Разное

Самая большая доменная печь в мире – Битва за металл: самые известные в мире доменные печи

18.08.2018

Содержание

Храмы Чугунных Богов (42 фото)

Вот попробуйте угадать, какое сооружение кажется мне самым впечатляющим из тех, что встречаются на постсоветском пространстве? Собор, крепость, старый город? Доменная печь!
На этих ржавых, коптящих, запредельно гигантских монстров я могу смотреть бесконечно. Мне кажется, из всех рукотворных сооружений по своей эффектности, по мрачной красоте и силе, по доминантности над человеком и окружающим пейзажем с домной может сравниться только готический собор. Сравнимы они и по размеру. Домны — это и есть готические соборы ХХ века, Храмы Чугунных Богов. Или — жертвенники Молоха.

Храмы Чугунных Богов (42 фото)
На самом деле доменная печь без всяких дополнительных элементов вроде труб выглядит вот так:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:2
(две заброшенные печи рядом с алюминиевым заводом в Краснотурьинске)
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:3
Фактически, это труба, как пишут на википедии — высотой до 35 метров, хотя по впечатлениям они бывают гораздо выше. Их используют для выплавки чугуна и ферросплавов, а если руда сильно богатая — то для окончательного обогащения. Метод их работы прост: сверху засыпают шихту (смесь руды, кокса и известняка), снизу нагнетают горячий газ — температура в домне достигает 2000 градусов. Процесс её работы непрерывный: чтобы раскочегарить доменную печь середины ХХ века (время расцвета этих сооружений), требуется до нескольких месяцев, а если остановить её в процессе работы — внутри образуется «козёл», непригодная твёрдая масса, которую к тому же почти невозможно извлечь. Название — как ни странно, русское: «дменье» — «дутьё». В цивилизованных странах, за исключением Англии и Америки (у которых тоже имперские амбиции) этот варварский термин не используют, предпочитая говорить «Высокая печь».
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:4

В Европе сохранились домны 18 века (германский Бальфе) и даже 17-го (шведский Энгельсберг), в России же самая старая полностью сохранившаяся доменная печь — это Северская домна в городе Полевской (Свердловская область), построенная в 1840-е годы. Правда, с двумя оговорками:
1. Из-за технологического отставания, к которому Урал подошёл в те годы, она соответствует скорее рубежу 18-19 веков, хотя бы потому, что завод — вододействующий.
2. Доменных печей именно этой эпохи, сохранившихся настолько хорошо, нет более нигде в мире.
Внешне она напоминает церковь:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:5

Но стоит понимать, что домна и доменный цех — не одно и то же. Здесь она просто не слишком большая, и поэтому упакована в кирпичный корпус. Сама же доменная печь на Северском заводе выглядит так:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:6
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:7
Печь окружает сложная система трубопроводов, по которым циркулирует горячий газ. Шихту же завозили на конной тяге и забрасывали через верх.
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:8
Можете мне не верить, но ныне этот уникальный памятник — музей. Причём музеем Северская домна стала по инициативе директора нынешнего завода Михаила Зуева.
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:9
Намного лучше в России и Украине сохранились домны 1890-1940-х годов, которых по стране разбросаны, наверное, сотни. Вот скажем Алапаевск в той же Свердловской области.
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:10
Или Белорецк в Башкирии:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:11
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:12
Одна из них, 1920-30-х годов постройки, тоже попала в музей — Старый Демидовский завод в Нижнем Тагиле:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:13
Очень впечатляющая штуковина! Хотя в сравнении с домнами нынешнего Нижнетагильского металлургического комбината — игрушка:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:14
За домной — цеха 18 века:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:15
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:16
А вот Косогорский завод под Тулой, который можно лицезреть с поездов по дороге в Крым. Его домны и цеха выглядят даже раритетнее, чем в Нижнем Тагиле, только это не музей.
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:17
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:18
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:19
Легенда украинской металлургии — Енакиево. Почему легенда? Потому что это едва ли не самый отсталый и грязный металлургический завод Украины, а то и всего бывшего СССР. На асфальте здесь такой слой копоти, что остаются следы.
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:20
Впрочем, в основном коптит аглофабрика, а сами домны тут небольшие:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:21
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:22
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:23
Не меньшая легенда — Днепродзержинск под Днепропетровском, местные сами называют его Днепродым:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:24
Здесь домны повсюду, точнее к ним ведут все дороги. Например, проспект Ленина от вокзала:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:25
Или железная дорога мимо аглофабрики:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:26

Башни костёла на фоне печей:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:27
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:28
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:29
А это уже Донецк. Здесь на фоне доменных печей хорошо смотрится дорогая гостиница.
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:30
И церковь Игнатия Мариупольского у заводской проходной:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:31
Запорожье. Хотя этот город запомнился мне едва ли не самой эффектной панорамой промзоны…
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:32
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:33
…Именно домны в основном остались за кадром. Просматриваются где-то там, в бетонных лесах под дымными кронами:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:34

Но главный Храм Чугунных Богов — это, конечно же, Мариуполь!
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:35
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:36

Марсианские треножники, галактические крепости, роботы-евангелионы (аниме такое есть), адские печи — ассоциаций может быть бесконечно много!
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:37

Причём только в Мариуполе можно увидеть такую картину — домны у моря:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:38
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:39

Да и не только у моря — ведь металлургических комбинатов здесь два. Если на прошлых кадрах — «Азовсталь», это — Завод имени Ильича:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:40
Но всё-таки больше всего доменные печи запомнились мне в Нижнем Тагиле, где я смотрел на металлургический комбинат с Лисьей горы, и за его трубами и дымами вставал рассвет. Металлурги выковали Солнце:
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:41
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:42
Заводы по производству чугуна   (43 фотографии), photo:43
Для меня это — действительно неземная красота. Без всяких кавычек.
Источник: varandej.livejournal.com

fishki.net

Крпунейшая в мире техника — compmasterekb — LiveJournal

Доменная печь

Самая большая домна имеет внутренний объем 5245 м3 и диаметр горна 14,9 м. Она установлена на заводе компании «Оита», Кюсю, Япония. Строительство закончено в октябре 1976 г. Годовая производительность – 4 314 300 т.

Каталитический крекинг

Самая крупная в мире установка каталитического крекинга – это нефтеперерабатывающий завод компании «Эксон» в Линдене, штат Нью-Джерси, США. Он перерабатывает в день 19 077 000 л сырой нефти.

Ленточный транспортёр

Самый длинный однопролётный ленточный транспортёр находится в Западной Австралии и имеет длину 29 км. Сооружен английской компанией «Кейбл белт лимитед».

Самый длинный многопролётный ленточный транспортёр имеет длину 100 км. Расположен между фосфатной шахтой около местечка Бу-Краа и портом Эль-Аюн в Марокко. Построен в 1972 г. западногерманской компанией «Крупп». Состоит из 11 пролётов от 9 до 11 км каждый. Скорость – 4,5 м/с. В настоящее время закрыт.

Самый мощный кран

Самыми мощными в мире являются 2 крана, установленные на полупогруженном корабле «Микопери-7000» (190 м в длину, 89 м в ширину). Краны принадлежат компании «Оффичине мекканиче реджане», Италия, спроектированы американской фирмой «Херст энд Деррик», построены итальянской компанией «Монфалконе» и введены в строй 15 декабря 1986 г. Каждый имеет грузоподъёмность 6895 т. Вместе они могут поднять 14 тыс. т. груза. В первые 6 месяцев работы один из них поднял рекордный груз в 5700 т.

 
Портальный кран

В 1975 г. компания «Р. А. Хансон дискавери лимитед» провела испытания портального крана «Рахко» шириной 28,14 м на гидроэлектростанции в Гранд Кули грузом 2268 т. Ротор генератора весом 1762 т был установлен этим краном на место с точностью 0,8 мм.

Самый высокий подвижной кран

Самый высокий в мире подвижной кран «Розенкранц К-10001» весит 810 т, его грузоподъёмность – 1000 т, общая высота (включая стрелу с вылетом) – 202 м. Он транспортируется на 10 трейлерах по 23,06 м каждый, с нагрузкой на ось 118 т. Кран способен поднять 30 т на высоту 160 м.

«Таклифт-4», судно-кран морской компании «Смит интернэшпл», Роттердам, Нидерланды, оборудован стрелой высотой 95 м.

Самые мощные дизельные двигатели

5 дизельных двигателей типа 12RTA84 были построены компанией «Зульцер бразерс» из Винтертура, Швейцария, для морских контейнеровозов американской компании «Президент лайнз». Каждый 12-цилиндровый двигатель развивает мощность 41 920 кВт при 95 об/мин. Первый из контейнеровозов – «Президент Трумэн» – вступил в строй в апреле 1988 г. Последний из судов этой серии был сдан в эксплуатацию в сентябре того же года.

Самый мощный реактивный двигатель

В 1980 г. в Научно-производственном объединении энергетического машиностроения, Москва, СССР, был построен самый мощный в мире реактивный двигатель РД-170, способный развивать тягу в 806 тыс. кг в космическом пространстве и 740 тыс. кг на Земле. Двигатель работает на жидком кислороде и керосине, которые впрыскиваются в камеру сгорания турбонасосом мощностью 190 МВт.

