Разное

Учебная организация – 23. /

10.05.2018

учебная организация — это… Что такое учебная организация?


учебная организация

3.6 учебная организация (training body): Организация, компетентная в реализации программ обучения персонала в области контроля состояния машин и диагностики.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

  • Учебная информационная модель в тренажере
  • учебная программа

Смотреть что такое «учебная организация» в других словарях:

  • Учебная — 15. Учебная программа и перечень вопросов для подготовки электротехнического персонала к проверке знаний норм и правил работы в электроустановках / Под ред. В.Л. Титова. М: МИЭЭ, 2003. 56 с. Источник: Пособие: Управление электрохозяйством… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Учебная деятельность —     один из осн. видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление У.д. способствует интенсивному развитию у её субъектов… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЭКСКУРСИЯ учебная — (от лат. excursio поездка, прогулка), форма организации уч. воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. предметов и явлений в естеств. условиях или в музеях, на выставках и пр. Э. способствует зарождению и развитию у… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Экскурсия( учебная) — (от лат. excursio поездка, прогулка)     форма организации учебно воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр. Различают Э. учебные,… …   Педагогический терминологический словарь

  • ГОСТ Р ИСО 18436-3-2011: Контроль состояния и диагностика машин. Требования к квалификации и оценке персонала. Часть 3. Требования к учебным организациям и процессу обучения — Терминология ГОСТ Р ИСО 18436 3 2011: Контроль состояния и диагностика машин. Требования к квалификации и оценке персонала. Часть 3. Требования к учебным организациям и процессу обучения оригинал документа: 3.3 наблюдатель (invigilator): Лицо,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • университет —   , а, м.   * Университет марксизма ленинизма.   Высшее учебное заведение системы партийной учебы.   ◘ Только в Университете марксизма ленинизма МГК КПСС и 28 его филиалах обучается свыше 41 тыс. человек. ДВП, 76. Преподавание социологии может… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • процесс — 4.25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. [ИСО 9000:2005] Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • процесс обучения — 3.8 процесс обучения (training process): Методы, посредством которых учебная организация передает знания кандидатам. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЭКСКУРСИЯ — учебная (от лат. excursio поездка, прогулка), форма организации уч. воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. предметов и явлений в естеств. условиях или в музеях, на выставках и пр. Э. способствует зарождению и… …   Российская педагогическая энциклопедия


normative_reference_dictionary.academic.ru

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

Библиографическое описание:

Бочарникова Э. А., Жигулина О. В., Муравьёва С. П. Организация учебной деятельности учащихся на уроке [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14118/ (дата обращения: 10.12.2019).



В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Ключевые слова: учебная деятельность, урок, форма организации обучения.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что характерная черта образовательного пространства сегодняшнего дня — инновационные процессы, огромный рынок и конкуренция образовательных идей. Появление новых альтернативных программ, расширение рынка технологий обусловливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

Форма организации обучения или, организационная форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И. М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.

Понятие деятельности как научное было введено в философскую мысль в XVIII столетии И. Кантом, но только в методологии XIX века, начиная с работ Г. Гегеля, Л. Фейербаха, а также с анализа этих работ, проведенного К. Марксом, было дано собственное содержательное, полное толкование деятельности как категории.

В философии деятельность понимается как «специфически, человеческий способ отношения к миру, предметная деятельность; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельностным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности» [2].

Психологическая трактовка деятельности основывается на том, что деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей). Б. Г. Ананьев подчеркивает: «Деятельность человека как фактор человеческого развития составляет необходимое звено в сложной цепи причинно-следственных зависимостей сознания от общественного бытия».

Г. И. Щукина в понятие учебной деятельности включает одновременно и деятельность обучающего, и деятельность обучаемого и считает, что учебно-познавательная деятельность — «… это совместная деятельность, форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное — в ней совершаются как познавательные процессы, так и социализация подрастающих поколений» [1]. Следовательно, можно говорить о том, что учебно-познавательная деятельность в школьном обучении занимает особое место. В результате ее осуществления, освоения знаний, новых способов действий с ними, в ходе приобретения школьником новых способностей происходит, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.

С точки зрения теории обучения психологи выделяют учебную деятельность, которая направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Осуществление учебной деятельности в этой форме предполагает, что все учащиеся класса выступают как единое целое: учитель излагает материал всем учащимся в одинаковой форме, всем задает одни вопросы, все выполняют одно задание.

Она рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки и предполагает, что все работают в одном темпе.

Объясняя, рассказывая материал, учитель пытается определить по лицам учеников, их отдельным реакциям, как воспринимается объясняемое, с заинтересованностью ли работают [2].

Маневрируя разными методами и приемами, учитель подбирает средства для включения всех в активную познавательную деятельность.

Фронтальная работа дает возможность включить большинство учащихся класса в учебную деятельность. Наиболее распространенная форма такой работы — фронтальная беседа, в ходе которой учитель обращается с вопросами, построенными в соответствии с логикой рассматриваемого материала, учащиеся отвечают на вопросы, поправляя и дополняя друг друга. Перед всеми школьниками ставится единая цель, разъясняются задачи, организуется совместная учебная деятельность, и каждый имеет возможность активно участвовать в ней.

Например, при эвристической беседе гипотезы одних, доводы и аргументы других, уточнения третьих, общие выводы и формулировки четвертых, позволяют ученикам за короткое время разобрать и уяснить учебный материал.

При формировании знаний используется рассказ или школьная лекция, имеющие меньше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации коллективной работы.

Если при закреплении учебного материала работа носит фронтальный характер, то все ученики выполняют одни и те же задания. Проверяя сделанное, учитель привлекает большую часть учащихся, особенно слабых, к комментированию выполненных упражнений, примеров [3].

Проверка знаний тоже может быть организована в форме фронтальной работы. Так, проверяя выполнение домашнего задания, учитель спрашивает отдельных учеников, привлекая остальных к рецензированию ответов, побуждая их дополнять, исправлять неточности в ответах.

Одним из достоинств фронтальной формы организации учебной деятельности школьников являются сравнительно малые затраты времени на получение учителем информации о степени усвоения материала, о его доступности большинству учащихся, об уровне их активности.

Изучение опыта разных учителей позволяет сделать вывод, что наиболее эффективна работа пар сменного состава, так ребята не успевают привыкнуть друг к другу, наскучить друг другу, в измененных ситуациях каждый приносит другому момент новизны, не закрепляются позиции «учитель — ученик», «лидер — подчиненный».

Взаимодействие учащихся положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы.

Особую трудность представляет выявление детей, которые не играют, а просто сидят со всеми в кружке. Этот проигрыш оформляет учитель, оценивая работу группы и отдельных ее участников. Даже если было найдено правильное решение, но не было соответствующей организации работы, — группа получает штрафные очки.

Этапы становления коллективно-распределенной деятельности.

I.Подготовительный этап.

Уже в первые дни ребенка в школе мы учим его способам организации, выработке правил игры, освоению разных форм и способов взаимодействия. Это может происходить, например, так.

Детям раздаются геометрические фигуры разного цвета. Каждый называет свою форму и цвет фигуры.

Сколько разных цветов было использовано при изготовлении фигур, столько будет и «домиков» — цветовых обозначений места работы каждой группы.

Каждая группа получает задание: познакомиться за 15 секунд. Затем группа представляет себя. Учитель показывает на ребенка, а дети хором называют его имя. По итогам знакомства вручаются ордена Дружбы и Внимания.

II.Пары сменного состава.

1.Игра «Ручеек» не требует особой подготовки.

Два ряда детей встают лицом друг к другу. Первый ряд неподвижен, а другой — двигается по сигналу учителя вправо, от человека к человеку. При этом последний переходит вперед, в начало ряда.

Формы учета и контроля выполнения задания разнообразны. У каждого может быть свой маршрутный лист, где он пишет имя своего партнера, и оценку выполнения работы дети ставят друг другу на маршрутных листах. При этом мы не используем пятибалльные отметки. Чаще это символика:

– справился с заданием;

– справился с заданием, но были ошибки;

– справился с заданием с большим трудом.

Может быть использована цветовая символика с подобной расшифровкой, т. е. с опорой на положительное, позитивное.

Результаты групповой работы обязательно оформляем, выделяя прежде всего конечный результат и только потом — способы его достижения. Работу в группе дети часто оценивают как соревнование, поэтому подведение итогов должно пройти соответственно [3].

Удобно пользоваться накопительной системой очков. Например, за правильно выполненное задание каждая группа получает 5 очков. Первой выполнила задание группа «а» — она получает дополнительное очко. За правильность выполнения работы, аккуратность, взаимопомощь и взаимоконтроль также начисляются дополнительные баллы. А штрафные очки получают группы, не уложившиеся в отведенное время, расшумевшиеся, выполнившие работу неаккуратно и т. п.

На «экране успехов» считаем как индивидуальные очки, так и общие. По итогам, например, набрав всем классом 2003 очка, проводим праздник.

И еще одно важное правило: рабочая задача в группе должна быть равномощна групповому поиску решения. Если задача посильна только одному участнику группы, теряет смысл объединение детей для работы.

Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

Литература:

1. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. М., 2013, 624 с.

  1. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. — 2015. — № 4. — С. 102–112.
  2. Левин Э. Метод индивидуально–группового обучения / Левин Э., Прокофьева О., Люшнина И. // Директор школы. — 2015. — № 9. — С. 58–64. 10.
  3. Павленко Н. Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. — М.: КноРус, 2012. — 496 c.
  4. Пастюк О. В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О. В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. — 160 c.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, организационная форма обучения, группа, учащийся, работа, друг, учитель, сменный состав, учебно-познавательная деятельность, учебный материал.

moluch.ru

учебная организация — с английского на русский

  • учебная организация — 3.6 учебная организация (training body): Организация, компетентная в реализации программ обучения персонала в области контроля состояния машин и диагностики. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Учебная — 15. Учебная программа и перечень вопросов для подготовки электротехнического персонала к проверке знаний норм и правил работы в электроустановках / Под ред. В.Л. Титова. М: МИЭЭ, 2003. 56 с. Источник: Пособие: Управление электрохозяйством… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Учебная деятельность —     один из осн. видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление У.д. способствует интенсивному развитию у её субъектов… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЭКСКУРСИЯ учебная — (от лат. excursio поездка, прогулка), форма организации уч. воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. предметов и явлений в естеств. условиях или в музеях, на выставках и пр. Э. способствует зарождению и развитию у… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Экскурсия( учебная) — (от лат. excursio поездка, прогулка)     форма организации учебно воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр. Различают Э. учебные,… …   Педагогический терминологический словарь

  • ГОСТ Р ИСО 18436-3-2011: Контроль состояния и диагностика машин. Требования к квалификации и оценке персонала. Часть 3. Требования к учебным организациям и процессу обучения — Терминология ГОСТ Р ИСО 18436 3 2011: Контроль состояния и диагностика машин. Требования к квалификации и оценке персонала. Часть 3. Требования к учебным организациям и процессу обучения оригинал документа: 3.3 наблюдатель (invigilator): Лицо,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • университет —   , а, м.   * Университет марксизма ленинизма.   Высшее учебное заведение системы партийной учебы.   ◘ Только в Университете марксизма ленинизма МГК КПСС и 28 его филиалах обучается свыше 41 тыс. человек. ДВП, 76. Преподавание социологии может… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • процесс — 4.25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. [ИСО 9000:2005] Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • процесс обучения — 3.8 процесс обучения (training process): Методы, посредством которых учебная организация передает знания кандидатам. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЭКСКУРСИЯ — учебная (от лат. excursio поездка, прогулка), форма организации уч. воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. предметов и явлений в естеств. условиях или в музеях, на выставках и пр. Э. способствует зарождению и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • translate.academic.ru

    Школа для взрослых, или Организация учебного центра

    В любой компании происходит обучение сотрудников. Напомним, что обучение на предприятии может быть неорганизованным (когда сотрудники сами приобретают нужные им навыки) и организованным (когда процесс повышения квалификации контролируется руководством компании).

    Сегодня мы остановимся на втором виде обучения.

    Форм и методов организованного корпоративного обучения достаточно много. Одним из них является учебный центр. В ряде компаний учебные центры входят в структуру департаментов управления персоналом, в других являются частью производственных или продающих подразделений, в-третьих — существуют как самостоятельные подразделения.

    Некоторые компании организуют учебные центры для постоянного повышения квалификации своих работников в рамках подготовки кадрового резерва.

    Чем привлекательна подготовка персонала в корпоративном учебном центре? Во-первых, деятельность сотрудников становится более стандартизованной и согласованной: все обучаются по одним и тем же учебным программам, у одних и тех же преподавателей, получают одни и те же знания, умения и навыки. Поэтому руководители подразделений знают, что можно требовать от своих подчиненных, как можно контролировать их работу. Другими словами, работа сотрудников и ее результат становятся предсказуемыми. То же наставничество как форма обучения по сравнению с подготовкой в учебном центре имеет существенный минус: наставники занимаются стажировкой лишь время от времени, поэтому не всегда имеют соответствующий педагогический опыт и далеко не всегда следуют программе стажировки.

    Во-вторых, корпоративные учебные центры часто являются центрами инноваций.

    Пример 1
    В розничной сети супермаркетов на базе учебного центра постоянно проводятся исследования в области повышения качества обслуживания. Разрабатываются алгоритмы поведения сотрудников в стандартных и нестандартных ситуациях, методики контроля за действиями работников и т. д.

    Пример 2
    На одном из предприятий в сфере металлообработки усовершенствование технологий происходит именно в учебном цехе, где и совершается «обкатка» и апробирование новых методов работы силами преподавателей и учащихся на учебном оборудовании.

    Однако при всех плюсах создание учебного центра целесообразно в том случае, когда приходится обучать большое количество персонала (например, при приеме на работу).

    Пример 3
    Крупная розничная сеть по продаже сотовых телефонов и аксессуаров проводит постоянное обучение для новых сотрудников — продавцов-консультантов. В программу входит освоение технологии продаж, стандартов обслуживания, информация о продукции. Обучение происходит на базе региональных учебных центров.

    Организация собственного учебного центра в этом случае оправдана, поскольку сеть постоянно расширяется и позиция продавца-консультанта всегда открыта.

    Педагогика для взрослых

    Обучение взрослых людей отличается от обучения детей и подростков. У ребенка есть собственная мотивация к обучению «от природы». Им все интересно. И это необходимо учитывать при создании корпоративного учебного центра, разработке программ и подготовке преподавателей.

    Чем же отличается обучение детей от «школы» для взрослых?

    1. Взрослые люди имеют определенный профессиональный и жизненный опыт и чаще всего рассматривают обучение новым навыкам сквозь призму этого опыта. Другими словами, взрослые уже имеют определенную базу навыков и это нужно учитывать при построении процесса обучения.

    Пример 4
    В крупной торговой компании проводят подготовку операторов на базе учебного центра. В программу входит обучение новых сотрудников навыкам работы на компьютере, правильному произношению, регламентам обслуживания. Преподаватель Алина К., приступая к обучению новой группы, всегда беседует с каждым человеком, выясняя, насколько хорошо тот может общаться, устанавливать контакт по телефону, работать на ПК и т. д. Это позволяет Алине корректировать программу обучения в зависимости от уровня осведомленности обучающихся.

    2. В отличие от детей, взрослые люди предпочитают, чтобы знания и навыки, приобретаемые ими, можно было применять на практике. Подростки могут тратить массу времени, изучая биографии рок-певцов или осваивая игру на каком-нибудь оригинальном музыкальном инструменте, то есть заниматься вещами, которые не приносят никакой выгоды. Взрослым намного труднее учиться, потому что они должны видеть, как полученные знания могут быть им полезны. Они просто не могут тратить время и силы на изучение ненужного, на их взгляд, материала.

    Пример 5
    Руководство оптовой торговой компании решило пригласить бизнес-тренера Алексея Л. на постоянную работу в качестве преподавателя. Предполагалось, что Алексей будет проводить периодическое обучение торговых представителей, консультантов и менеджеров по продажам технологиям работы с клиентом и техникам прямых продаж.
    После начала серии тренингов и семинаров сотрудники перестали приходить на учебу, несмотря на то, что руководство обязало их посещать занятия. Впоследствии выяснилось, Алексей Л. вел свои семинары слишком «научно», в теоретическом ключе, а обучающиеся с трудом понимали, как эти знания можно применять «на поле боя».

    Таким образом, обучение сотрудников должно базироваться на большом количестве практического материала.

    3. Обучающиеся сотрудники должны иметь возможность самостоятельно оценивать собственные успехи и неудачи в обучении.

    Пример 6
    В учебном центре сети розничных магазинов используются так называемые «листки самоконтроля». Каждый работник, повышающий свою квалификацию, сам оценивает свой уровень знаний и навыков, отвечая на вопросы профессионального теста. Такая практика периодической самооценки позволяет создать у сотрудников оптимальный уровень мотивации к обучению. После подобных проверок многие обучающиеся начинают более активно спрашивать интересующую информацию у преподавателей.

    Пример 7
    Николай С., преподаватель учебного отдела коммерческого банка, обучая операционистов, засекает с помощью секундомера время выполнения каждой операции обучающимися сотрудниками (составление отчетов, выписка документов). Контроль ведется каждый день во время двухнедельного цикла обучения. Результаты заносятся на таблицу, которая висит в учебном помещении, и каждый работник может посмотреть, насколько хорошо он продвигается в освоении навыков.

    4. Взрослые люди имеют более сложную структуру мотивации к обучению. Дети могут учиться ради похвалы из уст родителей или, наоборот, опасаясь наказания. Зрелый человек желает, получив новые знания, повысить уровень дохода своей семьи, получить возможность карьерного роста, самореализации, уверенности в завтрашнем дне.

    Выбираем преподавателей

    Кому же можно поручить обучение сотрудников? Ниже мы рассмотрим различные варианты. А какой из них выбрать — решать только вам.

    Некоторые организации предпочитают, чтобы в штате корпоративного учебного центра работали их же сотрудники, совмещая основную работу с преподаванием. Плюс такого выбора в том, что «выходцы» из родного предприятия знают специфику не только бизнес-процессов, но и корпоративной культуры. К тому же преподавателей выбирают из наиболее успешных работников, пользующихся у остального персонала авторитетом.

    Пример 8
    В производственно-торговой компании отбор и назначение преподавателей происходит следующим образом. Во время ежегодных аттестаций выявляются наиболее квалифицированные сотрудники, обладающие хорошими коммуникативными навыками (специалисты сферы производства, продаж, работники бухгалтерии и т. д.). Этим работникам делается предложение дополнительно работать в учебном центре компании. При этом они вправе преподавать либо в свободное от работы время (после рабочего дня), либо, по согласованию с руководителями подразделений, преподавателям корректируется их рабочий график.

    Другие фирмы — за постоянных преподавателей. На наш взгляд, это более удобный вариант, потому что сотруднику не приходится «разрываться» между основной работой и преподавательской деятельностью. Кроме того, штатный преподаватель имеет больше времени для подготовки к занятиям и может заниматься методической работой — составлять программы, разрабатывать методические средства.

    Отметим, что инструктор должен уметь выполнить работу на самом высоком уровне и результат его труда должен быть эталоном для учеников. Конечно, довольно сложно быть асом в своей специальности (это и не нужно), занимаясь длительное время преподаванием, но преподавателю необходимо показывать по крайней мере высокий уровень компетентности. Это первое необходимое условие отбора для специалиста по обучению.

    Пример 9
    Среди ведущих бизнес-семинаров порой встречаются преподаватели, способные долго и красноречиво говорить о необходимости производственного и финансового планирования, обучающие навыкам тайм-менеджмента и личной эффективности. Но нередко эти бизнес-тренеры своим поведением демонстрируют полное несоблюдение собственных же правил — опаздывают на деловые встречи, неуверенно держатся перед аудиторией, забывают свои же обещания и т. д. Такое поведение преподавателя недопустимо. Кто будет всерьез воспринимать слова человека, который, краснея и заикаясь, обучает приемам «уверенного и спокойного поведения на деловых переговорах»?

    Кандидат на позицию преподавателя должен владеть навыками обучения именно взрослых людей. Это второе необходимое требование. Если сотрудник не имеет специальной подготовки в области преподавания, не стоит рассчитывать на то, что он сможет эффективно преподавать, каким бы высококвалифицированным специалистом в своей профессиональной сфере он не был. Для эффективного обучения необходимо знать закономерности приобретения умений и навыков. Многие люди по ошибке считают, что учить очень легко, в связи с этим труд преподавателя в нашей стране далеко не в почете. Однако умение обучать других людей требует от обучающего определенной квалификации и знаний.

    Пример 10
    Среди водителей-инструкторов, обучающих вождению на автомобиле, существует довольно высокая текучесть кадров. Несмотря на хорошие навыки управления машиной, инструкторы не всегда могут грамотно передать нужную информацию и помочь выработать навыки у своих учеников. В результате они испытывают нервный стресс, могут сорваться, накричать и, в конце концов, многие разочаровываются в своей работе.

    Если сотрудник не имеет навыков преподавания, тренерской работы, но при этом имеет высокую мотивацию к преподаванию, то его, конечно, можно научить профессии преподавателя. Однако важно определить, что у сотрудника действительно есть мотивация к преподавательской работе, а не желание возвыситься таким образом над своими коллегами или пользоваться какими-либо дополнительными льготами.

    Лучше всего, когда в организации уже работает профессиональный бизнес-тренер, который может «сделать» из сотрудника квалифицированного преподавателя. Если же этого нет, то сотрудника можно отправить учиться на курсы по подготовке бизнес-тренеров. Компаний, проводящих такого рода обучение, довольно много. Важно, чтобы по окончании семинаров преподаватель мог:

    • строить учебный процесс, зная основные закономерности обучения взрослых людей,
    • уверенно выступать перед аудиторией,
    • самостоятельно разрабатывать программы обучения,
    • управлять поведением отдельных участников учебной группы,
    • самостоятельно разрабатывать методические средства обучения.

    Что касается оплаты труда преподавателя, то она должна быть «завязана» на количество часов, которое тратит преподаватель на процесс обучения. По нашему мнению, это оптимальный вариант оплаты труда. Увеличение заработной платы происходит с увеличением нагрузки.

    Оценка качества работы и мотивация преподавателей

    Когда учебный процесс налажен и преподаватели приступили к своим обязанностям, необходимо отслеживать эффективность их работы, поощрять успехи и обнаруживать недостатки их работы.

    Что является показателем успешной работы преподавателя (инструктора)?

    Пример 11
    Качество работы Сергея Ф., тренера компании по продаже сотовых телефонов, руководство определяет следующим образом: если в салонах, где работают «ученики», повышается объем продаж, значит, эффективность преподавания высока.

    Подход к оценке обучения, описанный в предыдущем примере, неправильный. На объем выручки влияет слишком много «неучебных» факторов — ценовая политика фирмы, качество рекламы, колебания рынка. Привязывать качество обучения к росту доходов или прибыли некорректно, потому что преподаватель объективно может «вкладывать душу» в свою работу, но при этом быть несправедливо оцененным на основе якобы «объективных» показателей. Компания, оценивающая работу сотрудника только на основании показателей прибыли, потому что ее можно легко посчитать, уподобляется человеку, ищущему потерянную вещь под светом фонаря, потому что так удобнее искать.

    Пример 12
    В некоторых компаниях качество обучения измеряют таким образом. После окончания курса обучения служба управления персоналом проводит аттестацию, во время которой оцениваются достижения сотрудников, прошедших обучение, их поведение на работе, количество и качество выполненных проектов и т. д. Если результаты аттестации в целом положительные, то подготовка персонала считается успешной.

    Подход, описанный в Примере 12, также неудачный. Преподаватель отвечает лишь за усвоенные учеником навыки и знания, но не может гарантировать их сохранность длительное время. Многое зависит от того, какие задания получает сотрудник, имеет ли он возможность «освежать» свои знания. Кроме того, человек может что-то знать и уметь, но не хотеть этого выполнять.

    Пример 13
    В супермаркете были разработаны стандарты обслуживания клиентов для всех категорий сотрудников: как здороваться, как разговаривать с покупателем, как прощаться и т. д. После разработки стандартов руководство поручило Оксане М., менеджеру по повышению квалификации, обучить всех сотрудников новым правилам. Были сформированы учебные группы, и Оксана провела серию семинаров и тренингов.
    После окончания обучения была организована акция Mistery Shopping, во время которой оценивалось качество исполнения стандартов обслуживания. Результаты проверок оказались неутешительными: регламенты обслуживания не соблюдал ни один сотрудник. Руководство сделало вывод, что обучение было некачественным, и обвинило в этом тренера. Оксана М. предложила устроить экзамен для сотрудников и проверить их знания стандартов обслуживания. Оказалось, что почти все владеют технологией работы с клиентом и знают новые правила работы.
    Проанализировав ситуацию, руководство пришло к выводу, что сотрудники не выполняли стандартов обслуживания, потому что это нововведение не было подкреплено мотивационно. Сотрудники просто не знали, что с ними будет, если они откажутся выполнять регламенты, — снижение премии, увольнение, устное порицание или что-то еще. Второй причиной была ошибка непосредственных руководителей сотрудников (заведующих торговыми отделами, секторами), которые попросту не требовали от своих подчиненных неукоснительного соблюдения стандартов качественного обслуживания.

    Итак, что же является показателем качества работы преподавателя? Разумеется, это объем знаний и навыков обученных сотрудников, но измеренный непосредственно после курса обучения. А вот на то, как применяются полученные навыки и насколько хорошо может сотрудник удержать их в голове, преподаватель влиять уже не может. Лучшей формой контроля в этом случае является экзамен. А требования к знаниям и навыкам должны отражаться в программе обучения.

    Составляем программу обучения

    Для чего нужны программы обучения?

    • Во-первых, для того, чтобы процесс обучения не зависел от обучающего персонала. При отсутствии стандарта обучения преподаватели могут по-разному расставлять акценты и субъективно оценивать знания учащихся. Кроме того, нередки случаи, когда из-за увольнения преподавателя останавливается работа всего учебного центра, потому что кроме этого человека никто не может учить.
    • Во-вторых, учебная программа — это образовательный стандарт организации, содержащий в том числе и перечень требований к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
    • В-третьих, учебная программа — это набор готовых инструкций для преподавателя учебного центра.

    Содержание программы обучения может быть разным, единого стандарта для ее составления, как в системе образования, конечно, нет. У каждой организации свои требования к сотрудникам, а значит, и структура обучения будет отличаться. Исходя из практики, можно порекомендовать, чтобы в программе были следующие разделы:

    1. Требования к знаниям, умениям и навыкам (то есть то, что должны знать сотрудники, пройдя курс обучения).

    Пример 14
    Для небольшого корпоративного курса подготовки продавцов-консультантов требования можно сформулировать так:
    «По окончании курса обучения сотрудник должен знать: «Закон о защите прав потребителей», основные правила поведения в торговом зале, правила расстановки товара, технологию обслуживания клиента. Он должен уметь самостоятельно рассказать клиенту о свойствах товара, установить контакт с клиентом, представить товар, работать с возражениями клиента».

    2. План обучения (перечень тем и содержательных блоков).

    Пример 15
    План обучения продавцов магазина может выглядеть так:

    1. История компании.
    2. Торговый зал.
    3. Витрины.
    4. Правила расстановки товара.
    5. Расположение рекламных материалов.
    6. Правила поведения сотрудника при общении с клиентом.
    7. Приветствие клиента.
    8. Выявление потребностей клиента.
    9. Представление товара.
    10. Закон о защите прав потребителей.

    3. Содержательный план (подробное описание каждой темы, включая лекции, методические средства, инструкции выполнения учебных упражнений).

    4. Планы занятий (планы каждого занятия).

    * * *
    Корпоративный учебный центр — одна из наиболее прогрессивных форм подготовки персонала. Но при этом важно помнить, что методы, средства обучения и качество работы преподавателей должны постоянно улучшаться, оперативно реагируя на изменения во внешней среде. Программы подготовки персонала должны работать на завтрашний день, снабжая сотрудников необходимой информацией и навыками с запасом на будущее. Только в этом случае деятельность корпоративного учебного центра будет эффективной.

    Евгений Мамонов

    Дело-пресс

    hr-portal.ru

    Учебная деятельность. Виды учебной деятельности. Организация учебной деятельности :: SYL.ru

    Перед педагогом, будь то школьный учитель или преподаватель высшего учебного заведения, стоит целый ряд задач, одной из которых является обучение. Помимо этого, он должен, конечно, оказывать влияние на воспитание, культурологическое образование школьников или студентов. Учебная деятельность – одна из первоочередных задач педагога, поскольку именно она формирует по большей части мировоззрение подрастающего поколения, обеспечивая понимание определенных реалий, организации мира, человека и общества.

    В чем цель

    На первый взгляд, данный вопрос кажется неуместным, поскольку даже в корне слова «учебная» кроется ответ на него. Однако, как часто бывает, здесь все далеко не просто. Учебная деятельность отнюдь не заключается в системном изложении программного материала, которое бы обеспечило минимальное усвоение учеником тех или иных знаний. Дело не столько в том, чтобы изложить информацию, сколько в том, чтобы научить ребенка искать ее, пользоваться ею, систематизировать и анализировать самостоятельно. Таким образом, в отношении учебной деятельности можно говорить о некоем двустороннем процессе, в котором задействованы и педагог, и ребенок.

    Основа школьного образования

    Вполне очевидно, что именно учебная деятельность составляет основу, представляет главенствующий принцип системы школьного обучения, ведь именно в этот период жизни ребенка идет активное получение информации, необходимой для дальнейшего существования. Конечным же результатом данного процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач, взаимодействию с социумом. По окончании школы ребенок должен овладеть всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему нормальное существование в дальнейшем. Именно учебная деятельность способствует этому процессу в наибольшей мере.

    Что для этого нужно

    Успешное осуществление данного процесса попросту невозможно без наличия некоторых факторов. Прежде всего, конечный результат учебной деятельности зависит от компетентности преподавателя, ответственного за сознание детей. Для этого он должен обладать целым набором качеств, способствующих успешности данного процесса.

    учебная деятельностьВ неменьшей степени, конечно, успех зависит и от личностных качеств каждого конкретного ученика и класса или группы, от атмосферы в ней.

    Мотивация учебной деятельности — самый первый и главный ключ к успеху. Поскольку ребенок лучше всего воспринимает именно ту информацию, которая ему интересна. Способов мотивации существует масса, начиная от нестандартного вида и поведения учителя и заканчивая задействованием специального оборудования.

    Почему же мотивация столь важна

    По большому счету, затрагивая эту тему, следует говорить об организации учебного процесса в целом. Как уже упоминалось ранее, именно заинтересованность школьников в обучении должна быть первоочередной задачей каждого учителя. Добиться же этого далеко не просто, поскольку есть целый ряд факторов, препятствующих достижению данной цели. К примеру, одним из самых распространенных можно назвать неправильную организацию самих занятий. Сюда можно отнести нерационально составленное расписание или неподходящую продолжительность урока.

    Мотивация учебной деятельности требует и формирования определенной атмосферы в классе, поскольку детям очень свойственно постоянно отвлекаться, отказываться от обучения и всячески препятствовать этому процессу.

    мотивация учебной деятельности

    Учитель в таком случае должен не только заинтересовать школьника, но и объяснить ему, насколько важна тема, которая изучается на данном уроке. Учебная деятельность детей может быть простимулирована, к примеру, постановкой проблемной ситуации или распределением заданий для самостоятельной работы.

    Конкретика

    Теперь, когда вкратце описаны некоторые общие положения, поговорим о конкретных примерах реализации учебной деятельности на уроках в школе. Каждый педагог должен быть знаком с данными техниками для успешного осуществления работы.

    Характеризуя виды учебной деятельности, начать следует с вовлечения ученика в сам процесс. Ранее уже говорилось, что он должен быть максимально заинтересован в получении знаний. Добиться же можно данного результата путем задействования ребенка. Это может выражаться как в подготовке и зачитывании докладов, так и в полноценном объяснении материала однокласснику. Следует отметить, что в случаях осуществления работы в группах выбор участников особенно важен. В каждом микроколлективе должен находиться и слабый, и сильный ученик. Что же касается самих групп, то они могут быть стабильными в течение всего урока или меняться.

    Постановка проблем

    Конечно, рассматривая виды учебной деятельности, нельзя забывать и о проблемном. Большинство педагогов склонны полагать, что именно он является наиболее эффективным, хотя и имеет массу подводных камней.

    Под данным видом следует понимать постановку определенным проблемных ситуаций, в разрешении которых самое непосредственное участие должны принимать ученики. Если говорить о конкретных примерах, то это может быть создание ситуации, в которой поданный учителем результат не соответствует правильному, или же проблема может быть рассмотрена с обеих сторон. Данный вид обучения требует активного участия в процессе школьников и способствует не только познанию нового, но и формированию речевых, аналитических навыков, что немаловажно.

    Дополнительные материалы

    Учебная деятельность младшего школьника, так же как и студента, может осуществляться при помощи задействования дополнительных материалов. В отношении студента это может быть привлечение различных интернет-ресурсов, наглядных пособий или нестандартных способов подачи информации (таблицы, схемы, кластеры и так далее). В случае же младшей школы отлично подходят специально разработанные ведущими педагогами техники вроде «Знаю — не знаю — хочу узнать», которые помогают не только определить уровень компетенции ученика, но и обратить внимание на его интересы, склонности.

    виды учебной деятельности

    Хороша в данном случае технология ведения «Бортового журнала», в котором ученики записывают различные факты и установки, определенные на каждом конкретном уроке.

    Учебная деятельность младшего школьника подразумевает немного большую степень контроля, поскольку в этом возрасте у детей часто бывают проблемы с дисциплиной. Однако есть и преимущества, заключающиеся в разнообразии применяемых ее видов. Кроме того, дети младшего возраста охотнее участвуют во всевозможных интерактивных, нестандартных формах организации учебного процесса.

    Индивидуальная работа

    Основы учебной деятельности заключаются в четком понимании учителем того, какой из способов организации необходим в каждой конкретной ситуации. Это может быть фронтальная, групповая или же индивидуальная работа. Начнем, пожалуй, с последней.

    учебно-исследовательская деятельность

    Учебная деятельность детей в первую очередь зависит от контакта с учителем, степени доверия ему. В этом отношении индивидуальная работа с каждым конкретным учеником представляет собой идеальный вариант. Такой вид организации лучше всего способствует не только взаимопониманию между учителем и учеником, но и определению способностей, склонностей, интересов, особенностей характера ребенка, знания о которых учителю необходимы.

    Тем не менее есть и существенный минус данной формы организации учебного процесса. Прежде всего, это, конечно, фактор времени. Развитие учебной деятельности каждого конкретного члена коллектива требует очень больших как моральных, эмпатических, так и временных затрат. Кроме того, данный способ организации никак не способствует формированию здоровой атмосферы в пределах класса.

    Работа в группах

    По этому принципу чаще строится учебная деятельность студентов, однако и в школе работа в группах пользуется популярностью. Одним из самых больших преимуществ данного вида является возможность налаживания коммуникации в пределах класса. Кроме того, это как раз тот случай, когда уровень мотивации чрезвычайно высок (особенно если учебная деятельность учащихся имеет соревновательный характер).

    учебная деятельность младшего школьника

    Недостаток же этого вида заключается в проблеме с дисциплиной. При работе в группах ученики часто пренебрегают установленными нормами поведения, что довольно сложно координировать учителю. Тем не менее при должном объеме практики эта проблема постепенно сходит на нет.

    Фронтальная работа

    Наконец мы дошли до последнего вида работы учителя с учениками. В данном случае формирование учебной деятельности осуществляется в отношении всего класса одновременно. Если говорить о конкретных примерах, можно разделить данный вид на два подвида: активную и пассивную деятельность. К первому варианту можно отнести оживленные дискуссии, споры, в которых принимает участие весь класс. Однако в данном случае перед учителем снова встает проблема дисциплины.

    основы учебной деятельности

    Пассивная же организация учебной деятельности может быть представлена проведением контрольных диктантов, сочинений, тестирований и больше заключается в контроле полученных знаний, чем в их получении учениками.

    Репродуктивное обучение

    Учебный процесс – это не только впитывание учащимися знаний, но и их систематизация, повторение. Для чего идеально подходит репродуктивный метод. Учебно-исследовательская деятельность в данном случае сведена к минимуму: от учеников требуется только корректное запоминание, понимание и воспроизведение полученного материала. Для упрощения задачи в таких случаях используются всевозможные наглядные пособия, призванные усовершенствовать систематизацию информации.

    Тем не менее это не обязательно простое повторение материала по предоставленной учителем, предварительно подготовленной схеме. Воспроизведение может опираться и на самостоятельное составление различных кластеров, мозаик и диаграмм. При таком подходе учебная деятельность школьника активизируется в значительно большей мере, что способствует более продуктивному освоению изучаемого материала.

    учебная деятельность школьника

    Одним словом, успешность процесса учебной деятельности зависит от педагога в первую очередь. К каждому ученику он должен найти свой собственный подход, определить наиболее интересующие его темы, заметить особенности характера. Все это должно быть умело использовано на уроках.

    Формы учебной деятельности должны определяться педагогом в строгом соответствии с качествами не только каждого конкретного ученика, но и всего класса, школы и системы образования в целом.

    Такие разные уроки

    По большому счету каждый урок состоит из целого ряда трюков, уловок и ухищрений учителя, которые должны быть применены для того, чтобы класс не только работал, но и делал это продуктивно. Знания не должны быть «одноразовыми» и забываться сразу же после выхода из здания школы. Именно поэтому важно, чтобы в пределах каждого урока происходила актуализация знаний, полученных ранее – своего рода повторение пройденного материала. Это поможет закрепить его и переместить в долгосрочную память учеников.

    О важности мотивации мы уже говорили ранее, поэтому еще раз останавливаться на данной составляющей смысла нет.

    Конечно, каждый урок должен представлять собой получение новых знаний. Даже метка «повторение» не отменяет этой необходимости. Всегда должно быть что-то новое, интересное и познавательное.

    Без учителя

    Несмотря на огромную роль, которую играет сам педагог в образовательном процессе, учебная деятельность не обязательно должна быть ограничена пределами классной комнаты. Это может быть и самостоятельная работа учеников с дополнительной литературой, источниками в интернете, словарями. Задача учителя в данном случае – скоординировать эту деятельность, направить ее в нужное русло, а главное – поощрить.

    Система образования наших дней в существенной мере отличается от той, что была у наших родителей. Если ранее перед педагогом стояла задача именно вложить знания в головы подрастающего поколения, то теперь все обстоит не так. Современная школа работает, скорее, на то, чтобы научить правильному самостоятельному поиску необходимой информации. Всемирная паутина запросто может служить полноценным источником знаний, не просто эквивалентным учителю, но и во много раз превосходящим его. Тем не менее именно работать с этим океаном данных должен научить педагог. Показать, как правильно отделять важное от второстепенного.

    Несмотря на это, учитель — прежде всего друг, наставник и в некотором смысле член семьи. И об этом нельзя забывать.

    www.syl.ru

    Организация учебного процесса в вузе.

    Образовательный процесс в вузе коренным образом отличается от обучения на любой из предыдущих ступеней образования. От того, насколько информирован новоиспеченный студент об особенностях «вузовского» учебного процесса, насколько он к ним адаптировался, зависит успешность его обучения. С точки зрения содержания, образовательный процесс в вузе предполагает освоение студентом системы общих и научных, практических знаний об окружающей действительности, получение знаний и навыков применения методов исследовательской работы, научного познания, приобретение и закрепление нравственных качеств, эстетического вкуса, ценностного отношения к учебной деятельности, профессии, труду и к миру в целом.

    Иной является и форма, в которой образовательный процесс реализуется. Учебный процесс в вузе организован так, чтобы обеспечить выполнение требований к специалисту, изложенных в государственном образовательном стандарте. Обучение студентов ведется по учебным планам. Учебный план— основной документ, в соответствии с которым в вузе осуществляется организация учебного процесса по подготовке выпускников конкретной специальности в течение всего периода обучения студентов в вузе. Учебный план содержит: перечень изучаемых дисциплин; объемы часов, отводимых на изучение предусмотренных планом дисциплин; установленные формы контроля. По учебному плану ежегодно составляютсярабочие учебные планы, которые учитывают требования утвержденного ректором на данный учебный годграфика учебного процесса. Этим графиком регламентируется количество учебных недель в каждом семестре (осеннем и весеннем), даты начала семестров, сессий, каникул, практик. В рабочем учебном плане также указываются зачеты и экзамены, выносимые на сессии, а в графике учебного процесса — сроки проведения учебных аттестаций. Учебный процесс в вузе проводится порасписанию учебных занятий. Студенту рекомендуется записать для себя, в каком учебном корпусе Института располагаются библиотека, учебные аудитории, номера аудиторий, в которых располагаются кафедры, деканат, время начала и окончания занятий, чтобы четко планировать свое пребывание в вузе и не допускать опозданий на занятия.

    Важно также понимать, что учебная деятельность протекает в совершенно новом формате. Учебные занятия из уроков превращаются в лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Чтобы быстро включиться и эффективно участвовать в разных видах учебных занятий, нужно понять их существенные характеристики. Отметим кратко основное о сути разных видов аудиторных занятий. Лекция— это логически стройное, систематическое, последовательное и ясное изложение учебных и научных вопросов. Она предназначена для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов.Практические занятия— это занятия, проводимые под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной, в том числе исследовательской, работы.Семинар— это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, учатся конспектировать первоисточники, устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы. Наконсультацияхрассматриваются вопросы, касающиеся организации, и методики внеаудиторной самостоятельной работы студентов, связанные с уточнением тех или иных научных данных, новых для студента понятий, методов решения задач; даются сведения о дополнительной литературе.

    Особо хотелось бы отметить, что важную роль в учебном процессе вуза занимают аттестационные мероприятия, в ходе которых осуществляется контроль знаний, полученных студентами. Экзаменационные сессии проводятся дважды в течение учебного года — в конце каждого семестра. К сессии допускаются студенты, не имеющие академической задолженности за семестр и сдавшие все зачеты. Продолжительность сессии — три-четыре недели, количество экзаменов — обычно три – пять (в условиях реализации сокращенных основных образовательных программ их может быть больше). Расписание экзаменов составляется, исходя из расчета выделения трех-четырех дней на подготовку к каждому экзамену. Этого времени вполне достаточно студенту для повторения и систематизации изученного материала по конкретной учебной дисциплине.

    Данные составляющие образовательного процесса в вузе могут быть реализованы лишь при условиях наличия у студентов таких качеств и способностей, как собранность, настойчивость, воля, высокая эмоциональная культура и навыков самовоспитания, самообучения, самоуправления, самоконтроля, самосовершенствования. Это связано в первую очередь с возрастанием роли и объема самостоятельности студента в процессе приобретения новых знаний. При этом в вузе также существенно изменяется порядок контроля за ходом обучения: контрольных мероприятий становится меньше, они проводятся реже. На смену ежедневным опросам на уроках приходят экзаменационные сессии, проводимые дважды в год, учебные аттестация, организуемые дважды в семестр; другие формы контроля, осуществляемые по графику учебного процесса. Такой порядок иногда вызывает у некоторых студентов неверное представление о легкости студенческой жизни, что чревато серьезными негативными последствиями, так как, например, низкие оценки могут привести не только к неприятным объяснениям в деканате, но и к отчислению из Института еще до начала экзаменационной сессии.

    Чтобы успешно и эффективно овладевать специальными профессиональными знаниями, студенту необходимо также знать некоторые общие правила и технологии получения учебной информации, иметь представление о содержании учебного плана выбранной специальности, о требованиях, предъявляемых к выпускнику вуза. Вся эта информация в совокупности образует содержание курса «Культура интеллектуального труда».

    studfile.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *