Порядковый номер | Название иностранных средств массовой информации | Дата | Дата |
1. | «Голос Америки» | 05.12.2017 | |
2. | «Idel.Реалии» | 05.12.2017 | |
3. | Кавказ.Реалии | 05.12.2017 | |
4. | Крым.Реалии | 05.12.2017 | |
5. | Телеканал Настоящее Время | 05.12.2017 | |
6. | Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi) | 05.12.2017 | |
7. | Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC) | 05.12.2017 | |
8. | «Сибирь.Реалии» | 05.12.2017 | |
9. | «Фактограф» | 05.12.2017 | |
10. | «Север.Реалии» | 15.11.2019 | |
11. | Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» | 11.02.2020 | |
12. | Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT» | 21.12.2020 | |
13. | Пономарев Лев Александрович | 28.12.2020 | |
14. | Савицкая Людмила Алексеевна | 28. 12.2020 | |
15. | Маркелов Сергей Евгеньевич | 28.12.2020 | |
16. | Камалягин Денис Николаевич | 28.12.2020 | |
17. | Апахончич Дарья Александровна | 28.12.2020 | |
18. | Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014) | 23.04.2021 | |
19. | Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ» | 23. 04.2021 | |
20. | Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io» | 14.05.2021 | |
21. | Баданин Роман Сергеевич | 15.07.2021 | |
22. | Гликин Максим Александрович | 15.07.2021 | |
23. | Маняхин Петр Борисович | 15.07.2021 | |
24. | Ярош Юлия Петровна | 15. 07.2021 | |
25. | Чуракова Ольга Владимировна | 15.07.2021 | |
26. | Железнова Мария Михайловна | 15.07.2021 | |
27. | Лукьянова Юлия Сергеевна | 15.07.2021 | |
28. | Маетная Елизавета Витальевна | 15.07.2021 | |
29. | Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins. ru | 23.07.2021 | |
30. | Рубин Михаил Аркадьевич | 23.07.2021 | |
31. | Гройсман Софья Романовна | 23.07.2021 | |
32. | Рождественский Илья Дмитриевич | 23.07.2021 | |
33. | Апухтина Юлия Владимировна | 23.07.2021 | |
34. | Постернак Алексей Евгеньевич | 23.07.2021 | |
35. | Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь | 20.08.2021 | |
36. | Петров Степан Юрьевич | 20.08.2021 | |
37. | Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020) | 20.08.2021 | |
38. | Шмагун Олеся Валентиновна | 20.08.2021 | |
39. | Мароховская Алеся Алексеевна | 20.08.2021 | |
40. | Долинина Ирина Николаевна | 20.08.2021 | |
41. | Шлейнов Роман Юрьевич | 20.08.2021 | |
42. | Анин Роман Александрович | 20.08.2021 | |
43. | Великовский Дмитрий Александрович | 20.08.2021 | |
44. | Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021» | 03.09.2021 | |
45. | Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит» | 03. 09.2021 | |
46. | Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021» | 03.09.2021 | |
47. | Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021» | 03.09.2021 | |
48. | Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты» | 27.09.2021 | |
49. | Каткова Вероника Вячеславовна | 29.09.2021 | |
50. | Карезина Инна Павловна | 29. 09.2021 | |
51. | Кузьмина Людмила Гавриловна | 29.09.2021 | 29.04.2022 |
52. | Костылева Полина Владимировна | 29.09.2021 | 23.08.2022 |
53. | Лютов Александр Иванович | 29.09.2021 | 06.05.2022 |
54. | Жилкин Владимир Владимирович | 29.09.2021 | 06.05.2022 |
55. | Жилинский Владимир Александрович | 29.09.2021 | |
56. | Тихонов Михаил Сергеевич | 29.09.2021 | |
57. | Пискунов Сергей Евгеньевич | 29.09.2021 | |
58. | Ковин Виталий Сергеевич | 29.09.2021 | |
59. | Кильтау Екатерина Викторовна | 29.09.2021 | |
60. | Любарев Аркадий Ефимович | 29.09.2021 | 29.04.2022 |
61. | Гурман Юрий Альбертович | 29. 09.2021 | |
62. | Грезев Александр Викторович | 29.09.2021 | 06.05.2022 |
63. | Важенков Артем Валерьевич | 29.09.2021 | |
64. | Иванова София Юрьевна | 29.09.2021 | |
65. | Пигалкин Илья Валерьевич | 29.09.2021 | 06.05.2022 |
66. | Петров Алексей Викторович | 29.09.2021 | |
67. | Егоров Владимир Владимирович | 29.09.2021 | |
68. | Гусев Андрей Юрьевич | 29.09.2021 | |
69. | Смирнов Сергей Сергеевич | 29.09.2021 | |
70. | Верзилов Петр Юрьевич | 29.09.2021 | |
71. | Общество с ограниченной ответственностью «ЗП» | 29.09.2021 | |
72. | Общество с ограниченной ответственностью «Зона права» | 29. 09.2021 | |
73. | Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ» | 01.10.2021 | |
74. | Вольтская Татьяна Анатольевна | 08.10.2021 | |
75. | Клепиковская Екатерина Дмитриевна | 08.10.2021 | |
76. | Сотников Даниил Владимирович | 08.10.2021 | |
77. | Захаров Андрей Вячеславович | 08.10.2021 | |
78. | Симонов Евгений Алексеевич | 08.10.2021 | |
79. | Сурначева Елизавета Дмитриевна | 08.10.2021 | |
80. | Соловьева Елена Анатольевна | 08.10.2021 | |
81. | Арапова Галина Юрьевна | 08.10.2021 | |
82. | Перл Роман Александрович | 08.10.2021 | |
83. | Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО» | 08. 10.2021 | |
84. | Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/ | 08.10.2021 | |
85. | Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018) | 08.10.2021 | |
86. | Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение» | 14.10.2021 | |
87. | Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа» | 15. 10.2021 | |
88. | Акционерное общество «РС-Балт» | 15.10.2021 | |
89. | Заговора Максим Александрович | 08.11.2021 | |
90. | Ветошкина Валерия Валерьевна | 08.11.2021 | |
91. | Павлов Иван Юрьевич | 08.11.2021 | |
92. | Скворцова Елена Сергеевна | 08.11.2021 | |
93. | Оленичев Максим Владимирович | 08.11.2021 | |
94. | Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент» | 10.11.2021 | |
95. | Кочетков Игорь Викторович | 12.11.2021 | |
96. | Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» | 19.11.2021 | |
97. | Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы» | 19.11.2021 | |
98. | Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв» | 26.11.2021 | |
99. | Еланчик Олег Александрович | 26.11.2021 | |
100. | Григорьева Алина Александровна | 03.12.2021 | |
101. | Григорьев Андрей Валерьевич | 03.12.2021 | |
102. | Гималова Регина Эмилевна | 03.12.2021 | |
103. | Хисамова Регина Фаритовна | 03. 12.2021 | |
104. | Гельман Марат Александрович | 30.12.2021 | |
105. | Шендерович Виктор Анатольевич | 30.12.2021 | |
106. | Беляев Иван Михайлович | 30.12.2021 | |
107. | Владыкина Елена Сергеевна | 30.12.2021 | |
108. | Бекбулатова Таисия Львовна | 30.12.2021 | |
109. | Толоконникова Надежда Андреевна | 30.12.2021 | |
110. | Никульшина Вероника Юрьевна | 30.12.2021 | |
111. | Алексеев Андрей Викторович | 30.12.2021 | |
112. | Общество с ограниченной ответственностью «Данное сообщение» | 13.01.2022 | |
113. | Общество с ограниченной ответственностью «Номер семьдесят семь» | 13.01.2022 | |
114. | Общество с ограниченной ответственностью «ЛПНМ» | 26.01.2022 | |
115. | Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом «Новая глава» | 26.01.2022 | |
116. | Айнбиндер Александра Александровна | 11.02.2022 | |
117. | Общество с ограниченной ответственностью «Новогодний выпуск» | 18.02.2022 | |
118. | Общество с ограниченной ответственностью «Процесс 2021» | 18.02.2022 | |
119. | Deutsche Welle (Германия, Kurt-Schumacher-Strasse 3, 53113 Bonn) | 28.03.2022 | |
120. | Голубева Анна Львовна | 01.04.2022 | |
121. | Константинова Алла Михайловна | 01.04.2022 | |
122. | Борзунова Мария Михайловна | 01.04.2022 | |
123. | Мурадов Мурад Абдулгалимович | 01.04.2022 | |
124. | Малкова Ирина Владимировна | 01. 04.2022 | |
125. | Осетинская Елизавета Николаевна | 01.04.2022 | |
126. | Понасенков Евгений Николаевич | 01.04.2022 | |
127. | Воробьев Виктор Викторович | 01.04.2022 | |
128. | Дремин Иван Тимофеевич | 08.04.2022 | |
129. | Борухович Ирина Григорьевна | 08.04.2022 | |
130. | Фейгин Марк Захарович | 08.04.2022 | |
131. | Маяковская Екатерина Алексеевна | 08.04.2022 | |
132. | Филимонов Андрей Викторович | 08.04.2022 | |
133. | Дубровский Дмитрий Викторович | 08.04.2022 | |
134. | Дзугкоева Регина Николаевна | 15.04.2022 | |
135. | Шаинян Карен Багратович | 15. 04.2022 | |
136. | Шульман Екатерина Михайловна | 15.04.2022 | |
137. | Сабунаева Мария Леонидовна | 15.04.2022 | |
138. | Семенов Алексей Владимирович | 15.04.2022 | |
139. | Дудь Юрий Александрович | 15.04.2022 | |
140. | Кругликов Кирилл Игоревич | 15.04.2022 | |
141. | Доброхотов Роман Александрович | 15.04.2022 | |
142. | Елкин Сергей Владимирович | 15.04.2022 | |
143. | Вахштайн Виктор Семенович | 22.04.2022 | |
144. | Сироткин Ярослав Николаевич | 22.04.2022 | |
145. | Пархоменко Сергей Борисович | 22.04.2022 | |
146. | Асафьев Артур Валерьевич | 22. 04.2022 | |
147. | Невзоров Александр Глебович | 22.04.2022 | |
148. | Лушникова Екатерина Евгеньевна | 22.04.2022 | |
149. | Венедиктов Алексей Алексеевич | 22.04.2022 | |
150. | Воронов Владимир Владимирович | 22.04.2022 | |
151. | Общество с ограниченной ответственностью «Апология» | 06.05.2022 | 14. 09.2022 |
152. | Милов Владимир Станиславович | 06.05.2022 | |
153. | Кагарлицкий Борис Юльевич | 06.05.2022 | |
154. | Гозман Леонид Яковлевич | 06.05.2022 | |
155. | Соболь Любовь Эдуардовна | 06.05.2022 | |
156. | Климарев Михаил Валерьевич | 06.05.2022 | |
157. | Баранова Наталья Владимировна | 06. 05.2022 | |
158. | Константинов Денис Владимирович | 06.05.2022 | |
159. | Общество с ограниченной ответственностью «ЛИЗА НОРМ» | 18.05.2022 | |
160. | Общество с ограниченной ответственностью «Апрельские тезисы» | 27.05.2022 | |
161. | Соколов Михаил Владимирович | 03.06.2022 | |
162. | Пивоваров Алексей Владимирович | 03.06.2022 | |
163. | Цветкова Юлия Владимировна | 03.06.2022 | |
164. | Кашин Олег Владимирович | 03.06.2022 | |
165. | Петров Николай Владимирович | 03.06.2022 | |
166. | Данилович Ирина Брониславовна | 03.06.2022 | |
167. | Общество с ограниченной ответственностью «Первый научный» | 20.06.2022 | |
168. | Общество с ограниченной ответственностью «Вертолет и ко» | 15. 07.2022 | |
169. | Общество с ограниченной ответственностью «Иноагент ААВ» | 27.07.2022 | |
170. | Алешковский Дмитрий Петрович | 29.07.2022 | |
171. | Быков Дмитрий Львович | 29.07.2022 | |
172. | Альбац Евгения Марковна | 29.07.2022 | |
173. | Федоров Кирилл Владимирович | 02.09.2022 | |
174. | Мартынов Кирилл Константинович | 02.09.2022 | |
175. | Лойко Сергей Леонидович | 02.09.2022 | |
176. | Общество с ограниченной ответственностью «Новости» | 02.09.2022 | |
177. | Галямина Юлия Евгеньевна | 02.09.2022 | |
178. | Шац Михаил Григорьевич | 02.09.2022 | |
179. | Медведев Сергей Александрович | 02. 09.2022 | |
180. | Общество с ограниченной ответственностью «Время колокольчиков» | 09.09.2022 | |
181. | Соловей Валерий Дмитриевич | 09.09.2022 | |
182. | Шукаева Елена Викторовна | 09.09.2022 | |
183. | Афанасьев Андрей Андреевич | 09.09.2022 |
Регистрация СМИ (средства массовой информации) в Москве и Санкт-Петербурге
В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», под СМИ понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц периодические печатные издания, сетевые издания, радио-, теле-, видеопрограммы, теле- и радиоканалы, иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.
Таким образом, средство массовой информации есть носитель информации, распространяющий сообщения и материалы публично с определенной периодичностью (не реже одного раза в год).
Сайты в сети Интернет могут быть зарегистрированы в качестве СМИ как сетевые издания. Если сайт не зарегистрирован как средство массовой информации, он не признается таковым.
Подробнее о СМИ
В первую очередь, следует отметить, что средство массовой информации – это не юридическое лицо. Это статус, которым Закон наделяет носителя информации.
Соответственно, СМИ должно иметь уникальное название, но не должно иметь какого-то уставного капитала или уставного фонда.
Учредить СМИ могут совершеннолетние физические лица – граждане РФ, юридические лица, а также органы государственной власти, а печатные СМИ – также органы местного самоуправления. Не могут быть учредителями граждане другого государства и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ.
Учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм также не могут являться: граждане РФ, имеющие двойное гражданство; иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в которых доля иностранного участия составляет 50 процентов и более (а с 1 января 2016 года – независимо от доли участия).
Может ли учредитель претендовать на получение прибыли от деятельности средства массовой информации? Только в силу учреждения им СМИ и указания в свидетельстве о регистрации СМИ в качестве учредителя – нет. Получателем прибыли от деятельности СМИ является законная сторона договоров с рекламодателями, типографией, распространителями и т.д.
От имени средства массовой информации выступает редакция СМИ – организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, которые осуществляют производство и выпуск СМИ.
Учредитель вправе заключить договор с редакцией (главным редактором), но не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции или таким договором. При этом он сам может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя или собственника имущества редакции.
Редакция, в свою очередь, может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя или собственника имущества редакции и осуществляет свою деятельность по производству и выпуску СМИ на основе профессиональной самостоятельности.
Права и обязанности учредителей и редакции СМИ возникают с момента регистрации СМИ, за исключением случаев, когда оно не подлежит регистрации.
Регистрируется СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) или его территориальных органах путем подачи заявления и комплекта других документов, а также уплаты государственной пошлины.
Выданное свидетельство о регистрации СМИ действует бессрочно.
Какие СМИ не подлежат регистрации
Не вся издательская деятельность требует прохождения процедуры регистрации. Так, не требуется регистрация следующих средств массовой информации:
- периодических печатных изданий (изданий, имеющих постоянное название, текущий номер и выходящих в свет не реже одного раза в год) тиражом менее 1 тыс. экземпляров;
- радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров; и некоторые другие.
В то же время такие СМИ могут пройти процедуру регистрации в добровольном порядке.
Перерегистрация СМИ
Перерегистрация означает изменение сведений, отражаемых в свидетельстве о регистрации СМИ. Поэтому при изменении следующих данных необходимо провести процедуру перерегистрации СМИ:
- смена учредителя (в том числе изменение организационно-правовой формы учредителя) или изменение состава соучредителей;
- изменение названия или языка СМИ;
- изменение формы периодического распространения массовой информации;
- изменение территории распространения продукции СМИ.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация, т.е. путем подачи заявления и прилагаемых документов в регистрирующий орган и оплаты госпошлины в том же размере, что и за регистрацию СМИ. При этом оригинал действующего свидетельства о регистрации СМИ подлежит обмену на новый.
Кроме перерегистрации, также предусмотрен перечень сведений, при изменении которых учредитель СМИ обязан в месячный срок письменно уведомить Роскомнадзор или его территориальный орган. Это сведения об изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта в сети Интернет (для сетевого издания), периодичности выпуска СМИ, максимального объема СМИ. Такое уведомление не влечет за собой необходимости внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ, соответственно, осуществляется без уплаты госпошлины.
Наша компания имеет успешный опыт в регистрации, а также перерегистрации СМИ, распространяемых как на территории отдельных субъектов Российской Федерации, так и на территории России в целом, в том числе достаточно часто мы регистрируем издания, распространяемые в сети Интернет.
Наши услуги по регистрации СМИ:
- подготовка необходимого комплекта документов для регистрации СМИ;
- сопровождение государственной регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или его территориальном органе в Москве или Санкт-Петербурге;
- подготовка устава редакции или заменяющего его договора, которые подлежат направлению в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.
Оцените эту страницу!
[Всего: 1 Средний: 5]
как безопасно писать о них в СМИ и соцсетях
Рассказываю о видах иноагентов и правилах публикации их контента с примерами. Эта статья поможет правильно указать статус иноагента в СМИ или в социальной сети.
Материал обновляемый.
Иноагенты и реестры Минюста
Статус иноагента присваивается лицу после включения в специальные реестры Минюста. Таких реестров сегодня три, а видов иноагентов — пять.
Не буду рассматривать вопросы раздачи статусов, потому что это отдельный и неоднозначный вопрос. Буду исходить из того, что есть по факту.
А по факту есть несколько нормативных актов и разные требования, которые написаны классическим бюрократическим языком. Разобраться в этом сразу непросто, но необходимо, если вы активно пишете.
1. Иноагенты — некоммерческие организации
Этот вид иноагентов предусмотрен пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Искать их нужно в Реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента
В реестре доступна форма запроса о предоставлении сведений. Но если нажать на кнопку поиска, не заполняя форму, то можно посмотреть весь список.
НКО-иноагент самостоятельно маркирует все свои материалы информацией о том, что они созданы лицом, выполняющим функции иноагента. Такое требование предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Специальных требований для маркировки нет, поэтому все НКО пишут по-разному.
Например: “Материалы сайта распространяются некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента”.
Или так: “Наша организация внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента”.
2. Иноагенты — незарегистрированные общественные объединения
Такой вид иноагентов предусмотрен и регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, размещен на сайте Минюста. Он доступен в виде Excel-файла и содержит всего две записи.
Это пример текста НКО- или НОО-иноагента
Отдельного требования для маркировки нет, поэтому обычно НКО указывают на свой статус в конце материала. Или вообще в подвале сайта.
3. Иноагенты — физические лица
Самая спорная категория иноагентов, обозначенная Законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Отмечу, что Закон № 272-ФЗ не содержит положений, обязывающих такое физлицо маркировать свой контент. Но требования о маркировке вытекают из Закона «О СМИ» и Закона «Об информации…»
Отдельного списка нет, хотя он должен быть. Возможно, поэтому сведения о физлицах иноагентах вносятся в реестр иностранных СМИ-иноагентов. В связи с чем возникает диссонанс: человек — СМИ.
4. Иноагенты — иностранные СМИ
Деятельность СМИ-иноагентов регулируется ст. 25.1 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента доступен на сайте Минюста.
Свои материалы «иноСМИ» маркируют специальным указанием. Вы наверняка их видели: данное сообщение (материал) создано … и т.д.
Но встречаются разные варианты указаний в зависимости от контекста распространения. Например, иноСМИ свой контентможет обозначить так: «Данное сообщение создано иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента».
Опубликованной официальной позиции Роскомнадзора о допустимости такого сокращения указания нет. Подробнее об указании и Приказе Роскомнадзора № 124 от 23.09.2020 г. читайте в другой статье.
5. Иноагенты — российские юридические лица
Российское СМИ, включенное в реестр иноСМИ, может написать так: «данное сообщение распространено российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».
Да, для целей маркировки контента российское юридическое или физическое лицо приравнены к иностранному средству массовой информации. Соответственно и требования одинаковые.
Пример публикации иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента
Назовем такое СМИ «Акула». Эту статью написали корреспонденты «Акулы» и опубликовали на своем сайте.
Пример относится и к российскому юридическому или физическому лицу, включенного в реестр СМИ-иноагентов.
Правила для СМИ при использовании контента иноагентов
Распространяя сведения о любом иноагенте или публикуя их материалы, СМИ должны указывать на их статус. Это правило части 9 статьи 4 Закона «О средствах массовой информации».
Роскомнадзор рекомендует редакциям СМИ при упоминании любых лиц, выполняющих функции иностранного агента, в том числе иностранных СМИ, указывать на их статус.
Это означает, что упоминая название НКО в своей статье, журналист должен написать, что организации выполняет функции иноагента. Не один раз, а при каждом упоминании по тексту и даже в заголовке.
Указание, форму и место его размещения редакция определяет самостоятельно. Это означает, что достаточно рядом с названием иноагента поставить звездочку*, а в конце материала дать ей расшифровку: * — выполняет функции иноагента.
Такие правила распространяются также на материалы и сообщения СМИ, размещаемые в социальных сетях и других площадках в интернете.
В этом примере иноагента упоминает СМИ
На своем сайте или в своем паблике любой социальной сети — неважно.
Паблик не является самостоятельным сетевым изданием. Но если он администрируется редакцией любого СМИ, даже печатного, то требования об указании должно быть выполнено.
А вот другой пример.
Это случай рерайта любого контента иноагента в СМИ. Само сообщение или цитату маркировать не нужно. Достаточно указать, что источник информации выполняет функции иноагента.
Гиперссылка на сайт иноСМИ без названия СМИ — это тоже случай распространения информации. Значит и указание на статус необходимо.
Как писать про иноагентов пользователям соцсетей
Надеюсь, что журналистам более менее понятно, как работать с иноагентами. А что делать обычным людям, которые активно используют интернет в повседневной жизни, делятся в соцсетях новостями и своими мыслями?
Это пост блогера
или любого обычного пользователя социальной сети.
Указывать на статус при упоминании иноагентов не нужно, поскольку такого требования нет.
Поэтому мы спокойно продолжаем писать свои посты или снимать видео без проверок реестров и дополнительных ограничений.
Но журналистам нужно быть осторожными и вот почему. Некоторые инфоповоды СМИ заимствуют у инфлюенсеров, это не секрет. Блогер не обязан проверять все реестры Минюста, и поэтому посты он не маркирует, что видно из примера.
Вот как правильно процитировать средству массовой информации блогера
Даже если в исходном посте не было ссылок на статус иноагентов, то журналисту надо самостоятельно промаркировать свой материал.
Какие проблемы существуют
Само существование такого явления как лицо, выполняющее функции иноагента, уже проблема. Статус ограничивает возможности иноагента, но не мешает другим СМИ работать при соблюдении правил игры.
На мой взгляд, включение людей в реестр только по формальным признакам может обернуться против замысла законодателей — отметить действительно опасный контент. Ведь это цель законодателя?
Как в басне про пастуха: «Волки! Волки! — кричал мальчик, но ему уже никто не поверил…»
Так и сейчас: в реестры включены авторитетные издания, профессиональные журналисты, юристы и люди других специальностей, которым читатели доверяют. Чем больше маркировок и указаний, тем меньше они воспринимаются — взгляд человека начинает включать своеобразный фильтр, отсекая ненужную информацию.
Но то, что для обычного человека не имеет значения, для Роскомнадзора — основание для составления протокола. Ведомство регулярно штрафует СМИ за отсутствие упоминаний о статусе иноагентов.
Нарушение формальное, поэтому причины не принимаются во внимание. Например, если журналист не знал, что названный им в статье человек признан иноагентом, от протокола это не спасет.
Как можно снизить риски СМИ в работе с иноагентами
Вы уже знаете, какую маркировку в каком случае нужно ставить. Каждого героя публикации проверять по всем реестрам странно, но, возможно, это единственный безопасный вариант для СМИ.
В интернете можно найти списки иноагентов, но используйте их только в качестве ориентира. Если перечень не совпадет с официальным реестром Минюста, то отвечать придется редактору, а не составителю списка.
Можно написать бота, который будет проверять на совпадения текст журналиста с реестрами.
Других действенных способов пока не придумал. В работе с нашими доверителями мы все проверяем вручную.
Подпишитесь на Телеграм-канал!5 205
Роскомнадзор — Регистрация средств массовой информации
Регистрация средств массовой информации
Редакционная продукция и выпуск средств массовой информации подлежат государственной регистрации. Регистрация средств массовой информации осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1, «О средствах массовой информации» . Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдается заявителю после принятия решения о регистрации средства массовой информации.
Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может стать гражданин, объединение граждан, организация или государственный орган.
Учредителем не могут быть:
— Гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по решению суда, либо страдающий психическим заболеванием, либо недееспособный в соответствии с судебное решение.
— Любое объединение граждан, предприятие, учреждение или организация, занимающиеся запрещенной законом деятельностью.
— Иностранный гражданин или иностранец, не проживающий в Российской Федерации.
15. 07.2012 Приказ Минкомсвязи России от 29.12.2011 № 362 «Об утверждении Административных правил» вступил в силу Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по оказанию государственной услуги по регистрации средств массовой информации .
Обращаем Ваше внимание, что для регистрации/перерегистрации СМИ заявитель должен предоставить копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке. Например, юридическое лицо, зарегистрированное как общество с ограниченной ответственностью (ООО), должно предоставить копию своего Устава, заверенную таким юридическим лицом .
10 ноября 2011 г. поступило Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. № 1752-р «О внесении изменений в перечень документов, прилагаемых к заявлению заявителя о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации в силу.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06. 10.2011 № 1752-р при создании интернет-СМИ необходимо представить копии документов, подтверждающих право на использование доменного имени сайта, удостоверенное в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащее паспортные данные физического лица, осуществляющего функции администратора доменного имени, либо идентификационный номер налогоплательщика и ОГРН юридического лица, осуществляющего функции администратора доменного имени.
Заявка на регистрацию интернет-СМИ должна содержать доменное имя сайта, указанное в отдельном поле.
Обращаем Ваше внимание, что с 29 января 2010 года вступили в силу Изменения в главу 25.3 НК РФ.
При регистрации средства массовой информации, осуществляющего распространение своей продукции на территории Российской Федерации, за пределами Российской Федерации или в нескольких субъектах Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:
— За периодическое печатное издание – 4 000 рублей.
— Для информационного агентства – 4800 руб.
— За радио/теле/видео программу, программу кинохроники или иное средство массовой информации – 6 000 руб.
При регистрации средства массовой информации, осуществляющего распространение своей продукции преимущественно в пределах одного субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, городского округа, района, муниципального образования (заявка подается в территориальный орган Федеральной службы офисы) уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:
— За печатное периодическое издание – 2 000 руб.
— Для информационного агентства – 2400 руб.
— для радио/теле/видеопрограммы, кинохроники или других средств массовой информации – 3 000 руб.
Государственная пошлина за выдачу дубликата свидетельства о регистрации средства массовой информации составляет 200 рублей.
Государственная пошлина за внесение изменений в свидетельство о регистрации средства массовой информации, если иное не предусмотрено статьей 11 Федерального закона «О средствах массовой информации» , составляет 200 рублей.
Государственная пошлина не уплачивается заявителем в случае внесения изменений в выданное свидетельство в целях исправления ошибок, допущенных регистрирующим органом и (или) должностным лицом, осуществляющим выдачу документа, когда такой орган и (или) должностное лицо совершили юридически значимое действовать.
Оплата госпошлины заявителем в безналичном порядке должна быть подтверждена платежным поручением с отметкой об исполнении банком или соответствующим территориальным органом Федерального казначейства (или иным органом, уполномоченным на открытие и ведение счетов) , осуществляющих денежные переводы в электронной форме.
Документы для получения регистрации/перерегистрации средств массовой информации, дубликатов свидетельств о регистрации средств массовой информации, разрешений на распространение иностранных периодических печатных изданий в Российской Федерации представляются или направляются почтой в Роскомнадзор по адресу: Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2 109074, Москва, Россия
Прием документов осуществляется по понедельникам, вторникам, средам и четвергам с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00; по пятницам с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 16:00.
Информацию о решении по заявке на регистрацию СМИ можно получить по телефону после истечения срока ответа на заявку (один месяц со дня подачи заявки).
Телефон для справок +7(495)987-68-06; режим работы: ежедневно (рабочие дни), с 15:00 до 17:00 (МСК).
Время сдачи выданных свидетельств о регистрации СМИ в Роскомнадзоре:
вторник с 10:00 до 12:00, четверг с 14:00 до 16:00.
Время публикации: 20.08.2009 14:03
Последнее изменение: 20.05.2014 18:12
Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1055 2. Открытие представительств иностранных средств массовой информации в Российской Федерации осуществляется с разрешения Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее — МИД России), если иное не предусмотрено международными договорами. Российской Федерации. 3. Аккредитация иностранных корреспондентов в Российской Федерации осуществляется МИД России в соответствии со статьями 48 и 55 Закона Российской Федерации о средствах массовой информации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. 4. Заявление* об открытии представительства иностранного средства массовой информации направляется его руководителями в МИД России непосредственно или через дипломатическое представительство Российской Федерации в соответствующей стране. 5. Решение об открытии представительства иностранного средства массовой информации принимается МИД России в течение двух месяцев со дня поступления заявления, после чего выдается свидетельство об открытии представительства. 6. Аккредитация в качестве корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации может быть предоставлена журналистам независимо от их гражданства, представителям периодических изданий, радио-, теле-, видео-, хроникальных программ и иных форм периодического массового распространения информации. 7. Заявление об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации направляется руководителями иностранного средства массовой информации в МИД России в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил. 8. Решение об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации МИД России принимается в срок, указанный в пункте 5 настоящих Правил. 9. Аккредитованным корреспондентам выдается удостоверение иностранного корреспондента сроком на два года. 10. Членам семьи корреспондента выдается карточка члена семьи корреспондента иностранного средства массовой информации, действительная на тот же срок. 11. Временно аккредитация в качестве специальных корреспондентов может быть предоставлена журналистам независимо от их гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию с визовой поддержкой любых других российских организаций, и они аккредитуются в МИД России по ходатайству руководителей этих организаций. . 12. Временная аккредитация в качестве специальных корреспондентов МИД России может быть также предоставлена журналистам, прибывшим в Россию для замещения штатных корреспондентов в случае их отпуска, болезни или командировки в другие страны. 13. Специальному корреспонденту выдается специальная корреспондентская карточка на срок от трех месяцев с возможностью продления до шести месяцев. 14. Учет в качестве технического персонала представительств иностранных средств массовой информации может осуществляться лицами независимо от гражданства, работающими в представительствах в качестве продюсеров, редакторов, секретарей-переводчиков, специалистов по обслуживанию телекиноаппаратуры и средств связи. Лица, осуществляющие иные виды деятельности в офисах, относятся к обслуживающему персоналу и не подлежат регистрации в качестве служебно-технического персонала. 15. Заявление о регистрации технического работника направляется в МИД России руководителями иностранного средства массовой информации или его корреспондентом, аккредитованными в МИД России, по форме и в порядке, предусмотренными пунктом 4 настоящих Правил. . 16. Решение о постановке технического работника на учет в МИД России принимается в течение двух месяцев со дня поступления заявления. 17. Зарегистрированному техническому персоналу выдается удостоверение технического работника представительства иностранного средства массовой информации сроком на два года. 18. Руководящие работники иностранного средства массовой информации не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока действия удостоверения корреспондента (технического работника) должны обратиться в МИД России с ходатайством о его продлении. Продление аттестата технического работника осуществляется также по заявлению корреспондента, аккредитованного при МИД России. 19. В случае утери удостоверения привлеченный корреспондент или служебный технический сотрудник уведомляет об этом МИД России, а вопрос о выдаче дубликата будет рассмотрен в двухнедельный срок. 20. Аккредитованный корреспондент может быть переаккредитован на основании заявления руководителей нового средства массовой информации. Решение о переаккредитации будет принято в течение двух месяцев. 21. Сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аппаратов военных атташе или представительств авиакомпаний, банков, торговых, промышленных и посреднических фирм, зарегистрированных в России, а также лица, являющиеся работниками российских средств массовой информации, не могут быть аккредитованы в качестве корреспондентов или зарегистрированы в качестве технических сотрудников для офисов иностранных СМИ. | 22. МИД России вправе прекратить аккредитацию (регистрацию) лиц, предложенную руководителями иностранного средства массовой информации, в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 48 Федерального закона Федерального закона о средствах массовой информации, а также на основании статей 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах. 23. МИД России может принять ответные меры в отношении корреспондентов средств массовой информации стран, где действуют ограничения в отношении граждан России. 24. По окончании работы в Российской Федерации аккредитованные иностранные журналисты обязаны сдать выданные удостоверения в МИД России. 25. Въезд в Российскую Федерацию вновь назначенных корреспондентов (специальных корреспондентов, технических работников) из числа иностранных граждан осуществляется по паспортам или заменяющим их документам при наличии въездной визы, выданным консульским учреждением Российской Федерации. Консульские учреждения Российской Федерации выдают въездные визы лицам данной категории в течение пяти рабочих дней на условиях взаимности при наличии согласия МИД России на их аккредитацию (регистрацию). 26. Многократные выездные-въездные визы сроком на один год выдаются аккредитованным корреспондентам и штатному техническому персоналу представительств средств массовой информации стран, с которыми существуют соответствующие двусторонние соглашения, независимо от их постоянного места жительства, если нет иных двусторонних договоренностей. . 27. В случае временной замены штатного корреспондента (на период отпуска, болезни, командировок в другие страны и т.п.) въездные визы выдаются лицам, их заменяющим, в порядке, предусмотренном Пункт 25 настоящих Правил. 28. По прибытии в Российскую Федерацию иностранный корреспондент, технический работник и члены их семей обязаны в трехдневный срок, не считая выходных и праздничных дней, встать на учет в соответствующих органах МВД России. Федерация. 29. Аккредитованные корреспонденты иностранных средств массовой информации в Российской Федерации независимо от их гражданства имеют права и обязанности журналиста, предусмотренные международными договорами и законами Российской Федерации, а также настоящими Правилами. 30. Аккредитованные корреспонденты вправе создавать на территории Российской Федерации профессиональную журналистскую организацию, действующую на основании утвержденного ее членами устава, положения которого не противоречат законодательству Российской Федерации. 31. Представители иностранных средств массовой информации, аккредитованные при МИД России, и члены их семей могут приглашать в качестве личных гостей граждан иностранных государств. Решение визовых вопросов и легализации их пребывания в Российской Федерации осуществляется через МИД России. 32. Представители иностранных средств массовой информации, аккредитованные** в Российской Федерации, — корреспонденты и иностранные работники соответствующих учреждений — могут в соответствии с таможенными правилами ввозить и вывозить для служебных целей оргтехнику, компьютеры, радио- и телеаппаратуру, профессиональную аудиотехнику, видео-, кино- и фототехника, запасные части и расходные материалы к таким видам техники, информационные материалы на различных носителях, предметы быта и автомобили для личного пользования (не более одной машины на каждого корреспондента или иностранного сотрудника офиса), без уплаты таможенных пошлин и платежей в течение всего периода их аккредитации в Российской Федерации, при условии вывоза этого оборудования с территории Российской Федерации по истечении срока аккредитации. 33. Аккредитованные корреспонденты и технические работники СМИ, а также члены их семей могут пользоваться услугами, которые предоставляются соответствующими подразделениями МИД России для дипломатического корпуса в России. 34. Иностранные корреспонденты, аккредитованные МИД России, имеют право на основе взаимности свободно передвигаться по территории Российской Федерации, за исключением объектов охраны, для посещения которых требуется специальное разрешение. 35. Граждане Российской Федерации, аккредитованные (зарегистрированные) в качестве корреспондентов (технических работников) иностранных средств массовой информации, имеют статус иностранного корреспондента (технического работника) только при выполнении ими своих профессиональных функций. ———————————————————- * К заявлению в МИД России об открытии представительства иностранного средства массовой информации или аккредитации корреспондента в Российской Федерации должно быть приложено письмо на официальном бланке средства массовой информации, подписанное руководителем или должностными лицами средства массовой информации, либо дипломатическое справка посольства соответствующей страны в Российской Федерации, информация о средстве массовой информации, биография и журналистский опыт корреспондента, две его фотографии. Кроме того, для граждан РФ при обращении в МИД России по указанным вопросам требуется справка о том, что лица состоят на учете в территориальных органах ГНС России. ** Пункт 32 в новой редакции введен в Правила Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. № 899. |
Чем отличается регистрация программы для ЭВМ в РОСПАТЕНТЕ и Минкомсвязи
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации права на программы для ЭВМ охраняются как объекты авторского права и приравниваются к произведениям литературы. В соответствии со статьей 1225 ГК РФ программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности, соответственно, защита интеллектуальных прав распространяется на все разработки для программного обеспечения по умолчанию (при этом они не подлежит обязательной регистрации). Но возможно получить дополнительную защиту путем регистрации ПО в Роспатенте и Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи).
Чтобы понять разницу между двумя видами регистрации программы для ЭВМ, необходимо разобраться, что такое регистрация в каждом из этих отделов и в чем ее особенности.
Регистрация программы для ЭВМ в Роспатенте дает следующие преимущества:
– получение свидетельства государственного образца, что считается подтверждением исключительного права на программы для ЭВМ, и как следствие , является важным обстоятельством при передаче прав на программный продукт потенциальным лицензиатам и покупателям;
– сведения о зарегистрированном программном продукте вносятся в государственный реестр, что дает определенную правовую защиту интересов правообладателей и снижает риск возникновения конфликтных ситуаций, возникающих при получении разного рода прибыли от использования программы;
– свидетельство является одним из основных документов при защите интеллектуальных прав в суде;
– подтверждение регистрации становится важнейшим документом в противодействии компьютерному «пиратству»;
– наличие документа, подтверждающего интеллектуальные права, служит основанием для взаимоотношений с инвесторами и потенциальными партнерами;
– свидетельство о регистрации является основанием для постановки программного продукта на учет компании и внесения его в уставный капитал в качестве нематериального актива;
– регистрация дает возможность более безопасного участия в различных выставках и конкурсах международного характера;
– документ о регистрации подтверждает наличие исключительного права на программу при решении вопроса о привлечении дополнительных инвестиций в виде кредитов.
При этом регистрация программы для ЭВМ в РОСПАТЕНТе происходит достаточно быстро, в течение двух месяцев и по формальным признакам. Для регистрации необходимо предоставить исходный код программы или ее часть и краткую информацию об области применения, назначении и функциональных возможностях программного продукта.
Теперь рассмотрим суть регистрации программы для ЭВМ в Министерстве связи и массовых коммуникаций.
С 1 января 2016 года в Российской Федерации вступил в силу закон, предусматривающий создание реестра российского программного обеспечения и определяющий критерии определения происхождения отечественного программного обеспечения. Постановлением Правительства устанавливается запрет на допуск программного обеспечения иностранного происхождения при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Единый реестр создан в целях расширения использования российского программного обеспечения и подтверждения его российского происхождения, а также оказания государственной поддержки отечественным правообладателям программного обеспечения. Отныне Правительство может ограничить допуск программного обеспечения к участию в госзакупках. Это означает, что госзаказчик обязан в первую очередь искать нужные ему программные продукты в реестре российского ПО Минкомсвязи.
Регистрация программы для ЭВМ в Минкомсвязи аналогична регистрации в РОСПАТЕНТе. Однако есть и отличия. Для регистрации необходимо соответствовать определенным критериям; в частности, для включения в реестр установлены следующие требования:
1) правообладателем российского программного обеспечения может быть гражданин Российской Федерации или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в коммерческой организации должна быть более 50%.
2) Программа должна быть введена в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
3) Сведения о программном продукте не могут составлять государственную тайну.
4) Общая сумма платежей за календарный год по лицензионным договорам в отношении иностранных юридических и физических лиц составляет менее 30 процентов дохода правообладателя программы для ЭВМ от ее реализации, в том числе предоставление права на использование.
Если вышеуказанные критерии соблюдены, то можно проводить регистрацию. Для этого необходимо заполнить онлайн-форму и ввести информацию о программном продукте. В первую очередь потребуется указать ссылку на сайт правообладателя в сети Интернет, где размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения, а также информацию, необходимую для работы и улучшения. программы, размещены. Другими словами, необходимо указать действующую ссылку на страницу с информацией о пользователе программы. Помимо прочего, необходимо предоставить доступ к копии программного обеспечения.
Также необходимо указать в электронной форме основание возникновения исключительного права заявителя на программу (например, собственная разработка, произведение, выполненное по заказу, приобретение исключительного права). Это поле можно заполнять в произвольной форме, но главное указать ту информацию, которая будет необходима и достаточна для определения факта, действительно ли заявитель имеет права на это программное обеспечение.