Бизнес

Бизнес план музей: Бизнес план музея с расчетами

16.01.2004

Содержание

Бизнес-план музея

Открыть свой собственный музей — достаточно сложная задача. Она требует больших капиталовложений и серьезной организации. Ситуация осложняется тем, что в наше время далеко не каждый человек увлекается музеями. Главная задача организатора бизнес-идеи поэтому — придумать интересный вариант, который позволит заинтересовать людей всех возрастов.

Содержание

  1. Выбор идеи
  2. Организация работы
  3. Выбор места
  4. Альтернативный вариант
  5. Начало деятельности
  6. Продвижение

Выбор идеи

Исторические памятки очень сложно приобрести в частную коллекцию, чтобы создать музей в таком формате. Поэтому упор следует сделать на оригинальные поделки, картины, или прочие произведения искусства, которые будет сравнительно легко приобрести в свободном доступе.

Но здесь следует понимать, что представленные в музеи экспонаты должны обладать оригинальностью и индивидуальностью, иначе никакой ценностью для посетителей музея они обладать не будут.

Также надо понимать, что молодежь и даже представителей среднего возраста в музей можно привлечь только чем-то оригинальным и современным. Очень популярны в последнее время различные медицинские экспонаты: к примеру, зародыши с различными аномалиями развития. Но открыть подобный музей будет достаточно сложно, так как подобные экспонаты обычно представлены только при медицинских академиях, или больницах.

Самым простым вариантом будет открыть музей с представленными картинами, или поделками. Хотя подобные экспонаты и являются весьма дорогостоящими, но зато приобрести их не составит особого труда.

По такому же принципу можно остановить свой выбор и на коллекционных книгах. Это могут быть редкие подарочные издания или же книги, приобретенные у букинистов. Если правильно их расположить и добавить историй о создании каждой из них, то это вполне может привлечь внимание к подобной коллекции.

Организация работы

Следует позаботиться об оформлении самого музея ничуть не меньше, чем о выборе экспонатов. Вся представленная коллекция должна быть правильно размещена. Необходимо, чтобы там был обеспечен достаточный свет, чтобы все экспонаты можно было рассмотреть хорошо. Также следует разместить свет таким образом, чтобы подчеркнуть выгодный ракурс коллекции.

Экспонаты не должны располагаться слишком близко друг к другу. В противном случае, они рискуют попросту затеряться между собой. Хорошо, если для каждого экспоната будет отведено специальное место (стенд, стол). Также следует позаботиться и об их сохранности. Для этого зачастую мелкие экспонаты размещают под стеклом, устанавливая там же специально направленные лампы. Если же выставочный экспонат имеет слишком большие размеры, то необходимо установить вокруг него специальное защитное заграждение.

Выбор места

Выбирая место для расположения музея, следует ориентироваться, в первую очередь, на его предполагаемые размеры. Если там будет выставлено не слишком много экспонатов, то вполне возможно арендовать помещение в бизнес-центре. Это также придаст организации дополнительную современность и привлечет туда более юное поколение.

Располагать музей желательно в центре города. Люди должны без особых трудностей иметь возможность добраться до этого места. Также в обязательном порядке следует позаботиться о безопасности. Сохранность экспонатов должна быть обеспечена охранным агентством. Если экспонаты достаточно дорогостоящие, то необходимо также предусмотреть сигнализацию, которая должна быть установлена на стеклах, или по периметру стенда.

Также можно предусмотреть возможность транспортировки экспонатов. В последнее время это становится все более популярным среди современных коллекционеров. Они обеспечивают возможность перевозки коллекции в разные города, чтобы люди имели возможность посмотреть коллекцию везде. Кроме того, это позволяет привлекать значительно больше зрителей, ведь зачастую выставки в музеях люди посещают всего один раз.

То есть, даже по теории вероятностей, каждый человек посетит музей не более 2 раз и рано или поздно все желающие уже посмотрят коллекцию. После этого количество посетителей стремительно упадет. В этом случае владельцу музея требуется или обновлять полностью коллекцию своих экспонатов, или перевозить ее в другие города, где люди еще не знакомы с ней.

Альтернативный вариант

Если по какой-то причине нет возможности приобрести достаточное количество экспонатов в свою коллекцию, то тогда альтернативным вариантом может стать просто открытие своего выставочного зала. Многие современные музеи вояжируют по миру, показывая в разных городах свои экспонаты. Именно с такими организациями можно заключить соответствующее соглашение. Если выставочный зал будет хорошо оборудован, то вполне возможно разместить привезенные экспонаты там. В этом случае такой вариант музея может стать неплохим вариантом, а вот затраты на организацию деятельности будут минимальными.

Начало деятельности

После того как идея для музея полностью выбрана, следует переходить непосредственно к ее реализации. Для этого действовать необходимо по следующему механизму:

  1. Выбрать место и договориться за его аренду.  Выкупать подобные площади под такие цели обычно не целесообразно. Но вот договор аренды все же следует подписывать на длительный срок, так как вложения в помещение будут существенными и поэтому следует обезопасить себя от непредвиденных ситуаций.
  2. Закупка экспонатов. В некоторых случаях, если все же было принято решение остановиться на тех предметах, которые представляют историческую ценность, то потребуется получить дополнительные разрешения государственных организаций, а также зарегистрировать каждый экспонат.
  3. Подбор персонала. Следует обеспечить не только достаточное количество охраны, но также и выбрать персонал, который будет следить за чистотой и надлежащим видом представленных экспонатов. Также потребуется найти экскурсовода, который будет рассказывать о каждом из экспонатов.
  4. Оформление зала. Необходимо позаботиться о должном оформлении интерьера выставочного зала, а также об установке каждого экспоната и оформления для него стенда. Важно также изготовить таблички с хотя бы краткой информацией о каждом представленном экспонате.
  5. Реклама. Необходимо проинформировать об открытии музея потенциальных посетителей, или партнеров.

Продвижение

Когда уже все готово к открытию выставки, можно переходить к непосредственной рекламной кампании музея. Процесс формирования рекламной кампании напрямую будет зависеть от того, какова именно концепция работы музея.

Если музей будет позиционирован как выставочный зал, то необходимо отправлять специальную оферту тем, кто готов представить для выставки экспонаты. Это могут быть частные коллекционеры или те, кто планирует выставки в других городах. Размещать подобную рекламу для общего доступа попросту не за чем. Поэтому лучше направить индивидуально конкретное предложение каждому, кто является в данном случае потенциальным партнером по бизнесу. В этом случае достаточно, чтобы просто зал уже был оформлен таким образом, чтобы можно было организовать выставку экспонатов.

Если же в музее уже имеется достаточное количество выставочных экспонатов, то легко можно перейти к продвижению заведения для потенциальных посетителей.

В этом случае хороши будут любые рекламные средства:

  • размещение рекламы в интернете на тематических форумах. Зачастую подобные вывески размещают на городских порталах в разделах афиш. Также можно создать свой сайт, где будет представлено несколько экспонатов, чтобы люди имели представление о предлагаемой выставке;
  • распространение информации по телевизору, или радио;
  • публикация афиши в журналах и газетах;
  • раздача флаеров на улице;
  • вывески с объявлениями на столбах.

Самое главное в любом случае, чтобы был подан максимум важной информации. Человек должен получить представление о том, какие именно экспонаты предлагает музей, в какое время он работает и какова стоимость билета. Конечно же важно указать и контактные данные. Здесь нужно написать и адрес, и телефон, чтобы человек мог как сразу непосредственно прийти для посещения музея, так и позвонить для уточнения всех интересующих деталей.

Таким образом, музей может действительно стать отличной идеей для бизнеса. Но при этом нужно понимать, что реализовать ее будет достаточно сложно: необходимо позаботиться об отличной организации рабочего процесса, а также о продвижении своей кампании на рынок подобных услуг.

Зачастую стоимость экспонатов для музея бывает слишком высокой, кроме того, приобрести все желаемые вещи сразу может оказаться невозможно. Поэтому надо быть готовым к тому, что коллекция будет периодически пополняться. Стоимость экспонатов обычно довольна большая, но все же при составлении правильного бизнес-плана окупаться проект тоже будет весьма быстро.

особенности, доход и план бизнес проекта

Что предвещает открытие музея? какие особенности, доход и план бизнес проекта? До Третьякова коллекционированием в России занимались исключительно выходцы из дворянского сословия. Но, с течением времени, собирательство и меценатство становится прерогативой все большего числа просвещенного купечества и интеллигенции. Сам Третьяков, будучи купцом, до конца своих дней занимался предпринимательством – вместе с братом они владели Костромской мануфактурной фабрикой, что позволяло ему заниматься любимым делом – коллекционированием произведений искусств.

История России богата именами и делами истинных подвижников, посвятивших свои жизни сохранению культурного наследия.

Уместно будет вспомнить, что такие меценаты, как Рябушинские, Третьяковы и Бахрушины всячески содействовали получению признания многих шедевров отечественного изобразительного искусства, которые впоследствии стали гордостью России. Для них собирательство не являлось источником прибыли, их истинной целью было бескорыстное служение своему Отечеству. К счастью, в последние годы российское меценатство переживает эпоху ренессанса, возрождения былых традиций, которые были практически утрачены за предыдущие десятилетия.

Что необходимо для открытия музея?

Не секрет, что для открытия музея требуются немалые вложения, что под силу лишь состоятельным спонсорам. И одних заверений в том, что проект перспективный и нужный, для инвесторов будет недостаточно. Для делового человека лучшим доказательством может служить только убедительный бизнес-план музея .

В нем необходимо раскрыть все подробности и нюансы идеи, что существенно поможет в поиске инвесторов. К тому же, для начала работы инициатору проекта необходимо получить максимум информации и знаний, касающихся этой области. При грамотной организации дела, довольно скоро музей начнет приносить прибыль, которую можно будет вложить в его дальнейшее развитие.

Особенности бизнес проекта

Успех любого бизнеса зависит, прежде всего, от реальной оценки собственных возможностей, ведь, организация музея дело достаточно специфическое и под силу не каждому. Довольно сложно с первых же дней работы, обойти всех конкурентов. Здесь все зависит от выбранной тематики и направленности работы. В последнее время в стране открывается довольно много различных частных музеев. Большинство из них отличаются своей самобытностью и разнообразием экспонатов, что способствует привлечению большого числа посетителей.

По большей части, доход в музейном бизнесе напрямую зависит от специфики. Большинство людей, прежде всего, привлекает все необычное. Поэтому в этом деле приветствуется нестандартный подход. В то же время, существует ряд музеев, которые занимаются традиционной деятельности, что не мешает им получать довольно солидную прибыль

Сотрудники музея

Обычно ими являются люди, посвятившие свою жизнь искусству – искусствоведы и собиратели художественных ценностей. Штат музея зависит от числа посетителей. Если экспозиции будут интересны широкому кругу ценителей искусства, и посещаемость будет возрастать, то со временем, количество сотрудников можно будет увеличить, что должно быть предусмотрено и внесено в бизнес-план музея.

Шаблон бизнес-плана музея художественной школы

— Bplans

Практика! Детский художественный музей Чикаго , ( Hands On!) является некоммерческой организацией 501(c)(3). Руки! формируется, чтобы предоставить уникальные и содержательные художественные программы для всех детей, обучать детей искусству и формировать пожизненную аудиторию для искусства. Мы планируем предложить динамичную и постоянно развивающуюся программу. Хотя мы включим в наши программы все изобразительное искусство, мы сосредоточимся на изобразительном искусстве. Большинство мероприятий будут открытыми, и ими можно будет насладиться во время прогулки. Музей будет укомплектован работающими художниками, а все структурные мероприятия будут проводиться мастерами-художниками-педагогами.

Партнерство по художественному образованию совместно с Президентским комитетом по искусству и гуманитарным наукам в прошлом году начали исследование, чтобы изучить влияние опыта искусства на молодых людей и выяснить, почему и как молодые люди изменились благодаря своему опыту искусства. Факты показывают, что дети с высоким уровнем участия в творчестве превосходят «худощавых» учащихся практически по всем показателям.

Это исследование, Champions of Change , обнаружило много свидетельств того, что обучение искусству помогает развить привычки, которые будут поддерживать другие дисциплины, и что оно часто может охватить учащихся из групп риска, когда другие дисциплины не могут. Искусство предоставляет молодым людям подлинный опыт обучения, который задействует их разум, сердце и тело. Художественное образование помогает учащимся учиться; это может повысить творческий потенциал, самодисциплину, а также навыки и уверенность, необходимые для решения проблем, с которыми они сталкиваются в своей жизни.

Три члена совета учредителей, все из которых являются матерями маленьких детей, обладают уникальной квалификацией для реализации этого проекта. Каролин Кюнер, исполнительный директор, имеет степень бакалавра музыки в области фортепианной педагогики и степень магистра музыки в области фортепианного исполнения и педагогики с отличием Чикагского музыкального колледжа Университета Рузвельта. Кроме того, она более 10 лет работала преподавателем фортепиано в Университете Рузвельта, а также работала на факультетах фортепиано в Университете Конкордия и Колледже Элмхерст. Г-жа Кюнер получила стипендию Д. Х. Болдуина в знак признания ее вклада в фортепианную педагогику и упоминается в книге 9.0003 Кто есть кто в американской музыке . Г-жа Кюнер является активным лидером отряда домовых чикагских девочек-скаутов и выступает за домашнее обучение. Она была гостьей на Educate! на канале 20 и Medill Reports в Северо-Западном университете. Интервью с г-жой Кюнер опубликованы в Chicago Parent and the Homeschooling Link.

Шери Джендра, операционный директор, имеет степень бакалавра гуманитарных наук в области государственного управления и степень магистра государственного управления Университета штата Губернатор. Ранее она работала директором по жилищным вопросам в Ассоциации планирования района Беверли, некоммерческой общественной организации. Она также работала помощником планировщика в Комиссии по планированию Северо-Восточного Иллинойса. Г-жа Джендра активно работает волонтером в католической церкви и начальной школе Св. Варнавы, а также участвует в различных молодежных спортивных мероприятиях.

Нэнси МакГурти, директор по маркетингу, имеет степень бакалавра наук в области коммерции со специализацией в области маркетинга Университета ДеПола. Предыдущая работа включает должность помощника вице-президента по маркетингу в Founders Bank, директора по экономическому развитию Ассоциации планирования района Беверли и сотрудника по маркетингу в группе корпоративного и институционального банковского обслуживания в First Chicago Bank. Г-жа МакГурти активно работает в сообществе Беверли/Морган-Парк в качестве директора Юго-западной ассоциации благоустройства Беверли, а также в качестве волонтера в начальной школе Сазерленда, католической церкви Св. Варнавы и AYSO.

В дополнение к членам учредительного совета, наш совет директоров состоит из разнообразной группы лиц, включая лауреата премии Грэмми, композитора и пианиста Рэмси Льюиса, Майкла Фридмана, генерального директора Premonition Records, Джеймса Линдси, CPA компании TTX, и Пола. Туминаро, защитник искусства из Чикаго и член правления NewGroup в Музее современного искусства.

Мы ищем финансирование для первоначальных затрат, которые будут использованы для покрытия судебных издержек, улучшения арендованного имущества, аренды и связанных с этим расходов, офисного оборудования, мебели, начального инвентаря и первоначальных денежных средств для покрытия расходов в первые несколько месяцев.

По нашим оценкам, примерно 60% годового дохода Hands On! будет получено за счет членства, приема, программирования, розничных продаж и связанных с ними видов деятельности. Остальная часть нашего финансирования будет получена за счет:

  • Написание предложений для получения грантов от фондов.
  • Привлечение частных лиц, корпораций и малого бизнеса.
  • Ежегодный масштабный благотворительный концерт, семейные пособия и специальные мероприятия.
  • Разнообразие небольших мероприятий по сбору средств.

Цели

В руки! Целями в течение первого года деятельности являются:

  • Получение дохода от комбинации членских и вступительных взносов, программ, информационно-разъяснительной работы, розничных продаж и специальных мероприятий.
  • Чтобы обеспечить новые источники финансирования, включая гранты фондов, государственные гранты, а также частные и корпоративные пожертвования.
  • Чтобы иметь 375 платных членств.
  • Обслуживать 1 500 детей в рамках наших информационно-пропагандистских программ.

Миссия

Миссия В руки! призван побудить детей всех возрастов полностью раскрыть свой творческий потенциал с помощью изобразительного и исполнительского искусства. Руки! стремится с помощью изобразительного искусства создать уникальную среду, в которой дети всех возрастов, способностей и опыта могут свободно фантазировать, творить и приветствовать искусство в своей жизни. Руки!  обеспечивает профессиональную рабочую среду, которая является стимулирующей, полезной, творческой и с уважением относится к идеям и людям.

Ключи к успеху

Эта тема не была включена в первоначальный бизнес-план, но включена здесь в качестве заполнителя для других, использующих этот план в качестве руководства. Пожалуйста, помните, что схема по умолчанию намеренно является гибкой, потому что каждый бизнес-план уникален, поэтому многие превосходные планы опускают темы, включенные в стандартную схему, а многие добавляют дополнительные темы. Схема — это предложение, а не контрольный список. Вы можете легко добавлять и удалять темы. Сделайте это своим планом, а не планом программного обеспечения.

Нужны реальные карты?

Мы рекомендуем использовать LivePlan как самый простой способ создания графиков для вашего собственного бизнес-плана.

Создайте свой собственный бизнес-план

Бизнес-модель некоммерческого музея

Дополнительная информация Вернуться к видео Выход

Многие думают о музеях, как о Венере Боттичелли, совершенно сформированной сущности, которая просто возникает, уже будучи цельной. И многие люди могут подумать, что некоммерческий статус музеев означает, что в их создании или росте нет коммерческой стороны.
Однако история возникновения музеев в Соединенных Штатах в основном связана с бизнесом.
Американские музеи не имеют традиции начинать с королевских коллекций, как многие в Европе, и при этом они не поддерживаются социалистическим государственным финансированием, как это часто бывает в других странах.
Американские музеи всегда возникали и поддерживали коммерческую деятельность, даже несмотря на то, что они считаются некоммерческими и часто воспринимаются как не связанные с деловым миром. Но на самом деле без делового мира они бы не существовали. Идея о том, что искусство и деньги действуют в разных вселенных, — это то, что Sotheby’s Institute готов опровергнуть, особенно в рамках наших программ магистратуры в области художественного бизнеса.
Итак, вот что нужно знать о бизнесе «некоммерческих» музеев.

Что такое 501(c)3?

В основном относящаяся к государственным благотворительным организациям и частным фондам, компания 501(c)3 определяется (и названа) своим налоговым статусом: организация не должна платить корпоративный подоходный налог со своей выручки. Мы часто называем их «некоммерческими организациями». Но важно помнить, что «некоммерческая организация» — это налоговый статус, а не бизнес-план, и что получение прибыли имеет основополагающее значение для здоровья художественных организаций.

A 501(c)3 может получать прибыль «при условии, что он делает это, занимаясь деятельностью, связанной с его освобожденными целями», в соответствии с политикой IRS. Эта прибыль может быть использована только для выплаты разумной компенсации и необходимых расходов, связанных с ее миссией. То, что регулирует прибыль некоммерческой организации, так это то, что они делают с ней; не то, чтобы они этого не сделали.

Каковы три элемента некоммерческого дохода?

В некоммерческом мире музеев существует три основных категории доходов:

  • Взносы или сбор средств, которые обычно составляют более половины доходов музеев при отраслевом стандарте около 60%.
  • Программные услуги, такие как прием, не являются незначительными, но пропорционально малы. Например, 2% доходов Метрополитен-музея приходится на продажу билетов.
  • Заработанный доход обычно составляет 40% доходов музеев. Относительно новая и растущая категория, она может охватывать все: от товаров и лицензирования до сувенирных магазинов и образовательных программ. Хотя сегодня они могут показаться стандартными для музейного опыта, они представляют собой относительно новые и революционные изменения в музейной бизнес-модели прошлого.
Откуда берутся деньги?

Музеи, наряду с другими некоммерческими организациями, используют самые разные тактики для получения дохода. Гала, например, известны как громкие мероприятия по сбору средств и занимают большую часть внимания прессы и общественности. Но гала-концерты не так важны для дохода, как для создания сообщества и укрепления доброй воли членов совета директоров и доноров. Обычно на каждый потраченный доллар приходится 0,40 доллара США, и это без учета значительного времени персонала, необходимого для планирования и проведения этих заметных мероприятий.

Музейные магазины могут быть прибыльными, но в большинстве случаев только безубыточными. Кафе приносят незначительную прибыль, но в первую очередь это услуга, которую необходимо предлагать посетителям — ожидаемая часть музейного опыта. Образовательные программы являются хорошим источником заработанного дохода, если они хорошо реализованы. Мерчандайзинг и лицензирование могут иметь большое значение в зависимости от блокбастеров, которыми может владеть учреждение, или узнаваемости его бренда. Корпоративное спонсорство также может играть большую роль, в зависимости от миссии и политики музея. А аренда помещений для мероприятий, таких как свадьбы, часто является скорее проблематичной, чем прибыльной, поскольку зрители приходят не для искусства, а для того, чтобы использовать помещение в качестве декораций. Изнашивание персонала и оборудования в связи с мероприятиями — без дополнительной выгоды от привлечения любителей искусства и повторных посетителей — делает это предложение проигрышным для многих музеев.

Сбор средств — этот основной источник дохода, составляющий около 60% дохода здорового музея — может стать более заметным, если речь идет об убедительных историях участия. #ЩедрыйВторник — один из таких примеров. Тем не менее, на самом деле именно немногие и постоянные доноры действительно управляют этим двигателем доходов для музеев, а не годовой фонд, прямая почтовая рассылка, краудфандинг или небольшие подарки. Правило 80/20 применяется к сбору средств: 80% подарков обычно исходят от 20% жертвователей. В 2017 году это было еще более ярко выражено в тематическом исследовании Метрополитена, где 88% подарков исходят только от 12% доноров. Настоятельная рекомендация для музеев по сбору средств состоит в том, чтобы сосредоточиться на преданных и давних донорах, а не чрезмерно индексировать время и энергию персонала на привлечение новых доноров. С 2008 года удержание доноров сократилось на 12 %, поэтому сосредоточение внимания на удержании означает надежный приток доходов в организации. Акцент на доходах в пользу немногочисленных, но щедрых доноров также означает, что крупные сотрудники, занимающиеся пожертвованиями, обычно являются одними из самых высокооплачиваемых должностей в организации.

Насколько ликвидны некоммерческие музеи?

Музеи, особенно крупные и хорошо финансируемые, могут иметь впечатляющую прибыль, исчисляемую многими миллионами долларов. Глядя на тематическое исследование Met, их зарегистрированные активы составляют почти 4 миллиарда долларов. Однако ликвидность этих художественных учреждений — больших и малых — гораздо более ограничена. В том же примере с Met денежные запасы составляют всего 7 миллионов долларов. В соответствии с передовой практикой музеи должны иметь 90-дневную ликвидность в любой момент времени.

Неподвижные земельные владения могут способствовать получению впечатляющих результатов, особенно в крупных мегаполисах. Тем не менее, земля и помещения могут дать ложный положительный результат, если посмотреть на расходуемые деньги музея. Например, многие музеи не владеют своей землей или впечатляющими зданиями, а сохраняют права на их использование у города или штата. Кроме того, у большинства есть уставы, которые предусматривают, что в случае прекращения существования учреждения земля и здание возвращаются обратно городу — музей не может их продать.

Пожертвования из трех перечисленных выше областей дохода могут быть переведены в ликвидные активы музея, но только в том случае, если они являются неограниченными дарами. Их можно использовать для покрытия эксплуатационных расходов, таких как освещение и отопление, которые являются потенциально непомерными затратами, особенно в больших старых зданиях. Покупка инвентаря — еще одно приемлемое использование ликвидных ресурсов. Подарки с ограниченным доступом, когда пожертвования или грантовые средства предназначены для проектов (временные ограничения) или в качестве пожертвований (постоянно ограниченные), могут составлять значительную часть фондов музея; но они не могут быть сжижены. (Однако не секрет, что учреждения могут занимать средства со своих временных счетов с ограниченным доступом для оплаты операционных расходов. Это не рекомендуется, но такое случается.)

Какие блюда на вынос?

Американские музеи непохожи, скажем, на Лувр. Возможно, самый известный музей в мире, Лувр чудесным образом финансируется французским государством и дополняется другими потоками доходов от пожертвований до лицензирования (ярким примером является недавно открытый Лувр Абу-Даби). Для сравнения, некоммерческие музеи в Соединенных Штатах возникли благодаря гражданской филантропии и коммерческой хватке банкиров и финансистов именно из-за отсутствия государственной поддержки.

С неизвестными изменениями налоговой политики на горизонте заработанный доход от входных билетов, сувенирных магазинов, лицензирования и других потоков доходов станет более важным, чем когда-либо, поскольку прогнозы показывают, что 30% населения США, которые делают пожертвования, может сократиться до 30%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *