Разное

Российский космодром восточный – — «»

12.07.2018

Восточный (космодром) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Восточный.
Космодром Восточный
Восточный
Voctok-kosmodrome.jpg
Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космодрома Восточный
Расположение Voctok-kosmodrome.jpg Россия, Амурская область, Циолковский
Обозначение VOSTO
Руководящий орган Роскосмос
Основан начало строительства космодрома 2011 год, стартового комплекса 2012[1]
Red pog.png

Космодром Восточный

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Количество пусков в год
2016

  

1
2017

  

1
2018

  

2
2019

  

1

Космодром «Восточный» — российский космодром на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи города Циолковского[2], в 45 км севернее города Свободного и

ru-wiki.ru

Космодром Восточный | НаукаPRO

Зачем России нужен космодром Восточный сегодня, если есть Байконур? Какая от него польза и какими мощностями он обладает? Почему так важно иметь космодром на территории России, и какое значение он представляет для нашего государства? Какое количество запусков ракет производится с космодрома Байконур в Казахстане и с космодрома Восточный на Дальнем Востоке? С какими политическими и экономическими трудностями сталкивается отечественная космонавтика? Рассказывает Виталий Егоров — блогер Zelenyikot, сотрудник частной космической компании Dauria Aerospace, администратор научно-популярных групп Открытый космос и Curiosity-марсоход.

Виталий ЕГОРОВ
блогер Zelenyikot, сотрудник частной космической компании Dauria Aerospace, администратор научно-популярных групп Открытый космос и Curiosity-марсоход:

«Когда в 1991г. Советский Союз развалился, оказалось, что самый крупный и основной космодром Советского Союза – Байконур – оказался не наш. Он оказался в Казахстане. То есть он, конечно, изначально был в Казахстане, но когда Казахстан был частью нашего общего государства, космодром был и мог использоваться в полной мере. После развала Советского Союза оказалось, что Россия осталась без основного космодрома.

Космодром Восточный, Harper’s Bazaar, январь, 2018

Конечно, были Плесецк и Капустин Яр, но это военные космодромы, достаточно ограниченной функциональности. По сравнению с той инфраструктурой, что была и остается на Байконуре, никакого сравнения вообще – колоссальная разница с тем, что есть на Байконуре. И для России возникла потребность решать, что делать дальше: либо отказаться, либо использовать. В 90-е смогли договориться с Казахстаном на условиях аренды космодрома. Арендная плата, если не ошибаюсь, $100.000.000 

(прим.ред. 115 — аренда + 1.5 млрд.р. — содержание) ежегодно выплачивается Казахстану. Это постоянная плата до 2050г. по соглашению. С тех пор космодром и город Байконур как бы относятся к России, и космодром является российским, хотя, по сути, находится на территории другого государства.

Вид на город Байконур

Было понятно, что бесконечно так продолжаться не может, и всё-таки России нужен свой основной космодром. Где-то к началу 2000-х появилось представление, что нужно строить космодром, лучше на Дальнем Востоке. Дальний Восток выбрали по нескольким причинам. Отчасти потому, что там, на востоке, всё-таки океан, и туда можно ронять отработанные первые и вторые ступени. Отчасти Дальний Восток был выбран с целью поддержки отдаленного региона. Когда писали обоснование на Восточный, говорили, что с его помощью там можно будет улучшить образование и развивать промышленность. И вот Восточный станет новой опорой индустрии, и фактически государственные задачи будет выполнять тем, что будет сохранять и развивать дальневосточные, довольно отдаленные с точки зрения Москвы регионы.

Космодром Восточный

Строительство началось, но, конечно, к настоящему времени и задачи Восточного сменились. Тот уровень развития, который он дал на данный момент, по крайней мере, региону, отличается. Производство ракет никто сейчас не собирается передвигать на Дальний Восток. Хотя центр Хруничева сейчас из Москвы переводится в Омск, что всё-таки поближе к Восточному, но всё равно достаточно далеко. Основная ракетостроительная российская индустрия остается по-прежнему в Московской области и Самаре. Ехать на Дальний Восток никто из них не собирается, и, конечно, им проще доставлять всю продукцию и запускать её с Байконура. Поэтому с этой точки зрения Восточный хуже Байконура, потому что он просто дальше. Хотя вопрос железнодорожных перевозок эту проблему решает. Это просто два-три дня на дорогу, и не более того.

Цех сборки ракеты-носителя в центре Хруничева

Если говорить про реальную сегодняшнюю потребность в Восточном, то она небольшая, но этому есть нормальное, логичное объяснение, хотя не совсем космическое, и даже не экономическое, это всё-таки больше политика. Байконур долгое время оставался проблемной точкой взаимоотношений России и Казахстана, потому что с Байконура запускаются ракеты Протон. Они имеют токсичные компоненты топлива, которые время от времени не долетают до космоса и падают на территории Казахстана или на Байконуре рядом с территорией Казахстана. Поднимаются токсичные облака, уносятся в казахскую степь, и, конечно, казахские экологи и казахская общественность не особо этому рады. И государство, естественно, отчасти испытывало раздражение со стороны таких возмущений, с одной стороны, потому, что не хотело нарушать взаимоотношения с Россией. С другой стороны, использовало эти настроения как раз для давления на Россию, намекая, что хорошо бы арендную плату поднять, приплачивать побольше за каждый пуск такого Протона, и вообще, хорошо бы уже освободить эту территорию, отдать её под возможное развитие казахской космонавтики, либо просто оставить в покое Казахстан и не нарушать покой степей грохотом с небес.

Ракета Протон-М

Понимая это, Россия изменила предназначение Восточного. Как раз когда начались напряженные отношения по поводу Байконура, Россия и сделала дополнительную ставку на Восточный, начав, наконец, нормально финансировать строительство. Восточный воспринимался и рассматривался не столько как альтернатива Байконуру, а, скорее, как демонстрация возможности России достичь космоса без Байконура. И, по сути, задача Восточного на сегодняшний момент – показать, что России потерять Байконур не больно. То есть давить на Байконур можно только тогда, когда, потеряв его, Россия потеряет какие-то серьезные возможности в бизнесе, в достижении космоса, в выполнении государственных, в том числе военных, космических задач. И тогда Байконур действительно является болевым местом. Возможность строительства Восточного показала и продемонстрировала, прежде всего, всему миру независимость России в космосе и возможность дальнейшей полноценной космической деятельности без Байконура.


Пусковая площадка №1 (Гагаринский старт), космодром Байконур

Но конечно на самом деле сейчас Восточный не является заменой Байконура, там всего одна пусковая площадка для ракеты Союз-2. Даже пилотируемую ракету Союз оттуда пока нельзя запустить – для неё надо строить либо дополнительную инфраструктуру, либо дополнительный стартовый стол.

Стартовая площадка космодрома Восточный

Тяжёлые ракеты. Сейчас на замену Протону разработали ракету Ангара. По выполняемым задачам она примерно сравнима, но по стоимости больше, поэтому она пока не пользуется спросом, и по-прежнему летает Протон. Но она уже керосиновая, что считается экологически чистым топливом, и не представляет такой угрозы с точки зрения токсичности, как Протон. Её стартовый стол только планируют строить на Восточном. В ближайшие пять лет, наверное, будет идти именно эта стройка. И когда достроится пусковая площадка для Ангары, вот тогда можно действительно утверждать, что практически все задачи в космосе, кроме пилотируемых, при помощи Восточного Россия сможет себе обеспечить. Пока всё-таки тяжёлые ракеты летают только с Байконура.

Тестовый запуск ракеты Ангара, космодром Плесецк

Но при этом, когда была создана Ангара, когда был построен Восточный, вот это напряжение и опасность потери Байконура, опасность потери своей собственной космонавтики вместе с ним, исчезла. И в этот момент и Казахстан утратил весь интерес, и все попытки выдавить Россию с Байконура прекратились. Начался совместный проект Байтерек, казахский космонавт летал в космос.

Макет стартового комплекса Байтерек

Получилось, что сейчас, когда уже никто не хочет выдавливать Россию с Байконура, Восточный как бы и не нужен потому, что, зачем, если мы все задачи можем выполнять с Байконура, и Восточный, не являясь таким политическим, грубо говоря, бронепоездом на запасном пути, по сути, не выполняет никакой практической функции. Даже если с него и запускаются ракеты, то по большей части это делается не потому, что нам больше неоткуда их запускать. Нет, это просто средство поддержки космодрома Восточный в работоспособном состоянии, подготовки кадров для работы на нём.

Космодром Восточный, вид сверху

И сейчас Байконур по-прежнему российский, а с Казахстаном мир-дружба. Работа с Байконура по большей части космическая, конечно, будет продолжаться неопределенно долгое время. Но при этом Восточный нужен как некий гарант спокойствия и независимости России. И Ангара здесь выполняет такую же роль. Пока есть Протон, Ангара не нужна, но когда век Протона завершится, придёт время Ангары. Либо сейчас разрабатывается Союз-5 для схожих целей, хотя в ней мощности поменьше. Сейчас Ангара и Восточный как бы и не нужны, пока есть Протон и Байконур, но при этом они нужны как гарантия независимости России в космической отрасли.»

nauka-pro.ru

Рядом с космодромом «Восточный» построили город будущего и ждут туристов

Где находится самая необычная заправка

Как заправить автомобиль знают все. Заезжаешь на заправку, говоришь сколько и какого топлива залить и идешь платить. Иногда заправщики спрашивают: вам обычное топливо или супер-пупер горючее? Ты сначала впадаешь в ступор и думаешь, а может попробовать и залить эту супер-пупер жидкость, но через секунду «жаба» (которая душит) говорит: ты же не на Луну собрался, заливай обычное. А вот интересно, а если на Луну, то как? Тоже «Вам обычное топливо или чтобы побыстрее до Луны долететь?» Так вот, когда мне предложили съездить на космодром и посмотреть на заправку для ракет, я согласился не раздумывая. Даже не предполагал, что путь до точки, откуда спутники попадают на орбиту, займет почти полтора дня. Во-первых, надо долететь до Благовещенска, а это около 7 часов полета и шесть часовых поясов, затем еще двести километров до города Циолковский, где можно переночевать в гостинице и прийти в себя от смены часовых поясов, и только на следующий день преодолеть оставшиеся двадцать километров до космодрома Восточный, где после прохождения всех инструктажей и проверок попадаешь на так называемый «стол».

Набережная в Благовещенске, столице Амурской области, где и находится космодром Фото: Михаил ФРОЛОВ

Набережная в Благовещенске, столице Амурской области, где и находится космодромФото: Михаил ФРОЛОВ

Благовещенск стоит на реке Амур. На другом берегу уже Китай Фото: Михаил ФРОЛОВ

Благовещенск стоит на реке Амур. На другом берегу уже КитайФото: Михаил ФРОЛОВ

Космическая заправка

С космодрома Восточный в июне 2019 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутниками. Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплекса, а неподалеку от него полным ходом идет строительство второго «стола» для тяжелой ракеты Ангара. В перспективе тут появится и третий комплекс для сверхтяжелых ракет.

С космодрома Восточный в июне 2019 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутниками Фото: Михаил ФРОЛОВ

С космодрома Восточный в июне 2019 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутникамиФото: Михаил ФРОЛОВ

В автомобилях для получения большей мощности устанавливают турбину, для того чтобы больше кислорода было в камере сгорания, а для того чтобы поднять ракету окислителя надо намного больше, и турбиной тут не обойтись.

Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплекса Фото: Михаил ФРОЛОВ

Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплексаФото: Михаил ФРОЛОВ

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метров, и нужен он при температуре -183°С. Для заправки тяжелой Ангары потребуется в четыре раза больше.

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метров Фото: Михаил ФРОЛОВ

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метровФото: Михаил ФРОЛОВ

Первые системы заправки, созданные еще в пятидесятых годах прошлого века, теряли в сутки до десяти процентов ценного компонента топлива. Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцами. Вся система хранения, транспортировки, заправки была разработана и реализована отечественными учеными и специалистами из ОАО Криогенмаш. Двухсоткубовые емкости по железной дороге были доставлены из подмосковной Балашихи прямо к стартовому комплексу. В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракету, а в случае отмены старта могут быть выкачены обратно на хранение. Продукция Балашихинского предприятия используется на всех российских космодромах, на космодроме Кура во Французкой Гвиане, на морском космодроме Морской старт, а также в Южной Корее и Индии.

Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцами Фото: Михаил ФРОЛОВ

Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцамиФото: Михаил ФРОЛОВ

Внешне ничто не говорит о том, что внутри огромных белых Соколова Мария Сергеевна: “Предприятий, способных выполнить подобные задачи, в мире единицы”. При разработке и проектировании подобных космических заправок отечественные ученые защитили не одну диссертацию.

В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракету Фото: Михаил ФРОЛОВ

В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракетуФото: Михаил ФРОЛОВ

До старта ракеты еще около трех месяцев, а подготовка идет уже полным ходом. Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блоке, где собирают ракеты из прибывших сюда по железной дороге компонентов. Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моют, потому что в сборочных цехах чистота как в операционной, и специальный моющий пылесос работает тут постоянно.

Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моют Фото: Михаил ФРОЛОВ

Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моютФото: Михаил ФРОЛОВ

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всего. Мобильная башня обслуживания высотою в пятьдесят два метра, стоящая на стартовом столе между двух 150 метровых громоотводов, выглядит со стороны игрушечной, но именно в ней почти до самого старта скрывается ракета.

Космическая заправка вид снаружи. Технологический блок кислорода и азота. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Космическая заправка вид снаружи. Технологический блок кислорода и азота.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всего Фото: Михаил ФРОЛОВ

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всегоФото: Михаил ФРОЛОВ

Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блоке Фото: Михаил ФРОЛОВ

Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блокеФото: Михаил ФРОЛОВ

Город Циолковский

Стремительно набирающий свою мощь космодром потребует немало специалистов в достаточно узких отраслях науки, и для них уже построен новый современный микрорайон со всей необходимой инфраструктурой. Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовы. Кроме того, на Восточном планируют развивать и туристическую составляющую. Туристы через Благовещенск смогут приехать сюда, чтобы своими глазами увидеть старт космического корабля (и нащелкать сэлфи в инстаграм).

Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовы Фото: Михаил ФРОЛОВ

Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовыФото: Михаил ФРОЛОВ

www.ural.kp.ru

Путин проверил ход строительства космодрома Восточный — Российская газета

Президент обсудил с гендиректором «Роскосмоса» строительство второй очереди космодрома Восточный. Все идет по плану, за процессом следят при помощи спутников.

Глава государства спросил, что произошло с момента встречи на Восточном в сентябре, какие вопросы остались недорешенными и что двигается вперед.

Первая очередь — это создание стартового комплекса и технического комплекса и инфраструктуры под ракету «Союз-2». Вторая очередь — это «Ангара», тяжелая ракета, заметил Дмитрий Рогозин. Первый пуск по указу президента нужно совершить в 2023 году.

Глава «Роскосмоса» показал мониторинг стройки. На площадке задействовано более 1260 рабочих и 140 единиц техники. График выдерживается, несмотря на мороз, и Рогозин сам инспектирует стройку. Для объективного контроля решили использовать орбитальную группировку дистанционного зондирования Земли. «Проводим съемки, сличаем, что произошло за неделю, так, чтобы процессы были уже более-менее очевидны. Дальше эта информация используется не просто как голый снимок, а математически обрабатывается и маркеры показывают любые изменения, причем это касается изменения площадей стройки, объема работы, количества техники, даже количества людей, мы это все видим», — пояснил докладчик.

«Для того, чтобы детализировать эти показатели и иметь полный объективный анализ того, что реально происходит на объекте, мы проводим досъемку, аэросъемку методами дронов. И в итоге считаем, что в генеральной дирекции, в руководстве государственной корпорации «Роскосмос» есть вся объективная информация о том, что реально на стройке происходит», — заверил Рогозин. «Естественно, космодром — это не бетон и не песок, это, прежде всего, сложнейшие конструкции, которые должны выдерживаться по своим технологиям, поэтому за этим всем следим самым пристальным образом», — также сказал он.

Для размещения 2010 рабочих в ближайшее время появится вахтовый городок. На вопрос президента, что стало с городком, построенным ранее, докладчик заметил, что там как раз живут 1260 рабочих. Но этого мало. Пик строительства будет летом следующего года — примерно 5000 строителей. «Мы возводим современное, теплое, с теплыми полами, хорошее, добротное рабочее общежитие и столовую», — пояснил Рогозин.

На строительной площадке выполняются работы по 13 основным зданиям и сооружениям. Самый главный — стартовый стол. Котлован выбран уже на 71 процент. По объектам разработана проектная документация, получены госэкспертизы, заключен первый в России контракт с Главгосэкспертизой. Поэтому пока нет сомнений, что объект будет закончен в установленный срок.

«В соответствии с вашим решением мы уже сейчас должны, по сути дела, приступить к рассмотрению эскизного проекта ракеты сверхтяжелого класса, это 2028 год. Естественно, стартовый комплекс будет строиться раньше, — сказал Рогозин. — Кроме того, 6 сентября вы приняли решение о том, чтобы на ракете «Ангара» начать испытание нового пилотируемого транспортного корабля «Орел», 2023 год. Это означает, что мы должны внести некоторые изменения в наши планы, развернуть барокамеру и многие другие инфраструктурные объекты уже в рамках первой очереди. Это все тоже делается».

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

rg.ru

Космодром Восточный назвали лучшим в мире — Российская газета

Почему решили строить космодром Восточный именно в Приамурье? Как рассказывают специалисты, рассматривалось до шести возможных точек его размещения: две — в европейской части страны, две — в Сибири и две на Дальнем Востоке.

Огромное преимущество Восточного в том, что трассы запусков проходят над водой и малонаселенными районами Дальнего Востока. При этом активные участки полета не проходят над другими странами. Нет необходимости создавать огромные зоны для падения ступеней ракет-носителей: в основном они будут падать в океан. Так что Восточный встает в один ряд с известными стартовыми площадками США и Японии.

Новый российский космодром позволит обеспечить независимый доступ в космос с территории нашей страны по всему спектру космических задач. И это очень важно. Владея собственным гражданским космопортом, с которого можно запускать и «автоматы», и «пилотники», исследовать дальний космос, Россия становится особо значимым партнером в международных проектах.

Техническое и эскизное проектирование Восточного начали в 2011 году, а к строительству приступили в июле 2012 года. Через три года, 17 июня 2015-го, комплекс средств измерений, сбора и обработки информации космодрома впервые принял телеметрию с Международной космической станции. А третьего июля командный пункт Восточного впервые принял телеметрию уже с транспортного грузового корабля «Прогресс М-28М», который стартовал с космодрома Байконур.

Огромное преимущество Восточного: трассы запусков проходят над водой и малонаселенными районами

Изначально первый пуск «Союза» ожидался в 2015 году, а первый пилотируемый старт — в 2018-м. Однако когда в октябре прошлого года Владимир Путин прибыл на космодром Восточный, он призвал не проводить строительные работы в спешке, а работать над подготовкой Восточного к первому запуску с ритмичностью и внимательностью. «Космонавтика — не та сфера, где нужны сверхусилия и штурмовщина», — подчеркнул президент.

Новый российский космодром эксперты уже называют лучшим в мире. «Это не преувеличение? — с таким вопросом корреспондент «РГ» обратился к руководителю «Роскосмоса» Игорю Комарову. «Считаю, что Восточный — однозначно лучший, — ответил Игорь Анатольевич. — И по многим параметрам он превосходит мировые аналоги. Некоторые говорят, что это продолжение «гагаринского старта» на Байконуре. Поверьте, они очень сильно заблуждаются — по уровню автоматизации, использования современных технологий и новых решений Восточному нет равных».

Поражают кадры, когда по рельсам мобильная башня обслуживания «наезжает» на ракету и как бы захватывает ее. В истории российской космонавтики такая уникальная вертикальная конструкция используется впервые. Высота мобильной башни обслуживания на Восточном — 52 метра, вес — 1600 тонн. Она единственная в мире позволяет работать с ракетой-носителем при температурах от минус 40-50 градусов до плюс 30 и выше. Не только по своим размерам и массе, но и по количеству оборудования, которое там используется, обеспечивает и комфортные условия работы, и безопасность, мобильная башня не имеет аналогов.

Между тем

Для штатного запуска «Союза2.1а» пришлось заменить кабели и блок коммутации. Всего выявлено более 20 замечаний. Но в целом специалисты довольны, как сработали автоматические системы. К стартовому комплексу Восточного замечаний нет.

Перспективы

К звездам — по расписанию

На космодроме Восточный уже в ближайшие дни начнутся работы по стартовому комплексу «Ангара». А следующий пуск запланирован на 2017 год.

По планам, через два года с Восточного будет делаться не менее пяти пусков, а потом 8-10 в год. В том числе коммерческих. За последний год «Роскосмос» сделал серьезный прорыв в заключении коммерческих контрактов. Подписаны контракты на 31 пуск: из них 21 — «Союзов» и 10 — «Протонов». Серьезную часть из перспективных пусков «Союзов», которые как раз начинаются с 2018 года, собираются сразу ставить на Восточный.

C Восточного полетит и новый космический корабль «Федерация», который создается в РКК «Энергия». Вовсю идут опытно-конструкторские работы. «Мы изготовили технологическую капсулу из композитных материалов, на которой будем проводить цикл различных динамических, статических испытаний, — рассказал «РГ» президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев. — Намечено уже в конце этого года подойти к изготовлению летного образца. Начало летных испытаний корабля на околоземной орбите с использованием ракеты-носителя «Ангара-А5П» запланировано в беспилотном варианте на 2021 год, а в пилотируемом — на 2023-й».

Отсюда же до 2025 года должны быть запущены к Луне пять космических «автоматов», на которых специалисты намерены отработать все программы будущей пилотируемой лунной экспедиции.

В программе — работы по созданию ракеты-носителя среднего класса нового поколения, ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности до 37,5 тонны и межорбитальных буксиров. Такой вариант позволяет гарантированно и эффективно подготовиться к пилотируемому облету Луны и к высадке на нее российских космонавтов к 2030 году.

ИНФОГРАФИКА РГ/ МАРИЯ ПАХМУТОВА/ АЛЕКСАНДР ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ

rg.ru

Пять фактов о новом российском космодроме «Восточный» | Политика | ИноСМИ

В ночь со вторника на среду российская ракета «Союз-2» впервые стартует с нового российского космодрома, который находится в Сибири и призван в будущем стать заменой Байконуру.

1. Он призван уменьшить зависимость от Казахстана

После распада СССР России приходится платить за аренду казахской территории, на которой находится ее огромный и легендарный космодром Байконур. Арендный договор продлен до 2050 года и предусматривает ежегодную плату в 115 миллионов долларов. За последние годы в отношениях двух исторических партнеров проскакивала напряженность. В частности Казахстан требует крупных компенсаций на случай аварии в связи с загрязнением и токсичностью топлива для людей. Космодром Плесецк был изначально предназначен для военных пусков и не позволяет осуществлять вывод на любую орбиту в силу большого удаления от экватора. России нужно было построить новый объект на своей территории, чтобы обеспечить себе полностью независимый выход в космос. На этот год дальнейших пусков больше не запланировано, а в следующем должен состояться только один. Мягкий старт. 

2. Он неспроста называется «Восточный»

Новый космодром расположен в Сибири, на Дальнем Востоке России. Что и объясняет его название. Его размещение дает сразу несколько преимуществ. Учитывая, что пуски идут на восток, обломки в случае аварии упадут в море, что уменьшает возможные риски для населения. Кроме того, это даст толчок развитию сейчас во многом забытого региона России. Наконец, это единственное место в стране, откуда можно проводить пуски практически на тех же широтах, что из Байконура (51°N против 46°N), охватывая тем самым всю гамму орбитальных траекторий.
Ракета-носитель «Союз-2.1а» с тремя российскими спутниками «Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218 стартовала с космодрома «Восточный»

Русская служба BBC
Die Welt
Gazeta Wyborcza
Reuters
Космодром "Восточный". Планы и реальность
РИА Новости

3. Космодром — это бывшая ракетная база

В 1996 году президент Борис Ельцин распорядился преобразовать бывшую ракетную базу у поселка Свободный-18 в космодром. Преимуществом выбранного места было наличие определенной дорожной и железнодорожной инфраструктуры, а также населенного пункта в несколько тысяч жителей. В 2007 году было проведено несколько пусков. Однако стоимость содержания объекта посчитали слишком высокой и закрыли его. Несколько месяцев спустя Владимир Путин объявил о строительстве нового космодрома на развалинах старого. 

4. Пусковая площадка навеяна комплексом в Куру

Французская компания Arianespace использует носители «Союз» в Куру (Гвиана) с 2011 года. В отличие от Байконура крепеж головной части ракеты (именно она несет в себе спутники) осуществляется там вертикально, то есть уже после установки ракеты. Россияне воспользовались полученным опытом и построили аналогичную площадку, которая позволяет проводить вертикальное крепление. В этом главное отличие от «классических» пусков «Союзов» с Байконура.  

5. Именно отсюда будут стартовать новые ракеты «Ангара»

Испытания будущей ракеты-носителя «Ангара» (первая разработка постсоветской эпохи) проводились в Плесецке. А рабочие старты нового спектра российских ракет должны идти уже на Восточном. Их разработка серьезно отстает от графика, что в частности касается подготовки соответствующей пусковой площадки. И, как пишут на сайте RussianSpaceWeb, все будет завершено не раньше 2021 года. Дата первого управляемого полета с использованием этой ракеты была перенесена (причем весьма оптимистично) на 2023 год, хотя изначально в планах стоял 2018 год.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Присоединяйтесь к нам в Facebook и будьте в курсе важнейших событий дня.

inosmi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *