Разное

Корпорация россия – Корпорация «Россия». | Корпорация.

30.11.2016

Корпорация «Россия». | Корпорация.

Образ российской экономики как конгломерата государственных корпораций сегодня весьма популярен. Популярен в России: на корпорации — как институт инноваций и развития — делает ставку власть. Популярен на Западе: влиятельные британские СМИ, например, называют не Кремль, а «Газпром» «главной угрозой для Европы».

Как любит спросить Владимир Путин — полон стакан или пуст? Что для России корпорации? Что такое корпорация «Россия»? И кому она принадлежит?

Несистемная оппозиция убеждает нас в том, что контрольный пакет ЗАО «Россия» принадлежит «государственным олигархам»: владельцам нескольких крупных частных корпораций, топ-менеджерам корпораций государственных и крупным чиновникам, включая лично президента. Между тем народные IPO «Роснефти», Сбербанка и Внешторгбанка, в которых приняло участие более 200 тысяч частных российских и иностранных инвесторов, заставляют вспомнить о том, что у «государственно-олигархических спрутов» — огромное количество мелких владельцев. Подчеркнем: именно вспомнить, не открыть.

Приватизация начала 90-х была несправедливой для граждан, неэффективной для развития самих приватизируемых компаний и невыгодной для государства. Но после нее помимо дюжины долларовых миллиардеров все же появились миллионы мелких собственников — как работников предприятий, так и «внешних» держателей акций. Несколько сот тысяч из них стали вполне состоятельными людьми. Они владеют «Газпромом» и «ЛУКОЙЛом», Сбербанком и «Сургутнефтегазом», «АвтоВАЗом» и торговым домом «ГУМ». Это и есть тот самый «новый класс», который заинтересован не только в политической стабильности, но и в развитии крупных компаний — как государственных, так и частных. Теперь в него влились «пионеры народных IPO». «Новый класс» не тождественен среднему классу, который сильно вырос при Путине и уже охватывает, по разным оценкам, от 15 до 22% населения страны, но составляет его наиболее динамичную часть.

Однако корпорация

«Россия» — это отнюдь не сумма интересов «нового класса» или среднего класса. Тем более — не собственность «олигархов» или менеджмента корпораций с госучастием, как было в 90-е. Путину удалось создать закрытое акционерное общество, участником которого является каждый гражданин России. Это уникальный феномен, дающий надежду «здесь» и вызывающий ужас «там».

Почему ЗАО, а не ОАО? Обратимся к гражданскому законодательству: доля в закрытом акционерном обществе может быть переуступлена только его участникам (и поступит в открытую продажу лишь после их отказа от покупки), акции открытого могут быть проданы кому угодно. Кому угодно продавать акции «России» невозможно — и отнюдь не из-за стремления российских властей к закрытости. Напротив, приток иностранного капитала — один из главных факторов, стимулирующих экономический рост. Просто в глобализующейся экономике сильными являются только крупные игроки с высокой капитализацией. Как «Транснефть». Как «Газпром». Или как сама «Россия». Слабый или маленький проигрывает на огромном конкурентном рынке. Поэтому действительный суверенитет — действительно политический синоним глобальной экономической конкурентоспособности.

Приходишь — владей. Но на российских условиях, по национальным законам и местным обычаям. Неплохо бы вспомнить традиции эпохи империи. Тот же Siemens мог работать в стране на самых благоприятных условиях, но как «Торговый дом Сименсъ», а не как Siemens AG; лидером кондитерского рынка могло быть «Товарищество Эйнемъ», а не Einem GmbH. При этом есть отрасли (добыча и транспортировка нефти и газа, например), владеет которыми исключительно вся «Россия».

Новое большинство Владимира Путина, большинство населения страны — это и есть большинство на собрании акционеров корпорации «Россия». Причем это собрание, корректирующее экономическую политику власти, проходит в режиме on-line, что, собственно, и обеспечивает президенту высокий рейтинг доверия.

Все, кто участвовал в «народных IPO», заинтересованы в росте капитализации корпораций с государственным участием. Все, кто владеет акциями крупнейших частных компаний, заинтересованы в росте курса их акций. Оба этих интереса — это интересы миллионов. И все мы заинтересованы в том, чтобы

корпорация «Россия» и глобальный бренд «Россия» с каждым днем стоили все больше. Ведь от этого зависит не только вес русского голоса в «совете директоров» корпорации «Мировая экономика», не только благосостояние, но и самостояние каждого из нас.

corpo.su

СССР юридически существует. РФ – это корпорация США?

В РФ никто и никогда даже не ставил вопрос о голосовании граждан СССР за Конституцию РФ, так как голосовали за ПРОЕКТ Конституции РФ!

Конституция РФ – нелегальная и неправоспособная декларация, ибо граждан РФ на момент «принятия» Конституции РФ не существовало, как и не существует граждан РФ до сих пор, в заявленных по итогам голосования количествах. Проекту Конституции РФ ещё предстояло пройти 3 стадии: обсуждение, внесение поправок в текст и вынесение окончательного варианта на всенародное голосование, а голосовать за Конституцию РФ могли только граждане РФ, которых, как мы уже указали, нет.

Легальность гражданства СССР определяется Законом СССР «О гражданстве СССР», который никто не отменял. Гражданство человека определяется по гражданству его родителей и подтверждается Свидетельством о рождении, либо удостоверением личности гражданина СССР: Паспортом, Военным Билетом или удостоверением личности офицера СССР. Основание: статьи 13, 14, Закона СССР от 23.05.1990 N 1518-1 «О гражданстве СССР». Основания для утраты, прекращения, выхода из гражданства, либо лишения гражданства СССР отражены в III Разделе Закона.

Ельцин Б.Н., подписывая Указ на бланке с гербом РСФСР, находился в должности Президента РСФСР. Однако, он указал себя президентом ещё несуществующей РФ, злоупотребляя должностным положением и совершая правовой подлог (мошенничество), то есть — совершая преступление!

Гражданство СССР поможет полностью освободиться от уплаты кредитов, налогов, штрафов и других необоснованных платежей в пользу иностранной юрисдикции на территории СССР, так как граждане СССР неподсудны судам РФ, либо других иностранных юрисдикций, действующих на территории СССР.

Граждане РСФСР, СССР, не выходившие из суверенитета государства СССР ни добровольно, ни по документам, ни в результате всенародного голосования, остаемся таковыми по сей день и предупреждаем вас, что любые действия из под юрисдикции по законам, указам и по документам РФ («Российская Федерация», зарегистрированная в Bisnode D&B Deutschland, Robert-Bosch-Strabe 11, 64293 Darmstadt, DUNS номер компании 531 298 725) в отношении прав и свобод граждан СССР является незаконным, нелегальными, нелегитимными и подпадают под статью 64 УК РСФСР «Измена Родине».

Принимая во внимание, что наведение конституционного правопорядка невозможно без восстановления органов власти и управления, а также других органов государственного управления Союза Советских Социалистических Республик, которые по тем или иным основаниям фиктивных субъектов права оказались в распоряжении чужих субъектов права, но при восстановлении органов власти и управления СССР, требует возврата государству СССР всего, что у него было до развала органов власти и управления, начиная с граждан СССР и кончая всем незаконно вывезенным, проданным или уничтоженным.

Обязан ли гражданин СССР возвращать кредит банку «РФ» ?
Коллизия состоит в том, что советские законы никто не отменял, гражданства СССР так же никто не лишал и отказаться от признания законов СССР действующими РФ никак не может, поскольку к тому нет ни единого правового основания. Боле того, даже поднимать обсуждение такого вопроса губительно для РФ, поскольку имеются итоги всесоюзного референдума от 17 марта 1991 года о сохранении СССР.

Но ситуация становится еще более нелепой для банков, так как и сама Конституция РФ 1993 года так же установила приоритет законов СССР над законами РФ в основах конституционного строя РФ — пункт 4 ст. 15, поскольку Союзный Договор является международным для РФ, а международные договоры имеют установленный приоритет над законами Российской Федерации.

Таким образом банки попали в капкан приоритета законов СССР и доказать, что эти законы отменены или утратили юридическую силу банки не могут, сколько бы они не фантазировали.

Россияне придумали способ не платить по кредитам — согласно статье 275 УК РФ…
08-01-2016

Первыми с подобной инициативой выступили жители Нюрбинского района Якутии. Сразу несколько человек поставили в неловкое положение сотрудников регионального управления ФСБ, отправив им письма с грамотными разъяснениями, почему они отказываются платить по кредиту. Такая информация со ссылкой на СМИ2 быстро распространяется блогерами.

Содержание заявлений приблизительно следующее:

«Я, такой-то такой-то, взял в банке кредит, но тогда я не знал, что учредители у банка – иностранные компании, головные офисы которых находятся в странах-участницах НАТО. Я не против того, чтобы погасить кредит, но не могу, поскольку данные деяния попадают под статью 275 УК РФ, а именно – оказание финансовой помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

Далее идет примечание, что по закону лица, совершившие преступления, предусмотренные данной статьей, освобождаются от уголовной ответственности, если они известили об этом органы власти. Все это расписано на четыре страницы, с подробным обоснованием. Сейчас в УФСБ думают, что делать с этими заявлениями.

Как отмечается, составлены письма очень грамотно. Более того, получается, что заявители формально правы. С другой стороны, если создать прецедент, может разразиться крупный скандал. На принятие решения у контрразведчиков есть десять дней.

«Если учитывать, что учредители сетевых компаний зарегистрированы на Кипре, Каймановых островах и т.д. (но только не в России) — скоро сможем и за коммуналку не платить. Нечего врагам помогать» — в таком духе комментируют в социальных сетях данную новость, которая, похоже, нашла всеобщее одобрение у жителей страны.

fishki.net

Государственные корпорации в России. Справка

Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).

 Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон «О некоммерческих организациях».

Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).

Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.

В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций — Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции («Ростехнологии»), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии («Росатом») и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»). Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.

В марте 2009 года в СМИ появилась информация о том, что такая форма юридических лиц, как госкорпорации, может быть упразднена. Как написала 19 марта газета «Коммерсант», эта идея содержалась в проекте «Концепции развития законодательства о юридических лицах», подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года.

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику — начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.

 

ria.ru

«Корпорация Россия»: ros_sea_ru — LiveJournal

.
Тут, связи с последней дискуссией, у меня спросили:
«Хотелось бы понять вашу точку зрения
( на суть современной гос. власти)»
Выяснилось, что двумя словам тут не отделаешься.
Если вам интересно моё скромное мнение
на характер современного нам русского государства.
то некоторые его черты (только некоторые)
изложены тут:

Борис Борисов:
«Корпорация Россия»

… пока политологи в рамках привычных шаблонов ХХ века до хрипоты спорят о капитализме и социализме, в России естественным путём формируется новый тип государства, которое, строго говоря, не является ни капиталистическим, ни социалистическим. Это государство нового, современного, корпоративного типа, государство-корпорация. Корпорация «Россия».

Существующее у нас государство не является ни социалистическим, ни капиталистическим, ни даже феодальным, хотя имеет яркие феодальные черты и наиболее на него похоже. Это государство нового корпоративного типа. Власть в этом государстве выше собственности, государственный чиновник — важней предпринимателя, а государственная воля — выше любого Закона. Государство это у нас — если смотреть на вещи прагматично, надпартийно, и без идеологических шор — государство это пользуется абсолютной всенародной поддержкой, так как: раз — парламент у нас «не место для дискуссий» (1), и два — вообще не политический орган, а просто один из органов управления этой корпорацией. Значит, говоря о поддержке народом существующего государства, мы должны, скажем, не вычленять долю «Единой России», противопоставляя её всем остальным партиям, а суммировать все голоса, отданные за все наши парламентские фракции вместе, так как все наши партии — только часть этой системы корпоративного управления страной. (2) В этом смысле, к примеру, ЛДПР ничем не отличается от ЕР — просто у неё меньше представителей в главном Совете директоров. Народ же вполне довольствуется своей естественной ролью миноритарных акционеров, передавая свои голоса по доверенности нашей партийной системе, и будет исправно это делать и впредь, невзирая на все наезды крайних, пока корпорация «Россия» платит ему скромные дивиденды в виде сохранившихся социальных обязательств государства.

Разрушить государство?

Центральным пунктом всех крайних идеологий — хоть крайне левацкой, хоть крайне праволиберальной — является разрушение принципов существующего ныне корпоративного государства, разрушение корпорации «Россия». И левые (троцкистского типа) и право-либеральные критики нового российского строя крайне скептически относятся к собственно государству российскому, в своих крайних левых формах призывая к его разрушению изнутри (впрочем, внешняя интервенция часто признаётся леваками весьма для этого полезной), а либералы-глобалисты постепенно отменяют его извне, через введение внешнего управления, в крайней точке — через власть «мирового правительства». (3)

Вся эта трехглавая гидра — левые троцкистского толка, правые агенты влияния финансизма-глобализма (которые у нас активно размножаются в либеральных серпентариях вроде Высшей экономической школы г-на Ясина) и крайние националисты трогательно едины в одном: в отрицании существующего корпоративного государства, в требовании его отмены. Разница только в форме, в которой они видят отмену этого государства. То, что только «коррумпированный чиновник» (и его шкурные интересы, да) отделяет нас сегодня от этапа введения внешнего управления страной — из этой публики не видит никто. «Коррумпированный чиновник», столоначальник, в отличие от бизнесмена — гражданина мира, не может уехать — его стол кормит. Нет стола — нет дохода, так как формально собственность ему не принадлежит, а лишь контролируется им — в силу служебного положения. То, что только государственно-корпоративный строй ещё препятствует растворению России (возможно, по частям) в мировом коктейле — мало кто видит тоже, а если и видит, то молчит, предпочитая обвинять то «питерских силовиков», то просто всех государственных мужей сразу в корыстных интересах. То, что именно эти корыстные интересы чиновников сейчас и удерживают страну, являются той скрепой, которая не даёт ей обрушиться завтра же — с катастрофическими последствиями для народа, несопоставимыми даже по порядку последствий ни с какой коррупцией и приватизацией — тоже мало кто понимает.

Ненависть к существующему государству и нашему национальному государственному устройству в равной степени пронизывает и то, и другое мировоззрение. К ним же — к либералам и троцкистам — примыкает та часть политически активного населения, которая иногда по недоразумению называет себя «националистами», т.н. крайние националисты, из тех, кто призывает к полному, до основания, разрушению существующего «антирусского государства»: по существу, их концепция также основана на противостоянии и противопоставлении себя существующему ныне государству корпоративного типа. Разумеется, после такого разрушения — представим вдруг, что крайние националисты его осуществили — к власти очевидным образом приходят отнюдь не эти «русские националисты», а вполне известные международные силы, имеющие совершенно несопоставимый с «русскими националистами» ресурс — настолько несопоставимый, что его невозможно сравнить не только количественно, но даже качественно. Националисты в посткорпоративной реальности, после разрушения ненавистного им корпоративного государства, в котором они видели источник всех бед, неизбежно подлежат вытеснению в маргинальных бомбометателей иракского типа (которым до оккупанта никак не добраться, поэтому им, как в Ираке, останется только массово мочить своих же). То самое «антинародное государство», которое крайние националисты регулярно призывают уничтожить — это, по существу, последний рубеж, защищающий их самих от полного физического уничтожения, от фосфорной бомбы в местах их компактного проживания и от прочих радостей прямой и непримиримой борьбы с оккупантом. По существу, концепция «крайних националистов» сводится к тому, как лучше и быстрее руками самих русских людей ввести в России полноценное внешнее управление — не через «агентов влияния», как теперь, а прямо и непосредственно. Вся концепция «крайнего русского национализма» (а «крайность» политического течения определяется у нас только и единственно через его отношение к нашему существующему государству — и больше никак) — это концепция революционного перехода к полному внешнему управлению страной. Концепция либералов — это концепция эволюционного перехода к внешнему управлению страной. Другой разницы между ними нет. Наше обруганное всеми (от Илларионова до Хомякова) корпоративное государство и коррумпированное правительство между тем очевидным образом показывают, что имеют и свои собственные цели, прямо и целиком не совпадающие с целями международных финансовых мафий, что весьма эти мафии раздражает. Не видеть этого нельзя. В силу этого, в силу этих обстоятельств, в силу того ,что наш ВВП одновременно и создатель и порождение этого самого корпоративного государства, Путин В.В. (который, как известно, у нас — националист «в хорошем смысле слова») — на самом деле гораздо больший, успешный и настоящий националист, чем те, кто в силу привычного вывиха патриотического сознания называет себя этим словом.

При всех известных оговорках, да… (4)

Государственно-корпоративный социалистический капитализм

Как назвать этот строй? Одни назовут его государственно-корпоративным социализмом, и будут критиковать его справа, так как это неправильный капитализм, отменяющий классическую частную собственность, ставящий власть выше собственности и волю государства выше закона. Другие назовут его государственно-корпоративным капитализмом, и будут критиковать его слева, как отменяющий классическую общественную собственность социалистического типа. А третьи будут критиковать его с позиций либерального финансизма-глобализма, так как он (пока) даёт возможность приватизировать доходы, но ставит заметные препятствия на пути надёжной и долговременной приватизации собственности, так как в рамках такой системы собственность в любой момент может быть перераспределена — и мы все видели, как это работает.

Строй же этот будет расти и укрепляться, так как именно он в России всегда проламывает себе дорогу естественным путём, как цветок через асфальт — без войн, революций и потрясений, на основе прямых интересов новых властных группировок, сосредотачивающих в своих руках одновременно и власть, и собственность, в противовес собственникам прежним постоянно перемешивая этот бульон собственности в экономическом биореакторе. А для этого власть предержащим всегда — всегда! — нужна поддержка народа, народных масс, невозможная без инкорпорации в новую формулу власти идей социализма с человеческим лицом, социальной ответственности и социальных обязательств власти.

Во имя торжества рынка и социализма

Иногда по утрам мне очень хочется революции. Разумеется, социалистический или хотя бы социальной. И только жалкие сентиментальные мыслишки — сколько же народу пострадает на пути к своему счастью — останавливают меня от немедленных и решительных действий. Впрочем, есть и другой, нереволюционный путь социализации общества, не предусматривающий частью сюжета «полное уничтожение эксплуататорских классов». Социализм сегодня следуёт вводить не на пути борьбы с силой власти и денег, а напротив, в полной гармонии с ними, используя рыночные механизмы и опираясь на корыстные интересы. Вводить социализм в XXI веке следует не путём революций и потрясений, а на основе строгого и системного использования рыночных принципов. Поскольку капитализм последовательно теряет своё рыночное содержание — знамя подлинного рынка и подлинной свободы предпринимательства следует перехватить и сделать основой новой социалистической революции — мирной революции во имя торжества рынка и социализма. Сделать это можно только в рамках концепции «Корпорация Россия», в которой вся страна, не пугая мир жупелом коммунизма и не тыкая ему в лицо синей Марксовой бородой, тихо и постепенно становится громадной и мощнейшей национальной корпорацией, возможно, самой сильной в мире (и уж точно — самой консолидированной), управляемой избираемым всенародным собранием акционеров Советом директоров.

Порулил — отдай другому

В рамках такой корпоративной концепции т.н. «передел собственности в пользу новых силовиков» — совершенно нормальное и даже желательное явление. Это перераспределение собственности следует всячески поддерживать и одобрять, а не кричать «ужас, ужас, беззаконие». В конечном итоге его следует просто узаконить. Те, кто у власти в корпорации, обязаны и контролировать её собственность — во всяком случае, в её ключевых звеньях. Противоречие с «принципами» снимется в том случае, если конечным собственником всего национального богатства мы вновь — путь пока и формально — объявим народ, оставив за «частным владельцем» лишь права распоряжения и пользования своим частным имуществом, «пожизненное наследуемое владение». В любом случае ключевые для экономики звенья — в том числе все банки и финансовые институты — должны в равной степени управляться как своими владельцами, так и представителями государства в этих корпорациях. То же самое относится ко всей оборонной отрасти и крупнейшим предприятиям страны (из первой сотни). Уровень ответственности федеральных округов — первая сотня предприятий своего округа, из числа не входящих в федеральный список. Мы получаем примерно сотню федеральных, примерно тысячу региональных и около десяти тысяч предприятий областного и городского уровня, находящихся под контролем соответствующих правительств — федерального, регионального (которые следует создать, разумеется) и областного. Мелкий бизнес остается самостоятельным, помогать ему не надо, дай Бог хотя бы не мешать. Таким образом, фактическая национализация бизнеса, кроме мелкого и семейного, может быть произведена в стране в течение не более чем одной недели, без всяких там революций и потрясений, и без копейки лишних затрат на выкуп имущества. Для этого всё готово, и все условия для этого существуют — при полной поддержке ликующего госаппарата и под вздохи облегчения большинства собственников. Назначаемого от государства, а не от собственника главного бухгалтера с полномочиями финансового директора вполне хватит на первое время для обеспечения должного учёта и государственного контроля.

Из ваучерной приватизации
сделаем ваучерную национализацию

По существу, чреда отъемов собственности в пользу «силовиков» — хорошее, правильное явление, его следует не обличать, а поддерживать, в том числе на политическом и законодательном уровне. Государственное рейдерство следует полностью узаконить и лишить того деструктивного имиджа, который ему создают наши СМИ. Следует пойти дальше: монополией на рейдерство должно обладать только государство — частных рейдеров придется зачистить. Чреда таких отъёмов собственности — это фактическая социализация ранее украденного имущества, экспроприация экспроприаторов, и его следует всячески одобрять, системно поддерживать и последовательно наполнять законодательным содержанием.

В этом смысле стране срочно необходим правильный закон о национализации. Разумеется, национализации подлежит любое предприятие, которое его собственник не может более поддерживать (скажем, более месяца не платит зарплату или задерживает гонорар). Я бы настоятельно предложил правительству выкупать имущество национализируемых предприятий не за деньги (денег на это у правительства никогда не хватит), а за государственные приватизационные чеки (ваучеры). Эти чеки (ваучеры) можно будет использовать (погашать) только в будущем, скажем, через три-пять лет, и только для выкупа вновь приватизируемого госимущества на открытых аукционах, наравне с наличными деньгами, а также продать с дисконтом до наступления срока погашения. Это вполне рыночный, современный подход. В конце концов, ваучерную приватизацию нам подсказали лучшие мировые рыночные умы, почему бы им теперь не поддержать и ваучерную национализацию.

Так как в 90-х всему народу раздали приватизационные чеки в счёт его доли общенародного имущества— то, в силу созданного прецедента, и с капиталистом следует расплатиться точно таким же образом, но никак не живыми деньгами. Правильность этого пути ещё и в том, что уплаченные деньги пару раз национализированный капиталист почти наверняка вывезет из страны, а вот вывезти приватизационный чек ему будет куда затруднительней. Также можно ожидать расцвета бизнесов по скупке, котировке и вложению приватизационных чеков, что заметно укрепит отечественный фондовый рынок, даст ему новые высокоприбыльные инструменты и послужит последовательному укреплению рыночных принципов и механизмов. Это последовательно рыночная, современная, экономически обоснованная мера.

Каждому капиталисту — по ваучеру. Заслужили.

Корпорация «Россия» :
капиталистическая социализация
как альтернатива социалистической революции

Предприниматель имеет право на отдых Но только после того, как продаст предприятие.
В этом смысле мы должны в корне пересмотреть вопрос о роли и месте частной собственности. Собственность находится лишь в распоряжении и пользовании своих владельцев, конечным собственником является народ, а распорядителем — государство, формируемое этим народом. Рыночная экономика и её святые принципы при этом остаются девственно нетронутыми. Все отношения между собственниками по поводу этой собственности также не затрагиваются. Это и есть социализация по-капиталистически, социализм XXI века. (5)

Нам следует также ограничить не только срок президентских полномочий, но и срок вхождения собственника в Правление любых корпораций, в том числе и частных. Поработал как вол десять лет, улучшил бизнес — отдохни, передай его другому. Лишение бизнеса перестанет восприниматься как личная трагедия, как конец карьеры и жизни, станет естественной, нормальной частью карьеры бизнесмена, вроде досрочного выхода на пенсию — с правом вернуться к работе. Приватизационные чеки позволят бывшему собственнику через несколько лет вновь вернуться в бизнес и снова доказать свою состоятельность как предпринимателя. Впрочем, ничто не мешает их продать и уйти на заслуженный отдых.

Формула нашего успеха может быть только такой: акционерное государство как форма мирной социализации капитализма. И мы — невзирая на вой и слева и справа — быстро идём именно по этому пути.

И это — правильный курс.

++++++++++++++++++++++++++++

(Самое первое примечание: автор в курсе про «азиатский способ производства», но наша система несколько иная.)

(1) «Парламент — не место для дискуссий» (Председатель Государственной Думы Российской Федерации Б. Грызлов). И это правильно. В корпоративном государстве ответственные члены Совета директоров не выясняют отношения прилюдно. Это неприлично и некорпоративно.

(2) Здесь уместно будет вспомнить Солженицына:

«Партия — значит часть. Разделиться нам на партии — значит разделиться на части. Партия как часть народа — кому же противостоит? Очевидно — остальному народу, не пошедшему за ней. Каждая партия старается прежде всего не для всей нации, а для себя и своих. Национальный интерес затмевается партийными целями: прежде всего — что нужно своей партии для следующего переизбрания; если нечто полезное для государства и народа проистекло от враждебной нам партии — то допустимо и не поддерживать его. Интересы партий да и само существование их — вовсе не тождественны с интересами избирателей. … крушение парламентского строя происходит именно из-за партий, отрицающих единство нации и само понятие отечества. Партийная борьба заменяет где уж там поиск истины — она идет за партийный престиж и отвоевание кусков исполнительной власти.» А. Солженицын, «Как нам обустроить Россию»», 1990 г.

(3) См., например, откровенную статью известного лоббиста мирового правительства Г.Х Попова: «Кризис и глобальные проблемы».

(4) Вопросы к Путину? Их много. Например, Дело Аракчеева, Приватизация электроэнергетики, Кудрин и Минфин и многое другое. Что не отменяет общего вывода и т.д.

(5) Как генералы готовятся к прошлой войне, так и нынешние критики социализма критикуют тот социализм, которого уже никогда не будет (а в той гротескной форме, как они его видят и помнят — никогда и не было)..

+++

Впервые опубликовано
на портале «Новые Хроники»
http://novchronic.ru/3947.htm
17.08.2009

ros-sea-ru.livejournal.com

«РОССИЯ ИНКОРПОРЕЙТЕД»: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСПОЛИНА. | Корпорация.

МОДЕЛЬ АНТИБЮРОКРАТИЧЕСКОГО РАЯ

В опубликованном недавно материале Александра Айвазова выдвигается идея: ни бюрократическая вертикаль власти, ни частный капитал не в силах обеспечить инновационного рывка РФ. Нам неоткуда скопировать удачные решения инновационной проблемы, их не дают нам ни КНР, ни США, ни Евросоюз.

Поэтому Айвазов, например, предложил пойти по нетривиальному пути: превратить РФ громадный закрытый инвестиционно-паевой фонд, где пайщиками станут все граждане РФ.

Что это? По сути дела, возврат к идее конца 1980-х: построения «СССР Inc.» или «Корпорации Россия», где акционеры – все граждане страны. Где люди – не бесправные «рабы» для государственных чиновников, а реальные совладельцы своей державы.

Да, такого нет нигде в мире. Однако ситуация в РФ настолько уникальна и критична, что необходимо идти на смелые преобразования. Иначе мы рискуем закончить «новым 1991 годом».

Работая над одной из книг, я получил письмо от русского разработчика систем стереоскопического видения, Вячеслава Фетискина. Его вариант нового СССР глубоко меня взволновал.

Он предложил новую, адекватную жестокому миру глобализации и террора форму нашей государственности: советскую светскую сервисную республику (СССР). Проще говоря, суперкорпорацию, где президент становится ее главой, парламент – советом директоров, а граждане – акционерами. Сервисное государство-корпорация оказывает своим гражданам-акционерам определенные услуги. А благосостояние граждан такого СССР полностью зависит от того, как страна-корпорация оказывает свои услуги на внутреннем и внешнем рынках.

«У нас здесь огромные преимущества – территориальные, транзитные, военные и т.д. Государство-корпорация ведет экономическую борьбу за людские, финансовые и материальные ресурсы.

Как строить финансы этой корпорации?

Вводится СПОВН – страховой принцип обязательной выплаты налогов. Государство несет ответственность перед гражданином-акционером за выплаченный им налог. И это единственный путь в условиях коррупции и неверия граждан в государство на фоне доверия к президенту. Это доверие становится точкой опоры, позволяющей изменить многое. Страхование жизни и многие другие формы страхования нужно оставить в руках государства. Нельзя отдавать это в частные руки, как в западной экономической системе…»

СССР Фетискина применяет корпоративную систему управления. Никаких партий! Каждый дом в городе, село, поселок выбирают своего представителя в районную думу, районная дума выбирает делегата в губернию или республику, а уж те выдвигают депутатов в Государственную Думу. По сути дела, это возрождение системы Советов.

Какие сервисы предоставляет СССР? В руках модернизированного государства остается несколько функций на основе СПОВН: МЧС (с милицией как частью этой структуры), Вооруженные силы, Федеральная антитеррористическая служба (ФАС, вобравшая в себя ФСБ), единые инфраструктурные государственные компании на публичном принципе, когда цены на услуги по отношению к другим странам должны быть ниже. Как? Это – задача их руководителей. Применяйте новейшие технологии!

Все руководители этих структур назначаются президентом. Они составляют его команду. Каждый гражданин платит налог как комбинированную страховку, где перечислено: какую ответственность берет на себя государство. Скажем, в случае кражи (плохая работа правоохранительных органов) гражданину выплачивается компенсация. Причем платят компенсации те структуры, в компетенцию коих входит данный страховой случай. Пример вневедомственной охраны прекрасно показал успешность подобной схемы. При этом государство, по мнению Фетискина, должно покинуть сферы образования, медицинских услуг, науки и культуры (с этим, кстати, можно поспорить!).

Новый СССР уверено врывается на мировой рынок. ВТО? Не страшно. Сначала мы должны сохранить таможенные пошлины, дабы рассчитаться с долгами государства. А затем они упраздняются, остаются лишь регистрационные сборы. Ведь пошлины удорожают жизнь в СССР, искусственно завышают стоимость рабочей силы, делая местный рынок непривлекательным для инвесторов. А так «НеоСССР» – просто рай для инвестиций. Налоги низкие и очень простые, порядок – железный, тарифы инфраструктурных монополий невысокие, вмешательство бюрократии – минимальное. Знай себе, ставь у русских новые заводы и технополисы!

Фетискин уверен, что Запад, едва только Россия начнет развиваться по пути корпоративного СССР, попытается начать четвертую мировую войну по типу Крымской, дабы раздробить огромную страну-компанию. Ибо развитие по пути СССР явно ведет нас к мировому господству (самая огромная корпорация в глобальном порядке, скрещенная с армией и спецслужбами!) и к деградации западного мира. Случайно ли поэтому в США, несмотря на огромный дефицит бюджета, идет форсированная разработка оружия будущего: беспилотных систем, боевых лазеров, новых кораблей и т.д.?

Как же граждане нового СССР смогут стать его акционерами? Как быть с пенсионерами и безработными? Для этого надо посмотреть, что представляло собой Советское государство? Оно было неразвившейся «корпорацией СССР», где каждый гражданин был на своем месте и выполнял свою функцию: учитель учил будущих рабочих, врач их лечил, военный и милиционер их охраняли. Все вместе они работали на умножение богатства корпорации. Прочность системы гарантировали золотовалютные резервы (проеденные к концу 1980-х), основные фонды (ОФ) и оборотный капитал Красной суперкомпании.

Оборотным капиталом СССР-корпорации служили заводы, фабрики, морские и речные суда, самолеты, автомобильный транспорт и т.д. Увы, эти оборотные фонды имеют особенность быстро морально устаревать и изнашиваться. А потому все это можно передавать в частные руки. Основным же богатством страны-корпорации можно считать основные фонды (ОФ): автотрассы и железные дороги, трубопроводы, линии электропередач, телекоммуникационные линии, радиоэфир, акватории, землю и природные ресурсы.

НЕ ПОВТОРЯЯ ОШИБОК ПЕРВОГО СССР

К сожалению, в Советском Союзе не произошло оформления страны в корпорацию с акционерами-гражданами. И это привело к тому, что жители СССР стали подданными для партийно-хозяйственной бюрократии, которая приватизировала богатства СССР и довела его до распада. Теперь эту ошибку нельзя повторять.

Чтобы провести жилищно-коммунальную, пенсионную, образовательную и медицинскую реформы, считает Фетискин, нужно сделать каждого непосредственным собственником этих основных фондов, через механизм именных долей. Фонды должны делиться на созданные и полученные по праву рождения в России. Однако после смерти право на «прирожденную» долю не переходит к родственникам. При подсчете стоимости доли по созданным фондам должна учитываться пенсионная история человека, а также вклад в эти богатства умерших родственников. Все делается на основе переписи населения страны, с учетом новорожденных граждан (но только от граждан РФ на момент переписи). Сбербанк открывает на всех граждан счета, куда поступают доходы на долю в ОФ каждого человека…

Какова жизнь горожанина в неоСССР? Он платит страховые налоги. Пользуясь дорогами города (собственностью всех горожан), он покупает абонемент на право езды по ним. Это же – и его страховой платеж. Если авария возникнет по вине дорожных служб, то ее регистрируют в независимом органе и владелец машины получает компенсацию от городского департамента дорог. Все автотрассы платные, и это позволяет, в частности, получать деньги и с иностранных торговцев, везущих по ним фрукты и вещи на свои рынки. Платное все – но каждый в состоянии платить и выбирать наилучшие больницу, школу, вуз.

Конечно, Фетискин описал лишь главные принципы нового СССР-Инкорпорейтед. Гибрида ультрарыночной экономики и социализма. Можно поспорить насчет некоторых моментов, кое-что детализировать и доработать, но главный принцип великолепен: мы все – корпорация, мы – ее акционеры. Если в рамках «Бюрократии РФ Инкорпорейтед» граждане становятся не акционерами, а слугами государства-компании, то в СССР-корпорации мы – полноправные совладельцы своей страны!

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ НАРОДА-ПОБЕДИТЕЛЯ

В принципе, идею страны-корпорации выдвигали многие. Например, американец Норман Спинрад с его идеей превращения СССР–России в корпорацию «Красная звезда» (конец 1980-х). Или автор этих строк вместе с С. Кугушевым в начале 2000-х годов. Эта же идея отчасти прослеживается в первичных планах приватизации, выдвинутых Верховным Советом РФ и «дочубайсовым» Госкомимуществом во главе с Михаилом Малеем (1990–1991 гг.). Ведь там была идея именных приватизационных счетов, а не мошеннически-обезличенных ваучеров Чубайса.

Мысль же в основе этих концепций одна: вернуть государство народу. Заставить бюрократию служить не себе самой, а гражданам России. Тем самым – превратить бюрократию в делократию, в эффективных менеджеров, специалистов по решению проблем общества и его развитию. Покончить с отчуждением государственного аппарата от народа.

Сегодня в РФ существует острейшая проблема, которая вызывает запредельную коррупцию, «непроходимость» страны для инноваций и в будущем грозит привести к краху Российской Федерации, к «новому 1991 году». Проблема эта – в выделении государственного чиновничества РФ в «отдельный народ», который живет за счет ренты от добычи и продажи на Запад русского сырья. Этот «отдельный народ» смотрит на РФ как на объект эксплуатации, а на ее жителей – как на бесправное стадо, которое зачастую даже бесполезно. Ибо, дескать, только потребляет валюту, полученную в качестве сырьевой ренты. Такие бюрократы монополизируют управление страной, «осваивают» бюджет, неэффективно распоряжаются собственностью государства и госкорпораций – и не несут за это никакой ответственности. В подобной системе не может возникнуть сильного среднего класса, исчезнуть бедность граждан. Кроме того, богатея за счет доходов от экспорта нефти и газа, «отдельный народ» не желает тратить силы и средства на инновационное развитие страны. Чиновничество в этом кровно не заинтересовано. В то же время, инновации как воздух нужны основной массе населения РФ, однако эта масса лишена капиталов и возможностей для реализации инноваций.

Превращение же граждан в акционеров страны-корпорации должно покончить с такой проблемой. Оно в силах обеспечить реальный переток сырьевых доходов в секторы наукоемкого и «творческого» производства. Оно облегчит создание истинной НИС – национальной инновационной системы. Оно даст возможность запустить процесс высокотехнологичного развития России – с подъемом уровня и качества жизни ее граждан.

По сути дела, речь идет о том, чтобы создать в России небюрократическое государство совершенно нового типа, пока еще неизвестное ни на Западе, ни на Востоке. Осуществить радикальную социально-экономическую Инновацию с большой буквы. Построить не отсталую и коррупционную «Российскую бюрократию инкорпорейтед», а сильную, динамичную, инновационную суперкорпорацию «Россия» с народом-победителем! С народом здоровым, умным, богатым и успешным…

corpo.su

понятие, экономическая природа и основные виды. Корпорации в России

Основу экономик большинства стран мира составляют корпорации. При этом данный термин может соответствовать экономическим субъектам с самыми разными характеристиками — с точки зрения масштабов, структуры, приоритетов в развитии. Каковы современные подходы к понятию термина «корпорация»? Каким образом данные структуры могут функционировать в разных странах мира?

Что такое корпорация?

Под термином «корпорация» может пониматься:

— объединение нескольких фирм в целях совместного решения сложных задач бизнеса;

— крупная фирма или, в ряде случаев, холдинг, включающий несколько дочерних структур;

— политический субъект с унифицированной системой хозяйствования и принятия решений — на уровне города или даже государства.

Но чаще всего под корпорацией понимается именно холдинг либо объединение бизнесов, иногда — монополистических (например, в виде картелей). Корпоративные отношения между учредителями соответствующего хозяйствующего субъекта, а также их партнерами, обычно устанавливаются на уровне гражданско-правовых и трудовых соглашений. Чем более эффективным будет юридическое обеспечение деятельности корпорации, тем более успешной она будет в бизнесе, во взаимодействии с конкурентами.

Соотношение интересов в корпорации

Рассмотрим такой аспект деятельности объединений, о которых идет речь, как соотношение интересов. Таковые могут иметь учредители корпорации, менеджеры, рядовые сотрудники. Интересы участников корпораций могут разниться, однако их объединяет то, что они делегируются конкретным человеком на вышестоящий уровень.

Так, рядовой сотрудник доверяет отстаивать свои интересы руководителю отдела. Который, в свою очередь, делегирует свои, с учетом принятых от подчиненного, начальнику, условно говоря, департамента. После интересы передаются на уровень топ-менеджеров фирмы и рассматриваются ими с учетом их приоритетов. Если человека устраивает подобная схема делегирования интересов, он, как правило, успешно встраивается в деятельность корпорации.

Данная особенность взаимодействия участников соответствующих объединений в бизнесе предопределяет необходимость в разработке норм, регламентирующих их коммуникации между собой.

Корпоративные нормы

Важнейшее условие эффективного развития корпорации — наличие правил, которых рекомендуется придерживаться ее сотрудникам при реализации своих интересов. Характеризуются они обычно высокой степенью централизованности. Можно отметить, что особенности финансов различных видов корпораций имеют, в принципе, то же свойство. Они управляются вышестоящими структурами фирмы, ключевые решения по их распределению принимаются топ-менеджерами компании.

Нормы в корпорации, как правило, устанавливаются на уровне локальных нормативных актов. Но это не всегда так. Вполне возможно, что они будут носить неформальный характер, передаваться от одного участника корпорации к другому устно, но соблюдаться строго. Можно отметить, что в одних корпоративных структурах будут более значимыми официальные нормы, в других — те, что правильнее отнести к неформальным. Это зависит от национальных традиций в государстве, в котором зарегистрирована компания, от политики владельцев, топ-менеджеров фирмы, от специфики сегмента, в котором организация развивается.

Отметим, что для эффективного выстраивания отношений в бизнесе имеют значение, как правило, не столько те или иные форматы корпоративных норм, сколько механизмы, обеспечивающие их соблюдение.

Рассмотрим то, какие основные виды корпораций выделяют исследователи.

Классификация корпораций по экономической природе

Современные эксперты классифицируют рассматриваемые объединения на 3 основных типа корпораций исходя из критерия их экономической природы:

— классические;

— этатистские;

— креативные.

Изучим их специфику подробнее.

Классические корпорации — это фирмы, которые учреждаются с прицелом на достижение максимальной эффективности бизнеса в виде рентабельного производства товаров или услуг, а также предполагающей уверенный рост оборотов с последующим увеличением доли компании на рынке. Классическая корпорация характеризуется выраженным разграничением между институтами собственности и управления. Есть владельцы фирмы, инвестирующие в нее, а есть менеджеры, отвечающие за ее развитие. Первые, как правило, не вмешиваются в деятельность вторых. Однако наемные менеджеры в классической корпорации обычно подотчетны владельцам компании.

В объединениях, о которых идет речь, обычно устанавливается устойчивая культура взаимодействия сотрудников между собой. В зависимости от степени влияния компании она может распространяться на другие фирмы и утверждаться там. Под влиянием различных факторов компоненты корпоративной структуры, однажды сформировавшиеся, могут быть изменены. Это возможно, к примеру, по причине влияния сфере научно-технических разработок, социальных технологий, политического развития.

Эволюция классических корпораций

Так, исследователи выделяют в новейшей истории 3 этапа, в рамках которых развивались и менялись корпорации. Виды соответствующих объединений, таким образом, появлялись новые, в значительной степени несхожие с предыдущими.

Так, в середине 20 века корпорации начали специализироваться на освоении новых технологий как одного из ключевых конкурентных преимуществ в бизнесе. Большие объемы производств стали делегироваться в страны, где для развертывания соответствующих мощностей имелись более подходящие с точки зрения рентабельности условия. В государствах, в которых были зарегистрированы корпорации, оставались головные офисы и технологические центры.

В 70-80 годах мировые бизнесы стали развиваться с акцентом на территориальную экспансию, на занятие как можно большей доли на международном рынке. Это повлияло на начинающиеся процессы глобализации, на унификацию стандартов, обмен корпоративным опытом с участием предпринимателей из разных стран.

В 90-е годы в структуре мировых корпораций начали происходить изменения социального характера, отражающие пересмотр сотрудниками компаний собственной роли в бизнесе. Так, работники многих фирм перестали рассматривать себя как наемных специалистов, они начали чувствовать себя партнерами своего работодателя. Разумеется, отмеченные тренды прослеживаются в разных государствах с несхожей интенсивностью. Те или иные виды международных корпораций и их отличительные черты могут предполагать совершенно уникальные характеристики бизнесов, не вписывающиеся в какие-либо глобальные концепции.

Далее в статье мы рассмотрим примеры некоторых национальных корпоративных культур, свидетельствующие о том, что тренды, которые формируются даже в крупнейших экономиках, не всегда могут значительно влиять на процессы, происходящие в других государствах.

Этатистские корпорации

Классификация и виды корпораций, формируемые современными исследователями, предполагают выделение в отдельную категорию этатистские объединения. В чем их специфика?

Этатистские корпорации возникли как ответ на капиталистические тренды, активно развивавшиеся и распространявшие свое влияние в мире. Их учредителем и главным идеологом является государство. Предполагается, что оно определяет основные нормы корпоративной культуры данных объединений, формирует экономические и социальные приоритеты в развитии соответствующих структур.

В отличие от капиталистических классических корпораций, этатистские объединения учреждаются в целях решения, главным образом, актуальных социальных и политических задач. Например, обеспечение занятости граждан. Там, где классический капиталист не решится развернуть производство в силу высоких издержек на строительство инфраструктуры, государственный субъект, учреждающий этатистскую корпорацию, вполне может инициировать возведение новой фабрики с тем, чтобы трудоустроить граждан, проживающих на соответствующей территории.

В объединениях, о которых идет речь, исключительно важны официальные нормы, регламентирующие корпоративное поведение сотрудников. Такие компании развивались в основном в СССР и других социалистических странах. При этом в соответствующих государствах сущность термина «корпорация», понятие, экономическая природа и основные виды хозяйственных объединений часто не рассматривались в контексте реальной социальной политики, поскольку считались относящимися к капиталистическому строю.

Таким образом, объединения, о которых идет речь, могут обладать не только экономической, но также и социально-политической институциональной основой. В этом смысле их значимость может быть значительно выше с точки зрения развития государства, чем в случае с классическими структурами.

Креативные корпорации

Еще одна крупнейшая категория корпораций — креативные объединения. Они относятся к самым молодым структурам. Появились креативные корпорации в конце 20 века. Их возникновение и распространение связано, главным образом, с развитием инфраструктуры связи — прежде всего, интернета. У людей появилась потребность в общении, в обмене информацией, цифровыми продуктами, способными формировать эмоции.

Следовательно, появился спрос на бизнесы, готовые такие продукты — игры, сайты, программы, мультимедийный контент, поставлять. Создание подобных решений требует креативного подхода — когда требуется разработка продукта, не похожего на уже существующие, которым обладают конкуренты, или характеризующегося существенными преимуществами перед уже выведенными на рынок решениями.

Есть самые разные креативные корпорации. Виды соответствующих структур представлены в «офлайновых», «онлайновых» разновидностях. Есть крупные, а есть небольшие креативные фирмы. С учетом большого объема онлайнового рынка конкуренция между ними может быть весьма мягкой. Что не слишком характерно для классических корпораций.

Рассмотренные нами выше объединения в бизнесе — результаты эволюции экономики, социума, технологий. Но ни одну из них нельзя считать устаревшей, в большинстве развитых стран можно найти любые представленные в указанных категориях корпорации. Виды соответствующих объединений могут классифицироваться и по многим другим критериям. Их специфика зависит от конкретного подхода, применяемого исследователем или сформировавшегося в национальной школе экономики.

Сущность, виды корпораций могут изучаться при задействовании широкого спектра методов. В числе таковых — выявление юридических признаков корпорации. То есть, тех, что основаны на положениях законодательства той или иной страны. Полезно будет, таким образом, рассмотреть официальный, прослеживаемый на уровне законов государства, подход к классификации рассматриваемых объединений.

Классификация корпораций в российском законодательстве

Так, основные виды корпораций в РФ по законодательству — это хозяйственные общества, НКО, ассоциации, кооперативы, партнерства. Если речь идет о холдинге, то в РФ соответствующая структура чаще всего именуется группой компаний. Есть в РФ и государственные корпорации, в некотором смысле, являющиеся подвидом этатистских, но на идеологическом уровне, скорее, соответствующие капиталистическим концепциям определения приоритетов в хозяйственном развитии.

Российская экономика в значительной степени интегрирована с мировой. Поэтому принятые в РФ определения термина «корпорация», понятие, экономическая природа и основные виды соответствующих объединений, на практике могут интерпретироваться с учетом действующих международных определений.

Так, например, в РФ и за рубежом распространен термин «концерн». В зависимости от контекста он может пониматься в среде российских менеджеров по-разному. Что может представлять собой в РФ концерн как вид корпорации? Специфика финансовой деятельности западноевропейских фирм — в частности, немецких, предопределяет частое использование рассматриваемого термина в целях обозначения крупнейших мультинациональных объединений Европы. В свою очередь, американские фирмы, пусть и имеющие большой масштаб, чаще всего именуются корпорациями, или же финансовыми группами.

Таким образом, термин «корпорация», понятие и виды ее могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от традиций, принятых в той или иной культурной среде менеджмента. Полезно будет ознакомиться с опытом выстраивания корпоративных бизнесов за рубежом. Изучим его на примере некоторых крупнейших экономик.

Национальные типы современных корпораций

Виды корпорации могут быть классифицированы исходя из национальных традиций выстраивания взаимоотношений между участниками соответствующего объединения. Так, полезно рассмотреть опыт Японии. Дело в том, что в этом государстве корпоративные нормы играют исключительно значимую роль. При этом к самым строгим часто относятся как раз таки те, что носят неофициальный характер.

Одна из ключевых характеристик японской корпорации — приоритет коллективных интересов над индивидуальными. Человек приходит на работу в ту или иную фирму, как правило, не рассматривая в ближайшей перспективе переход в другую. Это позволяет ему последовательно реализовать свои качества и, возможно, обеспечить карьерный рост. Другая причина, по которой перспектива перехода в другую фирму может показаться для японского сотрудника не слишком привлекательной — тот факт, что структура, виды корпораций, что конкурируют с текущим работодателем, скорее всего, не будут принципиально отличаться от тех, которые характеризуют фирму, в которой человек работает. Вероятнее всего, сотрудник будет выполнять те же функции и получать ту же зарплату.

Другое дело — американская корпоративная традиция. Она характеризуется, в свою очередь, приоритетом индивидуального над коллективным. Человек, безусловно, делегирует часть своих интересов на вышестоящий уровень, но их объем, как правило, существенно ниже, чем если бы он работал в Японии. Этим обусловлено то, что корпоративная культура в США может существенно различаться в разных компаниях. И это может стимулировать активную миграцию специалистов разного уровня от одной фирмы в другой.

Несмотря на то что американская и японская корпоративная культура имеют ряд очевидных различий, это не мешает специалистам фирм из США успешно сотрудничать с предпринимателями из Японии. В целом понимание сущности термина «корпорация», определение, виды соответствующих объединений, изучаемые американской и японской школой менеджмента, могут базироваться на одних и тех же принципах. Таким образом, корпоративные модели США и Японии в ряде контекстов будут отличаться содержанием, но по форме быть весьма близкими. И этого может оказаться достаточно для выстраивания эффективного сотрудничества.

Отмеченные виды международных корпораций и их отличительные черты свидетельствуют о том, что, в принципе, в любом государстве могут сформироваться уникальные условия, определяющие развитие соответствующих объединений в бизнесе. Особенно — если речь идет о государствах с относительно небольшим опытом в выстраивании капиталистических отношений. Например, в России. Полезно будет изучить наиболее примечательные характеристики корпоративной культуры в РФ.

Российская корпоративная культура

Какие виды корпораций в России сложились за период выстраивания капитализма в стране? Как считают многие эксперты, в РФ довольно сильны советские традиции, особенно если речь идет о крупных системообразующих предприятиях с государственным участием. Таковые имеют определенную схожесть с японскими концепциями выстраивания корпоративной культуры — когда человеку предписывается рассматривать себя как носителя преимущественно корпоративных интересов в период нахождения на работе.

Граждане РФ, трудоустраиваясь в ту или иную фирму, как и японцы, во многих случаях готовы работать в ней неопределенно долго, не рассматривая перспектив перехода в другую компанию. Но есть виды корпораций в России, которые, в свою очередь, по своей структуре гораздо ближе к американским концепциям выстраивания отношений в бизнесе. Обычно таковыми являются малые и средние предприятия, часто — семейные бизнесы. Национальная российская корпоративная традиция еще только формируется. То, как она будет выглядеть в обозримом будущем, зависит от многих факторов — социальных, внешнеэкономических, внешнеполитических.

Резюме

Итак, мы изучили сущность термина «корпорация», понятие и виды соответствующих объединений с точки зрения концепций, распространенных в среде современных исследователей. Рассматриваемый тип структур представлен самым широким спектром их разновидностей. Понятие, признаки корпорации, виды корпораций в разные исторические периоды исследовались с учетом политических, социально-экономических факторов, процессов в научно-технической сфере.

В национальных традициях менеджмента подходы к пониманию специфики корпораций также могут отличаться. Но это не всегда так, все же глобальные тренды во многих сферах бизнеса весьма заметны, по крайней мере, если говорить о формах корпоративных объединений. Критериев классификации рассматриваемых структур довольно много. Одной из наиболее распространенных принято считать концепцию, по которой корпорации делятся на классические, этатистские и креативные. Отличаются данные виды корпораций по количеству институтов в составе, по структуре, по приоритетам в развитии.

В современных развитых экономиках можно найти фирмы, соответствующие любой из рассмотренных нами категорий. Но стоит отметить, что в одних национальных хозяйствах более заметна доля классических и креативных корпораций, в других — этатистских. Характеристики экономики страны зависят от того, какие этапы в хозяйственном развитии уже прошло государство, какие социальные и политические задачи оно перед собой ставит.

fb.ru

Корпорация «Россия» | Статьи | Известия

Образ российской экономики как конгломерата государственных корпораций сегодня весьма популярен. Популярен в России: на корпорации — как институт инноваций и развития — делает ставку власть. Популярен на Западе: влиятельные британские СМИ, например, называют не Кремль, а «Газпром» «главной угрозой для Европы».

Как любит спросить Владимир Путин — полон стакан или пуст? Что для России корпорации? Что такое корпорация «Россия»? И кому она принадлежит?

Несистемная оппозиция убеждает нас в том, что контрольный пакет ЗАО «Россия» принадлежит «государственным олигархам»: владельцам нескольких крупных частных корпораций, топ-менеджерам корпораций государственных и крупным чиновникам, включая лично президента. Между тем народные IPO «Роснефти», Сбербанка и Внешторгбанка, в которых приняло участие более 200 тысяч частных российских и иностранных инвесторов, заставляют вспомнить о том, что у «государственно-олигархических спрутов» — огромное количество мелких владельцев. Подчеркнем: именно вспомнить, не открыть.

Приватизация начала 90-х была несправедливой для граждан, неэффективной для развития самих приватизируемых компаний и невыгодной для государства. Но после нее помимо дюжины долларовых миллиардеров все же появились миллионы мелких собственников — как работников предприятий, так и «внешних» держателей акций. Несколько сот тысяч из них стали вполне состоятельными людьми. Они владеют «Газпромом» и «ЛУКОЙЛом», Сбербанком и «Сургутнефтегазом», «АвтоВАЗом» и торговым домом «ГУМ». Это и есть тот самый «новый класс», который заинтересован не только в политической стабильности, но и в развитии крупных компаний — как государственных, так и частных. Теперь в него влились «пионеры народных IPO». «Новый класс» не тождественен среднему классу, который сильно вырос при Путине и уже охватывает, по разным оценкам, от 15 до 22% населения страны, но составляет его наиболее динамичную часть.

Однако корпорация «Россия» — это отнюдь не сумма интересов «нового класса» или среднего класса. Тем более — не собственность «олигархов» или менеджмента корпораций с госучастием, как было в 90-е. Путину удалось создать закрытое акционерное общество, участником которого является каждый гражданин России. Это уникальный феномен, дающий надежду «здесь» и вызывающий ужас «там».

Почему ЗАО, а не ОАО? Обратимся к гражданскому законодательству: доля в закрытом акционерном обществе может быть переуступлена только его участникам (и поступит в открытую продажу лишь после их отказа от покупки), акции открытого могут быть проданы кому угодно. Кому угодно продавать акции «России» невозможно — и отнюдь не из-за стремления российских властей к закрытости. Напротив, приток иностранного капитала — один из главных факторов, стимулирующих экономический рост. Просто в глобализующейся экономике сильными являются только крупные игроки с высокой капитализацией. Как «Транснефть». Как «Газпром». Или как сама «Россия». Слабый или маленький проигрывает на огромном конкурентном рынке. Поэтому действительный суверенитет — действительно политический синоним глобальной экономической конкурентоспособности.

Приходишь — владей. Но на российских условиях, по национальным законам и местным обычаям. Неплохо бы вспомнить традиции эпохи империи. Тот же Siemens мог работать в стране на самых благоприятных условиях, но как «Торговый дом Сименсъ», а не как Siemens AG; лидером кондитерского рынка могло быть «Товарищество Эйнемъ», а не Einem GmbH. При этом есть отрасли (добыча и транспортировка нефти и газа, например), владеет которыми исключительно вся «Россия».

Новое большинство Владимира Путина, большинство населения страны — это и есть большинство на собрании акционеров корпорации «Россия». Причем это собрание, корректирующее экономическую политику власти, проходит в режиме on-line, что, собственно, и обеспечивает президенту высокий рейтинг доверия.

Все, кто участвовал в «народных IPO», заинтересованы в росте капитализации корпораций с государственным участием. Все, кто владеет акциями крупнейших частных компаний, заинтересованы в росте курса их акций. Оба этих интереса — это интересы миллионов. И все мы заинтересованы в том, чтобы корпорация «Россия» и глобальный бренд «Россия» с каждым днем стоили все больше. Ведь от этого зависит не только вес русского голоса в «совете директоров» корпорации «Мировая экономика», не только благосостояние, но и самостояние каждого из нас.

iz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *