Монополия — что это такое, виды и формы монополий, примеры из истории
23 июля 2020
- Примеры монополий
- Их виды и формы
- Монополия в истории развития общества
- Причины монополизма
- Антимонопольное законодательство
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Монополия – это экономическая ситуация на рынке, когда всю отрасль контролирует единственный производитель (или продавец).
Производство и торговля товаров или предоставление услуг принадлежит одной фирме, которую также называют монополией или монополистом. У субъекта нет конкурентов, вследствие этого компания обладает определенной властью и может диктовать условия покупателям.
Примеры монополий
Слово «монополия» зародилось в Древней Греции и в переводе обозначает «один продаю».
Определение монополии подразумевает существование ниши бизнеса, где доминирует один производитель, который регулирует количество товара и его цены.
В чистом виде компании-монополисты встречаются очень редко. Это связано с тем, что практически для любого товара или услуги можно найти заменитель.
Например, естественной монополией является метрополитен. Если инфраструктуру подземки разделить между двумя-тремя конкурирующими фирмами, начнется настоящий хаос. Но, когда услуги метрополитена перестанут устраивать население, люди смогут добираться до места назначения на автобусах, трамваях, автомобилях, электричках.
То есть метрополитен – это монополист среди подземного, скоростного транспорта, но в сфере пассажирских перевозок он таковым не является.
Состояние экономики, в которой доминирует один субъект, характерно для жилищно-коммунального хозяйства, государственного сектора, производства продукции, требующей тщательного контроля.
Рассматривая, что такое монополия, нельзя обойти стороной еще одно близкое понятие – «олигополия». Это состояние встречается в экономике гораздо чаще. Олигопольный рынок делят между собой несколько компаний. При сговоре основных игроков рынок по своим характеристикам приближается к монопольному (пример — сотовые операторы).
Классические примеры олигополии – самолето- и судостроение, производство оружия. Здесь конкуренция (что это такое?) происходит между двумя, тремя поставщиками.
Виды и формы монополий
Выделяют следующие формы монополий:
- Естественная — возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Пример – железнодорожные перевозки. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
- Искусственная — обычно создается при объединении нескольких компаний. Сговор предприятий позволяет быстрее устранять конкурентов. Образованная структура прибегает к таким методам, как демпинг (что это такое?) цен, хозяйственный бойкот, ценовое маневрирование, промышленный шпионаж, спекуляция ценными бумагами.
- Закрытая — защищена от конкурентов законодательством. Ограничения могут касаться авторских прав, патентов (что это?), лицензирования, сертификации, налогообложения, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
- Открытая — это рынок единственного поставщика, не имеющий юридических преград от конкуренции. Характерна для фирм, предлагающих новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
- Двухсторонняя — торговая площадка с одним продавцом и одним покупателем. Обе стороны обладают властью над рынком. Вследствие этого, результат сделки зависит от способности ведения переговоров каждым участником.
Есть и другие варианты классификации, например, их делят на два вида по форме собственности:
- частная
- государственная
Или по территориальному принципу на 4 вида:
- местная
- региональная
- национальная
- экстерриториальная (глобальная)
Если рассматривать искусственную монополию, когда объединяется ряд предприятий (компаний), то говорят о различных формах таких слияний:
Монополия в истории развития общества
Выгоду от монополии люди заметили практически сразу с появлением обмена и зарождением рыночных отношений. При отсутствии конкуренции цены на продукцию можно поднять.
Древнегреческий философ Аристотель считал создание монополии умелой политикой ведения хозяйства. В одном из трудов в качестве примера мудрец рассказывает о подданном, получившим деньги «в рост». Для извлечения прибыли, предприимчивый человек скупил все железо в мастерских, а затем перепродал его с наценкой купцам, прибывшим из других мест.
Мыслитель упоминает и о попытках регулирования государством монополии. Ушлый продавец был выслан правительством из Сицилии.
В Европейских странах в Средние века монополизм развивался по двум направлениям – в результате создания цехов и путем выдачи королевских привилегий:
- Цех – это объединение ремесленников. Он контролировал производство продукции участников. Основной задачей организации было создание условий для существования мастеровых. Цеха не допускали конкурентов на свои рынки и устанавливали рыночные цены на производимые товары.
- Королевские привилегии давали исключительное право продавать или производить определенные виды продукции (услуг). Купцы и промышленники были рады заполучить такую привилегию, чтобы избавиться от конкурентов, а король получал деньги в казну. При этом многие королевские указы были абсурдны и глупы, что привело к ограничению власти монархии в некоторых странах.
В 19 веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества (тресты, синдикаты, пулы), которые действовали как монополисты.
Монополии в истории России – это повторение общемировых тенденций. Но большинство процессов в нашей стране происходили с опозданием и часто приносились извне. Так, в царской России производство спиртных напитков являлось исключительно государственной функцией.
А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.
Причины монополизма
Стремление к монополизации рынка нормально для любого бизнеса. Оно заложено в самой природе предпринимательской деятельности, основная цель которой – получение максимальной прибыли. Монополии создаются как естественным, так и искусственным путем.
Дополнительными факторами, способствующими развитию монополизма, могут быть:
- крупные траты на создание бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
- установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности – сертификация, лицензирование, распределение квот;
- политика протекционизма (что это?), защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов;
- укрупнение фирм в результате поглощения и слияния.
Антимонопольное законодательство
Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе:
- неэффективному расходованию ресурсов;
- дефициту продукции;
- несправедливому распределению доходов;
- отсутствию стимула развивать новые технологии.
Поэтому правительства стран стараются ограничить появление монополий. Специальные государственный органы следят за уровнем конкуренции на рынке, контролируют цены, предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков.
Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Примеры естественных монополий в России
Естественная монополия — такое понятие, которое появилось ещё в античные времена. Тогда несколько крупных продавцов объединялись друг с другом для получения полного контроля над отраслью. В результате у них появлялась возможность установки любой стоимости на товары и услуги. Современные примеры естественных монополий в России затрагивают как транспортную, так и газодобывающую, телекоммуникационную, энергетическую отрасли. У них нет конкурентов, что имеет как преимущества, так и недостатки.
ОАО «РЖД»
Этот гигант уже долгие годы занимается всеми грузовыми и пассажирскими перевозками с помощью железнодорожного транспорта. Даже локомотивы, принадлежащие иным компаниям, всё равно ездят по путям «РЖД», а значит, вынуждены подстраиваться под существующие требования и правила.
У «РЖД» есть дочерние организации, дающие этой области полную автономность. В первую очередь речь идёт об институтах, разрабатывающих детали и механизмы, заводах для ремонта составов, другой необходимой технике, торговых предприятиях и так далее.
В вышеописанной сфере нет конкуренции, поэтому войти в неё практически невозможно. Главная причина заключается в колоссальных и неоправданных затратах на строительство новых железнодорожных сетей.
РАО «ЕЭС Россия»
Отечественная энергетика также находится под полным контролем одной естественной монополии. В РФ существует примерно 700 разных электростанций, объединённых на сегодняшний день в РАО «ЕЭС Россия». Компания была создана в 1992 году. На текущий момент она является владельцем всех сетей линий электропередач в стране.
ПАО «Газпром»
Естественная монополия затронула и газовую промышленность. Абсолютно все компании, добывающие газ, а также транспортные региональные предприятия, перевозящие его, на сегодняшний день объединены в ПАО «Газпром». К слову, данная организация выделяет в государственный бюджет настолько много денег, что на неё приходится около 25 процентов от всех поступлений. Также «Газпром» поставляет свои услуги и товары в Восточную и Западную Европу, обладает зарубежными активами, имеет в своём подчинении многие газораспределительные и газотранспортные системы.
ПАО «Ростелеком»
«Ростелеком» является самым крупным в России провайдером цифровых услуг и сервисов, занимается предоставлением доступа к интернету, телевидению, сотовой связи и так далее. Компания лидирует на отечественном рынке: её услуги пользуются огромной востребованностью.
Относительно недавно «Ростелеком» перешёл и на массовый рынок, предлагая сервисы для семьи, например, оборудование для умного дома, образование в режиме онлайн, геймерские товары и так далее. Сотрудники компании активно создают цифровые решения для крупного бизнеса и федеральных корпораций.
Все вышеописанные примеры естественных монополий, с одной стороны, сильно поддерживают экономику, постоянно инвестируют в новые технологии и повышают престиж страны на международной арене. С другой же нередко наблюдается противоположный результат, когда крупные компании устанавливают слишком высокие цены на услуги и не мотивированы развиваться, поскольку у них вообще нет конкурентов.
Роль естественных монополий в экономике России
Естественные монополии играют важную роль в экономике России, да в мире. Такие предприятия обычно являются масштабными бизнесами, которые являются основными в своей области.
Они могут осваивать большие рынки, в том числе зарубежные, а также становиться носителями особенных технологий. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое естественная монополия — примеры, каковы особенности их создания и какую роль они играют в экономике страны.
Естественной монополией является фирма, имеющая производственную модель, по некоторым причинам намного более эффективную, чем имеют остальные игроки рынка.
Содержание статьи:
Общие сведения
Определение
К примеру, это компании, которые имеют доступ к недорогому источнику сырья или электроэнергии. Они имеет маленькие издержки, которые связаны с их закупкой, а значит, могут вести ценообразование по своему усмотрению (назначать более низкие цены или получать большую прибыль и быстрее развиваться).
Естественными монополиями являются предприятия, которые могут осуществлять монетизацию ресурса, отсутствующего у компаний-конкурентов. Это возможно, когда компания, например, обладает собственной платной автомобильной магистралью. В такой ситуации, если другие транспортные пути между объектами отсутствуют или не являются качественными, компания может на монопольных началах взимать плату за проезд и получать немалую прибыль.
Классификация
Естественной монополией является предприятие, способное представлять одну или несколько отраслей. По этой причине одной из классификации таких предприятий является принадлежность к определенной экономической сфере. В России существуют следующие отрасли естественной монополии — связь, транспорт, топливо, энергетика, атомная промышленность, коммунальные услуги, почтовые сервисы.
Дополнительным критерием классификации монополий является обладатель субъектов естественных монополий. Могут они быть муниципальными, государственными структурами, корпорациями и частыми лицами, зарубежными инвесторами. Еще одним критерием классификации монополий является организационно-правовая форма.
СПРАВКА! Обычно монополии являются публичным акционерным обществом (ПАО), а их деятельность также возможна, например, в форме унитарных предприятий или государственных корпораций.
Причины появления монополий из истории
Одним из главных факторов появления в России естественных монополий является механизм преобразования советских предприятий. Сначала они были подстроены под плановую экономику и занимали лидирующие позиции в конкретном сегменте в силу отсутствия конкуренции. На базе этого возникли фирмы, которые работают по рыночным принципам в условиях российской экономики на сегодняшний день.
Советские предприятия, работающие в национальном хозяйстве монопольно, сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Сегодня ими владеют в основном государство, однако к вложениям в капитал привлекаются и частые лица.
Следующей причиной появления монополий в том, что инвестиционный порог входа в определенную отрасль довольно высок. Для запуска бизнеса нужны огромные инвестиции. Владелец, естественно, будет заинтересован в том, чтобы его вложения как можно скорее окупились и можно было учредить фирму, способную вести работу в условиях минимальной конкуренции.
По этой причине инвестор приобретает основной объем ресурсов, задействовав огромный капитал, чтобы получать прибыль в дальнейшем. Конкуренция среди естественных монополий является крайне редким явлением, потому что предприятия такого типа специально создаются в тех областях, где интересы бизнесов не совпадают.
СПРАВКА! Дополнительным механизмом создания монополий является наличие барьеров на вход на рынок и регистрацию нового бизнеса. К примеру, это могут быть чересчур высокие требования по лицензиям, сертификации, другим разрешительным документам. По итогу инвестор лучше выберет бизнес в другой сфере, в которую легче войти.
Подробности
Естественные монополии, существующие в России
Работа монополий в России занимает огромную часть экономики. В нашей стране к естественным монополиям относятся «Газпром», «Почта России», «РЖД», «Интер РАО», «Росатом».
Все эти компании обладают признаками, по которым можно отличить типичную естественную монополию. Примеры таких предприятий можно отыскать в любых сегментах российской экономики. В любом из них может проявится один из вышеуказанных факторов.
Государство регулирует естественные монополии, тем самым стимулирует выполнение ими положительной рыночной роли. Помимо этого, государственные инициативы могут быть связаны с желанием увеличить эффективность экономики предприятий такого типа.
Реестр естественных монополий
Российские органы власти осуществляют учет предприятий, относящихся к монополиям. Обычно этим занимается Федеральная служба по тарифам. Она ведет свой реестр предприятий такого типа, которые находятся в самых разнообразных сегментах.
Созданный ФСТ реестр включает в себя предприятия, занимающиеся водоснабжением в области коммунального хозяйства, транспортировкой нефти и природного газа по трубопроводам, морским, воздушным, железнодорожным транспортом, атомной энергетикой, телекоммуникациями.
СПРАВКА! Существуют и другие органы власти, которые ведут учет монопольных предприятий. Например, Федеральная антимонопольная служба.
Государственные контракты
В России существуют фирмы, имеющие признаки естественных монополий, однако не включенных в соответствующий реестр. В таком случае приобретение услуг у такой фирмы муниципальными и государственными органами может быть затруднено в силу положения ФЗ №44. Это обусловлено тем, что если поставщик является одним на рынке, то государственные структуры могут заключить с ним контракт исключительно в том случае, если этот поставщик будет включен в реестр субъектов естественных монополий. Поэтому предприятия заинтересованы в том, чтобы как можно скорее попасть в этот список, тогда они смогут оформлять договора с бюджетными организациями.
Роль естественных монополий на рынке
Обычно монополии — это очень большие бизнесы, поэтому они являются крупными работодателями и, соответственно, налогоплательщиками. По этой причине государству выгодна эффективность таких компаний, так как их работа является фактором пополнения бюджета деньгами. Кроме того, такие предприятия выполняют важную социальную задачу обеспечения населения работой. Государство регулирует монополии таким образом, чтобы настоящие позиции этих предприятий на рынке сохранялись и не происходило уменьшения выручки и сокращения рабочих мест. Это обуславливает социальную стабильность в регионах, где функционируют предприятия такого типа.
СПРАВКА! Бывает, что в услугах монополий нуждаются настолько, что компании совершенно не имеют проблем с выручкой и рентабельностью. В таких ситуациях государство минимально должно вмешиваться в работу этих предприятий. Важно только, чтобы предприятие вовремя выполняла свои обязательства перед государством.
Заключение
Естественные монополии в России занимают значительную долю национального хозяйства. В основном это так, потому что крупные предприятия такого типа были организованы в СССР, когда не было рыночной конкуренции, и они изначально занимали лидирующие позиции на рынке и свободный доступ к ресурсам, недоступным для возможных конкурентов. Всем известные компании, которые могут рассматриваться как монополии, это корпорации «Газпром», «Почта России», «РЖД».
Естественные монополии являются субъектами бизнеса, являющихся крупными налогоплательщиками и хорошими работодателями для большого количества людей. По этим причинам государство содействует их бизнесу и заинтересовано в его стабильности. Однако, при наличии каких-то причин, власти имеют право вмешиваться в работу таких предприятий, если нужно модернизировать определенный рыночный сегмент.
Естественные монополии в современной России
Естественные монополии в современной России
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Содержание
Введение
1. Понятие естественной монополии
2. Естественные монополии в России
3. Негативные стороны монополизма
4. Влияние естественных монополий на национальную экономику
5. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России
5.1 Методы антимонопольного регулирования
5.2 Закон РФ о регулировании естественных монополий
5.2.1 Сущность закона
5.2.2 Пример по России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.
В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду cнеблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
От того насколько прогрессивно будет развиваться законодательная база страны, зависит дальнейшее развитие экономики России и уровень ее благосостояния.
1. Понятие естественной монополии
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Электроэнергетика.
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.
Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:
· вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;
· предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;
· намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
· расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.
Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных — менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.
Главная проблема российской электроэнергетики — неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.
По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко — «необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции — одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии».
Газовая промышленность.
Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО «Газпром», в 1999 г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» — крупнейший кредитор российской экономики. ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «mter h ll» (дочернем предприятии концерна «B «) дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.
Входящие в систему «Газпрома» как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения — это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.
Железнодорожный транспорт.
На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями — железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.
В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2 — 3 раза выше, чем в Англии, Ф
ФАС России | Реестр субъектов естественных монополий
Полная версияВерсия для слабовидящихEngНацплан развития конкуренции30 лет антимонопольному регулированию15 лет ФАС РоссииРеформа контроля и надзораМеры в связи с пандемией COVID-19- О ФАС России
- Миссия, цели, ценности
- Услуги и функции
- Вышестоящие организации
- Структура
- Государственная служба
- Противодействие коррупции
- Федеральные целевые программы
- Политика в области качества (ISO 9001)
- Гражданская оборона
- ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
- Музей ФАС России
- История антимонопольного регулирования в России
- Этический Кодекс государственных гражданских служащих ФАС России
- Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
- Коллегиальные органы
- Коллегия ФАС России
- Биржевой комитет
- Правление ФАС России
- Апелляционная инстанция
- Методический совет
- Методический совет по тарифному регулированию
- Комиссия по товарным рынкам
- Президиум ФАС
- База решений
- Документы
- Нормативные правовые акты
- Разъяснения Президиума ФАС
- Разъяснения
- Информационное письмо
- Аналитические материалы
- Доклады
- Планы деятельности
- Отчетность
- Сведения о полезном отпуске
- Статистика
- Бюджет ФАС России
- Архив
- Открытое ведомство
- Концепция открытости ФОИВ
- Публичные декларации ФАС России
- Открытые данные
- Белая и черная книги
- Буклеты о лучших практиках
- Опросы
- ФАС детям
- Работа с референтными группами
- Наука и образование
- Пресс-служба
- Медиа-архив
- Буклеты
- Новости
- Официальная позиция
- Публичные мероприятия ФАС России
- Инициативные проекты
- Международное сотрудничество
- Международные организации
- Международные рабочие группы
- Двустороннее сотрудничество
- Международные мероприятия
- Архив
- Территориальные органы
- Положение о ТО ФАС России
- Контакты
- Задачи и функции территориальных органов ФАС
- История создания территориальных органов ФАС России
- Соглашения о сотрудничестве ФАС России с регионами
- Стандарт развития конкуренции
- Новости ТО ФАС России
- Общественный совет при ФАС России
- Экспертные советы при ФАС России
- Обратиться в ФАС
- Порядок обращения
- Написать в ФАС России
- Общественная приемная ФАС России
- Отчеты о работе с обращениями граждан
- Часто задаваемые вопросы
- Запись на личный приём в Общественной приёмной ФАС России
- Контакты ответственных лиц за работу с обращениями граждан
- Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов
- Направления деятельности
- Антимонопольное регулирование
- Контроль проведения торгов
- Контроль распределения государственного и муниципального имущества
- В сфере распределения природных ресурсов
- В сфере связи
- В ТЭК
- В химической промышленности
- В сфере информационных технологий
- В сфере строительства и недвижимости
- В ЖКХ
- В социальной сфере
- В сфере транспорта
- В агропромышленном комплексе
- В электроэнергетике
- В промышленности
- Контроль органов власти
- Оборонно-промышленного комплекса
- На финансовых рынках
- Рынок услуг в сфере таможенного дела
- Рынок алкогольной продукции
- Рынок табачной продукции
- Контроль недобросовестной конкуренции
- Охранная деятельность
- Борьба с картелями
- Обзор практики административной апелляции
- Тарифное регулирование
- Контроль госзакупок
- Контроль рекламы
- Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
- Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе
- Контроль гособоронзаказа
- Контроль иностранных инвестиций
- Контроль в сфере торговли
- Антимонопольное регулирование
- Информационные системы
- Мониторинг цен на нефтепродукты
- Мониторинг цен на медицинские маски
- Показатели для вычета акциза
- Калькулятор КУ
- Раскрытие информации в ЖКХ
- Реестр жалоб
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Реестр субъектов естественных монополий
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
- Мониторинг цен на нефтепродукты
Сущность антимонопольной политики государства и ее роль
Нередко люди слышат словосочетание «антимонопольная политика государства», но не все сразу могут понять, о чем идет речь, в то время как это очень важная и актуальная тема на сегодняшний день.
Антимонопольная политика государства — это политическая программа, направленная на уничтожение монополий как явления. Чтобы наиболее полно разобраться в вопросе: в первую очередь необходимо понять базовую терминологию, а затем более детально проработать проблему, изучить, чем плохи монополии, почему от них следует избавляться и как это можно сделать.
Что такое монополии
Монополия — это состояние экономики, при которой в определенной сфере бизнеса существует только один объект. Соответственно, контролирует как количество выпускаемой продукции, так и цены на нее. Эксклюзивное право на продажу товара или предоставление конкретных услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям.
Подобное положение дел может сформироваться как естественным, так и искусственным путем, на его возникновение или отсутствие напрямую влияет политика, проводимая руководством той или иной страны. Примечательно, что в качестве монополиста может выступать и само государство, однако чаще всего частная фирма или организация.
Основные признаки монополии
Чтобы человек смог понять, монополия перед ним или нет, он должен знать ее основные признаки, к которым относятся следующие:
- отсутствие или ограничение конкуренции;
- дискриминация потребителя, которая будет проявляться в той или иной форме;
- искусственное завышение цен;
- снижение выпуска продукции или понижение его качества.
Если все вышеперечисленные условия соблюдены, то можно смело заявлять, что это монополия. Важно понимать, что она бывает нескольких видов.
Виды монополии
Монополию можно условно разделить на три базовых подвида:
- Естественная. При данной модели какая-либо организация производит не имеющие аналогов товары или оказывает подобного рода услуги, поскольку конкуренция невозможно по естественным причинам. Она требует слишком больших вложений, на которые никто не способ. В качестве иллюстрации этого вида монополии можно привести железнодорожные перевозки: долгое время эта сфера была сосредоточена в руках только одного собственника и исключала конкуренцию.
- Искусственная. Меры по ограничению количества участников в той или иной сфере бизнеса предпринимаются на государственном уровне. В основном касается тех отраслей, где необходимо соблюдать максимальную осторожность, чтобы обеспечить безопасность потребителей.
- Открытая. Она происходит после создания новых технологий. В течение некоторого времени конкурирующие фирмы не могут придумать аналогов или разгадать секрет первооткрывателей, поэтому они становятся монополистами в своей сфере.
Это основные виды монополии. В том или ином виде она может встречаться довольно часто. Как уже было упомянуто выше, нельзя однозначно сказать, что от монополий один только вред. Напротив, они также обладают рядом преимуществ.
Преимущества монополий
Несмотря на все негативные аспекты, у такой системы как монополия есть и ряд положительных сторон.
В частности, следующие:
- Проведение единой государственной политики. К примеру, государство может держать в своих руках все полезные ископаемые, добываемые в стране, что влияет на благосостояние всех ее граждан.
- Обеспечение высокой прибыли. Государственное регулирование цен позволяет производителю быстро окупить расходы и получить оптимальную выручку.
- Защита прав потребителей. В некоторых отдельных случаях поддержка монополий на государственном уровне обеспечивает безопасность наименее обеспеченным и защищенным слоям общества.
Как видно, преимущества в монополии все же есть, однако ее плюсы не перевешивают минусы. Поэтому подобного рода экономическая система обычно порицается, и большинство государств проводят антимонопольную политику.
Антимонопольная политика государства: что это
Как понятно из названия, антимонопольная политика — это система мер, направленная на борьбу с уже существующими монополиями или с их потенциальным возникновением. Она проводится в большинстве стран мира с той или иной активностью. В основном правительство заинтересовано в ликвидации монополии и формирование свободного рынка торговли.
Существует множество способов проведения подобного рода политики.
Антимонопольная политика государства: основные методы
Существует две базовые категории методов борьбы с монополией:
- прямые;
- косвенные.
У каждого из них есть ряд своих особенностей, которых стоит поговорить детальнее.
Прямые методики антимонопольные политики
К прямым методикам антимонопольной политики относятся следующие виды деятельности:
- прямой государственный запрет на монополию, который зафиксирован в различных нормативных актов;
- установка «потолка цен» или верхнего и нижнего уровня расценок на ту или иною продукцию;
- ограничение предельного темпа роста цен и уровня нормы прибыли.
Эти методики эффективно действуют во множестве стран и являются самыми эффективными способами борьбы с монополиями.
Косвенные методы антимонопольной политики
К косвенным методикам относятся следующие:
- поощрение создания фирм, аналогичных уже существующим;
- поддержка новых фирм среднего и малого бизнеса, чтобы они были конкурентоспособны;
- предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;
- предоставление всех возможностей для свободной международной торговли. С помощью нее также развивается конкуренция;
- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;
- государственное финансирование научно-исследовательских работ в различных направлениях.
С помощью всех этих мер можно реализовать антимонопольную политику. Насколько эффективно она будет производиться, зависит от действий власти.
Антимонопольная политика в Российской Федерации: особенности и достижения
Как и во многих других странах, в России проводится антимонопольная политика, поскольку в государстве рыночная форма экономики. Она осуществляется при помощи законодательных актов, а также вышеперечисленных косвенных способов урегулирования ситуации. Главная задача приводимой политики — сохранить уже созданный баланс и не допускать массового возникновения монополий.
На территории Российской Федерации деятельность по контролю за соблюдением антимонопольных законов отвечает Федеральная антимонопольная служба.
Не смотря на все усилия, борьба с монополиями в России проводится не так эффективно, как хотелось бы.
Монополия по факту не является настолько плохой политической системой, какой ее принято считать. Как уже было упомянуто выше, в ней тоже есть множество положительных аспектов. Однако минусов в существовании монополий гораздо больше, чем плюсов, поэтому большинство государств проводят радикальную антимонопольную политику с помощью тех или иных методов. Это помогает поддерживать здоровую конкуренцию и избежать дефицита.
видов. Субъект государственных монополий. Государственное регулирование естественных монополий
В современном мире экономисты считают монополию тормозом прогресса. По их мнению, это не способно заставить монополиста модернизировать и улучшать производственные процессы.
С такой позицией нельзя не согласиться, но стоит добавить, что есть сферы производства, в которых невозможно обойтись без монополии. Причем, если в отдельных секторах экономики демонополизировать рынок, это сулит резкое удорожание стоимости услуг.
Как управлять монополией?
Если без монополии не обойтись, то возникает соответствующий вопрос о методах и методах контроля операций, которые совершаются на таком рынке. Ведь без этого цены могут неоправданно вырасти, а качество продукции снизиться.
В данном случае основным инструментом контроля над аналогичными предприятиями является государственное регулирование монополии. С помощью соответствующего законодательства государство устанавливает определенные условия, за пределами которых предприятие не может выйти.
Если рассматривать государственную монополию, то тут не все так просто. В конце концов, кто, как не государство, может с помощью своих ресурсов производить массовые товары по льготным ценам? Возможно, ни одно коммерческое предприятие не сможет этого сделать, потому что потеряет источник финансирования своих производственных затрат. В социально значимых сферах без помощи государства не обойтись.
Понятие государственной монополии
Итак, прежде чем приступить к анализу этого вопроса, необходимо сначала разобрать саму концепцию.Государственная монополия — это разновидность несовершенной конкуренции, в которой государство само является монополистом.
Это может быть связано с довольно большим количеством факторов: защита слабых слоев населения, получение дополнительного источника пополнения бюджета, политика, направленная на мониторинг тех секторов экономики, которые наиболее интересны для штат.
В каких сферах может наблюдаться такое состояние?
В основном государственная монополия большинства стран распространяется на следующие услуги и товары:
— товары массового потребления;
— наркотические вещества;
— напитки алкогольные;
— табачные изделия;
— продажа определенных товаров за границу;
— полезные ископаемые и др.
Иными словами, государственная монополия — это инструмент, с помощью которого государство может управлять стратегически важными для него секторами экономики.
Кто является субъектом государственной монополии?
Это определение называется предприятием или организацией, которым дается привилегия функционирования на монополистическом рынке.
Чаще всего субъект государственной монополии — это открытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству. Но это около
Государство удвоило присутствие за прошедшее десятилетие
.Экономику России можно охарактеризовать как капитализм государственных монополий.Это открытие Федерального Антимонопольная служба (ФАС) в отчете о состоянии конкуренции в России. Отчет содержит ряд моментов, которые правительство По словам главы ФАС Игоря Артемьева, чиновники будут обеспокоены.
Государство быстро увеличило свое присутствие в экономика. Вместе с госкомпаниями его доля в ВВП выросла с 35 процентов в 2005 году до 70 процентов в 2015 году. государственных и муниципальных унитарных предприятий утроилось за последние три года. только лет, и они продолжают появляться на рынках с высокоразвитая конкуренция, где их использование административных ресурсы и государственное финансирование представляют серьезную угрозу для других игроков.Такие предприятия быстро выросли в региональных и муниципальные уровни, подавление конкуренции на местных рынках.
Правительство тоже очень не хочет расставаться с его активы. В 2012 году он расширил список крупнейших государственных предприятий. компании, планируемые к приватизации с намерением значительно уменьшить свою долю в этих концернах и, возможно, продать их целиком. Но эти планы изменились: теперь правительство решили сохранить корпоративный контроль и свое влияние на управление.
Расширение присутствия государства в экономике углубление монополистических тенденций в «экономическом пространстве». неподконтрольны государству », — сетует ФАС.
Почти половина — 48 процентов — респондентов в По данным исследования Российского союза промышленников и предпринимателей, что власти относятся к бизнесу как к «личной копилке». Это число выросло с 42% тех, кто так считал в 2014 году. все меньше бизнесменов считают, что власть лечит им нравятся младшие или равные партнеры.Опрос показал, что 15,8 процентов компаний считают, что власти рассматривают бизнес как рассадник коррупции. Только 2 процента опрошенных согласны с тем, что «власти рассматривают бизнес как конкурента».
Бизнесмены заявили, что правительственные чиновники главные враги конкуренции. Действия властей являются основная причина снижения количества конкурентов, ФАС заключил со ссылкой на отчет Аналитического центра правительства.
Ответные продовольственные санкции правительства один пример негативного влияния на конкуренцию.Эмбарго имеет привело к резкому росту цен на продукты питания, в то время как и хваленый программа «импортозамещения» применяется только в отдельных экземпляры.
В отчете сказано, что ускоренный импорт замена «может нести скрытую угрозу для экономики» на ведет к снижению конкуренции и снижению эффективности продукта рынки.
Политика импортозамещения должна быть ограничена только в несколько областей, таких как оборона и обеспечение фармацевтическая и продовольственная безопасность, говорится в сообщении ФАС.Агентство также утверждал, что модернизация и создание новых предприятий из царапина должна служить основной формой импортозамещения.
Артемьев сказал, что для борьбы с монополиями и контрпродуктивные действия государственных чиновников, ФАС рекомендовал сосредоточиться на национальном плане развития конкуренции это готовится по распоряжению президента. ФАС предложила установление экономических показателей как целей производительности, которые регулируют и министрам придется получить или потерять должность.
Роль государственных и квазигосударственных институтов — государственные компании и корпорации наряду с девелопментом учреждений — растет, — отметил главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Частный бизнес должен затянуть пояса, а государственный сектор находится под гораздо меньшим экономическим давлением.
Государственные банки проводят более свободную кредитную политику чем частные банки и выдают кредиты менее эффективным компаниям, Орлова сказала, добавив, что госкомпании не ориентированы на рентабельность.Похоже, что правительство удовлетворено текущими ситуация, сказала она.
Публичная дипломатия и ее участники
В условиях цифровой революции и устранения различий между внутренней и внешней политикой публичная дипломатия как неотъемлемая часть мягкой силы вышла на передний план дипломатии. Профессиональные дипломаты, а также неправительственные организации могут быть участниками публичной дипломатии. Правовой статус НПО варьируется от страны к стране.Особое внимание уделяется вопросу зарубежного финансирования этих организаций. В России существует почти тысяча НПО, которые занимаются политической деятельностью и играют важную роль в мире. Принимая это во внимание, Закон «Об иностранных агентах» вызывает обеспокоенность и стимулирует рост протестов.
НПО — инструмент доверия или агент влияния?
В условиях цифровой революции и устранения различий между внутренней и внешней политикой публичная дипломатия как неотъемлемая часть мягкой силы вышла на передний план дипломатии.Профессиональные дипломаты, а также неправительственные организации могут быть участниками публичной дипломатии. Правовой статус НПО варьируется от страны к стране. Особое внимание уделяется вопросу зарубежного финансирования этих организаций. В России существует почти тысяча НПО, которые занимаются политической деятельностью и играют важную роль в мире. Принимая это во внимание, Закон «Об иностранных агентах» вызывает обеспокоенность и стимулирует рост протестов.
По оценкам экспертов, такие знакомые на наш слух термины, как «глобализация», «регионализация», «интеграция» все чаще заменяются «турбулентностью», «непредсказуемостью», «трансформацией».Даже такой традиционный институт, как дипломатия, претерпевает бурные изменения. Классическая модель дипломатии, предполагающая взаимодействие государств, — лишь один из аспектов современной дипломатии. Сегодня дипломатия многогранна. В последнее время особое место занимает публичная дипломатия, как неотъемлемая часть того, что называется «мягкой силой». К сожалению, в этом направлении мы существенно проигрываем другим странам, как отметил президент РСМД И. Иванов.
В нашем внешнеполитическом лексиконе используются два термина — «публичная» и «социальная» дипломатия.Однако взаимозаменяемость этих терминов следует интерпретировать с осторожностью. Мы живем в эпоху глобального общения и, следовательно, глобального перевода. Понятие «общественный» можно перевести на другие языки как «социальный», «гражданский», а также «гражданский» и «популярный». Понятно, что дипломатию, проводимую неправительственными организациями, мы называем публичной. Это в какой-то мере отражает практику советских времен, когда деятельность подобных организаций, участвующих в международном обмене, осуществлялась целиком в рамках единой государственной идеологии.Не случайно, что этот подход все еще применяется в коммунистическом Китае, где эти организации рассматриваются как общественные, имея в виду только деятельность так называемых гун (неправительственных организаций, организованных государством). Мы имеем очень узкую интерпретацию всего направления современной дипломатии, которое называется «публичным». Следует отметить, что в Указе «О мерах по реализации внешней политики Российской Федерации», подписанном Президентом Владимиром Путиным 7 мая 2012 года, употреблен термин «публичная дипломатия».
Публичная дипломатия не имеет ничего общего с маркетингом, это диалог
Известно, что «публичная политика» — это новый способ осуществления власти в эпоху глобальной информатизации. Публичная дипломатия, тесно связанная с этим направлением политики, представляет собой «пространство», где главными действующими лицами являются политика, культура, наука и образование, СМИ, НПО, пользователи социальных сетей. И, самое главное, гласность сейчас является неотъемлемой чертой профессиональной дипломатии. Теоретики считают, что профессиональная публичная дипломатия должна стать катализатором деятельности негосударственных субъектов.И эта синергия очень важна.
Публичная дипломатия стала темой дискуссий в середине прошлого века [1]>. Самый распространенный метод публичной дипломатии — это обращение к общественному мнению страны, опирающейся на помощь правительства. Послы тоже «вышли из тени». В принимающей стране они начали появляться в печатных СМИ, на радио и телевидении, чтобы разъяснять позицию своей страны в законодательных собраниях. Дипломаты начали оттачивать искусство дискуссии, они начали убеждать и заставлять своих оппонентов передумать.В очень упрощенном понимании публичная дипломатия называется своего рода синтезом ценностей, технологий продвижения и маркетинга. Однако на самом деле это гораздо более сложное явление. Конечно, умелое использование законов рынка приносит свои плоды. Например, МИД Италии предложил хороший маркетинговый ход — проводить выставки и ярмарки в зарубежных странах под названием всемирно известного фильма Ф. Феллини «Сладкая жизнь». Однако с точки зрения маркетинга, т. Е. Набора инструментов, используемых в рекламе для стимулирования продаж, при отсутствии взаимного обмена идеями публичная дипломатия представляет собой интерактивный диалог.Используя этот диалог, мы получаем сторонников и союзников и создаем более гуманный образ нашей страны.
«Двойная дипломатия» и «двойная дипломатия»
Необходимость вовлечения общественности в мгновенное распространение информации, а также дезинформацию, стала особенно важной. Публичная дипломатия обогатилась общением в социальных сетях. В результате родился новый термин — «двойная дипломатия». Твиттер и другие социальные сети использовались внешнеполитическими ведомствами.Президенты, премьер-министры, министры, министры иностранных дел и послы присоединяются к социальным сетям и становятся «дипломатами». Министерство иностранных дел Великобритании создало специальный «веб-хаб», который оказывает техническую помощь своим «двойным дипломатам» и разрабатывает цифровые стратегии внешней политики. Французское агентство «Agence France-Presse» (AFP) в режиме on-line отслеживает влияние сетевых государственных субъектов, вовлеченных в публичную дипломатию. Данные дают информацию о количестве официальных лиц и сторонников экспертов.Количество подписчиков в США составляет около 43 миллионов человек, а в России — 2,5 миллиона. Надо хорошенько подумать, чем вызван этот разрыв.
НПО — инструмент доверия или агент влияния?
Завоевать доверие профессиональным дипломатам непросто, поскольку они ограничены инструкциями своего ведомства. Неправительственные субъекты публичной дипломатии находятся в более выгодном положении. Они способны охватить весь спектр политической жизни своей страны, переводя не только официальные данные, но и оппозиционные настроения.В России успешно созданы Российский совет по международным делам, Фонд общественной дипломатии им. А. Горчакова, фонд «Русский мир» и др. В настоящее время многие НПО имеют консультативный статус при ЭКОСОС ООН. Партнерские отношения этих организаций с ООН предполагают, в частности, мобилизацию общественного мнения и политического давления посредством кампаний и протестов, а также софинансирование программ и фондов ООН.
Правовой статус НПО варьируется от страны к стране.В некоторых странах НПО, которые почти не участвуют в политике и финансируются из-за рубежа, становятся предметом особого внимания государства. Конечно, никто не может отрицать, что оказание иностранной помощи, порой не без серьезных злоупотреблений, связано с финансированием террористических и экстремистских организаций, нарушением налогового законодательства и коррупцией. Борьба с этими и другими нарушениями возможна, в том числе, благодаря соответствующим национальным законам, принятым в России.
В 1938 году в США был принят закон о регистрации иностранных агентов, занимающихся лоббированием интересов иностранного государства.Закон не распространяется на тех граждан, которые занимаются исключительно коммерческой, религиозной, образовательной, научной деятельностью или деятельностью в области изобразительного искусства. В 2011 году внимание мира было привлечено к Израилю, где правительство Б. Нетаньяху приняло в Кнессете закон, запрещающий иностранное финансирование НПО. Премьер сравнил такое финансирование с «троянским конем», а местная пресса выразила недовольство политикой ЕС и ряда европейских стран, отправив в Израиль деньги, которые «воняют».
В ответ Верховный комиссар ООН по правам человека включил еврейское государство в список стран с ограниченным числом наблюдателей за соблюдением прав человека. Американский еврейский комитет выступил с заявлением, в котором осудил Кнессет за нарушение демократических принципов. В самом Израиле намерение правительства вызвало резкий отпор оппозиционных партий и общественности. В конечном итоге счет был отложен.
В странах-членах ЕС существует либеральная уведомительная процедура регистрации НПО.Учредителями и участниками НПО могут быть иностранные граждане, деятельность которых регулируется национальным законодательством. В «Основополагающих принципах статуса неправительственных организаций в Европе», принятых Советом министров в 2003 году, отмечается, что НПО может обращаться за финансированием из-за границы.
А что творится в России?
Как известно, в России недавно принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области регулирования деятельности некоммерческих организаций, выступающих в качестве иностранных агентов».Авторы законопроекта объяснили эту инициативу попыткой сделать более прозрачной финансовую отчетность тех организаций, которые занимаются политической деятельностью в России и получают деньги из-за границы. Президент Владимир Путин подчеркнул, что закон не носит запретительного характера. Действительно, российское законодательство в целом не запрещает иностранное финансирование НПО. Спустя годы после распада Советского Союза иностранная помощь часто оказывалась российским неправительственным организациям, академическим учреждениям, средствам массовой информации, ученым и т. Д.Только с 2009 по 2012 год США выделили почти 160 миллионов долларов на антикоррупционные и другие гуманитарные программы в России. В бюджете Госдепартамента США на 2012 год выделено более 9 миллионов долларов на поддержку российских НПО. С 1997 года 250 российских компаний получили поддержку Европейского инструмента за демократию и права человека, учрежденного Европейским парламентом. Так называемые европейские мини-проекты требуют финансовой поддержки гражданского общества, стремящегося повлиять на процессы демократических преобразований на местном уровне.В России отбор микропроектов осуществляется на основе регулярных тендеров, проводимых Делегацией Европейской Комиссии.
Участие российских агентств в финансировании негосударственных организаций очень скромное. По имеющимся данным, вклад государства в среднегодовой бюджет российских НПО составляет менее 10%. В западных странах финансирование НПО государством в среднем составляет более 40%. Как остроумно заметила газета «Ведомости», после принятия Закона об «иностранных агентах» может случиться так, что «все хорошее в стране делается на иностранные деньги».Также следует иметь в виду, что в отличие, например, от Италии, где Министерство иностранных дел каждый год пересматривает список НПО, получающих государственное финансирование, многим участникам российской публичной дипломатии нелегко получить финансирование из внутренних источников. .
Новый закон, вводящий термин «иностранный агент», включает обременительные процедуры сообщения о получении иностранной помощи, что ведет к увеличению бюрократии. Судьи Верховного Суда РФ обратили внимание на трудности, которые могут возникнуть при применении закона из-за отсутствия законодательного определения отдельных понятий.Председатель Совета при президенте РФ по гражданскому обществу и правам человека М. Федотов предупредил, что по новому закону любую деятельность можно трактовать как политическую. Если обратиться к Положению Министерства юстиции (в редакции Указа Президента РФ № 1079 от 14.07.2008), то согласно нему любая партия также должна быть отнесена к политической некоммерческой организации, а партии, пользующиеся поддержкой со стороны за границей должны быть зарегистрированы как «иностранные агенты».
Новый закон вызывает беспокойство как в России, так и за рубежом и вызывает протесты.Возможно, до принятия закона компетентным органам удавалось предотвращать нарушения и восстанавливать правопорядок на основе действующего законодательства, более строгого, чем действующие европейские законы в этой сфере. Возникающие проблемы в отношениях с западными донорами необходимо решать с помощью дипломатии. Таким образом, госсекретарь США Хиллари Клинтон уже пообещала найти выход, который поможет продолжить финансирование российских некоммерческих организаций, не создавая проблем для получателей грантов.Случайно законодатели решили продлить срок действия закона до 120 дней с момента его опубликования.
Итак, публичная дипломатия — неотъемлемая часть политики «мягкой силы». Задача публичной дипломатии — завербовать общественность — становится особенно важной в настоящее время. НПО действуют как проводники публичной дипломатии в синергии с государством. Принятие закона об «иностранных агентах» вызывает обеспокоенность и вызывает резкое несогласие в обществе.В этой ситуации возникает вопрос, нужно ли в эпоху глобальной коммуникации противопоставлять политику «мягкой силы» жесткой административной практике? Намного более продуктивным представляется поддержка процесса создания НПО (даже оппозиционных) как части гражданского общества, активного вовлечения их в диалог по вопросам внутренней и международной политики.
1. Зонова Т.В. «Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития».М .: РОССПЭН, 2003.
Страница не найдена | Торговый представитель США
Перейти к основному содержанию- ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
Назад
- ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
- Соглашения о свободной торговле
- Рамочные соглашения о торговле и инвестициях
- Двусторонние инвестиционные договоры
- Другие инициативы
- СТРАН И РЕГИОНОВ
Назад
- СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
- Африка
- Америка
- Юго-Восточная Азия и Тихий океан
- Европа и Ближний Восток
- Южная и Центральная Азия
- Китай, Монголия и Тайвань
- Япония, Корея и АТЭС
- США
- ОБЛАСТИ ВЫПУСКА
Назад
- ОБЛАСТИ ВЫПУСКА
- Сельское хозяйство
- Экономика и торговля
- Правоприменение
- Окружающая среда
- Государственные закупки
- Промышленность и производство
- Интеллектуальная собственность
- Трудовые отношения
- Программы предпочтений
- Услуги, инвестиции и цифровая торговля
- Малый бизнес
- Текстиль и одежда
- Торговля и развитие
- Торговые организации
- О НАС
Назад
- О НАС
- О USTR
- Лидерство
- Организация
- Полисы
- Консультативные комитеты
- Пресс-служба
Политическое устройство Российской Федерации: Президент и Правительство
Государственную власть осуществляют следующие органы: Президент, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Федерация Совет), Правительство и суды.Государственная власть в регионах Российской Федерации осуществляется региональными органами государственной власти.
Местное самоуправление не является частью системы органов государственной власти они независимы в пределах своих полномочий.
Президент Российской Федерации
Президент Российской Федерации является главой государства. Он (она) является гарантом Конституции Российской Федерации. Федерации и защиты прав и свобод человека и гражданина, он (она) принимает меры защищает суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственную целостность, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.Президент Российской Федерации определяет основные задачи внутренней и внешней политики государства и представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Федерация.
Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации. Любой гражданин России не моложе 35 лет
лет, постоянно проживавших в Российской Федерации не
Президентом может быть избран менее 10 лет.
Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только по обвинению в государственной измене или ином государстве. тяжкое преступление возбуждено Государственной Думой.
Федеральные округа
В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений федеральные округа, в которые Президент назначает своих полномочных представителей, были созданы в 2000 году.
Федеральные округа не регионы и не другие конституционная часть административно-территориального деления Российской Федерация.
Полномочные представители Президента не являются губернаторы районов или главы субъектов (регионов) района и они просто представители президента и депутаты Администрации Президента. Полномочные представители Президента не имеют конституционные полномочия.
Исполнительная власть
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.Председатель (Премьер-министр) назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатов на пост Председателя Правительства Трижды Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и объявляет новые выборы.
Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя и федерального правительства. министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные службы и федеральные агентства.Однако есть министерства, федеральные агентства и службы, которые подчиняются непосредственно Президенту, например, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, пр.
Местное самоуправление
Местное самоуправление в Российской Федерации предусматривает самостоятельное решение населением вопросов местного важность, а также владение, использование и управление муниципальной собственностью.это осуществляемые гражданами посредством референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. самоуправление.
государственных монополий: следующее движение за независимость: свобода от государственных монополий
Ранее в этом году, когда Индия решила положить конец четырехлетнему контролю над сектором государственной компании Coal India, открыв его для частных компаний, это возродило извечные дебаты о государственных монополиях и необходимость введения конкуренции там, где она была неэффективной.Хотя нет сомнений в том, что частный сектор приобрел гораздо большее присутствие в индийской экономике за последние 70 лет, есть еще много областей в государственной сфере, которые можно освободить. Первое место в списке занимают транспорт, железные дороги, распределение электроэнергии и оборона, которые по-прежнему очень сильно контролируются государством.
«Конкуренция — всегда лучшая гарантия компетентности, эффективности и контроля над ценами», — недавно сказал министр обороны Арун Джейтли о политике стратегического партнерства (SP), направленной на открытие производства четырех основных оборонных платформ для частного сектора.«Финансирование оборонных ПЕВ похоже на капитализацию банков», — сказал Лаксман Кумар Бехера, научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа. «Защитные блоки питания неэффективны, а производительность составляет одну пятую часть мировых компаний. Правительству не нужно держать их под своим контролем ».
Идея включения некоторых компаний в листинг фондовых бирж поможет улучшить их корпоративное управление. Другой пример, где конкуренция может творить чудеса, — это железные дороги. Правительство планирует создать независимый железнодорожный регулирующий орган для определения тарифов, обеспечения честной игры и равных условий для частных игроков, заинтересованных в инвестициях.Размер и масштаб одной из крупнейших железнодорожных сетей мира таковы, что ее повседневные операции не могут управляться никаким частным предприятием из-за его «обязательств по социальному обслуживанию».
Это означает, что пассажирские тарифы низкие, что делает финансово невыгодным для частного игрока управлять поездами. Но это не относится к дополнительным услугам. «Чистота железнодорожных платформ, управление экспозициями и обслуживание залов ожидания могут быть легко выполнены частными игроками», — сказал Данендра Кумар, бывший председатель Комиссии по конкуренции Индии.По мнению экспертов, энергетический сектор — более крепкий орешек. Распределение электроэнергии является самым слабым звеном в цепочке создания стоимости, влияющим на финансовое состояние энергогенерирующих компаний и остро нуждающимся в конкуренции.
«Энергетический сектор является более сложным из-за очень высокого уровня субсидий», — сказал главный экономист CARE Ratings Мадан Сабнавис. «Более того, цены устанавливаются государством и ниже закупочных». Сложнее всего в сельской местности, где электроэнергия для сельского хозяйства сильно субсидируется или даже бесплатна.«Это тоже вопрос выборов.
Таким образом, для частного сектора может быть нецелесообразно с финансовой точки зрения рисковать там », — сказал Сабнавис. Раджив Кхер, член бывшего Апелляционного суда по вопросам конкуренции, сказал, что большинство проблем, связанных с конкуренцией, возникает в нескольких секторах, таких как фармацевтика, электроэнергетика, распределение газа и телекоммуникации. «Газ и уголь — это области, где можно сделать больше.
Как долго уголь может оставаться государственной монополией? » В прошлом месяце в проекте национальной энергетической политики правительственного аналитического центра Niti Aayog говорилось о отходе от непрозрачной угольной экономики.Он предлагал правительству акционировать семь дочерних предприятий Coal India в независимые компании и позволить им конкурировать друг с другом на открытом рынке.
Свежая продукция из новых месторождений частного сектора повысит эффективность и снизит цены за счет конкуренции, говорится в сообщении. Однако он предупредил, что определяемая рынком поставка угля может отрицательно повлиять на цены на электроэнергию для уязвимых потребителей.
То же самое применимо к наземному транспорту, где государственно-частные партнерства и сборы за проезд хорошо зарекомендовали себя на национальных автомагистралях, но то же самое может относиться к государственным дорогам, где постоянно передвигается сельскохозяйственная продукция.