Разное

Технология изготовления фартука – Технология изготовления фартука | Социальная сеть работников образования

21.02.2019

«Технология изготовления швейного изделия» (фартука).

Конспект урока 5 класс

Урок повторения и закрепления материала.

Тема: «Технология изготовления швейного изделия» (фартука).

(урок – путешествие)

Цели:

— закрепить понятия о процессе изготовления одежды;

— закрепить навыки моделирования;

— вспомнить об основных и составных цветах в одежде;

— развивать эстетический вкус;

— воспитывать аккуратность и внимательность в работе.

Оборудование: ватман, цветная бумага, клей, ножницы , презентация, картон, нитки, иголки, ткань, бумажные «ромашки», экран, компьютер, кроссворд.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Подготовка к игровому уроку.

  1. Повторение материала.

Игра «Наше путешествие».

Учитель. У нас сегодня необычный урок, мы с вами не просто будем говорить о цветах, об измерениях фигуры человека, о конструировании, моделировании, а будем путешествовать по определенному маршруту. Его необходимо успешно пройти.

  1. Вступительная часть.

Учитель. На предыдущих уроках мы знакомились с технологией изготовления фартука.

Назначение фартука – предохранять одежду от загрязнения. Хозяйственные фартуки бывают весьма разнообразными. Ведь есть же у нас одежда для спорта, одежда для праздника, одежда для работы, одежда для туризма. Так и фартуки нужны разные: для уборки, для мытья посуды, для приготовления пищи, для приема гостей.

Для того, чтобы узнать, что вы помните из прошлых уроков, мы отправимся на станцию «Кроссвордную».

Слайд №3

— На этой станции нам предстоит разгадать понятия, с которыми вы встречались при конструировании и моделировании фартука.

По горизонтали:

  1. Построение чертежа выкройки изделия (конструирование)

  2. Одно из самых выразительных средств в швейном изделии (цвет)

По вертикали:

  1. Образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами (модель)

  2. Основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения (мерки)

  3. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью (моделирование)

— Молодцы! Эту станцию мы прошли.

В современной одежде применяется бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах – цветоведение. Мы вспомним лишь самые общие закономерности.

Отправляемся на станцию «Цветик – семицветик». Слайд №4

Мы должны вспомнить, какие цвета у нас являются основными, а какие – составными.

(мы разделимся на две группы)

Группа № 1 должна собрать ромашку из основных цветов, группа № 2 – из составных, и объяснить свой выбор.

Ответ: основные цвета – красный, зеленый, желтый, синий.

(Работа с основными и составными цветами). Слайд № 5

— Молодцы! Справились с заданием.

Следующая станция «Измерений».

Слайд №6 — №7

Игра «Что вы знаете об измерениях фигуры человека?».

Вопросы:

    1. Для чего снимают мерки с фигуры человека? (для построения чертежа)

    2. С помощью чего снимают мерки? (сантиметровая лента)

    3. Какие линии фигуры относятся к основным? (линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен)

    4. Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? (полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия)

    5. По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)

    6. Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин? (мерки обхватов, потом мерки длин)

    7. Как правильно нужно измерять сантиметровой лентой? (не натягивать, не ослаблять)

    8. Как нужно правильно стоять, когда снимают мерки? (прямо, без напряжения)

    9. Чем опоясывают талию перед измерением? (шнурком, тесьмой)

10)Какие мерки записывают полностью? (мерки длин)

11)Какие мерки записывают в половинном размере? (мерки ширины и обхватов)

12)Как обозначаются мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия? (Ст, Пб, Ди)

— Молодцы, прекрасно справились с заданием!

— Мы успешно прошли эту станцию, но следующая будет еще интереснее.

Отправимся на станцию «Детали фартука».

Слайд №8 (разделимся на группы)

Задание: подпишите названия деталей фартука, укажите стрелкой направление долевой нити, напишите величины припусков на швы (цифрами в кружочке)

Ответ: Детали фартука

Бретель

Нагрудник

Карман

Нижняя часть фартука

Пояс

Припуски на швы:

Слайд № 10

Нижний, боковой срез – 1,5 см (основная деталь фартука)

Верхний срез – 1 см

Карман:

Нижний, боковой -1,5 см

Верхний – 4 см

Пояс – 1 см

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

— Мы с вами отправляемся на станцию «Моделирование»

Слайд №11

(разделимся на две группы)

Каждая группа получает: цветную бумагу, клей, ножницы, линейку.

Группы должны составить модель фартука из предложенных элементов и объяснить свой выбор, написать припуски на швы. Время пошло.

Какие получились красивые модели фартуков и они совершенно разные.

— Вот мы с вами дошли до станции «Последовательность».

Слайд №12

Задание:

Расположите правильно технологическую последовательность изготовления фартука на поясе.

  • обработка пояса;

  • обработка накладного кармана;

  • обработка нижних и боковых срезов фартука;

  • подготовка деталей к сметыванию;

  • соединение кармана с нижней частью фартука;

  • обработка верхнего среза фартука;

  • обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

Ответ:

Слайд №13

  1. подготовка деталей к сметыванию;

  2. обработка накладного кармана;

  3. соединение кармана с нижней частью фартука;

  4. обработка нижних и боковых срезов фартука;

  5. обработка верхнего среза фартука;

  6. обработка пояса;

  7. обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

3. Практическое задание.

— Вот мы с вами вспомнили технологическую последовательность изготовления фартука. Но сейчас мы отправляемся на станцию «Сметочная»

Перед началом работы с учащимися проводится беседа о технике безопасности при работе с ручными инструментами: с иголками, ножницами.

Слайд №14

(Разделимся на две группы) Проверим насколько вы усвоили технологию выполнения ручных операций.

Слайд №15

Группа №1 выполняет копировальные стежки, группа №2- прямые сметочные стежки. Объяснить для чего они нужны? Ответ: копировальные — перенос линии выкройки, прямые сметочные – для сметывания, заметывания, наметывания деталей.

Перед началом работы с учащимися проводится беседа о технике безопасности при работе с ручными инструментами: с иголками, ножницами.

Молодцы! Все справились с заданием.

— А сейчас мы немного с вами отдохнем.

4. Отгадайте загадки:

Слайд №16

1) Я люблю прямоту,

Я сама прямая,

Сделать ровную черту

Всем я помогаю,

Что — нибудь без меня

Начертить сумей-ка,

Угадайте – ка, друзья,

Кто же я?… (линейка)

Слайд №17

  1. Тонка, длинна,

Одноуха и остра,

Всему свету нужна. (иголка)

Слайд №18

3)Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Прячусь под комод. (клубок)

Слайд №19

4) Одноглазая старушка

Узоры вышивает,

Весь мир одевает,

Что сошьет- не надевает. (иголка)

Слайд №20

5)В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать! (утюг)

5.Итог урока.

Слайд №21

Беседа о путешествии, впечатлении детей.

Учитель:

— На какой станции вы бы хотели еще побывать?

— Какое задание вам показалось трудным, а какое – легким?

— Довольны ли вы своей практической работой?

Домашнее задание:

подготовить 5-6 рисунков фасонов фартука.

infourok.ru

Технология пошива фартука

Технология изготовления фартука

Технология изготовления фартука

Этапы изготовления швейных изделий:  Подготовка ткани к раскрою Раскрой изделия Подготовка деталей кроя к обработке Изготовление швейного изделия

Этапы изготовления швейных изделий:

  • Подготовка ткани к раскрою
  • Раскрой изделия
  • Подготовка деталей кроя к обработке
  • Изготовление швейного изделия
Схема пошива фартука раскрой Прокладывание контрольных линий и копировальных стежков Обработка нижней части фартука Обработка бретелей и пояса Обработка карманов Соединение кармана с нижней частью фартука Соединение бретелей с фартуком и обработка верхнего среза фартука Соединение деталей пояса с фартуком Влажно-тепловая обработка

Схема пошива фартука

раскрой

Прокладывание контрольных линий и копировальных стежков

Обработка нижней части фартука

Обработка бретелей

и пояса

Обработка карманов

Соединение кармана с нижней частью фартука

Соединение бретелей с фартуком и обработка верхнего среза фартука

Соединение деталей пояса с фартуком

Влажно-тепловая обработка

Подготовка ткани к раскрою :  Проверить качество ткани Выполнить ВТО Определить длину и ширину ткани Определить лицевую и изнаночную стороны Определить направление нити основы Определить характер рисунка

Подготовка ткани к раскрою :

  • Проверить качество ткани
  • Выполнить ВТО
  • Определить длину и ширину ткани
  • Определить лицевую и изнаночную стороны
  • Определить направление нити основы
  • Определить характер рисунка
Н.О Изн.ст

Н.О

Изн.ст

Раскрой Сложить ткань пополам Н.О Изн.ст

Раскрой

Сложить ткань пополам

Н.О

Изн.ст

Раскрой разложить все детали на ткани соблюдая н.о Детали выкройки: Не забыть Фартук - 1 деталь про припуски Бретель – 1 деталь Пояс – тесьма Карман – 1 деталь Обтачка – 1 деталь

Раскрой

разложить все детали на ткани

соблюдая н.о

Детали выкройки:

Не забыть

Фартук — 1 деталь

про припуски

Бретель – 1 деталь

Пояс – тесьма

Карман – 1 деталь

Обтачка – 1 деталь

Раскрой разложить все детали на ткани соблюдая н.о Детали выкройки: Не забыть Фартук - 1 деталь про припуски Бретель – 1 деталь Пояс – тесьма Карман – 1 деталь Обтачка – 1 деталь Раскрой разложить все детали на ткани соблюдая н.о Детали выкройки: Не забыть Фартук - 1 деталь про припуски Бретель – 1 деталь Пояс – тесьма Карман – 1 деталь Обтачка – 1 деталь Откалываем выкройку, но булавки оставляем в ткани

Откалываем выкройку, но булавки оставляем в ткани

булавки в ткани

булавки в ткани

Отступаем от линии 1,5 см и отмечаем

Отступаем от линии 1,5 см и отмечаем

 отмечаем так же далее по всем линиям

отмечаем так же далее по всем линиям

 отмечаем так же далее по всем линиям  отмечаем так же далее по всем линиям  проводим линии по отметкам

проводим линии по отметкам

 так же прикладываем выкройку бретелей, кармана и обводим

так же прикладываем выкройку бретелей, кармана и обводим

Расположить можно так  (не забыть про припуски)

Расположить можно так

(не забыть про припуски)

 сейчас приколите бретель к ткани и покажите учителю,  только после этого можете обвести

сейчас приколите бретель к ткани и покажите учителю,

только после этого можете обвести

 вырезать все детали по линиям припусков Булавки в ткани!!!

вырезать все детали по линиям припусков

Булавки в ткани!!!

 вырезать все детали по линиям припусков Булавки в ткани!!! Подготовка деталей кроя  к обработке  Перевести контурные линии. Линия середины

Подготовка деталей кроя

к обработке

Перевести контурные линии.

Линия середины

Как перевести контурные линии? Копировальные стежки  При помощи резца и копировальной бумаги  С помощью булавок

Как перевести контурные линии?

  • Копировальные стежки
  • При помощи резца и копировальной бумаги
  • С помощью булавок
сгиб Фартук прямыми стежками Длина стежка 1 см С помощью булавок Боковая линия нагрудника копировальными стежками

сгиб

Фартук прямыми стежками

Длина стежка 1 см

С помощью булавок

Боковая линия нагрудника

копировальными стежками

videouroki.net

«Технология изготовления фартука Снятие мерок».

Класс: 5

Раздел: «Конструирование швейных изделий».

Тема: «Технология изготовления фартука Снятие мерок».

Цель:

— Обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по теме: « Виды одежды. История фартука. Знакомство с профессиями. Снятие мерок».

Задачи:

I. Предметные:

1.1. Способствовать формированию знаний классификаций одежды, о мерках, об основных правилах их снятия и записи результатов измерения.

1.2. Способствовать осознанию основного технологического материала по данной теме.

1.3. Способствовать формированию и развитию умений и навыков по измерению фигуры и записи результатов.

II. Личностные:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся.

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (умению анализировать, выделять главное, строить аналогии, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию мотивационно-оценочного компонента учебной деятельности учащихся посредством разноуровневых заданий постановки проблемных вопросов.

2.4. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.

2.5. Способствовать овладению всеми видами памяти.

2.6. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля.

III. Метапредметные:

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности.

3.2 Способствовать осуществлению совместной деятельности в парах и рабочих группах.

3.3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе.

3.4. Посредством выбора уровня заданий формировать адекватную самооценку; учить критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого.

IV. Профориентационные цели:

4.1. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями конструкторских профессий.

4.2. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практикум

Методы обучения:

— словесного сообщения и закрепления технико-технологических

знаний;

— метод демонстрации;

— метод практической работы;

— инструктаж.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

— фронтальная;

— индивидуальная;

— парная.

Словарная работа: одежда, юбка, виды юбок, мерки, снятие мерок.

Материально – техническое обеспечение занятия:

Компьютер, инструкционные карты, сантиметровая лента, проектор

Методы: инструктаж, практическая работа: «Снятие мерок», игра-ателье.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

ІІ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Вопрос :

Что такое одежда?

На экране дано определение слову одежда. (Слайд 1)

Классификация одежды. (Слайд 2)

Бытовая одежда. (Слайд 3)

Форменная одежда. (Слайд 4)

Спецодежда. (Слайд 5-7)

Вопрос:

— Как вы думаете какая тема нашего урока?

ІІI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ УРОКА.

На экране тема урока «Технология изготовления фартука» (Слайд 8)

-Чему мы будем учиться?

-Какая у нас цель?

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Сегодня мы будем говорить о фартуке.

Фартук (или передник)- широко распространеная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

Экскурс в историю (Слайды 10)

История его начинается с древнего Египта. Уже в ранний период существования этой странымужчины,состоящие на государственной службе, пользовались приметивной драпировкой,прикрепляемой спереди к поясу,который представлял собой узкую полоску кожи. (Слайды 11)

С течением времени фартук становился повсеместно распространенным видом одежды. (Слайды 12)

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практическипостоянной принадлежностью рабочей одежды. (Слайды 13)

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужних женщин. В XVII в. два фартука составили юбку. (Слайды 14)

В XVII в. фартук непременно украшал женщин именитых горожан (Слайды 15).

— Скажите как вы думаете в русской одежде был фартук?

Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. (слайд 17)

У Башкирского народа тоже были фартуки украшенные вышивкой принадлежащей этой культуре. Назывались они алъяпкыс. (слайд 18)

У Татарского народа фартук был частью праздничного национального костюма. слайд 19)

Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту свою функцию. Для защиты от вредных воздействий все чаще используют спецодежду.

Вопрос:

Для кого и для чего предназначены различные виды спецодежды?

Из каких тканей их изготавливают?

Где применяются фартук и косынка (шапочка)?

Вывод учителя: Фартук предохраняет одежду от загрязнения.

Для изготовления используют различные ткани. Чаще всего хлопок и лён.

Учитель: Чтобы сшить фартук нам необходимо снять мерки.

Мерки снимают сантиметровой лентой соблюдая определенные правила:

1.Мерки снимают по правой сторона фигуры.

2Талию предварительно опоясывают шнуром.

3.При снятие мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.

4.Приснятие мерок нельзя сильно натягивать ленту или ослаблять.

5.Мерки длины записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере.

Демонстрация учителя правила снятия мерок

Мерка Ст- полуобхват талии

Сб-полуобхват бедер

Дгр-длина грудки

Ди-длина изделия

Физминутка.

Практическая работа-Игра в ателье.

Дети объединяются в группы по 3 человека

1.Заказчик

2. Закройщик (снимает мерки с №1)

3.Приёмщик (записывает мерки в карту), затем меняемся

Проверка учителем точности снятия мерок.

Вопрос учителя:

— Как вы думаете какая мерка главная при определении размера фартука изделия? (СБ)

Для закрепления

Расскажите как снимаюкся и записываются мерки.

Почему мерки Ст Сб записываются в половинном размере?

Задание: Нарисовать фасон фартука который они будут шить.

V. РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ.

— Сегодня на уроке мы ознакомились с правилами снятия мерок и сняли мерки для построения чертежа фартука.

— Что на уроке вам понравилось больше всего?

— Какое задание показалось вам самым трудным?

VI.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

— Сегодня активно работали:

— Спасибо всем девочкам, продемонстрировавшим свое мастерство, и всем, кто пришел на урок.

Д/з: Принести чертежные инструменты

Открытый урок по технологии в рамках школьной недели «Эрудит».

Тема: Технология изготовления фартука

Цели: ознакомить учащихся с видами одежды, историей фартука, сформировать понятия о процессе изготовления фартука, познакомиться с профессиями; сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе.

Ход урока:

I.Организация урока

Проверка готовности учащихся к уроку.

II.Повторение пройденного материала (разгадывание кроссворда).

III. Изучение нового материала.

Объяснение новой темы (Презентация).

  1. Одежда (понятие)- это изделие, надеваемое человеком и несущее бытовые и эстетические функции.

  2. Классификация одежды.

  3. Историческая справка.

  4. Ролевая игра. 2 команды (выполнение аппликации на фартуке с элементами этнического орнамента)

  5. Рассказ учителя о профессиях связанных с изготовлением фартука (художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства, оператор швейного оборудования).

  6. Зарисовка модели фартука в тетрадь.

  7. Рассказ о требованиях, предъявляемых к фартуку (технологические, гигиенические, эстетическиетребования).

  8. Процесс изготовления фартука(расчет, раскрой, пошив, оформление изделия).

  9. Мерки (понятие, правила снятия мерок).

  10. Практическая работа(работа в парах). Снятие мерок.

  11. Оформление записей в тетради.

  1. Закрепление материала (ответы на вопросы учителя по пройденному материалу, проверка точности снятия мерок).

  2. Подведение итогов.

  3. Выставление оценок.

  4. Домашнее задание (параграф 12, стр.52), бумага для построения чертежа фартука.

infourok.ru

построение чертежа, пошив 7 моделей, видео мк

Фартук – очень распространённая и практически не меняющаяся деталь одежды с давних времён до нашего времени. Фартуки были мужские, и женские. Роли у них были разные – церемониальная, рабочая, статусная, декоративная. В наши дни домашние хозяйки фартуком пользуются не часто, находя ему более современную альтернативу. А зря! Это очень удобная и симпатичная деталь одежды. Тем более что изготовить передник сможет даже школьница.

Технологию пошива фартука и его выкройки изучают уже в 5 классе на уроках труда. Эта простая в изготовлении вещь будет идеальным выбором для приобретения навыков шитья. В этой статье мы рассмотрим, как выполнить построение чертежа фартука, а также пошив нескольких моделей.

Основные модели фартуков

Школьный учебник «Технология 5 класс» включает разделы по технологии обработки древесины, металла, искусственных материалов, доступную для ребёнка информацию о рациональной технологии ведения домашнего хозяйства. Для многих из этих работ необходима специальная одежда в виде детского фартука. Именно поэтому умение сшить фартук для девочки является очень важным.

Все модели передников делятся на две группы – фартук с нагрудником и фартук без нагрудника. Варианты моделей с нагрудником, в свою очередь можно разделить по технологии кроя на отрезные по талии и цельнокроеные.

Самые простые виды передников, предлагаемые для изготовления на уроках труда, показаны на следующих рисунках. Для каждого фартука построение чертежа выполнено на 1⁄2 полного лекала. Это сделано не случайно. Именно так, прикладывая половину выкройки к сгибу ткани, следует размечать детали фартука. Это обеспечит полную симметрию изделия.

Если девочка уже сшила простую модель передника, то можно украсить фартук различными деталями. Несколько интересных вариантов показаны на следующем рисунке.

На основе простых базовых выкроек можно смоделировать выкройку фартука, выполнив расклешение или изменив линию нижнего среза. Схематически построение чертежа показано на рисунке ниже.

Каждый передник, сшитый своими руками, обязательно будет интересным и уникальным. Подобрать украшение и выбрать стиль начинающая мастерица может по своему желанию.

Далее рассмотрим пошагово пошив передника.

Фартук для труда

Выкройка фартука для урока технологии в 5 классе очень простая. Как построить основную деталь, показано на чертеже ниже. Завязки для пояса и бретельку нужно выполнить по своим меркам.

Для пошива фартука для школьника нужно подготовить:

  • ткань 0,6 на 0,6 м;
  • косая бейка под цвет основной ткани – 3 м;
  • лента велкро для пояса;
  • нитки, швейный инструмент.

Описание пошива

Размечаем детали на ткани. Пример раскладки показан на следующем рисунке. Кроме передника на нём показаны ещё детали нарукавников и косынки.

Выкраиваем все детали (кроме пояса и бретельки) без припусков на швы, поскольку срезы будем обрабатывать косой бейкой.

Обрабатываем срезы основной детали косой бейкой.

Заготовку для пояса выкраиваем с припусками по ширине 1 см. Складываем полосу пополам изнаночной стороной внутрь, прострачиваем по трём сторонам. Выворачиваем, проутюживаем. Припуски свободного края подворачиваем внутрь. Размеры готового пояса – 2,5 на 16 см. Фиксируем булавками пояс на основной детали, пристрачиваем. Пришиваем ленту велкро на обе части пояса.

На заготовке кармана подворачиваем на изнаночную сторону верхний срез на 5 мм, прострачиваем. Затем делаем ещё один подворот на 25 мм, прострачиваем по краю сгиба.

Остальные срезы кармана следует обработать косой бейкой. Приложить карман на основную деталь, приметать или зафиксировать булавками. Притачать карман машинным швом. На углах выполнить треугольные закрепки. По центру кармана выполнить разделительный шов.

В завершение удалить нитки намётки, проутюжить изделие.

Простая выкройка фартука для ребёнка 5-7 лет

Для девочки возможность вместе с мамой заняться готовкой на кухне – не просто труд, а своего рода приобретение статуса. Она становится настоящей взрослой хозяюшкой. И, конечно, такая работа требует соответствующей одежды.  Предлагаем вам сшить простой, но симпатичный фартучек для маленькой помощницы.

Для пошива потребуется:

  • плотная ткань натурального состава, подойдёт лён, хлопок – 0,4 на 0,43 м;
  • такая же по размеру клеёнка – по желанию;
  • полоска кружева (по желанию) – 19 см;
  • косая бейка – 0,6 м; 0,75 м; 0,75 м; 0,16 м или полоски ткани аналогичной длины шириной 3 см;
  • нитки, швейный инструмент.

Описание

Построение выкройки нужно выполнить по предлагаемому чертежу.

По желанию можно для фартука изготовить второй слой из клеёнки. В таком случае выкраиваем вторую деталь, складываем их вместе (клеёнка внизу) и прострачиваем. Далее работаем как с одной деталью.

Пришиваем намёточным швом косую бейку по трём сторонам фартука.  Пристрачиваем, при необходимости подрезаем лишнюю бейку.

Если вместо готовой бейки используется полоска ткани, то выполняем на ней два встречных подворота, заутюживаем.

Верхний край также обрабатываем косой бейкой или полоской ткани. При желании вшиваем кружевную ленту.

Обрабатываем срезы на боковинах фартука, определившись с необходимой длиной завязок. Сначала фиксируем детали булавками, затем прострачиваем.

Повторяем для второй стороны.

Открытые края беек подшиваем вручную или на машинке, подвернув внутрь.

Проутюживаем готовое изделие.

Как выкроить фартук одной деталью: видео мк

Фартук из старых джинсов

Если вашему сыну на уроки труда необходим фартук, то предлагаем сшить его своими руками из старых джинсов. Плюсов у такого решения несколько. Во-первых, джинсовая ткань достаточно прочная, что немаловажно, учитывая назначение фартука. Во-вторых, пошить такой фартук просто и быстро, поскольку совершенно не нужно выполнять построение чертежа. В-третьих, в итоге вы получите уникальное изделие, отличающееся от скучных магазинных аналогов. В-четвертых, вы сэкономите семейный бюджет.

Описание

Рассмотрим поэтапно изготовление фартука. Сначала отпорем пояс с передней части. Делаем это аккуратно, не повреждая хлястики.

Обрезаем штанины на нужную длину и ширину.

Разрезаем по центральному шву, добиваясь ровной укладки штанин.

Фиксируем это положение булавками.

Стачиваем штанины, обрезаем лишнюю ткань на одной из них. Стачиваем пояс.

Для нагрудника выкраиваем прямоугольную заготовку из остатков штанины. По верхнему краю выполняем подворот.

Для лямочки можно использовать вырезанный с этих же джинсов шов.

Стачиваем нагрудник с фартуком. В нагруднике выполняем петли, вставляем туда концы лямочек.

Получается совсем не гламурный, мужской вариант фартука.

Если вы используете для изготовления зауженные джинсы, то при совмещении штанин получится открытый участок. Выкраиваем нужную деталь и, подложив под низ, пристрачиваем.

Получаем рабочий фартук.

Фартук для кухни: видео мастер — класс

Фартук с аппликацией

Возраст ребёнка: 3-4 года.

Для пошива нужно подготовить:

  • однотонную немнущуюся ткань для основной детали;
  • ткань в клетку для обтачки;
  • белую ткань не «сыпучую» — для аппликации;
  • нитки мулине чёрного цвета;
  • швейные принадлежности.

Описание

Сначала нужно изготовить шаблон для аппликации. Готовая схема показана ниже. Перечертите рисунок с монитора или распечатайте в нужном масштабе.

Изготовление выкройки фартука нам не потребуется. Разметку выполним прямо по ткани. Для этого нам потребуется две мерки. Замеряем длину изделия от плеч до нужного уровня и расстояние между плечами. К примеру, получилось 60 см и 25 см.

Строим прямоугольник по этим меркам, откладываем с каждой стороны по 6 см к центру, вырезаем пройму.

Используя основную деталь как шаблон, размечаем обтачку.

Вырезаем её.

Вот что получилось.

Вырезаем завязки.

Прострачиваем их по трём сторонам.

Выворачиваем.

На изнаночную сторону основной детали размещаем обтачку. Между ними укладываем завязки как показано на фото. Смётываем и прострачиваем на расстоянии 1 см от срезов.

Надсекаем припуски по линиям изгибов.

Выворачиваем обтачку на лицевую сторону, фиксируем намёточным швом на расстоянии 1 см от края, проутюживаем.

Изнанка получается аккуратной.

Подворачиваем срезы обтачки внутрь, оставив ширину 25 мм. Затем намётываем.

Прострачиваем строчкой зигзаг.

Используя копирку, переносим рисунок на ткань, вырезаем по контуру.

Выкраиваем уши,

смётываем попарно,

прострачиваем, выворачиваем, приутюживаем.

Вышиваем мордочку зайца. Примётываем аппликацию, вставив ушки. Пришиваем аппликацию декоративными стежками.

На месте изгиба ушка прокладываем строчку. Передник готов!

 

portniha.com

Учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему: Инструкционные карты «Изготовление фартука» — 5 класс

Инструкционная карта: Подготовка ткани к раскрою

1.Определить длину и ширину ткани, направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка.

2. Проверить дефекты. Все обнаруженные дефекты отметьте мылом или мелом на изнаночной стороне ткани. Обратить внимание на них при раскрое.

3. Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки. 

Инструкционная карта: Раскрой изделия

1. Сложить ткань пополам, лицевой стороной внутрь, по долевой нити.

2. Разложить детали выкройки на ткань, учитывая направление долевой нити. Сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие.

3.  Каждую деталь выкройки приколоть булавками к ткани.

4. Обвести контуры деталей выкройки.

5.  Отложить припуски на швы:

Нижняя часть фартука:

По нижнему и боковым срезам- 1,5 -2  см

По верхнему срезу-1 см.

Карман:

По нижнему и боковым срезам- 1,5 см

По верхнему срезу-4 см.

Пояс, бретели:

По всем срезам- 1см.

6. Наметить  место расположения кармана.

7. Раскроить фартук по припускам на швы.

 8.Отколоть детали выкройки от вырезанных деталей кроя.

Детали кроя фартука:

1.Основа фартука-1 деталь.

2.Карман-2 детали.

3.Пояс-2 детали.

4. Бретели-2 детали.

   

Инструкционная карта: Подготовка деталей кроя   к обработке

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, портновский мел, линейка.

1.Перенеси линию перегиба на лицевую сторону прямыми  стежками.

2.Сколоть детали кроя по линии основного контура булавками.

3.На обратной стороне между булавками начертить линии основного контура детали. 4.Удалить булавки.

5.Развернуть детали кроя и наметить прокладочной строчкой линию середины нижней части фартука.

6.Выполнить прокладочной строчкой контрольные линии по основному контуру изделия.

Проверьте себя! Строчки ровные; линия середины проложена точно; работа выполнена аккуратно.

Инструкционная карта: Обработка боковых срезов

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка.

1.Обработай два боковых среза фартука швом вподгибку  с закрытым срезом.  Ширина шва – 10 мм.

2.Для этого используй припуски на швы 15 мм: подверни край первый раз на 5 мм., второй раз на 10 мм., заметай и застрочи.

3.Приутюжь швы.

                                                                                                     

Инструкционная карта: Обработка нижнего среза

  1. Обработай нижний срез фартука швом вподгибку с закрытым срезом. Ширина шва — 20 мм.
  2. Приутюжь  шов.

Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные, концы строчек закреплены, влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

Инструкционная карта: Обработка пояса – кулиской

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка, декоративная лента.

  1. Обработай верхний срез фартука швом вподгибку с закрытым срезом. Ширина шва – 30 мм.
  2. Перегни на изнаночную сторону цельнокроенный пояс – кулиску по линии перегиба, обозначенной прямыми стежками ниткой контрастного цвета. Приколи булавками. Заметай близко к сгибу. Приутюжь.
  3. Подверни припуск на шов – 5 мм, приколи. Заметай.
  4. Проложи машинную строчку на рассоянии  1 – 2 мм от второго сгиба, выполняя закрепки в начале и конце строчки.
  5. Удали ручные стежки.
  6. Приутюжить пояс – кулиску.

Инструкционная карта: Обработка пояса  — завязки

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка, ткань для пояса.

1.Соедини детали пояса по одной короткой стороне стачным швом вразутюжку (сколи, сметай, стачай и разутюжь припуски шва). Ширина шва – 10 мм.

2. Сложи полоску  для пояса пополам по длине изнаночной стороне внутрь. Приутюжь.

3. Подогни срезы полоски на 10 мм. со всех сторон четырёх сторон. Заутюжь.

4.Сметай и проложи машинную строчку в край (1 —  2 мм. от края) по трём сторонам, выполняя машинные закрепки. Сделай надсечки в углах пояса.

5.Удали ручные стёжки. Выверни пояс на лицевую сторону.

6. Приутюжь пояс – завязку.

                   

   

Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные, концы строчек закреплены, влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

Инструкционная карта: Сборка фартука, окончательная отделка изделия


1. Продень пояс – завязку в кулиску  с помощью английской булавки.

2.Чтобы пояс – завязка не потерялся, закрепи его в кулиске двойной машинной строчкой.

3.Удали стежки временного назначения, отутюжь изделие.

4.Проверь качество готового изделия.

                                                                                                                                                                                                      

nsportal.ru

Конспект урока по Технологии 5 класс «Технология изготовления фартука на поясе. Подготовка деталей кроя к сметыванию».

Раздел программы: Технология обработки ткани.

Тема урока: Технология изготовления фартука на поясе. Подготовка деталей кроя к сметыванию.

Тип урока: комбинированный.

Основные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные (при формировании теоретических и фактических знаний), наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам), практические (для развития практических умений и навыков), проблемно-поисковые (для развития самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу), самостоятельной работы (для развития самостоятельности в учебной деятельности).

Наглядные пособия: фартуки из ткани разнообразных моделей; фартук и его крой, образец раскладки выкройки и разметки деталей фартука.

Оборудования и материалы: компьютер, экран, учебник, рабочая тетрадь, сантиметровые ленты, готовая выкройка, линейки, портновский мел, булавки, ножницы раскройные.

Межпредметные связи: ИЗО, биология, математика.

Цель: Научить раскладке выкроек на ткани, раскрою и подготовке деталей кроя к сметыванию.

Задачи:

Образовательные

— ознакомить учащихся с правилами подготовки ткани к раскрою;

— знать основные требования подготовки к раскрою изделия;

— ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани.

Развивающие

— научить рациональной раскладке деталей выкройки;

— сформировать навыки по раскрою с условиями настила ткани.

— способствовать развитию пространственного воображения и творческих способностей.

Воспитательные

— воспитать бережливость, экономно расходуя ткань, эстетический вкус, прививать навыки культуры труда аккуратности;

— проявлять внимательность при работе с булавками и ножницами;

— ознакомить с профессией художника – конструктора; способствовать воспитанию эстетического вкуса;

— воспитывать внимательность при выполнении практических работ.

Ход урока

1.Оганизационная часть ( 2 мин.)

— приветствие;

— проверка присутствующих учащихся;

— проверка готовности учащихся к уроку ( рабочее место, внешний вид), организация внимания.

Рефлексия.

Учитель: Здравствуйте ребята! Ребята, давайте посмотрим какое у нас настроение на начало урока, для этого выберите один из смайликов лежащих у вас на столе.

Учащиеся выбирают и показывают учителю.

  1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

  1. Вам было дано задание на дом. Пользуясь учебником и расчетами, построить выкройку фартука в натуральную величину.

Чтобы оценить качество выполнения домашнего задание каждого из вас. Я предлагаю вам поменяться с вашей соседкой по парте вашими выкройками, проверить и оценить работу. (раздать карточки с критериями оценки)

Оценка по пятибалльной системе. Всё сделано верно, оценка «Отлично».

3. Изложение нового материала ( сообщение познавательных сведений) ( мин.)

Учитель: А сейчас мы переходим к новой теме ( слайды 1,2,3) Давайте запишем ее в тетрадь.

Раздел: Технология обработки ткани.

Тема урока: Технология изготовления фартука на поясе. Подготовка деталей кроя к сметыванию.

Основная цель: Научить раскладке выкроек на ткани, раскрою и подготовке деталей кроя к сметыванию.

Подготовка ткани к раскрою: (слайд 4)

1. Выяви дефекты ткани с помощью учителя.

2. Определи лицевую и изнаночную стороны ткани.

3. Определи направление долевой нити в ткани.

Раскладка выкроек на ткани и раскрой (слайд 5)

1. Сложи ткань пополам, «лицом к лицу».

2. Разложи выкройки на ткани.

3. Приколи детали выкройки булавками к ткани. ( слайд 6)

4. Обведи контуры выкроек. ( слайд 7)

5. Отметь припуски на швы: нижняя часть фартука: ( слайд 8) записать в тетрадь

по нижнему и боковым срезам — 1,5 см,

по верхнему срезу — 1 см;

карман: ( слайд 9) записать в тетрадь

по нижнему и боковым срезам — 1,5 см,

по верхнему срезу — 4 см;

пояс: ( слайд 10) записать в тетрадь

по всем срезам — 1 см.

6. Наметь месторасположение кармана. ( слайд 11)

7.Раскрои фартук. ( слайд 12)

Вспомним пословицу : Семь раз отмерь, один отрежь!

  1. Отколи детали выкроек от вырезанных деталей кроя.( слайд13)

  1. Сколи детали кроя булавками. ( слайд 14)

Детали кроя фартука на поясе ( слайд 15)

Детали кроя — это те детали, из которых состоит фартук, выкроенные из ткани с припусками на швы. ( записать в тетради).

Названия деталей кроя фартука на поясе: ( слайд 16)

1 — нижняя часть фартука, 1 деталь со сгибом.

2 — карман, 1 деталь со сгибом.

3 — пояс, 2 детали.

Направление долевой нити обозначено стрелками.

hello_html_26bd2c00.png

Технологическая последовательность изготовления фартука на поясе ( слайд 16)

1. Подготовь детали к сметыванию .

2. Обработай накладной карман .

3. Соедини карман с нижней частью фартука .

4. Обработай нижний и боковые срезы фартука .

5. Обработай верхний срез фартука .

6. Обработай пояс.

7. Обработай верхний срез фартука притачным поясом.

Пришло время вам отдохнуть. Займемся зарядкой. Физминутка (показать)

Мы не будем торопиться.

Разминая поясницу,

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

(повороты туловища в стороны)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей,

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

( вращение головой в стороны)

Приседания у нас,

Приседает целый класс.

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять.

(приседание)

От разминки польза есть?

Что ж, пора за парты сесть.

С чего начинают изготовление изделия? С подготовки деталей кроя к сметыванию.

Подготовка деталей кроя к сметыванию

hello_html_1f82e506.png

hello_html_46313c0.png

hello_html_346653db.png

На прошлом занятии вы попробовали себя в роли модельера – конструктора. Сконструировали и смоделировали свой фартук. Сегодня мы с вами знакомимся с профессией «Закройщика». Специалист данной профессии занимается раскроем деталей изделия по выкройкам. Чем вы сегодня на практической работе и займетесь, т.е. попробуете себя в роли «Закройщиков».

5.Практическая часть.

«Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой. Подготовка деталей кроя к сметыванию»

При выполнении работы вы будете использовать ножницы, иглы, булавки, поэтому необходимо соблюдать определенные правила при работе с ручными инструментами.

Правила техники безопасности

при выполнении ручных работ

1. Опасности в работе:

повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.

2. Что нужно сделать до начала работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе;

надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

4. Что нужно сделать по окончании работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.

План выполнения практической работы. В перерыве провести физминутку.

Задание 1. Подготовить ткань к раскрою.

Задание 2. Разложить детали выкройки на ткани.

Контроль. — Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

-Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначение ее на выкройки?

-Точно ли выполнена обводка деталей?

-Правильно ли даны припуски?

Задание 3. Приколи детали выкроек булавками.

Задание 4. Обведи контуры выкроек.

Задание 5. Отметь припуски на швы.

Задание 6. Произвести раскрой.

Контроль. — Все ли детали кроя в наличии?

-Равномерны ли припуски на швы?

-Указано ли направление долевой нити?

Задание 7. Пользуясь технологической картой произведите подготовку деталей кроя к сметыванию.

Контроль. – Последовательно ли выполняется подготовка деталей кроя к сметыванию?

6.Закрепление изученного материала

«Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой. Подготовка деталей кроя к сметыванию».

Контроль правильности выполнения работы.

7.Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления материала.

  1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою? (выявить дефекты, определить лицевую и изнаночную стороны).

  2. Что называется деталями кроя? (детали, из которых состоит фартук)

  3. Для чего применяется копировальная строчка? ( для перенесения линий с одной детали на другую)

Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что полезного для вас вы выделяете? Понравился ли вам урок? Какой момент урока понравился вам больше?

Выставление оценок в журнал.

Задание на дом. Закончить подготовку деталей кроя к сметыванию.

На следующем уроке мы с вами приступим ко второму этапу изготовления фартука на поясе – обработка накладного кармана. К следующему уроку принести детали кроя, швейные принадлежности.

Уборка рабочих мест.

Благодарю за внимание!

Карточка

Оценка по пятибалльной системе. Всё сделано верно, оценка «Отлично».

План выполнения практической работы

Задание 1. Подготовить ткань к раскрою.

Задание 2. Разложить детали выкройки на ткани.

Задание 3. Приколи детали выкроек булавками.

Задание 4. Обведи контуры выкроек.

Задание 5. Отметь припуски на швы.

Задание 6. Произвести раскрой.

Задание 7. Пользуясь технологической картой произведите подготовку деталей кроя к сметыванию.

Вопросы:

  1. Построение чертежа выкройки изделия – это…

  2. Чтобы сшить фартук, это необходимо сделать?

  3. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью – это…

  4. Основной размер фигуры человека, полученный путем ее измерения – это ….

  5. Как называется специалист, который занимается созданием модели?

Вопросы:

  1. Построение чертежа выкройки изделия – это…

  2. Чтобы сшить фартук, это необходимо сделать?

  3. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью – это…

  4. Основной размер фигуры человека, полученный путем ее измерения – это ….

  5. Как называется специалист, который занимается созданием модели?

infourok.ru

Фартук на поясе без нагрудника. — КиберПедия

Аннотация

Мой проект посвящен созданию модели фартука. Данный фартук я буду использовать дома и на уроках кулинарии в школе.

Обоснование темы проекта.

В каждом доме есть комната, в которой каждый день собирается вся семья — это кухня. Долгое время люди находятся на кухне когда готовят кушать. Когда они готовят пишу, они могут испачкать одежду. Для того чтобы одежда оставалась чистой, необходим — фартук. Поэтому он есть в каждом доме. У мамы и бабушки уже есть фартук, а у меня его пока еще нет и поэтому, я решила его сшить себе сама. К тому на уроках технологии по программе 5 класса мы будем изготавливать фартук. Я хочу сшить фартук правильно и аккуратно, а в будущем научиться шить другую одежду.

Исходя из этого, моя цель – создание красивого, оригинального и функционального фартука.

Задачи:

— изучить историю фартука, какие они были раньше;

— изучить виды фартуков, их конструкции;

— изучить ассортимент тканей для пошива фартука;

— изучить требования к качеству изготовления фартука;

— изучить технологию изготовления фартука;

— снять мерки и построить чертеж фартука;

— выполнить моделирование фартука;

— изготовить качественный фартук.

— изготовить изделие в установленный срок.

— подготовить презентацию проекта и изделия.

Надеюсь, что у меня получиться сшить качественный фартук, который мне будет нравиться. Возможно что-то у меня не получиться – будут неровные швы, неровная линия низа, выбранная модель окажется неудачной и т.п. Но я всегда смогу обратиться за помощью к учителю технологии, маме, бабушке и мне окажут помощь.

План выполнения проекта

Проект я буду выполнять по следующему плану:

1. изучу историю фартука, виды фартуков их конструкции;

2. создам эскиз модели фартука, продумаю фасон, отделку.

3. изучу ассортимент, выберу, приобрету ткань, нитки и фурнитуру для пошива фартука;

4. изучу требования к качеству изготовления фартука;

5. сниму необходимые мерки, построю чертеж и выполню моделирование фартука;

6. изучу технологию изготовления фартука и изготовлю его;

7. подготовлю презентацию проекта и изделия.

 

3. Историческая справка

Фартук – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.



С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI веке два фартука составляли юбку. В XVII веке фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV (1660-1710) повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

Оказывается, в XVIII веке в России фартук называли передник или занавеска, и его носили только женщины. Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.

В.И.Даль в своем толковом словаре русского языка дает такое определение фартуку: «Фартук – передник, запон».

В наше время фартуки носят и женщины и мужчины. Возможно, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он используется людьми самых различных профессий не только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.

Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.



 

 

Теоретические обоснование.

Сегодня на рынке представлено большое разнообразие моделей фартуков. Если материалы должны соответствовать ГОСТу и санитарным нормам, то на цвет и отделку никакие ограничения не распространяются. Фартуки различают по крою и по цветовому сочетанию. Наряду с мужскими и женскими фартуками можно выбрать универсальную модель, которая подходит всем, отличаясь лишь по размеру. Что касается кроя, существует три вида фартука:

Описание модели фартука

Для фартука я выбрала хлопчатобумажную ткань – бязь. Эта ткань имеет красивый внешний вид при малой себестоимости. Хорошие гигиенические свойства этой ткани (высокая гигроскопичность, средняя пылеемкость) обеспечивают человеку комфорт в такой одежде. Кроме того, бязь достаточно прочная и при стирке не требует никаких особых условий. А хорошие технологические свойства хлопчатобумажных тканей (средняя осыпаемость, малое скольжение, средняя усадка) позволяют даже начинающей швее сшить аккуратные и красивые вещи.

Я очень люблю рисунок «в горошек», по – моему он очень милый, задорный, подходит всем девочкам. Поэтому, когда я разрабатывала модель фартука выбрала именно из такую ткань.

Описание модели

Фартук цельнокроеный с нагрудником, бретелями, поясом завязками. Имеется накладной карман на нижней части фартука. Линия низа фартука и кармана закруглённая. По линии низа оборка. Фартук сшит из ткани двух цветов. Основная часть из розовой в белый горошек бязи. Оборка, бретели, карман и пояс выполнены из белой бязи в розовый горошек. Длина фартука до середины коленей. Отделка — оборка по линии низа и бантик на нагруднике.

Для выполнения проекта мне будут необходимы знания и практический опыт, полученные на других предметах, ведь технология тесно с ними связана. Эти связи я отразила в виде таблицы. Знание предметов русского языка, математики, ИЗО, информатики, биологии помогут мне правильно выполнить проект и изготовить качественное изделие.

 

Учебный предмет Тематика (содержание используемой информации) Практический опыт Характер интеграции (связи) с технологией На каких этапах проекта реализуется
Русский язык Чтение, создание, анализ, текста, орфография и пунктуация. Повторение и закрепление ранее изученного материала Практический Практически на всех этапах
Математика Правила вычислений (Расчет мерок по формулам) Повторение и закрепление ранее изученного материала Практический На этапе конструирования – создания чертежа выкройки
Биология (ботаника) Материаловение. Натуральные волокна. Лен, хлопок. Повторение и закрепление ранее изученного материала, применение знаний в новых условиях Информационный На этапе выбора ткани для изделия
Биология (Анатомия) Строение человеческого тела Изучение нового материала, применение знаний в новых условиях Информационно-практический На этапе конструирования и моделирования, снятие мерок для построения чертежа основы фартука
Изобразительное искусство Основы декоративной композиции, цветоведения, графики применение знаний в новых условиях Информационно-практический На конструирования и моделирования. Создание эскиза модели фартука. Подбор ткани, отделки, фурнитуры по цвету.
История, география Фартук в народном и историческом костюме. Фартук в костюме народов мира. История одежды. Повторение и закрепление ранее изученного материала, применение знаний в новых условиях Информационный На этапе выбора модели фартука.  
Информатика Создание презентации, работа в графических и текстовых редакторах. Повторение и закрепление ранее изученного материала, применение знаний в новых условиях Информационно-практический Практически на каждом этапе

 

Графика.

При создании модели фартука я разработала три варианта.

 

Вариант 1.

Фартук цельнокроеный с нагрудником, бретелями, поясом завязками. Имеется накладной карман на нижней части фартука. Линия низа фартука и кармана закруглённая. По линии низа оборка. Фартук сшит из ткани двух цветов. Основная часть из черной бязи. Оборка, бретели, карман и пояс выполнены из черной бязи в белый горошек. Длина фартука до середины коленей. Отделка — оборка по линии низа и бантик из ленточки на кармане. Вариант хороший, но мама сказала, что немного мрачный.

 

 

Вариант 2.

 

Фартук цельнокроеный с нагрудником, бретелями, поясом завязками. Имеется накладной карман на боку нижней части фартука. Линия низа фартука и кармана прямая. Основная часть из розовой бязи. Оборка, бретели, карман и пояс выполнены из черной бязи в белый горошек. Длина фартука до середины коленей. Отделка – аппликация в виде чайников на кармане и середине переда. Вариант хороший, но я не уверена, что смогу качественно выполнить аппликацию. Для уровня 5 класса это пока сложно.

Вариант 3.

Фартук цельнокроеный с нагрудником, бретелями, поясом завязками. Имеется накладной карман на нижней части фартука. Линия низа фартука и кармана закруглённая. По линии низа оборка. Фартук сшит из ткани двух цветов. Основная часть из розовой в белый горошек бязи. Оборка, бретели, карман и пояс выполнены из белой бязи в розовый горошек. Длина фартука до середины коленей. Отделка — оборка по линии низа и бантик на нагруднике. Данный вариант нравиться мне больше всех. Фартук в розовых тонах очень милый, нежный. Я буду шить эту модель.

 

Снятие мерок.

Моделирование фартука

Экономическое обоснование

Информационные ресурсы

Для осуществления проекта я привлекала учителя технологии (консультации), книги по теме, журналы по шитью, ресурсы сети интернет.

Экологическое обоснование.

В наше время одной из актуальных проблем является проблема экологии. Человек должен использовать экологически чистые продукты и материалы для безопасности своей жизни. Так же должны быть использованы такие материалы для создания одежды. Сейчас много различных материалов.

Фартук изготовлен из натуральной ткани – сырьем для получения, которой служит волокна хлопка, т. е материала вечного из-за своего постоянного возобновления.

Изготовление фартука на швейной машине – это экологически чистое производство, так как:

1. Не загрязняется атмосфера.

2. Нет выбросов вредных веществ для здоровья человека.

3. Практически безотходное производство.

Хлопок в процессе эксплуатации не оказывает вредного влияния на организм человека и окружающую среду. Поэтому, изготовление и дальнейшее использование фартука не влечет за собой изменения и нарушения в жизнедеятельности человека.

Работая над проектом, я также определила требования к фартуку.

Гигиенические: все материалы должны иметь гигиенический сертификат соответствия. Материалы для пошива должны содержать в своем составе и натуральные волокна.

Эксплуатационные. Удобство модели для рабочего процесса. Строчки должны быть качественными и ровными. Фурнитура крепко пришита. Цвет фартука, количество карманов, клапанов, их форма выбираются в соответствии с предпочтениями.

Эстетические: изделие должно быть красивым, гармонично сочетаться с оформлением кухни, внешностью.

При изготовлении фартука соблюдала правила безопасного труда при ручных и машинных работах, при работе с инструментами для шитья, работе с электроприборами (утюгом). Правила даны в приложении №1.

Презентация проекта.

Мое изделие получилось красивым, функциональным, соответствует всем требованиям. И самое главное очень понравится мне. Теперь я буду готовить в нем дома и школе на уроках кулинарии. Презентация проекта может быть организована в следующих вариантах: рассказ и демонстрация изделия на манекене, компьютерная презентация, демонстрация изделия на себе с пояснениями. Я выбрала вариант презентации изделия на манекене с пояснениями. Презентацию и защиту проекта я буду осуществляться по следующему плану.

 

План защиты и презентации проекта.

1. Сообщение темы проекта.

2. Аннотация проекта (рассказать о чем проект, цели и задачи)

3. Краткая историческая справка (история фартука)

4. Описание работы над изделием

— какие материалы, инструменты и оборудование использовались.

какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия (как шили фартук, последовательность его изготовления)

5. Какие трудности и проблемы были в работе, что было легко и просто.

6. Что нового узнали при выполнении проекта, чему научились.

7. Если бы снова выполняли проект, что бы изменили, подкорректировали, что бы оставили без изменений.

8. Самооценка проекта (как сами оцениваете свое изделие, довольны ли вы, понравилось ли вам шить фартук, писать проект).

 

Готовое изделие.

 

Вывод: Теперь у меня тоже есть фартук, и я смогу помогать маме на кухне, ведь я будущая хозяйка!

Мне понравилось шить фартук, потому что это очень интересное занятие. В будущем, мне очень хочется сшить более сложную вещь, но для этого мне нужно будет получить необходимые навыки и знания, которые я приобрету в школе на уроках технологии.

Я считаю, что мой проект поможет многим девочкам тоже научиться шить фартуки.

 

 

Библиографический список.

1 Иллюстрированный толковый словарь русского языка. / В.И.Даль. – М.:

Эксмо, 2009. – 896 с.: ил.

2 Махмутова Х.И. Конструируем, моделируем, шьём. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.

3. Технология: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: «Вентана-Граф», 2010г.-256с.

4. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2011г.-160с.

4. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [Ю.В. Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В. Литикова и др.]; под ред. А.Д.Симоненко. – 4-е изд., перераб., – М.: Вентана-Граф, 2009. – 192 с.: ил.

Интернет-ресурсы: yandex. ru

· Vikipedia.org.

· http://tehnologia.ru

 

 

 

 

Аннотация

Мой проект посвящен созданию модели фартука. Данный фартук я буду использовать дома и на уроках кулинарии в школе.

Обоснование темы проекта.

В каждом доме есть комната, в которой каждый день собирается вся семья — это кухня. Долгое время люди находятся на кухне когда готовят кушать. Когда они готовят пишу, они могут испачкать одежду. Для того чтобы одежда оставалась чистой, необходим — фартук. Поэтому он есть в каждом доме. У мамы и бабушки уже есть фартук, а у меня его пока еще нет и поэтому, я решила его сшить себе сама. К тому на уроках технологии по программе 5 класса мы будем изготавливать фартук. Я хочу сшить фартук правильно и аккуратно, а в будущем научиться шить другую одежду.

Исходя из этого, моя цель – создание красивого, оригинального и функционального фартука.

Задачи:

— изучить историю фартука, какие они были раньше;

— изучить виды фартуков, их конструкции;

— изучить ассортимент тканей для пошива фартука;

— изучить требования к качеству изготовления фартука;

— изучить технологию изготовления фартука;

— снять мерки и построить чертеж фартука;

— выполнить моделирование фартука;

— изготовить качественный фартук.

— изготовить изделие в установленный срок.

— подготовить презентацию проекта и изделия.

Надеюсь, что у меня получиться сшить качественный фартук, который мне будет нравиться. Возможно что-то у меня не получиться – будут неровные швы, неровная линия низа, выбранная модель окажется неудачной и т.п. Но я всегда смогу обратиться за помощью к учителю технологии, маме, бабушке и мне окажут помощь.

План выполнения проекта

Проект я буду выполнять по следующему плану:

1. изучу историю фартука, виды фартуков их конструкции;

2. создам эскиз модели фартука, продумаю фасон, отделку.

3. изучу ассортимент, выберу, приобрету ткань, нитки и фурнитуру для пошива фартука;

4. изучу требования к качеству изготовления фартука;

5. сниму необходимые мерки, построю чертеж и выполню моделирование фартука;

6. изучу технологию изготовления фартука и изготовлю его;

7. подготовлю презентацию проекта и изделия.

 

3. Историческая справка

Фартук – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI веке два фартука составляли юбку. В XVII веке фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV (1660-1710) повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

Оказывается, в XVIII веке в России фартук называли передник или занавеска, и его носили только женщины. Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.

В.И.Даль в своем толковом словаре русского языка дает такое определение фартуку: «Фартук – передник, запон».

В наше время фартуки носят и женщины и мужчины. Возможно, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он используется людьми самых различных профессий не только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.

Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.

 

 

Теоретические обоснование.

Сегодня на рынке представлено большое разнообразие моделей фартуков. Если материалы должны соответствовать ГОСТу и санитарным нормам, то на цвет и отделку никакие ограничения не распространяются. Фартуки различают по крою и по цветовому сочетанию. Наряду с мужскими и женскими фартуками можно выбрать универсальную модель, которая подходит всем, отличаясь лишь по размеру. Что касается кроя, существует три вида фартука:

Фартук на поясе без нагрудника.

Он представляет собой прямую юбку. Его задача закрывать нижнюю часть тела. Завязывается на талии при помощи пояса.

2. Фартук с отрезным нагрудником. Имеет нагрудник, который пришивается к нижней части. Завязывается на шее при помощи бретелек.

3. Фартук с цельнокроеным нагрудником. В данной модели нагрудник и нижняя часть представляют собой единое целое. Завязывается на шее при помощи бретелек и пояса на талии.

На мой взгляд это самая универсальная модель, простая в изготовлении, защищает одежду в верхней и нижней части. Именно эту модель я и буду шить.

Различают три длины фартука — короткую, среднюю и длинную.

Фартуки можно шить из различных тканей: из льна, из шёлка, из хлопчатобумажной ткани.

Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.

Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, скользят. Из таких тканей очень трудно шить, не имея навыков и опыта.

Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.

 

Изучив историю фартука, его виды я определила следующие требования к фартуку:

Качественный поварской фартук должен быть:

Износостойким, красивым;

безопасным для здоровья;

защищать одежду от кулинарных загрязнений;

устойчивым к многочисленным стиркам и утюжкам;

прочным и устойчивым к механическим воздействиям.

Описание модели фартука

Для фартука я выбрала хлопчатобумажную ткань – бязь. Эта ткань имеет красивый внешний вид при малой себестоимости. Хорошие гигиенические свойства этой ткани (высокая гигроскопичность, средняя пылеемкость) обеспечивают человеку комфорт в такой одежде. Кроме того, бязь достаточно прочная и при стирке не требует никаких особых условий. А хорошие технологические свойства хлопчатобумажных тканей (средняя осыпаемость, малое скольжение, средняя усадка) позволяют даже начинающей швее сшить аккуратные и красивые вещи.

Я очень люблю рисунок «в горошек», по – моему он очень милый, задорный, подходит всем девочкам. Поэтому, когда я разрабатывала модель фартука выбрала именно из такую ткань.

Описание модели

Фартук цельнокроеный с нагрудником, бретелями, поясом завязками. Имеется накладной карман на нижней части фартука. Линия низа фартука и кармана закруглённая. По линии низа оборка. Фартук сшит из ткани двух цветов. Основная часть из розовой в белый горошек бязи. Оборка, бретели, карман и пояс выполнены из белой бязи в розовый горошек. Длина фартука до середины коленей. Отделка — оборка по линии низа и бантик на нагруднике.

Для выполнения проекта мне будут необходимы знания и практический опыт, полученные на других предметах, ведь технология тесно с ними связана. Эти связи я отразила в виде таблицы. Знание предметов русского языка, математики, ИЗО, информатики, биологии помогут мне правильно выполнить проект и изготовить качественное изделие.

 

Учебный предмет Тематика (содержание используемой информации) Практический опыт Характер интеграции (связи) с технологией На каких этапах проекта реализуется
Русский язык Чтение, создание, анализ, текста, орфография и пунктуация. Повторение и закрепление ранее изученного материала Практический Практически на всех этапах
Математика Правила вычислений (Расчет мерок по формулам) Повторение и закрепление ранее изученного материала Практический На этапе конструирования – создания чертежа выкройки
Биология (ботаника) Материаловение. Натуральные волокна. Лен, хлопок. Повторение и закрепление ранее изученного материала, применение знаний в новых условиях Информационный На этапе выбора ткани для изделия
Биология (Анатомия) Строение человеческого тела Изучение нового материала, применение знаний в новых условиях Информационно-практический На этапе конструирования и моделирования, снятие мерок для построения чертежа основы фартука
Изобразительное искусство Основы декоративной композиции, цветоведения, графики применение знаний в новых условиях Информационно-практический На конструирования и моделирования. Создание эскиза модели фартука. Подбор ткани, отделки, фурнитуры по цвету.
История, география Фартук в народном и историческом костюме. Фартук в костюме народов мира. История одежды. Повторение и закрепление ранее изученного материала, применение знаний в новых условиях Информационный На этапе выбора модели фартука.  
Информатика Создание презентации, работа в графических и текстовых редакторах. Повторение и закрепление ранее изученного материала, применение знаний в новых условиях Информационно-практический Практически на каждом этапе

 

Графика.

При создании модели фартука я разработала три варианта.

 

Вариант 1.

Фартук цельнокроеный с нагрудником, бретелями, поясом завязками. Имеется накладной карман на нижней части фартука. Линия низа фартука и кармана закруглённая. По линии низа оборка. Фартук сшит из ткани двух цветов. Основная часть из черной бязи. Оборка, бретели, карман и пояс выполнены из черной бязи в белый горошек. Длина фартука до середины коленей. Отделка — оборка по линии низа и бантик из ленточки на кармане. Вариант хороший, но мама сказала, что немного мрачный.

 

 

Вариант 2.

 

Фартук цельнокроеный с нагрудником, бретелями, поясом завязками. Имеется накладной карман на боку нижней части фартука. Линия низа фартука и кармана прямая. Основная часть из розовой бязи. Оборка, бретели, карман и пояс выполнены из черной бязи в белый горошек. Длина фартука до середины коленей. Отделка – аппликация в виде чайников на кармане и середине переда. Вариант хороший, но я не уверена, что смогу качественно выполнить аппликацию. Для уровня 5 класса это пока сложно.

Вариант 3.

Фартук цельнокроеный с нагрудником, бретелями, поясом завязками. Имеется накладной карман на нижней части фартука. Линия низа фартука и кармана закруглённая. По линии низа оборка. Фартук сшит из ткани двух цветов. Основная часть из розовой в белый горошек бязи. Оборка, бретели, карман и пояс выполнены из белой бязи в розовый горошек. Длина фартука до середины коленей. Отделка — оборка по линии низа и бантик на нагруднике. Данный вариант нравиться мне больше всех. Фартук в розовых тонах очень милый, нежный. Я буду шить эту модель.

 

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *