Разное

Газопровод северный поток на карте россии: Nord Stream 2 — Обоснование проекта

13.06.2018

Содержание

Nord Stream 2 - Обоснование проекта

«Северный поток ‑ 2» повысит безопасность энергопоставок в ЕС, укрепит внутренний рынок газа и будет способствовать достижению целей ЕС по борьбе с изменением климата.

Объемы собственной добычи газа в ЕС стремительно сокращаются. Для удовлетворения спроса ЕС потребуются надежные, доступные и экологичные поставки. «Северный поток ‑ 2» обеспечит транспортировку газа из крупнейших месторождений в России на внутренний рынок ЕС.

Интерактивная карта газовой инфраструктуры Европы и основные показатели рынка.

Объемы собственной добычи газа в ЕС стремительно сокращаются. «Северный поток ‑ 2» обеспечит транспортировку газа на внутренний рынок ЕС из крупнейших месторождений на севере России. Новый газопровод повысит безопасность энергопоставок в долгосрочной перспективе и будет способствовать созданию конкурентного рынка газа. На схематической карте показаны условия, в которых реализуется проект.

Источник: На основе Prognos: текущий статус и перспективы изменения газового баланса в Европе (2017), адаптированная карта ENTSOG

По прогнозам, спрос на газ в Европе останется на том же уровне, при этом объемы собственной добычи будут снижаться.

Ожидается, что в ближайшие 20 лет спрос на газ в Европе останется на том же уровне, в то время как объем внутренней добычи сокращается. Только рынок СПГ и Россия имеют достаточно ресурсов для покрытия дефицита. «Северный поток ‑ 2» является безопасным и доступным способом обеспечения энергией.

Источник: На основе Prognos: текущий статус и перспективы изменения газового баланса в Европе (2017)

Внутренняя добыча газа в ЕС сосредоточена в северо-западной части и в последние годы резко сократилась.

Даже в самых позитивных сценариях спрос на газ останется на том же уровне до 2030-х годов. Между тем, ожидается, что в следующие двадцать лет объем добычи сократится вдвое. Это особенно заметно в Нидерландах, Великобритании и Германии, на долю которых приходит около 75% внутреннего производства газа в ЕС в настоящее время. В результате Европе необходимо импортировать больше газа.

Источник: На основе Prognos: текущий статус и перспективы изменения газового баланса в Европе (2017)

Природный газ - ископаемое топливо с самыми низкими выбросами парниковых газов и твердых частиц. В настоящее время он занимает второе место в энергобалансе ЕС. Увеличение производства энергии из возобновляемых источников в последние годы привело к сокращению использования угля. Природный газ предлагает экономически выгодный и экологичный способ достижения целевых показателей сокращения выбросов.

В зависимости от используемой технологии объем выбросов CO2 на газовых электростанциях примерно на 50 % ниже, чем на угольных.

Источник: IEA World Energy Outlook 2016, BGR Annual Energy Report 2016

Благодаря использованию самых современных и экологичных технологий «Северному потоку – 2» потребуется значительно меньше энергии в отличие от других вариантов. Кратчайший маршрут через Балтийское море – это оптимальный выбор для региона в сравнении с СПГ и сухопутными газопроводами.  Новая инфраструктура обеспечит поставки газа и снизит выбросы на 61% по сравнению с Центральным коридором, и в более чем два раза - с импортом СПГ.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a browser that supports HTML5 video

Источник: Фото Nord Stream 2

В течение следующих двух десятилетий ожидается рост спроса на 25%, и ЕС должен обеспечить наличие ресурсов в долгосрочной перспективе. Согласно  прогнозам  торговля газом переместится в Азиатско-Тихоокеанский регион, который поглотит развивающиеся в настоящее время мощности СПГ. Однако у Европы есть преимущество благодаря географической близости к огромным запасам газа на севере России  - это доступ к месторождениям, которые не конкурируют с другими регионами.

Источник: IEA World Energy Outlook 2016

Источник: BGR Annual Energy Report 2016

Выбросы CO₂ при эксплуатации «Северного потока ‑ 2» будут в два раза ниже, чем при поставках сжиженного природного газа (СПГ), в связи с необходимостью транспортировки СПГ на большие расстояния. В «Северный поток ‑ 2» газ поступает через высокоэффективный береговой терминал, где с помощью всего лишь одной компрессорной станции прокачивается на относительно небольшое расстояние по дну Балтийского моря.

Источник: GHG Intensity of Natural Gas Transport (2017), thinkstep AG

Поступающий по «Северному потоку – 2» более дешевый российский газ повысит конкуренцию на европейском рынке. Запуск нового газопровода станет не только привлекательной альтернативой СПГ, но и будет способствовать снижению цен на импортный газ в целом. Это позволит европейским потребителям заметно сократить расходы на голубое топливо, особенно в условиях сложной конъюнктуры мирового газового рынка с высоким спросом на СПГ в других регионах.

Источник: Impacts of Nord Stream 2 on the European Gas Market (2017), EWI Energy Research & Scenarios gGmbH

Природный газ - это топливо с низким содержанием углерода, которое может заменить другие виды ископаемого топлива в энергоструктуре ЕС и стать надежным дополнением к возобновляемым источникам энергии. «Северный поток ‑ 2» укрепит энергобезопасность и дополнит, а не заменит существующие маршруты поставок газа.

Ищете дополнительную информацию? Найдите ответы на первые 10 вопросов о проекте «Северный поток ‑ 2»

Маршрут газопровода Северный поток-2 будет совпадать с Северным потоком на 86%

Маршрут нового магистрального газопровода (МГП) Газпрома - Северный поток-2 - по дну Балтийского моря будет совпадать с маршрутом уже функционирующего МГП Северный поток.

Маршрут нового магистрального газопровода (МГП) Газпрома - Северный поток-2 - по дну Балтийского моря будет на 86% совпадать с маршрутом уже функционирующего МГП Северный поток. 

Об этом 25 июня 2015 г рассказал технический директор Nord Stream AG С.Сердюков.

 

По словам С.Сердюкова, германская компания Wintershall заинтересована в участии в проекте нового газопровода.

Однако окончательное решение по новым участникам проекта будет приниматься осенью 2015 г.

 

Напомним, что в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ 2015) Газпром договорился с компаниями E.ON, Shell и OMV о строительстве нового газопровода в Европу.

Был подписан и документ с намерениями сторон реализовать проект строительства еще 1 или 2х ниток магистрального газопровода (МГП) от побережья России через акваторию Балтийского моря до побережья Германии.

Мощность нового МГП составит 55 млрд м3/год газа.

 

Тогда же стало известно, что ничего особо нового в проекте не будет, поскольку стороны планируют использовать положительный опыт и наработки МГП Северный поток, которые компания ведет c 2012 г, в том числе выполненное прединвестиционное исследование.

 

Маршрут Северного потока проходит через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район Выборга) до побережья Германии (район Грайфсвальда).

МГП состоит из 2х ниток протяженностью 1224 км и общей проектной мощностью 55 млрд м3/год газа. 
 

В 2012 г, когда эта нитка была запущена в эксплуатацию, акционеры Nord Stream заговорили о возможном расширении проекта за счет строительства 3 и 4 нитки МГП Северный поток.

 

Сейчас проект Северный поток реализует совместное предприятие Nord Stream AG, где Газпрому принадлежит доля участия 51% ; Wintershall Holding GmbH и E.ON Ruhrgas AG - по 15,5%, N.V. Nederlandse Gasunie и GDF SUEZ - по 9%.

Вмешается четвертая сила. Что ждет "Северный поток 2" в 2021 году

МОСКВА, 30 дек — ПРАЙМ, Валерия Княгинина. "Газпром" планировал завершить строительство "Северного потока 2" в 2020 году, но этого не произошло из-за санкций со стороны США. Сейчас власть в Вашингтоне меняется, однако санкции отменять не собираются, более того, могут ввести новые, да посерьёзнее.

Подержать Россию и ее партнеров по проекту может Китай, который уже давно "точит зуб" на политическое давление со стороны Штатов. Эксперты рассказали агентству "Прайм", что ждет самый одиозный российский трубопроводный проект в 2021 году и когда он наконец заработает в полную силу.

САНКЦИИ ПРОЕКТУ НЕ СТРАШНЫ

Шансы того, что газопровод будет достроен в начале следующего года — велики. На днях оператор проекта компания Nord Stream 2 объявила о завершении укладки трубопровода в немецкой исключительной экономической зоне на мелководном участке. Сейчас газопровод завершен более чем на 90%. Осталось достроить глубоководный отрезок в исключительной экономической зоне Дании, который попадает под санкции США. Ожидается, что работы здесь начнутся с 15 января 2021 года.

Стало известно, когда вступят в силу санкции США к российским компаниям

"Газпром" уже продемонстрировал, что не боится санкций, под которые попадают суда-трубоукладчики и обсуживающие суда.

Он все равно готов достраивать. Хотя суда в немецкой мелководной акватории и не попадают под санкции, но разве начал бы он достраивать его, если бы не собирался строить глубоководную линию", — рассуждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Американцы и сами поняли, что расширять санкции на строительство газопровода уже не актуально. Иначе они давно могли бы затронуть не только страховые и сертификационные компании, связанные с "Северным потоком-2", но и порт Мукран, где находится база проекта, да и вообще любой порт, в который заходят трубоукладчики, отмечает экономист Леонид Хазанов.

ПОБЕДИТЬ США

Однако этого не происходит. Дело в том, что Штаты уже несколько месяцев разрабатывают три новых санкционных законопроекта против России, где содержится запрет на выдачу всевозможных сертификатов, необходимых на ввод в эксплантацию "Северного потока 2" и запрет на обслуживание газопровода.

"И вот эта новая порция жестких санкций может опять притормозить запуск проекта, так как эксплуатация будет зависеть не только от России", — считает Юшков.

Если в 2021 году появится запрет на сотрудничество с проектом для компаний по испытаниям, инспектированию и сертификации газопроводов, Германия не сможет выдать разрешение на ввод в эксплуатацию "Северного потока 2".

Строящее "Северный поток 2" судно сменило владельца из-за санкций

"Смогут ли европейцы договориться с Вашингтоном и убрать из этих законопроектов все, что касается эксплантацию трубопровода, пока непонятно", — отметил Юшков.

Пока для Европы предпочтительнее отстаивать свои права на сотрудничество с "Северным потоком 2", поскольку закупки американского сжиженного газа могут обойтись в 1,5-2 раза дороже российского трубопроводного, рассуждает Хазанов.

СИЛА С ВОСТОКА

Но все может измениться. Штаты могут давить на немецких партнеров политически, для этого у них есть возможности в рамках различных партнерских соглашений с европейскими странами, добавляет ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Поставки газа в Китай по "Силе Сибири" в 2021 году увеличатся вдвое

Помочь найти компромисс в вопросе "Северного потока 2" может сторонний лидер, сохраняющий суверенитет до этого времени.

Если в игру включится, например, Китай, который уже давно зол на США из-за развязанной торговой войны, и будет аккуратно поддерживать Россию по темам, связанным с трубопроводом, США, возможно, решат отложить острую фазу этого конфликта. Тогда проект "под шумок" запустят в эксплуатацию, не дожидаясь возможных ограничений.

"Китай будет настаивать на позиции недопустимости политизации экономических проектов. Говорить, избегая острых углов, но поддерживая Россию, так как мы в одной лодке сидим", считает Юшков.

ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА "ГАЗПРОМА"

Но и возможный запуск проекта — еще не полный успех для "Газпрома". После того, как газопровод будут введен в эксплуатацию, встанет вопрос о том, как поделить мощности трубы с европейцами.

Весной 2020 года Европейский союз ввел поправки в Газовую директиву, или, по-другому, Третий энергетический пакет ЕС, которые распространяют ее действие на морские газопроводы. Правила, установленные данным документом, начинают действовать в 12 милях от берега Германии. Последний такой участок как раз касается российских газопроводов.

"Этот документ запрещает одному поставщику загружать больше 50% мощности трубы. И "Газпрому" придется опять выкручиваться и придумывать, как загрузить трубу на полную мощность", — заключил Юшков.

Северный поток-2. Как Газпром хочет спасти газопровод Путина от санкций США. Три сценария. ТЭК, Экономика

Российский Газпром продолжает бороться за жизнь Северного потока-2 – газопровода из России в Германию в обход Украины и других стран Восточной Европы.

Санкции США, введенные в декабре 2019 года остановили прокладку российской "трубы" на финальном этапе - оставалось достроить всего 160 из 1200 км двух ниток трубопровода в Балтийском море.

Что сейчас? Россия ищет возможности для возобновления прокладки Северного потока-2, США планируют расширить санкции против газопровода, что де-факто может окончательно похоронить надежды на его завершение. Германии, главному союзнику РФ по проекту, остается критиковать планы Штатов.

Что будет делать Газпром и удастся ли ему спасти Северный поток-2?

Что такое Северный поток-2?

Северный поток-2 – это расширение первого "потока", который Газпром запустил в 2011 году. Газопровод протяженностью более 1200 км идет по дну Балтийского моря в обход транзитных государств – Украины, Беларуси, Польши и других стран Восточной Европы и Балтии.

Оператором газопровода выступает компания Nord Stream 2 AG, которая на 100% принадлежит Газпрому. Партнерами по проекту выступают пять энергетических гигантов Европы. Среди них, в частности, британская Shell, австрийская OMV, французская Engie и немецкие Uniper и Wintershall. Общая стоимость газопровода оценивается в 9,5-9,9 млрд евро.

Изначально российский монополист планировал запустить Северный поток-2 к концу 2019 года – незадолго до завершения транзитного контракта с НАК Нафтогаз Украины. Но в последний момент планы сорвались. В основном - из-за санкций США, введенных в декабре 2019 года.

Своими ограничениями Штаты фактически запретили трубоукладчикам сотрудничать с Россией в рамках проекта, вынудив уйти от Газпрома двух главных подрядчиков - швейцарскую компанию Allseas и итальянскую Saipem. Они для РФ строили не только Северный поток-2, но Турецкий поток, следующий по дну Черного моря в Турцию.

Для России это стало сильным ударом. Газпрому оставалось достроить всего 160 из 1200 км газопровода в территориальных водах Дании, рассказывал РБК министр энергетики РФ Александр Новак. Оставшийся участок российский монополист обещает достроить к концу 2020 года своими силами.

Что Северный поток-2 означает для Украины?

США, Украина и Польша - основные противники газопровода. Потенциально, запуск Северного потока-2 может лишить Украину доходов от транзита российского газа в Европу.

До января 2020 года транзит российского газа в ЕС приносил в бюджет страны около $3 млрд ежегодно. Эту сумму Украина получала в рамках 10-летнего транзитного договора, подписанного между Нафтогазом и Газпромом в 2009 году.

Срок этого контракта истек, в начале года Нафтогаз и Газпром перезаключили транзитный договор на новых условиях. 

В рамках подписанного в декабре 2019-го контракта Россия будет прокачивать через украинскую ГТС в течение пять лет от минимум 40 млрд кубометров газа ежегодно. Общая стоимость пятилетнего контракта – более $7 млрд.

Схема маршрута Северного потока и Северного потока - 2 (фото: пресс-служба Газпрома)

Гарантий, что этот транзит сохранится после запуска Северного потока-2, никто не дает. По словам директора Оператора ГТС Сергея Макогона, Газпром уже демонтирует трубы со своей стороны, соединяющие украинскую и российскую газотранспортные системы. Таким образом, считает он, РФ "хочет уничтожить возможность транзита газа через Украину в будущем".

Есть и другие версии. Глава Нафтогаза Андрей Коболев, считает, что Газпром, демонтируя трубы, в очередной раз пугает ЕС отключением газа.  

"Россияне пугают европейцев: смотрите, если этот газопровод [Северный поток– 2] не будет достроен – трубы мы убираем перед территорией Украины – и газа в принципе не будет. Это блеф, – сказал он на пресс-конференции 18 июня. - Если это произойдет [запустят газопровод], то и трубы с российской стороны украинской территории останутся на своем месте".

Как Россия собирается спасти Северный поток-2: три фронта

Условно тактику Газпрома по борьбе за жизнь Северного потока-2 можно разделить три направления.

Суды. 15 июня оператор газопровода, компания Nord Stream 2 AG подала апелляцию в суд Дюссельдорфа на решение Федерального сетевого агентства Германии (BNA). Этим решением немецкий регулятор фактически лишил Газпром ожидаемых привилегий, обязав его подчиняться нормам третьего энергетического пакета - и отдать 50% мощности "трубы" независимым поставщикам.

Компания подала иск после безуспешной попытки обойти газовую директиву ЕС через Европейский суд.

Читайте также: Задача для Путина. Почему ЕС опять меняет газовые правила

В Nord Stream настаивают: обновленный третий энергетический пакет касается лишь тех газопроводов, которые построили с 23 мая 2019 года, а "с экономической точки зрения" газопровод к этому времени уже был завершен. 

"Компания приняла безвозвратные инвестиционные решения на миллиарды евро, основываясь на действующей правовой базе, задолго до того, как Европейская комиссия объявила о намерениях изменить Газовую директиву", - приводит Интерфакс заявление Nord Stream 2 AG.

Немецкий суд эти аргументы пока не убедили. Как сообщает агентство ТАСС, Суд Дюссельдорфа дал заявителю время до 15 сентября обосновать свою позицию и только после позиции регулятора он даст ход делу.

"Сенат назначит дату слушаний только тогда, когда все участники воспользуются возможностью письменно изложить свою позицию и очертить спорные вопросы", - пояснил агентству представитель суда.

Обход американских санкций.  У России есть два судна, теоретически способных достроить Северный поток-2 – трубоукладчик Fortuna (принадлежит российской компании Межрегионтрубопроводстрой) и "Академик Черский". Оба, согласно данным сайта Marinetraffic, с мая 2020 года расположены у немецкого порта Мукран, где стоит терминал Северного потока–2.

По информации агентства Интерфакс, в феврале "Академик Черский" после модернизации на Находкинском судоремонтном заводе отправился в Сингапур, после чего в сопровождении российских боевых кораблей прибыл в Балтийское море.

Именно это судно, по словам министра энергетики РФ Александра Новака, Газпром может использовать для достройки Северного потока-2. Косвенно планы монополиста подтверждает неожиданная смена собственника трубоукладчика. По информации РБК, в этом году (точная дата неизвестна) Газпром передал "Академика Черского" Самарскому теплоэнергетическому имущественному фонду (СТИФ), после чего тот сменил прописку с Самары на Санкт-Петербург.

До марта этого года СТИФ принадлежал Газпрому. Однако в компании РБК заверили, мол, все "санкционные риски нивелированы" и прямые санкции США ей не грозят. После формальной смены собственника, как пишет немецкая газета Die Welt, единственное, что может затормозить проект - это запрет на большинство работ в Балтийском море в июле-августе, когда там происходит нерест трески.

Но не стоит забывать о трубоукладчике Fortuna. В июне Nord Stream 2 обратился к Дании с просьбой разрешить этому судну строить Северный поток-2 в своих водах.

В списке потенциальных партнеров "Академика Черского" он оказался не случайно - в прошлом году он строил российскую часть газопровода. Однако в отличие "Черского" у него нет динамического позиционирования (есть только якорное), что не дает ему права работать в водах Дании без разрешения Датского энергетического агентства (ДЭА).

"В территориальных водах Балтийского моря находятся захоронения различного вооружения, включая химического. Это отягощает и делает крайне опасными любые строительные работы. Например, там нельзя пользоваться якорем", - объяснял в интервью LIGA.net Коболев.

Захоронения химического оружия в Балтийском море (инфографика: Sputnik Latvia)

Ставка Европы на "зеленую" энергетику. По информации DW, в июне Германия утвердила программу развития водородной экономики. В рамках этой стратегии ФРГ планирует перевести к 2030 году часть газопроводной системы на транспортировку водорода.

Модернизация ожидает 1100 км действующих магистральных газопроводов, в том числе и OPAL с Eugal, связанных с Северными потоками. Именно за эту идею Россия пытается зацепиться, чтобы спасти свой газопровод, отмечает Коболев.

"Уже начались разговоры, что Северный поток-2 будет использоваться для прокачки водорода из России. Мол, это "зеленый" проект, – рассказал он в интервью LIGA.net.

Сможет ли Газпром поставлять в Европу водород? Глава Нафтогаза в этом сомневается, "учитывая характеристики труб, которые использовались для строительства газопровода". Однако в Газпроме говорят об обратном.

"Даже консервативные оценки показывают, что существующая инфраструктура позволяет транспортировать топливную смесь с содержанием водорода до 20%, - говорится в информационном бюллетене Газпром экспорта за 2018 год. - Недавнее исследование Газпрома и VNG показали, что такие современные трубопроводы как Северный поток могут поставлять топливо с содержанием водорода до 70%".

США VS Россия и Германия

Украина, Польша и США - главные противники Северного потока-2. Общая позиция: газопровод не только подрывает транзитный потенциал украинской ГТС, но и угрожает энергетической безопасности Европы.

Попытка Газпрома обойти американские санкции не осталась не замеченной в американском Конгрессе. 4 июня в Сенате США зарегистрировали новый законопроект о расширении санкций против газопровода. Документ, в частности, запрещает сертифицировать Северный поток-2 и страховать судна, которые используются для его строительства.

Расширение санкций, по мнению Коболева, окончательно заморозит строительство: "Чтобы работать в морской зоне стран Европейского Союза, вы должны иметь страховку. Без нее никакому судну не разрешат начать строительные работы".

Однако последствия новых санкций могут быть еще серьезнее. Санкции США могут затронуть не только российских трубоукладчиков, но и европейские компании, которые участвовали в строительстве газопровода, считает исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс. 

Потенциальными "жертвами" он называет фирмы, которые оказали для проекта страховую и юридическую помощь. Также под ограничения могут попасть государственные органы, которые проводят сертификацию газопровода и портовые операторы. В целом под санкции США могут попасть 12 европейский компаний, уточнил Хармс.

У США могут быть и скрытые мотивы. Штаты никогда не скрывали свой коммерческий интерес в Европе. Россия – один из главных конкурентов американских компаний на газовом рынке ЕС. Согласно данным Еврокомиссии, в 2019 году доля американского СПГ на рынке газа ЕС составляла 16%, тогда как РФ – 20%. Общую долю российского газа в Европе на 5 июня 2020 года в ЕК оценивают в 31% - на 10% ниже, чем в 2018-м. 

Схема российских газопроводов в Европу (карта -  Геоэнергетика.ru)

"Цель Соединенных Штатов, с нашей точки зрения, заключается не в том, чтобы снизить зависимость от России, а в том, чтобы продавать в Европе свой собственный газ, и это будет делать легче, если из России будет поступать меньше газа", - приводит DW слова главы комитета бундестага по экономике и энергетике Клауса Эрнста из посткоммунистической Левой партии.

Читайте также: Зеленский, газовый хаб и Рик Перри. Интервью с будущим поставщиком газа из США в Украину

Этот нюанс уже повлиял на отношения между США и Германией. По информации издания Politico, разные взгляды на НАТО и Северный поток-2 вызвали разногласия между президентом США Дональдом Трампом и канцлером Германии Ангелой Меркель. Якобы из-за их телефонного спора канцлер ФРГ отказалась участвовать в заседании G7, которое планировал собрать глава Белого дома.

Разные взгляды на газопровод подтверждает и позиция МИД Германии. "То, что там [в США] размышляют о санкциях или, возможно, инициируют новые, не меняет ничего в нашей позиции по Северному потоку- 2, - цитирует ТАСС слова главы МИД Германии Хайко Масса. – Санкции, на наш взгляд, носят экстерриториальный характер, мы их отвергаем".

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Газопровод Турецкий поток

«Турецкий поток» - проект газопровода по дну Черного моря, возникший как альтернатива нереализованного проекта «Южный поток». Планируемый маршрут газопровода состоит из двух участков.

  1. Морской участок протяженностью 910 км должен пройти от компрессорной станции "Русская", расположенной в Анапском районе Краснодарского края, до турецкого города Кыйыкёй в провинции Кыркларели.
  2. Сухопутный участок протяженностью 180 км по территории Турции до местности Ипсала на турецко-греческой границе. Предполагается, что далее газ будет направляться в европейские страны.

Отправной точкой маршрута является КС «Русская», проектной мощностью 448 МВт, по достижении которой это будет самая мощная в мире компрессорная станция. На ней планируется установить четырнадцать газоперекачивающих агрегатов по 32 МВт каждый. Строительство станции было начато в 2012 году еще в рамках реализации проекта «Южный поток».

Договоренность с турецкой стороной о строительстве газопровода была достигнута еще в 2014 году. В январе-феврале 2015 года был согласован маршрут по морскому и сухопутному участкам. Начало строительства было запланировано на июнь 2015 года. Однако реализация проекта откладывалась из-за отсутствия межправительственного соглашения с Турцией, вызванного разного рода противоречиями – начиная со споров о цене поставляемого в Турцию газа и кончая конфликтом вокруг нарушения турецкого воздушного пространства российскими боевыми самолетами. В результате проект был заморожен на фоне ухудшения отношений Москвы и Анкары из-за сбитого 24 ноября 2015 года в Сирии турецкими ВВС российского Су-24.

Возобновление проекта произошло в результате договоренностей президента РФ Путина с президентом Турции Эрдоганом на встрече, состоявшейся 9 августа 2016 года в Санкт-Петербурге. 10 октября 2016 года министром энергетики России Александром Новаком и его турецким коллегой Бератом Албайраком было подписано межправительственное соглашение по строительству газопровода «Турецкий поток». Данное соглашение предусматривает строительство двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря, мощностью 15,75 млрд. м3 газа в год каждая. Предполагается, что поставки газа по первой нитке будут предназначены для турецких потребителей. Вторая нитка рассчитана на европейский рынок, но ее строительство возможно только после получения гарантий Евросоюза и Еврокомиссии, что данная инфраструктура будет востребована. Срок реализации проекта, предусмотренный соглашением – декабрь 2019 года.

Вводом в строй газопровода «Турецкий поток» решается задача, поставленная Правительством РФ - прекращение транзита газа через территорию Украины.

В рамках данного проекта реализуется еще одна важная задача – увеличение газоснабжения Крыма путем строительства ответвления «Краснодарский край – Крым». Это позволит обеспечить топливом новые строящиеся ТЭЦ и ТЭС, а также жителей Крыма.

Зарубежная транспортировка российского газа | ООО «Газпром экспорт»

Транспортировка газа для поставки зарубежным покупателям осуществляется по уникальной, не имеющей аналогов в мире системе газоснабжения, соединяющей месторождения российского севера с соседними странами, а также по газопроводу «Сила Сибири», запуск в эксплуатацию которого стал одним из ключевых событий 2019 года.

 

Газотранспортные коридоры через Украину

Через территорию Украины проходит ряд магистральных газопроводов. Вместе они образуют крупнейший газотранспортный коридор проектной мощностью свыше 100 млрд куб. м, по которому российский газ может поставляться потребителям в Центральной, Западной и Южной Европе.

Для обеспечения бесперебойных поставок российского природного газа в страны Дальнего Зарубежья при непосредственном участии ООО «Газпром экспорт» 30 декабря 2019 г. заключено Соглашение между ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» о транспортировке природного газа через территорию Украины, действующее до 31 декабря 2024 г.
 

  • «Уренгой – Помары – Ужгород», «Братство», «Прогресс»
    Поставки по газопроводу «Братство» начались в 1967 г. В 1984 был построен первый в мире трансконтинентальный газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», проектной мощностью 32 млрд куб. м газа в год. В 1988 году был построен газопровод «Прогресс» («Ямбург — Западная граница СССР»), мощностью 26 млрд куб. м. На территории Украины его маршрут совпадает с маршрутом газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород».
    Эти газопроводы в составе «украинского коридора» обеспечивают транзит газа в направлении Словакии. В Словакии газопровод разделяется, одна из ветвей переходит в Чехию, другая — в Австрию.   

    Транзит российского газа по территории Чехии идет в направлениях пунктов Вайдхаус и Гора Св. Катерины как с ужгородского направления, так и по газопроводу «Ямал — Европа» через пункты входа Ольбернау и Брандов.

    Австрия играет важную роль в доставке природного газа в Италию, Венгрию, Словению и Хорватию.  

     
  • «Союз» 
    Газопровод по маршруту «Оренбург — Западная граница СССР» был построен в результате подписания «Оренбургского соглашения». Он был введен в эксплуатацию в 1980 г. Его проектная мощность составляет 26 млрд куб. м газа в год. Транспортируемый по «Союзу» газ может поставляться в направлении Словакии, Венгрии и Румынии.
     
  • Газотранспортный коридор через Румынию
    Еще одним направлением транзита российского газа через Украину является Молдавия и Румыния. В 1986 г. было начато строительство транзитного газопровода, по которому газ через территорию Румынии поставлялся в Болгарию, Турцию, Грецию и Северную Македонию. В 2002 г. построена вторая нитка этого газопровода.

 

«Северный поток»

Газопровод «Северный поток» мощностью 55 млрд куб. м в год позволяет транспортировать газ потребителям Западной Европы, минуя транзитные страны. «Северный поток» включает в себя две нитки мощностью 27,5 млрд куб. м в год каждая. Маршрут трубопровода проходит по дну Балтийского моря от бухты Портовая близ Выборга, до побережья Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность «Северного потока» составляет 1224 км. Целевыми рынками поставок по этому газопроводу являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны.

 

«Ямал – Европа»

Газопровод «Ямал — Европа» проходит по территории России, Белоруссии, Польши до Германии. Строительство газопровода началось в 1994 г. в приграничных районах Германии и Польши, и уже в 1996 г. первые участки магистрали были введены в эксплуатацию. Строительство белорусского участка газопровода «Ямал — Европа», инвестором которого стал Газпром, началось в 1997 г. После введения в строй в 2006 г. последней КС в Белоруссии газопровод «Ямал — Европа» вышел на проектную мощность — 33 млрд куб. м в год.

 

«Голубой поток»

Газопровод «Голубой поток» предназначен для прямых поставок российского газа в Турцию, минуя страны-транзитеры. Общая протяженность сухопутных и морского участков газопровода составляет 1213 км — от района Изобильное в Ставропольском крае до Анкары в Турции. Строительство газопровода завершено в декабре 2002 г., а в феврале 2003 г. начались промышленные поставки газа. В 2019 г. объем транспортировки газа по «Голубому потоку» составил около 11 млрд куб. м.

 

«Выборг – Иматра»

Газопровод для поставок российского газа в Финляндию является частью газотранспортной системы Ленинградской области. Его мощность составляет 6 млрд куб. м в год.

Появились важные новости по «Северному потоку — 2»

 

Либо — либо

 

В судьбе крупнейшего проекта «Северный поток — 2», возможно, начались решающие изменения. Согласно данным системы позиционирования морских судов, предназначенное для его достройки российское судно-трубоукладчик «Академик Черский» в 15 часов 1 октября вышло из германского порта Мукран. Наиболее же интересным является то, что по сообщению агентства РИА Новости, «точкой прибытия в системе Marine Traffic вновь значится Мукран. По данным системы Myshiptracking, обратное прибытие в порт запланировано на 8 мая 2021 года».

Срок возвращения в покинутый Мукран может означать, что трубоукладчик отправился либо строить газопровод, либо — дооснащаться оборудованием с этой целью. Пока, правда, ушел он недалеко. «Академик Черский» расположился примерно в 5 милях к востоку от порта Мукран.

Ранее еще одно российское трубоукладочное судно — «Фортуна», так же покинуло это порт. Оттуда оно пришло в соседний порт Росток, а затем перешло в расположенный неподалеку порт Висмар.

 

Почему Мукран

 

Порт Мукран — не случайный пункт на карте перемещений российских судов. Расположенный в самой восточной точке Германии неподалеку от города Засниц порт Мукран, это единственный порт Западной Европы, располагающий путевыми и перевалочными устройствами для железнодорожных вагонов российской широкой колеи. За что и получил неформальное название «самой западной грузовой станции Транссибирской магистрали».

В июне 2012 года, говорится на сайте представительства ТПП РФ в Германии, была запущена в эксплуатацию железнодорожно-паромная переправ Усть-Луга-Балтийск-Засниц/Мукран, одновременно с размещением на территории порта предприятий по обеспечению строительства первого «Северного потока».

Там находится один из трех заводов, где трубы для газопровода проходят наружное бетонирование. 

 

Kein kommentar

 

Компания Nord Stream 2 AG откликнулась на сообщения о перемещении упомянутых выше судов скупым комментарим, по сути, отказавшись от комментариев: «Нам известны различные домыслы относительно трубоукладочных мощностей и сроков, и мы их не комментируем. О наших планах мы сообщим своевременно», — сказано в ее заявлении, которое цитирует «Интерфакс».

В самом «Газпроме», учредителе компании Nord Stream 2 AG, новости о многострадальном газопроводе довольно давно уже не комментируют вовсе. «Мы сохраняем свои планы по достройке газопровода "Северный поток ‒ 2" и ведем для этого необходимую работу. К сожалению, мы ограничены в том объеме информации, который можем предоставить публично на данном этапе», ‒ заявили в «Газпроме» еще в середине августа, обосновав данную позицию очень сильным давлением на проект.

 

А это еще важнее

 

Есть и еще одна новость, исключительно важная для будущего «Северного потока — 2». 1 октября Nord Stream 2 AG получила разрешение датского энергетического агентства на эксплуатацию газопровода на континентальном шельфе Дании, сообщает сайт «Российской газеты». Оно выдано с условием выполнения ряда требований, обеспечивающих безопасную эксплуатацию газопровода.

Указывается, что использование газопровода возможно только после испытаний хотя бы одной из двух его линий.

Как уточняется, заявка на получение этого разрешения была подана компанией-оператором строительства еще в ноябре 2019 года. Тогда газопровод еще предполагалось достроить в кратчайшие сроки. Затяжка, можно вспомнить, было вызвана отсутствием от Дании разрешения на прокладку в подконтрольных ей водах.

Как только оно было получено, Nord Stream 2 AG и обратился, очевидно, за разрешением на эксплуатацию. На выдачу последнего опять потребовался почти целый год. Впрочем, его, до сегодняшнего дня, отсутствие уже ни на что не влияло. Газопровод не строится из-за угрозы санкций, напугавших владельцев частной швейцарской компании Allseas. 23 декабря 2019 года она вывела из акватории Балтики свои суда, которые занимались прокладкой «Северного потока— 2».

Выдача разрешения на эксплуатацию газопровода пока никем не комментируется.

 

Что может Россия

 

До введения санкций строительством «Северного потока — 2» интересовались итальянская Saipem, французская Technip и ряд российских компаний. Allseas получила право его строить на тендере. Сейчас желающих нет, и остается рассчитывать на суда, находящиеся в распоряжении «Газпрома».

Если посмотреть на историю Allseas, то видно, что эта компания, чей флот способен строить самые крупные газопроводы, выросла за сравнительно короткий промежуток времени из небольшого и по-своему инновационного бизнеса. Ее основатель Эдвард Хеерема переделал старый сухогруз Natalie Bolten в первое в мире, оборудованное системой динамического позиционирования, судно-трубоукладчик.

Первыми ее работами стала укладка в Северном море 8-дюймового трубопровода длиной в 1,8 км. На строительстве «Северного потока — 2» 33 года спустя трубоукладчики этой компании могли работать с трубами в 6 раз большего диаметра и строить газопровод в 600 с лишним раз длиннее.

А что может Россия? Пока — Kein kommentar (No comment, на более понятном большинству россиян языке).

Оператору проекта нужно оснастить суда-трубопрокладчики «Академик Черский» и баржа «Фортуна», которые в изначальной комплектации не могут обеспечить завершение проекта, напомнил главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Их модернизация держится в строжайшем секрете, отмечает он.

Северный поток-2. Как Газпром хочет спасти газопровод Путина от санкций США. Три сценария. ТЭК, Экономика

Российская Газпром продолжает бороться за жизнь Северного потока-2 - газопровода из России в Германию в обход Украины и других стран Восточной Европы.

Санкции США, введенные в декабре 2019 года остановили прокладку российской "трубы" на финальном этапе - оставалось достроить всего 160 из 1200 км двух ниток трубопровода в Балтийском море.

Что сейчас? Россия ищет возможности для возобновления прокладки Северного потока-2, США планируют расширить санкции против газопровода , что де-факто может окончательно похоронить надежды на его завершение. Германия, г лавному союзнику РФ по проекту, остается критиковать планы Штатов.

Что будет делать Газпром и удастся ему спасти Северный поток-2?

Что такое Северный поток-2?

Северный поток-2 - это расширение первого "потока", который Газпром запустил в 2011 году.Газопровод протяженность более 1200 км идет по дну Балтийского моря в обход транзитных государств - Украины, Беларуси, Польши и других стран Восточной Европы и Балтии.

Оператором газопровода выступает компания Nord Stream 2 AG, которая на 100% принадлежит Газпрому. Партнерами по проекту выступают пять энергетических гигантов Европы. Среди них, в частности, британская Shell, австрийская OMV, французская Engie и немецкие Uniper и Wintershall. Общая стоимость газопровода оценивается в 9,5-9,9 млрд евро.

Изначально российский монополист планировал запустить Северный поток-2 к концу 2019 года - незадолго до завершения транзитного контракта с НАК Нафтогаз Украины. Но в последний момент планы сорвались. В основном - из-за санкций США, введенных в декабре 2019 года.

Государства-запретили работать в рамках проекта, вынудив уйти от Газпрома двух главных подрядчиков - швейцарскую компанию Allseas и итальянскую Saipem. Они для РФ строили не только Северный поток-2, но Турецкий поток, следующий по дну Черного моря в Турцию.

Для России это стало сильным ударом. Газпрому оставалось достроить всего 160 из 1200 км газопровода в территориальных водах Дании, рассказывал РБК министр энергетики РФ Александр Новак. Оставшийся участок российский монополист обещает достроить к концу 2020 года своими силами.

Что Северный поток-2 означает для Украины?

США, Украина и Польша - основные противники газопровода. Потенциально, запуск Северного потока-2 может лишить Украину доходов от транзита российского газа в Европу.

До января 2020 года транзит российского газа в ЕС приносил в бюджет страны около $ 3 млрд ежегодно. Эту сумму Украина получала в рамках 10-летнего транзитного договора, подписанного между Нафтогазом и Газпромом в 2009 году.

Срок этого контракта истек в начале года Нафтогаз и Газпром перезаключили транзитный договор на новых условиях.

В рамках подписанного в декабре 2019-го контракта Россия будет прокачивать через украинскую ГТС в течение пяти лет от минимум 40 млрд кубометров газа ежегодно.Общая стоимость пятилетнего контракта - более 7 млрд долларов.

Схема маршрута Северного потока и Северного потока - 2 (фото: пресс-служба Газпрома)

Гарантий, что этот транзит сохраняется после запуска Северного потока-2, никто не дает. По словам директора Оператора ГТС Сергея Макогона, Газпром уже демонтирует трубы со своей стороны, соединяющие украинскую и российскую газотранспортные системы. Таким образом, считает он, РФ "хочет уничтожить возможность транзита газа через Украину в будущем".

Есть и другие версии. Глава Нафтогаза Андрей Коболев, считает, что Газпром, демонтируя трубы, в очередной раз пугает ЕС отключением газа.

"Россияне пугают европейцев: смотрите, если этот газопровод [Северный поток– 2] не будет достроен - трубы мы убираем перед территорией Украины - и газа в принципе не будет. Это блеф, - сказал он на пресс-конференции 18 июня. это произойдет [запустят газопровод], то и трубы с российской стороны украинской территории останутся на своем месте ".

Как Россия собирается спасти Северный поток-2: три фронта

Условно тактику Газпрома по борьбе за жизнь Северного потока-2 можно разделить три направления.

Суды . 15 июня оператор газопровода, компания Nord Stream 2 AG подала апелляцию в суд Дюссельдорфа на решение Федерального сетевого агентства Германии (BNA). Этим решением независимый орган независимого независимого поставщика услуг, независимый независимый орган государственного управления, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый независимый орган власти, независимый независимый орган, независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган, независимый независимый орган государственного управления

Компания подала иск после безуспешной попытки обойти газовую директиву ЕС через Европейский суд.

Читайте также: Задача для Путина. Почему ЕС опять меняет газовые правила

В Nord Stream настаивают: обновленный третий энергетический пакет касается лишь тех газопроводов, которые построили с 23 мая 2019 года, газопровод к этому времени уже был завершен точки.

"Компания принимает безвозвратные инвестиционные решения на миллиарды евро, используемую на действующей правовой базе, задолго до того, как Европейская комиссия объявила о намерении изменить Газовую директиву", - приводит Интерфакс заявление Nord Stream 2 AG.

Немецкий суд эти аргументы пока не убедили. Как сообщает агентство ТАСС, Суд Дюссельдорфа дал заявителю время до 15 сентября обосновать свою позицию и только после позиции регулятора он даст ход делу.

"Сенат назначит дату слушаний только тогда, когда все участники воспользуются письменно изложить свою позицию и очертить спорные вопросы", - пояснил агентству представитель суда.

Обход американских санкций . У России есть два судна, теоретически способных достроить Северный поток-2 - трубоукладчик Fortuna (принадлежит российской компании Межрегионтрубопроводстрой) и "Академик Черский".Оба, согласно данным сайта Marinetraffic, с мая 2020 года расположены у немецкого порта Мукран, где стоит терминал Северного потока – 2.

По информации агентства Интерфакс, в феврале "Академик Черский" после модернизации на Находкинском судоремонтном заводе отправился в Сингапур, после чего в сопровождении российских военных кораблей прибыл в Балтийское море.

Именно это судно, по главе министра энергетики РФ Александра Новака, Газпром может использовать для достройки Северного потока-2.Косвенно планы монополиста подтверждает неожиданная смена собственника трубоукладчика. По информации РБК, в этом году (точная дата неизвестна) Газпром передал "Академика Черского" Самарскому теплоэнергетическому имущественному фонду (СТИФ), после чего сменил прописку с Самары на Санкт-Петербург.

До марта этого года СТИФ принадлежал Газпрому. Однако в компании РБК заверили, мол, все "санкционные риски нивелированы" и прямые санкции США ей не грозят. После формальной смены собственника, как пишет немецкая газета Die Welt, единственное, что может затормозить проект - это запрет на большинство работ в Балтийском море в июле-августе, когда там происходит нерест трески.

Но не стоит забывать о трубоукладчике Фортуна. В июне Nord Stream 2 обратился к Дании с просьбой разрешить этот судну строить Северный поток-2 в своих водах.

В списке партнеров "Академика Черского" он оказался не случайно в прошлом году он строил российскую часть газопровода. Однако в отличие от "Черского" у него нет динамического позиционирования (есть только якорное), что не дает ему права работать в водех Дании без разрешения Датского энергетического агентства (ДЭА).

«В территориальных водах Балтийского моря находятся захоронения различного вооружения, включая химического.

Захоронения химического оружия в Балтийском море (инфографика: Sputnik Latvia)

Ставка Европы на "зеленую" энергетику . По информации DW, в июне Германия утвердила программа развития водородной экономики.В рамках этой стратегии ФРГ перевести в 2030 году часть газопроводной системы на транспортировку водорода.

Модернизация ожидает 1100 км действующих магистральных газопроводов, в том числе и OPAL с Eugal, связанных с Северными потоками. Именно за эту идею Россия пытается зацепиться, чтобы спасти свой газопровод, отмечает Коболев.

"Уже начались разговоры, что Северный поток-2 будет вести переговоры о прокачки из России. Мол, это" зеленый "проект, - рассказал он в интервью LIGA.сеть .

Сможет ли Газпром доставть в Европу водород? Глава Нафтогаза в этом сомневается, "данные характеристики труб, которые использовались для строительства газопровода". Однако в Газпроме говорят об обратном.

"Даже консервативные оценки показывают, что существующая инфраструктура позволяет транспортировать топливную смесь с содержанием водорода до 20%, - говорится в информационном бюллетене Газпром экспорта за 2018 год. Недавнее исследование Газпрома и VNG показали, что такие современные трубопроводы как Северный поток могут поставлять топливо. с содержанием до 70% ".

США VS Россия и Германия

Украина, Польша и США - главные противники Северного потока-2. Общая позиция: газопровод не только подрывает транзитный потенциал украинской ГТС, но и угрожает энергетической безопасности Европы.

Попытка Газпрома обойти американские санкции не осталась не замеченной в американском Конгрессе. 4 июня в Сенате США зарегистрировали новый законопроект о расширении санкций против газопровода. Документ, в частности, запрещает сертифицировать Северный поток-2 и страховать судна, которые используются для его строительства.

Расширение санкций, по мнению Коболева, окончательно заморозит строительство: "Чтобы работать в морской зоне Европейского Союза, вы должны иметь страховку. Без нее никакому судну не разрешат начать строительные работы".

Однако последствия новых санкций могут быть еще серьезнее. Санкции США могут способствовать не только российским трубоукладчиков, но и европейские компании, которые участвуют в строительстве газопровода, считает исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс.

Потенциальные "жертвами фирмы", которые оказали оказали для проекта страховую и юридическую помощь. Службы, обеспечивающие установку газопровода. В целост под санкции США могут попасть 12 европейских компаний, уточнил Хармс.

У США могут быть и скрытые мотивы. США никогда не скрывали свой коммерческий интерес в Европе. Россия - один из главных конкурентов американских компаний на газовом рынке ЕС.Согласно данным Еврокомиссии, в 2019 году американская доля СПГ на рынке газа ЕС составляла 16%, тогда как РФ - 20%. Общую долю российского газа в Европе на 5 июня 2020 года в ЕК оценивают в 31% - на 10% ниже, чем в 2018-м.

Схема российских газопроводов в Европу (карта - Геоэнергетика. ru)

"США, с нашей точки зрения, заключается не в том, чтобы снизить зависимость от России, а в том, чтобы продавать в Европе свой собственный газ, и это будет делать легче, если из России будет поступать меньше газа", - приводит DW слова главы комитета бундестага по экономике и энергетике Клауса Эрнста из посткоммунистической Левой партии.

Читайте также: Зеленский, газовый хаб и Рик Перри. Интервью с будущим поставщиком газа из США в Украину

Этот нюанс уже повлиял на отношения между США и Германией. Вызвали разногласия между президентом США Дональдом Трампом и канцлером Германии Ангелой Меркель. Якобы из-за их телефонного спора канцлер ФРГ отказалась участвовать в G7, которое планировал собрать главу Белого дома.

Разные взгляды на газопровод подтверждает и позиция МИД Германии. "То, что там [в США] размышляют о санкциях или, возможно, инициируют новые, не меняет в нашей позиции по Северному потоку- 2, - цитирует ТАСС слова главы МИД Германии Хайко Масса. - Санкции, на наш взгляд, носят экстерриториальный характер, мы их отвергаем ".

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите ее мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Маршрут газопровода Северный поток-2 будет совпадать с Северным потоком на 86%

Маршрут нового магистрального газопровода (МГП) Газпрома - Северный поток-2 - по дну Балтийского моря будет совпадать с маршрутом уже функционирующего МГП Северный поток.

Маршрут нового магистрального газопровода (МГП) Газпрома - Северный поток-2 - по дну Балтийского моря будет на 86% совпадение с маршрутом уже функционирующего МГП Северный поток.

Об этом 25 июня 2015 рассказал технический директор Nord Stream AG С.Сердюков.

По словам С.Сердюкова, германская компания Wintershall заинтересована в участии в проекте нового газопровода.

Окончательное решение по новым участникам проекта будет приниматься осенью 2015 г.

Напомним, что в рамках Петербургского международного экономического (ПМЭФ 2015) Газпром договорился с компаниями E.ON, Shell и OMV о строительстве нового газопровода в Европу.

Был подписан и документ с намерениями сторон реализовать проект строительства еще 1 или 2х ниток магистрального газопровода (МГП) от побережья Германии через акваторию Балтийского моря до побережья.

Мощность нового МГП составит 55 млрд м3 / год газа.

Тогда же известно, что ничего особо нового в проекте не будет, поскольку стало использоваться положительный опыт и наработки МГП Северный поток, которые ведут c 2012 г, в том числе выполненное прединвестиционное исследование.

Маршрут Северного потока проходит через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая (район Выборга) до побережья Германии (район Грайфсвальда).

МГП состоит из 2 х ниток протяженностью 1224 км и общей проектной мощностью 55 млрд м 3 / год газа.

В 2012 г, когда нитка запущена в эксплуатацию, акционерного общества Nord Stream, заговорили о возможном расширении проекта за счет строительства 3 и 4 нитки МГП Северный поток.

Сейчас проект Северный поток реализует совместное предприятие Nord Stream AG, где Газпрому принадлежит доля участия 51%; Wintershall Holding GmbH и E.ON Ruhrgas AG - по 15,5%, N.V. Nederlandse Gasunie и GDF SUEZ - по 9%.

Вмешается четвертая сила. Что ждет "Северный поток 2" в 2021 году

МОСКВА, 30 дек - ПРАЙМ, Валерия Княгинина. "Газпром планировал завершить строительство Северного потока 2" в 2020 году, но этого не произошло из-за санкций со стороны США. Сейчас власть в Вашингтоне меняется, однако санкции отменяют новые, да посерьёзнее. Подержать Россию и ее партнеров по проекту может Китай, который уже давно "точит зуб" на политическое давление со стороны Штатов.Эксперты рассказали агентству "Прайм", что ждет самый одиозный российский трубопроводный проект в 2021 году и когда он наконец заработает в полную силу.

САНКЦИИ ПРОЕКТУ НЕ СТРАШНЫ

Шансы того, что газопровод будет достроен в начале следующего года - велики. На днях оператор проекта компания Nord Stream 2 объявила о завершении укладки трубопровода в немецкой исключительной зоне на мелководном участке. Сейчас газопровод завершен более чем на 90%.Осталось достроить глубоководный отрезок в исключительной экономической зоне Дании, который попадает под санкции США. Ожидается, что работы здесь начнутся с 15 января 2021 года.

Стало известно, когда вступят в силу санкции США к российским компаниям

"Газпром" уже действует, что не боится санкций, под которые попадают суда-трубоукладчики и обсуждающие суда. Он все равно готов достраивать. Хотя бы не собирался строить глубоководную линию, - рассуждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и аналитик ФНЭБ Игорь Юшков, - начал он достраивать его, если бы не собирался строить глубоководную линию.

Американцы и сами поняли, что расширять санкции на строительство газопровода уже не актуально. Иначе они должны были бы способствовать не только страховые и сертификационные компании, связанные с «Северным потоком-2», но и порт Мукран, где находится база проекта, да и вообще любой порт, в котором заходят трубоукладчики, отмечает экономист Леонид Хазанов.

ПОБЕДИТЬ США

Однако этого не происходит. Дело в том, что США уже несколько месяцев исполняют три санкционных законопроекта против том, где запрет на выдачу всевозможных сертификатов, необходимых на ввод в эксплантацию "Северного потока и запрет на обслуживание газопровода.

"И вот эта новая порция жестких санкций может опять притормозить запуск проекта, так как эксплуатация будет зависеть не только от России", - считает Юшков.

Если в 2021 году появится сотрудничество с проектом для компаний по испытаниям, инспектированию и сертификации газопроводов, Германия не сможет выдать разрешение на ввод в эксплуатацию "Северного потока 2".

Строящее "Северный поток 2" судно сменило владельца из-за санкций

"Смогут ли европейцы договориться с Вашингтоном и убрать из этих законопроектов все, что касается эксплантацию трубопровода, пока непонятно", - отметил Юшков.

Пока для Европы предпочтительнее отстаивать свои права на сотрудничество с "Северным потоком 2", поскольку закупки американского сжиженного газа обойтись в 1,5-2 раза дороже российского трубопроводного трубопровода, рассуждает Хазанов.

СИЛА С ВОСТОКА

Но все может измениться. Государства могут давить на немецких партнеров политически, для этого у них есть возможности в рамках партнерских соглашений с европейскими странами, ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Поставки газа в Китай по "Силе Сибири" в 2021 году увеличатся вдвое

Помочь найти компромисс в вопросе "Северного потока 2" может сторонний лидер, сохраняющий суверенитет до этого времени.

Если в игру включится, например, Китай, который уже давно зол на США из-за развязанной торговой войны, будет аккуратно поддерживать Россию по темам, возможно, будет действовать с трубопроводом, США, возможно, решат отложить острую фазу этого конфликта. Тогда проект "под шумок" запустят в эксплуатацию, не дожидаясь ограничений.

"Китай будет настаивать на недопустимости политизации экономических проектов. Говорить, избегая острых углов, но поддерживая Россию, так как мы в одной лодке сидим", считает Юшков.

ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА "ГАЗПРОМА"

Но и возможный запуск проекта - еще не полный успех для "Газпрома". После того, как газопровод будет введен в эксплуатацию, встанет вопрос о том, как поделить мощность трубы европейцами.

Весной 2020 года Европейский союз ввел поправки в Газовую директиву, или, по-другому, Третий энергетический пакет ЕС, который распространяет ее действие на морские газопроводы.Правила, данным документом, начинают действовать в 12 милях от берега Германии. Последний такой участок как раз касается российских газопроводов.

"Этот документ запрещает одному поставщику загружать больше 50% мощности трубы. И" Газпрому "придется опять выкручиваться и придумывать, как загрузить трубу на полную мощность", - заключил Юшков.

"Северный поток - 2" в фазе неотвратимости. Новая карта Европы

Пришло время говорить не на тему "сумеют ли остановить Северный поток 2", а о том, как изменится (как минимум энергетическая) карта Европы после того, как газ придет в нее по новому маршрутам.И как будет в этом случае "новое европейское энергокольцо"

Разъясняя позиция России на трехсторонних переговорах о транзите российского газа, назначенных на начало следующего года, министр энергетики РФ Александр Новак выступил с достаточно серьезным заявлением, отмечает автор РИА Новости Дмитрий Лекух.

Россия готова обеспечить поставки по долгосрочным контрактам в Европу даже в случае, если к декабрю 2019 года не удастся достигнуть договоренностей с Украиной по транзиту внутреннего газа.Министр констатировал: "При любых обстоятельствах мы гарантируем поставку российского газа по подписанным" Газпромом "долгосрочным контрактам. В этом смысле европейские пользователи будут обеспечены объемом". А что касается собственно "украинского транзита", то он по окончании транзитного контракта в следующем году возможен только на условиях "экономической целесообразности", если "такой вариант маршрутизации по отношению к другим транзиттам газа в Европу".

Если б у Российской Федерации не было таких технических возможностей, Новак об этом бы просто не говорил.Особенно на фоне новостей, приходящих с Балтийского моря, где более чем активно строится "Северный поток - 2".

Как сообщила компания-оператор проекта Nord Stream 2 AG, крупнейшее в мире судно-трубоукладчик Pioneering Spirit приступило к строительству участка "Северного потока - 2" в территориальных водах Финляндии. Единственной, кстати, кроме Германии и России, ключевой территории, способной реально заблокировать российско-европейский газопровод через правовую власть.

Согласие уже "не согласившейся" Швеции и до сих пор "не согласившейся" Дании вторично, можно без ущерба для газопровода обойти, с Финляндией это невозможно географически.Разрешение на укладку одними из первых - и теперь спокойно держат слово, не обращая внимания ни на какие угрозы, в том числе санкционные. В конце концов, добрые отношения с такими великими соседями, как Россия и Германия, для них стократно важней.

Еще одно судно, Audacia, трубоукладочные работы в территориальных водах Германии. Там уже уложено в общей сложности около 370 километров газопровода. А если добавить ко всему этому еще и деньги, которые уже по факту перечислили такие гиганты, как австрийская OMV, французская Engie, британско-голландская Shell и немецкие Wintershall и Uniper, а также гарантии с российской стороны "если что" достроить "Северный поток - 2 "самостоятельно, - то становится понятным, что сейчас более или менее уважающие своих читателей аналитики рассуждать уже не на тему" сумеют ли остановить Северный поток 2 ", а о, как изменится (как минимум энергетическая) карта Европы после того, как русский газ придет в нее по новому маршрутам: через Германию и Турцию.

И как будет в этом случае выглядеть «новое европейское энергокольцо».

Во-первых, к основным "разновекторным" игрокам в лице России, Германии и Турции добавляется еще и Австрия. На территории которой, судя по всему, сойдутся точки пересечения маршрутов-продолжений "северных" и "турецких" потоков. И именно Австрия станет конечным перевалочным хабом для реэкспорта русского газа в остальную Европу. И тут важно не уникальное географическое положение и культурная близость по отношению к Германии и России, сколько готовая и разветв сеть ПХГ (подземных хранилищ газа), вполне способная заменить аналогичные газохранилища на территории Украины.

Первой, кто в этом случае падет в неравной битве за новую энергетическую карту Европы, будет украинская ГТС. Она никому в принципе не нужна.

Она не нужна русским по всем понятным и миллионам раз проговоренным обстоятельствам. Иначе бы просто не было сказано столько слов нашими "западными группами" по использованию этой злосчастной трубы. Сами же русские нашли неубиваемую формулу: газ по украинской трубе пойдет, если это будет экономически целесообразно. И еще - если Украина предложит хорошую цену за транзит, что вообще выглядит какое-то форменное издевательство.

Ибо Украина уже по факту сказала, что цены должны расти.

Украинская ГТС не нужна ни Германии с Австрией, ни тем более Турции. Зачем им лишние посредники? Свои вопросы за счет "потоков" эти ребята решат. А кому-то надо, в конце концов, и сжиженный газ покупать.

И вот тут мы переходим, к, пожалуй, самому интересному. А именно к странам - производительм СПГ. Дело в том, что в случае успешного завершения строительства "потоков" кинется добивать действующую украинскую ГТС, - как раз США.

Потому что строительство новых заводов по сжижению СПГ уже заложено, мощность и финансирование посчитаны. А вот с рынками быта есть выступ вопросы.

С Китаем, как пишут в интернетах, "все сложно": китайцы уже по факту с лета прекратили свою импорт американского СПГ. И в текущих обстоятельствах эти закупки возобновлять, то исключительно в символических количествах. Ибо США слишком в последние годы непредсказуемы. Да и катарский газ перенаправить на рынок юго-восточной Азии в Европу как-то тоже не удалось: построить газопровод через Сирию не дал противный Асад и противные российские ВКС.

Вот и получается, что европейское направление, которое ранее рассматривалось американцами скорее как вспомогательное, внезапно становится основным. И если остановить "русские потоки" не удается, то нужно хотя бы "брать что дают". И тут газ, идущий в Европу через украинскую трубу, вообще становится для американцев каким-то досадным недоразумением.

Появились важные новости по «Северному потоку - 2»

Либо - либо

В судьбе крупнейшего проекта «Северный поток - 2», возможно, начались решающие изменения.Согласно данным системы позиционирования морских судов, предназначенное для его достройки российское судно-трубоукладчик «Академик Черский» в 15 часов 1 вышло из германского порта Мукран. Наиболее интересным является то, что по сообщению агентства РИА Новости, «точка прибытия в системе Marine Traffic» вновь значится Мукран. По данным системы Myshiptracking, обратное прибытие в порт запланировано на 8 мая 2021 года ».

Срок возвращения в покинутый Мукран может означать, что трубоукладчик отправился либо строить газопровод, либо - дооснащаться оборудованием с этой целью. Пока, правда, ушел он недалеко. «Академик Черский» расположился примерно в 5 милях к востоку от порта Мукран.

Ранее еще одно российское трубоукладочное судно - «Фортуна», так же покинуло это порт. Оттуда оно пришло в соседний порт Росток, а затем перешло в восстановленный порт Висмар.

Почему Мукран

Порт Мукран - не случайный пункт на карте транспортных российских судов. Расположенный в самой восточной Европе Германии от Засниц порт Мукран, это единственный порт европейского государства, находящийся в распоряжении железнодорожных вагонов широкой европейской колеи.За что и получил неформальное название «самой западной грузовой станции Транссибирской магистрали».

В июне 2012 года, говорится на сайте представительства ТПП в Германии, запущена в эксплуатацию железнодорожно-паромная переправка Усть-Луга-Балтийск-Засниц / Мукран, одновременно с размещением на территории портала предприятий по обеспечению первого «Северного потока».

Там находится один из трех заводов, где трубы для газопровода проходят наружное бетонирование.

Комментарий Kein

Компания Nord Stream 2 AG откликнулась на сообщения о перемещении упомянутых выше судов скупым комментарием, по сути, отказавшись от комментариев: «Нам известны различные домыслы относительно трубоукладочных мощностей и сроков, и мы их не комментируем. О наших планах мы сообщим своевременно », - сказано в ее заявлении, которое цитирует« Интерфакс ».

В самом «Газпроме», учредителе компании Nord Stream 2 AG, новости о многострадальном газопроводе довольно давно уже не комментируют вовсе.«Мы сохраняем свои планы по достройке газопровода« Северный поток - 2 »и ведем для этой специальной работы. К сожалению, мы ограничены в объеме информации, который может быть опубликован на данном этапе », - заявили в« Газпроме »еще в середине августа, обосновав данные требования очень сильным давлением на проект.

А это еще важнее

Есть и еще одна новость, исключительно важная для будущего «Северного потока - 2». 1 октября Nord Stream 2 AG получила разрешение датского агентства на эксплуатацию газопровода на континентальном шельфе Дании, сообщает сайт «Российской газеты».Оно выдано с условием выполнения требований, обеспечивающих безопасную эксплуатацию газопровода.

Указывается, что использование газопровода возможно только после испытаний хотя бы одной из двух его линий.

Как уточняется, заявка на получение этого разрешения была подана компанией-оператором строительства еще в ноябре 2019 года. Тогда газопровод еще предполагалось достроить в кратчайшие сроки. Затяжка, можно вспомнить, было отсутствием от Дании на разрешение прокладку в подконтрольных ей водах.

Как только оно было получено, Nord Stream 2 AG обратился, разрешено, за разрешение на эксплуатацию. На выдачу последнего опять потребовался почти целый год. Впрочем, его, до сегодняшнего дня, отсутствие уже ни на что не влияет. Газопровод не строится из-за угроз санкций, напугавших владельцев частной швейцарской компании Allseas. 23 декабря 2019 года она вывела из акватории Балтики свои суда, которые занимались прокладкой «Северного потока— 2».

Выдача разрешения на эксплуатацию газопровода пока никем не комментируется.

Что может Россия

До введения санкций строитель «Северного потока - 2» интересовались итальянская Saipem, французская Technip и ряд российских компаний. Allseas получила право его строить на тендере. Сейчас желающих нет, и продолжает оставаться на суде, находящимся в распоряжении «Газпрома».

, что эта компания способна строить самые крупные газопроводы, выросла за сравнительно короткое время из небольшого и по-своему инновационного бизнеса.Ее основатель Эдвард Хеерема переделал старый сухогруз Natalie Bolten в первое в мире оборудованное системой динамического позиционирования, судно-трубоукладчик.

Первыми ее работами стала укладка в Северном море 8-дюймового трубопровода длиной в 1,8 км. На строительстве «Северного потока - 2» 33 года спустя трубоукладчики этой компании могли работать с трубами большего диаметра и строить газопровод в 600 с лишним раз длиннее.

А что может Россия? Пока - Kein kommentar (Без комментариев, на более понятном большинству россиян языке).

Оператору проекта нужно оснастить суда-трубопрокладчики «Академик Черский» и баржа «Фортуна», которые в исходной комплектации могут обеспечить завершение проекта, напомнил главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Их модернизация держится в строжайшем секрете, отмечает он.

Где берет начало "Голубой Поток"

В соответствии с соглашением между правительством Российской Федерации и Турецкой Республики о поставках российского газа в Турцию через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года ОАО «Газпром» заключило коммерческий контракт с турецкой фирмой «Боташ».

Этот документ предусматривает нарастающие объемы поставок газа с 2001 года в течение 25 лет. с выходом к 2008 году на максимальный уровень - 16 миллиардов кубометров в год. Для реализации этого проекта было принято решение проложить прямую магистраль через Черное море, что позволяет избежать зависимости от стран-транзитеров.

Владельцем морского участка выступила компания «Блю стрим пайплайн компани», совладельцем которой является ОАО «Газпром», а владение сухопутным участком остается полностью за Газпромом.Магистральный газопровод, проектирование которого легло на плечи генерального подрядчика - ОАО «Гипроспецгаз», протяженность 769 километров проходит из района Изобильного Ставропольского края в районе Джубги Краснодарского края на побережье Черного моря, а также под водой до Самсун в Турции.

Изначально предполагалось, что сухопутный участок протянется на 370 километров, морской - на 396 километров и максимальная глубина составляет 2150 метров, что на третьем превышало глубину существовавших в мире подводных трубопроводов, а морской участок протянется в крупнейшую в мире, уникальную по характеристикам компрессорную станцию ​​«Береговая» мощностью 250 мегаватт.

Для работы над проектом газопровода Россия - Турция приказом генерального директора Гипроспецгаза М.Ф. Трубачёва была создана бригада ГИПов, который возглавил заместитель главного инженера института Юрий Николаевич Кузниченков:

«Идея диверсификации транспортных газовых потоков появилась после распада СССР и возникновения Содружества Независимых Государств (СНГ). Так сложилось, что все экспортные газопроводы, транспортировавшие газ в Западную и Южную Европу, проходили по территории Украины и Белоруссии.Возник вопрос, как должен оплачиваться транзит; появились проблемы несанкционированного отбора газа, задержек с оплатой за поставленный газ. В Газпроме было принято решение: во избежание транзитных рисков прокладывать экспортные газотранспортные магистрали, минуя, по возможности, посредников и третьи страны, и, если нужно, - через морские акватории. Так родилась идея газопровода Россия - Турция (морской вариант), который получил название «Голубой поток».

В Гипроспецгазе все началось в июне 1996 года с визитром ЗАО «Питергаз», совместное предприятие Газп и из Нидерландов, которое в то время занималось проектом газопровода Оман — Индия с подводным переходом фирмы через Индийский океан, где глубина укладки превышала 3 000 метров. Докладывает об этом проекте менеджер из Нидерландов, оперируя опыт проектирования и прокладки трубопроводов в акваториях Северного моря и Мексиканского залива.

Всех, кто присутствовал на презентации, захватила такая смелая идея, и возникли предложения, чтобы Гипроспецгаз принял участие в этом проекте, и сожаление о том, что в России такого рода проекты отсутствуют. На что руководитель А.С. Фёдоров заметил, что в Газпроме появилась идея прокладки газопровода напрямую через акваторию Черного моря в Турцию.Схемы трассы такого газопровода у гостей не было, а был только замысел проложить газопровод из района Туапсе через Черное море в районе города Самсун на турецком берегу. Господин Фёдоров использует Гипроспецгазу проработать свой вариант прокладки газопровода с учетом распределения потоков газа. Определить точки вхождения газопровода в Черное море, подводящего газопровода от Единой системы магистральных газопроводов Газпрома и выхода газопровода натурецкий берег в районе города Самсун.

В работу над ТЭО газопровода Россия - Турция (морской вариант), так назывался вначале этот проект, включился весь институт во главе с генеральным директором М.Ф. Трубачёвым и его первым заместителем, главным инженером В.Н. Артамоновым.

На первом этапе на стадии декларации о намерении и обосновании включения активное участие в работе приняли сотрудники отдела технико-экономического проектирования во главе с Б.А. Козыревым и главными специалистами Т.М. Прокофьевой, Е.Н. Поляковой, Л.Г. Николаевой. Они взяли на себя труд по определению и защите на всех уровнях технико-экономических показателей проекта. Сложности заключаются в том, что руководители и управленийпрома просто не верили в осуществление столь смелой технической идеи и подвергнуться критике и тщательному анализу всех показателей проекта.Дело доходило до того, что член правления Газпрома В.И. Резуненко, который курировал наш проект, каждые две недели собирающий механизм, на котором приглашаются начальников ведущих управлений и отделов Газпрома, где по докладу института рассматривались техникоэкономические проблемы, конструквшие в процессе проектирования. Таким образом, шаг за шагом специалистов института убеждались сами и убеждали представителей служб заказчика, подрядчика и экспертных организаций по возможности осуществления проекта.

Сотрудники всех производственных отделов института считали за честь проявить инициативу и реализовать свой опыт и знания на этом проекте.Настоящие самые технические решения были настоящими новейшими и не имеющими аналогов идеями. Особая дискуссия разыгралась по вопросу диаметра морского участка газопровода. Совещание проходило во ВНИИГАЗе с участием специалистов из США. Было рассмотрено три предложения: • Гипроспецгаз: труба диаметром 630 миллиметров, две нитки производительностью 8 миллиардов м3 / каждый год; • представители США: одна труба диаметром 820 миллиметров с производительностью 16 миллиардов м3 / год. • ВНИИГАЗ: три трубы диаметром 520 миллиметров с общей производительностью 16 миллиардов м3 / год.

Американцы доказывали нецелность 2-ниточного перехода, используя опыт прокладки трубопроводов в Северном море. В душе, как инженеры, мы были с ними согласны, так как подобное решение значительно удешевило бы проект, но на первом совещании по выполнению задачи перехода газопроводом через Черное море пришли к выводу, что он должен состоять из двух ниток. В этом случае с нашим предложением конкурировало предложение ВНИИГАЗа, но оно было значительно дороже, а его рассмотрение в Газпрома затянуло принятие решения.В итоге одобрили наше предложение - 2-ниточный переход из труб Ду 600.

Инновационный характер проекта уже на ранних стадиях разработки обусловил оптимизацию «Голубого потока» от разработки до потребителя и увязать между собой по срокам реализации, обеспечить необходимые условия его резервирования части, необходимой степени резервирования, а значит, повысить надежность и без опасности ».

За сухопутную часть от Изобильного до Джубги и от Самсуна до Анкары отвечали ГИПы Л.Л. Изак и И.В. Мещерин, а за переход через Черное море - ГИПы А.К. Дерцакян и А.М. Серебряков. На стадии подготовки рабочей документации подключились ГИПы И. Р. Валиуллин, С.А. Кауфман, Г.Л. Тентлер, Э.М. Салецкий, помощник ГИПа Г.В. Озерова и многие другие.

«Проект Россия - Турция был уникальным, что впервые в отечественной и мировой практике предстояло проложить газопровод по дну Черного моря на такой глубине», - считает Леонидо-вич Изак.— Работать в Турции было очень интересно.Пришлось столкновение с совершенно отличной от нашей культурой, обычаями, религией. Если там говорят «да», то это, скорее всего, «нет», обещания час то не выполняются, к этому трудно было привыкнуть.

Работа с газовым предприятием «Боташ» наводила на мысль, что мы увлекаемся объемами проектной документации на всех стадиях проектирования. Все дело в инерции турок и нежелании что-нибудь изменить - по принципу «а зачем, и так сойдет». А ведь мы тратим рабочее время специалистов, тонны бумаги, расходных материалов, выпускаем к проекту томов, зачастую никто не читает.И все это в угоду многочисленным согласующим организацию, которых сегодня развелось в избытке. Надо менять эту порочную практику.

На проекте Россия - Турция возмужали и выросли до заместителей главного инженера общества проектов «Алтай» и «Ямал» Игорь Равильевич Валиуллин и Сергей Александрович Кауфман. Пожелаем им успешной работы! ».

Свое дальнейшее развитие газопровод Россия - Турция, или как его потом назвали, «Голубой по-ток» получил уже в XXI веке.

Зарубежная транспортировка российского газа | ООО «Газпром экспорт»

Транспортировка газа для поставки зарубежным покупателям осуществляется по уникальной, не имеющей аналогов в мире системы газоснабжения, соединяющей месторождения российского российского с соседними странами, а также по газопроводу «Сила Сибири», запуск которого стал одним из ключевых событий 2019 года.

Газотранспортные коридоры через Украину

Через территорию Украины проходит ряд магистральных газопроводов. Вместе они образуют крупнейший газотранспортный коридор проектной мощностью свыше 100 млрд куб. м, по российский газ может поставляться потребителям в Центральной и Южной Европе.

Для обеспечения бесперебойных поставок российского природного газа в страны Дальнего Зарубежья при непосредственном участии ООО «Газпром экспорт» 30 декабря 2019 г.заключено Соглашение между ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» о транспортировке природного газа через территорию Украины, действующее до 31 декабря 2024 г.

  • «Уренгой - Помары - Ужгород», «Братство», «Прогресс»
    Поставки по газопроводу « Братство » начались в 1967 г. В 1984 был построен первый в мире трансконтинентальный газопровод « Уренгой - Помары - Ужгород », проектной мощностью 32 млрд куб. м газа в год.В 1988 году был построен газопровод « Прогресс » («Ямбург - Западная граница СССР») мощностью 26 млрд куб. м. На территории Украины его маршрут совпадает с маршрутом газопровода «Уренгой - Помары - Ужгород».
    Эти газопроводы в составе «украинского коридора» обеспечивают транзит газа в направлении Словакии. В Словакии газопровод разделяется, одна из ветвей переходит в Чехию, другую - в Австрию.

    Транзит российского газа по территории Чехии идет в направлениях пунктов Вайдхаус и Гора Св.Катерины как с ужгородского направления, так и по газопроводу «Ямал - Европа» через зоны входа Ольбернау и Брандов.

    Важная роль в доставке природного газа в Италию, Венгрию, Словению и Хорватию.

  • «Союз»
    Газопровод по «Оренбург - Западная граница СССР» построен в результате подписания «Оренбургского соглашения». Он был введен в эксплуатацию в 1980 г. Его проектная мощность составляет 26 млрд куб.м газа в год. Транспортируемый по «Союзу» газ может поставляться в направлении Словакии, Венгрии и Румынии.
  • Газотранспортный коридор через Румынию
    Еще одним направлением транзита российского газа через Украину является Молдавия и Румыния. В 1986 г. было начато строительство транзитного газопровода, через территорию Румынии, поставлялся в Болгарию, Турцию, Грецию и Северную Македонию. В 2002 г. построена вторая нитка этого газопровода.

«Северный поток»

Газопровод «Северный поток» мощностью 55 млрд куб. м в год позволяет транспортировать газ потребителям Европы, минуя транзитные страны. «Северный поток» включает в себя две нитки мощностью 27,5 млрд куб. м в год каждую. Маршрут трубопровода проходит по дну Балтийского моря от бухты Портовая близ Выборга, до побережья Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность «Северного потока» составляет 1224 км. Целевыми рынками сбыта по этому газопроводу - Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны.

«Ямал - Европа»

Газопровод «Ямал - Европа» проходит по территории России, Белоруссии, Польши до Германии. Строительство газопровода началось в 1994 г. в приграничных районах Германии и Польши, и уже в 1996 г. первые участки магистрали были введены в эксплуатацию. Строительство белорусского участка газопровода «Ямал - Европа», инвестором которого стал Газпром, началось в 1997 г. После введения в строй в 2006 г. последней КС в Белоруссии газопровод «Ямал - Европа» вышел на проектную мощность - 33 млрд куб.м в год.

«Голубой поток»

Газопровод «Голубой путь» для прямой поставки российского газа в Турцию, минуя страны-транзитеры. Общая протяженность сухопутных и морских участков газопровода составляет 1213 км - от района Изобильное в Ставропольском крае до Анкары в Турции. Строительство газопровода завершено в декабре 2002 г., а в феврале 2003 г. начались промышленные поставки газа. В 2019 г. объем транспортировки газа по «Голубому потоку» составил около 11 млрд куб.м.

«Выборг - Иматра»

Газопровод для поставки российского газа в Финляндию является частью газотранспортной системы Ленинградской области. Его мощность составляет 6 млрд куб. м в год.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *