Разное

Особые экономические зоны в россии: Особые экономические зоны России попали в рейтинг лучших в мире

12.09.1982

Содержание

Льготы для особых экономических зон уже не нужны

Министерство экономического развития предложило ряд поправок в федеральный закон «Об особых экономических зонах» (ОЭЗ) и соответствующие статьи Налогового кодекса. Среди поправок – льготы по налогу на прибыль, ускоренная процедура возврата НДС, упрощение управленческих процессов. С 2005 г., когда этот закон положил начало массовому созданию ОЭЗ в России, это уже не первая хирургическая операция, направленная на коррекцию различных их аспектов. В прошлых раундах была проведена ликвидация целого ряда откровенно провальных ОЭЗ и осуществлена смена (и, кстати, уже неоднократная) руководства компании, управляющей системой ОЭЗ; было также несколько итераций открытия новых зон. Следует вспомнить и то, что по результатам нескольких проверок Счетной палаты в прошлые годы у нее возникали серьезные, скажем так, замечания по поводу затрат ОЭЗ на создание базовой инфраструктуры.

При этом стоит напомнить, что параллельно со свободными экономическими зонами в России существуют и другие специальные территориальные институты – индустриальные парки и территории опережающего социально-экономического развития, предоставляющие резидентам схожие налоговые преференции и инфраструктурные возможности. Кроме того, многие регионы внедрили нормативно-правовую базу, которая позволяет инвесторам, получающим статус приоритетных, также рассчитывать на масштабные льготы и поддержку. В общем, если перед нами вдумчивый и внимательный к нюансам регулирования инвестор, шанс на то, что он не сможет получить тот или иной льготный режим в каком-либо из регионов страны, невелик. Казалось бы, инвестиционный бум уже буквально на пороге. Но этого не происходит.

Несколько лет назад было довольно много иностранных инвесторов с проектами в России и мало качественных площадок с инфраструктурой. Сегодня все ровно наоборот: есть десятки площадок, подготовленных для работы новых предприятий, а иностранных инвесторов стало значительно меньше. Во всяком случае, очередь из потенциальных резидентов в новые ОЭЗ не выстраивается. И успешные кейсы ОЭЗ в Татарстане, Липецкой или Калужской областях, различных индустриальных парков в той же Калужской, Ульяновской и ряде других областей всего лишь оттеняют довольно вялое существование остальных.

Инструмент ОЭЗ предполагает создание федеральных проектов с выраженным международным потенциалом. Но сегодня сдерживающим развитие фактором стал не дефицит инфраструктуры, а дефицит рынков сбыта. Увеличение налоговых льгот и упрощение административных процедур в этой ситуации опоздало лет на десять. Наибольшая ценность для инвесторов, которую должно принести государство со своими институтами и мерами поддержки, может быть найдена именно в сфере стимулирования развития рынка и снижения барьеров, возникших во многом из-за геополитических обстоятельств.

Лидером рейтинга инвестпривлекательности особых экономических зон РФ стала ОЭЗ «Дубна»

ОЭЗ «Дубна»

Источник: © , Дубненское информационное агентство, Игорь Немучинский

Особая экономическая зона «Дубна» стала лидером рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон России, который был составлен Ассоциацией кластеров и технопарков, сообщает пресс-служба Министерства инвестиций и инноваций Московской области.

«По результатам первого национального рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон России, составленного Ассоциацией кластеров и технопарков, три подмосковные ОЭЗ вошли в топ-10 лучших зон. Первое место по мнению экспертов, российских и зарубежных инвесторов заняла ОЭЗ «Дубна»», – говорится в материале.

По словам министра инвестиций и инноваций региона Дениса Буцаева, которые приводятся в материале, более 130 резидентов реализуют здесь свои проекты в области медицины, биотехнологий и IT-технологий.

«Только в 2017 году на строительные площадки вышли 16 компаний, а пять заводов до конца года должны быть сданы в эксплуатацию. Подобная активность инвесторов свидетельствует об эффективности такого инструмента как особая экономическая зона», – цитирует пресс-служба зампреда.

Как отмечается в материале, при составлении рейтинга учитывалось количество резидентов, объем осуществленных инвестиций, наличие льгот и преференций для инвесторов, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционная привлекательность региона, открытость информации об ОЭЗ в интернете и другие параметры.

«Это первый за 12 лет функционирования ОЭЗ рейтинг, позволяющий российским и международным инвесторам подобрать наиболее инвестиционно привлекательные площадки, – отметила заместитель директора департамента регионального развития Эльмира Ахмеева. – Рейтинг подготовлен на понятном для инвесторов языке и решает задачу не только поиска наиболее инвестиционно привлекательных площадок, но и совершенствования механизмов привлечения инвестиций, выявления лучших практик, на основе которых могут планироваться инструменты, направленные на дальнейшее развитие и эффективное функционирование ОЭЗ в России».

По информации пресс-службы, в десятку лидеров вошли еще две подмосковные ОЭЗ – шестое место заняла особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Исток» во Фрязине, на девятом месте – ОЭЗ промышленно-производственного типа «Ступино Квадрат» в Ступине.

«Мы считаем достаточно существенными вопросы, связанные с созданием инфраструктуры и условий для развития компаний. Они должны приходить на готовые ресурсоснабжающие решения, которые создают возможность как можно быстрее реализовать проект: газ, электричество и вода должны быть готовы. Именно по такому принципу у нас построена работа в наших экономических зонах», – передает пресс-служба слова Буцаева.

Согласно планам развития, все три особые экономические зоны региона планируются к расширению, заключается в релизе. 

Узнайте, как работают ОЭЗ в Подмосковье>>

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1980-2018)

TY — JOUR

T1 — ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1980-2018)

AU — Жериборов, Денис Сергеевич

AU — Князева, Елена Геннадьевна

PY — 2019

Y1 — 2019

N2 — Рассматривается вопрос о создании и функционировании особых экономических зон как территорий с особым юридическим статусом в СССР и Российской Федерации в период с 1980-х годов до настоящего времени. Авторами уделяется внимание истории развития особых экономических зон в разные временные интервалы: с 1980 по 1990, с 1990 по 2000, с 2000 по 2005, с 2005 по 2016 годы. Актуальность статьи обусловлена тем, что привлечение иностранных инвестиций является приоритетным вопросом для руководства любого государства, в частности, для Российской Федерации в разные периоды истории. Отмечается, что важность создания особых экономических зон обусловлена необходимостью привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ как одного из вариантов сотрудничества субъектов Федерации с зарубежными финансовыми группами, поскольку такое экономическое взаимодействие позволяет решать множество социально-значимых вопросов. Анализируются трудности создания свободных экономических зон после распада Советского Союза в условиях политической и экономической нестабильности. Показано, что в последние несколько лет руководство страны принимает меры для эффективного развития данных зон как особого инструмента успешного развития российской экономики.

AB — Рассматривается вопрос о создании и функционировании особых экономических зон как территорий с особым юридическим статусом в СССР и Российской Федерации в период с 1980-х годов до настоящего времени. Авторами уделяется внимание истории развития особых экономических зон в разные временные интервалы: с 1980 по 1990, с 1990 по 2000, с 2000 по 2005, с 2005 по 2016 годы. Актуальность статьи обусловлена тем, что привлечение иностранных инвестиций является приоритетным вопросом для руководства любого государства, в частности, для Российской Федерации в разные периоды истории. Отмечается, что важность создания особых экономических зон обусловлена необходимостью привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ как одного из вариантов сотрудничества субъектов Федерации с зарубежными финансовыми группами, поскольку такое экономическое взаимодействие позволяет решать множество социально-значимых вопросов. Анализируются трудности создания свободных экономических зон после распада Советского Союза в условиях политической и экономической нестабильности. Показано, что в последние несколько лет руководство страны принимает меры для эффективного развития данных зон как особого инструмента успешного развития российской экономики.

KW — special economic zones

KW — USSR

KW — Russia

KW — investment attractiveness

UR — https://elibrary.ru/item.asp?id=37165053

UR — https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000468858300017

U2 — 10.24224/2227-1295-2019-3-246-260

DO — 10.24224/2227-1295-2019-3-246-260

M3 — Статья

SP — 246

EP — 260

JO — Научный диалог

JF — Научный диалог

SN — 2225-756X

IS — 3

ER —

Перечень особых экономических зон и индустриальных парков на территории Свердловской области

 

Наименование

Расположение

Форма собственности

Статус реализации проекта

Год запуска проекта

Контактная информация

1

Особая экономическая зона «Титановая долина»

Верхнесалдинский

городской округ

Государственная

Действующий

2014 год

ОАО «Особая экономическая зона «Титановая долина»,

тел.: (343) 378-45-83,

эл. почта: [email protected],

сайт: www.titanium-valley.com

2

Муниципальные образования Сысертский городской округ и «город Екатеринбург»

2018 год

3

Индустриальный парк «Богословский»

Городской округ Краснотурьинск

Частная

Действующий

2015 год

ОАО «Управляющая компания индустриального парка «Богословский»

(АО «Корпорация развития Среднего Урала»),

тел.: (343) 385-95-58, эл. почта: [email protected],

сайт: www.bogoslovsky.com

4

Индустриальный парк «Заречный»

Городской округ Заречный

Муниципальная

Действующий

2016 год

Администрация городского округа Заречный,

тел.: (34377) 3-17-05,

факс: (34377) 3-45-77,

эл. почта: [email protected]

5

Индустриальный парк «Химический парк «Тагил»

Город Нижний Тагил

Частная

Действующий

2010 год

АО «Управляющая компания «Химический парк Тагил»,

тел.: (3435) 346-321, эл. почта: [email protected],

[email protected],

сайт: www.chptagil.com

6

Индустриальный парк «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»

Город Екатеринбург

Частная

Действующий

2012 год

ООО «Управляющая компания «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»,

тел.: (343) 344-99-99,

эл. почта: [email protected],

сайт: www.p-b-p.ru

7

Индустриальный парк «Березовский»

Березовский городской округ

Частная

Действующий

2012 год

BROZEX-Development,

тел.: (343) 345-2-000 (доб. 272),

эл. почта: [email protected]

8

Индустриальный парк «Малахитовая шкатулка»

Город Полевской

Частная

Действующий

2019 год

ООО «Управляющая компания индустриального парка «Малахитовая Шкатулка»,

тел.: (343) 328-51-66,

эл. почта: [email protected],

сайт: www.bazhovpark.com

9

Индустриальный парк «Уралмаш»

Город Екатеринбург

Частная

Действующий

2015 год

ООО «Управляющая компания «Индустриальный парк «Уралмаш»,

тел.: (343) 327-54-99, эл. почта: [email protected],

сайт: www.uralmash.ru

10

Индустриальный парк «ЕКАД. Южный»

Город Екатеринбург

Частная

Действующий

2019 год

ООО «ПромРазвитие»

тел.: (343) 310-11-20,

эл. почта: [email protected]

11

Индустриальный парк «Новоуральский»

Новоуральский

городской округ

Государственная

Проектируемый

2020–2021 годы

АО «Атом-ТОР»,

тел.: (499) 504 32 68,

+7 (908) 759 89 69,

эл. почта: [email protected]

В «Деловой России» обсудили особые экономические зоны как инструмент развития нефтехимической отрасли и территорий

16 октября в особняке на Делегатской состоялось очередное заседание комитета «Деловой России» по химической промышленности, биотехнологиям и новым материалам. На этот раз представители органов власти, бизнеса и отраслевых объединений обсудили особые экономические зоны как инструмент развития нефтехимической отрасли и территорий. Модерировали мероприятие член генерального совета, председатель комитета «Деловой России» по химической промышленности, биотехнологиям и новым материалам Михаил Сутягинский и генеральный директор НП «Росхимреактив», вице-президент Российского союза химиков Ирина Вендило.

В своей вступительной речи Михаил Сутягинский отметил, что целью мероприятия стоит развитие нефтехимии, биотехнологий и материалов. «Я уверен, нефтехимия будет только развиваться. Так как она бесконечна в своем развитии и инновациях», — говорит Михаил Сутягинский.

Одним из наиболее действенных инструментов развития промышленности являются особые экономические зоны при условии понимания принципов и последовательности работы на таких площадках. Заместитель директора департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга России Денис Цуканов рассказал об условиях для резидентов в регионах и о принципах формирования ОЭЗ.

«То, что делает «Деловая Россия» по нефтехимической отрасли является для нас хорошим инструментом, так как здесь мы вырабатываем консолидированную позицию, которую потом уже можно транслировать руководству страны, — говорит Денис Цуканов. – В настоящий момент любая отрасль в регионах не в состоянии показать хороший рост и результат без наличия в регионах хорошо подготовленной промышленной инфраструктуры. Решение этой задачи способствует и развитию промышленных парков, технопарков и промышленных кластеров».

Денис Цуканов также разъяснил меры господдержки, направленные на развитие промышленной инфраструктуры.

Как отметили эксперты, в разных регионах страны условия для размещения инвестиционных проектов могут существенно отличаться.

«Наша особо экономическая зона производственного типа молодая, здесь могут размещаться различные производственные начинания от судостроения, машиностроения, заканчивая фармацевтической и легкой промышленностью. В ОЭЗ предоставлены все виды транспортной инфраструктуры, проходит федеральная автомобильная трасса, железнодорожная ветка, выход к воде. Поэтому инфраструктурно мы готовы принимать и размещать у себя резидентов со всеми необходимыми мощностями», — подчеркнул инвестиционный уполномоченный Представительства Калининградской области при Правительстве РФ в Москве Сергей Хорошаев.

Он также отметил, что на сегодняшний день у нас имеется 236 резидентов. Резиденты Калининградской области имеют возможность выхода на рынки сбыта Индии, стран Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы.

По мнению участников заседания, налоговые льготы – это привлекательный для бизнеса инструмент, который позволит ускорить реализацию проектов, в том числе и на территории ОЭЗ. О важности запуска соответствующей законодательной инициативы, способной поднять на новый уровень предприятия и направления, говорил директор ООО ПТК «ГАНГУТ» Виктор Климко. Генеральный директор АО «ГК «Титан» Ян Кирсанов предложил дополнительные меры поддержки для якорных резидентов особых экономических зон.

При этом участники мероприятия сошлись во мнении, что особая экономическая зона – это не только реальный центр притяжения успешных проектов, но и объект пристального внимания со стороны общественности. Якорные резиденты могут столкнуться с сопротивлением политически ориентированных местных лидеров и активных общественных и экологических групп. О ведении работы в таких условиях рассказала координатор экспертного совета комитета по химической промышленности, биотехнологиям и новым материалам Анна Обрывалина: «Учитывая практику ряда предприятий мы предполагаем формат экспертного совета при особых экономических зонах. План мероприятия такого совета может постоянно формировать уникальный экспертный контент, который сможет транслироваться в общественность через свои каналы связи. Таким образом, через привлечение экспертов снизится социальное напряжение среди резидентов и самой экономической зоны и будет задекламирована политика открытости. Систематическая информационная работа с населением будет направлена на установление доверия к особой экономической зоне и ее резидентов, а также привлечение партнеров и потенциальных инвесторов».

Участие в дискуссии также приняли советник дирекции каналов продаж и взаимодействия с финансовыми организациями – партнерами АО «Корпорация «МСП» Виталий Музыка, директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко, генеральной директор ОЭЗ «Технополис Москва» Игорь Ищенко, член Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России», Управляющий ООО «Арска Тек» Артем Воловиков, председатель Томского регионального отделения «Деловой России», генеральный директор ООО «ТД «Новохим» Максим Лучшев и член генерального совета «Деловой России», Генеральный директор и учредитель ООО «Элком+» Евгений Тепляков.

Итогом заседания комитета стало формирование перечня предложений, направленных на развитие промышленности страны. Часть из них будет включена в повестку встречи с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым в ходе съезда «Деловой России».

В завершении мероприятия глава комитета Михаил Сутягинский пригласил участников сегодняшней встречи на расширенное заседание комитета, которое состоится 19 ноября, а также напомнил, что 25 октября в Омске пройдет выездное заседание Экспертного совета, темой которого станет промышленная экология.

Фонд науки и образования — Северо-Западный федеральный округ: особые экономические зоны

 

Технико-внедренческие ОЭЗ

(ОЭЗ «Томск», ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Иннополис»)

 
 16

Тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших
с органами управления особыми экономическими зонами соглашения
об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим
в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне

Общий объем взносов – 34%

Наименование2011 год2012-2017 годы2018 год2019 год

ч. 4, 5 ст. 8,
п. 5 ч. 1, ч. 3

ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ
от 24.07.2009 г.

п. 5 ч. 4, ч. 7 ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ
от 15.12.2001 г.

 
 

Пенсионный фонд Российской Федерации

8,0 %8,0 %13,0 %20,0 % 
 Фонд социального страхования Российской Федерации2,0 %2,0 %2,9 %2,9 % 
 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования2,0 %4,0 %5,1 %5,1 % 
 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования2,0 %0,0 %0,0 %0,0 % 
 Всего14 %14 %21%28 % 
 2Налог на прибыль организаций 
 2.1

В части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая
ставка- 2 %

Для резидентов ОЭЗ ставка налога составляет 0 %

с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года

п.1.2 ст.284 НК РФ

 
 2.2

В части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка- 18%

Для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1 ст. 284 НК РФ 
 2.2.1ОЭЗ Томск

13,5%

10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗЗакон Томской области
от 13.03.2006
№ 30-ОЗ
 
 2.2.2ОЭЗ Зеленоград13,5%до 1 января 2016 годаЗакон г. Москвы
от 05.07.2006
№ 31
 
 2.2.3ОЭЗ Дубна13,5%5 лет с момента регистрации в качестве
резидента ОЭЗ
Закон Московской области
от 24.11.2004 
№ 151/2004-ОЗ
 
 2.2.4ОЭЗ Санкт-Петербург13,5%

На весь период существования ОЭЗ

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11
 
 2.2.5ОЭЗ ИннополисЗаконодательство субъекта РФ не сформировано 
 

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет).

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются  в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п. 2 ст. 262 НК РФ 
 3.

Налог на имущество организаций

(налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество:

  • учитывается на балансе резидента ОЭЗ
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • используется на территории ОЭЗ
    в рамках соглашения о создании ОЭЗ
  • расположено на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 17 ст. 381 НК РФ

 
 

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются
от уплаты налога на имущество, при условии того, что:

  • недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается
    на балансе в качестве объектов основных средств
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено
    на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 23 ст. 381 НК РФ

 
 4.

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ,
на территории которого создана ОЭЗ
Устанавливается Законом субъекта РФст. 356 НК РФ 
 4.1Томская ОЭЗ0%10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗЗакон Томской обл. от 04.10.2002
№ 77-ОЗ
 
 4.2ОЭЗ ЗеленоградОсвобождение от уплаты транспортного налога5 лет с момента регистрации ТСЗакон г. Москвы
от 09.07.2008 № 33
 
 4.3.ОЭЗ Дубна

Освобождение от уплаты транспортного налога

(кроме автомобилей легковых, водных
и воздушных транспортных средств)

5 лет с момента регистрации ТС

Закон Московской области
от 24.11.2004
№ 151/2004-ОЗ
 
 4.4ОЭЗ Санкт-Петербург

0%

5 лет с момента регистрации ТС

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11
 
 4.5ОЭЗ Иннополис

Законодательство субъекта РФ не сформировано

 
 5.

Земельный налог

(действующая ставка
1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога

(в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 9 ст. 395 НК РФ

 
   

Портовые ОЭЗ

(ОЭЗ «Ульяновская область», ОЭЗ «Хабаровский край», ОЭЗ «Мурманская обл»)

1.НДС (для резидентов портовых ОЭЗ) действующая ставка 18%0% на работы (услуги), выполненные (оказанные) резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗНа срок существования ОЭЗ (49 лет)

пп.27 п.3 ст.149 НК РФ

2.

Налог на прибыль организаций

(в части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая ставка –

2 %; в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка — 18%)

Для резидентов ОЭЗ ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1. ст. 284 НК РФ

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет).

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п.2 ст. 262 НК РФ,

3

Налог на имущество организаций

(налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество:

  • учитывается на балансе резидента ОЭЗ
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ
  • расположено на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п.17 ст. 381 НК РФ

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются
от уплаты налога на имущество, при условии того, что:

  • недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается
    на балансе в качестве объектов основных средств
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено
    на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п.23 ст. 381 НК РФ

3.1

ОЭЗ Ульяновская обл.0%15 лет с момента постановки на учет имуществаЗакон Ульяновской области № 060-ЗО от 26.11.2003
     
4

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ, на территории которого создана  ОЭЗУстанавливается Законом субъекта РФстатья 356 НК РФ
4.1

ОЭЗ Ульяновская обл.

0%

10 лет с момента регистрации  ТС

Закон Ульяновской области № 130-ЗО от 06.09.2007
4.2ОЭЗ Мурманская облЗаконодательство субъекта РФ в части льготного налогообложения резидентов не сформировано
4.3ОЭЗ Хабаровский край0%  
5

Земельный налог

(действующая ставка
1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога

(в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

10 лет с момента возникновения права собственности на земельный участокп. 9 ст. 395 НК РФ
                

Особые экономические зоны: принципы функционирования и анализ предоставления льгот по налогу на прибыль

Сысоева Екатерина Андреевна
Научный руководитель — Ахмадеев Р.Г.

1. кафедра Бухгалтерского учета и налогообложения,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерского учета и налогообложения,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Sysoeva Ekaterina Andreevna
Scientific adviser: Akhmadeev R.G.

1. department of Accounting and taxation,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Associate professor,
Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация: В статье исследованы действующие в Российской Федерации особые экономические зоны, с учетом налоговых льгот, которые предоставляются предпринимателям, осуществляющих свою деятельность на данном участке территории. Выявлены важные аспекты, позволяющие определить степень развития отдельных регионов в экономике государства, поскольку особые экономические зоны создаются для роста объемов в структуре экспорта товаров, что, несомненно напрямую виляет на величину налоговых поступлений в бюджет. Особенность функционирования ОЭЗ является дополнительный способ привлечения иностранных и отечественных инвестиций на основе формирования современных инновационных технологий.

Abstract: The paper examines the special economic zones operating in the Russian Federation, taking into account tax benefits that are provided to entrepreneurs operating in this area. Important aspects have been identified that make it possible to determine the degree of development of individual regions in the state economy, since special economic zones are created to increase volumes in the structure of export of goods, which undoubtedly directly affects the amount of tax revenues to the budget. A feature of the functioning of the SEZ is an additional way to attract foreign and domestic investment based on the formation of modern innovative technologies.

Ключевые слова: налогоплательщики, налог на прибыль, ОЭЗ, налоговые льготы, экономические зоны, государство, резиденты особых зон

Keywords: taxpayers, income tax, SEZ, tax incentives, economic zones, the state, residents of special zones



Особые экономические зоны представляют собой интересный проект государства. Для государства создание свободных экономических зон имеет свои предпосылки в экономической политике, так как эти зоны имеют свои привилегии. Государство принимает решение объявить тот или иной регион ОЭЗ, потому что регион имеет показатели существенно ниже, чем показатели по стране. Тогда государство старается привлечь в эти регионы инвесторов и инвестиции, которые смогут повысить уровень социально-экономического развития. В этой связи актуальность темы исследования заключается в том, что, созданные особые экономические зоны на территории Российской Федерации существуют, но особого результата от их функционирования государство не ощущает [1].

Цель исследования – выявить понятие «особая экономическая зона», каким образом и принципам осуществляется функционирование в России, с учетом действующего мирового опыта. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • Определено понятие «особая экономическая зона»;
  • Рассмотрены основные принципы функционирования особых экономических зон;
  • Изучен общий порядок предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль.

Объект исследования – особые экономические зоны. Предмет исследования – принципы функционирования и виды налоговых льгот.

Особые экономические зоны являются очень важным феноменом в современной мировой экономической системе и свидетельствуют о глубине мирового разделения труда. При этом в качестве гражданско-правового характера для них имеется особый юридический статус. На таких территориях предоставляются льготные условия для предпринимателей как для отечественных, так и для иностранных [2, 3].

Само понятие «Особая экономическая зона» впервые было введено на проводившейся конференции в 1973 году в Киото (Япония), когда было установлено в соответствующих документах Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, в качестве части территории одного государства, на которое импортируются товары. При этом данные товары не подвергаются рамками таможенного контроля [4, 5]. В этой связи данный порядок означает, что на территории свободной экономической зоны сформирован особый режим таможенной процедуры, предполагающий существенное сокращение традиционно применяемых административных барьеров, тем самым стимулируется активность ведения торговли, осуществляемой на данной части территории государства [6, 7].

Механизм особых экономических зон с тех пор получил достаточно широкое распространение во всём мире. На практике существуют следующие концепции создания и функционирования таких зон:

  • Территориальная, предполагает, что какая-то часть территории государства выделяется для создания ОЭЗ.
  • Точечная, в данном случае географическое местоположение хозяйствующего субъекта не имеет значения. Но действует преференциальный режим. Следовательно, льготные условия предоставляются предприятиям в зависимости от их специализации.

Функционирование свободных экономических зон является инструментом для привлечения иностранных инвестиций, технологий в те государства, которые нуждаются в развитии экономических инноваций. Таким образом, ОЭЗ одновременно выгодны и государству, которое стремится таким образом решить задачу обновления и модернизации собственной экономики, и предпринимателям, которые за счет этого получают доступ к более гибкому таможенному режиму.

В практике деятельности выделяются несколько классификаций ОЭЗ. Поскольку речь идет о системе предоставляемых льгот, которые действуют на территории свободных экономических зон, то выделяют следующие виды зон, характеризующие:

  • Применение налоговых льгот [8];
  • Таможенных льгот;
  • Финансовые послабления и административные льготы.

В зависимости от функционального назначения можно выделить в классификации ОЭЗ их виды, подразделяющие на:

  • Торгового вида;
  • Промышленно-производственного типа;
  • Технико-внедренческого характера;
  • Портовые.

В Российской Федерации функционирует 25 особых экономических зон (9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9 туристско-рекреационных и 1 портовая). За продолжительный период работы в данных зонах зарегистрировались более 650 резидентов, из которых более 100 компаний с участием иностранного капитала из 35 стран мира.  В Российской Федерации системное развитие ОЭЗ началось в 2005 г., с того момента, когда был принят Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ. По общему сроку функционирования ОЭЗ создается на 49 лет – предел деятельности, который продлению не подлежит [9, 10].

В качестве резидента промышленно-производственной особой экономической зоны выступает коммерческое предприятие, кроме предприятия унитарного, зарегистрированное согласно законодательству Российской Федерации, в границах муниципального образования, где расположена особая экономическая зона, и с которым органы управления особыми экономическими зонами заключили соглашение на осуществление деятельности промышленно-производственной либо деятельности логистической либо соглашение на осуществление технико-внедренческой деятельности в рамках промышленно-производственной особой экономической зоны на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством [11, 12].

В отношении резидента технико-внедренческой особой экономической зоны как правило определенно предприятие, за исключением унитарного, которое зарегистрировано по действующему законодательству. Организация находится в границах муниципального образования, где расположена особая экономическая зона, и с которым органы управления особыми экономическими зонами заключили соглашение на осуществление технико-внедренческой на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством (рис. 1).

Рисунок 1. Схема территориального расположения ОЭЗ в России

В качестве резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны выступает коммерческое предприятие, кроме предприятия унитарного, зарегистрированное согласно законодательству Российской Федерации в границах муниципального образования, где расположена особая экономическая зона (на территории муниципального образования, если туристско-рекреационная особая экономическая зона располагается на территории некоторого количества муниципальных образований), и с которым органы управления особыми экономическими зонами заключили соглашение на осуществление туристско-рекреационной на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством.

В отношении резидента портовой особой экономической зоны выступает коммерческое предприятие, кроме предприятия унитарного, зарегистрированное согласно законодательству Российской Федерации в границах муниципального образования, где расположена особая экономическая зона (на территории муниципального образования, если туристско-рекреационная особая экономическая зона располагается на территории некоторого количества муниципальных образований), и с которым органы управления особыми экономическими зонами заключили соглашение на осуществление портовой на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством.

Несмотря на значительное разнообразие форм и видов ОЭЗ, в должной степени достоверности можно выделить значимые характеристики, присущие любой их форме:

  • Использование различных видов экономических льгот, напрямую стимулирующих их создание;
  • Способ обеспечения относительно обособленной системы в характере управ­ления ОЭЗ, с учетом установленных полномочий осуществлять в достаточно широком спектре самостоя­тельные решения [10, 11];
  • Всесторонняя поддержка действующего проекта ОЭЗ как со стороны федеральной власти, так и на местном уровне управления [14];
  • Широкий охват и максимальная открытость ведения деятельности, что позволят осуществлять инвестиции, с учетом потребностей внутреннего и внешнего рынка [13].

Вопрос эффективности введения ОЭЗ в РФ особенно актуален в данный период, поскольку экономические зоны, выступая во многих странах мира эффективной практикой по повышению инновационного и инвестиционного уровня страны, не оправдывают себя в полной мере в плане эффективности функционирования в современной России. В частности, на уровне Счетной палаты в 2017 году были установлены наиболее эффектив­но действующие зоны, расположенные в Татарстане, Липецкой и Самарской областях, а также в субъекте РФ — г. Санкт-Петербург. Между тем практическая деятельность иных зон по стране признавалась менее эффективной.

Проведенные исследования в отношении деятельности видов ОЭЗ на территории страны можно с большей степенью достоверности выделять наиболее отрицательные факторы, влияющие на процесс их функционирования, характеризующие:

  • Недостаток должного объема общей нормативно-правовой базы деятельности;
  • Недостаточное взаимодействие между государственными структурами, непосредственно влияющими на организации деятельности ОЭЗ, с учетом низкой эффективности отдельных туристско-рекреационных зон;
  • Отсутствие четко проработанной инфраструктуры в составе деятельности технико-внедренческих ОЭЗ;
  • Влияние коррупционной составляющей в качестве затруднения привлечения необходимого объема инвестиционного капитала.

Относительно налоговых льгот по налогу на прибыль предприятий для резидентов особых экономических зон необходимо отметить следующие:

  1. Повышенный коэффициент амортизации. Налогоплательщики обладают правом применения к норме амортизации специального коэффициента, но не свыше 2 в отношении амортизируемого имущества налогоплательщиков – организаций. Необходимым условием является получение статуса участника резидента туристско-рекреационной или промышленно-производственной ОЭЗ или СЭЗ.
  2. Для резидентов ОЭЗ действуют пониженные ставки по налогу на прибыль. Так, действующая ставка в части федерального бюджета для отдельных категорий ОЭЗ снижена до 0%, а в части регионального налога на прибыль не может быть свыше 13,5%.

Кроме того, с учетом действующего законодательства на уровне регионов для предприятий — резидентов ОЭЗ могут устанавливаться пониженные размеры ставки налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъектов РФ. Для этого условием является осуществление деятельности, ограниченной территорией особой экономической зоны, а также важным является порядок ведения раздельного учета полученных доходов и расходов в отношении деятельности в рамках ОЭЗ, и деятельности, осуществляемой при получении доходов и расходов за рамками использования ОЭЗ. Причем размер применяемой ставки налога в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ не свыше 13,5%.

В отношении организаций — резидентов туристско-рекреационных особах экономических зон, а также организаций — резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, которые на основании решения Правительства РФ объединены в кластер, налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет, определяется в размере 0%. Данная льгота используется до 1 января 2018 г. для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ. А для организаций — резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны, объединенных в кластер посредством решения Правительства РФ, используется до 1 января 2023 г.  Заявленная налоговая ставка 0% может применяться:

— к прибыли, полученной от деятельности, которая осуществляется в рамках технико-внедренческой ОЭЗ, при ведении раздельного учета расходов (доходов), понесенных (полученных) от деятельности, которая осуществляется в рамках технико-внедренческой ОЭЗ, и расходов (доходов), понесенных (полученных) при ведении деятельности за рамками технико-внедренческой особой ОЭЗ;

— к прибыли, полученной от деятельности, которая осуществляется в рамках туристско-рекреационных ОЭЗ, которые объединяет в кластер решение Правительства РФ, при ведении раздельного учета расходов (доходов), понесенных (полученных) от деятельности, которая осуществляется в рамках туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер решением Правительства РФ, и расходов (доходов), понесенных (полученных) при ведении деятельности за рамками данных ОЭЗ.

  1. Особую группу налоговых льгот представляется в ОЭЗ, расположенной в Калининградском регионе. Основание использования особой экономической зоны в данном субъекте РФ является положения, установленные Федеральным законом от 10.01.2006г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Пониженная льготная ставка налога на прибыль в отношении резидентов Особой экономической зоны в Калининградском регионе установлена в положении ст. 288.1. НК РФ. Также необходимо отметить последние изменения законодательства РФ, касающиеся особенностей налогообложения, прибыли резидентов особых экономических зон Российской Федерации. Так, например, если речь идет о резидентах ОЭЗ, то для них ставка по налогу на прибыль была снижена с 3 до 2 %. Соответствующие поправки для статьи 284 Налогового кодекса РФ утвердил Федеральный закон от 27.11.2017г. №348-ФЗ. Изменения не касаются резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, которые объединяет в кластер решение Правительства РФ. Для подобных организаций по-прежнему будет действовать нулевая ставка по налогу на прибыль. После того, с 1 января 2018 года (в соответствии с частью 5 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ) прекратилось действие ставки налога на прибыль в размере 0% в отношении участников — резидентов технико-внедренческих ОЭЗ. С 2018 г. данными организациями должен исчисляться налог на прибыль по ставке 2 %, который зачисляется в бюджет государства.

Следовательно, проведенные исследования позволяют сформулировать общую тенденцию. Резиденты особых экономических зон Российской Федерации находятся в заведомо выигрышном положении относительно нерезидентов в силу того, что у них имеется целый ряд льгот, касающихся налога на прибыль, а также других налогов. Государство обеспечивает ОЭЗ необходимыми условиями для комфортного развития бизнеса, чтобы реализация инвестиционных проектов проходила быстро и без проблем, а также чтобы создавались новые промышленные и высокотехнологичные продукты на данной территории. Для более качественного функционирования особых экономических зон нужно четко понимать, для чего создалась данная территория, и сформировать четкий стратегический план по развитию территории, в котором бы учитывались все риски. Также необходимо брать в расчёт трудовые ресурсы, определить, благоприятна ли среда для инвестиций, развита ли транспортная инфраструктура.  Учесть порядок взаимодействия различных субъектов с особой экономической зоной.

Библиографический список
1. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата / И. М. Дмитриева — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 358 с.
2. Ващекин А. Н. Моделирование и выбор рациональных стратегий коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли: монография. – М.: изд-во ВЗФЭИ, – 2004. – 120 c.
3. Караев А.К., Мельничук М.В. Проблемы восстановления и устойчивого роста экономики России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. №11. С. 11-15.
4. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Агапова А.А. Применение патентной системы налогообложения: фактор стабильности экономики//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 31-34.
5. Какаулина М.О. Налоговая нагрузка и экономический рост в регионах Дальнего Востока // Пространственная экономика. 2013. №2. С. 49-64.
6. Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. 2017. №11. С. 134-140.
7. Абзаева П.Б., Романов И.П., Тарасьева А.И. Особенности взимания и уплаты НДС в развивающихся странах американского континента //// Научные стремления. 2019. № 25. С. 12-15
8. Калачева О.Н. Система сбалансированных показателей как действенный инструмент управленческого учета//Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 6. С. 68-72.
9. Понкратов В.В. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов в России: налоговые меры // Экономические науки. 2012. №90. С. 7-12.
10. Морозова Т.В. Восприятие информационного материала бухгалтерской (финансовой) отчетности // В сборнике: Институциональные аспекты бухгалтерского учета и контроля. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета и аудита: в 2-х томах. — 2011.- С 109-114.
11. Пономарёва Н.В., Голубцова Е.В. Зарубежный опыт экологического налогообложения на пути к «зеленой» экономике // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 6 (48). С. 41-46.
12. Kosov, M.E., Akhmadeev, R.G., Smirnov, D.A., Solyannikova, S.P., Rycova, I.N. (2018) Energy industry: Effectiveness from innovations, International Journal of Energy Economics and Policy, 8(4): 83-89.
13. Чиркова М.Б., Малицкая В.Б., Леонова О.И. Сравнение российского учета резервов под обесценение финансовых вложений с международно признанными стандартами/ М.Б. Чиркова, В.Б. Малицкая, О.И. Леонова // Аудит и финансовый анализ. 2015. №2. С. 69-76
14. Nikeriasova V.V., Ordov K.V., Khvostenko O.A. Financial mechanism for the implementation of strategic and operational financial decisions of modern enterprises // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 17. С. 10177-10184.

Потенциал развитых особых экономических зон как локальных полюсов роста на Дальнем Востоке России

Аннотация

Опережающие особые экономические зоны (ТОР) — относительно новый локальный инструмент реализации государственной региональной политики в отношении Дальнего Востока, направленный на местную избирательную поддержку регионов и развитие экспортно-ориентированных секторов экономики. Управление ТОР осуществляет Корпорация развития Дальнего Востока (FEDC), которая предоставляет резидентам полный комплекс консультационных и организационных услуг, осуществляет строительство инфраструктуры и рассматривает заявки потенциальных инвесторов на получение статуса резидента зоны.Статистика количества резидентов ТОР основана на реестрах, составляемых FEDC. Общее количество резидентов ТОР на Дальнем Востоке показывает положительную динамику — 331 резидент в 18 ТОР на восьми территориях Дальнего Востока на начало 2019 г. Анализ резидентов по территориям и отраслям показал привлекательность создания ТОР вблизи крупных городов и территорий. склонность к развитию сферы услуг. Не было явной ориентации резидентов дальневосточных ТОР на выпуск экспортной продукции.Показано, что энтузиазм по поводу создания на Дальнем Востоке территорий опережающего развития породил завышенные ожидания от их реализации. При этом ни одна из созданных на Дальнем Востоке ТОР не продемонстрировала реального эффекта от диффузии инноваций. Анализ результатов создания ТОР усугубляется отсутствием информации и методов оценки роли административных преференций, предоставляемых территориальными властями для реализации региональных проектов.Для правильной оценки эффективности функционирования опережающих особых экономических зон необходимо проведение дополнительных исследований, что в настоящее время затруднено из-за отсутствия информации в реестрах резидентов ТОР о масштабах их бизнеса (объем инвестиций, количество сотрудников, ожидаемого и фактического производства или продаж).

«Российский проект закона об особых экономических зонах — шаг вперед, но не F», Валентин А. Поварчук

Аннотация

Ситуация на Дальнем Востоке отражает острую необходимость экономических реформ и развития в России.Регион может похвастаться огромным богатством металлов, нефти, газа, угля, древесины и морских ресурсов, но долгое время страдал от чрезмерной зависимости от центрального правительства и сопутствующего ему исторического пренебрежения. Опираясь на успешное использование Китаем особых экономических зон в качестве средства поощрения экономических реформ, некоторые российские политики предложили особые экономические зоны в качестве средства поощрения развития. Однако первые российские законы о создании особых экономических зон не дали устойчивых результатов из-за отсутствия соответствующей правовой и физической инфраструктуры, а также политической и экономической нестабильности.Кроме того, их провалам способствовали опасения по поводу коррупции и дисбаланс сил между местными и центральными властями. Законопроект об особых экономических зонах, предложенный в 2003 году Министерством экономического развития и торговли России, демонстрирует возросшую сложность российского экономического планирования. Вопреки критике со стороны его оппонентов, законопроект вряд ли будет противоречить будущим обязательствам России во Всемирной торговой организации. Однако в нынешней редакции Законопроект может не удовлетворять потребности развития Дальнего Востока России.В частности, Законопроект предусматривает чрезмерную централизацию власти и не дает четкого распределения ответственности за нормотворчество между различными уровнями правительства. Кроме того, он содержит слишком строгие критерии для создания особых экономических зон и может нарушить работу некоторых существующих особых экономических зон. Соответственно, российские законодатели должны пересмотреть Законопроект, чтобы исправить эти недостатки.

Рекомендуемое цитирование

Валентин А.Поварчук, Комментарий, Российский закон об особых экономических зонах — шаг вперед, но не далеко , 13 Pac. Rim L и Pol’y J. 351 (2004).
Доступно по адресу: https://digitalcommons.law.uw.edu/wilj/vol13/iss2/5

СКАЧАТЬ

С 23 апреля 2019 г.

МОНЕТЫ

Рост особых экономических зон в России

В 2011 году в особых экономических зонах России (ОЭЗ) было зарегистрировано 74 компании, которые готовы инвестировать более 3 миллиардов долларов США.Долларов на продвижение своей продукции в обмен на уступки со стороны российских властей.

В настоящее время реализуется 307 проектов в 25 особых экономических зонах, а общий объем частных инвестиций составляет 12 миллиардов долларов США. В то же время Россия потратила около миллиарда долларов США на развитие особых экономических зон.

Среди инвесторов — крупные иностранные компании, в том числе немецкие группы компаний химической промышленности, японские производители медицинского оборудования и итальянские производители бытовой техники.Мнение директора Департамента ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрия Левченкова.

«В прошлом году несколько компаний запустили производство. Например, итальянская LU-VE, производящая оборудование для бытовой электроники, открыла завод второй очереди в Липецке. Швейцарская фармацевтическая компания Novartis начала строительство завода в Санкт-Петербурге. Мы надеемся, что японская компания Yokohama откроет шинный завод в ОЭЗ в Липецке в первом квартале.Компания инвестировала около 12 миллиардов рублей, а мощность завода составляет около 4 миллионов шин в год », — говорит Дмитрий Левченков.

В 2006 году Россия приступила к созданию ОЭЗ с целью диверсификации экономики и отхода от сырьевой модели. В то время было создано четыре типа СЭЗ для технического применения, промышленного производства, развития туризма и портов. Правительство России несет ответственность за строительство дорог и систем связи. Со своей стороны инвесторы развивают высокотехнологичное производство.

Поправки в законы об особых экономических зонах 2011 года предусматривают увеличение вдвое территории, отведенной под промышленное производство, и продление налоговых льгот на срок до десяти лет. Кроме того, правительство планирует увеличить количество особых экономических зон. В связи с этим в Ингушетии созданы туристско-рекреационные зоны. В настоящее время ведутся переговоры о разработке концепции Псковской области с участием сингапурской компании и Рязанской области с китайскими партнерами.Правительство также планирует создать зоны территориального развития. В этом случае инициативу должны проявить регионы, — считает Дмитрий Левченков.

«В настоящее время идет работа по подготовке нормативно-правовых актов и налоговых льгот, а регионы будут способствовать развитию инфраструктуры. Однако из федерального бюджета на эти цели денег не будет », — сказал Дмитрий Левченков.

Ивановская область первой изъявила желание создать такую ​​зону. Местные власти заинтересованы в улучшении инвестиционного климата и создании новых рабочих мест в регионе.По данным Минэкономразвития, более 50 тысяч россиян получат новые рабочие места в рамках соглашений, подписанных в рамках особых экономических зон.

Россия предлагает единый подход к особым экономическим зонам

27 сентября 2019 г.
2019-1725

Россия предлагает единый подход к особым экономическим зонам

Создание льготных зон для привлечения и стимулирования инвестиций было ключевым элементом правительства России полис на несколько лет.Инвесторам доступны различные типы зон, предлагающих особые выгодные условия для их резидентов, в том числе особые экономические зоны, зоны опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, особые административные районы, индустриальные парки и технопарки.

Действие этих преференциальных зон имело разные результаты от региона к региону и в России в целом, и в результате в настоящее время существует осознанная необходимость систематизировать и, в определенной степени, кодифицировать существующий уровень регулирования.

Соответственно, в июне 2019 года Минэкономразвития опубликовало проект федерального закона «О льготных режимах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект предусматривает создание нового единого правового режима под общим термином «особая экономическая зона» (ОЭЗ), который будет определяться как часть территории регионального субъекта Российской Федерации, в которой инвесторам предоставляется региональные меры государственной поддержки ( портфель преференций ) и в которых может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Законопроект предлагает запретить создание новых льготных зон с 1 января 2020 года, включая ОЭЗ, зоны опережающего социально-экономического развития и центры инновационных исследований. Предполагается, что существующие зоны сохранят свой статус до истечения срока его действия, а положения нового закона не будут распространяться на технопарки, кластеры и индустриальные парки, регулируемые Федеральным законом «О промышленной политике».

Порядок создания ОЭЗ

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством на основании заявки, поданной соответствующим регионом.ОЭЗ будет создана на 49 лет.

Территория СЭЗ может быть разделена на сегменты, каждый из которых регулируется соглашением между федеральными и региональными властями о создании и управлении этим сегментом СЭЗ.

Законопроект предусматривает два подхода к управлению ОЭЗ: прямое управление региональным уполномоченным органом или использование управляющей компании.

В законопроекте указаны случаи, в которых Правительство может принять решение о досрочном прекращении ОЭЗ (например, если ОЭЗ работает неэффективно три года подряд).В этом случае утрачивают силу и любые инвестиционные соглашения между регионом и инвесторами. Однако законопроект не включает какой-либо механизм компенсации для компенсации убытков, причиненных прекращением инвестиционного соглашения в результате прекращения действия ОЭЗ.

Порядок получения статуса резидента ОЭЗ и заключения инвестиционного договора

Для получения статуса резидента ОЭЗ резидент должен соответствовать следующим требованиям: он не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства; он должен быть зарегистрирован на территории ОЭЗ; не должно иметь филиалов, представительств и / или территориально обособленных подразделений за пределами ОЭЗ.Соответствующий регион может устанавливать дополнительные требования.

Согласно законопроекту, для получения статуса резидента инвестору необходимо подготовить и подать заявление и соответствующие приложения, в том числе сертификат инвестиционного проекта и документы, подтверждающие источники финансирования (перечень таких документов в законопроекте не установлен).

В течение 10 рабочих дней с момента подачи заявки орган исполнительной власти соответствующего региона должен направить заявителю инвестиционный договор, готовый к подписанию, либо принять решение об отклонении заявки.Законопроект устанавливает основания, по которым заявка может быть отклонена, в том числе невозможность предоставить заявителю инфраструктуру, необходимую для инвестиционного проекта, и несоответствие заявителя или инвестиционного проекта установленным требованиям.

В инвестиционном соглашении должны быть изложены права и обязанности резидента и соответствующего региона. В частности, резидент обязан вести указанную деятельность и инвестировать в оговоренные суммы и сроки (в законопроекте не указаны минимальные или максимальные суммы инвестиций), а регион обязуется сдать в аренду земельный участок резиденту и совершать иные действия, указанные в счете или договоре.

Кроме того, в инвестиционном соглашении должны быть указаны характер, сроки и размер мер государственной поддержки.

Перечень мер государственной поддержки

Законопроект вводит термин «преференциальный портфель субъекта Российской Федерации», который представляет собой общий пакет мер государственной поддержки, предоставляемых резидентам ОЭЗ. Характер, сроки и объем мер государственной поддержки для каждого региона России должны определяться на основе инвестиционной привлекательности соответствующего региона, измеряемой сводным инвестиционным индексом.

Согласно законопроекту, меры государственной поддержки, доступные в ОЭЗ, могут включать:

  • Налоговые льготы
  • Бюджетные инвестиции и субсидии
  • Государственные гарантии
  • Особые правила

Портфель преференций может также включать льготы, связанные со строительством инфраструктуры, предоставление технических условий и подключение объектов капитального строительства и энергообъектов к инженерным сетям. Совокупный размер мер государственной поддержки не может превышать общую сумму инвестиций, указанную в инвестиционном соглашении, а общий срок, на который предоставляются меры государственной поддержки, не может быть более 10 лет с даты заключения инвестиционного соглашения.

Резиденты ОЭЗ также имеют право на другие меры поддержки, которые будут применяться независимо от того, включены ли они в пакет преференций, в том числе в отношении проведения государственной экологической экспертизы и участия в государственных закупках. Резидентам будет гарантирована стабильность их общего налогового бремени, пока действует инвестиционное соглашение.

Кроме того, новая структура предусматривает определенные виды подготовительных работ к инвестиционному соглашению, которые должны быть выполнены до получения разрешения на строительство инфраструктуры.Перечень этих видов работ устанавливается уполномоченным органом.

На основании письменного заявления резидента может быть принято решение о создании зоны таможенного контроля в пределах ОЭЗ с целью применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Новая нормативно-правовая база предусматривает объединение существующих форм государственной поддержки в формате «единого окна» и не может не приветствоваться как региональными властями, так и инвесторами, в первую очередь из-за комплексного подхода и того факта, что он позволяет инвесторам выбрать пакет предпочтений, который соответствует их потребностям.

———————————————
КОНТАКТЫ

Для получения дополнительной информации относительно этого предупреждения, пожалуйста, обращайтесь по следующему телефону:

Ernst & Young, Москва

Ernst & Young LLP (США), Российская налоговая служба, Нью-Йорк

———————————————
ПРИЛОЖЕНИЕ

PDF-версия данного налогового уведомления

Общая информация

Калужская зона особой экономической зоны

Особая индустриально-экономическая зона «Калуга» создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1450 в Людиновском районе Калужской области.

В настоящее время ОЭЗ «Калуга» состоит из двух участков: Людиново и Боровск, общей площадью 979 га.Участки расположены на расстоянии 0,1 км от города Людиново в районе села Войлово Людиновского района Калужской области (610 га) и в районе села Козельское Боровского района Калужской области (369 га).

  • Людиново Участок расположен на юге области. Его специфика дает преимущества для развития крупных и средних промышленных компаний, предприятий стройматериалов, деревообработки.
  • Площадка
  • Боровск расположена на севере области, на границе с Новой Москвой, недалеко от наукоемких производств, лабораторий и инженерных центров, а также недалеко от крупного логистического терминала.

Кол-во жителей

С 2013 года резидентами Калужской ОЭЗ зарегистрировано 22 компаний. В свои проекты они вложат около 61 млрд рублей, планируется создать около 3 199 новых рабочих мест.

Подробнее о жителях

Настройки

Калужская область — один из первых регионов России, где был создан экспертный совет региональных ОЭЗ. Это упростило получение статуса резидента и обеспечило инвестору максимально быстрый старт.Инвесторы со статусом резидентов ОЭЗ пользуются налоговыми льготами, таможенными и административными преференциями; за счет них инвестор может сократить свои расходы более чем на 30%.

Подробнее о льготах и ​​предпочтениях.

Контакты

, Киевское шоссе, 60 (2 этаж), г. Обнинск, Калужская область, 249032

Тел. +7 (4842) 92-62-40

Эл. Почта: [email protected]

http://oez.kaluga.ru/

И.о. генерального директора Побрызганов Дмитрий Сергеевич

Если вас интересует размещение производства на инвестиционной площадке, заполните онлайн-заявку.

Скачать презентацию

особых экономических зон | Русская возможность

Особые экономические зоны (ОЭЗ) — это ограниченные географические территории в России, пользующиеся преференциальными режимами, что способствует притоку инвестиций. Правительство обеспечивает инфраструктуру, льготный налог, административный и таможенный режимы для резидентов ОЭЗ. Резиденты ОЭЗ — юридические лица или индивидуальные предприниматели, действующие на территории ОЭЗ, зарегистрированные в органах ОЭЗ.Преимущества ОЭЗ распространяются на иностранных инвесторов только при создании дочерней компании в России. Заявку, подкрепленную бизнес-планом, необходимо подать в Минэкономразвития РФ.

Типы особых экономических зон (ОЭЗ):

Несколько зон технологической реализации расположены в Московской области. Дубна специализируется на аэрокосмическом и гражданском строительстве, энергосбережении и ядерных технологиях. Зеленоград специализируется на нанотехнологиях, медицине и микроэлектронике.ОЭЗ «Санкт-Петербург» специализируется на сложном оборудовании, базах данных и программном обеспечении. Томская зона (Сибирь) специализируется на наноэлектронике и новых материалах.

Зоны промышленного развития расположены в Липецкой области, Центральная Россия (машины, строительные материалы, электроника, бытовая техника), в Алабуге, Татарстан (компоненты для автомобильной промышленности и нефтехимии), и Самаре (автомобильные компоненты, нефтехимия и строительство. материалы).

Туристско-рекреационные зоны расположены в республиках Алтай и Бурятия, в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, в Калининграде, на Северном Кавказе, Иркутской области и на острове Русский рядом с Владивостоком (Дальний Восток).

Портовые зоны расположены в аэропорту Ульяновск, Мурманске и Хабаровском крае и ориентированы на складские услуги, транспортировку и экспедирование, обслуживание судов и техническую поддержку, оптовую торговлю, простую сборку, упаковку и маркировку, переработку морепродуктов и портовые операции.

«Самая молодая» ОЭЗ Крыма находится в стадии разработки и, вероятно, будет сосредоточена на деятельности, связанной с развитием Крыма.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ, ТЕРРИТОРИИ ПОВЫШЕННОГО РАЗВИТИЯ

Особые экономические зоны имеют особый правовой статус и предоставляют различные экономические стимулы для бизнеса с целью привлечения инвестиций в РФ.
Территории с особым правовым статусом:
  • особые экономические зоны (ОЭЗ)
  • индустриальные парки
  • территории опережающего развития (АДТ)

Российское инвестиционное агентство готово помочь иностранным инвесторам в выборе особых экономических зон, индустриальных парков или территорий опережающего развития.
Особые экономические зоны
Сейчас по России разбросано 19 особых экономических зон.Зоны были созданы с целью развития и продвижения производственного сектора, туризма / отдыха, портовой и транспортной инфраструктуры; производство новых продуктов.
Индустриальные парки
Индустриальный парк — это территориальный исследовательский комплекс для высокотехнологичных МСП, состоящий из настраиваемых модулей, арендуемых инновационными предприятиями, и системы обслуживания.

В рамках соответствующей национальной программы создано 16 индустриальных парков в 13 регионах Российской Федерации.Бюджет программы составил 30,5 млрд руб. С 2007 по октябрь 2014 года. Суммарная выручка 747 компаний индустриального парка достигла 32 млрд руб. Рублей в год.

Территории опережающего развития (ADT)
Территории опережающего развития предназначены для промышленной модернизации и восстановления экономики за счет иностранных инвесторов, которым предоставлены определенные налоговые льготы. Согласно федеральному законодательству, территории сохранят свой статус в течение 70 лет с возможностью продления.

Первые три территории опережающего развития созданы в Дальневосточном федеральном округе (Комсомольск (Хабаровский край), Хабаровск (Приморский край)), больше АТД появятся в Иркутской области, Красноярском крае, Забайкальском крае и Республике Хакасия.

Российское инвестиционное агентство предлагает индивидуальные решения по созданию ОЭЗ или АДТ и содействие в согласовании инвестиционных проектов представителями федеральных властей. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *