Разное

Штрафы гибдд налоговый учет: 🚗 Можно ли учесть штрафы ГИБДД в налоговом учете?

24.09.1996

Содержание

Штрафы ГИБДД и их удержание из заработной платы в программах 1С – Учет без забот

Опубликовано 01.06.2020 09:14
Автор: Administrator
Просмотров: 14350

Продолжим серию статей о расходах, связанных с использованием служебных автомобилей. Практически все организации, имеющие в своём распоряжении автотранспорт, сталкиваются с проблемой получения постановлений за административные нарушения в области дорожного движения, зафиксированные камерой. И хоть нарушителем является работник предприятия, следует помнить, что согласно ч. 1 ст. 2.6.1. КоАП РФ ответственность всё-таки лежит на владельце транспортного средства. Так кто же должен оплачивать «письма счастья» из ГИБДД: работодатель или сотрудник? Разберемся далее. 

Согласно письму Роструда от 19.10.2006г. № 1746-6-1, суммы уплаченных штрафов относятся к прямому действительному ущербу предприятия и могут быть взысканы с работника. Для этого в организации следует выпустить приказ или иное распоряжение не позднее одного месяца с момента уплаты штрафа предприятием.

Так же работник имеет право изъявить о своём желании погасить ущерб организации в добровольном порядке, написав при этом заявление.

Если в течение месяца приказ так и не был подготовлен или работник выражает своё несогласие возмещать сумму штрафа ГИБДД, то взыскание может осуществляться только по решению суда.

Хочется отметить, что работодатель имеет право не удерживать данную сумму у работника. Об этом сказано в статье 240 Трудового кодекса РФ.

Далее рассмотрим как происходит удержание штрафа с сотрудника в программных продуктах 1С.

Отражение удержания штрафа в 1С: Бухгалтерии 8, редакция 3.0

В программном продукте 1С: Бухгалтерия, редакция 3.0 для отражения поступившего постановления об уплате штрафа следует обратится к документу «Операции, введённые вручную» в разделе «Операции». 

При нажатии на кнопку «Создать» нужно выбрать «Операция». Затем, в открывшемся документе следует указать дату события и содержание, а затем нажать на кнопку «Добавить» и ввести проводку Дт 73.

02 Кт 76.02 на сумму штрафа. Обратите внимание, при создании договора с органами ГИБДД следует указывать «Вид договора» — «Прочее», а не «С покупателем», как оно указано изначально.

Печатной формой документа «Операция, введённая вручную» является «Бухгалтерская справка».

Далее, следует произвести оплату по данному начислению. Для этого перейдём в раздел «Банк и касса» и выберем пункт «Платёжные поручения».

«Вид операции» укажем «Прочие расчёты с контрагентами», выберем получателя средств и укажем сумму перечисления, после чего проведём документ.

Затем отправим данное платёжное поручение в банк на исполнение, нажав на кнопку и загрузив файл в интернет-банкинг. После того, как денежные средства спишутся с вашего расчётного счёта следует отразить это в «Банковской выписке» в разделе «Банк и касса».

Это можно сделать либо путём выгрузки информации из банк-клиента и загрузки её в выписку путём нажатия на кнопку , либо путём ввода на основании ранее созданного нами платёжного поручения. При вводе списания, очень важно отследить счёт взаиморасчётов с контрагентом. Если программой автоматически был выбран 60.01, то его следует поменять на 76.02.

Теперь обратимся к задолженности сотрудника перед нашим предприятием. Он имеет право погасить долг либо путём внесения денежных средств в кассу или на расчётный счёт организации, либо путём удержания этой суммы из его заработной платы, написав при этом заявление на удержание или при наличии распоряжения предприятия.

Если работник выбрал первый вариант, то в разделе «Банк и касса» создаётся «Приходный кассовый ордер» в пункте «Кассовые документы» или «Поступление на расчётный счёт» в пункте «Банк и касса».

Рассмотрим на примере кассовой операции.

При создании приходного кассового ордера «Вид операции» следует выбирать «Прочий приход», чтобы была возможно вручную указать счёт взаиморасчётов с сотрудником.

Если же сотрудник изъявил желание, чтобы данную сумму удержали из его заработной платы, то необходимо получить от него письменное заявление, а затем просчитать имеем ли мы право удержать сумму долга из зарплаты за один месяц, или суммы придётся разбивать.

Согласно статьям 241 и 248 Трудового кодекса РФ, работодатель имеет право взыскать с виновного сотрудника сумму причиненного ущерба, но не более величины его среднемесячного заработка, который в свою очередь рассчитывается исходя из данных за последние 12 месяцев. Проанализировать заработок сотрудника вам помогут «Отчёты по зарплате» в разделе «Зарплата и кадры».

Перейдём к созданию необходимого нам удержания. Для этого перейдём в раздел «Зарплата и кадры» и выберем пункт «Настройки зарплаты».

В открывшемся окне следует перейти по ссылке «Удержания», нажать на кнопку «Создать», ввести наименование и «Записать и закрыть».

При начислении заработной платы в разделе «Зарплата и кадры» в пункте «Все начисления», сначала следует рассчитать выплаты за месяц, а затем нажать на кнопку «Удержать» и выбрать созданное нами ранее удержание.

В открывшемся окне «Удержание» следует указать сумму и в пользу кого оно производится.

Таким образом, в документе начисления заработной платы появится новая колонка «Удержано».

Обратите внимание! При проведении документа «Начисление зарплаты», программой не будет создано проводок по удержанию данной суммы. Вышеописанные действия приведут лишь к верному заполнению расчётного листка. Проводки по удержанию нужно будет внести в разделе «Операции» — «Операции, введённые вручную».

Отражение удержания штрафа в 1С: Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1

В программном продукте 1С: Зарплата и управление персоналом отсутствуют банковские документы и проводки по начислению. Исходя из этого, здесь мы можем лишь отразить удержание штрафа из заработной платы сотрудника.

Для этого перейдём в раздел «Настройка» и выберем пункт «Удержания».

В открывшемся окне нажмём на кнопку «Создать» и введём наименование удержания.

Затем выберем «Назначение удержания» — «Удержание в счёт расчётов по прочим операциям», «Вид операции по зарплате» — «Возмещение ущерба» и установим флаг «Является взысканием».

Далее следует ввести документ «Удержание по прочим операциям» в пункте «Алименты и другие удержания» в разделе «Зарплата».

Указать в нём сотрудника, размер удерживаемой суммы и тот вид удержания, который мы создавали ранее.

Само удержание произойдёт автоматически при начислении заработной платы в разделе «Зарплата», пункте «Начисление зарплаты и взносов».

Данная сумма будет отражена на вкладке «Удержания».

В конце месяца при выполнении синхронизации данных штраф, удержанный из зарплаты сотрудника, отразится по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 73.02 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Автор статьи: Алина Календжан

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Добавить комментарий

Отражаем в учете штрафные санкции

По долгам следует платить, взятые обязательства выполнять. Штраф и пеня – это наказание за невыполнение своего долга.

Кроме них есть и возмещения иных потерь, которые понесла вторая сторона, например, инфляции. Как же их отразить в учете?

  • Штраф, пеня, неустойка – суть понятий
  • Максимальные штраф / пеня
  • Налоговые штраф и пеня
  • Учет у пострадавшего лица (кредитора)
  • Учет у виновного лица (должника)
  • Инфляционные потери
  • Пример бухгалтерских проводок

Штраф, пеня, неустойка – суть понятий

Разберемся с понятиями, которые иногда путаются. Неустойка – это и есть штраф или пеня все вместе. Получается, что это определенная сумма денег или имущество, которое виновное лицо (должник), которое не выполнило свое обязательство или нарушило сроки его выполнения, должно передать другой, пострадавшей, стороне (кредитору).

Чем штраф отличается от пени?

Штраф – это единовременная сумма, которая считается как определенный процент от суммы долга. Как правило, берется сумма просроченного долга.

Пеня – это уже финансовое наказание, которое исчисляется за каждый день просрочки. Не обязательного с первого дня. Может быть установлен определенный отсроченный стартовый срок, например, 30 дней, 90 дней и тому подобное. Например, отложенный старт начисление пени на 90 дней используется для налоговых целей в ситуациях, когда недоплату налога обнаружил сам плательщик – тогда пеня начисляется на 91-й день (см. пп. 129.1.3 НКУ). С экономической точки зрения пеня – это не самостоятельное наказание, а защита основной суммы долга от обесценивания с течением времени. Нюансом является то, что пеня может начисляться как на сумму долга, так и на сумму “долг + штраф”. Поэтому база начисления пени должна быть определена в заключенном договоре. Как и ее размер.

❗️ВИ НЕ МОЖЕТЕ ПРОПУСТИТИ ЦІ ЗМІНИ❗️

В налоговом законодательстве пеня – это сумма средств, начисляемая на денежное обязательство (пп. 14.1.162 НКУ). Последнее, в свою очередь, включает не только сумму налога, но и сумму штрафных санкций из-за нарушения требований налогового законодательства (пп. 14.1.39 НКУ). Следовательно, базой начисления пени для налоговых целей является «долг + штраф». Кстати, данное изменение произошло с 23 мая 2020 года после принятия Закона № 466.

В случае возбуждения дела о банкротстве и введении моратория на удовлетворение требований кредиторов штраф и пеня не начисляются.

В бухучете суммы признанных штрафных санкций являются расходами отчетного периода, если их сумма достоверно определена. Если соответствующие суммы невозможно достоверно оценить, то учитывайте их на забалансовом счете 042 “непредвиденные обязательства”, пока ситуация не станет понятной, например, в ожидании решения суда.

Максимальные штраф / пеня

Относительно размера штрафе и пени есть законодательные нюансы:

Штраф

Пеня

Максимальный размер ограничения не имеет. Все определяется договором.

Не может превышать двойной учетной ставки НБУ * , действовавшей в определенный период (просрочки) (ч. 2 ст. 343 ХКУ)

* обратите внимание, что учетная ставка НБУ время от времени меняется и за период неуплаты их может быть несколько. поэтому пеня считается за каждый день, исходя из действующей на тот день учетной ставки НБУ.

Добавим, что даже если договор не предусматривает начисление штрафных санкций, то должник от них никуда “не убежит”, так как есть еще нормы ч. 2 ст. 231 ХКУ:

  • штраф 20% стоимости некачественных товаров, работ, услуг;
  • пеня 0,1% стоимости товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки;
  • штраф 7% стоимости товаров, работ, услуг за просрочку свыше 30 дней дополнительно к пене.

Кроме этого еще возможно возмещение суммы 3% годовых по сумме обязательства согласно ч. 2 ст. 625 ГКУ.

Внимание: Неустойка – это штраф и пеня. Они будут обязательно, даже если не предусмотрены договором

Налоговые штраф и пеня

По своей сути они ничем не отличаются от штрафов и пени по хозяйственным договорам. Единственное отличие – никакого договора не нужно, так как есть НКУ, который регулирует эти вопросы. Налогоплательщик осуществляет начисление штрафа за несвоевременную уплату НДС:

  • самостоятельно, если сам выявил просрочку уплаты налога (сбора) вследствие неосмотрительности или ошибки. Как правило, это осуществляется в уточняющей декларации или в текущей в специальном приложении или разделах. Такое обязательство после подачи декларации становится согласованным и подлежит уплате. Обязательство подлежит уплате в сроки, которые предусмотрены по налогу (сбору) по данной декларацией или в 10-дневный срок со дня подачи, если это была уточняющая декларация;
  • по врученным от налоговиков НУР (налоговое уведомление-решение). Обязательства тоже считается после этого согласованным и подлежит уплате в течение 10 дней.

Размер “самоштрафа” зависит от налога. Его можно найти в соответствующих полях декларации. Например, по налогу на прибыль – 3%, если ошибка исправляется подачей уточняющей декларации или 5% если ошибка исправляется в текущей декларации через приложение ВП.

Если ошибка обнаруживается вследствие налоговой проверки, то штрафы значительно больше, например, по налогу на прибыль, НДС, единому налогу, другим налогам (п. 123.1 НКУ):

  • 25% – от суммы занижения налогового обязательства;
  • 50% — в случае повторного доначисления налогового обязательства по этому налогу в течение 1095 дней.

Пеня при самостоятельном обнаружении ошибки начинает начисляться через 90 кал. дней после окончания срока, который установлен для подачи декларации, в которой была ошибка (пп. 129.1.3 НКУ). Пеня начисляется за каждый день просрочки платежа, включая день погашения обязательства, в расчете 100% годовых учетной ставки НБУ, что действует на каждый такой день (п. 129.4 НКУ).

Однако, если налог доначислили сами налоговики после проверки и выслали НУР, то пеня уже начисляется с первого дня появления налогового долга и будет она больше – 120% годовых учетной ставки НБУ (пп. 129.1.1 НКУ и п. 129.4 НКУ).

Налоговую пеню считает ГНС и выносит ее в НУР.

Учет у пострадавшего лица (кредитора)

Как штраф, так и пеня имеют одинаковые бухгалтерские проводки по начислению:

  • начисление штрафа, пени – это доход, который показываем по Дт счету 715 » полученные штрафы, пени, неустойки”. Рекомендуем этот доход признавать, если санкции признаны должником или имеется решение суда. Доказательством признания долга должником имеется письменный ответ на претензию;
  • дебиторскую задолженность должника по штрафу и пени показываем по счету 374 “Расчеты по претензиям”. Налоговые штраф и пеню рекомендуем провести по счета 642 “Расчеты по обязательным платежам”.

Налоговый учет. Во-первых, никакого НДС на неустойку нет (п. 188.1 НКУ). Причем независимо от того, являются ли стороны плательщиками НДС и облагалась ли данная хозяйственная операция НДС.

Во-вторых, у малодоходников общей системы никаких корректировок нет. Они просто платят из общего финрезультата, на который влияет этот начисленный от штрафов доход налог на прибыль и на этом все.

В-третьих, единоналожники уплачивают налог с такого дохода, так как он соответствует п. 292.1 НКУ и отсутствует в исключениях по п. 292.11 НКУ. 

Как составить уточняющую декларацию по НДС в различных случаях читайте в журнале

Учет у виновного лица (должника)

Как штраф, так и пеня имеют одинаковые бухгалтерские проводки по начислению:

  • начисление штрафа, пени – это расходы, которые показываем по Дт счета 948 “Признанные штрафы, пеня, неустойка”;
  • задолженность по штрафу и пени можно показать по счету 685 “Расчеты с другими кредиторами”. Налоговую штраф и пеню рекомендуем провести по счету 642 “Расчеты по обязательным платежам”.

Налоговый учет. Здесь все зеркально к пострадавшему лицу. НДС нет. В малодоходников общей системы и единоналожников тоже никаких корректировок нет.

Многодоходники, что являются плательщиками налога на прибыль должны увеличить свой финрезультат, если штрафные санкции начисляются в пользу неплательщиков налога на прибыль (исключение – физлица, которые не предприниматели), плательщиков налога на прибыль – нулевиков. Все эти требования можно найти в пп. 140.5.11 НКУ. Например, единоналожники как раз не плательщики налога на прибыль, поэтому если многодоходник общей системы вынужден по штрафным санкциям на их интересах увеличивать финрезультат.

Инфляционные потери

Возмещение инфляционных расходов возможно по условиям договора или ч. 2 ст. 625 ГКУ. . По-сути, это та же пеня и можно вместо возмещения инфляционных потерь увеличить размер пени. Они тоже не облагаются НДС (п. 188.1 НКУ). Что касается их учета, то можно использовать те же проводки, что и по обычным штрафным санкциям, так как по сути их можно рассматривать как то же самое. Правда, Минфин рекомендовал по ним использовать счет 949 “Прочие расходы операционной деятельности” (письмо от 08.12.2004 г. № 31-04200-20-10/22572). Однако, замена на счете 949 948 не является существенной для учета – выбирайте тот вариант, который удобнее.

В отношении кредитора, то тоже рекомендуем использовать счет 715 или 719 “Прочие доходы от операционной деятельности”.

Пример бухгалтерских проводок

Бухгалтерский учет штрафных санкций. Напоследок приведем возможные бухгалтерские проводки по начислению штрафных санкций (учет штрафов проводки).

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

Учет у пострадавшего лица (кредитора)

1

Начисленный штраф по невыполнению обязательств по договору

374

715

1200,00

2

Начисленная пеня по невыполнению обязательств по договору

374

715

30,00

3

Начислено возмещение инфляционных убытков

374

715

(719)

130,00

4

Полученная на текущий счет уплата штрафных санкций от должника

311

374

1360,00

Учет у виновного лица (должника)

1

Начисленный штраф по невыполнению обязательств по договору

948

685

1200,00

2

Начисленная пеня за просрочку платежа

948

685

30,00

3

Уплачены штраф и пеня кредитору  (предприятию ФЛП или физлицу)

685

311

1230,00

4

Начислена компенсация инфляционных потерь согласно коммерческого договора

948  (949)

685

130,00

5

Уплачена компенсация инфляционных потерь кредитору (предприятию, ФЛП или физлицу)

685

311

130,00

Учет налоговых штрафах и пени

1

Начислен штраф за недоплату налога по НУР

948

642

1500,00

2

Начислена пеня за несвоевременную уплату налога по НУР

948

642

5000,00

3

Уплачен штраф в госбюджет

642

311

1500,00

4

Уплачена пеня в госбюджет

642

311

500,00

Статті за темою

Как подтвердить и оформить форс-мажорные обстоятельства

Штрафы за нарушение трудового законодательства 2022 таблица

Порядок обжалования НУР

Пеня за несвоевременную уплату налогов

Штраф за несвоевременную уплату НДС 2021

Ответы на часто задаваемые вопросы

Предлагаем Вам ознакомиться с наиболее распространенными вопросами, направляемыми гражданами и организациями в Управление Федерального казначейства по Свердловской области, а также разъяснениями к ним.

№ п/п

Вопрос

Нормативно-правовая база

Разъяснения

 

1

В личном кабинете на портале Госуслуг ошибочно отображаются неоплаченные начисления (штрафы, плата за детские сады, арендная плата и т.д.)

Согласно статье 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным полномочием администратора доходов бюджета является представление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

С целью корректировки информации Вам необходимо обратиться непосредственно к государственному или муниципальному учреждению, выставившему начисление, информацию о котором можно получить нажав на кнопку «Оплатить».

Дополнительную информацию о государственном или муниципальном учреждении (адрес, телефон и др.) можно найти с использованием бесплатного сервиса Федеральной налоговой службы по ИНН получателя, указанному в реквизитах платежа.

2

Как вернуть государственную пошлину?

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет принимает администратор доходов бюджета.

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Для возврата излишне (ошибочно) оплаченной суммы государственной пошлины следует обращаться к соответствующему администратору доходов бюджета, согласно указанным в распоряжении о переводе денежных средств реквизитам ИНН и КПП получателя

3

Как вернуть сумму ошибочно (излишне) уплаченного (взысканного) налога, штрафа или иного платежа в бюджет?

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов находится в компетенции администратора доходов бюджета.

Для возврата излишне (ошибочно) уплаченного платежа следует обращаться к соответствующему администратору доходов бюджета, согласно указанным в распоряжении о переводе денежных средств реквизитам ИНН и КПП получателя

4

Как уточнить неверно указанные реквизиты при оплате платежей в бюджет?

Согласно ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним обладает администратор доходов бюджета.

В соответствии с Порядком учета и распределения поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н, операции по уточнению платежей осуществляются Управлением на основании Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, представленных администраторами поступлений в бюджеты.

Для уточнения неверно указанных реквизитов платежного поручения (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО) следует обращаться к соответствующему администратору доходов бюджета, согласно указанным в распоряжении о переводе денежных средств реквизитам ИНН и КПП получателя

5

Куда обращаться в случае если на информационном ресурсе отображается информация о наличии неоплаченной налоговой задолженности, хотя налоговой задолженности не имеется?

Согласно ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним обладает администратор доходов бюджета.

Для устранения/уточнения некорректной информации о наличии суммы налоговой задолженности следует обращаться в соответствующий налоговый орган.

6

Куда обращаться в случае если на информационных порталах ведомств, порталах государственных (муниципальных) услуг отображается информация о неоплаченном штрафе при условии его уплаты?

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация, осуществляющая прием платежей, обязана незамедлительно после уплаты административного штрафа направлять информацию об уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предоставляют информацию, необходимую для уплаты, в ГИС ГМП.

Федеральное казначейство выполняет функции оператора ГИС ГМП и не уполномочено на внесение изменений в информацию, содержащуюся в ГИС ГМП.

Документы, являющиеся основанием для оплаты административного штрафа (протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, квитанция на оплату административного штрафа) содержат уникальный идентификатор начисления (УИН), который необходимо указывать при уплате. В постановлениях ГИБДД номер УИН соответствует номеру постановления. Организации, осуществляющие прием платежей, обязаны незамедлительно передавать информации об уплате в ГИС ГМП.

Если оплаченный штраф отображается на информационных ресурсах как неоплаченный означает, что организация, осуществляющая прием платежей, не передала информацию в ГИС ГМП о факте уплаты, либо передала информацию без указания УИН.

Для корректного отображения информации об отсутствии задолженности плательщику необходимо обратиться в организацию, принявшую платеж, с целью осуществления данной организацией передачи информации в ГИС ГМП, либо с целью уточнения УИН в ранее направленной ею в ГИС ГМП информации.

7

Куда обращаться в случае если на информационных порталах ведомств, порталах государственных (муниципальных) услуг отображается информация о неоплаченном штрафе при условии отмены постановления об административном правонарушении?

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация, осуществляющая прием платежей, обязана незамедлительно после уплаты административного штрафа направлять информацию об уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предоставляют информацию, необходимую для уплаты, в ГИС ГМП.

Федеральное казначейство выполняет функции оператора ГИС ГМП и не уполномочено на внесение изменений в информацию, содержащуюся в ГИС ГМП.

Если, постановление по делу об административном правонарушении отменено, но на информационных ресурсах административный штраф продолжает отображаться, это означает, что информация о его отмене в ГИС ГМП отсутствует.

Для передачи информации в ГИС ГМП об аннулировании (отмене) начисления по административному штрафу следует обращаться к соответствующему администратору доходов, вынесшему решение об отмене постановления.

Об учете арендодателем возмещений по штрафам за нарушение ПДД, полученным от арендатора транспортного средства

Ответ

В силу пункта 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Пунктом 1 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности.

Таким образом, обязанность уплатить штраф от ГИБДД в силу норм КоАП РФ возникает у собственника транспортного средства –Организации.

Однако последствия в виде административного штрафа были вызваны действиями арендатора.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, в случае причинения арендатором вреда арендодателю (в виде административного штрафа), арендодатель вправе потребовать возмещения этого вреда.

В рассматриваемом случае, стороны договора аренды прямо предусмотрели обязанность арендатора по возмещению штрафов ГИБДД.

Учитывая изложенное, рассмотрим порядок учета полученных штрафов и сумм возмещения.

Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктами 11, 14. 2, 16 ПБУ 10/99[1] суммы штрафов, являются прочим расходом и принимаются к учету на дату вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности[2].

Поскольку Организация взыскивает с арендатора сумму уплаченного штрафа, то на дату признания претензии арендатором сумма возмещения подлежит отражению в составе прочих доходов (пункты 7, 10.2, 16 ПБУ 9/99[3]).

Учитывая изложенное, в бухгалтерском учете Организации отражаются следующие записи:

Дебет 91.2 Кредит 76.2 гос.орган – отражен административный штраф;

Дебет 76.2арендатор Кредит 91.1 – отражено обязательство арендатора по возмещению суммы административного штрафа.

Налог на прибыль

НК РФ предусматривает две нормы в отношении взымаемых с налогоплательщика санкций:

Пункт 13 статьи 265 НК РФ — расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

Пункт 2 статьи 270 НК РФ — расходы  в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со статьей 176. 1 настоящего Кодекса, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Из указанных норм можно сделать вывод, что они посвящены санкциям, возникающим по разным правовым основаниям:

-в связи с взаимоотношениями с контрагентами по гражданско-правовым договорам;

-в связи с претензиями государственных органов.

Первые учитываются в составе внереализационных расходов, а вторые вообще не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина РФ от 20.06.18 № 03-03-06/1/42048:

«Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

При этом на основании пункта 2 статьи 270 НК РФ расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со статьей 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, порядок учета штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли зависит от правовой и экономической природы возникновения данных расходов».

Письмо Минфина РФ от 09.07.15 № 03-03-06/1/39607:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Статьей 124 ГК РФ определено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

При этом согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями указанные права и обязанности могут приобретать и осуществлять органы местного самоуправления.

Учитывая, что органы государственной власти, действующие от имени Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, участвуют в гражданских отношениях на равных правах с иными субъектами правоотношений, по мнению Департамента, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение обязательств, предусмотренных договорами, заключенными с органами государственной власти, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса.

Положения пункта 2 статьи 270 Кодекса, предусматривающие, что для целей налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, на рассматриваемые расходы не распространяются».

Таким образом, налоговый учет санкций зависит от того, выступает орган государственной власти в качестве хозяйственного субъекта (например, если с государственным органом заключен какой-либо договор и штраф взыскивается в соответствии с этим договором) или в качестве контролирующего органа государственной власти.

В рассматриваемом случае, речь идет о штрафе за нарушение ПДД, а не в рамках договорных правоотношений с ГИБДД.

Соответственно, такой штраф подпадает под пункт 2 статьи 270 НК РФ.

Иных, в том числе специальных норм для лизинговых компаний, НК РФ не предусматривает.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, Организация не вправе учитывать административный штраф в составе внереализационных расходов по пункту 13 статьи 265 НК РФ.

В свою очередь, на дату признания арендатором претензии в учете арендодателя отражается внереализационных доход в размере возмещаемого штрафа (пункт 3 статьи 250, подпункт 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

НДС

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Поскольку при возмещении убытков реализации товаров (работ, услуг) не происходит, то и объект налогообложения НДС не возникает.

В связи с этим, по нашему мнению, при выставлении арендатору претензии у арендодателя отсутствуют основания для начисления НДС.

Коллегия Налоговых Консультантов, 8 ноября 2021 года



[1] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.

[2] Если постановление не обжалуется, то вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (пункт 1 статьи 31.1, пункт 1 статьи 30.3 КоАП РФ).

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел

Уплаченный работником «дорожный» штраф заставляют взыскать: как поступать? | Бухгалтер 911, август, 2020/№34

Бухгалтер 911, август, 2020/№34