Разное

Субсидии для сельского хозяйства: Субсидии фермерам — помощь начинающим фермерам от государства, льготы и господдержка для фермеров

12.02.2004

Содержание

Реестры получателей субсидии 2022 год

Реестры получателей субсидии 2022 год

 

  • Реестр получателей денежной компенсации за отчужденных животных и (или) изъятую продукцию животноводства в октябре 2021 года Чертковский район

 

Реестры получателей субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям
растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на поддержку собственного производства молока

 

  • Реестр №1

 

Реестры получателей субсидии в рамках приоритетных подотраслей
агропромышленного комплекса на поддержку производства молока

 

  • Реестр №1

 

Реестры получателей субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования
в целях возмещения части затрат, направленных на обеспечение прироста объема молока сырого крупного рогатого скота,


козьего и овечьего, переработанного получателями средств на пищевую продукцию

  • Реестр №1
  • Реестр №2

 

Реестры получателей субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям
растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных

 

 

  • Реестр №1
  • Реестр №2

 

Реестр получателей субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в целях возмещения части затрат, направленных на обеспечение прироста объема зерна, использованного получателями средств на производство продукции глубокой переработки зерна

  • Реестр №1

 

Реестры получателей субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур

  • Реестр №1
  • Реестр №2
  • Реестр №3
  • Реестр №4
  • Реестр №5
  • Реестр №6
  • Реестр №7
  • Реестр №8
  • Реестр №9
  • Реестр №10
  • Реестр №11
  • Реестр №12
  • Реестр №13
  • Реестр №14
  • Реестр №15
  • Реестр №16
  • Реестр №17
  • Реестр №18

 

 

Реестры получателей субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (кроме сельскохозяйственной техники импортного производства)

  • Реестр №1
  • Реестр №2
  • Реестр №3
  • Реестр №4
  • Реестр №5
  • Реестр №6
  • Реестр №7
  • Реестр №8
  • Реестр №9
  • Реестр №10
  • Реестр №11
  • Реестр №12
  • Реестр №13

 Реестры получателей субсидии на возмещение части затрат на уплату авансовых и текущих лизинговых платежей при приобретении в лизинг основных средств в части технологического, торгового и холодильного оборудования, транспортных средств, необходимых для закупки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции, оборудования для обработки и внесения навоза, переработки биологических отходов животного происхождения, отходов растениеводства, животноводства, переработки сельскохозяйственного сырья в целях производства корма для животных

 

  • Реестр №1

 

Реестры получателей субсидии на возмещение части затрат на производство мяса крупного рогатого скота, реализованного на перерабатывающие предприятия Ростовской области

  • Реестр №1
  • Реестр №2
  • Реестр №3
  • Реестр №4
  • Реестр №5
  • Реестр №6

Реестры получателей субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства

  • Реестр №1
  • Реестр №2
  • Реестр №3
  • Реестр №4
  • Реестр №5
  • Реестр №6
  • Реестр №7
  • Реестр №8
  • Реестр №9

Реестры получателей субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования, автотранспорта (автолавки, изотермические и хлебные фургоны)

  • Реестр №1

Реестры получателей субсидии на возмещение части понесенных затрат, связанных с приобретением имущества и закупкой сельскохозяйственной продукции

  • Реестр №1

Реестры получателей субсидий на поддержку на возмещение части затрат на приобретение кормов и (или) комбикормов и (или) их компонентов для отдельных подотраслей животноводства в 2022 году

  • Реестр №1
  • Реестр №2

Реестры получателей субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на поддержку племенного животноводства 

  • Реестр №1
  • Реестр №2
  • Реестр №3
  • Реестр №4

 Предоставление субсидии субъектам виноградарства (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, в том числе по импорту

  •  Реестр №1
  •  Реестр №2

Реестры получателей субсидии на возмещение части затрат на приобретение фосфоросодержащих удобрений под пар и (или) зябь

  • Реестр №1
  • Реестр №2
  • Реестр №3
  • Реестр №4
  • Реестр №5

 

Реестры получателей субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка  крупного рогатого скота молочного направления, в том числе по импорту

  • Реестр №1
  • Реестр №2

 

Реестры получателей субсидии на возмещение части затрат на приобретение электрической энергии для подачи воды в целях выращивания продукции аквакультуры
и (или) переработки, охлаждения и хранения водных биологических ресурсов 2022 год

 

  • Реестр №1

 

Реестры получателей субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники, спецавтотранспорта, оборудования, устройств,
приборов и комплектующих к ним, используемых в аквакультуре (рыбоводстве) и (или) переработке водных биологических ресурсов, в том числе по импорту.

  • Реестр №1

 

Реестр получателей субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию продукции аквакультуры

  • Реестр №1

 

Реестры получателей субсидий предприятиям хлебопекарной промышленности на компенсацию части затрат на производство и реализацию произведенных
и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий в 2022 году

 

  • Реестр №1
  • Реестр №2
  • Реестр №3
  • Реестр №4

Реестры получателей субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства, за исключением племенных животных в 2022 году (1 транш)

  • Реестр №1
  • Реестр №2
  • Реестр №3
  • Реестр №4
  • Реестр №5
  • Реестр №6
  • Реестр №7

Реестры получателей субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства, за исключением племенных животных в 2022 году (2 транш)

 

  • Реестр №8
  • Реестр №9
  • Реестр №10
  • Реестр №11

Реестры получателей субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства, за исключением племенных животных в 2022 году (3 транш)

  • Реестр №12

 

 

Реестр получателей субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в целях возмещения части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями, включая питомники, в том числе на установку шпалеры, и (или) противоградовой сетки, и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений

  • Реестр №1
  • Реестр №2

Реестр получателей субсидии на развитие виноградарства и виноделия

  • Реестр №1
  • Реестр №2

Реестры получателей субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами

  • Реестр №1

Реестры получателей субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части фактически осуществленных ими расходов на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках регионального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» и федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса»

  • Реестр №1

Министерство сельскогохозяйства Ставропольского края

  • Главная

  • Министерство

      • Руководство

      • Структура министерства

      • Информация

      • Вакансии

      • Координационные и совещательные органы

      • Коллегия министерства

      • Подведомственные организации

      • Территориальные органы

      • Антикоррупционная деятельность

      • Контрольно-надзорная деятельность

      • Информационные системы

      • Защита населения

      • Госзакупки

      • Государственные услуги

      • Открытое министерство

      • Антитеррористическая деятельность

      • Антимонопольный комплаенс

      • Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка

    • Господдержка

    • Бережливое правительство

    • Документы

      • Нормативные правовые акты

      • Проекты НПА

      • Законопроекты

      • Независимая антикоррупционная экспертиза

      • Оценка регулирующего воздействия (ОРВ)

      • Независимая экспертиза нормативных правовых актов

      • Регламенты государственных услуг

      • Формы обращений

      • Порядок обжалования

      • Реестр субъектов гос. поддержки

      • Реализация майских указов Президента РФ

      • Наградная деятельность (шаблоны наградных листов)

      • Обработка персональных данных

      • Целевой набор

      • Статистика

    • Контакты

    • Обращения

      • Интернет-приемная

      • Порядок и время приема

      • Установленные формы обращений

      • Порядок обжалования

      • Обзоры обращений граждан

      • Прозрачность

      • Гостевая книга (форум)

    • Информация

      • Растениеводство

      • Животноводство

      • Рыбоводство

      • Рыболовство

      • Техническое обеспечение

      • Мелиорация и овощеводство

      • Гостехнадзор

      • Грантовая поддержка малых форм хозяйствования

      • Экономика

      • Комплексное развитие сельских территорий

      • Рекомендации

      • Оборот земель сх. назначения и управления госсобственностью

      • Статистика и аналитика АПК

      • Юридическая помощь

      • Племнадзор

      • Господдержка

      • Экспорт продукции АПК

      • Соревнования в агропромышленном комплексе

      • Биржевая торговля

      • Оперативная отчётность

      • Сохранение и поддержание памятников и мемориалов

      • Электронная трудовая книжка (ЭТК)

      • Ведомственный контроль

    • Антикоррупция

      • Нормативные правовые и иные акты

      • Независимая антикоррупционная экспертиза

      • Методические материалы

      • Формы, бланки

      • Сведения о доходах

      • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению

      • Доклады, отчеты, обзоры

      • Обратная связь

      • Часто задаваемые вопросы

      • Сведения о консультировании

      • Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы

      • Социальная реклама, направленная на формирование в обществе неприятия всех форм коррупции

    • Пресс-cлужба

      • Новости

      • Люди труда

      • 75 лет Великой Победы

    • КРСТ

      • Комплексное развитие сельских территорий

      • Общая информация

      • Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан

      • Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры

      • Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры

      • Мероприятия по благоустройству сельских территорий

      • Мероприятия по современному облику сельских территорий

      • Мероприятие по разработке проектной документации

      • Формирование Перечня объектов капитального строительства

      • Сельская ипотека

      • Выстовочно-ярмарочная информация

      • Содействие сельхозтоваропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами

    • Гостехнадзор

      • Информация

      • Контрольно-надзорная деятельность

      • Государственные услуги

      • Контакты

    • Субсидии

      • Объявления

      • Результаты

      • Электронный Бюджет

      • Грантовая поддержка «Агростартап»

    Главная

    Субсидии

    Программы сельскохозяйственных субсидий — Econlib

    Государственное вмешательство в рынки продуктов питания и волокна началось давно. Классическим примером субсидирования фермерских хозяйств через торговые барьеры являются английские законы о хлебе, которые веками регулировали импорт и экспорт зерна в Великобритании и Ирландии. Они были отменены в 1846 году. Современные программы сельскохозяйственных субсидий в Соединенных Штатах начались с Нового курса и Закона о корректировке сельского хозяйства 1933 года. Поскольку торговые барьеры для сельскохозяйственных товаров и всего остального уже существовали, этот закон дал правительству право устанавливать минимальные цены и включали приобретение государством запасов, простаивание земли и схемы сокращения поставок за счет уничтожения скота. Простой земли и уничтожение скота иногда были обязательными, а иногда вызывались компенсацией (Бенедикт 19).53).

    С начала 1930-х годов правительства более богатых стран мира использовали головокружительное количество схем для поддержки и субсидирования фермеров. В бедных странах, где большая часть населения занимается сельским хозяйством, правительства, как правило, облагают налогом и регулируют сельское хозяйство. По мере роста доходов и сокращения населения на фермах в таких странах, как Южная Корея и Тайвань, правительства этих стран перешли от наказания фермеров к их субсидированию и защите от импорта. Эти страны, наряду с Японией, в настоящее время имеют одни из самых высоких уровней субсидий и защиты в мире. Формы поддержки фермерских хозяйств также различаются в зависимости от страны и товара, и разные формы по-разному влияют на сельское хозяйство и остальную часть экономики. В этой статье рассматриваются некоторые из основных форм поддержки и описывается их влияние. Хотя я часто использую термины «поддержка» и «субсидия» взаимозаменяемо, большая часть государственной поддержки сельского хозяйства осуществляется не в форме прямых субсидий для доходов фермеров или прямых субсидий для производства, а носит косвенный характер.

    Экономисты критикуют сельскохозяйственные субсидии по нескольким пунктам. Во-первых, сельскохозяйственные субсидии обычно переносят доход от потребителей и налогоплательщиков к относительно состоятельным владельцам сельскохозяйственных угодий и операторам ферм. Во-вторых, они наносят обществу чистые убытки, часто называемые безвозвратными потерями, и не приносят явной широкой социальной выгоды (Alston and James, 2002). В-третьих, они препятствуют продвижению к более открытой международной торговле сырьевыми товарами и, таким образом, создают чистые издержки для мировой экономики (Johnson, 1991; Sumner, 2003).

    Сторонники сельскохозяйственных субсидий утверждают, что такие программы стабилизируют рынки сельскохозяйственных товаров, помогают фермерам с низкими доходами, повышают неоправданно низкую отдачу от инвестиций в фермерские хозяйства, помогают развитию сельских районов, компенсируют монополию в сфере поставок сельскохозяйственных ресурсов и сельскохозяйственных рынков, помогают обеспечить национальные продукты питания. безопасность, компенсировать сельскохозяйственные субсидии, предоставляемые другими странами, и предоставлять различные другие услуги. Однако экономисты, пытавшиеся обосновать какое-либо из этих преимуществ, не смогли этого сделать (Gardner 19). 92; Джонсон 1991; Райт 1995).

    Правительство США в значительной степени субсидирует зерновые, масличные культуры, хлопок, сахар и молочные продукты. Большинство других видов сельского хозяйства, включая говядину, свинину, птицу, сено, фрукты, лесные орехи и овощи (составляющие около половины общей стоимости производства), получают лишь минимальную государственную поддержку. В последние годы сельскохозяйственные программы США стоили около 20 миллиардов долларов в год из государственного бюджета. Но бюджетные расходы не являются особенно полезным показателем степени поддержки или субсидирования. Некоторые программы субсидирования, такие как тарифы на импорт, фактически генерируют налоговые поступления для правительства, но также влекут за собой издержки для потребителей, которые превышают прирост государственных доходов. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), средний уровень «оценки поддержки производителей» для товаров, пользующихся значительной поддержкой, в Соединенных Штатах колеблется от примерно 55 процентов стоимости производства для сахара до примерно 22 процентов для масличных культур. Для менее поддерживаемых товаров ставка обычно ниже 5 процентов.

    Среди членов ОЭСР (группа стран с высоким уровнем доходов) ставки «оценки поддержки производителей» в среднем составляют около 31 процента от общего дохода для основных видов зерна, масличных культур, сахара и продукции животноводства. Эти оценки объединяют в единый индекс широкий спектр государственных программ, включая поддержку цен и торговые барьеры, которые передают выгоды производителям сельскохозяйственной продукции и землевладельцам. Этот индекс измеряет размер трансферта в денежном выражении, но не пытается оценить влияние программ на производство или чистую прибыль. Самый высокий средний уровень поддержки приходится на рис (около 80 процентов), где большая часть поддержки приходится на торговые барьеры и прямые платежи. Поддержка фермеров правительствами Японии и Кореи составляет большую часть общей мировой субсидии на рис. Самые высокие в среднем по стране эквивалентные ставки поддержки по всем основным сырьевым товарам предлагаются в Норвегии, Швейцарии и Исландии, где средние субсидии составляют около 65–75 процентов стоимости продукции, а также в Японии и Корее, где ставки поддержки составляют 60–75 процентов от стоимости продукции. 65 процентов. Самые низкие ставки субсидий (менее 4 процентов) наблюдаются в Австралии и Новой Зеландии. Средняя ставка поддержки в Европейском союзе составляет около 35 процентов от стоимости продукции.

    Формы субсидий также различаются в зависимости от страны и товара. К основным формам субсидирования относятся: (1) прямые выплаты фермерам и землевладельцам; (2) ценовая поддержка, реализуемая за счет государственных закупок и хранения; (3) правила, устанавливающие минимальные цены в зависимости от местоположения, конечного использования или некоторых других характеристик; (4) субсидии на такие статьи, как страхование урожая, реагирование на стихийные бедствия, кредит, маркетинг и поливная вода; (5) экспортные субсидии; и (6) импортные барьеры в виде квот, тарифов или правил. Часто программы контроля над поставками, такие как требования о прекращении производства, производственные квоты или аналогичные схемы, сопровождают поддержку цен или другие программы. Кроме того, правительства самых богатых стран оказывают помощь в сельскохозяйственных исследованиях и разработках, продвижении и некоторой сельскохозяйственной и сельской инфраструктуре.

    Воздействие субсидий зависит от их формы. Программы субсидирования фермерских хозяйств обычно переносят доход от потребителей и налогоплательщиков к операторам ферм, особенно к владельцам сельскохозяйственных угодий и других ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве. Факты ясно показывают, например, что сельскохозяйственные субсидии увеличивают арендную ставку на землю, с которой связаны права на получение этих платежей. Другими словами, субсидии сельскому хозяйству часто являются просто субсидиями землевладельцам. Рыночная стоимость активов, созданных государством, таких как производственные или маркетинговые квоты или земельные участки, полностью обусловлена ​​преимуществами государственных программ. Когда квоты ограничивают производство, цены на товары растут и повышают стоимость прав на производство, закрепленных за владельцами квот. Такие программы квот часто продолжались десятилетиями (шесть десятилетий в случае квоты на табак в США и более трех десятилетий в случае квот на молочные продукты в Калифорнии и Канаде). Интересно, однако, что цена актива рыночного квота, как правило, только в четыре раза превышает годовой доход от владения квотой (Джонсон 19).91). Это означает, что владельцы квот явно не уверены в том, что льготы по программе сохранятся.

    Фермерские субсидии стимулируют дополнительное производство товаров, пользующихся поддержкой правительства, повышая стимулы к использованию скудных земель и талантов фермеров для производства одних продуктов, а не других. Специфика государственной программы определяет степень стимулирования производства; Реальные фермерские программы обычно намного сложнее, чем субсидии на единицу продукции или ценовая поддержка, описанные в учебниках. Отмена субсидии только на одну культуру приведет к гораздо большему падению производства этой культуры, чем если бы все субсидии были отменены одновременно. Поскольку большая часть сельскохозяйственных угодий останется в использовании, экономисты ожидают относительно небольших изменений в общем объеме сельскохозяйственного производства США, если все сельскохозяйственные субсидии будут отменены вместе, хотя некоторые изменения в ассортименте товаров произойдут.

    Частично для ограничения увеличения производства, вызванного субсидиями, Соединенные Штаты однажды потребовали от фермеров простаивать часть своих сельскохозяйственных угодий в обмен на субсидию. Эта практика до сих пор используется в Европейском союзе и Японии. В последнее время в США одновременно применяются три сложные схемы оплаты за зерно, семена масличных культур и хлопок. Во-первых, фермеры получают «прямые платежи», которые не зависят от текущих рыночных цен и основаны главным образом на истории производства фермой конкретной поддерживаемой культуры. Существует ряд ограничений на использование земли, на которую поступают эти платежи, но фермеры получают платежи, даже если они сажают культуры, отличные от платных, или оставляют землю без дела. Во-вторых, фермеры получают «контрциклические платежи», которые обратно привязаны к рыночной цене платной культуры, но которые также обеспечивают гибкость при посадке. Эти две формы оплаты не требуют от фермера посадки определенной культуры в настоящее время. Однако, поскольку продолжение или увеличение выплат может зависеть от текущего производства этой культуры, они создают стимул для перепроизводства (Sumner 2003). Третья форма субсидирования, «льготы по кредиту на маркетинг», обратно пропорциональна текущим рыночным ценам и напрямую связана с текущим производством конкретной культуры. Трудно измерить степень стимулирования производства, связанную с этим сложным набором платежей; тем не менее экономисты согласны с тем, что без них производство субсидируемых культур сократилось бы.

    Одним из наиболее противоречивых аспектов программ сельскохозяйственных субсидий в последние десятилетия было их влияние на международную торговлю. Д. Гейл Джонсон (1950) поднял этот вопрос более пятидесяти лет назад. По мере роста глобализации барьеры и субсидии в торговле сельскохозяйственной продукцией, препятствующие получению сравнительных преимуществ в сельском хозяйстве, стали все более разрушительными для нормальных торговых отношений и торговых переговоров.

    Программы субсидирования фермерских хозяйств, которые используются в большинстве богатых стран, усложнили многосторонние торговые переговоры и поставили под угрозу широкомасштабное открытие рынка. В первые годы действия Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (1940-х и начале 1950-х годов) правительство США поставило свои программы субсидирования фермерских хозяйств вне досягаемости торговых переговоров и тем самым затормозило либерализацию сельского хозяйства на три десятилетия. В 1980-х годах правительство США начало сокращать стимулирование производства в рамках собственных сельскохозяйственных программ. На торговых переговорах он выступал за более свободную торговлю сельскохозяйственной продукцией и заявил о своей готовности устранить собственные импортные барьеры и искажающие торговлю сельскохозяйственные субсидии, если другие страны сделают то же самое. Европейские страны, Япония и Корея сопротивлялись. Тем не менее, соглашение ГАТТ 1994, который создал Всемирную торговую организацию (ВТО), начал скромный прогресс в направлении либерализации. Законодательство США о сельскохозяйственных субсидиях в 1996 году соответствовало постепенной реформе сельскохозяйственных субсидий. Однако с принятием в 2002 году новых и более искажающих программ субсидирования фермерских хозяйств Соединенные Штаты стали менее заслуживающим доверия участником переговоров в ВТО, и сокращение субсидий и торговых барьеров было отложено.

    После принятия в 2002 году в Соединенных Штатах законопроекта о фермерских хозяйствах и начала Дохинского раунда переговоров по ВТО субсидии фермерам стали важным вопросом для многих участников торговых переговоров из менее развитых стран. Они указали на то, что снижающие цены последствия сельскохозяйственных субсидий богатых стран поставили их фермеров в невыгодное положение. Хлопковые субсидии в США являются ярким примером. Некоторые из беднейших стран Западной Африки традиционно были экспортерами хлопка. В 2001 и 2002 годах мировая цена на хлопок колебалась от 35 до 45 центов за фунт. Тем временем производители хлопка в Соединенных Штатах, крупнейшем в мире экспортере, получали семьдесят центов и более за фунт за счет субсидий плюс рыночная цена. Экономисты подсчитали, что экспорт хлопка в США был бы значительно ниже, а мировая цена на хлопок была бы на 10-15% выше, если бы в этот период не было хлопковых субсидий США. Сокращение сельскохозяйственных субсидий в Соединенных Штатах и ​​других богатых странах помогло бы бедным производителям хлопка и другим фермерам в бедных странах и, кроме того, положило бы начало процессу экономического роста, в большей степени полагающегося на торговлю, а не на помощь. Налогоплательщики в богатых странах выиграют двумя способами: выплачивая меньшие субсидии своим фермерам и выплачивая меньшие субсидии людям в бедных странах. ВТО является ключевым форумом, на котором страны проводят реформы глобальной сельскохозяйственной политики, но этого форума может быть недостаточно.

    В богатых странах, таких как Соединенные Штаты, сельскохозяйственные субсидии, хотя и велики в целом, являются относительно незначительными политическими проблемами для большинства избирателей. Причина в том, что затраты на одного избирателя в виде более высоких налогов и более высоких цен на продукты питания невелики. Однако для фермеров прибыль на человека велика. Следовательно, внутриполитическая сцена подготовлена ​​для продолжения передачи от широкого круга избирателей, которые уделяют мало внимания этому вопросу, к гораздо меньшей группе, для которой сельскохозяйственные субсидии жизненно важны для их краткосрочного экономического благосостояния. Эта дилемма не уникальна для сельскохозяйственных субсидий и фактически является центральной проблемой политической экономии (см. Политическое поведение). Тем не менее, поскольку в настоящее время этому вопросу уделяется всеобщее внимание, все больше людей готовы понять пагубные последствия сельскохозяйственных субсидий.


    Об авторе

    Дэниел А. Самнер — профессор Фрэнка Х. Бака младшего кафедры экономики сельского хозяйства и ресурсов Калифорнийского университета в Дэвисе и директор Центра сельскохозяйственных проблем Калифорнийского университета. Ранее он был помощником министра экономики в Министерстве сельского хозяйства США.


    Дополнительная литература

     

    Алстон, Джулиан М. и Дженнифер С. Джеймс. «Случай сельскохозяйственной политики». Глава 33 в Б. Л. Гарднер и Г. К. Рауссер, ред., Справочник по экономике сельского хозяйства. Том. 2. Амстердам: Elsevier, 2002. Стр. 1689–1749 гг.

    Бенедикт, Мюррей Р. Сельскохозяйственная политика Соединенных Штатов, 1790–1950 годы: исследование их происхождения и развития. Нью-Йорк: Фонд двадцатого века, 1953.

    Гарднер, Брюс Л. «Изменение экономических взглядов на фермерскую проблему». Журнал экономической литературы 30 (март 1992 г.): 62–101.

    Джонсон, Д. Гейл. Сельское хозяйство и торговля: исследование непоследовательной политики. Нью-Йорк: Джон Уайли и сын, 1950.

    Джонсон, Д. Гейл. Мировое сельское хозяйство в беспорядке. 2-е изд. Лондон: Macmillan, 1973. 1991.

    Организация экономического сотрудничества и развития. Сельскохозяйственная политика в странах ОЭСР: мониторинг и оценка. Paris: OECD, 2003.

    Самнер, Дэниел А. «Последствия законопроекта о фермерских хозяйствах США от 2002 года для торговли сельскохозяйственной продукцией и торговых переговоров». Австралийский журнал экономики сельского хозяйства и природных ресурсов 47, вып. 1 (2003): 117–140.

    Райт, Б. Д. «Цели и реалии сельскохозяйственной политики». В DA Sumner, ed., Реформа сельскохозяйственной политики в Соединенных Штатах. Вашингтон, округ Колумбия: AEI Press, 1995. Стр. 9–44.


     

    Ссылки по теме

    Сравнительное преимущество. Краткая энциклопедия экономики.

    Распространение. Краткая энциклопедия экономики.

    Давид Рикардо. Краткая энциклопедия экономики.

    Дэниел Самнер о политической экономии сельского хозяйства. EconTalk, февраль 2015 г.

    Фрэнк Уильям Таусиг, Некоторые аспекты тарифного вопроса. Harvard University Press, 1915.

    Что такое сельскохозяйственные субсидии и каковы их виды?

    Фермеры сталкиваются со многими неопределенностями, которые могут повлиять на их средства к существованию. Растениеводство и прибыльность зависят от погодных условий, в том числе от частых экстремальных погодных явлений, таких как торнадо, наводнения, засухи и ранние заморозки, которые могут существенно повлиять на способность фермера поставлять урожай на рынок. Колебания рыночного спроса и внезапные падения цен также способствуют нестабильному характеру сельского хозяйства.

    Из-за непредсказуемости, присущей сельскому хозяйству, с 1930-х годов правительство США разработало механизмы экономической поддержки фермеров, называемые субсидиями, предназначенные для смягчения последствий переменного дохода в жизненно важном секторе и обеспечения бесперебойных поставок продовольствия.

    ЧТО ТАКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ?

    Сельскохозяйственные субсидии представляют собой денежные выплаты и другие виды поддержки, предоставляемые государством фермерам и сельскохозяйственным предприятиям. Некоторые субсидии предназначены для защиты производителей от рыночной нестабильности, в то время как другие предназначены для стимулирования определенных методов производства или влияния на поведение рынка. Субсидии рассчитываются и распределяются по государственным программам по-разному. В настоящее время правительство США особенно сильно субсидирует пять товарных культур — кукурузу, соевые бобы, пшеницу, хлопок и рис. Существуют и другие программы для фермеров, выращивающих сахар и молочные продукты. Производители мяса получают косвенную выгоду за счет субсидируемых цен на корма для животных ниже себестоимости.

    Структуры субсидий, установленные в 1938 году и поддержанные последующими итерациями Закона о фермах, способствовали кризису общественного здравоохранения в США и перегрузке системы здравоохранения высоким уровнем хронических заболеваний.

    В 1933 году правительство США приняло первый Закон о регулировании сельского хозяйства (AAA) в рамках программы Франклина Д. Рузвельта «Новый курс», направленной на реструктуризацию экономики США. AAA 1933 года заплатила фермерам за прекращение производства определенных товаров, чтобы уменьшить излишки урожая, повысить цены и сохранить доходы фермеров во время Великой депрессии. В первоначальном акте были включены пшеница, хлопок, кукуруза, рис, табак и молоко.

    ААА 1933 года в конечном итоге было объявлено неконституционным и заменено ААА 1938 года, субсидирующим кукурузу, хлопок и пшеницу. AAA 1938 года не только сохранил субсидии для определенных культур, но и сделал эти субсидии постоянными. Эта политика 1938 года остается определяющим законодательством для сельскохозяйственных субсидий в США. AAA обновляется Законом о фермерских хозяйствах США каждые пять лет и может быть отменено только в том случае, если оно будет объявлено неконституционным или заменено другим законом. Под эгидой ААА федеральное правительство выделило значительные средства на поддержание и расширение сельскохозяйственных субсидий.[2]

    КАК РАБОТАЮТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ?

    Субсидии фермерам в США стали очень сложными, что привело к громоздкой системе, которая обходилась налогоплательщикам в 16 миллиардов долларов в год с 2010 по 2021 год. их земля не засеяна. Эти платежи фермерам позже превратились в систему прямых платежей конкретным производителям целевых товаров на основе исторических данных о производстве — независимо от того, продолжали ли эти хозяйства выращивать те же культуры. Эти прямые платежи, также называемые «свободой ведения сельского хозяйства», выплачивались фермерам в одинаковых размерах независимо от текущего рыночного спроса. Платежи за свободу фермерства были призваны уменьшить зависимость фермеров от субсидий, но в конечном итоге имели противоположный эффект.

    В 2014 году новый законопроект о фермерских хозяйствах сократил некоторые прямые выплаты и расширил другие виды помощи фермерам, такие как страхование урожая, помощь в случае стихийных бедствий и субсидируемые кредиты. В случае с молочными продуктами, которые в течение многих лет пользовались фиксированными минимальными рыночными ценами, установленными правительством, этот законопроект вместо этого предоставил производителям молочной продукции страховку от снижения цен. Этот законопроект о фермах установил современную систему субсидий в США.

    Закон о сельском хозяйстве 2014 года был заменен Законом об улучшении сельского хозяйства 2018 года, который еще больше расширил страховое покрытие урожая в рамках 102 миллиардов долларов, предназначенных для субсидирования фермерских хозяйств в течение десяти лет. В 2020 году федеральное правительство произвело прямые выплаты фермерам в размере 45,7 млрд долларов США — рекордно высокая сумма из-за помощи в связи с пандемией по сравнению с более типичными 11,7 млрд долларов США, которые должны быть выплачены в 2022 году. С тех пор как эти программы страхования были реализованы в 2014 году, государственные страховые программы получили выплаты на сумму более 32 миллиардов долларов. Фермеры должны соответствовать определенным требованиям или производить определенные товары, чтобы иметь право на участие в этих субсидируемых программах страхования.

    КАКОВЫ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ?

    Система субсидирования фермерских хозяйств США включает программы страхования, снижения рисков, поощрения за сохранение окружающей среды, помощь при стихийных бедствиях, маркетинговую помощь, услуги в области исследований и разработок и многое другое.

    СТРАХОВАНИЕ

    Федеральные программы страхования урожая предлагают субсидируемые полисы для фермеров, которые платят, когда урожайность или доходы падают ниже гарантированного уровня. Некоторые полисы также предлагают платежи при наступлении определенных погодных условий. Федеральная корпорация страхования урожая (FCIC) Министерства сельского хозяйства США (USDA) покрывает около 63% страховых премий, а остальную часть несут фермеры и владельцы ранчо. Программа охватывает товарные полевые культуры, такие как пшеница, кукуруза и соя. Специальные культуры, категория, которая включает в себя большинство фруктов, овощей, орехов, трав и кофе, исторически не подпадали под действие федеральных программ страхования урожая. Однако законодательные изменения последних лет расширили охват до 38 категорий специальных культур.

    2/3 выплат субсидий в 2020 году достались крупнейшим 10% ферм США.

    Whole Farm Revenue Protection (WFRP) — это еще один вид субсидируемого государством страхования, предназначенного для заполнения пробелов, не покрываемых федеральным страхованием урожая. Этот план предназначен для фермеров с диверсифицированным производством и страхует органические, ориентированные на потребителя и специализированные фермы с годовым доходом до 8,5 млн долларов.

    ПОКРЫТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ (ARC)

    Покрытие сельскохозяйственных рисков (ARC), еще одна программа Министерства сельского хозяйства США, распространяется на многие пропашные культуры, включая ячмень, сою, арахис, рис, овес, кукурузу, пшеницу и нут. ARC платит фермерам, когда их доходы от урожая падают ниже гарантированного уровня.

    ПОКРЫТИЕ УБЫТКОВ ЦЕНОВ (PLC)

    Покрытие убытков от цен (PLC) покрывает те же товарные культуры, что и ARC. Однако PLC платит фермерам, когда фактическая цена на данный продукт падает ниже средней национальной цены маркетингового года или средней национальной ставки по кредиту. Фермеры, выращивающие культуры, подпадающие под действие ARC и PLC, должны выбрать один из них.

    ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ

    Программы сохранения создают стимулы для сельскохозяйственных производителей улучшать свои земли и предоставляют технические ресурсы, чтобы помочь им в этом. Финансовая помощь предоставляется в рамках Программы стимулирования качества окружающей среды (EQIP), чтобы помочь фермерам и владельцам ранчо решить проблемы с качеством воды и воздуха, здоровьем и эрозией почвы, средой обитания диких животных и климатическими потрясениями.

    Программа помощи в управлении сельским хозяйством помогает производителям диверсифицировать свою продукцию и продавать ее. Это также помогает в сохранении природных ресурсов. Программа управления сохранением предлагает производителям стимулы для улучшения и поддержания планов сохранения с помощью системы шкалы оплаты, основанной на результатах. Другие программы работают с фермерами и владельцами ранчо для восстановления водно-болотных угодий, лесов и биоразнообразия растений и животных.

    МАРКЕТИНГОВЫЕ КРЕДИТЫ

    Программа Маркетингового кредита (MAL) представляет собой программу защиты цен на целевые полевые и пропашные культуры, которая помогает фермерам избежать продажи, когда цены находятся на относительно низком уровне рынка. Товары, на которые распространяется MAL, называются кредитными товарами. Программа обеспечивает минимальную цену и промежуточные цены на урожай.

    Фермеры могут взять кредит от MAL, используя свой урожай в качестве залога. Если рыночные цены превысят процентную ставку по кредиту, фермер может забрать урожай и погасить кредит. Если цены на урожай падают, фермер может лишиться урожая или взять недостающую сумму кредита, прибыль от маркетингового кредита или товарные сертификаты (бумажные сертификаты, стоимость которых привязана к ценам на товары) для погашения кредита. Все эти методы приводят к тому, что фермер получает финансовую выгоду от разницы между первоначальным кредитом и более низкой ставкой погашения.

    ПОМОЩЬ ПРИ БЕДСТВИЯХ

    Федеральное правительство предоставляет различные программы помощи при стихийных бедствиях для фермеров и агропредприятий. Программа Livestock Forage Disaster помогает владельцам ранчо, которые понесли убытки из-за пожаров или засухи. Программа возмещения ущерба животноводству выплачивает агропредприятиям, чьи животные умирают из-за экстремальных погодных условий или нападения хищников, и оказывает экстренную помощь фермерам, выращивающим медоносных пчел, рыбу и других животных, в случае убытков, не покрываемых первыми двумя программами.

    Программы экстренного кредитования помогают фермерам восстанавливаться после засухи, наводнения, пожаров и других погодных явлений, а также покрывают убытки от законов о карантине животных. Программа Disaster Set-Aside Program позволяет производителям, работающим в федеральных зонах стихийных бедствий, приостанавливать платежи на срок до года. Другие программы охватывают ущерб сельскохозяйственным угодьям и потери урожая.

    МАРКЕТИНГ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЭКСПОРТА

    В рамках Программы содействия рынку правительство США производит выплаты фермерам, чьи доходы от экспорта зависят от тарифов внешней торговли на определенные специальные и неспециальные культуры, молочных коров и свиней. Фермеры могут получить до 150 долларов за акр за торговлю.

    Закон о фермерских хозяйствах 2018 года предусматривает обязательное финансирование для продвижения сельскохозяйственного экспорта США, включая развитие рынка, продвижение торговли, устранение барьеров для торговли продуктами, произведенными с помощью биотехнологий, и техническую помощь фермерам, фермерским группам и агропредприятиям.

    ИССЛЕДОВАНИЯ И ДРУГАЯ ПОДДЕРЖКА

    Министерство сельского хозяйства США финансирует исследования в виде грантов и других пособий фермерам, фермерским группам и исследовательским учреждениям, стремящимся улучшить методы ведения сельского хозяйства и разработать новые технологии. Фермеры могут подавать заявки на гранты для проведения исследований на своих фермах. Служба сельскохозяйственных исследований — это внутреннее исследовательское агентство Министерства сельского хозяйства США с бюджетом 1,5 миллиарда долларов, осуществляющее проекты, направленные на решение сельскохозяйственных проблем в США.

    КОМУ ПОЛУЧАЮТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ?

    До пандемии COVID-19 фермерам ежегодно выделялось около 20 миллиардов долларов субсидий. Однако не все фермеры получают одинаковые выгоды. 64,3% от общего объема субсидий, выплаченных в первой половине 2020 года, пошли на самые богатые 10% ферм США. Несмотря на то, что в США работает гораздо больше мелких ферм, чем крупных, и потери урожая, связанные с погодными условиями, могут затронуть любую ферму, на крупнейшие фермы приходится подавляющее большинство федеральных полисов страхования урожая. Между 1995 и 2020 г. 76% страховых выплат по страхованию урожая приходилось производителям кукурузы, сои, пшеницы и хлопка, как правило, также крупнейшим промышленным фермам в США. В 2020 году правительство США выплатило более 3 миллиардов долларов только через Программу содействия рынку, большая часть из которых досталась крупным производителям сои, молочных продуктов и свиней. Агропредприятия, входящие в первые 2% по продажам товаров, получают самые высокие платежи на акр от страхования урожая, в четыре раза превышающие средний показатель.[3]

    Большинство мелких фермеров должны дополнять свой фермерский доход доходом из несельскохозяйственных источников.

    Малые, средние и разнообразные фермы, как правило, не получают выгоды от субсидий, а крупные коммерческие агропредприятия и корпорации манипулируют системой субсидий для получения крупных и прибыльных выплат. Мощные сельскохозяйственные лобби и члены Конгресса из штатов с интенсивным сельским хозяйством гарантируют, что эта система останется в силе, чтобы создать непрерывный поток богатства в уже процветающие фермы. Для членов Конгресса поддержка субсидий может быть не только политической: между 1995 и 2012 г. двадцать три представителя Конгресса и их семьи получили сельскохозяйственные субсидии.[4]

    ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ ПЛОХИМИ?

    Сельскохозяйственные субсидии могут обеспечить надежную защиту фермеров от неопределенностей, связанных с ведением сельского хозяйства, и обеспечить потребителям стабильные и доступные источники продовольствия. Однако действующая система субсидий направляет богатство и выгоды крупным корпоративным фермам за счет мелких и разнообразных фермеров. Большинство мелких фермеров должны дополнять свой фермерский доход доходом из несельскохозяйственных источников.

    Вред системы субсидирования США выходит далеко за рамки мелких фермеров. Практика крупного агробизнеса наносит ущерб окружающей среде, способствует нездоровому питанию потребителей, увековечивает жестокое обращение с животными, наносит ущерб здоровью и финансовой жизнеспособности сельскохозяйственных рабочих и разрушает сельские общины, вытесняя мелких фермеров за рынки и землю. Тем не менее, субсидии поощряют расширение интенсивного животноводства, поддерживая молочную промышленность и свиноводство, производство говядины, производство монокультур сои и кукурузы, продукция которых идет в основном на корм сельскохозяйственным животным. Нынешняя система субсидирования стимулирует эту вредную практику и нуждается в срочной реформе для продвижения более устойчивой и финансово справедливой практики.

    КАК ФЕРМЕРСКИЕ СУБСИДИИ ВЛИЯЮТ НА ЭКОНОМИКУ США

    Фермерские субсидии способствуют несправедливому распределению богатства, позволяя уже крупным предприятиям накапливать больше богатства и активов. Миллиарды долларов выделяются на эти устаревшие программы, которые нагружают бюджет США и не могут финансировать фермеров, предприятия и регионы, где они больше всего нужны.

    Субсидии искажают рынки, отдавая приоритет перепроизводству определенных целевых товаров и поощряя выращивание монокультур вместо разнообразного, экологически приемлемого сельскохозяйственного производства.

    Субсидии США также наносят ущерб мировой экономике и мелким фермерам в других странах, которые не могут конкурировать, когда США наводняют международные рынки дешевыми, перепроизводимыми товарами. В одном примере субсидии США на хлопок сокращают доходы почти 10 миллионов фермеров, выращивающих хлопок в Западной Африке, одних из самых бедных граждан мира, на 43–125 миллионов долларов в год. Субсидии также приводят к торговым конфликтам с другими странами и сокращают импорт в США.

    КАК СУБСИДИИ ВЛИЯЮТ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

    Сельскохозяйственная политика оказала значительное влияние на здоровье потребителей, поддерживая продовольственную систему, основанную на прибыльности, а не на общественном благе. Субсидии поддерживают дешевые диеты с высоким содержанием сахара, основанные на обработанных продуктах с низким содержанием питательных веществ, изготовленных из таких товаров, как молочные продукты, кукуруза и пшеница. В то время как наука о питании поддерживает диеты с высоким содержанием фруктов, овощей, бобовых и цельного зерна, более 90% потребителей в США не едят этих продуктов в достаточном количестве.[5] Субсидии также продвигают диеты с высоким содержанием мяса, продвигая товарные культуры, выращиваемые на корм животным.

    Структуры субсидий, установленные в 1938 году и поддержанные последующими итерациями Закона о фермах, способствовали кризису общественного здравоохранения в США и перегрузке системы здравоохранения высоким уровнем хронических заболеваний. Диеты с высоким содержанием обработанных пищевых продуктов, сахара и продуктов животного происхождения связаны с сердечными заболеваниями, высоким кровяным давлением, диабетом 2 типа и некоторыми видами рака.[6] Чернокожие, коренные жители и люди, составляющие глобальное большинство в США, несоразмерно пострадали от отсутствия доступа к здоровой и питательной пище.

    КАК СУБСИДИИ ВЛИЯЮТ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

    Субсидии негативно влияют на окружающую среду, поощряя выращивание монокультур, что наносит ущерб биоразнообразию и здоровью почвы, а также способствует развитию животноводства. Промышленные сельскохозяйственные операции получают наибольшую выгоду от субсидий, и эти операции также являются крупнейшими нарушителями с точки зрения высоких выбросов парниковых газов, которые вызывают изменение климата, а также причиняют много другого вреда окружающей среде.

    Реформированные фермерские субсидии в США могут стать мощной силой для создания сельскохозяйственной системы, в которой США срочно нуждаются.

    Поддерживая агробизнес в их стремлении расчистить землю для выпаса скота и кормовых товарных культур, таких как соя, текущие субсидии США способствуют вырубке лесов и деградации земель внутри страны и во всем мире. Постоянное преобразование земель для производства товарных культур является причиной не менее 27% обезлесения во всем мире.[7] В тропических лесах полное воздействие обезлесения некоторых сельскохозяйственных товаров, а именно говядины и сои, может быть намного выше.

    Крупные промышленные фермы загрязняют воздух и воду вокруг себя, наносят ущерб экосистемам и природным ресурсам, убивают диких животных. Чрезмерное использование пестицидов уничтожает полезных насекомых-опылителей, а стоки в водоемы создают мертвые зоны, которые не могут поддерживать водную жизнь.

    КАК СУБСИДИИ ВЛИЯЮТ НА ЖИВОТНЫХ

    Текущая программа субсидий поддерживает неправомерные методы промышленного животноводства и агробизнеса, выращивающего корма для интенсивно выращиваемых животных. Животные в промышленных фермерских хозяйствах на протяжении всей жизни подвергаются боли и страданиям, включая тесноту, стрессовые условия жизни, физические увечья, такие как удаление рогов и клювов, отделение матерей от их детенышей и забой в возрасте всего от нескольких месяцев до года.

    Поскольку субсидии возмещают фермерам потери животных в результате экологических бедствий, у крупных агропредприятий мало мотивации для разработки планов на случай стихийных бедствий, которые защищают жизнь сельскохозяйственных животных. В результате во время каждого стихийного бедствия миллионы животных оказываются брошенными, чтобы страдать от утопления, голода, травм и облучения.

    КАК СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СУБСИДИИ ДЛЯ СЛУЖБЫ ФЕРМЕРОВ, ЖИВОТНЫХ И ОБЩЕМУ БЛАГУ

    Фермерские субсидии США могут работать по-разному — повышая финансовую независимость фермеров и поощряя устойчивое производство. Различные пути могут улучшить субсидии в США:

    • Инициировать программы восстановления земли и почвы и поощрять выращивание поликультур
    • Отдавать приоритет мелким фермам для получения субсидий
    • Поощрять и вознаграждать органические, агроэкологические и другие устойчивые методы ведения сельского хозяйства
    • Субсидировать растениеводство и прекращать финансирование интенсивного животноводства
    • Субсидирование продуктов, способствующих укреплению здоровья потребителей, таких как овощи и фрукты
    • Целевые товары на основе научных данных о питании и здоровья экосистем
    • Отказ от использования химических пестицидов и удобрений в пользу экологически приемлемых средств борьбы с вредителями и удобрения сельскохозяйственных культур
    • Финансирование исследований и инноваций в области устойчивого растениеводческого сельского хозяйства разрушительные методы промышленного земледелия и его зависимость от животноводства. Вместо этого субсидии должны удовлетворять насущную потребность в справедливом и устойчивом производстве продуктов питания и создавать стимулы для перехода к растительному сельскому хозяйству. Сельскохозяйственные субсидии, реформированные в интересах разнообразных малых и средних ферм, применяющих устойчивые методы выращивания растений, могут стать мощной силой для преобразования продовольственной системы, обеспечивающей питательную, обильную пищу без ущерба для окружающей среды, эксплуатации животных, углубления расового неравенства, или усугубление огромного бремени здравоохранения в США.


      [1] Кэтлин Лири, «Сельскохозяйственные субсидии в США — история, последствия и критика», в «Великие нации в опасности», , изд. Юрген Г. Бакхаус (Cham: Springer, 2015), 121–131, doi.org/10.1007/978-3-319-10055-5_7.

      [2] См. примечание 1.

      [3] Антон Беккерман, Эрик Дж. Беласко и Винсент Х.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *