«Северный поток»
Северный поток — 2«Северный поток» — экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море. Он напрямую связывает «Газпром» и европейских потребителей, минуя транзитные государства. «Северный поток» обеспечивает высокую надежность поставок российского газа в Европу.
Мощность двух ниток — 55 млрд куб. м газа в год.
Протяженность — 1224 км.
Оператор «Северного потока» — компания Nord Stream AG.
Реализация проекта
«Северный поток» — это высокотехнологичный сверхнадежный маршрут поставки российского газа в ЕС.
2000–2006
В декабре 2000 года решением Европейской комиссии проекту «Северный поток» был присвоен статус TEN (Трансъевропейские сети), который был подтвержден в 2006 году. Это означает, что «Северный поток» имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого развития и энергобезопасности Европы.
2010–2012
В апреле 2010 года в Балтийском море началось строительство газопровода «Северный поток». В ноябре 2011 года состоялся ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока», в октябре 2012 года — второй нитки.
Закачку газа в «Северный поток» осуществляет компрессорная станция (КС) «Портовая». Это уникальный объект мировой газовой отрасли по суммарной мощности (366 МВт).
В «Северном потоке» использованы трубы диаметром 1220 мм, давление в газопроводе на выходе из расположенной на российском берегу компрессорной станции «Портовая» составляет 220 бар (220 кг на 1 кв. см), при выходе трубы на сушу в Германии — 106 бар.
До «Северного потока» никто в мире не строил газопроводов, по которым в бескомпрессорном режиме можно было бы транспортировать газ на расстояние 1224 км.
Еще некоторый запас по давлению создан на немецком берегу, ведь в Грайфсвальде КС тоже нет. Таким образом, энергии хватает не только, чтобы поставлять газ через Балтийское море без дополнительных компрессорных станций, но и чтобы транспортировать его еще на 100 км по суше.
Сталь, которая выбрана в рамках проекта для изготовления труб, — уникальна. Металлургам далеко не сразу удалось создать материал с таким запасом прочности и эластичности. Кроме того, внутреннюю поверхность трубы обработали таким образом, что шероховатость металла стала ниже шести микрон. Один микрон — тысячная часть миллиметра. Чтобы добиться такого показателя, сначала труба полируется механически, а затем на металл наносится специальное полимерное гладкостное покрытие.
Применяемые в проекте материалы, технологии и решения позволяют рассчитывать на безотказную работу газопровода в течение как минимум 50 лет.
Морской газопровод не требует больших затрат на обслуживание. Его состояние контролируется при помощи специальных диагностических устройств, которые запускают по трубе из России в Германию. Это так называемые интеллектуальные поршни — каждый из них представляет собой большой вычислительный комплекс. Конструкция газопровода как раз такова, чтобы по нему мог беспрепятственно проходить диагностический поршень — на всем протяжении трассы внутренний диаметр, исчисляемый с точностью до одного миллиметра, составляет 1153 мм.
В то же время внешний диаметр по ходу удаления от российского берега постепенно уменьшается в соответствии с падением давления газа. Первые 300 км труба должна выдерживать давление 220 бар, следующие почти 500 км — 200 бар, а затем — 170 бар. На каждом из этих участков стенка газопровода имеет различную толщину — от 34 до 27 мм. Такое сегментирование позволило сэкономить расходы на производство труб без ущерба для надежности.
На трубу нанесено специальное внешнее антикоррозийное и бетонное покрытие. Бетонное покрытие производится из высокоплотной железной руды, которая измельчается, смешивается с цементом и наносится на трубу. В результате труба оказывается в армированной спиральной оболочке, залитой бетоном, и затем в течение суток обрабатывается паром в специальных тоннелях. Обетонирование решает сразу несколько задач. Во-первых, удерживает газопровод на морском дне и фиксирует трубу, чтобы ее не сносило течением. Во-вторых, играет роль изоляции, защищающей магистраль от внешних механических повреждений.
Реализация проекта «Северный поток» способствовала развитию российской трубной отрасли. Производством труб большого диаметра для первой нитки газопровода занимался «Выксунский металлургический завод» (25%) и немецкий концерн Europipe (75%). Для второй нитки трубы произвели: ОМК (25%), Europipe (65%) и японская Sumitomo (10%).
«Северный поток» является транснациональным проектом. Процесс его строительства регулировался международными конвенциями и национальным законодательством каждого государства, через территориальные воды и/или исключительную экономическую зону которого проходит газопровод.
Акватория Балтийского моря по маршруту «Северного потока» была тщательно исследована до начала прокладки. Маршрут газопровода был намечен, насколько это возможно, по прямой линии и при этом скорректирован с учетом важных навигационных маршрутов, экологически чувствительных и других особых зон.
Строительство «Северного потока» осуществлялось с соблюдением самых строгих экологических норм и не нарушило экосистему Балтийского моря. В частности, для минимизации воздействия на окружающую среду строительные работы не велись во время нереста сельди, а также во время остановки перелетных птиц в этих местах.
В общей сложности исследовательские суда прошли свыше 40 тыс. км морского дна с целью изучения его рельефа и придонных отложений, поиска боеприпасов и объектов культурного наследия. Эксперты подробно исследовали химический состав воды по маршруту газопровода, морскую флору и фауну. Полученные результаты проанализировали и обобщили в материалах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые были представлены национальным государственным органам всех стран Балтийского моря вместе с заявочной документацией в процессе получения разрешений.
— Почему до сих пор не начата достройка СП-2? Ведь после полугодичных странствий, обойдя полмира, российский трубоукладчик «Академик Черский» добрался до вод Балтики. Он мог бы оперативно приступить к работе?
— Действительно, в начале лета судно дошло до германского порта Мукран, который является точкой снабжения СП-2. Там складируются трубы и все необходимые для строительства газопровода комплектующие. Именно из этого отправного пункта осуществляется техническое снабжение процесса. В том же порту, на соседнем причале, стояла трубоукладочная баржа «Фортуна», которая также осуществляла поставки деталей, необходимых для будущего строительства газопровода. Оба судна могли приступить к работам в любое время, поскольку соответствовали всем юридическим и технологическим характеристикам европейских нормативов. В том числе отвечали требованиям, которые предъявила Дания для укладки трубы в своей акватории.
Основная проблема заключалась в санкциях. По требованиям, которые предъявляла Дания, судна-трубоукладчики, которые будут работать в ее водах, должны обладать так называемой динамической системой позиционирования. Она необходима для того, чтобы при укладке трубы судно могло так управлять своими движениями, чтобы оставаться на одном месте. «Фортуна» такой системой не обладает. Компания-оператор проекта Nord Stream 2 подала заявку в датское правительство с просьбой разрешить барже все же приступить к работе. Оператор предложил укрепить баржу, приставив к ней несколько буксиров, которые на тросах смогли бы при необходимости маневрировать и не позволять судну отклониться от зоны производственных работ.
— Но ведь разрешение от Дании получено. За чем же дело стало?
— В предыдущий раз, когда датчане рассматривали очередную заявку Nord Stream 2, они несколько раз затягивали с ответами, что стало основным препятствием для запуска газопровода в установленные сроки — до конца 2019 года. В свою очередь, «Газпром» пытался понять, будет ли использовано в завершении строительства газопровода одно или два подготовленных судна. Как видите, сейчас «Фортуне» дали разрешение, и она двинулась в путь. Теперь дело пойдет гораздо быстрее. Для завершения проекта требуется проложить две нитки: одна протяженностью около 70 км, другая — 40 км. Этот участок, который оказался таким коротким, прокладывал самый быстрый трубоукладчик в мире Pioneering Spirit. Теперь «Газпрому» необходимо определиться, как в дальнейшем распределить работы: строительство одной нитки можно поручить «Академику», а другой — «Фортуне». Есть также версия, по которой «Академик Черский» так и не прошел модернизацию, чтобы сваривать трубы большого диаметра, которые используются на СП-2 (ранее судно строило газопроводы на шельфе Сахалина, и там трубы были меньшего диаметра), а «Фортуне» сложно укладывать трубы на больших глубинах. Поэтому суда могут работать в связке: «Фортуна» будет сваривать трубы, передавать нитку на «Академик Черский», а тот будет укладывать ее на дно.
— Технологические обстоятельства — единственные, по которым строительство СП-2 до сих пор не завершено?
— По другой версии, Германия, которая активно поддерживает СП-2, а ее компании являются участниками проекта, оттягивала время, поскольку США пригрозили очередными санкциями (Вашингтон собирается наложить ограничения уже не только на немецкие компании, но и на государственные структуры этой страны, если Берлин будет в дальнейшем оказывать поддержку завершению строительства газопровода. — «МК»). Возможно, основные посылы немцев, с которыми они обращаются к России, заключались в следующем: «Не начинайте активно достраивать трубу, и тогда американцы могут чаще закрывать глаза на лоббистские заявления в пользу СП-2, которые делают наши политики в Европарламенте. В ином случае Вашингтон пойдет на самые жесткие решения». Берлин просил Москву повременить с проведением укладки, чтобы немецкий лоббизм подействовал.
— Насколько Россия готова идти на компромиссы ради достройки СП-2?
— После того как труба проложена на 93% — с немецкого берега ее видно в бинокль, — бросать проект никто не намерен. Для России достройка СП-2 является принципиальным вопросом. Президент Владимир Путин увлекается историей и видит аналогии средней давности применительно к нынешней ситуации. В советское время американцы также пытались помешать началу и увеличению поставок голубого топлива из нашей страны в европейские государства. Если сейчас Вашингтон предлагает Европе отказаться от российского газа в пользу СПГ, то тогда он продвигал дешевый уголь, производимый собственными месторождениями. Тем не менее Кремлю тогда удалось справиться со всеми препонами, и теперь доля российского газа в европейском энергетическом балансе достигает 40%. Поэтому Путину принципиально снова справиться с санкционным давлением.
— С чем были связаны юридические коллизии, окружающие проект и мешающие процессу? Зачем «Газпром» передал оба трубоукладчика в собственность независимым структурам?
— «Газпром», скорее всего, хотел перестраховаться и де-юре отдалиться от «Академика». «Фортуна» уже принадлежала другой, частной компании — «Межрегионтрубопроводстрою», которая владеет несколькими баржами. «Академиком» владел «Газпром флот». Эта компания принадлежит «Газпрому» и также попадает под американские санкции. Теперь собственника поменяли на некий «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд», которого ограничения вроде бы не касаются.
Хотя в тексте санкций от 2019 года говорится, что в случае, когда осуществляются подобные маневры, на нового владельца судна автоматически распространяются санкции, юристы «Газпрома» все же пытались за счет подобного хода спрятать «Академика» от ограничений. Бывали случаи, когда при новых санкциях юридически отдаленные «дочки» не попадают под них. Например, один из отечественных холдингов некоторое время назад вывозил венесуэльскую нефть. Чтобы перекрыть канал поставок, Вашингтон наложил санкции на его две трейдинговые «дочки», но на материнскую компанию ограничения не распространились, и поставки продолжились. «Газпром» старался повторить этот трюк, только на этот раз газовый концерн хотел уберечь от удара «Газпром флот». В компании надеялись, что, когда «Академик» достигнет Балтийского моря, санкции не перейдут на головную компанию. Тем не менее американцы пытаются выдавливать россиян из мирового газового рынка. Поэтому Вашингтону важно наложить ограничения на сам «Газпром», на который сейчас, по сути, санкции не распространяются. Поэтому компания попробовала прикрыться от претензий и нивелировать риски за счет малоизвестного самарского фонда. Вместе с тем, когда «Академик» еще двинулся в балтийскую акваторию, «Газпром» осознавал, что в санкционном списке он скоро может присоединиться к своим «дочкам», и на такую жертву был готов пойти.
— В чем отличие последнего пакета американских санкций против СП-2 от тех, которые Вашингтон вводил раньше?
— Основным посылом санкций является стремление американцев помешать экспансии России на европейский энергетический рынок. Однако СП-2 не подразумевает подписания новых контрактов на поставку газа. Объемы экспорта российского голубого топлива не меняются. Наша страна лишь диверсифицирует маршруты поставок.
Вашингтон же противоречит сам себе: с одной стороны, американцы утверждают, что действуют в интересах дружественной им Украины. Ведь завершение СП-2 может привести к остановке транзита российского топлива по украинской территории и жестокому кризису в экономике Незалежной. С другой стороны, Вашингтон не скрывает, и это прописано в давно принятом пакете санкций, что ограничения против России вводятся для поддержки добывающих компаний США.
Американцы всеми силами пытаются помешать созданию новых надежных газопроводов из нашей страны в Европу. Они сами рассчитывают управлять топливным рынком Старого Света: запереть Россию на украинском транзите, затем под каким-либо предлогом этот транзит перекрыть, добиться дефицита и повышения цен на газ в европейских государствах и расширить поставки собственного СПГ в Европу. Это приведет к увеличению добычи углеводородов в США, росту там рабочих мест.
Последний пакет санкций против СП-2 конкретизирует те ограничительные меры, которые были зафиксированы в предыдущем пакете, принятом в прошлом году. Теперь могут запретить страховать и модернизировать суда, участвующие в проекте. Также санкции могут быть наложены на буксиры, которые подвозят новые партии труб к месту строительства.
Еще одним важным аспектом, который особенно тревожит немецкую сторону, являются запрет на обслуживание работы газопровода и возможные недоразумения, связанные с выдачей всевозможных сертификатов. Дело в том, что все участки СП-2, проходящие по территории Германии, давно построены. После начала эксплуатации газопровода немцам придется поддерживать его стабильную работу и следить за соблюдением экологических нормативов. В новом ограничительном пакете США предусматриваются санкции против компаний, обслуживающих трубу. Многие из них будут иметь германское подданство.
— Другими словами, Вашингтон готов пойти из-за российского трубопровода на прямой конфликт со своим главным союзником в Европе — Берлином?
— Да. И немецкое общество все чаще проявляет возмущение ужесточением американского воздействия на СП-2, к которому Вашингтон не имеет никакого отношения. Среди немцев растет раздражение. Не исключено, что сокращение численности американских войск на немецкой территории также связано с разногласиями относительно СП-2.
— Так каковы перспективы России на европейском энергетическом рынке? Останется ли российский газ самым конкурентоспособным видом голубого топлива? Не вытеснят ли его растущие поставки СПГ из Катара и США?
— По себестоимости американский СПГ пока проигрывает российскому сырью. Само производство сланцевого топлива в настоящее время требует серьезных инвестиций. Затем следуют затраты на сжижение газа и его транспортировку до покупателя. В последнее время компании, которые занимаются поставками сырья из США в ЕС, терпят убытки.
Иначе обстоит дело со сжиженным топливом из Катара, которое считается самым эффективным в мире. Но в основном экспорт СПГ из этой страны направлен в сторону Азии, в том числе в Японию, Китай и Южную Корею. Хотя Катар и экспортирует голубое топливо в Европу, значительно наращивать поставки в Старый Свет Доха пока не спешит, считая это нецелесообразным. Поэтому у «Газпрома» остаются все шансы сохранить свою долю на европейском рынке.
— Можно ли утверждать, что последние преграды на пути СП-2 будут пройдены и в обозримом будущем трубопровод будет построен? В какие сроки следуют ожидать его введение в эксплуатацию?
— Препятствия, которые были созданы еще в 2019 году американскими санкциями, сохранились. Они могут быть усилены введением новых санкций, которые запретят страхование судов, участвующих в завершении строительства СП-2, и другими подобными мерами. Но «Газпром» способен преодолеть все эти сложности. Поэтому этап достройки, скорее всего, будет завершен. Однако дальше все будет зависеть от европейцев. Будут ли они выполнять собственные законы и дадут разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию или же проигнорируют собственное законодательство, чтобы выполнить санкционные ограничения США, — этот вопрос остается открытым. Предполагается, что СП-2 будет введен в эксплуатацию в первом квартале 2021-го.
ЧТО ТАКОЕ «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2»?
Магистральный газопровод из России в Германию через Балтийское море
Протяженность — 1234 км (по двум ниткам — 2468 км).
Пропускная способность каждой из ниток — 27,5 млрд кубометров в год.
Проходит через экономические зоны и территориальные воды Германии (85 км), Дании (147 км), России (118 км), Финляндии (374 км) и Швеции (510 км).
Капитальные затраты — €8 млрд.
Общая стоимость проекта — в €9,9 млрд.
Основные инвесторы — Engie (Франция), OMV (Австрия), Royal Dutch Shell (Великобритания/Нидерланды), Uniper и Wintershall (Германия) — каждая по €950 млн.
Оператор и управляющая компания проекта — Nord Stream 2 AG (на 100% принадлежит «Газпрому»).
Изначально ввод в строй был запланирован на конец 2019 года, но из-за задержки, связанной с отказом Дании в разрешении на укладку газопровода в своих территориальных водах, начало эксплуатации СП-2 пока откладывается. Новая дата, названная «Газпромом», — начало 2021 года.
Северный поток — 2 — PetroDigest.ru
«Северный поток – 2» («СП – 2», Nord Stream 2) – находящийся на стадии реализации проект магистрального газопровода, прокладываемый по дну Балтийского моря, который позволит поставлять газ напрямую из России в Германию.
Газопровод будет состоять из двух параллельных нитей, длинной 1224 км каждая (2448 км суммарно по двум ниткам) и общей пропускной способностью 55 млрд м3 в год.
Цель проекта: уход от транзитных поставок природного газа из России в Европу через восточноевропейские страны, в частности Украину, Белоруссию и Польшу, и увеличение текущего объема транспортировки газа в страны ЕС.
«Северный поток — 2» | ©PetroDigest.ru | |
---|---|---|
Тип | Морской газопровод | |
Страна | Россия, Германия | |
Владелец | Nord Stream 2 AG (100% акций принадлежит ПАО «Газпром», инвесторы: ENGIE, OMV, Shell, Uniper (100% дочернее предприятие E.ON) и Wintershall Dea | |
Оператор | Nord Stream 2 AG | |
Начальная точка | 59.544363, 28.091551 | |
Конечная точка | 54.153343, 13.655857 | |
Пролегание | Балтийское море | |
Подводящий газопровод | «Грязовец – КС Славянская» | |
Ресурсная база | Южно-Русское месторождение, Бованенковское месторождение | |
Ввод в эксплуатацию | 1 января 2020 г. (планируемый) | |
Длина | 1224 км (2448 км по двум ниткам) | |
Пропускная способность | 55 млрд м3 (проектная) | |
Диаметр | 1153 мм (внутренний) |
Маршрут «Северного потока – 2» на карте
Проект газопровода «Северный поток – 2» является расширением действующего газопровода «Северный поток» («СП-1», и практически аналогичен ему по протяженности и пропускной способности. Оба трубопровода идут параллельно, но несколько отличаются точками входа:
«СП-1» – район Выборга
«СП-2» – Нарвский залив
Маршрут «Северного потока — 2» на карте
Береговое пересечение в России
Начальная точка газопровода «СП-2» расположена в Кингисеппском районе Ленинградской области в Нарвском заливе (недалеко от деревни Большое Куземкино). Нагнетание и подержание давление на всем протяжении маршрута «Северного потока – 2» будет осуществляться с помощью строящийся компрессорной станции «Славянская», которая в свою очередь подключится к российской магистральной газотранспортной сети через строящийся подводящий газопровод «Грязовец – КС Славянская». Оператором КС «Славянской» является ПАО «Газпром».
Российская часть газопровода включает береговой (3,8 км) и морской (114 км) участки. Помимо компрессорной станции в состав береговой инфраструктуры проекта также входят: площадка запуска диагностических и очистных устройств (ДОУ), запорные арматуры и система контроля потока газа и эксплуатационной безопасности.
Стоит отметить, что российский береговой участок проходит через природный заказник «Кургальский». Такое решение активно оспаривалось противниками проекта и ассоциацией «Greenpeace». В конечно м итоге маршрут был согласован, а для минимизации экологического воздействия на окружающую среду прокладка труб производилась специально разработанным методом с использованием тренчбоксов (траншейных крепей). Метод позволяет уменьшить ширину траншей и строительного коридора на 50% по сравнению с традиционными методами.
Морской участок. Через какие страны проходит маршрут «Северного потока – 2»
Газопровод «Северный поток — 2» проходит по дну Балтийского моря через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран – России, Германии, Дании, Финляндии и Швеции. Для реализации проекта каждая страна из этого списка должна разрешить строительство в своих территориальных водах.
В международных консультациях по проекту приняли участие и другие страны Балтийского региона: Польша, Литва, Латвия и Эстония.
Береговое пересечение в Германии
«Северный поток – 2» выходит на берег на северном побережье Германии в районе порта Любмин близ города Грайфсвальда. Немецкая часть газопровода также состоит из сухопутного и морского участков. Немного западнее порта Любмин строится площадка ДОУ, которая соединит «СП-2» с газоприемной станцией компании Gascade – то есть по сути с европейской газотранспортной сетью.
Немецкие компании в свою очередь строят газопровод Eugal, который обеспечит поставки газа к центрально-европейскому хабу, находящемуся недалеко от города Баумгартен (Австрия). На территории Чехии также сооружается дополнительный газопровод Capacity4Gas (NET4GAS).
Точка выхода газопровода «СП-2» в Германии — порт Любмин
Окончание строительства «Северного потока – 2»
Ввод газопровода «Северный поток 2» в эксплуатацию намечен на конец 2019 года. Строительство первой нитки по плану должно быть завершено в ноябре 2019 года, второй – месяцем позже.
Стоит отметить, что действующий контракт между Украиной и Россией на транзит газа истекает 31 декабря 2019 года.
Кому принадлежит газопровод «Северный поток – 2»
Реализацией проекта занимается специально созданная проектная компания Nord Stream 2, учредителем которой является ПАО «Газпром». Кроме этого, Nord Stream 2 подписала соглашение о финансировании проекта с рядом зарубежных компаний: ENGIE, OMV, Shell, Uniper (100% дочернее предприятие E.ON) и Wintershall Dea.
Компания Nord Stream 2 занялась реализацией проекта в 2015 году. Изначально предполагалось, что 51% ее акций перейдут в собственность «Газпрома», а остальные 49% разделяться между иностранным компаниями – по 10% отойдут к немецким E.ON и BASF/Wintershall, британо-голландской Royal Dutch Shell и австрийской OMV, и 9% — к французской Engie.
Но в 2017 в связи с возражениями польского антимонопольного ведомства «Газпром» выкупил все 100% акций Nord Stream 2, а перечисленный выше европейские концерны остались в проекте в качестве инвесторов.
Технические характеристики и технология укладки
СП-2 состоит из двух параллельных нитей трубопровода, протяженность каждой из которых составляет 1224 км. Для строительства газопровода применяются одинаковые трубы длиной 12 метров. Таким образом, для каждой из ниток требуется 100 000 труб, а на весь проект – 200 000.
Трубы имеют одинаковый неизменный внутренний диаметр 1153 мм, толщина стенок до 41 мм и рассчитаны на рабочее давление до 220 атм. Марка используемой для изготовления стали – SAWL 485 FD. Вес каждой трубы составляет 24 тонны.
На внутреннюю поверхность наносится специальное антифрикционное покрытие для снижения трения потока газа. Снаружи трубы покрываются антикоррозионным слоем из эпоксидных смол и полиэтилена.
Разрез трубы газопровода «СП-2»
Источник: www.gazprom.ru
Каждая следующая труба приваривается к газопроводу высокоточной сваркой на борту специального судна. Все сварные стыки проходят ультразвуковой контроль. Каждый шов затягивается термоусадочными манжетами.
Трубопровод постепенно укладывается на дно моря. Для дополнительной защиты и обеспечения устойчивости, трубопровод сверху снабжают утяжеляющим железо-бетонной рубашкой. Скорость укладки трубопровода достигает 3 км в сутки.
Где добывается газ для «Северного потока – 2»
Газ в «СП – 2» будет поставлять с двух, относительно недавно разрабатываемых месторождений: Южно-Русского (район Уренгоя) и Бованенковского (полуостров Ямал).
Для подключения последнего в Единую газотранспортную систему России будут использоваться недавно построенные газопроводы «Бованенково – Ухта» и «Бованенково – Ухта — 2», протяженностью 1200 км каждый и суммарной пропускной способностью до 115 млрд м3 в год.
Зачем проект Европе
По прогнозам аналитиков в уровень добычи природного газа в Нидерландах, Великобритании и Норвегии – основных добывающих странах Европы – постепенно снижается. При этом спрос на газ останется на текущем уровне. Ожидается, что к 2035 году дефицит импорта газа в Евросоюз составит около 120 млрд м3.
Таким образом, потребность ЕС в «голубом топливе» может быть удовлетворена только при помощи увеличения объемов импорта. Мощности «Северного потока — 2» хватит, чтобы покрыть около трети дополнительного импорта газа в ЕС.
Прямые поставки газа, минуя транзитные государства имеет 2 неоспоримых преимущества. Во-первых, делает сырье значительно дешевле для конечных потребителей, а во-вторых, убирает политические риски, существенно увеличивая надежность поставок. По оценкам «Газпром экспорта» СП-2 позволит европейцам экономить не менее 7,9 млрд Евро в год на энергоресурсах.
Зачем проект России
Европа для России – это главный рынок сбыта природного газа. Более 30% потребляемого в Европе газа приходится на экспорт этого сырья из РФ. Таким образом, увеличение мощности канала поставок – логичная часть глобальной энергетической стратегии страны.
Одним из главных преимуществ прямого газопровода является решение проблемы политических рисков и обеспечение надежных и независимых от третьих сторон бесперебойных поставок сырья.
Уход от использования транзитных территорий поможет решить также следующие важные проблемы:
- Избавление от необходимости капитального ремонта газотранспортной системы Украины.
И независимые эксперты, и само руководство Украины признает, что ГТС страны находится в критическом состоянии. При этом доходы, которые получает Украина от транзита газа по ее территории идут не на обслуживание и ремонт системы, а на компенсацию дефицита бюджета страны. Министр энергетики Украины заявил, что если такое положение дел сохранится и далее, то на газопроводе возможны крупные аварии, вплоть до полного прекращения транзита газа.
По оценкам специалистов объем полного ремонта украинской ГТС обойдется примерно в $9 млрд, что уже сопоставимо со стоимостью строительства «Северного потока – 2». - Исключения риска прерывания транзита при эскалации вооруженного конфликта на Украине.
В настоящий момент на территории Украины продолжается вооруженный конфликт, а точки входа газопровода находятся в непосредственной близости к зоне боевых действий. Таким образом, существует серьезный риск повреждения газопровода в случае эскалации конфликта или диверсии одной из сторон конфликта.
Стоит отметить, что именно ввиду наличия таких рисков, голландско-британская компания Royal Dutch Shell полностью прекратила сотрудничество с Украиной по газовым проектам.
Необходимо также отметить влияние на политические решения ЕС «зеленых» партий. Одним из пунктов программы «зеленых» предполагает отказ от использования угольных тепловых станций, в связи с повышенными выбросами углекислого газа в атмосферу. При этом атомная энергетика также не поддерживается. Таким образом, Евросоюз будет вынужден приступить к массовой постройке газовых ТЭС и ТЭЦ, что соответственно, приведет к дополнительным потребностям в импорте природного газа.
Компания «Газпром» также планирует выиграть в материальном плане. Транспортировка по газопроводу будет обходиться на 20% дешевле, чем транзит через Украину. По расчетам, это позволит компании экономить около 1 млрд Евро в год.
Зачем СП-2 если есть СП-1
Как было сказано выше СП-2 это расширение существующего газопровода «Северный поток» с аналогичной проектной мощностью 55 млрд м3 в год. Первая нитка СП-1 была введена в эксплуатацию в 2011 году, в 2012 запущена вторая.
Ожидая повышения спроса на «голубое топливо» компания оператор Nord Stream AG практически сразу после окончательного запуска проекта в 2012 году начала переговоры о строительстве дополнительных ниток газопровода.
Прогнозы оправдались, и в скором времени объем прокачиваемого через газопровод газа стал заметно увеличиваться:
2015 г. – 39,1 млрд м3 (загрузка — 71%)
2016 г. – 43,8 млрд м3 (загрузка – 80%)
2017 г. – 51,1 млрд м3 (загрузка – 93%)
В 2018 году через входную точку газопровода в Германии было прокачано 57,8 млрд м3, что почти на 3 млрд м3 больше проектной мощности трубопровода.
Таким образом, очевидно, что расширение газопровода СП-1 – вполне логично.
История проекта
В октябре 2012 года акционеры «Северного потока» рассмотрели предварительные результаты технико-экономической экспертизы расширения газопровода, которые явно указывали на экономическую целесообразность проекта. В дальнейшем проект прокладки третьей и четвертой ниток получил название «Северный поток — 2». В том же 2012 году начались первые переговоры о расширении существующего газопровода.
Для реализации проекта была создана компания Nord Stream 2, которая в 2015 году начала реализацию проекта.
Историческим моментом является 18 июня 2015 года, когда «Газпром», E.ON, Shell и OMV подписали Меморандум о намерениях, предусматривающий совместное строительство двух ниток газопровода «Северный поток — 2».
24 апреля 2017 года Nord Stream 2 AG подписала с компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании проекта газопровода «Северный поток — 2», по которому европейские компании предоставят долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта.
Разрешения на строительство
Для реализации проекта потребовалось получить разрешения на строительства от ряда стран, через территориальные воды или прибрежные зоны которых проходит газопровод.
31 января 2018 года правительство ФРГ выдало разрешение на использование побережья Германии.
27 марта 2018 новое правительство ФРГ выдало разрешение на использование территориальных вод.
5 апреля 2018 года использование своей исключительной экономической зоны для строительства СП-2 одобрила Финляндия.
7 июня 2018 года разрешение на строительство получено от Швеции.
Единственная страна, затягивающая с разрешением – Дания. В «Газпроме» надеются получить от нее ответ не позднее октября 2019 года.
Ход строительства «Северного потока – 2»
3 мая 2018 года началось строительство газопровода на территории Германии.
5 сентября 2018 года стартовала укладка газопровода в Балтийском море.
6 октября 2018 года судно-трубоукладчик Audacia приступило к укладке газопровода в водах Германии.
10 октября 2018 года – уложены первые 100 км из общих 2,5 тыс. км.
30 апреля 2019 года — швейцарское судно-трубоукладчик Solitaire приступило к укладке газопровода в российских водах.
16 мая 2019 года – уложено 50% от общей длины трубопровода.
Судно-трубоукладчик «Solitaire» швейцарской компании «Allseas»
Читайте новости о текущем состоянии проекта в специальном сюжете.
Сторонники и противники проекта
Сторонники
Сторонниками строительства «Северного поток – 2» являются в первую очередь страны, которые через свои стратегические энергетические компании инвестируют в строящийся газопровод. Кроме этого, в проекте заинтересованы сраны, чьи компании получают подряды на этапе самого строительства, а также страны, где будет прокладываться дополнительные сухопутные газопроводы в продолжение к основному проекту.
Страны за:
- Россия (Газпром)
- Германия («E.ON», «BASF», «Wintershall», «Uniper»)
- Нидерланды и Великобритания («Shell», Wasco Coatings Europe BV)
- Австрия («OMV»)
- Франция («Engie»)
- Чехия (NET4Gas)
- Финляндия (Fortum, Wasco)
- Швейцария (Allseas AG)
- Мальта (Pioneering Spirit)
- Словакия (условный сторонник с точки зрения переговоров Eurostream с Газпромом)
- Норвегия (Kvaerner)
Противники
Основные противники проекта – это страны, которые в настоящий момент являются транзитерами российского газа (Украина и Польша), так как вполне справедливо опасаются утраты транзитных пошлин. Некоторым странам, в частности Венгрии и Румынии проект невыгоден, так как при его реализации они удаляются от точки поступления газа, соответственно, для них стоимость сырья может возрасти.
Отдельно стоит выделить противников с политической точки зрения – США, которые, хотя и не имеют прямого отношения к проекту, заявляют, что газопровод «подрывает энергетическую безопасность Европы». В частности, в конце июля 2019 комитет сената США по международным делам проголосовал за введение санкций против проекта «Северный поток – 2». Однако за документ должен проголосовать сенат, палата представителей и подписать президент.
Страны против:
- Польша (может быть лишена голоса в Совете ЕС за несоблюдение демократических стандартов ЕС)
- Эстония
- Латвия
- Литва
- Дания
- Румыния
- Венгрия (условный противник, с учётом переговорной позиции)
- Украина (не имеет голоса в Совете ЕС)
- CША (из-за того, что проект «делает Европу зависимой от российской энергетики, ограничивает их свободу действий и возможность оказания ими противодействия России»)
Северный поток — Википедия Переиздание // WIKI 2
«Северный поток» (англ. Nord Stream, ранее — морская часть Северо-Европейского газопровода) — магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Является морской частью одной из веток системы газопроводов Ямал-Европа. Помимо Северного потока в ветку входит газопровод «Грязовец — Выборг» в России и газопроводы OPAL и NEL в Германии.
В проекте участвуют Россия, Германия, Нидерланды и Франция; против его реализации выступали страны-транзитёры российского газа, страны Прибалтики и США. Цели проекта — увеличение поставок газа на европейский рынок и снижение зависимости от транзитных стран.
Прокладка трубопровода начата в апреле 2010 года. В сентябре 2011 года начато заполнение технологическим газом первой из двух ниток. 8 ноября 2011 года начались поставки газа по первой нитке газопровода[3]. 18 апреля 2012 года была закончена вторая нитка. 8 октября 2012 года начались поставки газа по двум ниткам газопровода в коммерческом режиме.
Газопровод «Северный поток» — самый протяжённый подводный маршрут экспорта газа в мире[4], его длина — 1 224 км[5]. Владелец и оператор — компания Nord Stream AG.
Предпосылки
Согласно прогнозам, импорт природного газа в Евросоюз возрастёт от 312 млрд м³ в 2007 году до 512 млрд м³ в год в 2030 году[6]. Российские газовые месторождения способны обеспечить около четверти дополнительного импорта газа. Природный газ имеет самый низкий уровень выброса CO2 из всех видов ископаемого топлива и успешно заменяет уголь, у которого уровень выброса на 50 % больше. Таким образом, увеличение поставок природного газа вписывается в концепцию европейской программы по борьбе с изменением климата, согласующейся с рамочной конвенцией ООН[7].
Объём газа, который может быть поставлен по газопроводу «Северный поток» — 55 млрд м³ в год, эквивалентен энергии, вырабатываемой на 14 АЭС и 50 угольных электростанциях[8].
Описание и характеристики
Газопровод протяжённостью 1224 км проходит от компрессорной станции у бухты Портовая близ Выборга, Ленинградская область (60°33′24″ с. ш. 28°03′59″ в. д.HGЯOL) до точки выхода рядом с АЭС Грайфсвальд, земля Мекленбург-Передняя Померания (
«Северный поток — 2»
Значение
Северный поток«Северный поток — 2» — новый экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море.
Решение о создании газопровода «Северный поток — 2» основывается на успешном опыте строительства и эксплуатации газопровода «Северный поток». Новый газопровод, также как и действующий, напрямую свяжет «Газпром» и европейских потребителей и обеспечит высокую надежность поставок российского газа в Европу.
Это особенно важно в условиях падения добычи газа в Европе и роста спроса на его импорт.
Проектная компания
Реализацией проекта «Северный поток — 2» занимается проектная компания Nord Stream 2 AG.
Маршрут
Точкой входа газопровода «Северный поток — 2» в Балтийское море станет район Усть-Луги Ленинградской области, далее газопровод пройдет по дну Балтийского моря и выйдет на территории Германии в районе Грайфсвальда, недалеко от точки выхода «Северного потока».
Протяженность маршрута — более 1200 км.
Мощность
Совокупная мощность двух ниток «Северного потока — 2» — 55 млрд куб. м газа в год. Таким образом, суммарная проектная мощность «Северного потока» и «Северного потока — 2» составляет 110 млрд куб. м газа в год.
История проекта
В октябре 2012 года акционеры «Северного потока» рассмотрели предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвертой ниток газопровода и приняли решение, что их строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым. Позже проект строительства третьей и четвертой ниток получил название «Северный поток — 2».
В апреле 2017 года Nord Stream 2 AG подписала с компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании проекта газопровода «Северный поток — 2». Пять европейских компаний предоставят долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта.
В сентябре 2018 года начата укладка газопровода в Балтийском море.
Соблюдение экологических норм
При строительстве «Северного потока — 2» используются надежные технологии, уже отработанные при строительстве «Северного потока». Использование успешного опыта компании Nord Stream AG, строившей и эксплуатирующей «Северный поток», дает дополнительные гарантии того, что «Северный поток — 2» будет реализован по самым высоким экологическим стандартам.
События
Все события проекта
Федеральное сетевое агентство Германии приняло решение вывести газопровод «Северный поток» из-под действия норм Газовой директивы ЕС на территории страны сроком на 20 лет, сообщает компания Nord Stream AG (оператор газопровода). Соответствующая заявка была подана 19 декабря 2019 года.
«В соответствии с заявлением, освобождение от конкретной нормы [директивы] применяется к участку трубопровода, расположенному на территории Германии (включая территориальные воды Германии) и первоначально действует в течение 20 лет, задним числом с момента вступления в силу измененного Закона об энергетической промышленности ФРГ от 12 декабря 2019 года», — отмечается в сообщении.
Это означает, что Германия исключила морскую часть «Северного потока-1» из-под действия новой газовой директивы ЕС, которая буквально в прошлом году расширила нормы Третьего энергопакета, впервые распространив их действие на морские газопроводы. В итоге под удар попала морская часть трубы первого потока в территориальных водах европейского государства (в данном случае Германии). Как известно, сейчас это новая головная боль для «Северного потока-2», который может оказаться наполовину пустым после запуска.
«Если бы «Северный поток-1» не вывели из-под действия новой газовой директивы ЕС, то Газпром не смог бы прокачивать по трубе половину газа. В прошлом году по этому газопроводу было прокачано целых 59 млрд кубометров российского газа, что даже больше проектной мощности в 55 млрд кубов. Если бы не было этого исключения, то в Грайсфальд на берег Германии приходило бы только половина или 27,5 млрд кубометров газа. Тогда 20 млрд кубов уходило бы дальше по газопроводу Nel (ответвление российской трубы по суше), а на газопровод Opal (другое ответвление по суши) осталось бы всего 7,5 млрд кубов. Он стоял бы незагруженный почти полностью при мощности в 36 млрд кубов», — объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Даже если Opal разрешили бы из-за европейских правил работать только в половину мощности (18 млрд кубов), его все равно нечем было бы загружать. Газа из «обрезанного» «Северного потока-2» просто не хватило бы. Поэтому эта победа была важна для Газпрома.Другое дело, что распространять новые правила ЕС на уже давно построенный газопровод задним числом выглядело бы плохо. Собственно, Германия хотела вывести из-под действия газовой директивы ЕС также «Северный поток-2». Она дала лазейку, определив осенью прошлого года, что газопровод автоматически получает такое исключение, если он будет построен до мая 2020 года. В тот момент это, казалось, вполне реальным.
«Северный поток-2» должны были достроить уже в начале января 2020 года, плюс пара-тройка месяцев на пуско-наладочные работы и к маю успели бы провести торжественную церемонию открытия «Северного потока-2». Однако санкции США, которые неожиданно быстро свалились на голову швейцарских судов-трубоукладчиков, перекроили все планы и России, и Германии.
Это решение важное, но оно вряд ли поможет Газпрому в двух других битвах, которые он ведет, считает Юшков. Во-первых, России придется доказать право на получение исключения из третьего энергопакета ЕС для Opal. История этого газопровода непростая. Первые годы его не разрешали запускать на полную мощность, потом Газпрому удалось найти компромисс с ЕС. Половину мощностей решено было выставлять на аукционы, тем самым, как бы предоставили доступ к ним другим поставщикам. Правда, другого газа, приходящего в Грайсфальд на берег Германии, кроме газпромовского из морской трубы, как не было, так и нет. Поэтому в аукционах принимал участие один Газпром. Тем самым, он мог заполнять мощности Opal по полной, и все это соответствовало нормам третьего энергопакета.
Все были довольны, кроме Польши, которая продолжала закидывать иски в разные суды с требованием отменить расширенный доступ Газпрома к Opal. Польша пытается всех убедить, что Opal может повредить газотранспортным потокам через Польшу, которые транзитом идут по газопроводу «Ямал-Европа» (через белорусскую и польскую территории). И это не мешает Польше на каждом углу сообщать о том, что она отказывается от российского газа.
Более того, на днях закончился транзитный контракт Газпрома с польской компанией, которые был заключен еще в 90-е годы. И никакого нового соглашения с Варшавой даже не обсуждалось. Она сама не хочет иметь дел с российским газом. Но на практике это не означает остановки транзита российского газа по польской территории. Просто теперь Газпром участвует на аукционах по распределению мощностей для прокачки газа через Польшу.
Очередной иск Варшавы, поданный под давлением Белого дома, привел к тому, что теперь мощности Opal используется только на 50%. Пока это не мешает полной загрузке «Северного потока-1», потому что в Грайсфальде появился уже третий газопровод по германской территории — газопровод Eugal. Эта труба построена как продолжение «Северного потока-2», строительство которого затянулась из-за американских санкций. Но когда второй поток запустят, мощности Eugal будут задействованы под него.
Собственно, вторая битва касается как раз «Северного потока-2». На днях Германия была вынуждена отказать ему в выводе из-под действия газовой директивы ЕС (в отличие от «Северного потока-1», которому дали отсрочку в 20 лет).Однако «Северный поток-2» будет достроен, несмотря ни на что, уверил глава МИД РФ Сергей Лавров. Другое дело, что сложности вокруг «Северного потока-2» могут привести к подорожанию газа в Европе, отметил он. Именно это и нужно властям США для продвижения собственного сжиженного природного газа, который совершенно невыгодно продавать в Европе по тем ценам, что продает Газпром.
Параллельно операторы обоих «Северных потоков» хотят доказать в суде, что поправки к Газовой директиве, которые распространяются на морские газопроводы из третьих стран, являются незаконной дискриминацией проекта «Северный поток-2».
В среду Европейский суд отклонил иск по этому поводу от операторов российских газопроводов Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG. Однако в пресс-службе Nord Stream 2 AG объяснили, что это решение касается только процессуальных вопросов о допустимости рассмотрения иска в суде.
«Суд не отклонил наш иск по существу, в частности, довод о том, что поправки к Газовой директиве являются незаконной дискриминацией проекта «Северный поток — 2». Поэтому мы настаиваем на наших требованиях. Сейчас мы анализируем решение. Nord Stream 2 может подать апелляцию в течение двух месяцев», — цитирует «Интерфакс».
Вопросы к тому, что ЕС распространил действие своих правил на морскую часть газопроводов из третьих стран действительно вызывает вопросы. Как поясняет Игорь Юшков, морской газопровод проходит через территории стран, не являющихся членами ЕС. И хотя формально ограничения ЕС касаются только территориальных вод Германии — члена ЕС, нельзя игнорировать тот факт, что по сути они накладываются на весь морской трубопровод, что нарушает международное морское право. Более того, напоминает Юшков, юридическая служба ЕК сама указывала на эти противоречивые моменты, но Брюссель проигнорировал даные опасения. Однако доказать в европейский судах неправомерность европейского законодательства задача не из легких.
Даже если Газпром потерпит поражение в битвах за «Северный поток-2», а морская труба так и не получит исключения из газовой директивы ЕС, то все равно есть варианты выхода.
Запасной вариант — это создание отдельной компании-оператора, которая будет управлять завершающей частью трубопровода в 22 км, выходящего на берег Германии. Этот оператор даже не обязательно должен владеть российской трубой.
Кроме того, можно перенести из Австрии точку сдачи-приемки газпромовского газа, например, в Усть-Лугу, где газ входит в морскую трубу, или на дно моря в 22 км от берега Германии. Тогда формально в трубе появится не только газпромовский газ, но и европейский (покупателей топлива). Тем самым труба будет соответствовать нормам Третьего энергопакета ЕС, по которому владелец трубы не может одновременно управлять ею и поставлять по ней газ.
В действующих долгосрочных контрактах Газпрома с европейскими покупателями везде прописана одна точка сдачи-приемки газа — австрийский хаб Баумгартен. Смена точки сдачи газа потребует пересмотра контрактов.
Госкорпорация подала в суд на немецких чиновников
Поданная в суд Дюссельдорфа апелляция компании Nord Stream 2 касается, скорее юридической казуистики и разночтений правовых нюансов стран ЕС, нежели конкретных нарушений законодательства. В мае BNA отказало в освобождении «Северного потока — 2» от новых требований Газовой директивы. Согласно этому документу, любой экспортный трубопровод, строительство которого должно было завершиться до 23 мая 2019 года, подчиняется следующим антимонопольным правилам: либо часть маршрута, пролегающая по территории ЕС, должна принадлежать сторонним компаниям, не участвующим в производстве «голубого топлива»; либо собственник трубопровода должен предоставить часть объемов трубы альтернативным поставщикам.
Дать полноценную жизнь «Северному потоку — 2» в установленные законом сроки «Газпрому» не удалось. На компанию и ее европейских компаньонов, обеспечивающих инвестициями половину проекта, посыпались многочисленные политические и экономические санкции, в основном, со стороны Вашингтона, которые привели к их отказу от участия в укладке трубы через акваторию Черного моря. В результате, основной строительный подрядчик Allseas, занимавшийся работами по прокладке последнего участка СП-2, во избежание американских ограничений, вывел свои суда из Балтийского моря. «Газпрому» пришлось перебрасывать в зону производственных работ судно «Академик Черский», который пока является единственным отечественным трубоукладчиком, способным завершить строительство подводного участка СП-2.
«Академик» уже готов приступить к завершению укладки последних 160 км газопровода, проектная мощность которого должна достигать 55 млрд кубометров в год. Этот объем позволит России сохранить свою долю в европейском энергетическом балансе, которая в настоящее время оценивается в 40%, и предложить странам Старого Света закупать «голубое топливо» по современному транспортному маршруту, заметно отличающемуся в лучшую сторону от украинской газопроводной системы или даже старого трубопровода «Ямал-Европа», доступ России к которому ограничила Польша.
Как полагают эксперты, юридические препоны, которые ставятся перед СП-2, выглядят несколько абсурдными. Новый российский газопровод проектировался под конкретную ресурсную базу — Южно-Русское и Бованенковское месторождения, находящиеся на Ямале. Новые контакты с этим трубопроводом со стороны других производителей, как того требует Газовая директива ЕС, окажутся явно экономически неоправданными.
Тем не менее, уже понятно, что России со вводом СП-2 все-таки придется подождать. Апелляция Nord Stream 2 будет рассмотрена BNA не ранее 15 сентября — до этого срока «дочке» «Газпрома» придется обосновать свои претензии. От их содержания во многом будет зависеть ход процесса, который также рискует затянуться на несколько лет.
Вместе с тем, как полагают эксперты, в настоящее время «Газпрому», в первую очередь, необходимо решить главную задачу — достроить новый газопровод, после чего можно будет обдумывать задачи по его наполнению.
По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, по сей день в европейском праве остаются некоторые лазейки, позволяющие обойти наложенные ограничения. Во-первых, можно передать права управления СП-2 третьей стороне, владельцы которой будут сохранять инкогнито. Часть транспортных мощностей «Северного потока — 2» придется бронировать и выкупать на аукционах, где «Газпром», как единоличный поставщик сырья по этой трубе, получит карт-бланш.
Вторым вариантом станет создание новой электронной торговой площадки, заточенной на поставки углеводородов из Балтийского моря. «Голубое топливо», равно как и «черное золото», может закупаться на этой виртуальной бирже конкретными покупателями, задачей которых станет перепродажа энергоресурсов по всему миру. В таком проекте смогут принять участие как российские производители, так и зарубежные инвесторы, поскольку новая «биржа» станет серьезной альтернативой площадкой для традиционных игроков сырьевого рынка планеты.
Но самым революционным решением станет отмена монополии «Газпрома» на экспорт российского «голубого топлива». «По выходе газа из России можно изменить законодательство и позволить экспортировать сырье не только «Газпрому», но и другим добывающим компаниям», — отмечает Митрахович. Тогда и российский газ в Европу будет течь в полном объеме, и положения газовой директивы будут формально выполнены.
Nord Stream
Nord Stream — экспортный газопровод, проходящий из России в Европу через Балтийское море. Обходя транзитные страны, Nord Stream предоставляет «Газпрому» прямой доступ к европейским потребителям. Трубопровод обеспечивает высокую надежность поставок российского газа в Европу.
Годовая мощность двух струн: 55 миллиардов кубометров газа.
Длина: 1224 километра.
Nord Stream оператор: Nord Stream AG.
Девелопмент
Nord Stream — сверхнадежный и технологически продвинутый маршрут поставок российского газа в Европейский Союз
2000–2006
В декабре 2000 года Европейская комиссия включила Nord Stream в качестве приоритетного проекта в Руководство по трансъевропейской энергетической сети (TEN-E).Этот статус был вновь подтвержден в 2006 году. Это означает, что «Северный поток» является ключом к устойчивому развитию и энергетической безопасности Европы.
2010–2012
В апреле 2010 года началось строительство Nord Stream в Балтийском море. Первая нитка Nord Stream была введена в эксплуатацию в ноябре 2011 года, а вторая — в октябре 2012 года.
Природный газ закачивается в «Северный поток» компрессорной станцией «Портовая». Обладая совокупной мощностью 366 МВт, Портовая КС не похожа ни на одну другую установку в мировой газовой промышленности.
Nord Stream был построен с использованием 1220-миллиметровых труб. Давление на выходе трубопровода на российской КС Портовая составляет 220 бар (220 кг на квадратный сантиметр), а давление на выходе в точке выхода на берег в Германии составляет 106 бар.
До «Северного потока» никто в мире никогда не строил газопровод, который мог бы транспортировать газ на 1224 километра без использования компрессорных станций.
На побережье Германии имеется резерв давления, поскольку в Грайфсвальде также нет компрессорных станций.Вот почему доступной энергии достаточно для транспортировки газа не только через Балтийское море, но и на 100 километров дальше по суше без использования дополнительных компрессорных станций.
Трубы, используемые в проекте, изготовлены из уникальной стали. Металлистам потребовалось время, чтобы создать материал с такой высокой прочностью и эластичностью. Более того, благодаря специальной обработке шероховатость внутренней поверхности трубы составляет менее 6 микрон (один микрон — одна тысячная миллиметра). Для этого поверхность трубы механически полируют, а затем покрывают специальным полимерным покрытием.
Благодаря материалам, технологиям и решениям, использованным в проекте, ожидается, что газопровод будет работать без сбоев в течение как минимум 50 лет.
Морской газопровод не требует высоких затрат на обслуживание. Мониторинг трубопровода осуществляется с помощью специальных инструментов контроля, которые проталкиваются по всему трубопроводу из России в Германию. Эти так называемые умные свиньи идут с вычислительной системой. Трубопровод спроектирован таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственный проход для свиней.Для этого внутренний диаметр трубопровода поддерживается постоянным на уровне 1153 миллиметров по всему маршруту с погрешностью всего один миллиметр.
В то же время, по мере того как трубопровод простирается дальше от российского побережья, его внешний диаметр неуклонно снижается параллельно падению давления газа. Трубопровод должен выдерживать рабочее давление 220 бар вдоль первых 300 километров, 200 бар вдоль следующих почти 500 километров и 170 бар до конца. Толщина стенок в этих трех сегментах варьируется от 34 до 27 миллиметров.Такая сегментация помогла снизить затраты на производство труб без ущерба для качества.
Наружная поверхность труб имеет специальное антикоррозийное бетонное покрытие. Бетонное покрытие изготовлено из железной руды высокой плотности, которую измельчают, смешивают с цементом и укладывают на трубы. В результате трубы заворачиваются в спиральную арматуру, которая заполняется бетоном, а затем обрабатываются паром в специальных туннелях в течение 24 часов. Бетонное покрытие помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, он удерживает трубопровод на морском дне, не допуская его спуска с подводными течениями.Во-вторых, он служит изоляцией, защищая магистральную линию от внешних механических повреждений.
Проект Nord Stream способствовал развитию отечественной трубной промышленности. Трубы большого диаметра для первой колонны были изготовлены Выксунским металлургическим заводом (25 процентов) и немецкой Европайп (75 процентов). Вторая колонна была построена из труб производства OMK (25 процентов), Europipe (65 процентов) и японской Sumitomo (10 процентов).
Nord Stream — транснациональный проект.Трубопровод был построен в соответствии с международными конвенциями и национальным законодательством каждой страны, чьи территориальные воды и / или исключительная экономическая зона проходили по трубопроводу.
До прокладки труб районы Балтийского моря, прилегающие к маршруту Nord Stream, были тщательно изучены. Трубопровод был спроектирован как можно более прямым, с учетом важных навигационных маршрутов, экологически чувствительных зон и других особых областей.
Строительство Nord Stream соответствовало самым жестким экологическим стандартам и не нарушало экосистему Балтийского моря.В целях сведения к минимуму воздействия на окружающую среду строительство было остановлено в периоды нереста сельди и периоды остановки перелетных птиц в регионе.
Исследовательские суда прошли более 40 000 километров, чтобы изучить морское дно и его отложения, а также найти боеприпасы и культурные объекты. Специалисты тщательно проанализировали состав морской воды, а также морскую флору и фауну. Полученные данные были обработаны и обобщены в оценке воздействия на окружающую среду, которая была представлена вместе с документами заявки властям стран Балтии в рамках процесса выдачи разрешений.
,Трубопровод — Nord Stream AG
Двухпроводная система Nord Stream через Балтийское море проходит от Выборга, Россия, до Лубмина около Грайфсвальда, Германия. Трубопроводы были построены и эксплуатируются компанией Nord Stream AG.
Маршрут Nord Stream пересекает исключительные экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, а также территориальные воды России, Дании и Германии.
Прямая связь между Россией и ЕС
Два 1224-километровых морских трубопровода являются наиболее прямой связью между огромными запасами газа в России и энергетическими рынками в Европейском союзе.В совокупности сдвоенные трубопроводы способны транспортировать в общей сложности 55 миллиардов кубометров газа в год предприятиям и домашним хозяйствам в ЕС в течение не менее 50 лет. Поскольку проект укрепляет энергетический рынок ЕС и усиливает безопасность поставок, проект был определен как «европейский интерес» Европейским парламентом и Советом.
Строительство линии 1 двухтрубной системы началось в апреле 2010 года и было завершено в июне 2011 года. Транспортировка газа по линии 1 началась в середине ноября 2011 года.Строительство линии 2, которая идет параллельно линии 1, началось в мае 2011 года и было завершено в апреле 2012 года. Транспортировка газа по второй линии началась в октябре 2012 года. Пропускная способность каждой линии составляет примерно 27,5 млрд куб. М природного газа в год. ,
Надежные источники газа
Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение является основной базой природного газа для газопровода Nord Stream. Бованенково лежит в Западной Сибири (Россия), на полуострове Ямал, в 40 километрах от побережья Карского моря и занимает площадь около 1000 квадратных километров.Поисковые и оценочные запасы газа там составляют 4,9 трлн кубометров, что делает Бованенковское месторождение надежным источником природного газа для Европы. Лицензия на разработку Бованенковского месторождения принадлежит ООО «Газпром добыча Надым», которое является 100% дочерней компанией ПАО «Газпром».
Инфраструктура для безопасного газоснабжения
Построенный «Газпромом» 917-километровый наземный трубопровод на российской территории соединяет «Северный поток» с российской газотранспортной системой. Два береговых соединения из Грайфсвальда на юг и запад Германии, общей протяженностью более 900 километров, построены W & G и E.На ЮВ подключите трубопровод к европейской газотранспортной системе.
,Nord Stream 2 — Строительство в России
Начальная точка Nord Stream 2 расположена недалеко от Нарвского залива в Кингисеппском районе Ленинградской области России, где трубопровод будет соединен с российской газовой сетью. Газ будет поступать в трубопровод от Славянской компрессорной станции, эксплуатируемой Газпромом. Компрессор поднимет давление газа до уровня, необходимого для безопасной транспортировки по всему трубопроводу без промежуточных компрессорных станций.
Строительство российского участка разделено на участок длиной 3,7 км на суше и участок длиной 114 км на море. Он начинается в 3,8 километрах от берега с объектами выхода на берег, которые включают в себя зону захвата контрольно-измерительного прибора (PIG) и запорные клапаны, а также системы для контроля поступающего потока газа и обеспечения безопасной эксплуатации.
Российский наземный участок трубопровода проходит через Кургальский заповедник. Чтобы обеспечить минимально возможное воздействие на окружающую среду, этот раздел будет построен с использованием инновационного открытого метода строительства.Будут развернуты траншеи для уменьшения ширины строительного коридора и связанных с этим воздействий примерно на 50 процентов.
Методика также помогает сохранить местную гидрологию, поскольку для прокладки трубопровода не требуется дренаж траншеи. После завершения строительства вся территория будет восстановлена. Коридор шириной 30 метров непосредственно над трубопроводом будет свободен от деревьев, как того требуют российские стандарты безопасности. Растительность будет разрешено вернуться в этот район, естественно.
Прибрежные и морские строительные работы будут выполняться с использованием двух современных трубоукладочных судов, а позже к этим двум участкам трубопровода будет присоединена надводная врезка.
На всем протяжении строительства будет проводиться комплексный экологический мониторинг для береговых и морских участков, чтобы гарантировать, что фактическое воздействие на окружающую среду не превышает пороговые значения, указанные в отчете об оценке воздействия на окружающую среду. Ответственные органы будут осуществлять внешний надзор.
Назад к обзору
,Россия заявляет, что газопровод Nord Stream 2 будет завершен, несмотря на все трудности, после того, как швейцарско-голландская компания Allseas решила прекратить свои работы над проектом в Балтийском море под угрозой санкций США.
В выходные, по сообщениям, инжиниринговая компания отозвала свои суда, которые занимались прокладкой последнего участка трубопровода.Вывод произошел вскоре после того, как президент США Дональд Трамп подписал закон «Об авторизации национальной обороны 2020 года», который предусматривает жесткие санкции в отношении иностранных подрядчиков, участвующих в проекте.
Однако, как сообщается на сайте «Морское движение», два судна Allseas — Solitaire и Pioneering Spirit — все еще находились в водах Балтийского моря по состоянию на утро понедельника.
«Несмотря на все факторы, которые работали против проекта, мы ожидаем, что газопровод Nord Stream 2 будет завершен в ближайшее время», — заявил министр энергетики Александр Новак в интервью российской телекомпании РБК.Министр сомневается, что ограничения США могут полностью остановить проект, поскольку он уже находится на заключительной стадии, и любые штрафы или карательные меры со стороны США вызовут недовольство среди его союзников.
У России есть запасные суда, но здесь есть улов
Если Allseas решит полностью выйти из проекта, у России есть возможная альтернатива завершить прокладку многомиллиардного подводного трубопровода, который призван обеспечить поставки газа в Европу. Однако это может отодвинуть возможный запуск Nord Stream 2.
Например, российская компания МРТС имеет как минимум три трубоукладочные баржи — Fortuna, Defender и Kapitan Bulagin. Первое считалось главной надеждой, если действия США напугали партнеров России. Корабль был добавлен ранее в этом году в список судов, которые могут участвовать в строительных работах.
Использование одного из этих трех кораблей может привести к дополнительным препятствиям, поскольку у них нет возможностей динамического позиционирования, требуемых Данией. Таким образом, им может быть запрещено работать в датской секции, или России придется получить дополнительные разрешения для них.Это может быть трудной задачей, учитывая, что Копенгаген отложил до конца октября выдачу разрешения даже начать работы по прокладке труб в его водах.
Другим вариантом может стать «Академик Черский», судно, принадлежащее российской энергетической компании «Газпром». Трубоукладчик обладает всеми необходимыми техническими возможностями, включая динамическое позиционирование, но в настоящее время он находится на Дальнем Востоке России, и до датских вод потребуется до двух месяцев.
Для получения дополнительной информации об экономике и финансах посетите бизнес-раздел RT
.