Разное

Что нужно производить в россии сейчас: 101 лучшая бизнес идея производства в 2022 году: примеры, инструкции

24.04.2001

Содержание

Что нужно России для производства качественных продуктов

Сейчас время говорить о повышении качества продукции или о здоровом питании?

Андрей Лисицын: В Доктрине продовольственной безопасности предусмотрено формирование здорового типа питания — такого, которое включает только необходимые для нашего организма нутриенты. Все это должно быть сбалансировано и подано нам на стол. Но чтобы оживить это направление, государству нужно разработать программу, предусмотреть льготные условия для промышленности. Потому что любой функциональный, специализированный, лечебный продукт требует дополнительных затрат. В стране есть специализированные предприятия, хотя и не много. Их надо культивировать и развивать. Тогда будет шанс, что новое поколение станет, например, пить не кока-колу, а наш «Байкал», который намного полезнее.

По каким направлениям российская пищевая промышленность наиболее зависима от импорта?

Андрей Лисицын: С сельскохозяйственным сырьем у нас почти нет вопросов: зерна, мяса, растительного масла, сахара, как известно, в стране достаточно. Есть небольшая нехватка молока, овощей и фруктов. Но те же бананы нам не вырастить в России — мы будем вынуждены импортировать какие-то фрукты и овощи. Есть проблема с семенами. По Доктрине продовольственной безопасности нужно минимум 75%, а есть только около 64%. Семена пшеницы у нас почти все свои, а вот сахарной свеклы — почти все импортные. Но здесь есть хорошее движение, теперь нам никуда не деться — вопрос будет решен.

Но насколько глубоко мы умеем это сырье перерабатывать? И вот тут начинаются проблемы. Простой пример: мы экспортируем много зерна. Но если вывозить не само зерно, а продукты его переработки, это в шесть-семь раз выгоднее. А мы этого не делаем. Мы отправляем в Турцию зерно, а оттуда привозим муку из нашего же зерна по более дорогой стоимости. Мы покупаем за границей глюкозу, в том числе кристаллическую медицинскую, она тоже производится из зерна.

А есть на чем перерабатывать это сырье? Оборудование ведь тоже все импортное.

Андрей Лисицын: В России оборудования для пищевой промышленности используется более 6 тыс. единиц. Мы выпускаем около 3 тыс. Но проблема в том, что мы выпускаем разрозненное оборудование. Мы не произвели ни одной комплексной автоматизированной линии. Если для малых предприятий мы еще найдем отечественное оборудование, то гиганты все работают на импортном оборудовании.

Например, на этапе хранения у нас сумасшедшие потери — картофеля мы из-за этого теряем до 40%. Хранения требует 180 млн тонн сельхозсырья и продукции, из них холодильного хранения — примерно половина. Но столько у нас нет. Их достаточно на передовых мясокомбинатах, которые могут позволить себе купить современные холодильники. Но опять же все они импортные.

О каком пищевом оборудовании можно говорить, если сейчас в стране нет ни одной конструкторской государственной организации, которая занималась бы этим вопросом? Эта промышленность была у нас в советское время. Работало отдельное министерство пищевой промышленности, которое занималось выпуском оборудования. Существовала целая программа «Оборонный комплекс для пищевой и перерабатывающей промышленности». Отраслевые институты готовили техническое задание для оборонного комплекса, какое именно оборудование нам нужно. И потом вместе с предприятиями мы садились за один стол и обсуждали по всей технологической цепочке что они могут делать, а что нет. Только для мясной промышленности наш институт выдал 180 исходных требований на новое оборудование. К началу 90-х годов у нас уже появлялось первое оборудование. Например, Миасс работал над упаковочной техникой. В Северодвинске делали оборудование для переработки непищевых отходов мясной промышленности. В Литве располагалось предприятие по выпуску упаковочного оборудования.

Но с развалом СССР все эти проекты были свернуты. А то оборудование, которое осталось с советских времен, конечно, морально устарело. Несколько раз мы готовили программу по производству оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, уже урезанную чуть ли не в десять раз. И все равно она не финансировалась. Но сейчас деваться некуда — нужно с чего-то начинать, нужно создавать для бизнеса льготные условия. Есть ведь мы хотим всегда.

Насколько это экономически целесообразно? Зачем нам строить завод по производству оборудования, который будет выпускать условно один станок в год?

Андрей Лисицын: При нормальной международной кооперации один завод обеспечивает весь мир оборудованием, например, для производства упаковки, другой — для производства агрегатов для переработки мяса. Оборудование для мясной промышленности мы до последнего момента покупали в Австрии, Германии, Италии. Но в нынешних условиях у нас другого выхода нет, кроме как строить собственные заводы или пристраивать к существующим заводам оборонного комплекса. Президент четко дал указание для оборонной промышленности — чтобы она производила не менее 50% гражданского оборудования.

Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов/ Татьяна Карабут

Сколько потребуется времени, чтобы более-менее заткнуть те дыры, которые у нас сейчас образовались с оборудованием?

Андрей Лисицын: Если этим заняться всерьез, то для начала минимум пять лет.

А что с ингредиентами для производства пищевой продукции, упаковкой?

Андрей Лисицын: Здесь не все так плохо. Например, у нас есть «АтлантисПак» в Ростове-на-Дону — крупнейший производитель упаковки для пищевой продукции. Он примерно 40% своей продукции экспортирует — весь мир покупает у них колбасную оболочку. Есть и другие предприятия по выпуску упаковки для пищевой продукции. Но тут еще вопрос: ассортимент упаковочного материала сегодня огромный, а нужно ли нам столько его производить?

Что касается ингредиентов, например, в мясной промышленности мы покупаем импортные разнообразные пищевые добавки. Если раньше выход готовой продукции, колбасы, из 100% мяса был максимум 115-120%, то сегодня это 200-300%. Для того чтобы удешевить продукцию, применяют разные пищевые добавки. Например, фосфаты нужны, чтобы удержать воду.

В России производится примерно половина необходимого оборудования для пищевой промышленности. Но оно разрозненное — нет ни одной отечественной автоматизированной линии

Но если вдруг неожиданно грянет гром и все эти добавки исчезнут с нашего рынка, то продукция все равно будет выпускаться. Раньше ведь их не было — в составе колбасы были только мясо, соль, перец, сахар, мука, яйца. Просто без добавок выход продукции будет меньше — значит, колбаса будет дороже, а покупательная способность населения низкая.

Эти добавки можно заменить соевым изолятом — продуктом переработки сои, в котором содержание белка более 90%. Самой сои мы производим около 5 млн тонн. Но здесь мы опять упираемся в отсутствие переработки: у нас нет ни одного современного большого завода по переработке сои.

Вы сказали, что раньше обходились без всяческих добавок в той же колбасе. За последние 30 лет насколько изменилось качество наших продуктов? Есть мнение, что в советские времена они были намного качественнее.

Андрей Лисицын: Я с этим мнением согласен. Это не значит, что сегодня нет первоклассной продукции. У добросовестных производителей есть и качество, и вкус. Но у такой продукции ценовая доступность другая. Допустим, сырокопченые колбасы без добавок стоят от 1,5 тыс. за кг.

Но нельзя отрицать, что сегодняшние производители прибегают к не совсем добросовестным способам удешевления продукции, добавляя туда дешевое сырье и множество пищевых добавок. Да, все они сегодня разрешены к применению по отдельности. Но никто не знает, как они воздействуют на организм в комплексе — никто не проводил глубоких исследований на этот счет. Колбаса сейчас может храниться до 90 дней. Понятно, что все это за счет химии.

У нас ведь столько контролирующих структур, такие вроде бы жесткие требования к пищевой продукции. Почему качество хромает?

Андрей Лисицын: У нас очень жесткие требования. Все прописано в документах, которые принимались на самом высоком уровне. Но жесткость законов компенсируется их неисполнением.

При этом у нас сегодня гораздо большие технологические возможности выстроить такую систему — все автоматизировано и оцифровано. Но по факту у нас есть только системы прослеживаемости Россельхознадзора. А система прослеживаемости — это главное. Все, что в воде, то будет в почве. То, что в почве, обязательно будет в растениях. То, что есть в растениях, обязательно будет в мясе. А что в мясе, соответственно, будет у нас в организме. Есть поручение президента о том, чтобы в целях создания национальной системы управления качеством разработать стратегию повышения качества пищевой продукции. Реализуется она сегодня? Не уверен. Но сегодня послушаешь отчеты Роспотребнадзора — у нас все прекрасно с качеством продукции.

Сегодня пищевая промышленность в основном работает на технических условиях — любое предприятие может на свою колбасу или йогурт написать свои технические условия и соблюдать их вместо ГОСТов. Но в законе указано, что технические условия не должны быть ниже требований, которые прописаны в стандартах. Никто этого правила не придерживается.

У нас в стране катастрофическая ситуация: 80% всех неинфекционных заболеваний, патологий так или иначе связаны с питанием. Если этим не заниматься сейчас, то и будем жить по 50 лет. В то время, как, например, в Японии средняя продолжительность составляет 80 с лишним лет. Там из всей производимой пищевой продукции 45% — это функциональные продукты питания, а у нас таких продуктов — от силы 1-3%. О каком функциональном питании может идти речь, если мы детей в школах кормим по остаточному принципу — чем дешевле продукт, тем больше подходит для школьных столовых? А ведь с детских лет формируются пищевые привычки.

Допустим, в советское время ГОСТы были обязательны для исполнения, а за несоблюдение стандарта предусматривалась уголовная ответственность. Одно время я работал в Беларуси главным инженером, а потом директором на мясоперерабатывающем заводе. Тогда срок реализации вареной колбасы высшего сорта составлял 72 часа. Мы грузили на Москву по 16 тонн вареной колбасы в сутки. Представляете, если по 30-градусной жаре везти? В ночь загружались и сразу уезжали, чтобы к утру быть в Москве (а это 700 км). Если браковали нам колбасу, прилагал огромные усилия для того, чтобы снять эту претензию.

Импортозамещение на максимум: как Россия избавляется от всего зарубежного

Глава комитета Госдумы по собственности и член партии КПРФ Сергей Гаврилов выступил с предложением форсировать проекты импортозамещения. При этом, в первую очередь, в высокотехнологичных сферах — таких как микроэлектроника, транспорт, авиа и двигателестроение.

А вот ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила пересмотреть программу импортозамещения и форсировать ее выполнение.

«Существует специальная государственная программа импортозамещения. Я считаю, что сейчас она должна быть актуализирована и пересмотрена. Там предлагались слишком плавные темпы импортозамещения. Нам сейчас надо ускоряться, обратить внимание на чувствительные отрасли, понять, где у нас существует острая зависимость и как ее в кратчайшие сроки преодолеть», — цитирует Матвиенко газета «Известия».

Лидер думской фракции «Новые люди» Алексей Нечаев, в свою очередь, в интервью радио «Комсомольская Правда» отметил, что поддерживает инициативу Матвиенко.

«Дело в том, что импортозамещение не может быть одним шагом. Если есть реальное участие страны в глобальном разделении труда и есть доступ международных корпораций на твой рынок, то очень сложно заместить вот так, по щелчку — это делается годами, это делается шаг за шагом. И вот в каком-то смысле слова импортозамещение в промышленности, оно реализовано.

Мы очень много здесь сами варим продукции, шьем, собираем, собираем из деталей и так далее. То есть первая фаза, рыночная экономика, она создана, и она делает качественные продукты и по более-менее приемлемой цене», — отметил Нечаев.

Впрочем, похвастаться какими-то успехами пока что могут не все.

Дмитрий Клеутин, вице-председатель Челябинского областного отделения «Опоры России», обращает внимание на тот факт, что если у нас раньше было добровольное импортозамещение, то сейчас оно принудительное.

«Кто-то либо готов подстраиваться под новую реальность и производить свои продукты, либо нет. На коне будут те предприятия, которые озаботились вопросом импортозамещения задолго до всех последних событий на рынке, связанных с санкциями и всем остальным. Нельзя сказать, что мы во всех направлениях делаем успехи, но наш рынок планомерно и плодотворно идет вперед для того, чтобы заместить импортную продукцию на российском рынке, примеров этому много», — сказал Клеутин, приведя в пример фабрику шнуров из Челябинска, которая не только занимается производством и поставкой шнуров на наш рынок, но и производит оборудование, на котором работает, а это сложные технические изделия.

Также он напомнил о том, что в России есть большое количество поддержки отечественных производителей, которые занимаются импортозамещением.

Например, у партии «Единая Россия» есть программа «Выбирай свое», направленная на то, чтобы понять, какие нужно внести изменения в законодательство, чтобы проще было заниматься производством. Есть программа, которая помогает субсидировать НИОКР и помогает пользоваться наукой при открытии производств, добавил Клеутин. Также существует специальный ресурс для поддержки отечественных предпринимателей «Сделано в России».

«Если, к примеру, говорить о вентиляционной технике, раньше ее очень много импортировали. Сегодня на рынке открываются собственные российские производства, которые не просто взяли и скопировали импортные образцы, а провели исследования по формированию воздушного потока. Сегодня производители понимают, что нельзя просто сделать продукт, который закроет потребность в чем-то, а его нужно произвести лучше, потому что потребители знают, каким должно быть качество и как он должен работать. Мы сегодня озадачены не просто копированием, а улучшением продуктов, которые уходят с рынка», — подчеркнул Дмитрий Клеутин.

О том, как обстоят дела с агропромышленным комплексом, «Газете.Ru» рассказал координатор гражданского проекта «За честные продукты!» Александр Бражко. Он считает, что продуктов и сырья достаточно, но нужно контролировать цены на них.

«Существует доктрина продовольственной безопасности, которой утверждены нормативы по обеспеченности страны основными видами продуктов питания. По определенным группам продуктов и продовольственного сырья мы уже достигли границы, а где-то даже перешли пороговые значения, начав экспортировать сельскохозяйственную продукцию. Речь идет, в первую очередь, о пшенице и других зерновых, где мы сами видим успехи», — рассказал Бражко.

При этом, согласно наблюдениям эксперта, сейчас целые пуды средств атакуют тот или иной сегмент, в том числе, на рынке продовольствия. А «короткие» деньги способны серьезно раскачать ситуацию даже там, где она была стабильна. Например, по производству сахара и подсолнечного масла в нашей стране профицит, но в розничной торговле, начиная с середины февраля, мы наблюдаем спекулятивный рост цен, напомнил Александр Бражко.

«Для того, чтобы цены в магазинах снижались, необходимо, чтобы увеличивалось предложение. А предложение начинает увеличиваться, если есть спрос со стороны торговли. Текущая ситуация открыла серьезные возможности, но для того, чтобы резко увеличилось предложение товаров, государству в лице ФАС России нужно занять активную позицию и оперативно защищать рынок продуктов питания от манипуляций крупных игроков», — считает эксперт.

По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, пока что не все так гладко обстоит с импортозамещением в легкой промышленности, а именно – в производстве одежды, где Россия зависит от импорта на 90%.

Речь идет о том, что наши предприятия закупают на Западе и в Азии большую часть всего необходимого для пошива (ткани, фурнитуру, производственные линии, технику и комплектующие к ней). Исключение пока что составляет пошив одежды из меха – это сырье у нас свое, но опять-таки, пошив производится преимущественно на иностранном оборудовании и с импортной фурнитурой (нитки, иглы, отделочные материалы, пуговицы, молнии, клепки и так далее).

«Успешным в данном сегменте можно назвать традиционные производства, существующие много десятков лет – «Ивановские ситцы», например, или фабрики по выпуску кружев. Но и там есть технологии или оборудование, которое наши производители заказывают за рубежом. Также активно развиваются отдельные дизайнерские марки, всем известные как внутри страны, так и за границей, такие как бренды Ульяны Сергеенко, Александра Терехова и другие», — рассказал Деев, напомнив также про «Стратегию развития» отрасли до 2035 года, согласно которой Россия будет активно сокращать импортозависимость.

Что такое производство водоочистительных систем

  • Все за и против водоочистительного бизнеса
  • Этапы запуска производства
    • Шаг 1 — выбор продукции
    • Шаг 2 — изучение конкурентов
    • Шаг 3 — поиск рынка сбыта
    • Шаг 4 — изучение законов
    • Шаг 5 — подготовка базы для производства
    • Шаг 6 — подготовка каналов поставки сырья
    • Шаг 7 — поиск помещения
    • Шаг 8 — разработка бренда
    • Шаг 9 — планирование
    • Шаг 10 — регистрация бизнеса
  • Водоочистное производство в России
Системы водоподготовки улучшают качество водопроводной воды

Прибыль, конечно, делают не на обычной воде, а на чистой. Мы привыкли считать, что вода из-под крана питьевая, однако, мало кто пьет ее без кипячения. Да и кипячение не всегда делает воду чистой.

Если качество водопроводной воды не устраивает, то можно покупать бутилированную воду, пользоваться автоматами по очистке воды, а можно установить дома водоочистительную систему.

Продажа водоочистительного оборудования — прибыльный бизнес, хотя запускать стартапы на рынке водоочистки додумываются не все. Большинство мечтают о магазине, автомастерской, мойке, прачечной, дизайнерском бюро, кафе или ресторане. Водоочистительный рынок если и привлекает, то со стороны продажи фильтров и систем. Однако, есть российские бизнесы, которые не просто устанавливают водоочистные системы, но и производят их. И сегодня мы подготовили репортаж с одного такого российского производства — ГК Ecvols.

Кажется, такой бизнес сложен и непонятен. Ответ на этот вопрос вы узнаете из видеоролика в конце статьи.

Все за и против водоочистительного бизнеса

На рынке водоочистки есть положительные моменты и есть сложности. Но так бывает в любой отрасли.

Плюсы:

  • клиенты легко становятся постоянными: раз попробовав чистую воду, люди платят за новые фильтры и их замену;
  • у рынка большой потенциал, так как потребность в чистой воде у нас только формируется, следовательно, спрос будет расти;
  • водоочистительные предприятия имеют высокую рентабельность и небольшой срок окупаемости;
  • отечественные фильтры и системы водоподготовки воды пользуются большим спросом, так как дешевле, а расходные материалы доступнее.

Минусы:

  • круг клиентов ограничен: сегодня мало кто готов тратиться на установку водоочистительной системы, особенно в регионах;
  • на рынке есть лидеры, пришедшие в водоочистку первыми, их трудно подвинуть;
  • производство фильтров для воды требует больших вложений.

Запуск предприятия — это не только вложения, но и идея, налаживание производственного цикла, внедрение технологий и выпуск новой продукции.

Этапы запуска производстваДля запуска производства потребуется десять подготовительных шагов

Запуску производства предшествует большая подготовительная работа от изучения конкурентов, построения концепции до поиска рынков сбыта. Сегодня недостаточно выпускать качественный и доступный по цене товар, нужен сервис и дополнительные услуги. Покупателю важен бренд и его идеология. Это надо учитывать при построении долгосрочной стратегии бизнеса.

Итак, если вы решили запустить производство, то вам предстоит пройти десять шагов до его запуска.

Шаг 1 — выбор продукции

Запуская предприятие, надо понять, что именно вы будете выпускать.  Даже на водоочистительном рынке есть разные виды товаров. Можно замахнуться на все, а можно занять узкую нишу.

Конкурентов много, отвоевать свой кусочек рынка получится в том случае, если у вас есть новая идея, технология или оригинальный маркетинговый ход, который перевернет рынок. Просто повторяя существующий на рынке продукт, раскрутиться тяжело.

Запуск производства требует финансовых вложений. Если денег не хватает, можно воспользоваться банковским кредитованием.

Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.

Шаг 2 — изучение конкурентов

Создать что-то уникальное сложно. В мире точно есть что-то подобное, и кто-то пробовал это до вас. Чтобы не повторяться, надо изучить рынок. Стоит знать компании, работающие в этой отрасли в вашем регионе. Стоит также знать мировых лидеров.

Анализировать надо не только выпускаемую продукцию, но и цены, дополнительные услуги, объем рынка чужих компаний и объем остывшего рынка, который вы можете привлечь на свою сторону.

Шаг 3 — поиск рынка сбыта

Начинать искать рынок сбыта надо до запуска производства. Его необходимо определить еще до составления бизнес-плана. Если некому продавать, то и начинать не стоит.

Анализировать надо закупки госсектора, крупных компаний, среднего и малого бизнеса, а также розницу. После анализа надо выделить свой сегмент и найти потенциальных клиентов. Лучшее — узнать ожидания этих клиентов, заинтересовать их своей будущей продукцией.

Шаг 4 — изучение законов

Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому необходимо изучить законодательные требования к вашей продукции, к самому производству. Заранее разберитесь, какие разрешения, лицензии и сертификаты потребуется получать для работы.

Такая подготовка поможет оценить свои силы и избежать в будущем штрафов.

Шаг 5 — подготовка базы для производстваОборудование для производств надо изучать до запуска предприятия

Производство не бывает без оборудования. Изучите ассортимент производителей и предложения поставщиков. Сделайте свой выбор, основываясь не только на цене, но и на качестве, гарантийном обслуживании, возможном ремонте и доукомплектации, проценте производимого брака и т. д.

Шаг 6 — подготовка каналов поставки сырья

Вопрос поставок будущего сырья также надо проработать заранее. В любом сегменте производители при выборе сырья руководствуются одним правилом — чем выше качество и ниже цена, тем лучше. Но стоит также учитывать логистику, цену минимальной партии, порядок возврата брака, наличие сертификатов и т. п.

Иногда лучше купить дороже, но в своем регионе. Иногда покупка более дорогого сырья оправдана повышением качества выпускаемой продукции, которая потом более выгодно продается.

Шаг 7 — поиск помещения

Попробовать запустить производство дома или на балконе не получится. Здесь надо сразу искать подходящее нежилое помещение или строение, соответствующее требованиям производства, которое бы позволяло установить нужное оборудование, имело бы уже работающие коммуникации и располагалось возле транспортных магистралей.

Сразу надо обратиться в СЭС и органы пожарного и экологического надзора и получить актуальный перечень требований для вашего производства. Получив список, можно заняться сбором этих документов.

Шаг 8 — разработка бренда

Производству требуется бренд, так как безликий товар продавать трудно. Позаботиться об узнаваемости товара надо также заранее.

Продумайте концепцию бренда и способы его продвижения. Это, конечно, интересно, и хочется сделать самостоятельно, но правильнее обратиться к специалистам. Бренд — это не просто красивая картинка. Это концепция со смыслом, которая должна считывать и находить отклик у покупателей.

Шаг 9 — планирование

При запуске производства не избежать составление бизнес-плана. Этот документ поможет понять, какие ресурсы нужны для старта и какая работа предстоит.

План надо составлять продуманно и подробно: его будут оценивать

инвесторы перед тем, как решиться зайти в проект.

Шаг 10 — регистрация бизнеса

Продумав все нюансы, изучив законодательные требования и не отступившись от идеи, можно регистрировать бизнес. Если производство будет масштабным, то стоит регистрировать ООО.

Есть прекрасная возможность открыть расчетный счет в Совкомбанке с выгодными предложениями для предпринимателей! Подайте заявку, чтобы узнать индивидуальные условия, которые банк подберет для вас.

После юридического оформления бизнеса можно:

  • заключать договора на аренду помещения;
  • получать требуемую разрешительную документацию;
  • покупать и монтировать оборудование;
  • нанимать работников;
  • запускать рекламу;
  • открывать производство.

Водоочистное производство в России

Первые фильтры для воды в нашей стране стали выпускаться компанией «Гейзер» в 1986 году. Сегодня рынок водоочистного производства конкурентный, но это не означает, что на нем нет места новым игрокам.

О нюансах водоочистительного бизнеса рассказывает сооснователь бренда Ecvols Николай Экволс.

Запуск производства — смелый шаг. Вряд ли бывают времена, когда делать этот шаг легко. Строить бизнес трудно. Но предпринимателям это под силу, причем они умеют работать даже в кризис. Успех деятельности зависит от желания и работоспособности, хотя в производстве также требуются знания и умение разрабатывать что-то новое.

 

Сможет ли Россия восстановить свой технологический сектор с помощью Китая?

Масштабный экспортный контроль, введенный Соединенными Штатами и другими странами в ответ на дальнейшее вторжение России в Украину, должен был иметь долгосрочные разрушительные последствия, но его влияние на Россию уже стало ощутимым.

Особенно это касается полупроводниковой отрасли. Попытки Москвы запустить собственное производство полупроводников и электронных компонентов, начавшееся в 2021 году, неудивительно, что дали скудные результаты, а западные технологии, необходимые для запуска отечественного сектора микросхем, теперь недоступны. Таким образом, Китай сыграет решающую роль в будущем российского технологического сектора, но непростую. Хотя геополитические симпатии Китая связаны с Россией, активная поддержка, скорее всего, пойдет вразрез с экспортным контролем союзников и поставит под угрозу собственные амбиции Китая в области чипов.

В ходе первой волны санкций после 24 февраля США и более 30 других стран ввели в Россию масштабный контроль за экспортом стратегических технологий, включая полупроводники, системы информационной безопасности и телекоммуникаций, электронику и компьютеры. В то время как западные страны уже жестко ограничили экспорт военных технологий или технологий двойного назначения в Россию, новые меры открыли новые возможности в использовании экспортного контроля в качестве санкционного инструмента.

До вторжения экспортный контроль в основном использовался как инструмент контроля над вооружениями. Россия является участником многосторонних Вассенаарских договоренностей — добровольного консенсусного соглашения между 42 участниками, созданного в 1996, чтобы установить экспортный контроль над технологиями двойного назначения в рамках более широкого порядка после окончания холодной войны. В настоящее время экспортный контроль используется для ослабления способности отдельной страны проецировать военную мощь, знаменуя смену поколений в использовании этого инструмента.

 

Стать членом

 

Координация между союзниками усилила воздействие мер экспортного контроля. Страны-участницы согласились отказать в экспорте в Россию технологий любых товаров двойного назначения, перечисленных в их соответствующих контрольных списках, включая как передовые технологии, так и товары более низкого уровня, которые ранее не контролировались, но, тем не менее, могут быть важны для способности России поддерживать свою военная власть. Южная Корея и Япония, лидеры в цепочке создания стоимости полупроводников и других передовых технологий, присоединились к мерам наряду с более чем тридцатью другими странами. Тайваньская компания по производству полупроводников (TSMC), крупнейший в мире контрактный производитель микросхем и ведущий производитель передовых микросхем, объявила, что будет придерживаться этих мер, хотя правительство Тайваня официально не приняло аналогичных мер экспортного контроля.

В действительности у компании нет другого выбора, кроме как соблюдать экспортный контроль США, который распространяется экстерриториально за счет правила прямого иностранного продукта. Правило прямой иностранной продукции означает, что экспортный контроль США применяется не только к микросхемам, произведенным в Соединенных Штатах, но также и к микросхемам, произведенным в любой другой стране, если иностранный производитель использует американское оборудование, инструменты или программное обеспечение. Поскольку в настоящее время Соединенные Штаты доминируют в производстве оборудования и программного обеспечения для производства микросхем, это правило создает эффективную глобальную точку доступа почти для всех микросхем, производимых в любой точке мира. Если такой производитель, как TSMC, отправит продукцию в Россию в нарушение правила США о прямых зарубежных продуктах, он рискует применить принудительные меры, которые могут поставить под угрозу его собственные поставки американского чипового оборудования и программного обеспечения. То же самое относится и к производителям в Китае, который, разумеется, не участвует в экспортном контроле. Эта военизация цепочки поставок чипов ограничивает доступ России к высококлассным чипам, что будет иметь последствия для цифровой экономики и военного потенциала страны.

Чипсы являются наиболее заметным, но не единственным сектором, в котором применяется правило прямого иностранного продукта. Это новое правило применяется ко всем перечисленным технологиям двойного назначения, в более широком смысле нацеленным на оборонный, аэрокосмический и морской секторы страны. Для десятков специально отведенных российских военных структур правила расширены еще больше, до такой степени, что даже карандаши, произведенные в Соединенных Штатах или за границей с использованием американского оборудования, инструментов или программного обеспечения, не могут быть легально экспортированы в Россию.

Однако Соединенные Штаты сделали важный намек на союзническое сотрудничество, освободив от правила прямого иностранного продукта те страны, которые ввели по существу аналогичные меры контроля. Сила союзнического подхода означает, что к Соединенным Штатам присоединятся другие страны в обеспечении соблюдения экспортного контроля, а не в стремлении обеспечить соблюдение своих собственных законов на экстерриториальной основе.

Плохая история импортозамещения

Больше всего пострадали аэрокосмическая и автомобильная промышленность России. Доработка проекта флагманской авиакомпании страны — дальнемагистрального гражданского самолета МС-21 — будет отложена. Национальный автопроизводитель «АвтоВАЗ» столкнулся с продолжающимся кризисом поставок электронных компонентов. Карты «Тройка» московского метро могут быть прекращены из-за ограничений на поставку чипов голландской компании NXP. Даже Уралвагонзавод, российский производитель бронетехники, приостановил производство танков, так как у него закончились импортные запчасти.

Сообщается, что российские военные вынуждены использовать компьютерные чипы от посудомоечных машин и холодильников в некоторой военной технике. Более быстрое, чем ожидалось, воздействие указывает на то, что отрасли не ожидали такого широкого использования экспортного контроля в качестве инструмента санкций и не предвидели необходимости заранее накапливать импортные товары.

Стремление России к самообеспечению началось в 2014 году, но импортозамещение высокотехнологичных товаров дало мизерные результаты. Страна по-прежнему сильно зависит от иностранных технологий. Согласно базе данных Comtrade Организации Объединенных Наций, в 2020 году Россия импортировала полупроводниковых устройств на сумму около 400 миллионов долларов и электронных интегральных схем примерно на 1,25 миллиарда долларов. В результате ключевой стратегией стала диверсификация поставщиков. В 2018 г. ключевыми поставщиками электронных компонентов, ранее закупавшихся в странах НАТО (Германия, Италия и Франция), стали Китай, Тайвань и Малайзия.

Три азиатские страны также были ведущими поставщиками в Россию интегральных схем, диодов, транзисторов, резисторов и конденсаторов.

Попытки Москвы запустить собственное производство полупроводников и электронных компонентов запоздали. В январе 2020 г. правительство утвердило «Стратегию развития электронной промышленности» до 2030 г. Она направлена ​​на создание конкурентоспособной отрасли на основе развития научных, технических и человеческих ресурсов; оптимизация и техническое перевооружение производственных мощностей; и создание и развитие новых промышленных технологий. Стратегия направлена ​​на увеличение доли российской электронной продукции на внутреннем рынке (по выручке) до 59процент.

В октябре 2021 года Минпромторг России объявил, что направит 1,2 млрд рублей на развитие отечественной полупроводниковой промышленности с запуском в 2026 году. в отрасли: с 2021 года американская полупроводниковая промышленность объявила о новых инвестициях почти на 80 миллиардов долларов до 2025 года, и Конгресс готов выделить 52 миллиарда долларов в виде стимулов для поддержки внутреннего производства микросхем в Соединенных Штатах. В российской стратегии признавалось, что развитие отрасли тесно связано с ростом российской экономики и ее потенциалом для привлечения иностранных инвестиций и технологий.

Неудивительно, что запоздалое начало работ по импортозамещению, скромная государственная поддержка и нехватка квалифицированных специалистов не дали значимых результатов. «Байкал Электроникс» и Московский центр SPARC-технологий (МЦСТ) — единственные российские производители отечественных процессоров, которые призваны стать реальной альтернативой двум американским компаниям — Intel и AMD. Однако «Байкал» и МЦСТ в значительной степени полагаются на западную архитектуру, импортные комплектующие и иностранных производителей. Оба были внесены в список организаций Министерства торговли США, что запрещает им получать какие-либо американские технологии. Из-за технических ограничений и сложности процесса производство российских процессоров до недавнего времени было вынесено на Тайвань. Российские аналоги также отстают в производительности — они слишком энергоемки и способны выполнять только легкие задачи. Крупнейший банк России Сбербанк протестировал серверы МЦСТ на базе «Эльбруса», но исключил их из-за технической несоответствия.

Ведущий производитель микросхем в стране, Группа Микрон, также зависит от иностранных компонентов и производителей. Для иллюстрации уровня технологической отсталости России в этой области: Микрон освоил локальное производство полупроводников с 180-нанометровой схемотехникой и 90-нанометровой схемотехникой, но не для массового производства, а тайваньская TSMC приступает к выпуску полупроводников 2-нанометровой . Тем не менее, Mikron Group продает такие продукты, как микросхемы управления питанием, микросхемы радиочастотной идентификации и микроконтроллеры для банковских карт. После глобальной пандемии «Микрон» испытывает трудности с поставками материалов. Последние санкции усугубили ситуацию, так как компания лишилась доступа к зарубежному оборудованию.

В марте 2022 года Евросоюз включил российских производителей в список ЕС. санкционный список, запрещающий европейским компаниям экспортировать какие-либо перечисленные товары двойного назначения или оказывать любую соответствующую техническую или финансовую помощь Байкал Электроникс и МЦСТ. Великобритания ввела аналогичные ограничения, добавив в свой список компаний «Микрон», «Байкал Электроникс» и «МЦСТ». Запрет Великобритании фактически остановит производство новых процессоров, поскольку российские производители полагались на архитектуру британского разработчика микросхем Arm для получения лицензий на производство. В дополнение к этим спискам компаний, экспортный контроль, применяемый на национальном уровне всеми участвующими странами, окажет дальнейшее влияние на способность российского технологического сектора закупать микросхемы и другие критически важные компоненты. Например, в апреле ЕС санкции были расширены на экспорт, важный для стратегических секторов, таких как передовые полупроводники и чувствительное оборудование, чтобы ослабить технологическую базу России и промышленный потенциал.

Единственная попытка России запустить завод, способный производить полупроводники, провалилась: «Ангстрем-Т», специализирующийся на производстве полупроводников и микросхем, обанкротился после того, как в 2018 году попал под прицел Министерства торговли США.

Россия в поисках самодостаточности Под давлением санкций

Для Кремля тотальный экспортный контроль стал предлогом для того, чтобы удвоить усилия по «секьюритизации» своей экономики. Признавая влияние мер, Владимир Путин заявил о необходимости глубоких структурных изменений в российской экономике. После февраля 2022 года стало ясно, что российскую промышленность по производству микросхем и полупроводников придется создавать с нуля, исключив всякую зависимость от зарубежных производителей.

Правительство России изменило свою стратегию и расширило меры поддержки отрасли за счет снижения налогов, увеличения финансирования и предоставления более крупных субсидий. Обновленный план направлен на реверс-инжиниринг иностранных технологий и перенос производства в Россию и Китай, а также производство всех компонентов, которые в настоящее время импортируются, к 2024 году. Правительство также планирует увеличить количество российских проектных центров с 70 до 300 к 2030 году и направить на развитие электронной промышленности 2,7 трлн руб. Подражая планированию в советском стиле, новая стратегия предлагает жесткий механизм спроса и предложения для определения цен на электронные товары.

В старой стратегии упор делался на локализацию основных технологий с передачей прав интеллектуальной собственности российским компаниям. На протяжении десятилетий политика российского правительства в основном была сосредоточена на финансировании конструкторских центров, а не на создании независимой экосистемы электроники, которая включала бы производство материалов, производство оборудования и подготовку квалифицированных специалистов отрасли. Последние разрушительные санкции положили конец этим планам, но, похоже, не помешали амбициям российского правительства. В мае 2022 года МЦСТ объявила о строительстве нового завода по производству микросхем по 28-нанометровой технологии. Первоначально план предусматривал закупку необходимого оборудования у голландского гиганта фотолитографии ASML. Никаких подробностей о том, как завод планировал избавиться от зависимости от европейских производителей чипов и наладить собственное производство с нуля, пока не сообщается.

После последнего раунда санкций российское правительство включило «Байкал Электроникс» и МЦСТ в список «системообразующих» компаний. Этот статус позволяет им претендовать на льготные субсидии и гарантии из государственного бюджета. Однако увеличение финансирования — это не конец проблем России. Подход правительства не предлагает комплексного решения, охватывающего разработку материалов, оборудования, строительство заводов и создание конечной продукции. Сотрудничество с другими странами необходимо, но обеспечить его будет трудно, учитывая широкую поддержку экспортного контроля Запада.

Полный оншоринг невозможен

Недостаток квалифицированной рабочей силы – еще одна проблема, с которой сталкивается российская промышленность. Большинство российских компаний до вторжения признавали, что испытывали нехватку кадров. Однако новая волна внутренних репрессий после войны в Украине ускорила утечку мозгов и только усугубит ситуацию. В марте правительство сообщило, что страну покинули от 50 000 до 70 000 ИТ-специалистов. Российские чиновники заявили, что российской экономике понадобится около 1 млн специалистов.

Даже если Россия успешно решит все три проблемы — падение импорта, утечку мозгов и недостаточное финансирование — достижение самодостаточности в такой сложной области, как чипы и полупроводники, — непростая задача. Глубокие структурные изменения требуют щедрого финансирования, достаточного времени, чтобы догнать технологический прогресс, и широкого международного сотрудничества для стимулирования инноваций. Все это невозможно, поскольку Россия достигла уровня изоляции Северной Кореи. Полный оншоринг отрасли невозможен в отрасли, известной своими сложными и глобальными процессами.

На самом деле, ни одна страна не имеет полного контроля над поставками полупроводников, поскольку эти сложные производственно-сбытовые цепочки многократно пересекают границы, поскольку сырье превращается в конечный продукт в процессе проектирования, производства, упаковки и сборки микросхем. Тайваньская TSMC — крупнейший производитель микрочипов, на долю которого приходится 50 процентов мирового рынка; программное обеспечение для проектирования схем производится в Германии и США; В производственном оборудовании преобладают Соединенные Штаты и Нидерланды, при этом один ключевой компонент (современные машины для фотолитографии в экстремальном ультрафиолете) производится исключительно голландской компанией ASML. Соединенные Штаты и Европейский Союз, находящиеся в лучшем положении, координируют свои действия через США-ЕС. Совета по торговле и технологиям для создания более устойчивых цепочек поставок, и Соединенные Штаты взаимодействуют с партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе с аналогичными целями. Даже Китай с его щедрыми государственными субсидиями и «национальными чемпионами в области технологий» изо всех сил пытается подняться по цепочке создания стоимости полупроводников, не говоря уже о достижении самодостаточности. Новый экспортный контроль усугубит технологическую отсталость России и обречет ее на амбиции по развитию новых технологий.

Точные данные о запасах критических компонентов недоступны, но поскольку Россия движется к войне на истощение, ограничения начнут кусаться. Проверка вооружений, на которые распространяется западный экспортный контроль, показывает, что российская военная техника сильно зависит от иностранных микросхем и полупроводников. Крылатые ракеты «Искандер-М», «Калибр» и Х-101 используют в компьютерном управлении осциллятор британской разработки. Крылатая ракета 9М727 использует печатные платы американского производства. Компоненты военно-тактической связи России поступают из США, Великобритании, Германии, Нидерландов, Израиля и Японии.

Изнуряющий экспортный контроль заставит Россию пройти что-то вроде обратной индустриализации. Если в 2014 году правительство стремилось догнать технологический прогресс развитых стран, то сегодня цель проще: полагаться на менее передовых технологий. Сообщается, что Россия готова развернуть советские танки Т-62, поскольку у нее заканчивается передовое оборудование. Для военной и гражданской промышленности обратная индустриализация означает опору на чипы отечественного производства, которые отстают от нынешних стандартов на 15–20 лет, либо создание новых цепочек поставок через третьи страны, либо контрабанду. В обоих случаях это приведет к снижению функциональности, увеличению расходов и временных затрат. Без передовых и импортных чипов Россия не сможет пополнить запасы высокоточного оружия, поэтому война в Украине будет все больше формироваться некачественным неточным оружием.

Разворот к Азии (снова)  

Поскольку внутреннее производство в России отстает, удвоение разворота к Азии, а именно к Китаю, может в определенной степени ослабить давление со стороны ограничений экспортного контроля. В 2021 году почти треть импортируемых в Россию чипсов поступила из Китая. Малайзия, Тайвань и Вьетнам также имели значительные доли — 14 процентов, 12,6 процента и 11 процентов соответственно, хотя экспорт из Малайзии и Вьетнама, вероятно, отражает роль этих стран на заключительном этапе упаковки производства чипов, а не их собственные возможности по производству чипсов. производить микросхемы, которые могли бы удовлетворить потребности России. В течение нескольких недель после введения нового экспортного контроля Соединенные Штаты предупредили Пекин о недопустимости обратной засыпки технологий в нарушение экспортного контроля, и на сегодняшний день не было свидетельств попыток сделать это. Но поскольку война на истощение продолжается, есть опасения, что Китай может поставлять в Россию полупроводники и другие высокотехнологичные компоненты, чтобы смягчить удар.

В краткосрочной перспективе Китай имеет ограниченный потенциал для вытеснения западных высококачественных компонентов. Снижение зависимости от западных полупроводников было национальным приоритетом на протяжении более десяти лет, и усилия активизировались с запуском крупных инвестиционных фондов в 2010-х годах и более широкой промышленной политикой «Сделано в Китае 2025», направленной на достижение глобального доминирования в критически важных технологических областях. Однако достижение самодостаточности было сопряжено с трудностями. Китайские технологические гиганты, такие как SMIC, Xiaomi и Lenovo, продолжают полагаться на американский дизайн, оборудование и технологии. SMIC отстает от своего тайваньского аналога на несколько поколений. Применение правила США о прямых иностранных продуктах против Huawei затормозило рост компании.

Пекин потенциально может поставлять в Россию чипы более низкого качества. Однако удовлетворить спрос России на чипы высокого класса будет сложно, учитывая глобальный дефицит электроники и отсутствие у Китая передовых возможностей в секторе чипов. Переход на китайских поставщиков потребует времени и денег для адаптации российских пользователей. Западные и азиатские компоненты различаются по качеству и дизайну.

Другим способом для России обойти ограничения экспортного контроля может быть перенос производства российских внутренних процессоров из тайваньской TSMC в китайский SMIC, но маловероятно, что SMIC захочет напрямую нарушать санкции США или экспортный контроль. Китайская полупроводниковая компания продолжает использовать американское оборудование для производства микросхем даже после того, как в 2020 году она была включена в список юридических лиц и лишена возможности получать товары, уникальные для производства полупроводников на передовых технологических узлах (10 нанометров и ниже, включая технологию экстремального ультрафиолета). SMIC не захочет проводить дальнейшее расследование со стороны США. Основываясь исключительно на геополитических симпатиях, Китай, вероятно, был бы готов использовать изоляцию России и извлечь из этого выгоду, но нарушение санкций США не отвечает национальным интересам Пекина, поскольку это, вероятно, поставит под угрозу его собственный доступ к иностранным технологиям, на которые он все еще неловко опирается. Поставка в Россию любой технологии, подпадающей под правило прямого иностранного продукта, поставит под угрозу собственные технологические амбиции Китая.

В долгосрочной перспективе усиленное стремление Пекина к коренизации и технологической независимости может в достаточной степени отделить страну от западных технологий. Политика «Сделано в Китае к 2025 году» направлена ​​на реструктуризацию экономических и технологических цепочек поставок, которые служат интересам Китая. План предусматривает огромные субсидии и инвестиции для продвижения вверх по цепочке создания стоимости в полупроводниках, телекоммуникациях, искусственном интеллекте и квантовых вычислениях. К 2025 году Пекин планирует разместить на суше до 70 процентов производства полупроводников. Точно так же китайские производители чипов тестируют производственные линии без использования американских технологий. Движимое общим стремлением обойти связь США, китайско-российское сотрудничество в сфере высоких технологий может активизироваться.

 

Стать членом

 

Мария Шагина — научный сотрудник Diamond-Brown по экономическим санкциям, стандартам и стратегии в Международном институте стратегических исследований. Эта статья была написана до того, как Шагина поступила в институт.

Эмили Килкриз — старший научный сотрудник и директор программы «Энергетика, экономика и безопасность» в Центре новой американской безопасности. Ее исследования сосредоточены на американо-китайских экономических отношениях, согласовании целей национальной безопасности и экономической политики, а также на геоэкономическом управлении государством. На своей последней государственной службе Килкриз работала заместителем помощника торгового представителя США, курируя разработку, переговоры и координацию политики США в отношении иностранных инвестиций. Ранее Килкриз работал в Совете национальной безопасности в качестве директора по международной торговле, инвестициям и развитию, а также в Министерстве торговли.

Изображение: Кремль. продолжать выполнять наше непоколебимое единое обязательство поддерживать Украину и укреплять наши беспрецедентные санкции, чтобы привлечь к ответственности президента Путина. «Большая семерка» опубликует заявление о поддержке Украины, которое будет включать в себя важные новые санкционные обязательства для дальнейшего усиления наших экономических мер против России.

Соединенные Штаты объединили более 30 союзников и партнеров по всему миру, чтобы возложить на Россию огромные расходы, и возглавляемая США коалиция продолжит усиливать давление на Путина. За несколько месяцев экспорт США в Россию, в том числе критически важных технологий, необходимых Путину для поддержания своих вооруженных сил, сократился примерно на 97%. Импорт в Россию товаров со всего мира может упасть на 40%. Заводы по всей России борются за поддержание производства. ВВП России, вероятно, сократится двузначными числами, инфляция поднимется до более чем 20%, Россия изо всех сил борется с выплатами по облигациям, а Россия впервые за более чем столетие объявила дефолт по своему суверенному долгу.

Наши меры будут и впредь подрывать важнейшие компоненты путинского военно-промышленного комплекса, не давать валютным резервам центрального банка поддерживать больную экономику и лишать Путина ресурсов, необходимых ему для ведения войны, а также привлекать клептократию к ответу за ее нажитое нечестным путем. Эффективность наших мер со временем будет только возрастать, что еще больше изолирует Россию от мировой экономики.

Соединенные Штаты, в координации с Большой семеркой, будут выполнять важные обязательства, включая санкции в отношении сотен физических и юридических лиц, которые добавляются к уже наложенным санкциям более чем на 1000, примут меры по уклонению от уплаты компаний в нескольких странах, что добавляет к более чем 300 Списки организаций уже размещены; ввести тарифы на сотни российских товаров на миллиарды долларов в Россию, в том числе:

Меры, направленные против российского военного производства и цепочек поставок. Лидеры G7 согласуют и расширят целенаправленные санкции, чтобы еще больше ограничить доступ России к ключевым промышленным ресурсам, услугам и технологиям, производимым нашими экономиками, особенно тем, которые поддерживают российскую военную промышленную базу и технологический сектор. Государственный департамент и Казначейство Соединенных Штатов будут агрессивно атаковать российские цепочки поставок продукции оборонного назначения, вводя блокирующие санкции в отношении крупных государственных оборонных предприятий, в дополнение к оборонным исследовательским организациям и десяткам других организаций и лиц, связанных с обороной, и ограничивая возможности России в отношении заменить военную технику, которую он уже потерял во время жестокой войны с Украиной.

Использование тарифов на российские товары в помощь Украине. Ранее в этом году лидеры G7 обязались лишить Россию торгового статуса «наибольшего благоприятствования», который гарантировал низкие тарифные ставки для российских товаров, продаваемых по всему миру. Президент Байден и другие лидеры «Большой семерки» будут добиваться разрешения использовать доходы, полученные от новых тарифов на российские товары, для помощи Украине и обеспечения того, чтобы Россия оплатила ее военные расходы. Президент Байден также объявляет, что в связи с аннулированием Конгрессом торгового статуса России в США США введут более высокие тарифные ставки на более чем 570 групп российских товаров на сумму примерно 2,3 миллиарда долларов для России. Эти меры ограничат способность России получать экономическую выгоду от продаж на рынок США и тщательно откалиброваны таким образом, чтобы возлагать издержки на Россию при минимизации затрат для американских потребителей.

Ограничение участия России в мировом рынке и дальнейшее пресечение попыток уклонения. Лидеры G7 полны решимости ограничить доходы России, в том числе от золота, второго по величине экспорта России после энергоресурсов. Соединенные Штаты предпримут ряд ключевых действий для выполнения этих обязательств. Министерство финансов США выпустит постановление о запрете ввоза нового золота в США, что предотвратит участие России в формальном рынке золота . Лидеры «Большой семерки» также обязуются и впредь пресекать усилия тех, кто занимается уклонением от уплаты налогов и засыпанием. Министерство торговли США предпримет свои первые действия против компаний, занимающихся засыпкой в ​​поддержку России, добавив несколько компаний по всему миру в список юридических лиц, который запретит этим компаниям покупать товары и технологии американского происхождения, такие как полупроводники. . Государство и Казначейство введут блокирующие санкции против лиц, связанных с пособничеством России в уклонении от уплаты налогов. Министерство торговли и Казначейство совместно выпустят предупреждение для финансовых учреждений, чтобы помочь в обнаружении потенциальных нарушений экспортного контроля.  

Возложение ответственности на виновных в нарушениях прав человека, включая военные преступления, спекуляцию и незаконную власть. Лидеры G7 примут решение о введении санкций в отношении тех, кто несет ответственность за нарушения прав человека, включая военные преступления, незаконное осуществление власти в Украине и причастность к тактике России по краже украинского зерна или иному нелегитимному извлечению прибыли из войны. Министерство финансов и Государственный департамент США введут блокирующие санкции в отношении частных военных компаний, действующих в Украине, российских воинских частей, которые были достоверно причастны к нарушениям прав человека или международного гуманитарного права в Украине, а также назначенных Россией высокопоставленных должностных лиц в осажденных или удерживаемых российскими войсками, в том числе министрами и мэрами оспариваемых городов. Государство наложит визовые ограничения примерно на 500 должностных лиц за угрозу или нарушение суверенитета, территориальной целостности или политической независимости Украины или подавление инакомыслия в России.

Значительное обязательство G7 по бюджетной поддержке и другой поддержке для Украины. «Большая семерка» обязуется помочь Украине покрыть краткосрочную нехватку бюджетного финансирования, включая обязательство США в размере 7,5 млрд долларов в рамках недавно принятого второго дополнительного соглашения. Лидеры также возьмут на себя беспрецедентное долгосрочное обязательство по обеспечению безопасности Украины с финансовой, гуманитарной, военной и дипломатической поддержкой столько, сколько потребуется. Обязательство лидеров будет включать поддержание надежной военной готовности и обороны Украины, в том числе за счет своевременного предоставления современного оборонного оборудования и передовых систем вооружения.

###

Разъяснение санкций ЕС против России

  • Какие санкции уже принял ЕС?
  • Чего НЕ делают санкции ЕС против России?
  • Кто подвергается санкциям?
  • Как санкционируется торговля ЕС с Россией?
  • Какие санкции на транспорт?
  • Как санкции влияют на российскую банковскую систему?
  • Почему ЕС приостановил вещание пяти российских телеканалов?
  • Координирует ли ЕС санкции с другими партнерами?

Инфографика — Санкции ЕС в ответ на вторжение России в Украину

Посмотреть полную инфографику

Какие санкции уже принял ЕС?

После признания Россией неподконтрольных правительству районов Донецкой и Луганской областей Украины 21 февраля 2022 года и неспровоцированного и необоснованного вторжения в Украину 24 февраля 2022 года ЕС ввел ряд новых санкций против России . Совсем недавно

Они добавляются к существующим мерам, введенным в отношении России с 2014 года после аннексии Крыма и невыполнения Минских соглашений.

Санкции включают адресные ограничительные меры (индивидуальные санкции), экономические санкции и дипломатические меры.

Целью экономических санкций является наложение серьезных последствий на Россию за ее действия и эффективное пресечение способности России продолжать агрессию.

Индивидуальные санкции направлены на лиц, ответственных за поддержку, финансирование или осуществление действий, которые подрывают территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины, или тех, кто получает выгоду от этих действий.

ЕС также принял санкции против Беларуси в ответ на ее причастность к вторжению в Украину.

Что НЕ делают санкции ЕС против России?

Санкции не блокируют экспорт и операции, связанные с продуктами питания и сельскохозяйственной продукцией.

Лидеры ЕС подчеркнули на Европейском совете 23-24 июня 2022 года, что Россия несет исключительную ответственность за глобальный продовольственный кризис и что санкции ЕС не нацелены на продукты питания и сельскохозяйственные продукты. Продовольственная безопасность и доступность являются ключевым приоритетом для ЕС и его государств-членов.

Санкции ЕС не влияют на продовольственную безопасность и распространяются только на двустороннюю торговлю между ЕС и Россией, а не на международную торговлю. . Любой может управлять, покупать, перевозить, обеспечивать продовольствием и удобрениями, поступающими из России.

Ограничения на ввоз некоторых калийных удобрений в рамках санкций ЕС распространяются только на продукцию, импортируемую в ЕС, и не распространяются на ее экспорт в Украину из ЕС или из России.

ЕС также сделал исключения в рамках своих санкций: хотя европейское воздушное пространство закрыто для российских самолетов, государства-члены ЕС могут разрешить пролет своего воздушного пространства российским самолетам, если это необходимо в гуманитарных целях. Государства-члены ЕС также уполномочены предоставлять судам под российским флагом доступ в порты ЕС, а также предоставлять российским автомобильным перевозчикам въезд в ЕС с целью импорта или перевозки сельскохозяйственной продукции, включая удобрения и пшеницу, на которые не распространяются ограничения. .

Кто подвергается санкциям?

Всего, также с учетом ранее введенных индивидуальных санкций после аннексии Крыма в 2014 году, ЕС наложил санкции на 108 юридических и 1206 физических лиц. Список включает:

Владимир Путин и Сергей Лавров находятся в списке лиц, подпадающих под санкции ЕС — © AFP
  • Президент России, Владимир Путин
  • Министр иностранных дел России, Сергей Лавров
  • пророссийский бывший президент Украины, Виктор Янукович
  • олигархов, связанных с Кремлем, таких как Роман Абрамович
  • 351 депутат Государственной Думы РФ (нижняя палата парламента), проголосовавшие за признание Донецка и Луганска 15 февраля 2022 года
  • членов Совета национальной безопасности
  • местных политиков, таких как мэр Москвы
  • высокопоставленный чиновники и военнослужащие
  • известные бизнесмены (т. е. люди, работающие в российской сталелитейной промышленности и другие, которые предоставляют финансовые услуги, военную продукцию и технологии российскому государству)
  • пропагандисты и деятели дезинформации
  • лиц, ответственных за зверства, совершенные в Буче и Мариуполе
  • человек причастен к вербовке сирийских наемников для боевых действий в Украине
  • избранные члены семей некоторых из вышеупомянутых лиц

Что на практике означают санкции против физических лиц?

Санкции в отношении физических лиц состоят из запретов на поездки и замораживания активов . Запреты на поездки не позволяют лицам, включенным в перечень, въезжать или пересекать территорию ЕС транзитом по суше, воздуху или морю.

Замораживание активов означает, что все счета , принадлежащие перечисленным физическим и юридическим лицам в банках ЕС, заморожены . Также запрещается прямо или косвенно предоставлять им какие-либо средства или активы.

Это гарантирует, что их деньги больше не могут быть использованы для поддержки российского режима, и они не смогут найти безопасное убежище в ЕС.

Инфографика — Влияние санкций на экономику России

Посмотреть полную инфографику

Как санкционируется торговля ЕС с Россией?

В рамках экономических санкций ЕС ввел ряд импортных и экспортных ограничений в отношении России. Это означает, что европейские предприятия не могут продавать определенные товары в Россию (экспортные ограничения) и что российские предприятия не могут продавать определенные товары в ЕС (импортные ограничения).

Список запрещенных продуктов призван максимизировать негативное влияние санкций на экономику России при одновременном ограничении последствий для бизнеса и граждан ЕС. Ограничения на экспорт и импорт исключают товары, предназначенные в первую очередь для потребления, а также товары, связанные со здоровьем, фармацевтикой, продуктами питания и сельским хозяйством, чтобы не нанести вред населению России.

Запреты вводятся таможенными органами ЕС.

Более того, ЕС в сотрудничестве с другими партнерами-единомышленниками принял заявление, оставляющее за собой право перестать относиться к России как к наибольшему благоприятствованию в рамках ВТО. ЕС решил действовать на это не повышением импортных тарифов, а комплексом ограничительных мер, включающих запреты на ввоз или вывоз определенных товаров. ЕС и его партнеры также приостановили любую работу, связанную с присоединением Беларуси к ВТО.

Какие товары нельзя ввозить в Россию из ЕС?

Список подпадающих под санкции продуктов включает, среди прочего:

  • передовые технологии (например, квантовые компьютеры и передовые полупроводники, высокотехнологичную электронику и программное обеспечение)
  • некоторые виды машин и транспорт оборудование
  • специфические товары и технологии, необходимые для нефтепереработки
  • энергетика промышленное оборудование, технологии и услуги
  • авиационная и космическая промышленность товары и технологии (например, самолеты, запасные части или любое оборудование для самолетов и вертолетов, топливо для реактивных двигателей)
  • морская навигация товары и техника радиосвязи
  • количество товаров двойного назначения (товаров, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях), таких как дроны и программное обеспечение для дронов или шифровальные устройства
  • предметы роскоши (например, роскошные автомобили, часы, украшения)

Какие товары нельзя ввозить из России в ЕС?

Перечень подпадающих под санкции продуктов включает, среди прочего:

  • сырую нефть и продукты нефтепереработки , за некоторыми исключениями (с поэтапным отказом от 6 до 8 месяцев)
  • уголь и другое твердое ископаемое топливо (поскольку для существующих контрактов предусмотрен период прекращения действия, эта санкция будет применяться с августа 2022 г. )
  • золото , включая украшения
  • сталь и железо
  • древесина , цемент и некоторые удобрения
  • морепродукты и спиртные напитки (например, икра, водка)

Что означает запрет на нефть на практике?

Ограничения ЕС охватят почти 90% импорта российской нефти в Европу — © AFP

В июне 2022 года Совет принял шестой пакет санкций, который, среди прочего, запрещает покупку, импорт или передачу сырой нефти и некоторых нефтепродукты из России в ЕС . Ограничения будут применяться постепенно: в течение шести месяцев для сырой нефти и в течение восьми месяцев для других продуктов нефтепереработки.

Временное исключение предусмотрено для импорта сырой нефти по трубопроводу в те государства-члены ЕС, которые в силу своего географического положения страдают от особой зависимости от поставок из России и не имеют жизнеспособных альтернативных вариантов.

