Разное

Экономическая зона россии: Особые экономические зоны | Министерство экономического развития Российской Федерации

14.07.2021

Содержание

Обложение НДС операций в исключительной экономической зоне РФ

С.В. Савсерис,

старший юрист юридической компании
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Правовой режим исключительной экономической зоны отличается от режима территории РФ. Распространяется ли такой вывод на налоговые отношения по НДС?

Статья 146 Налогового кодекса Российской Федерации установила следующие объекты налогообложения НДС:

• реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;

• передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

• ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

• выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Рассмотрим, возникают ли перечисленные объекты обложения НДС в исключительной экономической зоне РФ.

Реализация товаров (работ, услуг) на территории исключительной экономической зоны РФ

Прежде всего необходимо найти точное определение и соотношение понятий «территория РФ» и «исключительная экономическая зона РФ».

Эти понятия не определены в налоговом законодательстве, и, следовательно, в соответствии со статьей 11 НК РФ они должны пониматься в том значении, в каком используются в других отраслях законодательства.

Термин «территория РФ» определен в Конституции РФ. Согласно статье 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Статья 1 Федерального закона от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» содержит определение исключительной экономической зоны Российской Федерации — это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Сопоставление этих определений дает основание для вывода, что исключительная экономическая зона не входит в территорию РФ, поскольку располагается за пределами ее территориального моря.

Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) в исключительной экономической зоне РФ, то есть за пределами территории РФ, не может быть объектом обложения НДС.

Отметим, что в статье 67 Конституции РФ предусмотрена принципиальная возможность распространения налоговой юрисдикции России на ее исключительную экономическую зону. Если эксплуатация нефтяного месторождения происходит с использованием нефтяной платформы (или иного сооружения), то на такую платформу может быть распространена налоговая юрисдикция России. Подобная возможность закреплена в статье 60 Конвенции ООН 1982 года по морскому праву. Согласно этой статье прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

Однако право Российской Федерации распространить свою налоговую юрисдикцию на исключительную экономическую зону (200 морских миль согласно Конвенции ООН 1982 года) не означает, что такая юрисдикция действительно Россией применена в отношении конкретного налога. Системный анализ законодательства позволяет говорить, что такое распространение должно быть прямо предусмотрено в отношении каждого налога, как это сделано, например, в отношении акциза на природный газ (п. 2 ст. 182 НК РФ), НДПИ (ст. 335 НК РФ) и налога на имущество иностранных компаний (ст. 1 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий»).

Необходимость специального распространения подтверждается и текстами международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Так, в соглашениях используется стандартная фраза: для целей конкретного соглашения термин «Россия» означает Российскую Федерацию и при использовании в географическом смысле означает ее территорию, включая внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также исключительную экономическую зону и континентальный шельф, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с федеральным законом и международным правом (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход, подписанное в Претории 27 ноября 1995 года).

Как видим, действует общее правило, что взимание конкретного налога в исключительной экономической зоне должно быть специально предусмотрено законодательством. С учетом того, что исключительная экономическая зона не входит в территорию России, взимания НДС с реализации в исключительной экономической зоне не должно быть, хотя законодатель вправе предусмотреть в будущем такое взимание.

Высказанная позиция отчасти подтверждается и письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 № ВЗ-6-03/887, № 04-03-08 «О налоге на добавленную стоимость». В письме читаем:

«…морская акватория, находящаяся за пределами территориальных вод Российской Федерации (за пределами 12-мильной зоны), является территорией мирового океана и к территории Российской Федерации не относится.

Исходя из вышеизложенного, продукция морского промысла, добытая в мировом океане и реализованная непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагается как продукция, добытая и реализованная за пределами территории Российской Федерации».

Как видим, под территорией мирового океана понимается и морская зона за пределами 12 миль, то есть в том числе и исключительная экономическая зона, и реализация продукции на территории мирового океана не создает объекта обложения НДС. Однако Госналогслужба России и Минфин России выдвинули дополнительное условие: «без пересечения таможенной границы Российской Федерации». Поскольку, как указано в статье 3 ТК РФ, исключительная экономическая зона входит в таможенную территорию России, при реализации нефти в исключительной экономической зоне произойдет пересечение таможенной границы РФ. Противоречивость письма создает определенные налоговые риски, которые, на наш взгляд, при соответствующей правовой поддержке будут все же для компании минимальными.

Следует обратить внимание, что место реализации товаров (работ, услуг) должно определяться с учетом положений статей 147 и 148 НК РФ. При этом признание местом реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения НДС рассматриваемой исключительной экономической зоны, с одной стороны, исключает обложение таких операций НДС, а с другой — не позволяет, в силу норм статьи 171 НК РФ, принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

Согласно статье 170 НК РФ в случае принятия к вычету по таким товарам (работам, услугам) НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

Следует сделать вывод, что налогоплательщик, скорее, выиграл бы от распространения на исключительную экономическую зону такого объекта обложения НДС, как реализация товаров. В этом случае он смог бы воспользоваться преимуществами экспорта и ставки в 0% (в виде вычета НДС по приобретенным и использованным для добычи нефти товарам (работам, услугам)).

Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций

Все, что было изложено в отношении обложения НДС реализации товаров (работ, услуг), в равной степени применимо и к передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Следовательно, признание исключительной экономической зоны РФ местом передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд не дает оснований для обложения таких операций НДС.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Для определения налоговых последствий ввоза товаров на территорию исключительной экономической зоны необходимо выяснить соотношение понятий «таможенная территория РФ» и «исключительная экономическая зона РФ».

Согласно статье 3 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 № 5221-I таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает также находящиеся

в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таким образом, в соответствии с ТК РФ ввоз товаров с территории иностранного государства в исключительную экономическую зону РФ признается объектом обложения НДС.

Следует отметить, что ввоз в исключительную экономическую зону товаров с территории РФ (в конституционно-правовом смысле) не может быть признан объектом обложения НДС, поскольку товар при этом не покидает таможенной территории РФ.

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

В отличие от других объектов налогообложения НДС, указанных в статье 146 НК РФ, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления касается как территории РФ, так и какой-либо другой территории.

По нашему мнению, это не может означать, что любой из налогоплательщиков, указанных в статье 143 НК РФ, выполняющих такие работы, обязан исчислять и платить НДС со стоимости работ, выполненных им в других странах.

Согласно Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и статье 13 НК РФ НДС — федеральный налог. В соответствии со статьей 12 НК РФ федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Из приведенной нормы можно сделать вывод, что объектом обложения НДС могут быть только операции, проводимые на территории РФ (в которую, как мы уже отмечали, не входит исключительная экономическая зона). Данный вывод полностью согласуется с территориальной природой НДС (в отличие от резидентской природы налога на прибыль).

Однако в настоящее время отсутствуют нормативные основания для утверждения, что этот объект обложения НДС территориально ограничен.

Согласно пункту 2 статьи 67 Конституции РФ Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Федеральный закон от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» прямо не регулирует вопросов налогообложения операций, выделяемых в исключительной экономической зоне, однако содержит бланкетную норму, в соответствии с которой все относящееся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренное этим законом, регулируется другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней (преамбула Закона № 191-ФЗ). Нет оснований утверждать, что нормы Кодекса не применяются к деятельности в исключительной экономической зоне РФ. Тем более что отдельные его нормы устанавливают особенности налоговых отношений для исключительной экономической зоны (например, п. 2 ст. 182 и п. 2 ст. 335 НК РФ).

По нашему мнению, предпочтительным следует считать подход, при котором СМР для собственного потребления признаны объектом налогообложения, если они выполняются как на территории РФ, так и в исключительной экономической зоне РФ. Иными словами, в отношении этого объекта обложения НДС распространение налоговой юрисдикции России на исключительную экономическую зону происходит не прямо, а косвенно, через определение объекта налогообложения. Тем не менее с таким «косвенным» распространением понятия следует считаться, хотя оно и не соответствует территориальной природе НДС.

 

Ключевые слова: строительно-монтажные работы, территориальное море, исключительная экономическая зона, реализация, НДС, ввоз товара, construction and assembly work, exclusive economic zone, import of products, sale, territorial sea, VAT

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 — Прочие документы — Документы — Росгидромет

Доктрина от 27 июля 2001 г

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года

III.
Содержание национальной морской политики

Российская Федерация реализует последовательную и преемственную национальную морскую политику путем выполнения краткосрочных и долгосрочных задач, согласованных по функциональным и региональным направлениям.

1. Функциональные направления национальной морской политики

Это сферы морской деятельности в соответствии с их функциональным предназначением, такие как: деятельность государства и общества в области морских перевозок, освоения и сохранения ресурсов и пространств Мирового океана, морской науки, военно-морской и в других областях морской деятельности.

Морские перевозки

Для Российской Федерации морские перевозки имеют важнейшее значение как в обеспечении внутригосударственных перевозок, особенно в регионах, где морской транспорт является безальтернативным видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности. Решающей продолжает оставаться роль морских перевозок для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Национальная морская политика в области морских перевозок заключается в реализации положений Концепции судоходной политики Российской Федерации, основными целями которой являются поддержание флота и прибрежно-портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность государства, сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешнеторговых и транзитных перевозок через территорию страны.

Для этого решаются следующие долгосрочные задачи:

  • формирование нормативной правовой базы морской деятельности, соответствующей нормам международного права и интересам Российской Федерации;
  • обеспечение конкурентоспособности морского транспорта, создание условий для привлечения инвестиций и воспроизводства основных фондов;
  • создание предпосылок для устойчивого пополнения флота, контролируемого российскими судоходным компаниями и зарегистрированного в реестрах судов Российской Федерации;
  • увеличение доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов;
  • модернизация флота, сокращение среднего возраста судов, контролируемых российскими судоходными компаниями, и строительство новых судов, соответствующих международным стандартам;
  • отнесение задач строительства флота к числу приоритетных задач государства, создание условий, стимулирующих строительство флота на отечественных предприятиях;
  • пополнение транспортного флота судами основных классов, в том числе для перевозок контейнерных и специализированных грузов, до уровня, при котором он мог бы полностью обеспечить потребности страны с учетом возможной передачи части судов в состав Военно-Морского Флота в период мобилизации;
  • оптимальное использование транспортного флота для Северного завоза на основе прогнозирования и учета навигационно-гидрографических, гидрометеорологических и иных условий;
  • сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов;
  • развитие прибрежно-портовой инфраструктуры с учетом существующих и перспективных объемов перевозок, состояния грузовой базы и транзитных грузопотоков, повышение доли участия российских портов в переработке таких грузов;
  • увеличение экспорта услуг отечественными судоходными компаниями и морскими портами;
  • развитие смешанных перевозок грузов с участием морского и других видов транспорта на основе современных транспортно-логистических технологий;
  • повышение безопасности морских перевозок, охраны труда, защиты окружающей среды от возможных негативных последствий морской деятельности, в том числе путем установления специальных лицензионных условий и требований;
  • регламентация порядка привлечения судов российских судоходных компаний к обеспечению мобилизационных потребностей государства путем совершенствования нормативной правовой базы.

Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана

Освоение ресурсов Мирового океана является обязательным и необходимым условием сохранения и расширения сырьевой базы Российской Федерации, обеспечения ее экономической и продовольственной независимости.

a) Морское промышленное рыболовство

Российская Федерация является одним из ведущих рыбопромышленных государств мира. Рыбное хозяйство играет значительную роль в продовольственном комплексе страны и является одним из источников занятости населения в большинстве приморских регионов. В ближайшей перспективе основную часть рыбного сырья будут составлять биологические ресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В целях эффективного освоения Российской Федерацией морских биологических ресурсов и сохранения ее позиции в ряду ведущих морских держав в области промышленного рыболовства решаются следующие долгосрочные задачи:

  • проведение специализированных исследований и мониторинг биологических ресурсов Мирового океана;
  • оптимизация промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации, усиление государственного контроля за выловом рыбы и рациональным использованием рыбопромыслового флота, в том числе через систему мониторинга, основанного на современных средствах связи, наблюдения и обработки информации;
  • оптимизация управления рыбопромысловым флотом на основе эффективного прогнозирования пространственного и временного распределения биологических ресурсов в доступных для промысла акваториях морей и океанов;
  • развитие марикультуры;
  • сохранение и увеличение объемов традиционного промысла биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств;
  • расширение масштабов исследований и возвращение к промыслу в открытой части Мирового океана с ресурсосберегающей комплексной переработкой сырья на месте лова, созданием новых технологических процессов и оборудования для безотходного производства;
  • пересмотр порядка в сторону ограничения использования российских водных биоресурсов на бесплатной основе;
  • создание условий для преимущественного размещения заказов на строительство рыбопромысловых судов на российских верфях и на верфях тех стран, в чьих экономических зонах работает российский рыбопромысловый флот, внедрение практики погашения задолженностей перед Российской Федерацией путем закупки товаров и услуг у стран должников, предоставляющих лицензии на рыболовство в их экономических зонах российским рыбакам;
  • сохранение и развитие государственного лицензирования строительства новых и продажи эксплуатируемых судов в целях сохранения оптимального соотношения между количеством судов и величиной допустимых уловов, а также систематическое рациональное обновление рыбопромыслового флота;
  • активизация участия Российской Федерации в деятельности международных рыбохозяйственных организаций в связи с дальнейшим развитием процессов международной координации, международно-правового регулирования рыболовства и повышением требований по защите и сохранению морской среды;
  • обеспечение интересов Российской Федерации при разработке рыбных ресурсов и их сохранение в отдаленных районах Мирового океана, а также принятие и обеспечение строгого соблюдения согласованных с прибрежными странами мер, направленных на сохранение популяции ценных пород рыб и других биоресурсов в Каспийском и Азовском морях.

б) Освоение минеральных и энергетических ресурсов

Перспектива истощения запасов углеводородного сырья и других минеральных ресурсов на континентальной части предопределяет переориентацию разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф, а в перспективе и на океанические склоны и ложа океанов.

В интересах сохранения и дальнейшего расширения сырьевой базы, создания стратегического резерва запасов, обеспечения перспективы освоения минеральных и энергетических ресурсов в Мировом океане решаются следующие долгосрочные задачи:

  • изучение геологического строения и определение ресурсного потенциала континентального шельфа Российской Федерации путем осуществления государственного мониторинга геологической среды, а также измерения физических полей над океанским дном, картографирования, бурения и грузоподъемных работ со дна;
  • освоение минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана;
  • государственный контроль и регулирование разведки и мониторинга полезных ископаемых и минеральных ресурсов в Мировом океане с учетом оборонных интересов государства;
  • разработка известных месторождений и интенсивная разведка нефти и природного газа на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • сохранение на континентальном шельфе Российской Федерации разведанных запасов минеральных ресурсов в качестве стратегического резерва;
  • создание условий и возможностей для разведки и добычи ресурсов глубоководных районов Мирового океана (на дне и в недрах), закрепление в рамках полномочий Международного органа по морскому дну прав Российской Федерации на разведку и разработку ресурсов морского дна за пределами юрисдикции прибрежных государств;
  • освоение технологий выработки электрической энергии с использованием приливоотливных явлений, прибрежных приводных ветров и ветровых волн, температурного градиента воды, термальной энергии и течений, а также тепловой калорийности биомассы водорослей;
  • разработка новых технических средств и передовых технологий для изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана и продолжение работ в области специального судостроения.

Совершенствование научной деятельности

Реализация и защита национальных интересов Российской Федерации в области морской деятельности обеспечивается достижениями отечественной морской науки, фундаментальными и прикладными исследованиями и разработками, связанными с морской деятельностью в Мировом океане.

Долгосрочными задачами на данном направлении являются сохранение и развитие научного комплекса, обеспечивающего строительство российского флота, исследования морской среды, ресурсов и пространств Мирового океана, развитие научно-исследовательского и лоцмейстерского флотов, обеспечение создания морских навигационных, геофизических, рыбопромысловых и других специальных карт и руководств для плавания в любых районах Мирового океана, создание федерального фонда морской картографии и банка морских карт в электронно-цифровом виде, восстановление базы производства отечественных океанографических и гидрометеорологических приборов.

Решение указанных задач обеспечивается продолжением научных исследований:

  • континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и внутренних морских вод Российской Федерации;
  • морских биологических ресурсов и динамики экосистем Мирового океана, внутренних морских вод Российской Федерации;
  • проблем гидрометеорологического, навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного, информационного обеспечения деятельности российского флота;
  • гидрометеорологических явлений в прибрежных морях Российской Федерации и удаленных районах Мирового океана;
  • влияния Мирового океана на экосистему планеты;
  • природной среды и глобальных процессов, происходящих в Мировом океане и смежных сферах;
  • строения материковых отмелей, склонов, подводных каньонов, гор, рифтовых долин и ложа океанов;
  • проблем судостроения, кораблестроения, морского приборостроения и развития инфраструктуры российского флота;
  • экономических, политических и правовых проблем использования пространств и ресурсов Мирового океана;
  • проблем строительства, развития и использования Военно-Морского Флота и других областей военно-морской науки;
  • принципов и методов, направленных на снижение экологической нагрузки на акватории Мирового океана, внутренних морских вод Российской Федерации.

Осуществление военно-морской деятельности

Военно-морская деятельность Российской Федерации — это деятельность государства по изучению, освоению и использованию Мирового океана в интересах обороны и безопасности страны с участием военной составляющей ее морского потенциала (Военно-Морской Флот и органы Морской охраны Пограничной службы Российской Федерации).

Главные цели, принципы и приоритетные направления военно-морской деятельности Российской Федерации изложены в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года.

Военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане, относится к категории высших государственных приоритетов. Решение задач парирования угроз и гарантированного обеспечения национальных интересов и безопасности Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане базируется на поддержании достаточного военно-морского потенциала Российской Федерации.

Военно-Морской Флот является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Военно-Морской Флот осуществляет сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении Российской Федерации, защиту военными методами суверенитета Российской Федерации, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря. Кроме того, Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности Российской Федерации в Мировом океане, обеспечивает военно-морское присутствие Российской Федерации в Мировом океане, демонстрацию флага и военной силы, визиты кораблей и судов Военно-Морского Флота, участие в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации.

Регионально дислоцированные оперативно-стратегические объединения Военно-Морского Флота: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия, являются силовой основой решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях.

Количественный и качественный составы флотов, флотилии поддерживаются на уровне, соответствующем угрозам безопасности Российской Федерации на конкретном региональном направлении, и обеспечиваются самостоятельными инфраструктурами базирования, судостроения и судоремонта.

При решении задач защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации на море предусматриваются:

  • обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы и пограничного режима;
  • охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;
  • выполнение задач Пограничной службы Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;
  • контроль за деятельностью судов иностранных государств во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • реализация достигнутых двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами по расширению мер доверия в пограничной области, обмену информацией по нелегальной миграции и пресечению контрабанды оружия, взрывчатых и наркотических веществ.

2. Региональные направления национальной морской политики

Это сферы морской деятельности, связанные с особенностями отдельных регионов Российской Федерации и мира, под которыми понимается совокупность наиболее значимых для Российской Федерации территорий и акваторий, объединенных общими физико-географическими, экономико-географическими, политико-географическими или военно-географическими характеристиками.

В качестве главных региональных направлений национальной морской политики Российская Федерация выделяет: Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское и Индоокеанское направления. Национальная морская политика строится исходя из их специфических особенностей.

Атлантическое региональное направление

Национальная морская политика на Атлантическом региональном направлении определяется усиливающимся экономическим, политическим и военным давлением стран блока НАТО, продвижением его на восток, резким сокращением возможностей Российской Федерации по осуществлению своей морской деятельности.

Основу национальной морской политики на данном направлении составляет решение долгосрочных задач на Балтийском, Черном и Азовском морях, а также в Атлантическом океане и Средиземном море.

На Балтийском море:

  • развитие прибрежно-портовой инфраструктуры, обновление торговых морских и смешанного (река-море) плавания судов;
  • создание условий для стабильного экономического сотрудничества со странами Балтийского региона, рационального совместного использования морских природных ресурсов, придание мерам доверия всеобъемлющего характера во всех областях морской деятельности;
  • разрешение вопросов, связанных с разграничением морских пространств и континентального шельфа между Российской Федерацией, прилежащими и противолежащими государствами;
  • обеспечение экономической и военной безопасности Калининградской области Российской Федерации, развитие морских коммуникаций;
  • создание условий, в том числе и с привлечением возможностей региона, для базирования и использования составляющих морского потенциала, обеспечивающих защиту суверенитета, суверенных и международных прав Российской Федерации на Балтике.

На Черном и Азовском морях:

  • обновление торговых морских и смешанного (река-море) плавания судов, модернизацию и развитие прибрежно-портовой инфраструктуры;
  • совершенствование правовой базы функционирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, сохранение города Севастополя в качестве его главной базы;
  • создание условий, в том числе и с привлечением возможностей региона, для базирования и использования составляющих морского потенциала, обеспечивающих защиту суверенитета, суверенных и международных прав Российской Федерации на Черном и Азовском морях;
  • развитие пассажирских перевозок из портов Краснодарского края в страны Средиземного моря, а также внутричерноморских паромных перевозок.

На Средиземном море:

  • проведение целенаправленного курса на превращение его в зону военно-политической стабильности и добрососедства;
  • обеспечение достаточного военно-морского присутствия Российской Федерации в регионе.

На Атлантическом океане — развитие и наращивание объемов рыболовства, морских перевозок, научных исследований и мониторинга морской среды.

Национальная морская политика на Атлантическом региональном направлении существенно дополняется национальной морской политикой на Арктическом региональном направлении.

Арктическое региональное направление

Национальная морская политика на Арктическом региональном направлении определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений, а также возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития Российской Федерации.

Основу национальной морской политики на данном направлении составляет создание условий для деятельности российского флота в Баренцевом, Белом и других арктических морях, на трассе Северного морского пути, а также в северной части Атлантики.

При этом решаются следующие долгосрочные задачи:

  • исследование и освоение Арктики с ориентацией на развитие экспортных отраслей хозяйства, первоочередное решение социальных проблем;
  • защита интересов Российской Федерации в Арктике;
  • создание судов ледового класса для морских перевозок, специализированных судов для рыбопромыслового, научно-исследовательского и других специализированных флотов;
  • учет оборонных интересов государства при разведке и разработке запасов биоресурсов и минерального сырья в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • создание условий, в том числе и с привлечением возможностей региона, для базирования и использования составляющих морского потенциала, обеспечивающих защиту суверенитета, суверенных и международных прав Российской Федерации на Арктическом региональном направлении;
  • ограничение иностранной военно-морской деятельности в согласованных районах и зонах на основе двусторонних и многосторонних соглашений с ведущими морскими державами;
  • обеспечение национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованное государственное управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание и предоставление равноправного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным;
  • обновление и безопасная эксплуатация атомного ледокольного флота;
  • соблюдение интересов Российской Федерации при разграничении морских пространств и дна морей Северного Ледовитого океана с приарктическими государствами;
  • консолидация усилий и ресурсов федерального центра и субъектов Российской Федерации для развития арктического судоходства, морских и речных устьевых портов и осуществления Северного завоза, а также информационных систем, обеспечивающих указанную деятельность.

Тихоокеанское региональное направление

Значение тихоокеанского побережья для Российской Федерации огромно и продолжает возрастать. Российский Дальний Восток обладает колоссальными ресурсами, особенно в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, при этом он малонаселен и относительно изолирован от промышленно развитых регионов Российской Федерации. Эти противоречия усугубляются интенсивным экономическим и военным развитием соседних государств Азиатско-Тихоокеанского региона, оказывающим весьма существенное влияние на экономические, демографические и иные процессы в регионе.

Основу национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении составляет решение долгосрочных задач в Японском, Охотском, Беринговом морях, в северо-западной части Тихого океана, в восточной части Арктики по трассе Северного морского пути:

  • ускорение социально-экономического развития российского Дальнего Востока на основе интенсификации морской деятельности Российской Федерации;
  • активизация морских перевозок в связи с растущим участием российского Дальнего Востока в разделении труда в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
  • интенсификация разведки и освоения морских биологических ресурсов и минерального сырья в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств Юго-Восточной Азии на основе заключенных соглашений;
  • создание условий, в том числе и с привлечением возможностей региона, для базирования и использования составляющих морского потенциала, обеспечивающих защиту суверенитета, суверенных и международных прав Российской Федерации на Тихоокеанском региональном направлении;
  • развитие прибрежно-портовой инфраструктуры и российского флота на Дальнем Востоке, особенно на Сахалине и Курильских островах;
  • заключение межгосударственных соглашений об ограничении военно-морской деятельности в согласованных районах и зонах;
  • активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством, наркобизнесом, контрабандой, оказанию помощи судам, терпящим бедствие, и спасанию жизни на море;
  • повышение эффективности использования существующей транспортной инфраструктуры региона для привлечения на Транссибирскую магистраль транзитных грузов из Юго-Восточной Азии и США в Европу и другие страны, реализация мер, направленных на максимальное освоение национальной грузовой базы в данном регионе.

Каспийское региональное направление

Каспийский регион обладает уникальными по объемам и качеству минеральными и биологическими ресурсами.

На данном региональном направлении решаются следующие долгосрочные задачи:

  • определение выгодных для Российской Федерации международного правового режима Каспийского моря, порядка использования рыбных запасов, месторождений нефти и газа;
  • совместная с прибрежными государствами деятельность по сохранению морской среды;
  • создание условий, в том числе и с привлечением возможностей субъектов Российской Федерации, для базирования и использования всех составляющих морского потенциала;
  • обновление торговых морских и смешанного (река-море) плавания судов и рыбопромыслового флота;
  • недопущение вытеснения российского флота с рынка морских транспортных услуг;
  • организация паромного сообщения как части интермодальных перевозок с выходом в бассейны Средиземного и Балтийского морей;
  • развитие, реконструкция и специализация существующих портов.

Индоокеанское региональное направление

Национальная морская политика на Индоокеанском региональном направлении предусматривает решение следующих долгосрочных задач:

  • расширение российского транспортного и рыбопромыслового судоходства и совместные с другими государствами действия по защите его от пиратства;
  • проведение научных исследований в Антарктике, как главного элемента осуществления государственной политики, направленной на сохранение и закрепление позиций России в этом регионе;
  • проведение целенаправленного курса на превращение Индийского океана в зону мира, стабильности и добрососедства, обеспечение на периодической основе военно-морского присутствия Российской Федерации в Индийском океане.

В России создадут мобильный радар для наблюдения за 200-мильной морской зоной

Карта исключительных экономических зон

infokart. ru

Российский концерн «РТИ» приступил к разработке мобильной береговой радиолокационной станции «Лагуна-М». Как пишет Mil.Press FlotProm, новая станция будет использоваться для отслеживания перемещений более 200 кораблей и судов в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны.

Исключительная экономическая зона простирается на 200 морских миль (370,4 километра) от границы территориальных вод государства. В этой зоне страна имеет исключительно право на добычу полезных ископаемых, вылов рыбы и проведение научных исследований.

При этом другие государства имеют право свободно прокладывать морские маршруты через исключительные экономические зоны других стран, прокладывать подводные кабели связи или энергоснабжения, а также трубопроводы. Поскольку исключительная морская зона находится относительно близко к побережью, в ней обычно осуществляется довольно плотное судоходство.

Мобильная радиолокационная станция «Лагуна-М» сможет обнаруживать суда и корабли в секторе 120 градусов, определяя их координаты и параметры хода с довольно высокой точностью. Радар будет работать в коротковолновом диапазоне, благодаря чему сможет обнаруживать суда за линией горизонта.

Радиолокационная станция получит модульные системы и облегченный антенный модуль. Благодаря этому «Лагуну-М» можно будет в короткие сроки развертывать на площадках без фундамента. Новую станцию планируется использовать для пресечения браконьерства и контрабанды в южных регионах России.

В середине прошлого года российская компания «Радар ММС» представила роботизированный поисково-спасательный комплекс «Аврора». Робот способен в полностью автономном режиме находить в воде людей, нуждающихся в помощи.

Василий Сычёв

Как пандемия отразилась на бизнесе с преференциями, расскажут особые экономические зоны России

Резидентов шести особых экономических зон России объединит онлайн-мост, инициатором которого выступила ОЭЗ «Технополис Москва». Предприниматели расскажут, какие решения помогли выжить их бизнесу во время пандемии, как изменились бизнес-процессы на «удаленке», обсудят возможности кооперации и развитие особых экономических зон на этапе восстановления экономики.

Экспертами межрегионального диалога станут представители Министерства экономического развития РФ и Ассоциации индустриальных парков России.

В новых реалиях важно наладить диалог друг с другом и поделиться опытом развития в условиях дистанционного режима работы, а также найти общие точки соприкосновения для возможной кооперации, считает генеральный директор ОЭЗ «Технополис Москва» Геннадий Дёгтев.

«Пандемия бросила серьезный вызов экономике страны. Многим предприятиям пришлось подстраиваться под новые реалии, оперативно перепрофилироваться или модернизировать свое производство. Сейчас важно думать о том, что будет после пандемии, как можно аккумулировать собственные силы и сохранить привлечение инвестиций в российскую экономику. Только открытый диалог, опыт особых экономических зон из разных регионов России, успешные кейсы перестройки бизнес-моделей помогут справиться со сложившейся ситуацией и максимально подготовиться к выходу из кризиса. Преференции и сниженные административные барьеры, которые получают резиденты особых экономических зон, не должны оставаться единственной мерой поддержки бизнеса, важно выбрать новый вектор и дать инновационным предприятиям возможность скооперировать свои силы», – отметил Геннадий Дёгтев.

Он выразил признательность регионам за готовность принять участие в открытом диалоге. «В онлайн-диалоге примут участие представители особых экономических зон Москвы, Ульяновска, Екатеринбурга, Татарстана и Томска. Это первая попытка объединить усилия резидентов в сложный для экономики период. Если она окажется удачной, такие встречи станут регулярными. Сотрудничество — это то, что всем нам необходимо сегодня», — подчеркнул Геннадий Дёгтев.

Особая экономическая зона «Иннополис» всегда приветствует возможность расширения сотрудничества с коллегами для содействия устойчивому развитию инновационных технологий, отметил заместитель генерального директора по развитию и взаимодействию с резидентами АО «ОЭЗ «Иннополис» Вадим Галеев.

«В рамках виртуального моста, организуемого ОЭЗ «Технополис Москва», участники смогут обменяться опытом и, возможно, найти направления для выстраивания взаимовыгодного сотрудничества. Безусловно, кризисные явления отражаются и на IT-секторе. В то же время сейчас особенно необходимы высокотехнологичные продукты, в том числе в ответ на новые вызовы, актуальные в связи с распространением коронавируса», – подчеркнул Вадим Галеев.

Зарегистрироваться на мероприятие можно по ссылке.  Трансляция пройдет 14 мая в 14:00 на канале ОЭЗ «Технополис Москва». 

Познакомиться со всеми онлайн-мероприятиями ОЭЗ «Технополис Москва» можно здесь.

Исключительная экономическая зона РФ

Исключительная экономическая зона РФ — это район моря, расположенный за официальной морской территорией страны, но прилегающий к ней в ширину вплоть до 200 миль. Отсчет расстояния ведется по тем же границам, по которым рассчитывается ширина официального морского пространства. Исключительная экономическая зона РФ имеет в настоящее время такие же права и обязанности, какие приняты на прибрежной территории, и предусмотрены федеральным законом страны, международным договором, и нормативами, указанными в международном праве.

 

Понятие исключительной экономической зоны применимо ко всем островам этой территории, исключая места, непригодные для жизни людей, и осуществления хозяйственных работ. Определение внутренней границы этой территории осуществляется по внешним параметрам морских пределов страны. Расстояние до наружной границы определяется по ширине, не превышающей 200 миль (в морском исчислении).

Права прибрежных территорий

 

Государство, расположенное в пределах таких зон, имеет правовой режим исключительной экономической зоны РФ, в котором предусмотрено осуществление таких видов деятельности как:

 

1) Разведка, разработка, сохранение и приумножение живых ресурсов природы и полезных ископаемых, расположенных в воде, покрывающих дно моря, на самом дне, и в недрах местного морского дна. А так же распоряжение всеми ресурсами отмеченной территории по своему усмотрению, в соответствии с законодательством страны.

 

2) Создание искусственных островных территорий со всеми юридическими правами, установка на них сооружений для научной, а так же внутренней исследовательской деятельности. Делается это и в целях защиты и дальнейшего сохранения естественной среды морских вод и всего в них обитающего.

 

Это значит, что государство, занимающее исключительную экономическую территорию, имеет суверенные права целевого назначения. Вести исследовательскую или разведывательную деятельность в этой местности можно только с разрешения администрации прибрежного государства, являющегося представителем власти на этой территории.

 

Разрешение на создание каких-либо искусственных островов, исследовательских установок или иных сооружений для научной и промысловой деятельности оговаривает место их расположения, которое не должно создавать никаких препятствий на пути признанных международных судовых путей. Тем не менее, безопасные зоны вокруг таких сооружений обязательно должны быть ограничены разумными пределами, не менее 500 метров.

 

Обязанности властей прибрежных государств

 

В обязанности власти прибрежного государства входит контроль над состоянием живых ресурсов, их охрана, и регулировка эксплуатации. Для осуществления этого обязательства ежегодно рассчитывается объем допустимого улова на оговоренной зоне.

 

Власти прибрежного государства обязаны постоянно и тщательно контролировать не только общее количество (объем), но и видовую принадлежность пойманной рыбы. В случае назревающей опасности значительного сокращения того или иного вида, законодательство РФ об исключительной экономической зоне предоставляет полное право самостоятельного наложения запрета на ловлю исчезающих видов, и строго контроля над исполнением всех пунктов соглашения.

 

По необходимости прибрежные государства обязаны обратиться в международные организации, с просьбой принять меры по надзору за пределами принадлежащей им официально территории, так многие виды рыб и морских животных могут мигрировать на большие расстояния.

 

Представители других государств обязаны учитывать приоритетные права официально обозначенного прибрежного государства, примыкающего к исключительной экономической зоне.

«Условия для бизнеса, которому не нужно платить налоги». Упразднит ли Киев свою свободную экономическую зону в Крыму?

В мае 2021 года может быть упразднена свободная экономическая зона «Крым», которая была введена Украиной после аннексии Крымского полуострова. Об этом в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» Центра журналистских расследований сообщил Народный депутат Украины Рустем Умеров.

Закон, создавший в Крыму свободную экономическую зону, был принят Верховной Радой Украины в августе 2014 года. Переселенцы из Крыма, общественные деятели, правозащитники и Меджлис крымскотатарского народа выступают с последовательной критикой этого документа: с одной стороны, по их оценке, он стал основанием для появления ряда дискриминационных норм в отношении переселенцев из Крыма и жителей полуострова, с другой – упростил ведение бизнеса на временно оккупированной территории, которая при этом находится под санкциями. Россия создала на полуострове свою свободную экономическую зону с целью привлечений инвестиций. О том, какие проблемы создал украинский закон крымчанам и каковы шансы его отмены, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.

Глава Центра журналистских расследований Валентина Самар рассказала Крым.Реалии, при каких именно обстоятельствах принимался закон «О свободной экономической зоне «Крым».

Этот закон принимался очень быстро

– Сразу же после оккупации Крыма Верховная Рада Украины приняла достаточного качественный закон «О гарантиях прав и свобод граждан Украины на временно оккупированных территориях», и он был своевременным. Однако этот закон принимался очень быстро, и там еще должен был быть раздел, который регулировал бы экономические взаимоотношения на территории Крыма, чтобы юридические и физические понимали, что они могут делать, что не могут, и так далее. Дабы не принимать этот раздел в спешке, решили дать поручение Кабмину в месячный срок подготовить качественный законопроект, который бы регулировал экономические взаимоотношения с оккупированной территорией. Однако тогдашний премьер Арсений Яценюк проигнорировал это, и вместо правительственного законопроекта в зал парламента зашел проект Сергея Терехина и Ксении Ляпиной.

Валентина Самар

Валентина Самар убеждена, что закон «О СЭЗ «Крым» был продавлен в Верховной Раде Украины в интересах крупного украинского бизнеса.

Для нас это было шоком. Закон создавал хорошие условия для бизнеса, которому не нужно было платить налоги

– Для нас это было шоком. Закон создавал хорошие условия для бизнеса, которому не нужно было платить налоги. Их, конечно, невозможно было администрировать – и это правильно, казалось бы. Но на тот момент наши страны-партнеры уже ввели экономические ограничения в отношении Крыма, появились и персональные санкции в отношении людей, причастных к оккупации Крыма и нарушениям прав человека, и секторальные. А тут у нас свободная экономическая зона, которая имеет целью привлечение инвестиций на оккупированную Россией территорию! Объяснялось это тем, что таким образом Украина хочет помочь своим гражданам сохранить свои активы. Однако за этим законом последовали подзаконные акты: постановление Национального банка Украины №699 и постановление Кабинета министров №1035, с которыми потом правозащитники боролись в украинских судах.

Менеджер по адвокации Центра прав человека «ZMINA» Алена Лунева объясняет, о каких именно дискриминационных, по ее оценке, нормах идет речь.

Украинцы в Крыму и украинцы на подконтрольной украинскому правительству территории – это одни и те же граждане

– То, за что закон «О СЭЗ «Крым» очень сильно критикуют, это, безусловно, статус нерезидента для крымчан для получения банковских услуг. Сейчас остались только налоговые и таможенные формальности, но и этого на самом деле хватает. Крымчане с источником доходов на временно оккупированной территории – например, они вступили в наследство – должны платить больше налогов как нерезиденты, а это несправедливо. Украинцы в Крыму и украинцы на подконтрольной украинскому правительству территории – это одни и те же граждане. Также закон «О СЭЗ «Крым» принес неприятный сюрприз, когда мы говорим про пересечение административной границы. Был введен список разрешенных для провоза вещей, и это несправедливо, что нормы для государственной границы используются внутри страны. Мало того, этот список устаревший: там есть печатная машинка, но не современные вещи.

Валентина Самар считает, что эти ограничения дискриминационные и что их можно расценивать как преступления против граждан Украины.

Давайте просто признаем, что свободная экономическая зона в Крыму в украинском варианте совершенно фейковая

– В итоге именно граждане Украины оказались самыми пострадавшими от действия этого закона, люди прошли через пекло признания своих прав на материковой Украине. Давайте просто признаем, что свободная экономическая зона в Крыму в украинском варианте совершенно фейковая. Закон «О СЭЗ «Крым» пролоббировал крупный бизнес, который хотел не потерять активы, а в действиях тех, кто имплементировал этот закон, на мой взгляд, есть признаки преступления. Согласно международному гуманитарному праву, такие правонарушения, как дискриминация жителей оккупированных территорий, это военные преступления. А бизнес в Крыму теперь де-факто существует в двух юрисдикциях – в украинской и в российской.

Валентина Самар указывает на то, что украинская свободная экономическая зона «Крым» облегчает работу предприятий и прочего бизнеса Дмитрия Фирташа, Рината Ахметова, Юрия Косюка и других в аннексированном Крыму. Глава Центра журналистских расследований полагает, что одной отмены закона «О СЭЗ «Крым» недостаточно – необходимо принять поправки к ряду нормативных актов, чтобы исключить дискриминацию и синхронизировать ограничения в отношении полуострова с новым санкционным законодательством.

Между тем, законопроект об упразднении свободной экономической зоны в Крыму уже получил одобрение ряда государственных органов и правозащитников, – отмечает один из его авторов, секретарь комитета Верховной Рады Украины по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Рустем Умеров.

Нужно выровнять нормы, чтобы у нас не было проблем ни с точки зрения прав человека, ни с точки зрения хозяйственной деятельности

– Я работаю над этим проектом уже полтора года: мы начали как раз перед пандемией коронавируса, во время выездного заседания комитета в Херсонской области. Мы приняли решение создать группу по отмене СЭЗ «Крым» в комитете по правам человека, который я тогда возглавил. С того момента у нас физически не было возможности встречаться со всеми коллегами, но мы провели более 15 встреч с центральными органами исполнительной власти. Продолжается координация с ними, с рабочими группами, правозащитниками, общественными организациями. Мы хотим отменить это нерезидентство украинских граждан. Нужно выровнять нормы, чтобы у нас не было проблем ни с точки зрения прав человека, ни с точки зрения хозяйственной деятельности. В данный момент я не вижу таких больших проблем для принятия нашего законопроекта.

Рустем Умеров

По словам Рустема Умерова, пока ни одна из фракций нынешней Верховной Рады не выступила против отмены свободной экономической зоны «Крым».

– Сейчас идет работа с налоговым комитетом, и на этой неделе мы как раз еще собираем рекомендации, чтобы внести все необходимые поправки и затем отправить на рассмотрение в этот комитет. Как только мы внесем законопроект в повестку дня, тогда и увидим, какой результат получим. Но в данный момент я считаю, что большинство поддерживает нашу инициативу.

Журналисты Крым.Реалии предварительно договорились об интервью с бывшим народным депутатом и одним из авторов закона «О СЭЗ «Крым» Сергеем Терехиным, однако в итоге на момент подготовки материала он не нашел возможности предоставить свои комментарии. Такую возможность редакция оставляет за ним, и в случае, если он ей воспользуется, будет дополнен этот материал или опубликован новый.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

Как развивается особая экономическая зона Москвы / Новости / Интернет-сайт Москвы

Технополис «Москва» — это особая совокупность территорий, на которых создаются выгодные экономические условия для развития высокотехнологичной продукции. Технополис — одна из особых экономических зон Москвы, единственная в своем роде в городе. На сегодняшний день это , более 180 предприятий, производящих различную продукцию, от лекарств и аппаратов ИВЛ до чипов для карты Тройка и роботов. Технологические разработки этих компаний востребованы как в России, так и за рубежом.

Московская особая экономическая зона включает пяти площадок общей площадью более 200 га в Печатниках и Алабушево и включает компании «Микрон», «Ангстрем» и Национальный исследовательский университет электронных технологий (МИЭТ). Они считаются основными точками развития высокотехнологичного производства в городе. Технополис находится в разработке около 15 лет.

«В период с 2017 по 2019 год количество компаний-резидентов почти удвоилось, а общий объем инвестиций увеличился в три раза с 11 миллиардов рублей в конце 2016 года до примерно 30 миллиардов рублей к концу 2019 года.В 2019 году Московский Технополис также занял первое место в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности особых экономических зон. В 2020 году он вступил во Всемирную организацию свободных зон (World FZO) », — сказал Владимир Ефимов, заместитель мэра по экономической политике, имущественным и земельным отношениям.

Особые экономические зоны

Россия начала создавать особые экономические зоны 15 лет назад. Цель заключалась в привлечении прямых инвестиций в конкретные секторы экономики. То есть, если в регионе есть потенциал для развития, скажем, туризма или технологий, предприятиям там предоставляются наиболее выгодные условия труда.

Резидентам особой экономической зоны предоставляются существенные налоговые льготы, они не уплачивают таможенные пошлины. Но чтобы стать резидентом, компания должна соответствовать ряду требований, например, заниматься определенной деятельностью или иметь минимальный уровень инвестиций и прибыли.

В России есть четыре типа особых экономических зон (ОЭЗ): промышленные и производственные зоны, инженерно-внедренческие зоны, туристические и рекреационные зоны и портовые зоны. Московская ОЭЗ — это инженерно-эксплуатационная зона.Это означает, что он занимается разработкой инноваций и продуктов, которые затем будут запущены в массовое производство.

Сделано в Москве: Chirana + вместе с испанским производителем разработала систему, которая может распознавать лица и измерять температуру тела. Его можно использовать в учебных заведениях и на рабочих местах, а также в аэропортах и ​​на вокзалах. Если система видит человека с высокой температурой, она может отказать в доступе к объекту.

Решение о создании особой экономической зоны в Москве было принято в 2005 году и состояло из двух площадок — МИЭТ и Алабушево.

Первая компания-резидент зарегистрировалась в июле 2006 года. Это Зеленоградский инновационно-технологический центр (ЗИТЦ), специализирующийся на производстве электроники и информационно-коммуникационных систем. Компания по-прежнему является резидентом особой экономической зоны.

Сделано в Москве: ключевым проектом ЗИТЦ является устройство для обеспечения кровообращения «Спутник». Это умный протез для левого желудочка, где чаще всего развивается сердечная недостаточность. Установка этого устройства — альтернатива пересадке.

К 2010 году в особой экономической зоне было 35 компаний-резидентов, но город по-прежнему считал, что она развивается медленными темпами. В 2014 году Счетная палата России заявила, что платформа не оправдала ожиданий. Количество компаний-резидентов росло примерно на четыре в год, а на Алабушевской площадке никто ничего не строил.

Новый статус — новые возможности

Все изменилось в середине 2016 года, когда особая экономическая зона была юридически передана Правительству Москвы.Позже в город решили включить технополис «Печатники», в результате чего особая экономическая зона получила не только новые предприятия и другие площадки, но и новое название — Особая экономическая зона «Технополис Москва».

Это дало возможность нескольким резидентам сразу выйти на зарубежные рынки. Первой продукцией на экспорт стали разработки пяти производителей микроэлектроники и оборудования для неразрушающего контроля производственных мощностей. В 2017 году объемы экспорта достигли 40 млн рублей.Покупки были сделаны в двенадцати странах, включая Китай, Тайвань, США, Канаду, Южную Корею, Германию, Францию, Японию, Индию, Казахстан, Беларусь и Латвию.

В 2017 году Технополис Москва объединил пять площадок: Печатники, МИЭТ, Алабушево, Микрон и Ангстрем.

В то же время ОЭЗ стала площадкой для новых производств в рамках офсетных контрактов. Это эффективный механизм государственно-частного партнерства: инвесторы запускают новые направления и открывают новые объекты, а город гарантирует, что будет закупать их продукцию в течение нескольких лет.

«Москва стала первым городом в России, заключившим офсетные сделки. Таких сделок четыре по производству лекарств, медицинских изделий и детского питания. Три из четырех предприятий будут построены в особой экономической зоне «Москва», что говорит о популярности данной площадки среди инвесторов », — сказал Александр Прохоров, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы.

Согласно первому офсетному контракту, Biocad строит в Зеленограде завод по производству противораковых препаратов.Первый этап строительства был завершен в сентябре прошлого года, а производство начнется в конце этого года. В 2021 году препараты будут доставлены в городские больницы и поликлиники.

Привлечение резидентов

В особой экономической зоне «Технополис« Москва »работает более 180 предприятий, из них 78 — резиденты ОЭЗ. Компании создают промышленных роботов и роботов-саперов, а также разрабатывают чипы для электронных карт, аппаратов ИВЛ, 3D-сканеров и многого другого.

Компании-резиденты платят более низкие ставки долгосрочной аренды, могут пользоваться инфраструктурой технопарка и получать бесплатный доступ к коммунальным услугам. Статус компании-резидента дает еще больше преференций, таких как нулевой налог на недвижимость, транспорт и землю, сниженный налог на прибыль и беспошлинный импорт. Компания-резидент также может приобрести землю по цене, равной 1% от ее кадастровой стоимости.

«Для высокотехнологичного экспортно-ориентированного производства критически важно иметь доступ к квалифицированному инженерному персоналу и возможность воспользоваться льготными таможенными льготами: это делает нашу продукцию более конкурентоспособной на мировом уровне.Экономия денег на определенных налогах и сборах позволяет нам вкладывать больше денег в новые разработки и технологическую инфраструктуру. Все это предлагает Особая экономическая зона «Технополис« Москва », — сказал генеральный директор Нанотехнологического центра композитов Алексей Раннев.

Бывший аутсайдер, платформа Алабушево, в настоящее время является одной из самых современных. Здесь работают 27 высокотехнологичных компаний с общим объемом инвестиций 14,6 млрд рублей. В 2021 году планируется открыть заводы по производству глюкометров, наборов для диагностики рака и печатных плат.

Сделано в Москве: NexTouch разработала устройства для людей с ослабленным зрением. Среди его товаров — умные часы, специальные очки и электронная книга. Любую информацию можно загрузить в NextBook, книгу, документ MS Office или интернет-страницу. Устройство переведет его на шрифт Брайля.

Одобрение экспертов

За последние три года особая экономическая зона значительно улучшила свои экономические показатели. В прошлом году доля инвестиций его резидентов в обрабатывающую промышленность Москвы составила 11 процентов.В 2019 году экспорт увеличился на 32 процента до 326 миллионов рублей. Чаще всего в них продаются микроэлектронные устройства, учебное оборудование, нанотехнологии и оптические товары.

Сделано в Москве: промышленные роботы Bitrobotics могут раскладывать и упаковывать товары на конвейере, а некоторые даже готовить. Один из них готовит кремовые датчики на заводе «Черемушки».

Осенью 2020 года международные эксперты дали оценку особой экономической зоне. Технополис «Москва» впервые вошел в рейтинг особых экономических зон, ежегодно публикуемый английским изданием fDi Magazine. ОЭЗ стала победителем в шести специальных номинациях, что является наивысшим достижением среди всех особых экономических зон России с 2014 года.

«Эксперты высоко оценили локализацию производственных мощностей на площадке, а также развитие кластеров, инфраструктуры и открытость в общении с компаниями-резидентами. Они подчеркнули свой вклад в борьбу с пандемией. С первых дней пандемии многие наши компании включились в производство столь необходимых товаров, как бахилы, защитное снаряжение и системы для обеззараживания больничных сточных вод », — сказал Геннадий Дёгтев, генеральный директор особой экономической зоны.

Дело Титановой долины Сергея Сосновских :: ССРН

Международный журнал бизнеса и менеджмента, Vol. 4, No. 7, pp.10-18, 2016

9 стр. Размещено: 29 янв 2017

Дата написания: 1 июля 2016 г.

Абстрактные

В России промышленное развитие значительно замедлилось за последние 20 лет, и федеральное правительство стремится искать новые методы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и стимулирования экономического роста.Особые экономические зоны (СЭЗ) используются правительствами для развития и диверсификации экспортной деятельности, увеличения занятости, привлечения инвестиций и запуска обмена технологиями. ОЭЗ создаются в России с 2006 года, но большинство из них по тем или иным причинам испытывают трудности в развитии. В статье исследуются вопросы реализации ОЭЗ в регионах России с зоной Титановой долины на примере анализа. Проведенное исследование в форме интервью показало, что основным препятствием для разработки этих инициатив является большое вмешательство государства и участие в деловой деятельности, что подразумевает длительные бюрократические процедуры, управленческую и организационную некомпетентность среди политиков и отсутствие своевременного финансирования. .В результате политика ОЭЗ не достигает первоначальных целей и не способствует устойчивому экономическому развитию в ожидаемой степени регионов, в которых они были реализованы.

Ключевые слова: особая экономическая зона, инновации, конкуренция, сотрудничество, государство, Россия, Титановая долина, промышленный кластер

Рекомендуемое цитирование: Предлагаемое цитирование

Сосновских, Сергей, Проблемы развития особых экономических зон в России: на примере Титановой долины (1 июля 2016 г.).Международный журнал бизнеса и менеджмента, Vol. 4, No. 7, pp. 10-18, 2016, Доступно на ССРН: https://ssrn.com/abstract=26