Разное

Производство витражей – : $5000

20.03.2018

Содержание

Бизнес-идея: Изготовление витражей

Инвестиции от $5000
Чистый доход составляет около $900\в месяц, $11 тыс\ в год

Технологии изготовления витражей

Для справки: рынок витражей подразделяется отчётливо на два рынка: рынок настоящих высокохудожественных изделий из цветного стекла, которые изготавливаются мастерами по старым “классическим” и “модерн” технологиям (например, технологии “Тиффани”) и рынок так называемых плёночных витражей, которые, строго говоря, являются дешёвым массовым продуктом-имитацией натурального витража. И то и другое на рынке носит имя “витраж”, но всегда нужно чётко различать, о каком именно изделии идёт речь.

Витраж плёночный – дёшев и быстр в изготовлении, для его создания не требуется мастерство художника-профессионала. В процессе изготовления плёночного витража не используется то профессиональное оборудование, которое необходимо для производства витража настоящего.

Цех, в котором делают плёночные витражи, требует гораздо меньших площадей (достаточно и гаражного помещения). На приобретение оборудования для производства витража-плёнки достаточно нескольких сотен долларов.

Предприниматели, зарабатывающие на плёночных псевдо-витражах, работают по трафаретным каталогам в кооперации с мебельщиками и столярными цехами, зачастую являясь сами – мебельщиками или столярами, решившими освоить параллельный вид бизнеса.

Рентабельность такого бизнеса оценивается экспертами в 30%. стоят плёночные псевдо-витражи более чем в половину дешевле самого бюджетного натурального витража.

Как открыть мастерскую по производству витражей

50 тысяч долларов, вложенных в мастерскую по производству высокохудожественных витражей, могут окупиться за срок менее пяти лет. Но стартовать можно и с суммы в 5 тысяч, утверждают игроки рынка.

Во все времена и во всём мире витражи приравнивались к настоящим произведениям искусства (прикладное искусство), цена на которое со временем обязательно растёт, как это обычно происходит с винтажными вещами или другими изделиями, имеющими антикварную ценность.

Производство витражей: целевая аудитория

Главный покупатель витража (70 % всего объёма заказов по подсчётам экспертов) – частное лицо, человек, строящий или реставрирующий загородный дом, реже, ремонтирующий, реставрирующий собственные городские апартаменты.

Классический витраж очень хорошо смотрится с (дорогими) деревянными окнами, поэтому начиная этот бизнес, нужно скооперироваться с производителями деревяннх окон класса люкс, а также архитекторами и дизайнерами интерьеров.

Однако в последенне время игроки рынка отмечают небывалый подъём уровня спроса среди корпоративного клиента – владельцев частных гостиниц, мини-отелей, ресторанов, баров, кафе.

Тенденция спроса такова, что по оценкам экспертов весь рынок витражей в самое ближайшее время собирается прирастать исключительно благодаря “корпоративному” заказчику.

Если наблюдать рост рынка от нулевых годов до сегодняшнего дня, то общее количество заказов за этот срок постепенно увеличивалось на 25-40% в год, даже невзирая на кризис.

Рынок производства витражей в цифрах

Один квадратный метр “материала” или “сырья” (цветное стекло) стоил порядка 70-200 долларов. В настоящее время цены на стекло и сопутствующие инструменты и материалы, необходимые для производства витража, увеличились в среднем на 25%.

Один квадратный метр уже готового изделия, то есть – натурального витража из цветного стекла, в среднем обходится сейчас заказчику готовой продукции в сумму от 800 до 1,2 тысяч долларов.

Один мастер-художник, работающий, к примеру, по модерн-технологии “Тиффани”, в среднем изготавливает в месяц 6 квадратных метров витража.

Если речь идёт о более бюджетном стеклянном витраже, то мастер-художник способен изготовить уже 12 квадратных метров в месяц.

Крупные мастерские, производство и сбыт в которых поставлены на постоянные рельсы, делают в среднем около 2,5 тясяч квадратных метров витража в год.

При этоих цифрах, оборот подобной мастерской сост

biznes-transformator.ru

История витражного искусства. Часть 2: sovkollekcioner — LiveJournal

Переплетение цветное,
Оконный стрельчатый пейзаж,
Святые, ангелы, герои,
И называется — витраж.

Владимир Френкель

На данный момент существует деление витражей на виды и типы. В основу их классификации входят не только и не столько способы их производства, сколько характерные особенности их внешнего вида или функционального назначения. При этом некоторые из них могут быть выполнены в одной и той же технике. Варианты основываются либо на разных способах скрепления стекол, либо на особенностях характеристик.


Например, можно выделить следующие виды современных витражей:
— Пескоструйный витраж.
— Мозаичный витраж.
— Наборный витраж.
— Спечной витраж (фьюзинг).
— Расписной витраж.
— Травленый витраж.
— Паечный витраж.
— Фацетный витраж.
— Комбинированный витраж.
— Кабошон.
— Узор «Мороз».
— Нацвет.
— Травление.
— Многослойное травление.
— Рюмочная плитка.
— Транспарант.
— Эрклез.
— Бендинг.
— Шебеке (панджара).
— Контурный заливной витраж и многие другие.

Но подробнее я остановлюсь на классификации, основанной на технике изготовления.

Витражи делятся на следующие типы:

1. Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Процесс производства классического витража состоит из нескольких стадий. Первоначально создается эскиз орнамента. Далее по его шаблону изготавливается П-образный профиль, после чего вырезаются детали из цветного стекла. Каждый стеклянный элемент обрамляется латунной, алюминиевой или медной протяжкой и припаивается к другим деталям витража. Таким образом, получается Н-образный профиль, соединяющий все фрагменты, а шов пайки становится невидимым.

Чтобы витражная картинка площадью более одного квадратного метра была более прочной, в процессе создания она делится на отдельные секции.

— Свинцово-паяный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.

— Тиффани — одна из наиболее популярных технологий изготовления витражей. Такие композиции собираются из обточенных деталей, обернутых клейкой лентой из меди. Фрагменты соединяются с помощью оловянно-свинцового припоя.

Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.

Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.

— 3D-витраж.
Трехмерное изображение Тиффани заключается между двумя закаленными стеклами, образуя популярный сегодня 3D-витраж. Подобные витражи можно устанавливать в качестве стеклопакетов, так как они обладают прекрасной шумоизоляцией, долговечностью и теплопроводностью, к тому же легко моются.

Окно с витражом представляет собой классический двухкамерный стеклопакет с тройным остеклением, где третьим, внутренним полотном является сам витраж, который обычно изготавливается по технологии Тиффани.

2. Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.

Расписной витраж изготавливается при помощи специальных водорастворимых красок. Рисунок на таких композициях может быть практически любого формата. Для увеличения долговечности расписные витражи обжигаются при больших температурах или покрываются защитным раствором.

Наибольшее признание витражная роспись получила при декорировании интерьеров различных помещений в стиле модерн с началом XX века. Несмотря на войны и прочие катаклизмы минувшего столетья, секреты изготовления витражной росписи не были утеряны. В связи развитием новых технологий древнее искусство получило дополнительные возможности по созданию прекрасных стеклянных полотен.

3. Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Для производства таких изделий применяется сразу несколько популярных техник. Как правило, изготовление комбинированных витражей — сложный и кропотливый труд, поэтому стоимость изделий довольно высока.
Первое возможное применение комбинированного витража относится к XII веку и связано с первым трактатом об изготовлении витража для окна, написанным монахом Теофилом. В нем повествовалось о производстве стеклянной основы, ее окрашивании и разрезании с помощью раскаленного железного прута на отдельные рельефные элементы, которые затем собирались согласно заранее заготовленному эскизу.

После всего этого цветное стекло дополнительно расписывали красками для улучшения прорисовки деталей картины, а затем все элементы соединяли свинцовой проволокой и спаивали между собой. Так создавались первые комбинированные витражи, которые состояли из мозаики цветных фигурных стекол и разрисованных элементов.

В дальнейшем техника росписи в сочетании с классическим наборным витражом применялась для подгона витража под более широкий оконный проем. В этом случае такие вставки создавались в виде орнамента. В современное время комбинированный витраж решает сложные образные задачи. Сочетание некоторых витражных техник позволяет добиться некоторых оптических эффектов и фактурного богатства.

4. Пескоструйный витраж.
Первое упоминание о стекле с пескоструем датируется временами существования Древнего Рима. Оно закрывало свод раздевальни бани в Помпеях. Таким образом, уже в тот период примитивное сплошное матирование, созданное путем растирания песка плоским камнем, использовалось для декора и скрытия происходящего от чужих глаз.

Изначально с помощью инструмента для нанесения пескоструйного рисунка могли наноситься только небольшие и довольно простые узоры. Однако постоянное совершенствование аппарата на протяжении почти более сотни лет привело к тому, что в современных художественных мастерских процесс пескоструйной обработки почти полностью механизирован. Это позволяет наносить сложные, замысловатые узоры и рисунки на стеклянную поверхность любой формы и размера. Благодаря способности современного оборудования менять степень и глубину матирования, нанесенное изображение может быть полностью матовым, иметь легкий туманный налет или же быть объемным, что делает изделие эффектным и оригинальным.

5. Спечной витраж (фьюзинг).
Фьюзинг — спекание элементов на специальном обезжиренном стекле. При обработке используется печь с регулировкой температурных режимов. Особенная технология производства позволяет добиться трехмерного изображения, акварельного эффекта или монолитности.

Первые сплавленные кусочки стекла были получены еще в 1 веке до н.э., современные же плавильные печи для спекания стекла в технике фьюзинг (от англ. Fuse – плавление) впервые появились в 1990 г. в Германии. Кусочки цветного стекла соединялись между собой не с помощью металлических протяжек, а посредством спекания под действием очень высоких температур (600-850С). Данный метод стал продолжением техники горячей эмали, однако использование прозрачного стекла, пропускающего световые лучи, позволило придать технике эмалирования необыкновенные яркость и чистоту, легкость и ажурность.

6. Травленый витраж.
Конкретно, разберем матированные витражи.

Чтобы изготовить матированную композицию, стеклу придают некую шероховатость. Витражи с такой поверхностью выполняются различными технологиями, в частности лазерным излучением, металлическим напылением, химической обработкой и пр. Такая техника обеспечивает исключительную долговечность витража.

Техника травления берет свое начало со времен существования Древнего Рима, когда стекло матировали, растирая песок на стекле с помощью плоского камня. Позднее стало известно, что использование песка возможно в художественном декоре стеклянной поверхности. Вначале создавались простейшие узоры и рисунки, однако в процессе доработок оборудования для матирования изображения становились все более сложными.

Химический способ матирования имеет также свою историю. Данный метод ранее являлся токсичным, поэтому многие витражисты внедряли разные формулы по созданию матирующего вещества с добавлением соляной кислоты, фторсиликата натрия и пр., что ускоряло процесс травления стеклянной поверхности. В Японии был изобретен состав, основанный на расплавленных солях с добавлением гидроксида, бикарбоната одновалентного катиона. Сложность состояла в затрудненных условиях работы по расплавке солей. Затем были созданы специальные матирующие пасты, использование которых приводит к проявлению рисунка, однако основным их веществом стали кислоты (плавиковая и серная).

В 2002 году для матирования стекла изобретается сложный многокомпонентный реактив, который состоял из нитрата калия, нитрата лития, сульфата бария, фторида бария и диметилсульфоксида.

Как правило, происходит матирование стекла, зеркал и оргстекла.

7. Литой витраж — каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет, усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

8.Фацетный.
Фацетные витражи делаются из ограненных элементов, тщательно отшлифованных и отполированных, со снятой фаской. Детали фиксируются на специально обработанной основе. Такие композиции отличаются большим весом, так как изготавливаются из толстого стекла.

Технологию изготовления фацетного витража можно отнести к классической. Отличие от последней состоит в том, что все или некоторые элементы стеклянной картины специальным образом предварительно обрабатываются в несколько этапов. Вначале при помощи специального станка со стекла под необходимым углом срезается кромка. Затем происходит ее шлифовка, в результате которой она становится матовой и не пропускает свет. И заключительным этапом является полировка, которая делает деталь полностью прозрачной.

Имитации витражей:

1. Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

Заливной витраж считается лучшей имитацией технологии Тиффани. Все этапы разработки выполняются опытным мастерами витражного производства. Благодаря использованию специальных красок и влагостойких покрытий, срок эксплуатации таких композиций практически неограничен.

2. Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Пленочные витражи изготавливаются из специальных полимерных материалов разных цветов и оттенков. Для фиксации здесь используютс

sovkollekcioner.livejournal.com

от простых из пленки к стеклу и настоящим

Витраж – желанное украшение любого интерьера. Но профессионально изготовленные витражи дороги. Между тем существуют разные виды витражных техник, и некоторые позволяют выполнять витражи своими руками. Простейшие дают возможность сделать, например, потолочный витраж, очень похожий на настоящий, если не присматриваться вблизи. А по более сложным, но доступным самолельщику, получается произведение, которое и специалист без разборки не отличит от «всамделишного».

Главный секрет техники

Технология изготовления любого витража не требует глубоких знаний. Но обязательно нужны точный глазомер, верная и твердая рука и предельная аккуратность. Мельчайшие погрешности, накапливаясь по мере изготовления, в итоге придают изделию не вполне приглядный, а то и просто неряшливый вид. Так что главные условия успеха – сноровка, смекалка, тренировка. Если после трех пробных композиций размером с большую книгу у вас получится хороший настоящий – вы самородок.

Витраж в соборе св. Винцента в Блуа

Об эскизах и ножницах

Основа любого витража – поэлементный эскиз. Эскизы витражей выполняются всегда в двух экземплярах. Если они сделаны на компьютере и распечатаны, проблем нет: распечатки абсолютно идентичны.

Однако для большого панно эскиз приходится рисовать вручную, а затем копировать на светокопировальном станке. Несмотря на столь серьезное название, простейший светокопировальный станок – просто лист стекла (который потом сгодится на основу), уложенный на два стула, и лампочка под ним.

Чтобы сделать витраж без ошибок, нужно твердо помнить: сборку ведут по ПЕРВИЧНОМУ, самому точному, эскизу, а копия с него пойдет на шаблоны. Иначе нестыковки неизбежны, а подгонка фрагментов по ходу дела усложняет и портит работу.

Ножницы нужны не простые, а специальные шаблонные, с тремя лезвиями. Третье вырезает полоску шириной 1,76 мм. Перед порезкой вторичный эскиз наклеивают на лист тонкого, но плотного картона (идеальный случай – электрокартон 0,5 мм) и режут уже бумажно-картонную слойку. Иначе при изготовлении фрагментов очень трудно будет обвести контур по мягкой бумаге.

При поклейке будьте внимательны – размокшая от любого клея бумага тянется при разглаживании, а клеить нужно по всей плоскости. Каждый готовый шаблон выверяется по первичному эскизу. Кстати, кусочки обоих эскизов еще до порезки нужно единообразно пронумеровать.

Виды витражей

Классический, или стеклянный витраж – это окно из множества разноцветных стекол, прозрачных или молочных; молочных в данном случае значит – непрозрачных окрашенных в массе. Матовое стекло «зашершавлено» с одной стороны, и на изломе прозрачно.

Фрагменты витража иногда называют витражными смальтами, чтобы не путать со смальтами, из которых набирается стеклянная мозаика. Витраж и произошел от мозаики. Иногда даже говорят просто «смальта», т.к. витражей делается много больше, чем мозаик из стекла. Далее в тексте смальта – везде витражная смальта.

Каждая смальта обрамляется П-образным профилем из свинца, олова, меди или латуни. Затем смальты укладываются прямо на первичный эскиз, и швы пропаиваются. Получается окно в переплете из Н-образных профилей. На него тут же накладывают раму из латунного уголка, для прочности, и пропаивают уже по контуру. Полученную картину вставляют в оконную раму или в проем с подсветкой сзади. В таком случае смальты берут матовые или молочные.

Витражи, выполненные в классической технике

На рисунке в предыдущем разделе – один из величайших мировых витражных шедевров, витраж в южном окне собора св. Винцента в Блуа. На рисунке выше – современные витражи классического типа. И там, и там используется комбинированная техника с применением фьюзинга, см. далее. Классический витраж очень сложен в работе, трудоемок и не особо прочен. В распашные окна их не ставили – могли рассыпаться от хлопка открытой створки.

От простого к сложному

Пленка и потолок

Пленочный витраж (первый слева на след. рис. ниже) относится к фальшвитражам: на стеклянную основу, прозрачную, матовую или молочную, тем или иным способом наносится рисунок с имитацией бордюров между смальтами. В данном случае это просто пленка-самоклейка; об имитации контурных бордюров поговорим ниже, это совсем не сложно.

Витраж из пленки сделать не сложнее, чем просто что-то оклеить самоклейкой. Главное – хорошо обезжирить стекло раствором моющего для посуды в воде 1:5-1:20 и затем промыть дистиллированной водой. Пузырьки на пленке прокалываются иголкой и за сутки-двое без следа спадаются.

Современные пленки достаточно долговечны, но вблизи сразу видно, что это только имитация. А с обратной стороны он вообще вида не имеет. Поэтому пленочные витражи чаще всего устанавливают на потолок. Там они как раз на своем месте – дешево и сердито.

Ранее потолочные витражи были мало распространены: основа тяжела, хрупка, а при обрушении чрезвычайно травмоопасна. По свойствам материала витраж на стекле вообще не должен быть висячим. Сейчас наилучшая основа для потолочных витражей – акрил.

Попробуйте согнуть или сломать компьютерный диск. Это есть прочность акрилового пластика при толщине всего около 1 мм. Лист акрила 3х3 м толщиной 2-3 мм человек подбрасывает рукой, и под собственным весом он не провисает многие годы. А вдруг вывалится – тихо планирует, покачиваясь. И пленка на акриле держится очень прочно. Правда, акрил гораздо дороже стекла.

Виды витражей

Заливной

Вторая поз. слева – витраж красками, или заливной. С лица он уже очень похож на настоящий, но с изнанки все равно заметна подделка, даже если ее оформить заодно с лицом в зеркальном отражении.

Технику заливного витража мы далее рассмотрим подробнее: из умелых рук такие композиции выходят очень эффектными с лица, но получить их не так-то просто. Для полноты эффекта нужно двойное прохождение световых лучей сквозь стекло-основу; следовательно – гладкая или фактурная отражающая поверхность под ней. Поэтому самое распространенное применение заливной техники – витраж на зеркале.

Дело в том, что краска при правильной заливке образует мениск, см. далее. Лучи, прямые и отраженные от зеркальной пленки, проходят через его участки с разной кривизной, и витраж играет красками вовсю. Сказывается и дифракция на границах бордюра, поэтому его лучше делать темным, но блестящим, также см. далее. Особенно эффектно «заливное» на акриловых зеркалах с отражающей тантал-ниобиевой подложкой.

Тиффани

Витраж-тиффани (след. слева направо поз.) – это уже самый настоящий, полноценный витраж из стеклянных смальт. Отличие от классики только в том, что переплет изготавливается не из литых или кованых желобков, а формируется прямо по торцу смальты из металлической паяющейся фольги (фолии), которую в Средние Века делать еще не умели.

При использовании латунной фольги, твердых легкоплавких припоев (которых в старину тоже не было) и полуактивных флюсов тиффани получается вполне прочным. Он пойдет и как витраж на окно, в т.ч. распашное или французское, и в дверь. Техника тиффани позволяет «витражить» объемные прямоугольные и криволинейные конструкции. Для этого боковые грани смальт выполняются скошенными под 45 градусов или под требуемым по кривизне углом. Промышленного оборудования для этого не требуется. Технику тиффани мы также разберем далее.

Фацет

Фацетный витраж, предпоследняя поз. – непременный признак престижного интерьера. Фацет – широкая, под малым углом, оптически точная полированная фаска на толстой, от 6 мм, стеклянной пластине. Угол фацета должен быть точно согласован с оптическими свойствами стекла, чтобы получилась т. наз. алмазная грань, дающая наибольшее светопреломление.

Смальты фацетных витражей изготавливаются прозрачными, бесцветными или окрашенными, из специальных сортов стекла – поташного (легкого, с меньшим показателем преломления) и свинцового (тяжелого, с большим лучепреломлением). Особенно эффектны фацетные витражи из умело подобранных комбинаций того и другого (кронфлинтовые фацеты).

Собираются фацетные смальты в специальных, штучно изготавливаемых профилях из прочного алюминиевого сплава, из-за большого веса. В целом фацетный витраж требует высокого мастерства и промышленных условий для изготовления. Чаще всего смальты заказывают партиями на оптико-механических предприятиях, а собирают уже в условиях мелкого/среднего производства.

Фьюжн

Фьюзинговый витраж, или витраж-фьюжн (от англ. fuse – плавить, плавиться; последняя поз.) изготавливается из разогретых до размягчения (300-1200 градусов, в зависимости от сорта стекла) смальт, выложенных по трафарету на жаростойкую плоскость. Весь набор прокатывается, благодаря чему получаются плавные переходы цветов, что в прочих витражных техниках недостижимо.

Фьюжн – высший пилотаж витражного искусства. Даже при изготовлении роботами в промышленных условиях вследствие прокатки каждое изделие уникально. Большие витражи-фьюжн стоят огромных денег; правда, с развитием роботизации цены неуклонно падают, здесь, как говорится, на два круга, впереди всего мира идет Китай. Сама же техника фьюжн известна издревле; именно по ней изготавливались и изготавливаются смальты с лицами и т.п. для классических витражей.

Видео: витраж с применением фьюзинга

Делаем простой витраж

Имитации

О пленочном витраже уже сказано, да и сложного ничего в нем нет. Но, прежде чем переходить к красочному, расскажем об имитации свинцового переплета; она общая и в том, и в другом случае. Приличная на вид имитация витража во многом определяется именно похожестью накладного бордюра на натуральный металлический переплет.

Бордюры

Сымитировать переплет классического витража и для пленки, и для краски, можно тремя способами:

  • Поклейкой границ фрагментов свинцовым скотчем. Специально продается для витражных дел;
  • Формированием контуров из мягкой проволоки, см. ниже;
  • Наведением контуров контурной пастой.
Первый способ

Свинцовый скотч – самый настоящий, без кавычек, скотч: ленточка шириной около 1/8 дюйма из свинцовой фольги, клеящий слой, такой же, как на обычном скотче, и защитная пленка. Разматывая рулончик, выкладывают по контуру, обрезают, снимают защитную пленку, накладывают, придавливают – все. Для пленочных витражей – после поклейки, для заливных – перед заливкой.

Второй способ

Эмалированные провода

Контур выгибают из проволоки и приклеивают (пленка – после; заливка – до) ПВА. Но не простым, а посудным. Он немного дороже «бумажного», и на этикетке указано: «Для склейки изделий из стекла и фарфора». Химически активные клеи не годятся, особенно циан-акрилатный «Суперклей». Он ко всему еще и необычайно жидкий, затекает всюду, где не нужен.

Проволоку по этой технике традиционно используют алюминиевую и потом патинируют, как для тиффани, см. далее. Но автор этой статьи неоднократно с успехом использовал медный обмоточный провод в высокопрочной эмалевой изоляции (эмальпровод). Он легче гнется, а в радиомагазинах и на радиобазарах его можно найти с изоляцией буквально всех цветов радуги, см. рис., диаметром от 0,02 до 2,5 мм круглый и от 1 до 16 мм плоский (шину).

Шина встречается редко и стоит дорого. Но каждый выгнутый из круглого провода контур можно выровнять и слегка сплющить, сильно сжав в слесарных тисках между двумя ровными плоскими пластинами из стали толщиной 8-12 мм. Изоляция даже чуть ли не довоенного ПЭВ от этого не портится.

Особенно хороши меднопроволочные контуры для заливных витражей на зеркалах; об этом уже говорилось. Если же нужна матовость и патина – достаточно поширкать по готовому наждачкой, и обнажившаяся медь скоро сама покроется самой что ни на есть настоящей, не наведенной патиной.

Третий способ

Готовим контурную пасту по рецепту:

  1. Посудный ПВА – 50 мл.
  2. Натуральная черная тушь (самая лучшая – голландская) – 20-30 мл.
  3. Алюминиевая пудра (серебрянка) – 30-40 гр.

В ПВА вводим тушь, тщательно размешиваем и мелкими порциями при помешивании добавляем серебрянку до получения сметанообразной пасты. Если нужен переплет под латунь – серебрянку заменяем бронзовой пудрой. От соотношения туши с серебрянкой зависит «свинцовость»; ее проверяют пробной, вполне высохшей каплей.

Пасту готовят по мере надобности, она не хранится. При использовании нужно все время помешивать – серебрянка всплывает наверх. Наносят по контуру художественной кисточкой, набирая обильно, чтобы легла колбаской равной толщины, тут нужен хороший навык. Удобнее для новичка – малый кондитерский шприц-пистолет, но потом, даже после промывки, для использования по прямому назначению он непригоден.

Видео: английский пленочный витраж своими руками

«Заливное»

Заливной витраж выполняется в такой последовательности:

  • Готовим сборочный стол: ровный щит, обтянутый белой бязью, фетром, байкой или фланелью.
  • Кладем на него трафарет – пронумерованный первичный эскиз.
  • Обезжириваем стекло – основу и кладем на трафарет. Берем за торцы руками в новых текстильных перчатках; пользоваться присоской и оставлять пальцы на лице нельзя.
  • Выгибаем, ровняем и подплющиваем контуры, по очереди по одному от левого (для левшей – правого) верхнего угла.
  • Подгоняем по мере надобности и приклеиваем посудным ПВА. Сушим сутки.
  • Заливаем краской (см. ниже). Смежные ячейки одного колера заливаются поочередно по мере высыхания предыдущих: вдруг протечет, высохший потек легко снять лезвием безопасной бритвы.
  • Сушим еще сутки после заливки последней ячейки, вставляем в рамку из металла – готово к установке!

О приготовлении красок см. след, а пока остановимся на заливке; это самая ответственная процедура. Краску наливаем обильно пропитанной кисточкой или шприцем изнутри по контуру, но ни в коем случае не касаясь бордюра (см. рис.)! Краска должна сама растечься в мениск естественным образом! Если колер вышел жидковат, по высыхании наливаем еще раз таким же способом.

Заливка ячейки витража краской

Налив/долив краски в середину недопустим. Если там нужно пятно погуще, его нужно оконтурить и налить туда больше. В таком случае два налива в обрамление (по внешнему и внутреннему контурам) делаются без промедления один за другим.

Дело в том, что «блямба» посередине нарушит светопреломление. Возникнет известный фотографам «эффект бокэ», и одиночный такой элемент нарушит цельность восприятия композиции. А если их будет много, то весь витраж получится неряшливым.

Краски

Самодельные витражные краски известны четырех видов:

  1. На ПВА и анилине – самые простые в приготовлении и самые нестойкие;
  2. Советско-раритетные – на клее БФ-2 и пасте для шариковых ручек;
  3. Желатин-анилиновые – непрочны и на прямом солнечном свету выгорают, но дают идеальный мениск;
  4. Нитромасляные – самые дорогие, но имеют все достоинства без недостатков.

Первая. ПВА-анилиновые краски готовятся просто: вдвое-втрое разбавляем дистиллированной водой 50-100 мл посудного ПВА. Затем, в горячем дистилляте – анилиновый краситель для ткани по инструкции к таблетке, и процеживаем через миткаль, газ или тоненькие женские колготки. Капаем несколько капель в ПВА эмульсию, размешиваем, капаем каплю на стекло и проверяем колер. Засветлен – добавляем раствор пигмента; перетемнен – эмульсии.

Вторая. БФ-2 разводится вдвое ацетоном и в раствор по каплям добавляется ручечная паста с размешиванием. Колер проверяется пробной каплей, как выше указано. Дает отличный мениск, стойка, ярка, но – увы! – оборот чистого ацетона ограничен, т.к. он используется в кустарном нелегальном производстве наркотиков. А заменить нитрорастворителем или спиртом нельзя.

Третья. 6 гр. пищевого желатина разводятся в 200 мл. дистиллята при 40-50 градусах. Раствор анилинового красителя, такой же, как и для первой краски, добавляют по каплям после остывания до той же температуры и так же проверяют колер. Прочность и стойкость к выгоранию можно несколько увеличить, по высыхании покрыв прозрачным акриловым лаком. Анилин с ПВА – нельзя, поплывет.

Четвертая. Готовим состав из 60% по объему прозрачного мебельного нитролака и 40% 647 растворителя. Художественную масляную краску выдавливаем прямо из тюбика шариками с горошину размером, размешиваем, проверяем колер на каплю. Пригодна под покрытие акрилом; при этом прочность – акриловая, а стойкость – практически неограничена.

Примечания:

  1. Иногда краска не размешивается, а творожится. Это значит – производитель обманщик: приготовлено не на натуральном конопляном масле.
  2. Колеры можно смешивать, как делают художники, но соблюдая правила смешивания минеральных масляных красок. Иначе может получиться, как с картинами Озерова.

Видео: мастер-класс по заливному витражу

Тиффани

Витражи-тиффани на порядок или два сложнее в работе вышеописанных, поэтому разберемся с ними поэтапно. Сложности и тонкости есть на всех этапах, кроме, пожалуй, патинирования. И пренебрежение техникой на любом из них испортит работу. Кроме того, необходимо обзавестись некоторым специальным инструментом и материалами.

Инструмент

Стеклорез

Главный залог успеха при работе по тиффани – стеклорез, ведь нужно вырезать мелкие криволинейные куски стекла, а витражное стекло очень вязкое. Поэтому стеклорез нужен только алмазный. Советчики обходиться роликовым победитовым вряд ли сами способны вырезать стеклышко в форточку.

Алмазный стеклорез для криволинейных резов

Алмазные стеклорезы бывают двух видов: с острием (алмазные карандаши) и с криволинейной режущей гранью. Первые пригодны только для прямых резов, а вторые и для криволинейных. Вид режущей части и способ реза указываются в сертификате на инструмент, а по виду – стеклорез с кривой гранью обязательно массивный, с обушком для обстукивания/надлома, см. рис. После реза карандашом надрезанный кусок просто отламывается.

С рук покупать нежелательно – в 90% случаев продают потому, что алмаз надколот и звонкого реза (см. ниже) не дает. Есть еще пилки для стекла – тонкие стальные полоски с алмазным напылением. Ими получаются вполне приличные кривые резы больших деталей (стекол для шкафов и т.п.), но для смальт они непригодны – нельзя вырезать малый радиус.

Примечания:

  1. Алмаз, чтоб вы знали, хоть и рекордсмен по твердости, но хрупок. Древний миф о рабах, которым обещали свободу, если разобьют алмаз молотом на наковальне – только миф. Колется, даже уроненный на каменный пол. Поэтому стеклорез нужно хранить в штатном футляре и обращаться с ним бережно.
  2. Стеклорезы разных производителей весьма и весьма отличаются по качеству реза. Признак хорошего – футляр из натуральной кожи с фетровой подкладкой.
Паяльник

Шлифмашинка для смальт

Пайка тиффани производится капиллярным способом, поэтому электро/радиотехнический паяльник с длинным красномедным жалом непригоден. Нужен инструмент с бронзовым никелированным жалом; оно служит только для нагрева, а припой в процессе пайки к нему не прилипает. Узнать такой можно по изначально короткому белому блестящему жалу (см. ниже на рисунке с паяльными принадлежностями), а в продажу они идут под маркой Long Life. Мощность – 100 Вт, не более и не менее.

Абразив

Для доводки смальт после порезки желательно иметь шлифмашинку для стекла, см. рис. Но стоит она немало, и в любом случае для точной доводки нужны три шлифовальных бруска номер 220-240 и шириной 12-20 мм: квадратный, полукруглый и треугольный. Последний необходим и при наличии машинки для выборки острых внутренних углов; в рисунках, скажем, с листьями, без них обойтись очень трудно.

Примечания:

  1. Для смальт объемных витражей шлифмашина совершенно необходима. Руками невозможно точно выдержать требуемые углы скоса боковых граней.
  2. Желательно еще иметь алмазный надфиль чечевицеобразного сечения – для доводки тех же уголков на очень мелких фрагментах.

Бруски нужно искать из натурального граната или корунда, тяжелые и очень крепкие. «Песочные» чудеса порошковых технологий не стекло точат, а сами об него стачиваются. Но обтачивать смальты даже на самом лучшем бруске нужно под слоем воды, для чего брусок при обточке погружают в миску, противень или какой-то еще подходящий поддон.

Лопатка для патины

Лопаточку для нанесения патины делаем сами – из зубочистки и кусочка плотного поролона шириной 5-6 мм и толщиной 3-4 мм. Насаживаем его на зубочистку и закрепляем тонкой мягкой проволочкой.

Материалы

Стекло

Смальты дли тиффани можно сделать из обычного стекла, покрасив его, как для «заливного». Но лучше купить специальное витражное стекло. Просвечивающее, матовое или молочное. В листах оно стоит дорого, но те же фирмы продают по дешевке бой (материал-то ценный), а нам много и не надо.

Примечания:

  1. Заказывать сразу порезку на смальты по эскизу не надо. Дорого, и не подгонишь потом. Резать смальты нужно самому.
  2. Поскольку тиффани собирается на пайке, температуру которой краска не держит, то его из простого стекла нужно сначала полностью собрать, а уж потом заливать. Можно с двух сторон разным колером, что даст переливы картины при взгляде с разных сторон.
Фолия

Фольга для обрамления смальт – фолия – продается в художественных магазинах специально для витражей наряду со свинцовым скотчем. Единица товара – рулончик ленточки 4-7 мм. Резать на полоски лист фольги самому нежелательно: витраж выйдет неаккуратным.

Пайка

Материалы для паечных работ показаны на рисунке, там же и паяльник. Обратите внимание на надпись: «Без канифоли». Нитевидный припой с канифолью внутри (гарпиус) для пайки витражей непригоден. Паяльный флюс (это баночка на рис.) нужен с бурой или другой полуактивный, для пайки электроники. Остатки активного флюса (с ортофосфорной кислотой и пр.) удалить из переплета невозможно, и он в конце концов будет разъеден.

Паяльные принадлежности

Обычно для пайки тиффани рекомендуют припой ПОС-61 вследствие его легкоплавкости – 190 градусов. От обычных оловянно-свинцовых припоев (240-280 градусов) смальты, бывает, трескаются. Но ПОС-61 непрочен, очень мягок. Есть еще ПОС-61М с присадкой меди, 192 градуса, но он лишь чуть прочнее.

Наилучшие припои для тиффани – с присадками кадмия: ПОСК-50-18 (145 градусов, на рисунке) и Авиа-1 (200 градусов, прочность – как у дюраля). ПОСК-50-18 послабее, но все же много прочнее ПОС-61/61М. Он недорог, в отличие от «Авиа-1» легко доступен.

Патина

Сейчас в художественных и строительных магазинах продают кузнечную патину разных видов. Покупать лучше текучую, готовую к употреблению. Готовить самому состав из порошка будет лишь чуть дешевле, но сложно, а качество покрытия – хуже.

Этапы работы

Оформление немонотонного изгиба

Эскиз/трафарет

Уже при выбора рисунка нужно учитывать особенности технологии и ее слабые места. S-, N- и глубокие U-образные изгибы краев смальт недопустимы: из-за разности ТКР стекла и металла смальты по ним начнут со временем вылезать и выпадать. Идеальная смальта – область, ограниченная выпуклыми гладкими кривыми. Если же немонотонный изгиб нужен, его нужно набрать из кусочков, пусть и одного тона, см. рис. Вдруг готовая композиция из-за переплета получается мельтешащей/аляповатой – ничего не попишешь, нужно менять или дорабатывать рисунок.

Примечание: рисунки для витражей – отдельная область живописного искусства. В интернете есть много готовых под разные техники, но если хочется свой собственный уникум, нужно обратиться к художнику-витражнику или поискать в себе творческие способности.

Резка смальт

Сначала нужно сделать основание, такое же, как для заливного витража. При правильном резе остаток отламывается от малейшего толчка, поэтому сразу выводить его на свес не нужно: после надреза под стекло за рез подсовывают тонкую рейку, и несильно надавливают пальцем на остаток. Не отломился – можно обстукивать на весу.

Попробуйте разрезать кусок обычного оконного стекла. Если рез скрипучий, видна царапина, а для надлома нужно несколько раз обстукивать, за смальты браться рановато.

При правильном резе стекло издает тихий тонкий звон, а трещина не видна совершенно. Для надлома достаточно легкого нажима или слегка тюкнуть снизу. Чтобы получить такой рез, нужно выдерживать угол наклона инструмента в направлении реза (около 45 градусов, или по спецификации к стеклорезу) и держать его строго перпендикулярно в поперечном направлении.

Второе условие – строго постоянное усилие нажима. Навык по углу и силе должен быть отработан до полного автоматизма при порезке линий любого вида. Это называется – поставить руку.

Примечание: точный угол и нажим индивидуальны для каждого алмазного стеклореза. Поэтому стекольщики-асы чужими инструментами не пользуются и в аренду их не предлагают.

Пример расположения вспомогательных резов

Но и это еще не все. Кривой рез по кривой сам по себе никогда не потрескается, хоть ты тресни. Уйдет и сторону и, по Первому закону Мерфи, как раз туда, где навредит больше всего. Что делать?

Вспомогательные резы по касательной, тем гуще, чем кривее, см. рис. Общее правило – стрела прогиба между двумя соседними вспомогательными резами не должна превышать двух толщин стекла. Кстати, это обстоятельство тоже нужно учитывать при разработке трафарета. Поэтому, если заказываете рисунок художнику, то обусловьте сразу и трафарет. Впрочем, хорошие мастера к рисунку придают трафарет безо всякого.

Если на смальте есть угол, от его клювика обязательно нужна касательная к наименее выпуклой стороне. Из сказанного следует важный вывод: не пытайтесь вырезать сразу много одноцветных смальт из большого куска. Почти весь дорогой материал уйдет в отход. Вообще, смальты режут по одной по мере заполнения трафарета, см. ниже.

Тут встает вопрос: а как обводить смальтовые шаблончики? Резак стеклореза – не лезвие бритвочки или монтажного ножа, он довольно-таки толстенький. А вот для этого и нужны трафаретные ножницы. Ширина третьего, срединного, лезвия как раз и учитывает получающийся отступ.

Набор в композицию

Перед началом набора витража трафарет на сборочном щите закрепляют ровными рейками слева (для левшей – справа) и вверху. От соответствующего дальнего верхнего угла и ведут укладку смальт, см. слева на рис.

Укладка смальт на трафарет

Смальты вырезают строго по одной, иначе весь набор расползется, не дойдя до половины. Вырезав одну, доводят и выверяют ее по трафарету (нужен отступ внутрь от контура в 0,5-0,7 мм на пайку). Затем обертывают фолией и завальцовывают ее края круглой деревяшкой или пластиком (средняя поз.) После завальцовки той же гладилкой проглаживают боковую грань; для внутренних острых углов удобно пользоваться школьной пластиковой линейкой с клиновидным краем или пластиковым ножиком из набора одноразовой посуды, и довальцовывают.

Теперь смальту укладывают на место уже до пайки, плотно поджимают к предыдущим или бортику, и проверяют по трафарету шаблон для следующей. При необходимости подрезают шаблон изогнутыми маникюрными ножницами, и только тогда возвращаются к стеклу со стеклорезом. На заполненной части видимых просветов между смальтами не должно быть, правая поз. на рис.

Примечание: самые лучшие витражи получаются при наборе на светокопировальном станке, покрытом бязью или байкой. Малейшая щелка сразу видна.

Обжим и флюсовка

По укладке всех смальт композицию аккуратно обжимают по горизонтали рейками теперь уже справа (слева) и снизу. Если смальты при этом начинают выпирать углом вверх – доглаживают и довальцовывают фолию, придавливают сверху. После этого приступают к флюсовке.

Использованные шаблончики смальт выкладывают рядом со щитом сообразно композиции и нумерации. Особой точности не нужно, лишь бы кусочки не перепутались. Теперь на этот промежуточный трафарет переносят фрагменты, начиная с угла, противолежащего начальному, т.е. в порядке, обратном сборке. Так нужно, чтобы флюс на торцах смальт не пересох.

Далее смальты по одной переносят обратно на рабочий трафарет точно так же, как собирали. При этом фолиевое обрамление промазывают тонким слоем флюса (он имеет консистенцию вазелина) при помощи спички или зубочистки. Собрав композицию вновь на старом месте, опять обжимают, но правую (левую) и нижнюю рейки теперь уже закрепляют гвоздиками. Можно приступать к пайке.

Пайка

Главное условие при пайке – не делать сразу много. Из-за разницы в ТКР стекла и металла при перегреве вся композиция может вспучиться и развалиться. За один раз нужно пропаивать участок в одну-две мужские ладони, затем дать остыть, и паять дальше. Ведут пайку в порядке укладки.

Паяют тиффани капиллярным способом. Вначале по контуру очередной смальты на шов с шагом 1-1,5 см капают кусочки нитки припоя шириной в жало паяльника. Операцию проводят на весу, не касаясь ниткой припоя и жалом фолии. Это кропотливая, изнурительная и ответственная работа, поэтому не торопитесь, делайте перерывы для отдыха.

Затем швы пропаивают. Каждую каплю или колбаску припоя на шве греют, пока она вся разом не уйдет в шов и не растечется по нему внутри. Если флюс испарится и выгорит раньше, этого может не случится, так что флюсуйте не скупясь, но без грязи. Недостающего флюса в процессе пайки можно добавить, то только по остывании паяемого участка. Рассыпать набор не нужно, флюс можно наложить сверху и немного подогреть, чтобы затек в шов.

Видео: техника работы с витражом тиффани (eng)

Обрамление

В обрамление композиция также впаивается. Вклеивать на эпоксидке или акриле не нужно: из-за разницы в ТКР витраж более 5-7 лет не продержится. Делают обрамление из латунного или бронзового уголка.

Рамка должна быть цельной; допустимо одно паяное соединение в накладкой на стыке контура. Поэтому П-образный профиль не годится: как в него, цельный, витраж засунешь? Можно, правда, по кускам подсунуть под витраж, но тогда по углам нужны косынки на пайке, которые будут видны на готовом изделии. Впрочем, опять же – дело вкуса. Можно сразу согласовать рисунок с косынками.

Рамку изнутри школьным ластиком зачищают до блеска (полуактивный флюс пленку окисла на латуни не растворяет) и тщательно промывают ватным тампоном, обильно смоченным спиртом. Затем протирают новой, которой еще не пользовались, микрофибровой салфеткой для очков.

Теперь рамку изнутри, а кромку витража с лица и сбоку, промазывают флюсом, рамку накладывают на композицию, и паяют, как смальты, по кусочкам. По остывании витраж осторожно переворачивают, накладывают флюс на изнаночную щель между краем композиции и рамкой, прогревают до растекания, и пропаивают щель. Осталось промыть от остатков флюса и запатинировать.

Промывка

Изводить литры спирта на удаление остатков флюса теперь не нужно: с их удалением прекрасно справляются моющие средства для посуды. Особенно отрадное обстоятельство для непьющего: от «него, родимого» при спиртовой промывке такой духан…

Промывают витраж (уже витраж) в ванной под душем поролоновой губкой, пропитанной моющим. Особо прикипевшие остатки флюса снимают зубной щеткой. Поддаются они не сразу, поэтому простая операция получается кропотливой: нажимать сильно или срезать нельзя. Нередко витраж приходится сутки вымачивать в ванне, в которую бухнута целая бутылка «Фейри», пока флюсовый нагар не раскиснет и не сойдет под губкой.

Патинирование

Заключительный этап – патинирование переплета. Операция несложная: отливаем в мелкую расходную емкость, набираем на лопаточку и наносим на переплет. Излишки по высыхании смываются тем же моющим для посуды губкой под душем безо всяких сложностей.

Нюанс при патинировании всего один: едкая и вредная это штука, готовая к употреблению кузнечная патина. Поэтому работать нужно в проветриваемом помещении, в защитных перчатках, очках, и, желательно, в респираторе-лепестке.

После промывки от остатков патины и просушки витраж готов – можно вставлять в раму на место и любоваться.

О матировании

Пленочные и заливные витражи, используемые с подсветкой сзади, хорошо смотрятся, если изнанка основы матовая. Самодельщикам иногда предлагают рецепты химического матирования, но сии рекомендатели, похоже, сами этой химии не нюхали, раз живы: при химическом матировании используются смертельно опасные летучие компоненты – плавиковая (фтористоводородная) кислота и ее соединения. Матирование кремневой кислотой ничуть не лучше: нужна концентрированная серная кислота, и тоже образуются ядовитые летучие продукты.

Самый простой способ самостоятельного матирования изнанки основы – взять, да и наложить изнутри пластиковую кальку. Держится более 10 лет. Если же матовая основа видна с двух сторон, то есть трудоемкий, но совершенно безвредный способ:

  • Покупаем 10-50 г, смотря по площади, корундового порошка самой мельчайшей фракции (0,05 мм).
  • Рассыпаем мелкими кучками по площади стекла.
  • Капаем в каждую кучку льняное, рапсовое, пальмовое масло или веретенку до получения кашицы; перечень – в порядке предпочтения.
  • Растираем с легким нажимом лощилом из цельной, не двоеной, сыромятной кожи; хорошо подойдет кусок старого грубого широкого поясного ремня.
  • Трем лицевой (гладкой) стороной лощила, чередуя продольно-поперечные и круговые движения. При некотором навыке таким способом удается получать даже матовые стекла для фототехники.
  • Остатки абразива смываем водой с моющим для посуды и губкой.

Примечание: смывать нужно в поддон, а не ванну, иначе сантехника погибла.

Видео: передача об изготовлении витражей тиффани

Напоследок – об алюминии

Кто-то, прочтя статью, вспомнит: погодите, а вот остекление мебели? Чем не витраж? В стандартных дюралевых профилях, дешевых, красивых, блестящих. И гнуть их можно.

Нет, там не витраж. Витраж – отдельное транспортабельное изделие в цельной раме, паяной или литой. Ну ладно, спаяем. Алюминий паяется, и даже без аргона – есть специальные «скребущие» припои (ЦОП, к примеру) и не особо едкие флюсы на олеиновой или пальмитиновой кислоте.

Да, но температура нужна 350-400 градусов, стекло в плотном контакте с металлом такую не держит. Если же очень медленно нагревать весь набор на огнеупорном щите, от разницы ТКР он пучится и распадается. Дать припуски на температурное расширение – расседается и разваливается при остывании.

Так что «взаправдашние», не на клею и смолах, витражи в алюминиевом переплете пока не получаются. Если же кто-то придумает, как их делать – это, безусловно, будет революция в витражном искусстве: алюминиевые сплавы легки, а по прочности сравнимы со сталью.

Видео: альтернативный простой способ изготовление витражей росписью

Загрузка…

что еще почитать:

Вывести все материалы с меткой:

vopros-remont.ru

Витраж своими руками: виды и технологии

Витраж – потрясающей красоты декоративный элемент, популярный уже много эпох. Композиции из цветных стекол, соединенных свинцовыми швами, украшали роскошные дворцы и величественные монастыри, создавая особую, неповторимую атмосферу.

Шли столетия, совершенствовались технологии, витражи становились все изящнее и красивее. И сейчас они не потеряли своего очарования.

Декорирование витражами уместно в любом интерьере от нежно-романтического до суперсовременного хай-тека. Удивительная по своей красоте игра света в разноцветных стеклах станет ярким акцентом любого дизайна. Конфигурация и цветовое решение такого изделия может быть самым разным, все зависит от вкуса хозяина и интерьера.

Технология изготовления классических витражей достаточно сложная и требует наличия специального оборудования, но в домашних условиях вполне можно создать имитацию классического витража, не уступающую профессиональным изделиям. Учитывая, что каждый витраж – это своего рода произведение искусство, и его ценность и стоимость велика, а декоративные свойства просто потрясающи, имеет смысл задуматься над тем, чтобы создать витраж самостоятельно.

Украсить витражами можно не только окна. Великолепно смотрятся они в межкомнатных дверях, дверцах шкафов, на потолках и маленьких столиках, в ширмах, витражными панно можно украсить стену, как картиной, или светильник, что будет особенно необычно.

Чтобы сделать витраж самому, нужно прежде всего понять, что он из себя представляет. В классическом виде это композиция из осколков цветных стекол разных форм и размеров, часто с сюжетным рисунком или просто абстракция, соединенных между собой свинцовыми прокладками, образующими четкие контуры между стеклами.

Посмотрите видео по изготовлению пленочного витража своими руками

Сложность производства заключается именно в этих контурах, в сложности соединения осколков. Имитации витражей различаются по технологии создания этих контуров – границ между кусочками стекла.

Существует несколько таких технологий. Первым этапом в каждой из них является обязательное обезжиривание стекла-основы.

Виды виража

Роспись красками

Самая простая в изготовлении имитация витража. Здесь даже нет кусочков, которые необходимо соединять, а предполагаемые контуры просто рисуются красками. Существуют специальные витражные краски и даже специальные контуры для создания витражей. Они очень густые и создают эффект объемности, наносятся такие контуры с помощью специального узкого носика на тюбике или шприца.

Есть несколько способов создания витража с помощью красок. Простая роспись, или обычный рисунок по стеклу, из них самая легкая в исполнении. Кроме того, это замечательная идея для занятий с детьми.

Еще можно использовать заливной метод. В этом случае краска густым слоем заливается на фрагмент витража, ограниченный заранее нанесенным объемным контуром. Тут очень важно, чтобы изготовление витража осуществлялось на идеально ровной горизонтальной поверхности, чтобы краска не стекала.

Лак

Вместо краски для создания контуров витража иногда используют густой лак или эпоксидную смолу. Такие витражи были крайне популярны в конце двадцатого века. Для придания контуру особенного металлического вида в лак добавляют бронзовую пудру и наносят его по границам витража с помощью обычного шприца. Такой контур сохнет достаточно долго.

Дерево

Очень необычно выглядит витраж с деревянными контурами. Чаще всего это просто фантазия на тему природы, разветвленного дерева, пространство между ветвями которого занято разноцветными стеклами. Тут главное не переборщить с количеством элементов, их не должно быть очень много. Для такого контура используется ветвистая часть дерева, которая просто распиливается пополам, шлифуется, тонируется и приклеивается к стеклу.

Витраж из кусочков стекла

Эта имитация очень похожа на классические витражи. Изображение составляется из кусочков цветного стекла нужной формы, которые предварительно вырезаются по шаблонам, а затем свободное пространство между осколками заливается скрепляющим раствором из цемента, песка и клея. Делается это аккуратно с помощью шприца.

Заливка клеем

Другой вариант создания витража – с помощью силикатного клея. На прозрачном стекле выкладывается из кусочков будущий витраж, и все его элементы приклеиваются. По границе устанавливаются временные ограничительные рамочки. И все изделие заливается прозрачным силикатным клеем.

Декоративная пленка

Простой способ сымитировать витраж. Из разноцветной декоративной пленки по шаблонам вырезаются части будущего изделия и просто наклеиваются на стекло. Контуры в данной технике выделяются маркером и оформляются свинцовой самоклеящейся пленкой.

Ацетатный шелк

Эта ткань растворяется в ацетоне и так же может быть использована для оформления витража. Технология тканевого витража требует большой аккуратности, потому что растворение происходит мгновенно и исправить ошибки нет возможности. Стекло покрывают нитролаком, укладывают сверху кусочек ткани и снова лакируют. По месту стыка шелковых кусочков наносятся границы из эпоксидной смолы с добавкой металлической пудры.

Витраж Тиффани

Технология Тиффани наиболее близка к классической. Осколки разноцветного стекла здесь спаиваются между собой с помощью медной фольги и свинцово-оловянного припоя. Заранее нарезаются из стекла кусочки необходимой формы, их кромки шлифуются и обклеиваются лентой медной фольги. Затем части витража укладываются вместе и спаиваются. Для натуральности швы травят патиной и они приобретают характерный свинцовый вид.

Выбор технологии зависит от предназначения будущего витража и индивидуального мастерства. При аккуратном исполнении имитация получается очень качественной и прекрасно смотрится.         Поделиться:

nastroike.com

Изготовление витражей на заказ в Москве

Отзывы наших клиентов

Изготовление витражей на заказ в студии-мастерской Василисы Постниковой — это создание любых художественных, исторических, абстрактных рисунков для интерьеров в Москве, Московской области и всей России (доставка в любые регионы). Художник воплощает ваши идеи в реальные многоцветные витражные мозаики и росписи по стеклу.

Для вас работает частный мастер – Василиса Постникова, и ее производственная команда, на плечи которой ложатся работы по доставке, установке конструкции, а также выполнении нестандартных работ.

Примечание. Расчет стоимости изготовления витража мы готовы сделать в течение 1 часа после вашего звонка.

Философия витражной мастерской

Декорирование стекла – не новое увлечение, а устойчивый тренд, пришедший как наследие талантливых предков из VI века. Такой элемент дизайна — актуальный и оригинальный способ сделать узнаваемый и нетривиальный интерьер дома или офиса. Особенно если инструменты, материалы и стекло попадают в руки мастера с 15-летним практическим опытом.

Витражи на заказ в нашей студии выполняются для предметов любых форм и площадей, в любых художественных стилях.

Каталог витражей: что же тут купить…

В рамках мастерской уже реализовано свыше 500 проектов.

Мы не только создаем «рисунки на стеклах» в разных техниках (очень любим Тиффани, практикуем фьюзинг, пленочный, фацетный, заливной и др.), но и предлагаем производство предметов и мебели под ключ. Именно поэтому в мастерской заказывают как витражные окна, картины, ниши, так и двери, шкафы-купе, кухонные фасады.

Предлагаем заказать любые конструкции со стеклянными витражами в Москве без ограничения дизайнерской фантазии.

От подсвечников, ваз, зеркал до купольных потолков и эксклюзивных персональных изделий. С художественной пескоструйной обработкой.

Готовы увидеть ваш эскиз?

vitrazh777.ru

Технология изготовления витражей

Изготовление витражных изделий началось еще в эпоху Средневековья, некоторые артефакты, найденные археологами, напоминающие современные витражи, датируются 6-7 веками. Несомненно, технологии изготовления витражей за долгие века претерпели некоторые изменения. Однако основное предназначение витражных изделий, а именно: исключительно декоративная цель художественных предметов, осталось неизменным.

Одновременно витражи представляют собой прекрасную картину и волшебный источник света, в солнечный день отбрасывающий радужные блики на стены и полы. В то же время разноцветное стекло с успехом может защитить от излишне любопытных взглядов окружающих. Тем, кто хочет наблюдать игру цветных зайчиков даже в пасмурный день, можно порекомендовать витражные плафоны на светильники. Сегодня благодаря современным технологиям, стало возможным изготовление витражей для подвесных потолков в зимних садах, в бассейнах, в декоративных элементах мебели. Но основная функция витражей остается по-прежнему в украшении окон и стеклянных дверей.

Виды витражей

Условно все витражи можно разделить на три типа: настоящие (классические), псевдовитражи или фальш-витражи и цельные витражи. Чтобы понять, чем отличается один тип витража от другого, рассмотрим подробнее наиболее яркие и популярные типы.

Итак, настоящие классические витражные изделия  – это свинцово-паечные традиционные витражи, которые не изменились, несмотря на многовековую историю изготовления. Ряд недостатков, которые есть у классических витражей, заставил отдавать предпочтение роскошной технике Тиффани, очень похожей на традиционную технологию изготовления, но лишенной ее недостатков. Гибкие линии, эстетичные швы, объемные формы, оригинальность и неповторимость витражей Тиффани позволяют считать их самими красивыми и благородными.

В отличие от настоящих витражей, собирающихся из разноцветных кусочков стекла, псевдовитражи только имитируют многочисленные разноцветные стеклышки и соединения между ними. Весьма популярными имитациями на данное время являются заливной и пленочный витражи. Уже из названия можно догадаться, что пленочный витраж изготавливается из кусочков пленки, приклеиваемых на стекло, согласно заранее подготовленному эскизу. Если на стекле в предварительно прорисованные контуры рисунка заливают специальные краски или лаки, то это и есть заливной витраж. Разумеется, такие витражи уступают настоящим в эстетическом плане, однако цены на него куда более демократичны, и в то же время с их помощью можно создать довольно яркий элемент декора.

Особым типом витража является цельный витраж, совмещающий в себе преимущества настоящего и псевдовитража. Здесь наиболее яркие и популярные виды – фьюзинг и расписной витраж. Художник пишет на стекле самые настоящие картины, таким образом, создавая истинные шедевры. В стиле фьюзинг разноцветные кусочки стекла спекаются в монолит, что позволяет добиться поразительных результатов, ошеломляющих фантастической красотой, мягкими линиями, необычностью и эксклюзивностью.

Способы обработки стекол

К  одной из самостоятельных технологий изготовления витражей можно отнести нацвет – спаивание толстого бесцветного стекла с тонким цветным, впоследствии покрываемым гравировкой узором, наподобие кружев. В общем, витраж – это не только мозаика из цветных стеклышек, но и стекло, обработанное  специальным способом. Декоративная обработка стекла так же может быть выполнена различными способами. Например, на бесцветное стекло с применением трафарета и специального аппарата, на определенные участки под высоким давлением, можно нанести абразивное вещество. Так называемый пескоструйный способ придаст стеклу рельефность, матовость, шероховатость, а с помощью медных или абразивных дисков можно нанести различные изображения на поверхность стекла способом гравировки.

Способ цветного протравливания заключается в обработке стекла плавиковой кислотой, которая способна вступить с основным компонентом стекла – диоксидом кремния.  При таком травлении стекла получается рельефный рисунок практически любой глубины и сложности.

И, наконец, так называемый морозный рисунок, при котором поверхность стекла сначала обрабатывают пескоструйным способом, а потом равномерно покрывают столярным или желатиновым клеем. По мере высыхания клей начинает уменьшаться в размере, при этом микроскопические пластинки стекла начинают выдираться и на стекле образуются как бы морозные узоры необычайной красоты.

Области применения витражей в зависимости от их назначения

Какой вид витража использовать в изделии зависит во многом от функционального назначения витража. Понятно, что классический витраж сложно представить на потолке – слишком уж он монументальный и тяжелый. С течением времени такой витраж непременно начнет провисать, начнут выпадать стеклянные фрагменты. К тому же эстетически смотреться такой витраж на потолке будет странно – его торжественность и монументальность  не подходит для потолочных поверхностей. Классический витраж куда лучше будет выглядеть на традиционном для него месте – на окне. Окна мы распахиваем не так уж часто, как мебельные дверцы или межкомнатные двери, поэтому классический витраж с легкостью выдерживает нагрузки открывания-закрывания. Кроме  того, в сочетании с солнечным светом витраж на окне создает в помещении празднично-торжественное настроение, и обязательно будет вас радовать положительными эмоциями и хорошим настроением.

Для пленочного, расписного и заливного видов витражей существуют некоторые ограничения. Так, они не рекомендуются для помещений с повышенной влажностью. Правда, для заливного и расписного витражей это замечание будет справедливо в том случае, если их не подвергали термической обработке. Не нужно забывать, что пленка или краска при взаимодействии с влагой могут отслаиваться, вследствие чего витражное изделии может потерять свой первоначальный внешний вид. Окна тоже нужно покрывать расписными или заливными витражами с большой осторожностью, так как воздействие солнечных лучей может оказать на них негативное влияние, и они выгорят или поблекнут.

Однако стоит отметить, что есть витражи, которые можно использовать везде, то есть универсальные. К ним относятся витражи в технике Тиффани, пескоструйные и фьюзинг. Так, витражи Тиффани настолько легки, что их рекомендуют применять для потолков. Форма и размеры этих витражей позволяет изготавливать любые изделия со сложными конструктивными линиями. Особо прочное стекло получается в результате спекания, применяемого в технике фьюзинг  — разбить такое стекло не просто. Там же, где размеры ограничены архитектурными запросами, легко решить с помощью витражей техники Тиффани. С помощью этой техники собираются витражи  фацетные и смешанные. Применяются витражи при изготовлении плафонов для светильников, подсвечников, обрамлений настенных часов, зеркал, рамок для фотографий, настенных панно.

Читайте также:

best-stroy.ru

Технологии изготовления витражей

Художественный витраж это элемент дизайна, в большинстве случаев – наборная картина ручной работы, изготовленная из кусочков стекла по заранее размеченному на сектора изначальному изображению. Под понятием «художественный витраж» принято выделять именно стеклянный, собранный и спаянный на профилях из различного металла. Иногда витражом называют и простое панорамное остекление помещений. Технология изготовления очень трудоёмкая, материалы дорогостоящие, как следствие – высокая цена этого элемента декора. Современные витражи, как более экономные варианты, изготавливаются путём оклеивания обычного стекла плёнкой, с нанесённым рисунком, либо сборкой частей композиции из плексигласа. В качестве профилей, для обрамления стекла, используют профиля из свинца, алюминия или медную фольгу.

Витражные картины поражают своим великолепием и игрой света, проходящего через них. Особенно монументальны готические витражи религиозной или дворцовой тематики. Поражают размахом в парадных залах венецианского Палаццо Дожей люстры из венецианского стекла в сочетании с не менее великолепными мозаиками и витражами, выполненные венецианскими и флорентийскими мастерами. В России одна из технологий изготовления витражей – мозаичная, была возрождена М. Ломоносовым и применена в наборных картинах Исаакиевского собора.

История возникновения данной технологии относится к тринадцатому веку, тогда она уже полностью сформировалась в Европе и, практически без изменений, дошла до наших дней. По классической технологии стёкла для композиции вырезались по рисунку, изготовленному в натуральную величину, затем каждое стекло обрамлялось проволокой из свинца, детали спаивались на стыках между собой в окончательный вариант картины и обрамлялись для установки.

Не забываем о возможности онлайн-покупки за границей редких для нашей страны материалов и инструментов. Существует доступ к каталогам крупных зарубежных магазинов, например амазон, на русском языке.

Из технологий изготовления витражей можно выделить четыре классических и две современных:

1. Технология классического художественного витража, которая дошла до наших дней из прошлого не претерпев, практически, никаких изменений. Эскиз картины выполняется на плотной бумаге или картоне в натуральную величину. Затем эскиз разрезается на лекала разного размера, которые будут частями цветовой гаммы, основных фигур композиции. По бумажным лекалам вырезаются заготовки из стекла, предварительно собираются в картину, по необходимости – обрабатываются на стыках для плотного прилежания к профилю. Обрамляются в металл и поочерёдно спаиваются. В зависимости от типа картины и рисунка может быть использован профиль различной толщины для передачи акцентов. Для достижения особой контрастности на начальный профиль можно нанести патину. Готовую картину обрамляют и устанавливают в заранее подготовленный проём. Качество подготовки проёма и установка имеют большое значение, так как витраж – хрупкое изделие, не переносящее даже малейших деформаций.

2. Технология Tiffany (по фамилии американского изобретателя). По этой технологии куски стекла, перед спайкой, обрамляются медной фольгой. За счёт гибкости шва появилась возможность объединения деталей в объёмные конструкции – шары, кубы. Теперь из витражных элементов можно изготовить не только окна и потолочные формы, но и элементы декора – светильники, вазы и другие. Сам шов очень тонкий, элементы можно «набирать» даже очень мелкие. Прочность конструкции зачастую превосходит полученную по классической технологии.

3. Технология Fusing. Основана она не на обрамлении элементов в профиль для пайки, а на спекании цветного стекла в печи. Основным недостатком витража, изготовленного по данной технологии, является невозможность замены отдельных повреждённых элементов. Преимущество: цветному стеклу при определённой температуре можно придать эффект «треснувшего», «размыть» цвета, придать желаемый объём и форму.

4. Мозаичная технология. Предполагает нанесение (наклеивание) подготовленных кусков стекла или камня на подоснову с рисунком. Из мозаики можно изготовить не только панорамные полотна, но и использовать её для отделки бассейнов, фасадов.

5. Технология пластиковая. Куски композиции изготавливаются по классической технологии, но не из стекла, а из плексигласа, который легко режется по лекалам любой кривизны и удобен в склеивании.

6. Технология нанесения плёночного покрытия. На прозрачное стекло наносится подготовленный на плёнке рисунок (либо его части). В зависимости от места применения такого витража, стекло может быть разделено на секции соединителями, которые визуально имитируют классически профиль витража. Самая простая и, поэтому, экономичная технология.

Витраж требует аккуратности в обращении, но абсолютно неприхотлив в уходе. Для постоянного ухода используются моющие средства для обычных стёкол без абразива. Появляющиеся в процессе эксплуатации царапины могут быть удалены шлифовкой.



gallerix.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *