Разное

Налогообложение сельхозтоваропроизводителей – Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

28.02.2019

Льготы по налогам для сельхозпроизводителей

Действующее налоговое законодательство предоставляет ряд льгот организациям и предпринимателям, которым присвоен статус сельхозпроизводителей. В статье разберем, какие предусмотрены льготы по налогам для сельхозпроизводителей, а также выясним, как подтвердить статус с/х производителя и получить право на льготу.

Статус сельхозпроизводителя: законодательные нормы

Порядок присвоения субъекту хозяйствования статуса сельхозпроизводителя регулируется положениями закона №193-ФЗ от 08.12.1995 года.

Согласно документу, с/х производителем признается организация или ИП, объем производства с/х продукции которого составляет не менее 50% от общего объема производства в стоимостном выражении. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выращиванием и уловом рыбы и водных биологических ресурсов, признаются с/х производителями при условии, что рыбное производство составляет от 70% общего объема производимой продукции.

При этом понятие производства с/х продукции также включает:

  • переработку;
  • первичную обработку;
  • реализацию;
  • вспомогательные услуги с/х производителям.

Таким образом, сельхозпроизводителем может признаваться организация, которая оказывает дополнительные услуги прямым с/х производителям (вспахивание полей, обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, сбор урожая), при условии, что стоимостное выражение объема такой деятельности составляет не менее половины от общего производства.

Льготы по налогам для сельхозпроизводителей

В целях снятия налоговой нагрузки с организаций и предпринимателей сельскохозяйственного сектора государством введен ряд льгот.

В частности, с/х производители освобождены от уплаты налога на транспорт в отношении тракторов, комбайнов, прочей специальной техники, которая используется в процессе производства с/х продукции.

Кроме того, сельхозпроизводители, признанные плательщиками ЕСХН, не уплачивают налог на имущество в отношении объектов, применяемых при производстве, обработке, реализации продукции.

Особенности предоставления налоговых льгот сельхозпроизводителям описаны ниже.

Освобождение от уплаты транспортного налога на с/х технику

В соответствие с пп.5 п. 2 ст. 35 НК РФ, не признаются объектом налогообложения специальные транспортные средства, используемые в процессе производства сельскохозяйственной продукции. К специальному с/х транспорту относят:

  • тракторы;
  • комбайны;
  • молоковозы;
  • скотовозы;
  • машины для перевозки птицы;
  • транспорт технического обслуживания;
  • машины ветеринарной помощи;
  • прочие специальный с/х транспорт.

Условия для освобождения от уплаты налога на транспорт следующие:

№ п/п

Условия освобождения от уплаты налога на с/х транспорт Описание
1 Статус с/х производителя

Получить освобождение от уплаты транспортного налога в отношении специального с/х транспорта могут исключительно субъекты хозяйствования, признанные с/х производителями на основании ст. 1 закона №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

2

Целевое использование транспорта Не является объектом налогообложения специальный с/х транспорт, используемый при производстве сельхозпродукции (сбор, посев урожая, перевозка скота, удобрений, доставка продукции к месту реализации, т.п.).
3 Регистрация транспортного средства на с/х производителя

Право на освобождение от уплаты транспортного налога предоставляется при условии, что налогоплательщик (юрлицо/ИП) является собственником транспортного средства, что подтверждено техпаспортом.

В случае если одно или несколько из вышеперечисленных условий не выполнено (налогоплательщик лишен статуса с/х производителя, ТС зарегистрирован третье лицо, т.п.), ФНС вправе отказать налогоплательщику в освобождении от уплаты налога и взыскать сумму налоговых обязательств в полном объеме.

Бланк налоговой декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по транспортному налогу.

Читайте также статью ⇒ «Транспортный налог сельхозпроизводителя».

Особые условия уплаты налога на имущество

Согласно ст. 374 НК РФ, объектом налогообложения налога на имущество является недвижимость, а также движимое имущество, которое учитывается на балансе организации/ИП в качестве основных средств.

Базой для расчета налога выступает среднегодовая стоимость имущества, определяемая на основании остаточной стоимость на 1-е число отчетного года. В отношении объектов недвижимость налог на имущество рассчитывается на основании кадастровой стоимости.

Формула расчета годовой сумма налога на имущества имеет следующий вид:

НалогИмущ = СтИмущ * Ставка,

где СтИмущ – стоимость имущества, определяемая в целях налогообложения;
Ставка – ставка налога, установленная местным муниципалитетом в размере и не превышающая 2,2%.

Читайте также статью ⇒ «Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости через кадастровую комиссию: пошаговая инструкция».

Организации и ИП, отнесенные к категории сельхозпроизводителей, признаются плательщиками налога на имущество в общем порядке.

При этом НК РФ предусмотрены льготы по имущественному налогу для плательщиков ЕСХН. С 01.01.2020 года сельхозпроизводители освобождены от уплаты налога на имущества в части недвижимости и основных средств, которые используются при производстве с/х продукции.

В соответствие со ст. 346.1 НК РФ, налогом не облагаются здания, сооружения, помещения, транспорт, оборудование, специальная техника, прочие основные средства, используемые при производстве с/х продукции, в том числе при:

  • первичной обработке;
  • переработке;
  • реализации.

Также не оплачивают налог на имущество те организации, которые оказывают с/х товаропроизводителям вспомогательные услуги (подготовка полей к посеву, уборка урожая, подрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы, т.п.), при условии, что такие организации являются плательщиками ЕСХН.

В случае если в собственности сельхозпроизводителя имеются объекты движимого или недвижимого имущества, налогооблагаемые налогом на имущество в общем порядке, то в таком случае субъект хозяйствования рассчитывает и оплачивает налог на такие объекты в общем порядке:

  • рассчитывает сумму аванса в размере ¼ от годовой стоимости налога;
  • перечисляет аванс в бюджет ежеквартально в соответствие со сроками, установленными местными законодательными актами региона;
  • по окончанию года подает налоговую декларацию в ФНС и производит окончательный расчет по налогу (годовая сумма налога за вычетом перечисленных авансов).

Бланк налоговой декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по налогу на имущество.

Льготная ставка НДС при реализации с/х продукции

Сельхозпроизводители, которые занимаются реализацией собственной продукции, вправе на применение льготной ставки НДС – 10%.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, ставка НДС 10% предусмотрена при реализации следующих видов сельхозпродукции:

  • скот и птица;
  • мясо и мясопродукты;
  • яйца;
  • молоко и молочные продукты;
  • масло растительное, маргарин;
  • сахар, соль;
  • крупа, мука, макаронные изделия;
  • зерно, комбикорм;
  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • овощи;
  • рыба живая, рыбо- и морепродукты.

Отметим, что льготная ставка применяется на все операции по реализации товаров, включенного в закрытый перечень пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, вне зависимости от статуса продавца и применяемой системы налогообложения.

Таким образом, реализовывать с/х продукцию по ставке 10% могут не только сельхозпроизводители и плательщики ЕСХН, но и прочие субъекты хозяйствования, в том числе организации и ИП, чья деятельность не связана с производством с/х продукции.

Читайте также статью ⇒ «Налог на имущество сельхозпроизводителя».

online-buhuchet.ru

Налог на имущество на ЕСХН в 2019-2020 году

Содержание страницы

Единый сельскохозяйственный налоговый режим долгое время не относился к популярным спецрежимам налогообложения, поскольку не так много предпринимателей выбрали своей стезей сельхозпродукцию. Однако в свете последних политических событий, в том числе наложения западных санкций, сельхозпроизводителей стало значительно больше. Поэтому законодатели несколько пересмотрели налоговое бремя для тех, кто будет на ЕСХН в 2018 году и далее.

Какие нововведения ждут плательщиков ЕСХН? Как будет производиться оплата ими налога на имущество, а в каких случаях платить не понадобится? Как рассчитывать и учитывать этот налог? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

Революционные нововведения для ЕСХН

Налоговый кодекс РФ получил несколько поправок в статьях, касающихся налогообложения на ЕСХН: для этого был принят Федеральный закон 27.11.2017 №335-ФЗ о внесении соответствующих изменений. Главных новшеств два:

  • введение уплаты НДС в 2019 года;
  • изменение оснований для освобождения от налога на имущество с 2018 года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ограничения освобождения от налога на имущество означают, что теперь он обязателен к уплате, за исключением оговоренных НК РФ ситуаций.

Что изменилось в уплате налога на имущество при ЕСХН

Как мы помним, до недавнего времени производители сельскохозяйственной продукции, выбравшие для налогообложения систему ЕСХН, были полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Что касается выбравших такой режим индивидуальных предпринимателей, они должны были оплатить налог на имущество физлиц только с той недвижимости, которая не служила им для их деятельности. С 01.01.2018 года положение несколько изменится: налоговая нагрузка на сельскохозяйственный бизнес возрастает.

В пункте 3 статьи 346.1 Налогового кодекса России говорится о том, что отныне предприниматели на ЕСХН становятся плательщиками налога на имущество. Не оплачивать его разрешено лишь со следующих объектов:

  • непосредственно применяющихся для производства профильной (сельскохозяйственной) продукции;
  • используемых для первичной и промышленной переработки полученной продукции;
  • нужных для оказания услуг производителями сельхозтоваров.

Эти условия одинаковы как для организаций, так и для сельхозпроизводителей — ИП.

Какое имущество облагается налогом

Налоговый кодекс обозначил сферу применения налогооблагаемого имущества, но не уточнил, какие именно его объекты имеются в виду, не разделил его по квалификационным признакам, по видам применения в сельхоздеятельности и пр. Поэтому возможны разночтения в отношении определения налоговой базы, которые могут стать причиной конфликтов с налоговой службой. Что же делать, чтобы их избежать?

Поскольку закон является новым, поправки вступили в силу относительно недавно, еще не сложилось системы его функционирования, не было прецедентов по возникшим спорам. Во избежание неоднозначных ситуаций рекомендуем перед тем, как разделить облагаемое налогом имущество и освобожденное от него, проконсультироваться в своей территориальной ИНФС.

ВАЖНО! Желательно попросить у сотрудников налоговой службы письменные разъяснения: это избавит вас от возможных проблем в будущем и станет аргументом в вашу пользу в любых спорах.

По общему правилу в базу налога на имущество входят все движимые и недвижимые (учитываемые по кадастровой стоимости) объекты, кроме земельных участков и транспортных средств: для них существуют отдельные налоги (земельный и транспортный).

Разделить объекты нельзя обложить налогом

В этой фразе запятая может быть до или после слова «нельзя» – от этого зависит предполагаемая налоговая база.

Критерием распределения имущественной базы на облагаемую и необлагаемую данным налогом является раздельный бухгалтерский учет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Особенности раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества должны быть отражены во внутренней учетной политике организации.

Но что делать, если по факту часть имущества применяется одновременно и для сельскохозяйственной, и для иной предпринимательской деятельности? В таких случаях обычно затруднительно провести раздельный бухучет объектов основных средств. На помощь придет вспомогательный способ определения налогооблагаемой доли, основанный на результате предпринимательской деятельности, а именно выручке от реализации (оказании услуг, работ). Следует сравнить выручку от сельскохозяйственной деятельности с выручкой от иной деятельности, выполняемой с помощью данного ОС. Остаточная стоимость такого имущества определяется пропорционально доле дохода от иной, не сельскохозяйственной деятельности, в общей сумме выручки организации.

В число объектов, безусловно облагаемых налогом на имущество по новому законодательству, попадут:

  • административные здания фирмы;
  • офисные помещения;
  • жилой и гостиничный фонд;
  • общежития для рабочих;
  • столовые и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Налог платит не только собственник данных объектов, но и предприниматель или фирма на ЕСХН, взявшие их в аренду или зафрахтовавшие.

Итог: определение базы имущественного налога

Исходя из информации Письма Минфина №03-11-10/2342 от 18 января 2018 года, налог на имущество организаций исчисляется по следующим основаниям:

  • если основное средство применяется по профилю ЕСХН, налог на это имущество платить не нужно;
  • если ОС используют для другой приносящей доход деятельности, оно становится налоговой базой;
  • параллельное использование ОС делает основанием для исчисления долю выручки организации от несельскохозяйственных видов деятельности в общей доходной денежной массе;
  • имущество, находящееся на консервации, не входит в налогооблагаемую базу независимо от сферы его целенаправленного применения.

Для предпринимателей — физических лиц на ЕСХН налоговая база по имущественному налогу исчисляется налоговиками, затем присылается уведомление, согласно которому и следует произвести оплату. Облагаются налогом объекты недвижимости ИП: сведения о них подаются в ИНФС органами государственного кадастрового учета и органами, регистрирующими имущественные права.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! ИП не должны будут предоставлять подтверждающие льготу документы ИНФС: налоговики сами будут брать сведения из соответствующих источников и запросят бумаги, только если данные невозможно получить из иных источников. Сообщить о льготе можно будет без личного визита – в электронной форме.

Цифровые лимиты имущественного налога

Налог на имущество платится с объектов, входящих в состав ОС, использующихся более 1 года. Регионами устанавливаются собственные ставки (федеральные законы утверждает лишь максимальную), возможность льгот и полного освобождения. В таблице представлены важные цифры, касающиеся ограничений по ставкам налога на имущество, в том числе и для плательщиков ЕСХН.

Предельные ставки налога и сроки подачи деклараций

Наибольшая возможная ставка налога на недвижимость Предел ставки по налогу на движимое имущество (регион вправе установить льготу или убрать налог)
по среднегодовой стоимости по кадастровой стоимости максимальный минимальный
2,2% 2% 1,1% 0%
В регионах ставка может быть снижена Регион вправе установить льготу или полностью убрать налог

Алгоритм расчета налога на имущество

Как уже говорилось, ИП платят данный налог по присланному налоговой уведомлению. Рассчитывать налог самостоятельно им не нужно, в отличие от организаций, которые должны регулярно производить расчет имущественного налога и подавать налоговую декларацию. Это делается в следующей последовательности.

  1. Уточните по объектам учета, какие ОС входят в налогооблагаемую базу.
  2. Проверьте, обладает ли организация региональными правами на льготы по данному налогу.
  3. Выясните базу для налогового исчисления: среднегодовую или кадастровую стоимость объекта недвижимости, остаточную стоимость движимого объекта.
  4. Выберите необходимую формулу для исчисления налога:
    • для среднегодовой стоимости: СР-Г.СТ. х СТ. / 4, где СР-Г.-СТ. – среднегодовая стоимость ОС, а Ст. – действующая в данном регионе ставка;
    • для кадастровой стоимости – К. СТ х Ст / 4, где К. СТ. – кадастровая стоимость основного средства.
  5. По налоговым ставкам, действующим в данном регионе, вычислите сумму налога.
  6. Ежеквартально вносите авансовые платежи.

По авансовым платежам следует сдавать отчет раз в квартал, а по итогам учетного года сдается декларация по налогу на имущество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2018 года действуют новые формы подачи сведений, утвержденные приказом ФНС №ММВ-7-21/[email protected]от 31 марта 2017 г.

assistentus.ru

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Введение

Единый сельскохозяйственный налог действует на всей территории России, но переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН согласно пункту 2 статьи 346.1 НК РФ осуществляется налогоплательщиками в добровольном, а не в принудительном порядке, как это было ранее. Следовательно, сельхозпроизводителям дано право выбора: переходить на уплату сельхозналога или платить налоги в обычном порядке.

В целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) доходы от реализации, для признания индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственными товаропроизводителями, определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ. Изменения, внесенные в главу 26.1 НК РФ, очень похожи на изменения упрощенной системы налогообложения.

Так же, как и при упрощенной системе налогообложения, плательщики ЕСХН будут уплачивать соответственно налог на прибыль (организации) и НДФЛ (предприниматели) в случае получения доходов от реализации различных видов ценных бумаг. Из перечня организаций, не имеющих право применять ЕСХН, исключены организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, которые связаны с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженных в денежной и (или) натуральной формах.

При этом для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и (или) рыбы в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья и (или) выращенной ими рыбы.

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70%.

Вновь зарегистрированный в текущем году индивидуальный предприниматель, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем, вправе перейти с начала следующего года на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев текущего года в общем доходе от предпринимательской деятельности такого индивидуального предпринимателя доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

При этом доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, указанные в статье 251 Кодекса, не учитываются.

Расширен перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения ЕСХН.

К таким расходам отнесены:

— расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

— расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации;

— суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы;

— расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды, в том числе:

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства.

Сумма расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки подлежит включению в состав расходов после фактической оплаты налогоплательщиком имущественных прав на земельные участки в размере уплаченных сумм и при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию имущественных прав понимается расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав. Указанные расходы отражаются в последний день отчетного (налогового) периода и учитываются только по земельным участкам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Как и в главе 26.2, пересмотрен порядок признания убытков при применении ЕСХН:

«Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях настоящей главы понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.5 Кодекса.

Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налогоплательщики вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.

Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате единого сельскохозяйственного налога, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.»

Как и в случае с упрощенной системой налогообложения, плательщики ЕСХН с 1 января 2009 года будут подавать налоговую декларацию только один раз в год, без поквартальной сдачи.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.

Данные налогоплательщики могут перейти добровольно на общий режим налогообложения с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения (пункт 6 статьи 346.3 НК РФ).

Обязательный переход на общий режим налогообложения предусмотрен, если по итогам года доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов (пункт 4 статьи 346.3 НК РФ).

В данном случае следует произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь прошедший налоговый период (год). Заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения необходимо представить в налоговый орган до 21 января года, следующего за налоговым периодом. Уплату начисленных в результате перерасчета сумм налогов необходимо произвести до 1 февраля следующего года. Форма заявления №26.1-5 приведена в Приказе МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58 «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о