Разное

Типы особых экономических зон – 4. /

03.11.2018

2. Понятие, цели, типы, условия создания особых экономических зон

22 июня 2005 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особые экономические зоны определяются решением Правительства Российской Федерации. На этой территории действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

На территории РФ создаются особые экономические зоны двух типов.

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.

Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория особой экономической зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

На территории особой экономической зоны не допускается:

- размещение объектов жилого фонда;

- добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

-переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

-производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.

Условия создания особых экономических зон:

- особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности;

- на момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты;

- на момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций;

- на момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

- на момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

Претенденты в резиденты особых экономических зон показаны в таблице 22.

studfile.net

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА • Большая российская энциклопедия

ОСО́БАЯ ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ ЗО́НА (ОЭЗ) (сво­бод­ная эко­но­ми­че­ская зо­на), часть тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва, на ко­то­рой дей­ст­ву­ет осо­бый ре­жим пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, пре­ду­смат­ри­ваю­щий воз­мож­ность при­ме­не­ния её уча­ст­ни­ка­ми на дан­ной тер­ри­то­рии (ре­зи­ден­та­ми) разл. ро­да льгот (ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных, та­мо­жен­ных, на­ло­го­вых, ва­лют­ных и др.). В ОЭЗ сти­му­ли­ру­ют­ся при­ток иностр. ка­пи­та­ла, раз­ви­тие со­вме­ст­ной с иностр. ин­ве­сто­ра­ми пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, а так­же ори­ен­ти­ро­ван­ных на экс­порт про­из­водств. Соз­да­ние ОЭЗ спо­соб­ст­ву­ет бо­лее ак­тив­ной ин­те­гра­ции нац. эко­но­ми­ки в ми­ро­хо­зяй­ст­вен­ные свя­зи и эко­но­мич. раз­ви­тию стра­ны в це­лом. Эти зо­ны ста­но­вят­ся точ­ка­ми эко­но­мич. рос­та, вы­сту­па­ют в ро­ли эф­фек­тив­ных ин­ст­ру­мен­тов внеш­не­эко­но­мич. и ре­гио­наль­ной по­ли­ти­ки.

ОЭЗ мо­гут функ­цио­ни­ро­вать как зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли (ЗСТ), соз­да­вае­мые для сти­му­ли­ро­ва­ния внеш­не­тор­го­вых опе­ра­ций. Про­об­ра­за­ми со­вре­мен­ных ЗСТ бы­ли сво­бод­ные пор­ты («пор­то-фран­ко»), воль­ные го­ро­да (Ге­нуя, Ве­не­ция и др.), ко­то­рые в 18–19 вв. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в Ев­ро­пе: в Гер­ма­нии (Бре­мен, Гам­бург), Фран­ции (Мар­сель), Рос­сии (Одес­са) и т. д. На тер­ри­то­рии ЗСТ про­ис­хо­дит ос­во­бо­ж­де­ние иностр. то­ва­ров от уп­ла­ты та­мо­жен­ных по­шлин, им­порт­ных на­ло­гов, про­хо­ж­де­ния разл. про­це­дур та­мо­жен­но­го, на­ло­го­во­го и ва­лют­но­го кон­тро­ля. Бес­по­шлин­ная тор­гов­ля со­че­та­ет­ся с раз­ви­ти­ем транс­порт­ных, склад­ских ус­луг. В 20 в. осо­бое рас­про­стра­не­ние ЗСТ по­лу­чи­ли в США. Со­вре­мен­ной их раз­но­вид­но­стью яв­ля­ют­ся ма­га­зи­ны бес­по­шлин­ной тор­гов­ли (Duty free). Впо­след­ст­вии по­яв­ля­ют­ся тор­го­во-про­из­водств. зо­ны, на тер­ри­то­рии ко­то­рых не толь­ко про­во­ди­лись тор­го­вые опе­ра­ции, но и осу­ще­ст­в­ля­лась про­из­водств. дея­тель­ность.

Мо­гут соз­да­вать­ся ОЭЗ, спе­циа­ли­зи­рую­щие­ся на ока­за­нии оп­ре­де­лён­но­го ви­да ус­луг (бан­ков­ских, стра­хо­вых, ин­фор­ма­ци­он­ных, ту­ри­сти­че­ских и др.). Соз­да­ние экс­порт­но-про­из­водств. зон ха­рак­тер­но для раз­ви­ваю­щих­ся стран. Осо­бой раз­но­вид­но­стью ОЭЗ яв­ля­ет­ся оф­шор­ная зо­на – тер­ри­то­рия, юрис­дик­ция ко­то­рой пре­ду­смат­ри­ва­ет на­ло­го­вые льго­ты для оф­шор­ных фирм, соз­да­вае­мых не­ре­зи­ден­та­ми и осу­ще­ст­в­ляю­щих дея­тель­ность вне тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва ре­ги­ст­ра­ции.

Со­вре­мен­ное на­прав­ле­ние раз­ви­тия ОЭЗ – по­яв­ле­ние тех­ни­ко-вне­дрен­че­ских зон, пред­став­ляю­щих со­бой ре­ги­он ком­пакт­но­го раз­ме­ще­ния про­из­водств. ком­плек­сов и н.-и. цен­тров, поль­зую­щих­ся сис­те­мой льгот в це­лях сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ра­бот­ки но­вых тех­но­ло­гий и про­из-ва вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­дук­ции, пред­на­зна­чен­ной как для экс­пор­та, так и для по­треб­ле­ния на внутр. рын­ке. Тех­ни­ко-вне­дрен­че­ские зо­ны функ­цио­ни­ру­ют в ви­де тех­но­пар­ков, на­уч. пар­ков, тех­но­по­ли­сов и др. Они соз­дают­ся в про­мыш­лен­но раз­ви­тых стра­нах (Япо­ния, «си­ли­ко­но­вые до­ли­ны» в США и др.) и в но­вых ин­ду­ст­ри­аль­ных стра­нах (Рес­пуб­ли­ка Ко­рея, Бра­зи­лия и др.).

Пер­спек­тив­ной фор­мой ОЭЗ ста­но­вят­ся ком­плекс­ные зо­ны, в ко­то­рых со­че­та­ют­ся тор­го­вые, про­из­вод­ст­вен­ные и на­уч.-тех­нич. функ­ции, ха­рак­тер­ные для от­ме­чен­ных ви­дов ОЭЗ. Ком­плекс­ные зо­ны соз­да­ют­ся в США, Ве­ли­ко­бри­та­нии; ком­плекс­ный ха­рак­тер при­об­ре­ла од­на из пер­вых совр. ОЭЗ в Ев­ро­пе – «Шан­нон» в Ир­лан­дии; осо­бое рас­про­стра­не­ние та­кие зо­ны по­лу­чи­ли в Ки­тае. В мно­го­об­ра­зии форм ОЭЗ, вы­явив­ших­ся в ми­ро­вой прак­ти­ке, вы­де­ля­ют­ся зо­ны, соз­да­ние ко­то­рых на­це­ле­но на при­вле­че­ние иностр. ин­ве­сти­ций для социаль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия дан­но­го ре­гио­на, а так­же зо­ны, от­кры­тые для при­вле­че­ния в эко­но­ми­ку дан­но­го ре­гио­на ин­ве­сти­ций во­об­ще, без­от­но­си­тель­но к то­му, яв­ля­ют­ся они внут­рен­ни­ми или внеш­ни­ми. В пер­вом слу­чае го­су­дар­ст­во пре­до­став­ля­ет ре­зи­ден­там ОЭЗ пре­им. та­мо­жен­ные и иные внеш­не­тор­го­вые льго­ты, осо­бо при­вле­ка­тель­ные для иностр. ин­ве­сто­ров, а во вто­ром – го­су­дар­ст­во соз­да­ёт об­щий льгот­ный ре­жим пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, поль­зо­ва­те­ля­ми ко­то­ро­го мо­гут быть в рав­ной сте­пе­ни как на­цио­наль­ные, так и иностр. ин­ве­сто­ры.

В РФ ОЭЗ ста­ли соз­да­вать­ся в нач. 1990-х гг., ко­гда ещё от­сут­ст­во­ва­ла за­ко­но­дат. ба­за для фор­ми­ро­ва­ния и ор­га­ни­за­ции их дея­тель­но­сти. Спе­ци­аль­ны­ми фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми уч­ре­ж­де­ны ОЭЗ в Ка­ли­нин­град­ской (1996) и Ма­га­дан­ской (1999) об­лас­тях. В 2005 при­нят Фе­де­раль­ный за­кон «Об осо­бых эко­но­ми­че­ских зо­нах», на ос­но­ве ко­то­ро­го на­ча­ла скла­ды­вать­ся нор­ма­тив­но-пра­во­вая ба­за их дея­тель­но­сти в РФ, а так­же ор­га­ни­зац. ос­но­вы управ­ле­ния та­ки­ми зо­на­ми. В со­от­вет­ст­вии с этим за­ко­ном на тер­ри­то­рии РФ мо­гут соз­да­вать­ся про­мыш­лен­но-про­из­вод­ст­вен­ные, тех­ни­ко-вне­дрен­че­ские, ту­ри­ст­ско-рек­реа­ци­он­ные и пор­то­вые осо­бые эко­но­мич. зо­ны.

Ре­зи­ден­ты про­мыш­лен­но-про­из­вод­ствен­ной ОЭЗ мо­гут осу­ще­ст­в­лять на её тер­ри­то­рии про­из-во и/или пе­ре­ра­бот­ку то­ва­ров, а так­же их реа­ли­за­цию. На тер­ри­то­рии тех­ни­ко-вне­дрен­че­ской ОЭЗ ре­зи­ден­ты за­ня­ты пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­стью, ори­ен­ти­ро­ван­ной на со­зда­ние, про­из-во и реа­ли­за­цию на­уч.-тех­нич. про­дук­ции, соз­да­ние и реа­ли­за­цию про­грамм для ЭВМ, баз дан­ных, то­по­ло­гий ин­те­граль­ных мик­ро­схем, ин­фор­мац. сис­тем, ока­за­ние ус­луг по вне­дре­нию и об­слу­жи­ва­нию про­филь­ной про­дук­ции. Ту­ри­ст­ско-рек­реа­ци­он­ная дея­тель­ность, осу­ще­ст­в­ляе­мая на тер­ри­то­рии со­от­вет­ст­вую­щих ОЭЗ, вклю­ча­ет строи­тель­ст­во, ре­кон­ст­рук­цию и экс­плуа­та­цию объ­ек­тов ту­ри­ст­ской ин­ду­ст­рии, са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния и от­ды­ха гра­ж­дан, а так­же дея­тель­ность по раз­ра­бот­ке ме­сто­ро­ж­де­ний ми­нер. вод, ле­чеб­ных гря­зей и др. при­род­ных ле­чеб­ных ре­сур­сов, их до­бы­че и ис­поль­зо­ва­нию. Ре­зи­ден­ты пор­то­вой ОЭЗ впра­ве ока­зы­вать ус­лу­ги по хра­не­нию то­ва­ров и др. ус­лу­ги, обыч­но пре­дос­тав­ляе­мые в мор. (реч­ном) пор­ту или аэ­ро­пор­ту, а так­же по снаб­же­нию и сна­ря­же­нию мор­ских, реч­ных и воз­душ­ных су­дов, их ре­мон­ту, тех­нич. об­слу­жи­ва­нию и мо­дер­ни­за­ции. Им раз­ре­ша­ет­ся так­же пе­ре­ра­ба­ты­вать вод­ные био­ло­гич. ре­сур­сы, вес­ти бир­же­вую и оп­то­вую тор­гов­лю, за­ни­мать­ся строи­тель­ст­вом, ре­кон­ст­рук­ци­ей и экс­плуа­та­ци­ей объ­ек­тов пор­то­вой ин­фра­струк­ту­ры.

Ре­зи­ден­ты ОЭЗ осу­ще­ст­в­ля­ют пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность на её тер­ри­то­рии в пре­де­лах, пре­ду­смот­рен­ных в за­клю­чае­мых ими с ор­га­на­ми управ­ле­ния ОЭЗ со­гла­ше­ния­ми о ве­де­нии про­мыш­лен­но-про­из­водств., тех­ни­ко-вне­дрен­че­ской, ту­ри­ст­ско-рек­реац. дея­тель­но­сти или о дея­тель­но­сти в пор­то­вой ОЭЗ. Пра­вом соз­да­ния ОЭЗ на тер­ри­то­рии субъ­ек­та РФ или му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния на­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ст­во РФ. Срок функ­цио­ни­ро­ва­ния та­ких зон со­став­ля­ет 20 лет (для пор­то­вых ОЭЗ – 49 лет). Ука­зан­ные сро­ки про­дле­нию не под­ле­жат.

Тер­ри­то­рия ОЭЗ в Рос­сии от­ли­ча­ет­ся от ос­таль­ной её тер­ри­то­рии тем, что на ней дей­ст­ву­ет осо­бый ре­жим пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, ко­то­рый про­яв­ля­ет­ся в пре­дос­тав­ле­нии ре­зи­ден­там при осу­ще­ст­в­ле­нии ими пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти разл. ро­да льгот: та­мо­жен­ных, на­ло­го­вых, фи­нан­со­вых (раз­ные фор­мы суб­си­дий, ко­то­рые мо­гут пре­дос­тав­лять­ся в ви­де сни­же­ния аренд­ной пла­ты за поль­зо­ва­ние зе­мель­ны­ми уча­ст­ка­ми и про­из­водств. по­ме­ще­ния­ми, льгот­ных кре­ди­тов и т. п.), ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных (уп­ро­щён­ные про­це­ду­ры ре­ги­ст­ра­ции ор­га­ни­за­ций, осо­бый ре­жим въез­да-вы­ез­да иностр. гра­ж­дан и т. п.). Ре­зи­ден­там ОЭЗ мо­гут быть пре­дос­тав­ле­ны так­же осо­бые га­ран­тии от не­бла­го­при­ят­но­го из­ме­не­ния на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми ак­ты, ухуд­шаю­щие по­ло­же­ние на­ло­го­пла­тель­щи­ков – ре­зи­ден­тов ОЭЗ (за ис­клю­че­ни­ем ак­тов за­ко­но­да­тель­ст­ва, ка­саю­щих­ся на­ло­го­об­ло­же­ния по­дак­циз­ных то­ва­ров), не при­ме­ня­ют­ся в от­но­ше­нии них в те­че­ние сро­ка дей­ст­вия со­гла­ше­ния о ве­де­нии про­мыш­лен­но-про­из­водств., тех­ни­ко-вне­дрен­че­ской, ту­ри­ст­ско-рек­реац. дея­тель­но­сти или о дея­тель­но­сти в пор­то­вой осо­бой эко­но­мич. зо­не.

На тер­ри­то­рии ОЭЗ то­ва­ры мо­гут быть по­ме­ще­ны под та­мо­жен­ную про­це­ду­ру сво­бод­ной та­мо­жен­ной зо­ны, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой иностр. то­ва­ры раз­ме­ща­ют­ся и ис­поль­зу­ют­ся в пре­де­лах ОЭЗ без уп­ла­ты та­мо­жен­ных по­шлин и на­ло­га на до­бав­лен­ную стои­мость, а так­же без при­ме­не­ния к ука­зан­ным то­ва­рам мер не­та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, а рос. то­ва­ры раз­ме­ща­ют­ся и ис­поль­зу­ют­ся на ус­ло­ви­ях, при­ме­няе­мых к вы­во­зу в со­от­вет­ст­вии с та­мо­жен­ной про­це­ду­рой экс­пор­та без уп­ла­ты вы­воз­ных та­мо­жен­ных по­шлин (в от­но­ше­нии вы­во­зи­мых по­дак­циз­ных то­ва­ров пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся уп­ла­та ак­ци­зов, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, ко­гда та­кие то­ва­ры раз­ме­ща­ют­ся и/или ис­поль­зу­ют­ся в пор­то­вых ОЭЗ). Та­мо­жен­ные опе­ра­ции по по­ме­ще­нию то­ва­ров под та­мо­жен­ную про­це­ду­ру сво­бод­ной та­мо­жен­ной зо­ны на тер­ри­то­рии О. э. з. осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ния­ми Та­мо­жен­но­го ко­дек­са Та­мо­жен­но­го сою­за Ев­рА­зЭС и ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ния по во­про­сам ОЭЗ, за­клю­чён­но­го го­су­дар­ст­ва­ми – чле­на­ми сою­за.

bigenc.ru

Развитие и современное состояние особых экономических зон в России

Библиографическое описание:

Коростелев Н. Ю. Развитие и современное состояние особых экономических зон в России // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/259/59637/ (дата обращения: 12.12.2019).



В статье рассматривается развитие и современное состояние особых экономических зон в России, проведен анализ структуры и исторической динамики ОЭЗ по типам и направлениями деятельности.

Ключевые слова: особые экономические зоны, ОЭЗ, Россия, инвестиции, экономика.

Одним из инструментов экономического роста могут выступать территории с особыми экономико-правовыми условиями, которые в теоретической литературе и практической деятельности могут именоваться особыми экономическими зонами (ОЭЗ), специальными экономическим зонами и др.

В данной статье мы рассмотрим развитие и современное состояние ОЭЗ в России. Основным нормативным документом, регулирующими данное направление в Российской Федерации, является Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который содержит такое определение ОЭЗ: «часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» [3].

Также данный акт содержит условия создания ОЭЗ. среди которых отмечено, что:

– ОЭЗ может располагаться на территории одного или нескольких муниципальных образований в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации. При этом не допускается создание ОЭЗ на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития;

– ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц;

– предусматривается возможность включать в границы ОЭЗ участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц [3].

В зависимости от направления деятельности Закон выделяет 4 типа ОЭЗ:

– промышленно-производственные ОЭЗ;

– технико-внедренческие ОЭЗ;

– туристско-рекреационные ОЭЗ;

– портовые ОЭЗ.

Рассмотрим динамику и структуру ОЭЗ по типам.

В настоящее время в России осуществляют функционирование 25 ОЭЗ четырех типов [2]:

– 9 ОЭЗ («Алабуга», «Калуга», «Липецк», «Лотос», «Моглино», «Ступино Квадрат», «Титановая долина», «Тольятти», «Узловая») промышленно-производственного типа;

– 6 ОЭЗ («Дубна», «Иннополис», «Исток», «Томск», «Технополис «Москва»», «Санкт-Петербург») технико-внедренческого типа;

– 9 ОЭЗ («Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Завидово», «Ворота Байкала», кластер «Курорты Северного Кавказа») туристско-рекреационного типа;

– 1 портовая ОЭЗ («Ульяновск»).

В целом в России до 2015 года наблюдалась тенденция увеличения количества ОЭЗ разных типов, после чего произошло небольшое сокращение общего количества ОЭЗ и стабилизация численности. На рис. 1 приведем динамику количества ОЭЗ по типам и годам, начиная с 2005 года, где можно увидеть, что наибольшее число ОЭЗ принадлежит к промышленно-производственному типу и туристско-рекреационному типу.

Рис. 1. Количество ОЭЗ в России по типу и годам

По состоянию на 2018 г. на территориях ОЭЗ зарегистрировано 656 резидентов, из них в 2017 году — 146 резидентов. Их них на ОЭЗ промышленно-производственного типа приходится 197 резидентов, на ОЭЗ технико-внедренческого типа — 374, на ОЭЗ туристско-рекреационного типа — 66, на портовую ОЭЗ — 19. При этом, в ОЭЗ промышленно-производственного типа число компаний-участников увеличилось с 2011 г. по 2017 г. в 4 раза, в ОЭЗ технико-внедренческого типа — в 2 раза, в ОЭЗ туристско-рекреационного типа — в 2 раза и в портовых ОЭЗ — в 6 раз [1].

Структура резидентов по типам ОЭЗ на 2018 г. представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура резидентов по типам ОЭЗ

Стоит отметить, что наиболее интересными в России с инвестиционной точки зрения стали ОЭЗ технико-внедренческого типа, доля резидентов которых составляет 57 % от общего количества. Обусловлено это условиями функционирования этих территорий, так как инвесторов привлекает возможность осуществить инвестиции в развитие современных технологических решений, поскольку они представляются более рентабельными.

Таким образом, анализ современного состояния и статистических данных ОЭЗ показал, что роль ОЭЗ в социально-экономическом развитии регионов довольно высока, о чем свидетельствует интерес инвесторов к данным организационным форматам.

Литература:

  1. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2017 год и за период с начала их функционирования //. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/f2144a23–78d2–44a3–8230- c36a8b24b43b/report2017.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=f2144a23–78d2–44a3–8230-c36a8b24b43b (дата обращения 23.05.2019).
  2. Особые экономические зоны //. URL: http://www.rosoez.ru (дата обращения 23.05.2019)
  3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //. URL: http://www.rbc.ru/finances/19/02/2016/56c7064d9a79470b848a7d33 (дата обращения: 23.05.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, туристско-рекреационный тип, промышленно-производственный тип, технико-внедренческий тип, тип, современное состояние, собственность граждан, направление деятельности, муниципальная собственность.

moluch.ru

Особые экономические зоны России: описание

Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.

Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.

особые экономические зоны россии

Особые зоны

Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:

  • промышленные;
  • туристические;
  • логистические;
  • технологические.

Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.

калининградская область

Основные понятия

В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:

  • особая экономическая зона;
  • свободная экономическая территория;
  • зона свободной торговли;
  • специальная экономическая зона.

Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что зона свободной торговли. Это понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор. Классический пример — Duty Free.

Цели и условия создания ОЭЗ

Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.

Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:

  • удачное географическое расположение территории;
  • наличие свободных площадей для развития;
  • развитая инфраструктура;
  • привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
  • возможность развития межрегиональных и международных связей;
  • существование исторически сложившихся видов деятельности.

Зачем нужны особые зоны

Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:

  • создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
  • привлечение в страну иностранных капиталов;
  • стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
  • удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
  • развитие и поддержка отечественного производителя.

Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:

  • используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
  • экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
  • имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
  • увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.

Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.

оэз дубна

В чем заключается суть ОЭЗ?

Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым. Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию. То же самое происходит и в других регионах.

Льготы

Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:

  • привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
  • инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
  • незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
  • упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
  • доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
  • доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
  • сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
  • наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
  • открытый доступ к рынкам сбыта - как внутренним, так и внешним;
  • долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
  • проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.

Виды особых экономических зон

Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:

  • промышленно-производственные — представляют собой огромные комплексы, ориентированные на производство большого количества определенной группы товаров;
  • зоны свободной торговли — территории, которые не попадают под юрисдикцию таможенной службы; в таких зонах проводится не только продажа продукции, но и ее хранение, тестирование, упаковка и так далее;
  • туристические — территории с развивающимся туристическим сектором, в которых существуют особые условия для предпринимателей;
  • сервисные — территории, на которых производятся экспортно-импортная и финансовая деятельность, осуществляемая на особых условиях; классический пример — оффшорные зоны;
  • научно-технические, внедренческие — технопарки, районы, где на особых условиях проводятся разработки и научные исследования в той или иной области хозяйствования.оэз пт ульяновск

«Алабуга»

Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.

Специализация тут довольно разнообразна:

  • производство автобусов и автомобильных компонентов;
  • изготовление бытовой техники;
  • фармацевтическое производство;
  • изготовление мебели;
  • высокотехнологичное химпроизводство;
  • авиационное строительство.

На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.

Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:

  • зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
  • подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.

Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:

  • свободная таможенная зона, в которой иностранное оборудование может размещаться без уплаты НДС и таможенной пошлины;
  • отсутствие экспортной пошлины при вывозе произведенной продукции;
  • полное освобождение от внесения транспортного, земельного налога и других платежей в бюджет республики;
  • ставка налога на прибыль в первые пять лет составляет всего 2 %, вторая пятилетка — 7 %, далее, вплоть до 2055 года — 15,5 %;
  • земельные участки по вполне приемлемой цене, свободный доступ к инженерным коммуникациям, подведенным к границам участка электричество, газ, тепло, канализация;
  • освобождение от налога на имущество и другие преференции.оэз трт алтайская долина

ОЭЗ «Дубна»

Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.

Территория ОЭЗ «Дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:

  • городок программистов;
  • площадка нанотехнологий;
  • участок ядерно-физических технологий.

Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:

  • проектирование сложных техсистем;
  • биотехнологии;
  • сложные медицинские технологии;
  • информационные технологии;
  • композиционные материалы;
  • ядерно-физические и нанотехнологии.

Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.

Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. Налоговые льготы могут быть такими:

  • отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
  • нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
  • 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
  • 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
  • 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.

Также резидентам полагаются другие преференции:

  • льготная аренда помещений и земельных участков;
  • бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
  • ускоренное оформление документов на земельные участки;
  • свободная таможенная зона;
  • высокоскоростные системы передачи данных.

Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.

льготные экономические условия

«Алтайская долина»

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо–рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.

Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов. Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства. Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.

Государство гарантирует значительные административные преимущества:

  • невмешательство в реализацию инвестпроектов;
  • упрощенный формат проверок;
  • режим «одного окна»;
  • оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.

Инвесторов ждут также и налоговые льготы:

  • 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
  • плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
  • понижение ставки транспортного налога;
  • снижение налога на прибыль до 15,5 %.

«Бирюзовая Катунь»

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров. «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи. Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.

Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.

особые экономические зоны россии список

«Титановая долина»

ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ. Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня. Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.

«Ульяновск»

ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:

  • приборостроение, производство электроники;
  • авиастроение;
  • техническое обслуживание самолетов;
  • производство электрооборудования;
  • изготовление композиционных материалов;
  • прочие отрасли машиностроения.

В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.

Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о