Разное

Налоговый маневр: Налоговый маневр в нефтянке: суть и последствия

29.07.2021

Содержание

В Госдуме предложили отменить налоговый маневр в нефтянке

Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг предложил резко повысить экспортную пошлину на нефть и отменить возврат НДС экспортерам черного золота. Это позволит снизить входящую цену нефти на нефтеперерабатывающих заводах внутри страны и повысит рентабельность нефтепереработки, считает депутат. При этом привлекательность экспорта сырья существенно снизится. 

Сейчас в рамках налогового маневра Минфин снижает экспортную пошлину на нефть, планируя, что к 2025 г. она станет нулевой. Одновременно налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет расти. «Предложение Гартунга концептуально противоречит идее налогового маневра, который подразумевает постепенное обнуление экспортной пошлины и компенсирующий рост НДПИ, чтобы прекратить практику дотирования нефтепереработки», – указывает старший директор группы по природным ресурсам в лондонском офисе рейтингового агентства Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

Одной из причин проведения налогового маневра в отрасли как раз и стало стремление правительства повысить рентабельность нефтепереработки и стимулирование компаний к модернизации производства, объясняют эксперты. И многие компании действительно обновили свои мощности. Однако к повышению рентабельности это не привело. «В настоящее время рентабельность переработки нефти внутри страны достаточно низкая, – отмечает доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов. – Первая причина этого – сложившаяся в нефтяной отрасли олигополия: крупные компании диктуют свои правила и не дают вклиниться новым игрокам. Вторая – налоговое законодательство, которое действует сейчас в нефтяной промышленности, ориентировано преимущественно на поддержку экспорта». 

Если целью депутата является снижение розничных цен на бензин и дизельное топливо, то его предложение выглядит логичным, считает партнер PwC Андрей Солдатенко. «Его предложение фактически направлено на субсидирование производства нефтепродуктов и их реализации на внутреннем рынке за счет экспорта нефти, – объясняет он. – Это то, от чего российская налоговая система ушла по результатам «большого налогового маневра», поэтому возврат к такому перекрестному субсидированию сегодня видится маловероятным. Кроме того, предложенные меры должны сопровождаться зеркальным снижением налоговой нагрузки по другим налогам или дополнительными налоговыми льготами для избежания негативного эффекта на конкурентоспособность российских нефтяных компаний на мировом рынке». С тем, что сейчас не лучшее время для налоговых революций в нефтянке, согласен и Маринченко. «В целом НПЗ сейчас загружены, проблемы простаивающих мощностей нет. А если речь идет о дополнительных изъятиях для наполнения бюджета, то сейчас для этого не самое правильное время, ведь цены на нефть упали и остаются неустойчивыми», – отмечает он. 

$5,2 млрд

доходов получила Россия от экспорта нефти в июне – на 43% больше, чем в мае

Предложение об отмене возвратов по НДС также вызвало недоумение у экспертов. «Отказ в возврате НДС при экспорте любых товаров противоречил бы существу данного налога, превратив его в некий аналог налога с оборота или тех же экспортных пошлин, – замечает партнер Deloitte Геннадий Камышников. – С точки зрения принципа стабильности налоговой системы такой шаг также был бы очень спорным. Он очень негативно повлиял бы на экспортный потенциал отрасли, однако совсем не обязательно автоматически простимулировал бы нефтепереработку внутри России».

При отмене возврата НДС могут упасть объемы экспорта и его рентабельность. В результате экспортеры недополучат валютную выручку, а падение рентабельности они, скорее всего, постараются переложить на внутренних потребителей нефти, прогнозируют возможное развитие событий эксперты. 

В целом тренд на повышение добавленной стоимости, т. е. увеличение степени переработки сырья внутри страны, неизбежен – только это позволит наполнять бюджет в долгосрочной перспективе, отчасти соглашается с предложением Гартунга генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Но при чем здесь добыча? – удивляется он. – Нужно применять налоговые стимулы именно в самой переработке, в нефте- и газохимии. В этом направлении развиваются наши конкуренты, и именно продукты переработки нефти и газа востребованы на наших основных рынках сбыта – в Европе и Китае».  

В качестве стимулов для повышения доли добавленной стоимости в нефте- и газохимии можно рассмотреть снижение акцизов или увеличение вычетов. «Сложность в том, что одновременно со снижением внутренних цен на нефтепродукты есть желание сохранить долю на мировом рынке нефти и не допустить существенного роста налоговой нагрузки на отрасль, а также избежать выпадающих бюджетных доходов, – замечает Солдатенко. – Такая система уравнений не имеет простого решения. Однако, если ввести еще один фактор, например субсидирование дальнейшего снижения акцизов из фонда национального благосостояния (что уже имело место) или иных источников, решение может быть найдено. Неналоговые меры, нацеленные на повышение экономической и производственной эффективности отрасли (в том числе ориентированные на повышение уровня конкуренции), могут оказаться более эффективными в данной ситуации». Что же касается модернизации НПЗ, стимулировать ее административно-налоговыми методами – пустая затея, считают эксперты.  

В Минфине с предложением Гартунга еще не знакомы, но отмечают, что меры по поддержке глубокой переработки нефти уже есть. «В целом сейчас уже действуют меры, направленные на стимулирование нефтепереработки в стране. Так, с 1 января 2019 г. в РФ в области акцизного налогообложения действуют меры, направленные на сглаживание колебаний цен на моторное топливо и стимулирующие повышение углубления переработки нефти, – рассказали «Ведомостям» в пресс-службе Минфина. – Кроме того, в Госдуму внесен законопроект, которым устанавливаются дополнительные стимулирующие налоговые условия, направленные на обеспечение окупаемости инвестиций в строительство установок глубокой переработки нефти и повышение интереса компаний к дополнительной модернизации нефтеперерабатывающих заводов».

«Россия экспортирует три четверти добычи в виде нефти и нефтепродуктов, баланс поставок которых определяется рынком, – напоминает руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов. – Основной объем поставок идет в Европу, которая нацелена на снижение доли углеводородов в своем топливном балансе в связи с декарбонизацией. Именно об этом сейчас надо думать».

кто выиграл, а кто проиграл? :: Мнение :: РБК

Что случилось после падения цен

Однако цены на нефть в конце прошлого года сильно упали, и это несколько изменило эффекты налогового маневра. По расчетам, в секторе нефтедобычи должна была образоваться небольшая дополнительная прибыль, но из-за особенностей формул экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты возникли незначительные потери по сравнению с 2014 годом; в секторе переработки субсидии существенно уменьшились.

В итоге компании потеряли как от снижения цен на нефть, так и от некоторого ухудшения налоговых условий в новых ценовых реалиях. Доходы же бюджета в долларовом выражении уменьшились, но в рублевом — практически не изменились. Также не уменьшилось субсидирование внутренних потребителей России, Белоруссии и Казахстана; просто цены на моторное топливо в рознице не выросли, как ожидалось, а стабилизировались на прошлогодних уровнях.

По итогам первого квартала 2015 года мы по-прежнему наблюдаем рост добычи нефти, а снижение маржи привело к некоторому снижению объемов переработки на простых НПЗ. Таким образом, достигнут тот эффект, который предполагалось получить еще при введении в 2011 году системы 60-66-90 (экспортная пошлина на нефть была снижена до 60%, пошлины на темные и светлые нефтепродукты составили 66% от пошлины на нефть, пошлины на бензин — 90%). Тогда снижения переработки не произошло, так как цены на нефть стали расти. Это общая проблема проведенных налоговых маневров — высокая чувствительность «точки равновесия» интересов бюджета, потребителей и отрасли к изменениям рыночных цен.

Как государство субсидировало нефтяников

После того как большой налоговый маневр будет завершен в 2017 году и у государства будет возможность в полной мере оценить его последствия, встанет вопрос, что делать дальше с пошлинами на нефть и нефтепродукты. Изначально экспортные пошлины в России вводились, во-первых, как фискальный инструмент, чтобы изымать ценовую ренту, а во-вторых, для защиты отечественных потребителей нефтепродуктов — экономика и потребители фактически получают дополнительные субсидии от нефтянки в виде более низких цен.

К сожалению, экспортные пошлины в России менялись не системно. В 2003 году пошлины для всех нефтепродуктов были установлены на уровне 90% от пошлин на нефть, чтобы учесть отсталую конфигурацию российской нефтепереработки и удаленность НПЗ от экспортных рынков сбыта. В 2005 году пошлины на нефтепродукты существенно снизили и сделали разными — по темным нефтепродуктам пошлины были более выгодными для производителей, что стимулировало рост первичной переработки. За 10 неполных лет она выросла на 40%, на 80 млн т. Но более глубокая переработка стала происходить лишь в последние годы, и то благодаря масштабной программе модернизации, главным стимулом для которой послужило обещание введения 100-процентной пошлины на мазут.

Увеличение первичной переработки в России зачастую неэффективно с общеэкономической точки зрения. Положительный эффект для компаний создается за счет того, что пошлины на нефтепродукты ниже нефтяных, и фактически это субсидирование переработки. Если бы не разница в пошлинах, то компаниям выгоднее было бы увеличивать экспорт нефти, а не направлять нефть на переработку. Потери бюджета при этом превышают положительный эффект для компаний, и в сумме мы имеем разрушение экономической стоимости. В целом с 2005 по 2014 год недополученная выгода государства из-за субсидирования нефтепереработки, по нашим оценкам, превысила $145 млрд.

Еще одно искусственное искажение экономики нефтепереработки, вызванное таможенной политикой, — установление в 2011 году относительно более высоких пошлин на бензин по сравнению с дизельным топливом. Правительство таким образом пыталось исключить сезонный дефицит бензина: более высокие пошлины, по мнению чиновников, должны были остановить экспорт автобензина из России.

Но введение по сути запретительной пошлины на экспорт бензина привело к тому, что российские НПЗ стали инвестировать в производство высококачественного дизельного топлива, а не в производство автобензина: экономическая эффективность этих проектов была существенно выше. В долгосрочной перспективе это может негативно сказаться на балансе бензина на внутреннем рынке.

Что не так с налоговой системой

Что реально показал большой налоговый маневр? В очередной раз он обнажил сложность всей российской налоговой системы. Использование скользящей шкалы НДПИ и пошлин с привязкой к нефти приводит к системной проблеме: нужно все время «угадывать» будущую цену нефти, чтобы задавать адекватные стимулы и для добычи, и для переработки, и невозможно нормально откалибровать систему, когда реальная цена на нефть сильно отклоняется от прогноза.

Даже после налогового маневра из-за разницы пошлин на нефть и нефтепродукты сохраняется достаточно высокая субсидия нефтепереработке. Она сильно зависит от цен на нефть, причем при высоких ценах по-прежнему стимулируется более простая переработка. При цене $100 за баррель средняя субсидия для НПЗ составляет $15 на баррель, а при $50 за баррель — $5–6 на баррель. Это огромная величина для российской нефтепереработки: для сравнения, маржа комплексных заводов в Европе в среднем находится на уровне $4–5/барр. , а маржа простой переработки отрицательна.

После 2017 года маневр следует продолжить. Сохранение высокого уровня субсидий приведет к дальнейшему росту экспортно ориентированных мощностей комплексных НПЗ, а рост экспорта нефтепродуктов вместо экспорта нефти приведет к увеличению потерь бюджета. Но резкое снижение субсидий также нежелательно: это может привести к дефициту некоторых нефтепродуктов (прежде всего автомобильного бензина) и помешает модернизации нефтепереработки.

Правительству предстоит определить размер необходимой субсидии и общую конфигурацию экспортных пошлин в долгосрочной перспективе. Чтобы исключить высокую зависимость субсидии от цен на нефть, можно зафиксировать ее в абсолютном выражении. И есть надежда, что после завершения маневра понимание этой конфигурации будет найдено.

В Думе предложили отменить налоговый манёвр в нефтяной отрасли

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг предложил повысить экспортную пошлину на нефть, а также отменить возврат НДС экспортерам черного золота.

По мнению парламентария, это приведет к снижению входящей цены нефти на нефтеперерабатывающих заводах страны и к повышению рентабельности нефтепереработки. Привлекательность экспорта сырья при этом снизится, передают «Ведомости».

Сегодня в рамках налогового маневра Министерство финансов снижает экспортную пошлину на нефть и ожидает, что к 2025 году она окажется нулевой. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет расти.

«Предложение Гартунга концептуально противоречит идее налогового маневра, который подразумевает постепенное обнуление экспортной пошлины и компенсирующий рост НДПИ, чтобы прекратить практику дотирования нефтепереработки», – считает старший директор группы по природным ресурсам в лондонском офисе рейтингового агентства Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

В этом сюжете

Одной из причин организации налогового маневра в отрасли было стремление правительства повысить рентабельность нефтепереработки, а также стимулирование компаний к модернизации производства.

Многие компании обновили свои мощности, но к повышению рентабельности это не привело.

«В настоящее время рентабельность переработки нефти внутри страны достаточно низкая. Первая причина – сложившаяся в нефтяной отрасли олигополия: крупные компании диктуют свои правила и не дают вклиниться новым игрокам. Вторая – налоговое законодательство, которое действует сейчас в нефтяной промышленности, ориентировано преимущественно на поддержку экспорта», – сообщил доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов.

В Минфине с предложением Гартунга пока не ознакомились. Но в ведомстве отмечают: меры по поддержке глубокой переработки нефти уже есть. «Так, с 1 января 2019 года в РФ в области акцизного налогообложения действуют меры, направленные на сглаживание колебаний цен на моторное топливо и стимулирующие повышение углубления переработки нефти. Кроме того, в Госдуму внесен законопроект, которым устанавливаются дополнительные стимулирующие налоговые условия, направленные на обеспечение окупаемости инвестиций в строительство установок глубокой переработки нефти и повышение интереса компаний к дополнительной модернизации нефтеперерабатывающих заводов», – рассказали в пресс-службе Минфина.

Как вписаться в налоговый маневр компаниям ИТ-отрасли?

В прошлой заметке мы рассматривали реализованные и планируемые меры государственной поддержки ИТ-отрасли, уделив внимание в том числе налоговому маневру в контексте сравнения «что есть» и «что будет с 2021 года».

В течение трех месяцев потенциальные кандидаты на получение налоговых льгот оценивали, да и продолжают оценивать, удовлетворяют ли (могут ли удовлетворять) они критериям, необходимым для применения этих самых льгот.

Первые глобальные задачи, которые стали очевидны:

  1. как попасть в реестр отечественного ПО с учетом установленных правительством РФ ограничений (для целей НДС)?
  2. как быть компаниям (в том числе крупнейшим), которые хотя и являются разработчиками, но в силу того, что реализуют сервисы (услуги), а не передают права на ПО, не могут вписаться в налоговый маневр (для целей налога на прибыль и страховых взносов)?

В рамках решения первой задачи, учитывая потребности бизнеса, правительство РФ разместило на https://regulation. gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=107927 проект постановления, которым предлагает смягчить ряд требований для включения ПО в реестр отечественного ПО. Параллельно с этим появился законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», устанавливающий следующее: «В реестр российского программного обеспечения включаются сведения о программах для электронных вычислительных машин и о базах данных, которые соответствуют установленным Правительством РФ требованиям. Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к классам программ для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения».

Сравним правительственные изменения, отметив для себя их плюсы и минусы.

Сейчас для включения ПО в реестр правообладателем этого ПО может выступать российское публичное образование, гражданин РФ, российская коммерческая или некоммерческая организация с долей участия менее 50%. Предлагается, что правообладателем ПО смогут выступить российские организации и индивидуальные предприниматели, имеющие организационно-технические возможности для полноценной реализации прав, для технической поддержки пользователей, имеющие в штате работников, квалификация и количество которых обеспечивают полноценную реализацию прав, а также техническую поддержку пользователей ПО на территории РФ. Мы видим послабления для компаний, доля участия иностранного капитала в которых превышает 50%.

Сейчас гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения должны осуществляться организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином РФ. Предлагается к этому перечню добавить реализацию, сохранив ограничения по иностранному участию.

Кроме того, появляется требование, что технические средства, необходимые для функционирования ПО при предоставлении пользователям дистанционного доступа к ПО, должны размещаться на территории РФ.

Требование о том, что общая сумма расходов по лицензионным и договорам сопровождения в пользу иностранных лиц не должна превышать 30% выручки правообладателя от реализации ПО за календарный год, сохранилось. Также сохранилось требование о необходимости правомерного введения ПО в гражданский оборот на территории РФ и об отсутствии ограничений на его распространение на всей территории РФ (отсутствии санкционных ограничений). По-прежнему ПО не должно иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа.

Ряд изменений касаются полномочий Минцифры России, процедурных моментов и сроков. Например, срок проверки уполномоченным органом заявления о включении сведений, прилагаемых к нему документов и материалов, на соответствие требованиям сокращается вчетверо: с 20 рабочих дней до пяти рабочих дней со дня поступления заявления. Вдвое, с 30 рабочих дней до 15 рабочих дней, сокращается срок рассмотрения экспертным советом заявления о включении ПО в реестр. С учетом количества ИТ-компаний, желающих применять льготу с января 2021 года, сокращение сроков выглядит привлекательно.

В рамках решения второй задачи крупнейшие компании через Российскую ассоциацию электронных коммуникаций (РАЭК) предложили распространить налоговый маневр в сфере ИТ на интернет-компании, включив в список поисковые сервисы, социальные сети, интернет-магазины, онлайн-кинотеатры, разработчиков систем электронного документооборота, банковского и кассового ПО, CRM-систем и др. С учетом принятых изменений в Налоговый кодекс РФ указанные компании не могут применять льготы, поскольку существенная доля доходов от деятельности компаний — это доходы от рекламы, различных подписок, реализации виртуальных товаров, сервисов, функционирующих на базе разработанного ПО. Выручка от указанной деятельности не включается в те 90% доходов от ИТ-деятельности, необходимые для применения льготы по налогу на прибыль и страховым взносам с 2021 года. Не включается в эти 90% доходов и выручка от реализации ПО и прав на ПО не собственного производства.

Основной идеей РАЭК является предоставление льгот компаниям ИТ-сектора независимо от видов осуществляемой ими деятельности: в мерах государственной поддержки нуждаются не только разработчики, но и другие компании отрасли, в том числе совмещающие в себе функционал разработчика с иными видами деятельности.

Но пока данная инициатива находится на рассмотрении профильных федеральных органов исполнительной власти, компаниям, намеренным применять льготы, необходимо провести соответствующий анализ своей деятельности.

Целью налогового маневра все же было не введение новых ограничений, а стимулирование и поддержка отечественных производителей ПО. В каких-то моментах ИТ-компании получили послабления. Например, в 2015 году суды по ряду судебных споров Mail.Ru с налоговыми органами поддержали именно налоговые органы. Суды решили, что в ситуации, когда по лицензионному договору предоставляется право пользования компьютерной онлайн-игрой без оплаты, а дополнительный функционал игры предоставляется за плату, применение льготы по НДС невозможно, поскольку «дополнительный функционал» — это не часть лицензии, это услуга по организации игрового процесса путем предоставления возможности использования дополнительного функционала игры. В 2017 году эту позицию даже Минфин России не поддержал, и на практике существовала спорная ситуация. С 2021 года «дополнительный функционал» льготируется (по НДС) в силу прямого указания в Налоговом кодексе РФ.

Если решение первых глобальных задач зависит от государства, то решение задач второго уровня зависит исключительно от бизнеса. Для целей применения льгот и минимизации налоговых рисков необходимо:

  1. провести аудит договоров, первичных и учетных документов на предмет соответствия содержащихся в них формулировок реальной деятельности и требованиям НК РФ;
  2. рассмотреть вопрос о выделении собственного подразделения разработчиков (при его наличии) в отдельное юридическое лицо с позиции деловой цели;
  3. сформировать «защитный файл» при проведении любых изменений с тем, чтобы в случае налоговой проверки компании могли продемонстрировать наличие деловой цели и экономических выгод от этих изменений.

Для ИТ-компаний могут ввести новый налоговый маневр — Российская газета

Компании, которые внедрят отечественное программное обеспечение или оборудование, смогут оформить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. Такая мера вошла в перечень предложений по «второму пакету» поддержки ИТ-отрасли, который обсудили в четверг на встрече вице-премьера Дмитрия Чернышенко с представителями ИТ-бизнеса на площадке организации «Цифровая экономика».

ИТ-отрасль вошла в число наиболее пострадавших от пандемии. Падение выручки компаний за первые полгода, по данным Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП), составило от 45% до 80%. Государство оперативно разработало «первый пакет» мер поддержки. Самой важной из них стал «налоговый маневр», который начал действовать с 1 января 2021 года: налог на прибыль для IT-компаний снизился с 20% до 3%, страховые взносы в фонд оплаты труда уменьшились с 14% до 7,6%, обнулен НДС для компаний из реестра отечественных решений.

В конце 2020 года Чернышенко анонсировал разработку «второго пакета» поддержки. В этот раз к работе привлекли более 200 экспертов из 150 ИТ-компаний. В новый пакет вошло 64 меры, реализация которых займет два года. Все меры сгруппированы по блокам и обсуждались на заседаниях 12 рабочих групп.

Одна из мер — налоговый вычет для компаний, использующих отечественное ПО и оборудование. Детали применения предстоит еще доработать. Ограничений по потенциальным компаниям-участникам пока нет. Другая фискальная мера — введение «цифрового налога» для иностранных интернет-ресурсов, которые пользуются данными россиян для формирования рекламных кампаний. «Данный налог мы предлагаем перенаправить на российские компании, которые в этом же сегменте работают, — сообщил Илья Массух, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ.

Другая важная мера поддержки, которая обсуждалась на заседании, связана с поддержкой отечественных центров обработки данных (ЦОД) и облачных сервисов. Предлагается ввести льготы для российских коммерческих ЦОД и обязать органы власти пользоваться их услугами. Отказываться от государственных ЦОД при этом не планируется.

Для развития отечественных решений в области искусственного интеллекта планируется дать доступ разработчикам к государственным большим данным. Обсуждается и возможность дать доступ к обезличенным персональным данным пациентов медицинских учреждений — эту меру уже поддержали в минздраве. Льготы и меры поддержки смогут получить и компании, которые внедряют отечественные решения в сфере искусственного интеллекта.

Прозвучали предложения, направленные на поддержку отечественного игрового контента. В структуре экспорта ИТ-решений лидирующее место занимают компьютерные игры, однако часто компании меняют юрисдикцию и уходят из России в более выгодные налоговые режимы. Чтобы эту конкуренцию выровнять, рабочая группа предлагает установить право вычета входящего НДС при экспортных продажах.

Предложенные меры направлены преимущественно на выравнивание условий международной конкуренции. «В ближайшее время подготовленный план будет представлен на подпись председателю правительства. После утверждения начнем его выполнять, детально прорабатывая с ведомствами мероприятия по каждой мере поддержки ИТ-отрасли», — сообщил Дмитрий Чернышенко.

Цитата

Дмитрий Чернышенко, вице-премьер:

«Для государства эти меры не менее значимы, так как они дают широкие возможности для импортозамещения, формирования основ национальной информационной безопасности и способствуют достижению национальной цели — цифровой трансформации».

Налоговый маневр в нефтяной отрасли: промежуточные итоги и риски дальнейшей реализации | Каукин

1. Бобылев Ю. Н., Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. (2012). Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий. М.: Изд-во Института Гайдара.

2. Бобылев Ю., Идрисов Г., Каукин А., Расенко О. (2015). Нефть, бюджет и налоговый маневр // Экономическое развитие России. T. 22, № 11. С. 47—50.

3. Выгон Г., Рубцов А., Ежов С. (2015). Нефтяные налоговые маневры: что дальше? VYGON Consulting. https://vygon.consulting/upload/iblock/2af/vygon_consulting_taxmaneuvers.pdf

4. Гордеев Д., Идрисов Г., Карпель Е. (2015). Теоретические и практические аспекты ценообразования на природный газ на внутреннем и внешнем рынках // Вопросы экономики. № 1. С. 80—102. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-1-80-102

5. Жемкова А. М., Идрисов Г. И., Каукин А. С., Миллер Е. М. (2019). Заморозка цен на нефтепродукты — остановка налогового маневра? // Экономическое развитие России. T. 26, № 1. С. 31—35.

6. Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев С. Г. (2012). Модернизация или консервация: роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты // Экономическая политика. № 3. С. 5—19.

7. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. (2014). Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? // Вопросы экономики. № 3. С. 4—20. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2014-3-4-20

8. Идрисов Г., Каукин А. (2016). Налоговый маневр: ускорение экономического роста в ущерб бюджетной консолидации // Экономическое развитие России. Т. 23, № 6. С. 35—39.

9. Каукин А., Миллер Е. (2018). Налоговый маневр в нефтяной отрасли: момент для завершения // Экономическое развитие России. Т. 25, № 7. С. 50—54.

10. Каукин А. С., Миллер Е. М. (2020). Налоговый маневр и поставка нефти в Белоруссию // Экономическое развитие России. Т. 27, № 4. С. 37—44.

11. BP (2019). BP statistical review of world energy. June.

IT-компании попросили Минфин объяснить, как пройдёт налоговый манёвр

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) обратилась в Минфин с просьбой объяснить, как будут применять налоговые льготы для IT-компаний. Об этом пишет «Коммерсант».

«Сейчас меры налогового манёвра прописаны не очень чётко, остаются неоднозначности, некоторые моменты можно истолковать по-разному», — сказал «Коммерсанту» исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев.

По его словам, направленные в Минфин вопросы волнуют всех участников рынка. Компаниям нужно понять, как будут применять новые меры, чтобы «не налететь на штрафы» или не потерять статус «льготника» по причине неверно оформленных документов, подчеркнул Комлев.

В конце июля Владимир Путин подписал закон о налоговом манёвре в IT-отрасли. Согласно документу, с 1 января 2021 года налог на прибыль будет снижен с 20% до 3%, а ставка страховых взносов — с 14% до 7,6%. Бюджетные расходы на поддержку бизнеса Минкомсвязи предложило компенсировать за счёт возврата НДС на продажу софта.

Бизнес интересует, какой доход будет считаться доходом от деятельности в области IT. Относится ли к нему, например, доход от работ, которые выполнил субподрядчик, или доход от услуг по установке и сопровождению программ, если их правообладателем выступает заказчик услуг.

Кроме того, у членов АПКИТ возникли вопросы по действию льгот при использовании библиотек и модулей софта от третьих лиц, при поглощении компаний с их софтом, и т. д.

К претендентам на льготы по НДС предъявляют довольно жёсткие требования: включение ПО в реестр, аккредитация разработчика, 90% выручки компании от продажи ПО и услуг по его установке или сопровождению, не более 30% отчисляется иностранным компаниям, перечислил гендиректор «Аванпоста» Андрей Конусов.

На деле этими льготами сможет воспользоваться очень ограниченное количество разработчиков, уверен он. Кроме того, в законе появилась формулировка, которая накладывает запрет на использование льготы при распространении рекламы в интернете.

Вероятно, льгота по НДС будет недоступна для торговых площадок, а также практически любого ПО, в котором есть рекламные баннеры, считает Конусов. По сути, на смену льготе по НДС приходит сложно сформулированный набор льгот, что приведёт к увеличению, а не сокращению налоговой нагрузки в целом.

У IT-маневра есть большой недостаток: выросли трудозатраты компаний, которые пытаются соответствовать новым требованиям, и риски получить штраф при непреднамеренном нарушении норм, отметил заместитель гендиректора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов. Некоторым компаниям придётся разделить бизнес, чтобы получать льготы только на его часть, считает он.

Налоговый маневр в сфере ИТ в России принимается быстро

23 июня 2020 года Президент Российской Федерации рассказал народу о новых мерах по поддержке российской экономики в условиях пандемии COVID-19. В частности, он объявил о плане поддержки ИТ-компаний путем значительного снижения налогов на них.

По словам г-на Путина, планируется снизить налог на прибыль ИТ-компаний с 20% до 3% и сборы обязательного социального страхования с 14% до 7,6%. Он также отметил, что когда эти меры будут реализованы, налоговые ставки будут одними из самых низких в мире, и в этом плане он сравнил Россию с Индией и Ирландией.

Кроме того, Президент сообщил, что Правительство РФ рассмотрит новые меры экономической поддержки ИТ и связанных с ними компаний.

Через несколько недель в Иннополисе (Республика Татарстан) прошла панельная дискуссия с участием представителей ИТ-индустрии, на которой выступил Премьер-министр Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. В своем выступлении г-н Мишустин поднял вопрос о предлагаемых преимуществах президентского «налогового маневра» и уточнил, что льготы будут предоставлены российским компаниям, у которых 90% доходов поступает от продажи программного обеспечения и услуг для его разработки. , поддержка и облачные сервисы.

10 июля 2020 года Минфин России подготовил законодательные поправки в налоговое законодательство о проведении «налогового маневра». Наряду со снижением налога на прибыль и взносов обязательного социального страхования для ИТ-компаний Минфин предлагает установить такие льготы и для компаний, которые занимаются проектированием и разработкой электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции и входят в соответствующий реестр.Этот реестр будет вести Минпромторг. Кроме того, Минфин готовит механизмы дополнительных стимулов для отечественной ИТ-индустрии, которые включают как прямую поддержку компаний по внедрению инноваций и запуску стартапов, так и стимулирование спроса, развитие партнерских отношений в рамках ГЧП и увеличение штата сотрудников в этой отрасли.

Принятие законопроекта о «налоговом маневре» президента не заставило себя ждать. Таким образом, законопроект прошел все необходимые этапы для его принятия и был опубликован 31 июля 2020 года.

Согласно законопроекту вносятся следующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (Налоговый кодекс):

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Поправки касаются (i) исключительных прав на программное обеспечение и базы данных, включенных в реестр отечественного программного обеспечения, и (ii) прав на использование программного обеспечения и баз данных, которые будут освобождены от НДС.

Права на использование могут быть переданы путем заключения лицензионного соглашения и предоставления удаленного доступа к программному обеспечению и базам данных через Интернет.

Освобождение от НДС не распространяется на передачу прав на использование программного обеспечения и баз данных, если эти права относятся к следующему:

— распространение рекламы в сети Интернет или получение доступа к ней;

— размещение в сети Интернет предложений о покупке или продаже товаров, работ, услуг и прав; или

— поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключение сделок.

Налог на прибыль

Ставки налога на прибыль ИТ-компаний будут снижены.Ставки будут следующими:

— 3% налог в федеральный бюджет для компаний, разрабатывающих, устанавливающих, тестирующих, обслуживающих и продвигающих свое программное обеспечение и базы данных; и

— 0% налога в региональный бюджет для компаний, занимающихся проектированием и разработкой электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Также для применения пониженных ставок ИТ-компании должны соответствовать следующим требованиям:

— компания должна быть внесена в специальный реестр как компания, работающая в сфере информационных технологий;

— доход компании от операций в сфере информационных технологий по итогам налогового периода должен составлять не менее 90% от общего дохода; и

— среднесписочная численность персонала должна быть не менее семи человек.

Взносы по обязательному социальному страхованию

Взносы по обязательному социальному страхованию будут снижены с 14% до 7,6% для ИТ-компаний, отвечающих тем же требованиям, что и для компаний, применяющих пониженные ставки налога на прибыль (см. Требования пункта (2) выше).

Следует отметить, что все вышеперечисленные изменения в Налоговый кодекс вступят в силу с 1 января 2021 года. В срок до указанной даты государственные органы или должностные лица могут принять любые дополнительные акты по этому поводу.

Наша команда активно следит за всеми новостями и изменениями по этому поводу и будет продолжать информировать по этому поводу. Если вас интересует этот вопрос, вы всегда можете связаться с нами. Мы будем рады помочь, посодействовать и проконсультировать вас по тому или иному вопросу.

Самая низкая налоговая ставка в мире? Российский налоговый маневр в сфере ИТ

Планы президента Владимира Путина по цифровому бизнесу, которые помогут ускорить восстановление экономики России после пандемии коронавируса, предоставив России одну из самых низких налоговых ставок в мире для ИТ-компаний, могут быть не тем, чем кажутся, сообщили The Moscow Times аналитики.

В июньском обращении к стране Путин приветствовал «динамизм и быстрый рост» российского ИТ-сектора, основанный на «мощных технологических и человеческих ресурсах», и поблагодарил цифровые компании за то, что они помогают бизнесу, правительству и обществу пережить худшие из трудностей. вспышка.

Чтобы уловить этот импульс и вывести технологическую арену России на еще более высокую траекторию, Путин объявил, что со следующего года он снизит налоги для ИТ-компаний. Налог на корпорации будет снижен с 20% до 3%, а налоги на социальное обеспечение — до 7.6% по сравнению с 30% в других секторах экономики.

Новый налоговый режим «лучше, чем в наиболее привлекательных сегодня юрисдикциях для ИТ-бизнеса, таких как Индия и Ирландия», — сказал Путин. «Фактически, это будет одна из самых низких налоговых ставок в мире».

Однако через месяц после заявления Путина и с опубликованием правительственного законопроекта об этом так называемом «налоговом маневре в сфере ИТ», снижение налогов не так просто.

Вместо того, чтобы привлекать иностранные компании в штаб-квартиру в России — цель режимов с низким налогообложением, таких как Ирландия, Кипр или Нидерланды — ИТ-компании, налоговые эксперты и юристы предполагают, что флагманские реформы могут стать лазейкой для последнего приступа протекционизма в России, который приведет к более высокие цены на программное обеспечение для потребителей и менее привлекательный рынок для иностранных игроков.

НДС бомба

Путин в своем выступлении не упомянул, как Россия намерена оплачивать социальное страхование и снижение корпоративных налогов — путем отмены популярного освобождения от НДС на продажу программного обеспечения и лицензий.

«Отмена освобождения от НДС для лицензий на программное обеспечение произвела эффект разорвавшейся бомбы», — сказал The Moscow Times руководитель налогового отдела юридической фирмы Noerr Максим Владимиров. «Это было краеугольным камнем ИТ-индустрии на протяжении многих лет. Им будет очень неудобно, если это пройдет.”

Кто-то должен будет оплатить счет, если НДС, взимаемый в России по ставке 20%, будет включен в продажи программного обеспечения.

«Будут ли ИТ-компании жертвовать своей рентабельностью и оставлять цены на программное обеспечение на том же уровне, что и раньше, или они увеличат их, чтобы компенсировать рост НДС?» — спросил Артем Васютин, налоговый партнер Deloitte. «Вероятно, что цены будут выше, может быть, не на 20%, но постепенно цены будут расти, так что рентабельность компании восстановится до нынешнего уровня.

Предыдущие правительственные оценки доходов, о которых идет речь, подчеркивают, почему некоторые технологические компании поспешили заявить, что реальным победителем от реформ, скорее всего, станет российский бюджет.

Отмена освобождения от НДС может приносить правительству 42,5 миллиарда рублей в год (600 миллионов долларов), говорится в недавнем документе Минкомсвязи России, а в новом законопроекте говорится, что снижение налогов составит 32 миллиарда рублей (450 миллионов долларов). Эти оценки дополнительного бремени НДС были исключены из официальной оценки экономического воздействия, которая сопровождала законопроект, вместо этого появилось расплывчатое примечание, в котором говорилось только о том, что дополнительные поступления НДС «компенсируют» убытки от других сокращений налогов.

«Похоже, что этот маневр, по крайней мере в краткосрочной перспективе, принесет денежные средства в бюджет и только в последующие годы принесет некоторые выгоды для местной ИТ-индустрии», — сказал Владимиров.

Протекционизм

Протекционистский характер реформы проявляется в последнем аспекте закона — продажи программного обеспечения, включенного в составленный государством реестр «Российских компьютерных программ и баз данных», сохранят освобождение от НДС.

«Со временем у вас будет определенная замена иностранного ПО на российское.Будет некоторая локализация разработки программного обеспечения. Но это чисто дискриминационный характер — высокие цены на зарубежное программное обеспечение и более низкие затраты на российское программное обеспечение », — сказал Владимиров.

Хотя это не невозможно, «крайне редко, когда иностранным компаниям удается внести свое программное обеспечение в этот реестр», — сказал Арсений Сеидов, партнер юридической фирмы Baker McKenzie. Чтобы иметь право на участие, создатель программного обеспечения должен быть субъектом с большинством российского населения, выплачивать не более 30% своей выручки иностранному предприятию и не подлежать обязательному обновлению программного обеспечения или управлению из-за границы.

«Это еще один элемент российской политики, включающий протекционизм и направленный на стимулирование экспорта, что в целом соответствует направлению, в котором движется правительство», — добавил Сеидов, возглавляющий различные налоговые комитеты в Ассоциации европейского бизнеса ( AEB) и Американская торговая палата — крупнейшие лоббистские ассоциации иностранных фирм в России. Оба изо всех сил пытаются отреагировать на законопроект, который проходит через парламент.

Эта часть реформы — сохранение освобождения от НДС для отечественного программного обеспечения — может даже быть нарушением правил Всемирной торговой организации (ВТО), запрещающих налоговую дискриминацию, говорят юристы.

Даже для российского делового мира это могло быть только «частично полезным», — сказал Владимиров.

«Многие предприятия, не связанные с ИТ, не смогут найти подходящую российскую замену, если они привыкли покупать иностранное программное обеспечение. Кроме того, российским производителям необходимо будет подать заявку на получение статуса «отечественного программного обеспечения». Им будет нелегко. Я не могу представить себе сценарий, который не потребовал бы больших затрат и усилий ».

Жесткие критерии

Реакция технологических компаний на этот шаг была неоднозначной.

«Это позитивная новость для отрасли: возможность реинвестировать больше средств в разработку перспективных продуктов позволит компаниям, в том числе стартапам, повысить конкурентоспособность отечественных ИТ-продуктов и потенциально снизить их затраты для потребителей как на российском, так и на зарубежных рынках. », — сказал Михаил Прибочий, управляющий директор« Лаборатории Касперского »в России.

Михаил Токовинин из amoCRM сказал Business Outlet Inc., что будет рад, если отечественные компании уклонятся от уплаты НДС, в то время как иностранные платят.

«Хотя, стратегически это спорно. Помогают ли эти защитные меры местным производителям? У нас были охранные пошлины на иномарки — это помогло или убило АвтоВАЗ? » — спросил он, имея в виду Lada-производителя, который выкупил французский автогигант Renault.

Но некоторые опасаются основных экономических аспектов предложения, особенно для тех, кто не включен в реестр — более высокого НДС, что приведет к повышению цен и ослаблению конкуренции, сообщила Ъ Ольга Минаева из софтверной компании Abbyy.

Между тем, некоторые из самых успешных технологических компаний России не получат выгоды от каких-либо других налоговых льгот из-за аналогичных «жестких» правил, означающих, что только те фирмы, которые получают 90% своей выручки от продажи программного обеспечения и лицензий, будут иметь право на снижение ставки корпоративного налога и социального страхования.

«Это может означать, что многие направления бизнеса Яндекс и Mail.Ru могут не соответствовать этим критериям, поскольку обе компании получают большую часть своих доходов от рекламы и других услуг», — сказал Владимир Беспалов, аналитик ВТБ Капитал.

Налоговые консультанты и юристы уже обсуждают возможность того, что более крупным компаниям будет лучше разделить свои подразделения разработки программного обеспечения в отдельные юридические дочерние компании, чтобы иметь право на налоговые льготы. Но это может противоречить так называемым общим правилам уклонения от уплаты налогов (GAAR), позволяющим налоговым органам блокировать транзакции или отменять льготный налоговый режим, если они подозревают, что основной причиной изменения является обеспечение более низкой налоговой ставки.

Больше проблем с налогообложением

Помимо ИТ-сектора, влияние на цены сложной встряски НДС будет ощущаться во всем деловом мире.

Аналитики Moscow Times поговорили со всеми упомянутыми представителями отрасли финансовых услуг России, которая вкладывает значительные средства в технологические продукты и не может списать расходы по НДС, как компании в некоторых других секторах, как вероятный проигравший от предложений.

Другие говорят, что налоговые изменения едва касаются того, чего Путин и его технически подкованный премьер-министр Михаил Мишустин, который лично разработал новую схему в соответствии с The Bell, говорят, что они хотят достичь: вернуть десятки технологических компаний в Россию и добиться страна одна из самых привлекательных в мире для цифровых фирм.

«Налоговые меры не помогут вернуть в Россию сложные разработки и интеллектуальную собственность — потому что это действительно не имеет ничего общего с отдельными налогами», — сказал Васютин.

Производство нефти и нефтехимии Андрея Каукина, Александра Кнобеля, Александра Фиранчука :: ССРН

Экономическое развитие России. Москва, 2016.12. С. 28-32

5 стр. Добавлено: 23 дек 2016 г.

См. Все статьи Андрея Каукина