Что значит «брексит» для отношений Москвы и Лондона?
- Ольга Ившина
- Русская служба Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Британский парламент одобрил законопроект о выходе страны из Евросоюза. Как ожидается, документ будет подписан королевой и вступит в силу уже во вторник. Таким образом, премьер-министр Тереза Мэй сможет официально уведомить Брюссель о намерении Лондона покинуть ЕС — и тем самым привести в действие Статью 50 Лиссабонского договора.
Россия неоднократно упоминалась в контексте «брексита» как заинтересованная сторона. Насколько это соответствует реальности?
Сторонники ЕС считают, что Кремль тайно поддерживал «брексит» с тем, чтобы ослабить Европейский союз. Бывший посол США в России Майкл Макфол назвал результаты британского референдума победой внешней политики Владимира Путина.
Но не все эксперты разделяют это мнение. Мы попытались разобраться в том, как может выход Британии из ЕС отразиться на отношениях Лондона и Москвы.
«Ситуация гораздо сложнее»
Многие аналитики сходятся во мнении, что переговоры по «брекситу» могут сыграть на руку Владимиру Путину.
Считается, что Москве проще работать с разрозненными странами, чем с единой Европой.
Помимо этого, «брексит» также может ослабить влияние США на европейскую политику, что тоже выгодно Кремлю.
«Великобритания и США всегда имели особые отношения. И Британия, будучи частью ЕС, могла привносить атлантический взгляд в европейскую политику. Сейчас возможность для такого влияния снижается», — отмечает старший аналитик лондонского Института государственного управления Дэвид Кларк.
- Британские депутаты призывают пересмотреть отношения с Москвой
- Британский генерал: Путин выбрал опасный путь
При этом некоторые политики — например, глава комитета по иностранным делам палаты общин британского парламента Криспин Блант — предупреждают, что на развитие отношений Лондона и Москвы будут влиять и негосударственные игроки.
«Мир становится все более сложным, и не только вследствие «брексита». Это уже не времена холодной войны. Тогда отношения были довольно статичными, и управлять ими было довольно просто, можно было планировать распределение ресурсов. А сейчас ситуация гораздо сложнее. На ситуацию влияют не только государственные, но и негосударственные игроки. Это нужно учитывать», — отметил Блант.
«А зачем улучшать отношения с Москвой?»
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,«Отношения Москвы и Лондона сейчас находятся в состоянии глубокой заморозки», — сказал Би-би-си глава комитета по иностранным делам палаты общин Криспин Блант
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
В целом политика Британии в отношении России остается довольно жесткой.
Лондон последовательно осуждает действия Москвы в Сирии, аннексию Крыма, а также роль России в конфликте на востоке Украины (Кремль участие российских войск в боевых действия в Донбассе последовательно отрицает).
Судя по всему, эта позиция вряд ли изменится в ближайшее время.
«Вряд ли Россия находится вверху списка стран, с которыми Тереза Мэй хотела бы наладить отношения после «брексита». Главное — непонятно, что Британия может получить от улучшения отношений с Москвой», — считает глава отдела внешней политики аналитического Центра европейских реформ Иан Бонд.
«Лондон не так сильно вовлечен в политику на Ближнем Востоке. Более того, не очевидно, что действия России в Сирии могут дать какие-то дивиденды для безопасности Британии», — продолжает он.
Как отмечают источники Би-би-си в британском парламенте, в ближайшее время Лондон, скорее всего, продолжит «ястребиную» политику в отношении Москвы.
В британском истеблишменте преобладает мнение, что к России нужно относиться настороженно.
Более того, в отношениях Лондона и Москвы сохраняются такие болевые точки — такие как расследование убийства Александра Литвиненко и дело о смерти Сергея Магнитского.
Фактор НАТО
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Позиция Великобритании в НАТО — важный козырь Терезы Мэй на переговорах со странами ЕС по условиям «брексита», отмечают аналитики.
Великобритания несет около четверти совокупных европейских расходов на оборону и оплачивает примерно 15% всех военных операций, которые проводят европейские вооруженные силы.
Британия является одной из двух стран в Европе, обладающих ядерным оружием (наряду с Францией).
- Ослабит ли «брексит» обороноспособность Европы?
- Британский генерал: НАТО нужно «гибридное сдерживание» России
Позиция Великобритании в НАТО — это важный козырь Терезы Мэй на переговорах со странами ЕС по условиям «брексита».
«В ходе переговоров по «брекситу» Британии важно показать, что несмотря на грядущий выход из ЕС, она не поворачивается спиной к теме европейской безопасности. В таких условиях попытки наладить отношения с Путиным могут послать нежелательные сигналы Балтийским странам, Польше и Швеции», — отмечает Иан Бонд.
Схожее мнение высказывает и бывший заместитель главнокомандующего силами НАТО в Европе генерал Ричард Ширрефф.
«Брексит — это возможность выстроить новые отношения с Россией, — сказал он в интервью Русской службе Би-би-си. — Но Британия должна защищать свои интересы и важнейшие принципы международных отношений. Поэтому переговоры с Москвой следует вести только с позиции силы».
«Позиция по санкциям предельно ясна»
Подпись к фото,Западные санкции серьезно сказались на нефтедобыче в России
Британия была одним из основных инициаторов введения санкций против России после аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта в Донбассе и остается активным сторонником их продления.
«Позиция Великобритании по санкциям в отношении России предельно ясна. Мы будем настаивать на сохранении санкций, пока Минские соглашения не будут полностью выполнены», — заявила Тереза Мэй в конце января.
Позиция Лондону по этому вопросу вряд ли изменится в ближайшем будущем, отмечают аналитики.
Но «брексит» может повлиять на то, как этот вопрос будет обсуждаться в Евросоюзе. Сейчас решение о продлении ограничительных мер в отношении России обсуждается странами-членами ЕС каждые полгода.
После завершения переговоров по «брекситу» Великобритания уже не будет сидеть за одним столом с европейскими лидерами во время таких переговоров.
«Это повышает вероятность того, что санкции против России в этом случае будут сняты, и это произойдет раньше, чем если бы Британия осталась в ЕС», — считает Дэвид Кларк.
В поисках партнеров
Процесс выхода Британии из ЕС и единого экономического пространства означает, что Лондону нужно искать новых торговых партнеров.
Но британские эксперты сходятся во мнении, что российско-британские торговые отношения вряд ли существенно изменятся.
«В отношении Москвы продолжают действовать санкции, а экономическая политика России отличается протекционизмом. Все это существенно сокращает поле для торговых контактов», — отмечает аналитик отдела расследований журнала Economist Алекс Найс.
До введения санкций одним из самых важных направлений сотрудничества между Британией и Россией была нефтегазовая сфера.
По оценке Найса, и сейчас именно в этой отрасли сохраняется наибольший потенциал для заключения новых соглашений. Однако это возможно только в случае снятия санкций.
Привлечь в Британию больше российских компаний может продолжающееся снижение курса британской валюты.
«Чем ниже падает фунт, тем больше вы можете купить на свои деньги. Это может привлечь инвесторов. Но есть и обратная сторона медали. Чтобы получили существенную прибыль в этом случае, нужно иметь большие обороты торговли», — отмечает Бонд.
При этом аналитики отмечают, что прогнозировать динамику курса фунта в обозримом будущем будет очень сложно. Слишком много факторов на это влияет.
Из России с деньгами…
Подпись к фото,Российские бизнесмены покупают дома в самых дорогих районах Лондона. На фото — дом на Итон-сквер, предполагаемым собственником которого является Андрей Гончаренко
Британия всегда была магнитом для частных инвесторов из России. Измениться ли это после «брексита»?
«Привлекательность Британии для инвесторов после «брексита» снизится. Ведь обычно инвесторы хотят иметь доступ к широкому рынку, рынкам сразу нескольких стран. И это делает для них вложение в ЕС более привлекательными», — отмечает Кларк.
С другой стороны, Тереза Мэй намекнула, что в случае, если договоренности с ЕС не будут достигнуты, она может превратить Британию в офшорный финансовый центр с низкими налоговыми ставками.
И в таком случае Британия станет еще более привлекательной для частных инвесторов из России.
- Зачем сквоттерам дом российского бизнесмена в Лондоне
Правительство Дэвида Камерона довольно много говорило о необходимости разобраться с тем, откуда происходят деньги индивидуальных инвесторов, в том числе и выходцев из России.
Кэмерон признавал, что чаще всего недвижимость в Великобритании покупают через «анонимные фиктивные компании, иногда с использованием незаконно полученных или отмытых денежных средств».
Он призывал сделать британский рынок недвижимости более прозрачным.
Интересно, что Тереза Мэй пока не делала заявлений по этой теме.
«Для меня это очень волнительный сигнал, — отмечает аналитик Иан Бонд. — Британия уже имеет довольно легкое законодательство во многих сферах. И мысль о том, что мы можем намеренно сделать себя притягательным местом для «быстрых денег», не задавая лишних вопросов — все это кажется мне опасной затеей».
Его коллега Алекс Найс отмечает, что даже после выхода из Евросоюза Британия сохранит ряд преимуществ в глазах людей с большими деньгами из России.
«Несмотря на предстоящую турбулентность в связи с переговорами по условиям «брексита», Британия остается государством, крепко стоящим на ногах. К преимуществам можно отнести и четкое верховенство закона, независимость судов, а также то, что здесь говорят на английском языке, который хорошо знаком многим российским бизнесменам и олигархам», — резюмирует Найс.
Участие медиа в политической кампании по вопросу выхода Великобритании из Европейского Союза
В статье представлен опыт участия медиа в политической кампании по поводу выхода Великобритании из состава Европейского союза в 2016–2019 гг. Выбор изданий The Sun и The Guardian обусловлен тем, что данные медиа – представители сторон «Выход» и «Остаться» соответственно – активно участвовали в политической кампании. Выделены три ключевых этапа реализации заявленной политической кампании и определены позиции The Sun и The Guardian на каждом этапе. В статье использован контент-анализ публикаций о Брексите в британских газетах 2016–2019 гг. , а также метод компаративного анализа, который позволил сравнить позиции редакционных коллективов двух популярных британских газет. Исследование показало, что в период политической кампании в большей степени проявляется позиция редакции как политического актора, ее восприятие себя как одного из участников политической кампании, чем как нейтрального наблюдателя.
Ключевые слова: роль медиа, политическая кампания, Брексит, социально-политические коммуникации, общественное мнение
DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2020.197215
Введение
В XXI в. существенно возросло значение политической коммуникации и роли традиционных и новых медиа в ней. Глобальный процесс медиатизации политики способствовал повышению ее открытости, переходу многих элитарных практик в публичную сферу. Свойственная предшествовавшим векам односторонняя коммуникация по линии «власть – общество» окончательно сменилась двусторонней моделью взаимного влияния с растущим значением обратной связи.
Развитие информационных технологий привело к трансформации всей политической коммуникации: граждане получили возможность активно участвовать в политических процессах за счет оперативной оценки решений властей и образования сообществ в интернет-пространстве, позволяющих эффективно координировать совместные политические действия, а политические деятели получили в медиа перспективный инструмент для поддержки своих решений.
В новых исторических условиях для медиа открылся широкий спектр ролей в политической коммуникации: роль посредника между властью и обществом. (передающего массовой аудитории решения властных элит и аккумулирующего для этих элит сведения об интересах и запросах аудитории), роль информатора (информирующего аудиторию о действиях политических лидеров и институтов с журналистским комментарием либо без него), политического консультанта или эксперта (разъясняющего суть политических решений с позиции законов политической науки, предлагающего прогнозы), а также политического актора в ситуации, когда медиа выступают в качестве влиятельного и активного участника политической кампании.
Новизна данного исследования заключается в том, что изучены особенности работы британских медиа на подготовительном этапе референдума о выходе Великобритании из Европейского союза, выявлена специфика их участия в реализации обязательств о выходе Великобритании из Евросоюза при Т. Мэй, дана оценка роли медиа в британской общественно-политической коммуникации после отставки Т. Мэй и до выхода из ЕС.
Теория и методологические основы исследования
Изучением политических коммуникаций и медийных технологий в них занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Так, С. В. Володенков рассматривал различные технологии интернет-коммуникации в системе современного политического управления (2015), отмечал в совместной с Д. И. Чулковым статье, что, собирая и интерпретируя информацию, медиа конструируют социальную реальность особым образом, прибавляя к фактам информационные элементы, удовлетворяющие интересам политических центров силы или групп влияния (2018). Ю. Э. Григонис изучала особенности политической коммуникации в контексте современной политической теории (2017). Российская политическая действительность и применение в ней коммуникационных технологий получили отражение и в диссертационных исследованиях: К. Л. Зуйкина делает акцент на особенностях политической коммуникации в блогосфере России и США (2017), Ю. Н. Макаров изучает воздействие, оказываемое интернет-коммуникаторами на социальные и политические процессы в современном российском обществе (2016). Из зарубежных трудов необходимо отметить публикации об исследовании взаимосвязи политической информации и социальных медиа (Casero-Ripollés, 2018), критический обзор взаимодействия между медиа и политикой (Geçer, 2018), исследование роли цифровых технологий в медиатизации демократических процессов (Hofmann, 2019), описание трансформации политической коммуникации под действием интернет-технологий (Kutlu, 2018) и пр.
Роль современных медиа в политике нередко исследуется в рамках теории демократизации, поскольку демократия требует активного участия граждан в политических процессах посредством медиаплатформ. По мнению исследователя С. Джамил, это приводит к разрушению медийными технологиями доминирующей коммуникационной сферы, что приводит к ее нежелательным для политических элит трансформациям; усиливается зависимость между использованием медиа и политической мобилизацией, в том числе во время избирательных кампаний, что характерно как для развитых демократий, так и для автократий, где медиа выступают в роли источника политических знаний и площадки для взаимодействия с общественностью (Jamil, 2018). В данном контексте закономерна актуализация вопроса о ролевых возможностях медиа в рамках политических процессов и кампаний, о наличии у редакционных коллективов выбора из широкого круга ролей: от роли посредников-информаторов, собирающих и передающих массовой аудитории информацию политического характера с журналистским комментарием либо без него (к примеру, в виде прямой трансляции выступления политического деятеля), до роли политического актора, когда редакция медиа объявляет себя одним из участников политического процесса или кампании, занимается организационной и агитационной деятельностью, оказывает влияние на процесс принятия и осуществления политических решений.
Следует отметить, что, несмотря на существование работ, анализирующих различные аспекты политической коммуникации и роли медиа в ее осуществлении, практические исследования медийного участия в масштабных политических кампаниях последних лет, в особенности если те обусловлены не выборами, а референдумами, проводятся значительно реже. В этом отношении интересен опыт Великобритании, когда в рамках кампании по поводу Брексита редакция газеты.
The Guardian, поддерживающая вариант «Остаться», выбрала роль посредника-информатора с ограниченным комментированием и выражением собственной позиции, тогда как редакция газеты. The Sun, выступавшая за «Выход», предпочла стать политическим актором и регулярно заявляла о себе как о полноправном участнике политической кампании в редакционных манифестах и статьях.Методической основой нашего исследования является систематизация; контент-анализ публикаций в британских газетах позволил уточнить роль редакций в политической кампании по поводу Брексита и влияние их действий на конечный результат; метод компаративного анализа позволил сравнить позиции и действия редакционных коллективов популярных британских газет. The Sun и The Guardian, представляющих разные стороны политического противоборства во время кампании.
Для исследования были выбраны две ведущие британские газеты – правопопулистская. The Sun и левоцентристская. The Guardian, поскольку именно они стали основными представителями сторон. «Выход» и «Остаться» соответственно. Хронологические рамки охватывают период с 10 ноября 2015. г., когда Д. Кэмерон объявил о начале политической кампании по поводу Брексита, по 31 января 2020 г., когда Великобритания официально вышла из Европейского союза. Поскольку суммарное количество статей о Брексите за этот период превысило 2 500 в The Sun и 22 600 в The Guardian, анализировались только публикации с тематической отметкой Brexit, которые в день их выхода публиковались на главной странице соответствующей газеты, т. е. были отмечены редакцией как важные для повестки дня (964 публикации в газете The Sun и 907 – в газете The Guardian).
Участие медиа в подготовительном этапе референдума о выходе 2016 г.
Движение за выход Великобритании из ЕС, получившее наименование «Брексит» (Britain exit) стало наиболее масштабной кампанией референдумного типа последних лет. Первый этап продлился с 10 ноября 2015 г. по 13 июля 2016 г., были проанализированы 294. статьи c отметкой. Brexit в газете The Sun и 292 статьи в газете The Guardian.
Основным медиа, поддерживавшим кампанию «Выход», стал таблоид The Sun c ежедневным тиражом около 7,7 млн экземпляров. Стать политическим актором в рамках данной кампании и выступить на стороне «Выход» было внутренним решением редакции, о котором она заявляла читателям в своих редакционных манифестах. Выбор стороны обуславливался общей политико-идеологической направленностью редакции, которой она придерживается на протяжении десятилетий. Выражая определенные политические взгляды, сотрудники редакции считали оправданным называть себя участниками политической кампании и вести себя соответственно: не только освещать политические события, но и организовывать массовые публичные политические акции, вести агитацию от своего имени (а не только предоставлять пространство для заявлений политиков), брать на себя роль модераторов в политических дискуссиях между оппонентами, дополнять выступления политиков своими аргументами, предлагать им варианты политических решений.
Характерной формой публикаций The Sun перед референдумом стали политические манифесты редакции, обращенные к читателям и призванные убедить их проголосовать за «Выход». Так, за три дня до референдума в The Sun вышел манифест «Голосование за Брексит – это все, что нужно для освобождения Британии», представляющий собой компиляцию тезисов из выступлений сторонников Брексита. В нем подчеркивалось, что британцы имеют шанс пойти по стопам других крупных демократий, обретя подлинную независимость; освободиться от влияния сверхдержавы ЕС и т. д. В комментариях к манифесту читатели (более 90% комментаторов) активно высказывались в его поддержку и отмечали, что только The Sun верна себе и продолжает поддерживать Брексит1.
В ночь на 24 июня после объявления предварительных результатов референдума редакция. The Sun отмечала победу сторонников «Выхода» как собственную и поздравляла с ней читателей. Она выпустила материал, где назвала победу результатом массового народного восстания против лондонской элиты. В комментариях читатели благодарили редакцию за поддержку, радовались тому, что Великобритания стала свободной, смогла занять место лидера и строить будущее без ограничений со стороны ЕС2.
Отдельная публикация The Sun посвящена высказываниям лидеров кампании «Выход» по поводу итогов Брексита. В ней приветствовался «рассвет на независимой Британии». Также The Sun написала о знаменитостях, которые раскритиковали сторонников Брексита, назвав их «несмышлеными птенцами, не имеющими экономической грамотности». Цитаты выбраны журналистами намеренно, чтобы вызвать ответную реакцию читателей в адрес знаменитостей и дать им повод для самоутверждения3. В последующие дни The Sun продолжила писать о негативной реакции со стороны знаменитостей, что можно расценивать как эмоциональную журналистскую реакцию и попытку взять реванш за то, что до Брексита в победу кампании «Выход» на официальном уровне почти никто не верил.
По мере обсуждения кандидатов на пост премьер-министра после Брексита и укрепления позиций Т. Мэй редакция The Sun продолжила играть роль актора, являющегося участником политической кампании «Выход» и выступающего в роли консультанта для британских политиков. 9. июля 2016 г. вышла статья «Тереза Мэй должна считать Брексит великим шансом, а не проблемой», в которой шансы политика стать эффективным следующим премьер-министром Великобритании ставятся в прямую зависимость от того, насколько оптимистичным будет ее настрой по отношению к Брекситу. The Sun настойчиво советовала Т. Мэй показать готовность уважать мнение тех, кто проголосовал за Брексит4.
Напротив, на первом этапе Брексита сторонников варианта «Остаться» активно поддерживала авторитетная газета The Guardian. Ее редакция заняла позицию наблюдателя-эксперта, сосредоточившись на публикации аргументов в пользу того, что выход Великобритании из состава ЕС приведет к значительным финансовым потерям и окажет неблагоприятное влияние на жизнь граждан. The Guardian стремилась представлять информацию обезличенно, не претендуя на роль политического актора и ограничиваясь ролью информатора, разъясняющего аргументы сторонников «Остаться» читателям.
На фоне роста популярности сторонников «Выхода» весной 2016 г. стало меняться и отношение читателей к негативным прогнозам The Guardian. Позиция редакции формулировалась во все более определенно: редакционная статья «Кошмарный Брексит становится реальностью. Лагерь за «Остаться» пребывает в стадии отрицания» предупреждала о приближении шторма, способного вывести Великобританию из ЕС. Редакция обвиняла коллег из других медиа в евроскептицизме, указывая, что даже нейтральная компания ВВС начала колебаться. Негативное мнение редакции получило поддержку аудитории: около. 15% комментариев регулярно указывали на то, что Брексит усилит зависимость Великобритании от международного капитала и корпораций5.
Накануне голосования журналисты The Guardian утратили веру в победу, несмотря на то что по опросам имели небольшое преимущество. Газета стала ежедневно писать о том, что 23 июня разочарованные британцы получат шанс проголосовать назло правительству и используют Брексит для демонстрации недовольства политической и экономической ситуацией в стране, не связанного с членством в ЕС. В комментариях к таким публикациям более 80% читателей соглашались с позицией редакции, подчеркивая, что Брексит превратился из референдума о членстве в ЕС в повод для разочарованных высказать свое недовольство6.
Экспертных оценок и прогнозов о последствиях Брексита, составивших 2/3 всех публикаций о нем в The Guardian, оказалось недостаточно, чтобы убедить многочисленную аудиторию проголосовать против «Выхода». Референдум завершился победой сторонников «Выхода» – победой газеты The Sun.
Участие медиа в реализации обязательств по Брекситу при Т. Мэй
Второй этап начался со вступления в должность премьер-министра Т. Мэй 14 июля 2016 г. и продлился до 23 июля 2019. г. Были проанализированы 348 статей c отметкой Brexit в газете The Sun и 322 статьи в газете The Guardian. В рамках второго этапа газета The Sun продолжила занимать позицию политического актора, выступая в роли представителя сторонников «Выхода» – как политических деятелей, так и простых граждан, требующих исполнения Брексита. Ее основным лозунгом стал «Тереза Мэй не должна предавать 17,4 миллиона людей, которые голосовали за Брексит, и не должна уступать Европе по требованию сторонников «Остаться»7. Мнение редакции разделяли около 85% читателей, считавших, что Т. Мэй не следует капитулировать перед Германией, соглашаясь на дополнительные платежи в бюджет ЕС во время переходного периода.
11 июня 2018 г., в преддверии очередной годовщины Брексита, редакция The Sun опубликовала манифест-обращение к Т. Мэй, всем британским министрам и членам парламента с требованием уважения к решению граждан о Брексите, с верой в способность страны процветать за пределами ЕС. Манифест The Sun собрал несколько сотен одобрительных комментариев о том, что британцам не нужен второй референдум, что члены правительства покидают его в знак протеста против неисполнения обязательств по Брекситу, что доверие к Т. Мэй неуклонно снижается8.
В политической кампании The Sun последующего полугодия можно выделить два основных тематических направления: публикация опросов, подтверждающих сохраняющееся в британском обществе желание выйти из ЕС, и критика Т. Мэй, не способной вывести страну из ЕС, сформулировать приемлемые условия сделок с ЕС. Так, Д. Вулдинг подчеркивал, что настроение нации становится все более депрессивным после двух лет бесплодных переговоров по поводу Брексита: по результатам воскресного опроса, 48% британцев считают, что политические элиты намеренно затягивают согласование сделки с ЕС в надежде, что это заставит общественность изменить мнение. В этой связи редакция The Sun констатирует, что «опрос показал несостоятельность идеи сторонников «Остаться» о необходимости второго референдума»9.
22 ноября 2018 г. The Sun опубликовала материал с резкой критикой предлагаемой Т. Мэй сделки с ЕС, назвав ее «продажей Британии Европе», поскольку по ее условиям Великобритания должна была выплачивать ЕС по 800 млн фунтов стерлингов ежемесячно до 2022 г. и оставалась в подчиненном положении по отношению к решениям Европейских судов10. Отрицательное отношение к этой новости выразили 87% читателей в комментариях о том, что Т. Мэй дискредитировала себя и нужно провести новые всеобщие выборы. 15 декабря 2018 г. в комментариях к статье Х. Картера, допускающего возможность второго референдума по Брекситу в контексте заявлений политика Н. Фараджа, читатели указали на то, что Т. Мэй хорошо понимает, «насколько плоха ее сделка, да она и не пыталась заключить более выгодную для Великобритании сделку… Политики затягивают переговоры о заключении сделки, чтобы отложить или отменить наше решение, которое не хотят выполнять»11.
Следующим значимым событием в политической кампании Брексита стало голосование против предложенной Т. Мэй сделки в Палате общин 12 марта 2019 г. В эмоциональном отчете о голосовании, опубликованном в The Sun, журналисты Х. Гай, Н. Кларк и М. Датан назвали ситуацию с Брекситом «продолжающейся ужасающей мыльной оперой». Они процитировали Т. Мэй, выразившую сожаление по поводу решения Палаты общин, поскольку, по ее мнению, «наилучшим результатом стало бы намерение Великобритании покинуть ЕС упорядоченным образом, заключив сделку», но сразу после этого привели слова представителя Либерально-демократической партии Великобритании Л. Моран: «Премьер-министр подвела страну. Три года спустя мы вернулись на круги своя. Это унизительно». Борис Джонсон призвал Великобританию «встать на путь самоуважения и выйти из ЕС без сделки». В комментариях к публикации более 90% читателей поддержали журналистов12.
Таким образом, на протяжении всего второго этапа политической кампании Брексита The Sun продолжала играть роль политического актора, сторонника выхода Великобритании из ЕС, стремясь оказывать давление на политических деятелей противоположного лагеря. Газета The Guardian, напротив, продолжила курс на поддержку сторонников «Остаться». Ее редакция не прекращала критику самой идеи Брексита, однако отдельные авторы усмотрели в нем и некоторые плюсы. Так, Л. Эллиот написал о том, что Брексит «вынудил правительство пристально взглянуть на британскую экономику – чего не случилось бы без шока, вызванного референдумом». Следует отметить, что больше половины комментариев к этому материалу содержат экономические аргументы против Брексита13.
В рамках второго этапа редакция. The Guardian лишь один раз опубликовала манифест о позиции сотрудников газеты в отношении переговоров по Брекситу, отметив, что вся нация переживает «период национально-демократических неудач, что люди глубоко разделены во многих отношениях, а не только из-за Брексита», а потому желает видеть «реформированную Великобританию в реформированном Европейском союзе». Общий вывод редакции заключался в том, что лучший Брексит для Великобритании – это его отсутствие14.
24 мая 2019 г., сообщив об отставке Т. Мэй, журналист The Guardian Й. Фридланд обвинил сторонников Брексита в равнодушном отношении к разрушительным последствиям выхода из ЕС без согласованной сделки. Необычно эмоциональную для The Guardian статью одобрительно восприняли более 70% читателей: «Великобритании нужно 30 лет походить по пустыне, чтобы окончательно избавиться от оставшейся имперской мании величия, но вместо этого она окажется придатком Америки»15. В целом можно констатировать неудачу редакционной политики The Guardian на втором этапе, ее неспособность добиться нового референдума, идея которого в этот период пользовалась широкой популярностью в стране.
Роль медиа в дискуссиях по поводу Брексита после отставки Т. Мэй
Третий этап начался со вступления в должность премьер-министра Б. Джонсона 24 июля 2019 г. и продлился до 31 января 2020. г. Были проанализированы 322 статьи c отметкой Brexit в газете The Sun и 293 статьи в газете The Guardian. В начале третьего этапа газета The Sun поддержала назначение Б. Джонсона, одного из самых активных сторонников Брексита, премьер-министром. В этот период заметно изменилась тональность публикаций: они приобрели вид дайджестов о разнородных политических событиях. Так, журналист Т. Тахир с одобрением процитировал Б. Джонсона, заявившего, что «скорее умрет, чем станет унижаться в Брюсселе из-за условий Брексита». Комментарии показали, что настроение более 95% читателей заметно изменилось: выраженное недовольство, характерное для второго этапа политической кампании, сменилось на позитивное ожидание сделки и уверенность в том, что теперь она состоится16.
В рамках избирательной кампании, предшествующей выборам в парламент, The Sun выступила на стороне консерваторов и Б. Джонсона: к примеру, 29 ноября 2019 г. газета рассказала о встречах Б. Джонсона с ветеранами голосования за «Выход» с целью призвать сторонников Брексита поддержать консерваторов на выборах. В комментариях к подобным публикациям читатели The Sun выражали осторожную надежду на исполнение Б. Джонсоном обещаний, указывали на то, что по-прежнему хотят, чтобы Великобритания вышла из ЕС17.
Очередной программный редакционный манифест The Sun выпустила за пять дней до выхода Великобритании. В нем подчеркивается, что британцы вернут возможность управлять своими границами, а сторонники «Выхода» и вся редакция The Sun станут «главным голосом разочарованных избирателей против вмешательства Брюсселя», но теперь «Британия будет процветать и развиваться»18. В ночь на 1 февраля 2020 г. The Sun опубликовала материал, в котором подробно описала торжества по всей стране, многотысячный митинг на площади перед парламентом в Лондоне. Читатели The Sun в комментариях коллективно радовались выходу (положительные отзывы оставили 98% комментаторов), ощущая превосходство над сторонниками «Остаться» и повторяя: «Британия правит волнами. Британцы никогда, никогда, никогда не будут рабами»19.
Политическая кампания The Sun на коротком третьем этапе прошла в позитивном ключе, редакция активно использовала опросы общественного мнения и выступала с открытой поддержкой политики Б. Джонсона. Позиция и настроение The Guardian в этот период имели выраженно негативный характер: после избрания Б. Джонсона премьер-министром The Guardian подготовила серию статей, основными идеями которых стало отсутствие реальной народной поддержки Брексита; смена курса Консервативной партии Великобритании, вследствие которого она стала представлять интересы лишь небольшой части капиталистов; необоснованная надежда сторонников Брексита на то, что ЕС сдастся и продолжит торговлю с Великобританией, словно ничего не изменилось20. Комментарии читателей The Guardian оказались крайне разнообразными. Часть из них (около 55%) продолжила писать, что Брексит не приносит Великобритании никаких преимуществ. Другая группа (12%) сосредоточилась на аргументах в пользу того, что Брексит показал всю важность ЕС для страны. Третья группа (8%) указывала, что создание национальной бюрократической системы вместо общеевропейских институтов обойдется дороже членства в ЕС. Четвертая (7%) обвиняла правительство Великобритании в некомпетентности и нежелании конструктивно взаимодействовать с представителями реальной экономики. Пятая (6%) называла сторонников Брексита мошенниками, поскольку жесткий Брексит приведет к финансовым убыткам и т. д.
После окончательного выхода Великобритании из ЕС The Guardian опубликовала статью «День Брексита: конец эпохи, Великобритания покидает ЕС», в которой негативно оцениваются последствия Брексита и приводятся цитаты политических лидеров ЕС: «Брексит покажет всем, что сила вовсе не в великолепной изоляции». Около 82% комментариев под ней – негативные отклики разочарованных читателей21.
Заключение
Сравнение участия в политической кампании двух популярных изданий – The Sun и The Guardian – на этапе подготовки к Брекситу показало, что популистский, эмоциональный подход и риторика в кампаниях референдумного типа являются более результативными, чем сдержанно-отстраненная публикация оценок и прогнозов. Деятельность редакции как политического актора, ее активное участие в политической кампании могут способствовать победе, доказательством чего служит итог кампании The Sun, способствовавшей победе на референдуме сторонников Брексита. Она получила и более выраженную реакцию читателей на публикации, поскольку соотношение комментариев к статьям о Брексите между The Sun и The Guardian составило в среднем 10 к 1.
В рамках второго этапа редакция The Sun продолжила выступать в роли политического актора, выступающего за практическую реализацию результатов референдума 23 июня 2016 г., критикующего попытки политических деятелей замедлить эту реализацию, осуждающего инициативы дополнительных референдумов. Со своей стороны, редакция The Guardian, которая поначалу придерживалась сдержанно-отстраненной позиции независимого политического комментатора, с течением времени позволила себе большую вовлеченность и стала публиковать более эмоциональные статьи с критикой сторонников Брексита. Произошла радикализация The Guardian, ее переход с позиции внешнего наблюдателя на позицию политического актора, желающего, чтобы его мнение учитывалось избирателями и политическими деятелями.
В рамках третьего этапа The Sun осталась полноправным участником кампании в составе группы «Выход», оказывая поддержку Б. Джонсону в подготовке Брексита и в участии в парламентских выборах, публикуя данные опросов, чем помогла его победе. Газета The Guardian стала чаще отходить от роли независимого политического эксперта в пользу роли политического актора и пытаться помешать Брекситу и избранию Б. Джонсона, но не сумела реализовать свой потенциал.
Примечания
1 Sun On Sunday Says. A vote for Brexit is all it takes to set Britain free (2016) The Sun, 19 June. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/1306294/a-vote-for-brexit-is-all-it-takes-to-set-britain-free/ (accessed: 10.02.2020).
2 Tolhurst A., Dunn T., Hawkes S. (2016) See EU Later! Britain votes to LEAVE the EU on a dramatic night as Nigel Farage declares ‘victory for ordinary people’. The Sun, 24 June. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/1332742/britain-votes-to-back-brexit-and-leave-the-eu-on-historic-nigh… (accessed: 10.02.2020).
3 Cain K. (2016) Luvvies Attacked Over Brexit. Damon Albarn, JK Rowling and other celebs slammed after claiming Brexit shows Britons are ‘chippy and economically illiterate’. The Sun, 24 June. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/1334732/celebrities-slammed-after-claiming-brexit-shows-britons-are-ch… (accessed: 10.02.2020).
4 Forsyth J. (2016) Theresa May must see Brexit as a great chance, not a problem. The Sun, 9 July. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/1415879/theresa-may-must-see-brexit-as-a-great-chance-not-a-problem/ (accessed: 10.02.2020).
5 Nougayrède N. (2016) The Brexit nightmare is becoming reality. The remain camp is in denial. The Guardian, 9 April. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2016/apr/09/brexit-nightmare-remain-camp-denial-cameron-pa… (accessed: 10.02.2020).
6 White M. (2016) What is Brexit and why does it matter? The EU referendum guide for Americans. The Guardian, 18 June. Available at: https://www.theguardian.com/politics/2016/jun/18/eu-referendum-brexit-explainer-for-americans (accessed: 10.02.2020).
7 Theresa May must not betray…on the advice of sly Remainers (2017) The Sun, 20 September. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/4503929/theresa-may-brexit-voters-sly-remainers-sun-says-opinion/ (accessed: 28.02.2020).
8 Here’s our message to MPs ahead of historic Brexit vote …trust Britain (2018) The Sun, 11 June. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/6505185/the-sun-says-great-britain-brexit-vote-betrayal-leave-remain/ (accessed: 28.02.2020).
9 Wooding D. (2018) Half of Brits want to leave EU on March 29, with or without a Brexit deal. The Sun, 18 August. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/7047947/british-voters-give-brexit-verdict/ (accessed: 28.02.2020).
10 Hawkes S., Gutteridge N., Davidson L. (2018) Theresa May’s Brexit deal branded a ‘sell-out’. The Sun, 22 November. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/brexit/7807312/theresa-mays-brexit-deal-branded-sell-out/ (accessed: 28.02.2020).
11 Carter H. (2018) Nigel Farage says there WILL be second Brexit referendum… The Sun, 15 December. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/brexit/7985087/nigel-farage-says-there-will-be-second-brexit-referendu… (accessed: 28.02.2020).
12 Gye H., Clark N., Dathan M. (2019) Theresa May’s Brexit deal crushed by MPs AGAIN … The Sun, 13 March. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/brexit/8615679/brexit-deal-vote-latest-theresa-may-fails-majority/ (accessed: 28.02.2020).
13 Elliot L. (2016) Brexit Armageddon was a terrifying vision… The Guardian, 20 August. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2016/aug/20/brexit-eu-referendum-economy-project-fear (accessed: 28.02.2020).
14 The Guardian view on Brexit: the government has failed… (2019) The Guardian, 20 January. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/jan/08/the-guardian-view-on-brexit-the-government-has… (accessed: 28.02.2020).
15. Freedland J. (2019) Now it’s a fight to the finish between a no-deal Brexit and retmain. The Guardian, 24 May. Available at:https://www.theguardian.com/commentis-free/2019/may/24/no-deal-remain-theresa-may-brexit-party-compr… (accessed: 28.02.2020).
16 Tahir T. (2019) Supreme Court Brexit ruling – what was the decision and what happens next? The Sun, 24 September. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/9851041/what-is-happening-brexit-latest-news/ (accessed: 18.03.2020).
17 Clark N. (2019) Boris Johnson gets his Brexit band back together to crush Farage threat and squeeze Leave vote. The Sun, 29 November. Available at: https://www. thesun.co.uk/news/brexit/10449467/boris-johnson-brexit-leave-vote/ (accessed: 18.03.2020)
18 Kavanagh T. (2020) The 17,197 days of Britain being throttled by Europeans as we break free on Friday. The Sun, 26 January. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/brexit/10820462/britain-leaving-eu-friday/ (accessed: 18.03.2020).
19 Clark N., O‘Sullivan S. (2020) Brexit news LIVE… The Sun, 1 February. Available at: https://www.thesun.co.uk/news/10858199/brexit-news-uk-live-eu-latest/ (accessed: 18.03.2020).
20 Edgerton D. (2019) Brexit is a necessary crisis… The Guardian, 9 October. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/oct/09/brexit-crisis-global-capitalism-britain-place-… (accessed: 18.03.2020).
21 Sparrow A. (2020) Brexit day: end of an era as United Kingdom leaves EU – as it happened. The Guardian, 1 February. Available at: https://www.theguardian. com/politics/live/2020/jan/31/brexit-day-britain-prepares-leave-eu-live-news… (accessed: 18.03.2020).
Библиография
Володенков С. В. Технологии интернет-коммуникации в системе современного политического управления: дис. … д-ра полит. наук. М., 2015.
Володенков С. В., Чулков Д. И. Политические коммуникации как инструмент конструирования современной социально-политической реальности // Русская политология. 2018. № 4 (9). С. 3–8.
Григонис Ю. Э. Политическая коммуникация в контексте современной политической теории: дис. … канд. полит. наук. СПб, 2017.
Зуйкина К. Л. Особенности политической коммуникации в блогосфере России и США: дис. … канд. филол. наук. М., 2017.
Калугина Е. Г. Интернет-СМИ как субъект политической коммуникации: ключевые характеристики // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. № 6 (3). C. 406–417. DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(3).406-417
Макаров Ю. Н. Особенности воздействия интернет-коммуникаторов на социальные процессы в современном российском обществе (на примере блогов и социальных сетей): дис. … канд. социол. наук. Краснодар, 2016.
Casero-Ripollés A. (2018) Research on political information and social media: Key points and challenges for the future. El profesional de la información 27 (5): 964–974.
Geçer E. (2018) Media, Politics and Democracy: A Critical Perspective. Erciyes İletişim Dergisi 5 (4): 479–492.
Hofmann J. (2019) Mediated democracy – Linking digital technology to political agency. Internet Policy Review 8 (2). Available at: https://policyreview.info/articles/analysis/mediated-democracy-linking-digital-technology-political-… (accessed: 10.01.2020). DOI: 10.14763/2019.2.1416
Jamil S. (2018) Politics in a Digital Age: The Impact of New Media Technologies on Public Participation and Political Campaign in Pakistan’s 2018 Elections – A Case Study of Karachi. Global Media Journal 16 (31).
Kutlu A. (2018) The Internet and Politics: Transformation of Political Communication. Available at: https://www.dpublication.com/wp-content/uploads/2018/12/ICRHS-1-168.pdf (accessed: 10.01.2020).
Поступила в редакцию 27.03.2020
что это такое, причины, итоги и последствия для Евросоюза и для Британии
Краткое содержание статьи:
- Что такое брексит Brexit в политике?
- Шокирующие итоги референдума
- Польза от выхода из ЕС
- Главные опасности брексита
- Последствия для Евросоюза
- Видео: реальные причины выхода Британии из ЕС
Политика является достаточно многогранной сферой жизни. В ней иногда происходят уникальные процессы, которым даются новые определения. К числу таких явлений как раз и относится брексит.
Что такое брексит Brexit в политике?
Брекситом называется процесс выхода Великобритании из ЕС (Britain — Британия и Exit – выход). Он был запущен в связи с референдумом 2016-го года. На нем более половины граждан королевства заявили о нежелании состоять в Евросоюзе.
Сама необходимость референдума назревала уже в течение нескольких лет. Особенно остро вопрос встал в 2011-м году. На это время пришелся экономический кризис.
Многие британцы считали, что правительство ограничено в действиях по предотвращению кризиса из-за правил Евросоюза. Это вызвало недовольство, и Партия независимости получила огромную поддержку в королевстве.
Сторонники брексита создали петицию. Она набрала нужное количество подписей, хотя большинство депутатов парламента продолжали выступать против. Но все же премьер Д. Кэмерон поддержал настрой граждан, и референдум назначили на 2016-й год.
Шокирующие итоги референдума
Результаты референдума по Brexit вызвали удивление не только среди участников ЕС, но и среди правящих партий самого королевства.
Политологи считали, что опрос граждан должен лишь показать, что стране не нужны перемены и Евросоюз симпатичен большинству населения. Эту идею подтверждали и опросы, которые свидетельствовали о перевесе голосов сторонников ЕС.
Правительство не рассматривало брексит как реально возможное явление. Об этом говорит тот факт, что на прошедшем до референдума саммите английским политикам даже удалось создать более комфортные условия членства в ЕС.
Результаты референдума, прошедшего 23 июня 2016 года показали, что 52% граждан поддержали выход Англии из Европейского союза.
Д. Кэмерон увидел в решении граждан отказ от того пути, который предлагает его консервативная партия. Поэтому после референдума Дэвид заявил, что Великобритании нужно другое руководство, готовое работать в новых условиях без членства в ЕС. Кэмерон добровольно ушел в отставку и поблагодарил жителей королевства за участие в голосовании.
Польза от выхода из ЕС
Несмотря на опасения британских политиков и экономических экспертов, они все же признают наличие у брексита положительных сторон:
- Свободное регулирование миграционной политики. За последние годы стало очевидно, что поток беженцев с Ближнего Востока породил серьезную проблему для ЕС. Система распределения мигрантов, которая была поддержана в Евросоюзе, не нравится англичанам. Хотя Великобритания и размещает у себя беженцев, контролирующие службы проводят более подробный учет и надзор, что несколько ограничивает их число. В отличие от той же Германии, которая оказалась излишне гостеприимной и теперь пытается уладить проблемы, связанные с огромным количеством беженцев в стране;
- Возможность не платить членские взносы. На момент начала брексита Великобритания вносила в бюджет ЕС больше, чем получала;
- Гибкость в налоговой политике. Станы ЕС обязаны согласовывать уровень НДС. Представителям бизнеса казался несправедливым тот факт, что налоговая нагрузка фактически формируется на основе мнений других государств и порой в ущерб королевству. Брексит открывает возможность британскому правительству устанавливать такой НДС, который устраивает бизнес и государство в тот или иной момент времени;
- Членство в ЕС сдерживало торговые отношения с другими странами. После брексита Великобритания получает возможность вести торговлю в любых объемах с бурно развивающимся Китаем.
Главные опасности брексита
Возможность стать более независимым государством радует англичан. Но надо понимать, что королевство сталкивается с некоторыми рисками из-за брексита:
- Отток капитала. Компании Великобритании, получающие различные преимущества от ее членства в ЕС, могут заморозить или вовсе прекратить свою деятельность на территории королевства. Это серьезный урон финансовому сектору, который вызовет снижение ВВП. Также компании опасаются пересмотра британскими политиками правовых актов, регулирующие работу бизнеса. Ведь Великобритания больше не будет связана законами ЕС, которые требуют следовать определенным стандартам в правовой и финансовой сфере;
- Безработица. Следствие первого пункта. Само собой, если мировые производители покинут страну, то это приведет к закрытию предприятий. Тысячи, а то и миллионы сотрудников окажутся без работы;
- Сложности с пересечением границы. Подданные короны столкнутся с тем, что для путешествия в другую страну придется оформлять больше документов. Также снизится туристический поток из других европейских государств.
Несмотря на опасности, экономика Великобритании обладает достаточным запасом прочности для преодоления даже самых худших сценариев. К тому же есть возможность сохранить для страны определенные соглашения с ЕС даже после выхода из него.
Последствия для Евросоюза
Брексит в целом негативно оценивается странами ЕС. Ведь Великобритания являет одной из самых экономически благополучных стран с большим политическим авторитетом. Брексит сигнализирует всему миру, что жители прогрессивного государства не желают более состоять в Евросоюзе.
Если британская корона успешно преодолеет экономические последствия брексита или вовсе избежит их, то примеру англичан могут последовать другие.
Особенно серьезные сомнения возникнут во время экономического кризиса. Граждане, ощутившие его на себе, будут считать, что членство в ЕС лишь ограничивает возможности их страны и связывает лишними обязательствами.
Впрочем, есть у брексита и потенциально положительная сторона. Вполне возможно, что Евросоюз извлечет урок из «потери» Великобритании. Политические силы организации станут более склонны к диалогу со странами-участницами, которые недовольны правилами ЕС и чувствуют себя загнанными в рамки.
Так или иначе, жители Великобритании сделали выбор в пользу большей независимости. Вопрос пока лишь в том, как эта независимость скажется на экономике и других сферах.
Видео: реальные причины выхода Британии из ЕС
В этом ролике политолог Илья Капустин расскажет, каковы настоящие причины выхода Англии из Европейского союза:
Делайте трудный выбор, но не путайте суверенитет с автономией
В британских дебатах о выходе из Европейского Союза («Брексит») доминирует стремление к «восстановлению суверенитета Великобритании». Сторонники Brexit хотят, чтобы Великобритания «вернула себе контроль» у правительств и бюрократов Европейского Союза.
Ясность требует различия между суверенитетом страны де-юре и ее автономией де-факто . Де-юре (юридический) суверенитет означает формальную юридическую независимость; внутренние политические органы в принципе являются арбитрами поведения на национальной территории. Но фактические ограничения власти политических властей заметно расходятся с юридическими принципами. Де-факто подлинная автономия часто резко ограничена.
Де-юре суверенитет не может гарантировать, что нация сможет де-факто, предотвратить влияние внешних факторов на события и решения, принимаемые в пределах ее границ. Если бы иностранцы использовали принуждение или военную силу для отмены суверенитета страны де-юре (и ее автономии де-факто ), это, конечно, было бы неблагоприятным. Но сокращение суверенитета де-юре , улучшающее благосостояние жителей нации, — это совсем другое дело. Нация может принять мудрое решение согласиться на сокращение своих де-факто автономность. Если внутренние политические власти добровольно вступают в меры по повышению благосостояния, которые заменяют суверенитет де-юре , такие отступления не являются «нарушениями». Это соглашения о сотрудничестве.
При обсуждении конкурирующих целей Великобритании в отношении местной автономии и внешней открытости актуален компромисс между де-факто местной автономией и внешней открытостью. Де-юре суверенитет часто не имеет значения.
Эффективная автономия Великобритании больше зависит от сложной сети экономических, социальных и культурных взаимодействий с остальным миром, чем от формальной политической власти правительства Великобритании.
Эффективная автономия Великобритании больше зависит от сложной сети экономических, социальных и культурных взаимодействий с остальным миром, чем от официальной политической власти правительства Великобритании. Эти взаимодействия неизбежно подрывают способность правительства и граждан Великобритании принимать независимые беспрепятственные решения. Да, членство Великобритании в Европейском Союзе подрывает формальный суверенитет. Экономические, социальные и культурные взаимосвязи намеренно подрывают суверенитет. Однако из-за отношений сотрудничества через Ла-Манш членство Великобритании в Европейском союзе имеет в итоге усилил , а не подорвал фактическую автономию Великобритании. Британские скептики могут обоснованно утверждать, что Комиссия ЕС и ее правительства, возможно, приняли чрезмерные правила. Но скептики не могут утверждать, что эти решения были приняты без участия Великобритании. Более того, какие бы будущие решения ни были приняты в отношении Брексита, многие из существующих отношений сотрудничества с ЕС, скорее всего, будут сохранены — именно для того, чтобы предотвратить нежелательное ухудшение реальной автономии Великобритании.
Антиевропейские настроения могут поставить под вопрос не только правильность экономических отношений с ЕС. Скептики ЕС могут логически жаловаться на нежелательную иммиграцию из Европы. Они могут логически утверждать, что членство в ЕС подрывает культуру и национальную идентичность Великобритании. Однако было бы прискорбно, если бы большинство британцев поддержали Brexit из-за поверхностного стремления к неуловимому суверенитету.
Варианты будущего Британии с Европой делятся на три класса: выход из ЕС с заключенным соглашением, выход из ЕС без соглашения и оставление в ЕС вообще без Brexit. Каждый класс имеет несколько возможных вариантов. (Вариант отказа от Brexit потребует проведения еще одного референдума, отменяющего общественное голосование в 2016 году, и/или всеобщих выборов, на которых выиграет новое правительство.)
«Брекзит с выходом из сделки» и «Брекзит без сделки» требуют, по сути, нового «забора», окружающего Европейский Союз, с размещением Великобритании за этим забором. Выбор Brexit предполагает определение того, какие сделки между Великобританией и ЕС разрешены для пересечения барьера (и в деталях, как). Как ясно показали переговоры Европейского Союза с правительством Терезы Мэй, вопросы определения границы являются центральными камнями преткновения для соглашений по варианту Brexit.
Три класса британских опционов имеют больше общих элементов, чем можно представить в обычном публичном обсуждении. Каждый вариант Brexit с выходом или любой сценарий Brexit без сделки требует трудных решений Великобритании в отношении деталей британского управления, институтов ее экономики и общества, а также эволюции воспринимаемой национальной идентичности Великобритании. Даже класс вариантов без Brexit на практике повлечет за собой переосмысление этих трудных решений. И какой бы вариант ни был выбран в конечном итоге, потребуется согласованное изменение баланса эффективной автономии Соединенного Королевства вместе с договоренностями о сотрудничестве Соединенного Королевства с Европейским Союзом.
Ни один из вариантов, стоящих перед Великобританией, не может быть реализован четко и быстро. Независимо от того, какой вариант будет официально выбран в ближайшие несколько месяцев, несомненно, потребуются годы затяжных дальнейших дискуссий и переговоров.
Для каждого из подробных вопросов об отношениях Великобритании с европейскими странами основная цель Великобритании должна состоять в том, чтобы создать предпочтительное сочетание действительно эффективной «местной» (Великобритании) автономии и полезной интеграции с Европой. Склонность к европейской интеграции подрывает эффективную автономию. Склонность к автономии Великобритании приносит в жертву потенциальные выгоды, достижимые за счет открытости. По некоторым вопросам предпочтительная комбинация может быть достигнута через сделку по выходу из Brexit. Но ни один из вариантов Брексита не может однозначно обещать усиление фактической автономии британского управления по всем вопросам. Огромная сложность для любой сделки по выходу из Brexit заключается в том, что переговорщики ЕС до сих пор заявляли о нежелании следовать поэтапному подходу «а ля карт» к решению проблем. Кроме того, по многим конкретным вопросам вариант отказа от Брексита, остающийся в составе ЕС, может создать баланс между эффективной местной автономией и внешней открытостью для внешнего мира, который может быть предпочтительнее любого из вариантов сделки о выходе.
Учитывайте ограничения скорости на местных дорогах или аспекты местной культуры и истории, которые необходимо преподавать в местных школах. Если бы все вопросы были такими локальными и такими простыми, власти Великобритании однозначно предпочли бы находиться за пределами нового забора ЕС из-за Brexit. Децентрализованные решения по таким вопросам на уровне отдельной страны были бы удовлетворительными. Явное «междугородное» сотрудничество с внешними странами было бы излишним.
Но основная масса важных вопросов не является «локальной». Они влекут за собой коллективные действия с европейскими странами — через забор, если будет выбран вариант Brexit. Поскольку необходимо межведомственное сотрудничество, решения не могут быть полностью децентрализованы в отдельных странах-членах ЕС.
Подумайте о правилах и надзоре за производством и продажей лекарств. По соглашению всех членов ЕС, включая Великобританию, совместный надзор на всей территории ЕС, как правило, выгоден. Функции Европейского агентства по лекарственным средствам заключаются в обеспечении такого надзора. Если выход из Brexit произойдет, необходимо найти совместные корректировки, чтобы поддержать ту или иную форму продолжения надзора со стороны EMA. Аналогичные комментарии относятся к широкому кругу вопросов, затрагивающих всех членов Европейского Союза. Другим примером, очень важным для Великобритании, является разработка правил и надзора за предоставлением финансовых услуг на всей территории ЕС.
Регулирование и надзор за иммиграцией из Европы вызывает больше споров. Некоторые жители Великобритании жалуются, например, на то, что свободное движение рабочей силы в пределах ЕС привело к наплыву европейцев, приезжающих в Великобританию, отнимающих рабочие места у местных жителей, наводняющих школы своими детьми, совершающих преступления. Эмоции могут накаляться по поводу угроз национальной культуре и традиционному укладу жизни. В свою очередь, правительства Великобритании испытывают сильное давление, чтобы ограничить передвижение европейцев, пересекающих границу Великобритании.
Большинство сложных вопросов потребуют сотрудничества между Великобританией и ЕС, независимо от того, окажется ли Великобритания за забором ЕС. Проблемные области должны были быть решены в прошлом, когда Великобритания была внутри Европейского Союза. Им потребуется постоянное внимание, даже если Великобритания решит отказаться от Brexit.
Общая дилемма ярко проявляется в статусе Северной Ирландии и в том, следует ли и каким образом включать «соглашение о поддержке» в отношении трансакций через границу Северной Ирландии в согласованную сделку о выходе. Выбор Brexit помещает Северную Ирландию в состав Великобритании, но за границу ЕС, что усложняет администрирование пограничной таможни и договоренности о Страстной пятнице между Северной Ирландией и Ирландской Республикой. Если Brexit не произойдет, Северная Ирландия окажется внутри европейского забора без явных нарушений договоренностей Страстной пятницы; тем не менее, сторонники Брексита и «возвращения контроля» по-прежнему будут жаловаться на то, что Великобритания и Северная Ирландия подчиняются судебному и правоприменительному механизму, разработанному «не дома», а, скорее, Европейским союзом. Независимо от того, находится ли Северная Ирландия за забором ЕС или нет, вероятны спорные корректировки.
Соединенное Королевство неизбежно является частью Европы.
По состоянию на декабрь 2018 года политика Великобритании находится в упадке. Более спокойный дискурс затмевается упрощенными эмоциями. Великобритания не смогла выработать более рациональное, общее представление о том, как выйти или остаться в Европейском союзе. Сближение к общему понятию повлечет за собой залечивание трещин как в консервативной, так и в лейбористской партиях. Это сближение будет более вероятным, если дебаты будут сосредоточены на том, какой вариант будет поддерживать наилучшее сочетание эффективной автономии Великобритании и осмотрительной открытости Великобритании для остального мира. Окончательные парламентские решения будут возможны только после существенного сближения позиций.
Друзья Британии молятся, чтобы все части британского политического спектра проявили более четкое лидерство. Сторонники Brexit среди консерваторов должны отказаться от непоследовательных заявлений. Тори, предпочитающие пересмотреть референдум 2016 года и остаться в составе ЕС, должны прояснить и лучше сформулировать свою позицию. Вместо того, чтобы просто сбивать с толку, пытаясь спровоцировать новые выборы, лидеры лейбористской партии должны залечить свои внутрипартийные разногласия и проинформировать страну о том, как лейбористское правительство после выборов будет формировать согласованный компромисс по вопросам Brexit.
Одно утверждение, выдвигаемое некоторыми сторонниками соглашения о выходе из Brexit, заключается в том, что если только квалифицированная британская переговорная команда выдвинет очень строгие требования к переговорщикам ЕС, то переговорщики ЕС предоставят новые крупные уступки жесткой позиции Великобритании, выступающей за Brexit. . Это утверждение ерунда и должно быть исключено из будущих дебатов.
Если произойдет какой-то вариант Brexit, гражданам Великобритании в течение многих лет придется бороться с обновленными вопросами идентификации. Им придется адаптировать свое мышление и поведение, признав, что они живут в «третьей стране». Многие значимые части жизни не могут тогда находиться «внутри забора» — как это было раньше и как они продолжали бы развиваться. ЕС будет реализовывать многие решения, в которых Великобритания не имеет явного голоса. Тем не менее, эти решения неизбежно сильно повлияют на Великобританию. Британцы иногда находят жизнь за забором благоприятной — Великобритания вполне может, например, вернуть контроль над иммиграцией. Но в другое время «домашние» жители могут испытывать сожаления.
За забором британцы не захотят и не должны стремиться полностью отличаться от остальной Европы. Британцы, безусловно, заметно отличаются от немцев, или французов, или шведов, или греков, или поляков, или румын. Такие различия, конечно, будут и должны поддерживаться, даже если Великобритания останется внутри Европейского Союза. Но больше, чем когда-либо, британцам по-прежнему будет нужна двойная идентичность. Соединенное Королевство неизбежно является частью Европы. Великобритания будет крайне необходима, чтобы продолжать играть лидирующую роль во всей Европе. Явный разрыв с Европой невозможен, вне зависимости от того, находится Великобритания снаружи или внутри забора ЕС.
Brexit разделяет Великобританию, но также и партийность и идеология
Голосование 2016 года на референдуме о выходе из ЕС идет вразрез с партийными и идеологическими линиями. Вверху: флаг ЕС и зонтики Brexit в стиле Юнион Джек у здания парламента в Лондоне 22 октября. (Толга Акмен/AFP через Getty Images)Политическая битва вокруг Brexit в Великобритании длится уже более трех годы без решения, помогая расколоть национальную политику. Вопрос, который разделил британскую политику — выйти из Европейского союза или остаться его частью — совпадает с отношением к ЕС, иммиграции и культуре страны, но традиционные расколы по партийным линиям и идеологический спектр левых и правых все еще существуют по другим направлениям. темы, согласно новому опросу Pew Research Center.
Опрос проводился среди 1031 взрослого британца с 4 июня по 20 июля 2019 года, до того, как Борис Джонсон стал премьер-министром 24 июля. Вот его основные выводы:
1Голосование на референдуме ЕС 2016 года не совпадает с партийными и идеологическими линиями. Подобно тому, что показали экзитполы после голосования, наше исследование показало, что люди, проголосовавшие за «уход», в среднем чаще, чем те, кто проголосовал за «остались», были мужчинами, старше, имели меньше образования и более низкие доходы, и они реже из городских районов.
С политической точки зрения, семь из десяти либеральных демократов и около половины лейбористов заявили, что проголосовали за «остаться», в то время как шесть из десяти сторонников консерваторов проголосовали за «выход», как показало наше исследование. Хотя это поразительные цифры, поддержка партий не полностью соответствует выбору голосов на референдуме: около двух из десяти сторонников лейбористов и 29% сторонников консерваторов заявили, что они проголосовали иначе, чем большинство их соответствующих партий.
Политические левые сообщили, что подавляющее большинство проголосовало за «остаться», в то время как представители политического центра и правые политические деятели выстроились менее резко, когда дело доходит до выбора голосов на референдуме. Те, кто поместил себя в центре, примерно в равной степени могли сообщить о голосовании «выйти» или «остаться», в то время как большинство правых политических сил сообщили о голосовании «выйти».
2Оставшиеся и вышедшие резко расходятся во взглядах на ЕС. Подавляющее большинство тех, кто сообщил о голосовании «остаться», положительно относятся к ЕС, в то время как те, кто сообщил о голосовании «выход», имеют отрицательное мнение. Положительный взгляд на ЕС был в значительной степени последовательным как по настроению, так и по величине при сравнении «оставшихся» избирателей, людей, которые отождествляют себя с либерал-демократами или лейбористами, и левых политических сил. В то время как неблагоприятное отношение к ЕС было в целом постоянным, масштабы этого настроения в большей степени варьировались среди избирателей «выходящих», сторонников консерваторов и правых политических сил.
В отличие от левых политических сил, где подавляющее большинство выразило благосклонное отношение к ЕС, представители правых политических сил почти в равной степени склонны иметь как положительное, так и отрицательное мнение о ЕС. Этот раскол был заметен и среди представителей политического центра, около половины которых высказались положительно; примерно такая же доля относится к учреждению негативно.
3Озабоченность по поводу иммиграции глубоко разделяет оставшихся и выбывших. Большинство (57%) британцев высказались за усиление ограничений на въезд в Великобританию. Люди, которые сообщили, что проголосовали за «уход», с гораздо большей вероятностью, чем те, кто проголосовал за «осталось», высказались за более ограничительную иммиграцию.
Подавляющее большинство консервативных идентификаторов и правых политических деятелей также поддерживали более жесткие ограничения на иммиграцию, но в меньшей степени, чем избиратели «выход». В то время как только три из десяти левых политических сторонников поддержали более ограничительную иммиграцию, сторонники лейбористов разделились почти поровну: 49% были за, а 51% — против.
4 Выбывшие и оставшиеся различаются по будущему культуры страны, в меньшей степени по другим вопросам. Около шести из десяти британцев (62%) с оптимизмом смотрят на перспективы культуры страны. Сторонники лейбористов и консерваторов с одинаковой вероятностью говорили, что они с оптимизмом смотрят на культуру страны, как и сторонники левых, центристских или правых политических сил. Выбывшие чаще говорили, что пессимистично относятся к культуре страны, чем те, кто голосовал «остается» (разница в 14 процентных пунктов). Этот разрыв был более заметен между выбывшими и оставшимися, чем среди тех, кто принадлежал к спектру левых и правых или с партийной идентичностью.
Несмотря на то, что разрыв между отпуском и пребыванием был резким в отношении уровня оптимизма в отношении культуры страны, он не сохраняется при рассмотрении отношения к другим домашним заботам. Оставшиеся и выбывшие одинаково пессимистично относились к политической системе, и только 23% оставшихся и 24% выбывших выразили оптимизм. Действительно, между сторонниками и политическими правыми и левыми отражались большие разногласия, чем между выбывшими и оставшимися во взглядах на политическую систему и другие темы. Это и отношения с Европой, и сокращение разрыва между богатыми и бедными, наличие хорошо оплачиваемой работы и система образования страны. По каждому из этих вопросов разница между выбывшими и оставшимися была меньше, чем разница между сторонниками и политическими левыми и правыми.
5Взгляды на экономику тесно связаны с партийной принадлежностью и тем, где люди находятся в политическом спектре, в меньшей степени с голосованием на референдуме ЕС. Взгляды британской общественности на экономику примерно разделились: 49% сказали, что экономическая ситуация в Великобритании плохая, а 50% сказали, что она хорошая. Положительные взгляды были сосредоточены среди сторонников консерваторов и правых политических сил, с небольшим большинством среди избирателей «выходящих». Негативные взгляды преобладали среди тех, кто проголосовал за «оставшихся» (60%), сторонников лейбористов (60%) и левых (69%). %).
Направление мнений об экономике совпадает с выбором голосов на референдуме ЕС, идентификацией партии и ее положением в политическом спектре, но степень различия внутри каждой из этих групп различается. Британцы с правыми политическими взглядами гораздо чаще, чем левые, положительно относятся к экономике (разница в 34 процентных пункта), аналогичная картина наблюдается при сравнении сторонников консерваторов и лейбористов (разница в 30 пунктов).
6В период битвы за Brexit британцы стали более негативно относиться к своей демократии. В нашем весеннем опросе 2019 года 69% заявили, что не удовлетворены тем, как демократия работает в стране. Это сопоставимо с 55% в 2018 году и 47% в 2017 году.
Шеннон Шумахер — бывший научный сотрудник, занимающийся глобальными исследованиями отношений в Pew Research Center.
СООБЩЕНИЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
Европейское политическое сообщество питает надежду на улучшение отношений между Великобританией и ЕС
Президент Франции Эммануэль Макрон (слева) обменивается рукопожатием с премьер-министром Великобритании Лиз Трусс во время двусторонней встречи на полях 77-й Генеральной Ассамблеи ООН в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 20 сентября 2022 года.
Людовик Марин | Афп | Getty Images
Сегодня в Европе создается новое политическое сообщество, но простите, если вы об этом не слышали.
Было заметно отсутствие фанфар вокруг инаугурационного заседания Европейского политического сообщества, или EPC, которое состоялось в четверг. Это группа, призванная объединить Европейский союз и 17 других европейских стран в то, что называют «европейским советом безопасности».
Сообщество, возглавляемое президентом Франции Эммануэлем Макроном, призвано способствовать улучшению «политического диалога и сотрудничества» по таким вопросам, как безопасность, энергетика и климат. ЕС также заявляет, что должен укреплять «стабильность и процветание» континента.
Помимо 27 членов ЕС, в группу также входят Великобритания после Brexit, Турция, Украина и Балканы, не входящие в ЕС, а также Грузия, Азербайджан и Армения.
Тем не менее, блок изо всех сил старается подчеркнуть, что EPC не является быстрым путем к членству в ЕС (некоторые страны, такие как Северная Македония и Черногория, находились в «комнате ожидания» для вступления в ЕС еще до 2010 г. ) . Он также не предназначен для того, чтобы быть наднациональным европейским органом или напоминать его, что могло бы вызвать особую озабоченность у руководства Великобритании, поскольку оно продолжает плавать в водах после Brexit.
Уточнив параметры Европейского политического сообщества, ЕС подчеркнул в своем заявлении, что «платформа для политической координации не заменяет какие-либо существующие организации, структуры или процессы и не направлена на создание новых на данном этапе».
Великобритания-ЕС сброс?
В знак двойственного отношения к EPC со стороны британского правительства, до нескольких недель назад было неясно, будет ли Великобритания вообще частью EPC.
Новый премьер-министр Лиз Трасс («Остаток» до голосования по Brexit в 2016 году, но теперь самопровозглашенная новообращенная «выход») стремится отполировать свои полномочия по Brexit и опасается вызывать раздражение евроскептически настроенных членов правящего консерватора. Партия.
Тем не менее, война на пороге Европы в Украине и энергетический кризис в регионе сделали необходимость единства в Европе насущной проблемой. Великобритания также стремится претендовать на роль одной из главных геополитических сил Европы.
Трасс должен выступить на первом заседании EPC в Праге в четверг, где правительство заявило, что «Великобритания будет играть ведущую роль на саммите, чтобы стимулировать международные действия по национальным приоритетам».
Согласно предварительно обнародованным отрывкам из ее речи, Трасс скажет остальным 43 главам государств: «Европа переживает самый большой кризис со времен Второй мировой войны, и мы вместе противостояли ему с единством и решимостью». Она также предложит, что «мы должны использовать тот же подход к другим стоящим перед нами задачам, включая давние региональные проблемы, такие как энергетика и миграция».
Ссылаясь на статус Великобритании после Brexit (и стремясь показать, что это не было провалом), Трасс, как ожидается, также «заявит, что Великобритания продолжает играть ведущую роль в Европе за пределами Европейского Союза, продемонстрировал реакцией на вторжение в Украину», — заявили в правительстве.
Несмотря на непростые отношения между ЕС и Великобританией после Brexit и нерешенные вопросы по Северной Ирландии, есть надежда, что участие Великобритании в EPC поможет активизировать группу.
Однако аналитики не уверены, как сообщество будет работать на практике.
«Остается много вопросов о том, можно ли заставить этот формат работать, а также о размере бай-ина, которым пользуется EPC», — заявили Муджтаба Рахман и Эмре Пекер из Eurasia Group в записке на этой неделе.
«Конкретные результаты политики также могут быть затруднены тем фактом, что Европейская комиссия и [Европейский] Совет будут играть очень ограниченную роль», — отметили они, добавив, что даже расписание будущих встреч (и то, будут ли они состояться один или два раза в год) остается неясным.
«Правда в том, что никто, участвующий в процессе, на самом деле не знает, будет ли EPC успешным и чем он может стать. Чиновники, участвовавшие в организации встречи в четверг, признают, что ее конечная цель остается очень неясной и что она вообще выживет. остается под сомнением: «Наша первая цель — обеспечить успех; так и будет, если будет вторая», — говорит один [чиновник]», — заявили Рахман и Пекер.
Тем не менее, они отметили, что EPC, вероятно, будет способствовать «перезагрузке» между Великобританией и ЕС и может положить начало более конструктивным связям между двумя сторонами.
Европейские быстрые свидания
Профессор Ричард Уитмен, научный сотрудник Европейской программы в Chatham House, описал EPC как «крупномасштабное упражнение по быстрым свиданиям».
«Это новая организация, и я думаю, что вопрос будет заключаться в том, достаточно ли общего у этих 44 человек, чтобы продвигать ее вперед. У них есть две проблемы, о которых они собираются поговорить, совершенно неформально, без официальных лиц в комнате. , они собираются заняться безопасностью в Европе и экономикой, климатом и миграцией, так что это действительно большие проблемы, но… в довольно интимной обстановке», — сказал он в четверг в программе Squawk Box Europe на CNBC.