать на широкие возможности их комплексного использования.
Важным направлением в развитии производства титанового сырья является получение искусственного рутила из природных ильменитовых концентратов и титановых шлаков (рис. 2). В настоящее время в мире производится ~830 тыс.т синтетического рутила, богатого по содержанию TiO2 продукта, пригодного для производства пигментного диоксида титана хлорным методом.
Ценность титанового сырья в значительной степени (~50%) еще определяется присутствующими в нем редкими металлами. При хлорном методе переработки титановых концентратов редкие металлы накапливаются в хлоридных возгонах в таких количествах, существующими технологическими методами могут быть в качестве товарной продукции получены трехокись скандия, хромовый концентрат, железооксидные пигменты, соли марганца, коагулянты для очистки сточных вод и др. (рис. 3).
Таким образом, ресурсы титанового сырья в России значительные и в состоянии обеспечить потребности в титане на многие десятилетия. Однако в результате распада СССР Россия осталась как без освоенных месторождений, так и без ведущих перерабатывающих предприятий. Действующий Березниковский титано-магниевый комбинат в настоящее время не в состоянии обеспечить будущее развитие титановой промышленности РФ, потребности которой оцениваются в 300-675 тыс.т TiO2/год (Быховский, Зубков, 1996). Такие крупные месторождения, как Ярегское, Медведевское, Большой Сейим и др. не подготовлены к эксплуатации. При этом существуют значительные сложности и недоработки в технологии получения диоксида титана из их концентратов.
В этой связи развитие собственной титановой промышленности России (помимо наращивания запасов) должно определяться технологией комплексной переработки концентратов крупных титановых месторождений, расположенных в регионах с развитой инфраструктурой. Проблема комплексности решается в случае внедрения хлорной технологии, которая позволяет извлекать из сырья кроме титана, такие ценные металлы, как скандий, ванадий, хром, ниобий и др. и может быть практически безотходной и экологически чистой.
Журнал «Горная Промышленность» №4 1996, стр.23
mining-media.ru
Российская компания, на которую полагаются Boeing и Airbus | Экономика | ИноСМИ
Россия находится в непростой экономической ситуации, кризис так или иначе сказался практически на всех предприятиях. В особенности это касается промышленности: здесь сложно найти позитивный пример. Однако производитель титана ВСМПО-АВИСМА, с которым сотрудничают Boeing и Airbus, обладает конкурентоспособностью в экспортной сфере. На этой компании практически не отражается падение курса рубля. В текущей экономической ситуации позиции компании стабильны — в этом плане она стала исключением.
Титан — это металл, без которого не обойтись при производстве самолетов. Традиционно Россия сильна в сфере производства титана. Это легкий, крепкий и нержавеющий материал. Поскольку титан не ржавеет, он применяется при строительстве химических заводов и производстве медицинского оборудования. Такие его свойства, как легкость и твердость, необходимы для самолетостроения.
ВСМПО-АВИСМА обладает серьезным авторитетом в сфере производства самолетов. 40% деталей Boeing импортирует из России. Airbus зависит от России на 60%. Поэтому компания хорошо известна среди производителей самолетов (в особенности фюзеляжа и двигателей).
Самолеты и титан
Что представляет собой крепкий и легкий титан? Удельная плотность титана составляет 4,5 единицы, железа — 7, алюминия — 2,7. То есть титан легче железа, но тяжелее алюминия.
При этом предел прочности титановых сплавов достигает 1000 МПа, в то время как алюминия — примерно 450 МПа. Это означает, что титан обладает лучшим соотношением прочности к весу.
Титан разделяют на титановые сплавы и технически чистый титан. Особой прочностью отличаются титановые сплавы, а не технически чистый титан, удельная плотность которого составляет 500 МПа. Обычно технически чистый титан используется при строительстве химических заводов, производстве водоопреснительных установок, конденсаторов электростанций, медицинского оборудования и так далее.
© РИА Новости, Павел Лисицын | Перейти в фотобанкПроизводство титана на ВСМПО-АВИСМА
Технически чистый титан включает различные металлы, поэтому он не является чистым на 100%. Такое название было принято для того, чтобы отличать его от титановых сплавов.
При производстве самолетов обычно используются титановые сплавы. Наиболее часто применяются сплавы из четырех-шести металлов, которые включают в себя 6% алюминия и 4% ванадия.
Слабое место титана — его цена, которая в пять-десять раз превышает стоимость алюминиевых сплавов. Кроме того, это материал, который сложно обрабатывать, поэтому при использовании титана вырастают также расходы на его переработку. В связи с этим титан используется только в тех случаях, когда необходимы прочность и термоустойчивость, которой не обладают алюминиевые сплавы.
Тем не менее в последние годы титан часто заменяют на композиционный материал из углеродного волокна, который все чаще используется при самолетостроении. Фюзеляж Boeing 787 на 15% изготовлен из титановых деталей. Например, для соединения крыльев Mitsubishi Heavy Industries и центроплана Fuji Heavy Industries используется титановая деталь ВСМПО-АВИСМА, длина которой составляет 5,2 метра.
ВСМПО-АВИСМА
ВСМПО-АВИСМА занимается как обработкой, так и производством деформируемых материалов из титана. Эта компания — основной производитель титана в России.
Деформируемый материал — это материал, из которого производители самолетов изготавливают пластины, трубы, кованую сталь и так далее. Грубо говоря, процесс до изготовления деформируемого материала находится в ведении производителей материала. Последующий процесс осуществляют производители оборудования.
Такие японские производители титана, как Osaka Titanium и Toho Titanium занимаются обработкой. В свою очередь, Kobelco и NSSMC производят деформируемый материал.
В последнее время ВСМПО-АВИСМА увеличила долю кованой стали с высокой добавленной стоимостью. Для того чтобы добиться еще лучших показателей, она увеличивает продукцию, которой необходим процесс фрезеровки.
ВСМПО-АВИСМА пользуется большим авторитетом среди авиапроизводителей. Как я отметил ранее, Boeing импортирует 40% продукции из этой компании, Airbus — 60%. Это официальные данные, представленные Airbus и Boeing.
На рынке также известны такие компании, как американские Timet и Wyman-Gordon, а также европейские Fortech и Bohler. Тем не менее в основном используется титан ВСМПО-АВИСМА.
Доля российской компании в мировом производстве составляет 15% (по данным на 2012 год). Тем не менее поскольку ВСМПО-АВИСМА специализируется на авиаматериалах и дорогой продукции, то с точки зрения капитализации ее доля намного больше.
Особенности ВСМПО-АВИСМА в России
Многие ошибочно полагают, что титановая промышленность хорошо развита в России благодаря большим запасам титана. Это совершенно естественно с учетом состояния российской экономики. К тому же титанистый железняк добывается недалеко от завода ВСМПО-АВИСМА, что также дает повод подобным заблуждениям.
Тем не менее ВСМПО-АВИСМА — это высокотехнологичное предприятие. В России не так много запасов титана: в основном он импортируется.
Титан активно реагирует на высокие температуры и окружающую среду. Такие свойства, как низкая теплопроводность и сохранение твердости при температурах, при которых меняется кристаллическая структура, осложняют его обработку.
Поэтому объемы его запасов никак не связаны с возможностью производства. Производителям титана необходимы соответствующие технологии. ВСМПО-АВИСМА — это предприятие, обладающее мировой конкурентоспособностью благодаря технологиям, а не природным ресурсам.
Помимо титана, Россия также славится производством таких цветных металлов, как алюминий, никель, платина и палладий.
Никель и платиновая группа действительно зависят от природных запасов, однако для производства титана необходима технологическая база. Производство алюминия существует благодаря возможности использовать дешевое электричество, которое производят гидроэлектростанции, построенные в советский период.
Сырье для металлов, которые считают российскими, не всегда добывается в самой России.
Технологии ВСМПО-АВИСМА
Компания специализируется на крупных изделиях из титанового сплава. Титановый сплав технически намного прочнее чистого титана. Это означает, что его сложнее обрабатывать, поскольку он плохо деформируется.
В случае с крупными изделиями сложно контролировать качество в силу низкой теплопроводности, поэтому чем больше деформация, тем больше искривлений. В результате крайне сложно контролировать необходимые параметры.
© РИА Новости, Павел Лисицын | Перейти в фотобанкПроизводство титана на ВСМПО-АВИСМА
Для того чтобы деформировать крупные изделия, нужно приложить экстраординарную силу. Мощность штамповочного пресса, который использует ВСМПО-АВИСМА для изготовления 5,2-метровой детали, упомянутой мной ранее, составляет 75 тысяч тонн.
Для сравнения, мощность прессов, используемых в автомобилестроении, составляет всего две тысячи тонн. Компания обладает высокой конкурентоспособностью благодаря подобному оборудованию, созданному еще в советское время.
Сильные стороны ВСМПО-АВИСМА заключаются не только в ноу-хау и оборудовании. Прежде всего самолеты должны быть надежными. На признание со стороны клиентов и достижение позитивных результатов уходит уйма времени. Не так-то просто получить заказ, даже если вам удастся изготовить схожую продукцию. Пошатнуть позиции ВСМПО-АВИСМА — задача не из простых.
Несмотря на это, японские компании также пытаются выйти на этот рынок. Japan-aeroforge, начавшая работать в 2013 году, приобрела пресс мощностью 50 тысяч тонн. Компания изготавливает из титана крупные детали для самолетов.
Что касается качества, то титан — крайне сложный металл, который вызывает больше проблем, чем другие материалы. По слухам, в сравнении с американской продукцией японские изделия обладают своими плюсами и минусами.
Я считаю, что пока преждевременно отвечать на вопрос о том, можно ли сравнивать японскую продукцию с российской. Дело в том, что титановые изделия начали изготавливать в Японии совсем недавно.
Скорее всего, наибольшую опасность для ВСМПО-АВИСМА представляет возможность того, что титан перестанут использовать при производстве самолетов.
Мне кажется, в ближайшее время в авиационной промышленности сохранится спрос на титановые сплавы, однако такую возможность исключать нельзя: например, корпусы вентилятора и другие титановые детали постепенно заменяют на карбоновые. При этом не так-то просто применить накопленные знания в других промышленных сферах, помимо авиационной.
Отношения ВСМПО-АВИСМА с западными странами
Как я отметил ранее, ВСМПО-АВИСМА обладает крепкими связями с Boeing и Airbus. В особенности это касается Boeing: компании ведут совместные разработки в сфере производства новых сплавов; также они открыли совместное предприятие, построив новый современный завод.
© РИА Новости, Алексей Дружинин | Перейти в фотобанкВладимир Путин посетил ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
Американский посол посетил компанию после того, как были введены антироссийские санкции. Это говорит о том, что санкции никак не отразились на отношениях между ВСМПО-АВИСМА и Boeing (кстати, в результате экономического кризиса упал внутренний спрос на продукцию из титана).
При этом связи ВСМПО-АВИСМА и Запада не ограничиваются поставками титановых изделий. Российская компания активно инвестирует в производство оборудования. Сумма ежегодных инвестиций превышает 90 миллионов долларов.
На заводе компании много американского и немецкого оборудования. Большая часть перерабатывающего оборудования представлена продукцией американской компании MAG Cincinnati.
Безусловно, ВСМПО-АВИСМА пользуется также и советским оборудованием, однако, за исключением специфических образцов, здесь в основном представлена импортная продукция таких производителей, как Loecher, Siempelkampf, MAG и Solar. По всей видимости, западные производители рады такому партнерству.
ВСМПО-АВИСМА и Япония
К сожалению, по сравнению с Западом, между ВСМПО-АВИСМА и Японией существуют лишь очень слабые связи. Япония практически не пользуется продукцией российской компании и не поставляет ей оборудование, как это делают западные производители.
Еще одна причина заключается в том, что ВСМПО-АВИСМА специализируется на авиационной продукции, а в Японии авиационная промышленность не развита.
Российская компания не занимается технически чистым титаном, который применяется для изготовления промышленного оборудования и потребительских товаров, распространенных в Японии. То есть специализации сторон не совпадают.
Кроме того, в Японии есть производители титана, поэтому нет необходимости обязательно использовать продукцию ВСМПО-АВИСМА.
При этом российский титан импортируется в Японию через западные страны. Японские авиапроизводители перерабатывают его для дальнейшего использования компанией Boeing. Тем не менее сама Япония не пользуется этим титаном.
В Японии технологии ВСМПО-АВИСМА могут быть применены в хорошо развитой промышленной сфере, однако, мне кажется, найти соответствующие области будет непросто. Но поискать их стоит.
За основу сплава Ti-5553, разработанного ВСМПО-АВИСМА и Boeing, взят советский сплав ВТ-22. То есть можно найти что-то применимое и для Японии.
Что касается оборудования, которое использует ВСМПО-АВИСМА, то в Японии производится немало подобной техники. Я думаю, можно двигаться в этом направлении.
Есть еще один нюанс: компания Boeing вырастила из ВСМПО-АВИСМА поставщика, чья продукция может применяться в авиационной промышленности. США правильно оценили наследие страны, которая была врагом во время холодной войны, и извлекли пользу для собственной промышленности.
Что касается Японии, то, несмотря на существование вышеупомянутых преград, возможности для бизнеса есть. Мне кажется, Японии стоит более тесно сотрудничать с ВСМПО-АВИСМА.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
| ||||||
Адрес склада: МО, г. Балашиха, Западная промзона, д. 2 Телефон: (495) 782-87-38Телефон/Факс: (495) 772-07-39 |
Компания «НПО ТИТАН» имеет договор поставки с ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ОАО «ВИЛС», ОАО «Уральская Сталь», ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов «ПРОМЕТЕЙ», ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ», ОАО «Ашинский метзавод», что позволяет нам осуществлять поставки титановой продукции в любых объёмах и в сжатые сроки. Продукция компании НПО «Титан» включает в себя: Поставляемая продукция соответствует всем требованиям качества, что подтверждается сертификатами завода-изготовителя. «НПО «ТИТАН» закупает неликвидный товар из сплавов титана:
| |||||
Copyright © ООО «НПО ТИТАН», 2007—2018 [email protected] |
npotitan.ru