Бизнес

Бизнес план открытый урок – Методическая разработка урока «Составление бизнес-плана и расчет его отдельных показателей»

21.07.2018

Методическая разработка урока «Составление бизнес-плана и расчет его отдельных показателей»

Методическая разработка урока

на тему:

«Составление Бизнес-плана

и

расчет его отдельных показателей»

Введение

Представленная методическая разработка учебного занятия на тему «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей» рассматривает технологию проведения практического занятия с применением активных методов обучения: работой в микрогруппах.

Цель данной методической разработки — активизировать учебный процесс, разнообразить, сформировать у студентов комплекс теоретических знаний, умений и навыков, способствующих повышению качества уровня подготовки современных специалистов, а также выявить уровень знаний студентов по теме «Планирование деятельности предприятия». Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике. А студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения.

При использовании современных образовательных технологий преподаватель должен уметь организовать работу обучающихся по микрогруппам. В микрогруппе студенты работают над одной и той же проблемой и пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. Работа в микрогруппах, обсуждение тем, принятие самостоятельных решений дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию производственных ситуаций, вырабатываются умения анализировать сложившую ситуацию на предприятии, предлагать свои методы, рекомендации по улучшению работы.

Поведение преподавателя

при организации работы практического занятия по микрогруппам отличается от привычного поведения на традиционном уроке. Микрогруппы сами работают над выполнением поставленных заданий, роль преподавателя – лишь помогать им в этом процессе.

В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость. Обучающиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания.

К методической разработке учебного занятия прилагаются:

Содержание занятия

Календарно-тематическим планом по дисциплине «Экономика организации» для специальности № 0518000 «Учет и аудит» предусмотрено практическое занятие по теме «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей».

Образовательная цель данного занятия: обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; закрепить знания и привить умения в составлении Бизнес-плана. Наряду с образовательной целью сформулированы развивающие и воспитательные цели. Развивающие цели предусматривают формировать у обучающихся умения использовать теоретические знания при решении заданий, развивать познавательную самостоятельность, профессиональное мышление, внимание. Воспитательные цели: воспитание у обучающихся умения работать в команде.

В ходе практического занятия проводятся следующие этапы:

  1. Организационный момент заключается в проверке наличия студентов на уроке, готовности учебного кабинета к занятию.

  2. Сообщаются тема занятия, цели занятия.

  3. Проводится фронтальный (беглый) опрос, который необходим для проверки знаний по ранее изученным темам и подготовки студентов к выполнению практического задания.

  4. Практическое занятие преподаватель начинает с проведения Инструктажа по выполнению практической работы:

  5. Студенты разбиваются на микрогруппы. Участники могут задавать преподавателю вопросы с целью уточнения ситуации. В ходе работы микрогрупп преподаватель может давать некоторые пояснения, избегая прямых консультаций.

  6. Подведение итогов занятия:

Обобщение результатов работы и оценка деятельности обучающихся на уроке.

  1. Проведение рефлексии. Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

– Какой жизненный урок вы получили сегодня?
– Какие открытия сегодня вы сделали?
– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?
«Оцени себя на уроке» Обучающемуся дается индивидуальная карточка, в которой нужно

подчеркнуть фразы, характеризующие работу студента на уроке по трем направлениям.

Урок прошел

Я на уроке

Итог

интересно

работал(а)

понял(а) материал

скучно

отдыхал(а)

узнал(а) больше, чем знал(а)

безразлично

помогал(а) другим

не понял(а)

  1. Преподаватель сообщает обучающимся домашнее задание, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения.

«Қазтұтынуодағы Қостанай жоғары экономика колледжi» Мекемесі

Учреждение «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»

САБАҚ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ (УРОКА) № _____

Пән / Дисциплина «Экономика организации»

Тақырыбы / Тема «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей».

Сабақтың түрі /Тип урока практическое занятие

Сабақтың мақсаттары/ Цели урока

білімділік/ образовательные: обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; закрепить знания и привить умения в составлении Бизнес-плана. дамытушылық/развивающие: формировать у обучающихся умения использовать теоретические знания при решении заданий, развивать познавательную самостоятельность, профессиональное мышление, внимание.

тәрбиелік/ воспитательные: воспитывать у обучающихся умение работать в команде.

Сабақтың жабдықтары/ Оборудование урока

көрнекілік құралдар/ наглядные пособия:

үлестірімді құралдар/ раздаточный материал: задания по выполнению практической работы

ТҚО/ТСО: калькуляторы

Әдебиет/ Литература Адамчук А.М. «Экономика предприятия»

Сергеев И.В. Веретенникова И.И. «Экономика организаций (предприятий)»

Сабақтың мазмұны/Содержание занятия

Кезеңдері/ Этапы

Уақыт/ Время

1. Организационная часть

1-2 мин

2. Мотивация учебной деятельности

2-3 мин

3. Контроль знаний обучающихся

4-5 мин

4. Инструктаж по выполнению практической работы

4-5 мин

5. Выполнение заданий практической работы

59-60 мин

6. Подведение итогов занятия

1-2 мин

7. Рефлексия

1-2 мин

8. Задание на дом

1 мин

Сабақтың барысы/ Ход урока

Оқутышының іс — әрекеті

Деятельность преподавателя

Оқушының іс — әрекеті

Деятельность обучающихся

1. Организация занятия:

Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет готовность аудитории и обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Мотивация учебной деятельности:

Преподаватель сообщает тему «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей» и формулирует цели занятия.

3. Контроль знаний обучающихся:

Преподаватель напоминает тему прошлого занятия «Планирование деятельности предприятия», проверяет домашнее задание, осуществляя фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию «планирование».

  2. Перечислите принципы планирования.

  3. Перечислите методы планирования.

  4. Перечислите виды планирования в зависимости от признаков классификации

  5. Что такое Бизнес-план?

  6. Перечислите разделы Бизнес-плана.

4. Инструктаж по выполнению практической работы:

Преподаватель инструктирует студентов о выполнении практической работы.

5. Выполнение заданий практической работы.

Работают в микрогруппах.

6. Подведение итогов занятия:

Обобщение результатов работы и оценка деятельности обучающихся на практическом занятии.

7. Рефлексия:

Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

– Какой жизненный урок вы получили сегодня?
– Какие открытия сегодня вы сделали?
– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

«Оцени себя на уроке» Обучающемуся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу студента на уроке по трем направлениям.

Урок прошел

Я на уроке

Итог

интересно

работал(а)

понял(а) материал

скучно

отдыхал(а)

узнал(а) больше, чем знал(а)

безразлично

помогал(а) другим

не понял(а)


8. Задание на дом:

Преподаватель сообщает обучающимся домашнее задание.

Литература:

Л.Н. Чечевицина. «Экономика предприятия» стр. 322-326

Приветствуют преподавателя. Подают рапортичку.

Слушают, воспринимают

осмысливают, осознают цели

Слушают, воспринимают.

Отвечают на вопросы.

Слушают, осмысливают

Работают коллективно

Слушают

Отвечают

Заполняют карточку

Слушают, записывают

Оқутышы

Преподаватель: ___________________________________

Практическое занятие

Специальность: № 0518000 «Учет и аудит»

Предмет: «Экономика организации»

Тема: «Составление Бизнес-плана и расчет его отдельных показателей»

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; закрепить знания и привить умения в составлении Бизнес-плана.

Составьте некоторые разделы бизнес-плана, пользуясь методическими рекомендациями.

Методические рекомендации:

Примерный список тем разработки бизнес-планов предприятий:

Сфера применения

Объект для составления Бизнес-плана

Сфера услуг

  1. парикмахерская;

  1. маникюрный кабинет;

  1. косметический кабинет;

  1. продажа автомобилей;

  1. агентство недвижимости;

  1. компьютерный салон;

  1. химчистка;

  1. пошив и ремонт одежды;

  1. солярий;

10) строительные работы;

Производство продукции

  1. продукты питания;

  1. детское питание;

  1. корм для животных;

  1. строительные материалы;

5) оборудование и т.д.

1. Резюме

Бизнес-план должен начинаться с выводов. Хотя пишутся они в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самым первым пунктом бизнес-плана. Выводы должны быть краткими — не более 1-2 страниц. Резюме — это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов.

Задание 1. Дайте ответы на поставленные вопросы:

  1. Какие услуги предполагается производить?

  2. Где будет располагаться фирма?

  3. Нуждается ли помещение в ремонте? Во что примерно может обойтись ремонт?

  4. Это ваше собственное помещение или вы планируете его арендовать?

  5. Работники каких специальностей вам необходимы?

  6. Какое оборудование потребуется для осуществления деятельности?

  7. Есть ли у вас опыт предпринимательской деятельности?

2. Анализ положения дел в отрасли

Очень важно преподнести идею нового предприятия в контексте сложившегося состояния дел в отрасли – ведь одним из критериев, на основании которых потенциальный инвестор судит о шансах нового предприятия на победу в конкурентной борьбе, как раз и является ситуация на рынке данного вида услуг. Необходимо взять на заметку все прогнозы по данной отрасли.

Задание 2. Дайте ответы на поставленные вопросы:

  1. Сколько новых фирм возникло в отрасли за последние 3 года?

  2. Какие новые виды услуг появились в отрасли за последнее время?

  3. За счет чего можно выдвинуться вперед?

  4. Как идут дела у конкурентов: продажи растут или держатся на одном и том же уровне?

  5. В чем сила и слабость ваших конкурентов?

  6. Отличается ли возможный круг потребителей ваших услуг от того круга потребителей,

на который рассчитаны услуги конкурентов?

3. Производственный план

В этом разделе описываются все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на предприятии. Рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, которые предприятие занимает, их расположением, оборудованием, персоналом.

Задание 3. Рассчитайте количество необходимого оборудования для оснащения рабочих мест

Наименование оборудования,

модель, марка, тип

Кол-во единиц

Цена за единицу (тнг.)

Стоимость (тнг.)

Итого общая стоимость:

Задание 4. Рассчитайте амортизационные отчисления

п/п

Наименование амортизируемого имущества

Стоимость амортизируемого имущества (тнг.)

Срок полезного использования (лет)

Амортизационные отчисления в год (тнг.)

Количество амортизируемого имущества

Общие амортизационные отчисления в год (тнг.)

1

2

Итого:

Задание 5. Рассчитайте стоимость коммунальных платежей

  1. Вода на технологические цели и прием сточных вод: , где, Звзатраты на воду, тнг.; Qобъем потребления, куб.м; Ррасценка на 1 куб.м воды, тнг.

  2. Затраты на энергию для технологических целей:,

где, Эстстоимость потребленной оборудованием электроэнергии;

Qколичество потребленной оборудованием электроэнергии, кВт/ч;

Т тарифная ставка за один кВт/ч электроэнергии, тнг.

3) Затраты на отопление производственного помещения составят:

где, Зот стоимость затрат на отопление, тнг.;

N отапливаемый период, месяцев;

Ц цена 1 Гкал тепловой энергии, тнг.;

Q количество потребленной тепловой энергии, Гкал.

4) Затраты на бензин для автомобиля:, где, Эб затраты на бензин, тнг.;

Пд – среднедневной пробег автомобиля, км;

Д – количество дней эксплуатации;

Нр – норма расхода бензина на 1 км пути, л;

Ц цена за 1 литр, тнг.

Задание 6. Рассчитайте потребность в сырье, основных и дополнительных материалах, инструментах и их стоимость на каждый вид услуг.

Вид услуги

Виды сырья и материалов

Кол-во в натуральном выражении

Стоимость за единицу (тнг.)

Стоимость всего объема сырья и материалов (тнг.)

1. Услуга …

1.1.

1.2.

Итого:

2. Услуга …

2.1.

2.2.

Итого:

Задание 7. Для определения затрат на оплату труда разработайте штат­ное расписание работников предприятия.

п/п

Должности

Кол-во

штатных ед.

Месячная оплата труда

ФОТ

месячный

ФОТ годовой

1

Директор

2

Гл. бухгалтер

и т.д.

Итого:

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.

5. Организационный план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.


6. Финансовый план

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.

7. Направленность и эффективность проекта

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

8. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

Заключение

В процессе проведения такого урока у студентов идет активный процесс формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, нарабатываются навыки общения, принятия самостоятельного решения. На уроке работают все студенты, даже неуверенные в своих знаниях.

Подготовка к такому занятию развивает у студентов ответственность за принятое решение. Нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

Этот вид урока воспитывает мотивы учения: отношение к образованию, как к важнейшему и необходимому для личности и общества.

Ф ҚҚЭК 703-12-09 Оқу – әдістемелік материалдар. Бірінші басылым.

Ф КЭКК 703-12-09 Учебно – методические матералы. Издание первое.

multiurok.ru

Методическая разработка открытого урока по теме «Оформление бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения»

Содержание

  1. Цели и задачи занятия.
  2. Предварительная работа студентов по подготовке занятия.
  3. Этапы занятия.

Приложение 1. Бизнес-план кафе “Белая сирень”, выполнен студентками группы 3-1 МЕН Блиновой О., Черновой Л.

Аннотация

Данный предмет является по сути обобщением многих экономических дисциплин, показывает, насколько студенты могут ориентироваться в рыночной среде, оперировать экономическими понятиями, применять знания, полученные в течение 2 лет обучения по данной специальности. Надо учитывать, что при подготовке бизнес-планов вымышленных предприятий студенты были вынуждены изучить деятельность предприятий реальных, провести подготовительную исследовательскую работу, собрать необходимую информацию по разделам бизнес-плана, без этого невозможно написание даже виртуального проекта.

Данный предмет преподается с 2004 года, накопленный опыт показывает, что для многих студентов данный эксперимент по написанию учебного бизнес-плана кроме чисто познавательного интереса вызывает интерес практический, т.к. дает возможность почувствовать “откуда берутся и куда исчезают деньги”, пусть и виртуальные, причем все решения зависят только от тебя, насколько ты грамотно продумал и просчитал проект.

Многие студенты делали проекты по материалам реальных предприятий – родственников, друзей, причем некоторые элементы проектирования использовались впоследствии в практической деятельности данных предприятий. В частности, в приложениях приведены примеры таких вариантов бизнес-планов — как для реальных предприятий, так и для вымышленных.

В дальнейшем элементы бизнес-планирования студенты применяют при прохождении производственной практики, написании ряда разделов отчета по практике. Неоднократно приходилось в процессе своей преподавательской деятельности также сталкиваться с отзывами и пожеланиями выпускников, которым в ходе своей работы необходимо бизнес-планирование, насколько это важно и необходимо для многих предприятий, на которых работают наши выпускники. Поэтому можно сделать однозначный вывод об актуальности преподавания данной дисциплины именно в таком контексте.

Эффективность преподавания учебной дисциплины “бизнес-планирование” значительно возрастет при использовании специализированной компьютерной программы “Project expert”.

Тема занятия: “Оформление бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения”.

Технология занятия – игровая.

Вид занятия – повторительно-обобщающий урок.

1. Цели и задачи занятия.

Студент должен:

знать:

  • требования к оформлению бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения.

уметь:

  • готовить необходимую информацию для составления бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения;
  • оформлять презентацию, инвестиционное предложение;
  • защищать проект у потенциальных инвесторов.

Цели данной темы.

  1. Повторить базовые понятия курса.
  2. Охарактеризовать основные элементы бизнес-плана на примере конкретных отчетов по результатам практических занятий.
  3. Оценить возможности создания бизнес-проектов на примере рынка Костромской области.
  4. Отработать навыки исследовательской работы при выполнении элементов мониторинга рыночной среды Костромской области.
  5. Использовать межпредметные связи – умение студентов работать с применением ИТ (создание компьютерных презентаций).

2. Предварительная работа студентов по подготовке занятия.

При подготовке к данному занятию все студенты группы должны были предварительно выполнить следующие задания:

  1. Подготовить “бизнес-план (отчет)” .
  2. Распечатать исходные данные, основные документы финансового плана, необходимые таблицы детализации, графики и т.д.
  3. Подготовить “краткий текст презентации” для защиты учебного проекта.
  4. Подготовить “краткое инвестиционное положение” потенциальным инвесторам по учебному проекту.

По желанию ряд студентов готовили презентации в компьютерном варианте с последующей защитой.

Из числа остальных студентов создается экспертная группа в количестве 3-5 человек, которая в ходе защиты проектов задает вопросы, дает экспертную оценку представленным бизнес-планам, заключение о возможности кредитования или инвестирования проектов (в зависимости от финансовой заявки бизнес-плана).

Активность других студентов группы при обсуждении защищаемых проектов приветствуется и поощряется.

Преподаватель на данном занятии выступает в роли модератора, направляя и корректируя ход обсуждения бизнес-проектов по мере необходимости.

Использование ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

3. Этапы занятия.

1. Оргмомент. (1-2 минуты)

2. Постановка целей занятия. (2-3 минуты)

3. Блиц-опрос. (15-20 минут) (проводится с целью разминки и краткого повторения основных понятий предмета)

Вопросы для блица.

  1. Почему без бизнес-плана вы не получите кредит в банке?
  2. Почему к написанию бизнес-плана привлекают различных специалистов?
  3. Почему формулировка целей бизнес-плана выносится за рамки основных разделов?
  4. Какие преимущества имеет аренда оборудования и помещений? Какие риски при этом?
  5. Почему важно тратить деньги на профессиональную поддержку?
  6. Нужен ли бизнес-план уже существующей фирме и почему?
  7. Реально ли для новой фирмы выйти на рынок с новым товаром? Почему?
  8. Какие ошибки совершаются при подборе персонала?
  9. Какие минусы для предприятия вы можете назвать при двух формах привлечения капитала?
  10. Почему наличие других предприятий на прилегающих территориях оказывает влияние на предоставление инвестиций?
  11. Почему важно сразу распределить обязанности и ответственность между работниками?
  12. В чем риск для банка при выдаче кредита?
  13. На основании чего инвестор принимает решение: читать бизнес-план или нет?
  14. Для каких предприятий составляется бизнес-план финансового оздоровления?
  15. Кто составляет окончательную версию бизнес-плана и почему?
  16. В чем риск для инвестора при покупке части предприятия?
  17. Какие документы первого раздела рекомендуется включить в приложение?
  18. Что значит для бизнес-плана: “Найти свою рыночную нишу”?
  19. Знание каких экономических дисциплин необходимо для составления бизнес-плана (перечислите разделы с примерами).
  20. Играет ли сезонность в работе предприятия какую-либо роль при составлении бизнес-плана? Поясните.
  21. Для чего в бизнес-план включена автобиография директора?
  22. Для кого (чего) составляют бизнес-план (перечислите).
  23. Почему важно дать развернутое описание предприятия в бизнес-плане?
  24. Как правильно выбрать тип организационной структуры?
  25. Каких ошибок нужно избежать при определении заработной платы и стимулирования?
  26. Какой опыт важен для руководителя фирмы?
  27. Для чего нужна общая часть бизнес-плана?
  28. Как корректируется раздел “Применение капитала”?

Краткое подведение итогов блиц-опроса (2-3 минуты)

4. Презентация бизнес-планов, подготовленных студентами к защите с помощью ИТ.

Каждой фирме предоставляется 10-15 минут.

Параллельно ведется работа экспертного совета, который задает вопросы по содержанию представленных проектов.

При проведении конкретного открытого занятия были представлены две презентации бизнес планов, подготовленные студентами группы 3-1 МЕН Малетовой А. и Мухиной Е. (бизнес-план кафе “1000 и одна ночь”) и Черновой Л. И Блиновой О. (бизнес-план кафе “Белая сирень”). Таким образом, студентам пришлось кроме защиты своих бизнес-проектов доказывать конкурентные преимущества друг перед другом, так как оба предприятия относятся к одной сфере деятельности и располагаются в одном районе. (Презентация одного из бизнес-планов прилагается).

5. Подведение итогов защиты бизнес-планов (15 минут)

Слово предоставляется экспертному совету, а также всем желающим. Определение наиболее удачной презентации.

Заключительное слово преподавателя. Главный вопрос – что дала студентам работа над разработкой бизнес-планов для виртуальных (вымышленных) предприятий? С какими трудностями и открытиями столкнулись в данной деятельности?

Преподаватель и студенты делают вывод о том, что данная работа заставляет вспомнить и обобщить основные знания по данном предмету, а также смежным экономическим дисциплинам. Кроме того, сама разработка и подготовка бизнес-планов (как в традиционной, “бумажной” форме, так и в виде презентации) дает возможность на какое-то время почувствовать себя в роли предпринимателя, распорядителя финансов предприятия, главного бухгалтера, аналитика финансовой ситуации. Это тоже один из важных элементов обучения студентов, особенно на старших курсах.

urok.1sept.ru

Методическая разработка на тему: Методическая разработка открытого урока тема:»Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес — планирование в организации, его цели и задачи»


п/п

Содержание и структура

учебного занятия

Время
(мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Подготовительный этап

До УЗ

На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, размещает на столах раздаточный материал (тексты лекции), запускает презентацию

1 слайд  

По возможности помогают преподавателю

Подготовка студентов к работе на УЗ

(1 мин)

 09:00

Здравствуйте,  ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии.

1 слайд

 Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу.

Целевая установка

(2 мин)

  09:01

1 слайд

Сегодня тема нашего занятия: «Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес — планирование в организации, его цели, задачи».

 Скажите, зачем вам делопроизводителям изучать эту тему?

С какой целью вам необходимо изучить тему внутрипроизводственного планирования?

Какие вы думаете понятия, мы сегодня с вами изучим?

 Давайте посмотрим на кластер, отражающий содержание сегодняшнего урока и сравним с вашими ожиданиями. 2 слайд

Сформулируйте план сегодняшнего урока.

          План   3 слайд

 I    Понятие, задачи и принципы планирования     

II    Виды планирования

III   Методы планирования

IV   Бизнес-план

 Отвечают на вопросы,   ставят цели и задачи, перечисляют понятия, которые будут изучать на УЗ.

Смотрят на слайд.

Отвечают на вопросы, формулируют план урока.

Актуализация знаний

(2 мин)

  09:03

3 слайд  Скажите, пожалуйста, чтобы изучить тему «Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес — планирование в организации, его цели, задачи», какие темы необходимо знать?

Скажите, что такое производство?

Скажите, что такое потребители?

Скажите, что такое конкуренты?

Отвечают на вопросы.

 Производство – процесс создания материальных благ, необходимый для существования и развития общества.

Потребители –

Конкуренты —

Объяснение нового материала

(7 мин)

  09:05

 4 слайд Сегодня мы с вами изучим новую тему в виде построения кластера по теме планирования, для полного понимания этой объемной темы, имеющей много определений и составляющих. Для этого вы будите работать с текстом в парах поочередно по каждой теме плана урока. Составлять  кластер по каждой теме плана. Затем мы вместе будем составлять кластеры на доске, отдельно по каждому пункту плана, формируя постепенно полный  кластер по теме изучения.

Напомню правила составления кластера. Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты.  Рисуется модель  Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.    

Прикрепить на доску ватман с кластером «Понятие, задачи и этапы планирования»       

Ребята, давайте вместе разберем понятия и задачи планирования:

Производство – процесс создания материальных благ, необходимый для существования и развития общества.

Планирование – это процесс определения приоритетов развития, формирования конечных целей, а также выбора средств и методов их достижения. На предприятии это выражается в разработке системы количественных и качественных показателей, характеризующих деятельность предприятия.

Внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование — это разработка планов текущей работы и развития предприятия, предусматривающих обеспечение запланированного уровня эффективности производства на основе привлечения и рационального использования средств производства и рабочей силы.

Основные задачи внутрипроизводственного планирования: 

  1. оценку изменений внешней и внутренней среды;
  2. определение приоритетных задач и потребностей по всем видам потребляемых ресурсов;
  3. расчет и сопоставление текущих и единовременных затрат с результатами; мероприятия по совершенствованию управления предприятием и т.п.

Планирование является важнейшей функцией управления предприятием. В этой связи планирование призвано отвечать на три группы вопросов:

  1. Каково состояние предприятия в настоящее время, каковы условия и результаты его деятельности?  Важно постоянно оценивать сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования, трудовые ресурсы, чтобы определить, чего может реально добиться фирма в конкретных обстоятельствах.
  2. В каком направлении предприятие хотело бы развиваться? Изучая конкуренцию, клиентов, законы, политические факторы, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство решает, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.
  3. Каким образом и с помощью каких ресурсов организация собирается достичь своих целей? Кто и что должен делать?

Иными словами, в процесс планирования входят три основных этапа: 

  1. Своевременное установление четких количественных  показателей, целей деятельности предприятия;
  2. Определение основных действий, которые необходимы для достижения целей, учитывая внешние факторы и внутренние возможности;
  3. Разработка гибкой системы планирования, обеспечивающей достижение поставленных целей.

Планирование позволяет предвидеть перспективу развития фирмы,

более рационально использовать все ресурсы предприятия, избежать риски банкротства, более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику, улучшать контроль в организации, расширять возможности обеспечения фирмы необходимой информацией.

 Студенты слушают, воспринимают информацию.

Студенты слушают и записывают в конспект.

Работа в парах

(1 мин – я

7 мин- дети

Итог: 8 мин)

  09:12

5 слайд

  Текст

— Ребята, у вас у каждого лежит  материал с новой темой.

Откройте тему: «Принципы планирования»

 Ваша задача внимательно изучить текс, выделить главное. Это главное использовать при построении кластера.

 Контролирую выполнение работы, при необходимости оказываю помощь.  

Студенты  выполняют  задание согласно теме.

Построение кластера «Принципы планирования»

    (6 мин)

09:20

На доске прикрепить ватман А-3, маркером строить кластер совместно с обучающимися. Задавая вопросы и поясняя, дополняя ответы студентов.

Студенты отвечают на вопросы.

Работа в парах

    (5 мин)

09:26

6 слайд

  Текст

— Ребята, у вас у каждого лежит  материал с новой темой.

Откройте тему: «Виды планирования»

 Ваша задача внимательно изучить текс, выделить главное. Это главное использовать при построении кластера.

 Контролирую выполнение работы, при необходимости оказываю помощь.

 

Студенты  выполняют  задание согласно теме.

Построение кластера «Виды планирования» 

    (4 мин)

09:31

На доске прикрепить ватман А-3, маркером строить кластер совместно с обучающимися. Задавая вопросы и поясняя, дополняя ответы студентов.

Студенты отвечают на вопросы.

Работа в парах

(5 мин)

09:35

7 слайд

  Текст

— Ребята, у вас у каждого лежит  материал с новой темой.

Откройте тему: «Методы  планирования»

 Ваша задача внимательно изучить текс, выделить главное. Это главное использовать при построении кластера.

 Контролирую выполнение работы, при необходимости оказываю помощь.  

Студенты  выполняют  задание согласно теме.

Построение кластера «Методы планирования»

 (4 мин)

09:40

На доске прикрепить ватман А-3, маркером строить кластер совместно с обучающимися. Задавая вопросы и поясняя, дополняя ответы студентов.

Студенты отвечают на вопросы.

Работа с готовым кластером «Бизнес-план» 

  (2 мин)

09:44

 8 слайд

— Ребята обратите внимание на кластер «Бизнес-планирование», он  дополняет ранее составленные кластеры.

 Проговорить разделы бизнес-плана. Более детально, мы изучим бизнес-план на следующем занятии.

Студенты знакомятся с разделами бизнес-плана, записывают в тетрадь.

 Оформление полного кластера по теме занятия

 (3 мин)

 09:46

  — Ребята, давайте теперь подведем итог, соединив наши кластеры вместе. Посмотрите, сколько направлений включает в себя вроде, простое понятие «планирование», когда мы говорим о работе предприятия.

  Студенты слушают, воспринимают информацию. Отвечают на вопросы.

Тестирование

(3,5 мин – тест,

2 мин. на проверку,

 оценивание = 5,5 мин)

  09:49

Молодцы! Теперь, для закрепления темы, я предлагаю вам ответить на тестовые задания.

Тест  9 слайд

Предлагает выполнить тест (3,5 минут),

Предлагает обменяться тестами и проверить их (верные ответы размещаются на слайде 10) и предлагает оценить тесты согласно количеству верных ответов.

Давайте подведем итог  выполнения: 

Кто получил 5 или 4? Поднимите руки

Кто получил 3? Поднимите руки

Выполняют тест

Обмениваются вариантами теста, проверяют, оценивают

Поднимают руки (сообщают оценки).

Подведение итогов

(2 мин)

  09:54,5

11 слайд=2 слайд

Давайте вернемся к началу УЗ и посмотрим, выполнили ли поставленные цели и задачи УЗ.

Смотрят слайд, вспоминают начало УЗ, отвечают на вопрос

Оценивание за урок

 (1 мин)

09:56,5

Предлагается заполнить оценочный табель самостоятельно, с учетом собственной оценки работы за урок

Поднимают руки (сообщают оценки).

Домашнее задание

(0,5 мин)

  09:57,5

12 слайд — Ребята, запишите домашнее задание. 1) составить полный кластер по изученной сегодня теме; 2) по литер. В.Д.Грибов. «Экономика организации» стр. 324-330 дополнить конспект. 3) подготовиться к обязательной контрольной работе.

Студенты внимательно слушают, домашнее задание.

Рефлексия

(2  мин)

Итого: 60мин.

  09:58

13 лайд

Ребята, скажите какие вопросы у вас остались не раскрытыми?

У вас появилось  желание, продолжить изучение темы более углубленно.

Вы сегодня были активны.  Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидание.  

Отвечают на вопросы.

Прощаются с преподавателем.

nsportal.ru

Урок по теме «Основные этапы создания бизнеса»

1. Предмет “Основы бизнеса и предпринимательской деятельности”.

2. Группа № 401.

3. Тема урока Основные этапы создания собственного бизнеса.

4. Задачи

Тип урока – комбинированный с использованием:

Межпредметные связи: “Психология общения”, “Обществознание”, “Экономика”.

1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы – просмотр видеоролика в режиме Online.
3. Цели урока.
4. Проверка знаний учащихся.
5. Объяснение нового материала:
Беседа с учащимися по темам слайдов, создание резюме по каждому слайду.
6. Закрепление нового материала с использованием листов-заданий.
7. Итог урока: оценки, анализ, рефлексия, домашнее задание.

№ слайда. Деятельность учителя, его речь. Деятельность ученика. Примечание. Приложение.
1 Тема занятия “Основные этапы создания собственного бизнеса”. Слушают.
2 Показ видеоролика. Смотрят. Демонстрация видеоролика “Поплаваем”.

Бийский бизнес-инкубатор “Ты – предприниматель 2013” “Поплаваем” http://incubator22.ru/index.php/ty-predprinimatel2013

3 Цели урока:

Популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, формирование предпринимательской среды.

Ознакомление

учащихся с основными этапами создания собственного бизнеса.
Слушают.
4 Что такое бизнес?

Сущность, основные черты и функции предпринимательской деятельности.

Отвечают материал прошлого урока.
5 Что необходимо сделать, чтобы начать свой бизнес?

Прежде всего, выбрать направление бизнеса, узнать об этом бизнесе все, затем оценить свои силы и финансовые возможности, открыть малое предприятие, и работать, работать, работать…

Обсуждение.
6 Предпринимательская идея.

Решающим этапом является обоснование предпринимательских идей, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности, но главное – идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком.

Идея должна базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Сначала поиск неудовлетворенной потребности, а затем – организация процесса по ее удовлетворению.

Идея материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного дела целесообразно оценить возможности реализации идеи.

Важным этапом создания собственного дела является этап решения вопросов о финансовых возможностях предпринимателя, которые необходимы при формировании уставного капитала.

Слушают, дополняют.
7 На все вопросы, связанные с бизнесом можно получить консультацию и реальную помощь в Бийском Бизнес-инкубаторе. Слушают, смотрят, обсуждают, задают вопросы. Презентация Бизнес-инкубатора.

Бийский бизнес-инкубатор incubator22.ru›index.php?start=36

8 Первичную помощь в открытии собственного бизнеса мы можем получить из материалов ИНТЕРВЬЮ с директором бизнес инкубатора Пазниковым Евгением Александровичем. Слушают, смотрят, обсуждают, задают вопросы. Бийский бизнес-инкубатор.

Пазников Евгений Александрович

Приложение 2.

Интервью “Значение бизнес инкубатора”

9 Основные этапы создания собственного бизнеса:

1. Определитесь с выбором бизнеса, которым вы хотели бы заняться и узнайте о нем как можно больше. Читайте деловые журналы, такие как Компания, Бизнес журнал, Свой Бизнес и т.п. То есть посвященные именно малому и среднему бизнесу.

Побывайте на сайтах – там, где сравниваются различные виды малого бизнеса, рассказывается об их особенностях и “подводных камнях”.

Слушают, смотрят, обсуждают, задают вопросы. Центр поддержки предпринимательства Алтайский край http://www.altaicpp.ru/news/sobitiy.html?3787 Приложение 3.

Ролик “Мероприятия для начинающих”.

10 2. Оцените все свои сильные и слабые стороны, как предпринимателя. Отнеситесь к себе критически и объективно. Пройдите тесты. Например, если Вы планируете начать сварочный бизнес, пройдите тесты на этих специализированных сайтах. Слушают, смотрят, обсуждают, задают вопросы. Тесты по профессиям “Тесты для сварщиков онлайн в Online Test Pad” http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Occupation-tests-for-welders-193/Default.aspx
11 3. Проведите тщательный анализ своих будущей сферы деятельности, потенциальных клиентов, конкурентов, условий лицензирования и налогообложения.

4. Определите организационно-правовую форму вашей будущей компании (т.е. ИП, ООО, др.) Постарайтесь понять, какая организационная форма больше подходит вашему бизнесу.

Слушают, смотрят, обсуждают, задают вопросы.
12 5. Оцените возможное расположение компании. Проверьте физическое состояние помещений, их пригодность, наличие транспортных потоков, развязок и мест для парковки. Определите стоимость коммунальных услуг. Слушают, смотрят, обсуждают, задают вопросы.
13 6. Подготовьте всесторонний бизнес план, включите график проводимых вами мероприятий.

7. Раздобудьте необходимый стартовый капитал (накопленные средства, банковский кредит и др.). Учтите, что ни один банк не кредитует новый бизнес.

Слушают, смотрят, обсуждают, задают вопросы. Приложение 4.

Ролик “Помощь в написании бизнес плана”

Приложение 5.

Ролик “Государственная поддержка”

14 Поддержка социального бизнеса может осуществляться через гранты губернатора Алтайского края. Гранты губернатора Алтайского края http://www.altagro22.ru/management/docs/?ELEMENT_ID=52095 Приложение 6.

Ролик “Гранты губернатора”

15 8. Выберите название вашей компании.

9. Получите все необходимые разрешения и разрешающие документы от соответствующих организаций.

10. Зарегистрируйте в установленном порядке вашу компанию.

11. Зарегистрируйтесь в налоговой инспекции, в пенсионном фонде.

Слушают, смотрят, обсуждают, задают вопросы.
16 12. Откройте банковский счет. Подыщите такой банк и такие виды услуг, которые более всего отвечают вашим запросам.

13. Составьте штатное расписание, разработайте должностные инструкции (функциональные обязанности) и программу подготовки кадров.

14. Приобретите необходимые помещения, оборудование, мебель, вывески (рекламные щиты, знаки), принадлежности, складские помещения.

Слушают, смотрят, обсуждают, задают вопросы.
17 15. Отпечатайте визитные карточки, фирменные бланки и т.д.

16. Определите часы работы вашего предприятия.

17. Наймите необходимый вам персонал, используя современные методы подбора и найма персонала.

18. Выпустите информационные материалы по вашей компании, по вашей продукции или услугам. Рекламируйте ваше новое предприятие, продукцию, услуги, персонал.

Слушают, обсуждают, задают вопросы.
18 Перед вами лежит листок с распечаткой основных этапов создания бизнеса.

Ваша задача во вторую колонку внести сведения о вашем предполагаемом будущем бизнесе. Задание выполняйте малыми группами. Используйте материалы Интернета.

Выполняют записи в таблицы, работая малыми группами.

Защищают собственные проекты бизнеса.

Приложение 7.
19 Оценки, анализ, рефлексия, домашнее задание – продумать ещё один собственный бизнес. Рассказывают собственные работы.

Обсуждают оценки, итоги работ.

20 До свидания. Прощаются

urok.1sept.ru

ПЛАН УРОКА — ДИСКУССИИ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС- ПЛАНА»

Урок – дискуссия

Тема: Представление бизнес- плана

Цель: Выяснение информированности и ориентировании учащихся в рыночных отношениях

— научить учащихся открыто выражать свои мысли

— развивать способность анализировать предложения; публичного выступления

— воспитывать чувство ответственности за экономическое будущее нашей страны

Форма проведения урока – диалог: учителя с учениками, учеников между собой, защита бизнес-планов

Оснащение: ПК, проектор, статьи о бизнесменах, «Прикладная экономика», памятка «Структура бизнес-плана», положение о предпринимательстве – как открыть свое дело, глоссарий основных терминов; тесты «Есть ли в тебе предпринимательская жилка», «Склонность к предпринимательству», тест – опросник Г.Дэвиса (на креативность), цитаты Б. Франклина «Заглядывай вперед или окажешься позади», Питера Ф. Друкера «Лучший способ предсказать будущее – это самому стать его творцом».

Ход урока

  1. Рассказ учащихся об удачливых предпринимателях

  2. Вопрос учащимся: Кого из знакомых вы назвали бы как удачливого предпринимателя? Почему?

3. Как стать предпринимателем? Как вы думаете, какими качествами должен обладать бизнесмен?

Если вы подумываете о карьере предпринимателя, вам может быть интересно узнать и проверить, насколько ваши личные качества соответствуют тем, которые признаны наиболее важными для бизнесмена? Для этого вам предлагается ответить на вопросы тестов.

  1. Работа учащихся с тестами «Склонность к предпринимательству» (Приложение 1) и на креативность (Приложение 2)

  2. Как член школьной компании являетесь ли вы предпринимателем?

И да и нет. Да, если вам пришла в голову идея, и вы успешно реализовали ее в производстве. Да, если вы успешно помогаете управлять ресурсами компании. Наконец, если компания даже не приносит прибыли. Помните, что предприниматель разделяет риск неудачи.

Нет, потому что в вашей компании вы лично рискуете немногим, и ваш опыт не в полной мере отражает ситуацию реального предпринимательства.

  1. Как вы можете организовать компанию предпринимателей в рамках своей занятости в МОУ МУК? Как вы себе это представляете?

  2. Школьные компании чаще всего организованы как акционерные общества. Почему эта модель больше всего подходит для таких компаний?

  3. Вы создали компанию и решили производить продукт. Какова ваша ответственность перед потребителем? (Качество продукта, безопасность потребителя, упаковка, маркировка).

  4. Предложение заслушать выступление учащегося с представлением проекта «Наше собственное дело».

  5. Презентация учащимся проекта «Наше собственное дело».

  6. Вопросы проектанту.

  7. Обсуждение проекта: достоинства и недостатки, предложения.

  8. Предприниматель, который организует собственное дело, движим возможностью получения прибыли. Тем не менее, он должен помнить о том, что, начав этим заниматься, он рискует потерять свои деньги, если не добьется успеха в бизнесе.

Давайте проверим, есть ли у вас предпринимательская жилка?

  1. Работа учащихся с тестом «Есть ли у вас предпринимательская жилка? (Приложение 2).

  2. Учащимся предлагается разделиться на малые группы (по 2-3 человека) и составить бизнес- план собственного дела, пользуясь памятками «Структура бизнес – плана».

  3. Работа учащихся над бизнес-планами.

  4. Представление бизнес- планов учащимися.

  5. Выводы учащихся.

Подумывающие об организации собственного дела, должны следить за информацией о существующих возможностях, владеть необходимыми для успеха личными качествами, которые вы сегодня проверили, и обязательно пройти школу подготовки к бизнесу.

Приложение 1

Тест « Склонность к предпринимательству»

1. Я бы рискнул открыть собственное дело, нежели работать на кого-то

2. Я никогда не пойду на такую работу, где много поездок.

3.Если бы я стал играть, то никогда бы не делал малых ставок.

4. Мне нравится улучшать свою жизнь с помощью идей.

5. Никогда не брошу работу, не будучи уверенным, что есть другая.

6. Я не склонен пойти на риск, чтобы расширить свой кругозор.

7. Зная, что какое-то конкретное дело может кончиться неудачей, я не стал бы вкладывать в него средства, даже если прибыль будет значительна.

8. Хотел бы испытать в жизни как можно больше.

9. Не ощущаю в себе особой потребности в острых ощущениях.

10. Я не обладаю большой энергией.

11. Я могу без труда придумать множество прибыльных идей.

12. Я никогда не стал бы спорить на сумму, которой в данный момент не располагаю.

13. Мне нравится предлагать новые идеи или концепции, даже когда реакция на них (например, моего начальника) непредсказуема или неясна.

14. Я готов участвовать лишь в таких сделках, которые достаточно ясны и определённы.

15. Менее надежная работа с большими доходами меня привлекает меньше, чем более надежная со средними.

16. По характеру я все же зависимый человек.

Ключ

«Да»: I, 3, 4. 8, II, 13. 15-1 балл.

«Нет»: 2, 5. 6, 7. 9. 10, 12, 14, 16.- I балл.

Оцените каждый правильный ответ «да» или «нет» одним баллом и

подсчитайте общую сумму.

Если сумма всех баллов свыше 13 — вы располагаете склонностью к

предпринимательству.

Приложение 2

Тест – опросник Г.Дэвиса
  1. Я думаю, что я аккуратен.

  1. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.

  1. Я любил посещать новые места вместе с родителями, а не один.

  2. Я люблю быть лучше всех в чем – либо.

  3. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.

  4. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

  5. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

  6. В детстве я не был заводилой среди сверстников.

  7. Я иногда поступаю по-детски.

  8. Когда я хочу что-либо сделать, то ничто не может меня остановить.

  9. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

  10. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.

  11. Если даже я уверен, что прав, стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

  12. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

  13. Я часто скучаю.

  14. Я достигну известности, когда вырасту.

  15. Я люблю смотреть на красивые вещи.

  16. Я предпочитаю знакомые игры новым.

  17. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

  18. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

  19. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Ключ к опроснику

Креативность-в случае ответов (+) по вопросам 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам 1, 3, 5, 11, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности Чем больше сумма, тем выше креативность. Если сумма соответствующих ключу ответов равна или более 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Нужно помнить, что это еще нереализованные, «дремлющие» способности.

Смысл ответов

1-отношение к беспорядку

2-интерес к окружающему

3-готовность к риску, к неожиданному

4-желание выделиться

5-альтруизм или эгоизм

6-недовольство собой (самооценка)

7-наличие любознательности

8-общительность

9-самостоятельность

10-инициатива, сила воли

11-индивидуализм или коллективизм (интроверт или экстраверт)

12-самоценка

13-независимость (или зависимость) от других

14-боязнь ошибки

15-наличие (или отсутствие) увлечений

16-жизненная установка

17-чувство красоты

18-стремление к новизне

19-рефлексия, способность к анализу

20-азартность или осмотрительность

21-исследовательская активность.

Приложение 3

Тест «Есть ли у вас предпринимательская жилка»

На каждый вопрос теста нужно выбрать один вариант ответа.

  1. Инициативны ли вы?

А. ищете дополнительные задания, очень искренни

Б. находчивы, смекалисты при выполнении задания

В. Выполняете необходимый объем работы без указаний руководства

Г. Ждете указаний

2. Как относитесь к людям?

А. дружелюбно

Б. вежливо, приятны в обхождении

В. Сварливы и некоммуникабельны

3. Лидер ли вы?

А. вы внушаете уверенность и доверие

Б. умело даете эффективные приказы

В. Ведущий

Г. Ведомый

4. Ответственны ли вы?

А. проявляете ответственность при выполнении задания

Б. соглашаетесь с поручениями, хотя и не без протеста

В. Неохотно соглашаетесь с поручениями

Г. Уклоняетесь от любых поручений

5. Ваши организаторские способности

А. способны убеждать людей и выстраивать факты в логической последовательности

Б. способный организатор

В. Средние организаторские способности

Г. Плохой организатор

6. Решительный ли вы?

А. быстрый и точный

Б. осмотрительный и осторожный

В. Быстрый, но часто делаете ошибки

Г. Сомневаетесь в себе и боязливы

7. Упорны ли вы?

А. целеустремленны, вас нелегко обескуражить трудностями

Б. предпринимаете постоянные усилия

В. У вас средний уровень упорства и решимости

Г. Почти никакого упорства

За каждый вариант ответа:

А – 4 балла

Б – 3 балла

В – 2 балла

Г – 1 балл

Если вы набрали в сумме 12 баллов и менее – вы еще не предприниматель

13-16 баллов – у вас средние способности к предпринимательству

17-20 – вы обладаете хорошими способностями к предпринимательству

21-24 – у вас действительно есть предпринимательская жилка

25-28 – вы отличный предприниматель

kopilkaurokov.ru

Деловая игра по экономике «Мой бизнес-план»

Цели:

  • обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;
  • развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;
  • воспитывать умение работать в конкурентной среде.

Участники игры: учащиеся 10-го класса (по желанию могут объединиться в одну группу или «фирму» или работать индивидуально).

Консультанты: предприниматели нашего села.

Оборудование:

  • компьютерный класс с интерактивной доской;
  • презентация своей фирмы;
  • плакаты с рекламой.

Организационный момент. Организация данной деловой игры предполагает подготовительную работу учащихся по открытию своей фирмы по следующему плану.

Как написать бизнес-план?

Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:

  1. Резюме.
  2. Описание фирмы.
  3. Описание продукции (услуг).
  4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
  5. Производственный план.
  6. Организационный план.
  7. Финансовый план.
  8. Направленность и эффективность проекта.
  9. Риски и гарантии.

1. Резюме

Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

2. Описание предприятия и отрасли

В данном разделе описываются:

  • Общие сведения о фирме.
  • Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.
  • Структура управления и кадровый состав.
  • Направления деятельности, продукция.
  • Партнерские связи и социальная активность.

3. Описание продукции (услуг)

В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.

Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.

5. Производственный план

В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.

6. Организационный план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.

7. Финансовый план

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.

8. Направленность и эффективность проекта

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

9. Риски и гарантии

Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

Ход урока

I. Стадия вызова

– Мы сегодня все живем в эпоху глобального экономического кризиса. Что такое кризис?

На китайском языке слово «кризис» пишется с помощью двух иероглифов:

Первый иероглиф – это опасность.

Второй иероглиф – это возможность.

То есть, всегда есть возможность обойти опасность кризиса. Любого. Сегодня, мы с вами постараемся «выкарабкаться» из экономического кризиса с помощью ваших идей. Надеемся, все ваши проекты понравятся нашим гостям. Сегодня работает программа по поддержке малого бизнеса, выделяются деньги на его развитие. Малый и средний бизнес помогает решать многие экономические и социальные проблемы.

Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса? Какие у вас идеи по развитию малого бизнеса у нас в районе, в нашем селе?

II. Начало игры

– Дамы и господа!

Начинаем деловую игру-конкурс на самый лучший бизнес-план.

На нашей деловой игре мы сегодня познакомимся с нашими бизнесменами и их бизнес-планами. Пожелаем им удачи.

III. Презентация бизнес-планов

Названия фирмы.

Вид деятельности.

Краткая реклама (слоган).

IV. Защита бизнес-планов

Выступление учащихся с их бизнес-планами. Ответы на вопросы аудитории.

V. Итог урока-игры

– Все бизнес-планы очень интересные. Хотелось бы, чтобы они были претворены в жизнь. Стали для многих будущих предпринимателей началом их предпринимательской работы.

Жюри подводит итоги по критериям:

  • Реалистичность.
  • Целесообразность.
  • Эффективность.
  • Экономическая и юридическая обоснованность.
  • Оригинальность бизнес-плана.

VI. Рефлексия

– Какой жизненный урок вы получили сегодня?

– Какие открытия сегодня вы сделали?

– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

– Можно ли сегодня открыть в нашем селе, районе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали?

urok.1sept.ru

Урок 1 2 Тема урока : Успех и Бизнес-план

УРОК 1 — 2


Тема урока: Успех и Бизнес-план

Цель урока: познакомить учащихся с бизнес планом.

Задачи урока:

образовательные:


  • формировать у учащихся представление о бизнес-плане;

развивающие:

  • развивать умственные, исследовательские навыки учащихся, формировать умения и навыки практического характера;

воспитывающие:

  • способствовать формированию интереса учащихся к предмету, воспитывать умение доказывать свое мнение.

Тип урока: комбинированный урок.

Средства обучения:

технические средства: компьютерный класс с операционной системой Windows,

мультимедийный проектор, экран;

программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint.

интернет, ресурсы: www.triada-web/ru

Литература, использованная при подготовке к уроку:


  1. Р.Г.Маниловский Бизнес – план, М., Финансы и статистика, 2002

  2. В.А.Трубицын Успех и Бизнес-план. ГП ИПФ «Ставрополье», СТ, 2003.

  3. 10 уроков на салфетке, М. 2000

  4. Секреты большого Эла, М. 1999

  5. Е.С.Стоянова Финансовое искусство предпринимателя М.2002

План урока:

  1. Организация внимания учащихся – 5 мин.

  2. Изучение нового материала – 30 мин.

    1. Сообщение темы и целей – 5 мин.

2.2 Объяснение нового материала – 25 мин.

3. Закрепление нового материала – 10 мин.

4. Практическая работа — 35

5. Итог. Рефлексия – 5 мин.

6. Домашнее задание – 5 мин.

Ход урока:


  1. Организация внимания учащихся.

  2. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока

2. Объяснение нового материала (с помощью презентации).

«Когда человек не знает, к какой пристани

он держит путь, для него ни один ветер

не будет попутным».

Сенека
В условиях рынка каждый предприниматель желает достичь делового успеха в своем бизнесе. Так случилось, что принципиальные изменения в российской экономике привели многих ученых и бизнесменов к необходимости более глубокого изучения рыночной системы, а вместе с ней и новых понятий и закономерностей.

В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия

Поэтому любое коммерческое мероприятие принято начинать с разработки бизнес-плана. Он дает детальные пояснения, как будет происходить управление делом – с тем, чтобы обеспечить его прибыльность, возвратность инвестиций, придать бизнесу целенаправленность

Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

Бизнес-план представляет собой генеральный замысел, общую идею осуществления предпринимательской операции, приносящей выгоду в виде прибыли или позволяющей достичь других желаемых результатов.

Бизнес-план выполняет ряд важных функций. Прежде всего продуманный и хорошо оформленный проект создает положительную репутацию фирме, говорит о серьезности намерений ее руководства. С помощью бизнес-плана осуществляется поиск финансовых средств для реализации того или иного начинания. Внутри фирмы такой документ может быть действенным инструментом контроля и управления при продвижении фирмы к поставленным целям.

В пользу составления бизнес-плана можно привести много аргументов. Но лучшим, на мой взгляд, является «Деловые люди в большинстве своём настроены действовать, а не выступать с предложениями. Они предпочитают находиться на поле боя, на острие бизнеса, а не сидеть в тылу, разрабатывая план наступления. И многие из них испытывают затруднения, когда нужно внятно изложить своё понимание бизнеса. поэтому подготовка и составление бизнес-плана превращается для них в тяжкую обязанность. Но каким бы трудным ни представлялось это дело, всё же бизнес-план абсолютно необходим для любого предприятия». (пособие по составлению бизнес-плана Эрнст энд Янг)

Овладение искусством разработки бизнес-плана становится весьма важной задачей в силу целого ряда причин.


  1. Бурный рост численности малых и средних предприятий обусловил приход в экономику огромного количества предпринимателей, страстно желающих достичь успехов в бизнесе, но не имеющих достаточного опыта и знаний.

  2. Изменчивость внешней среды всегда ставит новые проблемы перед руководителями фирм, у которых постоянно возникает необходимость просчитывать свои действия на рынке, вступать в незримое соперничество с конкурентами.

  3. Развитие собственного дела часто требует привлечения инвестиций, и обоснованием для них обычно становится бизнес-план.

  4. В разработке данного документа участвуют все управленческие структуры предприятия, что служит хорошим уроком для их самосовершенствования, а выработанная стратегия становится осознанной доминантой в управлении.

Достижение успеха- вот ведущая линия поведения многих предпринимателей. Важнейшие слагаемые успеха кроются в особом складе ума и души предпринимателя. Чтобы преодолеть трудности, решить поставленные задачи и добиться успеха, необходима целая совокупность как деловых, так и чисто человеческих качеств. Замечательный журналист, писатель Наполеон Хилл обобщил опыт почти пятисот преуспевающих, знаменитых на весь мир американцев и вывел универсальную формулу «Настойчивость, Оптимизм, Квалификация». Слияние этих качеств – ключ к успеху.

Так что же это за дивное слово: «успех»? В «Словаре русского языка» Сергея Ожегова «успех» определяется как:


  1. Удача в достижении чего-либо.

  2. Общественное признание.

  3. Хорошие результаты в учебе, работе.

Успех – это, прежде всего то, что значит для вас результат, к которому вы стремились. Дал ли он вам радость осознания своей значимости или нет, то есть, эффективен ли этот результат?! В разные эпохи и времена у людей понятие «успех» ассоциировалось с какой-то конкретной целью, которую следовало достичь. И тем путем, которым эта цель должна быть достигнута. Что такое — «Осознание цели»? Цель – это взгляд в будущее. Весьма важно, чтобы цель была реальна, осознана и сформулирована.

Перед тем, как начать собственное дело, человек на его старте затрачивает некоторое время на реализацию двух этапов. После этих этапов, подготовивших надежную почву для создания своего дела, перед предпринимателем открывается путь для третьего этапа.

I – этап поиска плодотворной идеи, осознания цели и мобилизации собственных сил, способностей, воли.

II – этап привлечения ресурсов: трудовых, денежных, интеллектуальных. То есть вы должны свою идею огласить, обмозговать с теми, с кем вы собираетесь вести дело. После того, как идея захватит других людей и у нее появятся сторонники, следует тщательно спланировать свою деятельность.

III – этап материализации идеи. Этот этап важен тем, что уже не только вы, но и созданная вами организация, фирма движется к обозначенной цели. На этом этапе уже заметно влияние внешней среды: состояние экономики в стране и регионе, партнеры, конкуренты, банки.

Начало любого дела связано с плодотворной идеей. А идея – это вспышка мысли, блеск разума, побуждающие к действию. Поиск идеи – занятие творческое. Их источниками могут быть самые разнообразные объекты:


  • Потребители. Деловой успех связан с производством товаров или услуг, удовлетворяющих ту или иную потребность. Поэтому тщательно изучается мнение потребителей.

  • Продукция конкурентов. Если эта продукция пользуется спросом, то она о многом может сказать, поэтому к ней нужно относиться с особым вниманием.

  • Информация, содержащаяся в литературных источниках. Если предприниматель заряжен на поиск идеи, то он вскоре обнаружит плодотворную идею.

  • Научные исследования.

Методы выработки новых идей – «мозговой штурм».

Остановимся на одном из эффективнейших методов выработки новых идеей. Невозможно представить современное предприятие, в котором не использовались бы результаты, достигнутые в разнообразных областях науки, воплощенные в новых машинах и механизмах, новейших технологиях. Так появился новый метод стимулирования творческой деятельности «мозговой штурм».

Это – метод получения новых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организационной группы, то есть команда, как единый мозг, штурмует проблему. Суть «мозгового штурма» состоит в базировании одной идеи на другой, в их различных комбинациях: первая порождает вторую, вторая – третью, третья – очередную. Так возникает целый поток идей. Данный метод позволяет генерировать на 70% больше ценных идей, чем команда, работающая отдельно друг от друга.

Найти деловую идею в предпринимательстве и означает открыть такую новую идею, ранее не существовавшую комбинацию названных факторов в задуманном деле, которая позволит повысить начальную ценность как каждого фактора в отдельности, так и достигнуть высокого общего конечного результата.

На рисунке показана схема «мозгового штурма» (для трех участников – А, Б, В). специальности у штурмующих разные (условно это показано тремя разными окружностями), поэтому первичные идеи не так привязаны к вектору инерции, как в случае если бы участники имели одинаковую профессиональную подготовку.

На схеме отражен еще один важнейший механизм «штурма» — взаимодействие и развитие идей. Участник А высказал идею 1, ее тут же подхватил и развил В – возникла идея 2. Теперь А иначе видит свою идею, это позволяет ему продолжать ее развитие (стрелка 3). Образуется цепь идей 1-2-3-4, направленная к решению проблемы. Правда, механизм подхватывания идей иногда столь же последовательно (цепь 5-6) ведет и в сторону от решения.

Но вот завершен «штурм» проблемы, и за дело принимается группа «экспертов», которая проводит критический анализ высказанных идей. Затем группа «экспертов» составляет упорядоченный перечень, начинающийся с хороших идей и заканчивающийся неудовлетворительными. Сеанс окончен. Подводятся итоги.

Даже самая прекрасная идея остается просто идеей до тех пор, пока не принято решение о ее реализации. Поиск оптимального решения во всем творческом процессе является наиболее важным. При этом задача сводится к выработке возможных вариантов, их сравнению между собой и отысканию того решения, которое обеспечивает наибольшую близость результата к поставленной цели.

Решения очень редко бывают окончательными, снимающими все проблемы. каждое решение порождает новые задачи, и нет этому конца, то есть речь идет не об отдельном акте, а о процессе. Процесс принятия решения можно представить в виде некоторого алгоритма.

Решения выбираются согласно определенным критериям. Под критерием понимается количественное (качественное) отображение цели. В жизни приходится решать много разноплановых задач, а, следовательно, выбирать в соответствии с критериями решения, то уместно привести некоторую схему критериев, которая бы стимулировала мысль, была бы небольшим справочным пособием.

Разновидности критериев


Класс

Группа критериев

Основной критерий

1.Технико-экономические критерии

 Производительность

 Мощность


 Установленная мощность

 Энергоемкость

 Совокупные затраты

 Эксплуатационные затраты

 Величина прибыли

 Временные затраты



 Объем

 Прибыль



2.Технические критерии

 Надежность

 Уровень оптимизации


 Износоустойчивость

 Прочность


 Расход ресурса

 Экологичность

 Динамичность





3.Социологические критерии

 Уровень жизни

 Квалификация

 Условия труда


 Доход

 Уровень профессионализма




 Уровень загрязненности



4.Социальные критерии

 Юридические нормы

 Секретность

 Нормы

 Отношение к человеку

 Культурные особенности





5.Психологические критерии

 Поведение в коллективе

 Порядочность

 Навыки

 Настойчивость

 Особенности личности

 Готовность к риску





6. Эстетические критерии

 Привлекательность

 Дизайн

 Узнаваемость

 Цвет

 Действенность

 Звук

III Закрепление нового материала

(ответить на вопросы)

—Что такое бизнес-план?

—Для чего нужно овладеть искусством разработки бизнес-плана?

—Так что же это за дивное слово «успех»?

—Назвать три этапа создания собственного дела.

—В чем заключается процесс принятия решений?

—Назовите критерии оценки принятых решений.
IV Практическая работа

Условие: Вы – предприниматели. Хотите создать свое небольшое предприятие в сфере своей отрасли (профессии).

Всякое стоящее дело начинается с поиска оригинальной и плодотворной Бизнес- Идеи, как вы помните. И столь же нестандартного и смелого ее решения.

Идея (греч. Ideа. – буквально: «то, что видно») в бизнесе может пониматься как образ, смысл, концепция предстоящей предпринимательской деятельности

Факторами, или предпосылками, этой деятельности выступают:


  1. ИНТЕЛЛЕКТ предпринимателя (определенный уровень экономических знаний, профессия, квалификация, способность к инновационному мышлению и поведению, готовность к разумному риску, общая эрудиция…)

  2. ИМУЩЕСТВО предпринимателя (помещения, производственная площадь, оборудование, средства связи и транспорта)

  3. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА предпринимателя (личные, заемные)

  4. ВРЕМЯ деятельности

  5. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРЫ (более совершенное вовлечение и использование рабочей силы, создание новых по содержанию и условиям рабочих мест)

  6. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (более эффективное использование сырья, материалов, энергетических ресурсов)

  7. ИНФРАСТРУКТУРА (более эффективное использование инженерно-коммуникационных сетей, дорог, связи)

Именно новизна в деле, вовлечение в деятельность новых ресурсов, обновление сложившихся малоэффективных хозяйственных связей, создание новых товаров и услуг, удешевление процесса производства продукта своей деятельности лежат в основе делового успеха и прибыли.
Задание: . Объединитесь по 3 человека (команда). Сформулируйте идею собственного дела, ответив на вопросы, которые находятся на вашем рабочем столе, на рабочем столе компьютера в папке «Бизнес-план» и на экране.

1. Почему мы собираемся создать собственное дело?

 1.Изучаемая мной профессия, представления о малом бизнесе, влечение к самостоятельности позволяют мне открыть собственное дело.

 2.В области своей профессии я обладаю уникальной технологией, использование которой позволит получить высокие доходы и прибыль.

 3.В моем распоряжении имущество и накопления нашей семьи. Вижу вариант выгодного вложения этих средств в прибыльное дело.

 4.В нашем городе проблема с рядом товаров и услуг. Хочу организовать выпуск дефицитных товаров и оказание сервисных услуг.

 5.Я неудовлетворен своим материальным и общественным положением. Открытие собственного дела позволит мне выразить себя, самоутвердиться, обеспечить достойную жизнь.

2. Какие товары или услуги мы предложим своим потребителям

по доступным для них ценам?


  • одежду___________________________________________________________

  • обувь____________________________________________________________

  • мебель___________________________________________________________

  • продукты питания_________________________________________________

  • бытовые услуги___________________________________________________

  • услуги образовательные____________________________________________

  • коммерческие услуги_______________________________________________

  • торгово-посреднические услуги______________________________________

  • информационные услуги____________________________________________

  • финансово-кредитные услуги________________________________________

3. Откуда мы получим средства для открытия собственного дела?

 собственные (семейные) накопления __________________________________


  • кредит в банке ____________________________________________________

  • беспроцентный заем у друзей _______________________________________

  • вложения друзей и частных лиц _____________________________________

  • помощь спонсоров ________________________________________________

4. Чем привлекателен продукт нашей предпринимательской деятельности?

 высоким качеством _______________________________________________


  • доступной ценой _________________________________________________

  • исполнением в короткий срок

  • дополнительными сервисными услугами

  • упаковкой и рекламой

  1. В чем преимущества наших деловых замыслов

над практикой конкурентов?

  • наш товар, наши услуги лучше удовлетворяют запросы потребителей

  • перспективность развития задуманного нами дела

6. Какую прибыль в год мы рассчитываем получить?

 0%; 10%; 20%; 30%; 40%; 50%; 60%; 70%; 80%; 90%;

100%; 150%; 200%; 250%; 300%; 350%; 400%; 450%; 500%;

7.Обобщив ответы на предыдущие вопросы, кратко, не более чем

в 25-30 слов изложите суть Бизнес-идеи.

Цель организации собственного дела.______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суть идеи, замысел, позволяющий достичь поставленную цель. _______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V Итог. Рефлексия.

Составить схему, алгоритм или таблицу предварительных этапов создания бизнес-плана, как вы поняли.

V Домашнее задание.

Повторить ключевые понятия – контракт, кредит, ниша рынка, прибыль, формы предпринимательства, рынок, услуги, факторы производства, человеческие ресурсы, экономика;

работа с опорным конспектом

100-bal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *