Нитрокраска НЦ-132 и особенности ее использования
Иногда, когда надо покрасить какую-либо поверхность, встает вопрос, что лучше? Купить краску НЦ выгодно финансово, чем ДОРОГУЮкупить дорогую краску из акрила и ждать достаточно длительное время, пока краска высохнет, или приобрести более дешевую нитрокраску, с нанесением которой придется немного повозиться. Решение принимается в зависимости от того, какой нужен результат, а также от финансовых возможностей.Нитрокраска-«народное» название эмали НЦ-132, которая представляет собой коллоидный раствор нитроцеллюлозы в различных смесях органических растворителей. В такую смесь также добавляются смолы, пигменты, пластификаторы. Органические растворители – это смесь органических соединений, способных растворять другие вещества. Это могут быть углеводороды либо спирт, или ацетон. Все они имеют очень сильный резкий запах. Из-за более низкой стоимости и небольшого времени высыхания нитрокраски пользуются большим спросом. После нанесения на поверхность нитрокраска высыхает за 2-3 часа, а на поверхности образуется очень тонкая, но достаточно прочная пленка, которую нельзя повредить, даже если поверхность поцарапать. Высохший слой нитрокраски устойчив к действию света, не разрушается атмосферными осадками, а также слабыми растворами кислот и щелочей. Недостатками нитрокраски является ее высокая легко воспламеняемость и резкий запах, из-за которого покраску лучше проводить в специальных масках в проветриваемом помещении.
Прежде, чем проводить покраску поверхности, ее нужно подготовить. Чтобы краска долго держалась, любую поверхность сначала моющим средством хорошо промывают, это надо для того, чтобы удалить всю грязь и бытовые жиры, которые будут мешать краске надёжно держаться на поверхности. Затем чистую поверхность следует хорошо высушить. Если поверхность деревянная, то ее зачищают наждачной бумагой от грязи, при необходимости обрабатывают шпатлевкой, а после этого проводят обработку олифой. Металлическую поверхность зачищают от ржавых пятен, обезжиривают и грунтуют. Перед нанесением нитрокраски на стены их также очищают от старой краски и выравнивают. Если поверхность предварительно не обработать, то краска не продержится долго, да и внешний вид поверхности будет ужасным.
После того, как поверхность подготовлена, нитрокраска разводится растворителями и наносится на поверхность пневматическим распылителем. Лучше наносить нитрокраску на окрашиваемую поверхность в несколько слоев через некоторый интервал времени, давая возможность высохнуть предыдущему слою. В таком случае поверхность получается ровной. Для получения нужного цвета смешивают различную цветовую гамму нитрокрасок. Смешивать ее с другими красками не рекомендуется. Также нельзя наносить ее на поверхности, которые до этого были обработаны масляными или алкидными эмалями. То же самое касается и латексных красок.
Широко применяется нитрокраска и при покраске автомобилей. В этом случае также проводят предварительные работы по подготовке поверхности, а затем краску наносят несколько раз, причем наносится до 10 слоев краски, все зависит от самых разных условий.
Нужно помнить, что после покраски поверхности помещение следует хорошо проветрить в течение суток, чтобы испарился запах краски.
Однако все вышеописанное касается только качественных красок производства европейских стран или некоторых отечественных. В последнее время на строительном рынке появилось больше количество разных подделок, в основном китайского производства, хотя страна изготовления указана как одна из европейских. Дело в том, что многие известные европейские бренды разместили свои заводы по производству лакокрасочных материалов в Китае, и эту продукцию потом продают под собственной маркой не только в странах третьего мира, но и в России. Такие нитрокраски имеют низкое качество, после покраски поверхность быстро выцветает, теряет первоначальный цвет, покрытие очень хрупкое и не выдерживает многих видов внешнего воздействия – трескается, и куски засохшей краски отпадают. Кроме того, они токсичны практически весь период эксплуатации.
Нитрокраска. Нанесение нитроэмали.
Использование нитролаков и нитроэмалей (НЦ-132, НЦ-25) позволяет проводить отделочные работы скоростными методами, так как отвердевание плёнок нитросоставов происходит достаточно быстро, в течение 1-2 часов. Окрашивать поверхность лучше с помощью пневмораспылителей (быстрое высыхание плёнки затрудняет нанесение эмали кистью).
Следует иметь в виду, что выпускаемые современной промышленностью нитроэмали НЦ-132, НЦ-25 (соответственно и лакокрасочные покрытия) имеют прекрасные физико-химические свойства при условии нанесения их на подготовленную поверхность. Поэтому перед покраской необходимо тщательно подготовить окрашиваемую поверхность. Если это стены, то необходимо хорошо промыть их моющим средством и дать высохнуть. Участки с осыпавшейся старой краской нужно очистить с помощью скребка, а потом выровнять шпатлёвкой. Когда шпатлёвка загустеет – потереть мелкозернистой наждачной бумагой.
При подготовке к окраске деревянных поверхностей сначала удаляют загрязнения и неровности старой окраски. Затем промывают поверхность моющим средством, а потом водой. Трещины и ямки заделываются шпатлёвкой, после высыхания которой поверхность шлифуется наждачной бумагой.
Перед окраской поверхность загрунтовывают нитрогрунтовками или грунтовкой ГФ- 021.
Нитрокраски (наиболее распространены эмали НЦ-132 и НЦ-25) выпускаются обычно в готовом для употребления виде. Так как сохнут они очень быстро, то красить ими следует в быстром темпе вдоль волокон два раза с перерывом в 40-50 мин.
Лучше всего наносить нитроэмали (НЦ-132, НЦ-25) с помощью специальных пистолетов-распылителей.
Перед окрашиванием необходимо проверить краску на образце: если окрашивается древесина, то в качестве образца используется кусочек такой же древесины, если окраске подлежит металл – кусок металла.
Не рекомендуется смешивать краски при электрическом освещении или на солнце и сливать вместе остатки разных красок.
При необходимости нитроэмали (НЦ-132 и НЦ-25) разбавляются растворителями 646 или 648.
Все статьи
Нитрокраски: свойства и применение.
Нитроэмаль — это одна из разновидностей лакокрасочных составов, широко используемых в строительной сфере. Нитроэмаль также известна под названием «нитрокраска», а на упаковках может стоять аббревиатура «НЦ», означающая, что состав изготовлен на основе нитрата целлюлозы.
Достоинства нитроэмалей
Что такое нитрокраска? Это уникальный отделочный состав, отличающийся самым быстрым временем высыхания среди всех видов лакокрасочных покрытий. Поверхность, окрашенная нитрокраской готова к эксплуатации либо дальнейшей обработке спустя 10-30 минут при стандартной температуре 20-22°С без использования какого-либо сушильного оборудования. Такое свойство красок на нитро-основе позволяет существенно уменьшить продолжительность выполнения отделочных работ.
Высокую скорость высыхания обязательно следует учесть при выполнении окраски, именно потому нитроэмаль-краска чаще всего наносится посредством распылителя. Окраска в два и более слоя должна выполняться в высоком темпе, с небольшими перерывами по 20-30 минут для высыхания предыдущего слоя. При этом слои делаются равными по толщине. Бачок, кабеля и иные соприкасающиеся с краской элементы пульверизатора по окончании работы необходимо незамедлительно прочистить растворителем, в противном случае краска засохнет внутри.
НЦ-краски, как правило, производятся в готовом для работы виде, потому в большинстве случаев не нужно ломать голову, чем развести нитроэмаль.
Еще одним неоспоримым достоинством нитрокрасок можно назвать отличные физико-химические и эстетические характеристики окрашенной поверхности — даже при нанесении в один слой покрытие получается блестящим и зеркально-гладким.
Нитроэмаль может использоваться как внутри помещений, так и снаружи. Применяется для окраски различных поверхностей:
- бетона;
- дерева;
- металла.
Нельзя не отметить и низкий расход нитрокраски на 1 м2. Например, согласно техническим характеристикам нитроэмали НЦ-132, на квадратный метр потребуется всего от 30 до 120 грамм в зависимости от цвета состава, толщины слоя и способа нанесения.
Не менее важным достоинством НЦ-красок является и их относительно невысокая стоимость.
Минусы нитрокрасок
Нитроэмалям присущи также и минусы, создающие некоторые затруднения при работе с ними.
Нанесение краски в сырых помещениях может привести к появлению на поверхностях белесых разводов и пятен. Это объясняется тем, что включенный в состав ацетон испаряется слишком быстро, охлаждая поверхность. Для устранения такого эффекта следует использовать не такой летучий растворитель для нитрокрасок, к примеру, амилацетат или бутилацетат. Лакокрасочные работы нельзя выполнять в закрытых помещениях с влажностью более 70%.
Самые значительные недостатки нитрокрасок — пожароопасность и токсичность. Потому работать с такими составами следует только с применением респираторов, на улице либо в хорошо проветриваемых помещениях.
Из-за слишком высокой токсичности в некоторых странах с жестким законодательством в области экологии и охраны окружающей среды применение нитроэмалей ограничено либо вовсе запрещено.
Чем лучше всего разбавлять нитрокраски?
Обычно НЦ-краски производятся достаточно жидкими и не нуждаются в дополнительном разбавлении, но для работы с использованием краскопульта или сохранения оптимальной консистенции рекомендуется применять растворитель Р-647.
Р-647 — это прозрачная жидкость на органической основе, имеющая резкий запах. В состав растворителя входят:
- спирты;
- сложные эфиры;
- ароматические углеводороды.
Состав разбавляется путем порционного добавления Р-647 в емкость с нитрокраской при постоянном перемешивании смеси.
Процесс разбавления должен осуществляться с соблюдением особых мер пожаробезопасности и осторожности. При попадании в глаза или на кожный покров Р-647 может вызвать сильнейшее раздражение с самыми серьезными последствиями. Растворитель необходимо незамедлительно удалить мыльным раствором, пораженные участки тела нужно омыть большим количеством воды.
При возгорании Р-647 очаги следует ликвидировать углекислотным или пенным огнетушителем.
Особенности работы и технология нанесения нитроэмалей
Главные вопросы при работе с нитроэмалями — это можно ли красить нитрокраской по масляной и можно ли красить масляной краской по ранее нанесенной нитроэмали.
Краски НЦ нельзя наносить на масляные либо алкидные краски — возможно вспучивание поверхности, после которой нитроэмаль попросту свернется и облезет.
Помимо этого, нитрокраска является достаточно хрупким покрытием, которое легко царапается и повреждается при ударах.
Покрытие высокого качества получается только при условии правильного проведения подготовительных работ.
Технология нанесения нитроэмалевых составов следующая:
- с поверхности удаляется грязь, ржавчина и пыль;
- и древесину, и металл рекомендуется прогрунтовать;
- эмаль тщательно перемешивается, удаляется пленка, при необходимости добавляется растворитель;
- после высыхания грунтовки выполняется окрашивание;
- последующие слои нитрокраски можно наносить уже спустя 40 минут, но лучше подождать 2-3 часа;
- после высыхания для придания глянца и дополнительного блеска эмаль можно отполировать.
Несмотря на появление новых лакокрасочных составов и высокую токсичность, нитрокраски не уступают своих позиций при выполнении ремонтных работ.
нитро, алкид, синтетика, акрил, металлик
История развития автомобильных эмалей берет начало с тех далеких времен, когда кузова автомобилей ничем не отличались от каретных и красились масляными красками, десятки слоев которых сохли на кузовах в течение нескольких недель. С тех пор автомобильные краски проделали большой путь и сегодня нам предлагают огромный выбор продукции в красивых упаковках с яркими названиями. Попробуем разобраться, какие существуют виды автомобильных эмалей, чем одни краски отличаются от других, а заодно и освежим в памяти основные вехи эволюции автоэмалей.
Сегодня вы узнаете
«Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что этот цвет — черный». На первый взгляд может показаться, что это очередная из странностей своенравного Генри Форда. Но нет, «автомобильный король» вовсе не был ненавистником других цветов — просто в те времена единственным быстросохнущим материалом, который годился для конвейерной окраски транспортных средств был черный натуральный японский лак. Ситуация в корне изменилась с изобретением красок на основе нитроцеллюлозы.
Нитроэмали. От пороха к краскам
Более двухсот лет тому назад, в 1800 году, французский экономист и политический деятель Пьер Дюпон с двумя сыновьями и их семьями иммигрировал в Америку. Оказавшись там, Дюпоны решили открыть пороховой завод. Заниматься этим должен был один из сыновей — Элевтер Дюпон, так как с порохом он был знаком не понаслышке: во Франции он работал на государственной пороховой фабрике под руководством великого Антуана Лавуазье.
Сказано — сделано. В 1802 году в штате Делавэр, рядом с городом Уилмингтон, начались работы по строительству новой пороховой фабрики, вскоре после чего по стране начали свое шествие ящики с надписью «DuPont. Explosives» (взрывчатка).
Долгое время Дюпоны занимались только порохом, но на рубеже XX века они решили заняться производством и других товаров. Для этого они построили большую лабораторию и наняли несколько десятков ученых-химиков. Так началась эра революционных открытий, среди которых: первая синтетическая резина (неопрен), первое искусственное волокно (нейлон), целлофан, тефлон, лайкра, кевлар и множество других. Имя DuPont гремело на весь мир.
С историей этих открытий почти совпадает и история развития автомобильных красок. В 1923 году при обработке целлюлозных волокон химики получили первую в мире нитрокраску, совершившую настоящий технологических переворот в автомобильной индустрии. В отличие от масляных красок, которые наносились кистями и сохли черепашьими темпами, нитрокраски можно было наносить с помощью пневматических распылителей, а их высыхание было практически моментальным. Все это привело к гегемонии нитроэмалей в автомобильном мире.
Но были у этих красок и недостатки. Из-за слабого глянца покрытие требовало частой полировки (в двадцатые годы для этого использовались льняные тряпки и полировальные пасты). Да и сам процесс окраски был длительным и трудоемким. Из-за низкого сухого остатка пленка нитроэмали была слишком тонкой и хрупкой, поэтому для получения долговечного покрытия требовалось наносить от 5 до 11 слоев эмали.
К слову, именно так во времена Союза красили правительственные «Чайки» и «Зилы». Покрытия этих «членовозов» насчитывали до 12 слоев! Причем в процессе окраски несение каждого последующего слоя эмали чередовалось с тщательной полировкой предыдущего, а последний слой обязательно обрабатывался восковыми полиролями.
Что и говорить, выкрашенные таким способом автомобили выглядели великолепно. На их поверхности совершенно отсутствовала шагрень, ЛКП давало исключительно красивые, четкие блики и отражения. В дальнейшем, правда, все это дело приходилось почти постоянно подкрашивать и полировать — благо было кому…
По такой же технологии окрашивались сравнительно старые модели Роллс-Ройсов, Кадиллаков. Вот так, например, выглядел Cadillac 60 Special 1938 года, окрашенный нитрокраской.
Поговорим о механизме пленкообразования нитрокрасок. Как вы думаете, за счет чего происходит их полимеризация? Вопрос с подвохом — никакой полимеризации в нитрокрасках на самом деле не происходит. Эти краски отверждаются, а точнее просто высыхают, исключительно за счет испарения растворителей. То есть за счет чисто физического процесса.
Полученная после высыхания пленка получается обратимой, отсюда вытекает еще один недостаток нитрокрасок: покрытие имеет низкую стойкость к агрессивным воздействиям, например к бензину и солнечным лучам.
Недостатки нитрокрасок заставили производителей ЛКМ искать способы получить новые, более стойкие и удобные в работе материалы. Хотя несмотря на все минусы нитрокрасок, стоит все же отдать им должное — для своего времени они были очень хороши.
Выпускаются нитрокраски, кстати, до сих пор (вы можете определить их по маркировке НЦ). В авторемонте их конечно же почти не используют. В основном их применяют или реставраторы раритетных машин или владельцы старой спецтехники типа тракторов и бульдозеров. И то лишь для того, чтобы как можно дешевле подготовить такую технику к прохождению техосмотра.
Эпоха алкида
Следующий этап в истории покраски автомобилей связан с появлением алкидных эмалей. Произошло это на рубеже 30—40-х годов. В течение следущих 30 лет эти эмали были основным лакокрасочным материалом как на конвейерах автозаводов, так и в ремонтных мастерских. Производство алкидных эмалей велось всеми ведущими производителями ЛКМ, включая таких гигантов как BASF и PPG.
По сравнению с нитрокрасками, «алкиды» имеют ряд технологических преимуществ. Они обладают более высоким сухим остатком, так что наносить по пять-десять слоев эмали уже без надобности, достаточно двух-трех. Нет нужды теперь и в постоянной полировке покрытия — после полного отверждения алкидная эмаль образует необратимую пленку с высокой твердостью, блеском и стойкостью к бензину, маслам, атмосферным осадкам и солнечным лучам.
Что же представляет собой алкидная эмаль? Основой этих красок является алкидная смола — продукт взаимодействия многоатомных спиртов и многоосновных кислот (соедините фрагменты слов alcоhоl (спирт) и acid (кислота) и вы поймете происхождение термина «алкидный»).
Самыми распространенными алкидными смолами являются глифталевые смолы (продукт взаимодействия глицерина (трехатомного спирта), фталевого ангидрида и растительного масла) и пентафталевые смолы (пентаэритрит (четырехатомный спирт) плюс тот же фталевый ангидрид). На основе этих смол российские производители ЛКМ выпускают лаки и эмали с маркировкой ГФ и ПФ. Вы могли встречать банки с такой маркировкой в хозяйственных или строительных магазинах. Это — классические алкидные материалы.
Только не путайте пожалуйста строительные и бытовые алкидные эмали с теми, что предназначены для авторемонта. В качестве примера авторемонтных «алкидов» можно привести эмали небезызвестной финской фирмы Sadolin. Из «наших» можно вспомнить эмаль «Vika-алкид» (Vika-60) от компании «Русские краски».
Отверждение алкидных эмалей происходит в естественных условиях. В этом процессе принимает активное участие кислород воздуха (поэтому такие эмали еще часто называют «эмалями воздушной сушки»). Только в отличие от нитрокрасок, здесь кроме физической сушки (испарение растворителя) параллельно происходит еще один процесс: химическая реакция превращения молекул связующего в полимер.
Чтобы запустить второй, химический процесс, обязательно необходимо взаимодействие двух реакционноспособных компонентов. Один из этих компонентов находится в банке с краской — это раствор алкидной смолы, модифицированный растительным маслом. Растительное масло снабжает продукт «хвостами» высших жирных непредельных кислот, содержащих сопряженные двойные связи.
Второй компонент — кислород воздуха. Он взаимодействует с указанными двойными связями, в результате чего появляются радикалы, «запускающие» реакцию «сшивания». При этом наличие у каждой молекулы алкидного компонента нескольких двойных связей приводит к росту и разветвлению цепи и формированию сетчатых структур, составляющих основу прочной полимерной пленки. Растворить такую пленку после ее полного отверждения невозможно, поэтому она называется необратимой.
Алкидные эмали считаются однокомпонентными (они поставляются в одной банке), но с физико-химической точки зрения их вполне можно считать двухкомпонентными, так как в их отверждении всегда участвуют два компонента: алкидная смола и кислород.
Самим механизмом отверждения алкидных эмалей обуславлен и основной их недостаток: очень долгое время отверждения. Поскольку по мере отверждения доступ кислорода внутрь слоя затрудняется, полная полимеризация алкидной эмали по всей глубине наступает в лучшем случае через несколько недель. А пленка, полученная спустя первое время покраски, является результатом лишь первичной полимеризации.
Зато в работе эти эмали неприхотливы, красить ими удобно и легко. Из-за большого содержания растворителей в процессе нанесения быстро формируется поврехностная пленка, поэтому чтобы наделать подтеков — нужно еще постараться. По этим причинам некоторые мастера еще до сих могут применять алкидные эмали в определенных случаях. Например, чтобы быстро и недорого освежить свое подержанное авто перед продажей. Получается красиво, а об остальном предстоит думать уже новому хозяину…
«Синтетика»
В 1956 году в алкидные смолы начали добавлять меламин. За меламиноалкидными эмалями в обиходе давно закрепилось название: «синтетика». Почему? Одна из версий связана с тем, что при создании алкидной части этих эмалей использовались синтетические жирные кислоты. Выпускаются меламиноалкидные эмали под маркировкой МЛ.
При отверждении этих эмалей также одновременно протекают два процесса: испарение растворителя и образование необратимой пленки. Второй процесс тоже происходит при участии двух компонентов: алкидной составляющей, модифицированной растительным маслом (либо раствора полиэфирной смолы) и меламинформальдегидной смолы. Оба этих компонента изначально находятся в одной банке, до поры до времени не реагируя между собой.
В отличие от классических алкидных эмалей в меламиноалкидных эмалях алкидный компонент содержит мало двойных связей, поэтому он (аликидный компонент) здесь практически не реагирует с кислородом. Но зато этот компонент обязательно содержит звенья с реакционноспособными гидроксильными группами ОН, и при повышении температуры они вступают в реакцию с метилольными группами меламиноалкидной смолы…
Проще говоря, при достаточном нагреве происходит реакция между двумя компонентами, в которой меламинформальдегидная смола выступает в роли отвердителя.
Как правило, для эмалей необходимая температура нагрева составляет 130°С (например, для «Vika-синтал» МЛ-1110). При таком нагреве «эмэлка» сохнет всего 30 минут.
Из-за этой особенности меламиноалкидные эмали еще называют «эмалями горячей сушки». Преимущества такого механизма очевидны: в отличие от отверждения кислородом, здесь полимеризация проходит равномерно на всю толщину слоя. В результате формируется прочная необратимая пленка, которая по своим физическим и визуальным характеристикам мало чем уступает акрилу (о нем поговорим далее) — но лишь при условии высокотемпературной сушки в камере.
Поскольку в условиях ремонтной окраски достичь таких высоких температур как на заводе нельзя, для снижения температуры сушки этих эмалей использовались специальные ускорители сушки на изоцианатной основе. Эти своеобразные «отвердители» были хорошим подспорьем для мастеров, красивших «синтетикой».
Зачастую в гаражах красили «синтетикой» и вовсе без сушки. Естественно, про сносное качество покрытия в таком случае можно было и не мечтать, но в условиях дефицита, когда разжиться «МЛ-кой» было задачей непростой, многие были довольны и этим. Да и кроме машины, можно было найти, что ею покрасить. Например катер, дачу, окна, перила…
Эпоха алкидных эмалей и их модификаций продолжалась до середины 70-х годов. Как ни крути, эти материалы, с их долгим временем высыхания и необходимостью горячей сушки, тоже были далеки от идеала. И прогресс пошел дальше…
Акриловая революция
С акриловыми ЛКМ наши маляры впервые познакомились в начале девяностых, хотя в других странах акрил на тот момент использовался наверное уже лет 30.
Попробуем разобраться, чем же так революционен акрил. Для начала взглянем на тару, в которой продаются эти ЛКМ.
В отличие от эмалей, рассмотренных выше, здесь мы видим перед собой уже не одну, а две банки: в одной — основа, в другой — отвердитель.
Компоненты акриловых ЛКМ, в отличие от меламиноалкидных, хранить в одной емкости не получится, поскольку они тут же вступят в реакцию. Поэтому эти продукты поставляются в двух упаковках, содержимое которых смешивается непосредственно перед применением. Это — двухкомпонентные материалы (2K).
Допустим, мы смешали компоненты и нанесли акриловую эмаль или лак. Чтобы понять, как происходит отверждение, нам нужно познакомиться поближе с каждым из компонентов.
Первый компонент содержит раствор акрилового сополимера. Это высокомолекулярное вещество, продукт совместной полимеризации акриловых мономеров — акриловой и метакриловой кислот и их сложных эфиров. Для нас сейчас важно понимать, что этот сополимер содержит в своем составе звенья с гидроксильными группами ОН. Запомнили.
Теперь о втором компоненте — отвердителе. В его составе есть полиизоцианат, содержащий изоцианатные группы —N=C=O. Это высоко реакционноспособные соединения, они легко вступают в реакцию с гидроксильными группами ОH. Этот процесс и лежит в основе отверждения акриловых материалов: когда раствор сополимера и отвердитель смешивают, гидроксильная и изоцианатная группа вступают в реакцию по следующей схеме:
Из схемы мы видим, что в результате реакции формируется уретановая связь (конструкция справа от стрелочки). А благодаря тому, что изоцианатные группы имеют вид трехлучевых звездочек (условно), полимер, опять же, получается «пространственно-сшитым».
Изоцианатные группы можно условно изобразить в виде трехлучевых звездочек
Таким образом при отверждении акриловой пленки образуется полиуретан (поэтому такие эмали еще называют полиуретановыми или акрил-уретановыми). Именно полиуретан обеспечивает покрытию те великолепные визуальные и потребительские свойства, которыми славятся акриловые материалы.
В описанном механизме и заключается главное отличие акриловых ЛКМ от эмалей предыдущих поколений. Можно сказать, что теперь отверждение ЛКМ превратилось в контролируемую химическую реакцию, благодаря чему маляры перестали зависеть от множества случайных факторов.
Важнейшим преимуществом такого метода на практике стало значительное сокращение времени полного отверждения ЛКМ. Так, при температуре воздуха 20 °С и нормальной влажности, все необратимые изменения в акриловом покрытии заканчиваются за 16-18 часов, а в течение еще нескольких суток ЛКП приобретает максимальную твердость. При температуре 60 °С покрытие полностью полимеризуется уже за 40-60 минут, после чего автомобиль будет полностью готов к полировке.
Двухкомпонентные акрил-уретановые эмали с физико-химическим механизмом отверждения — шаг вперед от нитрокрасок и алкида. Эти материалы позволяют получить лучшее качество покрытия и упростить технологический цикл
Готовая пленка акриловой эмали обладает высокой твердостью (близкой к твердости стекла), стойким блеском, великолепными эластичностью и износостойкостью. Акрилы устойчивы к воздействию кислот, щелочей и растворителей, обладают отличной адгезией к самым разнообразным поверхностям, стойко переносят воздействие солнечных лучей и атмосферных осадков.
Появление акриловых ЛКМ открыло новую эру в кузовном ремонте, позволив даже в гаражных условиях создавать покрытие, сопоставимое по качеству с заводским. За это всем и полюбился акрил.
Красота, да и только. «Металлики» и «перламутры»
Следующий шаг эволюции ЛКМ связан с появлением «эффектных» покрытий.
Еще в эпоху алкида разработчикам ЛКМ пришла идея добавлять в эмаль крохотные частички алюминиевой пудры, которые, как микро-зеркала, отражали бы падающий на них свет и придавали покрытию искрящийся, «металлический» эффект.
Но широкой популярности первые «металлики» не получили. Это были очень недолговечные покрытия, поскольку добавленные в алкидную эмаль алюминиевые чешуйки становились причиной быстрого выцветания и помутнения эмали.
Да и эффектные возможности металликов первого поколения оставляли желать лучшего. Так как это была однослойная (одностадийная) система, невозможно было добиться каких-то впечатляющих визуальных эффектов. Такие «металлики» можно встретить например на старых велосипедных рамах. Разглядеть там металлические включения можно разве что под лупой.
И тогда производители ЛКМ пошли другим путем: создали двухслойную систему «базовая эмаль + прозрачный лак».
Базовые эмали характеризуются тем, что содержат много растворителя и быстро сохнут, но сами по себе, без лака, они смотрятся достаточно убого, да и стойкость к внешним воздействиям у них скверная. Но стоит нанести лак, как тут же происходит чудесная метаморфоза: покрытие «оживает» и становится сказочно красивым, появляется насыщенность и глубина цвета.
Двухслойные покрытия оказались не только красивее, но и долговечнее, прочнее. Цветной слой ведь находится под прочным лаковым панцирем, который надежно защищает покрытие от агрессивных внешних воздействий, особенно от солнечного света (безжалостного разрушителя полимеров).
С химической точки зрения прозрачные лаки похожи на вышеописанные акриловые ЛКМ, с очевидным отличием — отсутствием цветовых пигментов. Лаки могут быть не только глянцевыми, но и матовыми. А есть даже с регулируемым блеском.
Что же до базовых эмалей, то их могут производить по-разному. Распространенным вариантом является комбинация полиэфира, ацетобутирата целлюлозы (напоминает НЦ, только устойчив к ультрафиолету в отличие от нитроцелюлозы) и меламинформальдегидной смолы (напоминает МЛ-ку).
Поначалу в базовые эмали добавляли только алюминий, но в конце 80-х годов в качестве эффектных пигментов стали применять частички обработанной слюды. Так появились краски с эффектом «перламутр» — похожие на «металлик», но с более нежным, спокойным блеском. В отличие от плоских частиц алюминия, отражающих солнечный свет под определенным углом, «перламутровые» частички рассеивают падающий свет, что и дает эффект благородного, «матового» блеска.
Совершенствование эффектных возможностей ЛКП продолжается постоянно. Если раньше предметом роскоши были металлики с модными названиями «мокрый асфальт» или «брызги шампанского», то сегодня на рынке представлены и трехслойные «перламутры», и «ксираллики», и «хамелеоны». А что будет дальше — вообще неизвестно.
Борьба за экологию. Эмали на водной основе
Любая автомобильная краска состоит из трех основных компонентов: пигмента, смолы и растворителя. Последний, как известно, является веществом токсичным.
Со второй половины 80-х годов борьба за экологию затронула лакокрасочную индустрию, в результате чего химики стали искать способы сокращения вредных выбросов при покраске и производстве ЛКМ.
Добиться этого можно было двумя способами. Первый — увеличить в ЛКМ процентное содержание сухого остатка. Так родились материалы HS (high solid), в которых содержание сухого остатка составляет 55—65%, а затем и VHS/UHS (very high solid и ultra high solid), где этот процент достигает восьмидесяти.
Появление высоконаполненных материалов было продиктовано не только экологическими, но и практическими соображениями. HS-материалы обладают большей вязкостью, поэтому для достижения рекомендованной толщины покрытия их можно наносить в полтора слоя вместо двух (как на MS), а расход материала при этом сокращается на 30%.
Второй способ, к которому пришли химики в попытках сделать ЛКМ еще более экологичными: заменить органические растворители водой.
В первую очередь «под воду» начали переделывать базовые эмали, так как в их составе содержится больше всего растворителей. Сделать это оказалось не так просто. Пришлось переделывать и смолы, и добавки, и пигменты. Почему? Потому что вода, в отличие от органических растворителей, имеет абсолютно другие свойства. Например, растворять смолу ЛКМ она не может (такой раствор выйдет мутным, а не прозрачным).
По этой причине при изготовлении ЛКМ на водной основе смолу превращают в эмульсию. Такая эмульсия представляет собой дисперсии мельчайших частиц смолы в воде. Только так вода, выступая в роли дисперсионной среды, будет успешно понижать вязкость ЛКМ.
Примеры эмульсий постоянно окружают нас в быту. Тот же майонез, кетчуп или молоко. На примере этих продуктов питания можно наглядно продемонстрировать некоторые свойства водно-дисперсионных ЛКМ. Что произойдет, если взять, к примеру, майонез, и сначала заморозить его, а потом разморозить? Продукт расслоится на фракции, после чего перемешать его в однородную эмульсию уже не получится.
Похожим образом ведут себя при заморозке и водные ЛКМ. После размораживания у них меняется цвет, материал становится мутным вместо прозрачного. Также может измениться консистенция (появляются комочки).
Отсюда главное требование к «водным» материалам: их температура ни в коем случае не должна опускаться ниже +5 °С. Чтобы это обеспечить в наших погодных условиях, для хранения этих материалов необходимы отапливаемые склады, а для перевозки — теплые фуры.
ONYX HD — попытка концерна BASF решить проблему морозоустойчивости водорастворимых материалов. В составе цветовых компонентов ONYX HD нет воды, поэтому они не боятся мороза и не меняют своих свойств после оттаивания. Остальные компоненты системы — биндер и растворитель — во избежание расслоения после заморозки поставляются в достаточно больших канистрах. Такие защитить от холода легче, чем мелкие баночки цветовых компонентов.
Краски на водной основе уже вовсю используются как на конвейерах, так и в автосервисах. И не только краски, а и лаки, грунты, антигравийные покрытия.
В работе водные ЛКМ, в частности базовые покрытия, зарекомендовали себя превосходно: они легко наносятся, обладают отличной укрывистостью, в отличие от органорастворимых баз, практически не дают «яблочности» и полос.
Разработчики водных ЛКМ потратили немало усилий для сохранения их технологической преемственности, поэтому при переходе на воду не приходится кардинально ломать привычные технологии или использовать принципиально другой инструментарий. Хотя определенные изменения, конечно, потребуются.
Вот такой путь проделали автомобильные краски менее, чем за сто лет своей эволюции. От обратимой нитроцеллюлозной пленки и отверждаемого кислородом алкида, до прочной полиуретановой сетки акрила, фантастических эффектных покрытий и экологичных водорастворимых материалов.
Но производители ЛКМ останавливаться на этом не собираются. Что они смогут предложить далее? Поживем — увидим.
Нитрокраска: достоинства и недостатки
Современный рынок лакокрасочных материалов предлагает большое многообразие высокотехнологичных красок, с помощью которых можно удовлетворить любые потребности и пожелания заказчика, осуществляющего ремонт либо намеревающегося купить проект квартиры или частного дома. «Ветераном» среди этого многообразия является нитрокраска, которая широко применялась еще в советские времена не только в хозяйственных работах, но и автомобильной промышленности.
Современный рынок лакокрасочных материалов предлагает большое многообразие высокотехнологичных красок, с помощью которых можно удовлетворить любые потребности и пожелания заказчика, осуществляющего ремонт либо намеревающегося купить проект квартиры или частного дома. «Ветераном» среди этого многообразия является нитрокраска, которая широко применялась еще в советские времена не только в хозяйственных работах, но и автомобильной промышленности.
Нитра, обозначающаяся в магазинах аббревиатурой НЦ, представляет собой эмалевый лакокрасочный состав на базе нитроцеллюлозных смол. Как правило, она продается в готовом виде в банках либо баллончиках, предназначенных для локального ремонта, и не требует введения дополнительных растворителей. Нитроэмаль широко используется в качестве базы для металликов.
У данного вида краски есть немало как поклонников, так и ярых противников, предпочитающих использовать более прогрессивные материалы. Чтобы принять решение, стоит ли применять нитроэмаль для отделочных работ, следует рассмотреть ее достоинства и недостатки.
Преимущества нитрокраски
К основным плюсам НЦ можно отнести такие.
- Быстрота высыхания, пожалуй, максимальная среди красящих составов. Это не только ускоряет процесс выполнения малярных работ, но и сводит к нулю вероятность прилипания мелких частиц и пыли к окрашенной поверхности. Однако данное преимущество накладывает определенные обязательства на мастера, который должен работать в энергичном темпе покраски и с одинаковой толщиной слоев, дабы избежать образования подтеков. В связи с этим, для получения качественного результата от применения нитроэмали, необходимо использовать краскопульт, который после работы должен быть немедленно промыт растворителем, включая все клапаны.
- Чрезвычайная гладкость получаемой поверхности, при условии, что участок, предназначенный для покраски, пройдет все необходимые подготовительные этапы, начиная от очищения и обезжиривания, заканчивая грунтовкой. Возможность формирования зеркального блеска украсит любой проект индивидуального жилого дома либо квартиры.
- Адгезивность ко многим материалам, таким как бетон, дерево, металл, пластик.
- Возможность применения для внутренних и внешних отделочных мероприятий.
- Формирование прочного эмалевого слоя, который может использоваться в качестве недорогой дополнительной защиты от влияния окружающих факторов. Этим объясняется популярность нитры для покраски промышленных помещений и оборудования.
- Возможность снятия красочного покрытия практически любым видом растворителя, что сокращает время черновой отделки.
- Возможность формирования декоративных поверхностей, которые так любят дизайнеры, разрабатывающие проекты домов vip.
- Доступная цена.
Какие есть недостатки
Однако, наряду с перечисленными достоинствами, нитроцеллюлозная краска имеет и серьезные недостатки, к которым относятся:
- Высокий уровень токсичности, что делает НЦ абсолютно неэкологичной и требует обязательного наличия средств личной защиты в ходе работы. В некоторых странах применение данного вида красящего состава даже запрещено. В любом случае, лучше использовать нитроэмаль при наружных работах либо очень хорошо проветривать рабочее помещение.
- Реакция НЦ на повышенный уровень влажности, при котором на окрашенной поверхности проступают пятна плесневелого вида. Для коррекции данного недостатка в нитроэмаль рекомендуется все же добавить растворитель, который менее летуч, чем ацетон, входящий в состав нитры, например, амилацетат.
- Недостаточная стойкость к выгоранию и выцветанию.
- Несовместимость со многими видами красящих составов, уже присутствующих на рабочей поверхности – масляными, латексными и алкидными красками. Нанесение нитроэмали поверх старого покрытия, скорее всего, приведет к его вспучиванию. Также НЦ при ее неправильном применении способна растворить слой грунтовки либо разъесть некоторые виды пластика.
- Низкий коэффициент огнестойкости и, как следствие, повышенный уровень пожароопасности.
- Слабая ударостойкость, что может вызвать осыпание покрытия при прямом механическом ударе.
- Трудоемкая технология покраски, которая требует:
- тщательной подготовки рабочей поверхности;
- нанесения большого количества тонких слоев;
- ожидания полного высыхания предыдущего покрытия перед нанесением следующего слоя;
- дополнительной полировки для получения действительно зеркального блеска.
Как видим, вопрос, использовать ли нитрокраску в отделочных мероприятиях, достаточно спорный и в равной степени зависит от типа и условий работ, а также от квалификации и мастерства исполнителя, при наличии которых нитроэмаль способна украсить не только стандартное помещение, но любые проекты вип домов.
Марка растворителя Сандарт (ГОСТ или ТУ) | Химический состав растворителей | Относительная летучесть растворителя | Назначение и область применения растворителя | ||
Компоненты, входящие в состав растворителей | % доля | Растворяемые пленкообразователи | Основные марки разбавляемых | ||
Растворитель 645 ГОСТ 18188-72 | Толуол | 50 10 | 10-12 | Нитроцеллюлозные | Лаки: НЦ-134, НЦ-551, НЦ-286 черный |
Растворитель 646 ГОСТ 18188-72 | Бутилацетат | 10 | 8-16 | Нитратцеллюлозные, нитратцеллюлозно-глифталевые, эпоксидные, нитратцеллюлозно-эпоксидные, мочевиноформальдегидные, кремнийорганические | Лаки: НЦ-269, НЦ-279, НЦ-292, НЦ-5108, ЭП-524 |
Растворитель 647 ГОСТ 18188-72 | Бутилацетат | 29,8 | 8-12 | Нитратцеллюлозные | Эмали: НЦ-280, НЦ-11, НЦ-132 П, АК-194 |
Растворитель 648 ГОСТ 18188-72 | Бутилацетат | 50 | 11-18 | Нитратцеллюлозные, нитратцеллюлозно-эпоксидные, бутилметакрилатные, полиакрилатные | Лаки: ЭП-524, КО-940, АС-16 |
Растворитель 649 ТУ 6-10-1358-78 | Этилцеллозольв | 30 | 15-30 | Нитратцеллюлозно-глифталевые | Эмали: НЦ-132 К, ГФ-570Р К |
Растворитель 650 ТУ 6-10-1247-96 | Этилцеллозольв | 20 | 20-30 | Нитратцеллюлозные | Эмали: ГФ-570Р К, НЦ-11 |
Растворитель Р-4 ГОСТ 7827-74 | Бутилацетат | 12,0 | 5-15 | Перхлорвиниловые, полиакриловые, сополимеры винилхлорида с винилиденхлоридом или винилацетатом | Лаки: ХС-76, ХС-724 |
Растворитель Р-5 ГОСТ 7827-74 | Бутилацетат | 30 | 9-15 | Перхлорвиниловые, эпоксидные, кремнийорганические, полиакрилатные, каучуки | Лаки: ХВ-139, АС-16, АС-82, АС-516, АС-552, АК-113 |
Растворитель Р-6 ТУ 6-10-1328-77 | Бутилацетат | 15 | 9-11 | Меламино-формальдегидные, резиловые, поливинилбутиральные | Лаки: ВЛ-725, ВЛ-725 Г |
Растворитель Р-7 ТУ 6-10-1321-77 | Циклогексанон | 50 | 25-32 | Поливинил-бутиральные, крезоло-формальдегидные | Лак ВЛ-51 |
Растворитель Р-11 ТУ 6-11-1821-81 | Бутилацетат | — | 0,7-1,2 (по ксилолу) |
|
|
Растворитель Р-12 ГОСТ 7827-74 | Бутилацетат | 30 | 8-14 | Перхлорвиниловые, полиакрилатные | Эмали: ХВ-533, ХВ-785, ХВ-1120, АК-194 |
Растворитель Р-14 ТУ 6-10-1509-75 | Циклогексанон | 50 | 1,1-1,5 | Эпоксидные (отверждаемые изоценатными отвердителями) | Эмаль ЭП-711 |
Растворитель Р-24 ГОСТ 7827-74 | Cольвент | 50 | 10-20 | Перхлорвиниловые | Эмали: ХВ-110, ХВ-113, ХВ-238 |
Растворитель Р-40 ВТУ УХП 86-56 | Этилцеллозольв | 50 | — | Эпоксидные | Эмаль ЭП-140 |
Растворитель Р-60 ТУ 6-10-1256-77 | Этиловый спирт | 70 | 13-25 | Крезоло-формальдегидные и поливинил-бутиральные | Эмали: ФЛ-557, ВЛ-515 |
Растворитель Р-83 ТУ 6-10-1595-76 | Лактон С12 | 10 | — | Эпоксиэфирные | Грунтовка ЭФ-083 |
Растворитель Р-119 ТУ 6-10-1197-76 | Толуол | 35 | — |
|
|
Ратсворитель Р-119 Э ТУ 6-10-1197-76 | Ксилол | 40 | — |
|
|
Растворитель Р-189 ТУ 6-10-1508-75 | Этиленгликольацетат | 37 | 1,2-1,6 (по ксилолу) | Полиуритановые, уралкидные | Лаки: УР-293, УР-294 |
Растворитель Р-197 ТУ 6-10-1100-78 | Растворитель АР* | 70 | не менее 80 | Меламиноалкидные | Эмали: МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1214 |
Растворитель Р-198 ТУ 6-10-1197-76 | Этилцеллозольв | 50 | 35-45 | — | Эмали: МЛ-1121 |
Растворитель Р-219 ТУ 6-10-960-76 | Ацетон | 33 | 13-18 | Полиэфирные | Лаки: ПЭ-250М, ПЭ-247 |
Растворитель Р-265 ТУ 6-10-1789-80 | Толуол | — | — | Алкидноакриловые | Эмаль: АС-265 |
Растворитель Р-548 ТУ 6-10-1033-75 | Этилцеллозольв | 70 | — | Полиакрилатные, Эпоксидные | Эмаль: АС-576 |
Растворитель Р-563 ТУ 6-10-1434-79 | Этилацетат | — | 5-15 |
| Лак: ХС-563 |
Растворитель Р-1101 ТУ 6-10-1476-77 | Этиленгликольацетат | 20 | 1,0-6,0 (по ксилолу) | Полиакрилатные | Эмаль: АС-1101 |
Растворитель Р-1101 М ТУ 6-10-1476-77 | Лактон С12 | 20 | — |
| Эмаль: АС-1101 М |
Растворитель Р-1166 ТУ 6-10-1566-75 | Этилацетат | 20 | 1,0-2,5 (по ксилолу) | Полиакрилатные и нитроцелюлозные | Эмали: АС-1166, АС-1166М |
Растворитель Р-1176 ТУ 6-10-1811-81 | Циклогексанон | 50 | 1,0-1,6 (по ксилолу) | Полиуретановые | Полиуретановые эмали |
Растворитель Р-2106 ТУ 6-10-1527-75 | Сольвент | 70 | 1,2-5,5 (по ксилолу) | Полиакрилатные амидсодержащие, эпоксидные | Эмаль АС-2106 |
Растворитель Р-2106 М ТУ 6-10-1527-75 | Лактон С12 | 20 | — | То же | Эмаль АС-2106 М |
Растворитель Р-2115 ТУ 6-10-1613-77 | — | — |
| Нитроакриловые | Эмали: АК-2115, АК-2130 |
Растворитель Р-3160 ТУ 6-10-1215-72 | Этиловый спирт | 40 | — | Поливинилацетальные | Эмаль ВЛ-55 |
Растворитель РЛ-176 ТУ 6-10-1474-76 | Циклогексанон | 50 | 1,5-4,5 (по ксилолу) | Полиакрилатные, полиуретановые | Лак АС-176 |
Растворитель РЛ-176 М ТУ 6-10-1613-77 | Циклогексанон | 50 | 1,5-4,5 (по ксилолу) | То же | Лак АС-176 |
Растворитель РЛ-176 ПЭ Марка А Марка Б |
Циклогексанон |
60 |
| Полиэфирные | Лаки: ПЭ-251А, ПЭ-251Б |
Растворитель РЛ-176 УР Марка А Марка Б Марка В |
Этиленгликольацетат Этиленгликольацетат |
50 10 |
1,5-2,3 (по ксилолу) 0,3-,05 (по ксилолу) | Полиуретановые | Лаки: УР-277, УР-277 М, УР-277 П, УР-268 П |
Растворитель РЛ-278 ТУ 6-10-1503-75 | Этилцеллозольв | 10 | 0,82-1,1 (по ксилолу) | Поливинилацетальные | Лак ВЛ-278 |
Растворитель РЛ-298 ТУ 6-10-1528-75 | Ксилол | 70 | 1,3-1,8 (по ксилолу) | Эпоксидные | Лак ЭП-298 |
Растворитель РЛ-541 ТУ 6-10-1646-77 | Толуол | 70 | — | Эпоксифенольные | Лак ЭП-541 |
Растворитель РВЛ ТУ 6-10-1269-77 | Этилцеллозольв | 50 | 1,3-2,0 (по ксилолу) | Поливинилформальэтилаль | Винифлексовые лаки |
Растворитель РФГ ГОСТ 12708-77 | Этиловый или | 25 75 | <1,3 (по ксилолу) | Поливинилбутиральные | Грунтовки: ВЛ-02, ВЛ-08, ВЛ-023, ВЛ-05 |
Растворитель РС-2 ТУ 6-10-952-75 | Ксилол | 30 | 30 | Маслянные, битумные, пентафталевые (тощие и средние) | Эмали: ПФ-837, ПФ-1105 |
Растворитель № 30 ТУ 6-10-919-75 | Этилцеллозольв | 95 | — | Смесь акрилатного сополимера и эпоксидной смолы, эпоксиднофенольные с добавкой поливинилбутираля | Лаки: ФЛ-559, ФЛ-561 |
Растворитель РМЛ-315 ТУ 6-10-1013-75 | Бутиловый спирт | 15 | 13-22 | Нитроцелюлозные | Лак НЦ-223 |
Разбавитель РКБ-1 ТУ 6-10-1326-77 | Ксилол | 50 | — | Меламино- и мочевино-фармальдегидные | Лак МЛ-248 |
Разбавитель РКБ-2 ТУ 6-10-1037-75 | Ксилол | 5 | — | Мочевино-фармальдегидные | Лак МЧ-52 |
Растворитель РП ТУ 6-10-1095-76 | Ксилол | 75 | — | Эпоксидные | Грунтовка ЭП-057 |
Разбавитель РЭ-1В ГОСТ 18187-72 | Сольвент | 70 | 12-18 | Меламиноалкидные, меломино-формальдегидные | Грунтовка МЧ-042 |
Разбавитель РЭ-2В ГОСТ 18187-72 | Сольвент | 60 | 12-18 | То же | Грунтовка МЧ-042 |
Разбавитель РЭ-3В ГОСТ 18187-72 | Сольвент | 50 | 18-24 | Пентафталевые, глифталевые, меламиноалкидные | Эмали: ГФ-571, МЛ-152, ПФ-223 |
Разбавитель РЭ-4В ГОСТ 18187-72 | Сольвент | 30 | 18-24 | Пентафталевые, глифталевые, мочевино-формальдегидные | Лак МЧ-52 Эмали: МЛ-152, ГФ-1426, ПФ-115, ПФ-133, ПФ-223 |
Разбавитель РЭ-5В ГОСТ 18187-72 | Ксилол | 40 | 16-22 | Перхлорвиниловые | Эмали: ХВ-113, ХВ-238, ХС-119, ХВ-124 |
Разбавитель РЭ-6В ГОСТ 18187-72 | Сольвент | 50 | 16-22 | — | Эмаль ХВ-124 |
Разбавитель РЭ-7В ГОСТ 18187-72 | Ксилол | 60 | 12-18 | Нитрацеллюлозные | Лаки: НЦ-241, НЦ-258 |
Разбавитель РЭ-8В ГОСТ 18187-72 | Ксилол | 25 | 18-26 | Алкидностирольные | Эмаль МС-17 |
Разбавитель РЭ-9В ГОСТ 18187-72 | Сольвент | 50 | 14-20 | Полиэфиракрилатные | Эмаль ПЭ-126 |
Разбавитель РЭ-10В ГОСТ 18187-72 | Сольвент | 40 | 20-26 | Маслянные краски, густотертые белила на природных неорганических пигментах | — |
Разбавитель РЭ-11В ТУ 6-10-875-72 | Этилацетат | 20 | 18-24 | Эпоксидные | Грунтовка ЭФ-083 |
Растворитель РЭС-5107 ТУ 6-10-1816-81 | Бутилацетат | 17 | 5,0-9,0 | Сополимер винилхлорида с винилацетатом | Эмаль ХС-5107 |
Нитроэмали — применение и техника нанесения
Нитроэмали – это вид лакокрасочных материалов, изготовленных на основе нитрата целлюлозы. В ходе производственного процесса целлюлоза подвергается обработке азотной кислотой, что и позволяет получить краску. Другие названия нитроэмалевого состава – нитрокраска и нитроцеллюлоза.
Нитрокраска предлагается потребителю в готовом виде. Продукт не нуждается в растворителе. Однако лакокрасочный материал нужно хорошо размешать перед применением.
к содержанию ↑Сферы применения
Нитроэмали изначально разрабатывались как красящий состав для автомобилей. Основная причина такого предназначения – глянцевость, эффектный зеркальный блеск поверхности. Однако процесс окрашивания отличался повышенной трудоемкостью, и к тому же покрытие получалось нестойким: его хватало всего лишь на 3-5 лет. Поэтому в промышленности от окрашивания автомобильных кузовов нитрокраской постепенно отказались, хотя автолюбители все еще используют этот вид краски в домашних условиях.
Сейчас нитроэмали чаще всего применяются для обработки следующих типов поверхностей:
- Металла. Это может быть как какая-либо строительная конструкция (перила, полки и т.д.), так и кузов автомобиля.
- Древесины. Нитроэмалями окрашиваются предметы мебели, деревянные панели, подоконники и т.д.
- Стен, покрытых штукатуркой.
к содержанию ↑Обратите внимание! Специально для нанесения надписей производиться краска в маркерах. Маркер представляет собой резервуар с жестким наконечником (стержнем).
Преимущества и недостатки нитроцеллюлозы
К преимуществам данного вида краски можно отнести:
- Устойчивость к ультрафиолетовому излучению. Покрытие не выгорает на протяжении многих лет;
- Стойкость к влаге.
- Быстрое высыхание. Стандартный промежуток времени, требующийся на высыхание покрашенной поверхности, составляет от 10 минут до получаса (в условиях комнатной температуры). Не требуется никакого оборудования для сушки.
- Возможность получить отличные эстетические характеристики покрытия.
- Лакокрасочный состав подходит для окрашивания самых разнообразных материалов, в числе которых древесина, штукатурка, металл, бетон и т.д.
- Возможность применения как снаружи, так внутри здания.
- Нитроэмали отличаются доступными ценами.
Следует отметить такие недостатки нитроцеллюлозных эмалей:
- Основной недостаток нитроэмалей – высокий уровень токсичности. Работать с этим ЛКМ можно только в респираторе. В помещении должна быть хорошая циркуляция воздуха. В связи с повышенным содержанием токсинов нитроцеллюлозные краски ограничены в распространении или даже находятся под запретом.
- Пожароопасность. Нитрокраски нельзя держать поблизости от источников открытого огня.
- Нитроэмали несовместимы с масляными, алкидными и акриловыми покрытиями. В перечисленных случаях не удастся обеспечить достаточную адгезию.
- Недостаток механической прочности. Покрытие легко трескается при механическом воздействии.
- Белесые разводы на поверхности. Их причиной становится повышенный уровень влажности в помещении. Белые пятна появляются вследствие испарения ацетона и одновременного охлаждения поверхности. Если помещение эксплуатируется в условиях высокой влажности, вместо ацетона рекомендуется использовать менее летучую разновидность растворителя, к примеру, амилацетат или бутилацетат. При этом в слишком влажных помещениях лучше вообще отказаться от использования нитрокрасок. Максимально допустимая влажность воздуха в помещении, окрашенном этим видом краски, не должна превышать 70%.
Инструкция по покраске
Поскольку нитроэмали сохнут в течение короткого времени, этот факт приходится учитывать малярам, которые в работе с этим видом красок пользуются краскопультами, а не кистями или валиками. Дело в том, что только пульверизатор или баллончик позволяет получить равномерную поверхность при покраске, а вот при работе другим инструментом остаются потеки.
Обратите внимание! В среднем расход нитрокраски составляет 100-120 граммов на квадратный метр.
Если краска наносится на металлическую поверхность, порядок выполнения работ будет следующим:
- Шлифуем наждачкой поверхность металла.
- Удаляем с поверхности следы масла и грязи. Обезжириваем металл с помощью растворителя (Уайт-спирита, бензина или ацетона).
- Когда поверхность обезжирена, наносится слой грунтовки для металла.
- Наносим первый слой краски на сухую поверхность. После получасового ожидания наносим второй. Снова ждем высыхания слоя и окрашиваем поверхность вновь. Слои должны иметь приблизительно одинаковую толщину.
- После окончания покраски тщательно вымываем емкость растворителем.
Обратите внимание! Нитроэмали придают глянцевый вид поверхности: покрытие будет выглядеть почти зеркальным. Однако чтобы получить такой эффект, черновую поверхность нужно хорошо подготовить, доведя ее до идеальной гладкости.
Покраска деревянных изделий осуществляется схожим образом, но имеются и отличия:
- Очищаем поверхность от древесных масел и смол, а также от старого слоя краски. Для этого используем наждачку, шпатель или средства химической очистки.
- Грунтуем древесину антисептическим средством. Стоит эта жидкость недорого, но эффективность ее несомненна. Антисептик не только защищает древесину от микроорганизмов и гниения, но и улучшает адгезивные качества материала.
- Наносим нитрокраску на абсолютно сухую поверхность в несколько слоев.
Нитроэмали по-прежнему пользуются определенным спросом из-за своей ценовой доступности. Однако многочисленные недостатки нитроэмалей и, в первую очередь, их токсичность заставляют многих покупателей сделать выбор в пользу более прочных и экологически чистых красок.
содержит 2 мм / 6 мм / 10 мм / 12 мм / 18 мм 5 видов технических характеристик ленты
Nitro Paint Специальная лента для маскировки 18м на рулон.
Руководство по сборке модели смолы
Подготовка материала для сборки модели и инструментов.
Инструменты: дренажные клещи, точилка для карандашей, пинцет, наждачная бумага, зубочистки, Flow Suture, наполнитель, 502 клей.
Демонстрация работы
Это модель солдата из смолы 1/35.
Во-первых, используйте плоскогубцы, чтобы удалить часть излишков.
Затем уточнение карандаша.
Используйте тот же метод для обрезки других деталей.
Обратите внимание на: Если смола изогнута или деформирована, вы можете поместить ее в горячую воду на несколько секунд и аккуратно отогнуть ее до нужной формы.
Следующее, мы используем наполнитель на модели устранения дефектов, таких как отверстия в кронштейне.
Используйте зубочистку для наполнителя, чтобы заполнить отверстие, дождитесь высыхания после использования наждачной бумаги чистой банки.
Используйте наждачную бумагу для полировки, чтобы заполнить место
Если что-то не так с другими деталями, можно использовать тот же метод. 1. Высокоскоростной смеситель, многофункциональный смеситель, простой смеситель, высокоскоростная стригущая машина, гомогенизатор. Применяется для производства материалов с несколькими пузырьками или летучих растворители. В вакуумном диспергирующем котле необходимо сдерживать воздушный пузырь и активацию растворителя, ускорять деаэрацию материалов, повышать эффективность диспергирования.Он широко используется благодаря своей простой конфигурации, высокому вакууму и простоте в эксплуатации. 2. Высокоскоростной смеситель широко используется для смешивания красок, дисперсии, смешивания сополимеров, смешивания клея на водной основе. Покрытие на водной основе, сополимер на водной основе, эмульсионный клей .Latex, на водной основе material. 3, Model FLZ200 FLZ400 FLZ600 FLZ1000 Main мощность двигателя (кВт) 7.07 -0.07 -0.07 -0.07 Dispersing лезвия диаметра (мм) 200 300 350 400 + 4.Type:. HS-18.5kw; HS — означает высокую скорость; 18.5Kw — средство 18,5 Kilowatts. HS-3kw 0-1450rpm HS-4Kw 0- 1450 об / мин HS- 5,5 кВт 0-1450 об / мин HS-7,5 кВт 0-1450 об / мин HS-11 кВт 0-1450 об / мин HS-15 кВт 0-1450 об / мин HS-18.5Kw 0-1450rpm HS-22Kw 0-1450rpm 5. 5. 5. We были сосредоточены на этой области на протяжении более 10 лет, и босс JCT является профессиональным инженером, который имеет 20-летний опыт в том, что мы концентрируемся на 2). Мощная команда: A 5-опытного инженер-проектная группа + 35-Опытно-техник команда + 10 страстных-продажа команда грим большой команды JCT. Product Описания Product No./product name Packing specification Product feature Product No./product name Packing specification Product feature 901 NC медленно сушки разбавитель 18kg 175kg Slow сушки, низкая летучесть, высокой solvency 907electrostatic нитро разбавителя 18kg 175kg .5kg 18kg Use вместе с нитро разбавителем в высокой температуре и влажности окружающей среды, чтобы избежать отбеливания нитро paint 973 NC арена свободного электростатического diluter 175kg Special для IKEA электростатического распыления, арен-free 935 банан oil 18kg 170kg Quick сушки, сохнет быстрее, чем 902, cheap 974 NC-арен бесплатно и быстро- сушка электростатического diluter 175kg Special для IKEA электростатического распыления, арены свободной 937 быстрой сушкой diluter 18kg 175kg Quick сушки, высушить быстрее, чем 902, трудно whiten NC008A не-толуол-нитро thinner 18kg 175kg IKEA специфического, арен-свободным, universal TY4 бензола, свободный от БКСА 18kg Use вместе с нитро разбавителем в высокой температуре и влажности окружающей среды, чтобы избежать отбеливания нитро paint Usage Lab Packing & Shipping Company Information Shanghai NH Trade Co., Ltd, расположенная в районе Минханг, Шанхай, была основана в 2004 году и в 2008 году зарегистрировала независимую марку краски «NH New Emperor». Имея более 12 лет опыта работы с покрытиями и лакокрасочными материалами, наш бизнес включает в себя различные краски и services. До сих пор мы значительно расширили наш рынок в химической, текстильной, садоводческой, строительной, биологической, автомобильной областях и т. д. Наша компания располагает самыми передовыми и современными производственными мощностями в отрасли. Строгий контроль качества наших Продукты будут уверены, что вы на 100% довольны нами. Наши услуги В NH вы можете воспользоваться этими услугами: в вашу страну, чтобы продемонстрировать вам. Стенная малогабаритная латексная вода Жидкая промышленная масляная промышленная масляная промышленная линия для производства полноразмерных эмульсионных красок
электростатического нитро краска разбавитель разбавителя для NC древесины paint
9 0014
Если у вас есть какие-либо проблемы с техникой или красками, мы поможем вам выиграть в течение 24 часов;
Мы могли бы предложить вам видео о строительстве, если вам нужно.
Мы могли бы предложить техническое руководство. Если у вашего проекта возникли проблемы в
технике строительства, мы могли бы пригласить технического специалиста