Что такое мануфактура. Сравнение мануфактуры и мастерской ремесленника
Мануфактура — это промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручном производстве.
Каждый рабочий мануфактуры выполняет лишь небольшую часть дела — какую-то простую операцию. Например, один человек замешивает глину, другой делает горшки на гончарном круге, третий расписывает их краской, четвертый — обжигает в печи.
Этим мануфактура отличается от мастерской ремесленника, где мастер изготавливает изделие от начала до конца. А от фабрики или завода мануфактура отличается тем, что операции выполняются вручную, не используется машинный труд.
Латинское слово manufactura образовано от слов manus (рука) и facere (делать). Термин «мануфактура» в значении «предприятие с разделением труда и ручным производством» введен Карлом Марксом.
Мануфактуры вели к развитию специализации работников и снижению издержек производства. Это обеспечивало большую производительность и прибыль, чем в мастерских.
При этом наемный работник становился менее ценным и универсальным специалистом, чем мастер-ремесленник. Росла зависимость рабочих от хозяина мануфактуры.
Свечная мануфактура — каждый работник выполняет лишь одну простую операцию. PHAS/Universal Images Group via Getty Images
В Западной Европе мануфактуры пришли на смену ремесленным мастерским и господствовали в XVI-XVIII веках. Затем в результате промышленной революции их заменили фабрики.
В России промышленный переворот начался лишь во второй четверти XIX века, поэтому мануфактуры существовали дольше. Чаще всего они специализировались на текстильном производстве, поэтому слово «мануфактура» в Российской Империи одно время было синонимом ткацкой фабрики или ткани («купить мануфактуры»).
Мануфактуры существуют и сегодня — например, в сельской местности или для производства дорогих товаров ручной работы — но уже не играют заметной роли в экономике.
Рабочий район близ Прохоровской текстильной фабрики «Трехгорная мануфактура» в Москве в 1870-е годы. Акварель из фондов Государственного Исторического музея. Репродукция: РИА Новости
Расскажите, чем было вызвано возникновение мануфактур
Возникновение мануфактур было вызвано развитием рыночных отношений — капитализма — в позднее Средневековье. Товары все активнее производили на продажу, а не для собственного потребления.
Ремесло развивалось, и для ускорения производства работу научились делить на отдельные операции. В мастерских помимо мастеров и подмастерьев стали появляться наемные работники. Торговцы начинали вкладывать деньги в организацию производства, а не просто скупать у ремесленников готовую продукцию.
Предпосылки появление мануфактур:
Развитие ремесла.
Рост товарного производства.
Дифференциация, специализация мелких товаропроизводителей.
Появление мастерских с наемными работниками.
Накопление капитала.
Развитие мануфактур. Рассеянная, смешанная и централизованная мануфактура
Мануфактура могла объединять ремесленников одной специальности, которые делили между собой отдельные операции. А могла включать ремесленников разных специальностей, которые вместе изготавливали сложные изделия.
Ранние мануфактуры встречаются в XIV-XV веках. Первоначально это была рассеянная мануфактура — торговец скупал и продавал продукт самостоятельных ремесленников, снабжал их сырьем и орудиями производства. Мелкий производитель при это продолжал трудиться в своей домашней мастерской.
Смешанная мануфактура сочетала работу на дому с исполнением отдельных операций в общей централизованной мастерской.
Наконец появилась централизованная мануфактура, где наемные рабочие трудились в одной мастерской. Порой такие мануфактуры создавались государством — например, Пушечный двор, Оружейная палата и Хамовный двор в Москве XVI-XVII веков.
Мануфактуры были распространены в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла, в металлообработке и судостроении, в книгопечатании и других отраслях.
По сравнению с мастерской ремесленника мануфактура была более производительным, прогрессивным предприятием. Она подготовила переход к машинному производству в ходе промышленной революции XVIII-XIX веков.
Сравните мануфактуру и мастерскую ремесленника
У мануфактур и ремесленных мастерских были и общие черты, и различия.
Общее:
И в мастерской ремесленника, и на мануфактуре использовались ручные орудия труда.
Производство и там, и там было мелкотоварным — массовое производство возникнет позже, благодаря механизации промышленности.
Отличия:
В мастерских работы выполняли мастера, подмастерья и ученики. На мануфактурах же трудились наемные работники.
Владельцем мастерской был сам мастер. Хозяином мануфактуры был купец или иной предприниматель.
В ремесленных мастерских работу от начала до конца выполнял один и тот же человек. На мануфактурах — «коллективный рабочий», то есть каждый работник брал на себя лишь часть общего дела, повторяя одну и ту же несложную операцию.
За счет разделения труда на мануфактурах были ниже издержки производства,
выше производительность труда и оттого — больше прибыль.
Мануфактура и ремесленная мастерская. Таблица
Критерии сравнения | Ремесленная мастерская | Мануфактура |
Размер | Небольшое предприятие | Большое предприятие |
Работники | Мастер и подмастерья | Наемные рабочие |
Орудие труда | Ручные орудия | Ручные орудия |
Владелец | Мастер | Хозяин мануфактуры |
Разделение труда | Отсутствует — один работник выполняет всю работу | Разделение труда — один рабочий выполняет отдельную операцию |
Кузнец за работой. Getty Images / Hulton Archive
Какие особенности мануфактурного производства позволяют назвать ее предприятием нового типа?
Назвать мануфактуру предприятием нового типа позволяют следующие особенности:
Разделение труда, рост производительности, снижение производственных затрат.
Использование труда наемных рабочих, утрата работниками своей самостоятельности.
Ориентация на рынок, заставлявшая совершенствовать производство, использовать новые орудия.
Стремление к расширению производства и рынков сбыта.
www.anews.com
Чем отличается мануфактура от ремесленной мастерской
Не раз нам доводилось при посещении музея восхищаться уникальными экспонатами, которые были созданы три и даже пять веков тому назад. Сложно даже представить, что они подчас созданы стараниями всего одного человека, по сути, «мастера на все руки». Сегодня, чтобы произвести нечто подобное, необходимы целые заводские цеха.
Ценность этих вещей неизмерима. Но сколько же времени уходило у автора на создание подобного предмета? И сколько таких, поистине шедевров, он мог изготовить за свою жизнь? Часто в помощь ремесленникам приходили подросшие дети, или же приглашались подмастерья.
Развитие мировой торговли внесло изменения и в процесс производства товаров. В связи с увеличившимся спросом ремесленники были вынуждены искать условия, которые бы способствовали улучшению их продуктивности. И если еще вчера было достаточно иметь собственную ремесленную мастерскую, то вторая половина шестнадцатого века — время зарождения мануфактур, ставших прототипом современных производств.
При том, что мануфактура являлась принципиально новым образованием, все же в ее основе были ремесленные мастерские.
Процесс превращения мастерских в мануфактуры происходил по одному из двух путей.
В первом случае внутри самой мастерской стали разделять функциональные обязанности работников (подмастерьев). Постепенно каждый стал выполнять свой объем работы, что существенно ускорило производство.
Второй путь – это объединение нескольких ремесленных мастерских, изготавливающих части одного изделия.
Итак, мануфактура и ремесленная мастерская – это предприятия ручного труда. И хоть этот фактор остался неизменным, появились и существенные изменения.
Размер предприятий
Ремесленная мастерская представлялась одним цехом, а значит и проигрывала в масштабах мануфактуре, которая включала в себя несколько цехов.
к содержанию ↑Работники
В ремесленной мастерской мог работать как один мастер, так и его ученики-подмастерья, которые изучив технологию создания того или иного изделия, могли открыть собственную мастерскую и конкурировать с бывшим «учителем».
Во главе мануфактуры стоял управляющий, а работников нанимали со стороны.
к содержанию ↑Организация производства
В ремесленной мастерской всю работу выполнял один человек от начала до конца. Это отражалось на времени выполнения заказа, однако качество товара оставалось на высоте. При мануфактурах процесс продвигался намного быстрее, так как все этапы производства шли параллельно друг другу. Но в гонке за количество, стало существенно страдать качество.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Мануфактура, как и ремесленная мастерская, предполагала использование ручного труда, но уже с разделением его по этапам между работниками.
- Мануфактура – более масштабное предприятие, чем ремесленная мастерская.
- Мануфактура предлагала потребителю менее качественный товар, чем ремесленная мастерская.
- Производительность мануфактуры существенно превышала производительность ремесленной мастерской.
thedifference.ru
Ремесленная мастерская SomstyleCraft
Ранее уже изготавливались комплекты, но сейчас было решено несколько изменить состав. Если раньше в состав комплекта входила обложка на паспорт и кошелек, то сейчас — зажим для купюр и обложка с несколько измененными размерами. Для зажима использована выкройка с вынесенным креплением фурнитуры и клапаном (если можно так назвать). Выкройка обложки (буду называть её так, хотя […]
Синяя сумка с креплением на пояс, сшитая по мотивам и на основе выкройки, которая использовалась при пошиве «рыжей» сумки. Изменения в выкройку внес небольшие, на видео я про них рассказываю. В статье будет два видеофрагмента, оба они небольшие, но показывают все отличия от начальной выкройки. Для пошива сумки использовал кожу КРС толщиной 2-2,2 мм цвета […]
История создания этой сумки затянулась на долгое время, а началась она с покупки в одном из интернет-магазинов выкройки. Стоит сделать небольшое отступление. Как показала практика, некоторые наши интернет-магазины абсолютно не несут ответственность за продаваемый товар, да и в целом, на мой взгляд, относятся небрежно к своей деятельности. Выразилось это в том, что выкройка явно имеет […]
Очередное изделие из, назовем ее так, «Рыжей коллекции». Был рыжий зажим для купюр, было портмоне «Большой Оранжевый«, а теперь добавилась рыжая ключница. В качестве основы для выкройки бралась некая компиляция из более ранних вариантов ключниц. Из-за размеров фурнитуры ширина стандартна, около 6 см. А вот высоту было решено увеличить, с расчетом на ключи большого размера. […]
Мысль об изготовлении подобной тетради (буду называть её так) витала уже давно — и купил тетрадь формата А5 со сменными блоками в «Комусе», и нашел, где можно отдельно купить кольцевые зажимы. Но, видимо, сказывалась нехватка времени и ряд других факторов — доделать изделие получилось только недавно. Выше фотография готового изделия, где цвет соответствует реальному. В […]
Недавно в гостях был товарищ и высказал пожелания по внесению изменений в конструкцию зажима для купюр. Собственно за основу был взят ранее сшитый зажим, а точнее его выкройка, в которую добавил две детали: клапан-застежку и по другому разместил крепление. И немного увеличил размер основной детали. Для размещения крепления взял кусочек размером 40*80 мм, склеил его, […]
Идея сделать такое портмоне родилась из публикации одного американского мастера в Инстаграм. Взял за основу общую идею и расположение карманов. Для данного изделия взял кожу цвета «Апельсин», толщиной 2,1-2,3 мм, купленную в виде полукожи в магазине «Тавро». Нить использовалась Galaces 0.5, вощеная. Бахтарму обработал клеем КМЦ. Фурнитуру использовал достаточно стандартную, кнопки «Альфа», 15 мм. Единственное, […]
Один из «финишей» для изделий из натуральной кожи, который достаточно легко приготовить в домашних условиях. Состоит он из двух натуральных составляющих — пчелиного воска и касторового масла. Воск я, ещё давно, купил у пасечника, аж целый килограмм. Отрезал/отломил кусочек и взвесил его в магазине развесных товаров (чай и кофе). Получилось 15 грамм. Попутно купил в […]
История изготовления данного портмоне получилась очень затянутой. Начал пару, а то и тройку, месяцев назад, а закончил на днях. То чего-то не хватало, то не было времени. А были моменты, когда приходило понимание, что и как переделать. Но решил закончить и оставить как есть. Выкройку использовал от С. Никитина, единственное что — на тот момент […]
Так получилось, что некоторое время назад, практически одновременно, мною были сделаны два изделия — обложка на паспорт и кошелек из кожи «Крейзи Хорс». Эти два изделия были куплены одним человеком, а у меня появилась задумка сделать несколько комплектов. В наличии были остатки от двух полукож коричневого и коньячного цвета из которых и шились эти два […]
somstylecraft.ru
Ремесло в средневековом городе 12-14 вв
1. Мастерская ремесленника
Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников.
В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом.
Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.
Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты. Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе. Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.
2. Кто работал в мастерской
Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.
Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.
1 Сырьё — кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия.
Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.
Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.
Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться. Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.
Правой рукой мастера был подмастерье — работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.
В мастерской средневекового оружейника. Тесная со сводами комнатка в первом этаже дома ремесленника. Сквозь небольшое окошко едва пробивается луч солнца. В глубине стоит горн, справа точильный круг и тиски. На полках ручные инструменты: молотки, свёрла, клещи, напильники. Мастер примеряет на рыцаря железные доспехи. Ему помогают ученики. У окна подмастерье с помощью молотка отделывает нагрудный панцирь.
3. Цехи-союзы ремесленников
Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы — цехи
Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.
1 Не путайте с современными цехами — отделениями фабрик и заводов.
На общем собрании мастера принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.
Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.
В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).
Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.
4. Роль цехов в жизни города.
Вся жизнь ремесленников была связана с цехами. Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.
Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера. Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия. Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.
Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.
ДОКУМЕНТЫ — Договор о найме ученика.
Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.
Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.
Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).
Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.
Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.
Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья — ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.
- < Возникновение городов в Западной Европе 11-14 вв.
- -> Борьба городов с феодалами в XII-XIII веках >
hist-world.com