СЭЗ держат удар и меняются
Промзоны нового типа будут ориентированы на устойчивое развитие и кластерный подход.
Фото: Getty Images Russia
Согласно данным World Investment Report 2019: Special Economic Zones, в настоящее время в 147 экономиках мира функционируют более 5400 свободных экономических зон (СЭЗ, в российской версии — особых экономических зон, ОЭЗ), из которых более 60% расположены в Азии. Лишь около 250 площадок находится в промышленно развитых странах — Евросоюзе и США. При этом за последние пять лет прирост новых СЭЗ составил более 20%. Суммарный экспорт СЭЗ составляет около €3,5 трлн, или около 20% мировой торговли. Промышленность — доминирующий сектор для 64% СЭЗ, 21% специализируется на торговле, 11% — на сервисе.
В развивающихся экономиках в последние годы наблюдается бум СЭЗ, констатирует партнер Deloitte Геннадий Камышников, ссылаясь на данные ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), где объясняют это простотой проведения реформ и создания приемлемой инфраструктуры на отдельно взятой территории.
ОЭЗ не хуже
FDi Intelligence — сервис издания Financial Times — ежегодно проводит номинацию «Свободная зона года». В 2019 году победу присудили зоне DMCC из Дубая, которая и ранее пять раз занимала первую строчку. В DMCC работают более 16 тыс. компаний и заняты 60 тыс. человек. В топ-10 также вошли промышленные зоны из Польши, Филиппин, Колумбии, Марокко, Панамы, Индии и других стран.
При этом, как говорит директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольга Сурикова, территориальные преференциальные режимы РФ, в частности ОЭЗ, концептуально не уступают СЭЗ других стран: «При сравнении налоговой политики и тарифов российские площадки выглядят даже привлекательнее с экономической точки зрения, но зачастую проигрывают по уровню развития инфраструктуры и готовности промышленных площадок, доступности персонала, дешевым длинным кредитам».
Один из примеров зарубежной площадки, которая может считаться конкурентом российских ОЭЗ, — Тбилисская свободная зона (TFZ). Ее целью, как говорится на официальном сайте TFZ, является привлечение международных компаний-арендаторов, ориентированных на экспорт, главным образом за счет обнуления почти всех налогов.
При этом эксперты считают, что у предпринимателей из РФ возможность размещения производства в зарубежных промышленных парках не вызовет большого интереса. «Иностранные юрисдикции рассматриваются российским бизнесом, как правило, для структурирования активов, но не для целей выпуска продукции. При существующем тренде на импортозамещение и локализацию производства в РФ с учетом работающих программ и мер государственной поддержки зачастую экономически выгоднее разместить производство на своей территории», — объясняет Ольга Сурикова. При решении о размещении производства на территории той или иной страны бизнес, по ее словам, анализирует множество факторов, в том числе политических. Немалую роль играют тарифы, доступность персонала и уровень заработной платы, администрирование и локальные требования.
Кризис и трансформация
Опрос, проведенный весной 2020 года Институтом мировой экономики (Киль, ФРГ) в сотрудничестве со Всемирной организацией свободных зон, показал, что более чем в 90% СЭЗ считают, что кризис, связанный с COVID-19, окажет на них негативное влияние. Из них 52% ожидают, что последствия будут «умеренными», еще около 40% настроены более пессимистично и ждут экономических неприятностей уже в ближайшие месяцы.
В региональном разрезе хуже всего перспективы у СЭЗ в Азии и Латинской Америке, отмечается в исследовании. Площадки в Северной Америке и Европе пострадали меньше, чем в других регионах. «Воздействие кризиса на СЭЗ касается не только глобального падения спроса, но и перебоев в цепочке поставок, особенно в Азии, странах Африки к югу от Сахары и на Ближнем Востоке», — говорится в пояснительных материалах по результатам опроса.
В перспективе институт СЭЗ будет видоизменяться, полагают эксперты. Значение промышленных зон традиционного формата в развитых экономиках уже снижается, констатирует Геннадий Камышников, что обусловлено процессами глобализации и цифровизации. По его словам, деятельность десятков предприятий, зарегистрированных в СЭЗ, размещенной на нескольких гектарах отдельной территории, сегодня быстро выходит «за границы отведенных для них кварталов, а затем и городов, и стран».
Речь все чаще идет о формировании кластеров, в которые могут входить предприятия, расположенные на разных территориях, но увязанные в рамках одной отрасли или технологической цепочки, говорят собеседники РБК+. Около девяти лет назад подобный принцип использовался при создании центров кластерного развития (ЦКР) в ряде российских регионов: Москве, Санкт-Петербурге, Липецкой, Самарской, Пензенской, Калужской областях и др. Это комплексные структуры, состоящие из органов управления кластером и входящих в него предприятий, научных институтов и лабораторий, а также сопутствующей инфраструктуры. ЦКР является базой для проектов входящих в него предприятий, ядром и носителем бренда кластера. При этом непосредственно производственные мощности могут находиться даже в другом регионе.
В Deloitte при этом говорят о принципиально новых подходах к стимулированию таких производств. Уже сейчас в развитых странах, по словам Геннадия Камышникова, льготы и субсидии чаще предоставляются по отраслевому признаку, а не территориальному: «Например, льготы по разработке IP любого вида в европейских странах, в результате чего существенно снижается ставка налога на прибыль компаний, нагрузка на фонд оплаты труда. В современном мире при таком подходе начинают применяться новые, ранее не существовавшие налоговые правила: цифровые налоги, аллокация прибыли». При этом эксперт уточняет, что некоторые типы промышленных зон и в будущем сохранят жесткую территориальную и логистическую привязку. К примеру, это касается таможенных фрипортов в международных транспортных хабах.
Ольга Сурикова отмечает, что типы СЭЗ отличаются в зависимости от уровня развития экономики. При развивающейся экономике территории с особыми экономическими режимами, по ее словам, создаются в первую очередь для привлечения инвесторов с трудоемкими процессами, чтобы занять население. Иногда СЭЗ размещаются на приграничных территориях как результат международной экономической интеграции, где преобладает совместное или частное управление территорией. «В развитых же экономиках сегодня начинают создавать СЭЗ нового типа — инвестиционные проекты в рамках курса на «Индустрию 4.0» и глобальных трендов — устойчивого развития, формирования сервисных бизнес-моделей», — говорит она.
О развитии свободных экономических зон в странах ЕАЭС
Источник: berlek-nkp.com
Инструментарий свободных экономических зон повсеместно применяется в большинстве стран мира ещё с середины прошлого века. Однако наибольшую популярность институт СЭЗ получил в начале нового тысячелетия. По данным отчета World Investment Repor: Special Economic Zones, к 2019 году в 147 государствах функционировало почти 5,5 тысяч территориальных единиц с особыми экономическими режимами.
При этом СЭЗ сегодня активнее формируются в развивающихся экономиках. Их возможности позволяют относительно быстро привлечь капитал в приоритетные отрасли и обеспечить сопутствующий мультипликативный эффект. Это подтверждается и практикой стран-участниц ЕАЭС, в которых институт специальных экономических зон в последние годы применяется довольно широко. С другой стороны, далеко не всегда опыт евразийских СЭЗ можно назвать удачным.
В России, как в крупнейшей экономике евразийской пятерки, предпринимали попытки формирования свободных экономических зон ещё в начале 90-х гг. прошлого века. На протяжении всего десятилетия в стране пытались перестроить зарубежный опыт создания СЭЗ под внутренние задачи перехода к рыночной экономике. Однако первый российский эксперимент был не очень успешным. Многие налоговые, таможенные и иные условия функционирования СЭЗ не соответствовали реалиям того времени. Ошибки наблюдались и в вопросах стратегического планирования в области создания специальных экономических зон. К примеру, СЭЗ занимали довольно большую по площади территорию, что значительно усложняло её инфраструктурное обустройство.
В середине нулевых подход к формированию свободных экономических зон пересмотрели с учетом прошлых ошибок. Появившийся в 2005 году институт особых экономических зон (ОЭЗ) был представлен более системным подходом к созданию СЭЗ, определял их специализацию и соответствующий набор преференций, предоставляемых их резидентам. В результате, сегодня в России функционирует 27 особых экономических зон промышленно-производственного, логистического, туристического и инновационно-внедренческого характера. В числе наиболее эффективных ОЭЗ эксперты называют промышленные экономические зоны «Алабуга» и «Липецк», в которых объемы привлеченного капитала превышают государственный вклад в развитие территории.
Примерно в то же время, свободные экономические зоны появились и в Казахстане. Власти республики возлагали на СЭЗ особые надежды в призме реализации программ индустриализации и решения задач по диверсификации экономики. В какой-то степени, многие казахстанские СЭЗ действительно демонстрируют неплохие показатели освоенных инвестиций и роста стоимостного объема выпускаемой резидентами продукции. Сегодня в стране функционируют 13 свободных экономических зон, из которых выделяется СЭЗ «Онтустик», где на один бюджетный тенге привлечено 15,5 тенге инвестиций.
В ещё одном государстве ЕАЭС — Республике Беларусь, функционирует 6 свободных экономических зон. Примечательно, что большинство из них были созданы уже в 90-е. За более чем двадцатилетний опыт применения инструментов СЭЗ, Беларусь добилась прироста инвестиций в обрабатывающую промышленность. Отчасти благодаря инфраструктуре особых экономико-правовых режимов, Минск также смог нарастить показатели внешней торговли. В то же время, доля экспорта резидентов СЭЗ в системе внешнеторговых индикаторов страны всё ещё признается низкой по международным меркам.
В свою очередь в Армении действующие свободные экономические зоны довольно молодые. К примеру, первая СЭЗ «Альянс» в стране была создана только в 2013 году. Стоит отметить также, что три армянские свободные экономические зоны нацелены на развитие IT-сектора и ювелирного или часового бизнеса. Еще одна СЭЗ «Мегри» заявляется как производственно-промышленный и логистический хаб на границе с Ираном. Однако этот проект всё ещё находится в зачаточном состоянии ввиду проблем с отчуждением прилегающих к СЭЗ земель.
В Кыргызстане институт свободных экономических зон наименее развит в сравнении с остальными странами ЕАЭС. Несмотря на то, что первая СЭЗ в республике была создана еще в 1991 г., из пяти зарегистрированных свободных экономических зон в Кыргызстане полноценно функционирует только «СЭЗ Бишкек». На территории этой экономической зоны обеспечивается производство товаров легкой промышленности, пищевой продукции, товаров народного потребления, строительных материалов. При этом её резиденты сталкиваются с проблемами подключения к электросетевым коммуникациям и другими инфраструктурными барьерами.
Конечно, оценить эффективность евразийских СЭЗ в совокупности не представляется возможным. Особые экономические зоны стран Евразийского союза отличаются друг от друга целями их формирования, характером реализации проектов, объемом государственных преференций и другими факторами их функционирования. Тем не менее, учитывая молодость территорий с особыми экономическими режимами в евразийских странах, можно выделить ряд основных проблем таких проектов, характерных для большинства действующих СЭЗ.
Общемировая практика создания свободных экономических зон основана на идее привлечения иностранных инвестиций в страну путем обеспечения особых преференциальных условий для зарубежных предпринимателей. В свою очередь, за исключением единичных случаев, евразийские СЭЗ можно назвать неэффективными уже по признаку их неокупаемости. Дело в том, что на одну вложенную государством условную денежную единицу в большинстве СЭЗ привлекаются десятые доли от этой единицы в виде иностранного капитала.
Свободные экономические зоны стран Евразийского союза проигрывают инвестиционную гонку по целому спектру причин и факторов. Прежде всего, зарубежных инвесторов отталкивает политическая турбулентность постсоветского региона. К примеру, сегодня в двух странах ЕАЭС наблюдаются острые политические кризисы, а в Армении и вовсе обострён общеизвестный конфликт с соседним государством. Факторы нестабильности являются индикатором потенциальных инвестиционных рисков и снижения уровня защиты иностранного капитала для любого возможного инвестора.
Свободные экономические зоны стран-участниц ЕАЭС всё же не столь привлекательны в сравнении с аналогичными площадками других развивающихся рынков. Несмотря на активность внедрения СЭЗ в экономических системах «евразийцев», набор предлагаемых преференций не всегда вызывает интерес у представителей иностранного бизнеса. Отсюда и следствие, что большую часть резидентов СЭЗ постсоветского пространства составляют отечественные компании. Само по себе это вовсе не плохо. Но здесь значим сам факт непривлекательности свободных экономических зон евразийского региона для крупных зарубежных инвесторов.
Сегодня государствам ЕАЭС важно развернуть инфраструктуру СЭЗ с внутреннего вектора на внешний, увеличить число иностранных резидентов. Для этого «евразийской пятерке» предстоит обеспечить защиту иностранного капитала безусловного характера, независящую от политических рисков любого уровня. Возможно, имеет смысл дать больше свободы управляющим компаниям, менеджменту и регионам расположения СЭЗ. Не менее значимо также развивать системы преференциальных предложений для иностранных инвесторов. Однако здесь важен и баланс между предоставляемыми льготами и долгосрочной выгодой от проекта. Нередко нынешние постсоветские СЭЗ так и не выходят на уровень окупаемости и выгодны только их резидентам.
Несмотря на очевидные минусы СЭЗ Евразийского союза, однозначно говорить об их неэффективности всё же не стоит. Даже с учетом всех недостатков свободных экономических зон наших государств, за минувшие 30 лет независимости благодаря СЭЗ создано сотни тысяч рабочих мест, а многие отечественные предприятия смогли выйти на экспортный уровень. Сегодня страны-участницы ЕАЭС вплотную подошли к новым горизонтам реализации политики формирования и функционирования особых экономических зон. Важно не упустить этот уже уходящий тренд.
В России для туризма появится больше свободных экономических зон
Российские власти работают над вопросом создания новых свободных экономических зон (СЭЗ) в северных и дальневосточных регионах РФ для развития туризма, говорится в сообщении на сайте Госдумы, опубликованном 28 августа.
«В ближайшее время на законодательном уровне будет проработан вопрос о расширении количества свободных экономических зон с целью развития туристической сферы», — заявил глава комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин. Депутат уточнил, что регионы для новых СЭЗ могут быть выбраны уже этой осенью. «В данный момент изучается и анализируется потенциал Дальнего Востока, Арктики, Крайнего Севера и др.», — добавил он.
«Территория России огромна и насыщена культурным, историческим, природным наследием, разнообразна с точки зрения физико-географического положения. То есть потенциал для развития туризма неисчерпаемый», — подчеркнул Пайкин.
На данный момент в России функционируют 33 особые экономические зоны, среди них пять туристско-рекреационных: «Завидово», Северокавказский туристический кластер, «Бирюзовая Катунь», «Ворота Байкала» и «Байкальская гавань».
В июле в рамках конференции «Особенности формирования турпродукта по Бурятии. Запуск чартерных программ» глава Федерального агентства по туризму Зарина Догузова сказала, что кластер планируется превратить в курорт мирового уровня. «Будет формироваться пул инвесторов, которые будут готовы вместе с Ростуризмом развивать особую экономическую зону туристского типа „Байкальская Гавань“», — уточнила она.
Особая (или свободная) экономическая зона — ограниченная территория с особым юридическим статусом, где действуют льготные условия для предпринимателей, в частности, снижение административных барьеров, налоговых ставок, таможенные преференции, гарантированный доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в такой зоне в среднем на 30% ниже общероссийских показателей, говорится на сайте ОЭЗ.
Только важное. Только для профи.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) — Что такое Особая экономическая зона (ОЭЗ)?
…
Особая экономическая зона — ограниченная территория с особым юридическим статусом
Особая, cвободная или специальная экономическая зона (сокращенно ОЭЗ или СЭЗ, SEZ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и со льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.
Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
В России системное развитие ОЭЗ началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005.
Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.
Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания — «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
- инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
- благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
- предоставляется ряд налоговых преференций;
- система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.
В России существуют особые экономические зоны 4-х типов:
- промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ;
- технико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ;
- портовые зоны;
- туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.
Автор:
| Author:
| Аннотация к статье: Рассмотрены актуальные вопросы таможенного регулирования свободных экономических зон на примере Дальневосточного региона России. Проведен сравнительный анализ условий и выявлены особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в особых экономических зонах, территориях опережающего социально-экономического развития и свободном порте Владивосток. Рассмотрена специфика создания зоны таможенного контроля на территории свободной экономической зоны и участке резидента. Сделан вывод о ее влиянии на инвестиционную привлекательность на российском и международном уровне. Дана характеристика таможенных инноваций, внедряемых в регионе. | Abstract: The article analyzes the recent trends in customs regulation of special economic zones on the example of the Russian Far East. The author makes a comparative analysis of the conditions and identifies the customs procedure features of a free zone in special economic zones, priority development areas and the free port of Vladivostok. The study focuses on the specifics of a customs control zone creation on the territory of a special economic zone and the resident’s site. The paper gives the characteristics of the customs innovations implemented in the region. | Ключевые слова: свободная экономическая зона, таможенная процедура свободной таможенной зоны, территория опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, Дальний Восток России. | Keywords: special economic zone, customs procedure of a free zone, priority development area, free port of Vladivostok, the Russian Far East. |
Анализ опыта функционирования свободных экономических зон России и Китая и возможности его использования в Узбекистане
117
ЭКОНОМИКА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ № 3’2017 (июль-сентябрь)
5. Зоны приграничного экономического сотрудничества— 14 ед. (в гг. Хэйхэ, Суй-
фэнь хэ, Маньчжоули, Эрлянь, Хуэйчунь и т.д.). В ЗПЭС поощряется прежде
всего деятельность предприятий по производству сельскохозяйственных, элек-
тробытовых и текстильных товаров на экспорт.
6. Шанхайская зона свободной торговли (ШЗСТ). Она охватывает бондовую зону
и логистический парк Вайгаоцяо, портовую зону Яншань и комплексную зону
аэропорта Пудун. Общая площадь— более 29 кв. км. ШЗСТ сосредоточена на
сфере услуг (финансовые, водные перевозки, бизнес-услуги, профессиональные,
культурные и социальные) и международной торговле.
Следует отметить, что основные принципы в отношении притока иностранного
капитала устанавливались центральным правительством, а контроль и исполнение
осуществлялось региональной властью. В Китае существует «отраслевой (стимулиру-
емый, разрешённый и запрещённый) список», согласно которому принимается реше-
ние о выдаче разрешения на инвестирование и который обновляется каждые 5лет.
В число стимулируемых отраслей включены: высокие технологии, альтернативные
источники энергии и т.д., а запрещенных— стратегически важные отрасли, в том
числе связанные с госбезопасностью.
СЭЗ КНР находятся под управлением Административного комитета СЭЗ.
Действует принцип «одно окно». Рассмотрение проекта, регистрация предприятия и
прочие бюрократические процедуры, необходимые для реализации проекта, занимают
не более 20 дней.
Другим требованием к участникам СЭЗ является составление доли иностранного
партнера не менее 25% уставного фонда совместного предприятия. Уставный фонд
должен быть сформирован в течение 2 лет с момента регистрации предприятия, а пер-
вые 15% в течение 3 месяцев [5].
Изучение показывает, что зоны экономического развития считаются наи-
более распространенными и успешными СЭЗ. Примером является созданная в
1984г. Тяньцзинская зона экономического развития «TАЙДA». Общая террито-
рия «TАЙДА» составляет 33 кв. км. Инфраструктура зоны обеспечена за счет госу-
дарственного долгосрочного кредита, выделенного Административному комитету
«TАЙДА», который имеет статус местной власти районного уровня. Его бюджет фор-
мируется за счет части налоговых поступлений от компаний (40% от всех поступле-
ний), доходов от реализации права использования земельными участками и арендами
зданий в СЭЗ. В США, Японии, Германии и Гонконге имеются представительства
«TАЙДА», занимающиеся поиском и привлечением инвесторов и покупателей това-
ров предприятий СЭЗ.
Правительство КНР оказало всяческое содействие развитию зоны «TАЙДА», в
том числе путем предоставления её участникам налоговых льгот. В частности, пред-
приятия с иностранным капиталом в среднем облагались налогом на прибыль в раз-
мере 15%, в то время как местные платили 30%. Такая льготная политика действовала
Минэкономразвития России продлило срок подготовки отчета о результатах функционирования СЭЗ в Крыму
Принятые меры позволят уполномоченным органам подготовить отчеты о функционировании свободной экономической зоны с учетом соблюдения интересов хозяйствующих субъектов. Об этом сообщила пресс-служба Министерства экономического развития РК.
По инициативе Минэкономразвития РФ Правительством России продлены сроки подготовки отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополь.
Необходимость продления указанных сроков обусловлена предоставлением мер государственной поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
— Правительство активно взаимодействует с инвесторами, которые реализуют проекты в свободной экономической зоне. Благодаря принятым мерам со стороны Минэкономразвития РФ инвесторы смогут подать отчет о результатах реализации инвестиционных проектов позже установленного срока, — отметил министр экономического развития РК Дмитрий Шеряко.
Дмитрий Шеряко подчеркнул, что, в свою очередь, принятые меры позволят уполномоченным органам Республики Крым и г. Севастополь подготовить отчеты о функционировании свободной экономической зоны с учетом соблюдения интересов хозяйствующих субъектов, связанных с переносом срока представления налоговых деклараций, налоговых расчетов, бухгалтерской (финансовой) отчетности на три месяца.
Отметим, что участникам СЭЗ, начиная с 2019 года, нужно информировать Министерство экономического развития Республики Крым о результатах реализации инвестиционных проектов раз в полугодие, а не ежеквартально, как было раньше. Информация о результатах реализации инвестиционных проектов, по большей части, нужна для подготовки отчета о функционировании СЭЗ, на основании которого Минэкономразвития России ежегодно оценивает эффективность функционирования СЭЗ и предоставляет отчет в Правительство РФ.
Зоны свободной торговли и особые экономические зоны в России
Op / Ed Криса Девоншира-Эллиса
ОЭЗ России с востока на запад предлагают возможности для более дешевого производства для рынков Китая и Европы
В России есть многочисленные особые экономические зоны и порты свободной торговли, и она продолжает искать возможности для увеличения инвестиций, особенно ближе к границам с Китаем как на Дальнем Востоке, так и в Сибири. Недавняя история России в таких зонах имела тенденцию предоставлять им доступ к обслуживанию внутренних, а не экспортных рынков.Поэтому многие из перечисленных зон идеально подходят для доступа к сердцу России. Однако для этого также необходимы знания в области судоходства — Россия разделена пополам несколькими массивными реками, которые используются для транспортировки, а также ее высокоразвитой Транссибирской железнодорожной системой и ее ответвлениями. Следовательно, понимание значимости этих зон требует понимания динамики российского рынка и способов транспортировки. Однако такие зоны, как Владивосток на востоке, и кластер зон вокруг Москвы и Западной России, также обслуживают рынки в Восточной Европе и за ее пределами.Мы можем совершить экскурсию по этим зонам, примерно идущим с востока на запад, следующим образом:
Владивостокский свободный порт
Владивосток является свободным портом и предлагает пониженный налог на прибыль в размере 5% в течение первых пяти лет работы и 12% в следующие пять лет (национальная ставка 20%), нулевые льготы по налогу на землю и имущество, сокращение выплат по социальному страхованию и беспошлинный импорт. Зона свободной торговли стала популярной в легкой промышленности, в ней также находится Евразийская алмазная биржа , торговая площадка для сибирских алмазов с дополнительными мощностями по переработке.Возможно получение 8-дневной электронной визы для региона (проверьте квалификацию). Владивосток является главной конечной станцией Транссибирской магистрали и имеет хорошее сообщение с Китаем, Японией и Кореей.
Сайт свободного порта Владивосток здесь .
Советская Гавань
Советская Гавань — портовый город на Дальневосточном побережье России в Хабаровском крае, выходящий на Японское море. Экономика Советской Гавани во многом зависит от гавани и связанной с ней деятельности; В городе есть глубоководный порт для грузовых и рыболовных судов, а также судоремонтные предприятия.Есть также производство продуктов питания, например, переработка рыбы. ОЭЗ обслуживает логистическую отрасль в основном в сфере морских перевозок.
Подробности можно найти здесь .
ОЭЗ «Иркутские ворота Байкала»
Эта ОЭЗ занимает площадь 757 га и предлагает льготы для инвесторов в региональную туристическую отрасль. Он предоставляет практически нулевые права землепользования, в дополнение к 0% налогу на землю и имущество,
Рекламный ролик можно посмотреть здесь .
Томск Промышленная ОЭЗ
Томск находится в Сибири и связан с Транссибирской магистралью.ОЭЗ состоит из двух частей: северной, предназначенной для нефтехимической и химической промышленности, и южной части, предназначенной для привлечения высокотехнологичных производств. Он предоставляет скидки по налогу на прибыль и социальному обеспечению в дополнение к нулевым пошлинам по тарифам, налогам на имущество и так далее.
Реквизиты Томской ОЭЗ здесь .
Свердловская ОЭЗ «Титановая долина»
Свердловск находится в Уральском регионе России, с важной областной столицей Екатеринбургом. ОЭЗ «Титановая долина» в основном занимается металлургической промышленностью, в том числе производством титана, и смежными отраслями, требующими использования высокотехнологичных металлов, такими как авиация, медицинское оборудование, машиностроение и так далее.Он предлагает снижение налога на прибыль до 2% в дополнение к скидкам на социальное страхование и нулевым ставкам налога на недвижимость и земельного налога.
Подробная информация о ОЭЗ «Титановая долина» здесь .
ОЭЗ «Алабуга», Елабалуга
ОЭЗ «Алаалуга» находится в Татарстане и специализируется на оказании промышленных и производственных услуг на территории площадью 20 км² в Камском инновационно-территориальном производственном кластере. На сегодняшний день это одна из самых успешных ОЭЗ в России с различными сокращениями налога на прибыль в дополнение к нулевым ставкам налога на землю и имущество и скидкам на социальное страхование.Он выполняет большое количество автомобильных работ, в том числе автомобилей, а также промышленных транспортных средств, таких как тракторы и другая сельскохозяйственная техника. ОЭЗ соединена с основной автомагистралью М7, а также с сетью Объединенной глубоководной русской реки и региональной железнодорожной сетью, обеспечивая доступ к рынкам большей части Центральной и Южной России.
Он представлен в Википедии , здесь , а на сайте ОЭЗ «Алабуга» — , здесь .
Самара Тольятти ОЭЗ
Самара Тольятти является воротами в Поволжье России и соединяется автомобильным, железнодорожным и судоходным транспортом с центром России и большинством крупных городов.ОЭЗ специализируется на машиностроении для авиакосмической, автомобильной и другой техники, пищевой промышленности и легкой промышленности. Он предлагает ставку налога на прибыль 2%, нулевые налоги на землю и имущество, скидки на социальное страхование и беспошлинный импорт.
Реквизиты ОЭЗ «Самара-Тольятти» здесь .
ОЭЗ «Иннополис»
ОЭЗ «Иннополис» находится недалеко от Казани в Татарстане и представляет собой технопарк, цель которого — стать центром информационных технологий в России, занимающим 1 200 га.В нем находится первый в России ИТ-университет, здесь предоставляются скидки на налоги на прибыль, социальное страхование, земельные, имущественные и другие налоги.
Подробную информацию об ОЭЗ «Иннополис» можно найти здесь .
ОЭЗ «Астрахань Лотос»
ОЭЗ «Астрахань Лотос» расположена на берегу Каспийского моря и соединена с Евразийским сухопутным мостом и портами из Казахстана, такими как Актау .
СЭЗ «Лотос» предоставляет предприятия по переработке нефти и газа, другие химические и сырьевые предприятия, судостроение и другие инженерные предприятия.Он предусматривает 2% -ную ставку налога на прибыль в течение первых десяти лет, пониженное социальное страхование, нулевые налоги на землю и имущество и тарифы без импорта.
Обзор ОЭЗ «Астрахань Лотус» здесь .
Ульяновск ОЭЗ
Ульяновск расположен на берегу Волги и, как таковой, имеет инфраструктуру глубоководного судоходного порта. Это крупный, диверсифицированный, промышленный центр для авиационной и автомобильной промышленности и де-факто промышленный кластер, включающий все элементы производства в этих областях.Он охватывает 426 га и предлагает 2% подоходного налога в течение первых десяти лет в дополнение к обычным отчислениям на социальное страхование, земельный налог и налог на имущество.
Подробную информацию об Ульяновской экономической зоне можно найти здесь .
ОЭЗ «Липецк»
Липецк расположен на реке Дон и обеспечивает возможности для глубоководного судоходства в центре России. Он находится к югу от Москвы и имеет прямое железнодорожное сообщение. Основными отраслями промышленности Липецка являются черная металлургия, машиностроение, металлообработка, станки, двигатели, химическая промышленность, пищевая и швейная промышленность, и ОЭЗ отражает это.Льготы включают налог на прибыль в размере 2% в течение первых семи лет деятельности, а также скидки на социальное страхование, налоги на имущество и землю. Там есть таможня и бонд.
Подробную информацию о Липецкой ОЭЗ можно найти здесь .
Тула Узловая ОЭЗ
Тула находится к югу от Москвы и имеет прямое железнодорожное сообщение. Он имеет долгую историю металлообработки, а также имеет выход к судоходной реке Упа. ОЭЗ «Узловая» предоставляет предприятия для металлургии, машиностроения и металлургии с высокой долей военно-промышленного комплекса, помимо пищевой промышленности.
Применяются обычные скидки на налоги и ставки. Подробную информацию об ОЭЗ «Тула Узловая» можно найти здесь .
Москва ОЭЗ «Дубна»
ОЭЗ «Дубна» расположена недалеко от Москвы и, следовательно, от основной транспортной инфраструктуры страны. Это высокотехнологичная научная зона, охватывающая фундаментальные и прикладные науки, медицинское оборудование и средства связи. Он предусматривает нулевые ставки налога на прибыль, скидки на социальное обеспечение и 0% налогов на недвижимость и землю в дополнение к беспошлинному импорту.
Реквизиты ОЭЗ «Дубна» здесь .
Москва ОЭЗ «Исток»
ОЭЗ «Исток» — это технологическая зона, специализирующаяся на СВЧ-электронике, лазерной технике и проектировании сложных систем. Здесь расположены два научно-исследовательских института: Российская академия наук и Институт радиотехники. ОЭЗ занимает площадь 1,4 кв. Км и предоставляет значительные скидки по налогам на прибыль и другим налогам.
Подробную информацию об ОЭЗ «Исток» можно найти здесь .
ОЭЗ «Московский Ступинский Квадрат»
ОЭЗ «Московский Ступинский Квадрат» охватывает более 1000 га промышленных земель и специализируется на промышленных и технологических разработках в широком спектре отраслей. ОЭЗ предлагает снижение налога на прибыль до 2% в течение первых восьми лет деятельности в дополнение ко многим другим скидкам в отношении налогов на недвижимость, земли и других налогов. ОЭЗ включает бондовую зону и обычные надбавки по НДС и импортно-экспортным пошлинам.
Подробную информацию о ОЭЗ «Московский Ступинский Квадрат» можно найти здесь .
Москва Технополис ОЭЗ
Эта ОЭЗ расположена в Зеленоградском районе Москвы, занимает площадь 207 га и обслуживает инвестиции в высокотехнологичные отрасли, включая микроэлектронику, биотехнологии, робототехнику, медицинские приборы и энергоэффективность. Он предусматривает 2% налог на прибыль в течение десяти лет, нулевые налоги на землю и имущество, скидки на социальное страхование и нулевые импортные пошлины.
Реквизиты Технополиса Москва здесь .
Мурманск ОЭЗ
Мурманск — портовый город, расположенный недалеко от границ с Норвегией и Финляндией, и крупнейший порт в Северном Ледовитом океане.ОЭЗ занимается логистикой в судоходной отрасли, а также оказывает поддержку рыбной и перерабатывающей промышленности. В настоящее время, учитывая ситуацию с европейскими санкциями и нехватку мощностей по переработке сырья, ОЭЗ закрыта до тех пор, пока не возникнут более благоприятные экономические условия.
Тверь ОЭЗ «Завидово»
Тверь находится к северо-западу от Москвы и расположена в месте слияния рек Волга и Церца, что обеспечивает доступ к водным путям. Наиболее известными отраслями промышленности Твери являются подвижной состав, экскаваторы и производство стекла, и она связана как с Москвой, так и с Санкт-Петербургом.Петербург автомобильным и железнодорожным транспортом. ОЭЗ охватывает 380 га и предусматривает скидки на подоходный налог, налог на имущество и земельный налог.
Подробная информация об ОЭЗ «Тверь Завидово» здесь .
Калужская ОЭЗ
Калуга находится в 150 км к юго-западу от Москвы и является важным центром российской автомобильной промышленности, где несколько иностранных компаний открывают сборочные производства в ОЭЗ, в том числе Volvo и Peugeot. Здесь производятся как легковые, так и грузовые автомобили как для российского, так и для восточноевропейского рынка.ОЭЗ предоставляет значительные льготы по налогу на прибыль в дополнение к скидкам по НДС и беспошлинным товарам, а также скидкам по налогам на недвижимость и земельным налогам. Он имеет хорошее железнодорожное и автомобильное сообщение с Москвой.
Подробную информацию о Калужской ОЭЗ можно найти здесь .
Псков Моглино ОЭЗ
Псков находится недалеко от границы с Эстонией и напрямую связан с Москвой железнодорожным, автомобильным и речным транспортом. Он имеет многовековую торговую историю и сегодня является центром автомобильных заводов, а также производства электрооборудования для автомобилей, грузовиков, автобусов и тракторов (реле, переключатели, предохранители, электронные изделия).Он занимает площадь 215 га и предлагает скидки на прибыль и связанные с этим налоги.
Подробную информацию о ОЭЗ «Псков Моглино» можно найти здесь .
Зеленоград ОЭЗ
В Зеленограде находится Национальный исследовательский университет электронных технологий (МИЭТ) и крупный российский центр интегральных схем. Зеленоградская ОЭЗ состоит из 2-х территорий: «Алабушево» (141,87 га), основная территория для новых заводов и исследовательских центров; Территория «МИЭТ» (4,47 га) — технопарк (в основном дочерние предприятия МИЭТ).Он охватывает 150 га и предлагает значительные скидки на налог на прибыль и связанные с этим накладные расходы.
Подробная информация о Зеленоградской ОЭЗ здесь .
ОЭЗ «Санкт-Петербург»
ОЭЗ «Санкт-Петербург» находится на берегу Балтийского моря и обеспечивает доступ для морских перевозок в ЕС. Он разделен на несколько частей: зона Нойдорфа является зоной инженерной и ИТ-инфраструктуры, а зона Новооловская также является инженерно-опытно-промышленной зоной. ОЭЗ предлагает пониженную ставку налога на прибыль, скидки на социальное страхование, земельный налог и налог на имущество, а также беспошлинный импорт.
Реквизиты ОЭЗ «Санкт-Петербург» здесь .
Калининградская ОЭЗ
Калининград — российский анклав на побережье Балтийского моря, окруженный Европейским Союзом. Он предлагает 0% налога на прибыль в течение первых шести лет деятельности, за которым следует пониженная ставка в размере 10% в течение следующих шести лет. Он также предусматривает снижение социального страхования, налогов на землю и имущество и нулевые импортные пошлины. Возможно получение 8-дневной электронной визы для региона (проверьте квалификацию).
Реквизиты Калининградской ОЭЗ здесь .
Как можно видеть, Россия предлагает большое разнообразие ОЭЗ, хотя, как уже упоминалось, многие из них созданы для того, чтобы иностранные производители получили доступ на внутренний российский рынок. Однако это начинает меняться, и мы можем ожидать, что развитие или перемещение ОЭЗ ближе к границам России позволит иностранным и российским производителям объединить российские и глобальные комплектующие для объединения в готовые изделия для экспорта.Это будет особенно верно в отношении Владивостока, и я подозреваю, что дополнительные зоны будут добавлены ближе к китайским городам, таким как Муданьцзян, Харбин и Маньчжурия, где китайцы уже строят аналогичные районы.
Россия также участвует в развитии ОЭЗ за пределами своей территории, чтобы воспользоваться преимуществами более низких затрат, материалов и условий эксплуатации (на севере России зимой очень холодно), и делает это в таких регионах, как Порт-Саид в Египте и держит переговоры с Индия сделать то же самое.
Хотя Россия в некоторой степени пострадала от санкций, ОЭЗ, которую она имеет, предлагает широкий набор услуг, с особым опытом в сфере информационных технологий, высоких технологий и автомобилестроения. Иностранные компании, рассматривающие возможность использования российских ОЭЗ, могут сделать это как для выхода на внутренний рынок, так и на другие рынки Китая, Центральной Азии и Восточной Европы.
Ссылки по теме
Некоторые политические уроки Алексея В. Кузнецова, Ольги В.Кузнецова :: ССРН
23 стр. Размещено: 11 июн 2020
Дата написания: 2 сентября 2019 г.
Абстрактные
В статье исследуется экономическая эффективность российских особых экономических зон (ОЭЗ), созданных федеральными властями с 2005 года.Результаты неоднозначны: окупаемость ОЭЗ низкая, но они продолжают привлекать резидентов; ОЭЗ более привлекательны для иностранных инвестиций, но их отраслевая структура принципиально не лучше, чем структура в целом по стране; Производительность труда на предприятиях ОЭЗ выше, чем в стране, но в основном благодаря их недавнему созданию. Распространенными узкими местами развития ОЭЗ являются нестабильность законодательства об ОЭЗ, низкий уровень активности федеральных властей в развитии ОЭЗ до экономического кризиса, конкуренция с другими льготными режимами для инвесторов и длительный период поиска оптимальной системы управления ОЭЗ. .Различия в эффективности отдельных ОЭЗ объясняются особенностями территорий, на которых создаются ОЭЗ. ОЭЗ успешны, если они создаются на территориях с выгодным географическим положением и в регионах с высоким уровнем промышленного развития.
Ключевые слова: Особые экономические зоны, ОЭЗ, Россия, иностранные резиденты ОЭЗ, эффективность ОЭЗ
Рекомендуемое цитирование: Предлагаемая ссылка
Кузнецов, Алексей В.и Кузнецова, Ольга В., Успех и провал российских ОЭЗ: некоторые уроки политики (2 сентября 2019 г.). Журнал транснациональных корпораций, Vol. 26, No. 2, 2019, Доступно в ССРН: https://ssrn.com/abstract=3623048Особые экономические зоны: там, где Россия ошибается
В России 28 различных особых экономических зон, но она все еще ждет серьезного успеха в масштабе СЭЗ в Шэньчжэне, Китай.Так что же делать России дальше?
Рабочий сварочного цеха завода Ford Sollers в особой экономической зоне «Алабуга». Фото: РИА Новости
По мере того, как Россия адаптируется к жизни в условиях санкций, это также приводит к переосмыслению того, как различные стратегические инициативы, такие как инициатива по особым экономическим зонам (ОЭЗ), могут быть использованы для ускорения экономического роста в стране. В июне прошлого года Кремль назвал инициативу об особых экономических зонах в России «неэффективной».«Это потому, что недавние инициативы в этой области оказались дорогостоящими и не принесли ожидаемой окупаемости инвестиций.
Особые экономические зоны — спорная тема: на каждый успешный пример приходится несметное количество неудачных проектов. Сегодня в мире существует более 4500 ОЭЗ, и их число продолжает расти.
Инициативы российских ОЭЗ в последние годы были сосредоточены на привлечении иностранных инвестиций в несколько регионов России. Сегодня в России 28 зон, и это фактически первый ключ к разгадке того, почему реализация такого рода проектов не оказалась столь успешной, как предполагалось изначально.Без какой-либо четкой истории успеха в России создание 28 параллельных инициатив оказалось дорогостоящим и неэффективным.
Первое, что должно сделать российское правительство, — это провести более всестороннее исследование в одной или, как минимум, в паре зон, чтобы стимулировать разработку более глубокой стратегии. Предложение налоговых льгот без создания условий для ведения бизнеса вокруг этих зон — решающий фактор, способствующий провалу.
Наиболее успешные зоны понимали это ограничение, и перед внедрением ОЭЗ они спланировали местную инфраструктуру и реализовали другие инициативы.Для России просто тиражирования успешных моделей других стран будет недостаточно — необходимо адаптировать хорошие модели с учетом особенностей местной экономики.
Специалисты часто называют опыт Шэньчжэня в Китае историей успеха. В 1980-х годах инициатива ОЭЗ превратила город в экономический центр экспорта. Его модель оказалась успешной, потому что на каждого иностранного инвестора, воспользовавшегося местными налоговыми льготами и созданной для экспорта инфраструктурой, были китайские компании, предоставляющие промежуточные услуги и товары.Это то, что экономисты называют «обратными и прямыми» связями, что делает ОЭЗ не отдельной инициативой, а скорее средством индустриализации региона.
Инвестирование, во-первых, в создание местной сети предпринимателей и стимулирование роста новых средних компаний, которые могли бы стать поставщиками более крупных иностранных компаний, является важным шагом. Предприниматели и малые и средние предприятия (МСП) должны иметь доступ к более дешевым кредитам, чем обычно можно получить через коммерческие банки или другие кредитные учреждения.
Местная инфраструктура — еще один фактор, который необходимо оценить и улучшить. Крупные производственные центры нуждаются в больших коридорах оттока, легком доступе к портам, логистическим узлам и / или потребительским рынкам. И производственным, и обслуживающим компаниям нужен доступ к избыточной рабочей силе, часто специализированной. Существует потребность в скоординированной инициативе между ОЭЗ и местными университетами, чтобы накапливать необходимые знания для поддержания навыков и возможностей рабочей силы.
Верховенство закона и простота ведения бизнеса часто упускаются из виду для успеха бизнеса в странах, и это не исключение в случае СЭЗ. По данным журнала The Economist , 61 из 139 утвержденных ОЭЗ в индийском штате Махараштра потерпели неудачу из-за капризной политики, нечеткого процесса проверки и озабоченности экономическими перспективами. И большой процент СЭЗ в Сенегале потерпел неудачу из-за сочетания чрезмерной бюрократии, высоких затрат на электроэнергию и удаленности от хорошего порта.
Другая статья Азиатского банка развития перекликается с этим тезисом: «Создание независимых органов управления и благоприятная правовая база — ключевые ингредиенты, которые могут помочь ОЭЗ повысить шансы на успех. Среди стран Азии с ОЭЗ страны с независимыми властями ОЭЗ увеличивают экспорт на 27 процентов по сравнению со странами без них ».
В той же статье также говорится о важности четкой связи между ОЭЗ и стратегией экономического развития страны.
ОЭЗ могут стать инструментом экономического развития в России, если их можно включить в более широкую стратегию и подход. Они могут быть оправданием для проведения необходимых реформ в экономике, а также способствовать инвестированию в те области, которые принесут пользу не только ОЭЗ, но и всем прилегающим территориям.
Кремлю необходимо разработать стратегию ОЭЗ «по-русски», понимая ограничения своей собственной экономики и создавая плодородную почву не только для самих зон, но и для предпринимательства в России в целом.И они должны создаваться с пониманием того, что такая стратегия изначально даст небольшие результаты в краткосрочной перспективе. Однако каждая ОЭЗ подготовит экономику к более устойчивому росту и достижению больших результатов в долгосрочной перспективе.
Мнение автора может не обязательно отражать позицию Russia Direct или его сотрудников.
Гильерме Шнайдер — доктор философии. Кандидат политических наук в Университете Радбоуд (Нидерланды) и степень магистра международного бизнеса Бизнес-школы EAE (Испания).
(PDF) Особые экономические зоны в России
Кари Люхто PEI Electronic Publications 2/2009
www.tse.fi/pei
Поскольку анализ планов, обещаний и надежд бюрократов неконструктивен, 1
может только сделать вывод, что «отсутствие прогресса» означает относительное ослабление конкурентной позиции
ОЭЗ, поскольку их конкуренты не бездействовали в течение последних четырех лет.Другими словами,
означает, что застой России означает, что инновационный разрыв между Россией и
остальным миром увеличивается по мере продвижения окружающего мира, в то время как Россия остается относительно неизменной.
Даже если в Санкт-Петербурге прогресс не впечатляет, не стоит забывать, что у ОЭЗ
Санкт-Петербург может быть козырный козырь в рукаве, так как Анатолий Чубайс,
, генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий (Роснано), берет свое начало. из г.
Петербург. Еще неизвестно, каковы будут масштабы будущего сотрудничества
между Роснано и ОЭЗ Санкт-Петербург10. В этом контексте не следует забывать, что
«Роснано» располагает средствами в размере 5 миллиардов долларов, которые будут направлены на развитие
инвестиций в нанотехнологии.
Еще один козырь петербургской ОЭЗ — ее западный сосед Финляндия.
Финляндия — одна из ведущих высокотехнологичных стран мира, и сотрудничество в области инноваций
между Финляндией и Санкт-Петербургом.Петербург было бы очень естественно. Чтобы облегчить эту совместную операцию
, некоторые финские организаторы инноваций уже прибыли в Санкт-Петербург.
Технополис, бывший технопарк Оулу, управляет технопарком и инновационным центром
в Санкт-Петербурге. Технопарк Пулково будет спроектирован как площадка
для финских и международных компаний, заинтересованных в начале своей деятельности в
Россия, и наоборот, для российских компаний, заинтересованных в интернационализации.Аналогичным образом,
инновационный центр был основан для обслуживания тех финских инновационно-ориентированных фирм,
, которые нуждаются в поддержке в их экспансии в Россию11. Хотя концепция Технополиса
кажется чрезвычайно удачной, судить о будущем Технопарка и
10 пока рано. В декабре 2008 года Роснано и город Санкт-Петербург подписали соглашение о сотрудничестве.
Роснано подписало пять аналогичных соглашений с другими регионами России; Томск, Свердловск,
Татарстан, Москва и Московская область (Роснано, 2008).
11 Технополис и Finpro начали сотрудничество в России по созданию Финского инновационного и
технологического центра в Санкт-Петербурге. Центр станет частью международной сети инновационных центров Финляндии
. Эта концепция интеграции бизнеса и услуг по развитию с современными помещениями
позволяет финским компаниям эффективно расширять свой бизнес на быстрорастущем российском рынке
. В феврале 2008 года FinNode St.Петербург был открыт.
18
ОЭЗ «ТЕХНОПОЛИС МОСКВА» В ТОП-3 IV НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЙТИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОЭЗ
Вступила в ОЭЗ Технополис Москва тройка лидеров среди особых экономических зон технико-инновационного типа по результатам IV Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России 2019. Всего в рейтинге учтены деятельности 16 об особых экономических зонах проинформировал Ефимов Владимир , Вице-мэр Москвы по Экономическая политика и вопросы земельной собственности
Национальный рейтинг инвестиций Привлекательность ОЭЗ России создавала Ассоциация развитие кластеров и технопарков России (АКИТРФ) с поддержка Минэкономразвития РФ.
Лидеры рейтинга это год также являются ОЭЗ Дубна и ОЭЗ Санкт-Петербург. Национальный рейтинг Особые экономические зоны России оценивают зоны по сферам деятельности: технико-инновационное, промышленное производство и порт.
«Эксперты высоко оценили инвестиционная привлекательность столичной особой экономической зоны, инфраструктура и земельные ресурсы. В конце прошлого года объем инвестиции резидентов составили 6.6 млрд рублей и около 800 новых рабочих мест. создано, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Это должно быть записано что в рейтинге отдельно учитывалась инвестиционная привлекательность региона, по этому критерию Технополис Москва традиционно входит в число лидеры. По сравнению с предыдущим периодом в ОЭЗ также увеличилось предоставление инфраструктуры, земельных ресурсов, инвестиций и инноваций деятельности, а также благоприятные условия для ведения бизнеса », — отметил вышел Владимир Ефимов.
Прошлый год, ОЭЗ Технополис Москва перевыполнила план по привлечению новых жителей на 12%, сообщил Александр. Прохоров , начальник управления инвестиционной и промышленной политики г. Москва.
«В 2019 году 24 компании получил статус резидента особой экономической зоны Технополис Москва, что в три раза больше, чем годом ранее. Общий объем их заявленные инвестиции достигли 15 млрд руб., из них 3.24 млрд руб. уже вложены. Всего на конец 2019 года проживало 67 резидентов. зарегистрированы в ОЭЗ Технополис Москва, что на 12% выше запланированного фигура. По итогам 11 месяцев уже 79 высокотехнологичных компаний имеют статус резидента ОЭЗ, что также превышает плановые показатели по привлечению новых жителей в этом году », — добавил он.
На территории ОЭЗ Технополис Москва, производством продукции занимаются компании со статусом резидента. электронные компоненты, биомедицинские клеточные продукты для кожи и мягких тканей реставрация, промышленные робототехнические системы, контрольно-измерительное оборудование, изделия медицинского назначения для лечения заболеваний почек, переработки пластиковых отходов и др.
«Технополис Москва стал лидер среди всех ОЭЗ техно-инновационного типа по объему динамика развития территорий и инфраструктуры. К концу 2019 года 114 построены и введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры, размер Площадь земельных участков, сданных в аренду или принадлежащих резидентам, достигла 68 га. Столица ОЭЗ — одна из самых привлекательных для локализации производств свободных экономических зон. в непосредственной близости от ключевых артерий города », — подчеркнул Геннадий Дегтев , генеральный директор ОЭЗ Технополис Москва.
Ранней осенью, ОЭЗ Технополис Москва впервые вошел в рейтинг специальных экономических зон мира Global Free Zones of the Year, который ежегодно организовано британским изданием fDi Magazine. Он стал победителем в в номинациях «Кластерное развитие», «ГЧП», «Гибкость в сфере недвижимости», «Красная лента». Сокращение, удобства для персонала, поддержка Covid-19.
Кроме того, даже в этом году, несмотря на
пандемия, ОЭЗ Технополис Москва демонстрирует высокие темпы развития, отразила
в Национальном рейтинге 2020 года.
Кремниевая тайга: ОЭЗ в России, проблемы и перспективы
Аннотация
Как известно, сегодня российская экономика зависит от нефти и газа. Хорошая система образования и высококачественные дипломы некоторых школ вместе с плохими условиями жизни и плохим социальным обеспечением вызывают утечку мозгов и, следовательно, делают экономику страны менее конкурентоспособной и еще более зависимой от ресурсов. Чтобы изменить ситуацию и правильно использовать интеллектуальные ресурсы, Правительство России одобрило закон о создании особых экономических зон (ОЭЗ) примерно в 10 регионах.ОЭЗ можно определить как территорию Российской Федерации, привлекательную для ведения бизнеса оффшорную зону, имеющую налоговые льготы и открытую для инвестиций. Здесь могут вести бизнес как резиденты, так и нерезиденты. Выбор места расположения зоны основан на свободной конкуренции. Такие регионы, как Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Томск и некоторые дальневосточные регионы одобрили свое намерение участвовать в Проекте. В 2006 году ожидается появление 10 ОЭЗ. Правительство России приняло решение о создании ИТ-центра в Новосибирском научном центре (Академгородок), где расположены более 30 научных учреждений и Новосибирский государственный университет.Академгородок известен своим интеллектуальным потенциалом не только в России, но и во всем мире. Проект ИТ-центра включает строительство бизнес-центра и нескольких университетских корпусов. Эта зона будет очень привлекательной для инвестиций и бизнеса. В Академгородке используется понятие «непрерывное образование». Это означает, что юных «геозвездок» «кормят» со среднего школьного возраста, а затем продолжают обучение в Новосибирском государственном университете (НГУ). Выпускники НГУ работают не только в российских компаниях, но и в таких компаниях, как Schlumberger, Shell, Halliburton и других.Таким образом, Новосибирский научный центр (Академгородок) может быть очень привлекательным для внутренних и иностранных инвестиций благодаря своим интеллектуальным ресурсам и образовательной политике, а также будущей ОЭЗ. Здесь уже открыли свои офисы несколько международных геокомпаний.
AIP обсудили цифровизацию индустриальных парков и ОЭЗ в России на площадке ОЭЗ «Липецк»
Особая экономическая зона «Липецк» сегодня стала площадкой для встречи членов Ассоциации индустриальных парков России и Ассоциации европейского бизнеса.Участники бизнес-диалога посвятили цифровизации индустриальных парков и ОЭЗ, обсудили новые тенденции и стандарты в промышленном строительстве, программные инновации, а также требования к управлению современной инфраструктурой со стороны инвесторов.
Деловой диалог прошел в гибридном формате, многие гости мероприятия приняли участие онлайн. Тадзио Шиллинг, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса, выступил с приветственной речью и отметил, что сегодня цифровизация стала неотъемлемой частью нашей жизни.