Как стать руководителем проектов в IT / Habr
Привет, друзья!Так получается, что со мной периодически связываются мои знакомые и знакомые моих знакомых, которым меня порекомендовали, с примерно одним и тем же вопросом: «Как мне стать project manager’ом в IT, если до этого я работал(-а) на похожей позиции, но не в IT?».
Так как подобных запросов накопилось несколько штук за довольно короткое время, я решил написать об этом отдельную статью. Ну вы понимаете — я же ленивый, и теперь смогу сразу давать ссылку на этот текст, вместо очередного повторения уже несколько раз сформулированных ответов. Статья не претендует на универсальность — это только мой взгляд на ситуацию. В то же время скажу, что когда проводишь собеседования, нанимаешь и обучаешь project manager’ов — накапливается довольно много общих критериев, отвечающих на вопрос «А что же на самом деле должен знать и уметь IT project manager?», чтобы успешно работать в IT.
Кстати, знание английского языка в статье даже не обсуждается. Оно просто обязательно.
Поехали?
Как обычно выглядит запрос:
Алексей, добрый день! Меня зовут <…>. Мне посоветовал к Вам обратиться <…>. Нужен Ваш экспертный совет. Буду благодарна Вам за подсказку. Нашла тренинг для проектных менеджеров, который Вы читаете. Хотела бы спросить стоит ли проходить мне его. Кратко о моей ситуации: <…> хотела бы себя попробовать дальше развивать в проектном направлении, но уже в IT-сфере. Уже проходила несколько собеседований, но пока безуспешных (работодатели часто ссылаются на то, что нет опыта в IT). В связи с этим у меня возникла мысль о том, как заставить все-таки поезд тронуться. Буду очень благодарна за совет по поводу курсов. Возможно есть смысл посмотреть что-то смежное к менеджеру проекта, если нет шансов, чтобы взяли в IT-сферу на такую позицию? Буду благодарна за любую обратную связь.
Варианты обращений отличаются только предыдущим опытом работы в неких не-IT областях.
Что я могу посоветовать?
Сначала напугаю и сгущу тучи.
1. Действительно, почти всегда отказывают ровно потому, что для project manager’a в IT крайне важно разбираться не только в project management’e как таковом, но еще и в IT. Это требуется ровно для двух вещей: а) для нахождения общего языка с подчиненными (тестировщики, аналитики и разработчики, которые все айтишники) и соответственно понимания сути диалогов, спецификаций, проблем и прочего, и б) для нахождения общего языка с представителями заказчика, которые зачастую точно также имеют в основном айтишный background. Конечно, есть некоторые небольшие шансы убедить будущего работодателя, что понимания специфики IT-области не критично для данной позиции. Важно помнить, что эти шансы очень и очень небольшие. Все-таки наниматель лучше знает, что ему надо, и убедить его в другом — довольно сложно. Особенно работодателей в IT — они уж точно знают, какой именно сотрудник им нужен. В то же время, никто не запрещает пробовать убеждать. Вдруг получится?
2. В IT очень важным является понимание этапов разработки продуктов (SDLC — Software Development Life Cycle). Работая в НЕ-айтишных организациях это понимание полностью получить, увы, невозможно. Есть моменты специфичные для IT-отрасли. А раз project manager в IT отвечает за разработку продукта/кода/функционала к заданному сроку, с заданным качеством и в заданных рамках по качеству/функционалу, то ему обязательно понимать, как же достичь всего этого теми средствами, которыми он обычно располагает в IT-сфере. В других отраслях могут быть свои нюансы, отличающиеся от IT в ту или иную сторону.
3. Любые тренинги по управлению проектами «вообще», скорее всего не сильно помогут. Нужны тренинги по управлению проектами в IT. Поясню почему я так считаю: тренинги «вообще» не дадут понимания двух важных вещей: «айтишного технического языка» и «понимание этапов разработки именно в IT».
4. В любой IT компании, уже есть свои сотрудники, желающие стать руководителями. И эти сотрудники (разработчики, тестировщики, аналитики) — уже разбираются в IT (владеют тем же техническим языком, что и окружающие), а также знают SDLC. Более того, они знают заказчика, знают специфику компании и ее внутреннюю кухню (это не критичные пункты, но сравнивая с нулевыми знаниями внешнего кандидата — даже эти пункты могут перевесить). Таким образом получается, что внешний кандидат НЕ из IT-отрасли вынужден конкурировать как с внутренними кандидатами изнутри самой компании, так и с другими внешними кандидатами, тоже из IT-отрасли.
Итак, какие же параметры получились?
1. Владение техническим IT-шным языком. Понимание, к примеру, что вообще такое FTP, Signoff, Sprint, ASAP, Regression, XML, Database request, Deadline, FYI, Client-Server Architecture, Redline, Smoke Test, FTE, Release… Список можно продолжать бесконечно. Быть супер специалистом в некоторых упомянутых вещах — совсем не требуется. Требуется понимание сути, что это такое вообще, что за термины, что они обозначают, что за ними стоит, иначе бы будете как слепой в мире зрячих.
2. Знание SDLC (Software Development Life Cycle) — этапов разработки программных продуктов. И не просто знание, а понимание, почему именно такие этапы, почему именно в таком порядке, где и почему можно перескакивать с одного этапа на другой и можно ли двигаться по этим этапам в обратную сторону, и если да, то когда и при каких условиях.
3. Методологические навыки управления проектами и людьми (PM Hard Skills). Сюда входят знания методологий, принципов управления и процессов по областям. Таких как Agile, Scrum, Kanban, Waterfall, Communication management, Specification & Requirements management, Change management, Risk management, Reporting и т.п. Хорошая новость — всему этому так или иначе можно научиться на соответствующих тренингах, вебинарах и множестве доступных онлайн материалов.
4. Личностные навыки управления проектами и людьми (PM Soft Skills)
. Сюда входят Team & Client management skills, Ability to solve complex tasks, Presentation skills, Conflict management skills, Communication skills, Feedback skills, Ability to hear, listen & understand, Openness to other points of view, Ability to admit own mistakes and to correct them, Self-criticism, Leadership skills, Coaching/Mentoring skills, Ability to explain, Professional culture (quality of speech, emails, calls), Ability to make decisions and take responsibility for it, Pro-activity, Task management skills, Delegation skills, Execution control skills, Personal effectiveness, Time management skills. Вторая хорошая новость — всему этому тоже можно научиться на соответствующих тренингах.Составим сводную таблицу, в которой будут присутствовать три кандидата:
- внешний без знания IT-отрасли
- внешний со знанием IT-отрасли
- внутренний со знанием IT-отрасли и специфики компании
Таким образом, становится очевидным, в каких пунктах можно пытаться конкурировать.
Мое мнение, что без погружения в IT-среду невозможно овладеть IT-шным языком хотя бы на уровне понимания. Таким образом с первым пунктом конкурировать нет смысла. Вы (внешний не IT кандидат) тут гарантированно проиграете. Остальные три области — вполне поддаются конкуренции. Причем если вторая (знание SDLC) тоже требует погружения в среду для полного понимания, то хотя бы примерно разбираться в ней не работая в IT — научиться можно. Недостаток знаний SDLC можно компенсировать за счет знаний толкового технического-лида, архитектора да и вообще любого технически грамотного человека из вашей будущей команды. А вот чтобы найти с таким человеком общий язык и получить его помощь — нужны очень серьезные навыки в PM Soft Skills.
Остаются PM Hard Skills и PM Soft Skills — и это ровно те области, где не IT-кандидат может значительно переиграть кандидата из IT-отрасли. Почему я так считаю? Многие руководители из IT — выросли из разработчиков, аналитиков, тестировщиков. Да, среди них есть очень крутые специалисты. Многие такие кандидаты в менеджеры из IT отрасли — они в глубине души остаются теми же самыми программистами, аналитиками и тестировщиками. А это говорит о том, что как раз PM Hard и Soft Skills у них могут быть развиты слабее, чем у внешнего кандидата. Ведь обе эти области (PM Hard Skills и PM Soft Skills) не зависят от IT специфики. Их можно и нужно развивать независимо от области, где вы сейчас работаете.
В итоге, что получается? Какой может быть наша сводная табличка, чтобы у внешнего кандидата ранее не работавшего в IT появился шанс?
План действий, который может помочь (а может и не помочь). Но если совсем ничего не делать — не поможет гарантированно.
1. Поговорить с кем-то из ТОЛКОВЫХ знакомых айтишников (разработчиков, тестировщиков, аналитиков, а еще лучше тим-лидов или менеджеров) про SDLC. Дополнительно почитать об этом в Интернет. Возможно, стоит поговорить не раз и даже не два.
2. Попробовать выбрать роль ассистента project manager’a в IT, либо роль младшего PMO-специалиста (там важнее знание процессов управления, чем знание этапов и нюансов и терминов разработки). Попав на любую из этих ролей — необходимо будет уже изнутри изучать терминологию и специфику IT, если действительно есть сильное желание двигаться и развиваться именно в этой области.
3. Объяснить на собеседовании, что «Твои сильные стороны — это умение решать конфликты, навык работы со сложными ситуациями, успех в переговорах, знание английского языка. А технические пробелы в знаниях ты будешь закрывать за счет правильной коммуникации и помощи от технических специалистов, которые будут твоими подчиненными. Ведь работа с людьми — это твой конек». Примерно такими словами. Важно, чтобы это была действительно правда про сильные стороны, а не бравада для прохождения собеседования. Поверьте — любой толковый руководитель определит на собеседовании, если вы обманываете. И на этом все закончится. Но допустим вы получили работу — тогда необходимо срочно искать союзника среди технарей, который будет помогать полностью покрывать и регулярно объяснять техническую сторону работы, задач и возникающих сложностей.
Грубо говоря — вы + технарь союзник будете таким сборным менеджером о двух головах (может быть союзников потребуется больше одного). Многие нанимающие руководители (ваш будущий начальник) это понимают и могут не захотеть идти на это, ведь вы будете «отъедать» время технических специалистов, что уменьшит продуктивность команды в целом. Так что отсутствие у вас некоторых навыков и знаний будет на одной чаше весов, а на другой чаше — ваш будущий руководитель взвесит возможное уменьшение эффективности и продуктивности команды, куда вас планируют взять. И чем больше будет перевешивать чаша эффективности — тем меньше шансов, что вас возьмут. Учитывайте это.
Резюмируя. Чтобы конкурировать с ребятами, которые разбираются в IT и тоже стремятся стать project manager’ами — необходимо серьезно превосходить их в PM Soft Skills.
P.S.: оригинал этой статьи (и другие интересные материалы) можно прочесть в моем блоге: consultpm.com
P.P.S.: мне резонно заметили, что IT не ограничивается разработкой. Это верно. В таком случае второй пункт (знание SDLC) будет менее значим, либо совсем заменен на какой-то свой, специфичный именно для вашего направления.
Поделитесь этой статьей с друзьями.
Спасибо и успехов вам!
habr.com
особенности, характеристики, эффективность и примеры
ИТ проекты можно формулировать и реализовывать практически всегда и везде. Развитие информационной сферы уже достигло уровня, когда нет необходимости «фантазировать» что и как делать. Кроме того, если процессы информатизации на предприятии начались, то остановиться на достигнутом не будет возможности.
Чем лучше идут дела на предприятии, тем более сложные информационные задачи ему приходится ставить и решать. Вследствие множества факторов образуется естественная потребность решения сопутствующих ИТ задач.
Налаженная инфраструктура компании обуславливает потребность в защите: от вредоносного кода, от киберугроз, от кражи конфиденциальной информации, от поведения сотрудников, стремящихся нанести вред компании. Фактически, разработка ИТ проекта компании приводит к необходимости реализации других, смежных проектов, смысл которых четко определен, но вариант решения определяется конкретной ситуацией.
Сущность и объективность ИТ проекта
Принято считать, что бизнес или компания — это определенная инфраструктура. В первую очередь, это:
- производственное оборудование, компьютеры, сеть, сайты и подобные ресурсы;
- программное обеспечение;
- техническая и организационная документация;
- законодательство и собственные нормативные акты;
- сотрудники.
Вне зависимости от того, было ли создание предприятия сопряжено с разработкой собственного ИТ проекта или оценка ИТ проектов позволила выбрать уже созданный, дальнейшая работа будет формироваться по трем направлениям:
- разработка (развитие) программного обеспечения;
- внедрение информационных систем;
- проекты инфраструктурного и организационного характера.
Эти три направления определяют сложившееся представление о видах, на которые принято делить ИТ проекты. Это не слишком четкое определение, но большинство специалистов его придерживается.
Однако, руководители предприятий, специалисты и теоретики инфосферы объективно убеждены: без программно-аппаратного обеспечения нет ни бизнеса, ни государственного управления, ни эффективных социальных отношений.
Объективная действительность ещё до появления компьютерной техники четко определила: информация — это суть всего, что живет (существует) и развивается. От того, как это развитие отражено в реальном проекте зависит результат, для достижения которого он разработан.
Финансовая сторона проекта
Анализ и оценка ИТ проектов как исполненных (по факту затрат), так и подготавливаемых (по предполагаемым инвестициям) свидетельствуют о высокой стоимости, но не всегда адекватной отдаче от внедрения. Риски потратить значительные средства впустую очень велики.
Реальная экономическая эффективность от внедрения большинства ИТ проектов далеко не во всех случаях может быть подтверждена. Практика свидетельствует о большом проценте неудачных реализаций.
Действительно, любое проектирование в ИТ сфере требует участия квалифицированного труда, дорогостоящего оборудования, времени на понимание сферы применения и, главное, принципов её развития. Все сферы применения уникальны. Можно производить костюмы и обувь серийно, но человек, который заботится о своем здоровье и внешнем виде всегда выбирает личного мастера.
Руководитель ИТ проектов — важная часть любого проекта. Собственно, его команда тоже, но это менее критично. Результат работы команды — необязательно законченный «работающий» проект в реальности. Лучше, когда первым результатом будет понимание того, что именно нужно было сделать. Понимание «в развитии» всегда важнее статичного результата.
Практика показывает, спешить в ИТ сфере нельзя, а надеяться на моментальный успех не следует. Информационные технологии слишком быстро развиваются.
Чтобы рассчитывать на экономический успех, нужно ориентироваться на динамичные ИТ проекты, которые предполагают непрерывное развитие, а не конкретный статичный результат.
Области применения ИТ
Нельзя говорить, что ИТ проекты — это бухгалтерия, экономика и делопроизводство. Скорее — это три направления, в которых разработчики ещё будут долго идти к совершенству и что там за горизонтом ещё мало кому видно.
Все блистательные достижения в автоматизации бюрократического и финансово-учетного труда по сей день латаются тучками вспомогательных программ и экселевскими табличками, без возможности автоматического переноса данных из месяца в месяц.
При этом есть множество реальных сфер приложения труда разработчиков с чётко поставленной задачей и, трудно реализуемым, функционалом. Здесь нет необходимости думать, как сделать что-то динамично и красиво, а нужно просто делать практично и эффективно.
Пример 1. Пропускная система
Предприятию, у которого десяток филиалов в разных городах, сотни посетителей каждый день, тысячи поставщиков и контрагентов, нужна пропускная система.
В каждом обособленном подразделении существует свой пропускной режим и своё оборудование. Беда в том, что это оборудование представляет собой зверинец из пропускных систем разных поколений, а нормативный режим пропуска зависит от менталитета подразделения и времени его образования на предприятии.
Реализовать такой ИТ проект, который объединит всё пропускное хозяйство по всем обособленным подразделениям в единую систему, несложно. Вопрос времени, и высшее руководство будет всегда знать, кто и когда пришел на работу, а сотрудник может пройти со своим пропуском в любое подразделение в любом городе.
Пример 2. Периметр защиты инфраструктуры
Современная информационная сфера — это растущий мир угроз. Как бы это не казалось странным, но прогресс в ИТ сфере стал стабильно сопровождаться ростом количества и качества вредоносного кода и отрицательного поведения, особенно, «обиженных» сотрудников компаний.
Построить бастион защиты по всему периметру возможных негативных явлений весьма сложно. Противная сторона постоянно совершенствует механизмы и качество атак. Это не пропускная система предприятия, но всё же такие ИТ проекты чрезвычайно востребованы и жизненно важны для любой компании, особенно, для крупного бизнеса.
При формулировке такого рода задач риски ИТ проектов существенно ниже, если команда разработчиков берет за основу уже проверенные и реализованные идеи, а не разрабатывает «своё мнение» с самого начала.
В настоящее время существует множество проверенных решений по созданию качественной защиты, а что самое важное — все они обеспечивают накопление знаний и эвристических методов для распределённого применения на местах.
Фактически, сделав ставку на известное решение, компания может сделать свой ИТ проект как подключение собственной инфраструктуры к механизмам защиты, которые «сами по себе» развиваются соответственно росту угроз.
Пример 3. Веб-ресурсы: управление и представление
Сайты — это недавнее прошлое и представление о том, что сайт — это ресурс в интернете давно устарело. Сегодня веб-ресурс — это активная точка в локальной или глобальной сети, что не меняет его нового статуса — это элемент управления инфраструктурой компании или лицо компании для её клиентов, партнеров или просто посетителей.
Новое отношение к веб-ресурсам началось, когда идея обновлять страницу плавно трансформировалась в адекватную реакцию элементов страницы на действия посетителя, а HTML-код стал вторичным. На ведущие позиции вышли серверные языки, язык браузера и AJAX.
Веб-ресурс стал реально инструментальным средством, которое позволяет компании любого размера формировать управление своей деятельностью визуально, интуитивно понятно и абсолютно эквивалентно по всем удаленным офисам и по всем сотрудникам вне зависимости от того, как они оказались в инфраструктуре компании, через какое устройство, по какому праву доступа, через какого администратора или приложение.
Идеи такого рода крайне сложны в реализации, требуют высокой квалификации и объема компетенции от руководителя проекта и эффективность ИТ проекта здесь имеет наибольший риск потери инвестиций.
Пример 4. Модернизация действующего ПО
Эта грустная область ИТ проектирования. Удивительно, но по сей день жив и работает не только Clarion из далеких 80-х, Access времен расцвета Бейсика и FoxPro по всей линейке версий от 2.6 до Visual FoxPro 6.0 (хитрая лиса).
Проблема здесь не в том, что трудно переписать наследие прошлого на рельсы настоящего, а в том, что менталитет руководства компании и её пользователей часто очень трудно изменить.
Однако целесообразность проектирования в этой области не вызывает сомнений, просто приоритет в техническом задании на ИТ проект по модернизации нужно сделать на образовательный аспект. Технологически здесь никогда нет ничего сложного.
Программные продукты прошлых лет отличаются простотой, удивительной надежностью и безопасностью. Следует особо отметить, что старое не подвержено заражению вирусами и не реагирует на любые современные угрозы.
Особенность старого программного обеспечения в контексте защиты информации и коммуникаций компании следует выделять особо и стремиться в реализации её как-то адаптивно сохранить в новом виде.
Характеристики ИТ проектов
Цель, сфера применения, время исполнения и оснащенная команда важны как представление о том, что будет получено в результате реализации ИТ проекта.
Обширные теоретические исследования по действующим веб-ресурсам, форумам и знаниям экспертов в области ИТ проектирования, несомненно, имеют значение.
Но самыми важными характеристиками в любом ИТ проекте будет четкая постановка задачи, обязательство довести решение до работающего результата или убежденного решения о невозможности его достижения.
Путь от начала формулировки цели ИТ проекта до финального решения должен характеризоваться только тремя объективными обстоятельствами:
- компетентная команда выполняет свою работу строго по плану, уточняя его в процессе работы;
- заинтересованный заказчик платит команде своевременно и непрерывно контролирует процесс;
- ни одна из сторон не принимает во внимание никакие препятствия, ни временные, ни технологические: обе стороны совместно и взаимокорректно решают все рабочие проблемы.
Если реализация ИТ проекта характеризуется обозначенными обстоятельствами, проект не только будет доведен до блестящего экономического эффекта, но и откроет новые горизонты для разработчика и для заказчика.
Динамика и самоадаптация в ИТ проектировании
ИТ проекты, примеры решений, результаты внедрений — это не статика.
В частности веб-ресурс — это не сайт с фиксированным меню, функционалом и количеством страниц. Если это так, то результат будет краткосрочным и не перспективным.
ИТ проект — это динамика, даже в первом примере (пропускная система), когда нужно было унифицировать доступ сотрудников, партнеров и других лиц на территорию любого офиса компании в любом городе. Ничто не стоит на месте, особенно в сфере информационных технологий.
В контексте уверенной трансформации ИТ сферы в облачные технологии, в мобильные приложения и варианты распределенной работы с любых устройств, проблема самоадаптации всех решений становится крайне важной.
Идеально, когда веб-ресурс (программа, приложение) не проектируется, как это желает его владелец или видит его разработчик, а предлагается так, как это нужно клиенту (потребителю). Поставщик функционала предоставляет свои товары, услуги решения, но выбор, как и что делать — это выбор потребителя, веб-ресурс должен удовлетворять интересам каждого потребителя, так как он того желает.
При внимательном рассмотрении такой перенос центра тяжести — есть реализация объективного и эффективного правила: идеальное решение — не принимать никаких решений, но качественно предоставить возможность принимать решения другим, в данном случае, потребителям.
fb.ru
Как сделать масштабный проект в IT-сфере?
Уже сегодня крупнейшие компании автоматизируют рутинные процессы с помощью IT-технологий. Рассказываем о том, как создать масштабный проект в этом направлении.
- Если хотите расширить знания о нейросетях, обработке больших объемов данных, у нас есть большой материал с курсами, книгами и видеоуроками по Data Science.
- Вероятно, вы много слышали о биткоине, но вряд ли решились разобраться с тем, как работает алгоритм блокчейна. Наверстать упущенное можно изучив наш материал. Но прежде, стоит разобраться, когда лучше использовать данную технологию, а когда можно обойтись другими — об этом следующая статья.
- Всегда хотели разобраться в том, как работают алгоритмы шифрования данных? Предлагаем посмотреть обзор 6 книг по информационной безопасности.
- Напоследок пробегитесь по материалу о 12 потрясающих экспериментах и демках на WebVR.
Все процессы, приносящие пользу, требуют либо временных, либо материальных затрат. При использовании популярных интернет-ресурсов думайте о том, насколько эффективно устроена работа сервиса. Вполне возможно, что реализовать проект можно менее затратным способом: с помощью нейронок, машинного обучения, блокчейна или VR. Черпать идеи для проектов можно тут.
Важно, что если не получится реализовать полноценный проект с первой попытки, время не уйдёт впустую. Каждая последующая разработка будет лучше за счёт приобретённого опыта.
Если у вас уже разработан прототип, стоит податься в акселератор. Почему это лучший этап? Вот несколько причин:
- вы получаете обратную связь от экспертов, полный анализ вашего проекта;
- работа с лидерами открывает возможность внедрения технологий в инфраструктуру крупнейших компаний;
- полезные знакомства, нетворкинг, способствуют развитию проекта и повышают ценность членов команды на рынке.
Финтех-акселератор банка ВТБ ищет развивающиеся технологические проекты, решения которых могут быть внедрены в компании группы ВТБ.
Если вам есть что предложить, акселератор поможет выйти на новую ступень развития и поспособствует полноценной реализации идеи.
Подать заявку
proglib.io
Менеджмент ИТ-проекта / Habr
Менеджмент, как техпроцесс, является основным и неотъемлемым фактором развития проектов. В подавляющем большинстве случаев для стартапов нанять опытного менеджера представляется сложным — услуги достойного специалиста стоят недешево, да и доверять на раннем этапе постороннему лицу участникам стартапа будет сложно. Поэтому менеджментом занимаются, как правило, сами участники проекта.На хабре есть много тем по специфичным аспектам менеджмента проектов. Но именно основы менеджмента до сих пор не были освещены.
Попробуем закрыть этот пробел.
Кратко обозначены, выделены и пояснены основные, наиболее важные моменты.
UPD. Пост про менеджмент, а не про менеджеров.
- Чем управлять
- Основной процесс менеджмента
- Нет делегирования? И это хорошо
- Малая боевая диверсионная группа
- Системный анализ
- Divide et Empera
- Логгирование
- Оценка множественных и неявных факторов
- Время, как основной фактор
- Два в одном
Менеджмент — это управление. В нашем случае, управление проектом.
Понятно, что управление проектом — это работа над его составляющими.
Менеджер работает с процессами. Процессы являются составной частью проектов.
Процесс может быть разовым или непрерывным, но он в любом случае итеративен. Это означает, что у каждого процесса есть циклические свойства — он легко может быть повторен, и даже для начала нового процесса возможно применять наработанный опыт — академические методики, личный опыт, опыт коллег и так далее.
- До начала процесса необходимо формализовать исходные данные и выделить цели.
- Этап анализа является опциональным. Он проводится, в зависимости от масштабов и цены процесса. Если процесс дорогой — все исходные данные подвергаются детализации, информация дополняется схемами и резюме.
- На этапе планирования выбираются методы решения задачи, определяется, как именно будет осуществляться процесс.
- Для обеспечения корректности приемки еще на этапе планирования составляется чеклист — список критериев, который однозначно дает понять, что проект завершен.
- Естественно, исполнителю должна быть доступен максимальный объем информации, связанный с процессом, в котором он участвует — исходные данные, цели и требования в чеклисте.
- Если процесс не является непрерывным — по достижению целей он может быть завершен.
- При повторном выполнении процесса к исходным данным добавляются результаты предыдущей итерации.
Один из самых популярных и в тоже время противоречивых методов традиционного менеджмента — делегирование. Есть куча академической информации о том, как, кому и когда поручать задания.
В условиях стартапа, как правило, делегирование в общем понимании недоступно. Слишком мало денег, слишком мало людей.
Непосредственных участников у новорожденного проекта, как правило, мало. Нанимать экспертов со стороны — дорого, да и к тому же чревато утечкой информации и дополнительными временными затратами.
Поэтому, для обеспечения эффективности менеджмента (удачного управления проектом) целесообразно уделять большее внимание другим доступным методикам:
— системный анализ;
— интерактивный контроль;
— управление рисками.
На самом деле работа в условиях ограниченных ресурсов является более эффективной.
1. Избыточные ресурсы расхолаживают
2. В малой группе короче и эффективнее коммуникации
3. Малую группу легче настроить на цель
4. В малой группе эффективнее контролируются процессы
5. В малой группе проще охранять коммерческую тайну
Сильные корпорации, такие как Google, используют метод малых групп для решения практически всех ключевых задач. Выделяется коллектив заинтересованных специалистов, который работает над проектом. Как показывает опыт, задачи решаются, и проекты «выстреливают».
Не надо стесняться малого размера вашей команды. Вообще, никаких комплексов! Только энтузиазм, только объективизм.
Благодаря методу системного анализа малые рабочие группы решают сложнейшие задачи. Причем делают это быстро и дешево.
Я не призываю вас создавать тонны трудночитаемой документации. Но использование даже некоторых основных методик даст вашему проекту жизнь. Вот эти методики:
— разделение задач на подзадачи;
— выделение субпроектов;
— запись (логгирование) всего.
Цели системного анализа таковы:
— получение прозрачного и очевидного представления всех деталей проекта;
— выявление потенциально узких мест;
— выявление скрытых факторов, прежде всего затрат;
— согласование тактического и стратегического видения между всеми участниками проекта.
«Разделяй и влавствуй», завещали нам древние правители. И по сей день эта методика управления проектами оказывается одной из самых эффективных.
Методику разделения задач на подзадачи можно применять как для разработки рабочего плана, так и для анализа других аспектов и ситуаций.
Для каждого аналитического элемента, для каждого фактора и подзадачи формализуются три вопроса: цель, объекты и методы. Оценивается масштаб, важность и сложность задачи. Если задача является сложной, масштабной или критичной — она делится на подзадачи или выделяется в отдельный проект.
Простой является та задача, которая содержит очевидно мало деталей. Отсюда легко получить обратный тезис — любая задача, не признанная простой, должна быть признана сложной, и подвергнутся разделению.
Совершенно нормально, когда в результате разработки плана действий содержание проекта пересматривается.
Записывать имеет смысл все и всегда. В текстовом редакторе, в еверноте или в специализированном ПО — не важно. Главное — записывать, и регулярно осведомляться о том, что с записями осведомлены все ключевые участники проекта.
Все подряд записывал не только Сталин, но и все продвинувшиеся ученые, предприниматели и подвижники.
Дана Скалли подробно записывала на диктофон процесс вскрытия инопланетян, и заметки по расследованиям. Если вам в какой-то момент станет скучно писать — вспомните ее.
При оценке рисков, а также выборе стратегических и тактических решений нужно оценивать неизвестные, неявные или сложные (многокомпонентные) факторы.
В рамках низкобюджетного стартапа сложно, и зачастую просто бессмысленно проводить экспертизы. Для принятия решений есть достаточно эффективные низкозатратные методики.
Одним из таких приемов является применение оценок-весов.
Составляется таблица. По горизонтали — варианты решения, включая гипотетические. По вертикали — факторы. В ячейках проставляются субъективные оценки — степень влияния факторов на эффективность рассматриваемого решения.
Использовать результаты можно по разному, суммируя баллы в различных направлениях и по разному принципу, находить среднее и т. д. Таким образом можно оценивать как методологии, так и варианты выбора в самых различных ситуациях.
Еще этот способ является одним из средств разрешения разногласий между участниками проекта. Спорные варианты решения проблемного вопроса скрупулезно детализируются, из полученных тезисов и вопросов составляется анкета, и каждый из участников заполняет свой вариант. Лидирующий вариант выявить несложно, и участники скорее всего согласятся с целесообразностью его выбора.
Называя что-то «дорогим», программист подразумевает затраты ресурсов машины или сети. Аналогично, менеджер ИТ-проекта имеет в виду время. Буквально — время является основным измерением, для которого можно применять оценки вида «дорого» или «приемлемо».
Если ваш проект требует софта на десятки тысяч долларов, или это игровой проект, где нужно оплачивать тысячи работ дизайнеров — это не столь страшно. В рамках анализа инвестиционного проекта эти затраты могут быть оценены, и адекватно сопоставлены с прибылью.
Но самой дорогой тратой, и одной из самых серьезных неприятностей, которые могут случиться с проектом, будет затягивание времени.
Подробно этот вопрос раскрыл в посте про управление рисками.
Везде и всегда имеет менеджеру проекта смысл искать пути и способы экономии времени. Для этого послужит и оценка приоритетов, и более глубокий анализ с целью поиска узких мест и фактической минимизации трудозатрат, планирование и контроль работ на разных уровнях и другие действия.
Хорошими способами управления и оптимизацией временных затрат является поэтапность, и возможно более скорое открытие проекта в меньшем масштабе, с прицелом на дальнейшее развитие. На самом деле, практически в любом плане часть действий можно перенести из подготовительных в боевые, или под другим предлогом — просто отложить. Чтобы сэкономить самое дорогое — время.
Подготовительные мероприятия и проект в рабочем режиме — это два разных проекта!
Естественно, работать с ними имеет смысл по отдельности. Естественно, сначала имеет смысл спроектировать второй, и только потом — первый. В подавляющем большинстве стартапов совершаются лишние действия, лишние траты. А их не так уж сложно уменьшить — если сначала сосредоточиться на вопросе «что мы хотим иметь», и только потом — «как мы это хотим получить».
Пока проекта нет — все действия до рентабельности относятся к первой части. Когда проект работает — все действия относятся ко второй. Естественно, при этом работают разные механизмы, совершенно разная специфика, поэтому и работать с этими этапами нужно по разному.
Маркетинг и бизнес-модель, безусловно, относятся ко второй части. Туда же можно отнести большую часть итеративных затрат (в том числе реклама и техническое обеспечение).
Пакет действий, необходимый от нуля до открытия проекта — в первую часть.
Кстати, легко отличить опытного ИТ-предпринимателя от дилетанта. Эксперты в банках и инвестиционных фондах часто пользуются в том числе и этим методом.
Опытный как правило не допускает пробелов в представлении, и имеет четкое видение уже работающего проекта. Описание бизнес-модели у него никак не может ограничиваться одним-двумя предложениями, потому что ему уже известны масса деталей его и конкурентных проектов, а также специфика отрасли.
Неопытные всегда акцентируют внимание на действиях, связанных с открытием проекта, но имеют пространное представление о дальнейшем развитии проекта и нормальном режиме его работы.
Например, вот некоторые из различий в предметной сфере, показывающие разницу между проектами-этапами:
Подготовительные работы | Основной процесс |
Покупка ПО или программирование | Поддержка технического обеспечения |
Дизайн | Бизнес-модель, план доходов и план расходов |
Исследования, первое планирование маркетинга и рекламы | Маркетинг и выполнение плана рекламы |
Определение состава специалистов | ФОТ |
Оба процесса имеют итеративные признаки и общие объективные черты, но в то же время имеют массу различий.
Эксперта, мнение которого возможно будет учитывать инвестор, будет интересовать следующее.
- Раздельные оценки затрат для двух этапов
- Раздельные временные оценки (время до получения прототипа, альфы, беты, открытие, время до рентабельности)
- Оценка бизнес-модели и ее детальных параметров
- Оценка затрат на маркетинг и рекламу до открытия проекта и в процессе
Календарный план-график обычно составляется по кварталам.
В процессе бизнес-планирования имеет смысл попытаться спрогнозировать развитие проекта хотя бы на 1-2 года вперед. Но это уже другая тема.
Может быть что-то упустил? Дайте знать — напишу в следующих темах.
Спасибо за внимание и удачи вам!
habr.com
41 Проектное управление в сфере ИТ. Виды проектов разработки и внедрения ИС. Команда ИТ проекта
Скачать ZIP архив | Скачать RAR архив
Проектный подоход к организации достижения целей позволяет:
— выделять конкретные, значимые для компании, цели;
— определять потребности и эффективно планировать выделение финансовых, человеческих и материальных ресурсов для достижения целей;
— организовывать эффективное взаимодействие исполнителей проекта;
— осуществлять оперативный контроль за достижением целей;
— выявлять негативные тенденции и своевременно принимать управленческие решения по их устранению;
— повысить ответственность руводителей и исполнителей за достижение конечных целей.
Для более эффективного достижения целей компании создается система управления проектами.
Систему управления проектами удобно рассматривать в трех аспектах:
1) организационный — организационная структура управления проектами, специально создания для эффективного управления проектами, офис проекта, коммуникации, коанда проекта, взаимосвязи между участниками поекта;
2) методологический — стандартны качества управления проектами, уровни зрелости процессов управления проектамИ, формализованный набор процедур, обеспечивающий процессы управления проектами, нормативно-регламентная база документов, обеспечивающая статус системы управления проектами;
3) технический — инструментальные и программные средства поддержки процессов управления и реализации проектов, рабочие места членов команды проекта, технологические инструкции.
— выделения и формализации специальных процедур управления ИТ-проектами, в рамках которых будут производиться согласование и корректировка целей и результатов проектов, управление проектами, управление бюджетами проектов.
— разработка стандартов управления ИТ-проектами на предприятии.
В первую очередь автоматизируются следующие основные области деятельности по управлению ИТ-проектами:
— собственно управление ИТ-проектами, которое в узком смысле обычно понимается как календарно-ресурсное планирование;
— формирование и ведение бюджета проекта;
— управление документами как управленческими, так и являющимися результатами выполнения проеата;
— управление деловыми процессами в проектах, включая процессы согласования документов.
Виды проектов в разработке и внедрении ИС
По объекту проектирования ИТ-проекты можно разделить на три группы:
— проекты по развитию ИТ-инфраструктуры
— проекты, связанные с бизнес-приложениями — внедрение новой (замена существующей) ИС (бизнес-приложения)
— организационные проекты — разработка ИТ-стратегии
Построение на базе СКЬ
Проекты разработки ИС
В связи с этим ИТ-проекты разработки можно разделить на следющие группы:
1) Проекты по проектированию информационных систем.
2) Проекты по разарботке программного обеспечения.
3) Проекты модификации информационных систем.
4) Комплексные проекты.
Проектирование информационных систем, в результате получаем пакет документов из:
1 Первначальный анализ требований к системе.
2 Создание функциональной спецификации
3 Разработка технического задания.
Разработка программного обеспечения.
Разработку ПО можно разбить на четыре основных этапа:
1 Планирование разработки.
2 Разработка функциональности.
3 Проверка качества (тестирование).
4 Введение в эксплуатацию.
Модификация информационных систем
Модификация ИС — это изменение и улучшение уже существующего решения.
1 Оценка существующего решения.
2 Составление технического задания на модернизацию.
3 Планирование модернизации.
4 Модернизация.
5 Тестирование.
6 Внедрение модернизованного продукта.
Комплексные проекты по разработке информационных систем.
В зависимости от способа реализации все проекты по разработке ИС могут быть разделены на:
1) проекты собственной разработки
2) аутсорсинговые проекты
Проекты внедрения ИС
Основные этапы внедрения ИС:
1 инициализация проекта
2 анализ существующих бизнес-процессов
3 проектирвоание системы
4 реализация
5 подготовка к эксплуатации
6 поддержка эксплуатации
Проекты внедрения могут реализовываться за счет внедрения продуктов собственной разработки или продуктов сторонних производителей.
При внедрении программных продуктов сторонних производителей ИТ-проект может иметь следующие этапы:
1 формирование бизнес-требований к программному решению
2 подбор программного обеспечения под задачи заказчика
3 формирование функциональных требований к прог.продукту (ТЗ)
4 настройка и конфигурировани епрограммного решения
5 обучение сотрудников заказчика
6 сопровождение и поддержка программного продукта.
Команда проекта и ее состав: Во-первых: это группа специалистов выделенных для выполнения проекта, т.е. команда проекта, осуществляющая работы по проетку на протяжении всего жизненного цикла. Во-вторых: в рамках организации существуют группы, которые прямо или косвенно связаны с проектом. Это прежде всего высшее руководство, которому подотчетен менджер проекта.
Руководитель проекта нужен во всех проетках.
Ведущий представитль — посредник между сообществом пользователей и аналитиками организации разарботчика. доносит нужды пользователей до аналитиков. работает в тесном взаимодействии с аналитиком организации разработчика.
Аналитик отвечает за перевод пожеланий пользователей в конкретные требования, пригодные для реализации, тестирования и документирования в процессе разработки.
Архитектор проекта обычно требуется, когда проект достаточно большой и возникает необходимость в привлечении нескольких компаний разработчиков, каждая из которых разрабатывает отедельную часть системы.
Архитектор определяет и разрабатывает основание всей будущей системы и неудачное решение может привести к провалу проекта. Архитектура — это область повышенного риска и последствия неудачи здесь очень значительны.
Технический лидер — самый опытный разработчик в команде.
Руководитель ИТ-подразделения отвечает за поддержку и работу продукта, разработанного в проекта…
Специалист по заключению контрактов работает со всеми контрактами по проекту, в его компетенцию входит управление проектом с точки зрения бизнеса.
Проектные команды
Заказчик:
1 Руководитель проекта
2 Внутренний лидер ; Архитектор проекта
3 Руководители ИТ-подразделения ; Ведущий представитель пользователей
4 Специалист по заключению контрактов
Разработчик:
1 Руководитель проекта
2 Технический лидер группы ; Архитектор
3 Аналитик требований ; Разработчик
4 Управление конфигурацией ; Тестировщик
5 Специалист по инструментальным средствам
Методология Microsoft Solutions Framework (MSF) предлагает модель проектной группы, состоящую из шести ролевых кластеров:
1 управление продуктом
2 управление программой
3 разработка
4 тестирование
5 удовлетворение потребителя
6 управление выпуском
6 ролевых кластеров в модели определяют направления деятельности и цели. Обычно выделение как минимум одного человека на каждый ролевой кластер обеспечивает полноценное внимание к интересам каждой из ролей. Но в небольших проектамх часто приходится объединять роли.
konyakov.ru
Самые перспективные IT-специальности в 2019 году
К 2022 году, по прогнозам Всемирного экономического форума, могут исчезнуть более 75 миллионов рабочих мест. Через 3 года сложнее будет найти работу банковским специалистам, бухгалтерам и другим офисным сотрудникам, обязанности которых можно автоматизировать. В это же время компаниям потребуется больше кадров, чьи компетенции связаны с новыми технологиями. Адаптироваться к меняющемуcя рынку труда нужно уже сегодня, особенно тем, кто только выбирает будущую профессию.
Построить успешную карьеру проще в сфере, которая сама интенсивно развивается. По этой причине многие выбирают IT. Чтобы попасть в эту индустрию, не обязательно учиться именно программированию. Сегодня белорусские IT-компании постепенно переходят от аутсорсной модели бизнеса к сервисной или продуктовой, где нужны специалисты разного профиля. Сервисные компании создают технологические решения для различных организаций-заказчиков, отдавая приоритет более сложным и долгосрочным проектам. При такой модели компания сама отвечает за весь процесс разработки, предлагая комплексные услуги, включая бизнес-анализ, менеджмент проектов, консалтинг. Все эти направления открыты для специалистов без технического образования.
Для тех, кто хотел бы работать с информационными технологиями, мы подготовили список самых перспективных направлений в IT на ближайшие годы.
Интернет вещей (Internet of Things)
Около 20 лет назад впервые появилась концепция интернета вещей (IoT), которая предполагала, что все объекты аналогового и цифрового миров могут быть связаны друг с другом через интернет. Сегодня к IoT относятся системы «умных» домов и городов, одежда, считывающая биоритмы, беспилотные автомобили и многие другие инновации. К 2020 году во всем мире количество IoT-девайсов превысит 30 миллиардов, а в 2025 цифра возрастет до 75 миллиардов. Чтобы оправдать эти амбициозные прогнозы, IT-индустрии потребуется намного больше программистов, способных создавать IoT-решения.
IoT представляет собой ряд взаимосвязанных компонентов: устройства («вещи») или датчики, которые собирают данные, сети для передачи информации, облачные сервисы и приложения для пользователей. Мозг всей этой системы находится на серверах, которые обрабатывают данные и отправляют команды на устройства. Например, датчики в «умном доме» определяют температуру в комнате, отправляют данные в облако, где происходит анализ. Если температура высокая, то автоматически включится кондиционер.
Программисты могут разрабатывать софт для облачного сервиса или приложения, через которые пользователи будут управлять IoT-системой. Для этого разработчики используют те же языки и инструменты, что и для мобильной или веб-разработки. Например, для создания серверной части (где выполняются все необходимые вычисления) программисты используют языки Java, PHP, Python и .NET (C#).
IoT разработчикам нужен комплекс знаний на пересечении различных сфер – важно разбираться не только в софте, но и в электронике. Хорошей базой для будущей карьеры в разработке IoT будут способности к математике и физике.
Где учиться
Пока в белорусских вузах нет отдельных программ, посвященных разработке IoT-решений. Тем не менее, необходимые технические знания можно получить в БГУ на механико-математическом факультете, в БГУИР – на факультете компьютерных систем и сетей и в БНТУ – на факультете информационных технологий и робототехники.
Большие данные (Big Data)
К 2020 году, по расчётам консалтинговой компании IDC, объем всех цифровых данных в мире вырастет до 44 триллионов гигабайт. Вся эта информация была бы просто хаосом разрозненных данных, если бы мы не научились их хранить и обрабатывать. Этим занимаются специалисты по big data. Сейчас спрос на кадры в этой сфере интенсивно растет в США, но эта тенденция актуальна и для Беларуси.
Технологии big data позволяют хранить, обрабатывать и анализировать постоянно увеличивающийся объем данных. В этом направлении есть целый ряд популярных профессий: аналитик данных, архитектор данных, инженер данных, менеджер баз данных. А самая высокооплачиваемая специальность – data scientist, или исследователь данных. Его задача – найти в потоке информации скрытые закономерности. Для этого исследователь готовит набор данных, на основе которого обучает алгоритм машинного обучения или нейронную сеть. Обученный алгоритм в дальнейшем может самостоятельно решать различные задачи: в торговле – моделировать спрос на товары, в медицине – прогнозировать реакцию пациента на определенное лекарство.
Исследователь данных – это ученый, математик и программист в одном лице. Для работы нужно отлично знать математический анализ, методы статистики. Основной язык программирования в этой сфере – Python, в котором есть различные библиотеки для обработки данных и машинного обучения.
Математика и программирование для исследователя данных – это основные рабочие инструменты, но еще для успешной карьеры важно иметь научное мышление. Этот специалист, как и любой ученый, строит гипотезы и проводит длительные эксперименты. Исследователь данных может работать с проектами для различных сфер, от логистики до генетики, поэтому ему всегда нужно быть открытым к изучению нового.
Где учиться
Чтобы реализоваться как data scientist, лучше всего получить высшее образование по математической специальности. Программирование и основы машинного обучения можно параллельно изучать самостоятельно или на курсах. В Минске студенты и выпускники математических специальностей могут поступить в филиал Школы анализа данных (ШАД), где можно бесплатно пройти программу для data scientist. Курсы читают сотрудники факультета прикладной математики и информатики БГУ и минского офиса Яндекса.
Информационная безопасность
Сегодня все больше громких преступлений связано с кибератаками. Один из последних случаев – кража персональных данных (включая сведения о паспортах и кредитных картах) 500 миллионов гостей сети отелей Marriot. Оказалось, что внутренняя информация компании была доступна хакерам еще с 2014 года. А в США завершилось расследование по делу кредитного бюро Equifax – в 2017 году мошенники похитили данные 148 миллионов клиентов компании. Последствия хакерских взломов становятся масштабнее, поэтому растет спрос на профессионалов, которые обеспечивают информационную безопасность. Даже сейчас таких специалистов не хватает, а к 2022 году дефицит кадров в мире может увеличиться до 1,8 миллиона человек.
Сегодня практически любая организация нуждается в защите информации. Даже без хакерских атак есть много рисков потерять важные данные, например, из-за обычной человеческой ошибки. Основная задача специалиста в сфере информационной безопасности – предупредить возможные проблемы, а не справляться с их последствиями. Для этого они анализируют риски и угрозы безопасности, а также создают и управляют системами защиты от вирусных атак и взломов.
Вместе с командой разработчиков инженер по информационной безопасности может участвовать в создании нового софта. Например, при разработке приложения он может продумывать способы защиты передаваемых данных, а для этого важно разбираться в методах криптографии. Помимо технических аспектов, важно понимать юридические основы защиты информации, отраслевые и корпоративные стандарты кибербезопасности.
Еще одно направление, в котором может работать специалист по информационной безопасности, – пентестинг (от англ. penetration testing – тестирование на проникновение). Пентестеров называют этичными или «белыми» хакерами. Они инсценируют действия киберпреступников, проникают в систему, чтобы выявить слабые места в информационной защите. Пентестер не только находит все бреши, через которые можно получить несанкционированный доступ к данным, но и дает рекомендации, как их можно устранить.
Где учиться
Чтобы работать в сфере информационной безопасности, нужно получить высшее техническое образование. Специальности, напрямую связанные с защитой информации, есть в БГУ – «компьютерная безопасность», а также в БГУИР – «защита информации в телекоммуникациях» и «техническое обеспечение безопасности».
Автоматизированное тестирование
Два года назад Nissan отозвал более 3 миллионов автомобилей из-за программной ошибки в работе сенсоров, которые активировали подушки безопасности. Прежде чем машины вернули на доработку, из-за сбоя в системе пострадали три человека. Сегодня неполадки в софте могут привести к самым неожиданным последствиям. Важно убедиться в качестве программы до того, как она попадет к пользователям, поэтому компании стараются проводить тщательное тестирование. Однако разработка программных продуктов ускоряется, новые функции добавляются быстрее, и на тестирование остается меньше времени. В таких условиях ручное тестирование становится менее эффективным, поэтому чаще используют автоматизацию. В Беларуси QA-специалисты со знанием автоматизации (QA automation engineer, или тест-инженеры) в среднем зарабатывают в два раза больше, чем обычные тестировщики.
Автоматизация объединила тестирование и программирование. Тест-инженеры не выполняют тесты вручную, а пишут скрипты, которые запускают необходимую проверку и сопоставляют полученный результат с ожидаемым. Также специалисты могут проектировать фреймворки для автоматизации, которые ускоряют написание тестов. Для работы тестировщики должны знать один из языков программирования (например, Python или Java) и инструменты для автоматизированного тестирования (Selenium, Appium, JMeter и др.).
Автоматизация позволяет оптимизировать многие рутинные обязанности мануальных тестировщиков, которым раньше приходилось часто повторять одни и те же тесты. В итоге специалист посвящает время более интересным задачам, например, анализу результатов тестов. Для автоматизаторов важны те же личные качества, что и для обычного тестировщика, – развитая логика, критическое мышление, внимательность.
Где учиться
Чтобы заниматься автоматизированным тестированием необязательно получать техническое образование – можно пойти на курсы. Но если вы только собираетесь поступать в вуз и хотели бы в дальнейшем работать тест-инженером, то лучше выбрать специальность, связанную с программированием. Один из таких вариантов – изучать программное обеспечение информационных технологий в БГУИР.
DevOps
В 2018 году в топе лучших технических специальностей США оказался DevOps-инженер. Впервые о DevOps заговорили около 10 лет назад как о новой концепции в индустрии разработки программного обеспечения. Его суть – тесное взаимодействие разработчиков и других технических специалистов в команде, чтобы они могли быстрее и качественнее проводить релизы программного обеспечения. В американском IT это настоящий тренд, которому следуют Netflix, Amazon, Facebook. Сейчас все больше вакансий DevOps-специалистов появляется и в белорусских компаниях.
При DevOps подходе к разработке сразу подключаются все специалисты, от тестировщиков до системных администраторов. Весь процесс работы максимально автоматизируется: программисты пишут код по частям, которые затем тестируются и интегрируются в программу. Так результат проще отслеживать, а при необходимости можно быстрее внести изменения. DevOps помогает избежать ошибок, которые при другом подходе выявили бы лишь на этапе тестирования или эксплуатации.
За реализацию этого принципа на практике отвечает DevOps-инженер. Основные обязанности специалиста связаны с развертыванием программного продукта на рабочих компьютерах, поэтому особенно хорошо специалист должен разбираться в операционных системах и облачных сервисах. Чтобы автоматически управлять конфигурацией операционных систем и программ, установленных на нескольких машинах, используются специальные инструменты, например, Chef, Puppet, Ansible, Kubernetes, GoCD.
Где учиться
Начать карьеру в DevOps без опыта в IT сложно – нужно хорошо понимать весь цикл разработки программного обеспечения, включая последующую техническую поддержку. В DevOps чаще всего переходят специалисты из системного администрирования. Получить подходящее образование можно в БГУИР, выбрав специальность «вычислительные машины, системы и сети», где готовят IT-инженеров со знанием и программного обеспечения, и сетевых технологий.
Бизнес-анализ
Большинство белорусских IT-компаний ориентированы на зарубежных заказчиков. Среди клиентов – разные сферы бизнеса, от промышленности до ритейла. Заказчики не обязаны разбираться в технологиях, а разработчики – в бизнесе. Как им оперативно понять друг друга? Посредником между заказчиком и технической командой становится бизнес-аналитик.
Аналитик общается с клиентом, выслушивает его пожелания, выясняет, с какими проблемами в бизнес-процессах нужно справиться. На основе этой информации специалист рекомендует оптимальное технологическое решение. Затем задача усложняется – нужно понять все нюансы: какой функционал должен быть у программы, кто будет ей пользоваться и на каких устройствах. В итоге бизнес-аналитик формирует требования к продукту (или техническое задание), которые будут выполнять разработчики уже с помощью технологий.
В бизнес-анализе есть свои методы работы, один из которых – графическое моделирование бизнес-процессов. Это поэтапное описание деятельности сотрудников организации, которое требуется для выполнения рабочих задач. Например, аналитик должен понимать, как отдел продаж взаимодействует с клиентами, чтобы помочь бизнесу автоматизировать этот процесс. Для моделирование применяют специальные условные системы обозначений, например, BPMN и UML.
Сложность работы бизнес-аналитика в том, что он должен учитывать интересы и заказчика, и технической команды. С клиентом нужно говорить на языке бизнеса, а с руководителем команды разработки – переходить на IT-терминологию. Чтобы интерпретировать бизнес-требования в технические, нужно понимать, как происходит процесс разработки. Но ключевой набор компетенций бизнес-аналитика – это понимание бизнес-процессов, быстрое изучение новых сфер и искусство вести коммуникацию с разными людьми.
Где учиться
Для работы бизнес-аналитиком в IT-компании не имеет значения, по какой специальности вы получили высшее образование. Часто в это направление переходят специалисты, у которых уже есть опыт работы в другой сфере (банковский сектор, ритейл и т.д.). Знание специфики какой-либо предметной области в IT тоже пригодится – будет проще разобраться в бизнесе заказчика. Специфику работы аналитиком в IT помогут освоить на профильных курсах. Например, такая программа есть в образовательном центре ПВТ.
IT-консалтинг
Во многих странах мира компании увеличивают расходы на IT – в 2019 году затраты могут составить около 3,8 триллионов долларов. Информационные технологии применяются в каждой отрасли, но самостоятельно бизнесу сложно ориентироваться в изобилии технологических возможностей – и компании обращаются за IT-консалтингом.
IT-консультант помогает улучшать бизнес-процессы с помощью технологий. Такой специалист может планировать стратегию цифровой трансформации компании или продумывать интеграцию определенного технологического решения в бизнес.
Заказчик обращается к консультанту с какой-либо проблемой. Например, владелец интернет-магазина хотел бы повысить эффективность своего бизнеса с помощью технологий, но он не знает, как именно это сделать. Консультант может проанализировать сайт компании, мобильные приложения для покупателей и в целом IT-инфраструктуру клиента. Возможно, специалист посоветует перенести интернет-магазин с одной программной платформы на другую, более эффективную. Кстати, экспертные знания платформенных решений для бизнеса (Salesforce, Magento, SharePoint, ServiceNow и др.) сегодня очень востребованы. IT-консультант всегда должен думать наперед – предугадывать вероятность проблем в бизнесе заказчика. Например, в перспективе у интернет-магазина появится больше клиентов, поэтому нужно предусмотреть возможность масштабирования базы данных.
Сложно ответить, в чем консультант должен разбираться лучше: в бизнес-процесcах или IT. Чтобы специалист был силен в обеих сферах, лучше сразу выбрать определенные технологии и отрасли. Можно специализироваться на IT-решениях для медицины или заниматься CRM-системами. В любом случае консультант всегда должен рассуждать с точки зрения своего клиента и потребностей бизнеса.
Где учиться
Консультантами в IT чаще всего становятся технические специалисты, у которых есть опыт работы над различными решениями для бизнеса. Однако и без технического образования можно заниматься консалтингом, но тогда вашим преимуществом должны быть глубокие знания бизнес-процессов, понимание потребностей заказчика (возможно, в определенной сфере бизнеса). Тогда основы IT-технологий можно изучить самостоятельно. Также в консалтинг можно перейти из другого направления в IT, например, из бизнес-анализа.
Управление проектами
Работа IT-компании состоит из проектов, над которыми трудятся команды разработчиков и других специалистов. И даже если каждый человек внутри этой группы – профессионал и отлично понимает свои обязанности, это вовсе не гарантирует успешный результат. Нужен координатор, который проложит верный маршрут для реализации проекта и поведет за собой команду. Эту роль в компании исполняет менеджер проекта. Его цель – наладить процесс, чтобы команда в срок закончила работу, а заказчик в итоге получил именно то, что ожидает.
Менеджер составляет проектный план, в котором расписаны объем работы, сроки, бюджет и необходимые ресурсы. Чтобы подготовить этот документ, руководитель должен хорошо понимать, что за продукт создается и с какой целью. В некоторых аспектах его обязанности пересекаются с работой бизнес-аналитика – менеджер поддерживает коммуникацию с заказчиком и может влиять на техническое задание.
Одна из важных обязанностей менеджера – сформировать команду и согласовать с заказчиком методологию разработки (Waterfall, Аgile и др). Следующий этап в работе – это распределение задач между участниками команды и мониторинг их выполнения. Для этого руководитель проекта может использовать различные программы, например, Jira, Confluence.
Помимо административных функций, менеджер занимается аналитической работой. Например, он оценивает возможные риски для проекта, чтобы вовремя инициировать изменения, если что-то пойдет не по плану.
Руководителю проектов необязательно уметь программировать или иметь другой технический опыт: важнее – лидерские качества, способности управлять командой и мотивировать сотрудников. Такая роль подойдет тем, у кого развит весь набор soft skills, включая тайм-менеджмент, нетворкинг, стратегическое и тактическое мышление. Менеджеру проектов нужно держать под контролем сразу несколько процессов, поэтому важно уметь планировать и расставлять приоритеты.
Где учиться
Раньше менеджерами проектов в основном становились опытные разработчики. Сейчас управленческие, коммуникативные навыки для менеджеров проектов стали основными, и компании готовы брать на эту должность перспективных специалистов из других сфер, не связанных с IT. Чтобы стать менеджером проектов, лучше получить образование в сфере управления. Например, специальность «управление информационными ресурсами» есть в БГУ и Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Маркетинг и продажи
IT – самый быстрорастущий сегмент белорусской экономики. Сегодня IT не ассоциируют исключительно с программированием, компаниям нужны специалисты, которые будут продвигать и продавать продукты разработчиков. Маркетологам и менеджерам по продажам не нужно переучиваться, чтобы устроиться на такие же позиции в IT. Специфика работы остается прежней, а дополнительные знания можно получить непосредственно на практике в компании.
Маркетинг обеспечивает постоянное цифровое присутствие компании в интернете, отвечает за ее бренд и репутацию, чтобы привлекать больше клиентов. Это работа не только с корпоративным сайтом, но и размещение статей на внешних ресурсах. В сервисных компаниях отдел маркетинга объединяет несколько направлений – это SEO-специалисты, аналитики, копирайтеры, менеджеры по работе с партнерами, дизайнеры.
SEO-специалист занимается продвижением сайта и маркетинговых материалов в поисковых системах. Работу SEO-специалиста обычно описывают как управление репутацией компании в поисковых системах или SERM (Search Engine Reputation Management). На практике это охватывает целый спектр задач, направленных на то, чтобы информация о компании в интернете была актуальной и привлекательной. SEO-специалист разбирается в алгоритмах поисковых систем и умеет пользоваться инструментами веб-аналитики (Google Analytics, Clicky, Piwik).
В отделе маркетинга встречается и специальность аналитик. Его обязанности зависят от компании и ее стратегии развития, но в основном это – анализ рынка и конкурентов. Аналитик собирает и изучает различные данные по теме исследования, и выявляет закономерности, которые могут повлиять на деятельность компании. Большая часть рабочего времени аналитика уходит на поиск и структурирование информации, поэтому важно знать программы (Microsoft Excel), которые помогают с этим справиться.
Дизайнер (или специалист по визуальному маркетингу) создает визуальный контент для продвижения компании. В первую очередь, это работа с сайтом – дополнение статей иллюстрациями, фотографиями, инфографикой. Также специалист готовит графические презентации, например, с описанием услуг компании. В отличие от работы графических дизайнеров, визуальный маркетинг в IT требует больше аналитических способностей, чем художественных. Через визуальные образы специалист должен передать конкретную информацию, как правило, техническую, и его задача – облегчить для аудитории восприятие этого контента. Основные инструменты, которыми пользуются дизайнеры, – Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Microsoft PowerPoint, но могут пригодиться и другие программы для работы с графикой.
Благодаря маркетингу, в компанию приходят потенциальные клиенты, а уже менеджеры по продажам превращают их в заказчиков. От компетентности этих специалистов зависит результат сделки. В сервисных IT-компаниях менеджеры по продажам могут специализироваться в какой-либо сфере или технологиях, например, работать с клиентами из медицины или с решениями по информационной безопасности. При этом они всегда должны соотносить запросы заказчика с возможностями компании. Большая часть работы менеджера по продажам связана с коммуникацией – переговоры, деловая переписка, презентация услуг, поэтому важно свободно говорить на английском языке.
Где учиться
В отделах маркетинга и продаж в IT-компаниях встречаются люди с разным бэкграундом. Специалистам с высшим образованием, связанным с маркетингом или экономикой, будет легче влиться в работу. Для тех, кто только выбирает вуз, можно обратить внимание на новые специальности, где готовят нетехнических специалистов именно для IT-cферы. Например, в БГУИР есть подобное направление – электронный маркетинг.
Чтобы заниматься визуальным маркетингом, не требуется высшее образование в сфере дизайна, а научиться работать с графическими редакторами можно и на курсах. Будущим менеджерам по продажам в IT, стоит присмотреться к факультетам международных отношений БГУ и международных бизнес-коммуникаций БГЭУ. Основой для успешной карьеры в маркетинге или продажах может быть и лингвистическое образование (английский язык), поэтому можно выбрать для обучения МГЛУ.
С развитием технологий в IT появляются новые направления и специальности. Вузы стараются подстраиваться под потребности рынка труда, но технологии меняются быстрее, чем система образования. Чтобы понимать, какие знания пригодятся для будущей работы, учебу в университете лучше совмещать со стажировкой в компании.
Для нетехнических специалистов переход в IT из других сфер сегодня происходит достаточно быстро: кто-то проходит обучение на курсах, а для кого-то устраивают тренинги уже на рабочем месте. Отсутствие опыта работы именно в IT не будет преградой, всегда есть компании, которые готовы помочь перспективным кадрам развиваться.
www.scnsoft.by
IT — проект со школьниками: несколько рекомендаций / Habr
За последние 5 лет мне удалось создать десяток учебных проектов вместе со школьниками 8-11 классов в сфере информационных технологий. И вот я решил поделиться своим опытом в этой статье, надеясь на конструктивную беседу по такой актуальной теме. В статье я попытаюсь раскрыть технологию реализации IT — проекта как способа обучения, а также затронуть технические аспекты, которые помогут вашей команде достигнуть результата.
Давайте, в первую очередь, определимся, что же такое проект. Кстати, о проектной деятельности в сфере образования сегодня очень много говорят и пытаются ввести этот метод обучения в образовательный процесс, что я лично крайне поддерживаю. Почему? Да все просто: в сжатые сроки вместе с командой вы создаете продукт, а ваши подопечные одновременно с этим изучают что-то новое.
Вы найдете огромное количество определений понятия «проект», но я попробую дать свое. Проект со школьниками — это некий процесс реализации конечного продукта, направленный на изучение новых инструментов командной работы, создание работающего прототипа или первого варианта продукта, изучение технологий, выходящих за рамки школьной программы.
Ключевыми словами в такой трактовке я считаю “процесс” и “продукт”. Многие проекты, которые я видел, являются исследовательскими, т.е. доказывающими или опровергающими какую-то гипотезу. Результаты таких проектов обычно — презентация и доклад. Многие проекты являются информационными, т.е. направленными на сбор и систематизацию информации об объекте, проблеме, явлении. Результат такого проекта — опять же презентация, доклад, дискуссия.
Я бы хотел, все же, сделать акцент на слове “продукт” и говорить о том, что конечной целью проекта в сфере IT должна быть демонстрация чего-то материального, созданного в процессе реализации проекта. Причем, я ни в коем случае не отрицаю, а наоборот, подчеркиваю важность научно — исследовательских проектов, которые направлены на создание прорывных технологий и разработку новых концепций в сфере информационных технологий. Просто наукой и исследованиями могут заниматься единицы, и, скорее всего, это удел, все-таки, высшего образования.
Идея и продукт
Отнеситесь к выбору темы своего проекта внимательно и тщательно. Зачем тратить впустую ближайшие несколько месяцев, верно? Цели могут быть совершенно разные: улучшить мир, выиграть конкурс, заработать денег, но вся ваша команда должна четко понимать, зачем вы тратите силы и ресурсы, создавая что-то новое.
Еще один неочевидный момент: когда вы создаете что-то осязаемое, гораздо выше вероятность того, что проект будет реализован. Очень часто случается так, что, загоревшись идеей, команда не доводит дело до конца, просто четко не понимая, а что же мы делаем?
Итак, первая мысль пришла в голову, вы с этой мыслью походили и решили, что вот оно! Посмотрите аналоги, сделайте подробный поиск уже существующих решений. Может случиться так, что до вас уже все реализовали. Не отчаивайтесь, если вы не хотите менять тему проекта — сделайте подобное, но по-другому, добавьте функций или измените дизайн. Но лучше, все-таки, создать что-то свое.
Темы проектов могут быть очень разными, и очень большую роль здесь играет наставник. Школьник в силу отсутствия опыта просто может не понимать значимость (или отсутствие таковой) той или иной темы. Школьник может делать что-то только ради процесса, не отдавая отчет в бессмысленности создаваемого. Например, давайте сделаем так, чтобы свет в комнате включался по хлопку ладонями? Интересная идея, но спросите себя, а зачем, кому это будет нужно, если таких решений уже пруд пруди. Ради изучения чего-то нового? Да, такую цель тоже можно достигать проектной деятельностью, но она не самая главная. Главное, на мой взгляд, — научить ребят творить и создавать что-то нужное. Анализировать, аргументировать, убеждать и отстаивать свою точку зрения. Искать варианты улучшения существующего, создавать новое. Людей, которые могут придумывать, не так много, и ценность подобных специалистов возрастает с каждым годом.
Итак, что же может быть продуктом учебного проекта в сфере информационных технологий? Выделим основные очевидные варианты.
Сайт
Это некий интернет — сервис, реализующий что-то новое или дополняющий уже созданную концепцию. Обратите внимание, что вы можете взять уже готовое решение и, не занимаясь плагиатом, а вдохновившись идеей, разработать что-то другое, более совершенное или просто с другим функционалом. Например, можно создать новый сервис для проведения тестирования или анкетирования. Какие технологии изучат ребята? Дизайн сайтов, верстка, программирование. Немало, на самом деле.
Мобильное приложение
Еще интереснее и сложнее, чем сайт. Поле для фантазии не ограничено, причем, всплывает такой интересный момент: вы можете заниматься созданием проекта озеленения территории вашего микрорайона, но оформить результат как мобильное VR — приложение с возможностью “прогуляться” по создаваемой территории для более полного погружения в реализуемую концепцию. Что мы изучаем? Современные тенденции дизайна, объектно — ориентированное программирование. И, конечно, новые инструментальные средства разработки. А заодно и ландшафтный дизайн.
Компьютерная игра
Этот продукт принимается к реализации ребятами без каких-либо лишних объяснений и обычно доводится до логического конца. Игру можно делать для малышей, игру можно делать обучающую. Можно сделать многопользовательскую браузерную игру, можно сделать игру для смартфонов и планшетов. Что изучают ребята? Приемы и методы геймификации, дизайн элементов компьютерной игры, объектно — ориентированное программирование.
Программа
Продукт, который будет что-то автоматизировать. Научите школьников думать о пользователе, ставить себя на место человека, который будет работать с программой. Научите тестировать свои творения. Пусть программа будет небольшая, но с уникальным функционалом. Новый калькулятор, виджет погоды или агрегатор новостей на рабочем столе — просто оглянитесь вокруг.
Еще один отличный метод — создавать что-то для себя. Вы анализируете, а чего вам не хватает в вашей деятельности или повседневной жизни? Гарантированно такой продукт будет популярным, так как если вы создадите решение, автоматизирующее вашу потребность, найдется круг людей, у кого потребность та же. Например, мне недавно надо было при публикации материалов на сайте добавлять подписи по разным шаблонам. Постоянно форматировать разные подписи — утомительно, вот я и написал плагин под WordPress, позволяющий этот процесс частично автоматизировать. Сделал для себя, но выложу в открытый доступ потом.
Фильм, плакат, журнал, трехмерная визуализация — все это может стать результатом вашего проекта.
Давайте ниже приведу мои рекомендации по реализации учебного проекта в сфере информационных технологий. С ними можно соглашаться или мы можем поспорить, но, может, мои мысли помогут и вам. Некоторые этапы пригодятся и для проектов в сфере экологии, туризма, литературы или русского языка, так как несут достаточно общий характер и будут ценны не только айтишникам.
Формулировка концепции
Придумали идею — запишите ее. Сформулируйте актуальность проекта, цели, которые вы хотите достичь, опишите простыми словами конечный результат вашего проекта, конечный продукт.
Общие папки
Обязательно создайте для своего проекта облачное хранилище с совместным доступом участников. Если это Google Диск или Облако Mail.ru, то создайте общие папки. В одном проекте у нас их было 8: “Модели”, “Текстуры”, “База данных”, “Фоны”, “Картинки”, “Скрипты”, “Настройки”, “Общее”. Можно использовать, наверное, более продвинутые инструменты, например, Битрикс24, я не пробовал. Надо, кстати, обратить на это внимание. Наверняка, есть еще инструменты совместного ведения проектной деятельности.
План реализации
Важный документ, потратьте на него побольше времени. В этом документе вам надо разбить ваш проект на маленькие этапы с описанием результата по окончании каждого. Только так вы дойдете до конца. Разрезав слона, мы сможем его съесть целиком. Школьник должен постоянно ощущать, что время было проведено не зря, что маленькая цель достигнута, скоро будет реализована основная концепция. Такой документ можно назвать план — графиком работ. Причем, когда вы будете его создавать, всплывет масса полезных мелочей, которые надо будет реализовать.
Нарисуйте результат
Все, что есть в голове, должно быть скинуто на бумагу. Делаете программу — рисуйте окна. Делаете сайт — рисуйте страницы. Делаете приложение — рисуйте все views. Делаете игру — рисуйте процесс и графические элементы. На обычных листах обычной ручкой или карандашом. Все зарисовки сохраняйте, ничего не выкидывайте. Схемы, идеи, кнопки, окна, рожицы и палочки — все сохраняйте! Вообще, должна быть общая папка, куда будут складываться все бумажные полезности для проекта.
Назовите команду
Обязательно дайте название своей команде! Это сплотит участников. По возможности, выберите логотип, хотя бы из бесплатных, и создайте лозунг, девиз. Пусть вы будете “IT гуру” или “Кодята”, но название команды даже из двух человек может стать началом целой истории. Обязательно придумайте название вашего конечного продукта, пусть оно будет емким и хлестким. “Газонокосилка 2.0”, “Веб заметки” или “Погода в кармане”. Да, обязательно разделите функции внутри вашей команды: пусть кто-то создает дизайн, а кто-то пишет код, кто-то ищет аналоги и тексты, а кто-то подбирает фотографии или звуковые файлы.
Добавляем экономику
Посчитайте затраты на реализацию проекта. пусть суммы будут большими, неважно, самое главное, чтобы они были реальными. Включите в смету оборудование и программное обеспечение, временные затраты, амортизацию и форс-мажорные обстоятельства. Это научит ребят быть более ответственными и не делать того, что нельзя реализовать.
Выбираем инструменты
План есть, эскизы есть, теперь самое время выбрать программные средства для реализации проекта. Почитайте, что сегодня используется в реальной разработке, что в тренде, что пригодится участникам проекта потом. Попробуйте различные IDE и редакторы, но не зацикливайтесь на учебной программе, выйдите за ее рамки. Обратите внимание, что многие разработчики идут навстречу образовательным организациям, просите у них бесплатные версии их продуктов. Так делает Autodesk и JetBrains, например. Посоветуйтесь с экспертами. Делайте учебный проект правильными инструментальными средствами.
Версионный контроль
Если будет код, то обязательно создайте репозиторий для версионного контроля. Это сэкономит кучу времени, и ребята приучатся к этой технологии. Как-то я заметил, что переход на систему версионного контроля кода изменило мое отношение к тому, что я пишу. Код стал для меня очень важным и ценным, что ли. Каждое изменение стало более обдуманным. Удаление кода тем более. Более ценным становится и время на разработку. Храните все файлы удаленно и в совместном доступе.
Создаем прототип
Первый самый большой результат проекта должен быть минимально работающим. Т.е. это должно быть что-то запускающееся и выполняющее основные функции, что-то, реализующее основную идею.
Тестируем
Отдаем первую версию продукта друзьям, знакомым, одноклассникам. Готовимся к критике и сразу настраиваемся на адекватное ее восприятие. Когда внутри себя решаешь, что критика будет, сразу становится легче. Внимательно выслушиваем и записываем, обязательно записываем, все советы и пожелания сохраняем. Вспоминаем про папку, куда все складываем.
Доделываем
Смотрим на часы. Оцениваем сроки и доделываем проект в соответствии с план — графиком. Причем, у вас могут быть как краткосрочные цели (выиграть ближайший конкурс), так и долгосрочные (доделать все до конца и выпустить продукт в свет). Дорабатываем основное, вспоминаем пожелания и выбираем из них самые критичные.
Презентуем
Все готово, отведите время на создание доклада и презентации. Рекомендую придерживаться вот таких разделов в презентации:
- Введение: рассказываем основные положения, назначение проекта, рассказываем о команде;
- Актуальность: говорим о том, насколько проект полезен и что достигаем, меняем, улучшаем его реализацией;
- Цели: тут рассказываем аудитории, а какие же цели были или будут достигнуты реализацией проекта;
- Задачи: показываем те задачи, которые были выполнены во время работы над проектом;
- Обзор аналогов и прототипов: показываем уже существующие решения и говорим о том, чем ваше отличается от остальных;
- Выбор инструментальных средств: в этом разделе презентации обосновываем свой выбор инструментов разработки;
- Экономическая часть: немного говорим о деньгах, чтобы аудитория оценила степень реализуемости проекта;
- Целевая аудитория: рассказываем о вашем потребителе;
- Показываем продукт: тут надо отвести время для демонстрации работы созданного решения;
- Планы развития: рассказываем о том, чем будем заниматься дальше. Можно планы разбить на несколько очередей.
Все, проект готов!
Шарик-то сдувается
Все хорошо на бумаге, но в реальности всегда чуть сложнее. На пути реализации проекта со школьниками встает несколько проблем. Первая — а когда делать? Вариантов несколько, может, это будет в рамках кружка, может, это будут старшеклассники в классах без экзаменов (8-ые и 10-е классы), может, на каникулах.
Вторая проблема — контроль. Чтобы шарик не сдулся, его надо все время надувать. Я столкнулся с тем, что ребята быстро начинают, но, самое страшное, быстро заканчивают, не доводя дело до конца. Тут без постоянного вмешательства наставника никак, надо напоминать, тянуть за руку, просить результаты. Повторюсь, проект должен быть разделен на малые части, пусть ребята что-то делают дома и присылают результаты или складывают в общий репозиторий.
И третья проблема — что дальше? Создайте сайт проекта, постарайтесь сделать так, чтобы на него обратили внимание, попробуйте доделать проект до конца. Сам, честно говоря, почти все проекты складывал в стол, решая только сиюминутные задачи и не развивая дальше. Вот написал эти строчки и решил к некоторым историям вернуться, может, они выльются во что-то большее.
Проектная деятельность — эффективнейший инструмент изучения нового, помимо уроков. Проект может помочь выявить скрытые таланты у детей. Кто-то научится публично выступать и защищаться, кто-то программировать, кто-то создавать графику, а кто-то станет в дальнейшем менеджером проектов. Побольше нам удачных и интересных проектов!
habr.com