Более того, Болгария и Хорватия, в частности, получат временные отступления в отношении импорта российской морской нефти и вакуумного газойля соответственно.

Поскольку большая часть российской нефти, поставляемой в ЕС, доставляется морским путем, эти ограничения будут охватывать почти 90% импорта российской нефти в Европу к концу года. Это значительно сократит торговые прибыли России.

Какие санкции на транспорт?

Автомобильный транспорт

ЕС запретил российским и белорусским автотранспортным операторам въезд в ЕС, в том числе для транзитных товаров.

Эта санкция направлена ​​на ограничить возможности российской промышленности по приобретению ключевых товаров и нарушить дорожную торговлю как в Россию, так и из нее. Тем не менее, страны ЕС могут предоставлять отступления для:

  • транспортировки энергии
  • перевозка фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых продуктов
  • цели гуманитарной помощи
  • транспорт, связанный с функционированием дипломатических и консульских представительств ЕС и его стран в России или международных организаций в России, пользующихся иммунитетами в соответствии с международным правом
  • передача или вывоз в Россию культурных ценностей во временное пользование в рамках формального культурного сотрудничества с Россией

Запрет не распространяется на почтовые услуги и товары, находящиеся в пути между Калининградской областью и Россией.

Авиационный сектор

Всем российским самолетам запрещено пролетать над воздушным пространством ЕС — © AFP

В феврале 2022 года ЕС отказал в доступе в аэропорты ЕС российским перевозчикам всех видов и запретил им пролетать над воздушным пространством ЕС . Это означает, что самолеты, зарегистрированные в России или других странах и переданные в аренду или аренду гражданину или юридическому лицу России, не могут приземляться ни в одном из аэропортов ЕС и не могут летать над странами ЕС. Частный самолет, т.е. частные бизнес-джеты, включены в запрет.

Кроме того, ЕС запретил экспорт в Россию товаров и технологий авиационной и космической отрасли .

Страховые услуги, услуги по техническому обслуживанию и техническая помощь, связанные с этими товарами и технологиями, также запрещены. Аналогичные ограничения ввели США, Канада и Великобритания.

Это означает, что российские авиакомпании не могут покупать самолеты, запчасти или оборудование для своего парка, а также не могут проводить необходимый ремонт или техосмотр. Поскольку три четверти нынешнего парка коммерческих самолетов России были произведены в ЕС, США или Канаде , со временем запрет, вероятно, приведет к остановке значительной части парка гражданской авиации России, даже для внутренних рейсов.

Морской транспорт

ЕС имеет закрыл свои порты для всего торгового флота России из более чем 2 800 судов. Однако мера не распространяется на суда, перевозящие:

  • энергоносители
  • фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты
  • гуманитарная помощь
  • ядерное топливо и другие товары, необходимые для функционирования гражданского ядерного потенциала
  • уголь (до 10 августа 2022 г., после чего ввоз угля в ЕС будет запрещен)

Мера также действует не затрагивает суда, нуждающиеся в помощи, ищущие место убежища , или суда, совершающие экстренный заход в порт по соображениям безопасности на море или спасения жизни на море.

Запрет коснется и судов, пытающихся обойти санкции путем смены российского флага или регистрации на флаг другого государства. Портовые власти могут определить попытку изменить флаг или регистрацию, проверив номер ИМО судна (уникальный идентификационный номер, присвоенный от имени Международной морской организации).

Как санкции влияют на банковскую систему России?

 Запрет SWIFT для российских и белорусских банков

Запрет запрещает десяти российским и четырем белорусским банкам совершать или получать международные платежи с использованием SWIFT.

Десяти российским и четырем белорусским банкам запрещено использовать SWIFT.

SWIFT — это служба обмена сообщениями, которая существенно облегчает обмен информацией между банками и другими финансовыми учреждениями. SWIFT соединяет более 11 000 организаций по всему миру.

В результате эти банки не могут ни получить иностранную валюту (поскольку перевод иностранной валюты между двумя банками обычно обрабатывается как перевод за границу с участием иностранного банка-посредника) , ни перевести активы за границу . Это имеет негативные последствия для экономики России и Беларуси.

Технически банки могли бы осуществлять международные транзакции без SWIFT, но это дорого, сложно и требует взаимного доверия между финансовыми учреждениями. Он возвращает платежи во времена, когда для подтверждения каждой транзакции использовались телефон и факс.

Санкции против Национального центрального банка России

Европейский Союз запретил все операции с Национальным центральным банком России , связанные с управлением резервами и активами Центрального банка России. В результате замораживания активов центрального банка центральный банк больше не может получить доступ к активам, которые он хранит в центральных банках и частных учреждениях в ЕС.

В феврале 2022 года международные резервы России составляли 643 миллиарда долларов (579 евро).млрд). Помимо прочего, наличие резервов в иностранной валюте помогает поддерживать стабильный обменный курс собственной валюты страны.

Из-за запрета операций из ЕС и других стран предполагается, что более половины российских резервов заморожено . Запрет ввели и другие страны (такие как США, Канада и Великобритания), которые также хранят часть золотовалютных резервов России.

Следовательно, Россия не может использовать эту подушку иностранных активов для предоставления средств своим банкам и, таким образом, ограничить действие других санкций. Даже золотые запасы, хранящиеся в России, теперь, похоже, труднее продать из-за международных санкций, затрагивающих российские компании.

ЕС также запретил продажу, поставку, передачу и экспорт банкнот , номинированных в евро, в Россию. Цель состоит в том, чтобы ограничить доступ к наличным деньгам в евро для правительства России, его Центрального банка и физических или юридических лиц в России с целью предотвращения обхода санкций.

Аналогичные санкции применяются к Беларуси.

Почему ЕС приостановил вещание пяти российских телеканалов?

Российская Федерация ведет систематическую международную кампанию по дезинформации, манипулированию информацией и искажению фактов с целью укрепления своей стратегии дестабилизации как соседних стран, так и ЕС и его государств-членов.

Приостановлено вещание пяти российских государственных телеканалов в ЕС — © AFP

Чтобы противодействовать этому, ЕС приостановил вещание пяти российских государственных телеканалов в ЕС:

  • Sputnik
  • Россия Сегодня
  • Россия РТР/РТР Планета
  • Россия 24/Россия 24
  • Международный ТВ Центр

Россия использует все эти государственные СМИ для преднамеренной пропаганды и проведения кампаний по дезинформации, в том числе о своей военной агрессии против Украины.

Ограничения в отношении Sputnik и Russia Today (вместе с их дочерними компаниями, такими как RT English, RT Germany, RT France и RT Spanish) действуют со 2 марта 2022 года. от 4 июня 2022 г.

Они охватывают все средства передачи и распространения в государствах-членах ЕС или направлены на них , включая кабельное, спутниковое телевидение, интернет-телевидение, платформы, веб-сайты и приложения.

В соответствии с Хартией основных прав эти меры не помешают этим СМИ и их сотрудникам осуществлять деятельность в ЕС, кроме вещания, т.е. исследования и интервью.

Координирует ли ЕС санкции с другими партнерами?

Санкции более эффективны, если в них участвует широкий круг международных партнеров. В течение последних нескольких недель ЕС тесно сотрудничал с партнерами-единомышленниками, такими как США, для координации санкций .

ЕС работает с Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими международными партнерами, чтобы предотвратить получение Россией финансирования от таких учреждений.

Чтобы координировать эту международную деятельность, недавно созданная Целевая группа «Российские элиты, доверенные лица и олигархи» (REPO) позволяет ЕС сотрудничать со странами G7 — Канадой, Францией, Германией, Италией, Японией, Великобританией и США. — а также с Австралией, чтобы обеспечить выполнение санкций.

Хотя ЕС тесно сотрудничает со многими партнерами, каждая из этих стран, не входящих в ЕС, в одностороннем порядке решает, какие санкции она будет применять.

Подпадают ли санкции ЕС под действие международного права?

Да. Все санкции ЕС полностью соответствуют обязательствам по международному праву , при соблюдении прав человека и основных свобод.

После достижения политического согласия между государствами-членами ЕС необходимые правовые акты готовятся Европейской службой внешних связей и/или Европейской комиссией и представляются в Совет для принятия.

Постановления и решения Совета, как правовые акты общего применения, обязательны для исполнения любым физическим или юридическим лицом, находящимся под юрисдикцией ЕС. Это означает любое физическое или юридическое лицо в пределах ЕС, любого гражданина ЕС в любом месте, а также все компании и организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена ЕС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *