Импортозамещение в России — что это, стратегия, программа и политика импортозамещения
Умный потребитель
от Татьяна Мищенко
/ 27 января 13:50
9 мин.
За 8 лет санкций в России реализовано более 1,5 тысяч проектов по созданию аналогов продукции, которая ранее поставлялась из-за рубежа. Нас обвиняют в импортозамещении и чрезмерных преференциях товарам внутреннего производства. Чего опасается Запад?
- Суть понятия
- Каких целей требуется достичь
- Что удалось, а что нет
- Какие меры предпринимаются на государственном уровне
- Выгоды и угрозы импортозамещения
В марте 2014 года на Россию обрушилась первая волна санкций в ответ на присоединение Крыма, лишившая нашу страну и отдельные организации возможности вести деловые отношения с партнерами из Евросоюза, США и ряда других государств.
Как следствие, за 2014–2015 годы экономика России замедлилась на 1,2 процентных пункта, а одним из самых упоминаемых в СМИ слов стало «импортозамещение» – именно этому понятию и процессу посвящена статья.
Суть понятия
Что такое импортозамещение в общих чертах понятно и без определения. Это стратегия ведения экономики и промышленной политики государства, которая заключается в замене импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами собственного производства. Как правило, страны увеличивают расходы на развитие прибыльных отраслей, усиливают поддержку национальных предприятий для повышения эффективности замещения импорта.
Актуальность импортозамещения в России резко возросла на фоне украинского кризиса, но это не значит, что вопрос замены зарубежной продукции на товары отечественных производителей не поднимался ранее.
Развал СССР, либеральные реформы и закрытие ряда предприятий в начале 90-х обернулись двукратным падением отечественного производства; на российский рынок рванул ничем не сдерживаемый поток иностранной продукции. Это привело к повышению зависимости нашего финансового сектора от любых изменений на мировой арене.
Первым шагом в сторону повышения экономической безопасности страны стало стимулирование ключевых отечественных предприятий, таких как «Газпром» и «Роснефть». Кроме того, в 2000-е годы были созданы крупные госкорпорации оборонной, атомной промышленности, энергетики, машино- и авиастроения: «Ростех», «Роснано», «Росатом», «Объединенная авиастроительная корпорация». Госзаказы и кредитная поддержка обеспечили данным организациям надежный плацдарм для динамичного развития.
В целях снижения продовольственной зависимости страны от западных партнеров была запущена «Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020», в рамках которой агропромышленный комплекс получил огромную поддержку в виде частичной компенсации расходов на погашение кредитов, покупку оборудования, строительство, ремонт и модернизацию производства.
С 2015 по 2020 годы импорт иностранной сельскохозяйственной продукции в Россию сократился более чем на 30%Введенные в 2014 году санкции обострили проблему и подтолкнули правительство РФ к разработке более масштабных мер, охватывающих другие отрасли, для которых задача импортозамещения стала не менее актуальной.
В апреле того же года кабинет министров утвердил обновленную государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», одна из главных задач которой – снижение доли импорта готовой продукции и комплектующих в нашу страну.
Каких целей требуется достичь
Основные цели импортозамещения – стимулирование и защита национальных экономических интересов путем создания благоприятных условий для развития промышленности и сокращения зависимости от импорта для снижения политических и валютных рисков.
В Госпрограмме обозначены цели импортозамещения конкретно для России:
- создание конкурентного промышленного производства;
- разработка инноваций и применение передовых технологий;
- создание и поддержка индустрии, для которой будут актуальны инновационные товары.
Таким образом, выбранную политику можно развить прежде всего благодаря созданию и развитию внутреннего производства качественной и востребованной продукции, а не через закрытие внутреннего рынка.
Доступные кредиты помогут поддержать спрос на продукцию отечественных производителей. Рассчитайте комфортные условия в форме ниже и отправляйте заявку в банк.
Что удалось, а что нет
Во время выступления на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» в октябре 2021 года президент Российской Федерации Владимир Путин поблагодарил Европу за санкции. Время показало, что западные меры, нанесшие пусть не тотальный, но значительный удар по российской экономике, позитивно сказались на развитии сельского хозяйства и других отраслей промышленности страны.
Благодаря санкциям Россия в короткий срок приобрела компетенции во многих сферах, в которых совсем недавно была среди отстающих. Сегодня мы в гораздо меньшей степени зависим от западных технологий благодаря собственным разработкам, которые позволяют нашим производителям составлять серьезную конкуренцию западным компаниям.
Больших успехов Россия добилась в энергетической сфере, построив новый завод по производству сжиженного газа на Ямале. В мире практически нет равных нашей госкорпорации «Росатом» – мы на десятки лет опережаем другие страны по развитию ядерной энергетики.
Активно развиваются агропромышленный комплекс, отечественное судостроение, авиационная, военная, пищевая промышленность, набирает обороты производство грузовых автомобилей, спецтехники, а также общественного транспорта, минеральных удобрений медицинского оборудования и фармацевтических препаратов (фармакология растет темпами 15–20% в год).
Огромный рывок сделан в нефте- и газохимии. Построено несколько крупнейших предприятий по переработке полезных ископаемых. Из последних значимых событий – открытие завода по переработке углеводородного сырья «ЗапСибНефтехим» в Тобольске (1 декабря 2020 года) и «Амурского газоперерабатывающего завода» (в июне 2021 года).
Россия занимает лидирующие позиции в мире по добыче нефти и углеводородного топлива, в том числе благодаря программе развития Арктической зоны.
В 2021 году компания «Северсталь» в рамках программы импортозамещения запустила производство труб с уникальной хладостойкостью для обеспечения развития нефтегазовой промышленности в АрктикеСельское хозяйство сегодня опережает в развитии все отрасли нашей страны. Практически с нуля восстановлена рыбная отрасль – построены новые рыбопромысловые суда и береговые заводы, значительно возросли объемы разведения товарной рыбы. Два года подряд (2020–2021 гг.) экспорт продовольственных товаров превышает импорт.
Все большее внимание уделяется IT-отрасли. На рынке доступны практически все типы софта от российских разработчиков – операционные системы, офисы, системы виртуализации, программные комплексы для аналитики, инструменты информационной безопасности, платформы для роботизации, работы с голосом и т. д.
По словам президента РФ, в рамках политики импортозамещения на сегодняшний день решены практически все ключевые задачи. Однако нельзя сказать, что результаты исключительно положительные, многое еще предстоит сделать.
Поскольку ранее максимальные усилия были направлены на развитие оборонно-промышленного комплекса, некоторым сферам не уделялось должного внимания. Одно из важнейших направлений на сегодняшний день – инновации.
Основной помехой для замещения импорта в промышленности остается отсутствие отечественных аналогов. Вторая проблема – более низкое качество оборудования, комплектующих и сырья, нежели у западных конкурентов. А если добавить к этому завышенную стоимость российских аналогов, становится понятно, почему некоторые компании предпочитают иметь дело с зарубежными партнерами.
Какие меры предпринимаются на государственном уровне
Политика импортозамещения в России проявляется в основном в поддержке отечественных организаций в виде льгот, субсидий и занижения процентных ставок по кредитам.
Универсальная карта «Халва» – не просто удобное платежное средство. Она словно швейцарский нож содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 8,5% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
В 2017 году вступило в силу постановление Правительства РФ, которое установило приоритет российских товаров, работ и услуг при осуществлении тендеров по отношению к продукции иностранного происхождения. При наличии конкурентов с отечественными товарами победитель, предложивший иностранный товар, должен снижать цену своего предложения по общему правилу на 15%, а на некоторые виды продукции – на 30%.
Выделяются субсидии на производство пилотных партий промышленной продукции в отраслях, изготавливающих машины, оборудование, приборы и т. д. Это упрощает создание и вывод на рынок новых образцов высокотехнологичных средств производства.
Утверждена комплексная программа развития экспортного потенциала промышленности на период до 2025 года, которая затрагивает целый ряд отраслей. В числе основных задач – совершенствование таможенного регулирования и администрирования, правил валютного и экспортного контроля, возмещения НДС, упрощение и ускорение административных торговых процедур.
В последние годы выпущено несколько директив, направленных на перевод госкомпаний на российское ПО до 2024 года.
Выгоды и угрозы импортозамещения
Импортозамещение имеет ряд неоспоримых плюсов, но это не значит, что можно полностью отказаться от импорта без вреда для внутренней экономики и качества рынка.
Плюсы | Минусы |
Снижение зависимости от других стран | Рост влияния государственной политики на промышленность |
Открытие новых предприятий | Большие затраты на стимулирование новых отраслей |
Развитие технологий | Снижение конкурентной борьбы |
Создание дополнительных рабочих мест | Ухудшение качества продукции |
Перспектива роста экспорта товаров внутреннего производства | Рост цен на товары |
Одна из задач государства – контролировать и сдерживать развитие негативных последствий. Пока что результаты неплохие, особенно на фоне длительного застоя в ключевых отраслях промышленности, который предшествовал 2000-м.
Только в декабре прошлого года в России было открыто 17 новых производствЕвропейские и американские политические деятели критикуют выбранную Россией стратегию за «дискриминацию» иностранных товаров – меры, которые предпринимаются правительством для поддержки внутреннего производства, ставят европейские компании в невыгодное положение при торговле с отечественными компаниями. Странно слышать подобные заявления, учитывая, что столь агрессивная политика импортозамещения – это результат введения и неоднократного продления антироссийских санкций.
Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!
Импортозамещение: в поисках эффективной модели экологической политики в условиях санкций
У многих предприятий произошли задержки поставок заказанного и предоплаченного оборудования, необходимого для реализации проектов по модернизации производства. Наблюдаются системные разрывы логистических цепочек, как в вопросах сбыта своей продукции, так и приобретения комплектующих европейского производства.
Данная ситуация касается не только предприятий, в отношении которых введены санкции (для них действует прямой запрет на поставку своей продукции и введены ограничения доступа к финансовым ресурсам), но и в целом в отношении страны действует политика ограничения возможности технологического развития и экологизации российской промышленности. Сложившаяся ситуация вызывает серьезное беспокойство и требует системных совместных действий со стороны государства и бизнеса.
Особое внимание необходимо обратить на объекты I категории – это предприятия, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ). К данной категории относятся промышленные объекты таких отраслей, как металлургия, химическая, горнодобывающая промышленность, производство минеральной продукции, захоронение отходов производства и потребления и др.
Главная задача в таких сложных условиях — наладить устойчивую работу предприятий, выполнить обязательства по инвестиционным программам, социальным обязательствам и запланированным природоохранным мероприятиям. Отсутствие необходимого оборудования и технологий могут вызвать существенные риски в реализации проектов повышения экологической эффективности. Во многих реализуемых и запланированных проектах экологической модернизации уровень использования импортной техники и технологий достигает более 50%.
Особое беспокойство вызывают сложные высокотехнологические компоненты, такие как системы мониторинга и диагностики работы узлов и установок в удаленном режиме. Практически все системы автоматического контроля состояния атмосферного воздуха полностью или в значительной степени работают на импортной европейской элементной базе, китайские аналоги на порядок уступают по производственным показателям, а производство аналогов внутри страны займет существенное количество времени.
Безусловно, есть проекты, ориентированные на отечественные технологии и оборудование, однако и в них уровень импортозамещения и локализации производства не превышает 70-75%. Оставшуюся часть составляют электронные компоненты, аналогов которых нет в России, часто аналогов такого электронного оборудования и программного обеспечения нет и в дружественных государствах. По экспертным оценкам на разработку отечественных аналогов и полную локализацию производства может потребоваться от 5 до 10 лет в зависимости от отрасли.
Попытки реализации «серых схем» ввоза оборудования через третьи страны наталкиваются на отказы из-за опасения вторичных санкций и создания репутационных проблем для публичных компаний. Также очевидно, что даже в том случае, если удастся найти необходимое оборудование, комплектующие и технологии, то на перезаключение контрактов, перестройку логистики уйдёт значительный промежуток времени, за это время могут быть потеряны важные рынки сбыта.
Предпринимаемые Правительством Российской Федерации шаги по повышению устойчивости развития предприятий в сфере экологии и природопользования высоко оцениваются экспертным и бизнес сообществом. Недавно принятым Федеральным законом от 26. 03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены существенные меры по поддержке промышленных предприятий.
Законом предусмотрен перенос сроков вступления в силу нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, которые не могут быть соблюдены вследствие технологических и иных ограничений, включая перенос сроков квотирования выбросов и сроков внедрения систем автоматического контроля выбросов.
Согласно положениям этого закона предприятиям, получившим комплексное экологическое разрешение (КЭР) до 1 сентября 2022 г., срок установки систем автоматического контроля продлевается на 2 года. Также на 2 года увеличивается срок направления заявок на получение КЭР для объектов I категории, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.
Переносится и срок завершения эксперимента по квотированию выбросов в городах приоритетного списка национального проекта «Экология». В процессе обсуждения такие меры, как внесение поправок в законодательство, направленных на изменение механизмов нормативного регулирования в части комплексных экологических разрешений, создание льготных режимов налогообложения для производителей оборудования природоохранного профиля, внедрение преференций для инвестиционных проектов, направленных на экологическую модернизацию и других возможных мер.
В настоящее время комплексные экологические разрешения получили около 100 крупных промышленных предприятий, относящихся к I категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). В течение установленного законом срока после получения КЭР предприятия обязаны все внесенные в реестры источники выбросов (их может быть несколько сотен на крупном предприятии) обеспечить средствами автоматического контроля.
Действующий регламентирующий документ «Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ» предписывает контролировать выбросы по 8 веществам (мелкодисперсная пыль, диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, фтористый водород, хлористый водород, сероводород и аммиак).
До недавнего времени системы автоматического контроля выбросов в комплексе или стационарные многокомпонентные газоанализаторы, составляющие основу таких систем, закупались, в основном, за рубежом. Естественно, что экологические службы предприятий в настоящее время озабочены поиском импортозамещающего оборудования.
В середине марта Минпромторг РФ запустил новый проект «Биржа импортозамещения». Сервис реализован на электронной торговой площадке «Газпромбанка» с использованием ресурсов действующей государственной информационной системы промышленности (ГИСП).
На этой площадке организовано электронное взаимодействие двух категорий пользователей – Заказчиков и Поставщиков отечественной продукции. Заказчики могут публиковать запросы и проводить закупки импортозамещающих и оригинальных товаров отечественного производства, а Поставщики – предлагать аналоги импортного оборудования и комплектующих, без дополнительных согласований и посредников направлять свои ценовые предложения.
При этом экологические службы многих промышленных предприятий достаточно скептически относятся к возможности эффективного использования оборудования российского производства. Причины этому – недостаточное количество производимого оборудования, довольно низкое качество отечественных аналогов, высокая цена и длительные сроки поставки. Основное отличие — это малосерийное производство, необходимость поиска индивидуального решения для каждого конкретного заказчика, учитывающего специфику производства.
По утверждению производителей основная сложность состоит, в том, что элементная база контрольно-измерительных приборов не производится в России, в том числе, электрохимические сенсоры для отечественных газоанализаторов закупаются за границей. На сегодняшний день в каталоге биржи в разделе «Газоанализаторы и дымоанализаторы» представлена продукция всего около полутора десятков производителей научно-производственного направления, выпускающих продукцию отраслевого назначения.
Такие контрольно-измерительные приборы используются в нефтегазодобыче, энергетике, химическом производстве, сельском хозяйстве. Они позволяют контролировать состав газовой смеси, наличие в воздухе определенных компонентов при протекании технологических процессов, однако не предназначены для использования в системах автоматического контроля состояния атмосферного воздуха, где требуется существенно более чувствительная аппаратура.
Для качественного контроля экологических параметров атмосферного воздуха и метеорологических измерений необходима современная аппаратура: атомно-абсорбционные спектрометры, анализаторы многокомпонентных образцов с погрешностью 0,01 ppm; счетчики аэрозольных частиц размером 0,3-10 мкм, измерители массовой концентрации взвешенных частиц в воздухе (PM10, PM2,5), высокочувствительные газоанализаторы для летучих органических веществ и газовых примесей. У нас есть разработчики такой аппаратуры, добившиеся технического уровня и качества лучших зарубежных аналогов измерительных приборов. Однако необходимы инвестиционные проекты и программы субсидирования импортозамещения для поддержки внедрения и серийного производства.
Фактически сложившаяся ситуация требует принятия серьезных мер, направленных на срочные структурные преобразования, выработку эффективных решений с привлечением экспертов, специалистов практиков, представителей финансово-промышленных групп.
Необходимо провести серию серьезных экспертных обсуждение дальнейших планов работы, провести донастройку государственной политики с целью повышению эффективности принимаемых мер. Скорее всего, потребуется внесение поправок в законодательство, направленных на изменение механизмов нормативного регулирования в части комплексных экологических разрешений, создание льготных режимов налогообложения для производителей измерительного оборудования природоохранного профиля, внедрение преференций для инвестиционных проектов, направленных на экологическую модернизацию и ряд других мер.
Необходимость сохранения тренда на экологизации российской промышленности даже в условиях жесткой санкционной политики принципиально важно, поскольку, во-первых это связано с экологической безопасностью, сохранением экосистемы и качеством жизни и здоровья граждан. Во-вторых, это одно из важных конкретных преимуществ российской продукции на мировых рынках, даже если вектор экспорта продукции будет переориентирован с европейских на азиатские рынки.
импортозамещение или экспортная ориентация? – Газета.uz
Доктор экономических наук, профессор Университета мировой экономики и дипломатии Нишанбай Сиражиддинов приводит аргументы в пользу экспортоориентированной внешнеторговой стратегии, акцентируя внимание на необходимости проведения сопутствующих административных, налоговых, банковских и образовательных реформ.
Импортозамещение vs экспортная ориентация
В последнее время в СМИ идет дискуссия по внешнеторговой стратегии Узбекистана. Одна группа экспертов выступает за проведение политики импортозамещения, другая группа — за экспортную ориентацию, третья — за их сочетание.
Одна из причин такого разброса мнений заключается в том, что некоторые участники дискуссий, особенно сторонники импортозамещения, не понимают суть стратегий импортозамещения и экспортной ориентации. Если в экономике страны в течение года осваивается производство определенного количества ранее импортируемых товаров, пусть даже большого их количества, это не говорит о проведении политики импортозамещения. Аналогичным образом, если страна начинает экспортировать большое количество новых товаров, это еще не говорит о проведении политики экспортной ориентации.
Как показывает опыт зарубежных стран, при проведении политики стимулирования экспорта осваивается производство значительно большего количество новых товаров, чем при проведении политики импортозамещения. Естественно, значительная часть этих новых товаров сначала продается на внутреннем рынке, лишь потом начинается их экспорт.
Реклама на Газета.uz
По этой причине внешнеторговая стратегия — это не техническое понятие, отличающееся тем, производится ли товар для внутреннего рынка или для экспорта. Она представляет собой совокупность мер всей экономической политики, которая в комплексе создает стимулы либо для расширения экспорта и интеграции экономики в мировую экономику, либо для сокращения импорта и изоляции экономики от внешнего мира.
Теоретически можно различать политику импортозамещения, нейтральную политику по отношению к внешней торговле и политику стимулирования экспорта.
Основной характеристикой политики импортозамещения является создание искусственных стимулов для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. При импортозамещении стимулы искажены в пользу импортируемых товаров, т. е. совокупность всех инструментов экономической политики создает такую ситуацию, когда хозяйствующие субъекты от продажи своего товара на внутреннем рынке получают больше прибыли, чем от его экспорта. Такое смещение стимулов в сторону импортозамещения является, как правило, следствием установления высоких импортных тарифов, квотирования импорта, валютного контроля, массированного субсидирования импортозамещающих производств при помощи налоговых, кредитных, таможенных и других льгот. При проведении политики импортозамещения на практике чаще всего используются все эти инструменты одновременно.
Нейтральная внешнеторговая политика означает, что для страны стимулы нейтральны между экономией единицы иностранной валюты через замещение импорта и зарабатыванием единицы иностранной валюты через экспорт. При нейтральной внешнеторговой политике хозяйствующие субъекты зарабатывают примерно одинаковую прибыль независимо от того, продают ли свой товар на внутреннем рынке или его экспортируют. Такая политика возможна либо при установлении свободного внешнеторгового режима, либо если стимулы взаимно компенсируют друг друга. Например, если правительство облагает налогом весь импорт тарифом по ставке 20%, и одновременно предоставляет на такую же сумму субсидии на экспорт, то это означает, что правительство проводит нейтральную внешнеторговую политику.
Политика стимулирования экспорта предполагает индустриализацию экономики путем наращивания экспортного потенциала страны. На практике проведение этой политики не сводится к сильному смещению стимулов в сторону экспорта и массированному его субсидированию. Массированное субсидирование экспорта не может привести к росту экспорта страны, так как снижение цен экспортных товаров и увеличение спроса на них на мировом рынке в результате субсидирования приведет к повышению обменного курса национальной валюты. Последнее, в свою очередь, будет сдерживать экспорт, поскольку отечественные товары будут обходиться дороже иностранным покупателям (либо доходы экспортеров от экспорта в национальной валюте уменьшаются), и стимулировать импорт, так как импортные товары будут обходиться дешевле для отечественных потребителей. В результате эффект от субсидирования экспорта сводится на нет.
Поэтому многие экономисты под экспортоориентированной политикой понимают политику, близкую к свободной торговле, когда стимулы не искажены, а для производителей стимулы к экспорту и продаже продукции на внутреннем рынке нейтральны.
На практике страны, выбравшие стратегию стимулирования экспорта, не проводят абсолютно свободную внешнеторговую политику, а страны, выбравшие стратегию импортозамещения, не ограничивают импорт всех товаров. Абсолютно открытой экономики и абсолютно свободного внешнеторгового режима нигде в мире не существует. Даже в развитых странах активно проводится промышленная политика, направленная на ускорение структурных изменений в экономике. Однако при проведении политики экспортной ориентации внешнеторговые ограничения, с одной стороны, не должны приводить к высокому уровню импортного протекционизма, который будет провоцировать монополизацию внутренних товарных рынков, убивать стимулы производителей к экспорту, стимулировать теневой импорт. При этом важно выбирать наиболее эффективные инструменты защиты отечественных производителей, а высокие импортные пошлины, акцизы на импорт, валютный контроль, административное распределение финансовых и материальных ресурсов не всегда могут претендовать на роль такого инструмента.
С другой стороны, при экспортоориентированной политике нельзя распространять высокий уровень импортного протекционизма в экономике на большое число отраслей: защита отраслей должна быть строго селективной, и основываться на дефектах рыночного регулирования. Другими словами, надо поддержать только те отрасли и виды деятельности, которые потенциально несут убытки от несовершенства рынка. Защита большого количества отраслей от импортной конкуренции означает уже проведение политики импортозамещения, а не экспортной ориентации.
Как показал опыт зарубежных стран, политика экспортной ориентации имеет неоспоримые преимущества по сравнению с политикой импортозамещения. По данным Всемирного банка, в 1965—1990 годах ВВП стран, проводивших политику стимулирования экспорта, показал ежегодный прирост в 7,6%, тогда как у всех развивающихся стран этот показатель составил 3%.
Преимущества политики стимулирования экспортаЧем вызвана такая высокая эффективность политики стимулирования экспорта по сравнению с политикой импортозамещения?
Существует большое число факторов, влияющих на высокую эффективность политики стимулирования экспорта и низкую эффективность политики импортозамещения. Наиболее важными из них можно считать следующие:
1. Проведение политики стимулирования экспорта предполагает большее использование косвенных методов государственного регулирования, тогда как политика импортозамещения более широко опирается на прямые (административные) методы государственного регулирования (валютный контроль, импортные квоты, административное распределение финансовых и материальных ресурсов и т. д.). Когда выпускаемая фирмами продукция ориентирована в основном на внешние рынки, государство волей-неволей вынуждено проводить либерализацию экономики, а значит и отказываться от административного регулирования. Когда же выпускаемая продукция фирм в основном ориентирована на внутренний рынок, а отечественные производители защищены протекционистскими барьерами, у правительства появляются возможности и желание более активно использовать административные методы регулирования.
В большинстве случаев прямые (административные) методы государственного регулирования менее эффективны, чем рыночные, что и является, на наш взгляд, одним из главных преимуществ политики экспортной ориентации по сравнению с политикой импортозамещения.
Применение прямых, административных методов государственного регулирования, в частности, может привести к значительным искажениям цен, что исключено при использовании косвенных методов. Так, при наличии единого равновесного обменного курса, характерного для политики экспортной ориентации, стимулирование экспорта может быть осуществлено только при помощи инструментов, которые непосредственно влияют на состояние государственного бюджета (например, субсидии экспортерам). Государственные расходы на стимулирование экспорта при этом не могут достигнуть чрезмерных размеров. Это объясняется, с одной стороны, тем, что данные расходы прозрачны для политиков, а с другой стороны — тем, что они ограничены возможностями государственного бюджета.
При проведении же политики импортозамещения появляется соблазн покрыть дополнительные расходы на защиту отечественных производителей, конкурирующих с импортом, за счет потребителей и производителей-экспортеров через искажение цен путем применения административных методов государственного регулирования, в частности, при помощи внешнеторговых и валютных ограничений, административного распределения финансовых и материальных ресурсов.
По этой причине при проведении политики импортозамещения ценовые искажения могут достичь значительных размеров. А это, в свою очередь, имеет своим следствием неэффективное распределение и использование ограниченных ресурсов страны, является основным препятствием на пути максимального использования преимуществ международного разделения труда и интеграции в мировую экономику, причиной низких темпов экономического роста и благосостояния народа.
2. При проведении политики экспортной ориентации все больше отечественных фирм будут продавать свою продукцию на мировом рынке, где они столкнутся с жесткой конкуренцией как по цене, так и по качеству продукции. Это вынудит их постоянно совершенствовать производство, снижать себестоимость и повышать качество продукции.
При проведении же политики импортозамещения на внутреннем рынке, как правило, отсутствует конкуренция, так как создаются «тепличные» условия для отечественных производителей, ориентированных на внутренний рынок, что усиливает их монополистические позиции. Монополии, как известно, стремятся максимизировать свою прибыль не путем увеличения объемов производства, снижения себестоимости и повышения качества выпускаемой продукции, а путем ограничения объемов производства и повышения цен на свою продукцию. Это и является одной из причин низкой эффективности производства и инвестиций во вновь организованных отраслях промышленности в странах, выбравших путь индустриализации при помощи импортозамещения.
3. Политика импортозамещения означает, что более высокие цены товаров на внутреннем рынке как результат высокого уровня импортного протекционизма снижают стимулы к экспорту, стимулируя продажу товаров на внутреннем рынке. Поскольку высокий уровень импортного протекционизма в большей степени применяется для защиты отечественных производителей готовых и промежуточных изделий, относительно высокие внутренние их цены по сравнению с их ценами на внешних рынках убивают стимулы этих производителей к экспорту своей продукции. По этой причине страны, выбравшие политику импортозамещения, не смогли добиться диверсификации экспорта и увеличения доли продукции обрабатывающей промышленности в структуре экспорта, превратились либо в поставщиков сырьевых ресурсов, если они имелись, либо довольствовались крайне низкими темпами экономического роста и отсталой структурой экспорта. В странах, проводивших политику экспортной ориентации, у производителей были стимулы к наращиванию экспорта.
4. Не менее важным преимуществом стимулирования экспорта по сравнению с импортозамещением является то, что первая политика позволяет достичь эффекта масштаба. Это может происходить как в результате увеличения численности фирм-производителей аналогичной продукции и усиления между ними конкуренции за рынки сбыта (внешняя экономия), так и в результате увеличения объемов производства каждой фирмы, работающей на мировой рынок (внутренняя экономия). Как известно, в настоящее время экономия на масштабе становится одним из основных факторов конкурентоспособности фирм.
При проведении же политики импортозамещения достичь эффекта масштаба из-за недостаточной емкости отечественного рынка зачастую невозможно. Это в значительной степени связано и с низким уровнем доходов населения развивающихся стран.
5. Высокий протекционизм, характерный для политики импортозамещения, имеет неизбежным своим следствием возникновение «непроизводительных» с точки зрения общества затрат в виде «поиска рентной прибыли». Значительные средства и время предпринимателей затрачиваются не на совершенствование производства и удовлетворение запросов потребителей, а на получение лицензий, различных таможенных и налоговых льгот, получение квоты на импорт или приобретение иностранной валюты для импорта, приобретение ресурсов по заниженным ценам, на увековечение монопольного положения фирм, имеющих привилегии и т. д. Наличие свободной конвертации национальной валюты, низких таможенных пошлин и либеральной экономики при проведении политики стимулирования экспорта приводят к тому, что этих непроизводительных затрат общества становится несоизмеримо меньше, а предприниматели тратят свои доходы на модернизацию своего производства для повышения его конкурентоспособности.
6. Неизбежным следствием высокого уровня импортного протекционизма при проведении политики импортозамещения становится рост теневого импорта, при этом с течением времени доля теневого сектора будет расти, т. к. импортеры найдут способы обходить существующие барьеры. В результате развивается коррупция, государственная казна недополучает доходы, эффект защиты отечественных производителей снижается. При проведении же политики экспортной ориентации, из-за высокой открытости экономики, этих негативных явлений для экономики и общества также будет несравнимо меньше.
7. Высокие темпы инфляции как следствие неразвитости финансового рынка и наличия государственного контроля над процентными ставками в странах, выбравших политику импортозамещения, сдерживают вовлечение сбережений домохозяйств в оборот и становятся дополнительным источником инфляции, постоянно воспроизводящим себя. Основным направлением вложения сбережений домохозяйств становится покупка свободно конвертируемых валют, т. к. темпы роста обменного курса иностранной валюты будут выше процентных ставок. Это существенно ограничивает возможности инвестирования и вынуждает правительства развивающихся стран финансировать инвестиции при помощи дополнительной эмиссии денег. Политика экспортной ориентации, предполагающая либеральную экономическую политику, вынуждает правительство проводить взвешенную экономическую политику, направленную на сохранение макроэкономической стабильности и макроэкономических пропорций.
8. Результаты первых лет осуществления политики импортозамещения в дальнейшем будут способствовать еще большему усилению протекционизма. В частности, амбициозные планы индустриализации, высокие темпы инфляции в условиях низких или отрицательных темпов роста экспорта и притока иностранной валюты приводят к резкому повышению спроса на иностранную валюту. В то же время в большинстве развивающихся стран, проводивших политику импортозамещения, с целью субсидирования импорта инвестиционных товаров и уменьшения расходов на обслуживание внешнего долга либо установился режим фиксированного обменного курса, либо темпы снижения обменного курса национальной валюты сильно отставали от темпов инфляции, что вынуждало правительство вводить валютное рационирование. Такая стратегия приводила к повышению реального обменного курса национальной валюты этих стран, что вызывало снижение конкурентоспособности их товаров на мировом рынке, проблемы с платежным балансом и усиление протекционизма из-за «недостаточности» иностранной валюты. А дальнейшее усиление протекционизма означало усиление ценовых искажений и, следовательно, еще большее снижение эффективности распределения и использования ресурсов.
9. Проведение политики импортозамещения в конечном счете означает сокращение не только импорта, но и экспорта вследствие снижения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Другими словами, проведение политики импортозамещения снижает конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке. Это может происходить либо в результате роста издержек производства экспортных товаров (следствие ограничения импорта и, соответственно, повышения цены импортных товаров, используемых при производстве экспортной продукции), либо в результате повышения реального обменного курса национальной валюты (следствие сокращения спроса на импортные товары и иностранную валюту).
Однако объем и темпы роста экспорта страны — в числе важнейших показателей кредитоспособности страны. Возможности страны как во внешнем заимствовании, так и в привлечении прямых иностранных инвестиций во многом зависят от этих показателей. Как подтвердили исследования, основная разница между странами, испытавшими кризис внешней задолженности, и странами, которые его избежали, заключается не в отношении объема внешнего долга к ВВП (по этому признаку эти две группы стран мало чем отличались), а в отношении объема внешнего долга к экспорту.
Следовательно, политика экспортной ориентации, имеющая своим следствием высокие темпы экспорта и импорта, дает больше возможностей для привлечения иностранных инвестиций, столь необходимых для экономического роста в развивающихся странах.
Какой должна быть роль государства
Какова роль государства в ускорении темпов структурной перестройки экономики, повышении доли готовых изделий с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства и экспорта при проведении политики стимулирования экспорта? Не приведет ли либерализация импорта и снижение уровня защиты отечественных производителей к замедлению этих процессов в экономике?
Высокие импортные тарифы, акцизы на импорт, валютный контроль и другие административные меры, широко применяемые в проведении политики импортозамещения, не единственные инструменты защиты отечественных производителей. Более того, они часто являются самыми неэффективными инструментами экономической политики. Существуют альтернативные, более эффективные инструменты экономические политики, позволяющие повысить конкурентоспособность как экспортеров, так и отечественных товаров, конкурирующих с импортом.
Во-первых, страны, выбравшие экспортоориентированную стратегию развития, в качестве основного инструмента повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках использовали и используют заниженный реальный обменный курс национальной валюты. В результате такой политики цены на внутреннем рынке оказываются ниже, чем на внешнем рынке, что создает мощный стимул, с одной стороны, к расширению экспорта, с другой стороны, к расширению производства товаров, конкурирующих с импортом на внутреннем рынке. Снижение обменного курса национальной валюты на 10% равнозначно, при прочих равных условиях, введению импортного тарифа на весь спектр импортных товаров по ставке 10% и субсидированию всего экспорта на 10%, вместе взятых. Такая мера повышает цену импортных товаров на внутреннем рынке на 10%, повышая конкурентоспособность отечественных производителей, конкурирующих с импортом, и снижает цену отечественных товаров для иностранных покупателей на 10%, повышая конкурентоспособность отечественных производителей на внешних рынках. Не случайно между США и КНР до сих пор идут споры по поводу обменного курса юаня: США требуют повышения его курса, а КНР этого не хочет, чтобы не допустить снижения конкурентоспособности китайских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Во-вторых, важным инструментом защиты и повышения конкурентоспособности отечественных производителей является снижение транзакционных издержек бизнеса путем углубления институциональных и административных реформ, проведения стабильной и предсказуемой экономической политики. Исходя из существующей ситуации в Узбекистане, наиболее актуальными проблемами перехода к политике стимулирования экспорта в этой сфере являются:
а) кардинальная реформа бюджетно-налоговой системы, включая упрощение налогового администрирования и снижение налогового бремени, более равномерное его распределение как между отраслями экономики, так и между малым и крупным бизнесом, формирование налоговой системы, стимулирующей легализацию теневого сектора, развитие трудоемких отраслей экономики, рост эффективности производства путем углубления специализации и укрупнения предприятий;
б) дальнейшее углубление реформ в банковской и финансовой системе, совершенствование монетарной политики. Критически важно формирование конкурентной среды в банковском секторе, расширение ассортимента банковских услуг и доступа к кредитным ресурсам, развитие фондового рынка, что предполагает повышение доверия населения к финансовому сектору, стимулирование вовлечения сбережений населения и предприятий в финансовый оборот и их эффективную трансформацию в инвестиции;
в) реформа внешнеторговой политики, включая снижение уровня импортного протекционизма, упрощение и ускорение внешнеторговых процедур. К реформам в этой сфере мы еще даже не приступили, а снижение таможенных платежей осенью прошлого года является не реформой импортного режима, а приспособлением существовавших таможенных платежей к новому обменному курсу национальной валюты. Снижение транзакционных издержек отечественных производителей и рост их конкурентоспособности невозможно без кардинальной реформы внешнеторгового режима, направленной на его либерализацию и снижение уровня импортного протекционизма, упрощения таможенных процедур и перехода к экспортоориентированной стратегии развития. Важным фактором реформы внешнеторгового режима в этом направлении может стать вступление Узбекистана в ВТО.
г) углубление институциональных реформ, включая административную реформу, направленную на снижение роли государства в экономике, повышение самостоятельности хозяйствующих субъектов, более широкое использование рыночных инструментов регулирования экономики вместо существующих административных методов регулирования, повышение качества и доступности государственных услуг, реформа судебной системы и укрепление защиты прав собственности, развитие производственной и социальной инфраструктуры и т. д.
Решение перечисленных проблем позволяет снизить транзакционные издержки бизнеса и создать благоприятный инвестиционный и бизнес-климат, что является лучшим способом защиты отечественных производителей как на внутреннем рынке от импортной конкуренции, так и на внешних рынках.
В-третьих, для увеличения доли товаров с высокой добавленной стоимостью в структуре производства и экспорта надо понять, почему одни товары имеют высокую, и другие товары — низкую удельную добавленную стоимость, и принять меры для совершенствования структуры производства и экспорта. Например, если отбросить ситуацию с монопольными рынками, высокая добавленная стоимость в цене товара является, как правило, следствием того, что:
а) для производства товара требуется квалифицированная рабочая сила, и высокая заработная плата квалифицированной рабочей силы создает больше добавленной стоимости;
б) товар является капиталоемким и высокие амортизационные отчисления создают больше добавленной стоимости;
в) товар является и капиталоемким, и требует для своего производства квалифицированной рабочей силы.
Однако для того, чтобы иметь сравнительное преимущество в производстве товаров, требующих для своего производства высокой квалификации и имеющих капиталоемкий характер, относительная обеспеченность страны квалифицированной рабочей силой и капиталом должна быть выше, чем у основных торговых партнеров. По мере роста относительной обеспеченности страны квалифицированной рабочей силой и капиталом на одного работающего по сравнению со странами-торговыми партнерами меняются и сравнительные преимущества страны, и экономика начинает переходить от производства товаров с низкой к товарам с высокой добавленной стоимостью.
По этой причине кардинальная реформа системы образования в целях повышения качества рабочей силы, с одной стороны, и реформа всего финансового сектора в целях стимулирования сбережений и инвестиций должны стать приоритетными направлениями экономической политики правительства.
Не случайно страны, выбравшие стратегию стимулирования экспорта, имели более высокие темпы структурной перестройки экономики: по темпам диверсификации экономики и повышению доли готовых изделий с высокой добавленной стоимостью в структуре производства и экспорта они существенно опережали страны, выбравшие стратегию импортозамещения.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
индустриализация импортозамещения | Определение и критика
- Связанные темы:
- импортозамещение
См. весь соответствующий контент →
Индустриализация замещения импорта (ISI) , стратегия развития, направленная на продвижение отечественного производства ранее импортированных товаров для содействия индустриализации.
Индустриализация замещения импорта (ISI) проводилась в основном с 1930-х по XIX в.60-х годов в Латинской Америке, особенно в Бразилии, Аргентине и Мексике, а также в некоторых частях Азии и Африки. Теоретически ожидалось, что ISI будет включать три основных этапа: (1) внутреннее производство ранее импортированных простых потребительских товаров кратковременного пользования, (2) расширение внутреннего производства на более широкий спектр потребительских товаров длительного пользования и более сложные промышленные товары и (3) ) экспорт промышленных товаров и продолжение промышленной диверсификации.
Происхождение ISI
Теоретическая основа преднамеренной, поддерживаемой правительством межведомственной разведки возникла из критики международного разделения труда, при котором менее развитые страны в основном экспортировали сырье и импортировали готовые промышленные товары из Европы и Соединенных Штатов. В 19В 50-е годы такие критики, как аргентинский экономист Рауль Пребиш, утверждали, что такое разделение труда обеспечит постоянную бедность для производителей сырья.
Пребиш и другие утверждали, что развивающиеся страны должны способствовать индустриализации с помощью методов, поощряющих отечественное производство. Политика продвижения включала как защиту «молодых отраслей» от импорта, так и стимулы для поощрения импорта капитала и технологий. Тарифы часто использовались в дополнение к валютному контролю, манипулированию обменным курсом и лицензиям на импорт определенных продуктов, необходимых для производства.Ключом к реализации политики было согласование, которое возникло между тремя действующими лицами в этих обществах: правительством, включая государственные фирмы; отечественные частные предприятия; и транснациональные корпорации (ТНК). Этот «тройственный союз» включал государственные инвестиции в промежуточный сектор и сектор капитальных товаров для поддержки промышленного роста, отечественного производства импортозамещающих товаров и производства ТНК высокотехнологичных товаров, необходимых для производства, которые еще не могли производиться внутри страны.
Недостатки и критика ISI
К 1960-м годам было замечено, что стратегии ISI имеют существенные недостатки. Хотя результаты варьировались от страны к стране, общие тенденции включали производство, которое часто не распространялось на другие отрасли, кроме потребительских товаров, медленный рост занятости, спад в сельскохозяйственном секторе и минимальный рост производительности. Также возникли социальные разногласия, которые отчасти рассматривались как результат увеличения внутренней миграции и усиления неравенства. Хотя крупные страны, такие как Бразилия и Мексика, добились, по крайней мере, краткосрочного роста с помощью политики ISI, более мелкие страны, включая Эквадор и Гондурас, были менее успешными.
Критики в Латинской Америке, особенно в Comisión Económica para América Latina (Экономическая комиссия для Латинской Америки) и в Университете Чили в Сантьяго, осудили зависимость ISI от ТНК и ее неспособность содействовать эгалитарному развитию. Эти и другие ученые в Мексике часто выступали за социалистические модели без участия ТНК.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Вместо этого сторонники свободной торговли осудили защитные меры ISI, утверждая, что они создают перекосы в распределении капитала и не позволяют развивающимся странам использовать свои сравнительные преимущества в международной торговле. Новые защищенные отрасли промышленности и государственное планирование считались неэффективными по сравнению с теми, которые стимулировались рыночными стратегиями развития. Эта критика, частично подкрепленная ранними наблюдениями за экспортно-ориентированным ростом в Восточной Азии, привела к тому, что экономические агентства и агентства по развитию уделили большое внимание продвижению экспорта, начиная с XIX в.60-е годы.
Третья перспектива подчеркивает актуальность национальной социальной и политической истории для успеха или отсутствия стратегии ISI. Способность правительства изучать и адаптировать производственные стратегии к местным условиям в значительной степени зависела от характера местных институтов и социальной организации. Кроме того, даже несмотря на то, что производители потребительских товаров, возможно, изначально были успешны, у них было мало стимулов для поддержки промышленной экспансии, потому что это потребовало бы защиты тех отраслей, от которых они полагались в своих производственных инструментах, что потенциально ограничивало их предложение высококачественной продукции. входы. Кроме того, имеющиеся возможности расширения отечественного производства за счет новых отраслей промышленности были ограничены отсутствием поддержки со стороны ТНК отечественного технологического развития, что усугублялось низким уровнем технической подготовки местного населения. В каждой стране возможность расширения промышленного производства часто зависела от различий в этих социальных и политических ограничениях.
Эта критика поднимает важные вопросы о стратегиях развития и роли государства в 21 веке. Хотя считается, что политика ISI не достигла своих целей в области развития, рост, ориентированный на рынок и экспорт, также подвергался критике. В контексте международной торговли и при некотором признании роли государства в развитии вопрос о том, как национальные правительства будут добиваться развития, остается важным, хотя и без ответа вопросом.
Торговая политика импортозамещения – Введение и воздействие
Развитие страны во многом зависит от ее промышленного сектора. Примечательно, что промышленный сектор служит источником более стабильных возможностей трудоустройства по сравнению с сельскохозяйственным сектором и повышает уровень жизни нации. Несмотря на это, во время обретения Индией независимости промышленники не располагали достаточным капиталом и ресурсами для расширения или улучшения своих производственных мощностей. В результате правительство сформулировало подходящую торговую политику для содействия индустриализации Индии. Это было сделано, чтобы задействовать зарождающийся производственный потенциал нации.
Имея это в виду, давайте продолжим, чтобы узнать больше о таких ориентированных на торговлю политиках, как импортозамещение в Индии.
Что такое торговая политика?
Торговая политика может быть описана как набор норм, правил, целей и стандартов, которые имеют тенденцию контролировать поток товаров и услуг между странами. Главной целью торговой политики всегда был быстрый экономический рост и поощрение самодостаточности. Такая политика формулируется государственными должностными лицами страны и специфична для ее отраслей. Примечательно, что такие планы также включают налоги на экспорт и импорт, тарифы, квоты и налоги на проверки.
Теперь следует отметить, что после обретения независимости и до 80-х годов правительство Индии ввело новую политику внешней торговли и обязало импортозамещение в Индии. Как правило, международную торговую политику можно определить как набор правил и положений, которые связывают обмен товарами, услугами и капиталом между странами.
Тем не менее, в конце 80-х подобные налоги были ослаблены, и к началу 90-х акцент сместился на приватизацию, либерализацию и даже глобализацию.
Торговая политика Индии
Министерству торговли поручено сделать Индию видным игроком в мировой торговле и занять лидирующие позиции в международных отраслевых ассоциациях, соизмеримых с растущим значением страны. В среднесрочной перспективе Департамент разрабатывает стратегии для конкретных товаров и стран, а в долгосрочной перспективе он создает стратегический план / видение и политику внешней торговли Индии.
Внешнеторговая политика Индии устанавливает политику и стратегические рамки для поощрения экспорта и торговли. Он регулярно обновляется, чтобы не отставать от внутренних и международных экологических изменений.
Многосторонние и двусторонние коммерческие контакты, особые экономические зоны, государственная торговля, продвижение экспорта и содействие торговле, а также развитие и регулирование конкретных экспортно-ориентированных предприятий и товаров — все это обязанности Департамента.
Что такое СЭЗ?
В Индии специальные экономические зоны создают стимулы для местных предприятий. СЭЗ часто обеспечивают конкурентоспособную инфраструктуру, беспошлинный экспорт, налоговые льготы и другие стимулы для упрощения ведения бизнеса. В результате многие транснациональные корпорации, особенно экспортеры, устремляются в Индию, чтобы инвестировать в ОЭЗ.
Хотя СЭЗ в Индии сопоставимы с СЭЗ в других регионах Азии, руководителям предприятий, рассматривающим возможность создания СЭЗ в Индии, следует изучить, как СЭЗ работают в Индии. Каждая СЭЗ индивидуальна. Прежде чем приступить к посещению объектов, многие руководители компаний проводят исследования выхода на рынок, оценивая объекты, ресурсы, налоговые льготы и расходы.
Что такое торговый протекционизм?
Меры и целенаправленные действия страны по контролю импорта при одновременном поощрении экспорта известны как торговый протекционизм. Это делается для того, чтобы поднять экономику страны выше всех остальных.
Тарифы, взимающие плату за импорт, являются наиболее распространенным протекционистским методом. В результате резко растут цены на импортные товары. Эта стратегия наиболее эффективна в странах с большим количеством импорта, таких как Соединенные Штаты.
Преимущества торгового протекционизма
Защищает новые отрасли в стране от внешней конкуренции:
Тарифы защищают страну от иностранной конкуренции, если она стремится развивать новую отрасль.
Временно создает рабочие места для домашней прислуги:
Тарифы, квоты и субсидии сохраняют способность местных компаний нанимать сотрудников внутри страны. Как только другие страны ответят взаимностью, создав протекционизм, это преимущество исчезнет.
Недостатки торгового протекционизма
Отечественные товары со временем ухудшатся по качеству и станут дороже, чем товары, произведенные конкурентами из других стран.
Работа передается на аутсорсинг по следующим причинам: Аутсорсинг работы является результатом потери конкурентоспособности США. Конкуренция сократилась, потому что США десятилетиями не инвестировали в образование. Особенно это касается высоких технологий, машиностроения и науки. Увеличение торговли увеличивает количество торговых площадок, на которых предприятия могут предлагать свои товары.
Проверьте свои знания
1. Что вы подразумеваете под глобализацией экономики? Выберите правильный вариант из этих:
а) расширение бизнеса за рубежом б) избавление от импортозамещения в) ограничение ограничений торговой политики
Что такое стратегия внутреннего взгляда?
В качестве средства для развития промышленного сектора Индии и торговли в целом правительство приняло политику замещения импорта, направленную внутрь страны, которая применялась ко всем основным секторам экономики. В соответствии с этой политикой импортные товары и услуги должны были быть заменены отечественной продукцией, чтобы защитить потребительские товары, произведенные в Индии, от международной конкуренции.
Эти два торговых барьера широко применялись для обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка –
Тарифы: для регулирования потока импортных товаров на них были наложены высокие тарифы. Это делает стоимость импортных товаров достаточно высокой и побуждает потребителей переключаться на товары и услуги отечественного производства.
Квоты: этот шаг значительно ограничил поток импорта, так как было разрешено ввозить только ограниченное количество товаров. Поскольку это ограничивало доступность и разнообразие иностранных товаров в Индии, местные производители нашли возможность удовлетворить неиспользованный спрос на растущие потребительские товары в стране.
В результате эти меры значительно ускорили как производство, так и продажу отечественной продукции.
Проверьте свои знания
1. Что из перечисленного облагается акцизом?
а) Экспорт b) Импорт c) Производство товаров d) Продажа товаров
Влияние стратегии импортозамещения
Вот некоторые из наиболее глубоких последствий стратегии внутренней торговли для отечественной промышленности.
Промышленный сектор внес значительный вклад в ВВП экономики. Например, в период с 1990 по 1991 год его вклад в экономику составил 24,6%, что было отмечено как резкое улучшение по сравнению с предыдущим вкладом в 11,8% в ВВП в период с 1950 по 1951 год.
хлопковый текстиль. Произошла значительная диверсификация промышленного сектора, был заметный рост мелких производств.
Защищенный рынок подстегнул спрос на товары отечественного производства, а также способствовал снижению валютных курсов.
В это время также процветали такие отрасли коренных народов, как автомобилестроение, электроника и т. д.
Значительный рост отмечен в государственном секторе. Такие отрасли, как оборона, железная дорога, телекоммуникации и авиаперевозки, заняли видное место и установили господство в стране.
Помимо пользы для государственного сектора в целом, импортозамещение имело и другие заметные преимущества. Однако экономисты утверждают, что индустриализация замещения импорта была ошибочной и не принесла пользы индийской экономике, как надеялись.
Проверьте свои знания
1. В какой из этих областей доминирует государственный сектор Индии?
а)Транспортная промышленность б)Производство стали в)Коммерческий банкинг г)Организованные финансовые учреждения.
Критика стратегии внутреннего взгляда
Следующие указатели подчеркивают, что последствия индустриализации замещения импорта были кратковременными и ошибочными.
Индийская экономика не претерпела какого-либо массового роста или устойчивого развития из-за импортозамещения в Индии.
Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке плохо отражалось как на производственных мощностях, так и на эффективности государственных и частных фирм.
Эта закрытая рыночная структура привела к росту неэффективных государственных монополий в стране.
Произошло массовое столкновение в промышленном секторе из-за разрешения Raj.
Из-за незначительной конкуренции на рынке производители перестали уделять большое внимание спросу и требованиям потребителей. Кроме того, качество продуктов и услуг в значительной степени ухудшилось.
Несколько государственных секторов понесли огромные убытки. Тем не менее, они продолжали работать, чтобы избежать проблем с их постоянным закрытием. Точно так же компетентным частным предприятиям было сложно войти и удержаться в такой репрессивной среде.
В заключение, индустриализация замещения импорта не оказалась полезной для укрепления экспортного сектора Индии. В результате в 1991 году была введена реформа внешнеторговой политики. Однако следует признать, что баланс между внутренней и международной торговлей является обязательным условием обеспечения устойчивого экономического роста и развития.
Обратитесь к кратким учебным материалам Vedantu, чтобы узнать больше о значении торговой политики, а также улучшить свои знания в отношении концепций, связанных с примерами импортозамещения. Кроме того, зарегистрировавшись на наши бесплатные онлайн-классы, вы сможете эффективно развеять свои сомнения. В свою очередь, это в значительной степени поможет вашей подготовке к экзамену.
Итак, чего же вы ждете? Скачайте приложение Веданту прямо сейчас!
AAS 11.3_F3_288-314.indd
%PDF-1.3 % 1 0 объект > /Метаданные 2 0 R /Страницы 3 0 Р /Тип /Каталог /PageLabels 4 0 R /OutputIntents [5 0 R] >> эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > ручей UUID:ae35106c-8402-4166-bf8a-d618fa48f167adobe:docid:indd:8d7a8b11-cf12-11e1-a286-a388209a820bproof:pdfeef62646-7a10-11e1-922d-d8a9909315c2adobe:docid:indd:09abbddb-5091-11e1-85b1-ffa8fe89b3de