Драглайн

Уральский завод тяжелого машиностроения им. С. Орджоникидзе (УЗТМ) в Свердловске, СССР, построенный в 1928…1933 гг., в 1958 г. впервые в мире выпустил драглайн ЕС-25(100), оборудованный самой длинной стрелой (100 м) и ковшом емкостью 25 м3. В 1975 г. УЗТМ изготовил шагающий драглайн со стрелой 100 м и ковшом емкостью 100 м3.

Крупнейший драглайн с шагающим ходом «Бит Маски», изготовленный фирмой «Бьюсайрус Эри» (модель 4250 W), общим весом 11 820 т, с ковшом емкостью 168 м3 и длиной стрелы 94,4 м. Эта крупнейшая наземная самодвижущаяся машина эксплуатируется в настоящее время на угольном разрезе «Маскингем» компании «Сентрал Огайо коул», штат Огайо, США.

Бульдозер

Самым большим бульдозером в мире является Т-800, впервые выпущенный в 1984 г. Челябинским тракторным заводом им. В.И. Ленина, введённым в строй в 1933 г. К началу 1990 г. было изготовлено 9 этих 100-тонных машин мощностью 820 л.с.

Землепогрузчик

Гигантский колёсный погрузчик, сконструированный консорциумом SMEC, объединяющим 11 заводов в Токио, Япония, для добычи угля открытым способом в Австралии, весит 180 т. Его длина – 16,8 м, диаметр резиновых шин – 3,5 м, объём ковша – 19 м.

Экскаваторы

Крупнейший в мире 13 000-тонный роторный ковшовый экскаватор монтируется на открытой разработке бурого угля в Гамбахе, Западная Германия. Его производительность 200 тыс. м3 угля за 20-часовой рабочий день, длина – 210 м, высота – 82 м, окружность колеса – 67,88 м, емкость ковша – 5 м3.

Фронт работы экскаватора «Марион-6360» составляет 72,16 м по горизонтали и 46,63 м по вертикали, емкость его ковша 46 м3, вес 11 тыс. т. Он выпущен в 1964 г. компанией «Марион пауэр шовел», штат Огайо, США. 20 электрических моторов общей мощностью 45 тыс. л.с. приводят в действие стрелу длиной 67,2 м. Агрегат эксплуатируется корпорацией «Арчминерал» на открытом угольном разрезе возле Перси, штат Иллинойс, США.

Эскалатор

Этот термин был зарегистрирован в США 28 мая 1900 г., но еще раньше, в 1896 г., «наклонный эскалатор» был установлен Джесси Рено на пирсе в Кони-Айленде, Нью-Йорк, США.

Самая длинная горизонтальная «движущаяся дорожка» длиной 225 м пущена в строй в 1970 г. в Новом торговом центре, Дюссельдорф, Западная Германия.

Самый длинный в мире вертикальный 4-секционный эскалатор установлен в Оушн-Парке, Гонконг. Его общая длина – 227 м, вертикальный подъём – 115 м.

Самый длинный эскалатор (729 ступенек) в СССР находится на станции «Площадь Ленина» в Ленинградском метро. Его вертикальный подъём – 59,68 м.

Ковка

Рекордом ковки является 16,76-метровый вал генератора весом 204,4 т. Изготовлен но заказу Японии в октябре 1973 г. американской компанией «Бетлехем стил», Пенсильвания.

Вилочный автопогрузчик

Противовесные вилочные автопогрузчики шведской фирмы «Калмар ЛМВ» способны поднимать груз 80 т с выносом 2300 мм. Они построены для укладки труб большого диаметра на строительстве ливийского трубопровода «Великая рукотворная река».

Токарный станок

Самый большой токарный станок (длина – 38,4 м, вес – 416,2 т) построен западногерманской компанией «Вальдрих Зиген» в 1973 г. по заказу Комиссии по электроснабжению из Рошервилля, ЮАР. Он способен обрабатывать детали весом 300 т. Диаметр его поворотного основания – 5 м.

Самая крупная подъёмная операция

В истории инженерного дела самой крупной подъёмной операцией стал подъём цельносборного морского бурильного комплекса «Экофиск» общей длиной 1,6 км. Необходимость подъёма была вызвана опусканием дна Северного моря. Комплекс состоит из 8 платформ общим весом около 40 тыс. т. В течение 17 и 18 августа 1987 г. комплекс был поднят на 6,5 м при помощи 122 гидравлических домкратов, объединённых в гидравлическую систему, управляемую компьютером. Система была сконструирована и построена голландской компанией «Гидродин системз энд инжиниринг» концерна « Маннесманн – Тексрот».

Самый медленный механизм

Ядерно-резонансное устройство для контроля коррозионных напряжений разработано фирмой «Нене инструментс» из Уэллингборо, Великобритания. Им можно управлять со скоростью одна триллионная миллиметра в минуту, или 1 метр в 2000 млн. лет.

Гайки

Самые большие гайки весят 4,74 т каждая, имеют внешний диаметр 132 см и 63,5-сантиметровую резьбу. Известные как «гайки Пилгрима», они изготавливаются компанией «Пилгрим мурсайд лимитед» из Олдема, Великобритания, для использования на колоннах большого кузнечного пресса.

Нефтеналивная цистерна

В марте 1980 г. в Джуайме, Саудовская Аравия, закончено строительство 5 самых больших в мире нефтеналивных цистерн, принадлежащих компании «Арамко». Их высота – 21,94 м, диаметр– 117,6 м, ёмкость– 1,5 млн. баррелей.

Пассажирский лифт

5 апреля 1978 г. в районе Икебукуро, Токио, Япония, закончено строительство 240-метрового небоскреба «Саншайн-60» с самыми скоростными пассажирскими лифтами, поднимающими пассажиров до 60-го этажа. Лифты сооружены компанией «Мицубиси» и работают со скоростью 609,6 м/мин, или 36,56 км/ч.

Более высокие скорости развивают подъёмные клети в шахтных стволах. В ЮАР клеть (компания «Вестерн дип левелз лимитед») опускается на глубину 2072 м со скоростью до 65,2 км/ч, или 1095 м/мин. Уши начинает закладывать уже при скорости 16 км/ч.

Прессы

2 американских ковочных пресса для штамповки в закрытых штампах – самые мощные промышленные машины в мире. Ковочный пресс «Луви», арендуемый у ВВС США компанией «Уимэн – Гордон» и установленный на заводе в Норт-Графтон, штат Массачусетс, США, весит 9326 т при общей высоте 34,79 м, из которых 20,1 м утоплены ниже рабочего уровня. Его номинальная мощность – 43 931 т. Он начал работать в октябре 1955 г. Аналогичный пресс установлен на заводе корпорации «Алюминиум компани оф Америка» в Кливленде, штат Огайо, США.

Бесшаботный ковочный молот фирмы «Беше и Грос» (ФРГ) развивает усилие в 60 тыс. т.

Сообщается о том, что на Новокраматорском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина, Краматорск, Донецкая обл., работает ковочный пресс мощностью 75 тыс. т.

В январе 1986 г. фирма «Кинтус» смонтировала на заводах автомобилестроительной компании БМВ в Мюнхене, ФРГ, самый мощный в мире гидравлический штамповочный пресс мощностью 106 тыс. т.

Печатная машина

Электрочувствительная система компании «Радиэйшн инкорпорейтед», находящаяся в лаборатории им. Лоуренса, Ливермор, штат Калифорния, США, способна за минуту напечатать 30 тыс. строк, каждая из которых содержит 120 печатных знаков. Такая скорость достигается путем пропускания электронных импульсов через пропитанную химическим составом бумагу, движущуюся с большой скоростью под тесно расположенными пишущими штифтами. Таким образом, на этой машине можно отпечатать весь текст Библии (773 692 слова) за 65 секунд, что в 3306 раз быстрее самой квалифицированной машинистки в мире.

Радарные установки

Самая большая из трёх радарных установок американской системы раннего обнаружения баллистических ракет находится рядом с селением Туле, Калатдлит-Нунат, Гренландия, в 1498 км от Северного полюса. Она была сооружена в 1960 г. и обошлась в 500 млн. долл. Сопряженные с ней станции построены в 1961 г. на мысе Клир, штат Аляска, США, и в июне 1963 г. в Файлингдейлз-Мур, Великобритания.

Крупнейшая в мире научная радарная установка в Хикамарке, Перу, занимает площадь 84 тыс. м2.

Канатные дороги

Самая длинная канатная дорога (76 км), построенная в 1959…1962 гг., принадлежит компании «Комилог». Она сооружена для марганцевой шахты в Моанде, Габон, и имеет 858 вышек и 2800 ковшей. 155-километровый проволочный трос проходит через 6 тыс. направляющих роликов.

Самая высотная и самая длинная в мире пассажирская подвесная канатная дорога «Телеферико Мерида» в Венесуэле протянута от города Мерила (1639,5 м над уровнем моря) до вершины Пико-Эспехо (4763,7 м). Канатная дорога состоит из 4 пролетов, включая 3 пересадочные площадки на протяжении 12,8 км подъёма за 1 час. 4-й пролет имеет длину 3069 м. 2 кабины, работающие по маятниковой системе, движутся по несущему тросу под тягой 3 тросов, приводимых в движение от мотора в 230 л.с. Максимальная вместимость кабин – 45 пассажиров, скорость – 9,7 м/с (35,08 км/ч). Пассажиры испытывают перепад высоты в 3124 м.

Самая длинная однопролетная канатная дорога вступила в строй в штате Калифорния, США, 12 сентября 1963 г. Она доставляет пассажиров из долины Коачелла до горы Сан-Джасинто (3298 м). Длина ее пролета – 4114 м.

Снегоочиститель

Плужный снегоочиститель с отвалом 9,83 м в длину был сконструирован и построен компанией «Томас Седжвик констракшн» из Сиракъюса, штат Нью-Йорк, США, для международного аэропорта Ханкок. При толщине снегового покрова в 15,24 см за 1 ч он может убрать 6499 м3 снега.

Трансформаторы

8 самых больших в мире однофазных трансформаторов имеют мощность 1,5 млн. кВА. Трансформаторы принадлежат американской компании «Электрик пауэр сервис». 5 из них понижают напряжение с 765 до 345 кВ.

Линии электропередачи

Самый протяжённый пролет между вышками линии электропередачи пересекает залив Согне-фьорд в Норвегии между Рабнабергом и Фатлабергом. Поставленный в 1955 г. фирмой «Уайткросс», Уоррингтон, Великобритания, спроектированный и построенный компанией «А. С. Бетонмаст» из Осло от электростанции Рефсдаль в Вике, этот отрезок высоковольтного энергокабеля имеет длину 4888 м и вес 12 т. В 1967 г. здесь же возвели еще две высокопрочные линии (сталь – алюминий) длиной 4878 м и весом 33,5 т производства «Уайткросс и БИКК».

Самые высокие в мире линии пересекают Мессинский пролив, Италия. На сицилийской стороне высота опоры 205 м, на стороне Калабрии – 224 м. Расстояние между опорами – 3627 м.

Самое высокое напряжение. В настоящее время самое высокое напряжение (1330 тыс. В) имеет 1970-километровая высоковольтная линия постоянного тока «Пасифик интертай» в США.

Высоковольтные линии постоянного тока от ЭГРЭС-1, Экибастуз, Казахстан, будут иметь напряжение 1500 тыс. В при длине 2400 км.

Заслонка

Самая большая в мире дроссельная заслонка, имеющая 9,75 м в диаметре и вес 170 т, сконструирована лондонской компанией «Бовинг энд компани лимитед» по заказу американских ВВС для испытательного полигона в штате Теннесси.

Стальные тросы

К самым длинным в мире относятся 4 троса, изготовленных английской компанией «Бритиш роупс лимитед». Длина каждого – 24 км. Сечение каждого троса – 35 мм, вес – 108,5 т. Изготовлены они по заказу Центрального совета по электроэнергии Великобритании для прокладки энергокабеля через Ла-Манш. Мощность кабеля – 2000 МВт.

Самыми толстыми стальными тросами являются сращенные крановые стропы, сплетённые из проволочных тросов толщиной 28,2 см, каждый из которых в свою очередь сделан из 2392 отдельных проволочек. Эти тросы изготовлены в марте 1979 г. английской фирмой «Бритиш роупс лимитед» и предназначены для подъёма грузов весом до 3000 т.

4 самых тяжелых троса весили по 130 т каждый и были изготовлены компанией «Хагги Ранд лимитед» из Йоханнесбурга для шахты с двумя стволами на золотых приисках «Уэстерн дип левелз», ЮАР.

Диаметр подвесных тросов Большого моста в Сето, Япония, открытого в 1988 г., составляет 104 см.

Аэродинамическая труба

Самая большая в мире аэродинамическая труба вступила в строй 11 декабря 1987 г. в Исследовательском центре Эймза, принадлежащем НАСА, в Маунтин-Вью, штат Калифорния, США. Её размеры 12х24 м, в ней установлено 6 моторов мощностью 22 500 л.с. каждый, создающих поток воздуха скоростью 555 км/ч.

compmasterekb.livejournal.com

Крупнейшая в Европе доменная печь отметит 30-летний юбилей

12 апреля 1986 года на череповецком меткомбинате запустили доменную печь № 5 — знаменитую «Северянку». Тогда домна была крупнейшей в мире, ее сравнивали с космическим кораблем. Крупнейшей пятая домна оставалась почти 20 лет и даже была занесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Сегодня «Северянка» — крупнейшая в Европе. Ее объем — 5580 кубических метров, высота — 105 метров. Домна выдает 13 тысяч тонн чугуна в сутки и четыре миллиона тонн в год. Ежедневно печь потребляет 20 тысяч тонн железорудного сырья и топлива.

Поддерживают работу домны 178 человек — горновые, водопроводчики, газовщики, бункеровщики. 30 лет назад на домне № 5 работали более 700 сотрудников.

Люди, которые здесь работают, говорят о печи с нежностью, называют кормилицей и по нескольку раз кланяются ей. Один обход печи — это 60 шагов и 40 наклонов к «гляделкам». Так специалисты наблюдают за процессом плавки.

«За последние два года мы значительно улучшили производственный процесс. В 2015 году производительность увеличена более чем на 5%. Это на 500 тонн чугуна в сутки больше. Сегодня мы лидеры по производству чугуна и по его себестоимости», — говорит Евгений Виноградов, директор по производству чугуна ЧерМК.

30 лет назад первый чугун выдала смена Александра Скорлыгина, который сейчас работает мастером доменной печи № 5.

«Все было абсолютно новое по сравнению с другими печами. Были кое-какие опасения. Это же такая громадина, новое оборудование. Это живой организм, я не встречал ни одного такого агрегата. Она дышит, живет, иногда капризничает, — смеется Александр Скорлыгин. — Процесс вдохновляет и завораживает, он ведь закрытый. Ждем результата до восьми часов».

Горновой «Северянки» Валерий Соколов пришел в доменный цех после армии. Профессию осваивал на месте под руководством опытных мастеров.

«Трудно было сперва, новое оборудование, масштабы. Но сюда набирали молодежь, чтобы думали по-новому, по-современному. Первый день хорошо запомнился: это был большой праздник, телевизионщики съехались со всех каналов, все ждали первый чугун, — вспоминает Валерий Соколов. — Сейчас работать легче. Раньше все оборудование ручное было, теперь процессы автоматизированы. У нас очень дружная бригада была. Мы всегда вместе были — на стадионе, на праздниках, субботниках. Знали друг о друге все, как внуков зовут, детей, кто чем заболел».

В апреле 1994 года печь выплавила 30-миллионную тонну чугуна, в 2013-м — 100-миллионную тонну. В марте прошлого года «Северянка» достигла максимального производства чугуна за сутки — свыше 14 тысяч тонн.

Людмила Макарова

cherinfo.ru

ДП-9 доменная печь гигант: felix_edmund — LiveJournal

DSC_0847
30 декабря 1974 года на металлургическом комбинате «Криворожсталь» СССР, г. Кривой Рог, введена в эксплуатацию самая большая, на то время доменная печь в мире. Она получила порядковый номер 9 и сокращённо называется ДП-9. Объём произведенных работ и сроки их выполнения потрясают воображение. Перед проходной ДП-9 стоит стела в честь открытия объекта с запечатлёнными на ней цифрами, дающими представление о масштабе строительства. Предлагаю небольшой фоторепортаж о ДП-9 и о аглофабрике НКГОКа снабжающего сырьём печь. На верхнем фото ДП-9 с расстояния чуть больше километра, сооружение настолько циклопическое, что фотографии «в упор» не дают представление о его масштабе.

Стела с цифрами:
DSC_0819

DSC_0822

DSC_0823

DSC_0821

DSC_0820

Немного фотографий одного из корпусов обогатительной фабрики НКГОКа:

DSC_0848

DSC_0856

DSC_0853

DSC_0857 (2)

DSC_0854
Эстакада для доставки сырья от обогатительной фабрики к ДП-9

DSC_0855
ДП-9 вид с аглофабрики НКГОКа слева видна эстакада длиной больше километра по ней сырьё поставляется в печь.

Масштабы комплекса поражают. Сталкиваясь с таким гигантом, в живую соприкасаешься с материальным воплощением величия СССР и его Человека.

felix-edmund.livejournal.com

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Доменная печь | Металлургический портал MetalSpace.ru

Доменная печь футерована огнеупорной кладкой (верхняя часть шамотным кирпичом, нижняя — преимущественно углеродистыми блоками). Для предотвращения разгара кладки и защиты кожуха печи от высоких температур используют холодильники, в которых циркулирует вода. Кожух печи и колошниковое устройство поддерживаются колоннами, установленными на фундаменте.

Схема доменной печи:

  • 1 – загрузочная воронка;
  • 2– загрузочный конвейер;
  • 3 – шахта;
  • 4 – шлаковая лётка;
  • 5 – фурма;
  • 6 – шлаковоз;
  • 7 – чугунная лётка;
  • 8 – чугуновоз;
  • 9 – отходящий газ;
  • 10 – газоочистка;
  • 11 – воздухонагреватели

Доменная печь заключена снаружи в сплошной стальной кожух с толщиной листов до 40—60 мм, футерованный изнутри огнеупорными изделиями и расположенный на фундаменте. Часть фундамента, которая возвышается над землей, называется пнем. Так как в пне развиваются температуры выше 200° С, то верхнюю часть его выполняют из жаростойкого бетона. На пне выкладывают лещадь. Кладка лещади эксплуатируется в очень тяжелых условиях, так как подвергается действию высокой температуры (порядка 1400—1550° С) и гидростатического давления чугуна, шлака и массы шихты. Помимо этого, чугун проникает в швы кладки. Если при этом кирпич не будет достаточно хорошо зажат соседними кирпичами, то он, имея меньшую объемную массу, чем чугун, всплывет. Этим самым ослабляется зажим соседних кирпичей, что может повлечь разрушение лещади. Поэтому лещадь выкладывают из высокоогнеупорных материалов (высокоглиноземистого кирпича) с очень тонкими швами между отдельными кирпичами (или блоками). Для понижения температуры кладки лещади по периферии внутри кожуха помещают холодильники — чугунные плиты с залитыми внутри их змеевиками, по которым циркулирует вода. Снизу лещади в современных печах располагают чугунные плиты с трубами, охлаждаемыми вентиляторным воздухом. Для улучшения передачи тепла от кладки лещади к холодильникам нижнюю часть лещади и периферию ее в верхней части выкладывают из графитированных или углеродистых блоков, имеющих большую теплопроводность, чем шамотный и высокоглиноземистый кирпич, а зазор между кладкой и холодильниками заполняют углеродистой массой. Высота лещади достигает 5000 мм. Кладка металлоприемника подвержена действию высоких температур (1500—1700° С) и разъедающему действию чугуна и шлака, поэтому ее также выкладывают из высокоогнеупорных материалов с тонкими швами.

Важнейшей особенностью доменного процесса является его непрерывность в течение всей кампании печи (от строительства печи до её капитального ремонта) и противоток поднимающихся вверх фурменных газов с непрерывно опускающимся и наращиваемым сверху новыми порциями шихты столбом материалов.

Изобретение доменной печи принадлежит Европе и относится к середине XIV века. В России же производство металла в доменных печах появилось лишь спустя почти два века. Современные доменные печи – результат исследовательских и конструкторских разработок целого ряда поколений ученых-металлургов.

Доменная печь является одним из наиболее эффективных материалосберегающих агрегатов; коэффициент извлечения железа для чугуна составляет 99.5—99.8 %. Доменная печь занимает головное положение в структуре металлургического предприятия. Качество производимого в доменной печи чугуна определяет параметры последующего сталеплавильного передела, доменный газ служит основой энергетического хозяйства предприятия, в доменной печи утилизируется (через агломерационное производство) большая часть собственных отходов металлургического производства. Доменное производство является практически безотходным, т. к. доменный шлак представляет собой самостоятельную готовую продукцию, пользующуюся спросом не меньшим, чем чугун, а доменные шламы и пыли являются постоянными компонентами шихты агломерационного процесса.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

metalspace.ru

История возникновения доменной печи | Великие открытия человечества

 Доменная печьЕще в древние времена человек научился добывать железо в сыродутных печах. Такой способ применялся в течение многих веков и полностью удовлетворял потребности производства. Для этих целей вполне хватало легкоплавких руд, в изобилии встречающихся на поверхности земли. Однако уже в средние века потребность в железе стремительно возросла и возникла необходимость в использовании тугоплавких руд. Чтобы извлечь железо из такой руды, необходима была очень высокая температура плавки. Повысить температуру можно было путем увеличения высоты печи либо за счет усиления дутья.

Таким образом, на смену сыродутной печи пришла новая плавильная печь, названная штукофена. Более высокая и значительно более усовершенствованная штукофена стала началом на пути к созданию доменной печи. Несмотря на то, что не изменился процесс добычи железа из руды, наблюдался явный прогресс. Закрытая шахта в штукофенах позволяла концентрировать тепло, а благодаря высоте, достигающей 3,5 м, плавка стала равномернее и полнее, увеличился коэффициент использования руды.

В штукофенах получали три вида железного сырья: сталь, ковкое железо и чугун. Все три вида представляют собой сплав химического железа и углерода. Различие между ними состоит в количестве содержащегося в них углерода. Так, содержание углерода в стали составляет до 1,7%, в ковком железе — менее 0,04%, в чугуне — более 1,7%. Количество углерода в металле оказывает огромное влияние на их свойства. Например, железо является мягким, хорошо поддающимся ковке металлом, а чугун, напротив, хрупкий и твердый, не поддается ковке. Сталь — очень твердая, имеет отличные режущие качества.

Тугоплавким рудам необходимо было более сильное дутье. К концу XIV века плавильные печи были усовершенствованы гидравлическими двигателями, которые приводили в действие кожаные меха. Благодаря этому усилилось дутье, что отразилось на всем процессе. Температура в печи стала настолько высокой, что при восстановлении железа из руды большая его часть стала превращаться в чугун. Вначале это неприятно поразило мастеров, так как новый металл не поддавался ковке, не сваривался, был хрупкий и не пригоден для изготовления из него прочных инструментов, острого оружия.

Чтобы не выбрасывать негодный материал, чугун стали выбирать из шлака, добавлять к руде и пускать на повторную плавку. Так было положено начало величайшему открытию в металлургии — переделочному процессу. Неожиданно мастера обнаружили, что после усиленного дутья чугун превращается в кричное железо, причем, по своим свойствам и качеству он нисколько не уступал железу, полученному из руды, но был даже лучше. На плавку чугуна уходило меньше времени и требовалось меньше топлива. Расплавленный чугун проще выпустить из печи, чем твердую крицу. Благодаря отличным литейным качествам из чугуна стали отливать ядра, отдельные части пушек, печные котлы, молоты и другую продукцию. Так было положено начало величайшему открытию в металлургии — переделочному процессу. Правда, широчайшее применение он получил в XVI веке с появлением доменных печей.

Важным шагом к доменной печи стало появление блауофен — поддувных печей. Они были значительно выше штукофены (5-6 м) и позволяли совершать непрерывный процесс плавки при довольно высокой температуре. Они позволяли одновременно получать железо и чугун. Наконец появилась идея сделать процесс плавки двухступенчатым. Блауофены были усовершенствованы, они превратились в доменную печь, или как ее часто называют, домну, предназначенную для получения чугуна. Переделочный процесс получил окончательное признание.

Двухступенчатый процесс плавки начал быстро вытеснять сыродутный процесс. На первой стадии, называвшейся доменным процессом, из руды выплавляли чугун. Вторая стадия, получившая название кричного передела, заключалась в переплавке чугуна в железо. Первые домны появились в Вестфалии примерно во второй половине пятнадцатого века. Они отличались от блауофенов большей высотой шахты, большим объемом верхней части шахты и более мощным воздуходувным аппаратом. Вначале домны были с закрытой грудью, позже стали строить домны с открытой грудью. Производительность домны высотой 4,5 м достигала 1600 кг в день. Процесс переработки чугуна происходил в кричном горне. Вначале загружали древесный уголь и подавалось дутье. Когда древесный уголь разгорался, возле сопла ложили чугунные чушки. Чугун плавился и стекал вниз. Проходя против фурм, он терял часть углерода. В результате получали малоуглеродистое железо тестообразной консистенции. Это железо подавали к соплу. Под действием дутья выгорала большая часть углерода, а мягкий, легко сваривающийся металл оседал на дно горна. Образовавшуюся на дне горна крицу, весом от 50 до 100 и больше килограмм, извлекали и проковывали под молотом для уплотнения и удаления жидкого шлака. Коэффициент извлечения готового кричного железа достигал 90-92% от веса чугуна. Кричное железо было более высокого качества, чем сыродутное из-за меньшего содержания шлака.

Благодаря двухступенчатому процессу в несколько раз возросла производительность труда, что позволило удовлетворить возросший спрос на металл. Однако вскоре в металлургии наметилась проблема нехватки топлива. В результате использования древесного угля вырубались десятки тысяч гектаров леса. Остро встал вопрос поиска и применения в плавке нового вида топлива. В 1619 году Додлей первым заменил древесный уголь на каменный. Большим недостатком каменного угля было наличие в нем серы, что мешало хорошей выделке железа. Лишь в 1735 году Дерби предложил поглощать серу, используя негашеную известь во время термической обработки каменного угля в закрытых тиглях. Таким образом был получен кокс. С этого момента каменный уголь нашел широкое применение.

mirnovogo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о