Экономическому кризису в России быть. К такому выводу пришли в обзоре «Деловая активность российской промышленности в июне-июле 2019 года» эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Поводом для него, уточняют они, может стать развитие торговой войны США и Китая. Если она пойдет по негативному сценарию, предполагают эксперты, то практически наверняка темпы роста американской и китайской экономик замедлятся, а это, в свою очередь, мгновенно приведет к заметному снижению мировых цен на сырьевые торгуемые товары.
В результате, развивают мысль авторы обзора, российский экспорт будет испытывать значительные трудности, в стране вырастет инфляция, рубль упадет, а уровень ВВП (и без того невысокий в последние годы) просто рухнет.
Единственное относительно «светлое» место в таком прогнозе — сроки наступления «часа Х». По мнению экспертов ВШЭ, текущая ситуация в российской экономике пока не критическая, а мировой кризис если и «бахнет», то произойдет это в 2020—2021 годах. То есть у России имеется год-полтора для того, чтобы подстелить соломки.
Правда, последние экономические новости заставляют сомневаться в том, что хотя бы это время у России есть.
Так, по данным Росстата за первое полугодие 2019 года, в целом в России рождаемость снизилась на 8,1%, и лишь только 2 региона смогли похвастаться положительной динамикой — Москва и Карачаево-Черкесия. При этом число умерших всего за 6 месяцев превысило число родившихся без малого на 199 тысяч человек (+34,7 тысячи к январю-июню 2018 года).
Столь удручающая демографическая ситуация привела к тому, что в том же первом квартале нынешнего года рынок труда лишился, по данным того же Росстата, более 600 тысяч трудоспособных граждан в возрасте от 50 до 59 лет. Кроме того, из сферы малого и среднего бизнес за последние 12 месяцев ушло 800 тысяч человек. При том, что еще и Счетная палата в последнее время все чаще, фигурально выражаясь, хватается за голову из-за практического срыва нацпроектов, возникает вопрос — если сейчас у нас все далеко не радужно, то что же будет, когда мировой кризис все же наступит?
— Действительно, — признает аналитик ГК ФИНАМ Алексей Калачев, — внутренних причин для кризиса в России довольно много. И самая главная из них — отсутствие ясных перспектив и внятных целей, хотя понятно, что экономическая политика меняться не будет. Следовательно, каких-то прорывных вещей ждать не приходится.
«СП»: — Если сейчас у нас состояние дел в экономике, как говорится, далеко «не айс», то как нам выживать в эпоху нового мирового даже не кризиса, а мега-кризиса?
— Все надежды связываются только с большой кубышкой, которую собрало государство для финансирования кучи нацпроектов, важнейший из которых посвящен комплексной модернизации и развитию инфраструктуры. Это вливание в экономику, это долгожданное оживление инвестиционной активности.
«СП»: — Как вы полагаете, это сработает? Счетная палата же, образно выражаясь, в хвост и в гриву разнесла процесс выполнения нацпроектов, обвинив госкомпании не только в плохом освоении бюджета, но и в прокрутке выделяемых бюджетных средств для получения собственной прибыли!
— Как всегда бывает, принимается бюрократическое решение. Дескать, мы что-то там запланировали, а дальше финансирование задерживается, переносится, отмашка не дается. Государство ждет прихода инвесторов, инвесторы, в свою очередь, ждут демонстрации активности от государства. А, между тем, так ничего и не происходит. И непонятно, кто, как и где будет участвовать, каким образом и кому придется осваивать эти средства, потому что заинтересованные группы лиц никак не могут это решить в ходе подковёрной борьбы. Однако чем дольше все это откладывается и затягивается, тем меньший эффект будет достигнут.
Но, в принципе, все ждут, что реализация проектов начнется, деньги выделятся, и экономика оживет. Возьмем для примера металлургию. В условиях кризиса и дешевизны промышленных металлов все стремятся защитить внутренние национальные отрасли, вводя импортные пошлины. Тогда экспортеры разворачиваются на внутренний рынок. Например, наш ММК, Магнитогорский металлургический комбинат, раньше экспортировал более 30% своей продукции. Теперь этот показатель у него составляет от силы 12%. То есть ни продажи, ни производство не снижаются, но на внутренний рынок идет уже 88% товара. Реализация плана модернизации металлургии пришлась бы производству очень кстати, но пока все затягивается. А на одних ожиданиях сложно работать впрок.
«СП»: — То есть российские чиновники в погоне за «освоением кубышки» рискуют доиграться до того, что будет уже поздно из нее что-то доставать, всех с головой накроет кризис?
— Я не думаю, что будет совсем уже поздно, хотя возможно всякое. Например, вполне можно ожидать, что Минфин скажет — нет-нет, давайте-ка мы все это придержим пока, вон как плохо конъюнктура складывается.
«СП»: — Представим, что все будет сделано своевременно, и деньги пойдут в нужном объеме в нужное русло. Высоки у нас шансы выбраться из кризиса без особых потерь?
— Шансы есть. На таком контрходе, на внутреннем инвестиционном спросе, какое-то время мы кризис вытянем. На потребительском, конечно, не вытянем, потому что у нас его нет, он зажат до невозможности в целях сокращения инфляции. Хотя, конечно, едва ли когда-нибудь кому-нибудь удастся решить столь нетривиальную задачу — в условиях санкций, замедления темпов мировой экономики, огосударствления внутренней экономики и снижения спроса организовать экономический рывок. Но все пожимают плечами и рассчитывают, что получится.
Однако если сдержанный оптимизм Алексея Калачева все же не воплотится в реальность, и кризис накроет Россию по полной программе, что при этом случится с рублем и насколько высоко может подпрыгнуть инфляция?
— По поводу уровня инфляции, — предположил главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов, — мы имеем хорошие шансы увидеть двузначные цифры ее темпов. Конечно, едва ли она поднимется до уровня 2015 года, когда ее пик составлял 17%. Скорее всего, она окажется в коридоре 10−12%.
Выше этих отметок ее могут раскрутить только какие-то серьезные просчеты финансовых властей. Впрочем, вполне вероятно, что в итоге она окажется даже несколько ниже, поскольку спрос в экономике очень слаб. Производители, может быть, и рады будут повысить стоимость своих товаров и услуг вслед за курсом рубля, но отсутствие спроса заставит их довольствоваться меньшим.
«СП»: — Так, ну а рубль-то насколько опустится к доллару?
— Рубль имеет все перспективы превысить уровни 2016 года. Тогда он торговался к доллару США в максимальном соотношении 85 к 1, а теперь рискует упасть и еще ниже. Правда, тут все зависеть будет от степени жесткости мирового кризиса. Все упирается в нюансы протекания процессов в мировой экономике. Если ведущие центробанки запустят печатный станок, мы можем и не увидеть обозначенных максимумов.
«СП»: — А какой для нее риск в настоящий момент времени наиболее актуален? И в какой момент, как говорится, бабахнет? Год-полтора — такая отсрочка реальна?
— Глобальный риск для мировой экономики связан с тем, насколько долго будет продолжаться рост потребительского спроса и кредитования. Получится ли и дальше наращивать корпоративный долг, который сейчас, кстати, находится на историческом максимуме? Если в механизме дальнейшего его роста начнутся какие-то сбои, то переход к кризису будет неминуем.
Тем временем ситуация становится неординарной уже сейчас. Во-первых, практически треть мирового госдолга (в денежном эквиваленте — свыше 16 триллионов долларов) уже торгуется с отрицательной доходностью. Причем она все дальше и дальше уходит в минус. Если доверие инвесторов к этим инструментам резко упадет, то мы увидим очень серьезные потрясения. Во-вторых, совсем недавно крупнейшие коммерческие банки мира объявили об увольнении 50 тысяч своих сотрудников. Понятно, не от хорошей жизни. Так что чисто теоретически кризис вполне может наступить не через год-полтора, а уже в течение ближайших нескольких месяцев.
Новости экономики: Эксперты рассказали, когда в России начнется новый кризис
Проблемы экономики: Правительству Медведева не хватает пенсионеров — деньги брать неоткуда
Последние годы для РФ были не лучшими. Связано это с падением цены на нефть, санкциями ЕС и ухудшением экономических связей. Не так давно ситуация начала налаживаться, однако, эксперты прогнозируют развитие нового кризиса в 2019 году.
Заключение
- кризиса в 2019 году РФ не избежать;
- спровоцируют его возникновение падение цены на нефть, усиление санкций, рост инфляции;
- чтобы пережить кризис, рекомендовано осуществлять рациональную трату средств, откладывать деньги, не брать кредитов, ценить работу;
- после кризиса в 2019 году прогнозируется улучшение ситуации.
Какой будет экономика России в 2019 году
Чиновники распространяют вполне положительные прогнозы, указывая на то, что Россию в 2019 ожидает стабильность. Будет воплощено в жизнь программу замещения импорта, страна станет независимой от сырьевых конъюнктурных изменений.
Конкретных цифр они не называют, ведь рост ВВП в этом году не прогнозируется.
Мысли всемирных экспертов разделились. Одни указывают на то, что ситуация в стране улучшается, другие склоняются к теории развития кризиса в 2019 году.
Прогноз Министерства экономического развития
Согласно данным Минэкономразвития в РФ наблюдается убывание экономики. Наиболее негативным фактором является падение ВВП на 0,3%. Несмотря на это министерство, считает такой ход событий временным и локальным. Объясняя это тем, что спад произошёл лишь в определённых отраслях.
Экономический прогноз от Центробанка РФ
Председатель центрального банка России прогнозирует рост экономических показателей на 2,3-2,5%. Будет способствовать этому увеличение внутреннего спроса и инвестиций в предпринимательской сфере. Предполагается также два сценария роста стоимости на нефть:
- оптимистичный — стоимость барреля будет 79-80 долларов;
- консервативный — цена составит 58-60 долларов.
Инфляцию удастся остановить на уровне 4%, а рост ВВП замедлится до 1-1,5%.
Прогноз от Высшей школы экономики
ВШЭ не согласна с прогнозом правительства, они говорят о том, что стабильной будет ситуация только, если цена на нефть останется постоянной. Именно экспорт этого сырья обеспечивает 60% доходов. В противном случае политика правительства станет причиной углубления кризиса.
Что касается увеличения зарплатного фонда на данный момент, достичь этого удалось только за счёт сокращений.
Центр Гайдара, РАНХиГС и Академия внешней торговли
Прогнозы экспертов противоречат предсказаниям Минэкономразвития. Они ставят под сомнение то, что Центробанк сможет удержать инфляцию на уровне 4-5%, ведь наблюдается усиление санкций США (в результате будут присутствовать потери на фондовом рынке), скачки курса валют и отток капитала.
Усложнится ситуация и у предприятий, которым были предоставлены кредиты западными банками, ведь они могут потребовать досрочного погашения долгов.
Прогноз от Института стратегического анализа ФБК
Ожидать стабилизации ситуации пока не стоит. Негативно влияет на неё введение санкций и нестабильность цены на нефть. Наблюдается снижение уровня доходов рядовых граждан, а также ухудшение политической обстановки.
Прогноз специалистов из Всемирного банка
Работники Всемирного банка предусматривают рост экономики на 1,8%. Произойдёт это благодаря установлению цены на нефтепродукты в пределах 50-63 долларов за баррель. Положительное влияние окажет увеличение объёмов экспортно-импортных операций.
Прогноз агентства GoldmanSachs
Представители агентства считают, что в 2019 году будет наблюдаться рост экономики на 2,9%. Поспособствует этому увеличение цен на нефть.
Кризис в 2019 году есть ли предпосылки
Причины кризиса 2019 г
Обойти кризис в 2019 году России не удастся, усложняет ситуацию:
- ухудшение связей со странами ЕС и Китаем;
- уменьшение инвестиций;
- обесценивание облигаций;
- негативные последствия протекционизма.
Предпосылки кризиса в России в 2019 году
Спровоцировать кризис может:
- дефолт крупных компаний;
- увеличение процентной ставки США;
- нестабильность валютного фонда;
- протекционизм;
- увеличение инфляции.
Каким будет новый кризис
2019 год для РФ станет довольно тяжёлым, осложнят ситуацию санкции. Прогнозируется замедление экономического развития и инфляция до 5%, провоцироваться оно будет ростом процентной ставки налогов и ослабление валюты. Рост ВВП произойдёт лишь на 1,4%.
Негативно отразилась на экономике России аннексия Крыма и война на Донбассе. РФ могут ожидать новые санкции ЕС и США из-за нападения на украинские корабли в Керченском проливе и взятие в плен моряков.
Рубль будет чувствовать себя неуверенно из-за планов центрального банка восстановить покупку иностранной валюты в государственные резервы. Предвидится также повышение налога на добавленную стоимость до 20%.
Чего не следует делать в преддверии кризиса
Накануне кризиса рекомендуется:
- отказаться от кредитов;
- не продавать недвижимость;
- не бросать работу;
- не осуществлять нерациональную трату денег.
Как подготовиться к кризису
Сбережения
Рекомендовано не брать кредитов и рассчитаться с наличными. Нужно пересмотреть рациональность покупок. Пытайтесь откладывать деньги (5-10%) с каждой зарплаты.
Накапливайте средства в разных валютах, в долларах ив евро. Если же вы решили хранить сбережения в рублях, то лучше открыть депозит в банке.
Недвижимость
Не торопитесь продавать недвижимое имущество, сдавая его в аренду, вы сможете получать пассивный регулярный доход. Избавившись от недвижимости, нужно будет решать вопрос с сохранением полученной суммы, а это в кризисный период является проблемой.
Навыки и компетенции
Рекомендовано ценить своё рабочее место, особенно если предприятие государственное. При реорганизации будет предложено другое, при сокращении — денежная компенсация.
Рекомендуется заняться своим образованием, ведь каждый работодатель хочет иметь в подчинении квалифицированных работников.
Влияние 2019 года на экономику в дальнейшем
Минэкономразвития прогнозирует, что бесследно кризис 2019 для России не пройдёт. Но после периода застоя будет наблюдаться прогресс хозяйственной сферы. Возможна компенсация потерь от роста цен, она составит около 5%.
Во-вторых, торможение экономического роста. Мы видим, что экономика растет все медленнее и в США, в Европе, особенно в локомотиве Евросоюза — Германии, в России, и даже в Китае. Естественно, падают и темпы роста мировой экономики.
В-третьих, снижение уверенности в завтрашнем дне. Падают все индикаторы, которые прямо или косвенно характеризуют уверенность экономических субъектов в дальнейшем экономическом росте: индикаторы PMI (индексы менеджеров по закупкам), продажи инвестиционных товаров и товаров длительного пользования. Фирмы в ожидании кризиса стремятся не начинать новые крупные инвестиционные проекты и активно завершают начатые. Особенно ярко это проявляется в строительстве.
Наконец, падение индикаторов денежного рынка. Самый заметный из них — инверсия спреда между краткосрочными (два года) и долгосрочными (десять лет) госбумагами США. В норме доходность долгосрочных бумаг выше, так как в числе прочего содержит в себе и риск-премию за больший промежуток времени. Если же выше доходность краткосрочных бумаг, то налицо явный признак, что инвесторы ждут кризиса. Это эмпирическое правило неплохо работало на протяжении последних трех десятилетий.
То, что все четыре признака указывают на приближение мирового кризиса, к сожалению, не помогает узнать точную дату его наступления. Тем не менее для большинства разумных инвесторов это является сильным аргументом в пользу радикального пересмотра своих портфелей. Рискованные инструменты — прежде всего акции, но это касается всех рублевых активов — имеет смысл сильно сократить. Консервативные и прежде всего валютные — напротив, имеет смысл нарастить. Эта логика — уход из рискованных рублевых активов в сторону низкорискованных валютных — хорошо работала и перед 1998 годом, и перед 2008-м. Скорее всего, она окажется неплохой и сейчас.
Важно помнить, что кризисы не повторяются по одному и тому же сценарию. Так, кризис 1997 года затронул в основном Юго-Восточную Азию, а в 2008 году охватил все хоть сколько-нибудь крупные экономики мира. И развивался он быстро и практически синхронно — глобализация и в этом вопросе себя проявила.
Причины и повод
Только примерно через год после наступления кризиса становится более или менее понятно, что стало его истинной причиной. Однако можно уверенно указать минимум на два фактора, которые будут сильно способствовать развитию кризиса.
Во-первых, перегрузка долговыми обязательствами. Кризис 2008 года был преодолен не за счет банкротства несостоятельных бизнесов (что было бы правильно), а за счет огромного вливания денег в экономику. Цена этого вливания — сильный рост и корпоративного, и государственного долга в развитых странах и в Китае. Таким образом, острые симптомы кризиса были сняты, а вот его стратегические причины в основном остались.
Во-вторых, противоречия, порожденные глобализацией. Перевод производств из развитых стран в развивающиеся, в основном в Азию, позволил развитым странам сильно снизить потребительскую инфляцию, что порадовало население, но за это пришлось расплатиться отрицательным торговым балансом. Особенно большой дефицит торгового баланса в паре США — Китай (немного меньше у США и ЕС). Это порождает не только чисто финансовые проблемы (нужны источники финансирования дефицита), но и социальные — США потеряли довольно много рабочих мест в пользу Китая. Естественно, такое положение дел не может не вызвать недовольство как простых американцев, так и политиков. И самое яркое проявление этого недовольства — торговые войны и рост таможенных пошлин. А это эффективно притормозит международную торговлю, а вслед за этим экономический рост и Китая, и США.
Что именно станет поводом для кризиса — не слишком важно. Это может быть и вполне случайное событие, как вариант — банкротство крупной компании. Но благодаря глобализации быстро запустится цепь событий, которые и приведут к наступлению полномасштабного кризиса.
Одним из важнейших свойств кризиса является то, что его развитие — самоподдерживающийся (автокаталитический) процесс. Будучи один раз запущен, он развивается быстро и необратимо. При этом скорость падения фондового рынка (и стоимость широкого класса других активов), как правило, заметно выше, чем скорость роста после прохождения пресловутого дна. Это значит, что поторопиться с ожиданием кризиса для большинства инвесторов намного менее опасно, чем опоздать.
Кризис 2019-2020: мировой экономический, финансовый
По прогнозам большинства экспертов, в 2019-2020 годах, мир ждет новый финансовый и экономический кризис. Некоторые аналитики уже окрестили его «суперкризисом». Он будет настолько мощным, что даже сильные страны столкнутся с социальными беспорядками, а слабые испытают дефицит продовольствия. Но действительно ли все так серьезно и есть ли предпосылки для предрекаемого коллапса, в том числе и в России?
Прогнозы от Всемирного банка
Многочисленные финансовые организации регулярно представляют анализ будущего современной экономики.
Наиболее достоверным и обоснованным считается прогноз, разрабатываемый Всемирным банком. Эксперты этой организации полагают, что в 2019 и в 2020 году, миру не стоит ждать полномасштабного кризиса.
В большинстве стран, в т.ч и в России, будет наблюдаться экономический рост, хотя и более медленный, чем в предыдущие годы. Он может составить 2,9% по сравнению с 3% в 2017-2018 гг. Несмотря на кажущееся благополучие, подобные показатели могут стать первым индикатором грядущего экономического кризиса. Об этом свидетельствует коллапс 2008 г.
На то, что места для оптимизма нет, указывает, по мнению специалистов ВБ, и модель десятилетнего цикла развития. Опираясь на анализ прошлого, когда каждые 10 лет мир испытывал финансовые трудности, аналитики Всемирного банка считают, что коллапс в ближайшие несколько лет неизбежен. Вероятность мирового кризиса в 2019-2020 годы, тем выше, чем очевиднее возможность реализации одного из следующих факторов:
- Дефолт крупных компаний;
- Резкое повышение процентной ставки США;
- Перенаправление инвестиций в развитые государства;
- Волатильность и обесценивание национальных валют;
- Протекционизм;
- Повышение уровня инфляции.
Совпадение нескольких из этих факторов повышает риск рецессии в глобальном масштабе.
Почему финансовый кризис уже близко
Эксперты обосновывают прогноз близкого наступления кризиса не только моделью десятилетнего цикла. Ведущий экономист Нуриэль Рубини опубликовал несколько признаков, свидетельствующих о надвигающейся рецессии в 2019-2020 годах:
- Падение инвестиций;
- Высокий показатель инфляции в США и перегрев экономики этой страны;
- Сложные отношения Вашингтона с ЕС, Китаем, Канадой;
- Негативные последствия протекционизма;
- Уменьшение доходности гособлигаций.
Обращает на себя внимание замедление экономического роста в ЕС, стремление инвесторов распродать активы, ценные бумаги.
Главные предпосылки: прогнозы экспертов
Специалисты Инвестбанка JPMorganChase составили свою модель кризиса, описав очевидные тому предпосылки:
- Отрицательный баланс заемных и собственных денежных средств, характеризующий финансовое положение лидеров рынка;
- Значительное завышение стоимости активов крупных компаний и одновременно дефицит инвесторов, готовых их приобретать;
- Уменьшение инноваций в финансовой сфере;
- Повышение уровня дезорганизации на фондовых рынках за счет большого количества различных фондов, оставшихся без эффективного управления, а также все большего внедрения компьютерных стратегий;
- Малый объем ликвидности. Эксперты полагают, что уровень ликвидности в большинстве стран остается достаточно низким;
- Рост доли ипотечных кредитов, выдаваемых небанковскими структурами, в США. Подобные организации имеют обычно невысокий уровень капитализации, не могут покрыть риски неплатежей.
Эксперты других финансовых учреждений уверены, что основным триггером нового финансового кризиса станет повышение американской федеральной резервной системой процентных ставок. Большинство аналитиков также сходятся в том, что на грядущее ухудшение ситуации в 2019-2020 годы в экономике, указывает снижение основных финансовых индексов. Показатели Nasdaq, Dow Jones упали в конце 2018 г., и до настоящего времени не восстановились до значений ноября-декабря.
Не способствуют стабильности и уменьшение цен на сырье. Негативные тенденции наблюдаются на ведущих сырьевых рынках. Дополнительным фактором, играющим негативную роль, является нестабильность политической ситуации в мире. Помимо сложностей на Ближнем Востоке, дестабилизирующую роль играют грядущие выборы в США и Германии, протесты во Франции, выход Великобритании из ЕС.
Торговая война между Китаем и США
По прогнозу многих экспертов, одно из явлений, которое способно спровоцировать кризис, – сложные взаимоотношения между двумя ведущими экономическими державами – США и Китаем.
В 2018 г. страны обменялись введением взаимных пошлин, основной причиной которых стал дефицит в торговом балансе двух стран. По статистике Вашингтона, Америка покупает у КНР на 540 млрд долларов товаров больше, чем продает. Пекин ссылается на разницу в 130 млрд.
Каким бы ни был дефицит, США последовательно повысили таможенные тарифы до 25%, оставляя за собой право реализовать третий этап повышения пошлин. Китай, в свою очередь, ввел торговые пошлины 5% и 10% на более, чем 5 тысяч товаров из Америки. Предполагалось, что лидеры двух стран смогут урегулировать разногласия до начала весны, но запрет американских властей продавать товары торговых марок ZTE и Huawei, а также твердая позиция КНР не способствуют улучшению отношений между государствами.
Каким будет кризис 2019-2020 года
Активная политика протекционизма характеризует не только взаимоотношения Пекина и Вашингтона. После введения США пошлин против ряда товаров из Европы, Мексики, России, снижение торгового оборота грозит и этим странам. В РФ ситуацию ухудшают постоянно расширяемые санкции из-за Украины, Сирии и Ирана.
С этой точки зрения, оценить, будет ли грядущий кризис — локальным или мировым, сложно. В соответствии с прогнозом некоторых экспертов, он затронет только Китай и некоторые азиатские государства. Другие уверены, что экономика КНР окажет сильное негативное воздействие на другие страны, особенно те, бюджет которых пополняется за счет продажи нефти, стали, угля. Под удар попадет Россия, Бразилия, Индонезия. С учетом нестабильной ситуации в Турции, Аргентине, Венесуэле, пострадают и эти государства, а также ЕС.
Аналитики многих финансовых учреждений уверены, что мир в 2019-2020 годах, испытает на себе влияние тяжелого экономического кризиса. На это указывает цикличность развития экономики, ситуация на фондовых, сырьевых рынках. Негативную роль играет также политическая нестабильность.
Узнайте, как мировой кризис 2019-2020 г., повлияет на Россию, прогнозы экспертов:
Какими могут быть последствия экономического кризиса:
По предварительным данным Росстата, опубликованным в конце прошлой недели, за первый квартал этого года российский ВВП вырос всего на 0,5% к январю-марту 2018 года. Одновременно стало известно о новом рекорде объемов чистого оттока капитала из России — за четыре месяца этого года он составил $ 34,7 млрд, превысив в 1,9 раза показатели годичной давности за тот же период. До минимума снизились и объемы иностранных инвестиций в российскую экономику, продолжают падать реальные доходы населения, а внешнеторговый оборот, который уверенно восстанавливался в 2017—2018 годах, вновь стал падать.
В принципе, это все, что надо знать об итогах первого года работы обновленного правительства Дмитрия Медведева. Кризис, в который вновь устремляется российская экономика, имеет совершенно рукотворную природу — стремление правительства любой ценой изымать доходы у населения и бизнеса в виде повышения налогов и сборов не могло привести ни к каким иным результатам. Но если раньше туманные будущие перспективы перехода экономики к уверенному росту в риторике экономического блока правительства и ЦБ неизменно сопрягались с магическими «структурными реформами», то теперь на первый план все больше выходят признаки откровенного бюрократического саботажа задачи вывести экономику страны на темпы роста, превышающие среднемировые.
«Похоже, что экономика в 1-м полугодии переживёт техническую рецессию, — прокомментировал последние данные Росстата по ВВП известный экономист Кирилл Тремасов, в 2014—2017 годах возглавлявший департамент макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ. — Снижение годовых темпов роста ВВП с 2,7% год к году в 4-м квартале до 0,5% год к году в 1-м квартале означает, что в 1-м квартале по отношению к предыдущему с устранением сезонности экономика могла сократиться примерно на 1,6%. Это самый серьёзный квартальный провал за всё время после кризиса 2008−09 годов. Ни обвал нефти в 2014 году, ни санкции не смогли вызвать такой же провал экономики, который мы обеспечили себе сами, повысив налоги… Повышение налогов оказало как прямое влияние (изъятие ресурсов из экономики, которые начнут возвращаться с лагом в несколько кварталов), так и косвенное, повышая косты [издержки] для экономических субъектов и снижая желание инвестировать».
Среди других причин, которые могли негативно повлиять на экономический рост, Кирилл Тремасов называет также резкое ухудшение экономической ситуации в Западной Европе и Турции, приведшее к падению экспорта российского газа на этих направлениях. Предположительно, это падение составило порядка 10%, если учесть, что в структуре ВВП поставки газа относятся к оптовой торговле и транспорту, а именно в оптовой торговле и был зафиксирован наиболее существенный провал в январе-марте — ее оборот, по данным Росстата, снизился на 9,3% год к году. Кроме того, снижению экономической динамики способствует сокращение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, хотя еще во втором полугодии прошлого года восстановление добычи нефти было одним из факторов ускорения экономики.
Гигантский отток капитала, продолжает Тремасов, в терминах макроэкономики означает уменьшение инвестиционных ресурсов — в ближайшее время Росстат может сообщить ещё и о провале инвестиций. Первые признаки этого провала на днях зафиксировал ЦБ в своем ежемесячном бюллетене «О чем говорят тренды»: по итогам 2018 года в Россию пришло всего $ 8,8 млрд прямых иностранных инвестиций — более чем втрое меньше, чем годом ранее ($ 28,6 млрд), причем это минимальный показатель за последние 10 лет. При этом надо еще сделать поправку на специфику притока иностранного капитала в Россию: чаще всего речь идет о средствах, в том или ином виде выведенных из РФ и возвращающихся обратно через офшорные юрисдикции типа Нидерландов. Теперь в страну возвращается все меньше выведенных в офшоры средств, констатировали в ЦБ.
Наконец, свою лепту в угнетение экономики вносит и сохранение жесткой бюджетной политики. Как отмечает Кирилл Тремасов, на уровне федерального бюджета расходы с начала года сократились на 0,5% ВВП, при этом Минфин не только отправляет весь бюджетный профицит в резервы, но ещё и очень активно занимает на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ), направляя значительную часть этих заимствований на покупку валюты.
«Боюсь, что в текущем квартале вновь будет зафиксирована негативная динамика ВВП по отношению к 1-му кварталу с устранением сезонности. Это будет означать, что экономика в рецессии (сокращение ВВП 2 квартала подряд)», — резюмирует эксперт.
Опубликованные Росстатом данные по динамике ВВП оказались существенно хуже, чем звучавшие ранее оценки Минэкономразвития. По итогам двух месяцев ведомство Максима Орешкина оценивало рост экономики на уровне 1,1% год к году — «в целом находится выше первоначальных ожиданий», что давало основание рассчитывать на повышение прогноза по году в целом до 1,3% уже в августе. Однако все эти оценки в любом случае находятся в пределах статистической погрешности и гораздо ниже средней ожидаемой динамики роста мировой экономики. Согласно апрельскому прогнозу МВФ, последняя в 2019 году вырастет на 3,3%, а на 2020 год дается оценка в 3,6% — для сравнения: Минэкономразвития на 2020 год закладывало рост экономики России всего в 2%.
Напомним, задача обеспечить темпы экономического роста, превышающие среднемировые, была сформулирована в послании президента Федеральному Собранию в декабре 2016 года. Для более наглядного понимания драматизма нынешней ситуации стоит процитировать соответствующий фрагмент из выступления Владимира Путина дословно:
«Поручаю правительству с участием ведущих деловых объединений не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019−2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике».
Правительство отреагировало на поручение президента оперативно. Уже в мае 2017 года на встрече с президентом премьер Медведев заявил (выделенный фрагмент — EADaily):
«В соответствии с вашим поручением правительство подготовило комплексный план — это общие подходы к тому, как может развиваться наша экономика и социальная сфера в период с 2017 по 2025 годы, как вы справедливо сказали, имея в виду и ту задачу, которая была поставлена президентом в послании… Выход где-то в период 2019—2020 годов на темпы роста нашей экономики на уровне среднемировых и выше среднемировых. Это даст возможность нашей экономике быстрее развиваться и решать основные социальные задачи».
Прошел еще год, и та же самая задача была зафиксирована в «майском указе» президента. Вновь процитируем дословно:
«Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года… вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых».
Конкретной разбивки экономической динамики по годам в тексте указа нет, но это, конечно же, не отменяет сказанного Дмитрием Медведевым в 2017 году. Спустя два года, похоже, уже нет никаких сомнений в том, что и «где-то в период 2019—2020 годов» российская экономика не будет расти быстрее мировой. При этом списать отсутствие роста на внешние факторы наподобие западных санкций точно не получится — причины нового кризиса имеют внутренний характер.
Здесь стоит еще раз сделать акцент на том, в чем в конечном итоге заключается смысл именно такой формулировки — выйти на экономический рост выше среднемирового. Задача для национальной экономики расти быстрее мировой, бесспорно, не лишена двусмысленности: допустим, если мировая экономика растет на 1% в год, то в таком случае рост на 1,1% уже можно считать формальным выполнением цели. Но с точки зрения того места, которое российская экономика занимает в структуре мирового хозяйства, именно такая постановка задачи выглядит логично. Россия по-прежнему входит в число развивающихся экономик, стран догоняющей модернизации, и залогом как минимум сохранения места в этой группе является опережающий экономический рост. Что именно он должен опережать, — отдельный вопрос. Ориентир на среднемировую динамику роста в данном случае не более чем некая точка отсчета, не меняющая общее понимание проблемы: экономика России должна расти быстрее, чем сейчас.
Еще сильнее проблему догоняющего развития акцентирует задача вхождения в пятерку крупнейших экономик мира. В данном случае основным критерием выступает абсолютный размер ВВП — показатель содержательно «бедный», но в долгосрочной динамике вполне убедительно демонстрирующий успехи или неудачи стран, для которых быстрый рост является главной задачей экономической политики. Так вот, конкурировать за место в первой пятерке стран по абсолютному размеру ВВП России в ближайшие годы предстоит не с Германией или Великобританией, а с Индонезией, Египтом и Турцией — именно эти три страны, по прогнозу международного банка Standard, в 2030 году могут обойти Россию по размеру своей экономики. Очевидно, что конкуренция между странами догоняющей модернизации резко обостряется, и нынешние темпы роста экономики лишь подчеркивают, что мы к этому, мягко говоря, не вполне готовы.
История знает множество примеров, когда проблема углубляющегося отставания от лидеров стремительно превращается из экономической в политическую. Пожалуй, самый известный из них — события, предшествовавшие Французской революции 1789 года. Нередко среди ее причин называют деятельность философов Просвещения, которые якобы идейно подготовили взятие Бастилии и последующие события задолго до того, как они произошли, однако такое объяснение весьма далеко от политико-экономических реалий. Последние же складывались для Франции все хуже и хуже — во второй половине XVIII века она практически безнадежно уступила Англии борьбу за первенство в мировой экономике, и ощущение нарастающего отставания от лидера в последние годы воздействовало на общественное мнение ничуть не меньше, чем рассуждения просветителей о свободе и общественном договоре. Отсюда, собственно, и безоговорочная приверженность якобинцев и Наполеона жестким протекционистским и меркантилистским мерам в противовес британской доктрине свободы торговли. Примечательно, что одним из главных спусковых крючков для событий 1789 года стало подписание англо-французского торгового соглашения, которое быстро привело к потоку дешевых британских товаров на французский рынок и ударило по благосостоянию французских производителей. После этого идеи просветителей лишь окончательно оформили решимость третьего сословия изменить своими силами то, что королевская власть была не готова менять или откладывала изменения до лучших времен.
Прямых исторических аналогий с ситуацией в России здесь, разумеется, нет — важно подчеркнуть лишь то, что накопление экономических проблем в обществе с высокими ожиданиями рано или поздно приобретает политическое качество. Если в конце 2016 года отсутствие внятного экономического роста было проблемой по преимуществу экономической и решения для нее тоже предлагались именно экономические — в виде пресловутых «структурных реформ», то теперь все более очевидно, что проблема переместилась в сферу политики. Прошлогодние решения о повышении пенсионного возраста и НДС носили именно политический характер, и теперь, когда их последствия не замедлили сказаться, вернуть проблему низкого экономического роста в область экономики напоминает задачу о возвращении джинна в бутылку или зубной пасты в тюбик. Высокая цена сомнительных решений была понятна изначально, и теперь остается лишь констатировать, что негативные прогнозы сбываются с неумолимой точностью.
Однако это еще лишь полбеды. Гораздо хуже — нарастающее ощущение того, что меры по стимулированию экономики, предлагаемые правительством, не только направлены мимо цели, но и само же правительство не горит большим желанием их выполнять. Показательным в этом плане было недавнее заседание-видеоконференция правительства, посвященное исполнительской дисциплине на всех уровнях власти. Чтение правительственных стенограмм редко бывает столь увлекательным: на протяжении всего заседания чиновники один за другим открытым текстом расписываются в неспособности справиться с вопросами отнюдь не глобального масштаба, решение которых регулярно тонет в межведомственных согласованиях и не сдвигается с мертвой точки годами. При этом количество неисполненных поручений растет, как снежный ком, приближаясь к критической массе, когда перегрузка системы будет препятствовать выполнению ею даже самых простых функций. Между тем вопрос, который общество все активнее задает правительству: «Где обещанный экономический рост?», так и остается без ответа.
Николай Проценко
https://ria.ru/20190819/1557638221.html
Эксперты ВШЭ отвели России не менее года до начала нового кризиса
Новый кризис, выражающийся в падении ВВП, росте инфляции и бюджетных трудностях, ждет российскую экономику не ранее чем через год–полтора, считают эксперты… РИА Новости, 19.08.2019
2019-08-19T14:58
2020-03-03T15:31
россия
высшая школа экономики (вшэ)
экономика
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/155147/56/1551475614_0:62:1500:906_1400x0_80_0_0_06789cc6467ca7df8a07a19949e706e2.jpg
https://radiosputnik.ria.ru/20181011/1530470177.html
https://ria.ru/20180525/1521414642.html
Сосед Соседов
А он разве прекращался .
171
fiona5577
ЦБ вкладывает деньги в сомнительные дела. Там они и сгорают. Главное чтоб народу не досталось. Леса жгут а народу валежник разрешили. Воду сомнительного качества россиянам продаем, а байкальскую китайцам собираемся отсылать, бензин соседям за копейки продаем а своим втридорого. Какой кризис-то еще ждать? Можно подумать яхты и виллы «Они» продавать начнут….
71
россия
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn21.img.ria.ru/images/155147/56/1551475614_0:62:1500:906_1400x0_80_0_0_06789cc6467ca7df8a07a19949e706e2.jpg
https://cdn25.img.ria.ru/images/155147/56/1551475614_91:0:1410:989_1400x0_80_0_0_16f617e873b0b52712380f2d67501dab.jpg
https://cdn21.img.ria.ru/images/155147/56/1551475614_256:0:1245:989_1400x0_80_0_0_daa5c01040c944c1763002eee675e257.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, высшая школа экономики (вшэ), экономика
МОСКВА, 19 авг — РИА Новости. Новый кризис, выражающийся в падении ВВП, росте инфляции и бюджетных трудностях, ждет российскую экономику не ранее чем через год–полтора, считают эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
«Если торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира — США и Китаем — достигнет точки кипения и, соответственно, на какой-то период почти наверняка замедлятся темпы роста экономик указанных стран – это мгновенно приведет к заметному снижению мировых цен на сырьевые торгуемые товары и создаст значительные трудности для основного российского экспорта», — отмечается в их обзоре «Деловая активность российской промышленности в июне-июле 2019 года».
11 октября 2018, 17:29Сказано в эфиреЭксперт: экономика России готова к серьезным кризисам лучше, чем другиеРоссийская экономика готова к любым санкциям, считает колумнист Forbes. В эфире радио Sputnik экономист Александр Абрамов отметил, что с точки зрения финансовой надежности Россия выделяется на фоне других стран.«Естественно, запуск подобного механизма обеспечит некоторые проблемы для бюджета России, негативную волатильность на валютном рынке, ухудшение инфляционной составляющей и другие, а в результате возможно замедление роста экономики вплоть до перехода в рецессию», — говорится в документе.
Авторы отмечают, что в 2020-2021 годах пройдет 12 лет после последнего мирового финансово-экономического кризиса — а именно этот период считается средней циклической волной, после которой в мире наблюдается кратковременная рецессия. «При этом 10-12 лет – самый благоприятный срок для надувания различных финансовых «пузырей», — отмечают авторы обзора.
«Естественно, если страны из первого десятка мирового рейтинга по объемам номинального ВВП войдут в состояние экономической рецессии, а еще хуже – в финансово-экономический кризис, то это неминуемо отразится на российской экономике. Мы все прекрасно помним, с каким «мировым размахом» Россия отметила предыдущий кризис», — говорится в документе. Эксперты напомнили, что падение российского ВВП в 2009 году составило 7,8% — худший результат среди стран «большой двадцатки».
«Вместе с тем, если давление перечисленных и других негативных факторов достигнет точки бифуркации и мировая экономика войдет в рецессию или даже кризис, что абсолютно не исключено, то данный сценарий оценочно будет разыгран не раньше чем через год-полтора. Пока еще ситуация в мировой экономике не выглядит критической», — уверены эксперты.
25 мая 2018, 19:34Петербургский международный экономический форумПутин заявил об угрозе системного кризиса в мировой экономикеНа уровень 2019 года, согласно прогнозу EIU, большинство стран G7 — США, Канада, Германия и Франция — вернутся уже в 2022 году, а Россия — не раньше 2024 года
Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС
Мировая экономика не сможет вернуться к показателям, достигнутым до начала пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, раньше 2022 года, при этом многим странам времени для восстановления потребуется существенно больше. К такому выводу пришли эксперты Economist Intelligence Unit (EIU, исследовательское и аналитическое подразделение Economist Group).
В исследовании EIU прогнозируется, что уже по итогам третьего квартала нынешнего года страны G7 начнут отчитываться о росте экономики темпами, превышающими (в квартальном исчислении) 10%. Однако эксперты EIU отмечают, что столь высокие темпы будут связаны в первую очередь с обвалом экономик во втором квартале и, соответственно, низкой базой для сравнения. Реальная скорость восстановления в странах G7 будет куда менее впечатляющей, отмечает директор по глобальному прогнозированию компании Economist Intelligence Unit Агата Демарайс.
Тем не менее на уровень 2019 года, согласно прогнозу EIU, большинство стран G7 — США, Канада, Германия и Франция — вернутся уже в 2022 году. В Великобритании процесс восстановления затянется до конца 2023 года, а в Японии и Италии — до 2024-го.
В развивающихся же странах, в том числе и в России, ситуация, по оценке EIU, куда тревожнее.
«Бразилия, Россия и ЮАР потеряли почти десять лет роста и останутся в «режиме восстановления» как минимум до 2024 года», — отметила Демарайс.
Экономический кризис в России: что дальше?
Пожертвовать
ИЗОБРАЖЕНИЕ: aa.com.tr
Симптомы серьезного экономического кризиса, вызванного отсоединением российской бюрократии от реальности или нежеланием ее переворота, вырвались на поверхность в конце первой половины 2019 года
Ранее SouthFront выпустил несколько критических статей по этой теме:
К сожалению, наши пессимистичные прогнозы превращаются в реальность.
Согласно недавнему отчету Росстата, в первом квартале 2019 года ВВП России вырос на 0,5%. За тот же период ВВП США вырос на 3,2%. Чтобы получить более полное представление, следует отметить, что ВВП США в 2017 году составил 19390,60 млрд долларов, а российский ВВП в 2017 году — 1577,52 млрд долларов.
Росстат также сообщил о новых рекордах оттока капитала из России — за первые четыре месяца 2019 года эта цифра составила 34,7 млрд долларов, превысив 1.В 9 раз превышает показатель за первый квартал 2018 года. Иностранные инвестиции в российскую экономику также сократились до минимума. Реальные доходы населения продолжают падать. Внешняя торговля, которая постепенно восстанавливалась в 2017–2018 годах, снова начала падать.
Развивающийся кризис в российской экономике является результатом стремления правительства изъять доходы у населения и бизнеса путем увеличения налогов и сборов. Это не может привести к каким-либо другим результатам.
Экономические аналитики SouthFront сделали несколько критических замечаний относительно этой практики с начала 2018 года.Они озадачены тем, что может быть за этой экономической политикой. Россия имеет успешный опыт преодоления кризисных явлений в 1998-1999 гг. Затем серьезный экономический и финансовый кризис был преодолен за очень короткое время благодаря действиям правительства во главе с Евгением Примаковым (тогдашним премьер-министром России) и Юрием Маслюковым (первым заместителем председателя). Это правительство Примакова-Маслюкова предприняло несколько мер для разрешения кризиса: изменения в экономической политике, снижение тарифов, снижение налога на добавленную стоимость на продукты питания и преодоление дефолта.
Например: К тому времени, когда Примаков принял правительство, задолженность предприятий и организаций перед бюджетом составляла 50 миллиардов рублей, а задолженность бюджета перед предприятиями составляла 150 миллиардов рублей. Долги также накопились между самими предприятиями. Федеральные власти требовали выплаты только наличными. Прямые безналичные расчеты были запрещены в соответствии с рекомендациями МВФ, т. Е. Чтобы одна сторона погасила свою задолженность другой, ей пришлось использовать наличные, как и другая сторона.Однако напомним, что к этому времени российская экономика была намеренно демонетизирована. Объем денежной массы сократился в 4-5 раз ниже среднего уровня других правительств мира. Это означало, что денег не было, а погашение долга было практически невозможно. Это способствовало продвижению долга в отношении заработной платы, пенсий и налогов, недостатка капитала и других негативных явлений. Все это было сделано под прямым контролем и по рекомендациям МВФ и международных советников.Правительство Примакова, вопреки рекомендациям МВФ и предшествующей практике, инициировало взаимные расчеты между правительством и предприятиями. С самого начала это позволило высвободить 50 млрд руб. БОЛЬШЕ ЗДЕСЬ
После этого реальный сектор российской экономики получит импульс для быстрого развития. Меры, применяемые правительством Примакова-Маслюкова, во многом прямо противоположны тому, что экономический блок нынешнего правительства Медведева делал в течение прошлого 1.5-2 года. Ранее проблемы перехода экономики к устойчивому росту были связаны с определенными «структурными реформами». Похоже, что после этих 1,5-2 лет все реальные проблемы связаны с бюрократическим саботажем экономического развития страны. Сложно объяснить это логикой.
Первое объяснение состоит в том, что вся структура и система российской бюрократии несовершенны. Другая версия заключается в том, что страна подвергается преднамеренному саботажу со стороны высокопоставленных чиновников экономического блока правительства.Многие из этих лиц де-факто являются агентами иностранных интересов (властных групп), которые не связывают свою деятельность с национальными интересами и людьми России. Экономический блок правительства России состоит в основном из выпускников Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). NRUHSE хорошо известен своими прозападными взглядами.
Снижение годового темпа роста ВВП с 2,7% в годовом исчислении до 0,5% в годовом исчислении в 1 квартале 2019 года означает, что экономика в 1 квартале сократилась примерно на 1.6% по сравнению с предыдущим. Это самый серьезный квартальный провал со времен экономического кризиса 2008–2009 годов.
Ни обвал цен на нефть в 2014 году (в середине 2019 года цена на нефть находится на уровне выше уровня комфорта российской экономики), ни санкции не могут вызвать такой же экономический провал, как повышение налогов и административных расходов. давление (штрафы, пошлины и т. д.). Это вывело ресурсы из экономики, значительно сократило реальные располагаемые доходы домашних хозяйств, значительно увеличило расходы для малого и среднего бизнеса и отрицательно сказалось на желании как граждан, так и малого и среднего бизнеса инвестировать в новые проекты.
Есть примеры. Давайте рассмотрим две реальные компании, которые были предоставлены нашими российскими читателями в качестве примера такой ситуации.
- Одна небольшая LTD с ежемесячным оборотом около 2000-3000 долларов США и числом сотрудников 3-5 работала 1,5 года. Затем, в связи с запланированным изменением сферы деятельности, он временно прекратил проводить операции (на один квартал). После возобновления работы оказалось, что сроки доставки части квартальных отчетов были нарушены [кампания не сработала и не было записей об обороте счета].В результате этого незначительного административного правонарушения кампания была оштрафована налоговыми органами — первоначально около 350 долларов США. Это дело было немедленно передано в Федеральную службу судебных приставов. LTD не получил никакого уведомления относительно этого решения. Федеральная служба судебных приставов мгновенно увеличила штраф до 700 грн. Это решение было мотивировано предполагаемыми расходами на взыскание задолженности.
- Второй пример гораздо более вопиющий. ИТ-компания, работающая в Москве с ежемесячным оборотом 15 000–20 000 долл. США и штатом из 25–30 человек, подписала контракт на сумму 50 000 долл. США на создание пакета аналитического программного обеспечения для одной из российских государственных структур.Контракт был выполнен вовремя. Работа была принята без жалоб и возражений. Через месяц после выполнения контракта налоговая инспекция начала проверку. В рамках кампании предоставлен весь пакет документов. Власти со ссылкой на новый нормативный документ заявили, что компания не предоставила приложение к сертификату о завершении работ. Это приложение должно было быть выдано клиентом. В связи с этим требованием компания заявила, что ей необходимо короткое время, чтобы проинформировать клиента об этом новом требовании.Налоговое управление отклонило этот запрос и наложило на компанию штраф в размере 200 000 долларов США. ИТ-компания обанкротилась и прекратила свою работу.
Еще одним фактором, повлиявшим на состояние российской экономики в первой половине 2019 года, стало резкое ухудшение экономической ситуации в Западной Европе и Турции. Это привело к снижению экспорта российского газа этим потребителям. Если принять во внимание, что в структуре ВВП России поставки газа являются частью оптовой торговли и транспорта, то это падение предположительно составило около 10%.
Наиболее значительное падение оптовой торговли было зафиксировано в январе-марте. Его оборот, по данным Росстата, снизился на 9,3% в годовом исчислении. Кроме того, снижению экономической динамики способствует сокращение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК +. Во второй половине 2018 года восстановление добычи нефти и рост цен на энергоносители были одними из факторов, ускоряющих экономику.
Серьезной проблемой является огромный отток капитала. Центральный банк в своем бюллетене «О чем говорят тенденции»: 8.В конце 2018 года в Россию поступило 8 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Это более чем в 3 раза меньше, чем годом ранее (28,6 миллиарда долларов). Это минимальный показатель за последние 10 лет. Другой момент заключается в том, что значительная часть иностранных инвестиций в Россию фактически является реинвестиционным капиталом, ранее выведенным из экономики. Эти средства возвращаются через оффшорные юрисдикции, такие как Нидерланды. Как правило, эти средства принадлежат олигархам.
Все эти проблемы делают невозможным выполнение поручений и задач, полученных правительством от президента Владимира Путина в декабре 2016 года:
«Я поручаю правительству с участием ведущих бизнес-ассоциаций разработать план действий по существу путем Май 2025 года, реализация которого позволит достичь темпов мирового экономического роста в 2019–2020 годах, что означает укрепление позиций России в мировой экономике ».
Позже та же цель была объявлена в «майских указах» Путина.
«Правительство Российской Федерации должно обеспечить достижение следующих целей национального развития Российской Федерации на период до 2024 года: […] Российская Федерация должна войти в группу пяти крупнейших экономик мира, обеспечить экономический рост ставки выше мирового уровня при сохранении макроэкономической стабильности, включая инфляцию, не более 4% ».
Приказы и громкие слова не меняют ситуацию.Теперь очевидно, что эти задачи не могут быть выполнены. Однако никаких кадровых решений или изменений в российской экономической повестке дня не наблюдается. Предпосылок для таких изменений также не наблюдается. Чиновники экономического блока считают, что все делают правильно, и происходящие процессы никак не связаны с их действиями.
Для сравнения полезно взглянуть на действия президента США Дональда Трампа и чиновников из экономического блока его администрации.Некоторые обвиняют Трампа в предоставлении противоречивой и неправильной экономической политики. Тем не менее, строгий протекционизм, особенно в отношении реального сектора национальной экономики США, является ключевой особенностью этой политики.
Администрация Трампа последовательно продвигает интересы американского бизнеса по всему миру и создает комфортные условия для ключевых предприятий отрасли. Экономическая политика администрации Трампа включает в себя как строгий протекционизм, так и меркантилизм. Результаты очевидны.
Ранее мы отмечали, что правительство Примакова-Маслюкова в 1990-х годах в России предприняло те же меры.
Возвращаясь к нынешней ситуации, действий современной российской бюрократической системы разжигают кризис. Складывается ощущение, что меры по стимулированию экономики, предложенные правительством, не направлены на достижение цели. Или чиновники не хотят казнить даже их. Более пристальный взгляд на отчетные заседания российского правительства показывает, что чиновники не могут или не хотят решать даже незначительные тактические вопросы.Они пытаются переложить ответственность на кого-то другого и оправдывают задержки необходимостью многочисленных межведомственных согласований. Количество неисполненных заданий и инструкций увеличивается с каждым днем. Российская политическая система движется к краху, который может усугубиться экономическим кризисом.
Пожертвовать
.Экономический кризис в России: что дальше?
Пожертвовать
ИЗОБРАЖЕНИЕ: aa.com.tr
Симптомы серьезного экономического кризиса, вызванного отсоединением российской бюрократии от реальности или нежеланием ее переворота, вырвались на поверхность в конце первой половины 2019 года
Ранее SouthFront выпустил несколько критических статей по этой теме:
К сожалению, наши пессимистичные прогнозы превращаются в реальность.
Согласно недавнему отчету Росстата, в первом квартале 2019 года ВВП России вырос на 0,5%. За тот же период ВВП США вырос на 3,2%. Чтобы получить более полное представление, следует отметить, что ВВП США в 2017 году составил 19390,60 млрд долларов, а российский ВВП в 2017 году — 1577,52 млрд долларов.
Росстат также сообщил о новых рекордах оттока капитала из России — за первые четыре месяца 2019 года эта цифра составила 34,7 млрд долларов, превысив 1.В 9 раз превышает показатель за первый квартал 2018 года. Иностранные инвестиции в российскую экономику также сократились до минимума. Реальные доходы населения продолжают падать. Внешняя торговля, которая постепенно восстанавливалась в 2017–2018 годах, снова начала падать.
Развивающийся кризис в российской экономике является результатом стремления правительства изъять доходы у населения и бизнеса путем увеличения налогов и сборов. Это не может привести к каким-либо другим результатам.
Экономические аналитики SouthFront сделали несколько критических замечаний относительно этой практики с начала 2018 года.Они озадачены тем, что может быть за этой экономической политикой. Россия имеет успешный опыт преодоления кризисных явлений в 1998-1999 гг. Затем серьезный экономический и финансовый кризис был преодолен за очень короткое время благодаря действиям правительства во главе с Евгением Примаковым (тогдашним премьер-министром России) и Юрием Маслюковым (первым заместителем председателя). Это правительство Примакова-Маслюкова предприняло несколько мер для разрешения кризиса: изменения в экономической политике, снижение тарифов, снижение налога на добавленную стоимость на продукты питания и преодоление дефолта.
Например: К тому времени, когда Примаков принял правительство, задолженность предприятий и организаций перед бюджетом составляла 50 миллиардов рублей, а задолженность бюджета перед предприятиями составляла 150 миллиардов рублей. Долги также накопились между самими предприятиями. Федеральные власти требовали выплаты только наличными. Прямые безналичные расчеты были запрещены в соответствии с рекомендациями МВФ, т. Е. Чтобы одна сторона погасила свою задолженность другой, ей пришлось использовать наличные, как и другая сторона.Однако напомним, что к этому времени российская экономика была намеренно демонетизирована. Объем денежной массы сократился в 4-5 раз ниже среднего уровня других правительств мира. Это означало, что денег не было, а погашение долга было практически невозможно. Это способствовало продвижению долга в отношении заработной платы, пенсий и налогов, недостатка капитала и других негативных явлений. Все это было сделано под прямым контролем и по рекомендациям МВФ и международных советников.Правительство Примакова, вопреки рекомендациям МВФ и предшествующей практике, инициировало взаимные расчеты между правительством и предприятиями. С самого начала это позволило высвободить 50 млрд руб. БОЛЬШЕ ЗДЕСЬ
После этого реальный сектор российской экономики получит импульс для быстрого развития. Меры, применяемые правительством Примакова-Маслюкова, во многом прямо противоположны тому, что экономический блок нынешнего правительства Медведева делал в течение прошлого 1.5-2 года. Ранее проблемы перехода экономики к устойчивому росту были связаны с определенными «структурными реформами». Похоже, что после этих 1,5-2 лет все реальные проблемы связаны с бюрократическим саботажем экономического развития страны. Сложно объяснить это логикой.
Первое объяснение состоит в том, что вся структура и система российской бюрократии несовершенны. Другая версия заключается в том, что страна подвергается преднамеренному саботажу со стороны высокопоставленных чиновников экономического блока правительства.Многие из этих лиц де-факто являются агентами иностранных интересов (властных групп), которые не связывают свою деятельность с национальными интересами и людьми России. Экономический блок правительства России состоит в основном из выпускников Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). NRUHSE хорошо известен своими прозападными взглядами.
Снижение годового темпа роста ВВП с 2,7% в годовом исчислении до 0,5% в годовом исчислении в 1 квартале 2019 года означает, что экономика в 1 квартале сократилась примерно на 1.6% по сравнению с предыдущим. Это самый серьезный квартальный провал со времен экономического кризиса 2008–2009 годов.
Ни обвал цен на нефть в 2014 году (в середине 2019 года цена на нефть находится на уровне выше уровня комфорта российской экономики), ни санкции не могут вызвать такой же экономический провал, как повышение налогов и административных расходов. давление (штрафы, пошлины и т. д.). Это вывело ресурсы из экономики, значительно сократило реальные располагаемые доходы домашних хозяйств, значительно увеличило расходы для малого и среднего бизнеса и отрицательно сказалось на желании как граждан, так и малого и среднего бизнеса инвестировать в новые проекты.
Есть примеры. Давайте рассмотрим две реальные компании, которые были предоставлены нашими российскими читателями в качестве примера такой ситуации.
- Одна небольшая LTD с ежемесячным оборотом около 2000-3000 долларов США и числом сотрудников 3-5 работала 1,5 года. Затем, в связи с запланированным изменением сферы деятельности, он временно прекратил проводить операции (на один квартал). После возобновления работы оказалось, что сроки доставки части квартальных отчетов были нарушены [кампания не сработала и не было записей об обороте счета].В результате этого незначительного административного правонарушения кампания была оштрафована налоговыми органами — первоначально около 350 долларов США. Это дело было немедленно передано в Федеральную службу судебных приставов. LTD не получил никакого уведомления относительно этого решения. Федеральная служба судебных приставов мгновенно увеличила штраф до 700 грн. Это решение было мотивировано предполагаемыми расходами на взыскание задолженности.
- Второй пример гораздо более вопиющий. ИТ-компания, работающая в Москве с ежемесячным оборотом 15 000–20 000 долл. США и штатом из 25–30 человек, подписала контракт на сумму 50 000 долл. США на создание пакета аналитического программного обеспечения для одной из российских государственных структур.Контракт был выполнен вовремя. Работа была принята без жалоб и возражений. Через месяц после выполнения контракта налоговая инспекция начала проверку. В рамках кампании предоставлен весь пакет документов. Власти со ссылкой на новый нормативный документ заявили, что компания не предоставила приложение к сертификату о завершении работ. Это приложение должно было быть выдано клиентом. В связи с этим требованием компания заявила, что ей необходимо короткое время, чтобы проинформировать клиента об этом новом требовании.Налоговое управление отклонило этот запрос и наложило на компанию штраф в размере 200 000 долларов США. ИТ-компания обанкротилась и прекратила свою работу.
Еще одним фактором, повлиявшим на состояние российской экономики в первой половине 2019 года, стало резкое ухудшение экономической ситуации в Западной Европе и Турции. Это привело к снижению экспорта российского газа этим потребителям. Если принять во внимание, что в структуре ВВП России поставки газа являются частью оптовой торговли и транспорта, то это падение предположительно составило около 10%.
Наиболее значительное падение оптовой торговли было зафиксировано в январе-марте. Его оборот, по данным Росстата, снизился на 9,3% в годовом исчислении. Кроме того, снижению экономической динамики способствует сокращение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК +. Во второй половине 2018 года восстановление добычи нефти и рост цен на энергоносители были одними из факторов, ускоряющих экономику.
Серьезной проблемой является огромный отток капитала. Центральный банк в своем бюллетене «О чем говорят тенденции»: 8.В конце 2018 года в Россию поступило 8 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Это более чем в 3 раза меньше, чем годом ранее (28,6 миллиарда долларов). Это минимальный показатель за последние 10 лет. Другой момент заключается в том, что значительная часть иностранных инвестиций в Россию фактически является реинвестиционным капиталом, ранее выведенным из экономики. Эти средства возвращаются через оффшорные юрисдикции, такие как Нидерланды. Как правило, эти средства принадлежат олигархам.
Все эти проблемы делают невозможным выполнение поручений и задач, полученных правительством от президента Владимира Путина в декабре 2016 года:
«Я поручаю правительству с участием ведущих бизнес-ассоциаций разработать план действий по существу путем Май 2025 года, реализация которого позволит достичь темпов мирового экономического роста в 2019–2020 годах, что означает укрепление позиций России в мировой экономике ».
Позже та же цель была объявлена в «майских указах» Путина.
«Правительство Российской Федерации должно обеспечить достижение следующих целей национального развития Российской Федерации на период до 2024 года: […] Российская Федерация должна войти в группу пяти крупнейших экономик мира, обеспечить экономический рост ставки выше мирового уровня при сохранении макроэкономической стабильности, включая инфляцию, не более 4% ».
Приказы и громкие слова не меняют ситуацию.Теперь очевидно, что эти задачи не могут быть выполнены. Однако никаких кадровых решений или изменений в российской экономической повестке дня не наблюдается. Предпосылок для таких изменений также не наблюдается. Чиновники экономического блока считают, что все делают правильно, и происходящие процессы никак не связаны с их действиями.
Для сравнения полезно взглянуть на действия президента США Дональда Трампа и чиновников из экономического блока его администрации.Некоторые обвиняют Трампа в предоставлении противоречивой и неправильной экономической политики. Тем не менее, строгий протекционизм, особенно в отношении реального сектора национальной экономики США, является ключевой особенностью этой политики.
Администрация Трампа последовательно продвигает интересы американского бизнеса по всему миру и создает комфортные условия для ключевых предприятий отрасли. Экономическая политика администрации Трампа включает в себя как строгий протекционизм, так и меркантилизм. Результаты очевидны.
Ранее мы отмечали, что правительство Примакова-Маслюкова в 1990-х годах в России предприняло те же меры.
Возвращаясь к нынешней ситуации, действий современной российской бюрократической системы разжигают кризис. Складывается ощущение, что меры по стимулированию экономики, предложенные правительством, не направлены на достижение цели. Или чиновники не хотят казнить даже их. Более пристальный взгляд на отчетные заседания российского правительства показывает, что чиновники не могут или не хотят решать даже незначительные тактические вопросы.Они пытаются переложить ответственность на кого-то другого и оправдывают задержки необходимостью многочисленных межведомственных согласований. Количество неисполненных заданий и инструкций увеличивается с каждым днем. Российская политическая система движется к краху, который может усугубиться экономическим кризисом.
Пожертвовать
.МОСКВА, 5 августа. / ТАСС /. Российская экономика может столкнуться с технической рецессией уже в этом году из-за жесткой фискальной и денежно-кредитной политики, согласно исследовательской записке, опубликованной Столыпинским экономическим институтом роста, наблюдательный совет которого возглавляет омбудсмен по бизнесу Борис Титов в понедельник.
«Учитывая текущую экономическую политику (жесткую налогово-бюджетную политику и жесткую денежно-кредитную политику) и слабое влияние национальных проектов, технический спад может наблюдаться в экономике уже в 2019 году, а не в 2021 году, прогнозируемый Министерством экономического развития». в документе сказано.
По оценкам российской национальной службы статистики Росстата, ВВП в первом квартале 2019 года вырос на полпроцента. Росстат еще не предоставил статистику за 2 квартал и 1 полугодие, хотя Минэкономразвития предполагает, что экономический рост в стране в первом полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 0,7%, говорится в сообщении.
Эксперты института считают, что о росте сообщили только крупные предприятия и государственный сектор, поскольку анализ реестра малых и средних предприятий (МСП) свидетельствует о снижении экономической активности в России.
В частности, число работников МСП сократилось на 1,6% в 1 полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как число малых и средних предприятий сократилось на 7-8% в годовом исчислении.
Многие экономисты ослабили свои перспективы экономического роста России с июня 2019 года. Центральный банк понизил прогноз роста ВВП России на 2019 год с 1,2-1,7% до 1-1,5%, в то время как Международный валютный фонд и Всемирный банк снизили экономический рост России. оценка роста до 1,2%.
национальных проектов и увеличение инвестиций в инфраструктуру составляют большую часть прогнозируемого роста, хотя бюджет национальных проектов был исполнен только на одну треть в первой половине 2019 года, отметили эксперты Института экономического роста.Кроме того, самые низкие показатели использования бюджетных средств были отмечены в национальных проектах, которые могли бы продемонстрировать самый большой мультипликативный эффект — «Эффективность труда и обеспечение занятости» (бюджет исполнен на 17,7%), «Безопасные и качественные дороги» (бюджет исполнен на 12,2%), «Цифровая экономика» (бюджет исполнен на 8,3%).
,Пожертвовать
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность обновления до веб-браузера, поддерживающего видео HTML5
Это критический взгляд на ситуацию в России. Видео основано на статье одного из наших читателей и дополнительных данных.
Россия 2019 года находится в сложной экономической и даже политической ситуации. Тлеющие конфликты возле его границ на фоне продолжающегося давления США и НАТО негативно влияют на ситуацию в стране.Это проявляется в обществе и в национальной политике. Рейтинг одобрения российского правительства и лично президента Владимира Путина снижается.
По данным ВЦИОМ, государственного опроса общественного мнения, в январе 2019 года рейтинг доверия к Путину составлял всего 32,8%. Это на 24% меньше, чем в январе 2018 года, когда было 57,2%. В то же время рейтинг доверия премьера Дмитрия Медведева составил 7,8%. Рейтинг одобрения его кабинета составляет 37,7%, а рейтинг неодобрения — 38,7%. Оппозиционные источники показывают данные, что намного хуже для нынешнего российского руководства.
Эта тенденция не связана с внешнеполитическим курсом Кремля. Скорее, это результат недавней серии либеральных экономических реформ, которые похожи на подходы российского правительства в середине 1990-х годов. Решение об увеличении налога на добавленную стоимость на фоне замедления российской экономики, особенно в промышленном секторе, и очень непопулярной пенсионной реформы, увеличивающей пенсионный возраст, были факторами, способствующими дальнейшему росту недовольства населения.
ВВП России вырос на 2,3% в 2018 году по сравнению с 1,6% в 2017 году. Однако Министерство экономического развития в своем документе под названием «Экономическая картина» заявило, что это связано с «разовыми факторами» и не является «стабильным». ». Министерство сохранило свой прежний прогноз, заявив, что рост ВВП в 2019 году составит 1,3%. Это подтвердило увеличение оттока капитала. В этом случае одной из причин является возврат средств западным кредиторам российским частным сектором.
Минэкономразвития также отметило, что расходные доходы населения сократились на 0.2%. Уставные расходы, в том числе повышенные налоги, названы в качестве одной из причин. В документе говорится, что в 2018 году нормативные расходы выросли на 14,8%.
Кроме того, население сталкивается со все более жестким административным давлением: новые штрафы и другие штрафы за мелкие нарушения в различных областях и дополнительные административные ограничения, ограничивающие свободу действий граждан. Ограничительное управление движением больших городов, повышение платы за использование федеральных автомагистралей, а также политика, которая де-факто нацелена на малый бизнес и самозанятых лиц, являются одними из его ориентиров.
Между тем население в целом не имеет эффективных рычагов давления, чтобы влиять или корректировать государственную политику. Публично-политическая сфера превратилась в пустыню. «Единая Россия» («Единая Россия») является единственной политической партией, еще де-факто существующей в публичной политике. К настоящему времени его идеологические и организационные возможности исчерпаны. Другие «политические партии и организации» — это просто медиа-конструкции, предназначенные для защиты интересов узкой группы их спонсоров. Трудно найти законодателя в Государственной Думе или Совете Федерации, который не связан с высшей политической элитой и кланами олигархов.
В сфере СМИ правительство не смогло объяснить свой текущий курс населению. Подавляющее большинство инициатив кабинета Медведева сталкивается с негативной реакцией населения. Серия скандалов с участием государственных чиновников высшего и среднего звена еще больше усугубила ситуацию. Эти случаи выявили вопиющее лицемерие и пренебрежительное отношение к обязанностям некоторых российских чиновников.
Некоторые чиновники даже стали героями общенациональных мемов. Вероятно, наиболее выдающимися из этих героев являются министр труда и занятости населения Саратовской области Наталья Соколова и начальник управления по молодежной политике Свердловской области Ольга Глатских.
Соколова посоветовала российским пенсионерам есть «макарошки» (уничижительный термин для маккерони), чтобы сэкономить деньги и, таким образом, стать способным выживать на прожиточном минимуме в 3500 рублей [около 50 долларов США] в месяц.
«Вы станете моложе, красивее и стройнее! Стоимость макарошки всегда одна и та же! », — сказала она во время заседания региональной парламентской группы по социальной политике в октябре 2018 года, добавив, что товары со скидкой могут быть использованы для создания« сбалансированного, но диетического »меню.
Глатских стала героем мемов благодаря ее встрече с молодыми добровольцами в том же месяце.Комментируя возможное финансирование молодежных проектов, она сказала волонтерам, что правительство не просило их родителей «рожать» их. Таким образом, они ничего не должны ожидать от государства.
В период с 2018 по 2019 год было несколько арестов должностных лиц, пойманных за пределами их полномочий и вовлеченных в коррупционные схемы. По сравнению с предыдущими периодами это число увеличилось в 1,5-2 раза. Последнее задержание произошло прямо в здании парламента 30 января.32-летний сенатор Рауф Арашуков подозревается в принадлежности к преступной группе, причастной к убийству двух человек в 2010 году и оказанию давления на свидетеля одного из убийств. В тот же день власти задержали его отца, советника исполнительного директора дочернего предприятия «Газпрома» Рауля Арашукова. Его подозревают в хищении природного газа стоимостью 30 миллиардов рублей (450 миллионов долларов).
Однако этих действий недостаточно, чтобы изменить сложившуюся ситуацию со СМИ. После масштабного коррупционного скандала в Министерстве обороны в 2012 году, который практически не повлиял на ключевые ответственные лица, включая бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, который даже продолжил свою карьеру в государственной корпорации Ростех.Широкая общественность имеет серьезные сомнения относительно любого реального успеха антикоррупционных усилий.
Вышеперечисленные факторы способствуют негативному восприятию правительства Медведева и Владимира Путина как главы государства среди граждан России.
События 2014 года в Крыму показали населению России, что его государство готово защищать интересы нации и тех, кто называет себя русскими даже силой оружия. Это был первый случай, когда этот подход открыто использовался в новейшей истории России.Поэтому население было полон энтузиазма, и национальная гордость росла. Тем не менее, Кремль не смог использовать полученные возможности и не использовал их для укрепления российского государства. Фактически, до февраля 2019 года политика в отношении восточной Украины была непоследовательной. В то же время Москва продолжает терять свое влияние в постсоветских государствах. Это можно наблюдать как на Кавказе, так и в Центральной Азии. Даже их близкий союзник, Беларусь, иногда демонстрирует недружественное поведение и направляет свои усилия на использование экономических преференций, предоставляемых Россией.
Оценивая текущую внутриполитическую ситуацию в России и ее внешнеполитический курс, можно сказать, что российское руководство утратило четкое видение национального развития и твердую и последовательную политику, которая необходима любой великой державе. Другим объяснением этого является то, что российское руководство сталкивается с давлением со стороны многочисленных агентов влияния, которые выступают против видения мощного независимого государства, стремящегося выступать в качестве одного из центров силы на мировой арене.Еще один фактор, на который часто указывают эксперты, — это закрытая кланово-кастовая система элит. Эта система привела к созданию руководства, которое преследует свои узкие клановые интересы. По-видимому, все эти факторы так или иначе влияют на российскую внешнюю и внутреннюю политику.
Вышеупомянутая широкомасштабная антикоррупционная кампания, касающаяся отношения людей к демонстрации, может привести к появлению новой тенденции, которая приведет к чистке коррумпированных элит и к стратегическим изменениям внутри страны. политика.
Весьма вероятно, что в ближайшие два года (2019-2020 гг.) Россия столкнется с трудными временами и столкнется с различными угрозами и вызовами для своей экономики, курса внешней политики и даже своей государственности.
Пожертвовать
.