Сертификация рабочих мест по условиям труда
Проведение сертификации рабочих мест и оценки условий труда является прямой обязанностью каждого российского работодателя, который имеет в своем штате трудоустроенных работников. Сертификация рабочих мест по условиям труда строго регламентируется законодательством и знать о том, что это такое, следует каждому руководителю, работодателю, специалисту отдела кадров или ответственному за охрану труда на предприятии.
Сертификация рабочих мест – что это такое
Процедура сертификации рабочих мест была долгое время обязательной для работодателя, и определенный спектр обязанностей сходного характера возлагается на субъекты хозяйствования и сейчас. С 2015 года сертификацию рабочих мест заменила процедура оценки, которая проводится иным способом и использует иные механизмы правового регулирования. Однако и сейчас многие работодатели не различают, что это такое сертификация рабочих мест, считая ее тождественной специальной оценке.
Сертификация подразумевала проведение проверки имеющихся санитарных и гигиенических условий воздействия на трудящегося, в том числе с использованием замеров на соответствие предельно допустимой концентрации веществ, расчеты освещения, положения тела трудящихся и нагрузок на персонал в рамках исполнения рабочей деятельности. Проведение сертификации обеспечивалось государственными органами, что приводило часто к присутствию значительной коррупционной составляющей в данной процедуре и неэффективному расходованию средств бюджета.
Именно поэтому с 2015 года условия труда на предприятии устанавливаются путем специальной оценки, каковую проводят уже аккредитованные частные организации на возмездной основе, что значительно снизило нагрузку на государство, обеспечило создание новых рабочих мест и более тщательный, независимый контроль имеющихся условий труда в принципе.
Так как устаревшие нормы сейчас уже не являются действительными, далее будут рассматриваться именно правовые механизмы обеспечения оценки условий труда на предприятиях.
Сертификация рабочих мест и оценка условий труда – правовое регулирование
Российским законодательством прямо рассматривается обязанность работодателя регулярно проводить сертификацию рабочих мест и оценку условий труда. В частности, указывают на нее следующие нормативы Трудового кодекса:
- Ст.6 возлагает на федеральные власти обязанность по установлению мероприятий, касающихся сертификации, не позволяя при этом местным органам вмешиваться в регулирование данных нормативов.
- Ст.21 наделяет сотрудников правом на получение полной информации об условиях труда, в которых им придется заниматься трудовой деятельностью, а также о проведении сертификации.
- Ст.22 обязывает работодателей регулярно проводить сертификацию в виде специальной оценки и реализовывать иные требования законодательства, касающиеся данного аспекта трудовых взаимоотношений.
- Ст.92 предполагает установление режима сокращенного рабочего времени для особых условий труда, выявленных в ходе проведения сертификации.
- Ст.117 регламентирует обязательность предоставления работникам, занятым в опасных или вредных условиях труда, установленных в ходе сертификации.
- Ст.209 дает определение понятию условий труда в принципе, а также раскрывает основные нормативные положения, касающиеся сертификации.
- Ст.210 предполагает государственное регулирование как процедуры сертификации, так и оценки качества ее проведения контролирующими органами.
- Ст.212 дублирует требования об обязательности проведения рассматриваемой сертификации работодателями.
- Ст.216 относит большинство вопросов, связанных с сертификацией, в сферу ведения федеральных органов исполнительной власти.
- Ст.216.1 предполагает возможность проведения государственной экспертизы для определения качества проведенной сертификации и ее соответствия требованиям законодательства.
- Ст.219 устанавливает право сотрудника на получение дополнительных гарантий за работу в особых условиях и устанавливает их отсутствие, если сертификация продемонстрирует наличие оптимальных или допустимых условий.
Кроме этого, важнейшими из действующих нормативных документов в вопросах проведения сертификации рабочего места также являются:
- Федеральный закон №426 от 28.12.2013. Этим законом была заменена действовавшая ранее сугубо государственная система сертификации рабочих мест. Данный закон регламентирует большинство особенностей и принципов оценки условий труда и соответствующей сертификации рабочих мест по ним.
- Приказ Минтруда №33н от 24.01.2014. Он регламентирует непосредственную инструкцию соответственно которой проводится сама процедура сертификации рабочих мест проверяющими лицами.
В нормативной документации сейчас термин сертификации рабочих мест не используется – вместо него применяется понятие «специальная оценка условий труда», однако на практике многие работодатели и ответственные специалисты используют старую терминологию по привычке.
Как проводится сертификация рабочих мест – порядок действий
Общий порядок действий работодателя для проведения сертификации достаточно простой. При внедрении нового места или истечении срока результатов проведенной в прошлом сертификации, ему следует придерживаться следующего алгоритма:
- Заключение договора с организацией, аккредитованной государством на проведение сертификации. Полный перечень подобных организаций со всей контактной информацией публикуется на соответствующем государственном портале.
- Обеспечение экспертам из организации возможности провести все необходимые контрольные замеры и исследования рабочих мест. В отношении идентичных рабочих мест могут проводиться исследования лишь 20% из них, и при отсутствии расхождений в условиях, в которых они расположены – результаты сертификации применяются ко всем идентичным рабочим местам.
- Работодатель получает заключение по каждому из рабочих мест о конкретных влияющих на него факторах и классе вреда. С этими сведениями он должен ознакомить каждого трудящегося, занимающего данное рабочее место или трудоустраивающегося на него.
- В отношении оптимальных и допустимых условий, работодатель просто подает декларацию соответствия.
Следует различать процедуры идентификации и непосредственно спецоценки. Процедура идентификации является упрощенной и проводится дешевле и быстрее, позволяя работодателю задекларировать безопасность в уведомительном порядке.
Когда проводится сертификация рабочих мест по условиям труда – виды и регулярность
Работодатель обязан обеспечивать соблюдение установленных требований законодательства в отношении обеспечения права трудящихся на ознакомление с условиями труда. Соответственно, законодательством устанавливаются определенные сроки, в течение которых должны проводиться рассматриваемые мероприятия. Они составляют:
- 6 месяцев для вновь созданных рабочих мест.
- 5 лет для мест, в отношении которых ранее проводилась спецоценка.
При соблюдении сроков у работодателя не появятся проблемы с контролирующими органами и требования законодательства будут соблюдены. Чаще всего работодатели синхронизируют данную процедуру для проведения сертификации всех имеющихся рабочих мест. Однако в ряде ситуаций, закон прямо предписывает проведение внеплановой проверки. Она проводится в следующих случаях:
- Появление новых рабочих мест. Как уже было отмечено выше, если создается новое рабочее место, то в течение полугода оно должно быть сертифицировано. При этом допустимо провести следующую его аттестацию и до прохождения пятилетнего периода – законодательство не ограничивает минимальную частоту сертификации.
- Предписание государственных органов. Если у инспекции возникнут подозрения, что были нарушены права трудящихся, или что оценка была проведена с ошибками и в деятельности фактически могут присутствовать вредные или опасные условия, инспекторы вправе выписать предписание, обязательное для исполнения работодателем о внеплановой сертификации.
- Несчастный случай. Если на предприятии было задекларировано соответствие условия труда оптимальным или допустимым, но в итоге на данном рабочем месте произошел несчастный случай, в обязательном порядке должна быть проведена внеплановая сертификация рабочего места.
- Рекомендация профсоюза.
- Изменение трудовых условий. Если работодатель вводит изменения в рабочий процесс, каковые могут серьезно повлиять на общие трудовые условия, например – при внедрении новой аппаратуры, организационных нормативов, ему следует опять провести специальную оценку.
- При переезде. Если рабочее место трудящихся переносится в иной отдел, где еще не проводилась оценка, или же в новые помещения, работодателю опять следует произвести сертификацию новых рабочих мест, если условия на них не являются идентичными предыдущим.
Результат сертификации рабочих мест – что дает проведение этой процедуры
В заключении о проведенной сертификации указывается полная информация о следующих аспектах трудовой деятельности на оцениваемых рабочих местах:
- Сведения об аккредитованной компании и конкретных экспертах, которые проводили оценку. Они должны быть указаны в виде полного наименования организации с указанием ее установочных данных.
- Перечень оцениваемых рабочих мест и факторов, которые подвергались оценке.
- Карты оценки классности.
- Документы, касающиеся непосредственных измерений и испытаний в виде протоколов их проведения.
- Решение о невозможности проведения оценки по причине ее опасности, если таковая имела место.
- Сведения о применяемых в рамках рабочей деятельности средствах защиты.
- Итоги оценки с указанием класса вредности или опасности труда.
- Возможные мероприятия, которые можно провести для снижения вредности трудовой деятельности.
- Заключение специалистов, которые фактически проводили оценку.
По окончании оценки, рабочему месту присваивается конкретный класс. В зависимости от него трудящимся могут предоставляться дополнительные социальные гарантии в виде уменьшенной продолжительности рабочего времени, компенсации за вредные условия труда, увеличения продолжительности ежегодного отпуска. Каждый сотрудник должен иметь возможность ознакомиться со всеми сведениями о сертификации его рабочего места.
delatdelo.com
Сертификация рабочих мест
С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. При этом сертификация организации работ по охране труда была отменена. Взамен было введено декларирование соответствия условий труда государственным нормативам в области охраны труда. Декларированию подлежит рабочее место, которому присвоен оптимальный или допустимый класс условий труда. Подробнее о новой процедуре здесь.
Сертификат рабочего места – это документ, подтверждающий соответствие рабочего места требованиям охраны труда. Он выдается специализированными организациями. Удовлетворение рабочих мест этим требованиям позволяет обеспечить оптимальные и допустимые условия труда, являющиеся залогом здоровья и безопасности работников организаций. Сертификация рабочих мест, а точнее сертификация работ по охране труда в организациях, осуществляется исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.).
В 212 статье Трудового кодекса РФ говорится об обязанностях работодателя. Проведение АРМ с последующей сертификацией организации работ по охране труда – одна из них. Аттестация позволяет выделить наиболее опасные и вредные очаги влияния производственных факторов, недостатки организации охраны труда на предприятиях с последующим проведением рациональных предложений по усовершенствованию условий труда на рабочих местах.
В России существует более 100 систем сертификации. Условно их можно разделить на три вида:
Система сертификации работ по охране труда (ССОТ, – ред.) была введена в России в 2002 году с выходом Постановления Минтруда России № 28 «О создании сертификации работ по охране труда в организациях». Сертификацию выполнял уполномоченный Минтрудом России Орган по сертификации. Процедура представляла собой анализ материалов аттестации, при положительном результате которого организации выдавали сертификат установленного образца. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 1 сентября 2010 г. № 779н Постановление Минтруда № 28 признано утратившим силу. Но сертификация в России по-прежнему существует. Сегодня она представлена в качестве добровольной сертификации (СДСОТ, – ред.), когда у работодателя появилась возможность самостоятельного выбора органа по сертификации.
Основной целью системы является подтверждение соответствия работ по охране труда согласно действующим государственным нормативным требованиям. С помощью содействия средствами сертификации независимая экспертиза позволяет решить проблемы создания безопасных условий труда на основе достоверной оценки. Помимо проверок и оценок добровольная сертификация подразумевает проведение рациональных предложений для улучшения существующих условий, устранение нарушений. Сертификацию проводят органы по сертификации, экспертные центры, испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке на право проведения указанных работ. Они также, в свою очередь, получают аттестат аккредитации в СДСОТ организаций. Перечень этих зарегистрированных организаций, которые могут оказывать данные услуги, содержится в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.
В сертификации преимущественно заинтересованы работодатели, которым важно иметь подтверждение своих достижений, своего существующего положения дел в области охраны труда или же по предписанию в результате проверки органов государственной инспекции по труду РФ (ГИТ, – ред.). Наличие сертификата является конкурентным преимуществом при участии в различных тендерах, торгах, при осуществлении торговых операций с зарубежными партнерами.
Сертификация работ по охране труда невозможна без проведения АРМ на всех рабочих местах организации. Потому как сведения о результатах аттестации являются документарным подтверждением условий труда. Напомним, АРМ проводится согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н.
Сертификация проводится в зависимости от объема работ, от потребностей заказчика, от установленных рамок самого органа по сертификации. В ходе оценок могут выявляться различные несоответствия (не проводятся медицинские осмотры, недостаточное обеспечение СИЗ и т.д.), которые специализированные органы исправляют совместными усилиями с работодателями. Работодателю необходимо будет исправить недостатки для того, чтобы сертификат соответствия был выдан. Документ выдается сроком на три года. Но после его получения необходимо проходить ежегодный инспекционный контроль для подтверждения соответствия условий труда. В противном случае – действие сертификата приостанавливается. При отсутствии действий со стороны работодателя документ аннулируется.
Если сертификация проводится по предписанию ГИТ, работодатель должен поставить их в известность о результатах сертификации. В остальных случаях о проведении сертификации контрольно-надзорные органы уведомлять не стоит, так как орган по сертификации регистрирует сертификат в реестре системы сертификации.
Работодатели, которые игнорируют проведение данной процедуры, привлекаются к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Размер штрафных санкций устанавливается в зависимости от правомочности организации.
Получая сертификат соответствия, каждая организация свидетельствует о создании безопасных условий труда на рабочих местах. Кроме того, наличие сертификата указывает на выполнение работодателем трудового законодательства в области охраны труда.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
Чем специальная оценка условий труда отличается от аттестации рабочих мест?
Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). В отличие от АРМ, при которой описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.
Отмена АРМ связана с непродуктивностью процедуры. Во-первых потому, что не достигалась одна из основных целей – улучшение условий труда на рабочих местах. Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию системы охраны труда на предприятии. Со спецоценкой немного все иначе: снизив многие барьеры в установленном порядке проведения процедуры, она тем самым стимулирует работодателей выполнять свои обязательства. Например, чтобы уменьшить размер выплат дополнительного страхового тарифа в Пенсионный фонд РФ ранее результатов АРМ было недостаточно, нужно было проводить и собственно спецоценку. Выделив СОУТ в самостоятельный институт, трудозатраты работодателя удалось минимизировать – достаточно провести процедуру, ее результатов будет достаточно для достижения большинства целей в области охраны труда (ОТ, – ред.).
Сказать о том, что раз уж спецоценку выделили в отдельный институт и процедура имеет уникальный порядок, нельзя, так как СОУТ сохранила в себе лучший опыт традиционной процедуры АРМ. На первый взгляд кажется, что отличий в порядке проведения нет и что спецоценка – практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, спецоценка отличается от АРМ. Чем?
Начнем с того, что СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.13 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н «О порядке проведения АРМ по условиям труда» от 26.04.11 года. На уровень федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда. Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа». В установленные сроки Минтруд уложился.
Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую спецоценку (Организация по СОУТ, – ред.), которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом порядке были конкретизированы и выделены в отдельные статьи. При АРМ обязательства участников содержались в тексте документа в разрозненном виде.
Кстати, при спецоценке появляется новый участник – эксперт по спецоценке. Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший в лаборатории более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов. Эти же требования остаются и для эксперта. Единственное, объем профподготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Минтруде. Теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ. И таких экспертов в штате лаборатории должно быть не менее пяти, включая врача по гигиене труда. Вся информация об экспертах теперь будет храниться в открытом доступе в специальном реестре экспертов организаций, проводящих СОУТ на сайте Минтруда.
Был подкорректирован состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.
При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50% рабочего времени. Подробнее здесь. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Периодичность проведения оценки остается прежней – 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа – пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.
Понятия «идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.)» и «декларирование соответствия условий труда» появились впервые при спецоценке. Идентификация подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам№1 и №2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры.
Относительно декларирования. При АРМ существовала схожая с процедура – сертификация организации работ по ОТ, но она никак не могла повлиять на то, что аттестацию можно будет не проводить в последующем. Отмена обязательной сертификации – в некотором роде послабление для бизнеса, так как она осуществлялась на коммерческой основе, а декларирование – совершенно бесплатно, да к тому же с рядом преимуществ для работодателей.
На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.
Как было при АРМ. Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился пакет документов. При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот травмоопасность была исключена по ряду причин. Узнайте подробнее здесь.
Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация проходила в течение 1 года.
Все результаты проведения спецоценки будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации несет организация по СОУТ. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.
Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества результатов СОУТ. Заметное изменение – ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь:
Цитата: ‘проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя’
Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины.
Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек пятилетний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года. Именно это «переходное пятилетие» покажет, с какими результатами прошла адаптация работодателей и организаций по СОУТ по новым требованиям законодательства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
13. Аттестация и сертификация рабочих мест
Аттестация рабочих мест проводится по трем уровням:
Техникотехнологический – оценка количества и качества механической оснащенности рабочего места.
Организационный – оценивается организация рабочего места:
по площади, по объему, что из нормативной технической документации есть на рабочем месте, оценивается соответствие квалификации сотрудника занимаемому месту
Уровень условий труда – оценивается соответствие санитарно — гигиенических параметров нормативным требованиям, травмобезопасность рабочего места, тяжесть и напряженность труда, обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецпитание.
По результатам аттестации принимается решение:
рабочее место аттестовано
рабочее место не аттестовано, подлежит ликвидации
рабочее место может быть аттестовано при условии выполнения организационно-технических мероприятий
На основе аттестации рабочих мест организация может получить сертификат соответствия 1,2,3 категории:
1-й категории выдается, если аттестованы 90% рабочих мест, на остальные рабочие места подготовлены документы по организационно-техническим мероприятиям и аттестация по ним может быть проведена в течение 6 месяцев.
2-й категории, если аттестованы 75% рабочих мест, 1 год.
3-й категории – 50%, 2 года.
Сертификат— это документ, выданный государственными специализированными организациями, подтверждающий соответствие рабочего места эргономическим и иным требованиям охраны труда. На рабочем месте, удовлетворяющем этим требованиям, обеспечиваются оптимальные или допустимые условия труда, что способствует сохранению здоровья работников и исключает ранний выход на пенсию по условиям труда. Сертификация действующих производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда осуществляется исходя их результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно Постановлению Правительства РФ №485 организация и проведение работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда возложена на Министерство труда РФ совместно с федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ. Проведение работ по обязательной сертификации средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты осуществляет Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.
Подготовка перечня постоянных рабочих мест, подлежащих обязательной сертификации на соответствие требованиям охраны труда, включает следующие основные этапы:
руководителя предприятий составляют и представляют в региональные органы государственной экспертизы условий труда перечни постоянных рабочих мест по производствам и работам, намечаемым к сертификации;
региональные органы государственной экспертизы условий труда анализируют, обобщают, в необходимых случаях корректируют перечни, поступившие от предприятия, на их основе составляют и представляют на утверждение в Минтруда России проект региональных перечней постоянных рабочих мест;
Минтруд РФ анализирует, корректирует и утверждает проекты перечней, после чего направляет их региональным органам государственной экспертизы условий труда, которые доводят до предприятий соответствующие подразделы перечня.
К работам по проведению сертификации рабочих мест могут привлекать профессиональные союзы или иные уполномоченные работникам представительные органы.
studfile.net
Что такое сертификация рабочих мест
Сертификация рабочих мест – процедура, требуемая для того, чтобы подтвердить соответствие рабочего места всем требованиям охраны труда.1 января 2014 года в силу начал действовать новый закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, принятый 28.12.2013 года. В соответствии с данным законопроектом, как таковая сертификация была отменена. Теперь проводится декларирование того, что созданные условия труда отвечают всем установленным нормативам в сфере охраны труда. Но, тем не менее, после проведенного декларирования, все равно выдается сертификат рабочего места.
Сертификация производится специализированными организациями. Это могут быть экспертные центры, лаборатории, которые получили соответствующую аккредитацию и право на проведение оценочных работ. Сертификации подлежит только то рабочее место, которое можно отнести к оптимальному или хотя бы допустимому классу создаваемых условий труда. Благодаря проведению сертификации, обеспечиваются полноценные условия труда, которые необходимы для безопасной работы сотрудников той или иной организации (компании). Нужно отметить, что сертификация осуществляется, исключительно основываясь на аттестацию рабочих мест.
В свою очередь, аттестация, которая предшествует сертификации, позволяет:
— выявить опасное для рабочих влияние производственных факторов;
— определить некачественную организацию охраны труда.
Сегодня в России существует около ста систем сертификации рабочих мест. Но главное, что необходимо отметить, сертификация бывает полностью добровольной и обязательной. Обязательная сертификация в РФ была введена в 2002 году, когда был опубликован первый соответствующий закон.
Если несколькими годами ранее проводилась только обязательная сертификация рабочих мест, сегодня это осуществляется в добровольном порядке (в основном). Таким образом, работодатель (директор фирмы, компании) имеет возможность самостоятельно выбрать организацию, которая будет производить аттестацию и сертификацию благоустроенных рабочих мест. Добровольная сертификация – это не только проверка и оценка рабочих мест, но и содействие в улучшении трудовых условий, помощь в устранении несоответствий.
Для того чтобы обратиться в тот или иной орган с просьбой добровольной сертификации рабочих мест, рекомендуется изучить реестр всех зарегистрированных систем (организаций) добровольной сертификации.
www.kakprosto.ru
Аттестация рабочих мест (АРМ)
С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. О содержании текста нового нормативного документа, структуре и порядке проведения специальной оценки условий труда читайте здесь.
Актуальность процесса аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) обусловлена количеством несчастных случаев, профзаболеваний и травм, полученных на производстве, что влияет не столько на саму работу предприятий, сколько отражается на экономических показателях страны. Потери фонда рабочего времени приводят к снижению объемов произведенной продукции и ВВП. По статистическим данным Минздравсоцразвития РФ, в 2011 году процент потерь ВВП, из-за неудовлетворительных условий труда, составляет 4,3%. Существенно подрывают экономику выплаты компенсаций и досрочных пенсий за работу во вредных условиях. Поэтому одной из задач государственной политики стал пересмотр вопросов охраны труда, принятие мер и решений по улучшению условий. Первым шагом стало изменение порядка проверки рабочих мест, условий труда на них.
Тридцать лет совершенствования.
Механизм АРМ был запущен в России в советское время. Стоит отдать должное развитию рыночной экономики, интенсивное развитие которой в 90-х годах дало ход развитию процесса аттестации. Вертикальная система советского периода по управлению народным хозяйством не смогла создавать нормальные и здоровые условия труда, чтобы обезопасить работников от влияния внешних факторов из-за того, что не выделялись должные материальные средства. К концу 80-х годов была предпринята попытка установления льгот и компенсаций людям, которые заняты на производстве с вредными условиями. Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, было утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 3 октября 1986 года. Установление доплат прочно вошло в систему труда и продолжает существовать в современности. Но кардинальных преобразований в управлении охраной труда все же не произошло, потому как, по-прежнему, продолжало расти число несчастных случаев из-за нерационального производственного процесса, число профессиональных заболеваний. Сказался также и переход страны на рыночную экономику.
В 1992 году Министерство труда и занятости населения РСФСР утверждает Приказ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Намеченные в нем цели остались актуальными и в современности: обязательное проведение аттестации на предприятиях, определение влияния производственных факторов, обоснование предоставления льгот и компенсаций, рационализация условий труда (меры по улучшению). Следующая попытка реформирования процесса была проделана с выходом Постановления от 14.03.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», когда аттестация стала обязательным этапом для сертификации работ по охране труда на предприятии. Все оценки условий стали проводиться лабораторными методами, была определена проверка всех рабочих мест (ранее проверка мест вышестоящих должностных лиц не проводилась). В «новой» России, с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569, в котором накопленный опыт был учтен и использован в нововведенных правилах, процесс упорядочен. С этого момента АРМ становится важной подсистемой государственного управления по охране труда. Последним нормативным актом становится Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (мы будем называть их «новые правила» и «новый порядок»). Кардинальных отличий нового порядка с предшествующим не наблюдается, но система анализа безопасности условий на рабочих местах приобрела более серьезный и требовательный характер.
Уже долгие годы аттестация служит инструментом обеспечения контроля безопасности условий на рабочих местах. Главный результат, который достигается при контроле – независимая оценка существующих условий, устранение недостатков в работе, улучшение условий.
Процесс подготовки и проведения аттестации – довольно сложный этап, требующий максимальной отдачи со стороны работодателя. Потому как здесь важен полученный результат не только для него, но и для работника. Новые правила, изменившие порядок, направлены на получение достоверных и объективных результатов. Особо подчеркивается значимость слова «объективность».
Ранее проведение аттестации контролировал государственный орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 орган был преобразован в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд, – ред.). Контроль за охраной труда регулирует Минтруд, в ведении которого находится Федеральное агентство по труду и занятости населения РФ (Роструд, – ред.), которое совершает контроль и надзор в сфере соблюдения законодательства о труде.
С чего начать?
Аттестация является обязательным процессом. Для того, чтобы провести ее, работодателю необходимо ознакомиться с самим порядком проведения АРМ, что позволит обеспечить качество результатов.
Аттестация проводится один раз в пять лет. Но данное требование относится не ко всем рабочим местам. С учетом последних изменений в порядок о проведении АРМ (Приказ Минтруда № 590н от 12.12.2012 г.), с данной периодичностью проводится аттестация лишь тех рабочих мест, условия на которых были признаны вредными или опасными по результатам предыдущей аттестации. А также на рабочих местах, которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Ранее аттестация проводилась для всех, без исключения, рабочих мест с указанной периодичностью. В связи с изменениями, условия проведения АРМ несколько видоизменились, и теперь подлежать аттестации могут лишь рабочие места, на которых происходят следующие процессы:
- выполнение работ с оборудованием, машинами, механизмами, устройствами, транспортными средствами;
- эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, установок, механизмов, аппаратов, транспортных средств;
- работа с источниками опасности, которые могут оказывать вредное влияние на сотрудника;
- использование механизированного, электрифицированного и иного ручного инструмента;
- хранение, перемещение и применение сырья, материалов;
- вновь организованные рабочие места.
Рабочие места, на которых работники заняты на ПЭВМ, используют копировально-множительные аппараты, иную офисную и бытовую технику, аттестации не подлежат. Данное изменение пришлось по нраву представителям малого бизнеса, потому как оно позволяет значительно экономить финансовые средства, необходимые на проведение аттестации.
Таким образом, аттестация обязательна лишь для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Изменения относятся больше к производственной сфере, но и такие рабочие места, как повара, оператора АЗС, фармацевта, водителя, уборщицы, строителя также должны проходить периодическую проверку в установленные сроки.
Уточним: для вновь организованных рабочих мест аттестация проводится в течение одного года с момента ввода их в эксплуатацию. Ранее срок составлял 60 рабочих дней. Срок увеличен для того, чтобы увидеть, как проявит себя оборудование за более продолжительный срок эксплуатации, как отразится технологический процесс на сотрудниках.
В процессе проведения аттестации работодатель осуществляет организационные функции: определяет сроки проведения аттестации, издает приказ о проведении АРМ на предприятии и о его завершении, определяется с выбором участников согласно требованиям, несет ответственность за полученный итог работы. Руководство и контроль же полностью возлагается на аттестационную комиссию. В ее полномочия входит: составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, оформление необходимых документов по аттестации, карт аттестации для каждого рабочего места, разработка комплекса мероприятий по улучшению рабочей среды.
В оценке только независимые органы!
Обязательным условием при проведении АРМ по новому порядку является привлечение аттестующей организации. В предшествующих нормативных документах этот пункт был условным. То есть, работодателю давалось право свободного выбора привлечения подобной организации. Аттестация, как ее называли, «своими руками», в большинстве случаев, не давала объективных результатов, была нередко формальностью и не более. Согласно новым правилам, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, быть совершенно независимой по отношению к деятельности работодателя и компетентна в предоставлении услуг. Кроме того, они должны быть аккредитованы в установленном порядке, что каждый работодатель может проследить в реестре компаний, оказывающих услуги в области охраны труда.
Работодателям необходимо быть внимательными при выборе организации. Потому как организации, проводящие аттестацию, для привлечения клиентов часто пользуются принципом, построенным на недостаточном знании специфики их работы. Это, главным образом, отражается не только на результатах, но и на стоимости работ. Каким образом формируются цены на аттестацию и как не быть обманутым, предлагаем ознакомиться в материале: «Цены на АРМ».
Одной из основных функций аттестующей организации являются оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, которая осуществляется путем инструментальных замеров факторов производственной среды. Измерения вправе проводить лишь те организации, в состав которых входит собственная испытательная лаборатория (ИЛ, – ред.). Она также должна соответствовать ряду требований, согласно которым осуществление деятельности в области АРМ является вполне законным: иметь поверенную приборную базу и высококвалифицированных специалистов по аттестации. Правомочность подтверждает аттестат аккредитации на выполнение услуг в заявленной области. С 2012 года порядок выдачи аттестатов был изменен. Более подробно об этом Вы можете узнать в материале: «Лаборатория по аттестации рабочих мест».
Инструмент бережливого производства.
Оценку рабочих мест можно использовать в качестве одного из инструментов бережливого производства. Производственная культура начинается, прежде всего, с безопасности сотрудников на рабочих местах. Путем глубокого анализа рабочей среды удается выявить любые несоответствия и причины, так или иначе, влияющие на ухудшение состояния здоровья работника, провоцирующие травмы и несчастные случаи на производстве. На языке аттестации – оценка травмоопасности, при которой определяется соответствие требований по защите от механических, электрических, токсических, температурных воздействий. Для повышения эффективности работы без травм необходимо также проведение обучения всех сотрудников вопросам охраны труда и качественное обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты.
Статистика по проведению АРМ в России.
Проведение аттестации отслеживают органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Работодатель должен предоставлять результаты по мере завершения АРМ в государственную инспекцию по труду (ГИТ, – ред.), расположенную в субъекте РФ. Инспектор по труду осуществляет анализ данных и выносит общее решение о правомерности процесса.
Общие сводные данные по результатам проведения АРМ отражены на официальном сайте Роструда, где показана численность аттестованных и неаттестованных рабочих мест, допустимость и наличие ВОПФ на рабочих местах предприятий всех регионов страны. Материалы о проведении аттестации за 2012 год представили около 80 тысяч предприятий страны. По оценке ГИТ, показатель говорит о том, что законодательство по проведению АРМ выполняется не всеми работодателями, что может существенно снизить качество организации труда на рабочих местах.
Экспертиза безопасности труда, проверка рабочего места, анализ условий труда – этот ряд можно продолжать и далее, только, смысл этих словесных форм не изменится. Все они подразумевают в себе единое понятие – «аттестация рабочих мест». Этот процесс не несет в себе негатива, не имеет отрицательных сторон. Его цель – улучшение условий на рабочих местах даже там, где это бывает порой сложно сделать, но можно. Важно только четко и ясно представлять необходимость процесса и думать, прежде всего, о людях.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
Что такое Приказ Минздравсоцразвития РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда?
Аттестация рабочих мест – одно из главных мероприятий по охране условий труда. В связи с интенсивным развитием рынка услуг, создается все больше новых профессий, в эксплуатацию вводятся новые рабочие места. Поэтому ее роль с каждым годом возрастает. Последним нормативным документом, регулирующим порядок аттестации, стал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», вступивший в силу с 1 сентября 2011 года. Ранее она проводилась по Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.11.2007 г. № 569.
Прежде чем приступить к разъяснению новых правил, уточним, что такое приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда? Приказ является официальным нормативным документом для проведения аттестации рабочих мест, в котором излагается весь перечень требований об этапах аттестации. Документ был создан для того, чтобы контролировать за исполнением нормативных требований охраны труда на предприятии. Основная цель приказа заключается в выявлении мест с неблагоприятными факторами среды, уменьшение подобного влияния на человека. Это снизит существенные экономические затраты на компенсации рабочим, выделяемые в связи с ухудшением здоровья, с получением травмы, сокращением фонда рабочего времени.
Новые правила существенно отличаются от прежних. Следует обратить внимание на требования, предъявляемые к составу аттестационной комиссии. Приказ о ее формировании, а вместе с тем график проведения аттестационных работ, как и прежде, утверждает сам работодатель. В него в обязательном порядке включаются: представитель работодателя (он может быть заявлен в лице юриста компании, специалиста по кадрам, руководителя одного из структурных подразделений, бухгалтера и т. д.), представитель профсоюза, специалист по охране труда, представитель аттестующей организации (ранее участие аттестующей организации носило рекомендательный характер). К аттестующей организации предъявляются следующие требования: она должна быть заявлена, как юридическое лицо, аккредитованное по услугам именно той сферы, в которой оно будет выступать в качестве независимого эксперта, не имеющего прямых интересов к деятельности работодателя. Одним из важных нововведений является разграничение прав и обязанностей аттестующей организации и работодателя: аттестующая организация дает оценку соответствия рабочего места, исходя из санитарно-гигиенических норм, травмоопасности, обеспечения СИЗ. Она имеет право самостоятельно определять методы проведения измерений и запрашивать всю необходимую информацию по поводу возникших вопросов в ходе изучения деятельности организации. А работодатель выполняет организационную функцию, являясь сторонним наблюдателем за процессом измерений. Благодаря этому, достоверность результатов аттестации повышается.
В течение пяти лет, после аттестации у работодателя могут открыться новые рабочие места, производственное оборудование замениться на усовершенствованное. В таком случае необходимо провести внеплановую аттестацию рабочих мест, прежде именуемую повторной. По отношению введения в эксплуатацию новых рабочих мест внеплановая аттестация должна выполняться не позже 60 рабочих дней. Отметим также, что аттестация рабочих мест должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»
Для одних приказ об аттестации рабочих мест Минздравсоцразвития РФ (в данном случае подразумевается работодатель) воспринимается довольно судорожно, для других, работников, аттестация является поводом подробнее узнать условия среды, в которой он проводит большинство своего времени, размеры причитающихся компенсаций, льгот. Карта аттестации рабочего места по условиям труда теперь в обязательном порядке предоставляется работнику для ознакомления с условиями труда (Рекомендуем к прочтению дополнительный материал: “Что такое карта аттестации рабочего места?“). Таким образом, подчеркивается ведущая роль работника в системе аттестации рабочих мест: все для него и ради него.
Заключительным этапом является отчет об аттестации. Аттестационная комиссия оформляет его, прикладывает весь пакет документов, разработанный в ходе исследования, работодатель утверждает и в течение 10 календарных дней направляет сводную ведомость результатов и сведения об аттестующей организации в Государственную инспекцию труда субъекта РФ.
Новый приказ об аттестации рабочих мест позволит привести в норму существующие условия труда на рабочем месте, объективно оценить их. Законодательный документ направлен не на усугубление положения работодателя. Он лишь указывает на то, чтобы каждый из нас чувствовал меру своей предельной ответственности за человеческие жизни. Ведь гораздо легче предупредить, чем жалеть о произошедшем.
Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьей «Что такое приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии?».
Если у Вас остались какие-либо вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам по телефону: +7 (495) 646-11-17 или по e-mail: [email protected].
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru