«Газпром» не пригрели в Европе – Газета Коммерсантъ № 5 (6967) от 15.01.2021
Российский газ в 2020 году уступил свои позиции в Европе вследствие резко обострившейся конкуренции. Общая доля поставок «Газпрома» в потреблении газа в Европе по итогам года снизилась с 36% до 33% в пользу производителей сжиженного природного газа (СПГ). Спрос на СПГ НОВАТЭКа, по оценкам аналитиков, остался примерно на прежнем уровне — около 3,3%. Аналитики считают, что в 2021 году «Газпром» может попробовать восстановить свою долю рынка в Европе, если часть объемов СПГ уйдет в Азию вследствие роста спроса.
Российский газ пока удерживает лидерство в Европе, но при этом продолжает снижать свою долю. Так, по итогам 2020 года доля «Газпрома» в потреблении Европы и Турции снизилась на 3 процентных пункта, до 33%, сообщила 14 января глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова. Поставки «Газпрома» в страны ЕС и Турцию в 2020 году составили около 175 млрд кубометров газа.
«Газпром» также резко увеличивал продажи на своей электронной торговой площадке — в 1,8 раза, до 27 млрд кубометров, зачастую предлагая там цены ниже уровня спотовых котировок на европейских хабах, чтобы удержать долю рынка в Западной Европе.
«В целом набор мер, которые принял «Газпром» в нестандартной ситуации, оправдал себя. Уже с третьего квартала объемы нашего экспорта достигли, а в отдельных случаях и превысили докризисные показатели. Мы успешно выполнили все обязательства перед импортерами и успешно сохранили рыночную долю на уровне около 33%»,— сказала госпожа Бурмистрова.
Елена Бурмистрова, зампред правления «Газпрома», 14 января
Нестабильность мировых газовых рынков выявила и сильные стороны классических долгосрочных контрактов «Газпрома» — цены по ним более устойчивы и предсказуемы
При этом доля СПГ с завода НОВАТЭКа «Ямал СПГ» в потреблении газа Европой, по оценке Екатерины Колбиковой из Vygon Consulting, остается стабильной — 3,3% в 2020 году относительно 3,5% в 2019 году. НОВАТЭК, который в своей отчетности учитывает только приходящиеся на него 60% продукции с завода на Ямале (остальное у Total и CNPC), сообщал о поставке 12,8 млрд кубометров газа на международные рынки в 2019 году.
Традиционные конкуренты «Газпрома» по поставкам трубопроводного газа в Европу Норвегия и Алжир в 2020 году, по оценкам Platts, поставили около 102,55 млрд и 22 млрд кубометров газа соответственно.
Основной вклад в снижение доли «Газпрома» в Европе внесло провальное первое полугодие, когда против концерна сыграла его собственная контрактная модель, где существенную долю имеют контракты с длительным лагом изменения цен. В результате цены по контрактам «Газпрома» оказывались выше текущих спотовых котировок, и покупатели в Европе предпочитали СПГ, считает аналитик по газу центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов. Однако эта же контрактная модель может помочь «Газпрому» в этом году, поскольку спотовые цены тестируют локальные максимумы на фоне аномальных морозов, и цены по контрактам «Газпрома» оказываются более привлекательными. На руку «Газпрому» также может сыграть восстановление экономики Китая, требующее новых объемов газа. В результате Азия может забрать излишки СПГ, тем самым снизив конкуренцию на традиционном рынке «Газпрома» в Европе, добавляет аналитик.
По мнению Екатерины Колбиковой, уже сейчас на фоне холодной зимы в Азии доля СПГ в потреблении Европы продолжает сокращаться. Но и с окончанием отопительного сезона у «Газпрома» есть все шансы укрепить позицию на своем традиционном направлении относительно СПГ: в 2021 году ожидается минимальный с 2012 года ввод мощностей по сжижению газа в мире — менее 10 млн тонн. «Это приведет к сокращению избыточного предложения СПГ и снижению его привлекательности относительно трубопроводного газа»,— полагает она.
Татьяна Дятел
Ничего личного. Как «Газпром» научит Европу ценить российский газ
МОСКВА, 10 фев – ПРАЙМ, Валерия Княгинина. На Европу обрушились морозы, и потребители стали отбирать больше газа из подземных хранилищ. Запасы в европейских ПХГ уже ниже 50%. «Газпром» в этой ситуации узрел неплохие перспективы для себя, ведь опустевшие хранилища нужно будут опять заполнять. Пока СПГ господствует на азиатском рынке, а Европа думает, где бы закупиться, «Газпром» просчитывает, на сколько повысить свои экспортные цены.
«Газпром» спрогнозировал экспортную цену газа на 2021 год
По данным Gas Infrastructure Europe, на 6 февраля из европейских ПХГ отобрано 47 млрд кубометров газа, что на 13% больше, чем было закачано в хранилища при подготовке к этой зиме, и уже на 8% превышает отбор за всю прошлую зиму.
По состоянию на 7 февраля в ПХГ Европы находилось 52 млрд кубометров газа, в среднем в феврале ежедневно отбиралось по 620 млн кубометров. При таком темпе отбора газа в хранилищах хватит еще на 84 дня, подсчитал аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов.
«Однако, если на фоне холодов отборы вырастут до фиксировавшихся в январе 1 млрд кубометров в сутки, то и запасы в хранилищах начнут «таять» еще быстрее, и конец отопительного сезона в конце марта – начале апреля Европа может встретить с пустыми ПХГ», — отмечает он.
ГАЗПРОМ ПОВЫШАЕТ ЦЕНЫ
Такая ситуация потенциально должна привести к росту спроса на газ в период закачки – с середины апреля по сентябрь, рассуждает Капитонов.
Впрочем, Европа уже начала наращивать поставки газа из России. В январе «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 19,4 млрд кубометров газа. Это на 45% выше уровня января 2020 года и на 18% выше среднего значения за последние пять лет.
«В феврале ситуация может оказаться ещё более благоприятной для российской компании на фоне дефицита СПГ, который в основном идет в Азию и истощения европейских ПХГ», считает ведущий аналитик «Открытие Брокер» по глобальным исследованиям Андрей Кочетков.
Сейчас газовые цены на европейском хабе TTF находятся на уровне около 7 долларов за тысячу футов. В долгосрочной перспективе устойчивой будет цена в 5 долларов за тысячу футов, прогнозирует старший директор группы по природным ресурсам рейтингового агентства Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. При этом в прошлом году средний уровень цен в Европе составил всего 3,2 доллара за тысячу футов.
Поскольку большая часть долгосрочных контрактов «Газпрома» привязана к спотовым ценам в Европе, рост цен в январе на фоне аномальных холодов в перспективе поможет российской компании увеличить среднюю цену по портфелю.
«Бюджет, который мы приняли в декабре 2020 года, строился на сценарных условиях, подразумевающих цену на экспорт в районе 170 долларов за тысячу кубометров. По итогам января мы ожидаем среднегодовую цену экспорта «200 плюс», что на 30 долларов с лишним превышает ценовые ориентиры, заложенные в бюджет на следующий год», — пояснил глава финансового департамента «Газпрома» Александр Иванников на телефонной конференции 9 февраля.
КОНКУРЕНЦИЯ ТРУБЫ С СПГ
При этом «Газпром» не стремится наращивать объем поставок в Европу через украинский маршрут сверх необходимого по контрактам. Таким образом он пытается стимулировать европейских потребителей еще больше отбирать газ из подземных хранилищ.
Компания понимает, что американский газ явно не сможет прийти на помощь до конца этой зимы. «Сжиженный газ сегодня, прежде всего, идёт на азиатские рынки, где пока сохраняется ценовая премия по сравнению со европейскими торговыми площадками. Поставки СПГ на европейский рынок с начала года по 7 февраля снизились более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», поясняет Капитонов.
«Газпром» высказался о перспективах спроса на свой газ в Европе
Однако, если спрос на газ в Азии стабилизируется с окончанием отопительного сезона, то можно ожидать роста поставок СПГ в Европу. И вот тогда «Газпром» и начнет наращивать поставки своего трубопроводного газа в адрес европейских клиентов, считают эксперты.
«Главный вывод из сложившихся условий состоит в том, что количество скептиков по поводу «Северного потока 2″ явно уменьшится. Американский газ в этом деле явно проигрывает, так как уже этой зимой он не смог выручить Европу», — резюмирует Кочетков.
Ничего личного, а лишь бизнес. Для Европы важно обеспечить себя резервными мощностями на случай возникновения подобных «бизнес-ситуаций», когда надежд на СПГ нет и самым надёжным поставщиком остаётся Россия, заключил аналитик.
Экспортная цена на российский газ в 2025 году ожидается на уровне $146-211 за 1000 куб. м — Экономика и бизнес
МОСКВА, 27 января. /ТАСС/. Стоимость российского газа, поставляемого на экспорт, будет находиться в 2025 году в диапазоне от $146 до $211 за 1 тыс. куб. м, следует из проекта генеральной схемы развития газовой отрасли России до 2035 году (имеется в распоряжении ТАСС).
Худший сценарий предполагает избыток газа на европейском рынке и средние цены на нефть. По этой причине средние экспортные цены в данном случае составят $146 за тыс. куб. м в 2025 году и $163 за тыс. куб. м в 2035 году. В среднем сценарии стоимость газа ожидается на уровне $163 и $193 за тыс. куб. м в 2025 году и 2035 году соответственно.
«В высоком сценарии экспортные цены на газ при поставках в дальнее зарубежье (в ценах 2019 года) составят $211 за тыс. куб. м в 2025 году и $256 за тыс. куб. м в 2035 году. Динамика цен обусловливается более высокими темпами роста спроса на газ на основных региональных рынках, более высоким уровнем цены на нефть и ростом замыкающих затрат на поставки газа на основные региональные рынки», — говорится в документе.
Там также сказано, что экспорт российского газа, как трубопроводного, так и в сжиженном виде будет расти в перспективе до 2035 года.
Так, в 2020 году Россия поставила на экспорт 253 млрд куб. м газа, говорится в документе. В 2025 году этот показатель составит, как ожидается, 299-361 млрд куб. м, в 2030 году — 339-463 млрд куб. м, в 2035 году — 339-480 млрд куб. м. В минимальном сценарии рост экспорта к 2035 году к уровню 2020-го составит 34%, в оптимистичном прогнозе рост может составить 1,8 раза, следует из документа.
При этом в нем отмечается, что период после 2025 года характеризуется неопределенностью для прогнозирования экспорта газа.
«Газпром» в 2020 году экспортировал в страны дальнего зарубежья 179,3 млрд куб. м. На фоне пандемии показатель снизился на 10% к уровню 2019 года.
Импорт газа из Центральной Азии
Импорт центрально-азиатского газа в РФ в 2021 году планируется увеличить до 26,6 млрд куб. м, а в 2022-2035 годах — снизить до 25,8 млрд куб. м.
Согласно документу, в 2020 году импорт газа из Центральной Азии, по предварительным оценкам, составил 26 млрд куб. м.
Прогноз по импорту центрально-азиатского газа одинаков для всех трех сценариев.
Поставки газа из Туркмении в Россию в 2019 году составили 4 млрд куб. м. В Узбекистане в 2019 году было закуплено 7,7 млрд куб. м российского газа.
При этом импорт газа из Казахстана планируется в 2021 году на уровне 13,1 млрд куб. м, в 2022-2035 годах — 12,3 млрд куб. м. В 2019 году из Казахстана было импортировано 14,2 млрд куб. м газа, в 2020 году — 12,5 млрд куб. м, следует из проекта генсхемы.
Д. Шмыгаль: Украина не будет напрямую закупать российский газ
Власти Украины уже фактически ввели временное госрегулирование тарифов на газ для населения, но от более радикальных мер пока воздерживаются
Киев, 26 янв — ИА Neftegaz. RU. Украина не намерена возобновлять прямые закупки газа у России.Об этом 26 января 2021 г. сообщил премьер-министр Украины Д. Шмыгаль, отвечая на вопросы депутатов в Верховной раде 26 января 2021 г.
«Газ из России напрямую наше правительство закупать не имеет намерения. Точка», — заявил Д. Шмыгаль.
Украина не покупает газ у России с 2015 г., заменив его реверсными поставками из Европы.
В конце декабря 2019 г. Россия и Украина подписали пакет документов о продолжении транзита российского газа через Украину.
Вместе с 5-летним транзитным контрактом был подписан протокол о газовом сотрудничестве.
Согласно документу, Газпром и Нафтогаз могут рассмотреть прямые поставки газа на Украину со скидкой от цены европейского хаба (NCG) в зависимости от объемов.
Газпром заявил, что он не против поставлять газ на Украину, но о конкретных переговорах по данному вопросу между компаниями не сообщалось.
Между тем на Украине осложнилась социальная ситуация из-за резкого роста цен на газ.
С 1 января 2021 г. газоснабжающие компании подняли цены на газ для населения Украины до 6,99-10,8 грн/м3, что на 11%-20,5% выше декабрьских тарифов.
Кроме того, с 1 января 2021 г. выросли тарифы и на транспортировку газа (т.н. абонентскую плату).
Нацкомиссия госрегулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) повысила тарифы на услуги 43 газораспределительных компаний в среднем в 1,6 раз.
Украинцы отреагировали на повышение тарифов на фоне карантина из-за COVID-19 массовыми акциями протеста.
Стремясь не допустить дестабилизации ситуации и ухудшения эпидемиологической ситуации, президент Украины В. Зеленский поручил кабмину срочно решить вопрос с тарифами на газ для населения.
Кабмин Украины 18 января 2021 г. установил предельную цену на газ для населения на уровне 6,99 грн/м3, которая будет действовать на период до окончания карантина или отопительного сезона.
По сути такая мера означает возврат к госрегулированию тарифов на газ, что идет вразрез с прежней газовой политикой властей Украины и требованиями Международного валютного фонда.
Однако данный шаг не все политические силы на Украине оценили как достаточный.
14 января 2021 г. сопредседатель парламентской фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» Ю. Бойко предлагал подписать прямые договоры с Газпромом, чтобы продавать газ населению на 25% дешевле.
26 января глава молодежного крыла партии А. Марчевский в эфире телеканала NewsOne заявил об афере века, связанной с поставками газа из России на Украину.
Тезисы от А. Марчевского:
- цена на газ на Украине сейчас составляет около 9,8 грн/м3,
- в 2019 г. глава политсовета партии В. Медведчук договаривался с Россией о прямых поставках газа со скидкой 25%,
- в этом случае цена газа составила бы 3,8 грн/м3,
- в настоящее время Украина покупает российский газ через какие-то прокладки,
- Украина якобы гонит газ в Словакию, в Словакии его отбирает, по реверсу гонит обратно, потом доставляет до конечного покупателя, в результате имея для населения такую цену,
- на деле Украина получает все тот же российский газ, отбирая его на границе с Россией, это афера века.
Примечательно, что 15 января 2021 г. пробный шар по поводу возможности возврата к закупкам российского газа вбросил врио главы Минэнерго Украины Ю. Витренко.
В частности, Ю. Витренко предложил закупать газ не через европейских посредников, а напрямую из России, но не у Газпрома, а у независимых трейдеров.
Это существенно снизит стоимость топлива для конечного потребителя, а давления со стороны России не будет, поскольку газ будет покупаться у независимых компаний.
Говоря о независимых трейдерах Ю. Витренко намекает на либерализацию экспорта трубопроводного газа из России, который на данный момент контролируется исключительно Газпромом, а также на перенос точек сдачи газа при поставках газа в Европу с западной на восточную границу Украины.
Для Газпрома это неприемлемо, о чем российская компания неоднократно говорила.
Тем не менее, Ю. Витренко сделал важное заявление, предложив противникам прямых поставок газа из России потребовать заодно и запрета на транзит российского газа через Украину и на импорт газа российского происхождения в страну.
Заявление резонное, осталось подождать какие результаты оно даст.
Российский газ пошел в Сербию через Черное море, Турцию и Болгарию
Президент Сербии Александар Вучич запустил газопровод «Балканский поток» (продолжение «Турецкого потока»)
Сербия с начала газовых суток 1 января 2021 года начала получать российский газ через Черное море, Турцию и Болгарию. Ранее российский газ в республику шел через Украину и Венгрию, напоминает «Интерфакс».
Президент Сербии Александар Вучич дал старт прокачке газа через «Балканский поток» (продолжение «Турецкого потока») с четвертой газоизмерительной станции (ГИС-4) в населенном пункте Господжинци под Нови-Садом, передает ТАСС, ссылаясь на трансляцию агентства TANJUG. Речь идет о поставках 6 млн кубометров газа в сутки.
«Сегодня важный день для нашей страны и для нашего народа. Сербия стала намного богаче после подключения газа. Цена за тысячу кубометров будет 155 долларов на входе из Болгарии плюс от 12 до 14 долларов транспортных расходов в нашей сети, ранее это было 240 долларов», — заявил Вучич.
«Благодаря этому газу мы обеспечиваем приток инвесторов в разные регионы Сербии. Нам предстоит много работы по развитию вторичной сети, но это дает нам надежды на светлое будущее. Газ пойдет по нашей сети в Венгрию. С Новым годом! Спасибо президенту России», — добавил сербский лидер.
Директор компании «Сербиягаз» Душан Баятович заявил, что в ближайшее время начнется строительство внутренних и региональных магистралей, включая направление Белград — Баня-Лука, Белград — Валево и т. д. Он также указал, что Сербия по существу выполнила все требования ЕС при строительстве газопровода.
Как сообщалось, газопровод «Турецкий поток», по которому российский газ идет через Черное море в Турцию и далее на юг Европы, заработал в январе 2020 года. Первыми газ по нему получили Турция, Болгария, Греция и Македония.
Строительство 474-километрового участка через Болгарию в Сербию затянулось на год из-за судов между строителями, пандемии.
В 2019 году Сербия купила у «Газпрома» 2,135 млрд кубометров газа; за 10 месяцев 2020 года отбор сократился на 41% — до 960 млн кубометров.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
нам нужен и российский газ, и «Спутник V»
Германия нуждается не только в российском газе, но и в вакцине «Спутник V». С таким утверждением выступил известный немецкий политолог Александр Рар.
Он прокомментировал заявление главы МИД ФРГ Хайко Мааса о том, не следует сжигать все мосты сотрудничества с Россией, поскольку это было бы не только неверным, но и опасным шагом. По словам министра, газопровод «Северный поток-2» выгоден Германии в экономическом плане и является потенциальным инструментом геополитического влияния на Россию.
«Нам (Германии) не только вакцина нужна, несмотря на все проблемы, которые у нас есть. Нам нужно больше российского газа. У нас жуткая зима, Германия мерзнет, а в хранилищах, оказывается, газ тратится. Поэтому самый логичный аргумент для «Северного потока-2» приводит дедушка Мороз», – сказал Рар в эфире программы «60 минут» на телеканале «Россия 1».
Говоря о том, что происходит в парламенте Германии, он сказал, что крикливое меньшинство, которое в основном представлено оппозиционными партиями, требует, чтобы Берлин оказал жесткое давление на Москву в ситуации с «делом» Алексея Навального.
«Но у Мааса есть убийственный аргумент, который он употребляет, – будем сражаться с Россией, выталкивать из Совета Европы, она уйдет в Китай. Газ будет получать Китай, и геополитическая ситуация в Европе резко измениться», – сказал Рар.
По его словам, именно поэтому правительство Германии не намерено разговаривать «жестким языком» с Москвой. Берлин договаривается с новой администрацией США, чтобы дать зеленый свет «Северному потоку-2» и одновременно пустить американский сжиженный газ в Европу. «Но есть большие сомнения, что он придет, потому что Байден не очень намерен его продавать. Он скорее будет закрывать скважины, потому что хочет иметь экологически чистую Америку. Поэтому это все последние крики противников «Северного потока-2″, которые от злости не знают куда деться, понимая, что даже на последних километрах они не могут остановить этот проект», – подытожил Рар.
Таким дешевым в XXI веке российский газ еще не был — ЭкспертРу
Рекорды бьют только запасы в хранилищах
По итогам июня средняя экспортная цена газа «Газпрома» опустилась до 82 долларов за тысячу кубометров, передает «Интерфакс», который провел подсчеты на основе статистики Федеральной таможенной службы. Таким образом, по сравнению с маем российский газ подешевел на 12 долларов (12,7%). В сравнению с апрелем цена ниже на 37 долларов (34%), а если сравнить с началом года, она упала в два раза. Относительно же средней цены 2019 года экспортный газ сейчас стоит меньше в 2,6 раза.
До этого худшим для компании был 2002 год. Тогда экспортные поставки стоили в среднем 102 доллара за тысячу кубов (не считая поставки в страны СНГ).
Турция от российского газа де-факто отказалась: в июле туда было прокачано лишь 2 млн кубометров. Это, если задаться таким подсчетом, в 585 раз меньше, чем в тот же месяц год назад.
На этом фоне приличной можно счесть ситуацию с поставками газа в Китай. Сейчас доступна статистика за май, когда в КНР было поставлен 281 млн кубометров, это на 12% меньше уровней первых двух месяцев работы газопровода «Силы Сибири» (0,318 млн кубометров в декабре и январе).
В целом поставки на 40% отстают от контрактного графика (5 млрд кубометров в год), даже несмотря на то, что цена «Газпрома» — самая низкая среди всех поставщиков, отмечает ТАСС. В апреле и мае она составляла 183-184 доллара за тысячу кубометров. Вместо трубопроводного газа китайские компании наращивают импорт СПГ, следует из таможенной статистики.
В мае на сжиженный газ пришлось три четверти всего газового импорта в КНР — 7,577 млрд кубометров из 10,906 млрд. Проблемой для «Газпрома» становится избыток газа в хранилищах: на 1 августа они были заполнены на 85%, отмечают эксперты Центра энергетики Сколково. Это рекордный уровень за все наблюдений.
Праздник покупателей
Снижение экспортной стоимости газа для Европы до минимума за последние 20 лет является результатом совокупности негативных факторов, отмечает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. По его словам, преимущественно на показатели оказала давление пандемия коронавируса и, как следствие, общее замедление мировой экономики со снижением темпов развития промышленности на всех перспективных рынках сбыта.
Снижение же спроса со стороны ключевых потребителей, таких как Евросоюз, Китай и Турция, характерно не только для «Газпрома», но и для остальных мировых производителей газа, отмечает он. Так, по оценке МЭА, снижение спроса на газ во всем мире должно составить 4%, что является рекордным падением за последние 10 лет. С точки зрения самих потребителей газа в любой его форме, ситуация сейчас крайне выгодная – в летний сезон цены традиционно ползут вниз, а в связи с избытком предложения и снижения спроса стал неизбежен обвал цен. Поэтому компании и стремятся запастись газом на зимний период, используя все возможные резервы ПХГ.
Для «Газпрома», привыкшего к контрактной модели такой сценарий, отмечает эксперт, означает не то чтобы закат «эпохи лидерства в Европе», а скорее сигнал к тому, чтобы перестраивать подход к взаимоотношению с партнерами. Помимо отчаянного развития трубопроводной системы, необходимо делать больший акцент на развитии СПГ- проектов с целью создания конкурентного продукта на спотовых площадках ЕС, и не только там.
Между тем, за счет высокой конкуренции со стороны других производителей СПГ, ожидать лидерских позиций «Газпрома» на этом рынке уже нельзя, считает он. В будущем мировое производство СПГ будет увеличиваться, и потребители окажутся в более выгодном положении, а производители будут бороться за рынки сбыта преимущественно за счет низких цен.
Очевидно, говорит Алексей Антонов, что текущая ситуация для газового гиганта означает существенное снижение рентабельности производства по итогам этого года. В связи с достройкой «Северного потока — 2» компания будет направлять существенные средства из собственных резервов на оборудование судов трубопрокладчиков и на осуществление глубоководных работ. Поэтому, считает он, снижение стоимости газа и продаж за рубеж окажут крайне негативное влияние на финансовое состояние компании.
С другой стороны, добавляет аналитик, говорить о полной стагнации газового рынка нельзя, в перспективе то же МЭА в своих прогнозах ожидает постепенного восстановления рынка газа в 2021 году. Но процесс этот будет не быстрый, поэтому «Газпрому», равно как и остальным производителям газа, необходимо готовиться к работе в условиях повышенных рисков и высоких издержек на операционные расходы.
Дела пойдут получше
Снижение экспортной цены «Газпрома» в июне до 82 долларов за кубометр обусловлено слабой ценовой конъюнктурой на мировом рынке газа, где спотовые цены, на которые индексируются большинство долгосрочных контрактов российского монополиста, демонстрировали сильный спад до многолетних минимумов, отмечает главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова. Переполненные хранилища и слабый спрос также играли против «Газпрома».
Тем не менее, она прогнозирует восстановление ситуации со второго полугодия. Объемы поставок «Газпрома» в дальнее зарубежье в этом году эксперт оценивает в 149,6 млрд м2 (-20% г/г). Цены на газ в ЕС в среднем составят около 100 долл./ кубометр в течение 2020 года.
Но эффективные цены «Газпрома» должны быть выше примерно на 30 тыс. долл. из-за влияния форвардных структур ценообразования, поэтому его экспортная цена на газ для дальнего зарубежья, вероятно, составит в среднем 130 тыс. долларов за кубометр, считает Екатерина Крылова. На этом фоне чувствительная к ценам EBITDA «Газпрома», скорее всего, пострадает: в ПСБ ожидают ее снижение на 40%.
США введут санкции в отношении судов, участвующих в российском газопроводе
БЕРЛИН — Соединенные Штаты сообщили Германии, что они введут санкции в отношении принадлежащего России судна, участвующего в строительстве подводного трубопровода, по которому природный газ будет напрямую доставляться в Германию. из России, заявили в понедельник немецкие официальные лица.
Санкции, которые должны вступить в силу во вторник, являются первой мерой, которую Соединенные Штаты предприняли против проекта, который был точкой трений между Вашингтоном и Берлином.
Правительство Германии поддерживает газопровод «Северный поток-2», но Вашингтон опасается, что это даст Москве неоправданные рычаги влияния на Германию, Украину и Центральную Европу.
Санкции США были введены на фоне усилившихся призывов лидеров оппозиции в Германии к правительству канцлера Ангелы Меркель остановить строительство трубопровода в связи с заключением в тюрьму лидера российской оппозиции Алексея Навального. Г-н Навальный был арестован в воскресенье по возвращении домой из Германии, где он месяцами выздоравливал после почти смертельного отравления, в котором обвиняли Москву.
Представитель г-жи Меркель осудил арест Навального в понедельник и призвал к его немедленному освобождению, но сказал, что это не имеет отношения к соглашению о трубопроводе. «Позиция правительства Германии в отношении проекта« Северный поток — 2 »заключается в том, что это экономическое начинание, — сказал официальный представитель Штеффен Зайберт. «Это не изменилось».
Трубопровод строит Nord Stream AG, компания, принадлежащая контролируемому Кремлем газовым гигантам «Газпром». Он завершен на 94 процента, но строительство проекта было остановлено в декабре 2019 года после того, как несколько европейских компаний отказались от него из-за первоначальной угрозы санкций.
Nord Stream AG пока не комментирует новые санкции.
Берлин настаивает на том, что Германии нужен дополнительный природный газ в качестве промежуточного источника энергии для завершения своего амбициозного проекта по поэтапному отказу от угля и атомной энергетики по мере развития возобновляемых источников энергии.
Даже немецкие противники проекта трубопровода, который долго оспаривался, были в ярости от того, что администрация Трампа применила те же карательные меры против полностью европейского проекта, как и против компаний, ведущих бизнес со странами, находящимися под санкциями, такими как Северная Корея или Иран.
Никакие немецкие компании не будут напрямую затронуты санкциями против корабля «Фортуна» и российской компании, владеющей им, КВТ-РУС. Но любые компании, которые ведут дела с судном или его владельцем, будь то порт, предоставляющий обслуживание, или страховая компания, рискуют потерять доступ к финансовой системе США. Согласно данным отслеживания судов, «Фортуна» все еще стоит на якоре в Балтийском море недалеко от Ростока на севере Германии, сообщает Reuters.
В августе прошлого года сотрудники порта в городе Засниц на севере Германии, который обслуживал суда, участвовавшие в строительстве трубопровода, опасались, что им не будет возможности пользоваться своими счетами PayPal и Amazon.Сенаторы-республиканцы направили владельцам порта письмо с предупреждением о «суровых юридических и экономических санкциях», если объект продолжит предоставлять «важные товары, услуги и поддержку» трубопроводу.
Санкции должны вступить в силу за день до вступления в должность избранного президента Джозефа Р. Байдена-младшего в среду, и некоторые эксперты подняли вопрос о том, как с ними будет действовать новая администрация. Санкции пользуются в Конгрессе поддержкой обеих партий.
«Европейцы могут задаться вопросом, доведет ли администрация Байдена когда-либо до этого, и арест Навального снова усилил давление на немцев, чтобы они по собственному желанию остановили проект», — сказала Джулия Фридландер, бывший директор по европейским делам в компании. Совет национальной безопасности, который сейчас находится в Атлантическом совете.
Ранее в этом месяце Государственный департамент США предупредил европейские компании, все еще участвующие в строительстве трубопровода, о том, что санкции, которым он угрожал в течение нескольких месяцев, могут скоро вступить в силу.
По состоянию на вечер понедельника ни Государственный департамент, ни Минфин США официально не объявили о новой мере. Новость была передана правительству Германии посольством США в Берлине и раскрыта Министерством экономики.
Праншу Верма и Лара Джейкс предоставили репортажи из Вашингтона, округ Колумбия.C.
Импорт СПГ в Польшу снова вырос на фоне сокращения поставок из России
Польская государственная газовая компания сообщила, что ее импорт сжиженного природного газа (СПГ) в 2020 году составил 3,76 миллиарда кубометров (млрд кубометров), что на 10% больше, чем в 2019 году.
В последние годы страна работает над сокращением своей зависимости от поставок российского природного газа путем расширения отношений с дополнительными поставщиками трубопроводов и экспортерами СПГ, особенно с Норвегией, Катаром и США.
КомпанияPolskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo SA (PGNiG) заявила, что в прошлом году перевезла 35 грузов СПГ, что на четыре больше, чем в 2019 году. Компания также продолжала диверсифицировать свои поставки за счет СПГ из Тринидада и Тобаго и Нигерии в прошлом году. Импорт СПГ в настоящее время составляет более 25% всего природного газа, импортируемого PGNiG.
«В этом году мы уже получили две партии сжиженного газа, а в феврале мы ожидаем еще одну», — сказал президент Павел Маевский. «В ближайшие месяцы частота поставок увеличится.Во втором и третьем кварталах мы планируем получить в общей сложности около 15 грузов ».
[ Хотите данные, на которых основывается LNG Insight? Загрузите бесплатное техническое описание СПГ NGI сегодня .]
В целом, PGNiG заявила, что импортировала 14,79 млрд кубометров природного газа в 2020 году, что примерно на уровне 2019 года. Около 60% всего импорта пришло из России, но этот показатель ниже 90% в 2015 году. У компании есть соглашение о поставках по трубопроводу. с российским государственным Газпромом, срок действия которого истекает в конце 2022 года и который он не намерен продлевать.
В последние годы компания подписала крупное соглашение с Qatar Petroleum об увеличении импорта СПГ. PGNiG также подписала соглашения с Cheniere Energy Inc. , Sempra Energy и Venture Global LNG на получение объемов с предлагаемых и существующих экспортных терминалов вдоль побережья Мексиканского залива.
Правительство Соединенных Штатов, в частности, работает над укреплением поставок отечественного СПГ в Центральную и Восточную Европу, стремясь снизить зависимость от российского газа в регионе. PGNiG обеспечит 9.3 млрд куб. М газа в год с проектов в США после начала поставок по всем долгосрочным контрактам с поставщиками на побережье Мексиканского залива. Общий объем поставок на побережье Мексиканского залива превысит 9 миллиардов кубометров, которые в настоящее время импортируются из России.
Также после 2022 года, когда истечет контракт с Газпромом, компания заявила, что ожидает роста норвежского импорта по Балтийскому трубопроводу и еще большего импорта СПГ с расширением терминала СПГ в Свиноуйсьце.
Энергетические отношения между Россией и Европейским союзом
В 2018 году около 40% импорта природного газа в ЕС приходилось на Россию (Foy, 2018). В том же году «Газпром», российская государственная газовая монополия, поставил в европейские страны в общей сложности 200,8 млрд кубометров газа, из которых 81% направился в Западную Европу (Газпром, 2018). Хотя обе стороны зависят друг от друга, отношения далеки от плодотворных. Помимо очевидных исторических претензий, особенно между восточными государствами-членами блока и Россией, недавние геополитические события обострили отношения, а именно Крымский кризис 2014 года. ЕС, наряду с США и рядом других стран, ввел санкции против России, нацеленные на финансовый и энергетический секторы (Spiegel, 2014).Однако они ограничивались нефтяным сектором, учитывая зависимость ЕС от российского газа. Эта деталь иллюстрирует интересную динамику между ними.
Восточные государства-члены чувствуют себя особенно уязвимыми в результате ранее существовавших исторических тревог, а также более сильной зависимости от России. До запуска Клайпедского терминала СПГ в 2015 году страны Балтии импортировали весь потребляемый им природный газ из России (Chyong & Teherneva, 2015).
Имея это в виду, отношения между ЕС и Россией напоминают непростой брак .На данный момент России нужен Европейский Союз, а Европейскому Союзу нужна Россия. Европа удовлетворяет свои потребности в энергии. Экспорт углеводородов из России приносит государству значительную долю доходов, составляя более 50% консолидированного бюджета (Боговиз, Лобова, Рагулина и Алексеев, 2018, стр.1).
Что касается непростой стихии, то они были и останутся естественными геополитическими соперниками. Включение в Союз некоторых восточноевропейских государств усиливает эти трения.Россия рассматривает эти государства как естественную сферу своего влияния.
Опора на российский газ считается угрозой богатству, могуществу и безопасности ЕС. Учитывая политизированную энергетическую политику России и напряженное состояние дел между двумя сторонами, это во многом верно. Однако здесь утверждается, что эти опасения преувеличены. Противодействие ее западному партнеру было бы не в лучших интересах России. Вскоре я расскажу об этом.
В долгосрочной перспективе Европейский Союз должен стремиться к диверсификации маршрутов поставок.Но в краткосрочной перспективе он останется привязанным к России по трем причинам: географическая близость, существующая инфраструктура и объемы энергоносителей в России.
После Крымского кризиса 2014 года в Европейском Союзе возникли растущие опасения по поводу надежности России как энергетического партнера. Он воскресил воспоминания о российско-украинских газовых спорах, имевших место в 2000-х и начале 2010-х годов. Как и большинство постсоветских государств, Украина зависит от России в большинстве своих энергетических потребностей.Это дает последним значительные политические рычаги влияния за столом переговоров. В 2014 году Россия потребовала, чтобы Украина выплатила свои долги за энергоресурсы, что, когда она этого не сделала, привело к тому, что Россия прекратила поставки газа в страну (Larrabee et al., 2015, p. 13). Хотя сокращение поставок было ограничено Украиной, это привело к сбоям, которые затронули несколько других европейских стран. Аминех и Крайнс-Граус называют это «структурным дефицитом», который представляет собой дефицит предложения, вызванный преднамеренными действиями крупной державы или негосударственного субъекта, такого как крупная нефтяная компания (Amineh & Yang, 2018, p.149). Это основная причина беспокойства Европейского союза. Сбои в подаче природного газа могут серьезно исказить хозяйственную и бытовую деятельность.
В ответ ЕС принял всеобъемлющее законодательство о внутреннем энергетическом рынке электроэнергии и природного газа, а также положение о безопасности поставок газа (European Commission, 2017). Учитывая центральную роль энергии в современной экономике и домашних хозяйствах, ЕС принял существенные меры, чтобы избежать сбоев на маршрутах поставок.Есть планы создания энергетического союза, который «предоставит потребителям ЕС — домашним хозяйствам и предприятиям — безопасную, устойчивую, конкурентоспособную и доступную энергию» (Европейская комиссия, без даты).
Хотя экологические соображения являются ключевым элементом новой энергетической стратегии ЕС, ближайшей целью является снижение зависимости от одного внешнего поставщика. Действительно, сбои в поставках энергоресурсов из России представляют серьезную угрозу для Европы с учетом потребностей современной экономики. Однако я предполагаю, что даже если этот гипотетический сценарий возможен, шансы на его реализацию маловероятны.Это не означает, что Европейский Союз должен оставаться самодовольным, поскольку самая суть, по крайней мере с реалистической точки зрения, состоит в том, что государства никогда не могут быть уверены в намерениях других государств (Mearsheimer, 2001, p. 100). Поэтому ЕС, безусловно, должен стремиться изменить свою энергетическую зависимость от России. В следующем разделе мы обсудим, почему европейские опасения по поводу нарушения маршрута поставок раздуты, и как ЕС может преодолеть эту зависимость.
Газпром, государственная российская энергетическая компания, на сегодняшний день является крупнейшим поставщиком нефти и газа в Европу, на долю которого приходится чуть более 5% ВВП (Солдаткин, 2019).В 2014 г. 71% российского газа шло в Европу (Европейская комиссия, 2014 г. ). Учитывая структурную зависимость России от доходов от энергоресурсов и европейского рынка, в ее интересах было бы избежать вмешательства в нарушение маршрутов поставок. Его социальная стабильность зиждется на его способности поддерживать экспорт энергии. Таким образом, решение полностью отказаться от продажи, особенно в Европу, было бы экономическим и, в свою очередь, политическим самоубийством.
Энергетическая связь между Россией и Европой коренным образом отличается от российско-украинских отношений.Помимо очевидной асимметрии сил между ЕС и Украиной, Россия в финансовом отношении больше полагается на первую. Это ставит ЕС в более сильное геополитическое и геоэкономическое положение по отношению к Украине.
По сути, угроза со стороны России существует. В этом нет никаких сомнений. Но эти опасения раздуты. Энергетические отношения между Россией и ЕС не односторонние. Обеим сторонам есть что терять, если он распадется. Взгляд на российско-украинские отношения показывает гораздо более четкое распределение власти. Россия держит все фишки. Он буквально может позволить себе временно приостановить поставки. Украина — это маленький кусочек европейской газовой головоломки России, в то время как Россия удовлетворяет 60 процентов потребностей Украины в природном газе (Larrabee et al., 2015, p. 12). С ЕС же отношения намного более сбалансированы. Европейский Союз — главный покупатель России, что повышает его значение для российской экономики.
Однако есть по крайней мере один элемент, в котором баланс сил между ЕС и Россией менее ясен: жесткая сила.ЕС не хватает сплоченности, необходимой для использования жесткой военной и экономической мощи для обеспечения энергоснабжения (Goldthau & Sitter, 2015, p. 951). Отсутствие жестких силовых инструментов в ЕС (отсутствие армии) ставит его в невыгодное положение по сравнению с Россией. Существует «разрыв между ожиданиями и возможностями», вызванный как отсутствием инструментов, так и политической волей или консенсусом (Goldthau & Sitter, 2015, p. 944). Если мы посмотрим на Крымский кризис 2014 года, ЕС согласился на санкции, но потребовалось время, чтобы прийти к консенсусу.
Несмотря на это, Голдтау и Ситтер предполагают, что ЕС сохраняет свою силу благодаря своей мягкой силе с твердым преимуществом . Это может ограничить возможности российского государства использовать свои государственные фирмы. Взгляните на статью Газпрома . Он позволяет «национальным регулирующим органам принимать во внимание риски безопасности поставок при сертификации приобретения, владения и эксплуатации сетей передачи фирм третьих стран и, в конечном итоге, отказывать в сертификации» (Goldthau & Sitter, 2015, p.955). Но в то же время он не может изменить геополитическое поведение российского государства (Goldthau & Sitter, 2015, с. 960). Проще говоря, единый европейский рынок черпает свою силу в своей экономической привлекательности как для тех, кто хочет на него выйти, так и для тех, кто хочет торговать с ним (Goldthau & Sitter, 2015, p. 947). И это несмотря на отсутствие традиционной жесткой силы.
Таким образом, главной заботой ЕС должна быть его зависимость от одного крупного поставщика, а не трубопроводная дипломатия России. Другими словами, учитывая важность рынка ЕС для России, маловероятно, что последний вмешается в предложение. Но даже в этом случае, полагаясь на Россию в обеспечении большей части ее энергетических потребностей, она подвергается регулярным сбоям инфраструктуры, что может парализовать домохозяйства и остановить экономическую активность. Эта зависимость должна стимулировать поиск альтернатив. Диверсифицируя импорт, он может ограничить влияние России на ее энергетические рынки и снизить серьезность потенциальных сбоев в инфраструктуре.
Например, Европейский Союз может рассчитывать на поставки природного газа на Ближний Восток. На его долю приходится более 43% доказанных мировых запасов природного газа (Houshisadat, 2015, стр. 17). Однако с Ближним Востоком связаны политические и географические проблемы. В политическом отношении арабские государства чрезвычайно восприимчивы к нестабильности, будь то социальные волнения или иностранное вмешательство. Тогда это создает угрозу надежности поставок. Что касается географии, то расстояние между ЕС и Ближним Востоком предполагает увеличение затрат для первого.Россия по-прежнему остается самым дешевым вариантом для Европы.
Даже в этом случае ЕС должен смотреть на Ближний Восток, чтобы диверсифицировать свои поставки, что подразумевает уменьшение зависимости от России. Большая часть залежей природного газа остается неиспользованной, около 62%, что означает, что Европа может стать важным направлением для СПГ в будущем (Houshisadat, 2015, стр. 18). Однако эти месторождения еще предстоит освоить.
Еще одну альтернативу Европейскому Союзу можно найти в Восточном Средиземноморье.Запасы газа расположены у берегов Египта, Израиля, Кипра и Ливана. Прогнозы внутреннего потребления природного газа на 2017-2042 годы показывают, что большие запасы природного газа будут доступны для экспорта, что может способствовать диверсификации поставок природного газа в ЕС (Рубль, 2017, стр. 351).
Следует учитыватьСПГ США. Однако, как и в предыдущих примерах, это связано с расходами и политикой. Энергия США не может удовлетворить все потребности Европы в энергии. Неважно, возможно ли это с логистической точки зрения.Передача зависимости США сделает ЕС столь же уязвимым.
Хотя все вышеупомянутые примеры иллюстрируют доступность других источников, они также предполагают, что они не обходятся без политических рисков и увеличения затрат. Таким образом, Евросоюз пока будет зависеть от России.
Россия может обеспечить спрос с востока, в частности Китая. Недавнее строительство газопровода «Сила Сибири» отражает это желание. Это первый трубопровод, по которому российский газ идет напрямую в Китай, его пропускная способность составляет 38 миллиардов кубометров (Газпром, прим.г).
Китай и Россия имеют дополнительные потребности в энергии. Китаю необходимо поддерживать свою растущую экономику. России нужен новый надежный покупатель. Его структурная зависимость от доходов от энергоресурсов в сочетании с желанием ЕС снизить свою зависимость от газа потребовала переориентации политики. Но даже в этом случае китайский рынок не станет полноценной альтернативой. Передача своей зависимости Китаю подорвет энергетическую безопасность России. Действительно, отношения потеплели. Однако по своей сути это остается прагматическими отношениями.Китай также заинтересован в ограничении значительного российского энергетического присутствия на своих рынках.
Несмотря на эту переориентацию, Россия продолжила реализацию большего количества европейских газовых проектов: «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Учитывая это, переориентация России на Китай является частичной.
Импортеры и экспортеры имеют разные концепции «энергетической безопасности». Например, импортеры энергии уделяют приоритетное внимание надежности поставок, в то время как экспортеры энергии делают упор на спрос на безопасность, а также на непрерывное развитие своего углеводородного потенциала.Но диверсификация — это общий знаменатель. ЕС хочет и должен искать газ из нескольких источников. Нефтяная экономика России движется в соответствии с мировыми тенденциями и поэтому рассчитывает на то, что Китай сможет удовлетворить растущий спрос. В то же время он надеется удержать свои позиции на европейском рынке.
В заключение, энергетические отношения между Россией и Европейским Союзом можно охарактеризовать как непростой брак. Несмотря на то, что они являются геополитическими соперниками, они зависят друг от друга.Затраты на выход для обеих сторон слишком высоки. ЕС полагается на Россию в своих энергетических потребностях. Россия зависит от ЕС в доходах. Его экономика зависит от экспорта энергоносителей, а это означает, что его социальное благополучие зависит от его способности обеспечивать спрос на свои углеводороды. Европейский рынок — это та безопасность.
Здесь утверждалось, что экономический вес европейского рынка противодействует угрозе поставок из России, несмотря на отсутствие традиционной жесткой силы. Сравнение с Украиной часто цитируется как ссылка на способность и готовность российского государства оказывать структурное давление (Johnson, 2015; Olearchyk & Belton, 2007; Wiener-Bronner, 2014).Однако здесь было показано, что энергетическая взаимосвязь между ЕС и Россией коренным образом отличается от российско-украинских отношений. Первый просто имеет больший экономический вес и больше геополитического влияния. В то же время угроза, несомненно, существует. Но шансы на то, что это произойдет, маловероятны.
Чтобы предотвратить такую возможность, Европейский Союз должен сделать своей приоритетной задачей диверсификацию маршрутов поставок и развитие альтернативных источников энергии. Запасы газа на Ближнем Востоке огромны, хотя и не используются.Были открытия в восточном Средиземноморье, хотя инфраструктура еще не построена.
Поворот России в сторону Китая должен не только сконцентрировать внимание на Брюсселе, но и ускорить процесс диверсификации и развития возобновляемых источников энергии. В то же время переориентация России частичная. Большая часть его доходов по-прежнему поступает от европейского рынка и будет поступать так же в обозримом будущем. Хотя он, несомненно, хочет получить значительную долю в энергобалансе Китая, политические факторы, скорее всего, приведут к обратному.Китай не хочет сильного российского присутствия на своих энергетических рынках. Вероятно, он кое-чему научился из энергетических отношений России с Европой.
Библиография
- Amineh, M. P., & Yang, G. (2018). Геополитическая экономика Китая энергетической безопасности. Исследования Африки и Азии , 17 (1-2), 9-39.
- Боговиз А., Лобова С., Рагулина Ю., Алексеев А. (2018). Доктрина энергетической безопасности России: решение возникающих проблем и возможностей. Международный журнал экономики и политики энергетики , 8 (5), 1-6.
- Chyong, C., & Teherneva, V. (2015, март). Уязвимость Европы для российского газа . Европейский совет по международным отношениям. https://www.ecfr.eu/article/commentary_europes_vulnerability_on_russian_gas
- Европейская комиссия. (2014, 28 мая). Европейская стратегия энергетической безопасности . https://www.eesc.europa.eu/resources/docs/european-energy-security-strategy.pdf
- Европейская комиссия.(2017, 16 февраля). Основы климата и энергетики до 2030 года . Европейская комиссия. https://ec.europa.eu/clima/policies/strategies/2030_en
- Европейская комиссия. (нет данных). Проливаем свет на энергетику ес: в чем суть энергетического союза? https://ec.europa.eu/eurostat/cache/infographs/energy/bloc-1.html
- Фой, Х. (3 января 2018 г.). Экспорт российского газа в Европу вырос до рекордного уровня . Financial Times. https://www.ft.com/content/7b86f4be-f08e-11e7-b220-857e26d1aca4
- (п.г). Сила Сибири. Получено с https://www.gazprom.com/projects/power-of-siberia/ .
- (2018). Газпром экспорт . Газпром экспорт. https://www.gazpromexport.ru/statistics/
- Goldthau, A., & Sitter, N. (2015). Мягкая сила с твердым преимуществом: инструменты политики ЕС и энергетическая безопасность. Обзор международной политической экономии , 22 (5), 941-965.
- Хушисадат, М. (2015). Газ из Персидского залива и СПГ в целях ЕС по обеспечению безопасности газоснабжения к 2030 году. Польский квартал международных отношений , 24 (1), 7-27.
- Джонсон, К. (24 февраля 2015 г.). Путинская политическая игра на Украине . Внешняя политика. https://foreignpolicy.com/2015/02/24/putins-ukrainian-power-play-natural-gas-gazprom-naftogaz/
- Ларраби, Ф. С., Уилсон, П. А., и Джон Гордон, И. (2015). Геополитические корни и динамика украинского кризиса. В г. Украинский кризис и европейская безопасность: последствия для США и армии США (стр.1-50). Корпорация РЭНД.
- Mearsheimer, J. J. (2001). Трагедия политики великих держав . W.W. Нортон и компания.
- Олеарчик Р. и Белтон К. (2 октября 2007 г.). «Газпром» угрожает Украине прекращением подачи газа . Financial Times. https://www.ft.com/content/96dd0330-70eb-11dc-98fc-0000779fd2ac
- Рубль, И. (2017). Безопасность энергоснабжения Европейского союза: преимущества импорта природного газа из восточного Средиземноморья. Энергетическая политика , 105 , 341-353.
- Солдаткин, В. (29 апреля 2019 г.). Рекордные продажи российского газа в Европу увеличили прибыль «Газпрома» вдвое . Рейтер. https://www.reuters.com/article/us-gazprom-results/record-russian-gas-sales-to-europe-help-gazprom-profits-double-idUSKCN1S51DU
- Spiegel, P. (25 июля 2014 г.). Руководители Брюсселя призвали страны ес утвердить жесткие ограничения для России . Financial Times. https://www.ft.com/content/0ae68c40-142a-11e4-9acb-00144feabdc0
- Винер-Броннер, Д. (16 июня 2014 г.). Россия прекращает поставки газа в Украину . Атлантический океан. https://www.theatlantic.com/international/archive/2014/06/russia-cuts-off-gas-to-ukraine/372818/
Автор: Неманья Попович
Автор: Амстердамский университет
Написано для: dhr. доктор М. (Мехди) Парвизи Аминех
Дата написания: октябрь 2019 г.
Дополнительная литература по электронным международным отношениям
«Северный поток-2»: кому все-таки нужен российский газопровод? | Бизнес | Новости экономики и финансов с точки зрения Германии | DW
Несмотря на давнее заявление канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что «Северный поток — 2» был «чисто коммерческим» проектом, газопровод никогда не был только этим.
Следует признать, что коммерческие аспекты играют определенную роль на фоне быстро истощающихся запасов газа в Европе и перехода Германии от угля и ядерной энергетики к возобновляемым источникам энергии. Тем не менее, основной целью России всегда был прямой доступ к огромному рынку газа в Германии без дорогостоящих транзитных обходных путей через Украину и Польшу.
Вот уже более девяти лет российский газ течет по первоначальному подводному трубопроводу «Северный поток-1» в Балтийском море.Строительство его младшего близнеца, «Северный поток-2», остановлено примерно в 160 километрах (100 милях) от берегов Германии. После завершения два проекта вместе увеличат экспорт российского газа по балтийским трубопроводам примерно до 110 миллиардов кубических метров (3 884 миллиарда кубических футов) в год.
Кристоф Вебер, профессор экономики энергетики в университете Дуйсбург-Эссен в Германии, считает, что дополнительные мощности на самом деле не нужны. «Северный поток-2 не является необходимым для поддержания энергетической безопасности Германии», — сказал он DW.«Есть достаточный доступ к ресурсам природного газа в Норвегии, Соединенных Штатах и Северной Африке».
Ненужное, разрушительное, неэффективное
Марк Оливер Бетцюге также считает, что прекращение «Северного потока — 2» не приведет к возникновению дефицита поставок в Европе. В то же время он признал, что цены на газ в Европе будет снижаться «заметно, но не драматично», если спорный трубопровод будет позволено поставлять газ на континент.
В интервью немецкой газете FAZ директор Энергетического института Кельнского университета сказал, что цены могут упасть «примерно на 5%», сославшись на выводы его собственных экспертов в исследовании, опубликованном в апреле. .
Напротив, вердикт Немецкого института экономических исследований (DIW) более разрушительный. Старший эксперт по энергетике DIW Клаудия Кемферт заявила DW, что «Северный поток-2» «не нужен» с точки зрения энергетической политики Германии, а также «экологически разрушителен и коммерчески неэффективен». По ее словам, даже российские энергетические аналитики сомневаются, что этот проект когда-либо принесет прибыль «Газпрому», российскому энергетическому гиганту, поддерживаемому Кремлем.
В отличие от Nord Stream 1, где европейские энергетические компании, такие как немецкая E.ON и Engie из Франции входят в консорциум, управляющий газопроводом, Nord Stream 2 полностью принадлежит «Газпрому».
Платят ли налогоплательщики по счету?
Если «Северный поток-2» погибнет, пострадает не только «Газпром». В общей сложности пять крупных европейских энергетических компаний предоставили около 10% финансирования проекта общей стоимостью 10 миллиардов евро (11,8 миллиарда долларов).
Это Uniper и Wintershall DEA из Германии, англо-голландская компания Royal Dutch Shell, австрийская OMV и Engie из Франции.
Кристоф Вебер считает, что компании попытаются вернуть вложенные деньги. «Вероятно, они попытаются добиться компенсации от тех, кто несет политическую ответственность [за прекращение трубопровода]», — говорит он, добавляя, что в конце концов налогоплательщик, скорее всего, поддержит этот законопроект.
Бывший канцлер Германии Герхард Шредер и президент России Владимир Путин стали близкими друзьями из-за «Северного потока» 1
Вероятной реакцией Москвы было бы прибавление к бедам европейских правительств, говорит он.«Россия подчеркнет, что она всегда была надежным поставщиком, и начнет сомневаться в роли Германии как надежного партнера».
Так растет ли вероятность того, что Россия использует свои энергоносители в качестве оружия в будущем?
Тимм Келер, старший член совета директоров отраслевой группы Zukunft Gas (Gas Future), считает, что это возможно. В интервью немецкой деловой газете Handelsblatt он указал на огромный объем природного газа, поставляемого Россией, что составляет около 40% от общего объема поставок в Европу.
«Такие огромные объемы газа не могут быть быстро заменены», — сказал он и отметил, что для Германии газ из России был даже более важен, поскольку он составляет почти половину общего потребления в стране.
Путь Германии по канату между бизнесом и геополитикой стал тяжелее после убийства саудовского диссидента Джамаля Хашогги
Что делать?
Эксперт в области энергетики Кристоф Вебер считает, что «сложный вопрос» может быть решен только в сфере политики, когда политики должны решать, на чьей стороне они хотят быть и с кем они хотят «заключить союз».«
« Как ученый вы можете пролить свет только на некоторые аспекты », — сказал он DW и предположил, что может помочь четкое установление цен на выбросы CO2 в рамках многостороннего рамочного соглашения. насколько на самом деле имеет смысл проект ».
« Лично »Вебер говорит, что он понимает, почему все чаще звучат публичные призывы к прекращению Северного потока — 2, потому что он считает, что Германия и Европа, как сообщества,« основанные на общих ценностях », должны стоять вверх для этих значений.«В крайних случаях приходится делать трудный выбор», — добавляет он.
Однако это не первый случай, когда политики в Германии избегают жесткого выбора, как было показано в убийстве саудовского диссидента Джамаля Хашогги в Стамбуле в 2018 году. Несмотря на доказательства того, что правительство Эр-Рияда было причастно к убийству, Германия лишь ненадолго прервала экспорт оружия в эту страну, и призывы к прекращению закупок саудовской нефти давно забыты.
Эта статья адаптирована с немецкого языка Уве Хесслером
Российский газ и европейская энергетическая безопасность
Роланд Гётц Исследовательский документ SWP 2007 / RP 10, Ноябрь 2007 г., 21 стр.В то время как в семидесятые годы газ из России считался безопасной альтернативой импорту энергоносителей с Ближнего Востока, недавно возникшая дискуссия создала впечатление, что российская мощь ставит под угрозу энергетическую безопасность Европы.Закупка природного газа по трубопроводам, по общему признанию, почти не дает возможности сменить поставщиков, и поэтому прерывание поставок имело бы серьезные последствия для потребителей. Но зависимость двусторонняя: ни поставщик, ни получатель не могут менять своих партнеров. Поэтому прекращение поставок вредит обеим сторонам.
Попытки ЕС создать «южный газовый коридор» (проект «Набукко») вскрывают ограниченность и слабость европейской энергетической внешней политики.Европа и Россия взаимно реагируют на предполагаемые угрозы, тем самым создавая еще большее восприятие угроз с обеих сторон. Они попадают в «ловушку восприятия», которая вызвала «гонку за диверсификацию» между ЕС и Россией. В то же время обе стороны игнорируют тот факт, что выбор между различными маршрутами трубопровода должен быть задачей заинтересованных компаний, которые должны сбалансировать прибыльность и риск, несмотря на политические пожелания. Следовательно, нынешняя практика Комиссии ЕС по определению приоритетов для новой транспортной инфраструктуры и формулированию их как квазигосударственных проектов должна быть поставлена под сомнение.
Будущее газоснабжения России зависит в первую очередь от скорости разработки ямальских газовых месторождений. Хотя европейцы не могут повлиять на этот процесс, они могут потребовать большей прозрачности в отношении инвестиционных планов «Газпрома». Точно так же это должно стать темой энергетического диалога между ЕС и Россией. Внешняя политика ЕС должна быть сосредоточена на взаимной информации и запуске конкретных и далеко идущих проектов в области энергоэффективности.
Германия одобрила возобновление работ на российском газопроводе, который У.С. пригрозил санкцией
В пятницу власти Германии дали разрешение на возобновление работ на подводном трубопроводе, доставляющем природный газ из России, который стал объектом угроз санкций США.
Решение Федерального морского и гидрографического агентства может быть обжаловано, а это означает, что строительство «Северного потока-2» может быть остановлено еще раз, что вызвало серьезную критику со стороны США, некоторых других европейских стран и экологических организаций.
Правительство США утверждает, что трубопровод к Балтийскому морю сделает Европу более зависимой от российского газа и нанесет ущерб европейской энергетической безопасности. Кремль в ответ обвинил Вашингтон в попытке стимулировать продажу собственного сжиженного природного газа.
Против проекта газопровода также выступила администрация президента Барака Обамы, и немецкие официальные лица заявили, что не ожидают значительных изменений в политике США, когда избранный президент Джо Байден сменит президента Дональда Трампа.
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил в пятницу журналистам, что он действительно ожидал переговоров на высоком уровне с новой администрацией о возможности новых санкций США в отношении компаний, участвующих в проекте трубопровода.
«Естественно, мы хотим поговорить на эту тему с нашими коллегами в Вашингтоне, как только новая администрация придет к власти», — сказал он.
Маас добавил, что ему не известно, есть ли у компаний, участвовавших в строительстве трубопровода, планы немедленного возобновления работ после постановления Морского и гидрографического агентства.
Природный газ, контролируемый государством NG00, + 2,08% Компания «Газпром» разместила судно для возобновления работ на многомиллиардном газопроводе, который был приостановлен после того, как швейцарская фирма вывела свои суда из проекта из-за угроз санкций США. Поскольку российское судно относится к другому типу, чем швейцарские, Германии пришлось выдать новое разрешение.
«Газпром» заявляет, что 6% трубопровода, или около 150 километров (93 мили), еще предстоит достроить.
Экологические активисты выразили возмущение недавним шагом правительства Германии в Мекленбург-Передняя Померания по защите компаний, участвующих в проекте трубопровода, от санкций США путем создания основы для «защиты климата».
«Северный поток 2 — геополитическая ошибка, и его необходимо остановить», — заявила депутат от партии зеленых Катрин Геринг-Эккардт. «Нам нужны инвестиции в реальную защиту климата и возобновляемые источники энергии, а не в фиктивный фонд, председатель которого будет назначен Nord Stream 2.
Компания, полностью принадлежащая «Газпрому», отказалась сообщить точную дату возобновления строительства.
Выбросы метана из российских трубопроводов резко увеличились во время пандемии коронавируса
Падение цен на газ и отсутствие технического обслуживания, возможно, способствовали увеличению количества выбросов метана из российских трубопроводов в 2020 году на 40%, говорят аналитики.
Количество выбросов метана из газовой инфраструктуры России увеличилось на 40% в 2020 году, спутниковый мониторинг показал, что вызывает озабоченность по поводу воздействия глобального потепления.
Все более частые выбросы метана в результате сброса, сжигания или утечки по двум основным газопроводам произошли, несмотря на снижение экспорта в Европу на 14%.
Аналитическая компания Kayrros обнаружила 13 выбросов метана вокруг трубопровода Ямал-Европа — трубопровода протяженностью 4 196 км, проходящего через Россию, Беларусь, Польшу и Германию — и еще 33 событий вокруг трубопровода Братство, газопровода протяженностью 2750 км через Россию, Украину и другие страны. Словакия.
Операторы сообщили Кайрросу, что эти выбросы метана связаны с плановым техническим обслуживанием, и о них было сообщено в соответствующие органы.
Аналитики считают, что резкому увеличению выбросов метана в России мог способствовать ряд факторов, в том числе падение цен на нефть и газ и отсутствие технического обслуживания газопроводов во время пандемии.
«С падением цен на нефть до исторического минимума в 2020 году это оказывает дополнительное финансовое давление на производителей, что может привести к сокращению объема технического обслуживания и ремонта оборудования, а также к мониторингу факелов, — все это может привести к более высокому уровню выбросов», — сказал Райан Уилсон, аналитик энергетической политики из Climate Analytics сообщил Climate Home News.
ООН приостанавливает климатическую работу с правительством Мьянмы после военного переворота
Падение цен на нефть и газ часто идет рука об руку с увеличением факельного сжигания и сброса, которые включают сжигание метана или непосредственный выброс сильнодействующего газа в атмосферу, сказал Джонатан Бэнкс, старший советник по политике в американской Целевой группе по чистому воздуху. «Мы видели это на юге Техаса».
Метан, который выбрасывается в атмосферу из заброшенных угольных шахт, сельскохозяйственных и нефтегазовых предприятий, оказывает влияние на глобальное потепление в 84 раза больше, чем выбросы CO2 за 20-летний период.По данным Фонда защиты окружающей среды (EDF), на него приходится 25% выбросов в результате глобального потепления в результате деятельности человека.
Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило в январе, что Россия является крупнейшим в мире источником выбросов метана. В прошлом году в стране было произведено 13 953 тыс. Тонн метана, что составляет почти 20% от 70 млн. Тонн метана, выброшенных в атмосферу в прошлом году. После России крупнейшими источниками выбросов были США, Иран и Туркменистан.
«У нас нет шансов достичь наших климатических целей или задач по декарбонизации, если мы не начнем бороться с выбросами метана в странах, которые производят большие объемы нефти и газа, таких как Россия», — сказал Бэнкс Climate Home News.
Горячие точки выбросов метана, обнаруженные Кайрросом вдоль газопроводов Ямал-Европа и Братство в России. (Изображение: Kayrros)
Согласно МЭА, нефтегазовая промышленность может достичь 75% сокращения выбросов метана к 2030 году с использованием существующих технологий.
По словам Уилсона, в 2012 году Россия начала штрафовать компании, сжигавшие более 5% добытого газа. Но, по его словам, нет никаких правил, регулирующих утечку в атмосферу компрессоров природного газа и пневматических устройств.
«Однако, учитывая глобальные отчеты и отчеты о деятельности России, такая политика кажется неэффективной — проблема только усугубляется», — сказала Climate Home Поппи Калеси, директор по глобальной энергетике EDF.
Япония, США разоблачены, поскольку глава ООН призывает G7 взять на себя обязательства по выходу угля к 2030 году
Являясь крупнейшим импортером газа в мире, ЕС играет важную роль в влиянии на климатическую политику других стран. Аналитики говорят, что на сегодняшний день ЕС мало что сделал, чтобы оказать давление на Россию, чтобы она сократила выбросы метана.
«Европейская комиссия предлагает использовать меры мягкой силы для повышения осведомленности и обеспечения совместного подхода. И этого недостаточно », — сказал Калези. «ЕС должен, по крайней мере, согласовать минимальные стандарты производительности метана и налоги или сборы для всех покупателей газа из ЕС, которые не могут закупить соответствующий газ».
Комиссия ЕС заявила в прошлом году, что рассматривает возможность введения обязательных стандартов выбросов метана для импорта нефти и газа и введения законодательства, требующего от компаний, работающих на ископаемом топливе, сообщать и устранять утечки метана.
Уилсон сказал, что введение обязательных стандартов «заставит Россию обеспечить точную количественную оценку выбросов метана и принять меры по соблюдению таких стандартов».
.