Генри Миллер • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсАмериканская литература XX века. Сезон 1АудиолекцииМатериалыКак Миллер познает мир при помощи собственной литературы
Автор Андрей Аствацатуров
Генри Миллер — одна из самых неоднозначных фигур американской литературы. Он до сих пор остается культовым писателем, при этом не став классиком. Это довольно редкий случай, потому что обычно культовые писатели через некоторое время приобретают статус классиков, как, например, это произошло с Сэлинджером. С Генри Миллером этого не произошло, о нем нет какого-то консенсуса среди ученых, о нем не так много написано, как о других авторах, и вообще его начали изучать сравнительно недавно. Книги Миллера разрешили в Соединенных Штатах Америки только в 1961 году — несмотря на то, что первый его роман вышел в 1934-м. В 1967 году появились две книги; потом, в 1990-е годы, вышла биография, но в основном литература о Генри Миллере была мемуарная — о том, каким Миллер был человеком, какой он был замечательный, интересный, талантливый.
Но здесь есть важная проблема, которая заключается в том, что к литературе можно по-разному относиться. А Генри Миллер принадлежал к традиции тех художников, для которых литература была не целью, а именно средством: к линии Эмерсона, Торо, Уолта Уитмена, то есть американских писателей-трансценденталистов, которые не очень любили качественную, профессиональную литературу. Это не значит, что они сами создавали литературу некачественную — напротив, очень качественную, но особую, экспериментальную. Для них целью была жизнь, самовозрастание, изменение жизни, открытость новому опыту. И литература для них была туннелем, ступенью познания. Генри Дэвид Торо познавал мир при помощи литературы, это был один из видов опыта. Он где-то гулял, ходил, ставил заборы, изгороди или вспахивал поле — и писал.
Все, что меняло его как личность, — ему было интересно. Литература ему была интересна в той мере, в какой она меняла его личность. Если она переставала менять личность, то он переставал этим заниматься. То же самое было с американским эссеистом, поэтом и философом Ральфом Уолдо Эмерсоном. Генри Миллер принадлежит ровно к таким фигурам. Он занимался разными делами, но главная цель его — это жизнь. Миллер в первую очередь личность, литература — это как бы побочный продукт его яркой и интересной жизни. Хотя, конечно, позиция американских трансценденталистов в его случае была осложнена влиянием французских сюрреалистов (с ними он был знаком, у них учился и что-то заимствовал) и влиянием романтиков.Генри Миллер родился в 1891 году на Манхэттене, детство провел в Бруклине. «Just a Brooklyn boy», то есть просто «бруклинская шпана»: он говорил, что так и остался бруклинской шпаной. Миллер родился в семье немецких эмигрантов: его деды по материнской и по отцовской линии переселились из Германии в Соединенные Штаты Америки еще в середине XIX века, и семья сохраняла какую-то связь с немецкими традициями воспитания. Отец Миллера был типичный немец, любил пиво, жизнь; он владел портновской мастерской, где Миллер некоторое время работал. Это была такая средняя буржуазия. Через некоторое время семья переехала из Южного Бруклина в Уильямсбург, они немножко меняли дислокацию, но в основном все ограничивалось Бруклином, который тогда был еще отдельным городом, а не районом Нью-Йорка, как сейчас.
В Бруклине в основном селились эмигранты. Изначально это были англосаксы, потом — немцы, потом — итальянцы, потом — евреи, китайцы, русские и так далее: это всегда был очень интернациональный город. В этом мультикультурном пространстве и прошло детство Генри Миллера. Он очень хорошо учился в школе, хотя особого трудолюбия за ним замечено не было. Вообще, это был не самый трудолюбивый человек: он всю жизнь делал исключительно то, что хотел, а не то, чего требовали обстоятельства. Тем не менее в детстве он был именно таким: очень хорошо учился, все ему очень легко давалось. Хотя впоследствии Миллер очень критиковал образование как тоталитарное, угнетающее личность. Он с детства очень любил читать, и у него сложился целый набор детских книг, которые он перечитывал уже потом, в зрелом возрасте.
Дома у Миллеров была чисто немецкая, лютеранская обстановка: порядок, упорядоченность жизни. Мать — дочь портного — очень аккуратная, и отец сам портной. Родители заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, и очень поощряли этот интерес. Впоследствии они пожалели об этом, потому что увлечение захватило Генри Миллера и, когда нужно было поступать на службу, он занимался исключительно тем, что читал книги. И даже когда он устроился работать разносчиком телеграмм в Нью-Йорке, его оштрафовали, потому что обнаружили, что он сидит на лавочке и читает роман Джеймса Джойса «Улисс», вместо того чтобы разносить телеграммы. Миллер начал с детской и полудетской литературы, в частности Марка Твена. Но, пожалуй, одним из самых сильных впечатлений от детского чтения для Миллера стал роман Райдера Хаггарда «Она: история приключения» и его продолжение — «Айеша: возвращение Ее».
Она будоражила сознание Миллера и в то же время создала в нем некий стереотип женщины — величественной, сильной, домины, фигуры, меняющей воображение и мир, самой являющейся жизнью. С другой стороны, эта книга поразила его невероятным, сверхъестественным ужасом и волшебством. Он полюбил эту, иную реальность и романтическую литературу вместе с ней.Еще важно отметить его музыкальные способности: Миллер был очень музыкально одарен (кстати, его первая жена была пианисткой). Музыкальными аллюзиями насыщены все его тексты, его интересы в основном располагались в области классической музыки: естественно, как всякий бывший немец, он любил романтическую музыку, любил Бетховена, очень много играл и давал даже некоторое время уроки музыки. Он хорошо чувствовал музыкальность языка, и фонетический строй для него был всегда немаловажным моментом, так же как все его тексты, которые напоминают музыкальные волны.
Итак, Миллер окончил школу и поступил в Нью-Йоркский городской университет, достаточно заурядное учебное заведение.
Через некоторое время он утихомиривается, но затем у него проявляется интерес к Блаватской, ко всяким оккультным теориям, к антропософии и так далее. Он открывает для себя Ницше, впоследствии откроет и Освальда Шпенглера, и Отто Вейнингера, и многих других мыслителей; он очень внимательно читает философские книги.
Довольно рано Миллер женится, от этого брака у него рождается дочь, потом он разведется, когда в одном из дансингов Нью-Йорка встретит Джун Эдит Смит, которая станет персонажем целых пяти его книг — настолько захватит его сознание эта женщина. Это и есть ускользающая, странная сущность, смутный сюрреалистический объект желания, как бы лишенный облика, некая волна бытия — так он видит Джун Эдит Смит, с которой его связывают очень сильные телесные ощущения. То есть она как бы вводит его в этот эротический интеллектуальный мир, она ему очень соответствует и интеллектуально, и эротически, чего у него не было с первой женой. И, более того, Джун Эдит Смит удается разгадать в Генри Миллере талант. К тому времени он уже предпринял попытки начать писать тексты. Он подражает социальным американским писателям типа Синклера, Теодора Драйзера, в основном получается не очень хорошо. Первые романы, которые он пишет, еще работая в телеграфной компании, — не самые удачные тексты. Впоследствии они вольются в какие-то другие — или он вообще не обратит на них внимания.
Еще когда Миллер работает в телеграфной компании, он знакомится с Джун Эдит Смит (она же — Джун Мансфилд). И она, различив в нем талант, говорит ему: давай я буду работать, а ты, дескать, пиши нетленку.
Тем временем Миллер пытается что-то писать, у него возникают какие-то публикации (его первое эссе, «Подрезанные крылья» 1922 года, кстати, было посвящено работе Фридриха Ницше «Антихрист»). Они с Джун нигде не работают, живут подачками друзей и знакомых, богатых поклонников Джун. В самом конце 20-х годов они приезжают в Европу — это первое знакомство Миллера с Европой. Его восхищает Париж, ему очень нравится Европа, он понимает, что он может состояться только в Европе. Тем временем его отношения с Джун ослабляются. Она по-прежнему его любит, но как-то он ей уже не очень нравится: он подавал какие-то надежды, ему уже к сорока, но он пока что ничего не написал, кроме трех папок каких-то достаточно посредственных текстов. Кроме того, ситуация осложняется тем, что Джун привела свою любовницу Джин Кронски в дом к Миллеру. Миллер все это вынужден терпеть; ему, с одной стороны, это нравится, с другой стороны — не очень. Все это он изобразит в своем романе «Сексус». Он находит утешение в чтении книги Отто Вейнингера, которая называется «Пол и характер», книги, в которой утверждается, что женщина — это такая меняющаяся жизнь, что она лишена души, и тому подобные сексистские вещи. Эта книжка окажет на него большое влияние и поможет сформировать особую мифологию женщины.
В 1930 году Миллер переезжает в Париж, ведет там богемный образ жизни, который затем описывает в автобиографическом романе «Тропик Рака». Он ночует на скамейках, когда ему негде жить; спит у каких-то богатых индийцев. Но постепенно заводит знакомства, становится достопримечательностью Парижа, общается с парижскими проститутками, ходит в бары, заказывает еду в ресторане, потом убегает, не расплатившись, — то есть ведет жизнь такого богемного человека. Но тем не менее здесь у него появляются первые знакомые. Это очень интересные фигуры — второе поколение американцев (к первому принадлежали Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Дос Пассос, Хемингуэй), переехавших в Европу: адвокат Ричард Осборн, писатель Альфред Перле. Через свой круг знакомых он приобщается к европейскому модернизму. Он уже и раньше читал какие-то тексты, Кнута Гамсуна, сейчас же он внимательно начинает читать Марселя Пруста, Томаса Элиота, Эзру Паунда, знакомится с текстами французских сюрреалистов, с Блезом Сандраром. У него начинается интенсивная внутренняя работа, он дискутирует, обсуждает все, что узнает в своих компаниях.
И тут происходит знакомство, которое меняет его жизнь: он знакомится с Анаис Нин. На сегодняшний день для американской культуры она является писателем куда более значимым, чем Генри Миллер; издается целый журнал, посвященный Анаис Нин. Кубинка по происхождению, она была женой очень богатого предпринимателя, но при этом их взаимоотношения были лишены буржуазных религиозных стереотипов, были вольные взаимоотношения. Всю свою жизнь она вела дневник. По сути дела, она стремилась к тому же, к чему стремился Миллер и все модернисты: как научиться говорить от имени своего «я». К этому стремился Торо, Эмерсон, Миллер.
Вот сейчас я говорю от имени своего «я»? Или я говорю от имени знаний, которые в меня вложили посторонние люди? Или я говорю от имени газет, СМИ, радио? Или я ими сформирован? Как мне все это преодолеть, разрушить и научиться говорить от своего «я», как мне приблизиться к своему истоку, что есть «я»? И вот эта попытка приблизиться к своему «я», к своей сущности, в том числе и женской, к своей абсолютной телесности, говорить откровенно от имени своего «я», не какими-то заученными словами и фразами — это была задача Анаис Нин. Здесь они с Миллером почувствовали удивительную близость, полюбили друг друга. Анаис ему открыла множество авторов, которые так или иначе ставят вопрос понимания целостности человеческого «я», понимания, что человек — это не только идеи, не только дух или эмоции, это очень сильные телесные импульсы, доэмоциональные, бессознательные. Вот как все это соединить в некое единое целое? Анаис Нин помогала Миллеру деньгами, советами, в какой-то момент они стали любовниками — правда, впоследствии, в середине 1930-х, они расстанутся.
К 1932 году Миллеру удается закончить работу над романом «Тропик Рака». Это его безусловный шедевр; возможно, его лучшая книга. Но встает вопрос, кто может это все издать. Владелец издательства «Обелиск Пресс» Джек Каган решает рискнуть и издать Генри Миллера. Каган издавал полуэротическую, полузапрещенную литературу, строго говоря, ad marginem «По краям» (лат.). литературу. Он искал какого-то своего яркого автора, который был бы хедлайнером его издательства. У предприимчивой американки Сильвии Бич, которая тоже жила в Париже, в качестве хедлайнера был, например, Джеймс Джойс. Хотя он не очень хорошо продавался, это был бренд. И вот Каган понял, что Генри Миллер может быть его хедлайнером, и не ошибся. Хотя, конечно, он был прижимистый человек: «Тропик Рака» он издал только спустя два года, и то на деньги Анаис Нин. Но потом роман довольно неплохо продавался; Миллер предпринял агрессивную рекламу, разослал роман всем крупным писателям, попросил отзывы, и они действительно отреагировали очень позитивно. Блез Сандрар написал восторженную рецензию; Джордж Оруэлл даже приехал, обнял Генри Миллера и сказал, что уезжает на испанскую войну воевать за республиканцев. Миллер его тоже обнял, подарил куртку и пожелал удачи. Альфред Перле утверждает, что если бы Джордж Оруэлл даже сказал, что едет воевать за франкистов, то Миллер бы так же его обнял, дал бы куртку и пожелал удачи: Миллер был абсолютно деполитизированный, деидеологизированный человек и бороться за фантомы не хотел. Даже Вторая мировая война не сильно изменила в этом смысле его позицию. Он все равно был аполитичен; он был абсолютный и законченный гипериндивидуалист. Еще Миллер получил положительные отзывы от поэта Томаса Стернза Элиота, от Эзры Паунда, от всех этих интересных, ярких, сильных модернистов.
Спустя некоторое время он публикует книгу «Черная весна». Это сборник текстов, которые объединены общей интонацией, общей линией. И завершает парижскую трилогию очень сложный философский роман «Тропик Козерога».
Прежде всего эти романы вызывают шок, потому что в них бросаются в глаза элементы непристойного. Действительно, Миллер на долгое время начинает ассоциироваться с эротической, альковной литературой; считается автором своеобразных сексуальных библий, подпольных романов. Они сразу же запрещены во всех англоязычных странах, ввоз на территорию США этих романов незаконен.
В 1939 году по приглашению своего друга, замечательного писателя Лоуренса Даррелла, Миллер отправляется в Грецию, на остров Корфу. Греция ему страшно нравится, это рай на земле, вот он наконец-то удаляется из урбанистического Парижа и отправляется в такую природу, где он видит чистую пустоту, где ему кажется, что сейчас выйдут бессмертные олимпийские боги, где золотой век, где можно ощущать свободу. Год он проводит в абсолютном счастье и безделье. Но приближается Вторая мировая война, и посол предписывает всем американцам срочно покинуть Грецию, потому что последствия для них могут быть самыми неожиданными. И Миллер возвращается в Соединенные Штаты Америки, где его особо никто не ждет, хотя он уже и известный автор. Но он нищий.
Тогда он берет машину и отправляется в путешествие. Результатом этого путешествия станет его книга «Аэрокондиционированный кошмар», такая резкая критика Америки. В конце концов Миллер оседает на калифорнийском побережье, женится, разводится; у него двое детей; Янина Лепска становится его следующей женой, потом он с ней тоже разведется; потом он женится на Ив Макклюр, потом разведется и с ней. В 1967 году он испытает любовь к японке Хироко Токуде. В это время он будет работать над романами своей новой трилогии — «Сексус», «Плексус» и «Нексус».
В 1961 году под давлением интеллектуальной общественности его романы разрешили к публикации в Соединенных Штатах Америки, и Миллер становится из «соломенного миллионера» реальным миллионером. То есть у него не то что миллионы, но крупные гонорары, он уже ни в чем не нуждается. По сути дела, до середины 1950-х он живет достаточно бедно и как-то ничего с этим делать не хочет, ему неинтересно зарабатывать деньги. А с 1961 года, когда ему уже за семьдесят, он живет своей бывшей славой и пожинает ее плоды. Он становится культовой фигурой, обосновывается в Биг-Суре — это такой небольшой городок на калифорнийском побережье, крайне живописный, — к нему стекаются всякие бездельники, битники, путешественники, чтобы пообщаться, припасть к этой фигуре, к ногам этого гуру. Миллер работает над своей трилогией, он переживает некую популярность.
Потом в Америке начинается феминизм, и с 70-х годов Миллер начинает восприниматься как сексист, как архаическая фигура, как автор, написавший компендиум мужских неврозов и неуверенностей в себе. И можно сказать, что эта вторая волна феминизма погребла Генри Миллера; про него начинают забывать.
В 1978-м его номинируют на Нобелевскую премию по литературе (ее получает Исаак Башевис Зингер). Он заканчивает работу над трилогией. В конце жизни его подругой становится модель и актриса Бренда Венус; от них сохранилась очень интересная переписка — «Дорогая Бренда». Вообще, Генри Миллер был удивительный писатель: пожалуй, самый заметный, самый сильный его жанр — это «письма к другу». В принципе, вообще американская литературная традиция начинается отнюдь не с художественной прозы, а с записок, заметок, дневников кальвинистов, паломников, связанных с человеческим совершенствованием. И проза Миллера уходит еще и в эту религиозную традицию. Правда, если там люди пытаются изжить греховность, то здесь путь обратный, языческий и ницшеанский по большому счету.
Если говорить о мировидении Генри Миллера — а оно не сильно менялось на протяжении его жизни, — это большая сборка разных идей: даосизм, анархизм, трансцендентализм, ницшеанство, бергсонизм, влияние Шпенглера — вот это всё фигуры, которые оказали влияние на Генри Миллера. Как я уже говорил, литература для него была практикой. Герой там проходил те же стадии, что и Миллер, сочиняя эти тексты.
Что из себя представляет по большому счету проблематика текстов Генри Миллера? Если мы внимательно посмотрим на его тексты, это как бы сочетание разных приемов, что ли, поэтик и практик. Здесь нет единого текстового массива. Это какая-то спонтанная, немножко хаотичная проза, в которой, правда, есть свой внутренний порядок. Есть эпизоды, сильно напоминающие Марселя Пруста с его вязкостью, стремлением показать человеческие эмоции, связанные с замыслом мироздания. Есть у него и просто желание порассказывать анекдоты и потрепаться. Он был очень хороший рассказчик, блестяще рассказывал анекдоты. По сути дела, каждые 40–50 страниц в его романах вы можете обнаружить какие-то короткие истории, ситуативные анекдоты, которые, конечно, кроме всего прочего, имеют очень важный глобальный и символический характер. Все это соседствует с невероятными каталогами.
Миллер ужасно любит этот прием — каталоги. Что такое каталог? Это просто перечисление вещей и предметов. У нас тоже есть авторы, которые любили каталоги: например, начало «Медного всадника» Пушкина похоже на длинное перечисление. Николай Васильевич Гоголь (кстати, из русских писателей Миллер очень ценил Гоголя и Достоевского) был автором таких каталогов. Хорошие каталоги писали Уолт Уитмен, Генри Торо, Джеймс Джойс.
Миллер перечисляет действия, события, вещи. И это чрезвычайно интересно, потому что каталог, во-первых, показывает невероятное разнообразие мира, с одной стороны, с другой стороны — это как бы такие знаки материального мира, которые становятся, условно говоря, немножко слабыми. Когда их много, они начинают ослабляться, и, читая такой текст, ощущаешь некую энергию. То есть, условно говоря, это можно сравнить с шашлыком на шампуре, когда вещи являются оболочками какой-то странной энергии, которая в них заключена. Почему эти вещи следуют друг за другом? Ты начинаешь понимать, что здесь какое-то внутреннее движение.
Еще Миллер очень любил сюрреалистов, его образность невероятно яркая, сюрреалистическая, он был мастером метафор. Вообще, Америка не очень любит метафоры, американские писатели очень аскетичны — как Шервуд Андерсон, например, как Хемингуэй. А Миллер, наоборот, очень избыточен, очень любит метафорику. В этом смысле на него похож Джон Апдайк, хотя это совершенно разные авторы. Но Миллер действительно создавал удивительную метафорику, умел соединять несоединимое, заставить разные слова соединиться в один удивительный и странный образ, иногда не очень похожий на человеческий. Почему это возникает? Это возможность мыслить альтернативно, сбивать наработанный принцип восприятия мира. Так же как и философские эссе: Миллер очень часто начинает рассуждать на философские темы, его тексты начинают перерастать в трактаты. Особенно это заметно в его последних трилогиях.
О чем вообще эти романы? Если отвлечься от того, что в них слишком много событий, от того, что все очень хаотично изложено, прежде всего в романах Миллера находится персонаж, очень похожий на автора. Собственно говоря, все романы Генри Миллера крайне автобиографичны. (Миллер при этом еще пощадил своих друзей, дав им какие-то другие имена.) Его герой — это герой, который совершенно не похож на психологического героя, хотя переживаний у него достаточно. Но это совершенно не тот психологический герой, которого мы знаем по романам Достоевского, Толстого, Кнута Гамсуна или Пруста. Миллер, наоборот, очень любит пародировать всех перечисленных писателей.
Что происходит с его героем? Как Миллер видит космос? Для него реальность представляет собой бестелесный поток вещей, а все вещи являются оболочкой этого потока. Этот поток проникает в зону бессознательного. И вот для человека принципиально открыть эту зону бессознательного. Здесь Миллер очень похож на даосца, похож на ницшеанца, на бергсонианца. Это всё идеи становления, изменения, текучести, постоянной метаморфозы. В мирах Миллера нет причинно-следственной связи, здесь есть движение и поток. И задача главного персонажа — достичь истоков своего «я». То есть, условно говоря, углубиться в свое собственное сознание, разрушить все те оболочки, которые мешают ему соприкоснуться с бессознательным, то есть с жизнью. Есть жизнь, есть поток, есть материя, и нужно соприкоснуться с этим началом, как он говорит, стать доисторическим человеком, стать сатиром, стать каким-то минералом, абсолютно лишиться всех своих оболочек. Есть вещи, которые ему в этом помогают, как, например, любовь, страсть, от которой тоже нужно в свою очередь очиститься.
Но этого еще недостаточно. Достигнув этой волны, ты должен эту волну осуществить в индивидуальном опыте, в индивидуальном слове. По сути дела, Миллер повторяет здесь идеи работы Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», где Ницше говорит о том, что есть два состояния: дионисийское, глубинное, доисторическое, и аполлоническое, то есть упорядоченное. То есть поэт или художник, его личность, разлетается в клочья, вдребезги, он чувствует в себе поток бытия, и этот поток бытия он реализует в конкретных индивидуальных образах. Вот это та задача, которую перед собой ставил Генри Миллер. Единственное — в его текстах дионисийского гораздо больше, чем аполлонического; потока музыки, драйва, движения, страсти гораздо больше, чем упорядоченной сюжетности. Вот это, пожалуй, первое, что представляется здесь важным. Герой Ницше вообще себя воспринимает как танцор, как Дионис. Его текст магматичный, напоминает какую-то первозданную реальность. И очень похож на черновик: когда читаешь «Тропик Рака», погружаешься в обрывочное повествование: герой начал говорить — бросил, вдруг его потянули, потащили какие-то образы. Вот этот хаос, бесструктурность создают ощущение динамики текста и пробуждают эту динамику в самом человеке. Это какие-то заметки, обрывки, не роман в чистом виде, а некий опыт, облаченный в слова. Генри Миллер изображает из себя певца, танцора, он пишет как бы текст своим собственным телом. Я здоров, я неисчислимо здоров, мое тело абсолютно здорово — вот это здоровье, это значит, что в тебе отсутствует чужое. Чужое — это чужие идеи, чужие эмоции, чужие переживания, то, что есть во всяком человеке. А у него здесь нет ничего чужого, есть все свое. И Миллер часто исследует природу поражения человека как художника. Собственно, его роман «Тропик Козерога» — это очень сложный, метафорический и мифологический роман о том, как он не смог стать художником, о том, что его сдерживает, и эта эмоция — эротизм.
Часто мы говорим, что Миллер — непристойный автор. Напротив, Миллер всегда терпеть не мог ни эротику, ни порнографию. Как раз секс, изображенный секс, вовлеченность в это, одержимость сексом — это то, что препятствует творчеству. То есть его энергия, которую он черпает, — это энергия, которая лежит по ту сторону секса, по ту сторону эмоций, которая является более глубокой, чем человеческие переживания, человеческие чувства. По сути дела, Миллер — автор серьезных философских романов о поисках Бога, о поисках своего «я».
«Я глубоко религиозный человек без религии», — скажет Генри Миллер в одном из своих мемуарных текстов. То есть совпасть с замыслом, понять свое тело — да. Но тело не должно быть конечной инстанцией, импульсы тела — это биологические импульсы. Есть вещи более важные, чем биология. То есть Миллер превращается в натуралистического мистика, или мистика-материалиста, который пытается создать и предложить человечеству новые ценности.
Помимо того что Миллер был писателем, он еще писал замечательные акварели; у него есть цикл «Бессонница», при жизни устраивались его акварельные выставки, и это тоже составляет часть его наследия. Но, конечно, когда мы читаем Миллера, пожалуй, самое интересное — это его переписка. Собственно, даже и романы его напоминают дневники или письма к друзьям. Вот в этом жанре он был, пожалуй, самым действительно последовательным автором, здесь он добился невероятных успехов.
Краткая история рака
Когда появился рак? Почему в Средневековье причиной этой болезни считали черную желчь и что это такое? Как в лечении рака помогли открытия Пьера и Марии Кюри? А как военные исследования отравляющих веществ? Вместе с РакФондом рассказываем историю главной болезни нашего времени
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
36 минут
1/5
Амброз Бирс
Как Бирс делает ужас обыденностью, а героев рассказов — монстрами, которые любят свои семьи
Читает Андрей Аствацатуров
Как Бирс делает ужас обыденностью, а героев рассказов — монстрами, которые любят свои семьи
39 минут
2/5
Уильям Фолкнер
Как Фолкнер строит новые миры и забрасывает в них читателя без карты
Читает Андрей Аствацатуров
Как Фолкнер строит новые миры и забрасывает в них читателя без карты
38 минут
3/5
Эрнест Хемингуэй
Почему герои Хемингуэя все время пьют и живут несмотря на то, что в жизни нет никакого смысла
Читает Андрей Аствацатуров
Почему герои Хемингуэя все время пьют и живут несмотря на то, что в жизни нет никакого смысла
37 минут
4/5
Джон Апдайк
Как герои Апдайка перемещаются от гордыни к смирению и обратно
Читает Андрей Аствацатуров
Как герои Апдайка перемещаются от гордыни к смирению и обратно
40 минут
5/5
Генри Миллер
Как Миллер познает мир при помощи собственной литературы
Читает Андрей Аствацатуров
Как Миллер познает мир при помощи собственной литературы
Материалы
Американская поэзия: от Эдгара По до Боба Дилана
20 главных американских поэтов
Литературная журналистика: 10 главных текстов
«Страх и отвращение в Лас-Вегасе», «Электропрохладительный кислотный тест», «Простаки за границей» и другие
Лучшие экранизации великих американских романов
«Убить пересмешника», «Голый завтрак», «Лолита» и другое нестыдное кино
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Г.Ф. Миллер: О духовных свойствах народов
: 11 Май 2010 , Академия обществу , том 32, №2
Так, рукопись наиболее важного труда Миллера по сибирской этнографии «Описание сибирских народов» была после долгих поисков обнаружена лишь в 1939 г. в РГАДА. Знаменитый труд Миллера впервые опубликован в переводе на русский язык совместными усилиями Института истории СО РАН (Новосибирск) и Фонда Франке (Галле, Германия). Сегодня мы предлагаем читателю выдержки из главы этой книги, посвященной межличностным отношениям, взаимоотношениям полов, отношению к собственности и другим «духовным свойствам» коренных народов Сибири
Одно из заметных культурных и научных событий 2009 г. – выход в свет первого издания на русском языке фундаментального труда по этнографии «Описание сибирских народов» Г. Ф. Миллера, выдающегося исследователя Сибири XVIII в . Сегодня мы предлагаем читателю выдержки из главы, посвященной межличностным отношениям, взаимоотношениям полов, отношению к собственности и другим «духовным свойствам» коренных народов Сибири
Личность выдающегося российского историка, знаменитого исследователя Сибири Герарда Фридриха Миллера (1705—1783) трудно назвать обделенной вниманием как со стороны его современников, так и последующих поколений ученых. До сих пор он – один из наиболее часто цитируемых авторов: без ссылок на труды «отца сибирской историографии» не обходится почти ни одно серьезное исследование по истории Сибири XVI–XVIII вв., этнографии и языкам ее коренных народов; истории археологических, географических и картографических работ.
Важнейшей вехой в научной судьбе Миллера стало его путешествие по Сибири в составе Второй Камчатской экспедиции, куда он отправился в возрасте 27 лет. По общему признанию, именно во время этой экспедиции он сформировался как выдающийся ученый с европейской славой. Сибирское путешествие Миллера длилось почти 10 лет, причем он был единственным членом экспедиции, кто посетил все уральские и сибирские уезды, побывал во всех более или менее значительных населенных пунктах Урала и Сибири, исключая лишь Охотский порт.
Сибирское наследие Миллера – это десятки монографий и статей по истории и географии региона, карты, историко-географические описание уездов, путевые заметки, полевой дневник, насчитывающий 2.5 тыс. страниц, а также этнографические труды. Однако приходится констатировать, что в целом архивное наследие Миллера остается одним из наименее изученных по сравнению с работами других крупных историков прошлых веков. И хуже всего обстоит дело с этнографическими трудами и материалами ученого: до недавнего времени почти все оценки Миллера как этнографа были основаны на тех данных, которые вошли в опубликованные главы «Истории Сибири».
Программа этнографического изучения Сибири, составленная Миллером в 1740 г., – уникальный документ, равного которому по широте охвата проблем в отечественной науке не появилось и два с половиной века спустя. Миллер значительно опередил время и в своих взглядах на этнографию в предисловиях к незавершенному фундаментальному труду «Описание сибирских народов», рукопись которого была после долгих поисков обнаружена лишь в 1939 г. в РГАДА. Этот наиболее важный труд Миллера по сибирской этнографии представляет собой смелую попытку составить всеобъемлющее сравнительное описание всех народов Сибири и первый шаг к созданию универсального описания всех народов мира, идею которого развивал ученый.
Этнографические очерки, составляющие «Описание…», насыщены уникальными данными по истории коренных сибирских народов, их этническому составу, материальной и духовной культуре, языкам, аборигенной топонимике. Материалы по истории ученый получал главным образом путем архивных разысканий. Его деятельность по изучению архивов сибирских городов и острогов и копированию хранившихся в них документов оценивается как архивный подвиг ученого, сохранившего для потомков огромное количество ценнейших источников.
Но основные и наиболее ценные материалы по этнографии были получены непосредственно от коренных жителей. При всей загруженности работой в городах, Миллер выкраивал время и для поездок в ясачные волости. Чаще всего такого рода поездки совершались по предварительной договоренности с представителями аборигенной знати или с шаманами. Добившись доверия у этих лиц, Миллер получал приглашения на свадьбы, религиозные обряды и праздники, рыбную ловлю и т. п. «Ласковым обхождением», подарками, демонстрацией уважения к обычаям и религии своих собеседников он добивался расположения и откровенности самых разных людей – от «улусных мужиков» до представителей знатнейших аборигенных кланов, от шаманов до ученых мусульманских и буддийских священников.
Знаменитый труд Миллера впервые опубликован в переводе на русский язык только в 2009 г. совместными усилиями Института истории СО РАН (Новосибирск) и Фонда Франке (Галле, Германия). Подготовлено и немецкоязычное издание этого труда, которое будет опубликовано в 2011 г. в Германии.
Д. и. н. А .Х. Элерт (Институт истории СО РАН, Новосибирск)
Вообще можно сказать обо всех языческих народах в Сибири, что их умственная культура выше или ниже в зависимости от того, насколько они цивилизованы вследствие общения с другими народами.
Так мы видим, например, по живущим на крайнем северо-востоке [Азии] чукчам, что поскольку они никогда не хотели вступать в контакты с русскими подданными, то у них есть некоторые манеры, которые являются более чем ясным свидетельством крайне темного состояния их разума.
Люди, которым приходилось бывать среди этих чукчей и входить с ними в общение, нарисовали мне такой их портрет. Чукчи находятся в своих юртах, как мужчины, так и женщины, молодые и старые, совершенно голыми, без всякой стыдливости, как между собой, так и перед чужими. Если к ним приходит <…> кто-либо чужой, будь то знакомый или незнакомый, даже если это русский, то муж предлагает ему свою жену и принуждает его к сожительству с ней. Если мужа нет дома, то сами женщины настолько бесстыдны, что приглашают чужого мужчину к сожительству. Если русский не желает следовать этому обычаю, то они считают это за оскорбление или за признак того, что против них замышляется какое-нибудь зло. Они могут также подбадривать прибывших русских словами, что те пришли в чужую страну и поэтому должны разгонять свою скуку с женщинами.
<…> Едва только девушка становится способной перенести сожительство, ее в этом деле уже больше не щадят. Женщины никогда не сдерживают своей похоти даже во время месячных, а после родов воздерживаются лишь до тех пор, пока не прекратятся очищения. Двое мужчин иногда заключают соглашение иметь общими своих жен – этим, по их мнению, они вступают в теснейшую кровную дружбу. В особенности они радуются, если в плотскую связь с их женами вступают русские, считая, что через это они будут на них похожи. Меня также уверяли, что по этой же причине контайшины калмыки якобы часто подряжали русских пленных на сожительство с их женщинами.
<…> Если прежде, во времена, когда из Анадырского острога часто посылали партии против чукчей, русский брал себе в рабыни чукотскую девушку или женщину, то, говорят, эти рабыни не делали ничего хорошего, если господин не вступал в обыкновенное сожительство с ними. Когда в 1730 году капитан Павлуцкий был в походе против чукчей и точно так же взял много пленных обоего пола, однако при этом строго запретил своей команде совокупляться с языческими рабынями, то последние будто бы через переводчиков язвительно спросили русских, не отсутствует ли у них, может быть, та часть тела, которая делает мужчину мужчиной. Говорят, что корякские и камчадальские рабыни, которых в прежние времена было большое количество у русских в тех местностях, будто бы имеют точно такую же натуру. Кто на Камчатке отказывает женщине в исполнении этой, по их мнению, надлежащей ей обязанности, тот не должен получать от нее никакой работы. Рабыни прежде убегали от своих господ, как только они замечали у них нежелание или неспособность к сожительству.
На Камчатке имеются также лица мужского пола, которые, вопреки природе, разрешают использовать себя для разврата с задней позиции. <…> Но их ненавидит вся мужская часть населения и все с ними неохотно общаются. Они живут среди женщин, выполняют с ними все женские работы и одеваются по-женски. То же отмечено и у некоторых американских народов. Но в отношении других сибирских народов о таких грубых содомских развратных грехах не приходится слышать.
Один поляк по имени Арсин Крупецкой, взятый во время польской войны в плен царем Алексеем Михайловичем, который не так давно умер в престарелом возрасте в Якутске в должности сына боярского, будто бы предавался растлению мальчиков и для этой цели всегда, когда его посылали в якутские улусы для сбора ясака, возил с собой мальчика. Но когда однажды якуты подстерегли его ночью и заметили неладное, они, говорят, в ущерб русским тайно распространили повсюду сведения об этом, как о чем-то в высшей степени гнусном; шум о случившемся будто бы дошел и до самых северных юкагиров и коряков. Тем не менее, однако, иногда как у якутов, так и у брацких и монголов будто бы имеет место плотское совокупление со скотом, а также женщины, говорят, предаются позорной недозволенной похоти между собою <…> , несмотря на то, что это считается у них большим грехом.
Вообще же распутство между неженатыми лицами у сибирских народов не особенно распространено. Причиной этого служат следующие обстоятельства: во-первых, потому что они рано женят своих детей и еще раньше обручают их; во-вторых, поскольку большая часть народов дозволяет помолвленным легальное сожительство; в-третьих, так как в случае распутства, как мужчина, так и женщина подвергаются опасности, о чем будет сказано ниже в своем месте. Гораздо более обыденными являются одностороннее и двустороннее прелюбодеяния. Редко когда мачеха не грешит со своими пасынками, а жена старшего брата – с его младшими братьями. Как на то, так и на другое не обращается особого внимания, ибо все равно после смерти отца и старшего брата мачеха и вдова старшего брата достаются пасынкам и младшим братьям.
Во время нашего пребывания в Илимске, к правителю города явился старый тунгус лет 70–80 с верховьев реки Илима с жалобой, что он застиг своего сына у своей молодой жены, и что они оба его отколотили; вследствие этого он попросил велеть их привести и наказать. Их привели. Сыну было от 30 до 40 лет, а женщине не было и 30. Они без колебаний признали свое преступление, причем сын, смеясь, а женщина с некоторым смущением. Мы их спросили, давно ли они занимаются этим делом, на что сын ответил утвердительно и добавил, что и отец давно знал об этом, но только теперь застал их в момент преступления и хотел поколотить, так что они защищали свою жизнь. <…> Наказание заключалось в том, что сына по требованию отца отстегали батогами, женщина же не получила никакого наказания, так как старик возражал против этого и сказал, что он ее слишком любит, чтобы позволить ее отстегать. Молодая пара обещала старику исправиться, и после этого все трое отправились своей дорогой.
Иногда, если отцы слишком ревнивы, бывает, что сыновья похищают свою мачеху. Подобный пример был в Якутске с одним князцом Батурусского улуса, который перешел со своей мачехой на реку Зею, впадающую в Амур, и, прожив там 2 года среди тамошних тунгусов, вернулся обратно. Во время этого бегства его тело стало пегим, почему его обычно называют Пегой князец.
<…> Ни один народ не бывает так чувствителен и ревнив в этом отношении, как тунгусы. Сыновей они обычно еще щадят, но если застанут со своими женами кого-либо чужого, то преследуют его до тех пор, пока не убьют; и если даже имеется только подозрение, то обвиненный мужчина должен либо оправдаться клятвой, либо он подвергается смертельной опасности. У якутов есть нечто своеобразное в этом вопросе, а именно, они считают за гораздо большее бесчестие, если женщина предается блуду с русским, чем если это происходит с якутом. В этом случае муж обычно вовсе прогоняет жену.
Стыдливость у всех народов распространяется только на детородные органы. Женщины не стыдятся ходить с обнаженными грудями при чужих мужчинах. Однако незамужние девушки никогда не обнажают груди. Это относится к большинству народов. Женщины у татар-магометан и у тех, кто часто общается с русскими, также стыдятся своих грудей. А то, что весь народ чукчей, наоборот, составляет исключение, это следует из сказанного выше.
Из названия самоедов, которое означает людей, пожирающих друг друга, можно было бы сделать вывод о том, что они отличаются особой дикостью. Однако этого у них не замечается. Мне пришла в голову мысль, не объясняется ли происхождение этого названия тем обстоятельством, что когда эти люди забираются в чащу на охоту и при плохой добыче терпят голод, то, может быть, они в случае крайности убивают своих товарищей и поедают их. Но как русские, так и самоеды единодушно заверяли меня, что о таких случаях никогда не было слышно. А когда я рассказывал разным самоедам, что такие случаи бывают и у самых цивилизованных народов, и что нужда снимает вину за грех, то они ответили мне на это: может быть у других народов это и так, но они лучше все умрут с голоду, чем преступят все законы человечества в такой мере, чтобы убивать и поедать людей. Даже и умерших людей они никогда не едят в случае нужды.
<…> Юракские самоеды очень дики и занимаются грабежами: они нападают не только на русских и грабят их, но воюют и с остальными самоедами, как с тавгами, так и с хантайскими. Да и между собою они часто ведут войны. Хорошо еще то у них, что они избегают убивать русского, а только связывают ему руки и ноги и отнимают у него имущество, а затем оставляют его лежать. <…> Между собой самоеды очень сострадательны. Если один у них терпит нужду, то ему помогает весь его род, даже в уплате калыма, если он хочет жениться и не имеет достаточно имущества, какое требуется в уплату за невесту.
Внутренние принципы порядочности не развиты так сильно ни у одного народа, как у тунгусов. Среди них ничего не слышно о воровстве, мошенничестве или иных преднамеренных обидах. Они гостеприимны и щедры. Я не раз замечал у нерчинских тунгусов, что когда я дарил самому знатному из них китайский табак или корольки, или иные излюбленные ими вещи, то он делил все подаренное ему количество между всеми присутствовавшими людьми своего народа, и это делалось не из страха или по принуждению, а единственно из стремления к общности.
О кыргизских же казаках, или так называемой Казачьей орде, известно, что когда с русской стороны (как это часто делалось из Тобольска) посылали хану подарок, который состоял, к примеру, из портища немецкого или английского красного полотна, то его всегда нужно было передавать хану тайком, в противном же случае он был вынужден разделить ее между всеми присутствующими. Только причина этого заключалась в том, что этот народ проявляет мало почтения к хану и нередко его обкрадывает и обирает. Так что когда однажды русский посланник по незнанию пришел со своим подарком прямо к хану, предполагая передать его ему с соответствующими церемониями, все толпившиеся вокруг подскочили и будто бы разрезали штуку полотна на столько мелких лоскутков, сколько их здесь присутствовало, причем и хану оставили не больше, чем была доля каждого обыкновенного человека.
Некоторые хотят ославить сибирские народы как ленивые из-за того, что они не делают запасов больше, чем нужно для поддержания жизни, и если они летом обеспечили себя пропитанием на зиму, то потом поглощают его без какой-либо затраты труда. Я же полагаю, что в этом надо, скорее, усматривать умеренность, заслуживающую похвалы.
По упомянутым хорошим качествам тунгусов к ним ближе всего подходят монголы и татары. Брацкие уже довольно вороваты, а некоторых из них в то время, когда мы там были, даже застигали за разбоем на дороге между Селенгинском и Кяхтой, когда они грабили русских купцов.
Среди всех народов самыми вороватыми и склонными к обману являются якуты. Они нисколько не совестятся всячески, где только могут, совершать несправедливости в отношениях друг к другу. Князцы в высшей степени немилосердно грабят своих подчиненных. Прежде у них часто происходили и убийства. Хотя и сейчас время от времени такое случается, но следует все же сказать, что под русским надзором они в некоторой степени исправились, как это признают и они сами. Насколько благодетелен высокий императорский указ для других народов, когда они сами осуществляют правосудие между собою, настолько неполезен он, по указанным выше причинам, якутскому народу, потому что опираясь на него, князцы получают еще больше возможностей совершать несправедливости по отношению к своим. <…> Простые люди также очень приучены к краже скота друг у друга, который они забивают и зарывают в землю. Для этого у них под жилищами и рядом с ними будто бы имеются в земле потайные погреба, которых посторонние обнаружить не могут.
<…> Если разным якутам делают какой-либо общий подарок, например табак, или им нужно заплатить деньги, то нельзя отдать все количество табака или всю сумму денег одному для того, чтобы он поделил это между всеми, а нужно распределить это самому, а иначе возникнут крупные ссоры и обман. Кроме того, якуты высокомерны и хвастливы. У кого лучше подвешен язык, того считают за самого способного человека. Поэтому между собой они очень громко кричат, и русские, которых посылают к ним для сбора ясака, точно так же стараются завоевать у них уважение громкими криками и быстрым говором. У всех сибирских народов существует восточный обычай принимать и делать подарки. А так как это имеет место и у якутов, то в последние годы, когда часто проводились расследования против русских сборщиках ясака, чтобы выяснить, не отягощали ли они народ, оказывая на него давление, то их несправедливость проявлялась и в том, что при малейших расспросах они причисляли к вышеуказанным отягощениям и все подарки, сделанные ими добровольно.
Строптивость и упрямство в начале занятия страны наблюдались у некоторых народов в большей степени, чем у других. Магометанских татар, живших на Иртыше и в других областях, как народ, уже в то время не совсем нецивилизованный, нельзя было укротить иначе, чем оружием. Языческие же татары, наоборот, покорились большей частью добровольно. Брацкие также всегда проявляли себя очень строптивым народом и уже в наше время брацких вокруг Иркуцка и Верхоленска уличили в большом заговоре против русских. Равно как и якутов первоначально можно было подчинить только большой строгостью, потому что они нередко убивали русских, которых посылали к ним для сбора ясака, или которые находились на охоте. Но из всех народов самыми упрямыми являются коряки. Часто бывали случаи, когда они вместе с женами и детьми убивали или поджигали себя в своих жилищах, чтобы не попасть в руки к русским.
<…> С курилами на Камчатке первое время было также очень много хлопот. Камчадалы же, напротив, покорились гораздо охотнее, несмотря на то что и ими несколько лет назад был учинен большой бунт, в котором, однако, были виноваты не столько природные наклонности их характера, сколько немилосердные притеснения со стороны тамошних начальников.
<…> Хотя у чукчей и брали аманатов, однако известно мало примеров тому, чтобы остальные были этим озабочены или делали шаги к тому, чтобы платить за этих аманатов ясак. Они считают такого аманата уже потерянным, и хотя якутские казаки в Анадырске иногда пробовали вешать таких аманатов, за которых не поступал ясак, на глазах у некоторых чукчей, но все же и это не давало никакого результата.
<…> Остяки, являющиеся различными народами, и особые языческие народы в Красноярском уезде, и большой народ тунгусов были подчинены легче всего. Но из последних те, что относятся к Охоцку, и тунгусы, живущие по Верхней Ангаре, также неоднократно бунтовали и часто убивали русских. Но причиной этого опять-таки были отчасти жестокое обращение со стороны русских начальников, отчасти то, что их часто грабили также служивые и промышленные люди, отчасти то, что они не хотели позволять русским охотиться на своей родной земле.
Между остяками, говорят, часто бывают столкновения, например, между енисейскими и сургутскими, когда они оспаривают друг у друга права на охоту, а также между сургутскими остяками и юраками. Преимущественно это бывает из-за ловли бобров, поскольку бобры имеют постоянные логовища. Приблизительно 10 лет назад енисейские остяки постоянно отправлялись для ловли бобров на реки сургутских остяков, но те ловили енисейских. Сначала дело доходило до драк, однако вскоре они стали более терпимы, а так как енисейские остяки были не столь многочисленны, как сургутские, то они вынуждены были для примирения отдавать им кроме половины добытых бобров еще многое из своей собственности.
<…> Из того, что какой-либо народ покорился добровольно, нельзя делать вывод о его робости. Тунгусы, напротив, в целом так храбры и мужественны, как только может быть народ. Причина скорее в следующем. Те, кто кочует по лесам, чаще всего держатся отдельными семействами, следовательно у них было легко схватить одного или несколько человек, которые были аманатами или заложниками, и которых прежде держали во всех городах и острогах. И тогда естественная доброта и искренность народа, если они не хотели бросить своих аманатов на произвол судьбы, и была истинной причиной их покорности. Наоборот, у других народов, которые занимаются скотоводством и живут близко друг к другу в степях или поселениями, было не так легко получить аманатов: чтобы защитить своих, они оказывали сопротивление, и тогда зачастую не обходилось без кровопролития.
Таким образом, строптивость нерчинских тунгусов и податливость тунгусов лесных имеют один и тот же корень. Народ же чукчей, напротив, так безжалостен по отношению к своим, что если время от времени кого-нибудь из них ловили и делали аманатом, то это все же никогда не побуждало их к покорности, но они всегда оставляли своих, даже если это были их родители или дети, или братья, на произвол судьбы на усмотрение русских. Им нередко угрожали, что хотят убить аманатов, если они не дадут согласия на уплату ясака, но все напрасно. <…> Случалось также иногда, что аманаты в острогах и зимовьях убивали русских казаков. Такой пример был лет 30–40 назад со стороны тунгусских аманатов в Майском зимовье. Только из этого еще вовсе не следует делать вывод против мнения о хороших природных свойствах тунгусов. Ибо известно, как сурово содержится большинство аманатов в зимовьях, так что они легко могут впасть в отчаяние.
<…> Несправедливость, с которой относятся в Сибири к языческим народам, является причиной того, что они очень робки. <…> К боязливости народов следует отнести и то, что они неохотно селятся близ трактов или на берегах больших судоходных рек, чтобы не подвергаться обычным обидам со стороны проезжающих.
: 11 Май 2010 , Академия обществу , том 32, №2
Синдром Миллера Фишера, развившийся после перенесенной инфекции COVID-19 (клинический случай) | Малько
1. Abu-Rumeileh S., Abdelhak A., Foschi M. et al. Guillain–Barré syndrome spectrum associated with COVID-19: an up-to-date systematic review of 73 cases. J Neurol 2020;25:1–38. PMID: 32840686. DOI: 10.1007/s00415-020-10124-x.
2. Gomez A., Diaz A., Carrionn-Penagos J. et al. Clinical and electrophysiological characteristics of Guillain–Barré syndrome in Colombia. J Peripher Nerv Syst 2019;24(3):268–71. PMID: 31386254. DOI: 10.1111/jns.12340.
3. Hsueh H., Chang K., Chao C. et al. A pilot study on serial nerve ultrasound in Miller Fisher syndrome. Front Neurol 2020;11:865. PMID: 32922359. DOI: 10.3389/fneur.2020.00865.
4. Guarino M., Casmiro M., D’Alessandro R. Campylobacter jejuni infection and Guillain–Barré syndrome: a case-control study. Neuroepidemiology 1998;17(6):296–302. PMID: 9890808. DOI: 10.1159/000026183.
5. Bukhari S., Taboada J. A case of Miller Fisher syndrome and literature review. Cureus 2017;9(2):1048. PMID: 28367386. DOI: 10.7759/cureus.1048.
6. Lo Y.L. Clinical and immunological spectrum of the Miller Fisher syndrome. Muscle Nerve 2007;36(5):615–27. PMID: 17657801. DOI: 10.1002/mus.20835.
7. Leung J., Sejvar J.J., Soares J. et al. Guillain–Barré syndrome and antecedent cytomegalovirus infection, USA 2009–2015. Neurol Sci 2020;41(4):885–91. PMID: 31828680. DOI: 10.1007/s10072-019-04156-z.
8. Wijdicks E.F., Klein C.J. Guillain–Barré syndrome. Mayo Clin Proc 2017;92(3):467–79. PMID: 28259232. DOI: 10.1016/j.mayocp.2016.12.002.
9. Gutiérrez-Ortiz C., Méndez-Guerrero A., Rodrigo-Rey S. et al. Miller Fisher syndrome and polyneuritis cranialis in COVID-19. Neurology 2020;95(5):601–5. PMID: 32303650. DOI: 10.1212/WNL.0000000000009619.
10. Inoue A., Koh C., Iwahashi T. Detection of serum anticerebellar antibodies in patients with Miller Fisher syndrome. Eur Neurol 1999;42(4):230–4. PMID: 10567821. DOI: 10.1159/000008113.
11. Chiba A., Kusunoki S., Shimizu T. et al. IgG antibody to ganglioside GQ1b is a possible marker of Miller Fisher syndrome. Ann Neurol 1992;31(6):677–9. PMID: 1514781. DOI: 10.1002/ana.410310619.
12. Супонева Н.А. Клиническая и диагностическая роль аутоантител к ганглиозидам периферических нервов: обзор литературы и собственные данные. Нервно-мышечные болезни 2013;(1):26–34.
13. Koga M., Yuki N., Takahashi M. et al. Close association of IgA anti-ganglioside antibodies with antecedent Campylobacter jejuni infection in Guillain–Barré and Fisher’s syndromes. J Neuroimmunol 1998;81(1–2):138–43. PMID: 9521615. DOI: 10.1016/s0165-5728(97)00168-9.
14. Nishimoto Y., Odaka M., Hirata K. et al. Usefulness of anti-GQ1b IgG antibody testing in Fisher syndrome compared with cerebrospinal fluid examination. J Neuroimmunol 2004;148(1–2):200–5. PMID: 14975602. DOI: 10.1016/j.jneuroim.2003.11.017.
15. Lantos J.E., Strauss S.B., Lin E. COVID-19-associated Miller Fisher syndrome: MRI findings. AJNR Am J Neuroradiol 2020;41(7):1184–6. PMID: 32467190. DOI: 10.3174/ajnr.A6609.
16. Kiphuth I.C., Saake M. , Lunkenheimer J. et al. Bilateral enhancement of the cranial nerves III–XII in severe Miller Fisher syndrome. Eur Neurol 2009;62(4):252–3. PMID: 19672080. DOI: 10.1159/000232929.
17. Mao L., Jin H., Wang M. et al. Neurologic manifestations of hospitalized patients with coronavirus disease 2019 in Wuhan, China. JAMA Neurol 2020;77(6):683–90. DOI: 10.1001/jamaneurol.2020.1127.PMID: 32275288.
18. Acharya A., Kevadiya B.D., Gendelman H.E. et al. SARS-CoV-2 infection leads to neurological dysfunction. J Neuroimmune Pharmacol 2020;15(2):167–73. PMID: 32447746. DOI: 10.1007/s11481-020-09924-9.
19. Lahiri D., Ardila A. COVID-19 pandemic: a neurological perspective. Cureus 2020;12(4):78–89. PMID: 32489743. DOI: 10.7759/cureus.7889.
20. Desforges M., LeCoupanec A., Dubeau P. et al. Human coronaviruses and other respiratory viruses: underestimated opportunistic pathogens of the central nervous system. Viruses 2020:12–4. DOI: 10.3390/v12010014
21. Bohmwald K., Galvez N. , Ríos M. et al. Neurologic alterations due to respiratory virus infections. Front Cell Neurosci 2018; 12:386. DOI: 10.3389/fncel.2018.00386.
22. Gutiérrez-Ortiz C., Méndez-Guerrero A., Rodrigo-Rey S. et al. Miller Fisher syndrome and polyneuritis cranialis in COVID-19. Neurology 2020;95(5):601–5. PMID: 32303650. DOI: 10.1212/WNL.0000000000009619.
23. Reyes-Bueno J.A., García-Trujillo L., Urbaneja P. et al. Miller Fisher syndrome after SARS-CoV-2 infection. Eur J Neurol 2020;27(9):1759–61. PMID: 32503084. DOI: 10.1111/ene.14383.
24. Senel M., Abu-Rumeileh S., Michel D. et al. Miller Fisher syndrome after COVID-19: neurochemical markers as an early sign of nervous system involvement. Eur J Neurol 2020;27(11):2378–80. PMID: 32781484. DOI: 10.1111/ene.14473.
25. Ray A. Miller Fisher syndrome and COVID-19: is there a link? BMJ Case Rep. 2020 Aug 11;13(8):e236419. PMID: 32784241. DOI: 10.1136/bcr-2020-236419.
26. Manganotti P, Pesavento V, Buoite Stella A, et al. Miller Fisher syndrome diagnosis and treatment in a patient with SARS-CoV-2. J Neurovirol 2020;26(4):605, 606. PMID: 32529516. DOI: 10.1007/s13365-020-00858-9.
27. Fernández-Domínguez J., AmeijideSanluis E., García-Cabo C. et al. Miller Fisher-like syndrome related to SARSCoV-2 infection (COVID 19). J Neurol 2020;267(9):2495, 2496. PMID: 32458195. DOI: 10.1007/s00415-020-09912-2.
28. Li Z., Li X., Shen J. et al. Miller Fisher syndrome associated with COVID-19: an up-to-date systematic review. Environ Sci Pollut Res Int 2021. PMID: 33677662. DOI: 10.1007/s11356-021-13233-w.
29. Wakerley B.R., Uncini A., Yuki N., et al. Guillain–Barré and Miller Fisher syndromes-new diagnostic classification. Nat Rev Neurol 2014;10(9):537–44. PMID: 25072194. DOI: 10.1038/nrneurol.2014.138.
30. Jung J.H., Oh E.H., Shin J.H. et al. Atypical clinical manifestations of Miller Fisher syndrome. Neurol Sci 2019;40(1):67–73. PMID: 30232672. DOI: 10.1007/s10072-018-3580-2.
31. Friedman D. I., Potts E. Headache associated with miller fisher syndrome. Headache 2007;47(9):1347–8. PMID: 17927654. DOI: 10.1111/j.1526-4610.2007.00935.x.
Миллер Определение и значение | Dictionary.com
- Лучшие определения
- Викторина
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
[ mil-er ]
/ ˈmɪl ər /
Сохрани это слово!
Показывает уровень сложности слова.
сущ.
человек, который владеет или управляет мельницей, особенно мельницей, перемалывающей зерно в муку.
Фрезерный станок.
любая бабочка, особенно из семейства Noctuidae, крылья которой кажутся порошкообразными.
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?
Происхождение мельника
1325–75; Среднеанглийское millere , ассимилированный вариант milnere , эквивалент milnemill 9. 0046 1 + -ere-er 1
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ мельник
под·дер·мель·ер, существительноеСлова рядом с мельником
миллениум, мост тысячелетия, жук тысячелетия, тысячелистник, тысячелистник, миллепед -Abbott tube, Millerand, millerbird, Miller, Glenn, Miller index
Другие определения слова miller (2 из 2)
Miller
[mil-er]
/ ˈmɪl ər /
52, Arthur существительное –2005 г., американский драматург и писатель.
Джордж Армитидж (1920–2012) — американский психолог, основатель когнитивной психологии.
Гленн (1904–1944) — американский танцевальный руководитель и тромбонист.
Генри (1891–1980) — американский писатель.
Хоакин [вау-кин], /wɑˈkin/, Цинциннатус Гейне Миллер, 1841–1913, американский поэт.
Джо Джозеф или Джозиас Миллер, 1684–1738, английский актер, в честь которого была названа Книга шуток Джо Миллера.
Мертон Ховард, 1923–2000 гг. , американский экономист: Нобелевская премия 1990 г.
Уильям, 1782–1849, религиозный лидер США: основатель адвентистской церкви.
Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Как использовать слово «миллер» в предложении
В 2019 году Альберг и Миллер рассчитали, что SeaQuest должен наблюдать, основываясь на идее пионного облака.
Десятилетний поиск раскрывает детали внутренней антиматерии протона|Натали Волховер|24 февраля 2021 г.|Журнал Quanta
«Из года в год наши инвестиции в Snapchat продолжают расти по всему портфелю, что свидетельствует о нашей уверенности в том, что это зрелая и хорошо подходящая платформа, помогающая достигать целей клиентов творчески и вдохновляюще», — сказал Миллер. в электронном письме.
«Снижение рисков на пути вперед»: почему доктор Скватч видит ценность в Snapchat, поскольку он диверсифицирует свой медиа-микс|Кимеко Маккой|18 февраля 2021|Digiday
Джейси Шелдон набрала 21 балл, а Миллер финишировала с 18 чтобы помочь штату Огайо выиграть подряд 15 лучших программ после того, как он победил тогда-Нет.
У женщин Мэриленда есть пара победных полос, зафиксированных штатом Огайо|Карим Коупленд|26 января 2021 г.|Washington Post
Миллер оставался на своем посту почти два года после того, как ему поставили диагноз рака, хотя он ушел с поста президента Сената последним год.
Сенат Мэриленда Президент Миллер лежит в штате: «Лев Сената»|Оветта Виггинс|22 января 2021 г.|Washington Post
Миллер понимает это, выпекая порции во время ужина.
Как добрый сосед, Pennyroyal Station всегда рядом с вами|Tom Sietsema|22 января 2021|Washington Post
Двенадцатилетняя вундеркинд Мэдди Зиглер подверглась гневу тирана Dance Moms Эбби Ли Миллер.
См. Burly Shia LaBeouf Interpretable Cage Fight Lil Sia в новом фантастическом музыкальном клипе певца|Марлоу Стерн|7 января 2015 г.|DAILY BEAST 1991.
DJ Spooky хочет, чтобы вы подвергли сомнению все, что вы знаете о музыке, технологиях и философии|Оливер Джонс|27 декабря 2014 г. |DAILY BEAST
«Я начал разочаровываться в нормах того, как люди собираются вместе социальные структуры», — вспоминает Миллер.
DJ Spooky хочет, чтобы вы подвергли сомнению все, что вы знаете о музыке, технологиях и философии|Оливер Джонс|27 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
Никаких Эммас, никаких Измаилов, никаких Пипсов, никаких Дейзи (Миллер или Бьюкенен).
Что бы сказала Джейн Эйр?|Дженни Яброфф|23 декабря 2014|DAILY BEAST
Там был Петр Миллер, кузнец пражского завода ЧКД.
Как Гавел вдохновил Бархатную революцию|Майкл Зантовский|6 декабря 2014|DAILY BEAST
Он был сыном мельника и прославился благодаря своему огромному таланту и гениальности художника.
Книга истории и хронологии на каждый день|Джоэл Манселл
Он повернулся к Миллеру и надменно сказал на своем несовершенном английском: «Ты видел мошенника?»
Веселые приключения Аристида Пужоля|Уильям Дж. Локк
Джон Миллер, написавший исторический обзор английского правительства, умер в Глазго.
Книга истории и хронологии на каждый день|Джоэл Манселл
Они, безусловно, были привлекательными представителями своей расы, и у мельника-квакера, предложившего их, было самое доброе лицо.
Дороти в Скайри|Эвелин Рэймонд
Юджин Миллер в исступлении бросился в кресло рядом с Аристидом.
The Joyous Adventures of Aristide Pujol|William J. Locke или работает на мельнице, особенно на кукурузной мельнице
другое название мельницы
человек, работающий на мельнице
любая из различных бледноцветных или белых мотыльков, особенно совка среднего размера Apatele leporina
съедобный базидиомицетный гриб, Clitopilus prunulus, с белой воронкообразной шляпкой и розоватыми спорами, часто образующими кольца в траве
Определения слова miller в Британском словаре (2 из 2)
существительное
Артур. 1915–2005, американский драматург. Его пьесы включают «Смерть продавца» (1949), «Горнило» (1953), «Вид с моста» (1955) и «Связи мистера Питерса» (1998)
(Алтон) Гленн. 1904–1944, американский композитор, тромбонист и руководитель оркестра. Его популярные композиции включают «Лунную серенаду». Во время Второй мировой войны он был командиром группы ВВС США в Европе. Он бесследно исчез во время рейса между Англией и Францией
Генри (Валентин). 1891–1980, американский писатель, автор книг «Тропик Рака» (1934) и «Тропик Козерога» (1938)
Хью 1802–1856, шотландский геолог и писатель
Сэр Джонатан (Вулф). 1934 г.р., британский врач, актер и театральный режиссер. Его постановки включают Шекспира, Ибсена и Чехова, а также многочисленные оперы. Он также представил множество телевизионных медицинских программ
Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Определениев кембриджском словаре английского языка
Сержант Герберт Миллер со сломанной лодыжкой лежит в канаве.
Из новостей ABC
Его методы, конечно, запатентованы — хороший крикет мельник никогда не выдает своих секретов.
Из быстрой компании
Миллер лидировал на волоске, когда избирательные участки закрылись, но осталось подсчитать тысячи открепительных удостоверений, и гонка может быть решена не раньше следующей недели.
От CNN
Миллер , которая родилась с болезнью быстрого движения глаз, которая вызывает неконтролируемое колебательное движение в ее глазах, провела большую часть своей жизни, пытаясь избежать того, чтобы ее назвали инвалидом.
От OregonLive.com
Замужем за «маленьким человеком», который должен быть мельником , но никогда не делает ничего, кроме как поливать водкой и ругаться матом, она делает всю работу.
Из новостей Буффало
Убытки от государственных операций были намеренно спланированы как способ перераспределения доходов от торговцев и мельников к фермерам.
Из Кембриджского корпуса английского языка
После реструктуризации 2008 года правительство закупает пшеницу на международном рынке и продает ее частным мельникам.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Это не просто воспоминание о тучном мельнике .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Печатники пытались сбросить мельникам некачественные векселя, точно так же, как мельники отказывали в своих лучших тряпках от материала, предназначенного для типографов.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Чтобы подавить торговцев и мельников, правительство само приступило к активной программе торговли и мукомольного производства.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Контроль над ценами также облегчил бы правительству задачу давления на торговцев и мельников.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Плантаторам и мельникам были выплачены выплаты за ущерб от войны, чтобы компенсировать их урожай, пересадить сахар и восстановить сахарные центры.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Кроме того, во время дефицита правительство имеет право ограничить количество риса и риса, которое торговцы и мельники могут держать на складе.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Тем не менее, в конечном счете, его основным источником ежедневных калорий и пищи для поддержания жизни является сочетание чиновников министерства, мельников и пекарей, которые обеспечивают наличие субсидируемого хлеба.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мед глубоко спрятан, и их посещают почти исключительно бабочки и мельнички.
Из проекта Гутенберг
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Синдром Миллера: MedlinePlus Genetics
Описание
Синдром Миллера — это редкое заболевание, которое в основном влияет на развитие лица и конечностей. Тяжесть этого расстройства варьируется среди пострадавших людей.
Дети с синдромом Миллера рождаются с недоразвитыми скуловыми костями (гипоплазия скул) и очень маленькой нижней челюстью (микрогнатия). У них часто имеется отверстие в нёбе (волчья пасть) и/или расщепление верхней губы (заячья губа). Эти аномалии часто вызывают проблемы с кормлением у младенцев с синдромом Миллера. Дыхательные пути обычно ограничены из-за микрогнатии, что может привести к опасным для жизни проблемам с дыханием.
Люди с синдромом Миллера часто имеют глаза, которые наклонены вниз, веки выворачиваются так, что открывается внутренняя поверхность (эктропион), и выемка на нижних веках, называемая колобомой века. Многие больные имеют маленькие чашеобразные уши, а у некоторых наблюдается потеря слуха, вызванная дефектами среднего уха (кондуктивная тугоухость). Еще одной особенностью этого состояния является наличие дополнительных сосков. Синдром Миллера не влияет на интеллект человека, хотя речевое развитие может задерживаться из-за нарушений слуха.
Люди с синдромом Миллера имеют различные аномалии костей рук и ног. Самая распространенная проблема — отсутствие пятых (мизинцев) пальцев рук и ног. У больных также могут быть перепончатые или сросшиеся пальцы рук или ног (синдактилия) и аномально сформированные кости предплечий и голеней. У людей с синдромом Миллера иногда бывают дефекты других костей, например ребер или позвоночника.
Реже у пораженных лиц наблюдаются аномалии сердца, почек, гениталий или желудочно-кишечного тракта.
Частота
Синдром Миллера — редкое заболевание; по оценкам, он поражает менее 1 из 1 миллиона новорожденных. В медицинской литературе описано не менее 30 случаев.
Причины
Мутации в гене DHODH вызывают синдром Миллера. Этот ген обеспечивает инструкции по созданию фермента, называемого дигидрооротатдегидрогеназой. Этот фермент участвует в производстве пиримидинов, которые являются строительными блоками ДНК, его химического родственника РНК и таких молекул, как АТФ и ГТФ, которые служат источниками энергии в клетке. В частности, дигидрооротатдегидрогеназа превращает молекулу, называемую дигидрооротатом, в молекулу, называемую оротовой кислотой. На последующих этапах другие ферменты модифицируют оротовую кислоту с образованием пиримидинов.
Синдром Миллера нарушает развитие структур, называемых первой и второй глоточными дугами. Глоточные дуги представляют собой пять парных структур, которые формируются на каждой стороне головы и шеи во время эмбрионального развития. Эти структуры развиваются в кости, кожу, нервы и мышцы головы и шеи. В частности, первая и вторая глоточные дуги развиваются в челюсть, нервы и мышцы, отвечающие за жевание и выражение лица, кости среднего и наружного уха. Остается неясным, как именно 9Мутации гена 0336 DHODH приводят к аномальному развитию глоточных дуг у людей с синдромом Миллера.
Синдром Миллера также влияет на развитие рук и ног. Каждая конечность начинается с небольшого холмика ткани, называемого зачатком конечности, который растет наружу. Многие различные белки участвуют в нормальном формировании (структурировании) каждой конечности. После того, как общий рисунок конечности сформирован, можно приступать к детальному формированию. Например, чтобы создать отдельные пальцы рук и ног, определенные клетки самоуничтожаются (подвергаются апоптозу), чтобы удалить перепонку между каждым пальцем. Роль дигидрооротатдегидрогеназы в развитии конечностей неизвестна. Также неизвестно, как мутации в 9Ген 0336 DHODH вызывает аномалии костей рук и ног у людей с синдромом Миллера.
Наследование
Это состояние наследуется по аутосомно-рецессивному типу, что означает, что обе копии гена в каждой клетке имеют мутации. Каждый из родителей человека с аутосомно-рецессивным заболеванием несет по одной копии мутировавшего гена, но обычно у них нет признаков и симптомов заболевания.
Другие названия для этого состояния
- Акрофациальный дизостоз Джини-Видеманна
- Синдром Джине-Видемана
- Постаксиальный акрофациальный дизостоз (POADS)
Дополнительная информация и ресурсы
Информация о генетическом тестировании
- Реестр генетического тестирования: синдром Миллера
Информационный центр генетических и редких заболеваний
- Синдром Миллера
Ресурсы поддержки и защиты интересов пациентов
- Информация о заболеваниях
- Национальная организация редких заболеваний (NORD)
Научные исследования от ClinicalTrials.gov
- ClinicalTrials.gov
Каталог генов и болезней от OMIM
- ПОСТАКСАЛЬНЫЙ АКРОФАЦИАЛЬНЫЙ ДИЗОСТОЗ
Научные статьи в PubMed
- PubMed
Каталожные номера
- Bisecker LG. Секвенирование экзома делает медицинскую геномику реальностью. Нат Жене. 2010 Январь; 42 (1): 13-4. doi: 10.1038/ng0110-13. Цитата на PubMed
- Броснан М.Э., Броснан Дж.Т. Экскреция оротовой кислоты и метаболизм аргинина. Дж Нутр. 2007 г., июнь; 137 (6 Дополнение 2): 1656S-1661S. дои: 10.1093/jn/137.6.1656S. Обзор. Цитата в PubMed
- Gurrieri F, Kjaer KW, Sangiorgi E, Neri G. Аномалии конечностей: развитие и эволюционные аспекты. Am J Med Genet. 2002 г., 30 декабря; 115(4):231-44. Обзор. Цитата в PubMed
- Neumann L, Pelz J, Kunze J. Новое наблюдение двух случаев акрофациальной дизостоз типа Жене-Видеманна в семье — замечания о типе наследования: отчет о двух братьях. Am J Med Genet. 1996 Сен 6; 64 (4): 556-62. Цитата в PubMed
- Ng SB, Buckingham KJ, Lee C, Bigham AW, Tabor HK, Dent KM, Huff CD, Shannon П.Т., Джабс Э.В., Никерсон Д.А., Шендуре Дж., Бамшад М.Дж. Секвенирование экзома идентифицирует причиной менделевской аномалии.