Разное

Занятость в россии: Уровень безработицы в России в 2019-2020 году: статистика, аналитика, причины

18.07.2021

Содержание

Уровень безработицы в России в 2019-2020 году: статистика, аналитика, причины

По данным ФСГС, за второй квартал 2018 года безработица в России составила 4,8%. Это один из самых низких показателей за всю историю РФ. По сравнению с 2017 годом, статистика отображает увеличение занятости на 0,7 пунктов. Если проводить параллели с кризисным 2009 годом, то уровень нетрудоустроенности и вовсе сократился почти вдвое: в том году показатель безработицы составлял 8,3%.

Статистика безработицы в 2019-2020 году

Показатель безработицы складывается из следующих значений:

  • Численность экономически активного населения (ЭАН). В число экономически неактивных граждан входят нетрудоспособные, пожилые или несовершеннолетние лица;
  • Далее высчитывается сам процент безработицы в России: те из ЭАН, кто не трудоустроен, и является безработным.

На примере это можно рассчитать следующим образом:

  • Допустим, нам нужно посчитать процент безработных от 1000 человек, проживающих в данном конкретном регионе.
    Из общей численности населения нужно вычесть экономически неактивных граждан — допустим, таких в регионе 280 человек;
  • Среди оставшихся 720 человек не работают 120 граждан. Высчитываем процент от общего числа, получается уровень безработицы в размере 16,67%.

Именно такой метод подсчета использует Федеральная Служба Государственной Статистики (ФСГС). Среди экономистов принято использовать статистические данные, полученные от ФСГС, т.к. они прозрачны и математически верны.

Динамика занятости в России, согласно отчетам ФСГС, показывает, что уровень безработицы в 2019-2020 году сокращается по сравнению с предыдущими годами: в среднем по стране он уменьшился с 5,5% в 2018 году до 4,7%.

На данный момент из актуальных сводок доступна статистика только за третий квартал 2019-го года, но для полного понимания ситуации этих данных достаточно: согласно отчетам ФСГС, с сентября 2019-го года никаких резких ухудшений ситуации в сфере безработицы не происходило.

Уровень безработицы в зависимости от возраста.

Безработица в зависимости от образования.

Срезы по регионам

Разумеется, динамика занятости разнится в зависимости от географии, демографических показателей региона и т.д. Поэтому ответ на вопрос, сколько безработных в России, нужно всегда уточнять: имеются ли в виду общие федеральные значения или же с разбивкой на регионы.

По состоянию на 2020 год, традиционно невысокую безработицу показывают крупные города федерации, а также высоко урбанизированные регионы. Так, например, Центральный Федеральный Округ, включая Москву и Московскую область, показывает уровень безработицы на уровне 3,1% от общего числа работоспособных граждан (здесь и далее — данные на второй квартал 2018 года).

Северо-Западный Федеральный Округ, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, отстает незначительно с показателем безработицы 4,4%. В Приволжском Федеральном Округе уровень нетрудоустроенности составляет 4,7%, в остальных федеральных субъектах показатели приближаются к общим федеральным значениям.

И, наоборот, более 60% всех безработных приходятся на деревни, села и мало урбанизированные регионы: так, например, «лидером» в этой области является

Северо-Кавказский федеральный округ со средним значением 11%. Отдельные субъекты — например, Республика Ингушетия — установили новые рекорды: в указанной республике уровень нетрудоустроенности составил 26,2%, Республика Тыва догоняет с показателем 18,8%.

С полным перечнем статистических данных, учитывающих особенности регионов и их показатели занятости, вы можете ознакомиться в таблице ниже.

 Численность рабочей силы,
тысяч человек
ЗанятыеБезработныеБезработица, %
Российская Федерация
76518,4
73001,5
3516,9
4,6
Центральный ФО21464,7
20876,2
588,6
2,7
Белгородская область
827,6
795,4
32,1
3,9
Брянская область
629,6
607,6
22,0
3,5
Владимирская область
722,6
690,8
31,8
4,4
Воронежская область
1186,6
1149,9
36,7
3,1
Ивановская область
526,7
504,3
22,5
4,3
Калужская область
559,6
535,9
23,7
4,2
Костромская область
318,6
304,6
13,9
4,4
Курская область
574,1
552,1
22,0
3,8
Липецкая область
599,7
577,4
22,4
3,7
Московская область
4149,0
4042,7
106,3
2,6
Орловская область
363,1
345,7
17,4
4,8
Рязанская область
547,6
527,0
20,7
3,8
Смоленская область
514,7
490,1
24,6
4,8
Тамбовская область
500,5
481,1
19,4
3,9
Тверская область
687,3
660,2
27,1
3,9
Тульская область
797,6
767,4
30,3
3,8
Ярославская область
670,5
643,1
27,3
4,1
Москва
7289,4
7200,9
88,5
1,2
Северо-Западный ФО7516,0
7232,2
283,8
3,8
Республика Карелия
310,4
284,7
25,7
8,3
Республика Коми
451,8
420,1
31,7
7,0
Архангельская область
571,7
535,1
36,5
6,4
Вологодская область
569,7
542,9
26,8
4,7
Калининградская область
521,5
497,9
23,6
4,5
Ленинградская область
965,4
927,6
37,8
3,9
Мурманская область
424,3
396,2
28,1
6,6
Новгородская область
311,4
298,6
12,8
4,1
Псковская область
327,8
311,8
16,0
4,9
Санкт-Петербург3062,0
3017,3
44,8
1,5
Южный ФО8262,0
7821,0
441,0
5,3
Республика Адыгея
200,9
183,7
17,2
8,6
Республика Калмыкия
137,5
125,3
12,2
8,8
Республика Крым
902,3
852,7
49,5
5,5
Краснодарский край
2841,7
2705,0
136,7
4,8
Астраханская область
512,3
474,3
38,0
7,4
Волгоградская область
1314,2
1241,9
72,3
5,5
Ростовская область
2134,6
2027,6
106,9
5,0
Севастополь
218,6
210,5
8,1
3,7
Северо-Кавказский ФО4697,7
4233,0
464,7
9,9
Республика Дагестан
1377,0
1230,8
146,3
10,6
Республика Ингушетия
248,6
183,2
65,4
26,3
Кабардино-Балкарская Республика
460,3
415,8
44,5
9,7
Карачаево-Черкесская Республика
214,2
191,9
22,3
10,4
Республика Северная Осетия – Алания
367,3
336,5
30,8
8,4
Чеченская Республика
628,8
543,7
85,2
13,5
Ставропольский край
1401,4
1331,2
70,2
5,0
Приволжский ФО15197,7
14560,9
636,8
4,2
Республика Башкортостан
1954,5
1860,2
94,3
4,8
Республика Марий Эл
337,9
326,6
11,3
3,4
Республика Мордовия
424,8
408,0
16,7
3,9
Республика Татарстан
2042,3
1978,2
64,2
3,1
Удмуртская Республика
778,7
745,7
33,0
4,2
Чувашская Республика
619,7
590,2
29,5
4,8
Пермский край
1274,2
1206,3
67,9
5,3
Кировская область
661,8
628,6
33,2
5,0
Нижегородская область
1758,1
1687,0
71,2
4,0
Оренбургская область
1040,0
998,0
42,0
4,0
Пензенская область
704,1
673,6
30,5
4,3
Самарская область
1748,0
1684,6
63,4
3,6
Саратовская область
1215,3
1157,2
58,1
4,8
Ульяновская область
638,2
616,7
21,4
3,4
Уральский ФО6383,7
6092,7
291,0
4,6
Курганская область
384,1
357,2
26,9
7,0
Свердловская область
2167,4
2064,2
103,2
4,8
Тюменская область
1959,1
1902,1
57,0
2,9
Ямало-Ненецкий АО
315,4
309,4
5,9
1,9
Челябинская область
1873,1
1769,2
103,9
5,5
Сибирский ФО9648,9
9016,1
632,8
6,6
Республика Алтай94,3
83,7
10,6
11,2
Республика Бурятия
463,7
423,4
40,3
8,7
Республика Тыва
130,1
114,1
16,0
12,3
Республика Хакасия
256,2
242,2
14,1
5,5
Алтайский край
1161,0
1097,1
63,9
5,5
Забайкальский край
530,6
477,1
53,5
10,1
Красноярский край
1498,9
1421,6
77,3
5,2
Иркутская область
1170,3
1071,5
98,8
8,4
Кемеровская область
1321,9
1244,4
77,5
5,9
Новосибирская область
1448,1
1357,9
90,2
6,2
Омская область
1033,4
969,6
63,8
6,2
Томская область
540,4
513,5
27,0
5,0
Дальневосточный ФО3347,8
3169,5
178,3
5,3
Якутия
509,4
475,2
34,1
6,7
Камчатский край
177,9
171,7
6,3
3,5
Приморский край
1046,9
987,1
59,8
5,7
Хабаровский край
717,7
686,2
31,5
4,4
Амурская область
415,2
394,1
21,0
5,1
Магаданская область
89,1
84,4
4,6
5,2
Сахалинская область
281,9
267,7
14,2
5,0
Еврейская АО
79,3
73,8
5,5
6,9
Чукотский АО30,4
29,2
1,2
4,0

Динамика безработицы

На данный момент можно утверждать, что количество безработных в России стабильно уменьшается с 1999-го года. Всплески нетрудоустроенности наблюдались только в кризисные года: 2009 и 2015.

Причины безработицы в России связаны, как правило, с падением цен на нефть — основным экспортным товаром страны, составляющим большую часть федерального ВВП: если цены падают, уровень безработицы растет, но верно и обратное.

Поэтому мы могли наблюдать провальную статистику по трудоустроенности в период с 1991 по 1999 года, когда баррель нефти стоил 20-25 долларов (по сравнению с нынешними 60-65 долларами). Этим же объясняются и всплески нетрудоустроенности в 2008 и 2015 годах.

Согласно официальным источникам, уровень нетрудоустроенности падает благодаря невысоким требованиям к бизнесу — в частности, благодаря низким показателям МРОТ и юридической «гибкости» законодательства РФ. Так, например, многие руководители предприятий в России оформляют сотрудников на «минималку», т.е. оплачивая по трудовому договору только часть реального дохода, все остальное выплачивается в конверте.

Все, кроме работника, остаются в выигрыше: работодатель экономит на налоговых отчислениях, ФСГС получает данные о высокой трудоустроенности. Работник же получает низкую социальную защищенность из-за того, что получение зарплаты в конверте автоматически означает риск обмана со стороны работодателя. Не вполне законное трудоустройство приводит и к другим проблемам: формализации бюрократии, сокрытии от государства реальной статистики.

И отсюда можно сделать вывод о т.н. «скрытой безработице». Это те люди, которые официально числится как трудоустроенные, но на самом деле не получающие доход. Работодатель в таком случае пользуется юридическими лазейками и, например, отправляет работника в длительный неоплачиваемый отпуск. Как результат — человек фактически не работает, но в статистику о безработице не попадает.

Поэтому динамика занятости по стране в целом следующая:

  • Официальная безработица сокращается. С 2018-го года она упала на 0,7 пунктов до значения 4,8%. Обратите внимание: в эти цифры включены и проблемные регионы с традиционно низкой занятостью;
  • Вследствие кризиса растет теневой сектор, а за ним — скрытая безработица. В отличие от европейских стран, в Российской Федерации подсчет уровня занятости производится без учета скрытой безработицы, в результате уровень безработицы в стране является одним из самых низких в мире. Но эти данные не отображают реальной ситуации. А эти реалии, к сожалению, показывают неутешительное состояние рынка труда.

Прогноз, чего ждать в 2020 году

Можно ожидать продолжение тенденций, которые наблюдаются в современной России: безработица, как реальная, так и по официальным данным, вряд ли увеличится. В этом плане очень показательно мнение директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяной Малевой, занимающейся исследованием нынешнего рынка труда в стране (цитата из интервью изданию РИА Новости):

«Да, в России низкая безработица — одна из самых низких в мире. Но в экономической теории имеется четкая корреляция: при невысоком уровне жизни низкая безработица стоит населению низких зарплат. И наоборот: если зарплаты высокие, а уровень жизни в целом падает по стране, сильно увеличивается безработица — мы это видим на примере современной Испании. Другими словами, если уровень жизни падает, а занятость — нет, неизбежно падает уровень заработных плат».

Безработица в мире.

Исходя из официальных данных, зарегистрированная нетрудоустроенность не будет расти, по крайней мере быстро. Однако, с 2014-го года стабильно падает уровень жизни, это приводит к двум следствиям:

  • Хотя официальная статистика это не зарегистрирует, вырастет показатель скрытой безработицы и роль теневого сектора;
  • Наконец, еще значительнее уменьшатся зарплаты в реальном выражении (т.е. в пересчете на продуктовую корзину, которую можно приобрести в российских рублях).

Вывод

Итак, каков уровень безработицы в России? Для Российской Федерации свойственен низкий уровень занятости в слабо урбанизированных регионах и, наоборот, в крупных мегаполисах по-прежнему много свободных рабочих мест. К 2020 году показатель занятости повысился еще на 0,7 пунктов, что в целом является очень хорошим показателем.

Однако, официальная статистика не отражает реальную ситуацию на рынке труда из-за широкого применения «теневых» расчетов. Поэтому в 2020 году не следует ожидать резкого падения официально зарегистрированной занятости в стране, фактическое падение этого показателя тоже маловероятно. Станет проблемой в ближайшее время разве что уменьшение заработных плат в реальном выражении.


Политика занятости в современной России

Одним из наиболее острых социально-экономических последствий рыночных преобразований в странах с переходной экономикой на этапе либерализации и макро­экономической стабилизации было обострение проблемы занятости. Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда ока­зывают три основных субъекта: государство (прежде всего через за­конодательную, а также исполнительную власть), работодатели (пред­приниматели, администрация предприятий и организаций), госу­дарственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление заня­тостью, т. е. формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Существует два основных варианта выбора средств поли­тики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости — это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью сниже­ния уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; гибкие формы занятости, квоти­рование рабочих мест; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная поли­тика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через госу­дарственную службу занятости.

Пассивная политика занятости включает в основном следующие мероприятия.

  1. Субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке тру­да; льготное кредитование).
  2. Оформление досрочного выхода на пенсию при условии нали­чия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на полу­чение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до уста­новленного законодательством срока выхода на пенсию.
  3. Социальная защита, классическим примером которой являет­ся выплата пособий по безработице, размер которых дифференци­рован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безра­ботного и установленного минимума заработной платы.

Меры активной политики занятости. Служба занятости населения организует профессиональную ориентацию населения, приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии. Устанавливает им на период обучения стипендии. Служба занятости населения обеспечивает меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест.

Социальные гарантии зарегистрированным безработным. Государственная служ­ба занятости населения осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособие по безрабо­тице с учетом индексации, содействует досрочному выходу на пенсию при невозможности трудоустройства в установленном по­рядке; предоставляет материальную помощь безработным и чле­нам их семей.

Социальные меры, проекты и программы обеспечения занятос­ти и адаптации к рынку труда. Государственная служ­ба занятости разрабатывает мероприятия по социальной защите различных групп населения. Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имею­щих малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной мо­лодежи; создание рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных граждан; временное трудоустройство подрост­ков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений. Про­водит мероприятия по расширению возможности трудоустрой­ства и социальной адаптации граждан, не имеющих работы дли­тельное время.

Понятие занятости и трудоустройства граждан в РФ.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. Правовые, экономические и организационные основы гос. политики занятости населения определены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В ст. 5 указанного Закона определено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Содержание понятия занятости раскрывается в ст. 1 Закона о занятости: занятость– это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

При этом указано, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом, а незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Согласно ст. 2 Закона о занятости занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору;

- зарегистрированные в установленном порядке в качестве ИП, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах

внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах

уголовно-исполнительной системы;

- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском,

переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций.

 

Занятость может проявляться в различных видах и формах. Условно все виды занятости общественно полезной деятельностью можно отнести к трем основным видам: учебная; трудовая; военная и приравненная к ней служба.

Трудовая занятость– это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в предусмотренных законодательством формах, направленная на получение заработка (трудового дохода) либо выполняемая в порядке общественных работ.

Формы трудовой занятости- это установленные законом (или не противоречащие ему) сферы реализации гражданами способности к труду. Ими, например, являются: работа по трудовому договору; гражданско-правовому договору; предпринимательская деятельность; членство в кооперативах, товариществах и др.

 

Под трудоустройством понимается система организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и одного из наиболее действенных инструментов в политике занятости. В научной литературе предлагаются широкое и узкое понимание данного правового явления. Так, в широком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательство и т.п. Таким образом, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности (применения труда). Последнее может включать в себя все аспекты реализации трудового правоотношения (работы по трудовому договору), а также работы на основании ряда гражданско-правовых договоров. Нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а организациями - работников требуемой квалификации.

Представляется, что в современных условиях целесообразно рассматривать данное явление в наиболее узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. Таким образом, трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости.

Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере труда, занятости, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), находящаяся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на центры занятости, которые и выступают органами трудоустройства. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать государственные услуги по подысканию для него подходящей работы.

Органы службы занятости обязаны оказывать посредническую помощь в трудоустройстве всем

обращающимся гражданам, в том числе: занятым трудовой деятельностью, включая желающих сменить место работы, характер или режим труда, а также работать в свободное от учебы или основной работы время; не занятым трудовой деятельностью, включая граждан, получающих пенсию, в том числе по инвалидности I, II и III групп; гражданам, проживающим на территории России; беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам. При этом граждане имеют право обращаться за информацией, консультацией, содействием в трудоустройстве в городской (районный) отдел занятости населения по месту постоянного проживания или временного пребывания.



Читайте также:

 

Работа в России - Россия

Информация о поиске работы, требованиях законодательства и трудовых договорах в России…

Большинство англоговорящих иностранных граждан, работающих в России, работают в зарубежных компаниях, школах английского языка или дипломатических представительствах. Работа для экспатриантов на местном рынке труда очень ограничена, поскольку свободное владение русским языком обычно является необходимостью. Поскольку Москва и Санкт-Петербург являются крупнейшими городами и центрами бизнеса в России, здесь большое внимание уделяется международным компаниям и возможностям эмигрантов.Однако, в зависимости от рода деятельности, также можно жить и работать в других местах страны.

Согласно российскому законодательству, иностранец не может выполнять работу, которую может выполнять русский. Это означает, что иностранные сотрудники, приглашенные для работы в России, должны обладать соответствующими знаниями, специальными навыками или навыками управленческого / управленческого уровня, которых нет на российском рынке труда. Однако в конце 2012 года сообщалось, что Россия стремится увеличить количество иностранцев в составе рабочей силы, поэтому ежегодные квоты на прием иностранных граждан на рабочие места скорее увеличиваются, чем сокращаются.

Кроме того, с 2010 года высококвалифицированные иностранные граждане теперь могут получить разрешение на работу высококвалифицированных специалистов, которое не ограничено квотами и лимитами, как обычные разрешения на работу. Дополнительные сведения об этом и других типах разрешений на работу см. В Руководстве по разрешению на работу .

Хорошее практическое знание русского языка часто имеет решающее значение для работы в России. В настоящее время разрабатывается закон, который потребует обязательного тестирования по русскому языку, истории и законодательству для всех трудовых мигрантов, приезжающих в Россию.На данный момент только те, кто работает в сфере ЖКХ, ЖКХ, продаж и коммунальных услуг, должны подтвердить знание языка при подаче заявления на разрешение на работу. Исключение составляют лица, имеющие разрешение на работу для высококвалифицированных специалистов, и люди, занимающие высокие руководящие должности, которые пользуются услугами переводчика.

Помимо того, что для многих является условием работы, усилия по изучению языка вызовут уважение среди коллег, деловых партнеров и знакомых на работе, а также могут помочь в продвижении по службе в России.

Правовые требования для приема на работу

Для работы в России необходимо разрешение на работу и рабочую визу. Чтобы узнать больше об этом, см. Руководство по разрешению на работу .

Некоторым категориям сотрудников разрешение на работу не требуется, поскольку применяются другие правила. К ним относятся:

  • Временные и постоянные жители, так как они имеют те же права, что и граждане России, и им не требуется разрешение на работу в России
  • Студенты и преподаватели, приглашенные для преподавания академическим учреждением
  • Дипломаты
  • Представители международных гуманитарных организаций, таких как Красный Крест

Другой вариант - зарегистрироваться как частный предприниматель. Однако следует проявлять осторожность, поскольку создание бизнеса может оказаться трудным без знания языка или страны. В этом случае, вероятно, понадобятся услуги юридической фирмы с англоговорящими юристами, которые могут быть дорогими. Вся процедура открытия бизнеса может занять от двух до трех месяцев. В конце концов, владелец бизнеса сможет подать заявку на ПМЖ в России, что дает те же права, что и граждане России.

  • Поиск работы
  • Трудовой договор

Трудовой договор в России - Россия

  • Регионы
    • Москва
  • Как
  • Реклама
  • Блоги
  • Новости
  • Мой Angloinfo
Меню Пользователь
  • Как сделать
  • рабочий
  • Работа
  • Трудовой договор

Россия Как

  • Переезд
    • Файл страны
      • Обзор страны
      • Факты о стране
      • Праздничные дни
      • Таблицы преобразования
      • Летнее время
      • Телефонные номера
    • Резиденция
      • Типы виз
      • Заявления на получение визы
      • Въезд в Россию
      • Вид на жительство
      • Консульские услуги
      • Национальная администрация
    • Перемещение домашних животных
      • Путешествие с домашними животными
      • Уезжаем из России с домашними животными
    • Контрольный список для переезда
    • Уезжая из России
    • Голосование
      • Голосование: Великобритания
      • Голосовать: Австралия
      • Голосование: Канада
      • Голосовать: Ирландия
      • Голосование: Новая Зеландия
      • Голосование: ЮАР
      • Голосовать: США
    • Полезные контакты
  • Корпус
    • Покупка недвижимости
    • Аренда жилья
      • Типы собственности
      • Поиск недвижимости
      • Договор аренды
    • Настройка дома
      • Электричество и газ
      • Бытовое электричество
      • вода
      • Отопление и горячая вода
      • Городской телефон
      • Мобильные телефоны
      • Интернет
      • Телевидение
      • Информация о жилье
      • Обустройство дома
    • Дом на колесах
    • Почтовая система
      • Почтовые службы
    • Полезные контакты
  • За работой
    • Разрешения на работу
      • Заявление на разрешение на работу
    • Занятость
      • Поиск работы
      • Трудовой договор
    • Начать бизнес
    • Безработица
      • Регистрация для получения преимуществ
    • Полезные контакты
  • Деньги
    • Российские налоги
    • Подоходный налог
      • Налоговая декларация
    • Банковское дело
      • Открытие счета
      • Использование учетной записи
      • Банковская терминология
    • Социальное обеспечение
    • Завещания и наследство
    • Полезные контакты
  • Семья
    • Обучение и образование
      • Международные школы
      • Дошкольные учреждения
      • Учебный год
      • Специальное образование
    • Младенцы и дети
      • Пособие на ребенка
      • Уход за детьми
      • Мероприятия для малышей
    • Студенты и подростки
      • Молодежные организации
      • Занятость молодежи
      • Подростки и вождение
      • Подростковые проблемы
    • Брак и партнерство
      • Регистрация брака
    • ЛГБТ
      • ЛГБТ-группы и мероприятия
    • Домашние животные и животные
      • Ограничения для домашних животных
    • Полезные контакты
  • Здравоохранение

Ведение бизнеса в России: различные формы трудоустройства

Открыть полное содержание Руководства Awara по ведению бизнеса в России

Сотрудник или гражданский подрядчик

Услуги или работа физического лица в России могут быть наняты на законных основаниях либо заключение трудового договора по трудовому праву или договора по гражданскому праву, именуемого гражданско-правовым договором. Трудовой договор регулируется Трудовым кодексом. Гражданско-правовые договоры регулируются Гражданским кодексом и, таким образом, выходят за рамки норм трудового права. Давайте начнем с краткого объяснения того, кто такой подрядчик по гражданскому праву, но в дальнейшем мы сосредоточимся на подрядчиках по трудовому праву.

Подрядчик по гражданскому праву

Понятие гражданско-правового договора относится к соглашению, согласно которому компания нанимает услуги физического лица без намерения заключить трудовой договор.Основное различие между трудовым договором и гражданско-правовым договором заключается в том, что наемное лицо не пользуется в соответствии с последней конструкцией гарантий безопасности, предусмотренных трудовым законодательством (такими как защита от увольнения по желанию, сверхурочная работа и компенсация отпуска по болезни, а также отпуска) , и не подчиняется правилам управления персоналом подрядной организации.

Договоры по гражданскому праву используются при привлечении фрилансера для выполнения временных проектов или вспомогательных работ, которые выполняются время от времени и по своему характеру обычно выполняются подрядчиками, а не персоналом. Типичная ситуация возникает при использовании услуг внештатных переводчиков. Естественно, гражданско-правовые договоры могут заключаться и с лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Когда такие предприниматели реально занимаются данным направлением деятельности, риск такой переквалификации меньше.

Агентская работа

В России давно сложилась практика ведения бизнеса на рынке труда компаний, предоставляющих своих сотрудников на постоянную работу под контроль и управление их клиентов.Сотрудник принимался на работу в компании-поставщике, получал там заработную плату, но фактически подчинялся и находился под контролем другой компании - клиента поставщика услуг. Эта схема позволила клиентам значительно минимизировать любые риски, связанные с требованиями государственных служащих и служащих в отношении труда служащего за вознаграждение поставщику.

Однако эта практика была признана законодательной властью ошибочной. Он посчитал недопустимым разделение фигуры работодателя на две компании (провайдер и клиент), поскольку работник не был защищен от невыполнения клиентом и провайдером всех обязательств работодателя, предусмотренных Трудовым кодексом России.

Действительно, Трудовой кодекс РФ ранее не предусматривал такой порядок приема на работу, хотя и не запрещал его прямо.

1 января st 2016 вступил в силу новый закон, который ввел прямой запрет на заемную работу, которая относится к работе, выполняемой работником по заказу работодателя, но в интересах, и под руководством и контроль другого лица (клиента провайдера). В том же законе была введена концепция частных агентств занятости, которые подлежат аккредитации и имеют право проводить деятельность по предоставлению временных работников для выполнения работы в интересах, под управлением и контролем другой организации.

С этого момента только следующие организации будут иметь право предоставлять исключительно временный персонал:

- Частные агентства занятости со специальной государственной аккредитацией;

- Прочие компании, в том числе иностранные, когда сотрудники временно направляются в:

  • Юридическое лицо, аффилированное со стороной, направляющей сотрудников (так называемое командирование)
  • Акционерное общество, если отправляющая сторона является стороной акционерное соглашение об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества
  • Юридическое лицо, являющееся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной

Прочие лица не имеют права направлять свой персонал для работы у третьих лиц . Максимальный срок, на который временный персонал может быть предоставлен частным агентством в ряде случаев, составляет 9 месяцев.

Частное агентство занятости

Под частными агентствами занятости понимаются юридические лица, зарегистрированные в России и аккредитованные для ведения кадрового найма. Такие агентства должны иметь уставный капитал более 1 000 000 рублей и квалифицированного руководителя с опытом работы в этой сфере.

Частное агентство по трудоустройству может отправлять своих сотрудников на временную работу на другую сторону только в следующих случаях:

- Если сотрудники отправляются физическому лицу для личного ухода и оказания домашних услуг

- Если сотрудники отправляются на физическое лицо предпринимателем или юридическим лицом для временного выполнения обязанностей, которые обычно выполняются сотрудниками, которые в настоящее время отсутствуют, но для которых их рабочие места открыты для них во время их отсутствия.

- Если сотрудники направляются к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для выполнения работ, связанных с временным (до 9 месяцев) расширением производства или оказываемых услуг.

Закон предусматривает случаи, когда использование персонала запрещено. Среди таких случаев - использование персонала для замены сотрудников, участвующих в забастовке.

Есть и некоторые негативные последствия для компаний, использующих кадры.

Особые виды трудовых договоров

Типичный трудовой договор предполагает, что работник ежедневно приходит в офис или другое помещение работодателя и что работа выполняется в таких помещениях или на их территории в качестве единоличной занятости работника.Однако бывают разные ситуации, когда работа ведется в разных условиях или при других обстоятельствах. Такими обстоятельствами являются, например:

  • Работа по дому
  • Удаленная работа
  • Договор о прохождении стажировки
  • Работа в удаленных местах по долгосрочным сменам
  • Совместная работа
  • Сезонная работа
  • Другие особые формы занятости

Домашний труд

Трудовой кодекс РФ содержит специальные положения в отношении домашних работников, т. е.е., лица, которые работают на предприятии, но выполняют работу на дому (глава 49 Трудового кодекса).

Работа по дому регулируется общими нормами закона, но допускается определенная гибкость. Домашний работник может привлекать к работе членов своей семьи, но между ними и работодателем не возникают трудовые отношения (ст. 310 Трудового кодекса).

Удаленная работа

Этот новый закон представляет собой существенное изменение и модернизацию российского трудового законодательства, поскольку впервые разрешено организовать удаленную работу на дому у сотрудника.Это также дает много возможностей, а также гибкость в трудовом договоре. Самое главное, это позволяет более свободно устанавливать условия для увольнения, не ограничиваясь закрытым списком оснований для увольнения в соответствии с общими положениями закона. (В Трудовом кодексе остались прежние положения о так называемой «домашней работе», но эти положения имели ограниченное действие и фактически не регулировали ситуацию, когда работодатели нанимают людей для работы на дому или иным образом удаленно вне офиса. )

В новом законе подчеркивается необходимость организации связи с помощью современных средств телекоммуникации ИТ, делая необходимым условием для удаленной работы использование средств различных каналов телекоммуникационных сетей ИТ, включая Интернет, для выполнения работы и взаимодействовать с работодателем.

Соглашение об ученичестве

Соглашение о прохождении профессионального обучения на рабочем месте может быть заключено с кандидатами на вакансии и действующими сотрудниками (глава 32 Трудового кодекса).

Стажировка может осуществляться в форме индивидуального или группового обучения и может быть организована как на полную, так и на частичную занятость.

По соглашению ученики могут быть полностью освобождены от своей основной работы или они могут выполнять свою основную работу на основании сокращенного рабочего времени (ст. 203 Трудового кодекса). Во время обучения ученика не могут приглашать на сверхурочную работу или отправлять в командировки, не связанные с предметом обучения (ст. 203 Трудового кодекса).

После успешного завершения обучения ученик должен присоединиться к компании в качестве сотрудника без прохождения испытательного срока (ст. 207 Трудового кодекса).

Если ученик не принимает согласованную работу без уважительной причины после того, как договор об ученичестве истек, он будет обязан вернуть компенсацию, полученную во время ученичества, а также другие расходы, понесенные работодателем. В свете российской судебной практики мы хотели бы поставить под сомнение возможность применения этого положения.

Долгосрочные смены в отдаленных местах

Долгосрочные смены в отдаленных местах - это форма занятости, при которой работник направляется на работу в место, удаленное от его обычного места жительства, чтобы он не мог вернуться каждый день к себе домой (глава 47 Трудового кодекса).

Эта форма занятости предназначена для ситуаций, когда работа должна выполняться в малонаселенных местах или районах с чрезвычайными ограничениями, установленными природой.

Работников, находящихся в режиме длительных смен в труднодоступных местах, необходимо возвращать домой не реже одного раза в месяц, в исключительных случаях - один раз в три месяца (ст. 299 Трудового кодекса).

Рабочее время при данной форме занятости исчисляется в соответствии со специальными правилами, касающимися учета рабочего времени на суммарной основе.

Совмещение работы и профессий (офисы)

В России работникам разрешается устраиваться на дополнительную работу у того же или другого работодателя. Трудовой кодекс содержит специальные и подробные положения, регулирующие ситуацию, когда работник выполняет регулярно оплачиваемую работу, когда он свободен от своей основной работы.

Работа по совместительству регулируется статьей 60.1 и главой 44 Трудового кодекса. Закон проводит четкую грань между основной работой и дополнительной работой. Дополнительная работа не должна мешать выполнению основной работы. Причем он должен быть отделен от основного (в другой профессии или офисе). (Практическая возможность выполнения последнего требования сомнительна.)

Может быть два вида совмещения рабочих мест: если сотрудник одновременно переходит на другую работу у того же работодателя, превышая пределы своего обычного рабочего времени, это считается внутренним объединением рабочих мест.Внешнее совмещение рабочих мест означает работу на другого работодателя вне рабочего времени, посвященного основной работе. При совмещении рабочих мест необходимо заключение специального трудового договора.

Сотрудник в России теперь может работать у сколь угодно большого количества работодателей. Следует отметить, что такая свобода делает практически бесполезными ограничения максимальной продолжительности рабочего времени (в день или в неделю). Теперь такие ограничения выглядят пустыми словами в адрес профсоюзного движения и «социального государства».

Есть еще несколько вопросов, которые регулируются отдельно в отношении совмещения рабочих мест.

Совмещение профессий (должностей) предусмотрено статьями 60. 2 и 151 Трудового кодекса. Это означает дополнительную работу у того же работодателя на другой должности в пределах обычного рабочего времени. В отличие от работы по совместительству, новый трудовой договор не требуется, но необходимо письменное согласие работника.

Кроме совмещения профессий (офисов), сотруднику может быть назначена дополнительная работа того же характера, что и его обычная работа (то есть офис и рабочее время совпадают, но объем работы увеличивается).Такие ситуации определены Трудовым кодексом как 1) расширение зон обслуживания, 2) увеличение рабочей нагрузки или 3) выполнение рабочих обязанностей отсутствующим работником без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором (ст. 60.2. Трудовой кодекс).

Любой вид дополнительной работы влечет за собой дополнительное вознаграждение, размер которого определяется работодателем и работником (ст. 151 Трудового кодекса).

Временная и сезонная работа

Временная работа - это работа, продолжительность которой не превышает двух месяцев (статья 59 Трудового кодекса). Они регулируются главой 45 Трудового кодекса. В таких договорах для работников не установлен испытательный срок (ст. 289 Трудового кодекса). Право на отпуск при этой форме работы составляет два дня оплачиваемого отпуска за каждый месяц работы (ст. 291 Трудового кодекса). Как правило, временные работники не имеют права на выходное пособие. Трудовой договор, заключенный для выполнения определенной работы, прекращается по ее завершении (статья 79 Трудового кодекса). Работники могут досрочно расторгнуть трудовой договор, уведомив об этом за 3 дня (ч. 1 ст. 79 Трудового кодекса).Работодатель может досрочно расторгнуть трудовой договор только в случаях, предусмотренных законом, и должен уведомить работника не менее чем за 3 дня.

Сезонные работы могут включать только те работы, которые, как правило, длятся до 6 месяцев и которые могут выполняться только в определенное время года из-за климатических условий или других особых условий природы ( Ст. 293 Трудового кодекса). Труд сезонных работников регулируется главой 46 Трудового кодекса.

Трудовой кодекс делегировал право определять номенклатуру таких сезонных рабочих мест, которые могут превышать этот 6-месячный предел, а также их максимальную продолжительность, уровню федеральных промышленных соглашений, заключенных между работодателями и работниками (или, обычно их представители).

В трудовом договоре должен быть прописан сезонный характер работы (ст. 294 Трудового кодекса).

В случае ликвидации предприятия или сокращения штата работодатель должен за семь календарных дней заранее уведомить об увольнении сотрудников, выполняющих сезонные работы.

В случае ликвидации предприятия или сокращения штата, выходное пособие будет равно двухнедельной заработной плате для работника, выполняющего сезонную работу (ст. 296 Трудового кодекса).

В случае расторжения трудового договора до истечения срока его действия по инициативе работника, выполнявшего сезонную работу, работник должен уведомить об этом работодателя не позднее, чем за 3 календарных дня.

Работнику, выполняющему сезонную работу, предоставляется 2 отпускных дня за каждый месяц работы.

Другие особые формы занятости

В дополнение к описанным выше ситуациям особых видов занятости Трудовой кодекс предусматривает особые положения для определенных должностей или профессий. К ним относятся:

  • Водители (Глава 51 Трудового кодекса)
  • Работники, занятые на подземных работах (Глава 51.1 Трудового кодекса)
  • Учителя и работники государственных образовательных учреждений (Глава 52 Трудового кодекса)
  • Российские дипломаты и сотрудники дипломатических представительств и др. Государственные представительства России за рубежом (Глава 53 Трудового кодекса)
  • Религиозные служащие (Глава 54 Трудового кодекса)
  • Спортсмены и тренеры (Глава 54.1 Трудовой кодекс)
  • Работники обороны (ст. 349 ТК)
  • Работники государственных корпораций и государственных компаний (ст. 349.1 Трудового кодекса)
  • Работники организаций, созданных Российской Федерацией на основании закона в соответствии с особым процедура (статья 349.2 Трудового кодекса)
  • Медицинские работники (статья 350 Трудового кодекса)
  • Сотрудники киноиндустрии, театра, оркестров, цирков (статья 351 Трудового кодекса)
  • Те, кто работает с детьми (статья 351.1 Трудовой кодекс)
  • Сотрудники, выполняющие работы, связанные с подготовкой и проведением чемпионатов мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017 в Российской Федерации (ст. 351.2 Трудового кодекса)
  • Специалисты в области специальной оценки условий труда (Статья 351.3 Трудового кодекса)

В соответствии с Трудовым кодексом федеральное правительство и соответствующие министерства издали более подробные правила, влияющие на работу в некоторых отраслях и определенных профессиях.

В связи с особыми географическими и климатическими условиями регионов Крайнего Севера России Трудовой кодекс содержит особые положения о работе в этих регионах и других регионах с аналогичными условиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *